Принцип научности в педагогике: Принцип научности

Содержание

Шпаргалки по педагогике — Характеристика принципов научности и доступности

13. Характеристика принципов научности и доступности

Принцип научности, как известно, требует, чтобы учащимся на каждом шагу их обучения предлагались для усвоения подлинные, прочно установленные наукой знания и при этом использовались методы обучения, по характеру приближающиеся к методам изучаемой науки.

Практика прогрессивных дидактических систем выработала ряд правил реализации данного принципа:

1. Реализуя принцип научности, обучайте на основе новейших достижений педагогики, психологии, методики. Настойчиво внедряйте в практику рекомендации по научной организации педагогического труда.

2. Раскрывайте логику учебного предмета, обеспечивающую с первых шагов его изучения надежную основу для подведения к новым научным понятиям.

3. Воспитывайте у учащихся диалектический подход к изучаемым предметам, явлениям, формируйте элементы научного диалектического мышления.

4. В методах преподавания отражайте методы научного познания, развивайте мышление учащихся, подводя их к поисковой, творческой работе в мышлении.

5. Систематически информируйте учащихся о новых достижениях в науке, технике, культуре; связывайте новые достижения с формируемой у учащихся системой знаний.

6. Не упускайте возможности ознакомить учащихся с биографиями выдающихся ученых, их вкладом в развитие науки.

7. Применяйте новейшую научную терминологию, не пользуйтесь устаревшими терминами, будьте в курсе самых последних научных достижений по своему предмету.

8. Не обходите спорные научные проблемы, в доступной форме раскрывайте их содержание и перспективные пути решения; если позволяют условия, организуйте дискуссию.

9. Поощряйте исследовательскую работу учащихся. Найдите возможности ознакомить их с техникой экспериментальной работы, алгоритмами решения изобретательских задач, обработкой первоисточников и справочных материалов, архивных документов.

Принцип доступности обучения — это соответствие учебного материала возрасту, индивидуальным особенностям, уровню подготовленности учащегося.

Теория и практика современного обучения расширяют перечень правил доступного обучения.

1. Не забывайте наставления Я.А Коменского: все, подлежащее изучению, должно быть распределено сообразно ступеням возраста так, чтобы предполагалось для изучения только то, что доступно восприятию в каждом возрасте.

2. Помните, что умы учащихся должны быть подготовлены к изучению какого-либо предмета.

3. Учитывайте жизненный опыт учащихся, их интересы, особенности развития.

4. В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальную обучаемость каждого учащегося, объединяйте в дифференцированные подгруппы учащихся с одинаковым уровнем обучаемости.

5. Учебный процесс следует вести в оптимальном темпе, но так, чтобы не задерживать сильных и развивать быстроту действия у средних и слабых.

6. Обучение требует известной напряженности. Когда она отсутствует, учащиеся отвыкают работать в полную силу.

7. Для доступности широко используйте аналогию, сравнение, сопоставление, противопоставление: дайте толчок мысли учащихся, покажите им, что даже самые сложные знания доступны для понимания.

8. При изучении нового и сложного материала привлекайте сильных учащихся, а при закреплении — средних и слабых.

9. Введение каждого нового понятия должно не только логически вытекать из поставленной познавательной задачи, но быть подготовлено всем предшествующим ходом обучения.

10. Доступность, также как убедительность и эмоциональность, зависит от ясности изложения и речи учителя: четко и однозначно формулируйте понятия, избегайте монотонности, обучайте образно, используя яркие факты, примеры из жизни,литературы.

12. На первом этапе обучения изучайте не весь объем знаний, а лишь основное, чтобы учащиеся основательно усвоили главное, затем при закреплении вводите новые примеры, факты, уточняющие изученное.

13. Доступность связана с работоспособностью: развивая и тренируя работоспособность, приучайте учащихся осуществлять и интенсивную мыслительную деятельность.

Принцип научности | Psylist.net

Принцип научности, в отличие от многих других, долгое время не был необходимым в организации обучения, так как и сама наука не играла существенной роли в процессе трудовой деятельности человека. Поэтому он не выделялся Я.А. Коменским. В дальнейшем, с повышением роли знаний в практической деятельности человечества, в общественном производстве, наряду с обыденными житейскими толкованиями явлений окружающего мира стало необходимым его научное понимание. Вслед за этим встал вопрос о введении принципа научности и в систему образования.

Главной целью данного принципа является то, чтобы учащиеся понимали, что все в этом мире подчинено законам и что знание их необходимо каждому живущему в современном обществе.

Правила принципа научности:
  1. Принцип научности требует, чтобы предлагаемый учебный материал отвечал современным достижениям науки. Упрощение сложных научных положений не должно приводить к искажению их научной сущности. Те элементарные познания об окружающем мире, которые учащиеся получают в младшем возрасте, не должны отвергаться впоследствии, а должны лишь только расширяться и обогащаться. Терминология же должна оставаться единой на протяжении всей учебы.
  2. В процессе обучения необходимо знакомить учащихся с новейшими достижениями в соответствующих науках, с происходящими дискуссиями и только что возникшими гипотезами. В доступной форме надо знакомить и с методами научного исследования, т.е. включать учащихся в самостоятельные исследования: проведение наблюдений, постановка экспериментов, работа с литературными источниками, выдвижение соответствующих проблем и их разрешение.
  3. Необходимо не только правдивое толкование отдельных явлений, особенно в области общественных наук, но и знакомство учащихся с различными точками зрения на них.
  4. В процессе изучения закономерностей развития объективного мира у учащихся должно формироваться научное мировоззрение.
  5. В процессе обучения необходимо разоблачение различного рода лженаучных и ошибочных теорий, взглядов и представлений.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Одноклассники

Похожие материалы в разделе Педагогика:

Принцип научности — это… Что такое Принцип научности?



Принцип научности
— требует учета особенностей развития учащихся, анализа материала т.з. их возможностей и такой организации обучения, чтобы они не испытывали интеллектуальных, моральных, физических нагрузок.

Словарь-справочник по педагогической психологии.
М.В. Гамезо, А.В. Степаносова, Л.М. Хализева.
2001.

  • Принцип доступности
  • Принцип природосообразности

Смотреть что такое «Принцип научности» в других словарях:

  • ПРИНЦИП НАУЧНОСТИ — ПРИНЦИП НАУЧНОСТИ. Дидактический принцип, основанный на том, что содержание обучения знакомит учащихся с объективными научными данными, понятиями, теориями учебной дисциплины. В отношении изучения иностранных языков П. н. предполагает определение …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • принцип научности — принцип, требующий обьективного, верного исследования психических явлений, способствующего установлению истины …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Принцип научности — требует учета особенностей развития учащихся, анализа материала т.з. их возможностей и такой организации обучения, чтобы они не испытывали интеллектуальных, моральных, физических нагрузок …   Словарь по педагогической психологии

  • Принцип фальсифицируемости — Фальсифицируемость (принципиальная опровержимость любого утверждения, опровергаемость, критерий Поппера) критерий научности эмпирической теории, сформулированный К. Поппером. Теория удовлетворяет критерию Поппера (является фальсифицируемой), если …   Википедия

  • Принцип фальсификации — Фальсифицируемость (принципиальная опровержимость любого утверждения, опровергаемость, критерий Поппера) критерий научности эмпирической теории, сформулированный К. Поппером. Теория удовлетворяет критерию Поппера (является фальсифицируемой), если …   Википедия

  • Фальсификации принцип — (см. Фальсификация) принцип (критерий) распознаваемости научного знания, научной истины, предположенный английским философом Карлом Поппером. Критерием научности теории является ее фальсифицируемость или опровержимость. Если какое либо учение… …   Начала современного естествознания

  • КРИТЕРИИ НАУЧНОСТИ ПОЗНАНИЯ — – основные характеристики научного познания: 1) объективность предполагает, что познания явления осуществляется независимо от познающего субъекта, т.е. происходит отвлечение от интересов познающего индивида и от всего сверх природного; 2)… …   Философия науки и техники: тематический словарь

  • ФИЛОСОФИЯ — (от греч. phileo люблю, sophia мудрость, philosophia любовь к мудрости) особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных… …   Философская энциклопедия

  • ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ — направляют деятельность педагогов, реализуя нормативную функцию дидактики. Поскольку дидактика одновременно теоретическая и нормативно прикладная наука, понятие принципа в ней выступает в разл. аспектах: с логич. точки зрения принцип можно… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • ОБУЧЕНИЕ — целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями и навыками. Цели О. могут быть достигнуты при соблюдении дидактических принципов: научности, проблемности, наглядности, доступности,… …   Российская энциклопедия по охране труда

ЛЕКЦИЯ № 34. Принципы обучения. Педагогика: конспект лекций

ЛЕКЦИЯ № 34. Принципы обучения

Принципы процесса обучения – основные требования к организации образования, которыми руководствуется педагог.

Выделяются несколько основополагающих принципов обучения:

1) принцип развивающего и воспитывающего обучения;

2) принцип сознательности и активности;

3) принцип наглядности;

4) принцип систематичности и последовательности;

5) принцип научности;

6) принцип доступности;

7) принцип прочности;

8) принцип взаимосвязи теории и практики;

9) принцип завершенности процесса обучения.

Принцип развивающего и воспитывающего обучения направлен на достижение цели всестороннего развития личности. Для этого необходимо:

1) обращать внимание на личность ученика;

2) научить учащегося мыслить причинно.

Принцип сознательной активности осуществляется при соблюдении следующих правил:

1) понимание целей и задач предстоящей работы;

2) опора на интересы учащихся;

3) воспитание активности у учащихся;

4) использование проблемного обучения;

5) вырабатывание самостоятельности у учащихся.

Принцип наглядности – обучение проводится на конкретных образцах, воспринимаемых учащимися с помощью зрительных, моторных и тактических ощущений. В данном случае необходимо:

1) использовать наглядные предметы;

2) изготавливать совместно учебные пособия;

3) использовать технические средства обучения.

Принцип систематичности и последовательности. Ему соответствуют следующие требования:

1) учебный материал должен быть разбит на части, блоки;

2) необходимо использовать структурно-логические планы, схемы, таблицы;

3) должна существовать логическая урочная система;

4) необходимо применять обобщающие уроки для систематизации знаний.

Принцип научности проходит при использовании следующих правил:

1) обучение должно происходить на основе передового педагогического опыта;

2) обучение должно быть направлено на формирование у учащихся диалектического подхода к изучаемым предметам;

3) необходимо использование научных терминов;

4) необходимо информирование учеников о последних научных достижениях;

5) необходимо поощрение исследовательской работы.

Принцип доступности основан на учете возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения. Для его реализации необходимо соблюдать следующие правила:

1) организация обучения с постепенным нарастанием трудности учебного материала;

2) учет возрастных особенностей учащихся;

3) доступность, использование аналогий.

Принцип прочности основан на следующих правилах:

1) систематическое повторение учебного материала;

2) освобождение памяти учащихся от второстепенного материала;

3) использование логики в обучении;

4) применение различных норм и методов контроля знаний.

Принцип взаимосвязи теории и практики. Для реализации этого принципа следует:

1) практикой доказывать необходимость научных знаний;

2) информировать учащихся о научных открытиях;

3) внедрять научную организацию труда в учебный процесс;

4) приучать учащихся применять знания на практике.

Принцип завершенности процесса обучения основан на достижении максимального усвоения материала. Для успешного результата необходимо:

1) после изучения крупной темы или раздела проверять усвоение учебного материала учащимися;

2) использовать такие методы обучения, которые позволяют добиться желаемых результатов за короткий промежуток времени.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Принцип научности — Педагогика начальной школы: учебник

Страница: 90

• помните, что ум ученика должен быть подготовлен к изучению определенного предмета;

• обучая, исходите из уровня подготовленности и развития учеников, их возможностей, жизненного опыта, интересов;

• учитывайте возрастные особенности детей так, чтобы содержание и способы обучения несколько опережали их развитие;

• обязательно учитывайте особенности обучения разных групп школьников. Объединяйте их в дифференцированные подгруппы с одинаковыми возможностями;

• учебный процесс ведите в оптимальном темпе, но так, чтобы не задерживать сильных, развивать быстроту действия у средних и слабых;

• обучение требует известной напряженности. Когда она отсутствует, дети отвыкают работать в полную силу. Темпы обучения, установленные самими учениками, как правило, ниже возможных и посильных для них. В соответствии с конкретными условиями устанавливайте оптимум, при необходимости изменяйте его;

• используйте новейшие достижения педагогики и психологии: конкретные знания, умения формируйте с помощью маленьких шагов, обобщенные – с помощью увеличенных шагов, укрупненных единиц знаний;

• для доступности широко используйте аналогию, сравнение, сопоставление, противопоставление;

• при изучении сложного материала привлекайте сильных учеников, при закреплении – средних и слабых;

• введение каждого нового понятия должно не только логически вытекать из поставленной познавательной задачи, но быть подготовлено всем предшествующим ходом обучения;

• торопитесь медленно! Не форсируйте без нужды процесс обучения, не стремитесь к быстрому успеху: педагогические возможности снижения барьера доступности не безграничны;

• не принимайте мимолетный проблеск мысли ученика за акт познания, используйте его как начало познания;

• доступность зависит от ясности изложения и речи учителя: четко и однозначно формулируйте понятия, избегайте монотонности, обучайте образно, используя яркие факты, примеры из жизни, литературы;

• не злоупотребляйте монологом: тонко чувствуйте, что необходимо объяснить, а что дети сообразят самостоятельно, не объясняйте того, что может быть легко усвоено ими самими;

• на первом этапе обучения изучайте не весь объем знаний, а лишь основное, чтобы ученики его хорошо усвоили, при закреплении вводите новые примеры, уточняющие изученное;

• реализуя принцип доступности, главное внимание уделяйте управлению познавательной деятельностью учеников: плохой учитель сообщает истину, оставляя ее недоступной для понимания, хороший – учит ее находить, делая доступным процесс поиска;

• доступность не означает легкость обучения, и функция учителя вовсе не в том, чтобы бесконечно облегчать труд учеников: помочь, направить, непонятное раскрыть через понятное, дать кончик нити для самостоятельного анализа, ободрить – это и есть будни доступного обучения;

• доступность связана с работоспособностью: развивая и тренируя ее, приучайте школьников осуществлять все более длительную и интенсивную мыслительную деятельность. Повышая работоспособность – снижаем барьер доступности обучения.


Принцип научности


Этот принцип обучения требует, чтобы ученикам предлагались для усвоения установленные наукой знания, что обеспечивается прежде всего содержанием школьного образования и строгим соблюдением принципов его формирования, т.е. наличием учебных планов и программ, с учетом реализации межпредметных связей.

Практика прогрессивных дидактических систем рекомендует ряд правил осуществления данного принципа, а именно:

• реализуя принцип научности, обучайте на основе новейших достижений педагогики, психологии, методики, передового педагогического опыта. Настойчиво внедряйте в практику рекомендации по научной организации педагогического труда;

• учитывая новейшие достижения дидактики и психологии начального обучения, используйте логику не только индуктивного, но и дедуктивного обучения, даже в начальной школе смелее вводите абстракции, позволяющие глубже понять конкретное. Однако избегайте абстракций, которые не получают полного определения в рамках школьного курса;

• каждое новое научное понятие повторяйте, применяйте и используйте на всем протяжении изучения предмета, ибо что не упражняется, то забывается;

Если книга которая размещена на сайте нарушает Ваши авторские права, свяжитесь с нами. [email protected]

Научный принцип обучения

Понятие принципов обучения

Замечание 1

Под принципами обучения понимают фундаментальные положения, которые определяют методы и средства, используемые педагогом для организации и реализации эффективного учебного процесса.

Формирование принципов обучения осуществляется на основании научного анализа процесса обучения, и соответствуют его закономерностям и содержанию.

На сегодняшний день нет единого мнения в вопросе о принципах обучения, разные ученые-педагоги дают разное определение понятию «принцип обучения», а также выделяют и описывают разное количество принципов.

Однако, несмотря на указные противоречия, существует ряд принципов обучения, которые являются фундаментальными и обязательными при организации и реализации учебного процесса. Данные принципы прошли историческую проверку временем и присутствуют в подавляющем количестве учебной и методической литературе. Ведущими принципами обучения являются: принцип наглядности, принцип доступности, принцип учета индивидуальных особенностей, принцип системности и последовательности обучения и т.д. Данные принципы впервые были выделены и описаны Я.А. Коменским.

Готовые работы на аналогичную тему

Характеристика научного принципа обучения

Замечание 2

Принцип научности является одним из ведущих принципов обучения. Данный принцип предполагает использование в учебном процессе новейших технологий и открытий, при подаче учебного материала педагог ссылается на актуальную научную информацию, в работе учеников приветствуется исследовательская деятельность.

Сложность применения принципа научности состоит в том, что на сегодняшний день в научном мире большое количество открытий, много современной и актуальной информации, все это сложно дать ученикам в полном объеме, так как им тяжело усвоить такой массив знаний. Исходя из чего, перед современной школой стоит задача дать детям основу научных знаний, помочь сформировать у них представление о научных явлениях и исследованиях. То есть подготовить необходимый фундамент для дальнейшего обучения после школы.

Реализация принципа научности находится во взаимосвязи с такими принципами как принцип учета индивидуальных особенностей, принцип последовательности и систематичности обучения, принцип доступности. Это объясняется тем, что в процессе обучения учебный материал, который педагог преподносит детям, должен соответствовать их возрастным и индивидуальным особенностям, то есть доступным для понимания, в рамках их познавательных возможностей. Например, если учебный материал содержит много непонятных терминов, которые ученики слышат впервые, то усвоение такого материала детьми будет проходить с трудом, педагогу придется отвлекаться на объяснение терминов, что может привести к уходу от основной темы. Именно здесь логичным будет реализация принципа последовательности и системности. Принцип системности предполагает, что процесс обучения, освоения нового учебного материала, должен осуществляться постепенно на основании учебных программ.

Основные положения принципа научности обучения:

  • Знания, которые педагог дает детям, должны всегда подтверждаться практикой и формировать объективную картину мира.
  • Обучение должно быть направлено на усвоение научных знаний, которые будут основой для дальнейшего получения образования после школы.
  • Научность обучения, в первую очередь, должна соответствовать содержанию школьного образования.
  • Научность обучения во многом зависит от содержания учебного процесса, который организует педагог.
  • Научность обучения и прочность полученных знаний во многом зависит от соответствия учебных программ и планов уровню развития науки.

Правила применения научного принципа обучения

Практика прогрессивных дидактических систем выработала ряд правил реализации научного принципа обучения:

  1. Реализация принципа научности должна осуществляться на основании новейших достижений науки.
  2. Необходимо соблюдать логику подачи научного материала.
  3. Развивать у детей умение диалектического подхода к освоению научного материала.
  4. Научность обучения реализуется через формирование и развитие у детей диалектического мышления.
  5. Каждое новое введенное научное понятие должно систематически повторяться, с целью закрепления у учащихся, а также периодически использоваться в учебном процессе с целью упражнения.
  6. Изучение законов науки должно осуществляться с учетом наиболее важных сторон изучаемого научного процесса или явления.
  7. В используемых педагогических методах отражать принцип научности путем развития у учащихся навыков мышления, исследовательской и творческой работы.
  8. Систематическое информирование учеников о новейших открытиях и достижениях в науке (например, в рамках подводки к новой теме).
  9. Не сводить ознакомление с научным открытием только к самому открытию, необходимо рассказывать о значимости данного открытия для общества, науки и т.д.
  10. Не упускать возможности ознакомить учащихся с биографиями выдающихся ученых, их вкладом в развитие науки.
  11. Раскрывать перед учащимися методы и сложности научного познания, показать зависимость результатов от методов.
  12. Применять новейшую научную терминологию, не пользоваться устаревшими терминами, быть в курсе самых последних научных достижений по преподаваемому предмету
  13. Раскрывать генезис научного знания, эмбриологию истины, последовательно реализовать требования историзма в обучении.
  14. В связи с всё увеличивающимся потоком научной информации главное внимание уделять ключевым проблемам науки.
  15. Поощрять исследовательскую работу школьников.

Замечание 3

Таким образом, научный принцип обучения основан на организации учебного процесса с использованием новейших достижений и открытий во всех областях науки. Эффективная реализация принципа научности обучения невозможна без реализации ряда ведущих принципов обучения. Это объясняется тем, что принципы обучения связаны между собой и образуют единую систему. На сегодняшний день принцип научности является одним из самых актуальных принципов, так как наука находится в постоянном динамичном развитии.

4. Принцип научности

Принцип научности, в отличие от многих
других, долгое время не был необходимым
в организации обучения, так как и сама
наука не играла существенной роли в
процессе трудовой деятельности человека.
Поэтому он не выделялся Я.А. Коменским.
В дальнейшем, с повышением роли знаний
в практической деятельности человечества,
в общественном производстве, наряду с
обыденными житейскими толкованиями
явлений окружающего мира стало необходимым
его научное понимание. Вслед за этим
встал вопрос о введении принципа
научности и в систему образования.

Главной
целью данного принципа является то,
чтобы учащиеся понимали, что все в
этом мире подчинено законам и что
знание их необходимо каждому живущему
в современном обществе.

Правила принципа
научности:

1. Принцип научности требует, чтобы
предлагаемый учебный материал отвечал
современным достижениям науки. Упрощение
сложных научных положений не должно
приводить к искажению их научной
сущности. Те элементарные познания об
окружающем мире, которые учащиеся
получают в младшем возрасте, не должны
отвергаться впоследствии, а должны лишь
только расширяться и обогащаться.

2. В процессе обучения необходимо
знакомить учащихся с новейшими
достижениями в соответствующих науках,
с происходящими дискуссиями и только
что возникшими гипотезами. В доступной
форме надо знакомить и с методами
научного исследования, т.е. включать
учащихся в самостоятельные исследования:
проведение наблюдений, постановка
экспериментов, работа с литературными
источниками, выдвижение соответствующих
проблем и их разрешение.

3. Необходимо не только правдивое
толкование отдельных явлений, особенно
в области общественных наук, но и
знакомство учащихся с различными точками
зрения на них.

4. В процессе изучения закономерностей
развития объективного мира у учащихся
должно формироваться научное мировоззрение.

5. В процессе обучения необходимо
разоблачение различного рода лженаучных
и ошибочных теорий, взглядов и представлений
[1].

 

5.Принцип индивидуального подхода к обучающимся в условиях коллективной работы

Процесс обучения, как процесс передачи
накопленного опыта подрастающим
поколениям долгое время (вплоть до конца
XVIв.) в основном носил
характер индивидуального ученичества.
Это позволяло дифференцированно
осуществлять процесс обучения, но
затрудняло процесс формирования
межличностных отношений. Впервые опыт
коллективного обучения был применен и
обоснован Я.А. Коменским. С возникновением
и развитием коллективных форм обучения
возникла и необходимость принципа
индивидуального подхода к учащемуся.

Именно в коллективе появляется потребность
самовыражения, потребность в общении
и в подражании. Поэтому необходимо
воспитывать учебную группу именно как
коллектив, что и является одним из
важнейших условий для активной работы
каждого ученика.

Индивидуальный подход– это не
работа с отстающими учащимися, его
необходимо применять к каждому члену
детского коллектива. При этом нужно
учитывать, какое место в нем занимает
ученик, как к нему относятся товарищи.
Нельзя, например, обращаться к одному
ученику по имени, а к другому по фамилии.
Отношение ко всем учащимся должно быть
ровным и доброжелательным.

Осуществляя индивидуальный подход к
учащимся, необходимо учитывать их
восприимчивость к учебе, или обучаемость.

Признаки обучаемости:

  • запас знаний и навыков;

  • восприимчивость к усвоению нового
    материала и умение осмыслить его;

  • умение самостоятельно применять
    усвоенные знания при решении разнообразных
    задач;

  • умение обобщать, выделять существенные
    признаки нового материала и т. п.

«Учение —
свет только в тех случаях, когда его
методы хорошо согласованы с возможностями
и способностями обучаемого. В противном
случае это не свет, а сплошная тьма».

Педагогических принципов |

В то время как образовательный опыт Evergreen отличается для каждого студента и каждого преподавателя, существует пять педагогических принципов (известных как Пять фокусов Evergreen Education), которые помогают структурировать наше обучение и обучение. Эти пять направлений — это междисциплинарное исследование , личное участие в обучении, совместное обучение, соединение теоретических перспектив с практикой, обучение и через значительные различия .Они должны направлять наше мышление при создании как нашей общей учебной программы, так и нашей программы и учебных планов. Ниже приводится обзор сущности и обоснования этих принципов.

Междисциплинарное исследование. Evergreen всегда идентифицировала себя и была признана создателем междисциплинарной среды обучения. Междисциплинарное исследование может иметь несколько значений, и все они используются в Evergreen. Первый включает в себя исследования, которые перемещаются между несколькими традиционными академическими дисциплинами: представляемые области исследований — это области обычных факультетов в других колледжах.Второй включает в себя исследования, основанные на нескольких традиционных академических дисциплинах и сочетающие их информацию и методы для решения сложных проблем или для выполнения проектов, требующих сотрудничества дисциплин. Третий включает исследования, которые выходят за рамки традиционных дисциплин и открывают новые области исследований, которые либо еще не рассматриваются традиционными академическими подразделениями, либо недостаточно эффективно исследуются с помощью традиционного механизма дисциплин. Междисциплинарная работа занимает центральное место в педагогике Эвергрин по нескольким причинам.Во-первых, он объединяет обучение с нескольких академических точек зрения, чтобы учащиеся могли развивать навыки анализа и синтеза. Междисциплинарное исследование также может помочь студентам выйти за рамки единственной позиции истины или лжи и научиться контекстуализировать свою работу над вопросом или проблемой. Наконец, мы подчеркиваем междисциплинарную работу, потому что она расширяет возможности студентов. Понимание и анализ сложных социальных и природных проблем в реальном мире может включать в себя открытие шагов к ответственным личным и коллективным действиям.

Междисциплинарное обучение — это не обязательно то же самое, что командное обучение или совместная работа. Командное обучение может включать или не включать различные дисциплины. Два преподавателя на английском языке, преподающие совместную программу по Чосеру и Шекспиру, не могут представлять собой междисциплинарное исследование. И наоборот, междисциплинарная работа не всегда требует командного обучения. Один преподаватель может использовать обучение, материалы или опыт из различных дисциплин, чтобы осветить проблему или тему в своем преподавании.

Личное участие в обучении. Этот принцип касается ряда вопросов, касающихся отношения студента к его или ее работе в Evergreen. Основная цель — расширение прав и возможностей учащихся, позволяющее учащимся развить способность судить, говорить и действовать на основе своих собственных обоснованных убеждений, понимания и обязательств. Студенты Evergreen должны делать свой собственный выбор в отношении своих образовательных целей и своих курсов обучения. У нас нет требований к распределению зачетных единиц по окончании учебы, семинары — это основная учебная деятельность, а наша повествовательная система оценки позволяет студентам и преподавателям судить и оценивать их на основе их уникального опыта и достижений.Интенсивность, требуемая структурой программ Evergreen, создает среду обучения, в которой студенты чувствуют себя ответственными со своими преподавателями и сверстниками. Эти обучающие сообщества также позволяют включить опыт сообщества в академический дискурс. Мы пытаемся создать арену, на которой учащиеся будут вынуждены участвовать в активном создании, выражении и развитии своих идей — как индивидуально, так и коллективно. Evergreen факультет упорно трудиться, чтобы развивать и поддерживать среды обучения, которые усиливают взаимодействие студента, потому что понимают, что такое взаимодействие является центральным творческим и социально ответственным обучением и действия.

Связь теоретических перспектив с практикой. Соединение теории и практики — центральный элемент риторики и метода Evergreen. В самом общем смысле этот фокус относится к возможностям студентов сформулировать теоретические представления посредством решения прикладных задач. В частности, это часто достигается с помощью заданий в небольших группах, проектов на уровне сообщества или стажировок. В некоторых областях исследования изучение того, как знания используются в мире, связано с изучением их теории.Например, научная программа может включать как разработку научного принципа, так и его этические и политические разветвления. Эта связь теории с практикой также отражает фундаментальную приверженность Evergreen видению образования, которое подчеркивает эффективное участие в гражданстве. Как показали нам Джон Дьюи, Пауло Фрейре и другие, диалектика теории и практики дает учащимся возможность понять мир и найти личные и коллективные стратегии ответственных действий.Как и в междисциплинарном обучении, соединение теории и практики помогает учащимся поместить свои растущие знания в более сложный и реалистичный контекст.

Совместная работа. Способность создавать и делиться работой в контексте уважения к людям и их разнообразию взглядов, способностей и опыта является центральным мотивом всех исследований Evergreen. Акцент на сотрудничестве в контексте сообщества широко распространен в колледже. Мы стараемся моделировать совместное решение проблем и рабочие навыки в наших структурах управления и в нашем командном обучении.В наших программах и курсах использование семинаров и групповых обсуждений в качестве основной среды обучения способствует достижению этих целей. Помимо семинара, в большинстве программ также используется одно или несколько из следующих мероприятий: совместные групповые проекты, совместная критика писательской и художественной работы, использование инновационного лабораторного опыта и использование структур обучения на семинарах, которые требуют написания и обсуждения в небольших группах. ,

В Evergreen мы верим, что совместное и совместное исследование более способствует созданию и приобретению знаний, чем конкуренция.Мы признаем, что значительная часть того, что люди изучают в колледже, усваивается в процессе объяснения, обсуждения и достижения взаимопонимания с другими. Индивидуальные повествовательные оценки позволяют нам обращаться к достижениям и прогрессу каждого ученика, не сравнивая их с другими. Таким образом, сообщество, философия преподавания, учебные занятия и процесс оценки — все создано для поддержки совместной работы.

Обучение через значительные различия. Evergreen стремится к разнообразию, потому что мы твердо убеждены в том, что образовательный опыт наших студентов улучшается, а их жизнь обогащается в мультикультурной среде. В рамках академических программ и за их пределами преподаватели и сотрудники Evergreen работают со студентами, чтобы создать доброжелательную среду, в которой учитываются различия, развиваются терпимость и понимание, а также отмечается приверженность демократии и справедливости. Под разнообразием мы подразумеваем те различия, которые имеют социальное и историческое значение в современном мире.

Мы считаем, что отношения, поведение и навыки, необходимые для преодоления нетерпимости и создания здоровых людей, сообществ и наций, начинаются, когда люди вступают в диалог, который пересекает различия в этнической и расовой принадлежности, культуре, социальном классе, поле, возрасте и сексуальной ориентации. и личность. Семинары, совместные проекты, индивидуальная оценка успеваемости студентов и возможностей для работы, как в кампусе, так и за его пределами, с людьми, которые имеют разные мировоззрения, этническое или классовое происхождение и жизненный опыт, являются основой преподавания и обучения в Evergreen — и все такое продвигать то, что мы называем «преподаванием и обучением через различия».”

Мы применяем наши идеи о разнообразии на практике разными способами. Существует множество студенческих организаций, занимающихся вопросами справедливости и культурного самовыражения, а также разнообразные преподаватели и сотрудники. Могут использоваться основные тексты и гостевые лекции ученых и мероприятий из разных слоев общества и различных идентичностей, а экскурсии и общественные проекты могут вовлечь студентов и преподавателей в диалог с различными сегментами наших сообществ. Стажировки в организациях, занимающихся социальными изменениями, службы поддержки для цветных студентов и возможности обучения за границей, которые включают погружение в местную культуру, а также взаимность обучения и обслуживания, способствуют нашему стремлению.

,

Антропологический принцип в социальном познании

Антропологический принцип в социальном познании

Многие мыслители в разные эпохи проявляли интерес не к Богу, не к природе, не к человеку, а к обществу (социуму). Их интересовали конкретные вопросы: что такое общество? как он рождается? почему человечество создало такое явление? как общество относится к природе? Какие механизмы заставляют общество развиваться? как изменится общество в долгосрочной перспективе? Все это вызвало огромный интерес к педагогике и ее психологическим аспектам.

Чтобы понять, как построить образование, люди накопили огромное количество материала. В то же время развивались специфические подходы к педагогике. Безусловно, историки внесли значительный вклад в развитие знаний об образовании. На Древнем Востоке элементы исторической науки развивались преимущественно в монументальной форме — изображениях, наскальных надписях и рельефах, списках владык, храмовых хрониках. Историческая память китайцев закрепилась в живописи, в использовании «благородных красок», в поэтизации дерева, камня и воды.Греческие историки собирали и обобщали исторические факты на основе простых записей о том, что они видели или получали сообщения. Первым шагом в описании истории общества у греков стал эпос Гомера, в стихах которого отражена целостная картина раннегреческой эпохи в поэтических образах, а также мифы и легенды, в которых даны определенные интерпретации исторических событий. ,

О каком образовании, мысли и философах. Таких мыслителей, изучающих общество, называют социальными философами.Они размышляют о проблемах общественной жизни, коллективной деятельности человека. Социальные философы считают, что если разгадать такое явление, как общество, можно понять и другие проблемы, например, почему природа вечна, что такое культура, почему человек наделен сознанием.

В ХХ веке. родилась особая наука — социология. Она изучает формы совместного проживания людей и изменения в этих формах. Представители этой науки проявляли живой интерес к общим и частным закономерностям общественного развития.В отличие от философов, которые полагались на силы собственного разума и фантазий и пытались быстрее угадывать, постигать общую картину возникновения и становления общества через интуицию и разум, социологи пытались более подробно изучить конкретные коллективы и социальные организации. , Конечно, они полагались на возможности интеллекта. Однако социология в своих выводах основана на фактах, наблюдениях, реальных обобщениях.

Интерес к обществу проявляли не только философы и социологи.И. Кант писал, что психология, то есть наука о законах развития и функционирования психики, никогда не станет наукой. Как мы можем понять интимный мир человека, если наши внутренние переживания уникальны? В глубины психики проникнуть не дано, но если это произойдет, психология будет совершенно неинтересна. Эти прогнозы были неточными. В ХХ веке. окончательно утвердилась психология как научная дисциплина. К тому же это было безмерно интересно.Некоторые исследователи считают, что этот век будет веком психологии. Сегодня очевидно, что не следует изучать общество и не принимать во внимание важнейшие открытия современной психологии, предлагающей свои методы осмысления исторической жизни. В самом деле, можно ли понять, например, древнюю культуру, не задумываясь о том, что чувствовали древние греки и как мир относился к миру?

В прошлом веке появилась другая наука, заметно обогатившая знания об обществе.Это культурология — наука о множественности культур, их неповторимости и непохожести, законах культурно-исторического процесса.

Культурология (от латинского cultura — культивирование и греческое logos — преподавание) — гуманитарная дисциплина, изучающая культуру как целостную систему, разнообразие культур, их взаимодействие, виды культурного творчества, структуру и функции культуры, закономерности развития общественной жизни и выражения в культуре человеческого существования.

Люди раньше подозревали, что европейцы, например, живут не так, как азиаты или африканцы. Но человечество по-прежнему было разделено. Мало кто знал, чем интересны другие культуры. А потом началось усиленное изучение разных культур. Выяснилось, что типы общества в конкретных культурах часто отличаются друг от друга. Европейское общество отличается, например, от китайского, потому что каждая культура уникальна. Таким образом, культурология значительно углубила наше понимание общества, систем образования, принятых в этих обществах.

В этом учебнике используется антропологический принцип. Это значит, что изложение материала начинается не с общих вопросов педагогики и воспитания, а с человека. Прежде чем перейти к обществу, культуре, образованию, необходимо внести хотя бы базовую информацию, которая сложилась в результате философского осмысления человека. Ведь именно он чем-то обладает, за что-то борется, создает какие-то социальные формы, стремится в будущее.

Каждый из нас познает культуру, живет в семье, участвует в социальных процессах, вносит свой вклад в развитие истории.Об обществе можно дать представление, говоря о человеке.

Без общества нет человека. Это человек создал общество, культуру. Но это не следует понимать упрощенно, в том смысле, что конкретный человек или даже множество людей создали определенный союз или сообщество. Да, без общества нет человека. Но в том же Мерсе справедливо говорят, что без человека не было бы общества. В процессе совместной жизни людей сформировались определенные социальные связи, которые не всегда осознавались людьми и потому были объективными, то есть больше не зависели от сознания людей, характера.Родились определенные закономерности общественной жизни. Вот почему, когда социологи говорят о человеке и об обществе, они подразумевают неразрывное единство и взаимозависимость этих двух факторов — общества и человека.

Психологическое совершенствование — условие профессионального и личностного роста специалиста.

Воспитание характера — дело сложное. Но возможно ли это без знания философской антропологии, психологии. Последнее часто является основой педагогики.Таким образом, само соотношение между психологией и педагогикой существенно различается. Растет взаимное значение, связь и поддержка обеих наук. Новый взгляд на психику — а в последние десятилетия в этом плане появилось много неожиданного — тоже навязывает новое слово в воспитании.

Современная психология исходит из непрерывной связи психики со всеми остальными жизненными процессами организма и ищет смысл, значение, законы развития психики именно в целостном включении развития этой психики в остальные жизненные диспозиции организма. ,На протяжении своего развития психология постоянно обогащалась новыми открытиями и становилась все более увлекательной. Психология начала прошлого века была чуждой и неподвластной проблемам динамики, развития, роста, изменения, воспитания. Ее практические выводы всегда страдали грубостью и грубой эмпирическостью, обобщениями самого грубого сырого опыта. Психология раздробила личность ребенка, как и весь образовательный процесс, на ряд отдельных психологических функций (способностей, явлений), отгороженных друг от друга китайской стеной и окруженных непроходимыми траншеями от всех других жизненно важных процессов в организме ребенка.И эта психологическая мозаика, лоскутное шитье и фрагментарная теория развития, насколько это возможно, соответствовала той самой мозаичной педагогике, которая раздирала в клочья, предметы, способности всего организма подрастающего ребенка. »

До появления «гуманистической психологии» многие проблемы и явления человеческой жизни (любовь, свобода, смерть, потребности, самореализация) находились за пределами психологической науки. Однако современный вид психологии совершенно иной.Сегодня он существует во множестве продуктивных сфер, обеспечивающих целостность представления о законах человеческой психики. Поэтому психологическая компетентность учителя является важным элементом его профессиональной компетентности.

тематических картинок

,

Общие основы педагогики, Предмет и система педагогики, Предмет педагогики

Раздел I. Общие принципы педагогики

Глава 1. Предмет и система педагогики

В результате изучения этой главы учащийся должен:

владеют предметом педагогики; возникновение, развитие и современное состояние педагогики: категории педагогики: система педагогических наук; педагогические направления:

уметь выделять педагогические проблемы из множества других задач; выявить проявление педагогических категорий; отличить гуманистическую педагогику от авторитарной; анализировать педагогические нововведения;

владеют понятийным аппаратом современной педагогики; методы анализа учебно-воспитательного процесса.

Диагностические показатели:

Минимальное время (в минутах) для изучения материала темы — 144.

Сложность (в условных единицах от 1,00) изучаемого материала составляет 0,64.

Время (в минутах), необходимое для полного овладения знаниями, составляет 236.

1.1. Предмет педагогики

Человек приходит в мир как биологическое существо. Это всего лишь модель будущего человека — умного, добродетельного, духовного.Чтобы новорожденное существо «очеловечилось», ему необходимо пройти непростой путь развития. Должен иметь место процесс «гуманизации», который приведет к появлению homo sapiens. Если этого процесса не происходит, то биологическим существом, которое родилось со всеми возможностями стать человеком в будущем, им не станет. История развития человечества знает немало примеров, когда по тем или иным причинам рожденные людьми существа не становились людьми.

Что в результате «очеловечивания»? На этот процесс и его результат влияет множество причин, но самая важная из них — это образование. Образовательный человек создается, приобретает свои лучшие и худшие качества. Все в человеке — от образования. Какое воспитание у такого мужчины.

Сила воспитания, которая представляет собой второе и самое важное рождение человека, известна давно. С незапамятных времен люди говорят: «Не мать, которая родила, а та, которая воспитывала».

Для обучения подрастающего поколения в современном мире создаются специальные учебные заведения.Об этом процессе уже давно заботятся хорошо обученные специалисты.

Как следствие исторического развития практики возникла отдельная педагогическая наука, , которую мы начинаем изучать. Нет равных среди всех наук и отраслей человеческой деятельности, потому что судьба человека и человечества находится в руках двух сил — природы и воспитания.

Наука о воспитании человека называется педагогикой. Он получил свое название от греческих слов pajdos — детей и назад — вести.В дословном переводе «пейдагос» означает учитель ». Педагог в Древней Греции называли рабом, который в буквальном смысле этого слова брал ребенка за руку своего господина и проводил его в школу. Часто в этой школе учили другого раба, только ученого, которого в Риме называли «педотриб», а в Греции — «дидаскалом». Работа учителя оплачивалась на месте, в зависимости от того, какой урок заказал ученик, однокадровый или двухкадровый.

Постепенно слово «педагогика» стало использоваться в более общем смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни», т.е.е. воспитывать и тренировать его, направлять духовное и телесное развитие. Долгое время образование действительно оставалось искусством, не было науки о воспитании. Однако со временем накопление знаний о человеке и его воспитании привело к возникновению особой науки. Теория была освобождена от простого описания событий, ситуаций, конкретных фактов, сделана необходимые обобщения, выделены наиболее значимые связи и зависимости. Учителя начали внедрять процессы обучения, опираясь на научные принципы.Так педагогика из воспитательного искусства превратилась в науку воспитания, воспитания и обучения детей. Но искусство, творчество, как мы увидим, в воспитании сохранились.

Иногда встречается старое народное название педагогики — Образование. Давно не использовался, вероятно, из-за того, что приобрел негативный оттенок. Основным педагогическим орудием была ивовая или березовая розга, которую в народе ласково и в шутку называли «воспитателем».В церкви священник учил: «Не жалей воспитателя и березовой каши любимому чаду …», переиначивая библейское указание: «Отец, жалко жезл для сына, потерял его».

Понимание педагогики как науки о воспитании детей сохранялось до середины ХХ века. В отечественном учебнике для педагогических вузов, например, 1954 г., по-прежнему было написано: «Самым распространенным определением педагогики, сформировавшимся на заре ее развития и сохранившимся до наших дней, было определение: педагогика — это наука об образовании. образование детей.«Однако в последние десятилетия такой подход был полностью опровергнут: в квалифицированном педагогическом руководстве, возможно, взрослых , которые понимают, что жизнь стремительно исчезает, многого хотят добиться, а воспитания нет. Подтверждая это историческое Примеров много.Главным мотивом, который когда-то побудил короля Соединенных Штатов Фридриха пригласить знаменитого Вольтера к своему двору, было желание пополнить образование, получить интеллектуальный импульс для более осмысленного использования оставшихся лет жизни.Александр Македонский — достойный ученик Аристотеля сказал: «Не меньше, чем я должен своему учителю, так же как и своему отцу: от отца я научился жизни, а от Аристотеля я получил, что моя жизнь может жить хорошо». Непреклонный авторитет своего учителя Сенеки признал своенравный Нерон. «Сам Сенека, — пишет Ушинский, — был одной из главных причин ужасного нравственного разложения своего ужасного ученика».

Краткое, общее и в то же время относительно точное определение современной педагогики — наука о воспитании человека. Понятие образования используется в самом широком смысле, включая образование, образование, развитие. Однако расширение границ педагогики противоречит историческому названию науки, и поэтому для педагогической науки все чаще используются новые названия: андрогогия (от греческого andros — человек и agoge — сообщение) и антропология (от греч. antropos человек и agoge — новости).

Во все времена учителя искали наилучшие способы помочь людям осознать заложенные в природе возможности, формирование новых качеств. На протяжении тысячелетий накапливались необходимые знания, создавались, проверялись и умирали педагогические системы, пока не остались наиболее жизнеспособные, приносившие ощутимую пользу людям. Постепенно наука о воспитании укреплялась, основной целью которой было накопление и систематизация новых научных знаний о воспитании человека.

Споры вокруг вопроса о том, является ли наука или искусство педагогикой, не утихают, несмотря на то, что никто не оспаривает ни ее предмет — воспитание, ни наличие достаточно четко определенных закономерностей. Дело в том, что основная цель науки — познания истины. Знает ли педагогика объективная истина или она всего лишь пытается приспособить открытия других наук для разработки собственных методов воспитания человека? Являются ли методы, системы, формы организации учебного процесса объективной истиной, или это лишь явления практической деятельности, которые могут быть в

.

3 Руководящих принципа для научных исследований | Научные исследования в образовании

прокомментировали общую научную «концептуальную культуру», которая пронизывает большинство областей (см., Например, Ziman, 2000, p. 145; Chubin and Hackett, 1990).

Эти принципы пересекают два измерения научного предприятия: творчество, опыт, общие ценности и здравый смысл людей, которые «занимаются» наукой; и общие руководящие принципы научного исследования.В оставшейся части этой главы излагаются общие ценности научного сообщества и руководящие принципы процесса, которые обеспечивают процветание хорошо обоснованных научных исследований.

НАУЧНОЕ СООБЩЕСТВО

Наука — это коллективная «форма жизни» (по выражению философа Людвига Витгенштейна [1968]), и для изучения норм сообщества требуется время. Квалифицированные исследователи обычно учатся проводить тщательные научные исследования только после того, как приобретут ценности научного сообщества, приобретут опыт в нескольких смежных областях и овладеют разнообразными исследовательскими методами за годы практики.

Культура науки способствует объективности посредством обеспечения соблюдения правил ее «формы жизни», таких как потребность в воспроизведении, неограниченный поток конструктивной критики, желательность слепого судейства, а также посредством согласованных усилий по обучению новых ученых в определенных привычках ума. Под психологическими привычками мы имеем в виду такие вещи, как приверженность верховенству доказательств, минимизацию и учет предубеждений, которые могут повлиять на процесс исследования, а также дисциплинированное, творческое и непредвзятое мышление.Эти привычки вместе с бдительностью сообщества в целом приводят к появлению группы исследователей, которые могут использовать различные точки зрения и объяснения в своей работе и рассматривать альтернативные парадигмы. Возможно, прежде всего, общепринятые нормы гарантируют, насколько это возможно для человека, что отдельные ученые — хотя и не всегда рады тому, что их неправота — готовы открыть свою работу для критики, оценки и потенциального пересмотра.

Еще одна важная норма научной «формы жизни», эффективность которой также зависит от общественного принуждения, заключается в том, что ученые должны быть этичными и честными.Это утверждение может показаться банальным, даже наивным. Но научное знание строится на работе отдельных людей, и, как и на любом другом предприятии, если люди, выполняющие работу, не являются открытыми и искренними, это

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *