Предмет психологии и ее развитие в отражающей и регулирующей функциях: 1) предмет психологии – психика и ее развитие в отражающей и регулирующей функциях (платонов к.к.). 2) головной мозг является центром психики человека. 3) содержание психики определяется __________________, с которым взаимодействует человек. — Знания.site

Содержание

Шпаргалка по общей психологии

1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА: ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ, ЗАДАЧИ

С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. Идея неразделимости души и живого тела, которую выдвинул великий философ Аристотель в трактате «О душе», стала основой для развития психологии. Так, первоначально психология выступала как наука о душе.

Слово «психология» образовалось из греческих слов «психе» (душа) и «логос» (учение, наука), и оно впервые появилось в XVII в. в работе немецкого философа Христиана Вольфа.

Отметим основные этапы развития психологии как науки.

I этап – психология как наука о душе (более 2 тысяч лет назад).

II этап – психология как наука о сознании (с XVII в. в связи с развитием естественных наук).

III этап – психология как наука о поведении возникает в XX в. Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно за поведением, поступками, реакциями человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

IV этап – современность – психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики. Психология изучает внутренний мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых или не осознаваемых самим человеком, а также его поведение. Таким образом, с течением времени и развитием науки изменялось понимание предмета психологии.

На современном этапе развития психологии предметом является человек как субъект деятельности, системные качества его саморегуляции, закономерности становления и функционирования психики человека, его способности отражать мир, познавать и регулировать свое взаимодействие с ним.

Таким образом, сформировались основные принципы психологии:

1) признание причинной обусловленности психических явлений материальной действительностью;

2) изучение психических явлений в развитии;

3) признание неразрывной взаимосвязи психики и деятельности;

4) исследование психики человека с учетом взаимосвязи биологических и социальных факторов. Задачи психологии в основном сводятся к следующим:

1) научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;

2) научиться управлять ими;

3) использовать полученные знания с целью повышения эффективности деятельности людей в различных отраслях практики, а также с целью повышения психического здоровья, удовлетворенности и счастья людей в их повседневной жизнедеятельности;

4) быть теоретической основой практики психологической службы. Психология имеет связь и оказывает содействие развитию многих других наук;

5) выявляя закономерности формирования личности, психология оказывает содействие педагогике в правильном построении воспитательного процесса.

2. МЕСТО ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУК

В данном вопросе мы рассмотрим основные науки, которые так или иначе связаны с психологией.

Объектом исследования в психологии является человек. Но человека, если его рассматривать с точки зрения предмета, можно рассмотреть с различных сторон: как биологический объект, как социальное существо, как носитель сознания. Несмотря на это, человек индивидуален. Вышеописанное может объяснить то, почему современная психология очень тесно связана с другими науками.

Рассмотрим основные науки, которые тесно связаны с психологией и влияют на ее развитие.

Прежде всего это философия. Это объясняется тем, что очень долгое время психология была частью философии и только после стала самостоятельной наукой. Но это не разрушило связь этих двух наук. И сейчас существует ряд проблем, которые рассматриваются с позиции как психологии, так и философии.

На втором месте стоит социология. Здесь прослеживается общее в развитии наук на уровне методологии исследования. Социологи пользуются знаниями социальной психологии, такими как методы изучения личности и человеческих отношений.

Кроме того, существует немало вопросов, которые совместно решают психологи и социологи. К таким проблемам относятся: взаимоотношения людей, национальная психология, психология экономики и политики государства. Сюда же следуют отнести проблемы социализации и социальных установок, их формирования и преобразования.

В приведенных выше науках можно наблюдать переплетение различных тем изучения. Если говорить о примере, то в социальной и возрастной психологии очень широко применима концепция социального научения, которая разработана социологами. И наоборот, теории личности и малой группы, разработанные психологами, находят широкое применение в социологии.

Конечно же тесно связаны науки психология и педагогика. Это можно объяснить тем, что воспитание и обучение детей не может не учитывать психологические особенности личности.

Еще одним предметом, с которым связана психология, является история. Одним из известных примеров взаимосвязи истории и психологии является использование в психологии исторического метода.

Подводя итог, можно сказать, что психология тесно связана с общественными науками.

Но в современное время также наблюдается связь психологии с техническими науками.

Это можно объяснить тем, что человек является участником технологических и производственных процессов.

Прослеживается связь психологии с медицинскими и биологическими науками. Связь психологии с этими науками обусловлена двойственной природой человека как социального и одновременно биологического существа.

Это объясняется тем, что знания, полученные физиологами и биологами, используются в психологии для того, чтобы лучше понять те или иные психические явления.

Подводя итог сказанного, можно сделать вывод, что психология связана с различными областями науки и практики, независимо от того, были ли они ранее объединены, например философия и психология, или развивались отдельно, например психология и педагогика, но вследствие совпадения изучаемых вопросов тесно объединены.

3. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ. ПЕРВЫЙ ЭТАП

Психология прошла определенный путь развития, который был разделен на четыре этапа. В этом вопросе мы рассмотрим первый этап развития психологии.

Первый этап характеризуется как этап науки о душе.

В данный период развития психологии психику человека рассматривали как нечто первичное, существующие независимо от материи. Это можно легко объяснить: в то время люди практически не имели никаких знаний о строении тела, поэтому считали, что душа, дух человека является чем-то сверхъестественным и дается человеку свыше, при этом душа дается человеку при рождении и покидает его при смерти, а также во время сна.

Считали, что душа имеет вид тонкого тела или существа, которое живет во всех органах человека. Позже, в связи с развитием религиозных взглядов, душа стала восприниматься как двойник тела, как бестелесная и бессмертная духовная сущность, связанная с «потусторонним миром», где она обитает вечно, покидая человека. Именно на основе этого возникли и развивались различные идеалистические системы философии. Наиболее яркими представителями данного направления являются философы школы Пифагора с острова Самос.

Материалистическое понимание психики отличается от идеалистических воззрений тем, что с этой точки зрения психика – вторичное, производное от материи явление. Однако первые представители материализма были весьма далеки в своих толкованиях о душе от современных представлений о психике. Так, Гераклит (530–470 гг. до н. э.) вслед за философами милетской школы – Фалесом, Анаксимандром, Анаксименом – говорит о материальной природе психических явлений и единстве души и тела. По его учению все вещи суть модификации огня. Все существующее, в том числе телесное и душевное, непрерывно изменяется.

Не только Гераклит раскрывал идею огня как основу существования мира, это встречалось и в работах древнегреческого мыслителя Демокрита (460–370 гг. до н. э.). Именно он был создателем атомистической модели мира.

Аристотель (384–322 гг. до н. э.) видел понятие души намного сложнее. «О душе» – его первый трактат, который является специальным психологическим сочинением, которое долгое время являлось главным руководством по психологии. Следовательно, Аристотеля по праву можно считать основоположником психологии.

Впоследствии понятие «душа» все более сужалось до отражения преимущественно идеальных, «метафизических» и этических проблем существования человека.

Проблемы душевного развития можно видеть в различных религиозных учениях джайнизма и буддизма (VI в. до н. э.). Но этический аспект души впервые был раскрыт учеником Сократа Платоном (427–347 гг. до н. э.). Именно в его работах был изложен взгляд на душу как на самостоятельную субстанцию. Он считал, что душа существует наряду с телом и независимо от него. При смерти душа расстается с телом, и в зависимости от того, какой образ жизни вел человек, его душу ждет различная судьба: либо она будет блуждать вблизи земли, отягощенная земными элементами, либо отлетит от нее в идеальный мир.

Таким образом, на первом этапе психология понималась как наука о душе.

4. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ. ВТОРОЙ, ТРЕТИЙ И ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАПЫ

Психология прошла определенный путь развития, который был разделен на четыре этапа. Первый этап связан с существованием науки о душе, второй – науки о сознании, третий – науки о поведении, четвертый – науки о психике.

В этом вопросе мы рассмотрим второй, третий и четвертый этапы развития психологии.

На втором этапе развития психологии необходимо упомянуть об имени французского философа Рене Декарта (1569–1650). Именно он считается основоположником рационалистической философии. Его позиция известна в науке как «картезианская философия», или «картезианская интуиция».

Декарт считал, что человек с рождения, как губка, впитывает различные заблуждения и принимает на веру различные утверждения. Поэтому для того, чтобы получить истинные знания, необходимо все подвергнуть сомнению, даже информацию, получаемую с помощью органов чувств. В таком отрицании можно дойти до того, что и Земли не существует. Что же тогда остается? Остается наше сомнение – верный признак того, что мы мыслим. Отсюда и известное выражение, принадлежащее Декарту: «Мыслю, значит, существую». Далее, отвечая на вопрос: «Что же такое мысль?», он говорит, что мышление – это «все то, что происходит в нас», все то, что мы «воспринимаем непосредственно само собою». В этих суждениях заключается основной постулат психологии второй половины XIX в.: первое, что обнаруживает человек в самом себе, – это его сознание.

Это учение получило название «дуализм». По мнению дуалистов, психические явления не являются функцией мозга, а существуют сами по себе, вне мозга, т. е. независимо от него. Основными представителями этого направления в психологии являются В. Вундт, Г. Эббингауз, Г. Спенсер, Т. Рибо, А. Бине и У. Джемс.

Именно это время связывают с появлением нового представления о предмете психологии. Появляется понятие «создание», под которым подразумевают способность жить, думать, чувствовать и т. д. Следовательно, психика встала наравне с сознанием. Но тем не менее еще долго сознание рассматривали как отдельный процесс. Однако сознание еще долго рассматривали отдельно от всех других естественных процессов. Философы по-разному трактовали сознательную жизнь, считая ее проявлением божественного разума или результатом субъективных ощущений. Но всех философов-идеалистов объединяло общее убеждение в том, что психическая жизнь – это проявление особого субъективного мира, познаваемого только в самонаблюдении и недоступного ни для объективного научного анализа, ни для причинного объяснения. Такое понимание получило очень широкое распространение, а подход стал известен под названием интроспективной трактовки сознания.

Не случайно подход к рассмотрению психических явлений вызывал противоречия. С одной стороны, это связывали с тем, что сознание является замкнутым в самом себе, его невозможно изучить. С другой стороны, рассмотрение с такой стороны психических явлений не давало никаких практических результатов. Следствием этого стало то, что психология стала рассматриваться как некая умозрительная наука. Поэтому в противовес этому направлению возник бихевио-ристический подход, который стал рассматривать поведение в качестве предмета психологии. В этом заключался третий этап развития науки.

А вот четвертый этап развития психологии связан со становлением отечественной психологической школы.

5. ПСИХОАНАЛИЗ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ В ПСИХОЛОГИИ

Психоанализ – это одно из направлений в психологии, основанное австрийским психиатром и психологом 3. Фрейдом в конце XIX – первой трети XX в.

Становление взглядов 3. Фрейда прошло два основных этапа. На 1-м этапе была разработана динамическая модель психики, включающая представление о трех ее сферах: сознание, предсознание и бессознательное. На 2-м этапе (начиная с 1920-х гг.) психоанализ превращается в учение о личности, в которой выделяются три структуры: Оно (Ид), Я (Эго) и Сверх-Я (Супер-Эго). Структура Оно содержит врожденные бессознательные инстинкты (инстинкт жизни и смерти), а также вытесненные влечения и желания. Структура Я образуется под влиянием внешнего мира и находится под двусторонним влиянием Оно и Сверх-Я. Структура Сверх-Я содержит систему идеалов, норм и запретов, складывается в индивидуальном опыте путем идентификации со Сверх-Я родителей и близких взрослых. Борьба между структурами Сверх-Я и Оно порождает бессознательные защитные механизмы личности, а также сублимацию бессознательных влечений.

Однако очень немногие последователи 3. Фрейда были согласны с ним в том, что сексуальные влечения определяют всю жизнь человека. Данное направление получило дальнейшее развитие в трудах А. Адлера, К. Юнга, Э. Эриксона, К. Хорни, А. Ассоджиолли, Э. Фромма и др. Так, А. Адлер создает свой вариант психоанализа – индивидуальную психологию, в которой центральное место отведено проблемам целевой детерминации поведения человека, смысла жизни, условиям возникновения у личности комплекса неполноценности и средств компенсации (сверхкомпенсации) подлинных и мнимых недостатков.

Э. Эриксон на большом эмпирическом материале доказывал социокультурную обусловленность психики человека в противовес классическому психоанализу, где человек и общество противопоставлялись. Важнейшим в концепции Э. Эриксона является понятие «психосоциальная идентичность»: устойчивый образ Я и соответствующие способы поведения личности, которые вырабатываются в течение жизни и являются условием психического здоровья. Но при значительных социальных потрясениях (война, катастрофы, насилие, безработица и др.) психосоциальная идентичность может быть потеряна. Основную роль в формировании данного личностного образования играет Я (Эго), которое ориентируется на ценности и идеалы общества, становящиеся в процессе воспитания личности ценностями и идеалами ее самой.

К. Юнг, один из учеников 3. Фрейда, создал свой вариант психоанализа – аналитическую психологию. Опираясь на анализ сновидений, бреда, шизофренических расстройств, а также на исследования мифологии, трудов восточных, античных и средневековых философов, К. Юнг приходит к выводу о существовании и проявлении в психологии человека коллективного бессознательного. По К. Юнгу, содержания коллективного бессознательного не приобретаются в индивидуальном жизненном опыте субъекта – они существуют уже при рождении в виде архетипов, которые унаследованы от предков.

А согласно К. Хорни, неврозы развиваются из-за противоречий в отношениях людей, которые актуализируют у человека чувство «коренной тревоги». Особенно большую роль в невротическом развитии личности играют взаимоотношения с родителями в детстве.

6. ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ПСИХОЛОГИИ

Гуманистическая психология – направление в психологии, предметом изучения которого является целостный человек в его высших, специфических только для человека проявлениях, в том числе развитие и самоактуализация личности, ее высшие ценности и смыслы, любовь, творчество, свобода, ответственность, автономия, переживания мира, психическое здоровье, «глубинное межличностное общение» и т. д.

Гуманистическая психология сформировалась как психологическое течение в начале 1960-х гг., противопоставляя себя, с одной стороны, бихевиоризму, который критиковался за механистичность подхода к психологии человека по аналогии с психологией животных, за рассмотрение человеческого поведения как полностью зависимого от внешних стимулов, и, с другой стороны, психоанализу, критикуемому за представление о психической жизни человека как полностью определяемой неосознаваемыми влечениями и комплексами. Представители гуманистического направления стремятся построить совершенно новую, принципиально иную методологию познания человека как уникального объекта исследования.

Основные методологические принципы и положения гуманистического направления сводятся к следующему:

– человек целостен и должен изучаться в его целостности;

– каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения;

– человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире – главная психологическая реальность;

– человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека;

– человек обладает потенциалом к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы;

– человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе;

– человек есть активное, интенциональное, творческое существо.

Основными представителями данного направления являются А. Маслоу, В. Франкл, Ш. Бюлер, Р. Мэй, Ф. Бэррон и др.

A. Маслоу известен как один из основателей гуманистического направления в психологии. Наибольшую известность ему принесла его иерархическая модель мотивации. Согласно данной концепции у человека с рождения последовательно появляются и сопровождают его взросление семь классов потребностей:

– физиологические (органические) потребности, такие как голод, жажда, половое влечение и т. д.;

– потребности в безопасности – потребность чувствовать себя защищенным, избавиться от страха и неудач, от агрессивности;

– потребности в принадлежности и любви – потребность принадлежать к общности, находиться рядом с людьми, быть признанным и принятым ими;

– потребности уважения (почитания) – потребность в достижении успеха, одобрение, признание, авторитет;

– познавательные потребности – потребность знать, уметь, понимать, исследовать;

– эстетические потребности – потребность в гармонии, симметрии, порядке, красоте;

– потребности самоактуализации – потребность в реализации своих целей, способностей, развитие собственной личности.

B. Франкл считал, что основная движущая сила развития личности – это стремление к смыслу, отсутствие которого порождает «экзистенциальный вакуум» и может привести к самым печальным последствиям, вплоть до самоубийства.

7. РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ В ПРОЦЕССЕ ОНТОГЕНЕЗА И ФИЛОГЕНЕЗА

Филогенез (от греч. «филэ» – племя, род; «генезис» – происхождение) – развитие психики у позвоночных, имеющих усложняющуюся кору головного мозга (от рыб до человека).

Критерием появления зачатков психики у живых организмов является наличие чувствительности, т. е. способности реагировать на жизненно значимые раздражители среды (звук, запах и т. п.), которые являются сигналами жизненно важных раздражителей (пища, опасность) благодаря их объективно устойчивой связи. Критерием чувствительности является способность образовывать условные рефлексы. Рефлекс – закономерная связь внешнего или внутреннего раздражителя посредством нервной системы с той или иной деятельностью. Психика возникает и развивается у животных именно потому, что иначе они не могли бы ориентироваться в среде и существовать.

Психика человека – качественно более высокий уровень, чем психика животных. Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникает в силу необходимости осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека. Материальная, духовная культура человечества – это объективная форма воплощения достижений психического развития человечества.

В процессе исторического развития общества человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции в «высшие психические функции» – специфические и человеческие, общественно, исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия (логическая память, абстрактно-логическое мышление), опосредованные применением вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития. Единство высших психических функций образует сознание человека.

Отличительные особенности психики человека еще в большей степени проявляются в онтогенезе. Онтогенез (от греч. «онтос» – сущее; «генезис» – происхождение) – развитие психики индивида, начиная с внутриутробной стадии до смерти от старости. Индивидуальное развитие, так же как и развитие человечества, имеет свои закономерности, свои периоды, стадии и кризисы.

Временной характеристикой индивидуального развития является возраст. В отличие от хронологического возраста, выражающего длительность существования индивида с момента его рождения, понятие «психологического возраста» означает определенную качественно своеобразную ступень онтогенетического развития, обусловливаемую закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания и имеющую конкретно-историческое происхождение.

Возрастному развитию присущи два свойства – метрическое и топологическое.

Метрическое свойство означает длительность протекания тех или иных психологических процессов и состояний в психике, которые происходят на протяжении жизни человека. Метрические свойства измеряются временными интервалами (дни, месяцы, годы).

Топологическое свойство возрастного развития означает определенность того или иного состояния, фазу или период становления индивида.

Каждый период онтогенетического развития характеризуется определенными возрастными особенностями. Возрастные особенности – это специфические свойства психики индивида, закономерно изменяющиеся в процессе смены возрастных стадий. Возрастные особенности образуют определенный комплекс многообразных свойств, включая перцептивные, познавательные, мотивационные, эмоциональные и другие характеристики индивида.

8. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

Возникновение и развитие психологии в России имеет свою предысторию и историю.

Особое место в развитии психологической мысли в России занимают труды М.В. Ломоносова. В своих работах по риторике и физике Ломоносов развивает материалистическое понимание ощущений и идей, говорит о первичности материи. Особенно ярко эта идея была отражена в его теории света, которая впоследствии была дополнена и развита Г. Гельмгольцем. По мнению Ломоносова, необходимо различать познавательные (умственные) процессы и умственные качества человека. Последние возникают из соотношения умственных способностей и страстей. В свою очередь, источником страстей он считает действия и страдания человека. Таким образом, уже в середине XVIII в. были заложены материалистические основы отечественной психологии.

Становление отечественной психологии происходило также под влиянием французских просветителей и материалистов XVIII в. Это влияние отчетливо заметно в работах Я.П. Козельского и психологической концепции А.Н. Радищева. Говоря о научных работах А.Н. Радищева, необходимо подчеркнуть, что в своих трудах он устанавливает ведущую роль речи для всего психического развития человека.

В России психология как самостоятельная наука начала развиваться в XIX в. Большую роль в ее развитии на данном этапе сыграли труды А.И. Герцена, который говорил о «деянии» как существенном факторе духовного развития человека. Следует отметить, что психологические воззрения отечественных ученых во второй половине XIX в. в значительной степени противоречили религиозной точке зрения на психические явления. Одной из наиболее ярких работ того времени явилась работа И.М. Сеченова «Рефлексы головного мозга». Эта работа внесла значительный вклад в развитие психофизиологии, нейропсихологии, физиологии высшей нервной деятельности.

Труды И.П. Павлова имели огромное значение для мировой психологической науки. Благодаря открытию механизма образования условного рефлекса были сформированы многие психологические концепции и даже направления, в том числе бихевиоризм.

Позднее, на рубеже веков, экспериментальные исследования были продолжены такими учеными, как А.Ф. Лазурский, Н.Н. Ланге, Г.И. Челпанов.

А.Ф. Лазурский много занимался вопросами личности, особенно изучением характера человека. А.Ф. Лазурский впервые доложил об естественном эксперименте на 1-м съезде по экспериментальной педагогике (1910), а в 1918 г. вышла в свет его книга «Естественный эксперимент и его школьное применение».

Н.Н. Ланге – один из основателей экспериментальной психологии в России. Он известен не только тем, что занимался изучением ощущения, восприятия, внимания. Н.Н.Ланге создал при Одесском университете одну из первых в России лабораторий экспериментальной психологии.

Одновременно с экспериментальной психологией в России в конце XIX – начале XX в. развиваются и другие научные психологические направления, в том числе общая психология, зоопсихология, психология ребенка. Психологические знания стали активно использоваться в клинике С.С. Корсаковым, И.Р. Тархановым, В.М. Бехтеревым. Психология стала проникать в педагогический процесс. В частности, широкую известность получили работы П.Ф. Лесгафта, посвященные типологии детей («Школьные типы», «Семейное воспитание ребенка и его значение», 1890).

9. ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ, СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

Существует много различных точек зрения на то, как надо решать проблему изучения человека и его психики. Один из наиболее популярных в отечественной психологии подходов к изучению человека был предложен Б.Г. Ананьевым.

Б.Г. Ананьев выделял в системе человекознания четыре основных понятия: индивид, субъект деятельности, личность и индивидуальность.

Понятие «индивид» имеет несколько толкований. Прежде всего индивид – это человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens. В данном случае подчеркивается биологическая сущность человека. Но иногда это понятие используют для обозначения человека как отдельного представителя человеческой общности, как социальное существо, использующее орудия труда. Однако и в этом случае не отрицается биологическая сущность человека.

Другое понятие, характеризующее человека как объект реального мира, – «личность». Данное понятие, как и понятие «индивид», имеет различные варианты толкования. В частности, под личностью понимается индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Некоторые авторы под личностью понимают системное свойство индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении. Есть и другие толкования этого понятия, но все они сходятся в одном: понятие «личность» характеризует человека как социальное существо. В рамках данного понятия рассматриваются такие психологические свойства личности, как мотивация, темперамент, способности и характер. Человек как индивид обладает определенными свойствами. Б.Г. Ананьев выделял первичные и вторичные свойства индивида. К первичным он относил индивидуально-типические свойства – конституциональные (общесоматические), нейродинамические и билатеральные (особенности симметрии организма). Совокупность первичных свойств индивида определяет его вторичные свойства – структуру органических потребностей и сенсомоторную организацию, которые также зависят от таких факторов, как половой деморфизм и возраст.

Следующее понятие, которое выделял Б.Г. Ананьев при изучении человека, – «субъект деятельности». Это понятие по своему содержанию занимает промежуточное положение между понятиями «индивид» и «личность». Субъект деятельности соединяет в единое целое биологическое начало и социальную сущность человека. Если бы человек не обладал способностью выступать в качестве субъекта деятельности, то вряд ли он мог бы рассматриваться как социальное существо, поскольку его эволюция и социальное развитие невозможны без деятельности.

Главной чертой человека как субъекта, отличающей его от остальных живых существ, является сознание. Сознание – это высшая форма психического развития, присущая только человеку. Оно определяет возможность познания объективной реальности, формирования целенаправленного поведения и, как следствие, – преобразования окружающего мира. В свою очередь, способность сознательной деятельности по преобразованию окружающего мира является еще одной чертой человека как субъекта. Таким образом, субъект – это индивид как носитель сознания, обладающий способностью к деятельности.

Итак, человек может рассматриваться, во-первых, как представитель живой природы, биологический объект, во-вторых, как субъект сознательной деятельности и, в-третьих, как социальное существо.

10. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ВЗГЛЯДОВ НА ПСИХИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

Психология представляется наукой о законах порождения и функционирования психического отражения в жизни, в деятельности живых индивидов.

В качестве предварительного это определение существенно во всех своих элементах, хотя, как и всякое определение, оно отнюдь не является исчерпывающим и нуждается в гораздо более подробном развитии того, что за ним скрывается. Тем не менее оно представляется резюмирующим итоги развития научной мысли, касающейся природы столь близких нам и вместе с тем столь загадочных психических явлений.

Существуют разные пути, по которым может идти их исследование. Прежде всего это путь изучения истории развития представлений о психике. История развития представлений о природе душевных явлений очень поучительна именно для понимания их сущности. Открывается и другой путь исследования. Идущие по этому пути также изучают развитие, но не истории воззрений на природу психического, а самого психического отражения, т. е. занимаются изучением истории самих психических явлений. Третий путь – это путь систематического исследования фактов, характеризующих психические явления и процессы.

В прошлом, как и сейчас, люди были в состоянии интуитивно отделить эти явления от объективных, т. е. тех, которые мы наблюдаем вне себя. И этот вопрос, который в той или иной форме может встать перед каждым мыслящим человеком, занял видное место в системе философских воззрений прошлого. Довольно рано философская мысль сформулировала несколько важнейших проблем, относящихся к природе душевных явлений. Эти проблемы не являются достоянием прошлого. Они живут и оказывают влияние на развитие психологии как области конкретного знания. Так, в античной философии зарождаются два противоположных подхода к пониманию природы психического, борьба между которыми продолжается и по сей день. Философы, придерживающиеся одной линии, исходили из предположения о существовании объективного мира. С их точки зрения психические явления зависят от материальныхявлений. Иными словами, материя первична, а психика вторична. Эта линия известна в истории философии как линия материализма. В античной философии она была наиболее ярко представлена Демокритом, и мы обычно говорим о ней как о линии Демокрита, линии материалистического подхода к душевным явлениям.

Представители другой линии провозглашали первичность духовного мира, рассматривая материальные явления как порождения этого особого мира, т. е. они утверждали, что психика (или – более широко – особое духовное начало) первична, а материя вторична. Эту линию идеалистического подхода к психическим явлениям часто называют линией Платона.

Борьба этих двух линий и составляла важнейшее содержание развития философской мысли в последующие два тысячелетия. Однако было бы грубой ошибкой понимать эту борьбу упрощенно, т. е., разделив философов на два лагеря, пытаться все богатейшие направления философской мысли уместить в эту жесткую внешнюю схему. Бесспорно, что философы разделились на два лагеря: лагерь материализма и лагерь идеализма. Но из этого бесспорного положения вовсе не вытекает, что борьба этих двух линий, этих двух основных тенденций просто делила философские системы на две части. Все было гораздо сложнее. И если мы ретроспективно прослеживаем воззрения великих философов, то часто находим в одних и тех же теоретических представлениях противоречивые элементы. Таким образом, борьба двух тенденций выступает в истории не как внешнее столкновение двух различных систем, а как внутренняя противоречивость философских воззрений.

11. КРИЗИС В ПСИХОЛОГИИ

К началу XX в. в психологии сложился целый ряд направлений, несовместимых между собой, и это составляло своеобразную форму выражения теоретического кризиса психологической науки. Несмотря на это, психологическая наука продолжала очень активное накопление важных психологических фактов, продолжалось изучение физиологических процессов, которые соответствуют психологическим явлениям и процессам. Словом, нельзя представить себе этот первоначальный период существования психологической науки как период, характеризующийся только теоретическими трудностями, которые создавали картину общего кризиса психологии, так как в то же самое время шло серьезное обогащение психологических знаний.

2. Основные факторы и принципы, определяющие развитие психологии.

Исследования
многих ученых показали, что на развитие
психологии как науки оказывают влияние
несколько факторов.

Ведущий
из них – логика развития психологических
знаний

связан с
изменением ее предмета, влиянием смежных
с психологией наук, с развитием принципов
и категориального строя психологии.
Уже из этого краткого описания становится
понятным, что этот фактор достаточно
объективен и поддается научному изучению.

Два
других фактора более субъективны,
их
невозможно исследовать так же строго
и получить однозначные ответы. Это –
социальная
ситуация развития науки
и
особенности
личности конкретного ученого.

Влияние
социальной ситуации

заключается в том, что общественные,
исторические условия, культурное и
политическое окружение воздействуют
как на содержание научных концепций,
так и на их распространение, помогают
развитию научных школ и направлений
или затрудняют его. Естественно, что
это влияние осуществляется опосредованно,
через социальную перцепцию, т.е. через
особенности восприятия и понимания
этих социокультурных условий учеными,
научным сообществом в целом.

Не
меньшее значение имеет и другой фактор
личность
ученого
,
творца той или иной психологической
теории, его ценностные ориентации,
когнитивный стиль, волевые качества,
особенности общения с коллегами,
принадлежность к определенной научной
школе и т.д. Принадлежность к научной
школе может помочь ученому, особенно в
начале его творческого пути, так как
предоставляет и необходимую информацию,
и простор для дискуссий, оппонирования,
и некоторую защиту от критики. Однако
мнение коллег, выработанный общими
усилиями подход к решению проблем могут
стать и тормозом на пути научного
прогресса, сковывая творческую активность
либо из боязни вступить в противоречие
с коллегами, либо из-за догматического
пристрастия к высказанному единожды
мнению.

Таким
же препятствием на пути создания новой
теории может стать и недостаток упорства
или уверенности в себе, особенно в том
случае, если новая концепция встречает
противодействие или непонимание. Так,
авторитарность и даже некоторая
нетерпимость 3. Фрейда явились причиной
его конфликта с последователями, отхода
от него и его теории даже близких
учеников. Но в то же время именно эти
качества во многом позволили ему создать
эту теорию и продолжать ее разработку
в ситуации острой критики и неприятия
со стороны многих психологов.

Однако
несмотря на важность социальной ситуации
и личности ученого, ведущим фактором
все же является логика
развития психологической науки.

Этот фактор тесно связан с развитием
принципов психологии, изменением ее
предмета и методов исследования психики.

Выделяют
три важнейших методологических принципа
психологии: детерминизма,
системности
и
развития.

Принцип
детерминизма

подразумевает,
что все психические явления связаны
причинно-следственными отношениями,
т.е. все, что происходит в нашей душе,
имеет какую-то причину, которая может
быть выявлена и изучена и которая
объясняет, почему возникло именно то,
а не иное следствие. Эти связи могут
объясняться разными основаниями, и в
истории психологии существует несколько
подходов к их объяснению.

В
античности уже существовало понимание
того, что все процессы в психике
взаимосвязаны. Анаксагор и Гераклит
впервые заговорили о детерминизме, о
том, что существует всеобщий закон,
Логос, который определяет, что должно
произойти с человеком, с природой в
целом. Гераклит писал: «Даже солнце не
может нарушить Логос…» Таким образом,
все происходящее в природе и в душе
человека обусловлено определенной
причиной, хотя мы не всегда можем найти
эту причину. Демокрит, который разработал
развернутую концепцию детерминизма,
писал, что «люди выдумали идею случая,
чтобы прикрыть незнание дела и неумение
управлять».

Платон
и Аристотель изменили первоначальную
концепцию детерминизма, отрицая его
всеобщий характер, в частности его
влияние на разумную часть души, на
процесс нравственного развития человека.
При этом они ввели понятие целевого
детерминизма,
считая,
что душа стремится к определенной цели,
которую Платон соединял с идей или общим
понятием, отражающим суть вещи. Аристотель,
соглашаясь, что причиной всего
происходящего в психике является цель,
к которой стремится душа, отрицал, что
эта цель дается извне. Он считал, что
цель имманентно присуща вещи и связана
с ее формой, которая и отражает ее
предназначение.

Позднее,
в XVII в., Декарт ввел понятие механистического
детерминизма,
доказывая,
что все процессы в психике можно объяснить
исходя из законов механики. Так появилась
идея и о механическом объяснении
поведения человека, которое подчиняется
закону рефлекса. Механистический
детерминизм просуществовал почти 200
лет. Его влияние можно увидеть, например,
в теоретических положениях основателя
ассоцианистической психологии Д. Гартли,
который считал, что ассоциации и в малом
(психике) и в большом (поведении) кругах
формируются и развиваются по законам
механики Ньютона. Отголоски механистического
детерминизма можно найти даже в психологии
начала XX в., например в теории энергетизма,
которую разделяли многие известные
психологи, а также в некоторых постулатах
бихевиоризма, например в идее о том, что
положительное подкрепление усиливает
реакцию, а отрицательное — ослабляет.

Но
еще большее влияние оказал на развитие
психологии биологический
детерминизм,
который
возник с появлением теории эволюции. В
рамках этой теории развитие психики
определяется адаптацией к среде, т. е.
все, что происходит в психике, направлено
на то, чтобы живое существо как можно
лучше приспособилось к тем условиям, в
которых оно живет. Данный закон
распространялся на психику человека,
и почти все психологические направления
принимали этот вид детерминизма за
аксиому.

Последний
вид детерминизма, который может быть
назван психологическим,
основан на
идее, что развитие психики объясняется
и направляется определенной целью.
Однако в отличие от понимания цели в
античности, когда она была так или иначе
внешней для психики (идеей или формой),
в данном случае цель присуща самому
содержанию души, психики конкретного
живого существа и определяет ее стремление
к самовыражению и самореализации -в
общении, познании, творческой деятельности.
Психологический детерминизм также
исходит из того, что среда является не
просто условием, зоной обитания человека,
но культурой, которая несет в себе
важнейшие знания, переживания, во многом
изменяющие процесс становления личности.
Таким образом, культура становится
одним из самых значимых факторов,
влияющих на процесс развития психики,
помогающих осознанию себя как носителя
уникальных духовных ценностей, качеств
и как члена общества. Психологический
детерминизм также предполагает, что
процессы, происходящие в душе, могут
быть направлены не только на приспособление
к среде, но и на противостояние ей, в том
случае, если среда мешает раскрытию
потенциальных способностей данного
человека.

Принцип
системности
описывает
и объясняет основные виды связи между
разными сторонами психики, сферами
психического. Он предполагает, что
отдельные психические явления внутренне
связаны между собой, образуя целостность
и приобретая благодаря этому новые
свойства. Однако, как и в исследовании
детерминизма, изучение этих связей и
их свойств имеет длительную историю в
психологии.

Первые
исследователи тех связей, которые
существуют между психическими явлениями,
представляли психику как сенсорную
мозаику, которая состоит из ощущений,
представлений и чувств. По определенным
законам, прежде всего по законам
ассоциаций, эти элементы связываются
между собой. Такой вид связи получил
название элементаризма.

Функциональный
подход,
название
которого обусловлено тем, что психику
представляли как набор отдельных
функций, направленных на реализацию
различных психических актов и процессов
(зрения, обучения и т.д.), появился, так
же как и биологический детерминизм, в
связи с теорией эволюции. Биологические
исследования показали, что существует
связь морфологии и функции, в том числе
и психической функции. Таким образом,
было доказано, что психические процессы
(память, восприятие и др.) и акты поведения
могут быть представлены как функциональные
блоки. В зависимости от вида детерминации
эти блоки могли действовать и по законам
механики (как отдельные части сложной
машины), и по законам биологической
адаптации, связывая в единое целое
организм и среду. Однако этот принцип
не объяснял, каким образом при дефекте
какой-то функции происходит ее компенсация,
т.е. каким образом недостатки в работе
одних отделов могут компенсироваться
нормальной работой других, например
плохой слух — развитием тактильных или
вибрационных ощущений.

Именно
это и объясняет принцип системности,
который представляет психику как сложную
систему, отдельные блоки (функции)
которой связаны между собой. Таким
образом, системность психики предполагает
и ее активность, так как только в этом
случае возможны саморегуляция и
компенсация, присущие психическому
даже на низших уровнях развития психики.
Системность в понимании психики не
противоречит и осознанию ее целостности,
идее «холизма» (целостности), так как
каждая психическая система (прежде
всего, естественно, психика человека)
является уникальной и цельной.

Наконец,
принцип
развития

утверждает,
что психика развивается, поэтому наиболее
адекватный способ ее изучения –
исследование закономерностей этого
генезиса, его видов и стадий. Недаром
одним из наиболее распространенных
психологических методов является именно
генетический.

Согласно
этому принципу, определяющему, какие
виды развития присущи психическому,
существуют два вида развития психики
филогенетическое
и
онтогенетическое,
т. е. развитие
психики в процессе становления
человеческого рода и в процессе жизни
ребенка. Исследования показали, что эти
два вида развития имеют определенное
сходство. Американский психолог С. Холл
объясняет это тем, что этапы развития
психики зафиксированы в нервных клетках
и передаются ребенку по наследству, а
потому никакие изменения в темпе развития
и в последовательности стадий невозможны.
Теория, которая устанавливала жесткую
связь между фило- и онтогенезом, получила
название теории рекапитуляции, т. е.
краткого повторения в онтогенезе
основных стадий филогенетического
развития.

Последующие
работы доказали, что такой жесткой связи
не существует, развитие может и ускоряться,
и замедляться в зависимости от социальной
ситуации, а некоторые стадии могут
вообще пропадать. Таким образом, процесс
психического развития нелинеен и зависит
от социальной среды, окружения и
воспитания ребенка. В то же время
невозможно игнорировать и известную
аналогию, реально существующую при
сравнительном анализе процессов
познавательного развития, становления
самооценки, самосознания и т. д. у
маленьких детей и первобытных народов.

Поэтому
многие психологи (Э. Клапаред, П. П.
Блонский и др.), изучавшие генезис психики
детей, пришли к выводу о том, что это
логическое соответствие объясняется
одинаковой логикой становления
саморазвертывания психики при развитии
человеческого рода и при развитии
отдельного человека.

Выделяются
также и различные стороны психического
развития: развитие личности, развитие
интеллекта, социальное развитие, которые
имеют свои этапы и закономерности,
ставшие предметом исследования многих
известных психологов — В. Штерна, Ж.
Пиаже, Л. С. Выготского, П. П. Блонского
и других.

Кроме
принципов на развитие психологии как
науки влияет формирование ее категориального
строя, т. е. тех постоянных проблем
(инвариант)
,
которые
составляют предмет и содержание
психологии.

В
настоящее время выделяют несколько
категорий, которые являлись основой
психологической науки на протяжении
почти всей ее истории. Это мотив,
образ, деятельность, личность, общение,
переживание.
В
разные периоды развития психологии и
в разных школах эти категории имели
неодинаковое значение, однако всегда
так или иначе присутствовали в
психологических концепциях.

Одной
из первых в психологии появилась
категория образ,
которая
стала ведущей при изучении познания.
Уже в античности ученые изучали, как
формируется у человека образ мира,
впоследствии в центре внимания психологов
оказался образ себя, самосознание
человека, его содержание и структура.
Если в первых психологических теориях
образ себя
рассматривался
преимущественно как одна из областей
сознания, то в современной науке «образ
Я» стал одним из ведущих понятий
психологии личности.

Образ
предмета многие ученые рассматривали
как сигнал, на основе которого зарождается
и начинает функционировать рефлекс,
поведение человека. Образ как сенсорная
основа мысли считался незыблемым
постулатом учеными, которые рассматривали
психику как сенсорную мозаику, состоящую
из ощущений и представлений. Безобразный
характер мышления стал в начале XX в.
одним из важнейших открытий Вюрцбургской
школы. Образ как основа восприятия, его
целостный и системный характер стал
ведущей категорией в гештальтпсихологии.

Рассматривая
развитие образа, психологи пришли к
выводу о взаимосвязи чувственного и
умственного образов. Изучение этой
связи, так же как и сочетания умственного
образа и слова, было и остается одной
из важнейших проблем для психологии.
Достаточно сказать, что такие великие
ученые, как А. А. Потебня, Л. С. Выготский,
Г.Г.Шпет, Ж.Пиаже, Д.Брунер и другие,
посвятили свои наиболее значительные
труды исследованию именно этой проблемы.

Чувственный
и умственный образы являются содержанием
сознания, поэтому совокупность образов
можно рассматривать как определенный
аналог этой философской категории.
Однако для психологии большое значение
имеет и вопрос о степени осознанности
образов, так как бессознательное и
надсознательное играют не менее важную
роль, чем сознание.

Существенное
значение имеет в психологии и категория
мотив. Уже
в первых психологических теориях ученые
рассматривали источник активности,
пытались найти причину, которая побуждает
человека к движению, т. е. стремились
понять мотивы, которые лежат в основе
нашего поведения. Были попытки найти и
материальное объяснение этим побуждениям,
причем мотивы связывались и с движущимися
атомами, и с «животными духами»; были и
теории, которые говорили об их
нематериальности. Так, Платон говорил
о страстной и вожделеющей душах, которые
и служат носителями мотива, а Лейбниц
считал, что активность, побуждение к
действию является свойством души-монады.
Однако независимо от истолкования
природы мотива он, как правило, связывался
с эмоциями и был одной из главных проблем
для всех психологов. Поэтому естественно,
что и в современной психологии понятие
мотива (потребности, влечения, стремления)
стало ведущей категорией практически
всех психологических школ.

С
мотивом тесно связана другая категория
переживание,
эмоциональный
отклик человека на явления внешнего
мира, свои поступки и мысли. Еще Эпикур
утверждал, что именно переживания
направляют и регулируют поведение, в
качестве таковых рассматривают их и
современные психологи. Несмотря на то
что проблема природы и динамики
эмоциональных процессов не получила
еще в психологии однозначного решения,
сам факт важности эмоций и переживаний
не только в регуляции активности, но и
в присвоении знаний, идентификации с
окружающим миром, в том числе и со
значимыми людьми, не вызывает сомнения.

Говоря
о категории деятельность,
необходимо
помнить о том, что в психологии
рассматривается как внешняя (поведение),
так и внутренняя, прежде всего мыслительная,
деятельность. На первых этапах развития
психологии ученые не подвергали сомнению
мысль о том, что поведение представляет
собой такое же психологическое понятие,
как и мышление. Однако со временем
психологи, как уже говорилось выше,
начали отождествлять психику лишь с
сознанием, а все внешние проявления
активности выходили, таким образом, за
рамки собственно психического. Поэтому
на долю психологических исследований
приходилось изучение только внутренней,
умственной деятельности. Это мешало
развитию объективных методов исследования
психики и останавливало развитие
экспериментальной психологии. В середине
прошлого века английский психолог Г.
Спенсер впервые сказал о том, что
предметом психологии являются ассоциации
между внутренним и внешним, т.е. между
сознанием и поведением. Таким образом,
было не только зафиксировано уникальное
положение психологии, но и узаконено
место внешней деятельности в качестве
психологической категории.

В
современной психологии существует
несколько школ, для которых категория
деятельности — ведущая; это и бихевиоризм,
и отечественная психология, в которой
теория деятельности занимает одно из
центральных мест. В то же время изучение
внутренней и внешней деятельности, их
взаимосвязи и взаимопереходов представляет
собой одну из центральных проблем
возрастной психологии и многих других
психологических направлений и отраслей.

Мысль
о том, что человек — существо социальное,
т. е. не может существовать вне общения
с
другими,
была высказана еще Аристотелем. С
течением времени психология получала
все больше данных о важнейшей роли
других людей в развитии психики,
формировании представлений о себе и
мире. В возрастной психологии огромная
роль взрослого и отношений взрослый-ребенок
является одной из аксиом, указывающей
на то, что полноценное психическое
развитие ребенка не может осуществляться
в изоляции. С появлением социальной
психологии началось серьезное изучение
общения взрослых друг с другом, при этом
особое внимание уделялось общению
людей, принадлежащих к разным нациям,
культурам, а также массовым коммуникациям.
Исследования позволили выделить разные
стороны общения (коммуникативную,
перцептивную, интерактивную), его
структуру и динамику. Анализ направления
развития психологии показывает, что
значение этой категории, так же как и
доля исследований, посвященных различным
проблемам общения, будет и дальше
возрастать.

В
отличие от других категория личность
появилась
в психологии сравнительно недавно, хотя
вопросы о сущности человека, развитии
его представления о себе и оценки себя
ставились еще в античности. Однако в то
время понятия личность
и человек
рассматривались
как тождественные, не существовало и
современных понятий личность,
индивид
и
индивидуальность.
На протяжении
длительного времени, как уже отмечалось,
ведущим предметом психологии было
познание, а категории образа и внутренней,
умственной деятельности оставались
ведущими. Недаром известный ученый
В.Вундт говорил о диктате «интеллектуализма»
в психологии, противопоставляя свою
волюнтаристскую психологию прежней,
изучающей в основном «человека
познающего», а не чувствующего. Лишь с
появлением школы глубинной психологии
именно личность стала одной из ведущих
категорий и остается ею в современной
психологической науке, хотя и в настоящее
время разные школы (гуманистическая,
глубинная, отечественная психология)
рассматривают структуру, генезис и
движущие силы развития личности
по-разному.

Большое
влияние на развитие психологии оказал
переход к решению ключевых проблем
психологии, изучающих природу психического,
взаимоотношения психического и
физического, телесного и духовного в
психике. При этом на первый план выходили
либо общие проблемы (соотношение
психического и физического), либо более
частные, связанные с исследованием
связи организма, тела с психикой, душой.
Соответственно в первом случае эта
проблема звучала как психофизическая,
а во втором — как психофизиологическая.

Сама
постановка проблемы и подходы к ее
решению были связаны с вопросами о роли
и месте человека в мире. В античной
психологии ученые рассматривали человека
как одно из звеньев в цепи всеобщих
закономерностей. С этой точки зрения
человек подчинялся тем же законам, что
и все живое и неживое в природе, а
психические законы были отражением
физических, т.е. вариациями основных
законов природы. Исследование этих
законов приводило ученых к мысли о том,
что существует некая первооснова,
которая составляет сущность и психического,
и физического. Такой ответ на психофизическую
проблему получил название монизм
(общая, единая
первооснова, субстанция). В зависимости
от того, идеальной или материальной
является эта субстанция, монизм может
быть идеалистическим или материалистическим.
Некоторые ученые отвергали наличие
единой субстанции, доказывая, как,
например, Р.Декарт, что существуют два
первоначала, две разные субстанции: для
души и для тела. Этот подход получил
название дуализм.
Поскольку
процессы, которые происходят в душе и
теле, рассматривались как параллельные
и независимые друг от друга, в психологин
появилось понятие психофизического
параллелизма
,
подчеркивавшего
независимость и чисто внешнее соответствие
этих явлений.

С
течением времени обострялся интерес
ученых именно к психике человека. При
этом уже в исследованиях Платона
постулировались качественные отличия
психики человека от психики других
живых существ. Таким образом, и законы,
которые управляют психикой человека,
уникальны и не могут рассматриваться
по аналогии с законами природы. Такой
антропологический подход, при котором
все рассматривается лишь с точки зрения
человека, был характерен для многих не
только психологических, но и философских
школ. Однако и в античности, и в
Средневековье было еще недостаточно
данных для перевода психофизической
проблемы в план психофизиологической,
точнее — для научного решения этой
проблемы.

С
середины прошлого века, с развитием
биологии и медицины, психология получила
достаточно важный объективный материал,
позволявший по-новому подойти к решению
психофизиологической проблемы. Работы
И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского,
У. Кеннона и других ученых дали возможность
не только лучше понять биологическую
природу психики, но и точнее разграничить
области биологических основ психики и
собственно психического. Тем не менее
остается еще много вопросов, которые
совместными усилиями психологов,
философов, физиологов, медиков и других
ученых предстоит решить, чтобы дать
более полные ответы на психофизическую
и психофизиологическую проблемы.

Функции представления в психологии человека и психологических процессах

Три основных функции представления в психологических процессах. Сигнальная, регулирующая и настроечная функция.Зачем-то же необходимо нам представление, не так ли? Разберемся, зачем это нужно. Представление имеет свои индивидуальные функции в психологических процессах поведения человека. Основными функциями являются:

  • Сигнальная
  • Регулирующая
  • Настроечная

Каждая из них имеет свои механизмы и алгоритмы действия.

Механизмы каждой отдельной функции определяют отдельную часть представления, не просто образа или картинки, а совокупность характеристик, влияние которых обуславливает поведение человека. Таким образом, совмещенные характеристики преобразуются в систему сигналов.

Функции представления: Сигнальная функция

Считается, что представления представляют собой самые первые сигналы, поступающие в мозг, исходя из которых, человек действует в той или иной ситуации и сознательно формирует свои действия.

Учеными было доказано, что представления достаточно часто являются результатом условного рефлекса, так например, если человек видит предмет или какое-либо явление, то в сознании формируется не только представление самого предмета, но сопутствующие свойства и характеристики.

В последствие, данная информация будет для человека первичной для ориентировочного сигнала. К примеру, если человек видит яблоко, у его голове сразу формируются сигналы и характеристики предмета, его вкусовые качества, запах, форма, гладкость и представления о том, что его можно есть и возможно даже воспоминания о том, какое яблоко вкусное.

Функции представления: Регулирующая функция

Реакция человека, которая происходит под влиянием регулирующей функции, состоит в понимании только нужной информации об объекте. При этом регулирующая функция тесно связана с сигнальной, которая обусловлена информацией, поступающей от органов чувств. Благодаря такой совокупности выбор происходит не случайно, а руководствуясь последующими действиями и необходимыми условиями. Таким образом, можно сделать вывод, что регулирующая функция выбирает оптимальные или идеальные условия, которые предопределяют выбор и успех поставленной задачи.

Функции представления: Настроечная функция

Настроечная функция является механизмом определяющим ориентацию и поведение человека, в зависимости от тех или иных условий окружающей среды. Так, стоит отметить, что физиология движение определяется появившимся двигательным образом, который в свою очередь движет человеком при каких-либо движениях или действиях.

Например, Вы, увидев, какие движения совершал танцор, пытаетесь повторить этот набор движений. Ребенок учится ходить на двух ногах, только если он видит взрослых, передвигающихся таким образом.

Настроечная функция представляется собой своеобразный алгоритм действий человека, натренированный постоянным повторением событий или действий, который играет важнейшую роль в психологической деятельности человека.

Данная статья входит в цикл статей о представлении.

Часть первая Что такое представление в психологии

Часть вторая   Индивидуальные особенности формирования представлений

Часть третья [Вы прочитали её выше] Функции представления в психологии человека

Часть четвертая  Индивидуальные особенности представления в психологии человека

Похожие записи

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Мой мир

Одноклассники

Комплексный экзамен по специальности «Психология» определение психологии как науки. Различные представления о предмете психологии

Формирование
эмпирической и интроспективной
психологии.

Вводится
Ассоциативная психология и
Бессознательная психика.(10)

Психология
и ее предмет в Новое время и в эпоху
Просвещения

В эпоху Просвещения
психология искала собственный предмет
исследования, конкретное определение
области своей деятельности. Эта
область понималась как исследование
путей становления у человека картины
окружающего мира и самого себя, и
главным здесь виделась осознанность
этого процесса. Происходит уточнение
предмета психологии как науки о
сознании. Исследование содержания и
функций сознания подвело ученых к
изучению его роли в человеческой
жизни, следовательно, и в поведении
человека. Наблюдается двойственность
предмета психологии того времени:
изучение сознания и путей его
формирования, а также этапов развития
образа мира и себя, с одной стороны,
и изучение поведения и движущих сил
и регуляции не только внутренней, но
и внешней активности индивида — с
другой.

В
связи с развитием механики и физики
Ньютона утвердился новый взгляд на
природу как на гигантский механизм,
а человеческое тело виделось
своеобразной машиной-
автоматом,
функционирующей по принципу любого
механизма по строгим законам физики.

В исследовании
процессов познания наблюдались две
противоположные точки зрения.

Сенсуализм
определял
в качестве основы всех человеческих
знаний ощущения, процесс познания
рассматривался как единый, имеющий
несколько ступеней -от ощущения к
мышлению, т. е. процесс постепенного
восхождения от частного к общему.

Рационализм
отдавал
приоритет мышлению, выделял в процессе
познания два этапа: первый этап состоял
из нескольких ступеней и заключался,
как и в сенсуализме, в восхождении от
частного к общему при переходе от
восприятия к логическому мышлению,
но понятие, которое формировалось
таким образом, не является окончательным
и объективным. Поэтому выделялся
второй этап познания — интуитивное
мышление, которое черпает знания из
разума, мгновенно актуализируя в нем
понятия, осознавая всеобщие законы
и свойства предметов.

Решение
проблемы эмоций и свободы человека
основывалось на позиции ученых
античности, которые считали, что
эмоции отражают внешнюю ситуацию (а
часто и вызываются ею), поэтому свобода
связывалась с возможностью преодоления
аффекта и разумной регуляцией
деятельности.

Основные
направления развития психологической
мысли в эпоху Просвещения

В XVIII
в. в Европе наступает эпоха Просвещения,
определяемая как период безграничной
веры в человеческий разум и способности,
позволяющие перестроить общество,
как эра торжества науки над
Средневековьем. Представители этого
движения считали главной задачей
«просветление общества» и как следствие
поднятие его на более высокую ступень
эволюционного развития. Суть этого
процесса они видели в избавлении
общества от древних суеверий,
стереотипов, предрассудков и
религиозного фанатизма. Взамен
устаревших идей просветители предлагали
ориентироваться только на разум, на
первоначальную природу человека, на
его опыт. Идеи просветителей носили
революционный характер.

В психологической
мысли в эпоху Просвещения существовали
следующие направления:

1) эмпиризм,
родоначальником
которого считается английский философ
Дж. Локк, определял опыт как
основополагающий фактор развития
человека и изучал механизмы его
приобретения, а также вопрос приоритета
опыта над разумом;

2) сенсуализм
представлял
собой учение о доминировании
чувственного познания над рациональным.

Оба направления
отрицали существование врожденных
и неизменных идей и способностей,
доказывали их опытное происхождение
и возможность прижизненного развития;

3) ассоцианизм
как
направление в идеалистическом учении
о душе. Единицей признана ассоциация
как механизм формирования и приобретения
опыта. В своем развитии ассоцианизм
прошел несколько этапов:

— на первом этапе
ассоциация выделилась как объяснительный
принцип отдельных психических явлений,
прежде всего процессов припоминания;

— на втором этапе
— этапе классического ассоцианизма
— были созданы целостные концепции
психики и сформировано понимание
психики как источника формирования
механических связей, или ассоциаций,
между психическими элементами, в
качестве которых рассматривались
ощущения и представления;

— третий этап
включал в себя экспериментальное и
практическое изучение сформированных
на предыдущих этапах концепций и
идей, а также попытку ввести в основную
концепцию фактор активности субъекта.

Становление
французской эмпирической психологии
в
XVIII
в.

В эпоху Просвещения
активно развивалась французская
эмпирическая психология, отличительными
чертами
которой
стали внимание к проблемам активности
человеческого сознания и зависимость
ее от общественных
условий.
Французские сенсуалисты выступали
против любых учений, рассматривающих
человека и природу как субъект, на
который могут влиять некие силы, не
выводимые из опыта и разума. Развитие
психологической мысли
и изучение
сознания шло в двух направлениях. В
первом направлении, представителями
которого являются Кондильяк,
Ламетри, Кабанис
,
психика определялась как функция
высокоорганизованной материи —
головного мозга, что способствовало
экспериментальному изучению тех
явлений, которые ранее определялись
как создания души, имеющей бестелесную,
божественную природу. Второе
направление, представленное теориями
Гельвеция,
Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро
,
представляло индивидуальную психику
как результат влияния социальных
условий, нравов и обычаев, духовного
мира людей, которыми движет собственная
энергия культурного творчества.

Теории французских
материалистов эпохи Просвещения
оказали существенное влияние и
подготовили почву для дальнейшего
развития психологии, физиологии,
нейрофизиологии и других наук о
природе человека. В своих теориях они
утвердили принцип целостности
человека,
выражавшийся
в нераздельности психических явлений
и мозга,
который их производит, а также
отстаивали нераздельную связь человека
с социальной и культурной средой. В
учениях французских материалистов
впервые среда
и наследственность рассматривались
как основные факторы, определяющие
психическое развитие ребенка и
влияющие на формирование всех его
способностей.

Французский
сенсуализм провозгласил чувственный
опыт единственным источником
рационального знания об окружающем
мире и доказал, что эмпирическое
изучение связей внутри психики, а не
умозрительные теоретизирования по
этому поводу являются единственно
верным источником получения научного
знания.

Отечественная
психологическая мысль в эпоху
Просвещения

Русская
психологическая мысль в XVIII
в. развивалась под влиянием
господствующего феодально-крепостнического
строя. Все мыслители в своих трудах
вели борьбу с государственной
идеологией крепостничества и важнейшей
задачей ставили изучение человека в
гуманистическом, научном ключе,
стремясь искоренить из недр общества
всевозможные суеверия и предрассудки.

В. Н. Татищев в
своих работах развивал идеи зависимости
умственного развития ребенка от
просвещения и обучения. Источником
индивидуального ума он считал опыт
других людей, который передается
посредством ,
языка и
письменности.

И. Михайлов в
своей книге «Наука о душе», ставшей
первой в России книгой по психологии,
систематизировал весь багаж
психологических знаний, опираясь на
эмпиризм Локка и описывая конкретные,
поддающиеся опытному изучению явления
человеческой психики -ощущения, волю,
мысли как ассоциации представлений.

М. В. Ломоносов
выдвинул
трехкомпонентную теорию цветового
зрения, объясняющую ощущения с
материалистической точки зрения как
результат воздействия на органы
чувств человека предметов внешней
среды.

А. Н. Радищев
развивал
идеи Ломоносова и выдвигал
следующие
психологические идеи.

1. Человек — это
целостный организм, имеющий в
совокупности различные, порой
противоположные друг другу
характеристики.

2. Душа не
рассматривается как совокупность
чувств,
мыслей и
жизненных сил и, выполняя функции
жизненно важных органов — мозга и
нервов, не может быть самостоятельной,
так как ее существование невозможно
без этих органов.

3. Индивидуальное
сознание формируется благодаря
ведущей роли языка и речи.

4. Развитие
способностей обусловлено не только
воспитанием, но и влиянием природы.
При этом каждый человек неограничен
в своем совершенствовании.

5. Воля обусловлена
вниманием, которое является выражением
мышления, и помогает человеку
справляться со своими страстями.

6. Душа как таковая
не наделяется бессмертием, но ее
способность к «мысленное» неразрушима,
вечна.

Английская
ассоцианистическая психология в
XIX
в.

Ассоцианизм в X
I
X
в. развивался под сильным влиянием
естествознания, физики, химии и
биологии, а также имел тесную связь
с философией позитивизма. В своем
развитии ассоцианистическая психология
прошла три этапа.

1. Первый этап —
начало X I
X
в. — расцвет ассоцианизма,
когда были
созданы классические теории и
разработаны основные положения этой
концепции. Главными представителями
этого периода являются Т.
Браун и Дж. Ст. Милль.

2. Второй этап —
середина X I
X
в. — переломный период, когда происходил
пересмотр основных взглядов
классического ассоцианизма на предмет
и методы исследования, что способствовало
началу его кризиса. Это проявилось в
теориях Дж.
Ст. Милля, А. Бэна.

3. Третий этап —
конец X I
X
в. — кризис классического ассоцианизма,
обусловленный произошедшими на
предыдущем этапе изменениями во
взглядах, в область психологического
исследования вводится метод
эксперимента. Представителями этого
периода считаются Г.
Эббингауз, Т. Циген, Г. Э.Спенсер.

Заслугами
ассоцианистов являются:

введение в область психологического
знания и дальнейшее развитие понятия
опытного, прижизненного формирования
содержаний сознания, что стимулировало
развитие педагогики и формирование
многих законов

обучения и
развития; — введение понятия и теории
ассоциации, которые так-,
же оказали
существенное влияние на изучение
законов
приобретения
знаний и научения;

— первый этап —
появление некоторого эмоционального
представления, трактуемого индивидом
как задача вспомнить что-либо;

— второй этап —
активное продуцирование ассоциаций
различного характера и содержания,
следующих друг за другом, и анализ
каждой из этих ассоциаций на предмет
соответствия исходному представлению;

— третий этап —
нахождение уже имеющейся в сознании
идеи, которая соответствует или
ассоциируется с исходным, требующим
припоминания представлением, и,
следовательно, припоминание этого
представления на основе найденной
идеи.

Нарушение процесса саморегуляции познавательной деятельности

Нарушение процесса саморегуляции познавательной деятельности

Нарушения саморегуляции (Глава 4, п. 4.6) играют особенно важную роль в реализации познавательной деятельности. Эти нарушения выражаются в невозможности целенаправленной организации их мыслительных действий. Некоторые формы нарушения мышления нельзя объяснить без привлечения понятия саморегуляции: их следует рассматривать как проявления нарушения осознанности и контроля над своей мыслительной деятельностью.Подобные формы нарушения когнитивных процессов не влияют на выполнение логических операций: пациентам могут быть доступны некоторые задачи, требующие развитого абстрактного мышления. Однако в условиях необходимости организовать свои действия (в ситуациях неопределенности, выбора, трудности, конфликта) эти пациенты не могут осуществлять целенаправленную деятельность.

Например, такие нарушения динамики мышления, как расплывчатость, бесцельность, по сути, являются выражением дезорганизации мышления.

В главе 4 уже обсуждалась проблема нарушения саморегуляции и опосредствования поведения в целом. Конкретизация этой проблемы применительно к анализу нарушений мышления была проведена А.Б. Холмогоровой [190]. В качестве одного из важнейших аспектов саморегуляции мышления автор рассматривает его рефлексивный аспект, связанный с процессом осознания, проверки, перестройки и развития средств и способов деятельности субъектом.Выделяют две функции рефлексии в познавательной деятельности (контрольную и конструктивную). Функция контроля действует в форме проверки соответствия действия существующему стандарту; конструктивная функция осуществляется в виде осознания и перестройки умственных действий.

Как справедливо отмечает А.Б. Холмогорова, саморегуляция не сводится к осознанию, контролю и перестройке мыслительных процессов. В зависимости от того, как человек реализует себя в данной проблемной ситуации, как он ее переживает, она приобретает для него разное значение.Переживание ситуации может стимулировать дальнейшее продолжение поиска или отказ от него. Другими словами, саморегулирование может быть направлено на мобилизацию внутренних ресурсов для решения значимой трудности (решение проблемы или задачи) или выхода из конфликтной ситуации трудности (отказ от дальнейших решений и желание дискредитировать задачу или оправдать себя. ). В соответствии с этим выделяются еще две функции саморегуляции познавательной деятельности — мобилизирующая (продуктивная с точки зрения регуляции мышления) и защитная (непродуктивная).

На материале решения задач по рассмотрению больных шизофренией (вялотекущая форма) А.Б. Холмогорова показала, что у больных ослабляются процессы саморегуляции мышления, проявляющиеся в нарушении конструктивных и мобилизующих функций при относительной безопасности контроля и активации. защитных. Пациенты умеют контролировать свои действия в условиях формирования эталона действия. Но если необходимо самостоятельно выработать новый способ действия и реорганизовать прежний, пациенты не осознают неадекватность своих действий, и, по сути, перестройки не происходит.В сложных ситуациях активируются защитные формы поведения: уход из ситуации под разными предлогами, отказ от продолжения решения наступает гораздо быстрее, чем в норме. Снижение осознания мыслительных действий, недостаточная сосредоточенность на разрешении предметной трудности отрицательно сказываются на общей продуктивности умственной деятельности.

В исследовании А.Б. Холмогоровой также было показано, что у больных шизофренией нарушается один из важнейших механизмов саморегуляции, в основе децентрации и самоанализа лежит умение менять позиции, отчуждать и объективировать свои действия.Так, при определении понятий с инструкциями для ясности другому человеку (чтобы другой человек мог однозначно догадаться, что именно поставлено на карту) пациенты часто не могли представить себя в позиции догадывающегося, адекватно использовать культурный опыт. В то же время здоровые испытуемые использовали знаки под названием A.B. «Культурные знаки» Холмогоровой, например, яблоко-плод, упавшее на голову Ньютону и др. Определения пациентов были размыты, они не позволяли угадать, о чем они говорили, пока здоровые испытуемые искали для знаков, обладающих достаточно отличительной силой.

Подобные нарушения саморегулирования связаны с нарушениями мотивационно-нуждающейся сферы. Анализ специфики устойчивых изменений личности при шизофрении в сравнении с данными экспериментально-психологического исследования привел автора к выводу, что так называемая «установка самоограничения» является существенным фактором нарушения саморегуляции у больных шизофренией. с преобладанием негативных симптомов. Последнее выражается в нацеленности на ограничение контактов и сфер деятельности, предпочтение действовать, хорошо обновленные способы, избегание трудностей и интеллектуального напряжения.

Полученные данные позволяют объяснить отмеченный многими исследователями факт, что наибольшая тяжесть нарушения — это либо буквально следовать заданной цели, либо перейти к произвольной постановке цели. Об этом свидетельствует и исследование А.П. Корнилова [92], в котором показаны различия в формировании формирования конечных и промежуточных целей при решении психических задач: если импульсивность целей снижена у больных шизофренией, то У пациентов с

нарушен регуляторный аспект целеполагания.

программ бакалавриата по психологии — кафедра экспериментальной психологии

Между всеми тремя предметами психологии, философии и лингвистики существует тесная связь, поэтому изучение их вместе имеет большой смысл.

Психология, философия и лингвистика

Студенты подают заявку на изучение двух из этих трех предметов:

  • Психология
  • Философия
  • Языкознание

В исключительных случаях можно изучать все три предмета вместе с одобрения колледжа после того, как вы начали у нас обучение.

Студенты, изучающие психологию в рамках своего курса, аккредитованы как дающие право на получение диплома для дипломированного членства в Британском психологическом обществе при условии, что они изучают психологию и достигнут минимальный стандарт второго класса с отличием (2.2).

Что такое психология, философия и лингвистика?

Психология включает такие разнообразные предметы, как социальное взаимодействие, обучение, развитие ребенка, шизофрения и обработка информации. Философия занимается широким кругом вопросов, включая этику, знания и природу разума. Лингвистика — это изучение языка во всех его аспектах, включая структуру языков, значение (семантику), то, как дети изучают язык, произношение и то, как люди понимают, мысленно представляют и генерируют язык.

Зачем изучать психологию, философию и лингвистику в Оксфорде?

Психология в Оксфорде — это, по сути, научная дисциплина, предполагающая строгую формулировку и проверку идей.Он работает скорее через эксперименты и систематические наблюдения, чем через самоанализ. Оксфордский факультет экспериментальной психологии считается одним из ведущих факультетов психологии Соединенного Королевства. В настоящее время существуют особенно сильные исследовательские группы и лаборатории в области когнитивных процессов человека, нейробиологии, языкового развития и социальной психологии.

Оксфордский философский факультет — крупнейший философский факультет Соединенного Королевства и один из крупнейших в мире.Многие преподаватели имеют мировую репутацию, а библиотека и другие объекты признаны одними из лучших в стране. Философия в Оксфорде активно интересуется философией разума и философией науки и имеет очень тесные связи с работой в области нейробиологии и психологии.

Факультет лингвистики, филологии и фонетики — новейший факультет в Оксфорде; он объединяет всемирно известных ученых, работающих в области теоретической и описательной лингвистики (особенно синтаксиса, исторической и фонологии), экспериментальной фонетики, психолингвистики, лингвистики романских языков, исторической лингвистики и сравнительной филологии.В отличие от других гуманитарных дисциплин, он включает две научно-исследовательские лаборатории; Лаборатория языка и мозга и Лаборатория фонетики.

Если у вас есть дополнительные вопросы, напишите нам по адресу [email protected]

.

4 Обучение и изучение пространственного мышления | Учимся мыслить пространственно

4,3 ЗАДАЧА РАЗВИТИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ

Научные явления, которые имеют физическое представление в космосе, такие как репликация ДНК, погодные условия, распространение океанического дна и траектории самолетов, немедленно поддаются пространственному мышлению. Однако физическое проявление объяснительных научных понятий, таких как энтропия, тепловой поток и синтез, часто скрыто от прямого исследования.Соответствующие явления могут быть микроскопическими или могут быть скрыты другой информацией, как в случае молекул, складок Земли, движения плит и химических реакций.

Для развития научных знаний требуются время и практика. Задача преподавателей состоит в том, чтобы предоставить учебное время, надлежащим образом разработанные материалы и занятия (особенно представления), а также благоприятную среду, которая позволит учащимся приобретать знания по конкретным школьным предметам и, в то же время, развивать навыки пространственного мышления.Следовательно, чтобы узнать о сложных системах в науке, студентам необходимы три вещи: (1) знание широкого круга научных концепций, (2) навыки создания и интерпретации пространственных представлений информации и (3) возможности практиковать навыки пространственного мышления. в сложных, но хорошо поддерживаемых проектах.

Концепции и представления имеют смысл для экспертов, потому что у них было множество возможностей использовать их в течение длительного времени. Чтобы эти концепции и представления стали полезными для студентов, требуется много времени на обучение.Однако, учитывая нехватку такого времени, студенты часто оказываются постоянными новичками, всегда сталкиваясь с новым набором тем и новым набором представлений, которые они должны объединить и использовать при решении другого набора сложных вопросов.

4.3.1 Развитие экспертных знаний посредством приобретения знаний

В главе 3 представлены примеры специалистов в области наук о Земле, географии и астрономии, использующих пространственное мышление в процессе научных открытий и объяснений.Для достижения понимания эксперты связывают различные источники данных, используют свои знания о таких процессах, как вулканизм или эволюция, и включают свое понимание таких принципов, как тепловое равновесие или биоразнообразие. Успешные исследователи реорганизуют, комбинируют, расставляют приоритеты, сравнивают, ставят под сомнение и обсуждают свои идеи в течение длительных периодов времени. Эксперты развивают профессиональные навыки в своих областях с годами и часто находят методы, которые они используют для оценки сложных отображений данных, трудными для объяснения и, следовательно, для обучения других.Квалифицированные программисты, например, могут проверить программу из 300 строк и быстро выявить ошибки, тогда как новички могут смотреть на те же 300 строк практически вечно, не обнаруживая проблемы (Soloway and Spohrer, 1989).

Эксперты специализируются на отдельных аспектах своей области. Им нужно время и опыт не только для понимания представлений, используемых в новых аспектах области, но и для изучения принципов и идей, специфичных для предметной области, для интерпретации и критики этой информации. Эксперты переформулируют представление сложной информации, такой как движения пластин или конфигурации кристаллов, и участвуют в дисциплинарных спорах о подходящих способах сведения данных в форматы, максимально открытые для проверки (см.работают над геномом человека, молекулярными путями и материалами для электронного микроскопа). Ежегодно журнал Science отмечает исследователей, создающих визуализации, которые приветствуются их коллегами (Bradford et al., 2003). Однако для тех, кто не входит в конкретную научную область, эти представления могут сбивать с толку и сбивать с толку. Некоторые представления, такие как модели землетрясений, наложенные на очертания континентов, передают информацию, которую было бы трудно передать словами, тогда как другие, такие как методы представления структуры кристаллов, могут сбить с толку даже экспертов (глава 3). как неспециалистов.Даже гениальные представления, такие как современные алгебраические системы, иногда мешали, а также ускоряли научное открытие (например, diSessa, 2000).

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *