(непрерывности, постепенности, последовательности, цикличности, возрастной адекватности, их характеристики) — Студопедия
«Принцип» —это наиболее важные, наиболее существенные положения, которые отражают закономерности воспитания.
1. Принцип непрерывности. Первое положениепринципа непрерывности — процесс физического воспитания является целостной системой, в которой предусматривается последовательность в проведении занятий физическими упражнениями. Последовательность является важнейшим условием процесса обучения движениям и процесса воспитания физических качеств.
Реализация этого положения в процессе физического воспитания определяется дидактическими правилами: «от легкого к трудному», «от простого к сложному», «от освоенного к неосвоенному», «от знаний к умениям. При построении учебного процесса определение последовательности обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств должно основываться на знаниях и учете положительного и отрицательного «переноса» навыков и физических качеств. В возрастном и многолетнем плане последовательность в построении процесса физического воспитания заключается в тенденции: от общего широкого фундамента физической подготовки к более глубокой и узкой (специализированной) подготовке. Последовательность решения задач физического воспитания в масштабе занятий (урок) определяется «следовыми» явлениями, остающимися после выполнения видов физических упражнений 2. Второе положение принципа непрерывности обязывает специалистов по физической культуре и спорту при построении системы занятий обеспечить постоянную преемственность эффекта занятий, устранить большие перерывы между ними с целью исключения разрушающего воздействия того, что было приобретено ранее в процессе занятий физическими упражнениями. При обучении двигательным действиям и воспитании физических качеств эффект от проведенного занятия должен наслаиваться на эффект предыдущих занятий с тем, чтобы в конечном итоге произошла кумуляция (накопления) этих эффектов. Степень кумуляции эффекта занятий будет зависеть от продолжительности интервалов времени, разделяющих каждое отдельное занятие. Следовательно, перерыв между занятиями должен быть оптимальным, так как двигательно-координационные связи очень нестойки и быстро угасают при их не подкреплении.
2. Принцип постепенности (постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействий) – подразумевает, систематическое повышение требований к проявлению у занимающихся двигательных и связанных с ними психических функций за счет повышения сложности заданий и увеличения нагрузок. Прогрессирующее развитие физических качеств возможно лишь при условии систематического повышения требований к функциональной деятельности организма человека. В основе механизма развития силы, выносливости и других физических качеств, как известно, лежат приспособительные (адаптационные) функциональные перестройки в организме в ответ на физические нагрузки, превышающие по своей величине (интенсивности или длительности) те, к которым организм приспособился. Важно выбрать оптимальную нагрузку, понимая под этим ту минимальную величину интенсивности, которая вызывает приспособительные перестройки в организме. Более интенсивное воздействие ведет либо к перенапряжению, либо при чрезмерных требованиях к превышению физиологических возможностей, к срыву нормальной деятельности организма. Таким образом, принцип постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействий предусматривает планомерное увеличение и обновление заданий в сторону их усложнения, увеличения объема и интенсивности нагрузки по мере роста функциональных возможностей организма.
3. Принцип последовательности —предусматривает целенаправленное повышение требований к двигательной активности (по параметрам объема и интенсивности) в процессе адаптации индивида к физической нагрузке. Реализация данного принципа обеспечивает планомерный переход объекта педагогического воздействия с одного качественного уровня на более высокий, что практически выражается ростом тренированности, повышением функциональных возможностей организма и физических способностей. Он выражает необходимость неуклонного повышения требований к занимающимся, сущность которых заключается в постоянном обновлении и усложнении используемых упражнений, методов, условий занятий, а также величины физической нагрузки, ее объема и интенсивности. Следует иметь в виду, что прогрессирование требований лишь тогда будет приводить к положительным результатам, когда новое задание и связанные с ним нагрузки окажутся посильными для занимающихся.
4.Принцип систематичности (системного чередования нагрузок и отдыха).Системное чередование нагрузок и отдыха в процессе физического воспитания является важным положением, от которого в конечном итоге зависит суммарный эффект занятий.
Оперируя различными вариантами отдыха между занятиями: ординарный жесткий (неполный отдых) и суперкомпенсаторный(обеспечивающий повышенную работоспособность) можно добиться максимального эффекта при достаточно частом проведении занятий с относительно большой напряженностью.
Для сохранения повышенного уровня функционирования различных систем организма нужны повторные нагрузки через строго определенные интервалы отдыха. При длительном интервале отдыха между нагрузками произойдет реадаптация — возможность организма вернуться к прежнему уровню. При более коротких интервалах отдыха работоспособность организма не успевает восстановиться. Систематическое повторение нагрузок на фоне недовосстановления приведет к снижению работоспособности организма в результате истощения ресурсов. Вначале это будет происходить в физиологических пределах, а затем может привести к перетренированности и более глубоким патологическим явлениям. Наилучшим оптимальным интервалом отдыха будет такой промежуток времени между нагрузками, который потребуется для появления фазы сверхвосстановления (суперкомпенсации). При воспитании физических качеств не во всех случаях целесообразно пользоваться только оптимальными интервалами отдыха. В зависимости от ряда обстоятельств в определенные моменты бывают полезными и ординарные (полные) и укороченные «жесткие» интервалы. Специфическим для реализации принципа системного чередования нагрузки и отдыха в физическом воспитании является построение четкой системы и последовательности воздействий с учетом «следовых» явлений.
Методические пути реализации принципа: 1) рациональная повторность задания; 2) рациональное чередование нагрузок и отдыха; 3) повторность и вариативность заданий и нагрузок.
5. Принцип цикличности (циклического построения занятий). Процесс физического воспитания — это замкнутый круговорот определенных занятий и этапов, образующих циклы. В соответствии с этим различают три вида циклов:микроциклы (недельные), характеризующиеся повторностью применения упражнений одновременно с их разнонаправленностью, чередованием нагрузки и отдыха;мезоциклы (месячные), включающие в себя от двух до шести микроциклов, в которых меняются содержание, порядок чередования и соотношение средств; макроциклы (годичные), в которых разворачивается процесс физического воспитания на протяжении долговременных стадий.
6. Принцип возрастной адекватности — этот принцип обязывает последовательно изменять направленность физического воспитания в соответствии с возрастными этапами и стадиями человека, т.е. применительно к сменяющимся периодам онтогенеза и особенно периодам возрастного физического развития организма (дошкольный, младший, средний, старший возраст). В школьный период этот принцип обязывает также учитывать при воспитании физических качеств периоды, в которых создаются наиболее благоприятные возможности для развития тех или иных физических качеств.
Принцип постепенности и последовательности и их реализация в практике физического воспитания.
Принцип последовательности
Требования к последовательности обучения двигательным действиям и развития физических качеств выражается в трех дидактических правилах: от освоенного – к неосвоенному; от легкого – к трудному; от простого – к сложному.
Новые двигательные умения и навыки возникают на базе старых, ранее приобретенных. Поэтому одно из решающих методических условий последовательности в процессе физического воспитания – это преемственность физических упражнений при их обучении. Необходимо, чтобы учебный материал при планировании распределялся таким обрезом, чтобы содержание предыдущего урока служило ступенькой к освоению следующего.
4.5. Принцип постепенности (прогрессирования)
Принцип постепенности заключается в прогрессивном нарастании объема и интенсивности нагрузки и в усложнении техники выполняемых упражнении. Возможны три формы постепенного повышения нагрузки (Рисунок 4).
1. Прямолинейно- 2. Ступенчатая 3. Волнообразная
восходящая
Рис. 4. Основные формы повышения физической нагрузки в недельном
цикле тренировки (по Л. П. Матвееву)
Прямолинейно-восходящая форма предусматривает постепенное повышение нагрузки (от занятия к занятию), при этом прирост тренированности незначителен, а интервалы отдыха между занятиями достаточно большие.
При ступенчатой форме предусматривается более крутое повышение физической нагрузки, причем ее рост чередуется с относительной стабилизацией на протяжении нескольких занятий. Это дает возможность подтянуть отстающие приспособительные изменения в организме к данной нагрузке и стабилизировать достигнутые положительные сдвиги.
При волнообразной форме нарастание нагрузки сочетается с ее снижением. Непременным условием повышения тренированности является воспроизведение последующих волн на более высоком уровне. Эта форма позволяет достигать наибольших тренировочных нагрузок.
В обучении двигательным действиям также используются две формы повышения требований к учебному материалу:
1. Прямолинейная. Предусматривает постановку новых задач на каждом занятии.
2. Ступенчатая. При данной форме требования по освоению учебного материала предъявляются к занимающимся в течение нескольких занятий, и новые задания даются после адаптации занимающихся к ранее поставленным задачам.
Границы функциональных возможностей учеников постоянно расширяются, что, в свою очередь, вызывает необходимость постоянного повышения требований. Следовательно, чем выше уровень подготовленности занимающихся, тем более высокие требования необходимо предъявлять к ним.
Важнейшим условием прогрессирования требований является доступность новых заданий и связанных с ними нагрузок для занимающихся. Определяя меру доступного, учитель физической культуры должен руководствоваться прежде всего существующими школьными программами и нормативными требованиями, установленными для различных возрастных и половых контингентов учащихся на основе научных данных.
Билет.
1. Подготовьте примерную программу соревнований «Веселые старты» в летнем оздоровительном лагере для младших школьников.
Спортивные соревнования в оздоровительном лагере проводятся прежде всего по видам упражнений, составляющих содержание учебной программы школы (день бегуна, день прыгуна и т. д.) или по многоборью («Дружба» и др.).
Спартакиада оздоровительного лагеря, как правило, проводится во второй половине пребывания в лагере очередной смены и заканчивается финальными соревнованиями и выступлениями на заключительном общелагерном празднике (за 2-3 дня до закрытия лагеря).
В программу лагерной спартакиады для младших детей включаются соревнования по легкой атлетике и играм. Вначале проводятся соревнования внутри звеньев, затем в отрядах между звеньями, а потом между отрядами. На открытии и закрытии спартакиады проводится парад, массовые гимнастические выступления и финальные встречи лучших отрядов. Победители, как правило, награждаются ценными призами, а также призами, изготовленными руками самих отдыхающих.
В проведении спартакиады участвует актив лагеря, воспитатели. Общее руководство спартакиадой осуществляет начальник лагеря. За подготовку и проведение отвечает руководитель физкультуры.
В каждом оздоровительном лагере ищут и находят свои формы проведения массовых мероприятий и, в частности, соревнований. Для каждого оздоровительного сезона составляется календарный план спортивно-массовых мероприятий и программа общелагерной спартакиады. Следует отметить то, что особенно интересно могут проходить в оздоровительных лагерях «Веселые старты».
«Веселые старты» наиболее целесообразно планировать на вторую половину лагерной смены и проводить их во второй половине дня (после полдника и до ужина). Во многих лагерях их приурочивают к родительским дням. В этом случае в конкурсах обычно принимают участие и родители.
Эстафеты с быстрой ходьбой, бегом, прыжками, усложненные дополнительными заданиями переноской, перехватыванием, перекладыванием, бросанием в цель мячей и других предметов, катанием обруча, прыжками через скакалку, преодолением различных препятствий путем переползания, пролезания, прохождения по кубикам, узким рейкам и т. д.
Не следует ранее, чем за 2-3 дня до соревнований, оглашать программу. Иначе возможен нездоровый ажиотаж, натаскивание команд. В конечном итоге дети могут потерять интерес к соревнованию, сопровождающемуся длительными репетициями.
Большое внимание в оздоровительном лагере уделяется прогулкам и походам по заранее опробованным маршрутам.
По приезду в лагерь намеченные маршруты рассматриваются и уточняются преподавателями географии, биологии, истории и утверждаются начальником лагеря. Затем составляется схематическая карта окрестностей лагеря с указанием маршрутов. Она вывешивается в комнате актива.
С учащимися 1-2 классов проводятся небольшие прогулки продолжительностью 1,5-2 часа. Цель – ознакомление с окрестностями и достопримечательностями, сбор цветов и ягод, наблюдение за жизнью леса и т.д. Прогулки проводятся воспитателями. Во время прогулок дети поют, играют, слушают рассказы старших. С учениками 3 классов, кроме прогулок, проводятся экскурсии продолжительностью 3-4 часа. Во время экскурсий проводится сбор коллекций, гербариев, ориентировка на местности по карте, компасу, организуется игра на местности.
Кроме прогулок и экскурсий, в оздоровительном лагере могут быть проведены однодневные и двухдневные походы. К ним допускаются только физически здоровые и тренированные дети. Маршрут и график разрабатываются с учетом цели, поставленной перед походом. Руководитель похода рассчитывает время, необходимое на пребывание в пути, большой привал и отдых (с учетом приема пищи), выполнение основной задачи похода и на проведение заданий и игр.
В процессе подготовки руководитель похода проводит с участниками несколько занятий, на которых рассматриваются правила поведения в походе, и уточняются обязанности участников. В поход с группой в 20-25 человек идут воспитатель, руководитель физкультуры, врач или медсестра. Маршрут похода, как правило, утверждается начальником лагеря и спасательной службой. Заранее определяются точки передачи информации о передвижениях по маршруту.
Вся организация работы оздоровительного лагеря должна способствовать полноценному использованию естественных сил природы для укрепления здоровья и закаливания организма детей. С этой целью для педагогического состава оздоровительного лагеря проводятся еженедельные инструктивно-методические занятия. На них раскрываются вопросы планирования и содержания работы, методика проведения конкретных мероприятий.
Обязанности должностных лиц лагеря по руководству физическим воспитанием детей и содержание их работы распределяются следующим образом. Начальник оздоровительного лагеря и старший воспитатель осуществляют руководство и контроль, несут ответственность за постановку работы по физическому воспитанию, обеспечивают условия для полноценных занятий.
Педагог по физическому воспитанию планирует совместно со старшим воспитателем всю физкультурную работу с педагогическим коллективом лагеря и физкультурным активом, а также осуществляет контроль над ее проведением.
Инструктор по плаванию принимает участие в организации и проведении всех общелагерных физкультурных мероприятий, составляет по согласованию с педагогом по физическому воспитанию и администрацией лагеря расписание купаний, план занятий по обучению детей плаванию, проводит занятия по обучению плаванию, обучает приемам спасения и оказания первой помощи, организует соревнования по плаванию, игры и праздники на воде.
Педагог-воспитатель принимает участие в проведении массовых физкультурных мероприятий и обеспечивает педагогическую направленность деятельности вожатых отрядов и детей.
Вся физкультурная работа в лагере должна проводится под контролем медицинских работников.
Основные документы планирования и учета по физическому воспитанию:
1. Общий план, который включает следующие разделы:
а) организационная работа,
б) физкультурная работа,
в) работа по подготовке физкультурного актива;
д) хозяйственная работа.
2. Календарный план спортивно-массовых мероприятий.
3. Положение о соревнованиях.
4. Протоколы соревнований.
5. Книга учета рекордов и чемпионов лагеря.
6. Учет детей, имеющих ограничения в занятиях или освобождение от них.
Тренировки. Часть 1. Основные принципы
Основные принципы тренировок
Физическая активность сама по себе не дает здоровья, если ею пользоваться неправильно. Теория и практика физкультуры и спорта определили ряд принципов, соблюдение которых гарантирует успехи при занятиях физическими упражнениями и ограждает от нежелательных последствий. Главные из них: постепенность и последовательность, повторность, посильность или индивидуализация, систематичность и регулярность тренировок.
Принципы просты, но интерпретируются они зачастую очень вольно. Например, больной, который выполнил сразу 100 приседаний и с обострением болезни пришел к врачу, уверял, что он намеревался постепенно увеличивать нагрузку; он ведь и не пытался в первый же день выполнить все 1000 запланированных упражнений! В данном случае был нарушен не только принцип постепенности, но и посильности, так как для хорошо тренированных суставов данная нагрузка не оказалась бы чрезмерной, но для неподготовленных, да еще «задетых» болезнью она, конечно, же, непосильна. Надо было начинать хотя бы с десяти приседаний, а то и вовсе уберечь больные суставы от нагрузки, выполнив другие упражнения.
Принцип постепенности предполагает последовательное увеличение нагрузок.
Во-первых, последовательность в осуществлении каждого разового занятия. Приступая к нему, вначале выполняют упражнения для небольших групп мышц, например рук, потом ног, затем туловища. Также последовательно должна нарастать интенсивность выполнения упражнений, амплитуда движений, сила и скорость или скорость бега и т.д. Затем постепенно увеличивается время тренировочных занятий.
Во-вторых, последовательное увеличение нагрузок повторных занятиях. Не обязательно увеличивать нагрузку на следующей же тренировке (весьма распространенная ошибка!). Объем и интенсивность нагрузки может сохраняться на одном уровне в течение определенного цикла: 3-7-дневного, а может быть, и в течение месяца. Все зависит от степени подготовленности человека, возраста, здоровья, индивидуальных особенностей организма. Существует мнение, что для полного освоения комплекса упражнений, например гимнастических, после чего они уже не дают дальнейшего тренирующего эффекта требуется в среднем около 4 нед. Но, повторяем, индивидуальные варианты очень многообразны. Правы те, «поспешает медленно», особенно, если занятия проводятся только в оздоровительных целях.
В-третьих, постепенное расширение двигательной активности. К примеру, если вы только приобщились к культуре и начали бегать, то уже не следует заниматься и гантельной гимнастикой, и спортивными играми велосипедом, т.е. не надо одновременно тренировать выносливость, и силу, и ловкость. Организму нужно привыкнуть к одному виду двигательной активности, чтобы выработался и закрепился необходимый динамический стереотип — прочно закрепленная функциональная взаимосвязь между определенными нервными центрами и мышечными группами, обеспечивающая строгую последовательность и координированность двигательного акта. С одновременным же действием упражнений разной направленности нетренированный организм может не справиться: отсюда медленный рост общей тренированности, повышенная утомляемость, большая вероятность получения травмы. В дальнейшем, когда тренированность повысится, такое разнообразие спортивной деятельности будет только на пользу. Определяющим должен оставаться принцип: от простого — к сложному, от легкого — к трудному.
Если начинать сразу с больших физических нагрузок, то ответной реакцией организма на них может стать перенапряжение внутренних органов и нервной системы, далеко выходящее за рамки нормального, физиологического. Это может причинять вред здоровью. Но, достигнув определенного уровня тренированности, нагрузку можно увеличивать. Только так происходит дальнейшее раскрытие резервов. Правда, резервы не могут быть беспредельными, и если цель занятий — укрепление здоровья и повышение работоспособности, то, достигнув оптимального для себя уровня тренированности, нужно в дальнейшем только поддерживать его. В большом спорте требования другие. Там необходимо максимальное раскрытие резервов, приближение к предельным возможностям человека в конкретном виде спорта.
Принцип повторности необходим для того, чтобы изменения, произошедшие в организме в результате занятий физическими упражнениями, закрепились и упрочились.
В основе этого принципа лежит физиологическая закономерность, заключающаяся в том, что для возникновения постоянных условнорефлекторных связей в нервной системе необходимы неоднократные воздействия раздражителей (в данном случае физических упражнений) на организм. При повторно возникающих изменениях функций различных систем происходит сначала количественный, а затем качественный сдвиг в деятельности организма в целом.
Приведем пример. Выполняя какое-либо гимнастическое упражнение, мы первые движения выполняем с большими погрешностями, чем последующие. Так, если это наклоны туловища вперед с касаниями руками пола, то касание пола при первом — втором выполнении происходит только кончиками пальцев, а уже при пятом — шестом повторении — всей ладонью.
От упражнения к упражнению растет возбудимость нервных центров коры головного мозга под действием импульсов из мышц. Достигнув определенного уровня возбуждения, нервная система налаживает более эффективное управление движениями, которые затем и закрепляются в более совершенном виде.
Разумеется, повторность должна соблюдаться только в увеличении количества выполняемых упражнений, но и в осуществлении одних и тех же комплексов упражнений в течение недели, месяца и т.д.
Показателем достаточной освоенности данного комплекса физических упражнений является ощущение того, что выполняются они с большей легкостью, быстро, без особых усилий. Тогда следует усложнить комплекс, увеличив его объем, интенсивность выполнения и продолжительность занятий. Так будет соблюден и принцип постепенности.
Повторные нагрузки следуют через определенный интервал времени — секунды или минуты, если интервал между упражнениями в процессе одного занятия, часы и дни, если это повторные тренировки. Промежуток между занятиями можно назвать активным отдыхом. Этот период очень важен. Именно тогда происходит восстановление сил, затраченных в процессе тренировок. Длительность отдыха должна обусловливаться величиной нагрузки. Так, после тренировки умеренной мощности основные процессы восстановления завершаются через 10-24 ч, а после больших максимальных нагрузок для восстановления нужно 2-3 с и более. Исходя из этого, назначается и время следующих занятий.
Принцип посильности или индивидуализации кажется наиболее простым и понятным: нагрузки должны соответствовать физическим возможностям конкретного человека. Ясно, что у юношей и девушек больше потенциальных возможностей, чем у пожилых, физически пассивных и нередко перенесших различные болезни людей. Но эта очевидная истина нередко забывается.
Бывает, когда, поддавшись спортивному азарту, пожилые или мало тренированные физкультурники пытаются угнаться за молодыми, например, в беге. Тогда перегружается сердце, а это грозит уже более тяжелыми последствиями. Таким образом, принцип индивидуализации предусматривает строгое соответствие физических нагрузок возможностям человека. Только при соблюдении этого правила тренировки принесут оздоровление или спортивные успехи.
Принцип систематичности и регулярности, думается, не требует особых разъяснений. Когда говорят, что спортсмен в отличной спортивной форме, подразумевают, что он находится в состоянии хорошей тренированности, достиг высшей степени работоспособности и показывает лучшие спортивные результаты. Поддержание спортивной формы — это способность длительное время удерживать такое состояние. В оздоровительной физкультуре под выражением «хорошая форма» понимают возможность долгое время удерживать состояние оптимальной работоспособности, бодрости, здоровья.
Как и в спортивной практике, достичь этого можно только регулярными тренировками: систематическим выполнением физических упражнений на протяжении многих месяцев и лет. Люди, приходящие в группы здоровья, после первых же занятий ощутимо чувствуют накопление сил и выносливости. В спортивной литературе приводятся примеры, когда 10-20 тренировочных занятий с отягощениями было достаточно, чтобы увеличить мышечную силу на 30-50%. А здоровые мужчины после 10-20 тренировок в беге уверенно преодолевают 10-километровую дистанцию. В последующем эти темпы замедляются, поскольку дальнейшая перестройка организма идет уже на более сложном уровне.
При прекращении занятий происходит утрата обретенных навыков. Падает выносливость, уменьшается сила, возникает атрофия мышц и внутренних органов. Бывает, что недавний спортсмен, субъективно сохранивший прекрасное самочувствие, в привычном темпе «взлетает» на 4-5-й этаж, а затем долго усмиряет дыхание, недоумевая: куда что подевалось?
Таков закон природы: тренировка развивает резервы, а бездеятельность разрушает их.
Тренировать функциональные системы организма необходимо регулярно, систематически, подвергая их нагрузкам. В этом заключается принцип регулярности. Внешне он сходен с принципом повторности. В обоих случаях главным является многократность повторений нагрузок. Но если принцип повторности диктует необходимость выполнять однотипные упражнения в комплексе (цикл), то регулярность означает повторение физических нагрузок (в том числе различных по характеру) на протяжении более длительного времени: месяцев, либо всей жизни! Цель же единая: накопление тренированности, развитие и укрепление резервов. Только при многолетних занятиях эти резервы становятся мощнее, прочнее, надежнее.
Первые признаки тренированности, как мы уже знаем, появляются довольно рано, после 10-20 занятий, однако, полная, глубинная, если так можно сказать, перестройка органов и тканей на клеточном уровне, с изменением биохимических процессов, образованием новых белковых структур, происходит значительно позже.
Установлено, например, что формирование нового уровня энергетического обмена происходит только через 2 года регулярных тренировок. Обязательно регулярных! Кроме того, регулярное воздействие тренировок на организм создает особый ритм его деятельности, и очень важно.
Ныне хорошо известна роль ритмов в жизни биологических объектов. Человек тоже создавался под влиянием ритмических процессов: чередования дня и ночи, времени года, солнечной активности и т.д. Эти ритмы органично вошли в его жизнедеятельность. Биоритмы — периодические колебания жизненных функций — являются формой существования живой материи от клетки до целостного организма. Наиболее ярким их проявлением является работа сердца, органов дыхания и выделения, нервной системы (бодрствование — сон) и т.д. Ритмическая деятельность других систем не столь заметна: например, изменение состава крови в разное время суток, усиление иммунных свойств организма в одно время года и ослабление в другое и т.д.
Всякое нарушение ритма переносится человеком тяжело И наоборот, сохранение ритма облегчает течение физиологических процессов, в том числе и перестройку различных функций под влиянием физических нагрузок. Регулярные, повторяющиеся с определенным ритмом физические нагрузки помогают организму суммировать и накапливать те благотворные изменения, которые они вызывают. И всякая последующая нагрузка будет усиливать эффект накопления физических качеств, здоровья, заложенных накануне, как усиливаются колебания качелей, когда их раскачивают в такт движениям!
Оглавление
Статья (средняя группа) на тему: Принципы физического воспитания.
Принципы физического воспитания.
Принципы физического воспитания, в соответствии с которыми складываются закономерности, правила и требования, предъявляемые к воспитателю, определяют его деятельность по всесторонней физической подготовке ребенка к будущей жизни, раскрытию у него жизненно важных сил, гармоническому развитию. В физическом воспитании наряду с общепедагогическими дидактическими принципами (сознательности и активности, наглядности, доступности и т.д.) имеются специальные, которые выражают специфические закономерности физического воспитания.
Перечислим основные из этих принципов:
всестороннее и гармоническое развитие личности;
- связь физической культуры с жизнью;
- оздоровительная направленность физического воспитания;
- непрерывность и систематичность чередования нагрузок и отдыха;
- постепенность наращивания развивающих, тренирующих воздействий;
- цикличное построение занятий;
- возрастная адекватность направлений физического воспитания.
Общепедагогические принципы
Принцип осознанности и активности направлен на воспитание у ребенка осмысленного отношения к физическим упражнениям и подвижным играм. Он был разработан П.Ф.Лесгафтом, который противопоставлял осознанность механическому заучиванию движений.
Осознание техники движения, последовательности его выполнения, мышечного напряжения, собственного тела способствует формированию у ребенка телесной рефлексии. Осознавая оздоровительное воздействие физических упражнений на организм, ребенок учится самостоятельно и творчески решать двигательные задачи. Он осваивает пространственную терминологию, осознанно выбирает рациональный способ двигательного действия; придумывает комбинации движений, их варианты, организовывает знакомые игры и придумывает свои.
П.Ф.Лесгафт писал, что необходимо научить ребенка выполнять всякую работу по слову, приучать к большей самостоятельности в действиях и волевым проявлениям.
Принцип активности предполагает в ребенке высокую степень самостоятельности, инициативы и творчества.
Принцип систематичности и последовательности обязателен для всех форм физического воспитания: формирования двигательных Навыков, закаливания, режима. Систематичность проявляется во
взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих упражнений позволяет перейти к освоению нового движения и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала. Регулярность, планомерность, непрерывность физического воспитания на протяжении всего дошкольного возраста обеспечивают принцип систематичности. Во всех возрастных группах должна соблюдаться четкая последовательность физкультурных занятий с обязательным чередованием нагрузок и отдыха, а также последовательность, преемственность, взаимосвязь в содержании самих занятий.
Ежедневные, систематически проводимые формы организации двигательной деятельности в сочетании с закаливающими мероприятиями приучают ребенка постоянно соблюдать оздоровительно-воспитательный режим, тогда как прекращение систематических занятий снижает функциональные возможности его организма и уровень физической подготовленности.
Усвоение движений, формирование двигательных навыков требуют их повторяемости. Принцип повторения двигательных навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений образуются двигательные навыки, вырабатываются динамические стереотипы.
Система повторения физических упражнений строится на усвоении нового и повторении в разнообразных вариантах разученных движений. Характер вариативности упражнений может проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приемов, в различных формах физкультурных занятий.
Включение вариантных изменений в стереотипы выполнения движений предполагает соблюдение принципа постепенности. И.П.Павлов писал, что в педагогике постепенность и тренировка являются основным физиологическим правилом.
Стратегия и тактика систематического и последовательного обучения важна для создания двигательного образования ребенка. Она предполагает преемственность от одной ступени обучения к другой.
Принцип наглядности — предназначен для связи чувствительного восприятия с мышлением.
Он способствует направленному воздействию на функции сенсорных систем, участвующих в движении. В практике физического воспитания используется непосредственная и опосредованная наглядность.
Непосредственная наглядность выражается в показе педагогом разучиваемого двигательного действия.
Опосредованная наглядность представлена демонстрацией пособий, кино- и видеофильмов, графиков, фотографий и т.д., обеспечивающих представление о выполняемом действии.
Наглядность облегчает выполнение двигательных заданий, развивает интерес к физическим упражнениям, ускоряет формирование двигательных умений и навыков, развивает двигательные способности.
При разучивании новых движений принцип наглядности осуществляется путем безукоризненного, красивого, четкого показа (непосредственной зрительной наглядности). Это обеспечивает точное восприятие движения, формирует правильное представление о нем.
Принцип доступности и индивидуализации имеет свои особенности в оздоровительной направленности физического воспитания. Поскольку физические упражнения воздействуют на жизненно важные функции организма, оказывая оздоровительное воздействие на его органы и системы, завышение нагрузок отрицательно влияет на состояние здоровья ребенка. Соблюдение принципа доступности в физическом воспитании требует от педагогов определения меры доступного. Она зависит от индивидуальных возможностей ребенка и от объективных трудностей, возникающих при выполнении определенного упражнения.
Соблюдение принципа доступности предполагает, что, мобилизуя умственные и физические способности, ребенок успешно справляется с программным материалом.
Данные об индивидуальных возможностях ребенка педагоги получают путем тестирования и диагностирования, изучения результатов медико-педагогического контроля.
Педагог подбирает упражнения, которые соответствуют функциональным и приспособительным возможностям детского организма, не нанося ущерба его здоровью. В процессе физического воспитания границы доступного для ребенка материала расширяются. Недоступное ему на раннем этапе в дальнейшем становится доступным и выполнимым.
По мере развития физических и духовных сил ребенка изменяются педагогические и программные требования, предъявляемые к нему. Стимулируется его дальнейшее развитие. Важную роль в этом играет подбор посильных для ребенка нагрузок, которые постепенно усложняются в различных формах двигательной деятельности, а также при распределении программного материала на занятиях. Использование подготовительных и подводящих упражнений способствует преодолению трудностей при усвоении двигательных навыков.
Реализация принципа доступности требует соблюдения последовательности в создании методических условий. Поскольку двигательные умения и навыки базируются на уже приобретенных умениях, важным условием принципа доступности является преемственность физических упражнений. Распределение материала, основанного на связи каждого предыдущего занятия с последующим, обеспечивает усвоение программного содержания.
Соблюдение преемственности занятий выражено в следующих правилах: от известного к неизвестному или от освоенного к неосвоенному; от простого к сложному, от легкого к трудному. Однако эти правила не всегда универсальны, и трудность физических упражнений требует регулирования координационной сложности и степени физических усилий ребенка . Оптимальное построение системы занятий, заблаговременная и непосредственная подготовка на них к преодолению ребенком очередных трудностей способствуют методическому обеспечению в реализации принципа доступности в работе дошкольного учреждения.
Принцип индивидуализации предполагает необходимость учета функциональных возможностей, типологических особенностей малыша. Он позволяет улучшать врожденные задатки, развивать способности, тренировать нервную систему, воспитывать положительные качества и способности ребенка.
Принцип индивидуализации в физическом воспитании осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает ребенка, планирует и прогнозирует его развитие. С учетом уровня индивидуальной подготовленности ребенка, его двигательных способностей и состояния здоровья намечаются пути совершенствования двигательных навыков, построения двигательного режима, приобщения к разным формам двигательной деятельности. Используя природные данные ребенка, педагог направляет и стабилизирует его всестороннее развитие.
Принципы, отражающие закономерности физического воспитания
Принцип непрерывности — выражает основные закономерности построения занятий в физическом воспитании. Это один из важнейших принципов, обеспечивающих последовательность и преемственность между занятиями, частоту и суммарную протяженность их во времени. Данный принцип обеспечивает развитие морфофункциональных свойств организма, которые развиваются и совершенствуются, подчиняясь «законам упражнения». Принцип непрерывности выражает закономерности построения физического воспитания как целостного процесса . Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха. Сочетание высокой активности и отдыха в разных формах двигательной деятельности ребенка повышает их эффективность, что выражается в динамичности закономерных изменений содержания и формы параметров функциональных нагрузок от занятия к занятию, от этапа к этапу.
Тенденция постепенного увеличения нагрузок строится на основе принципа постепенного наращивания развивающее — тренирующих воздействий. Она выражает поступательный характер и гарантирует развивающий эффект системы физических упражнений и обуславливает усиление и обновление воздействий в процессе физического воспитания. Динамичность нагрузок зависит от закономерностей адаптации к ним ребенка. Нормирование нагрузки основывается на принципе адаптивного сбалансирования динамики нагрузок.
Реализация потенциальных двигательных возможностей организма, прогрессивное изменение психофизических качеств происходит волнообразно и обеспечивает развивающее — тренирующее воздействие физических упражнений на ребенка.
Упорядочению процесса физического воспитания способствует принцип цикличности. Он заключается в повторяющейся последовательности занятий, что обеспечивает повышение тренированности, улучшает физическую подготовленность ребенка.
Формирование двигательных умений и навыков, физическое образование ребенка, его двигательные способности, функциональные возможности организма развиваются в физическом воспитании на основе принципа возрастной адекватности процесса физического воспитания (т.е. учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка).
Важнейшее значение в системе физического воспитания имеет принцип всестороннего и гармонического развития личности. Он содействует развитию психофизических способностей, двигательных умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее — физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое — развитие личности ребенка.
Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья ребенка.
Подбор физических упражнений для ребенка направлен не только на профилактику нарушения осанки, состояния здоровья, но и на всестороннее оздоровление организма, повышение его работоспособности, совершенствование психофизических качеств, поддержание эмоционально-положительного состояния, жизнерадостности и любви к жизни.
Физические упражнения в сочетании с определенными процедурами повышают функциональные возможности организма, способствуют значительному улучшению оздоровительной деятельности мозга, функций желудочно-кишечного тракта, эндокринной системы и т.д.
Все принципы физического воспитания осуществляются в единстве. Они реализуют оздоровительную направленность физического воспитания и обеспечивают связь физической культуры с жизнью, осуществляют подготовку ребенка к обучению в школе, формируют любовь к занятиям физическими упражнениями, спортом.
(непрерывности, постепенности, последовательности, цикличности, возрастной адекватности, их характеристики). — КиберПедия
«Принцип» —это наиболее важные, наиболее существенные положения, которые отражают закономерности воспитания.
1. Принцип непрерывности.
Первое положениепринципа непрерывности — процесс физического воспитания является целостной системой, в которой предусматривается последовательность в проведении занятий физическими упражнениями. Последовательность является важнейшим условием процесса обучения движениям и процесса воспитания физических качеств.
Реализация этого положения в процессе физического воспитания определяется дидактическими правилами: «от легкого к трудному», «от простого к сложному», «от освоенного к неосвоенному», «от знаний к умениям. При построении учебного процесса определение последовательности обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств должно основываться на знаниях и учете положительного и отрицательного «переноса» навыков и физических качеств. В возрастном и многолетнем плане последовательность в построении процесса физического воспитания заключается в тенденции: от общего широкого фундамента физической подготовки к более глубокой и узкой (специализированной) подготовке. Последовательность решения задач физического воспитания в масштабе занятий (урок) определяется «следовыми» явлениями, остающимися после выполнения видов физических упражнений 2. Второе положение принципа непрерывности обязывает специалистов по физической культуре и спорту при построении системы занятий обеспечить постоянную преемственность эффекта занятий, устранить большие перерывы между ними с целью исключения разрушающего воздействия того, что было приобретено ранее в процессе занятий физическими упражнениями. При обучении двигательным действиям и воспитании физических качеств эффект от проведенного занятия должен наслаиваться на эффект предыдущих занятий с тем, чтобы в конечном итоге произошла кумуляция (накопления) этих эффектов. Степень кумуляции эффекта занятий будет зависеть от продолжительности интервалов времени, разделяющих каждое отдельное занятие. Следовательно, перерыв между занятиями должен быть оптимальным, так как двигательно-координационные связи очень нестойки и быстро угасают при их не подкреплении.
2. Принцип постепенности (постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействий) – подразумевает, систематическое повышение требований к проявлению у занимающихся двигательных и связанных с ними психических функций за счет повышения сложности заданий и увеличения нагрузок. Прогрессирующее развитие физических качеств возможно лишь при условии систематического повышения требований к функциональной деятельности организма человека. В основе механизма развития силы, выносливости и других физических качеств, как известно, лежат приспособительные (адаптационные) функциональные перестройки в организме в ответ на физические нагрузки, превышающие по своей величине (интенсивности или длительности) те, к которым организм приспособился. Важно выбрать оптимальную нагрузку, понимая под этим ту минимальную величину интенсивности, которая вызывает приспособительные перестройки в организме. Более интенсивное воздействие ведет либо к перенапряжению, либо при чрезмерных требованиях к превышению физиологических возможностей, к срыву нормальной деятельности организма. Таким образом, принцип постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействий предусматривает планомерное увеличение и обновление заданий в сторону их усложнения, увеличения объема и интенсивности нагрузки по мере роста функциональных возможностей организма.
3. Принцип последовательности —предусматривает целенаправленное повышение требований к двигательной активности (по параметрам объема и интенсивности) в процессе адаптации индивида к физической нагрузке. Реализация данного принципа обеспечивает планомерный переход объекта педагогического воздействия с одного качественного уровня на более высокий, что практически выражается ростом тренированности, повышением функциональных возможностей организма и физических способностей. Он выражает необходимость неуклонного повышения требований к занимающимся, сущность которых заключается в постоянном обновлении и усложнении используемых упражнений, методов, условий занятий, а также величины физической нагрузки, ее объема и интенсивности. Следует иметь в виду, что прогрессирование требований лишь тогда будет приводить к положительным результатам, когда новое задание и связанные с ним нагрузки окажутся посильными для занимающихся.
4.Принцип систематичности (системного чередования нагрузок и отдыха).Системное чередование нагрузок и отдыха в процессе физического воспитания является важным положением, от которого в конечном итоге зависит суммарный эффект занятий.
Оперируя различными вариантами отдыха между занятиями: ординарный жесткий (неполный отдых) и суперкомпенсаторный(обеспечивающий повышенную работоспособность) можно добиться максимального эффекта при достаточно частом проведении занятий с относительно большой напряженностью.
Для сохранения повышенного уровня функционирования различных систем организма нужны повторные нагрузки через строго определенные интервалы отдыха. При длительном интервале отдыха между нагрузками произойдет реадаптация — возможность организма вернуться к прежнему уровню. При более коротких интервалах отдыха работоспособность организма не успевает восстановиться. Систематическое повторение нагрузок на фоне недовосстановления приведет к снижению работоспособности организма в результате истощения ресурсов. Вначале это будет происходить в физиологических пределах, а затем может привести к перетренированности и более глубоким патологическим явлениям. Наилучшим оптимальным интервалом отдыха будет такой промежуток времени между нагрузками, который потребуется для появления фазы сверхвосстановления (суперкомпенсации). При воспитании физических качеств не во всех случаях целесообразно пользоваться только оптимальными интервалами отдыха. В зависимости от ряда обстоятельств в определенные моменты бывают полезными и ординарные (полные) и укороченные «жесткие» интервалы. Специфическим для реализации принципа системного чередования нагрузки и отдыха в физическом воспитании является построение четкой системы и последовательности воздействий с учетом «следовых» явлений.
Методические пути реализации принципа: 1) рациональная повторность задания; 2) рациональное чередование нагрузок и отдыха; 3) повторность и вариативность заданий и нагрузок.
5. Принцип цикличности (циклического построения занятий). Процесс физического воспитания — это замкнутый круговорот определенных занятий и этапов, образующих циклы. В соответствии с этим различают три вида циклов:микроциклы (недельные), характеризующиеся повторностью применения упражнений одновременно с их разнонаправленностью, чередованием нагрузки и отдыха;мезоциклы (месячные), включающие в себя от двух до шести микроциклов, в которых меняются содержание, порядок чередования и соотношение средств; макроциклы (годичные), в которых разворачивается процесс физического воспитания на протяжении долговременных стадий.
6. Принцип возрастной адекватности — этот принцип обязывает последовательно изменять направленность физического воспитания в соответствии с возрастными этапами и стадиями человека, т.е. применительно к сменяющимся периодам онтогенеза и особенно периодам возрастного физического развития организма (дошкольный, младший, средний, старший возраст). В школьный период этот принцип обязывает также учитывать при воспитании физических качеств периоды, в которых создаются наиболее благоприятные возможности для развития тех или иных физических качеств.
(непрерывности, постепенности, последовательности, цикличности, возрастной адекватности, их характеристики) — Мегаобучалка
«Принцип» —это наиболее важные, наиболее существенные положения, которые отражают закономерности воспитания.
1. Принцип непрерывности. Первое положениепринципа непрерывности — процесс физического воспитания является целостной системой, в которой предусматривается последовательность в проведении занятий физическими упражнениями. Последовательность является важнейшим условием процесса обучения движениям и процесса воспитания физических качеств.
Реализация этого положения в процессе физического воспитания определяется дидактическими правилами: «от легкого к трудному», «от простого к сложному», «от освоенного к неосвоенному», «от знаний к умениям. При построении учебного процесса определение последовательности обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств должно основываться на знаниях и учете положительного и отрицательного «переноса» навыков и физических качеств. В возрастном и многолетнем плане последовательность в построении процесса физического воспитания заключается в тенденции: от общего широкого фундамента физической подготовки к более глубокой и узкой (специализированной) подготовке. Последовательность решения задач физического воспитания в масштабе занятий (урок) определяется «следовыми» явлениями, остающимися после выполнения видов физических упражнений 2. Второе положение принципа непрерывности обязывает специалистов по физической культуре и спорту при построении системы занятий обеспечить постоянную преемственность эффекта занятий, устранить большие перерывы между ними с целью исключения разрушающего воздействия того, что было приобретено ранее в процессе занятий физическими упражнениями. При обучении двигательным действиям и воспитании физических качеств эффект от проведенного занятия должен наслаиваться на эффект предыдущих занятий с тем, чтобы в конечном итоге произошла кумуляция (накопления) этих эффектов. Степень кумуляции эффекта занятий будет зависеть от продолжительности интервалов времени, разделяющих каждое отдельное занятие. Следовательно, перерыв между занятиями должен быть оптимальным, так как двигательно-координационные связи очень нестойки и быстро угасают при их не подкреплении.
2. Принцип постепенности (постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействий) – подразумевает, систематическое повышение требований к проявлению у занимающихся двигательных и связанных с ними психических функций за счет повышения сложности заданий и увеличения нагрузок. Прогрессирующее развитие физических качеств возможно лишь при условии систематического повышения требований к функциональной деятельности организма человека. В основе механизма развития силы, выносливости и других физических качеств, как известно, лежат приспособительные (адаптационные) функциональные перестройки в организме в ответ на физические нагрузки, превышающие по своей величине (интенсивности или длительности) те, к которым организм приспособился. Важно выбрать оптимальную нагрузку, понимая под этим ту минимальную величину интенсивности, которая вызывает приспособительные перестройки в организме. Более интенсивное воздействие ведет либо к перенапряжению, либо при чрезмерных требованиях к превышению физиологических возможностей, к срыву нормальной деятельности организма. Таким образом, принцип постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействий предусматривает планомерное увеличение и обновление заданий в сторону их усложнения, увеличения объема и интенсивности нагрузки по мере роста функциональных возможностей организма.
3. Принцип последовательности —предусматривает целенаправленное повышение требований к двигательной активности (по параметрам объема и интенсивности) в процессе адаптации индивида к физической нагрузке. Реализация данного принципа обеспечивает планомерный переход объекта педагогического воздействия с одного качественного уровня на более высокий, что практически выражается ростом тренированности, повышением функциональных возможностей организма и физических способностей. Он выражает необходимость неуклонного повышения требований к занимающимся, сущность которых заключается в постоянном обновлении и усложнении используемых упражнений, методов, условий занятий, а также величины физической нагрузки, ее объема и интенсивности. Следует иметь в виду, что прогрессирование требований лишь тогда будет приводить к положительным результатам, когда новое задание и связанные с ним нагрузки окажутся посильными для занимающихся.
4.Принцип систематичности (системного чередования нагрузок и отдыха).Системное чередование нагрузок и отдыха в процессе физического воспитания является важным положением, от которого в конечном итоге зависит суммарный эффект занятий.
Оперируя различными вариантами отдыха между занятиями: ординарный жесткий (неполный отдых) и суперкомпенсаторный(обеспечивающий повышенную работоспособность) можно добиться максимального эффекта при достаточно частом проведении занятий с относительно большой напряженностью.
Для сохранения повышенного уровня функционирования различных систем организма нужны повторные нагрузки через строго определенные интервалы отдыха. При длительном интервале отдыха между нагрузками произойдет реадаптация — возможность организма вернуться к прежнему уровню. При более коротких интервалах отдыха работоспособность организма не успевает восстановиться. Систематическое повторение нагрузок на фоне недовосстановления приведет к снижению работоспособности организма в результате истощения ресурсов. Вначале это будет происходить в физиологических пределах, а затем может привести к перетренированности и более глубоким патологическим явлениям. Наилучшим оптимальным интервалом отдыха будет такой промежуток времени между нагрузками, который потребуется для появления фазы сверхвосстановления (суперкомпенсации). При воспитании физических качеств не во всех случаях целесообразно пользоваться только оптимальными интервалами отдыха. В зависимости от ряда обстоятельств в определенные моменты бывают полезными и ординарные (полные) и укороченные «жесткие» интервалы. Специфическим для реализации принципа системного чередования нагрузки и отдыха в физическом воспитании является построение четкой системы и последовательности воздействий с учетом «следовых» явлений.
Методические пути реализации принципа: 1) рациональная повторность задания; 2) рациональное чередование нагрузок и отдыха; 3) повторность и вариативность заданий и нагрузок.
5. Принцип цикличности (циклического построения занятий). Процесс физического воспитания — это замкнутый круговорот определенных занятий и этапов, образующих циклы. В соответствии с этим различают три вида циклов:микроциклы (недельные), характеризующиеся повторностью применения упражнений одновременно с их разнонаправленностью, чередованием нагрузки и отдыха;мезоциклы (месячные), включающие в себя от двух до шести микроциклов, в которых меняются содержание, порядок чередования и соотношение средств; макроциклы (годичные), в которых разворачивается процесс физического воспитания на протяжении долговременных стадий.
6. Принцип возрастной адекватности — этот принцип обязывает последовательно изменять направленность физического воспитания в соответствии с возрастными этапами и стадиями человека, т.е. применительно к сменяющимся периодам онтогенеза и особенно периодам возрастного физического развития организма (дошкольный, младший, средний, старший возраст). В школьный период этот принцип обязывает также учитывать при воспитании физических качеств периоды, в которых создаются наиболее благоприятные возможности для развития тех или иных физических качеств.
Принципы обучения в физическом воспитании
Определение 1
Физическое воспитание – это одно из важнейших направлений обучения и воспитания детей, направленное на гармоничное развитие личности, сохранение и укрепление здоровья ребенка.
Реализация физического воспитания детей осуществляется на основании ряда педагогических принципов. Выделяют общие, методические (дидактические) и специфические принципы физического воспитания детей.
Определение 2
Принципы обучения в физическом воспитании – это базовые положения, которые регламентируют организацию и реализацию педагогического процесса, направленного на всестороннее физическое воспитание ребенка.
Понятие общих принципов
Общие принципы обучения в физическом воспитании отражают методику учебного процесса. К общим принципам относятсяследующие положения.
Всестороннее и гармоничное развитие личности. Данный принцип предполагает сочетание физического воспитания и обучения детей с задачами умственного, трудового и эстетического воспитания. То есть осуществление полноценного развития личности каждого ребенка в процессе физического воспитания.
Готовые работы на аналогичную тему
Связь физического обучения и воспитания с жизненной практикой. Согласно данному принципу, физическое обучение и воспитание должно осуществлять подготовку детей к продуктивному труду, защите Родине, умению применять физические знания и навыки в повседневной жизни. Связь физического обучения с реальной жизнью – это не просто подготовка физически развитого члена общества, но и воспитание сильного и выносливого человека. В процессе физического воспитания педагог не просто развивает физические качества ребенка, но и формирует у него положительное отношение к занятиям физической культурой и спорту, тем самым вырабатывает потребность в ежедневных физических занятиях.
Оздоровительная направленность физического воспитания и обучения. Данный принцип подразумевает, что физическая нагрузка в процессе физического воспитания детей, устанавливается в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями. То есть занятия физической культурой должны быть направлены на развитие ребенка и ни в коем случае не навредить ему.
Характеристика методических принципов
Методические принципы обучения в физическом воспитании – это педагогические условия, которые должны соблюдаться педагогом в процессе организации учебной деятельности.
Данные методы определяют методику обучения в физическом воспитании, а также направлены на оптимизацию и эффективность учебного процесса.
К методическим принципам относятся:
- Принцип сознательности и активности. Эффективность занятий по физическому воспитанию и обучению во многом зависит от интереса со стороны детей. Во время занятий физической культурой дети должны не просто механически повторять движения и упражнения за педагогом, а проявлять активность в заучивании и выполнении движений (упражнений). Так же дети должны в полной мере понимать для чего они выполняют упражнения, на развитие каких навыков они направлены. Данный принцип внедряют в процесс физического обучения еще в детском саду.
- Принцип наглядности. Данный принцип направлен на то, что педагог в процессе обучения не просто объясняет последовательность и правильность выполнения упражнений, но и показывает их. Принцип наглядности подразумевает, что не только педагог может показывать правила и последовательность выполнения упражнений, но и сами дети (например, показ ранее изученных упражнений и движений). В таком случае задействованы все сенсорные системы ребенка и процесс физического воспитания и обучения будет более эффективным и плодотворным.
- Принцип доступности и индивидуализации. Согласно данному принципу задачи физического воспитания должны соответствовать возрастным и физическим особенностям детей. В том случае, если педагог дает слишком сложные упражнения, большую нагрузку, то это не просто оттолкнет ребенка от занятий, но и может привести к травматизму. Так же и слишком простые задания и упражнения могут быть не интересны ребенку и способствовать снижению мотивации к физическому воспитанию.
Особенности специфических принципов
Специфические принципы обучения в физическом воспитании выражают закономерности процесса физического воспитания ребенка.
К специфическим принципам относятся:
- Принцип последовательности и постепенности (динамичности). Данный принцип направлен на полноценное физическое развитие ребенка путем постепенной работы. Последовательность и постепенность подразумевают планомерное увеличение и объем нагрузок, усложнение техники упражнений, а также постепенное расширение технического и тактического арсенала. Динамичность предполагает, что увеличение физической нагрузки происходит постепенно, без резкого усложнения.
- Принцип систематичности. Согласно данному принципу физическое воспитание представляет собой непрерывный педагогический процесс, в реализации которого все занятия находятся во взаимосвязи друг с другом. Реализуемые в рамках детского сада или школы занятия, а также дополнительные тренировки должны осуществляться непрерывно, с учетом закономерности привыкания организма ребенка к нагрузкам. Весь процесс обучения в физическом воспитании – это система занятий, которая регламентируется учебным планом, программой, расписанием и т.д.
- Возрастная адекватность направлений физического воспитания. Данный принцип предусматривает организацию процесса физического воспитания детей с учетом их возрастных и физиологических возможностей. Например, недопустимо реализовать программу физического воспитания, разработанную для детей школьного возраста с детьми дошкольного возраста. То есть, предложенные упражнения и задания, должны быть адекватны возрасту детей и соответствовать возрастным задачам обучения в физическом воспитании.
Таким образом, принципы обучения в физическом воспитании представлены системой принципов, которые находятся между собой во взаимосвязи. Педагог, при организации учебного процесса, направленного на физическое воспитание детей должен опираться на все принципы, так как только в этом случае можно достичь желаемого эффекта.
Общепринятые принципы бухгалтерского учета (GAAP)
Значение и определение GAAP
Общепринятые принципы бухгалтерского учета ( GAAP ) относится к широко принятому набору правил, стандартов, соглашений и процедур для представления финансовой информации. В США этот набор правил был установлен Советом по стандартам финансового учета (FASB). GAAP — это сочетание авторитетных стандартов и общепринятых методов записи и представления информации о бухгалтерском учете.
Как поясняет Investopedia, компании навязывают GAAP, чтобы обеспечить инвесторам минимально возможный уровень надежности финансовой отчетности, используемой при анализе компаний в инвестиционных целях. Принципы GAAP включают признание выручки, оценку непогашенной доли и классификацию статей баланса.
Принципы, включенные в GAAP
Принципы, включенные в GAAP, унаследованы от традиций, как и концепция соответствия.В любом финансовом отчете аудитор / составитель должен указать соответствие предоставленной информации GAAP.
1. Принцип регулярности
Принцип регулярности можно объяснить как соблюдение обязательных норм и правил.
2. Принцип искренности
Согласно этому принципу, бухгалтерская единица должна отражать финансовое положение компании.
3. Принцип согласованности
Этот принцип утверждает, что компания должна вводить все аналогичные позиции, которым необходимо следовать точно так же, как когда-то было зафиксировано как метод.
4. Принцип постоянства метода
В центре внимания этого принципа — обеспечение ясности и сравнения финансовой информации, доступной в компании.
5. Принцип невозмещения
Этот принцип гласит, что должна отображаться полная информация о финансовой информации, не ожидая компенсации долга активами, доходов за счет расходов и т. Д.
6. Принцип осмотрительности
Цель этого принципа — показать реальность «такой, какая она есть», а не делать вещи красивее, чем они есть.
7. Принцип предельной добросовестности
Каждая информативная деталь, относящаяся к компании, должна быть раскрыта страховщику до того, как он оформит полис.
8. Принцип полного раскрытия информации / существенности
Важно раскрывать всю информацию и ценности, относящиеся к финансовому положению компании.
9. Принцип периодичности
Важно отнести каждую учетную запись к определенному периоду и соответствующим образом разделить, если охватываются многочисленные периоды.
10. Принцип непрерывности
При указании финансовой информации следует исходить из того, что бизнес не будет прерван.
.
Общепринятые принципы бухгалтерского учета (GAAP)
Что такое GAAP?
Общепринятые принципы бухгалтерского учета, или GAAP, представляют собой набор правил.
которые охватывают детали, сложности и юридические аспекты бизнеса и
корпоративный учет. Совет по стандартам финансового учета (FASB)
использует GAAP в качестве основы для своего полного набора утвержденных
методы и практика бухгалтерского учета.
U.S. Закон требует, чтобы компании предоставляли финансовую отчетность
публичные и компании, акции которых публично торгуются на фондовых биржах и
индексы, соответствующие рекомендациям GAAP, которые включают 10 ключевых понятий:
- Принцип регулярности: Бухгалтеры, соответствующие GAAP
строго соблюдать установленные правила и нормы. - Принцип согласованности: Единые стандарты
применяется на протяжении всего процесса финансовой отчетности. - Принцип искренности: Бухгалтеры, соответствующие GAAP
стремятся к точности и беспристрастности. - Принцип постоянства методов: Последовательный
процедуры используются при составлении всех финансовых отчетов. - Принцип невозмещения: Все аспекты
результаты деятельности организации, будь то положительные или отрицательные, полностью
сообщается без перспективы выплаты долга. - Принцип осторожности: Спекуляции не влияют
отчетность финансовых данных. - Принцип непрерывности: Оценка активов предполагает
деятельность организации будет продолжена. - Принцип периодичности: Отчетность о доходах
разделены на стандартные отчетные периоды времени, например финансовые кварталы
или финансовые годы. - Принцип существенности: Финансовая отчетность полностью
раскрыть денежно-кредитную ситуацию в организации. - Принцип предельной добросовестности: Все вовлеченные стороны
предполагается, что действуют честно.
Соответствие GAAP делает процесс финансовой отчетности прозрачным и
стандартизирует предположения, терминологию, определения и методы.Внешние стороны могут легко сравнить финансовые отчеты, выпущенные
Организации, соответствующие требованиям GAAP, и безопасно предполагают согласованность, что позволяет
быстрые и точные сравнения между компаниями.
Поскольку стандарты GAAP обеспечивают прозрачность и непрерывность, они позволяют
инвесторам и заинтересованным сторонам принимать обоснованные, основанные на фактах решения. В
единообразие соответствия GAAP также позволяет компаниям упростить
оценить стратегические возможности бизнеса.
Каковы основные принципы бухгалтерского учета?
Помимо 10 принципов, соответствие GAAP основано на трех правилах, которые
устранить вводящие в заблуждение методы бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Эти
правила создают единые стандарты бухгалтерского учета и отчетности, которые
предоставить потенциальным и существующим инвесторам надежные методы
оценка финансового положения организации. Без этих правил
бухгалтеры могут использовать вводящие в заблуждение методы, чтобы нарисовать обманчивую картину
финансовое положение компании или организации.
Эти три правила:
- Основные принципы бухгалтерского учета и руководства: Эти 10
руководящие принципы отделяют транзакции организации от личных
сделки его владельцев, стандартизируйте денежные единицы, используемые в
отчеты, и четко раскрывать периоды времени, охватываемые конкретными
отчеты. Они также опираются на установленную передовую практику управления затратами,
раскрытие информации, непрерывность деятельности, сопоставление, признание выручки, профессиональный
суждение и консерватизм. - Правила и стандарты, выпущенные FASB и его предшественником,
Совет по принципам бухгалтерского учета (APB):
FASB выпускает официально одобренный, регулярно обновляемый сборник.
принципов, известных как
Кодификация стандартов бухгалтерского учета FASB . Компендиум
включает стандарты, основанные на передовой практике, ранее установленной
от APB. Эти организации основаны на исторических правилах.
управления финансовой отчетностью, которые осуществлялись федеральными
правительство после краха фондового рынка 1929 года, который вызвал
Великая депрессия. - Общепринятые отраслевые практики: Нет
универсальная модель GAAP, которой следуют все организации во всех
промышленность. Скорее, отдельные компании лучше всего следуют отраслевым
практики, призванные отразить нюансы и сложности
разные направления бизнеса. Например, банки работают с
другой набор методов бухгалтерского учета и финансовой отчетности, чем те
используется розничным бизнесом.
История GAAP
Без нормативных стандартов компании могли бы свободно представлять
финансовая информация в том формате, который лучше всего соответствует их потребностям. С участием
карт-бланш, чтобы изобразить финансовое положение компании в наиболее идеальном
света, инвесторов можно легко ввести в заблуждение. Великая депрессия 1929 г.
финансовая катастрофа, которая вызвала годы лишений для миллионов
Американцы, в первую очередь, были связаны с ошибочными и манипулятивными сообщениями
практики среди предприятий.В ответ федеральное правительство вместе с
с профессиональными бухгалтерскими группами, целью которых является создание стандартов для
этичное и точное представление финансовой информации.
По словам Стивена Зеффа в
CPA Journal, терминология GAAP впервые была использована в
1936 г. Американским институтом
Бухгалтеры (AIA). Федеральное одобрение GAAP началось с принятия законодательства
словно
Закон о ценных бумагах 1933 года
и
Закон о фондовых биржах
1934 года, законы, введенные в действие U.S. Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC)
нацелены на публичные компании. Сегодня стандарты финансового учета
Совет (FASB), независимый орган, постоянно отслеживает и обновляет
GAAP.
Сегодня правительства всех 50 штатов готовят свои финансовые отчеты.
по GAAP. Хотя чуть меньше половины штатов США
официально потребовать от местных органов власти соблюдения GAAP,
Совет по стандартам бухгалтерского учета (GASB) считает, что
примерно 70% уездных и местных финансовых
офисы все равно.
Государственные требования GAAP
Полностью соответствует GAAP
Местные и окружные органы власти и школьные округа обязаны
готовить финансовую отчетность по GAAP.В основном соответствует GAAP
Два из трех регулируемых государственных управляющих советов и округов должны
соответствуют GAAP.Скорее соответствует GAAP
Один из трех регулируемых государственных управляющих советов и округов должен
соответствуют GAAP.Не соответствует GAAP
Местные и окружные органы власти и школьные округа формально не
требуется в соответствии с GAAP.
Источник:
Совет по стандартам государственного учета
Кто придумал GAAP?
Хотя федеральное правительство требует от публичных компаний подавать финансовые
отчетности в соответствии с GAAP, они не несут ответственности за ее
создание или обслуживание.Вместо этого несколько независимых советов служат
властями по этим принципам, постоянно обновляя их до
приспосабливаться к меняющейся деловой практике и развивающимся организациям. Для
Например, стандарты гудвилла и процентных свопов относятся к нескольким
последние изменения для предоставления
альтернативы для частных компаний. Ниже мы сделали обзор досок, которые
контролировать GAAP
заявления.
Фонд финансового учета (FAF)
— Эта организация была образована в 1972 году как административная
корпорация, которая курирует
Совет по стандартам финансового учета (FASB)
и
Совет по государственным стандартам бухгалтерского учета (GASB)
.FAF отвечает за назначение членов правления и обеспечение того, чтобы
эти советы работают честно и прозрачно. Члены
общественность приглашается на встречи организации FAF лично или
через прямые трансляции.
Совет по стандартам финансового учета
По рекомендации Американского института CPA (AICPA)
FASB был сформирован как независимый совет директоров в 1973 году, чтобы взять на себя GAAP
определения и обновления.Правление состоит из семи штатных,
беспристрастные члены, гарантируя, что это работает на благо общества
интерес. Кроме того, за бортом следят 30 человек.
Консультативный совет по стандартам финансового учета
(FASAC). FASB несет ответственность за
Кодификация стандартов бухгалтерского учета, централизованный ресурс
где бухгалтеры могут найти все действующие GAAP.
Процесс установления стандартов FASB
- 1 Определите текущие проблемы инвестора
- 2 Составить повестку дня и провести открытые заседания
- 3Опубликуйте предварительный вариант для комментариев инвестора
- 4 Предлагайте новые стандарты и приглашайте бизнес-отзывы
- 5 Взвесьте все отзывы общественности и внесите соответствующие изменения
- 6Объявите окончательные изменения в ASC
Крупнейшие проекты 2015 г.
- Обязательства и капитал — целевые улучшения
Это обновление упростит сложные стандарты отчетности, используемые в
учет определенных финансовых инструментов с понижением
особенности, особенно в отношении обязательств и капитала. - Учет обесценения гудвила
Расчет убытков от обесценения гудвила, покрывающих финансовые
технические аспекты приобретения дочернего предприятия
сущности, превращаются из двухэтапного процесса в
упрощенный, количественный одноэтапный процесс. - Общая трастовая отчетность по плану вознаграждений сотрудникам
Этот проект устанавливает правила для расчета сотрудника
текущая и прогнозируемая способность плана покрывать расходы и
распределять вознаграждения по заявкам сотрудников. - Определение заказчика операционных услуг в сервисе
концессионное соглашениеВ некоторых случаях государственные организации контролируют, когда, кому и
по какой цене операционные организации, связанные с инфраструктурой, должны предоставлять
Сервисы. Это обновление устанавливает правила бухгалтерского учета для таких
ситуации.
Государственный совет по стандартам бухгалтерского учета
GASB был основан в 1984 году как политический совет, отвечающий за создание
GAAP для государственных и муниципальных организаций.Много разных
стороны полагаются на государственную финансовую отчетность, включая
и законодатели. Справедливость и прозрачность являются приоритетом GASB, и
их собственные процессы и коммуникации доступны для всеобщего ознакомления.
Процесс установления стандартов GASB
- 1Создайте независимую оперативную группу
- 2 Провести исследование по теме нового стандарта
- 3 Взаимодействуйте с общественностью с помощью опубликованного комментария
- 4Создайте предварительный вариант стандартного стандарта
- 5 Проведите общественные слушания до того, как будет утвержден стандарт
.
Крупнейшие проекты 2015 г.
- Модель финансовой отчетности
Этот проект повысит эффективность и надежность
модели финансовой отчетности, используемые государственными и местными органами власти в
их процессы принятия решений. - Признание доходов и расходов
Эта инициатива создаст комплексную основу для отслеживания
и отчетность по операциям, связанным с доходами и расходами, которые не
в остальном покрывается существующими моделями. - Капитализация процентных расходов
Этот проект определит стандарты для нового подхода к расчету.
капитализация процентных расходов, что упростит
процесс финансовой отчетности. - Вопросы владения долей
В некоторых случаях заинтересованные стороны сообщают о своих долях участия
в бизнесе через отдельные организации. Этот проект улучшит
измерение долей владения, когда они
представлены как единицы в отдельных организациях.
В чем разница между GAAP и не-GAAP?
В таблице ниже представлены общая выручка, чистая прибыль и разводненная
прибыль на акцию Pegasystems за 2014 и 2015 финансовые годы
Зарегистрировано.«Общая выручка» означает общую стоимость всех товаров.
и услуги, продаваемые компанией. «Чистая прибыль» представляет собой
общая прибыль компании за вычетом затрат, связанных с продажами и
операции, налоги и другие расходы. «Разводненная прибыль на акцию»
выражает, сколько денег компания заработала на одну непогашенную акцию
обыкновенные акции с учетом инструментов разводнения, таких как варранты,
опционы и конвертируемые ценные бумаги.
GAAP vs.Пример использования не-GAAP: Pegasystems 2014-2015
$ в тыс. | 2014 GAAP | 2014 г. без учета требований GAAP | по GAAP 2015 г. | 2015 г. без учета требований GAAP |
---|---|---|---|---|
Общая выручка | 590 004 долларов США | 593 448 долл. США | 682 695 долл. США | 682 695 долл. США |
Чистая прибыль | 33 255 | 58 167 долл. США | 36 322 долл. США | $ 63 960 |
Разводненная прибыль на акцию | 0 руб.46 | $ 0,81 | $ 0,42 | 0,74 долл. США |
Источник:
Pegasystems Inc.
Все суммы в тысячах долларов, кроме данных по акциям.
Согласно сообщению компании, несоответствия между
Показатели GAAP и не-GAAP являются результатом корректировок в отношении приобретения.
расходы на реструктуризацию, компенсационные расходы, связанные с акциями,
амортизация приобретенных активов и другие технические аспекты, влияющие на ее
текущие финансовые показатели.Компания считает, что представив оба
Данные GAAP и не-GAAP создают полную картину его прошлого
производительности и является полезным предсказателем будущих результатов.
10 основных принципов GAAP
Эти 10 общих принципов помогут вам запомнить основную миссию и
направление системы GAAP.
- Принцип регулярности
Бухгалтер придерживается правил и положений GAAP в качестве
стандарт. - Принцип согласованности
Профессионалы обязуются применять одни и те же стандарты во всем
процесс отчетности для предотвращения ошибок или неточностей. Бухгалтеров
ожидается, что они полностью раскроют и объяснят причины любых
измененные или обновленные стандарты. - Принцип искренности
Бухгалтер старается дать точное изображение
финансовое положение компании. - Принцип постоянства методов
Процедуры, используемые в финансовой отчетности, должны быть последовательными.
- Принцип невозмещения
Обо отрицательных и положительных результатах следует полностью сообщать с
прозрачность и без ожидания компенсации долга. - Принцип благоразумия
Акцентирование внимания на представлении финансовых данных на основе фактов,
омрачены предположениями. - Принцип непрерывности
При оценке активов следует исходить из того, что бизнес будет
продолжать работать. - Принцип периодичности
Записи должны быть распределены по соответствующим периодам
время.Например, выручку следует разделить на соответствующую
периоды. - Принцип существенности / добросовестности
Бухгалтеры должны стремиться к полному раскрытию информации в финансовых отчетах.
- Принцип предельной добросовестности
Произведено от латинского слова «uberrimae fidei».
в страховой отрасли.Это предполагает, что партии остаются
честен в сделках.
Ограничения GAAP
Хотя GAAP стремится уменьшить количество случаев неточной отчетности, это
отнюдь не исчерпывающе. Компании по-прежнему могут страдать от проблем, выходящих за рамки
объем GAAP в зависимости от их размера, бизнес-категории,
местоположение и глобальное присутствие.
Разнообразные типы компаний
Переключить
Часто GAAP, кажется, принимает «один размер для всех»
подход к финансовой отчетности, однако это мало что может сделать для
уменьшить проблемы, с которыми сталкиваются отдельные отрасли.Например, состояние и
местные органы власти столкнулись с трудностями при внедрении GAAP из-за
уникальная среда. Это привело к появлению новых
Иерархия GAAP
предложения по лучшему приспособлению этих государственных структур.
Малые предприятия также испытывали трудности с внедрением GAAP. Эти
стандарты могут быть слишком сложными для их бухгалтерских нужд и найма
персонал для создания отчетов по GAAP может быть дорогостоящим.В результате
FASB работает с
Совет частной компании
обновить GAAP исключениями и альтернативами для частных компаний.
Переключатель таймфрейма
Благодаря чрезвычайно тщательному процессу установления стандартов GAAP
политическим советам, на доработку нового документа могут уйти месяцы или даже годы.
стандарт. Это время ожидания может не работать в пользу
компании, соблюдающие GAAP, поскольку ожидающие решения могут повлиять на их
отчеты.
Переключить глобальный и внутренний
GAAP не является международным стандартом бухгалтерского учета; это
проблема развития по мере того, как бизнес становится более глобализированным. В
стандарты международной финансовой отчетности
(МСФО) — это наиболее распространенный набор принципов за пределами США.
Штаты и используется в таких странах, как Европейский Союз, Австралия,
Канада, Япония, Индия и Сингапур.Чтобы уменьшить напряжение между этими
две основные системы, FASB и Международные стандарты бухгалтерского учета
Правление работают над
сходятся стандарты.
Что такое стандарты МСФО?
В то время как публичные компании в США в настоящее время обязаны
при подаче финансовой отчетности соблюдать стандарты GAAP, частные
компании по-прежнему могут выбирать предпочитаемую ими систему стандартов.Это может скоро измениться в зависимости от предстоящего решения SEC,
который размышлял о том, стоит ли двигаться дальше с рекомендациями
мировые стандарты,
частично или полностью.
В соответствии с
Bloomberg BNA, глава SEC
Бухгалтер Джеймс Шнурр «подчеркнул, что
Подход МСФО как дополнительной отчетности был бы просто альтернативой
до полного принятия стандартов, выпущенных Международной бухгалтерской
Совет по стандартам.«Широкое признание стандартов МСФО еще предстоит
случится в США. FASB и IASB все еще работают
вместе, чтобы согласовать и установить стандарты, которые могут применяться внутри страны
и на международном уровне.
В чем разница между МСФО и ОПБУ?
Многие источники утверждают, что самая большая разница между ОПБУ и МСФО
стандарты отчетности — это количество правил, лежащих в основе принципов.
В соответствии с
Скотт Тауб на Неделе соответствия, в каком-то смысле это правда; принципы GAAP регулируются
Больше
подробные правила и рекомендации, чем МСФО.Однако оба набора стандартов
существуют, чтобы гарантировать, что бухгалтеры остаются честными на работе. В
Ниже приводится взгляд на то, что требуется при составлении отчетности по GAAP.
принципы по сравнению со стандартами МСФО.
Бухгалтерский баланс
- GAAP: Рекомендуется, чтобы оборотные и внеоборотные активы и
категории ответственности разделены - МСФО: Эти категории необходимо разделять
Нематериальные активы
- GAAP: Нематериальные активы признаются по справедливой стоимости
- МСФО: проверяет нематериальные активы только в том случае, если они могут быть
связанный с будущей выгодой
Документация
- GAAP: Требуется отчет о совокупном доходе
- МСФО: Отчет о совокупном доходе не требуется
Снижение инвентаризации
- GAAP: Сторнирование списания запасов не допускается
- МСФО: Сторнирование списания запасов возможно при некоторых
условия
Необычные предметы
- GAAP: Включено отдельно в список новых доходов
- МСФО: Включено в прочие статьи отчета о прибылях и убытках
Дополнительная литература
Примеры финансовых отчетов
Эти отчеты для инвесторов от крупных публичных компаний дают
Пример высокого уровня финансовой отчетности, соответствующей GAAP:
Справочные инструменты
.