Предупреждение дисграфии у младших школьников: Статья: Профилактика дисграфии у младших школьников

Содержание

Статья: Профилактика дисграфии у младших школьников

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ СМЕШАННОЙ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (1 – 4 классов)

     За последние годы среди учащихся, поступающих в начальные классы , значительно увеличилось число детей с различными отклонениями в речевом развитии.  С началом обучения…

Методические рекомендации для педагогов по использованию дидактических игр в процессе устранения дисграфии у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

В данных рекомендациях представлены некоторые игры и упражнения, которые направлены на устранение дисграфии у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью…

Статья «О некоторых видах логопедической работы, используемых при коррекции смешанной дисграфии у младших школьников»

Статья из опыта работы по коррекции смешанной дисграфии…

Использование речевой ритмики для профилактики дисграфии у младших школьников.

Применение на логопедических занятиях элементов речедвигательной ритмики позволяет добиться повышения интереса ребёнка к занятиям, увеличение его двигательной активности; помогает привлечь внимание ре…

Применение моделирования в процессе профилактики и коррекции акустической дисграфии у младших школьников

Проблемами развития фонематического слуха, восприятия, анализа и синтеза ученые и практики занимаются давно, используя традиционные и нетрадиционные методики. Логопеды в основном используют учебный по…

Коррекция и профилактика дисграфии у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

В данной работе приведены примеры заданий для профилактики и коррекции дисграфии, которые, помимо логопеда, может использовать и учитель на своих занятиях….

Конспект индивидуального логопедического занятия по профилактике дисграфии у младших школьников. Тема: «Дифференциация звуков и букв Ш и Щ».

Конспект индивидуального логопедического занятия по профилактике дисграфии у младших школьников.Тема: «Дифференциация звуков и букв Ш и Щ»….

Статья по логопедии: Профилактика дисграфии и дислексии у младших школьников.

Профилактика дисграфии и дислексии у младших школьников.

Главным направлением работы учителя – логопеда в начальной школе является профилактическая работа по предупреждению нарушения письменной речи и чтения.
Письменная речь, формируется в условиях целенаправленного и системного обучения.

Процесс письма состоит из следующих операций:

  • анализ звукового состава слова;
  • перевод фонем в графемы, графические знаки;
  • перевод графемы в движения необходимые для записи.

Детям с дисграфией и дислексией, необходима специальная логопедическая поддержка. Специфические ошибки на письме не исправляются обычными методами. Эти нарушения значительно легче предупредить, чем потом устранить.

Целенаправленное развитие психических функций, необходимых для полноценного овладения письмом и чтением, является основным методом профилактики. Работа включает следующие направления:

1. Развитие мелкой и крупной моторики, графомоторных навыков.

Упражнения:

«Лабиринты».  Лабиринты  хорошо развивают мелкую и крупную моторику, внимание, безотрывную линию. Ребёнку предлагаются разные по сложности лабиринты, в зависимости от его уровня. 
«Телесные буквы» – придумать,  каким способом можно показать букву при помощи тела, пальцев.
«Обвести букву» — по контурному изображению, по точкам.
«Письмо в воздухе» логопед рисует в воздухе фигуры, буквы, а ребёнок должен узнать.

2. Развитие зрительного восприятия, совершенствование зрительно-двигательной координации.

Упражнения:
«Посчитай до 30»
Развитие зрительного внимания. На карточке нарисовано 30 цифр, которые расположены не по порядку. Ребёнок должен назвать и показать все цифры по порядку. Наподобие проводится игра «Найди все буквы».

3. Развитие осязания, обоняния, определение различных свойств предметов.

Упражнения: 
«Что за буква?».  Из предложенных букв, ребёнок составляет слово, ощупав буквы по порядку с закрытыми глазами.
«Нарисуй букву «.  Пальцем на руке нарисовать геометрическую фигуру (треугольник, круг), буквы.  Ребёнок отгадывает, что нарисовали.

4. Развитие слухового восприятия, формирование умения выделять и различать звуки, развитие умения производить дифференциацию звуков, слогов, слов, словосочетаний, предложений. 
Упражнения:
«Домик для звука». 
Развитие фонематического анализа. Нужно найти место звука в слове и количество слогов в слове, составить схему слова по картинке.
«Найди отличия»
Развитие фонематического анализа.
Описание: Ребёнок должен сравнить 2 слова, что изменилось в слове. Например, мишка-мышка. 
«Шифровка».
Развивает фонематический анализ и синтез. Ребёнку, из последовательно выложенных картинок, необходимо выделить первый звук, чтобы получить новое слово. 
«Звонкое слово». 
Развивает слуховое внимание и произвольную память. Ребёнок с логопедом называет числительные с существительными. Нельзя назвать запретное слово «пять», а из слов — «карандаш». Вместо называния запретного числа или слова нужно хлопнуть в ладоши.

5. Развитие восприятия времени и пространства

Совершенствование ориентировки в своём теле, в линейном ряду, на листе, формирование умения ориентироваться в последовательности событий.

Упражнения:

«Назови букву»
Стимулирует ориентировку ребёнка на листе бумаги.
Ребёнку предлагается карточка из 3 столбиков  и 3 строк, в клеточках  буквы. Описывается расположение буквы, ребёнок находит её и называет.
«Корректурная правка»
Ученику предлагается зачеркнуть в сплошном тексте указанные буквы. Начать нужно с одной буквы, увеличивая количество букв.
«Пропущенные буквы»
В тексте, предлагаемом ребёнку, пропущены буквы. Также  ребёнку даётся текст-подсказка, где пропущенные буквы на месте. Упражнение способствует развитию внимания и уверенность навыка письма.

6. Развитие речевого дыхания.

Нормализация правильного речевого дыхания.
Предлагается использование речевых зарядок, скороговорок для развития дыхательной системы.
Использование пособий на развитие направления и силы выдоха.
7. Развитие силы голоса.

Нормализация правильного дикционного произношения.
Развитие всех голосовых данных с учётом индивидуальных особенностей.

8. Развитие артикуляционного аппарата.

Используются артикуляционные упражнения.
Применение массажа и самомассажа.

9. Развитие импрессивной и экспрессивной речи.

Развитие звукового анализа и синтеза.
Обогащение словарного запаса, развитие грамматического строя речи

Упражнения:
«Дополни предложение»
Развитие грамматического строя. Ребёнку предлагается выбрать для себя несколько символов — предлогов.

Произносится начало предложения, а ученик заканчивает его, используя один из своих символов. Например: Книга лежит … столе.

«Что за слово?»

Для игры используются слова-действия. Ребёнок придумывает действие, используя части слова: вы-, при-, за- . После этого составляет предложение. Например,  Я закрываю книгу.

Профилактическая работа по предупреждению нарушения чтения и письма, позволяет полноценно овладеть письменной речью и влияет на успешность ребёнка.

Рекомендации по профилактике дисграфии у младших школьников.

Учитель-логопед Матросова Светлана Евгеньевна (I квалификационная категория)

РЕЖИМ РАБОТЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА

Понедельник

Среда с 1000 – до 1400

Пятница

Вторник с 1100 – до 1500

Четверг

Консультации для родителей:

вторник, четверг – с 14.00 до 15.00

На базе школы создан логопункт, который посещает, в общей сложности 25человек – это учащиеся 1- 2 классов.

Занятия проводятся 3 раза в неделю с учениками 1-2 классов по 35-40 минут.

Коррекционно- воспитательная работа с первоклассниками осуществляется по двум направлениям:

  1. восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи;

2. восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи.

Содержание коррекционно- воспитательной работы включает в себя следующие этапы:

  • формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого-звукового состава слова;

  • формирование полноценных учебных умений;

  • формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности.

Коррекционно- воспитательная работа с учениками II –III классов осуществляется в три этапа:

  1. восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи;

  2. восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи;

3. восполнение пробелов в формировании связной речи.

Занятия предполагают использование подвижных игр, занимательных упражнений. Создание проблемных ситуаций, путешествия в сказку помогают повысить интерес школьников к изучаемому материалу.

Рекомендации для учителей и родителей

Как помочь ребенку с дисграфией

С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Ребята оказываются не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности. Вот таких «умненьких», но лишенных речевой одаренности, рано или поздно направляют иногда к логопеду. Чаще к психологу, что не совсем правильно. Дисграфия — это частичное специфическое нарушение письма.

Речевая симптоматика дисграфии.

При ДИСГРАФИИ дети младшего школьного возраста с трудом овладевают письмом: выполненные ими упражнения, диктанты содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк. В средних и старших классах ребята стараются использовать при письме короткие фразы с ограниченным набором слов, но в написании этих слов они допускают грубые ошибки. Нередко дети отказываются посещать уроки русского языка или выполнять письменные задания. У них развивается чувство собственной ущербности, депрессия, в коллективе они находятся в изоляции. Взрослые с подобным дефектом с большим трудом сочиняют поздравительную открытку или короткое письмо, они стараются найти работу, где не надо ничего писать.

У детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы: «З» и «Э», «Р» и «Ь» (мягкий знак). Они могут не обратить внимания на лишнюю палочку в букве «Ш» или «крючок» в букве «Щ». Пишут такие дети медленно, неровно; если они не в настроении то почерк расстраивается окончательно.

Неречевая симптоматика дисграфии.

У детей-дисграфиков отмечается несформированность многих психических функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, слухо-произносительной дифференциации звуков речи, фонематического, слогового анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи, расстройства памяти, внимания, сукцессивных и симультанных процессов, эмоционально-волевой сферы.

Выделяют пять форм дисграфии:

1. Артикуляторно-акустическая форма дисграфии.

Суть ее состоит в следующем: Ребенок, имеющий нарушение звукопроизношения, опираясь на свое неправильное произношение, фиксирует его на письме. Иными словами, пишет так, как произносит. Значит, до тех пор, пока не будет исправлено звукопроизношение, заниматься коррекцией письма с опорой на проговаривание нельзя.

2. Акустическая форма дисграфии.

Эта форма дисграфии проявляется в заменах букв, соответствующих, фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. На письме чаще всего смешиваются буквы, обозначающие звонкие — глухие (Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т.д.), свистящие — шипящие (С-Ш; З-Ж и т.д.), аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С и т.д.).

Также проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме: «писмо», «лубит», «больит» и т.д.

3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

Это наиболее часто встречающаяся форма дисграфии у детей, страдающих нарушениями письменной речи. Для нее наиболее характерны следующие ошибки:

пропуски букв и слогов;

перестановка букв и (или) слогов;

недописывание слов;

написание лишних букв в слове (бывает, когда ребенок, проговаривая при письме, очень долго «поет звук»;

повторение букв и (или) слогов;

контоминация — в одном слове слоги разных слов;

слитное написание предлогов, раздельное написание приставок («настоле», «на ступила»).

4. Аграмматическая дисграфия.

Связана с недоразвитием грамматического строя речи. Ребенок пишет аграмматично, т.е. как бы вопреки правилам грамматики («красивый сумка», «веселые день»). Аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.

Аграмматическая дисграфия обычно проявляется с 3-го класса, когда школьник, уже овладевший грамотой, «вплотную» приступает к изучению грамматических правил. И здесь вдруг обнаруживается, что он никак не может овладеть правилами изменения слов по падежам, числам, родам. Это выражается в неправильном написании окончаний слов, в неумении согласовать слова между собой.

5. Оптическая дисграфия.

В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Все буквы русского алфавита состоят из набора одних и тех же элементов («палочки», «овалы») и нескольких «специфичных» элементов. Одинаковые элементы по-разному комбинируясь в пространстве, и образуют различные буквенные знаки: и, ш, ц, щ; б, в, д, у…

Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведет к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.

Ошибки, наиболее часто встречающиеся на письме:

— недописывание элементов букв (связано с недоучетом их количества): Л вместо М; Х вместо Ж и т.д.;

— добавление лишних элементов;

— пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент;

— зеркальное написание букв.

Профилактика дисграфии.

К мерам ранней профилактики дисграфии относится целенаправленное развитие у ребенка тех психических функций, которые необходимы для нормального овладения процессами письма и чтения.

Таким ребятам вполне по силам овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься. Кому-то понадобятся годы занятий, кому-то — месяцы. Суть уроков — тренировка речевого слуха и буквенного зрения.

Почерк дисграфика — выражение всех его трудностей. Как правило, у дисграфика выделяется достаточно резко два типа почерка: один мелкий, бисерный и «красивый»; другой — огромный, корявый, неуклюжий, «уродливый». Так вот, за красотой в данном случае гнаться не нужно, она придет сама. Как показывает опыт, как раз неуклюжие и громадные буквы и есть то, к чему в итоге должен прийти и над чем работать ребенок.

В течение некоторого времени (обычно двух-трех недель на это хватает) в тетради В КЛЕТОЧКУ переписывается КАЖДЫЙ ДЕНЬ абзац текста из любого художественного произведения или упражнения из учебника НЕБОЛЬШОГО РАЗМЕРА. Текст, что ОЧЕНЬ ВАЖНО, переписывается ПО КЛЕТОЧКАМ, ПО ОДНОЙ БУКВЕ В КЛЕТКЕ, БУКВА ДОЛЖНА ЗАНИМАТЬ КЛЕТКУ ЦЕЛИКОМ!

Немаловажна здесь и психологическая подготовка ребенка к занятиям. При неблагоприятной психологической атмосфере, занятиям «из-под палки», результатов может не быть. Объем текста, подчеркиваю еще раз, должен быть небольшим, для ребенка до десяти лет это может быть всего одна строка в день, но как следует, отчетливо переписанная. Общая цель — не допустить ни малейшего отвращения, усталости, даже недовольства собой!

Массаж подушечек пальцев важен для правильной работы мозга при письме. Это советую ВСЕ логопеды. Поэтому хорошо если место «хватки» пишущего предмета (ручки или карандаша) покрыто ребрышками или пупырышками.

Но еще лучше, если ученику эту самую ручку удобно держать, тогда почерк скорее стабилизируется. А для этого корпус должен быть трехгранным (фирма Staedtler,).

К сожалению, пока не приходилось встречать, чтобы были совмещены оба «удобства»: и треугольник, и пупырышки. Так что купите «пупырчатую» ручку и треугольный карандаш.

Хочется еще отметить, что канцелярская принадлежность, обладающая какими-то особенностями, будет предметом небольшой гордости ребенка перед одноклассниками, что может хоть на капельку сгладить школьные неудачи.

Несколько упражнений для преодоления дисграфии

1) Упражнение «Корректурная правка».

Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным (не мелким) шрифтом. Ученик каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, «а». Затем «о», дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной. Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть «парными», «похожими» в сознании ученика.

2) Упражнение «Пишем вслух».

Чрезвычайно важный и ничем не заменимый прием: всё, что пишется, проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием, выделением слабых долей.

Под «слабыми долями» здесь подразумеваются звуки, которым при произнесении в беглой речи, говорящий уделяет наименьшее внимание. Для гласных звуков это любое безударное положение, для согласных, например, позиция в конце слова, типа «зу*п», или перед глухим согласным, типа «ло*шка». Важно отчетливо проговаривать также конец слова, поскольку для дисграфика дописать слово до конца трудно, и часто по этой причине вырабатывается привычка «ставить палочки», т.е. дописывать в конце слова неопределенное количество палочек-загогулин, которые при беглом просмотре можно принять за буквы.

3) «Вглядись и разберись» (пунктуация для дисграфиков и не только).

Материал для работы — сборники диктантов (с уже поставленными запятыми, и проверьте, чтобы не было опечаток).

Задание: внимательно вчитываясь, «фотографируя» текст, объяснить постановку каждого знака препинания вслух.

4) «Пропущенные буквы».

Выполняя это упражнение, предлагается пользоваться текстом-подсказкой, где все пропущенные буквы на своих местах. Упражнение развивает внимание и уверенность навыка письма.

Например:

К__неч__о, н__ м__гл__ бы__ь и __е__и о т__м, ч__о__ы Лариосик __к__зал__я п__ед__те__е__.

5) Лабиринты.

Лабиринты хорошо развивают крупную моторику (движения руки и предплечья), внимание, безотрывную линию. Следите, чтобы ребенок изменял положение руки, а не листа бумаги.

Чего нельзя делать?

Дети с дисграфией, как правило, имеют хорошую зрительную память. Поэтому ни в коем случае нельзя предлагать им упражнения, где требуется исправить ошибки, изначально допущенные. Выполнение подобных упражнений может пагубно сказаться (из-за той же зрительной памяти) и на учащихся, имеющих навык грамотного письма.

НЕ ПРЕДЛАГАЙТЕ ДЕТЯМ ИСПРАВЛЯТЬ ОШИБКИ, НАУЧИТЕ ИХ НЕ ДЕЛАТЬ ОШИБОК. Суть исправления дисграфии в том, чтобы искоренить саму мысль о том, что при письме можно эти самые ошибки допускать. Текст с ошибками лишний раз показывает ребенку, что ошибки возможны, даже, пожалуй, полезны в чем-то. Давайте забудем об этом

План-конспект по логопедии по теме: Конспект по профилактике дисграфии у младших школьников

Деятельность учителя-логопеда

1.Организационный момент

Приветствие, настрой на занятие.

2.Речевая зарядка

-Послушайте, какую весёлую скороговорку никак не может выучить Антошка. Помогите ему научиться правильно и выразительно говорить.

               Хохлатые хохотушки

               Хохотам  хохотали:

               Ха! Ха! Ха! Ха! Ха!

— Что обозначает слово  хохлатые?

3. Повторение  раннее изученного  материала

-Расскажите Антошке, что такое речь.

— Какой она бывает?

— Чем устная речь отличается от письменной ?

— Для чего нужна речь?

— Какими  схемами обозначаются  предложение и слово?

— Найдите и покажите соответствующие карточки.

4. Сообщение темы урока

— Какую речь приятно слушать?

— О какой речи мы будем говорить на уроке?

— Объясните, почему вы так решили.

5. Работа  над дыханием  

— Поможет  нам провести  урок Антошка.        

— Послушайте  его, что он нам расскажет.

  ( Антошка, задыхаясь  и  прерывая слова, говорит: « Здрав-ствуйте,  ре-бята!  Я  т-а-к  торопил-ся  к  в-а-м!  По-мо-ги-те  мне!  Я,  ка-жет-ся, по-пал  в  бе-ду!  От  ме-ня  убежа-ли  шко-льны-е  при-над-леж-нос-ти!»)

— Антошка, отдышись, отдохни.

— Скажите, ребята, всё ли было понятно из рассказа  Антошки?

— Почему?

— Приятно  ли было его слушать?

— Итак, чтобы красиво говорить, нужно правильно дышать.

-Для этого мы выучим правила дыхания и научим этому  Антошку.

             1) Перед тем как сказать, сделай глубокий  вдох  носом.

             2) Во время  речи стой  прямо, не поднимай  плечи.

             3) Соблюдай  паузы  во время проговаривания сложных предложений.

— Выполним упражнения.

-Сядьте прямо, улыбнитесь. Выпрямите спинки, поднимите  головы. Правую руку положите на живот. Вдохните ртом – животики  становятся  круглыми  ( на счёт « раз»). Выдохнули  медленно носом – животики стали  маленькими ( на счёт « два»). Выполняем упражнения медленно, не спеша. Повторяем 5 раз.

6. Развитие слухоречевой  памяти  

 — Вдохнули .Произносите на одном выдохе:

  Учебник, пенал.

  Учебник, пенал, карандаш.

  Учебник, пенал, карандаш, ручка.

  Учебник, пенал, карандаш, ручка, резинка.

  Учебник, пенал, карандаш, ручка, резинка, линейка.

  Учебник, пенал, карандаш, ручка, резинка, линейка, тетрадь.

Все слова произносите чётко, громко, выразительно. Выделяйте голосом ударение.

-Как  нужно дышать во время речи?

7. Физминутка

-Физминутку  мы сегодня  выполняем вместе с Антошкой под следующие стихи:

Мы сегодня рано встали

И зарядку делать стали,    (Дети  шагают на месте.)

Руки – вверх!  Руки – вниз!  (Ученики выполняют соответствующие  движения.)

Влево, вправо повернись!    ( Повороты  корпусом тела.)

8. Работа  над голосом

-Сейчас мы будем говорить о голосе. Очень важно научиться  им управлять в момент речи. Голос бывает разным. По высоте – высоким,  средним и низким. По силе – тихим, громким, умеренным.

-Какой голос называют умеренным?

-Управлять голосом – значит менять его силу и высоту. Это зависит от того, с кем и где мы говорим.

-Рассмотрите изображения трёх сюжетных картинок.  (Приложение № 1 ).

На первой картинке следующее изображение. От мальчика-грязнули ( Антошки ) убегают школьные принадлежности  ( ручка, карандаш, тетрадь, учебник, резинка, пенал ). Над картинкой напечатаны буквы: А – А – А!

На второй картинке изображён Антошка. Он приводит себя в порядок, моет руки. В этот момент беглецы  выглядывают из-за двери. Под картинкой напечатаны буквы: О – О – О.

На третьей картинке изображён Антошка,  идущий в школу. Весёлые школьные принадлежности находятся в ранце. Под картинкой напечатаны буквы: Э – Э – Э.

-Что изображено на первой картинке?

-Почему так поступают школьные принадлежности?

-Как они кричат? Прочитайте.

-Рассмотрите вторую картинку. Что произошло с Антошкой?

-Почему школьные принадлежности произносят тихо: О – О – О…?

 Произнесите  так же: О – О – О.

-Объясните, почему школьные принадлежности уверенно произносят: Э – Э – Э. Произнесите так же:

 Э – Э – Э.

9.Развитие лексико-грамматических конструкций

-Отгадайте загадки.

                                               

Я с собой её ношу,                        Пишет он, когда диктуют,               Коль  ему  работу дашь-

Всё, что нужно, напишу.               Он и чертит, и рисует,                     Зря трудился  карандаш.

Замечательная штучка                 А сегодня вечерком                                ( Ластик)

Самопишущая…                           Он раскрасит мне альбом.

  (ручка)                                                  (карандаш)

-Что делают карандашом? Ручкой? Ластиком?

-Придумайте с одним из этих слов предложение.

-Покажите соответствующую схему.  

   ( │___  ___  ___ . )

-Выполните задания с этими предметами и расскажите, что вы делали.

Задание: Положить ручку справа от ластика, а ластик – справа от карандаша.

Задание: Положить карандаш над линейкой, но под ручкой.

Задание: Положить ластик  справа от ручки, но слева от карандаша.

10.Развитие фонематического анализа        

Игра «Какое слово самое короткое?» с этими же предметами

( ластик, ручка, карандаш).

-Сколько звуков в слове «ручка»? Назовите их- с указанием: гласный или согласный.

-Составьте схему этого слова.  ( О О О О О )

11.Развитие умения словообразования

-Рассмотрите картинку. ( Приложение № 2)

-Помогите, пожалуйста, Антошке найти беглеца.

-Кто может объяснить, что означает слово беглец?

-Почему его так назвали?

-Кто убежал от Антошки?

-Как можно назвать Кисточку?  

-Объясните значение выражения: И след простыл.

-Когда так говорят?

-Были ли в вашей жизни случаи, когда вы так говорили?

-Каким должен быть голос, когда вы о чём-то или о ком-то рассказываете?

-От чего зависят сила и высота голоса во время речи?

-Какое «доброе» слово помогло выполнить задание?

-Какие  ещё знаете «добрые» слова?

-Для чего они нужны?

12.Подведение итога урока

-Итак, какую же речь приятно слушать?

-Что значит правильно дышать во время речи?

-От чего зависят сила и высота голоса в момент речи?

-Какие слова нужны, чтобы тебя слушали и понимали?

Деятельность обучающихся

С чубом, с клоком шерсти или перьев на голове.

Всё, что мы говорим,- устная речь.

Всё, что мы читаем и пишем,- письменная речь.

Речь помогает нам узнать об окружающем мире, о жизни людей.

Речь состоит из предложений.

|___________. |__  __ __.

Спокойную, чёткую, красивую.

Об устной речи, потому что мы будем слушать и говорить.

Антошка говорил прерывисто, запинаясь.

Такую речь трудно слушать.

Приложение № 1

Мальчик. Школьные принадлежности убегают от него, потому что он очень грязный. Дети громко повторяют : « А – А – А!»

Антошка моет руки. Дети тихо повторяют:

«О – О – О.»

Мальчик исправился. Дети произносят уверенно : « Э – Э – Э.»

Карандашом рисуют. Ручкой пишут. Ластиком  стирают.

Например: Маша рисует карандашом.

Я положил ручку справа от ластика, а ластик – справа от карандаша.

Ручка.

Беглец тот, кто убегает от кого-либо.

Кисточка.

Беглянкой.

Исчезновение, бегство кого-чего-либо.

По высоте – средним, по силе – негромким, спокойным.

От того, что мы говорим.

Пожалуйста.

Спасибо. Будьте любезны.

« Добрые» слова нужны, чтобы нас слушали и понимали.

— спокойную, чёткую, красивую.

-перед тем как сказать, сделать глубокий вдох носом. Во время речи не поднимать плечи. Соблюдать паузы во время проговаривания сложных предложений.

-сила и высота голоса зависит от того, что мы говорим.

-пожалуйста, спасибо, будьте любезны.

 

План-конспект занятия по логопедии на тему: Конспект по профилактике дисграфии у младших школьников

Деятельность учителя-логопеда

1.Организационный момент

Приветствие, настрой на занятие.

2.Речевая зарядка

-Послушайте, какую весёлую скороговорку никак не может выучить Антошка. Помогите ему научиться правильно и выразительно говорить.

               Хохлатые хохотушки

               Хохотам хохотали:

               Ха! Ха! Ха! Ха! Ха!

— Что обозначает слово хохлатые?

3. Повторение раннее изученного материала

-Расскажите Антошке, что такое речь.

— Какой она бывает?

— Чем устная речь отличается от письменной?

— Для чего нужна речь?

— Какими схемами обозначаются предложение и слово?

— Найдите и покажите соответствующие карточки.

4. Сообщение темы урока

— Какую речь приятно слушать?

— О какой речи мы будем говорить на уроке?

— Объясните, почему вы так решили.

5. Работа над дыханием  

— Поможет нам провести урок Антошка.        

— Послушайте его, что он нам расскажет.

  (Антошка, задыхаясь и прерывая слова, говорит: «Здрав-ствуйте, ре-бята!  Я т-а-к торопил-ся к в-а-м!  По-мо-ги-те мне!  Я, ка-жет-ся, по-пал в бе-ду!  От ме-ня убежа-ли шко-льны-е  при-над-леж-нос-ти!»)

— Антошка, отдышись, отдохни.

— Скажите, ребята, всё ли было понятно из рассказа Антошки?

— Почему?

— Приятно ли было его слушать?

— Итак, чтобы красиво говорить, нужно правильно дышать.

-Для этого мы выучим правила дыхания и научим этому Антошку.

             1) Перед тем как сказать, сделай глубокий вдох носом.

             2) Во время речи стой прямо, не поднимай плечи.

             3) Соблюдай паузы во время проговаривания сложных предложений.

— Выполним упражнения.

-Сядьте прямо, улыбнитесь. Выпрямите спинки, поднимите головы. Правую руку положите на живот. Вдохните ртом – животики становятся круглыми (на счёт «раз»). Выдохнули медленно носом – животики стали маленькими (на счёт «два»). Выполняем упражнения медленно, не спеша. Повторяем 5 раз.

6. Развитие слухоречевой памяти  

 — Вдохнули Произносите на одном выдохе:

  Учебник, пенал.

  Учебник, пенал, карандаш.

  Учебник, пенал, карандаш, ручка.

  Учебник, пенал, карандаш, ручка, резинка.

  Учебник, пенал, карандаш, ручка, резинка, линейка.

  Учебник, пенал, карандаш, ручка, резинка, линейка, тетрадь.

Все слова произносите чётко, громко, выразительно. Выделяйте голосом ударение.

-Как нужно дышать во время речи?

7. Физминутка

-Физминутку мы сегодня выполняем вместе с Антошкой под следующие стихи:

Мы сегодня рано встали

И зарядку делать стали, (Дети шагают на месте.)

Руки – вверх!  Руки – вниз!  (Ученики выполняют соответствующие движения.)

Влево, вправо повернись!    (Повороты корпусом тела.)

8. Работа над голосом

-Сейчас мы будем говорить о голосе. Очень важно научиться им управлять в момент речи. Голос бывает разным. По высоте – высоким, средним и низким. По силе – тихим, громким, умеренным.

-Какой голос называют умеренным?

-Управлять голосом – значит менять его силу и высоту. Это зависит от того, с кем и где мы говорим.

-Рассмотрите изображения трёх сюжетных картинок.  (Приложение № 1).

На первой картинке следующее изображение. От мальчика-грязнули (Антошки) убегают школьные принадлежности (ручка, карандаш, тетрадь, учебник, резинка, пенал ). Над картинкой напечатаны буквы: А – А – А!

На второй картинке изображён Антошка. Он приводит себя в порядок, моет руки. В этот момент беглецы выглядывают из-за двери. Под картинкой напечатаны буквы: О – О – О.

На третьей картинке изображён Антошка, идущий в школу. Весёлые школьные принадлежности находятся в ранце. Под картинкой напечатаны буквы: Э – Э – Э.

-Что изображено на первой картинке?

-Почему так поступают школьные принадлежности?

-Как они кричат? Прочитайте.

-Рассмотрите вторую картинку. Что произошло с Антошкой?

-Почему школьные принадлежности произносят тихо: О – О – О…?

 Произнесите так же: О – О – О.

-Объясните, почему школьные принадлежности уверенно произносят: Э – Э – Э. Произнесите так же:

 Э – Э – Э.

9.Развитие лексико-грамматических конструкций

-Отгадайте загадки.

                                               

Я с собой её ношу.                       Пишет он, когда диктуют,               Коль  ему  работу дашь-

Всё, что нужно, напишу.               Он и чертит, и рисует.                     Зря трудился  карандаш.

Замечательная штучка                 А сегодня вечерком                                (Ластик)

Самопишущая…                           Он раскрасит мне альбом.

  (ручка)                                                  (карандаш)

-Что делают карандашом? Ручкой? Ластиком?

-Придумайте с одним из этих слов предложение.

-Покажите соответствующую схему.  

   ( │___  ___  ___ . )

-Выполните задания с этими предметами и расскажите, что вы делали.

Задание: Положить ручку справа от ластика, а ластик – справа от карандаша.

Задание: Положить карандаш над линейкой, но под ручкой.

Задание: Положить ластик справа от ручки, но слева от карандаша.

10.Развитие фонематического анализа        

Игра «Какое слово самое короткое?» с этими же предметами

(ластик, ручка, карандаш).

-Сколько звуков в слове «ручка»? Назовите их- с указанием: гласный или согласный.

-Составьте схему этого слова.  (О О О О О)

11.Развитие умения словообразования

-Рассмотрите картинку. (Приложение № 2)

-Помогите, пожалуйста, Антошке найти беглеца.

-Кто может объяснить, что означает слово беглец?

-Почему его так назвали?

-Кто убежал от Антошки?

-Как можно назвать Кисточку?  

-Объясните значение выражения: И след простыл.

-Когда так говорят?

-Были ли в вашей жизни случаи, когда вы так говорили?

-Каким должен быть голос, когда вы о чём-то или о ком-то рассказываете?

-От чего зависят сила и высота голоса во время речи?

-Какое «доброе» слово помогло выполнить задание?

-Какие ещё знаете «добрые» слова?

-Для чего они нужны?

12.Подведение итога урока

-Итак, какую же речь приятно слушать?

-Что значит правильно дышать во время речи?

-От чего зависят сила и высота голоса в момент речи?

-Какие слова нужны, чтобы тебя слушали и понимали?

Деятельность обучающихся

С чубом, с клоком шерсти или перьев на голове.

Всё, что мы говорим,- устная речь.

Всё, что мы читаем и пишем,- письменная речь.

Речь помогает нам узнать об окружающем мире, о жизни людей.

Речь состоит из предложений.

|___________. |__  __ __.

Спокойную, чёткую, красивую.

Об устной речи, потому что мы будем слушать и говорить.

Антошка говорил прерывисто, запинаясь.

Такую речь трудно слушать.

Приложение № 1

Мальчик. Школьные принадлежности убегают от него, потому что он очень грязный. Дети громко повторяют: «А – А – А!»

Антошка моет руки. Дети тихо повторяют:

«О – О – О.»

Мальчик исправился. Дети произносят уверенно: «Э – Э – Э.»

Карандашом рисуют. Ручкой пишут. Ластиком стирают.

Например: Маша рисует карандашом.

Я положил ручку справа от ластика, а ластик – справа от карандаша.

Ручка.

Беглец тот, кто убегает от кого-либо.

Кисточка.

Беглянкой.

Исчезновение, бегство кого-чего-либо.

По высоте – средним, по силе – негромким, спокойным.

От того, что мы говорим.

Пожалуйста.

Спасибо. Будьте любезны.

«Добрые» слова нужны, чтобы нас слушали и понимали.

— спокойную, чёткую, красивую.

-перед тем как сказать, сделать глубокий вдох носом. Во время речи не поднимать плечи. Соблюдать паузы во время проговаривания сложных предложений.

-сила и высота голоса зависят от того, что мы говорим.

-пожалуйста, спасибо, будьте любезны.

 

Профилактика дисграфии и дислексии у младших школьников

Профилактика дисграфии и дислексии у младших школьников.


Главным направлением работы учителя – логопеда в начальной школе является профилактическая работа по предупреждению нарушения письменной речи и чтения.


 Письменная речь, формируется в условиях целенаправленного и системного обучения.


 Процесс письма состоит из следующих операций:


 — анализ звукового состава слова,


 — перевод фонем в графемы, графические знаки,


 — перевод графемы в движения необходимые для записи.


 Детям с дисграфией и дислексией, необходима специальная логопедической поддержка, специфические ошибки на письме не исправляются обычным методами. Эти нарушения значительно легче предупредить, чем потом устранить.


 Целенаправленное развитие психических функций, необходимых для полноценного овладения письмом и чтением, является основным методом профилактики. Работа включает следующие направления:


1. Развитие мелкой и крупной моторики, графомоторных навыков.


 Упражнения:


 «Лабиринты». Лабиринты хорошо развивают мелкую и крупную моторику, внимание, безотрывную линию. Ребёнку предлагаются разные по сложности лабиринты, в зависимости от его уровня.


 «Телесные буквы» – придумать каким способом можно показать букву при помощи тела, пальцев;


 «Обвести букву» — по контурному изображению, по точкам;


 «Письмо в воздухе» логопед рисует в воздухе фигуры, буквы, а ребенок должен узнать.


2. Развитие зрительного восприятия, совершенствование зрительно-двигательной координации.


 Упражнения:


 «Посчитай до 30»


 Развитие зрительного внимания. На карточке нарисовано 30 цифр, которые расположены не по порядку. Ребенок должен назвать и показать все цифры по порядку. На подобие проводиться игра «Найди все буквы».


3. Развитие осязания, обоняния, определение различных свойств предметов.


 Упражнения:


 «Что за буква?». Из предложенных букв ребёнок составляет слово, ощупав буквы по порядку с закрытыми глазами.


 «Нарисуй букву «. Пальцем на руке нарисовать геометрическую фигуру (треугольник, круг), буквы. Ребёнок отгадывает, что нарисовали.


4. Развитие слухового восприятия, формирование умения выделять и различать звуки, развитие умения производить дифференциацию звуков, слогов, слов, словосочетаний, предложений.


 Упражнения:


 «Домик для звука».


 Развитие фонематического анализа. Нужно найти место звука в слове и количество слогов в слове, составить схему слова по картинке.


 «Найди отличия?»


 Развитие фонематического анализа


 Описание: Ребёнок должен сравнить 2 слова, что изменилось в слове. Например: мишка-мышка.


 «Шифровка».


 Развивает фонематический анализ и синтез. Ребенку из последовательно выложенных картинок необходимо выделить первый звук, чтобы получить новое слово.


 «Звонкое слово».


 Развивает слуховое внимание и произвольную память. Ребенок с логопедом называет числительные с существительными. Нельзя назвать запретное слово «пять», а из слов «карандаш». Вместо называния запретного числа или слова нужно хлопнуть в ладоши.


5. Развитие восприятия времени и пространства, совершенствование ориентировки в своём теле, в линейном ряду, на листе, формирование умения ориентироваться в последовательности событий.


Упражнения:


«Назови букву»


 Стимулирует ориентировку ребенка на листе бумаги.


 Ребёнку предлогается карточка 3 столбика и 3 строки, в клеточках вырезные буквы. Описывается расположение буквы, ребенок находит ее и называет.


 «Корректурная правка»


 Ученику предлагается зачеркнуть в сплошном тексте указанные буквы. Начать нужно с одной буквы, увеличивая количество букв.


 «Пропущенные буквы»


 В тексте предлагаемом ребёнку пропущены буквы. Для этого ребёнку даётся, текст-подсказка, где пропущенные буквы на месте. Упражнение способствует развитию внимания и уверенность навыка письма.


6. Развитие речевого дыхания.


 Нормализация правильного речевого дыхания.


 Предлагается использование речевых зарядок, скороговорок для развития дыхательной системы.


 Использование пособий на развитие направления и силы выдоха.


 При релаксации использование дыхательных упражнений


 Отрабатывается речевой материал при разной силе голоса.


7. Развитие силы голоса.


 Нормализация правильного дикционного произношения.


 Развитие всех голосовых данных с учётом индивидуальных особенностей.


8. Развитие артикуляционного аппарата.


 Используются артикуляционные упражнения.


 Применение массажа и самомассажа.


9. Развитие импрессивной и экспрессивной речи.


 Развитие звукового анализа и синтеза.


 Обогащение словарного запаса, развитие грамматического строя речи


 Упражнения:


 «Дополни предложение»


 Развитие грамматического строя. Ребенку предлагается выбрать для себя несколько символов — предлогов.


 Произносится начало предложения, а ребенок заканчивает его, используя один из своих символов. Например: Книга лежит … столе.


 «Что за слово?»


 Для игры используются слова-действия. Ребенок придумывает действие, используя части слова: вы-, при-, за- После этого составляет предложение. Например: Я закрываю книгу.


Профилактическая работа по предупреждению нарушения чтения и письма, позволяет полноценно овладеть письменной речью и влияет на успешность ребёнка.

Профилактика дисграфии у младших школьников

Одним из нарушений речевого развития является дисграфия, при которой отмечается частичное расстройство процессов письма. Специалисты выделяют два вида патологии: оптическая и акустическая. Для оптической дисграфии характерно смешение графически сходных буков и их взаимных замен. При акустической дисграфии основу составляет нарушение фонематического анализа и синтеза. Такие ошибки вызваны несформированностью высших психических функций, которые принимают активное участие в процессе чтения и письма.

Два таких нарушения, как дисграфия и дислексия, не являются изолированными друг от друга и чаще всего протекают у ребенка одновременно. Это обусловлено тем, что патологии имеют единый механизм развития и тесно связаны с проблемами в устной речи.

Основные профилактические методы против дисграфии

Эффективная профилактика дисграфии у детей дошкольного возраста предполагает проведение работы по следующим направлениям:

  1. Перед школой и при обучении ребенка чтению следует тренировать навыки звукового анализа и синтеза. В том случае, если имеются какие-либо недоработки в этом вопросе, то в последующем это приведет к ошибкам при письме и чтении. Перед школой ребенок должен уметь различать такие термины, как звук, буква, слово, предложение и другие. Кроме этого, дошкольник должен понимать, какие существуют различия между буквой и звуком, гласными и согласными звуками, а также звуком, слогом и словом. Должны быть сформированы понятия, что такое твердый, мягкий, глухой и звонкий звук.
  2. Особое место должны занимать упражнения, направленные на тренировку звукового анализа, то есть фонематического слуха. Такая работа позволяет не допустить развития в последующем у ребенка дисграфии на фоне нарушений языкового анализа и синтеза.
  3. В том случае, если у ребенка имелись какие-либо проблемы с произношением или наблюдалась замена одного звука другим, то необходимо обязательно устранить такие дефекты и лишь после этого приступать к обучению чтению. Нередко встречаются ситуации, когда у ребенка поставлены все звуки, но при этом, при произношении он продолжает их путать. На самом деле такая ситуация считается не совсем приятной, поскольку и на письме возможны такие же замены.

Важно: основной акцент при профилактике дисграфии у детей дошкольного возраста должен делаться на различение звуков и их правильное произношение.

Необходимо, чтобы ребенок произносил звуки правильно, не путал и не менял их. Добиться такого результата удается благодаря различным упражнениям при профилактике дисграфии.

При изучении ребенком буков алфавита следует учить его называть букву звуковым аналогом. Кроме этого, нужно акцентировать внимание на том, что каждую букву следует читать одним звуком, который ее обозначает. В противном случае возможно появление ошибок на письме, связанных с искаженным звуковым образом слова.

Все это в последующем приводит к определенной путанице в восприятии звуков и букв родного языка. В том случае, если такая ошибка все же была допущена, то ребенку вместе с логопедом или родителями необходимо выполнять специальные задания для профилактики дисграфии у дошкольников. Это может быть звуковой или зрительный диктант, а также игры, в которых следует угадать первую букву в слове и назвать ее.

Профилактика дисграфии у дошкольников предполагает выполнение перед школой, при обучении письму, различных упражнений, направленных на закрепление правильного образа буквы. Необходимо обращать внимание ребенка на то, как правильно нужно писать, не путать буквы, имеющие схожие элементы, и не переворачивать их. На самом деле, чем лучше ребенок усвоит образ каждой буквы, тем меньшее количество ошибок в последующем он будет допускать на письме.

Профилактика дисграфии у младших школьников включает следующие направления работы:

  • развитие мелкой моторики и графомоторных навыков;
  • совершенствование зрительно-двигательной координации;
  • развитие слухового восприятия;
  • активизация речевого дыхания и силы голоса;

Кроме этого, профилактика дисграфии включает работу по развитию артикуляционного аппарата, импрессивной и экспрессивной речи, а также восприятию времени и пространства.

Методики профилактики

Методики профилактики

Эффективность профилактических методов

К мерам ранней профилактики дисграфии специалисты относят целенаправленное развитие у ребенка тех психических процессов, без которых невозможно нормальное усвоение навыков чтения и письма. Кроме этого, особый акцент необходимо делать на такой проблеме, как дизорфография. Для нее характерно появление стойко выраженной неспособности ребенка усвоить орфографические навыки при знании соответствующих правил.

Главной проблемой в профилактике дисграфии служит обнаружение орфограмм и решение различных орфографических задач. Особую трудность для детей представляют те орфограммы, в которых имеются безударные гласные в окончаниях слов.

Дизорфография является особой категорией специфических нарушений письма, которой определяется связь между словами в предложении.

Для того, чтобы профилактика дисграфии и дислексии была успешной, необходимо все занятия с дошкольником проводить в спокойной обстановке без негативных эмоций, и не заставлять переписывать задания по несколько раз. Кроме этого, родителям не стоит заострять внимание на проблеме, чтобы тем самым не подчеркивать очередную неудачу. Важно хвалить ребенка на каждом успешном этапе, что активизирует его желания заниматься в будущем.

Важно: профилактика дисграфии у дошкольников с ОНР и младших школьников включает исключение неврологических патологий, поэтому потребуется консультация психолога, невролога и логопеда.

В заключение

Родителям следует помнить о том, что начинать проводить занятия по обучению ребенка письму и чтению необходимо по мере созревания его функций, а торопиться и усердствовать в этом задолго до школы. Важно, чтобы ученик подошел осознанно к освоению речи и понимал, что он произносит и пишет.

Дисграфия является сложным речевым нарушением и требует обязательной коррекции и профилактики, что позволяет избежать в дальнейшем обучении ребенка.

Самые свежие новости в нашей группе: Школа ораторского искусства Владимира Подопригора

Дисграфия у взрослых и как помочь

Дисграфия — это трудность в обучении, также иногда называемая неспособностью к обучению или различиями в обучении, которая в первую очередь влияет на навыки письма. Взрослым с дисграфией трудно писать от руки, и они могут испытывать трудности с формированием букв, межстрочным интервалом между буквами, словами и межстрочным интервалом, сохранением полей на полях, аккуратностью, правилами использования заглавных букв / пунктуации, орфографией, выбором слов и даже грамматикой.

В отличие от agraphia , при котором приобретается потеря письма, люди с дисграфией обычно рождаются с этим заболеванием.В детстве они, возможно, считали школу особенно сложной, учитывая важность навыков грамотности и упора на аккуратный почерк в начальной / начальной школе.

К счастью, существует технология, которая может помочь как детям, так и взрослым с дисграфией преодолеть трудности, с которыми они сталкиваются, и предпринять позитивные шаги в направлении полного раскрытия своего потенциала в классе или на рабочем месте.

Хотя нет единого мнения о том, какой процент населения борется с дисграфией, многие источники предполагают, что это одна из самых недиагностируемых конкретных трудностей в обучении.Это связано с тем, что взрослые могут иметь широкий спектр симптомов, различающихся по степени тяжести. В некоторых случаях дисграфии письмо разборчиво, но медленно и с трудом. В других случаях оно излишне краткое и трудное для чтения.

Дисграфия может маскироваться сопутствующими проблемами. Например, он может проявляться проблемами с вниманием, такими как СДВГ, проблемами с моторикой, расстройствами экспрессивной и рецептивной обработки и / или дислексией. Он может быть серьезным и вызывать почти полное отсутствие навыков письма, или он может быть легким и нарушать только один аспект процесса письма, такой как согласованность написанного текста с текстом.физический акт нанесения слов на бумагу.

Распознавание дисграфии у взрослых

Многие взрослые, живущие с недиагностированной дисграфией, разработали стратегии выживания, которые помогают им справляться на работе и в школе. Они могут не делать заметки на бумаге и ручкой и предпочитать печатать на компьютере или использовать смартфон.

Некоторые взрослые фотографируют доски или делают аудиозаписи презентаций. Другие излишне стремятся получить электронные копии слайдов.Нередко можно полагаться на голосовую почту и устные сообщения, а не на электронные письма и текстовые сообщения. Некоторые взрослые с дисграфией используют технологию преобразования речи в текст для создания сообщений.

Если присутствует СДВГ, сидеть на месте может быть проблематично, поэтому они могут расхаживать по комнате и заручиться помощью секретаря для записи своих идей.

Поскольку заполнение форм с помощью небольших коробок может быть особенно трудным, некоторые люди нанимают других, чтобы они делали документы за них.

Нередко люди приписывают неразборчивые письменные работы плохому почерку и отсутствию орфографических навыков — и то, и другое является приемлемым в культурном отношении оправданием, позволяющим человеку «сохранить лицо» перед друзьями и семьей.

Тем не менее, в отличие от человека с беспорядочным почерком, человек с дисграфией с большей вероятностью будет страдать от беспокойства и стресса из-за необходимости писать.

Эмоциональные последствия трудностей в обучении

Дисграфия не связана с интеллектом, но может сдерживать человека и влиять на его эмоциональное состояние и удовлетворенность жизнью.

В детстве.

В остальном умный ребенок, который изо всех сил пытается писать, может отстать, поскольку навыки грамотности становятся важными для успеха в учебной программе.Это верно в начальных классах, где обучение письму проводится впервые, и в старшей школе, где ограничения по количеству слов и сложности текста выше. Невозможность аккуратно писать спустя долгое время после того, как сверстники освоили формы букв, может быть неудобным для ребенка.

Плохие оценки на проверках правописания могут демотивировать, так же как и необходимость в дополнительном времени для заполнения рабочих листов в классе. Без рукописных заметок студентам сложнее готовиться к тестам. Написание эссе, особенно на экзаменах, может быть проблемой.Когда ученик пишет в группах или на доске, сверстники могут высмеять его за нечеткое и неразборчивое письмо. Все эти факторы могут заставить ребенка поверить в то, что он плохо пишет и плохо учится в школе.

Смущение и стыд за свои навыки письма могут привести к изоляции, заниженной самооценке и депрессии. Когда присутствует вторичная трудность в обучении, такая как СДВГ, может быть попытка замаскировать воспринимаемые недостатки посредством отыгрывания и привлечения внимания к себе по неправильным причинам.

Как взрослый.

В офисе взрослые могут легко потерять мотивацию, если их эффективность в рабочих проектах не соответствует их знаниям или способностям. Ценный сотрудник может нести в себе тайное чувство стыда и жить в страхе, что его недостающие навыки обнаружат начальство и коллеги. В более легких случаях взрослые с дисграфией могут стесняться своих навыков письма и стесняться.

Они могут думать, что они менее квалифицированы или менее заслуживают более сложных задач на рабочем месте.Этот страх не только мешает высококвалифицированному работнику продвигаться по службе и продвигаться в компании, но также может ограничивать его или ее карьерный выбор.

Узнать больше

В личной жизни из-за дисграфии может быть труднее выполнять административные задачи. Неправильно заполненные формы могут привести к задержкам и штрафам или стать причиной судебных разбирательств. Дома взрослые с дисграфией могут столкнуться с трудностями, помогая своим детям с домашним заданием или проверкой правописания, и писать заметки, которые ребенок может взять с собой в школу.

Все это может вызвать общее недовольство жизнью и привести к депрессии и несчастью, особенно когда человек не может осуществить свою мечту из-за отсутствия навыков грамотности. Узнайте больше об эмоциональных последствиях функциональной неграмотности у взрослых.

Finding a solution to handwriting problems in adults

5 Подходы, которые могут помочь

  1. Научитесь печатать на компьютере или планшете
    Часто рекомендуется, чтобы людям, которые борются с почерком, особенно при наличии проблем с моторикой, разрешили печатать на планшете, телефоне или компьютере.Это потому, что набор текста на клавиатуре заботится о многих аспектах представления письма, от формирования букв до интервалов и аккуратности. Нажать кнопку легче, чем написать письмо.

    Компьютеры также значительно упрощают перемещение текста, редактирование более длинных частей и использование инструментов корректуры, таких как проверка орфографии и грамматики. К счастью, взрослые теперь стали обычным делом использовать ноутбук в классе, что значительно упрощает переход от рукописного ввода к вводу текста для взрослых студентов.Переход на электронный текст на рабочем месте также упрощается, поскольку руководители признают его более эффективным способом преобразования информации из электронных писем и систем данных в краткие описания проектов и отчеты.

    Использование клавиатуры для набора текста касанием также относительно быстрее, чем рукописный ввод, особенно для людей, которые борются с медленным письмом из-за дисграфии. Это означает, что создание заметок облегчается, и люди могут не отвлекаться и сосредоточиться на содержании, не отвлекаясь на механику письма.

    Полезный совет: дисграфия имеет тенденцию больше влиять на навыки письма, чем на набор текста, но не всем легко научиться печатать. Сенсорное чтение и орфография предлагает программу набора текста, которая может помочь людям с трудностями в обучении освоить клавиатуру в индивидуальном темпе и для взрослых. Он использует мультисенсорное обучение и учебную программу, основанную на акустике, чтобы одновременно повысить навыки грамотности и уверенность в себе. Положительные эффекты можно увидеть, занимаясь всего 10 минут в день.

  2. Попробуйте эти приспособления для ручки и бумаги
    Если требуется почерк, есть определенные вещи, которые может сделать кто-то с дисграфией, чтобы облегчить формирование букв и расстановку интервалов. Один из подходов — писать на линованной или миллиметровой бумаге. Это может помочь с размером букв, особенно если есть пунктирная линия. Также можно использовать яркую бумагу, бумагу разного размера и плотности, стикеры или даже шероховатые поверхности.

    Может быть полезно писать более толстой посудой или использовать резиновую ручку / карандаш — это также рекомендуется для людей с проблемами моторики.Некоторые люди захотят избегать карандашей, которые заставляют их чрезмерно давить, или перьевых ручек со свободно текучими чернилами, которые могут привести к появлению пятен, если во время письма есть пауза. Также неплохо держать рядом с собой ластики и белые пятна.

  3. Используйте диаграммы и органайзеры
    Когда дисграфия влияет на способность человека формулировать идеи, карты разума и мысленные организаторы могут играть важную роль в раннем процессе написания. Помните, что некоторые интеллектуальные карты представлены в виде распечатываемых листов с небольшими квадратами и кружками, в которых можно записывать идеи.

    Этот вид деятельности не подходит для людей с дисграфией. Вместо этого используйте сильные стороны человека и подумайте о словесном мозговом штурме. Вы даже можете записать его с помощью технологии преобразования речи в текст, чтобы сэкономить процесс ввода всех сгенерированных ключевых терминов. Кроме того, существует множество доступных технологий схематического отображения и отображения разума, которые можно использовать для создания электронных дисплеев для организации и структурирования обучения и идей.

  4. Вводите черновики
    Некоторые люди ожидают, что текст появится сразу же, но даже опытные авторы не могут написать идеальное предложение без нескольких исправлений.Таким образом, работа над черновиками приветствуется независимо от того, над каким проектом вы работаете, от электронных писем до сочинений и отчетов.

    Черновики дают вам возможность реализовать свои идеи. Вы можете более эффективно организовать их в последующих черновиках, а также поработать над аспектами корректуры, такими как грамматика, орфография, пунктуация и ссылки. Вы также можете воспользоваться некоторыми бесплатными онлайн-инструментами, чтобы помочь в процессе редактирования. Или попросите кого-нибудь еще прочитать вашу работу, чтобы увидеть, текут ли идеи.

    В рабочих условиях это может быть надежный коллега. В школе вы можете посетить репетитора по письму или спросить одноклассника, не хотят ли они поменять листы и обменяться мнениями.

  5. Сделайте написание регулярным занятием
    Чем больше вы практикуете навыки грамотности, тем сильнее они становятся. Постарайтесь выработать регулярную привычку писать. Выберите время дня, когда вы больше всего бодрствуете, и сядьте за работу над одним проектом за раз. Работа в 30 минут — хороший способ начать.Пишите все, что приходит вам в голову, пока не истечет время, а затем попытайтесь систематизировать и исправить, когда вы пройдете полчаса.

    Есть несколько забавных приложений, которые могут помочь в этом, например Forest, где вы сажаете деревья, и чем больше сеансов письма вы выполняете, не глядя на телефон.

    Также стоит нанять частного репетитора по письму. Это особенно верно для взрослых с дисграфией, которые пропустили развитие навыков письма в школе из-за невыявленных трудностей в обучении.

Мотивация и самоэффективность

Письмо — очень сложный навык, в котором процессы низшего и высшего порядка выполняются одновременно. Вот почему важно сохранять мотивацию, работая над улучшением своих навыков.

Один из способов сделать это — установить для себя долгосрочные цели обучения. Они могут быть связаны с объемом написанного вами или типом письма, над которым вы работаете.

Вы можете создать себе вознаграждение и разбить свои цели на управляемые шаги.Например, одну неделю поработайте над структурой своего письма, а на следующей сконцентрируйтесь на орфографии и пунктуации. Узнайте больше в этих статьях о развитии навыков письма и правописания для взрослых.

Dysgraphia vs. dyslexia

СДВГ, диспраксия и дисграфия

Дисграфия может существовать сама по себе или одновременно с другими трудностями в обучении и моторике. Люди, которые борются с расстройством внимания (СДВ / СДВГ) и дисграфией, также могут иметь проблемы с концентрацией внимания на выполняемой задаче.Когда присутствует гиперактивность (СДВГ), сидение может быть проблемой, а орфографические ошибки могут быть более частыми из-за импульсивности.

Написание может быть беспорядочным, и сосредоточиться достаточно долго, чтобы корректировать работу, может быть почти невозможно. Узнайте больше о СДВГ у взрослых.

Диспраксия — это нарушение координации двигательных навыков, из-за которого письмо от руки может быть физически болезненным. Это также может повлиять на навыки планирования, которые связаны с систематизацией идей в письменном виде. Кроме того, диспраксия может привести к повышенной чувствительности к свету и шуму.

Когда одновременно присутствуют и диспраксия, и дисграфия, взрослый может счесть письмо от руки физически и когнитивно истощающим. Узнайте больше о моторике и диспраксии у взрослых.

Дисграфия с дислексией

Дислексия — это особая трудность в обучении или различие, которое влияет на навыки чтения и правописания. Самый распространенный тип влияет на способность человека слышать звуки, из которых состоят слова. Это, в свою очередь, усложняет декодирование и кодирование. Когда присутствуют и дисграфия, и дислексия, чтение и письмо могут стать проблемой.Узнайте больше о том, где найти помощь для взрослых с дислексией и как они проверяют дислексию, в этих сообщениях.

.

студентов с дисграфией | Вефильский университет

Характеристики состояния

Это общий термин, используемый для описания любой из нескольких различных трудностей при написании письменной речи. Эти проблемы могут быть связаны с развитием или могут быть результатом травмы головного мозга или неврологического заболевания. Они часто возникают вместе с другими проблемами (например, дислексией), но могут встречаться изолированно.

  • Конкретные трудности с физическим процессом записи включают

    • Общие двигательные трудности, затрудняющие письмо и набор текста
    • Специфические двигательные трудности, выборочно влияющие на почерк или набор текста
    • Избирательная трудность при создании одного или нескольких аспектов орфографической системы (например,g., печатные или скорописные формы; прописные и строчные буквы)
  • Особые трудности с центральным представлением письменной речи, в том числе

    • Способность изучать один или несколько аспектов орфографической системы (например, печать или курсив; прописные или строчные буквы)
    • Способность вводить соответствующий регистр букв или пунктуацию для письменного контекста
    • Способность приобретать или сохранять знания о написании определенных слов

Влияние на успеваемость в классе и письмо

  • Студенты могут быть не в состоянии эффективно делать заметки в классе или во время чтения.
  • Написание от руки может быть медленным и трудоемким, в результате чего содержание статей и сочинений будет меньше по сравнению со знаниями учащегося.
  • Разборчивость письменной работы может быть плохой, и она становится все хуже от начала до конца документа.
  • Могут быть замечены ошибки в написании заглавных букв и пунктуации, несовместимые с языковыми навыками учащегося.
  • Написание может быть неточным и / или непоследовательным.
  • Словарный запас, используемый в письменной форме, может быть значительно ограничен по сравнению с чтением или устной лексикой учащегося (может быть связано с опасениями по поводу точности написания).
  • Содержание письменной работы может быть уменьшено из-за усилий, требуемых физическим актом письма

Взаимодействие со студентом

  • Определите, ограничиваются ли проблемы вывода одной модальностью (например, только рукописный ввод или набор текста)
  • Если да, предложите учащемуся сосредоточиться на использовании той формы вывода, которая работает лучше всего, даже если это означает развитие или улучшение навыков (например, владение клавиатурой, эксперименты с печатью).
  • Почерк иногда можно улучшить, предложив учащимся выработать орфографический стиль, более естественный для них, чем стиль письма, которому их учили в школе; Пример: использование обычного курсива может быть затруднено, но каллиграфический стиль печати может стать более разборчивым и плавным.
  • В частности, если проблемы с двигательной способностью возникают как при письме, так и при наборе текста, предложите учащемуся попробовать использовать программное обеспечение для диктовки (например, Dragon Naturally Speaking). [примечание: может потребоваться терпение при начальном обучении этой системе; DRS может помочь советом и стратегиями для обеспечения эффективной работы системы].
  • Проблемы с пунктуацией и капитализацией очень трудно исправить. Научите самоконтролю точности в этом измерении. При необходимости попросите вычитать документы.Минимизируйте штрафы за эти ошибки.
  • Орфографию тоже очень сложно улучшить. Развивайте навыки использования проверки орфографии. Отметьте ошибки, но попросите учащегося внести исправления. Составьте список особенно неприятных слов, особенно часто употребляемых. Сосредоточьтесь на различиях, которые упускают из виду средства проверки правописания, например, гетерографические омофоны, такие как «слыши-здесь, там-их, будь-погода» и т. Д.
  • Посоветуйте учащемуся ценить богатый словарный запас по сравнению с легко пишущимся.Попросите учащегося отметить эти «растянутые» слова для более поздней проверки правописания, а затем помогите учащемуся убедиться, что эти слова написаны правильно.

.

Дисграфия — Американская ассоциация Туретта

Facebook-е

Instagram

Twitter

YouTube

Linkedin

  • Español

  • жертвовать