ЕГЭ. Человек Тема 6. Деятельность |
Человек, человеческое общество не могут существовать без деятельности. Именно она формирует человека как личность, способствует тому, что он удовлетворяет свои потребности. Что такое деятельность, какие виды деятельности существуют? Рассмотрим это.
Что такое деятельность?
Деятельность – процесс активного преобразования человеком действительности и познание мира, включая общество и самого себя, с целью удовлетворения своих потребностей.
Структура деятельности
- Субъекты деятельности, то есть кто совершает деятельность ( человек, группы людей, государственные органы, организации)
- Объекты – на кого или на что направлена деятельность (природа, природные материалы, предметы, явления и процессы в обществе, люди, группы, общество в целом, сферы общественной жизни, внутреннее состояние человека.)
- Мотив деятельности, то есть что побуждает человека совершать действия (потребности, интересы, убеждения, идеалы, эмоции, влечения, социальные установки).
- Цель деятельности – наличие осознанного образа результата деятельности, на достижение которого она направлена.
- Средства — то есть методы, способы, предметы, которые используются для достижения цели.
- Процесс деятельности – действия, поступки, направленные на достижение результата.
- Итог деятельности – результат, продукт деятельности, ради которого она совершалась.
Таким образом, структура деятельности такова:
Объект-субъект-мотив – цель — средства- процесс( действия) – результат
Вся деятельность человека — это череда постоянных действий.
Действие – это процесс, который направлен на то, чтобы добиться желаемого результата.
По мотивам действия бывают ( по Веберу М):
- Целенаправленные, имеющие чётко продуманную и рационально поставленную цель.
- Ценностно- рациональные, характеризуются тем, что человек верит в ценность, нужность своей деятельности.
- Аффективные – обусловлены эмоциональным состоянием человека, когда чувства преобладают над разумом.
- Традиционные – в их основе лежат длительные привычки.
Виды деятельности
1.Материальная (практическая):
- Материально-производственная (преобразование природы, создание материальных благ)
- Социально-преобразовательная (деятельность по преобразованию общества)
2.Духовная
- Познавательная (познание мира, общества, человека)
- Ценностно-ориентировочная (формирование мировоззрения, отношение людей к явлениям, происходящим в окружающем мире, идеалы, ценности, смысл жизни)
- Прогностическая (предвидение, планирование будущего)
Формы деятельности
1.Труд
Труд – это вид деятельности, который направлен на создание материальных и духовных продуктов, для удовлетворения определённых потребностей человека и общества.
Характерные черты труда как вида деятельности
- Целесообразность ( нужность, необходимость)
- Наличие целей, направленных на достижение определённого результата.
- Наличие знаний, умений, навыков, позволяющих выполнить те или иные действия.
- Полезность (то есть результаты деятельности действительно должны удовлетворять потребности)
- Развитие личности (труд преобразовывает и самого человека, формирует нравственные качества личности)
- Нацеленность на результат и получение его.
- Преобразование мира, общества и самого человека.
Виды труда
- Физический – характеризуется тем, что происходит нагрузка на организм человека, на его опорно-двигательный аппарат .
Физический труд бывает: ручной, механизированный, труд на конвейерном производстве, автоматизированный.
- Умственный – связан с обработкой, усвоением информации, требует напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления.
- Смешанный – труд, требующий сочетания и физических, и умственных усилий.
- Игра
Игра — это вид непродуктивной деятельности, для которой важен сам процесс, а не результат.
Игра для ребёнка — это один из способов познания мира; игра для взрослых- это и отдых, развлечение, и в то же время деловые игры помогают смоделировать тип поведения в той или иной ситуации, например, при приёме на работу.
Характерные черты игры как вида деятельности
- Условная ситуация
- Наличие определённых правил для той или иной игры
- Использование предметов, замещающих реальные (например, для ребёнка кукла — это её дочка)
- Своеобразные цели (удовлетворение потребности в отдыхе, общении, формирование определённых навыков деловой беседы и другие)
- Игра способствует развитию нравственных качеств личности, формированию определённых умений и навыков.
- Учение (учёба)
Учение — вид деятельности, в результате которой человек познаёт мир, общество, самого себя, приобретает знания, умения, навыки, которые необходимы ему для успешной жизнедеятельности.
Виды учения
- Организованное (оно осуществляется в учебных учреждениях: школе, вузе и др.)
- Неорганизованное (оно осуществляется как побочный результат основного вида деятельности)
- Самообразование (самостоятельное приобретение человеком знаний и учений, в основе которого лежит личный интерес).
Характерные черты учения как вида деятельности
- Способствует развитию личности, формированию его мировоззрения.
- В основе учения — освоение опыта предыдущих поколений.
- Формирует профессиональные знания и умения, позволяющие успешно выполнять деятельность.
- Способствует усвоению ценностей и норм национальной и мировой культуры.
Человеческая деятельность имеет особенности:
- Целенаправленный, осознанный характер, то есть она всегда имеет цель и направлена на достижение результата.
- Плановый характер деятельности, то есть представляет и з себя определённую структуру.
- Систематичность, то есть деятельность – это длительный, ежедневный процесс.
- Продуктивность – направленность деятельности на получение результата.
- Преобразующий характер — деятельность изменяет окружающий мир, общество и человека.
- Общественный характер, то есть деятельность является результатом многовекового труда человечества, это продукт истории.
Следует отметить, что деятельность может носить творческий характер.
Что такое творчество?
Творчество — это любая деятельность человека (духовная или материальная), в результате которой появляется что-то качественно новое, раньше не существовавшее и имеющее ценность для всего общества. Основной критерий творческой деятельности — уникальность её результата.
Механизм творческой деятельности:
- Комбинирование уже имеющихся способов и методов деятельности в другом варианте.
- Наличие воображения, то есть способность человека создавать чувственные и мыслительные образы в своём сознании.
- Фантазия, способная создавать яркие, необычные образы.
- Интуиция — знание, предвидение ,появление которого невозможно объяснить.
Отличие деятельности человека от активности животного
Черты деятельности человека | Черты активности животного |
Наличие цели, осознанных мотивов, использование необходимых средств и методов, рациональный их выбор для достижения цели. | В основе активности животного лежат потребности, основанные на инстинктах, нет поставленной цели, нет выбора средств и методов, только использование природного материала, все действия запрограммированы природой, животные не создают, не производят нового, только пользуется то, что дала природа. |
Деятельность характеризуется систематичностью, набором специальных операций. | Только движения, отсутствие действий. Нет систематической деятельности. |
Деятельность человека носит продуктивный характер, человек не только использует, что создаёт природа, но и сам творит, преобразует мир, общество и самого себя. | Активность животных всегда носит потребительский характер, они ничего нового не создают, не меняют вокруг себя и в себе самих. |
Деятельность человека — результат развития общества, усвоения опыта предшествующих поколений. | Активность животных — это результат их биологической эволюции. |
Человек приобщается к деятельности в результате социализации, с рождения способность к ней человеку не дана. | Активность животных предопределена генетически, заложена в них от природы. |
Общение
В науке нет единого мнения по поводу того, является ли общение отдельной формой деятельности или сопутствует остальным видам. Но в любом случае, общение — это тоже деятельность, которая позволяет человеку стать личностью, помогает в освоении знаний, умений, навыков, облегчает любые виды деятельности.
Общение – это особая форма взаимодействия людей, установления между ними отношений, контактов, связей.
Важным средством общения является язык, речь (вербальное общение), хотя большое место занимают жесты, мимика, поза (невербальное общение).
Функции общения
- Социализирующая — формирование личностных качеств.
- Трансляционная — в процессе общения человек получает информацию, происходит передаются знаний и опыт из поколения в поколение
- Эмоциональная — через общение можно понять чувства, эмоции человека, его отношение к собеседнику.
- Идентификационная — причисление человека к той или иной группе людей, отождествление с ними или, наоборот, противопоставление)
- Интегративная, то есть общение объединяет людей.
Виды общения
- Между двумя реальными субъектами (человек-человек, человек — группа)
- Между реальным субъектом и иллюзорным (человек – животное, человек разговаривает с животным, думая, что оно понимает смысл его слов)
- Между реальным и воображаемым партнёром (внутренний диалог человека с кем-либо, например, с начальником)
- Между двумя воображаемыми героями ( например, беседа литературных героев, она лишь воображается читателем в процессе чтения книги)
Следует отличать общение от коммуникации.
Коммуникация – это многозначное слово. Оно образовано от лат. «делаю общим, связываю, общаюсь). Поэтому в некоторых ситуациях коммуникация — это синим слова «общения»(например, в школе развивают коммуникативные умения и навыки школьников).
Однако в курсе «Обществознания» смысл слова несколько иной — передача информации в одностороннем порядке, без обратной связи (например, СМИ). Поэтому при ответе на вопросы ЕГЭ это имейте в виду: при общении возможна сразу обратная связь, обмен эмоциями, оценка информации, а при коммуникации, то есть получении информации, например, в период просмотра телепередачи «Сегодня», зритель только воспринимает информацию, но в данную мину не имеет возможности высказать мнение, например, диктору. Поэтому обратной связи при коммуникации нет.
Такова тема «Деятельность». Как видим, она объёмная, много терминологии, часто на ЕГЭ бывают вопросы, связанные с данной темой.
Закончить лекцию я хочу словами великого русского писателя Л.Н.Толстого: « Чтобы добиться цели, надо хотя бы идти». Так что идите к своей цели, действуйте, используйте все возможные средства и методы, но добейтесь своей цели — сдайте успешно ЕГЭ. Этого я всем вам искренне желаю!
Мельникова Вера Александровна
Человек – существо деятельное. Собственно, целенаправленная деятельность и отличает человека от животного. Точнее, животные тоже осуществляют определённые виды деятельности, но большинство из них являются неосознанными и имеют целью удовлетворение самых элементарных индивидуальных потребностей.
Деятельность человека связана с его общественной сущностью. Действительно, многие действия современного человека направлены на поддержание определённого состояния общества, его развитие и совершенствование, а не на удовлетворение своих физиологических потребностей. Большая часть населения развитых стран посвящает свою жизнь занятиям в таких сферах, как наука, искусство, общественная деятельность, развлечения и игры, общение. С другой стороны, во многих развивающихся странах превалирует деятельность «низшего звена»: добыча пищи, обеспечение личной безопасности и др. Общественная составляющая в таких занятиях не столь важна, поэтому какие-либо социальные нормы могут не соблюдаться: в этих странах процветают преступность, дикие нравы и порядки, крайний индивидуализм, отстранённое и подозрительное отношение к окружающим. Из этого следует, что различные виды деятельности человека формировались в процессе его эволюционного и общественно-исторического развития.
Действительно, было время, когда многих профессий и родов занятий, характерных для современного общества, вообще не существовало. Лишь относительно недавно (по историческим меркам), например, из всей массы людей выделились учёные – деятели, профессионально изучающие окружающий мир и способы воздействия на него. Ещё позже разделились теоретическая и практическая наука, различные научные дисциплины: так, ранние древнегреческие философы занимались буквально всем – и геометрией, и медициной, и астрономией, рассуждали о природе вселенной и изобретали механизмы. Постепенно усложнение научного знания привело к своеобразному разделению интеллектуального труда.
Что такое деятельность
Под деятельностью принято понимать процесс активного взаимодействия субъекта с объектом действительности, при котором субъект целенаправленно воздействует на объект, достигая какой-либо цели и удовлетворяя свои потребности.
Деятельность может иметь как созидательный, так и разрушительный характер. Нередко присутствуют оба компонента, поскольку зачастую чтобы создать что-то, нужно перед этим что-то разрушить, и наоборот (например, создать оружие, чтобы уничтожить вражескую армию). Деятельностью человека или организации можно называть любую их активность, которой придаётся определённый смысл – то есть активность как-то связана с внешним миром или внутренним состоянием человека или организации.
Особое значение для человека и животных имеет ориентировочно-исследовательская деятельность, которая по мере эволюционного усложнения организмов становилась всё более разнообразной. Такая активность позволяет животным выживать, оставлять потомство и вообще следовать тем или иным инстинктам, практически взаимодействуя с окружающим миром. Деятельность человека носит иной характер, поскольку инстинкты в его психике упразднены и в своей жизни он руководствуется интеллектом.
Структура и характер деятельности
В отличие от поведения животных, сознательная активность человека обладает определённой структурой.
Различные виды деятельности человека состоят из нескольких этапов:
- Процесс принятия решения.
- Вовлечение в деятельность.
- Целеполагание.
- Проектирование программы действий.
- Осуществление программы действий.
- Анализ результатов действий и сравнение их с поставленными целями.
В процессе своей активности человек осознаёт себя и свои действия, сравнивает свои потребности со своими возможностями и в соответствии с этим строит программу действий. При получении новых знаний и опыта программа действий может корректироваться и изменяться. Все эти компоненты отсутствуют в поведении животных: так, кошка будет пытаться забраться на дерево даже в том случае, если ей отстригли когти. Инстинктивный характер деятельности животных можно проиллюстрировать одним известным примером: петух, которому отрезали голову, но сохранили жизнь с помощью искусственного введения пищи, пытался клевать зерно, кукарекать и производить другие действия, характерные для его «здоровых» собратьев. Головной мозг в его жизнедеятельности оказался не нужен (сохранён был лишь шейный отдел мозга).
Формы человеческой деятельности
Видов деятельности человека очень много, и все они подразделяются на две категории: практическую (материальную) и духовную.
Материально-практическая деятельность имеет целью изменение окружающего мира. А поскольку этот мир состоит из природы и общества, то и практическая деятельность может быть или производственной (изменяющей природу), или социально-преобразовательной (изменяющей структуру общества).
Духовная деятельность направлена на изменение общественного или индивидуального сознания. Она включает науку, искусство, организацию коллективной жизни, а также религию. Цели, стоящие перед духовной деятельностью — познание, определение жизненных ценностей, создание моделей будущего (прогнозирование) и т. д.
Между материально-практической и духовной активностью, однако, нет чётких границ. Это условное деление, и в реальности духовная и материальная стороны нашей жизни неразрывно связаны друг с другом. Любая деятельность человека имеет материальную сторону, поскольку она направлена на взаимодействие с окружающим миром и использует некие материальные средства, и духовную, поскольку предполагает целеполагание, создание программы действий, оценку результатов действий и т. д.
Виды деятельности человека
Пришла пора разобраться с основными видами активности человека.
Труд
Это основной вид человеческой активности, которому подчинены некоторые другие. Под трудом принято понимать создание полезных для общества продуктов, удовлетворяющих материальные или духовные потребности людей. В процессе труда человек изменяет действительность, используя для этого те или иные средства и методы.
В понятие труда в разное время вкладывался несколько различный смысл. Ещё относительно недавно под этим словом понималась главным образом физическая активность, тогда как интеллектуальная считалась бесполезной. В наше время центральное значение придаётся именно интеллектуальной (научной, творческой) деятельности, поскольку в её результатах общество нуждается больше всего; а вот физическая активность оказывается всё более убыточной, поскольку автоматика делает такую работу более качественно, чем человек, а ресурсов потребляет меньше, поэтому понятие «труд» для такой активности становится всё менее корректным.
Считается, что именно труд, наряду с речью, стал тем фактором, который предопределил превращение животного в человека. На самом деле это не совсем так, поскольку исключительно человеческим видом активности, не имеющим аналогов и прообразов в животном мире, является лишь творчество.
Учение
Это процесс систематического получения знаний, навыков, умений, которые необходимы в трудовой деятельности. Учение выделилось в специальный вид человеческой активности, когда количество накопленных человечеством знаний стало очень большим; для того, чтобы усвоить эти знания, стали необходимы значительное количество времени и ресурсов.
Игра
Это человеческая активность, которая не направлена на создание какого-либо материального продукта. В процессе игры человек (чаще всего это ребёнок) усваивает определённые социальные нормы, учится жить в обществе. В детском возрасте игра носит развивающий характер, а во взрослой жизни она становится средством отдыха и общения.
Игра предполагает активность в условных ситуациях, упрощённо воспроизводящих реальные. В процессе игры человек отрабатывает действия и сценарии, которые затем будут применяться в «настоящей» жизни. Игры имеются не только у человека, но и у многих животных, и чем они более сложно устроены, тем сложнее игры. У высших животных, особенно у обезьян, наблюдаются манипулятивные игры, предполагающие использование каких-либо предметов.
Общение
Активность, состоящая во взаимодействии двух или более людей с целью обмена информацией. Эта информация может быть не только познавательного, но и аффективно-оценочного характера. Общение тоже существует у многих животных, особенно общественных. Так, пчёлы с помощью специального языка телодвижений сообщают друг другу, где находится пища.
Возникновение общения связано с усложнением жизнедеятельности, нахождением в условиях, препятствующих индивидуальному выживанию организма. При таких условиях стало необходимым разделение труда, которое также наблюдается у общественных животных. Общение позволяет членам группы координировать свои действия и добиваться общего результата.
Творчество
Это наиболее высшая ступень человеческой жизнедеятельности. Творчество присуще только людям. Внешне оно напоминает обычную трудовую активность, но сущность творчества принципиально иная.
Творчество – это создание принципиально новых вещей, предметов, духовных ценностей. Главными критериями в творчестве являются уникальность продукта и его общественная польза.
Впервые разграничивать труд и творчество начали ещё античные мыслители. По словам Аристотеля, труд осуществляется в силу жизненной необходимости (нужда в пище, одежде, жилье), а также по чьему-то приказу; творчество же является свободным актом, не имеющим чисто утилитарного смысла. Осознать это античным философам, как ни странно, помогло рабовладение: повседневные действия раба и свободного человека существенно различаются. Конечно, в те времена у греков существовали также образованные и творчески одарённые рабы, хозяева которых давали им больше свободы; в конечном итоге такие рабы отпускались на свободу, и впоследствии многие из них стали выдающимися личностями.
Значительно сложнее было осознать смысл творчества жителям Древнего Рима, которые были более простодушными и жили в более суровых условиях. «Учёных рабов» у римлян долгое время не было (мода на них пришла гораздо позже из Греции), и все римские рабы содержались в одинаково строгих условиях. Рабы и свободные граждане в Риме отличались друг от друга главным образом списком доступных профессий, а не возможностью или невозможностью «творить». Долгое время всё искусство и теоретическая наука в Риме являлись прямыми заимствованиями у греков и этрусков.
Указанное разграничение видов человеческой активности, однако, не является жёстким. Все они могут совмещаться друг с другом. Например, учебная деятельность очень часто осуществляется в виде игры, а «обычный» труд сочетается с творческой активностью.
Основные сферы жизнедеятельности общества
Любой вид человеческой активности (труд, игра, общение и т. д.) может протекать в какой-либо сфере.
Таких сфер традиционно принято выделять четыре:
- Социальную – народы, классы, половозрастные группы и т. д..
- Экономическую – производственные отношения, производительные силы.
- Политическую – государство, партии, общественно-политические организации.
- Духовную – религия, мораль, образование, искусство, наука.
При этом каждого человека затрагивают одновременно все четыре сферы. Каждый из нас принадлежит какому-либо народу, социальному классу, имеет определённый возраст и пол, вступает в экономические отношения, имеет некоторый уровень образования и определённое мировоззрение.
Однако не все виды человеческой активности в каждой из сфер равнозначны. Так, в духовной сфере главенствующее положение занимает наука, её «отражениями» являются образование и искусство; мораль зависит от уровня коллективной осведомлённости общества, а религия – это уже следствие чрезвычайно низкого уровня этой самой осведомлённости. Характер социальной активности может изменяться со временем: в одну эпоху среднестатистический человек может трудиться ради процветания своей нации, в другую его труд может быть направлен на удовлетворение потребностей всего человечества в целом, ибо деление на народы и нации отсутствует.
Примеры деятельности человека
Казалось бы, деятельного человека видно сразу. Он может строить дома, лечить людей, писать картины, читать лекции. Отличать «деятельного» от «бездеятельного» человека мы привыкли по наличию в его действиях какой-либо пользы. Но как правило, под пользой мы нередко понимаем только собственную выгоду либо выгоду для тех, у которых мы находимся в зависимости: занятия «государственными делами» мы считаем полезными, хотя выгоду от них получают чаще всего лишь госслужащие; точно так же когда-то крепостной крестьянин считал полезными занятия, удовлетворяющие желания его господина.
Слишком заигравшихся детей (нередко ими могут быть и взрослые) мы часто именуем бездельниками, хотя в действительности это некорректно. Игра может приносить огромную пользу для самих играющих, способствуя формированию у них каких-то важных знаний и навыков; а это, в свою очередь, может в дальнейшем принести пользу и окружающим.
Таким образом, какая-то конкретная человеческая деятельность может и не приносить сиюминутной пользы, но без неё может сильно осложниться в дальнейшем существование всего человечества. Представим себе первобытного человека, который развлекался тем, что кидал куски глины в разведённый костёр. Казалось бы, он занимается сущей ерундой, вместо того чтобы выполнять задачи по обеспечению своего племени запасами еды и другими необходимыми вещами. Однако этот «бездельник» с помощью своего развлечения открыл основы производства посуды, кирпича, орудий труда, мощного оружия и других вещей, без которых мы не можем обойтись даже в наше время.
Порой мотивы жизнедеятельности человека скрыты от глаз наблюдателя и не соответствуют внешним проявлениям. Известны случаи, когда полные люди приходили работать на кирпичный завод, чтобы сбросить вес. Широко известна притча о трёх людях, которые ворочали камни; когда их спросили, что они делают, то первый ответил: «Горбачусь», второй – «Деньги зарабатываю», а третий, устремив взор на небо, сказал – «Храм строю». Чисто внешне они занимались одной и той же работой, но конечная цель этих действий для каждого из них была разной.
Даже человек, занимающийся «имитацией бурной активности», всё равно является деятельным, ибо его действия имеют совершенно определённый смысл (обычно это сокрытие от начальства своей некомпетентности, принципиального нежелания заниматься данной работой или лени).
В настоящее время чрезвычайно важным видом человеческой деятельности является информационная. В различные занятия этого рода вкладываются существенные денежные и материальные ресурсы, тогда как финансирование многих других профессий уменьшается. Однако реальная значимость «информационных» профессий неодинакова: получение и обнародование научных знаний, к примеру, имеет выраженную общественную значимость, а вот производство рекламы направлено в основном лишь на получение личной выгоды. Производство полезной информации соседствует с производством «информационного шума».
Смотреть видео
Деятельность человека и ее основные формы
Деятельность — способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.
Деятельность человека имеет определенное сходство с активностью животного, но отличается творческо-преобразующим отношением к окружающему миру.
Характерные черты деятельности человека:
- Сознательный характер: человек сознательно выдвигает цели деятельности и предвидит её результаты, продумывает наиболее целесообразные способы их достижения.
- Продуктивный характер: направлена на получение результата (продукта).
- Преобразующий характер: человек изменяет окружающий мир (воздействует на среду специально созданными средствами труда, которые усиливают физические возможности человека) и самого себя (человек сохраняет свою природную организацию неизменной, изменив в то же время свой образ жизни).
- Общественный характер: человек в процессе деятельности, как правило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми.
СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Мотив (от лат. movere — приводить в движение, толкать) — совокупность внутренних и внешних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности (например, потребности, интересы, социальные установки, убеждения, влечения, эмоции, идеалы).
Цель деятельности — это осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека.
ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕР ЛЮБОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Найдите в ней субъект и объект, мотив, цель, подберите методы и средства, опишите процесс и результат.
МНОГООБРАЗИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Материальная деятельность — это создание материальных ценностей и вещей, которые необходимы для удовлетворения человеческих потребностей. Она включает в себя материально-производственную деятельность, связанную с преобразованием природы, и социально-преобразующую деятельность, связанную с преобразованием общества.
Духовная деятельность связана с изменением сознания людей, созданием научных, художественных, нравственных ценностей и идей. Она включает в себя познавательную, ценностно-ориентировочную и прогностическую деятельность.
Познавательная деятельность отражает действительность в научной и художественной форме, а также в мифах, сказаниях, религиозных учениях.
Ценностно-ориентировочная деятельность — это формирование мировоззрения человека и отношения его к окружающему миру.
Прогностическая деятельность представляет собой предвидение и осознанное планирование изменений существующей действительности.
Есть различные критерии классификации деятельности:
- по объектам и результатам деятельности — создание материальных благ или культурных ценностей;
- по субъекту деятельности — индивидуальная и коллективная;
- по характеру самой деятельности — например, репродуктивная или творческая;
- по соответствию правовым нормам — законная и незаконная;
- по соответствию моральным нормам — моральная и аморальная;
- по соотношению с общественным прогрессом — прогрессивная и реакционная;
- по сферам общественной жизни — экономическая, социальная, политическая, духовная.
ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕР КАЖДОГО ВИДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Основные формы человеческой деятельности:
- Игра — это особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс — развлечение, отдых. Игра, как и искусство, предлагает некое решение в условной сфере, которое может быть использовано в дальнейшем в качестве своеобразной модели ситуации. Игра дает возможность моделировать конкретные жизненные ситуации.
- Учение — вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений, навыков. Особенности учения состоят в том, что оно служит средством психологического развития человека. Учение может быть организованным и неорганизованным (самообразование).
- Общение — это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями (радость, удивление, гнев, страдание, страх и т. д.). По используемым средствам различают следующие виды общения: непосредственное и опосредованное, прямое и косвенное, вербальное и невербальное.
- Труд — вид деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата. Характерные черты труда: целесообразность, нацеленность на достижение конкретного результата, практическая полезность, преобразование внешней среды обитания.
Творчество — это вид деятельности, порождающей нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Важнейшими механизмами творческой деятельности являются:
1) комбинирование уже имеющихся знаний;
2) воображение, т. е. способность создавать новые чувственные или мыслительные образы;
3) фантазия, которая характеризуется яркостью и необычностью создаваемых представлений и образов;
4) интуиция — знание, способы получения которого не осознаются.
Установите соответствие между видами деятельности и их признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ | ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | ||
А) | освоение опыта предыдущих поколений | 1) | труд |
Б) | преобразование предметов окружающего мира | 2) | общение |
В) | обмен информацией и её преобразование в процессе взаимодействия | 3) | учение |
Г) | осуществление реального действия воображаемыми средствами | 4) | творчество |
5) | игра |
Де́ятельность — присущая только человеку форма активности, сознательное целенаправленное взаимодействие с окружающим миром, осуществляемое для достижения определенных результатов и удовлетворения потребностей и интересов. Деятельность представляет собой совокупность взаимосвязанных актов, направленных к конкретной цели. Человеческая деятельность — основа для возникновения и развития социальных связей и процессов.
Всем живым существам свойственна активность как способность реагировать на разнообразные процессы в окружающей среде в соответствии со своими нуждами и потребностями. Однако животные в ходе жизнедеятельности приспосабливаются к природным условиям, тогда как человек не только адаптируется к окружающей природной и социальной среде, но и изменяет ее в соответствии со своими целями и интересами.
Поведение животных подчиняется инстинктам, биологической программе, которая заложена в них природой, и имеет потребительский характер. При этом поведение животных направлено к определенной цели, не осознаваемой ими. Человек способен управлять своими инстинктами, он исходит из конкретных социально-исторических условий, опирается на обобщенный опыт предыдущих поколений и создает новые программы действий. Только человеческой деятельности присуще целеполагание — сознательное определение цели и путей ее достижения.
Выделяют следующие основные черты человеческой деятельности.
1. Сознательный характер: человек как субъект деятельности осознает ее цель, ищет и реализует способы ее достижения и предвидит результат. Все это требует от человека осознания причинно-следственных связей в природных и социальных процессах.
2. Продуктивный (созидательный, творческий) характер: деятельность направлена на получение определенного результата.
3. Преобразующий характер: в ходе деятельности человек изменяет окружающий мир, природу и социальную реальность. Значительное место в деятельности человека занимает изготовление и употребление орудий труда, с помощью которых он воздействует на условия жизни, изменяя их для удовлетворения своих потребностей. Результатом деятельности человека становится искусственная среда – культура и общество.
4. Общественный характер: в процессе деятельности человек вступает в контакты с другими людьми. Многие потребности человека могут быть удовлетворены только в коллективе, в результате совместной деятельности.Главные компоненты человеческой деятельности — субъект и объект.
Субъект — тот, кто осуществляет деятельность. Субъектом может быть один человек, группа людей или общественная организация. Неодушевленные предметы и живые существа, неспособные к сознательным действиям, не могут быть субъектами деятельности (механизмы, животные, явления природы).
Объект — то, на что направлена деятельность субъекта. Объектом человеческой деятельности могут быть природные и социальные явления, материальные предметы, другие люди, сам действующий субъект.Деятельность имеет определенную структуру: она возникает на основе мотивов, которые побуждают субъект к постановке цели, определению средств ее достижения и выполнению определенных действий для получения желаемого результата.
Мотивы деятельности – это потребности, убеждения, интересы, идеалы субъекта деятельности, которые выступают в качестве внутренних побудительных сил, вызывают активность, направленную к достижению определенной цели.
Цель — это осознанный образ желаемого результата, ради которого субъект предпринимает действия. Мысленно предвосхищая результат, человек определяет целесообразные средства его достижения.
Средства достижения цели — это совокупность знаний, приемов, жизненного опыта, орудий труда, предметов и приспособлений для осуществления деятельности. Чем разнообразнее набор средств, тем больше вероятность успеха.
Деятельность представляет собой цепь действий. Действие — это волеизъявление субъекта, процесс, направленный на реализацию поставленной цели.
Результат — продукт деятельности, ее итог, реализованная цель. Если результат деятельности совпадает с сознательно поставленной целью, он является положительным (позитивным). Если результат не соответствует заданной цели, его называют отрицательным (негативным). Отрицательный результат может быть полезен тем, что расширяет границы практического знания, увеличивает опыт.Согласно теории социального действия, разработанной немецким социологом Максом Вебером, действия субъекта можно разделить на несколько основных групп, в зависимости от мотивов, которыми он руководствуется.1. Целенаправленные действия ориентированы на сознательно поставленную цель и опираются на рациональные средства ее достижения. Пример целенаправленного действия — посещение школьником дополнительных учебных курсов для подготовки к поступлению в выбранный вуз.
2. Ценностно-рациональные действия ориентированы на следование определенным убеждениям (о долге, благе, достоинстве, истине, красоте). Действия такого рода направлены не столько на достижение конкретной цели, сколько на соответствие поведения индивида его ценностным установкам. Ценностно-рациональным действием является, например, паломничество верующего человека к святым местам.
3. Аффективные действия обусловлены эмоциональным состоянием человека и направлены на немедленное удовлетворение той или иной потребности. Пример аффективного действия — нанесение человеком физического или материального ущерба обидчику в приступе гнева.
4. Традиционные действия основаны на длительной привычке и задаются принятыми в обществе на протяжении долгого времени стереотипами поведения. Пример традиционного действия — приготовление ритуальных блюд в день праздника, который утратил религиозный характер.На основании разных принципов классификации выделяют разные виды человеческой деятельности.
1. Внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) деятельность. Внутреннюю деятельность составляют мыслительные процессы, внешнюю — движения тела, мышечные усилия, действия с реальными предметами.
2. Материальная (практическая) и духовная деятельность. Материальная (практическая) деятельность направлена на преобразование природы и общества для удовлетворения человеческих потребностей (материально-производственная и социально-преобразующая деятельность). Духовная деятельность связана с познанием мира, изменением сознания людей, созданием научных идей, художественных образов (познавательная деятельность), с формированием мировоззрения и системы ценностей (ценностно-ориентировочная деятельность), предвидением возможных изменений реальности (прогностическая деятельность).
3. Моральная и аморальная деятельность. Критерием для выделения этих видов деятельности служит ее соответствие или несоответствие принятым в обществе нравственным нормам.
4. Законная и незаконная деятельность. Основа выделения этих видов деятельности – соответствие или несоответствие действий человека законодательным нормам.
5. Коллективная, массовая, индивидуальная формы деятельности обусловлены сущностью действующего субъекта (человек, группа людей, общественная организация и т. п.).
6. Добровольная и принудительная деятельность. Добровольная деятельность осуществляется субъектом по собственному желанию, принудительная –— под влиянием воздействий извне, не совпадающих с желаниями самого субъекта.
7. По сферам общественной жизни различают политическую, экономическую, социальную, духовную деятельность.К основным видам человеческой деятельности относятся общение, игра, учение, труд, творчество. Каждый вид сознательной активности человека имеет специфические черты и выполняет определенные функции, однако все виды деятельности тесно связаны друг с другом.
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ №6
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
ТЕМА: «Деятельность человека, её основные формы»
Разработала :
Гороховцева Н.Е.
Зима, 2013г.
Тема урока: Деятельность человека, её основные формы.
Цели:
Обучающая: учащиеся должны знать понятия и термины: деятельность, мотивы деятельности, потребности, цель.
Развивающая: способствовать развитию у обучающихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания.
Воспитательная: способствовать выработке гражданской позиции учащихся.
Тип урока: изучение нового материала
Основные понятия: деятельность, мотив, цель деятельности, общение, творчество, самореализация, потребность.
План урока:
- Деятельность. Виды деятельности.
- Классификация деятельности.
- Общение. Виды общения.
- Творческая деятельность
Ход урока:
- Работа по теме урока.
- Деятельность. Виды деятельности.
Учитель: Деятельность человека имеет целенаправленный характер. Другими словами, она не ограничивается приспособлением к существующим условиям. Она целенаправленно преобразует те или иные формы бытия. Целеполагание является условием человеческой деятельности, которое значительно активизирует её характер.
Запись в тетрадях:
Деятельность – способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.
Учитель: Деятельность человека имеет определённое сходство с активностью животного, но отличается творческо – преобразующим отношением к окружающему миру.
Запись в тетрадях: Давайте запишем в таблице сравнительные характеристики деятельности человека и активности животного.
таблица 1
Деятельность человека | Активность животного |
Приспособление к природной среде путём её масштабного преобразования, ведущего к созданию искусственной среды существования человека. Человек сохраняет свою природную организацию неизменной, поменяв в то же время свой образ жизни. | Приспособление к условиям среды прежде всего путём перестройки собственного организма, механизмом которой являются мутационные изменения, закрепляемые средой. |
Целеполагание в деятельности. | Целесообразность в поведении. |
Сознательная постановка целей, связанных со способностью анализировать ситуацию (раскрывать причинно – следственные зависимости, продумывать наиболее целесообразные способы их достижения) | Подчинение инстинкту, действия изначально запрограммированы. |
Воздействие на среду специально изготовленными средствами труда, создание искусственных объектов, которые усиливают физические возможности человека. | Воздействие на среду обитания осуществляется, как правило, органами тела, данными природой. Отсутствие способности изготавливать орудия труда с помощью ранее созданных средств. |
Продуктивный, творческий, созидательный характер. | Потребительский характер: не создаёт ничего нового по сравнению с тем, что дано природой. |
Учитель: Деятельность имеет свою структуру, состоящую из субъекта – орудия – объекта.
Запись в тетрадях:
Структура деятельности.
- субъект – это тот, кто осуществляет деятельность.
- орудие – предмет или явление, приспособленное к определённой функциональной деятельности.
- объект – это то, на что направлена деятельность.
Учитель: Субъект деятельности и объект деятельности взаимосвязаны между собой. Субъект деятельности порождает мотив, переходящий в цель, методы и средства, процесс, и в конечный результат (продукт).
Запись в тетрадях:
Мотив – совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности.
Учитель: В качестве мотивов могут выступать: потребности, социальные установки, убеждения, интересы, влечения, эмоции и идеалы.
Запись в тетрадях:
Цель деятельности — это осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека.
Учитель: Деятельность состоит из цепи действий.
Запись в тетрадях:
Действие – это процесс, направленный на реализацию поставленной цели.
Учитель: Существует два вида деятельности.
Запись в тетрадях:
Виды деятельности
- практическая – т.е. материально – преобразовательная, направленная на изменение природы и бытия человека, и социально – преобразовательная, меняющая социальную реальность, включая и самого человека;
- духовная – содержанием которой выступает изменение сознания людей.
Учитель: В зависимости от направленности человеческой активности деятельность может быть:
- созидательной (т.е. направленной на формирование «второй природы»: чреды обитания человека, орудий труда и т.п.)
- разрушительной (связанной с различными войнами, революциями, уничтожением природы и т.д.)
Любая деятельность имеет определённую мотивацию, т.е. внутреннего побудителя к действию. Основным мотивом, стимулирующим человека к действию, является его желание удовлетворить свои потребности.
Запись в тетрадях:
Потребность – это связь человека с окружающей средой, в основе которой лежат требования и нужды человека по отношению к этой среде.
Учитель: Существует четыре вида потребностей – биологические, социальные, духовные и ложные.
Запись в тетрадях:
Виды потребностей
- биологические – это необходимость в питании, воде, тепле, воспроизводстве и т.п.
- социальные – самореализация, самоутверждение, общественное признание личности, исполнение ею своих обязанностей, общение с себе подобными
- духовные – пользование культурными благами, размышления о смысле и назначении человеческого существования и пр.
- ложные – искусственно созданные ( потребность в алкоголе, курении).
- Классификация деятельности.
Учитель: Классификацию деятельности можно определить следующим образом.
Запись в тетрадях:
таблица 2.
Основа классификации | Виды деятельности |
Характер отношения человека к окружающему миру | Практическая (материальная) – создание необходимых для удовлетворения потребностей людей вещей, материальных ценностей; духовная – создание идей, образов, научных, художественных и нравственных ценностей. |
Общественные сферы, в которых деятельность протекает | Экономическая, социальная, политическая и д.р. |
Соотнесённость с ходом истории | Прогрессивная, реакционная. |
Существующие ценности, социальные нормы | Моральная, аморальная; законная, незаконная |
Социальные формы деятельности | Массовая, коллективная, индивидуальная |
Потенциал нового в деятельности | Инновационная, изобретательская, творческая, рутинная |
Учитель: В деятельности происходит самореализация личности.
Запись в тетрадях:
Самореализация – процесс выявления и осуществления личностью своих возможностей, достижения намеченных целей в решении лично значимых проблем, позволяющий максимально полно реализовать творческий потенциал личности.
- Общение. Виды общения.
Учитель: Деятельность людей развёртывается в различных сферах жизни общества, её направленность, содержание, средства бесконечно разнообразны.
Виды деятельности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития: игра, общение, учение, труд.
Запись в тетрадях:
Общение – это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями.
Учитель: Давайте рассмотрим структуру общения, что оно в себя включает, из чего состоит.
Запись в тетрадях:
Структура общения
- субъект – тот, кто является инициатором общения (отдельные люди, группы, сообщества, человечество в целом)
- цель – это то, ради чего у человека возникает необходимость в общении
- содержание – это та информация, которая передаётся в межличностных контактах от одного к другому
- средства – это способы передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения (с помощью органов чувств, текстов, рисунков, схем, радио – видеотехники, Интернета и др.).
Учитель: В науке выделяют следующие виды общения.
Запись в тетрадях:
Виды общения
- вербальное общение – предполагает передачу мыслей с помощью слов.
- интерактивное общение – предполагает взаимодействие людей и приспособление их друг к другу в процессе совместной работы, учёбы, отдыха. В процессе такого общения у людей возникают симпатии, взаимопонимание. Такой вид общения включает в себя кооперацию, конкуренцию людей. Общаясь друг с другом, люди нередко вступают в конфликтные ситуации.
- Перцептивное общение – это умение чувствовать другого человека, улавливать его психическое состояние. В процессе такого общения учитываются мотивы поведения людей.
Учитель: Давайте рассмотрим и запишем в тетрадях функции общения.
Запись в тетрадях:
таблица 3.
Наименование функции | Её содержание |
Социализация | Формирование и развитие межличностных отношений в качестве условия становления человека как личности |
Познавательная | Познание людьми друг друга |
Психологическая | Осуществление определённого воздействия на психическое состояние человека |
Отождествления (противопоставления) | Выражение причастности человека к группе: «Я – свой» или «Я – чужой» |
Организационная | Организация совместной деятельности людей |
- Творческая деятельность.
Учитель: Современная наука признаёт, что любой человек в той или иной мере обладает способностями к творческой деятельности. Творчество – это компонент, какой – либо деятельности человека и самостоятельная деятельность (например, деятельность учёных, изобретателей, писателей и т.д.).
Запись в тетрадях:
Творчество – это вид деятельности, порождающий нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.
Учитель: способности у человека могут развиваться или пропасть совсем. Поэтому необходимо овладевать культурой, языком, знаниями, осваивать способы творческой деятельности, её важнейшие механизмы.
Запись в тетрадях:
Важнейшие механизмы творческой деятельности
- Комбинирование, варьирование уже имеющихся знаний.
- Воображение – способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в сознании.
- Фантазия – характеризуется особой силой, яркостью и необычностью создаваемых представлений и образов.
- Интуиция – знание, условия, получения которого не осознаются.
Учитель: Таким образом, деятельность является способом существования людей и характеризуется следующими чертами:
Запись в тетрадях:
Характерные черты деятельности
- Сознательный характер – человек сознательно выдвигает цели деятельности и предвидит её результаты
- Продуктивный характер – направлена на получение результата (продукта)
- Преобразующий характер – человек изменяет окружающий мир и самого себя.
- Общественный характер – человек в процессе деятельности, как правило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми.
- Итог урока
Формулирование в ы в о д о в:
- Деятельность – способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.
- Цель деятельности — это осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека.
- Потребность – это связь человека с окружающей средой, в основе которой лежат требования и нужды человека по отношению к этой среде.
- Самореализация – процесс выявления и осуществления личностью своих возможностей, достижения намеченных целей в решении лично значимых проблем, позволяющий максимально полно реализовать творческий потенциал личности.
- Общение – это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями.
- В чём заключается социальная сущность деятельности?
- Какова структура деятельности?
- Каковы мотивы деятельности?
- В чём особенности творческой деятельности?
- Сделайте вывод: какую роль в жизни человека играет общение.
- Задания на закрепление:
- Сергей делится по телефону с Александром своими впечатлениями о просмотренном кинофильме. Это пример
- Игры 2. Общения 3. Учения 4. Труда
Ответ: 2
- Установите соответствие между примерами деятельности и её видами, к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.
Примеры деятельности | Виды деятельности |
А) решение математических задач Б) принятие закона В) посадка дерева Г) создание модели из конструктора Д) выступление певца на сцене |
|
Ответ: 23313
Домашнее задание:
Выучите параграф 17 (учебник Боголюбова), вопросы и задания после параграфа.
Написать эссе: Человеческая сущность налицо только в общении, единстве человека с человеком. (Л.Фейербах)
Список литературы
- Барабанов В.В., Насонова И.П. Обществознание. 10-11 классы. Школьный словарь – справочник. М.: Астрель: Транзит – книга, 2004.
- Баранов П.А. обществознание в таблицах: 10-11 классы: справочные материалы/ П.А. Баранов – Москва: Астрель, 2013.- 187, [5] с. – (школьная программа).
- Кравченко А.И. Обществознание: учебник для 10 класса.- М.: «Русское слово», 2010.
- Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: учебник для 11 класса.- М.: «Русское слово», 2010.
- Обществознание: учебник 10 класс: Базовый уровень / Под. Ред. Л.Н.Боголюбова и др. – М.: «просвещение»,2010.
- Обществознание: 10 класс: базовый уровень: метод. Рекомендации: пособие для учителя / [Л.Н.Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И.Городецкая и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2008.- 237 с. –ISBN 978-5-09-018903-3.
- Пархоменко И.Т. Обществознание: вопрос и ответ / Практическое пособие для учащихся средних школ, студентов средних специальных и высших учебных заведений. 2-е изд.: переработ. И доп.- Воронеж: ИП Лакоценина Н.А., 2011.- 304 с.
ХАРА́КТЕР, -а, м. 1. Совокупность основных, наиболее устойчивых психических свойств человека, обнаруживающихся в его поведении. Мягкий характер. Добродушный характер. Сильный характер. Крутой характер. Не сойтись характерами.
Все значения слова «характер»
ДЕ́ЯТЕЛЬНОСТЬ, -и, ж. 1. Работа, занятие в какой-л. области. Педагогическая деятельность. Общественная деятельность.
Все значения слова «деятельность»
-
Циклы представляют собой множественные самоорганизуемые флуктуации отношений, их неравномерную интенсивность, локализацию и характер деятельности (взаимодействие различных отношений). -
Тут существует свой механизм, по размерам и по характеру деятельности вполне сопоставимый с таковым коммунистических стран, а во многих отношениях превосходящий последний. -
Это обусловлено, с одной стороны, отсутствием чёткого определения понятия «управление», а другой — творческим характером деятельности стратегического управления, не укладывающемся в рамки функциональной регламентированной деятельности.
(все
предложения)
Понятие деятельности в психологии
Понятие «деятельность», наряду с такими понятиями, как «сознание», «личность», «общение», является одним из основополагающих в психологической науке. Деятельность – это динамическая система взаимодействия субъекта с миром. В процессе этого взаимодействия происходит возникновение психического образа и его воплощение в объекте, а также реализация субъектом своих отношений с окружающей реальностью. Деятельность является формой активности человека, т.е. формой его взаимодействия со средой. Но деятельность – это не любая активность, деятельность – это активность человека, направленная на достижение сознательно поставленных целей и связанная с созданием общественно значимых ценностей или освоением социального опыта (определение Шадрикова).
Психологические особенности деятельности
Деятельность имеет следующие особенности, свойственные только ей:
- Предметность: каждая деятельность имеет свой предмет. Предмет деятельности выступает двояко: первично – в своем независимом существовании, как подчиняющий себе и преобразующий деятельность субъекта, вторично – как образ предмета, продукт психического отражения его свойств, которое осуществляется в результате деятельности субъекта и иначе осуществиться не может.
- Осознанность и целенаправленность. Деятельность регулируется не потребностями человека, а осознаваемой целью как идеальным образом будущего результата. Цель выступает системообразующим фактором деятельности, т. е. главным критерием определения ее содержания, структуры и динамики. В этом заключается важнейшее отличие деятельности от иных форм активности человека.
- Социальная обусловленность. При всем своем своеобразии деятельность человека представляет собой систему, включенную в систему социальных отношений. Вне этих отношений человеческая деятельность не существует. Человек находит в обществе не просто внешние условия, к которым он должен приспосабливать свою деятельность, – общественные условия сами несут в себе мотивы и цели его деятельности, ее средства и способы. По сути, общество производит деятельность образующих его индивидов.
- Системность. Деятельность предстает не простой суммой своих компонентов, а их организованной целостностью. Важно отметить, что у деятельности как целостности имеются такие свойства, которых нет ни у ее отдельных компонентов, ни у их простой суммы.
Психологическая структура деятельности
Системность организации деятельности обусловливает существование двух основных планов ее психологического анализа – внешнего (предметно-действенного) и внутреннего (собственно психологического). Каждая деятельность имеет следующую структуру:
- Мотив деятельности – причина, побудившая человека к деятельности и придающая этой деятельности определенную направленность.
- Цель деятельности – образ потребного будущего, предполагаемый результат деятельности. Цель формируется на основе мотива деятельности.
- Предмет деятельности – тот объект внешней среды, на изменение которого направлена деятельность человека. Однако предмет деятельности может быть не только материальным, но и идеальным (мыслительная деятельность).
- Средства и условия деятельности. К средствам относятся орудия труда, психофизиологические ресурсы организма. К условиям труда относятся не только физические характеристики среды, но и психологические состояния человека.
- Продукт деятельности – результат деятельности. Продукт может быть прямым и побочным: прямой продукт – объективный результат деятельности, созданное в процессе деятельности изменение во внешней среде; побочный продукт – субъективный результат деятельности, изменение во внутреннем мире человека (удовлетворенность, приобретенные знания, умения, навыки и т.п.).
Иерархическая структура деятельности (Леонтьев): деятельность осуществляется при помощи действий, а действия, в свою очередь, при помощи операций (деятельность – цепочка действий, а действия – цепочки операций).
- Деятельность.
- Действие — это элемент деятельности, в процессе которого достигается конкретная, не разлагаемая на более простые, осознанная цель. Действие – относительно самостоятельный и завершенный акт деятельности. Действия направлены на достижение целей деятельности и выступают единицей анализа деятельности. В процессе упражнений изменяется структура действий, они становятся «свернутыми», более экономными и быстрее выполнимыми, превращаясь в навыки.
- Операции – способы осуществления действий в определенных условиях. Операции направлены на решение задач деятельности и определяются средствами и условиями деятельности. Как правило, операции носят автоматизированный и неосознаваемый характер.
Виды деятельности
Деятельность человека не только предельно сложна по содержанию и строению, но и крайне разнообразна в своих общих разновидностях и конкретных проявлениях. Традиционно принято считать, что основным делением деятельности на ее типы является дифференциация на трудовую, учебную и игровую деятельность:
- Трудовая деятельность – процесс активного изменения предметов природы, материальной и духовной жизни общества в целях удовлетворения потребностей человека и создания различных ценностей. Трудовая деятельность предполагает получение какого-либо общественно значимого продукта, результата, в отличие от учебной и игровой деятельности, где этот результат является не общественно, а индивидуально значимым и состоит в освоении субъектом социально выработанного опыта, знаний и т.д. для последующего осуществления трудовой деятельности.
- Учение выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть организованным и осуществляться в специальных образовательных учреждениях. Оно может быть не организованным и происходить попутно, в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат. У взрослых людей учение может приобретать характер самообразования. Особенности учебной деятельности состоят в том, что она непосредственно служит средством психологического развития индивида.
- Игра – особый вид деятельности, в котором исторически закрепились типичные способы действия и взаимодействия людей. Результатом игровой деятельности не становится про-изводство какого-либо материального или идеального продукта. Тем не менее, игры имеют большое значение в жизни людей. Включение ребенка в игровую деятельность обеспечивает возможность овладения общественным опытом, накопленным человечеством, а также когнитивное, личностное и нравственное развитие ребенка. Особое значение имеет ролевая игра, в процессе которой ребенок принимает на себя роли взрослых и действует с предметами в соответствии с приписанными значениями. Механизм усвоения социальных ролей через ролевые игры обеспечивает возможность социализации личности. Специфическим признаком игровой деятельности является то, что главным ее мотивом выступает сам процесс деятельности, а не ее результат.
Указанные виды деятельности имеют разное значение для развития человека на разных этапах онтогенеза. Деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на определенном этапе онтогенетического развития, называется ведущей деятельностью.
сознательных усилий в предложении
Однако, в отличие от их более ранних обращений к науке, на этот раз актуарии предприняли сознательных усилий , чтобы практиковать то, что ученые, казалось, проповедовали.
Тридцать два респондента говорили о том, что сознательно стараются изо всех сил занять себя, чтобы предотвратить уныние.
Если никакое сознательное усилие не приложено для сохранения слов в рабочей памяти, тогда активация их представлений затухает.
Этот формат основан на наблюдении, что представление событий является довольно автоматическим когнитивным процессом, требующим небольшого сознательного усилия .
Проблема с этим подходом состоит в том, что он может без сознательного усилия ошибиться на стороне биологического оптимизма, особенно в отношении внеземных сред.
С помощью политики пассивного обучения центральные банки учатся, но не прикладывают сознательных усилий , чтобы повлиять на скорость обучения.
Например, большинство исследователей, принимающих решения, могут мгновенно распознать проблемы силлогистического мышления и, без особого сознательного усилия , определить, является ли форма действительной или нет.
Используемое нами здесь «попытка» и «поиск» в следующем предложении не следует понимать как подразумевающее сознательное усилие .
Мы прилагаем сознательное усилие , чтобы сконцентрироваться на двумерных и трехмерных случаях и, за некоторыми исключениями, избегать обсуждений общего случая d-мерности.
Необходимо предпринять сознательное усилие , чтобы передать необходимый словарь композиторам во время следующего испытания.
Здесь есть сознательных усилий , чтобы ответить
.
сознательное решение в предложении
Вместо этого требуется изменение покупательских привычек — сознательное решение потребителями, чтобы тратить больше времени и, возможно, больше денег на еду.
Слова, которые присутствуют в рекламных объявлениях, являются продуктом очень сознательного решения о том, чтобы поместить именно эти слова, а не другие слова.
Во многих повседневных экономических делах, таких как покупки, потребитель принимает решение о покупке , , , решение — выбор.
сознательное решение о рождении ребенка должно привести к сознательному согласию с принятием на себя обязательств в качестве родителя.
Поскольку это искажение исходит из сознательного решения , сентиментальная эмоция является результатом выбора.
Если они делают, но не являются результатом сознательного решения , тогда пустынная земля оторвана от моральной ответственности.
Эти причины могут быть противопоставлены практическим причинам как результат сознательного решения .
В подобных примерах выбор единственного или множественного числа представляет более или менее сознательное решение автора о расширении или сужении фокуса.
Эти саккады являются нежелательными и происходят против сознательного решения .
Конечно, не исключено, что есть некоторые избиратели, которые принимают более сознательных решений в поддержку разделения правительства.
Участие в пенсионных планах не является естественным экспериментом, а скорее отражает децис
.
сознательное намерение в предложении
Вы не можете видеть свое сознательное намерение , вызывающее действие, но можете только вывести это из регулярной связи между намерением и действием.
Его функция состоит в том, чтобы побудить людей освободиться от убыточных ситуаций без сознательного намерения .
И все же неудивительно, что мысль, которую мы сознательно намереваемся, возникает только после того, как сформировалось сознательное намерение .
Они не испытывают желания совершать его действия и могут обнаружить, что оно движется в разных целях с их сознательным намерением .
Есть некоторые доказательства того, что смягчить ее расизм было ее сознательным намерением .
Это, в частности, утверждение о том, что мозг начинает готовиться к двигательным действиям примерно за 500 мс до того, как наше сознательное намерение двигаться .
Идея состоит в том, что сознание , намерение не выполнять определенное действие фактически приводит к возникновению действия, которое субъект пытается запретить.
Неявные воспоминания часто стимулируются невольно, без сознательного намерения субъектов помнить.
Таким образом, каждый из них имеет сознательное намерение быть полезным для другого; взаимная выгода — это суть сделки, а не просто предварительное условие для достижения договоренности.
Я знаю, что это не их сознательное намерение , но мы были бы намного мудрее, чтобы оставить этот вопрос в руках полиции.
Из архива Хансарда
Пример из архива Хансарда. Содержит парламентскую информацию, лицензированную в соответствии с.
без сознания | психология | Britannica
Бессознательное , также называемое Подсознание , комплекс умственных действий внутри человека, которые происходят без его осознания. Зигмунд Фрейд, основатель психоанализа, заявил, что такие бессознательные процессы могут влиять на поведение человека, даже если он не может сообщить о них. Фрейд и его последователи чувствовали, что сны и оплошности на самом деле были скрытыми примерами бессознательного содержания, слишком угрожающего для прямой конфронтации.
Некоторые теоретики (, например, ранний экспериментальный психолог Вильгельм Вундт) отрицали роль бессознательных процессов, определяя психологию как исследование сознательных состояний. Тем не менее, существование бессознательной психической деятельности, кажется, хорошо обосновано и продолжает оставаться важной концепцией в современной психиатрии.
Фрейд различает разные уровни сознания. Деятельность в непосредственной области сознания он назвал сознательной; , например, чтение этой статьи является сознательной деятельностью.Хранение данных, легко доводимых до осведомленности, является предсознательной деятельностью; например, человек может не думать (не осознавать) свой адрес, но с готовностью вспоминает его, когда его спрашивают. Данные, которые не могут быть вызваны с усилием в определенное время, но которые позже могут быть запомнены, сохраняются на бессознательном уровне. Например, в обычных условиях человек может не осознавать, что когда-либо был заперт в шкафу в детстве; все же под гипнозом он может вспомнить переживание ярко.
Поскольку опыт одного человека не может наблюдаться непосредственно (так как человек не чувствует головную боль другого), усилия по объективному изучению этих уровней осведомленности основаны на умозаключении; я.не более , следователь может сказать только то, что другой человек ведет себя , как если бы он был без сознания, или , как если бы он был в сознании.
Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 года с вашей подпиской.
Подпишитесь сегодня
Усилия по объяснению происхождения и значения бессознательных действий в значительной степени опираются на психоаналитическую теорию, разработанную Фрейдом и его последователями. Например, считается, что происхождение многих невротических симптомов зависит от конфликтов, которые были удалены из сознания посредством процесса, называемого репрессией.По мере роста знаний о психофизиологической функции многие психоаналитические идеи связаны с деятельностью центральной нервной системы. То, что физиологическая основа памяти может лежать в химических изменениях, происходящих в клетках мозга, было выведено из клинических наблюдений, что: (1) прямая стимуляция поверхности мозга (коры головного мозга), пока пациент находится в сознании на операционном столе во время операции, имеет эффект возвращения давно забытых (бессознательных) переживаний к сознанию; (2) удаление определенных частей мозга, по-видимому, устраняет сохранение определенных переживаний в памяти; (3) общая вероятность доведения бессознательных или предсознательных данных до осознания повышается прямой электрической стимуляцией части структуры мозга, называемой ретикулярной формацией или ретикулярной активирующей системой.Кроме того, согласно так называемой теории сдвига крови в мозге, переход от бессознательной к сознательной деятельности опосредуется локальными изменениями в кровоснабжении различных частей мозга. Эти биопсихологические исследования пролили новый свет на обоснованность психоаналитических представлений о бессознательном. См. Также психоанализ.