Примеры хемофилия и хемофобия: как лечить, чем отличается от хемофилии

Содержание

Хемофилия

Любовь Стрельникова
«Химия и жизнь» №2, 2015

Художник В. Камаев

Ложка дегтя в бочке меда

Недавно, накануне Нового года, я побывала в Старом Осколе — одном из городов на Белгородчине, или, более широко, на территории Курской магнитной аномалии. Цель моей поездки была весьма приятной — поучаствовать в открытии музея «Железно!» в роли одного из авторов проекта. Его инициировала, заказала и оплатила крупнейшая российская металлургическая компания «Металлоинвест». Причина понятна: в окрестностях Старого Оскола расположены Лебединский и Михайловский горно-обогатительные комбинаты, а также Оскольский электрометаллургический комбинат, принадлежащие компании, и она кровно заинтересована в популяризации «железных» профессий среди молодежи.

Как автор концепции, а также текстов и сценариев в музее «Железно!», я была удовлетворена результатом, хотя мне угодить трудно (я человек придирчивый). Все наши идеи и содержание гениально упаковали в лаконичную и функциональную форму московские дизайнеры и архитекторы Георгий Никич, Михаил Лабазов и Михаил Емонтаев. Тот редкий случай, когда работа с дизайнерами при полном взаимопонимании доставила мне настоящее удовольствие. В результате Старый Оскол получил от «Металлоинвеста» воистину царский подарок — модное, стильное, современное, содержательное пространство, где можно не только узнать все о железе, металлургии и железном веке, но и проводить встречи, смотреть кино, устраивать дискуссии, мастер-классы, конференции. Ничего подобного в Белгородской области до сих пор не было.

Хемофилия

Новый музей передали под крыло Старооскольскому филиалу Московского института стали и сплавов, которому в момент открытия музея исполнилось 35 лет. Директором музея стала по совместительству Л. Н. Крахт, заведующая кафедрой химии. Ее, неравнодушного, активного и высокопрофессионального человека, конечно, волновало, какую работу организовать на новой территории, как развиваться. Обсуждение затянулось на многие часы.

Одна из целевых аудиторий музея такого рода — это, безусловно, учителя химии, которых можно было бы объединить в неформальный городской клуб. «К сожалению, не получится, — сказала Людмила Николаевна, — у нас в Старом Осколе нет учителей химии». Последовала немая сцена. «Это как?» — выдавила наконец я. Выяснилось, что в школах Старого Оскола химию не преподают — а зачем? Кому она нужна? Ведь никто не выбирает ЕГЭ по химии. И поскольку для чиновников весь смысл школьного образования сводится, судя по всему, к сдаче ЕГЭ, а образование без ЕГЭ — это деньги на ветер, то химия попала под нож.

Дальше начинается цепная реакция. Вчерашние старооскольские школьники, искренне желающие получить традиционную и востребованную в регионе профессию металлурга, приходят в институт. Приходят с нулевыми знаниями по химии. И приходится буквально вгонять в них курс химии в сжатые сроки — меньше, чем за семестр. По-хорошему, за это время только с металлами можно разобраться, но курс по действующему стандарту должен охватывать всю химию во всей ее необъятности, включая органическую, аналитическую, физическую, высокомолекулярную, далее везде. И какой результат? Полагаю, вы и сами догадываетесь, я же не буду уточнять только из уважения к труду вузовских преподавателей, которые оказались просто заложниками ситуации.

Химия в контексте металлургии

А зачем металлургам знать химию? Химия — это химия, она для ученых-химиков и специалистов, работающих в области химической и нефтехимической промышленности, а металлургия — это… металлургия. Она с химией никак не связана, а в макроэкономическом смысле так даже и конкурирует — за энергетические ресурсы. Такие рассуждения, увы, нередко можно услышать из уст людей, далеких от химии и практической металлургии.

Вспомним, что железо находится в природе только в форме оксидов (например — магнетит, гематит, лимонит) и солей (например — пирит), которые кристаллизуются в прочные структуры. Может ли существовать железо в природе в чистом виде? Не может, легко окисляется — потому и нет залежей самородного железа. Исключение составляет железо, прилетевшее к нам из космоса в виде небесных камней — метеоритов. Но и здесь не чистое железо, а его сплав с никелем, то есть космическая нержавейка. Кстати, именно железные метеориты подсказали знаменитому химику Майклу Фарадею идею нержавеющей стали, когда он проанализировал крохотный кусочек железного метеорита из Британского музея и убедился, что это сплав железа с небольшими добавками никеля. Кто скажет, что это — не химический тест?

А дальше — больше. Чтобы вырвать железо из цепких и сильных объятий кислорода, нужна большая энергия и сильный восстановитель. В классическом доменном процессе роль восстановителя играют уголь и угарный газ, а благодаря высокой температуре процесс протекает в расплаве, что сильно увеличивает скорость реакции восстановления.

В современных процессах восстановителем стал водород. Оскольский электрометаллургический комбинат — сегодня один из самых современных металлургических заводов. Здесь сталь выплавляют в электродуговых печах, а железо получают не в классических домнах, а в установках прямого восстановления, где под действием водорода оксиды железа в руде восстанавливаются до чистого металла. Кстати, этот процесс впервые предложил знаменитый русский ученый Д. К. Чернов более ста лет назад.

Помню, как год назад В. С. Лисин, один из российских металлургических магнатов, на встрече в узком кругу предложил коротко и понятно объяснить присутствующим, как из руды получается чугун. Мне-то объяснять это не надо, я химик-технолог по образованию, да и в школе любила химию. Но помимо меня присутствовали несколько гуманитариев, в том числе и совсем молодых. Владимир Сергеевич схватил фломастер и на доске, которая стоит у него в кабинете, начал писать формулы! Оксид железа плюс углерод, стрелочка, железо плюс оксид углерода… Надо признать, объяснил коротко и толково. Все-таки инженер-металлург, получивший прекрасное школьное и высшее образование еще в советское время. Для присутствующих гуманитариев, по-моему, это было открытием Америки. А между тем, повторюсь, это примитивный школьный курс химии.

Образование окалины, кристаллизация металлов и сплавов под действием разного температурного режима, знаменитые точки Чернова (диаграммы состояния — это физическая химия), коррозия во всем многообразии ее механизмов, в основе которых лежат химические процессы… Какие доказательства еще нужны? Металлургия — это классическая неорганическая химия!

Вы скажете, что сплавы — это материаловедение. Можно и так назвать. Но материаловедение — это часть химии, потому что все без исключения материалы, в том числе и сплавы, состоят из веществ и их комбинаций, а именно это и есть предмет науки химия. Химия изучает вещества и их превращения, зависимость свойств веществ от их структуры. Не зная химии, невозможно заниматься материаловедением. Кстати, согласно одной из версий, слово «химия» происходит от греческого χυμά (хюма), что означает «литье» и «сплав». Иными словами, в изначальном смысле химия — это искусство металлургии.

Металлургия входит в тройку основных перерабатывающих отраслей по тоннажу производимой продукции — вместе с нефтепереработкой и производством цемента. Каждая дает более одного миллиарда тонн продукции в год. Мы перерабатываем нефть, чтобы извлечь из нее моторные топлива и другие ценные продукты. С помощью разнообразных процессов крекинга, начало которым положил еще в 1891 году замечательный русский инженер В. Г. Шухов, мы рвем длинные молекулы веществ, входящих в тяжелые фракции нефти, чтобы получить ценные керосин и бензин. Перерабатывая попутный нефтяной газ, мы получаем этилен, пропилен и бензол, чтобы на основе этих трех полупродуктов создать удивительный мир синтетических материалов, без которых нынешний мир немыслим. Вот уж где химия!

Хемофилия

А что такое цемент? Искусственное неорганическое вяжущее вещество. Вещество капризное, сложное по структуре, но совершенно необходимое человечеству, потому что на цементе держатся все города и промышленные сооружения. Это не просто спеченные и измельченные известняк и глина. Это сложнейшая структура, включающая в себя оксиды кальция, кремния, алюминия, железа. У каждого из этих веществ — собственный характер, который надо знать, чтобы управлять ими. Поэтому неудивительно, что отцом русской цементной промышленности стал выдающийся русский химик А. Р. Шуляченко.

Любое вещество для своих нужд человечество берет из Земли, из ее природных кладовых. Но редко когда вещества существуют в природе в готовом для использования виде, как, скажем, самородные золото, серебро и платина, ртуть, вода и природный газ. Требуется много знаний, умений и усилий, чтобы извлечь из природных материалов то, что нам нужно. Кто анализирует состав природного сырья? Кто придумывает технологии, как лучше извлечь то или иное вещество из природных руд, превратить его во что-то необходимое и полезное? Как из нефти и попутного газа сделать полимеры, пластики, волокна, лекарства и все прочее? Химики, конечно. Так что химия буквально повсюду, она пронизывает все отрасли материального производства, заявляя о себе на разных его этапах. Без нее никакой промышленности не построить!

Наше химическое путешествие может быть бесконечным, потому что химия действительно везде и с каждым днем — все больше. Вот только в школах ее все меньше и меньше.

Оговорка по Фрейду

Мне кажется, это история о том, «как слово наше отзовется», даже если слово сказано необдуманно, в пылу дискуссии. Последствия будут всегда, особенно если слово произнесено высоким начальником. Помнится, пару лет назад нынешний министр науки и образования Д. В. Ливанов, доктор технических наук, выпускник и долгое время ректор МИСиСа, ляпнул в экран телевизора, что химия в школе не нужна, что лично ему она в жизни не пригодилась. Что-то в этом роде. Может быть, потом он пожалел о необдуманной фразе? Ведь не мог не знать образованный выпускник физико-химического факультета МИСиСа, что химия работает с веществом и материалами, включая металлы, и любой металловед в своей работе использует знания химии.

Но слово — не воробей… С этой фразой он уже вошел в историю образования. Последствия сказанного мы видим не только в школах Старого Оскола, но и в других городах России. Ведь для мелкого чиновника, ловящего каждый звук, издаваемый высоким начальством, слова «небожителя» — это руководство к действию. И, даже получая бюджетное жалованье из налогов от деятельности горно-обогатительных, металлургических, нефтехимических, цементных и прочих заводов, они решают, что химия в школах того или иного города не нужна. Так ведь и оскудеет рука дающего.

Можно сколько угодно ерничать по этому поводу, однако лучше посмотреть на ситуацию с другой стороны. Оговорка Д. В. Ливанова — это, в сущности, оговорка по Фрейду, которую, впрочем, допускают очень многие и очень часто, в том числе и родители. Вероятно, школьная химия сегодня не объясняет ученикам, каковы ее роль и место в мироздании, в народном хозяйстве и в обыденной жизни. Почему-то у школьников не откладывается в головах, что химия — это все материальное в буквальном смысле, это весь мир, включая нас самих, что она не просто «широко простирает руки свои в дела человеческие», согласно словам М. В. Ломоносова, она — везде! За любым материальным производством всегда стоит химия, она неотступно преследует даже архитектуру, искусство и дизайн.

Хемофилия

Вот этого важного знания и этой объемной картины наш министр, видимо, не вынес из школьного и вузовского курсов химии. Очевидно, что есть проблема с преподаванием химии в школе. И эта проблема нуждается в отдельном обстоятельном обсуждении. Хотя, судя по всему, скоро вопрос отпадет сам собой, поскольку химия вообще исчезнет из школьных программ. В соответствии с новым стандартом скоро в старшей школе ученики смогут изучать только два предмета из трех — химии, физики и биологии. Что-то мне подсказывает, что преимущественно будут выбирать физику и биологию, а химия останется за бортом.

Химия в школе: зачем?

Тревожные симптомы этого мы отчетливо видим — преподавание химии в обычной средней школе сведено к одному часу в неделю. Нечто подобное в свое время случилось с астрономией, после чего она быстро исчезла из учебных планов. Для космической державы это, конечно, позор. А в случае с химией — катастрофа. Допустим, можно не летать в космос (интерес к открытию и освоению новых миров зарождался именно на уроках астрономии), хотя, на мой взгляд, нельзя терять статус космической державы, наплевав на блистательное космическое прошлое нашей страны. Однако не производить цемент, металл, полимеры, пластмассы, удобрения, лекарства и еще многое, необходимое для повседневной жизни, мы не можем — без этого мы не выживем! А для производства всего этого нужны химики, как бы ни коробило кого-то это слово.

Гипотетически можно отказаться от химии в школе. Но тогда хотелось бы понять, как школьник захочет в будущем стать химиком, если он понятия не имеет, что это такое. Кто покажет красоту и сложность этой науки, кто расскажет о ее безусловном влиянии на все промышленное производство и нашу повседневную жизнь, о ее потенциале для создания материалов будущего? А ведь именно химики, технологи и инженеры потребуются нам в ближайшем будущем. В прошлом году мы дружно озаботились импортозамещением и строительством отечественной промышленности, хотя начинать новую индустриализацию надо было 20 лет назад. Возможно, тогда бы и вопрос с преподаванием химии не появился на повестке дня.

Хемофилия

Преподавание химии в школе не только мотивирует школьников к выбору будущей профессии, хотя и это, безусловно, задача государственной важности. Она дает понимание мира и дисциплинирует мозг. В этом и заключается суть образования. Интеллект, системное, аналитическое и критическое мышление, умение включать здравый смысл, иными словами, умение и навык думать — все это развивают точные предметы: математика, физика, химия и биология, в которых есть внутренняя логика, которые сами построены на причинно-следственных связях. Здесь утилитарный подход и умозаключения вроде «мне химия не пригодилась в жизни, значит, можно и без нее» не работают. Школьные предметы в своей логике, последовательности и взаимодействии развивают и формируют созревающий мозг детей, чтобы он был готов к дальнейшему образованию и взрослой жизни. И если вы стали министром (банкиром, академиком, промышленным магнатом), то будьте уверены, что школьный курс химии сыграл свою позитивную роль в вашем профессиональном и карьерном росте, даже если ваша деятельность с химией никак не связана. Возможно, для нынешнего государства подготовка в школе людей, способных думать, анализировать и критически мыслить, — задача не первой важности, если она вообще ставится. Но для каждого родителя, который не может не думать о будущем ребенка, это, безусловно, цель. Что бы там ни говорили, у хорошо образованного человека с правильно поставленными мозгами значительно больше шансов добиться успеха в жизни.

Химию как учебный предмет начали преподавать в России в гимназиях при некоторых университетах в начале XIX века. В 1808 году появился первый русский учебник химии А. И. Шерера. Постепенно этот предмет стали вводить и в других школах. В XIX веке вокруг школьной химии было сломано немало копий. То ее преподавали как отдельный предмет, то изымали, то вводили естествознание с некоторыми сведениями из химии. Но за химию в школе сражались именитые люди. Вот как обосновывала необходимость изучения химии в средней школе в 1915 году комиссия графа П. Н. Игнатьева, министра народного просвещения:

«Прежде всего химия как наука об элементах, из которых слагается реальный мир, дает нам определенный и вполне конкретный ответ на вопрос, который от века привлекал человеческую мысль, — вопрос о единстве строения материального мира. В этом отношении система знаний, какую дает современная химия, составляет основу для выработки точного и ясного мировоззрения. Без знания химии не могут быть правильно истолкованы как процессы минеральной жизни земной коры, так и процессы, происходящие в живых организмах. Почти все технологические производства неразрывно связаны с химическими явлениями. При отсутствии элементарных познаний в области экспериментальной науки в обществе притупляется интерес к реальному миру».

Хемофилия

Смотрите, сто лет прошло, а как современно звучат слова графа Игнатьева! Его точное понимание роли химии в обществе и мироздании, видимо, во многом связано с обстоятельствами его жизни. Волею судьбы Павел Николаевич стал владельцем трех хрустальных заводов, в том числе и в Гусь-Хрустальном. Вот уж где химия!

Сто лет назад на химию в средней школе отводилось шесть часов в неделю! Школьный курс преображался и расширялся в ХХ веке по мере развития химической науки и промышленности. Так он приобрел структуру и стройность и в четко контролируемой параллели с физикой, математикой и биологией давал прекрасные результаты в советской школе. Надо быть просто недальновидным человеком, чтобы отмахнуться от этого успешного опыта, который обеспечил карьеру всем нынешним промышленным олигархам. И если кто и должен сегодня отстаивать школьную химию, так это владельцы промышленных предприятий. Что они будут делать без кадров, без науки, но с санкциями? Именно промышленники и академии наук, кровно заинтересованные в мотивированной молодежи, должны сражаться за химию в школе, за развитие и осовременивание школьных курсов нашей любимой науки.

Хемофилия

Сегодня в моде естествознание, которым предлагают заменить школьную физику, химию и биологию. Ничего не имею против естествознания как такового. Очень полезно и важно показать, как все взаимосвязано в мире, что границы физики, химии и биологии временами условны, нечетки и сильно размыты. Но прежде чем показать картину в целом, неплохо было бы разобраться в ее частях, иначе в головах не останется ни того, ни другого. Мы уже переживали естествознание в средних школах в XIX веке, и не раз, но неизменно возвращались к предмету «химия».

В рассуждениях о естествознании сегодня часто ссылаются на западный опыт преподавания предмета science (наука) в средних школах. Но давайте уточним. В таких промышленно развитых странах, как Германия и Китай, в школах преподают именно химию, то же и в Японии, хотя у этой страны практически нет природных ресурсов, которые надо извлекать и перерабатывать. А вот в Англии, также не очень богатой собственными ресурсами, в школах химию не преподают. В результате школьники не идут на химические факультеты университетов и их повсеместно закрывают. Мы этого добиваемся? Ведь мы же со своими богатейшими природными запасами — в России есть всё! — просто обречены на развитие химии как науки и промышленности. А для этого нужны кадры.

Обратимся теперь к США. У выпускника обычной массовой американской школы нет никакого представления о химии, и эту профессию американцы не выбирают. Если вы заглянете в обычный американский университет, то на химических, физических факультетах, факультетах материаловедения вы не увидите американцев среди студентов. Здесь учатся в основном студенты из Китая и Индии, а преподают им русские профессора. Сама видела. Но ведь у США есть своя химическая промышленность (достаточно вспомнить гиганта «Дюпон»). Неужели здесь не нужны американцы-химики? Не нужны, США уже давно для всех своих нужд (кроме юристов и медиков) покупает мозги в других странах. Вряд ли это наш путь. Будет химия в школе — будут и отечественные химические мозги.

Конечно, профессию химиков, как, впрочем, биологов и физиков, выберут единицы из каждого класса. Склонность к исследовательской, инженерной, технологической деятельности заложена от рождения. Задача школы — выявить тех, кто щедро наделен природой этими способностями, и направить в нужное русло. Ведь понятно, что человек с такими способностями быстрее добьется успеха в комфортной для него исследовательской и инженерной среде. Вот почему профильные классы и специализированные лицеи необходимы.

Но какая химия нужна остальным 90% школьников, которые во взрослой жизни выберут совсем другие профессии? Надо ли долбить их окислительно-восстановительными реакциями, теорией строения, формулами и крекингом? Это дискуссионный вопрос, ответ на него зависит от того, что мы хотим получить. На мой взгляд, школьный курс химии для всех должен быть курсом, порождающим хемофилию. Для этого его надо разумно сократить, облегчить и актуализировать — ведь нравится то, что понятно, и то, что непосредственно затрагивает твою жизнь.

Возможно, во всей этой истории с гонениями на школьную химию не последнюю роль сыграла устойчивая хемофобия в российском обществе. Откуда взялось это брезгливое и уничижительное «Это сплошная химия» в устах обывателей? Когда за этим словом закрепилось значение вредного и опасного? На эту тему стоит провести отдельное расследование. Забавно, но, когда ломается утюг, компьютер, велосипед или поезд сходит с рельсов, никто не говорит: «Опять эта чертова физика!» А про эпидемию птичьего гриппа, отравление тухлыми продуктами или пандемию ожирения — «Опять эта чертова биология!» Производители биотуалетов были вынуждены назвать его «био», чтобы покупали, хотя, как мы понимаем, это химический туалет в чистом виде. С хемофобией надо бороться, как и с другими мифами, а для этого надо преподавать химию в школе.

К слову сказать, на Западе нет обывательских выражений типа «Это же сплошная химия!». Более того, в житейском смысле слово «химия» употребляется для обозначения романтических и чудесных историй. «It’s chemistry!» — так говорят о двух людях, между которыми вдруг проскочила первая искра сильной симпатии друг к другу, или о каком-то необъяснимом чуде.

Да, химия — это природное и рукотворное чудо, которое ежесекундно и непрерывно творится на Земле, вокруг и внутри нас. Если ты узнаешь об этом, то не будешь бояться и, возможно, даже полюбишь химию, то есть мир, в котором живешь. Видимо, на этом и должен строиться курс школьной химии для всех. Этот курс надо создавать.

И вот что еще интересно. В Великобритании уже более тридцати лет изучают, как младшие школьники отвечают на вопрос, кто такой ученый. Тест простой: нарисуй ученого, как ты себе его представляешь. Рисунки, разумеется, разные. Но в большинстве из них присутствует несколько элементов: очки на носу, волосы дыбом, белый халат, колба в руках или на столе, из которой поднимаются пары, очень часто — рисунок взрыва со словом «bang». Вам это никого не напоминает? Конечно, это типичный химик. И между прочим, дети так представляют (рисуют) ученого, которого никогда не видели, тридцать лет подряд, из поколения в поколение!

Так что интерес к химии как к чему-то чудодейственному и всемогущему у детей есть уже в начальной школе. Значит, химия по сравнению с другими предметами обладает некой форой, кредитом интереса. Наша задача — использовать этот ресурс и дать детям в средней школе такую захватывающую химию, чтобы она навсегда осталась в головах как важнейшая составляющая мира, цивилизации и творчества.

От редакции
Приглашаем всех желающих присылать в редакцию свои соображения о том,
какой должна быть сегодня химия в средней школе. Самые
интересные работы мы опубликуем на страницах «Химии и жизни».

Статья — Хемофилия и Хемофобия

Городской конкурс рефератов по естествознанию

Секция химии

МОУ гимназия №44

Реферат

Тема: ХЕМОФИЛИЯ и

ХЕМОФОБИЯ

Выполнила Барсукова Лариса

Ученица 8В класса

Многопрофильной гимназии №44

Руководитель: Мокрова И.М

г. Новокузнецк, 2008г.

Химия и общество.

Xимия — наука, диапазон отношений которой с обществом всегда был очень широк — от восхищения и слепой веры («химизация всего народного хозяйства») до столь же слепого отрицания («нитратный» бум) и хемофобии.

Согласно общепринятому определению хемофилия — «любовь к химии», а хемофобия — «боязнь химии», пограничное предболезненное состояние человека, вызванное страхом химического отравления.

Обе эти крайние точки зрения не могут быть абсолютно правильными.

Химия играет очень большую роль в жизни человека, ведь это металлургия, производство синтетических волокон, лекарственных и косметических средств, бытовой химии, в организме человека тоже протекают химические реакции.

Прогресс, решив множество проблем, принес другие, не менее серьезные. И одна из них связана с изменением «химического окружения» человека. В самом деле, в повседневную жизнь современных людей вошли тысячи новых веществ — лекарства, красители, пестициды, полимерные материалы и т.д. А, кроме того, приходится иметь дело с веществами-загрязнителями окружающей среды — побочным результатом прогресса. Очень опасно производство химического оружия.

Из года в год увеличивается число людей, страдающих заболеваниями, так или иначе связанными с воздействием на организм вредных веществ — аллергическими, онкологическими заболеваниями, болезнями органов дыхания и сердечно-сосудистой. системы.

По оценке Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), из более чем 6 млн известных соединений практически используют до 500 тыс., из них около 40 тыс. обладают вредными для человека свойствами, а 12 тыс. – токсичны.

В больших городах наблюдается чрезмерное загрязнение воздуха, в результате чего заводские районы некоторых из них становятся непригодными для проживания.

Статистические данные говорят о том, что окружающая среда в ряде крупных промышленных городов (Магнитогорск, Новокузнецк, Череповце и др.) находится в катастрофическом состоянии.

В нашей стране предприятия, производящие стройматериалы, выбрасывают ежегодно более 38 млн тонн пыли, 60 % которой составляет цементная пыль. Теплоэнергетика наряду с газообразными выбросами «производит» огромные массы твердых отходов. К ним относится хвосты углеобогащения, золы и шлаки.

Неудивительно, что в обществе развивается хемофобия — «все наши беды связаны с химией и с химическими веществами».

Хемофобами на химию был перенесен образ алхимика — мага, скрывающего свои цели и обладающего непонятной силой. Яды и порох в прошлом, нервно-паралитические и психотропные вещества сегодня — эти инструменты власти общественное сознание ассоциирует с химией. Поскольку химическая промышленность является важным и необходимым компонентом экономики, хемофобия нередко сознательно разжигается в конъюнктурных целях (искусственные. экологические психозы). На этой почве возникают многочисленные спекуляции. Так, например, люди кидаются покупать продукцию, при изготовлении которой, согласно рекламе, «не используются химические вещества» (!!), или которая «не содержит химических элементов», что само по себе нонсенс!

Изменение роли химии в обществе и ее социальная роль характеризуется в основном двумя взаимосвязанными факторами. Во-первых, это – отрицательное отношение в обществе к химии и ее проявлениям. Такое отношение связано с загрязнением окружающей среды, техногенными катастрофами, производством боевых отравляющих веществ, наркотиков и т.д. В этой связи важно понять, что плохое не в химии, а в людях, которые, во первых, не понимают законов природы, а, во-вторых, нарушают общепринятые нравственные нормы.

Химия – очень мощный инструмент, в ее законах нет понятий добра и зла. Пользуясь одними и теми же законами, можно придумать новую технологию синтеза наркотиков или ядов, а можно – новое лекарство или новый строительный материал.

Другой социальный фактор – это вопиющая химическая безграмотность общества на всех его уровнях – от журналистов до домохозяек. Большинство людей совершенно не представляет, из чего состоит окружающий мир, не знает элементарных свойств даже простейших веществ и не может отличить азот от аммиака, а этиловый спирт от метилового.

На деле химия является системообразующим фактором современного общества, т. е. совершенно необходимым условием его существования и воспроизводства. Прежде всего потому, что химия участвует в формировании современного человека. Из его мировоззрения нельзя изъять видение мира через призму понятий химии. Более того, в индустриальной цивилизации человек сохраняет свой статус члена общества лишь в том случае, если достаточно быстро осваивает новые химические представления (для чего служит целая система популяризации химии).

Вся техносфера — искусственно созданный окружающий человека мир — все быстрее насыщается продуктами химического производства, обращение с которыми требует высокого уровня химических знаний, навыков и интуиции.

В начале 21 века все более ощущается общее несоответствие общественных институтов и обыденного сознания индустриального общества уровню химизации современного мира. Это несоответствие породило цепь противоречий, ставших глобальной проблемой и создающих качественно новую опасность. На всех социальных уровнях, включая научное сообщество в целом, растет отставание уровня химических знаний и навыков от химической реальности техносферы и ее воздействия на биосферу. Увеличивается пропасть между химической подготовкой политиков и потенциальной опасностью неверных решений. Организация новой, адекватной реальности системы всеобщего химического образования и освоение химической культуры становится условием безопасности и устойчивого развития цивилизации.

В настоящее время неизбежна переориентация приоритетов химии: от знания ради улучшения условий жизни к знанию ради гарантированного сохранения жизни (от критерия «максимизации выгоды» к критерию «минимизации ущерба»).

Прикладная химия.

Практическое, прикладное значение химии состоит в осуществлении контроля над химическими процессами, протекающими в природе и техносфере, в производстве и преобразовании нужных человеку веществ и материалов.

В большинстве отраслей производства вплоть до 20 века доминировали процессы, унаследованные от ремесленного периода. Xимия раньше других наук стала порождать производства, сам принцип которых был основан на научном знании (например, синтез анилиновых красителей). Состояние химической промышленности во многом определяло темпы и направление индустриализации и политическую ситуацию.

Например, не предвиденное странами Антанты создание крупнотоннажного производства аммиака и азотной кислоты Германией по методу Гебера — Боша обеспечило ей достаточное для ведения мировой войны количество взрывчатых веществ.

Другой пример. Развитие промышленности минеральных удобрений, а затем и средств защиты растений резко повысило продуктивность сельского хозяйства, что стало условием урбанизации и быстрого развития индустрии.

Замена технических культур искусственными веществами и материалами (ткани, красители, заменители жиров и др.) привело к увеличению продовольственных ресурсов и сырья для легкой промышленности.

Состояние и экономическая эффективность машиностроения и строительства все больше определяется разработкой и производством синтетических материалов (пластмасс, каучуков, пленок и волокон).

Развитие новых систем связи, которые в ближайшем будущем кардинально изменят и уже начали менять облик цивилизации, определяется разработкой оптоволоконных материалов; прогресс телевидения, информатики и компьютеризации связан с разработкой элементной базы микроэлектроники и молекулярной электроники.

В целом развитие техносферы во многом зависит сегодня от ассортимента и количества выпускаемых химической промышленностью продуктов. Качество многих химических продуктов (напр., лакокрасочных материалов) влияет и на духовное благополучие населения, т. е. участвует в формировании высших ценностей человека.

Химия и экология

Невозможно переоценить роль химии в развитии одной из важнейших проблем, стоящих перед человечеством,- защите окружающей среды. Здесь задача химии состоит в разработке и усовершенствовании методов обнаружения и определения антропогенных загрязнений, изучении и моделировании химических реакций, протекающих в атмосфере, гидросфере и литосфере, создании безотходных или малоотходных химических производств, разработке способов обезвреживания и утилизации промышленных и бытовых отходов.

Анализ использования природных ресурсов в последние 50 лет, роста объемов промышленной продукции и в гораздо большей степени роста отходов производства и потребления показывает, что человечество должно кардинально изменить характер технологий промышленного производства.

Новый подход к развитию производства получил название «безотходная технология», то есть организация промышленного производства, приближающаяся к биохимическому круговороту веществ в экосистемах.

Безотходная технология основана на полном комплексном использовании сырья, извлекаемого человеком из природы. Она должна исключать образование губительных, экологически чуждых природе отходов. Конечно, полностью безотходное производство – это идеал, но общество должно стремиться к нему, так как иного выхода у него нет.

Схема безотходного производства

Исходное сырье

Производство

Отходы

Продукция 1-й стадии

Производство

Отходы

Продукция 2-й стадии

Производство

Отходы

Продукция 3-й стадии

Твердые бытовые отходы (ТБО) образуются в результате амортизации предметов быта и жизнедеятельности людей (обычно их называют мусором и отбросами). Во всех странах существуют серьезные экологические проблемы, связанные с обезвреживанием и утилизацией постоянно возрастающего количества бытовых отходов. В США ежегодно образуются около 700 млн. тонн отходов (около 2,5 т на каждого американца). В Японии образуются более 100 млн. тонн бытовых отходов, в России – около 400 млн. тонн. Проблема накопления и необходимости удаления ТБО особенно остро стоит в крупных городах с населением свыше 1 млн. человек. Так, в Москве образуется около 3 млн. тонн ТБО. Только на основании химических познаний, положенных в основу производственных технологий, можно разрешить проблему переработки и утилизации ТБО.

Заключение

Выдающиеся открытия в физике в конце 19 века (рентгеновские лучи, радиоактивность, электрон) и развитие теоретических представлений (квантовая теория) привели к открытию новых (радиоактивных) элементов и явления изотопии, возникновению радиохимии и квантовой химии, новым представлениям о строении атома и о природе химической. связи, дав начало развитию современной химии. Успехи химии 20 века связаны с прогрессом аналитической химии и физических методов изучения веществ и воздействия на них, проникновением в механизмы реакций, с синтезом новых классов веществ и новых материалов, дифференциацией химических дисциплин и интеграцией химии с другими науками, с удовлетворением потребностей совренной промышленноссти, техники и технологии, медицины, строительства, сельского хозяйства и др. сфер человеческой деятельности в новых химических знаниях, процессах и продуктах. В 20 веке были сформированы новые важные направления химии, такие как радиационная химия, плазмохимия. Вместе с химией низких температур (криохимией) и химией высоких давлений, сонохимией (ультразвук), лазерной химией и др. они стали формировать новую область – химия экстремальных воздействий, играющую большую роль в получении новых материалов (напр., для электроники) или старых ценных материалов сравнительно дешевым синтетическим путем (напр., алмазов или нитридов металлов).

На одно из первых мест в химии выдвигаются проблемы предсказания функциональных свойств вещества на основе знания его структуры и определения структуры вещества (и его синтез), исходя из его функционального назначения. Решение этих проблем связано с развитием расчетных квантово-химических методов и новых теоретических подходов, с успехами в неорганическом и органическом синтезе. Развиваются работы по генной инженерии и по синтезу соединений с необычными строением и свойствами (напр., высокотемпературные сверхпроводники, фуллерены).

Все шире применяются методы, основанные на матричном синтезе, а также использующие идеи планарной технологии. Получают дальнейшее развитие методы, моделирующие биохимические реакции. Успехи спектроскопии (в т. ч. сканирующей туннельной) открыли перспективы «конструирования» веществ на молекулярном уровне, привели к созданию нового направления в химии — так называемые нанотехнологии.

За химией огромное будущее. ЕЕ нельзя бояться, а необходимо изучать и использовать все достижения химии для сохранения жизни на Земле.

Хемофилия – Уикипедия

Хемофилията (Haemophilia) е генетично заболяване, свързано със затруднено кръвосъсирване, което води до предвидима или спонтанна загуба на кръв, която при заболелите е по-голяма от нормалното.

При засягане на кръвоносен съд отначало се активират клетки, наречени тромбоцити, които запушват съда, за да спрат кървенето. Освен това, вследствие на поредица от каскадно активирани химични процеси се формира гъста мрежа от нишки, изградени от фибрин. Образуването на фибриновата мрежа става с участието на белтъчните фактори – I, II, III, V, VII, VIII, IX, X, XI, XII, XIII, фактор на Von Willebrand и двувалентен калциев катион (понякога наричан фактор IV). Образно казано, тази система функционира на принципа на доминото, но когато един от тези белтъци липсва или не работи добре, верижната реакция не е ефективна и съсирекът, дори да се образува, е нестабилен и позволява нараняването да прокърви отново. Такъв е случаят и при заболелите от хемофилия. Най-разпространени са хемофилия А (класическа хемофилия), свързана с недостига на фактор VIII и хемофилия Б (Christmas disease), предизвикана от недостиг на фактор IX. При хемофилията (независимо от кой тип) тежестта на заболяването обикновено се класифицира по следния начин:

  • тежка – с по-малко от 1% фактор VIII;
  • умерена или среднотежка – с 1 – 2%;
  • лека – от 2 до 10%.

Понякога се въвежда и още една категория на тежестта на заболяването, т. нар. субхемофилия – с нива на дефицитния фактор от 10 до 40 %. Не винаги, обаче, клинично проявената тежест на заболяването корелира с нивото на дефицитния фактор в кръвта на болния. Хемофилия А се среща около 4 – 5 пъти по-често от хемофилия Б.

Рецесивно унаследяване на Х-хромозомата.

Тъй като жените имат две X-хромозоми, в повечето от случаите те не показват клинично значими признаци на заболяването, тъй като дори едната Х-хромозома да е засегната, другата компенсира нужните фактори за съсирването на кръвта. В този случай жените са само носители. Макар и рядко, се срещат и жени с клинично изразена хемофилия – най-често поради преференциална инактивация на „здравата“ Х-хромозома, или по-рядко, поради унаследяване на две „болни“ Х-хромозоми и пр. При мъжете, обаче, има само една X-хромозома и една Y-хромозома. Тъй като Y-хромозомата практически не притежава гените, нормално намиращи се върху Х-хромозомата, при наличие на мутация в Х-хромозомата, асоциираното заболяване се проявява. 50% процента от мъжете, чиято майка е носител, се раждат болни. Ако бащата е засегнат от заболяването, то той ще има здрави синове, а дъщерите му ще бъдат носители.

Много хора смятат, че хората с хемофилия губят много кръв главно от малки порязвания, от външни рани. Всъщност те почти винаги не са толкова сериозни за разлика от вътрешните. Вътрешните кръвоизливи възникват при ставите: коленете, лактите, глезените, при мускулите, а тези които се случват с централни органи като мозъка завършват в повечето случаи с фатален край. При тежките форми на болестта масивни кръвоизливи могат да възникнат без видима причина и по-точно – вследствие на нормално непрекъснато случващите се микротравми на кръвоносните съдове. При по-леките форми болестта може да остане незабелязана години наред.

Осъществяват се чрез преливане на плазма (прясна или замразена) или на дефицитните фактори VIII и IX. Те могат да бъдат извлечени по различни начини от донорска плазма (човешка, свинска) или да бъдат получени по рекомбинантна технология. Използването на плазма и плазмени продукти винаги носи опасност от кръвно-трансмисивни заболявания. Поради това, все повече, включително и в България, се използват рекомбинантни препарати. Правят се и постъпки в посока на изготвяне на генна терапия.[1] При някои болни се образуват антитела (инхибитори) към преливания фактор на кръвосъсирването.

Кралица Виктория е била носителка на болестта.

Хемофилията е едно от множеството заболявания, предавани в европейските аристократични семейства (друго подобно заболяване е акутната интермитентна порфирия). През XIX и ХХ век, хемофилията е разпространена почти във всички кралски семейства в Европа. Няма данни от кой точно тип е била. За неин източник се смята Кралица Виктория. Тя има пет дъщери, от които, според данните от родословния анализ, със сигурност поне две са носителки на болестта и един болен от хемофилия син – Принц Леополд. Нито един от болните мъже, освен принц Леополд не е успява да доживее достатъчно дълго, за да остави наследници, така че болестта е разпространена основно от дъщерите на Кралица Виктория и дъщерята на Леополд. Друг известен неин наследник също заболява от тежката болест – правнукът ѝ Алексей Николаевич, син на внучката ѝ Алиса Хесен-Дармщатска, прекръстена на Александра Фьодоровна при въвеждането ѝ в руското царско семейство и венчавката ѝ с руския император Николай II. Отчаяни и силно обезпокоени за здравето на сина си, двамата се обръщат към монаха Григорий Распутин, за когото се твърди, че е успявал да контролира болестта на момчето чрез хипноза.[2][3] Като се има предвид природата на заболяването и факта, че хемофилията при престолонаследника Алексей е в тежка форма, това очевидно е малко вероятно, но това, което е сигурно, е че Распутин успява да контролира доста умело царското семейство. По същата причина малко вероятни са слуховете, че Алексей може да е жив или да е спасен след разстрела на царското семейство през 1918 г. и да е доживял да остави поколение със „синя кръв“.

Доклад — Хемофилия и Хемофобия

Городской конкурс рефератов по естествознанию

Секция химии

МОУ гимназия №44

Реферат

Тема: ХЕМОФИЛИЯ и

ХЕМОФОБИЯ

Выполнила Барсукова Лариса

Ученица 8В класса

Многопрофильной гимназии №44

Руководитель: Мокрова И.М

г. Новокузнецк, 2008г.

Химия и общество.

Xимия — наука, диапазон отношений которой с обществом всегда был очень широк — от восхищения и слепой веры («химизация всего народного хозяйства») до столь же слепого отрицания («нитратный» бум) и хемофобии.

Согласно общепринятому определению хемофилия — «любовь к химии», а хемофобия — «боязнь химии», пограничное предболезненное состояние человека, вызванное страхом химического отравления.

Обе эти крайние точки зрения не могут быть абсолютно правильными.

Химия играет очень большую роль в жизни человека, ведь это металлургия, производство синтетических волокон, лекарственных и косметических средств, бытовой химии, в организме человека тоже протекают химические реакции.

Прогресс, решив множество проблем, принес другие, не менее серьезные. И одна из них связана с изменением «химического окружения» человека. В самом деле, в повседневную жизнь современных людей вошли тысячи новых веществ — лекарства, красители, пестициды, полимерные материалы и т.д. А, кроме того, приходится иметь дело с веществами-загрязнителями окружающей среды — побочным результатом прогресса. Очень опасно производство химического оружия.

Из года в год увеличивается число людей, страдающих заболеваниями, так или иначе связанными с воздействием на организм вредных веществ — аллергическими, онкологическими заболеваниями, болезнями органов дыхания и сердечно-сосудистой. системы.

По оценке Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), из более чем 6 млн известных соединений практически используют до 500 тыс., из них около 40 тыс. обладают вредными для человека свойствами, а 12 тыс. – токсичны.

В больших городах наблюдается чрезмерное загрязнение воздуха, в результате чего заводские районы некоторых из них становятся непригодными для проживания.

Статистические данные говорят о том, что окружающая среда в ряде крупных промышленных городов (Магнитогорск, Новокузнецк, Череповце и др.) находится в катастрофическом состоянии.

В нашей стране предприятия, производящие стройматериалы, выбрасывают ежегодно более 38 млн тонн пыли, 60 % которой составляет цементная пыль. Теплоэнергетика наряду с газообразными выбросами «производит» огромные массы твердых отходов. К ним относится хвосты углеобогащения, золы и шлаки.

Неудивительно, что в обществе развивается хемофобия — «все наши беды связаны с химией и с химическими веществами».

Хемофобами на химию был перенесен образ алхимика — мага, скрывающего свои цели и обладающего непонятной силой. Яды и порох в прошлом, нервно-паралитические и психотропные вещества сегодня — эти инструменты власти общественное сознание ассоциирует с химией. Поскольку химическая промышленность является важным и необходимым компонентом экономики, хемофобия нередко сознательно разжигается в конъюнктурных целях (искусственные. экологические психозы). На этой почве возникают многочисленные спекуляции. Так, например, люди кидаются покупать продукцию, при изготовлении которой, согласно рекламе, «не используются химические вещества» (!!), или которая «не содержит химических элементов», что само по себе нонсенс!

Изменение роли химии в обществе и ее социальная роль характеризуется в основном двумя взаимосвязанными факторами. Во-первых, это – отрицательное отношение в обществе к химии и ее проявлениям. Такое отношение связано с загрязнением окружающей среды, техногенными катастрофами, производством боевых отравляющих веществ, наркотиков и т.д. В этой связи важно понять, что плохое не в химии, а в людях, которые, во первых, не понимают законов природы, а, во-вторых, нарушают общепринятые нравственные нормы.

Химия – очень мощный инструмент, в ее законах нет понятий добра и зла. Пользуясь одними и теми же законами, можно придумать новую технологию синтеза наркотиков или ядов, а можно – новое лекарство или новый строительный материал.

Другой социальный фактор – это вопиющая химическая безграмотность общества на всех его уровнях – от журналистов до домохозяек. Большинство людей совершенно не представляет, из чего состоит окружающий мир, не знает элементарных свойств даже простейших веществ и не может отличить азот от аммиака, а этиловый спирт от метилового.

На деле химия является системообразующим фактором современного общества, т. е. совершенно необходимым условием его существования и воспроизводства. Прежде всего потому, что химия участвует в формировании современного человека. Из его мировоззрения нельзя изъять видение мира через призму понятий химии. Более того, в индустриальной цивилизации человек сохраняет свой статус члена общества лишь в том случае, если достаточно быстро осваивает новые химические представления (для чего служит целая система популяризации химии).

Вся техносфера — искусственно созданный окружающий человека мир — все быстрее насыщается продуктами химического производства, обращение с которыми требует высокого уровня химических знаний, навыков и интуиции.

В начале 21 века все более ощущается общее несоответствие общественных институтов и обыденного сознания индустриального общества уровню химизации современного мира. Это несоответствие породило цепь противоречий, ставших глобальной проблемой и создающих качественно новую опасность. На всех социальных уровнях, включая научное сообщество в целом, растет отставание уровня химических знаний и навыков от химической реальности техносферы и ее воздействия на биосферу. Увеличивается пропасть между химической подготовкой политиков и потенциальной опасностью неверных решений. Организация новой, адекватной реальности системы всеобщего химического образования и освоение химической культуры становится условием безопасности и устойчивого развития цивилизации.

В настоящее время неизбежна переориентация приоритетов химии: от знания ради улучшения условий жизни к знанию ради гарантированного сохранения жизни (от критерия «максимизации выгоды» к критерию «минимизации ущерба»).

Прикладная химия.

Практическое, прикладное значение химии состоит в осуществлении контроля над химическими процессами, протекающими в природе и техносфере, в производстве и преобразовании нужных человеку веществ и материалов.

В большинстве отраслей производства вплоть до 20 века доминировали процессы, унаследованные от ремесленного периода. Xимия раньше других наук стала порождать производства, сам принцип которых был основан на научном знании (например, синтез анилиновых красителей). Состояние химической промышленности во многом определяло темпы и направление индустриализации и политическую ситуацию.

Например, не предвиденное странами Антанты создание крупнотоннажного производства аммиака и азотной кислоты Германией по методу Гебера — Боша обеспечило ей достаточное для ведения мировой войны количество взрывчатых веществ.

Другой пример. Развитие промышленности минеральных удобрений, а затем и средств защиты растений резко повысило продуктивность сельского хозяйства, что стало условием урбанизации и быстрого развития индустрии.

Замена технических культур искусственными веществами и материалами (ткани, красители, заменители жиров и др.) привело к увеличению продовольственных ресурсов и сырья для легкой промышленности.

Состояние и экономическая эффективность машиностроения и строительства все больше определяется разработкой и производством синтетических материалов (пластмасс, каучуков, пленок и волокон).

Развитие новых систем связи, которые в ближайшем будущем кардинально изменят и уже начали менять облик цивилизации, определяется разработкой оптоволоконных материалов; прогресс телевидения, информатики и компьютеризации связан с разработкой элементной базы микроэлектроники и молекулярной электроники.

В целом развитие техносферы во многом зависит сегодня от ассортимента и количества выпускаемых химической промышленностью продуктов. Качество многих химических продуктов (напр., лакокрасочных материалов) влияет и на духовное благополучие населения, т. е. участвует в формировании высших ценностей человека.

Химия и экология

Невозможно переоценить роль химии в развитии одной из важнейших проблем, стоящих перед человечеством,- защите окружающей среды. Здесь задача химии состоит в разработке и усовершенствовании методов обнаружения и определения антропогенных загрязнений, изучении и моделировании химических реакций, протекающих в атмосфере, гидросфере и литосфере, создании безотходных или малоотходных химических производств, разработке способов обезвреживания и утилизации промышленных и бытовых отходов.

Анализ использования природных ресурсов в последние 50 лет, роста объемов промышленной продукции и в гораздо большей степени роста отходов производства и потребления показывает, что человечество должно кардинально изменить характер технологий промышленного производства.

Новый подход к развитию производства получил название «безотходная технология», то есть организация промышленного производства, приближающаяся к биохимическому круговороту веществ в экосистемах.

Безотходная технология основана на полном комплексном использовании сырья, извлекаемого человеком из природы. Она должна исключать образование губительных, экологически чуждых природе отходов. Конечно, полностью безотходное производство – это идеал, но общество должно стремиться к нему, так как иного выхода у него нет.

Схема безотходного производства

Исходное сырье

Производство

Отходы

Продукция 1-й стадии

Производство

Отходы

Продукция 2-й стадии

Производство

Отходы

Продукция 3-й стадии

Твердые бытовые отходы (ТБО) образуются в результате амортизации предметов быта и жизнедеятельности людей (обычно их называют мусором и отбросами). Во всех странах существуют серьезные экологические проблемы, связанные с обезвреживанием и утилизацией постоянно возрастающего количества бытовых отходов. В США ежегодно образуются около 700 млн. тонн отходов (около 2,5 т на каждого американца). В Японии образуются более 100 млн. тонн бытовых отходов, в России – около 400 млн. тонн. Проблема накопления и необходимости удаления ТБО особенно остро стоит в крупных городах с населением свыше 1 млн. человек. Так, в Москве образуется около 3 млн. тонн ТБО. Только на основании химических познаний, положенных в основу производственных технологий, можно разрешить проблему переработки и утилизации ТБО.

Заключение

Выдающиеся открытия в физике в конце 19 века (рентгеновские лучи, радиоактивность, электрон) и развитие теоретических представлений (квантовая теория) привели к открытию новых (радиоактивных) элементов и явления изотопии, возникновению радиохимии и квантовой химии, новым представлениям о строении атома и о природе химической. связи, дав начало развитию современной химии. Успехи химии 20 века связаны с прогрессом аналитической химии и физических методов изучения веществ и воздействия на них, проникновением в механизмы реакций, с синтезом новых классов веществ и новых материалов, дифференциацией химических дисциплин и интеграцией химии с другими науками, с удовлетворением потребностей совренной промышленноссти, техники и технологии, медицины, строительства, сельского хозяйства и др. сфер человеческой деятельности в новых химических знаниях, процессах и продуктах. В 20 веке были сформированы новые важные направления химии, такие как радиационная химия, плазмохимия. Вместе с химией низких температур (криохимией) и химией высоких давлений, сонохимией (ультразвук), лазерной химией и др. они стали формировать новую область – химия экстремальных воздействий, играющую большую роль в получении новых материалов (напр., для электроники) или старых ценных материалов сравнительно дешевым синтетическим путем (напр., алмазов или нитридов металлов).

На одно из первых мест в химии выдвигаются проблемы предсказания функциональных свойств вещества на основе знания его структуры и определения структуры вещества (и его синтез), исходя из его функционального назначения. Решение этих проблем связано с развитием расчетных квантово-химических методов и новых теоретических подходов, с успехами в неорганическом и органическом синтезе. Развиваются работы по генной инженерии и по синтезу соединений с необычными строением и свойствами (напр., высокотемпературные сверхпроводники, фуллерены).

Все шире применяются методы, основанные на матричном синтезе, а также использующие идеи планарной технологии. Получают дальнейшее развитие методы, моделирующие биохимические реакции. Успехи спектроскопии (в т. ч. сканирующей туннельной) открыли перспективы «конструирования» веществ на молекулярном уровне, привели к созданию нового направления в химии — так называемые нанотехнологии.

За химией огромное будущее. ЕЕ нельзя бояться, а необходимо изучать и использовать все достижения химии для сохранения жизни на Земле.

Что такое хемофилия и хемофобия? Что вызывает у людей страх перед наукой?

В предлагаемой вашему вниманию работе мы предлагаем обсудить вопрос, что такое хемофилия и хемофобия. Первое, на что следует обратить внимание, — это части «филео» и «фобос». В греческом языке эти два слова имеют противоположные значения:

  • филео — любовь;
  • фобос — страх.

В этой статье мы опишем общие причины любви и ненависти (страха) к такой интересной науке, как химия.

Гемофилия

Начнем с самого определения, что такое хемофилия. Этот термин относится к любви к химии. В настоящее время объединяются даже целые сообщества единомышленников. Гемофилия — это тяга к познанию самого сокровенного, основы всего нашего мира. Попробуйте представить наш мир без знаний, полученных в этой области. Это практически невозможно! Благодаря изучению химического состава многих растений в медицине появляются новые лекарства.Зная некоторые химические характеристики различных веществ, изготавливать строительные материалы. Современный мир без химии просто не существовал бы, даже самый распространенный насморк, которым страдает почти 99% населения мира, был бы тяжелой, а иногда и неизлечимой болезнью. Теперь предлагаем перейти к другой стороне вопроса.

Гемофобия

Что такое хемофобия? Это боязнь химии, которая зачастую небезосновательна. Конечно, без химии жить не можем, но не забывайте, что эта область науки очень опасна.Даже на школьных уроках учителя обязаны знакомить своих учеников с безопасностью в лаборатории. Посмотрите вокруг, много хлопот принесла химия (загрязнения, вредные добавки в рационе и так далее). Нередки случаи отравления химическими веществами. Так возникла хемофобия.

Мы рассмотрели две противоположные стороны. Еще раз подчеркнем, что без химии наша жизнь сильно отличалась бы от нынешней. Надо любить эту науку, но не забывать о возможных опасностях.

Химия

Предлагаем посвятить эту часть статьи виновнику наших работ — химии. Эта наука занимает значительную часть другой — естествознания. Что делает химия? Она изучает:

  • веществ;
  • их состав;
  • строение;
  • объектов недвижимости;
  • преобразование;
  • химические реакции;
  • шаблонов преобразований.

Важно знать, что все вещества состоят из крошечных атомов, с помощью химических связей они образуют более крупные частицы, называемые молекулами.Итак, химия рассматривает все вышеперечисленные вопросы на молекулярном уровне (на уровне атомов и их соединений). Также следует отметить, что химия, биология и физика очень тесно взаимосвязаны, и границы между этими науками условны.

Гемофилия и хемофобия — две противоположные точки зрения на химическую науку, которая существовала и будет существовать во все времена. Химию нужно понимать, потому что все, что нас окружает, создано из химических элементов, но об этом тоже стоит беспокоиться, нельзя забывать о технике безопасности при работе с веществами.Какова роль этой науки в жизни человека и какие опасности она несет? Это будет подробно описано в следующих главах данной работы.

Роль химии в жизни человека

Гемофилия, определение которой было дано ранее, предполагает тягу к этой науке. Это легко объяснить. Человеку всегда хотелось расширить свои знания, окунуться в неизведанное, и эта наука предоставляет такую ​​возможность. Теперь поговорим о роли химии в жизни каждого из нас.

Что такое химия? С этой наукой связаны:

  • металлургия;
  • создание синтетических волокон;
  • производство лекарственных средств;
  • производство косметики;
  • производство бытовой химии.

Кроме того, в организме человека постоянно происходят химические реакции. Химия — мощный инструмент, в котором направить усилия, зависит только от человека, в чьих руках она находится. Например, руководствуясь тем же законом химии, вы можете изобрести новое лекарство, яд и так далее, или вы можете создать новое лекарство или строительный материал.Таким образом, в законах этой науки нет таких понятий, как добро и зло.

Итак, что такое хемофилия и хемофобия, мы выяснили. Но почему иногда у человека бывает второе состояние? Все можно объяснить химической безграмотностью многих людей, которые совершенно не понимают, из чего состоит окружающий мир, и не знают свойств простейших веществ. Почему люди, употребляющие алкоголь, часто слепнут? Они просто не могут отличить этиловый спирт от метилового.Если бы люди интересовались химией, таких случаев не было бы.

Химия — системообразующий фактор нашего общества, то есть эта наука необходима, поскольку является условием существования современного человека.

Опасно

Мы уже объясняли, что такое хемофилия и хемофобия. Теперь немного подробнее о причинах боязни науки химии. Как уже упоминалось ранее, прогресс решил множество проблем, но стоит отметить, что он принес много других, не менее серьезных.Например, химическая среда существенно изменилась. Вспомним, что нас окружает каждый день:

  • лекарств; Красители
  • ;
  • пестицидов;
  • ,

  • полимеров и так далее.

Каков побочный эффект прогресса? Это загрязнители окружающей среды, с которыми мы сталкиваемся ежедневно.

Мало кто знает, что многие проблемы со здоровьем вызваны именно действием вредных веществ на наш организм. К таким проблемам относятся:

  • аллергия;
  • онкология;
  • болезни органов дыхания;
  • заболеваний сердечно-сосудистой системы и тд.

Кроме того, с каждым годом увеличивается количество людей, страдающих этими заболеваниями. Теперь давайте предоставим некоторую статистическую информацию Всемирной организации здравоохранения:

  • На данный момент известно более шести миллионов соединений;
  • используют на практике около полумиллиона из них;
  • из числа используемых около сорока тысяч обладают вредными свойствами, влияющими на состояние человека;
  • двенадцать тысяч соединений токсичны.

Есть еще одна статистическая информация, в которой отмечен ряд городов, опасных для проживания человека.В этих местах наблюдается катастрофическое состояние окружающей среды.

.

Об истоках хемофобии — Часть 1

«Голубой мрамор» — это знаменитая фотография Земли, сделанная 7 декабря 1972 года экипажем космического корабля «Аполлон-17» на пути к Луне.

Подъем экологического движения чаще всего связывают с публикацией книги Рэйчел Карсон «Тихая весна» в 1962 году, в которой химические вещества демонизировались по мере того, как они представлялись общественности:

«Химические вещества — зловещие и малоизвестные партнеры радиации, проникающей в живые организмы, переходящей от одного к другому в цепи отравления и смерти» — Тихая весна Рэйчел Карсон, 1962 г.

Позже в том же десятилетии миссии «Аполлон» и шесть высадок на Луну в период с 1969 по 1972 год дали нам новый взгляд на планету Земля, который был настолько глубоким, что мы почувствовали внезапное стремление защитить ее естественную красоту.Посмотрите, как Нил де Грасс Тайсон аргументирует это ниже.

В 1970 году мы все еще летим на Луну, до 1972 года, поэтому следите за этой последовательностью событий. В 1970 году принят всеобъемлющий Закон о чистом воздухе… День Земли был учрежден в марте 1970 года. Агентство по охране окружающей среды было основано в 1970 году… Врачи без границ было основано в 1971 году… ДДТ запрещен в 1972 году, , и мы все еще летим на Луну. Мы все еще смотрим на Землю. Закон о чистой воде 1971 г., 1972 г. Закон об исчезающих видах, преобразованный каталитический нейтрализатор вводится в 1973 г., а неэтилированный газ вводится в 1973 г.… Это космос, влияющий на нашу культуру, и вы не можете даже назначить цену.- Нил де Грасс Тайсон в апреле 2012 г.

Вместе Рэйчел Карсон и миссии «Аполлон» быстро познакомили западные страны с Землей и ее естественной красотой. Людей изображали эгоистичными разрушителями планеты, которая якобы была самой «красивой» в своем «естественном» состоянии. Область токсикологии возникла вслед за этим беспокойством и имела целью анализ токсичности различных химических веществ для человека и окружающей среды. Как указано в первом издании Human and Experimental Toxicology :

«Нельзя ожидать, что политики будут принимать рациональные и приемлемые решения без адекватной беспристрастной и объективной информации, а токсикологи несут серьезную ответственность за предоставление такой информации».- Человек и экспериментальная токсикология

В то время как в области токсикологии накоплено множество научных данных о «химических веществах», эти доказательства в основном не дошли до общественности и, конечно же, не развеяли их опасения. По-прежнему сохраняется скептицизм в отношении химических веществ, особенно искусственных химикатов, которые некоторые люди до сих пор считают более вредными, чем те, которые встречаются в природе.

Возьмем, к примеру, приложение Think Dirty для iOS, которое дает косметическим ингредиентам рейтинг безопасности из 9.По словам создателей приложения, «Ароматизатор» получает худшую оценку (9), а «Натуральный аромат» — самую высокую оценку (1). Черно-белое «естественное» против «искусственного» принятия решений, подобное этому, совершенно необоснованно и игнорирует токсикологические данные. Такое мышление вводит в заблуждение, не имеет научной основы и иногда заставляет потребителей делать вредные выводы — независимо от того, насколько благосклонны их намерения. (Подробнее об этом в будущих публикациях.)

Это упрощенное мышление — пережиток экологического движения 1970-х годов: «эгоистичные» люди уничтожали «нетронутую» планету Земля.В то время как дихотомия «естественное / хорошее» и «искусственное / плохое» было эффективным решением краткосрочных экологических проблем того времени, это черно-белое мышление фактически заставляет людей принимать плохие решения сегодня. Мы больше не можем предполагать, что «естественный» всегда «лучший»: на самом деле проблема гораздо сложнее. Токсикологические данные должны быть обнародованы и легко усвоены, чтобы потребители могли принимать более обоснованные решения.

Этот пост является частью первой еженедельной серии о Chemophobia. Еще на следующей неделе.

Нил де Грасс Тайсон — Стенограмма космоса как культуры

Нравится:

Нравится Загрузка …

Связанные

.

Примеры ксенофобии

Термин ксенофобия относится к страху перед тем, что является другим, чужим или странным. Ксенофобия — это иррациональный и беспричинный страх. Слово происходит от греческого «страх», «фобос» и греческого «чужой», «ксенос».

Реальные примеры ксенофобии в действии

  • Еврейский Холокост

  • Убийство чернокожих семей Ку-клукс-кланом

  • Индийская кастовая система, которая активно причиняет вред представителям низших каст

  • Экспонаты людей из Африки, Филиппин и племенных пигмеев были выставлены в XIX веке в человеческих зоопарках

  • Во время Второй мировой войны американцы японского происхождения и японские канадцы были отделены от населения и утратили основные права и свободы.

  • Руанда предприняла попытку «этнической чистки», которая привела к геноциду сотен тысяч тутси и изнасилованию женщин тутси.

  • Преступления на почве ненависти против индейцев в Австралии в 2009 году

  • Война на территории бывшей Югославии между 1991 и 1995 годами включала боевые действия между несколькими этническими группами, в результате которых погибло огромное количество людей. В этом участвовали хорваты, сербы, боснийцы и словенцы.

  • Беспорядки во Франции могут быть вызваны ксенофобией

  • Обращение колонистов с коренными американцами считается результатом ксенофобии.

  • Преступления на почве ненависти, совершенные против китайцев в конце 1800-х годов в США

  • Во время и после Первой мировой войны существовали некоторые антинемецкие настроения, которые могут способствовать ксенофобии.

Как видите, последствия ксенофобии могут быть очень серьезными. Важно сделать все возможное, чтобы преодолеть ксенофобию на общественном и широко распространенном уровне, чтобы избежать проблем, которые могут возникнуть из-за страха и предрассудков.

Понимание ксенофобии

Оксфордский словарь английского языка приводит очень строго сформулированное определение ксенофобии: глубоко укоренившаяся иррациональная ненависть к иностранцам.В результате Венская декларация и Программа действий рекомендуют и побуждают страны делать все возможное для предотвращения приобретения или проявления ксенофобии своими гражданами.

Существует два типа ксенофобии:

  • Первый тип носит культурный характер. Ксенофобские настроены против предметов и элементов культуры, таких как одежда или язык.

  • Второй тип ксенофобии — это когда целая группа не считается частью общества.Чаще всего это может быть результатом массовой иммиграции одной группы в страну, хотя ксенофобия может присутствовать в отношении групп в обществе, которые присоединились к сообществу довольно давно. Этот тип ксенофобии может привести к враждебности и насилию на более низком уровне, вплоть до более серьезного преследования группы посредством геноцида.

Причины ксенофобии

Ксенофобия, хотя она иррациональна, имеет причины, которые можно отнести к ее приобретению. Плохой опыт общения с другими представителями определенных групп, общий страх перед тем, что отличается от других, пропаганда или воздействие скрытого или явного ксенофобного поведения со стороны других — все это может привести к приобретению ксенофобии.

Примеры ксенофобии.

Хемофобия — Переиздание Википедии // WIKI 2

Chemophobia (или chemphobia или chemonoia [1] [2] ) — это отвращение или предубеждение против химикатов или химии. Это явление приписывают как обоснованному беспокойству по поводу потенциальных неблагоприятных эффектов синтетических химикатов, так и иррациональному страху перед этими веществами из-за неправильных представлений об их потенциальном вреде, в частности, возможности определенного воздействия некоторых синтетических химикатов, повышающих риск для человека. рака. [3] [4] Потребительские товары с такими этикетками, как «натуральный» и «не содержащий химикатов» (последнее невозможно, если понимать буквально, поскольку все вещество состоит из химикатов) апеллируют к хемофобным настроениям, предлагая потребителям то, что кажется более безопасной альтернативой (см. обращение к природе).

Энциклопедия YouTube

  • 1/5

    Просмотры:

    696

    3989516

    1749

    37 422

    746224

  • ✪ Остановить хемофобию: «Химия» — не плохое слово | @msbeautyphile

  • ✪ Хемофобия Зои Дешанель

  • ✪ Химиофобный пищевой малыш

  • ✪ 10 удивительных химических веществ, которые производит ваше тело

Содержание

Определение и использование

Существуют разные мнения о правильном использовании слова хемофобия .Международный союз теоретической и прикладной химии (IUPAC) определяет хемофобию как «иррациональный страх перед химическими веществами». [5] Согласно Американскому совету по науке и здоровью, хемофобия — это боязнь синтетических веществ, возникающая из «страшных историй» и преувеличенных заявлений об их опасности, распространенных в СМИ. [6]

Несмотря на наличие суффикса -фобия, в большинстве письменных работ, посвященных борьбе с хемофобией, это описывается как неклиническое отвращение или предубеждение, а не как фобия в стандартном медицинском определении.Хемофобия обычно решается с помощью химического образования [7] [8] [9] [10] и общественной работы [7] [4] [11] , несмотря на то, что много хемофобия носит экономический или политический характер.

Мишель Франкл написала: «Мы — хемофобная культура. Химия стала синонимом чего-то искусственного, фальсифицированного, опасного или токсичного». Она характеризует химиофобию как «больше похожую на дальтонизм, чем на настоящую фобию», потому что химиофобики «слепы» к большинству химических веществ, с которыми они сталкиваются: каждое вещество во Вселенной является химическим веществом. [12] Francl предполагает, что такие заблуждения не безобидны, что продемонстрировано в одном случае местными законами, запрещающими фторирование общественной воды, несмотря на задокументированные случаи потери зубов и дефицита питательных веществ. [13] С точки зрения восприятия риска, природные химические вещества кажутся большинству людей безопаснее, чем синтетические. Следовательно, люди опасаются искусственных или «неестественных» химикатов, в то же время принимая природные химические вещества, которые считаются опасными или ядовитыми. [14] [15]

Проект канцерогенной активности, [16] , который является частью сети базы данных распределенной структуры и поиска токсичности (DSSTox) Агентства по охране окружающей среды США, [17] , систематически проверяет канцерогенность химических веществ, как природных, так и синтетических, и строительных общедоступная база данных результатов [18] с 1980-х годов.Их работа пытается заполнить пробелы в наших научных знаниях о канцерогенности всех химических веществ, как природных, так и синтетических, как описали ученые, проводящие проект в журнале Science , в 1992 году:

Токсикологическая экспертиза синтетических химикатов. , без аналогичного исследования химических веществ, которые встречаются в природе, привело к дисбалансу как в данных, так и в восприятии химических канцерогенов. Три момента, которые мы обсудили, указывают на то, что сравнения следует проводить как с натуральными, так и с синтетическими химическими веществами.

1) Подавляющая часть химических веществ, воздействию которых подвергается человек, происходит естественным образом. Тем не менее, общественность склонна рассматривать химические вещества только как синтетические и думать о синтетических химикатах как о токсичных, несмотря на то, что каждое природное химическое вещество также токсично в определенной дозе. Среднесуточное воздействие сожженных материалов с пищей на американцев составляет ~ 2000 мг, а воздействие природных пестицидов (химических веществ, которые растения вырабатывают для самозащиты) составляет ~ 1500 мг. Для сравнения, суммарное ежедневное воздействие всех остатков синтетических пестицидов, вместе взятых, составляет ~ 0.09 мг. Таким образом, по нашим оценкам, 99,99% пестицидов, потребляемых человеком, являются естественными. Несмотря на это чрезвычайно большее воздействие природных химикатов, 79% (378 из 479) химикатов, проверенных на канцерогенность как у крыс, так и у мышей, являются синтетическими (то есть не встречаются в природе).
2) Часто ошибочно предполагалось, что люди выработали защиту от природных химических веществ в нашем рационе, но не от синтетических. Однако защитные механизмы, выработанные животными, в основном являются общими, а не специфическими для конкретных химических веществ; кроме того, защита обычно индуцируется и поэтому хорошо защищает от малых доз как синтетических, так и природных химикатов.

3) Поскольку токсикология природных и синтетических химических веществ схожа, можно ожидать (и обнаружить) аналогичную положительную вероятность канцерогенности среди синтетических и природных химических веществ. Уровень положительности среди химических веществ, протестированных на крысах и мышах, составляет ~ 50%. Следовательно, поскольку люди подвергаются воздействию гораздо более естественных, чем синтетических химикатов (по весу и количеству), люди подвергаются огромному фону воздействия канцерогенов на грызунах, как это определено испытаниями на грызунах с высокими дозами. Мы показали, что, несмотря на то, что была протестирована лишь малая часть природных пестицидов в растительной пище, 29 канцерогенов для грызунов из 57 протестированных встречаются в более чем 50 распространенных растительных продуктах.Вероятно, что почти все фрукты и овощи в супермаркете содержат натуральные пестициды, являющиеся канцерогенными веществами для грызунов. [19]

В 2020 Европейский Союз Химические вещества — Стратегия устойчивого развития был описан Дэвидом Заруком как учебный пример псевдонаучного и хемофобного регулирования, поскольку он содержит многочисленные ссылки на «безотоксичную среду», ссылается на столь же противоречивый принцип предосторожности и ссылается на псевдонаучную статью в Environmental Health News как ссылку на предполагаемую связь между эндокринными разрушителями и пандемиями COVID-19. [20]

Причины и последствия

Профессор химии Пьер Ласло [фр] пишет, что исторически химики испытывали химиофобию со стороны населения в целом, и считает, что это коренится как в иррациональных представлениях, так и в искренних опасениях (например, о химической войне и промышленных катастрофах). [3] Профессор Гордон Гриббл написал, что начало химиофобии, возможно, можно приписать Тихая весна , и что последующие события, такие как заражение Таймс-Бич и катастрофа в Бхопале, Индия, только усугубили ситуацию. [15]

Эти события привели к ассоциации между словом «химический» и понятиями неестественных или искусственных, а также опасных, и наоборот, когда товары продаются как «не содержащие химикатов» или «натуральные» , чтобы избежать этой ассоциации, которая, в свою очередь, усиливает заблуждение о том, что «химические вещества» неестественны и опасны. [15] [21] Химическая промышленность перешла на производство химикатов, используемых в качестве ароматизаторов или ароматизаторов, с использованием биотехнологий вместо синтетической химии, поскольку продукты могут продаваться как «натуральные». [22]

Согласно данным отраслевой группы по защите интересов Американского совета по науке и здоровью, хемофобия — это растущее явление среди американской общественности [23] и достигла «эпидемических» масштабов среди широкой публики. [6] В книге, опубликованной Советом, Джон Энтин пишет, что это отчасти связано со склонностью людей проявлять тревогу по поводу сообщений о присутствии химических веществ в их организме или в окружающей среде, даже если они присутствуют. присутствуют в «мизерных количествах», которые на самом деле безопасны. [24] В другом месте Энтин утверждал, что хемофобия связана с принципом предосторожности в сельскохозяйственной политике, что может поставить под угрозу способность мира прокормить постоянно растущее население. [25]

В Соединенном Королевстве организация Sense About Science выпустила брошюру, направленную на ознакомление знаменитостей с наукой, в которой говорилось, что люди несут лишь небольшие количества «химического багажа» и что это происходит только благодаря достижениям в области аналитики. химия, что мы вообще можем обнаружить эти следы. [26]

Филип Абельсон утверждал, что практика введения огромных доз веществ животным в лабораторных экспериментах, при проверке канцерогенного потенциала, привела к общественной химиофобии, вызвав необоснованные опасения по поводу воздействия этих веществ на людей. Он видит альтернативные издержки в «фантомных опасностях», вызываемых такими испытаниями, поскольку они отвлекают от внимания известных опасностей, представляющих для здоровья человека. [27]

См. Также

Список литературы

  1. ^ Ропейк Д. Абельсон П. (1990). «Исследование канцерогенов на грызунах». Наука . 249 (4975): 1357. Bibcode: 1990Sci … 249.1357A. DOI: 10.1126 / science.2402628. PMID 2402628.

Дополнительная литература

  • Блюм, Дебора (22 января 2012 г.). «Бред без химикатов». Лос-Анджелес Таймс .
  • Бреслоу, Роберт (1993). «Положим конец хемофобии». Ученый . 7 (7): 12.
  • Goldberg, Alexander F. G .; Chemjobber, C.J. (2014). «Исчерпывающий обзор потребительских товаров, не содержащих химикатов». Природа Химия . 6 (1): 1–2. Bibcode: 2014NatCh … 6 …. 1F. DOI: 10,1038 / nchem.1827. PMID 24345928.
  • Кеннеди, Джеймс. (2016) Всегда ли «натуральный» продукт «без химикатов» лучше всего подходит для вашего ребенка? HuffPost .
  • Кеннеди, Джеймс. «Хемофобия иррациональна, вредна, и ее трудно сломать». Эон . (содержит перечень «ингредиентов» банана)
  • Marks, T.A. (1993). «Врожденные дефекты, рак, химические вещества и общественная истерия». Нормативная токсикология и фармакология . 17 (2): 136–44. DOI: 10.1006 / RTH.1993.1013. PMID 8484023.
  • Михаэлис, Энтони Р. (1996). «Стоп — хемофобия». Междисциплинарные научные обзоры . 21 (2): 130–139. DOI: 10.1179 / isr.1996.21.2.130.
  • Ропейк, Дэвид (2015).«О корнях и решений, упорная борьба между„chemonoia“и рационалистической отрицанию субъективного характера человеческого познания». Человек и экспериментальная токсикология . 34 (12): 1272–1278. DOI: 10.1177 / 0960327115603592. PMID 26614815.
  • Worman, James J .; Гриббл, Гордон В. (1992). «Гербициды и хемофобия». Журнал лесоводства . 18 (1): 10–14.


Эта страница последний раз была отредактирована 11 августа 2020 в 13:24

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.