Предмет и задачи социальной психологии кратко: Предмет и задачи социальной психологии

Содержание

1.1. Предмет и структура социальной психологии

1.1.1. Предмет социальной психологии

Современные представления о предмете
социальной психологии являются
чрезвычайно дифференцированными, т. е,
отличающимися друг от друга, что
характерно для большинства пограничных,
смежных отраслей науки, к которым
относится к социальная психология. Она
изучает следующие явления:

  • Психологические процессы, состояния
    и свойства индивида, которые проявляются
    в результате его включения в отношения
    с другими людьми, в различные социальные
    группы (семью, учебные и трудовые группы
    и т. д.) и в целом в систему социальных
    отношений (экономических, политических,
    управленческих, правовых и др.). Наиболее
    часто изучаются такие проявления
    личности в группах, как: общительность,
    агрессивность, совместимость с другими
    людьми, конфликтогенность и др.

  • Феномен взаимодействия между людьми,
    в частности, феномен общения, например:
    супружеского, детско-родительского,
    педагогического, управленческого,
    психотерапевтического и многих других
    его видов. Взаимодействие может быть
    не только межличностным, но и между
    личностью и группой, а также межгрупповым.

  • Психологические процессы, состояния
    и свойства различных социальных групп
    как целостных образований, отличающихся
    друг от друга и не сводимых к какому бы
    то ни было индивиду. Наибольший интерес
    социальных психологов вызывают
    исследования социально-психологического
    климата группы я конфликтных отношений
    (групповых состояний), лидерства и
    групповых действий (групповых процессов),
    сплоченности, сработанности и
    конфликтности (групповых свойств) и
    др.

  • Массовые психические явления, такие
    как: поведение толпы, паника, слухи,
    мода, массовые энтузиазм, ликование,
    апатия, страхи и т. д.

Объединяя различные подходы к пониманию
предмета социальной психологии, можно
дать следующее его определение:

Социальная психология изучает
психологические явления (процессы,
состояния и свойства), характеризующие
индивида и группу как субъектов
социального взаимодействия.

1.1.2. Основные объекты исследования в социальной психологии

В зависимости от того или иного понимания
предмета социальной психологии выделяются
основные объекты ее изучения, то есть
носители социально-психологических
явлений. К ним относятся: личность в
группе
(системе отношений),взаимодействие
в системе «личность — личность»
(родитель — ребенок, руководитель —
исполнитель, учитель — ученик, психолог
— клиент и т. д.),малая группа(семья,
школьный класс, трудовая бригада,
воинский экипаж, группа друзей и т, п.),взаимодействие в системе «личность
— группа»
(лидер ведомые, руководитель
— трудовой коллектив, командир — взвод,
новичок — школьный класс и т. д.),взаимодействие в системе «группа —
группа»
(соревнование команд, групповые
переговоры, межгрупповые конфликты и
т. д.),большая социальная группа(этнос, партия, общественное движение,
социальный слои, территориальная,
конфессиональная группы и т. п.).

 

1.1.3. Структура современной социальной психологии

Структура (или строение, состав) социальной
психологии в каждый исторический период
ее развития есть результат взаимодействия
двух противоположных, но тесно связанных
процессов: а) дифференциации, т. е.
разделения, дробления социальной
психологии на составные ее части,
разделы; б) интеграции ее с другими и не
только психологическими отраслями
науки, причем интеграции социальной
психологии как в целом, так и отдельными
составляющими ее частями.

Дифференциация социальной психологии

Процессы разделения социальной психологии
происходят по многим основаниям, однако
уже оформилось несколько главных
направлений:

1. Ведущая ориентация на различные
(теоретический, эмпирический, в частности,
экспериментальный и практический)
методы анализа социально-психологических
явлений порождает, соответственно,
теоретическую, эмпирическую (включая
экспериментальную) и практическую
социальную психологию.

2. В результате изучения различных видов
жизнедеятельности человека и его
общностей сложились соответствующие
им отрасли социальной психологии:
психология труда, общения, социального
познания и творчества, игры.

3. В соответствии с приложением
социально-психологических знаний в
различных сферах общественной жизни
социальная психология традиционно
дифференцируется на следующие ее
практические отрасли: промышленная,
сельского хозяйства, торговли, образования,
науки, политики, массовых коммуникаций,
спорта, искусства. В настоящее время
интенсивно формируются социальная
психология экономики, рекламы, культуры,
досуга и др.

4. В соответствии с основными объектами
исследования современная социальная
психология дифференцировалась на такие
разделы, как:

  • социальная психология личности,

  • психология межличностного взаимодействия
    (общения и отношений),

  • психология малых групп,

  • психология межгруппового взаимодействия,

  • психология больших социальных групп
    и массовых явлений.

Структуру современной социальной
психологии невозможно понять, не
рассмотрев процессы ее интеграции в
системе других наук. Как минимум,
выделяются два основных контура
интеграции: внешний и внутренний.

Внешний психологический контур
интеграции
относится к ее объединению
с многочисленными психологическими
отраслями, на стыке с которыми возникли
относительно самостоятельные подотрасли
— части социальной психологии. Например:
социальная психология личности
сформировалась как результат интеграции
социальной психологии с психологией
личности, а социальная психология труда
— социальной психологии с психологией
труда и т. д. Можно констатировать, что
в итоге такой интеграции к концу 90-х
годов XX века уже оформилось порядка 10
подотраслей социальной психологии.

Внутренний социально-психологический
контур интеграции
относится к развитию
самой социальной психологии и проявляется
в процессах объединения разделяющихся
составных частей социальной психологии,
появившихся в результате процессов ее
дифференциации, о которых шла речь выше.

Во-первых, внутренняя интеграция касается
одновременного применения теоретического,
эмпирического и практического методов
анализа социально-психологических
явлений, что неизбежно порождает
комплексные типы исследований в
социальной психологии, например:
теоретико-экспериментальные,
экспериментально-прикладные и т. п.

Во-вторых, она ярко проявляется в
одновременном изучении различных
взаимосвязанных объектов социальной
психологии, например: личности и малых
трудовых групп (бригад) в организации,
малых групп в больших социальных группах,
личности (например, лидера) в большой
социальной группе (например, партии или
общественном движении) и т, д.

В-третьих, наиболее очевидным направлением
внутренней интеграции является
объединение тех частей социальной
психологии, которые дифференцировались
по видам жизнедеятельности людей и
сферам общественной жизни.

Предмет, задачи, методы социальной психологии — Студопедия

Активная дискуссия о предмете социальной психологии развернулась в конце 1950-х — на­чале 1960-х гг. XX в. Начало дискуссии положила статья А. Г. Ковзлева(1959г\), вкоторой рассматривались два основных вопроса:

1)понимание предмета социальной психологии и круга ее задач;

2)соотношение социальной психологии с психологией, с одной стороны, и социологией —с другой стороны.

О предмете социальной психологии нет обще­принятого представления. Это обусловлено вы­сокой сложностью социально-психологических феноменов, фактов и закономерностей. Поэто­му каждое психологическое направление выде­ляет свой круг ведущих проблем.

Существуют два основных подхода к во­просу о предмете социальной психологии.

Первыйпонимает социальную психологию как науку о массовых явлениях психики. Второй— главным предметом исследования считает личность. В процессе обсуждений обо­значился третийподход, рассматривающий социальную психологию как науку, изучающую как массовые психические процессы, так и по­ложение личности в группе.

Обобщая существующие разнообразные определения, можно сказать следующее; социальная психология — это отрасль психо­логической науки, которая изучает факты, закономерности и механизмы поведения, общения и деятельности личностей, обуслов­ленные включенностью их в социальные общности, а также психологические особенно­сти этих общностей.

Из определения вытекает, что предметом социальной психологии являются факты, закономерности и механизмы поведения, общения и деятельности отдельных личностей и групп, связанные с их включенностью в со­циальные общности.



Помнению А. Н. Сухова, А. А. Бодалева и других существует подход, который разделяет предмет теоретической социальной психологии(изучение закономерностей возникнове­ния, функционирования и проявления социаль­но-психологических явлений намакро-, среднем и микроуровне в различных сферах, в нормаль­ных, осложненных и экстремальных условиях) и предмет прикладной социальной психо­логии(закономерности психодиагностики, консультирования и применения психотехнологий в сфере социально-психологических явлений).

Сфера собственных интересов социальной психологии просматривается довольно четко, что и позволяет отграничить ее как от проблем социологии, так и от проблем общей психологии.

Оглавление

Предмет
социальной психологии. Дискуссия о
предмете социальной психологии. Основные
задачи и проблемы исследований. 2

Этапы
развития и основные теоретические
направления в социальной психологии. 10

Теории
социального взаимодействия: общая
характеристика 10

Средства
коммуникации: вербальные и невербальные
их роль в коммуникации. 10

Теории
когнитивного соответствия: общая
характеристика. 12

Понятия
социального взаимодействия: структура,
динамика, виды. 15

Понятие
общения: факторы, определяющие
эффективность. Модель коммуникации
Лассуэлла Г. 17

Понятие
группы в социальной психологии.
Классификация групп. Основные проблемы
исследований. 18

Исследования
конформности в социальной психологии. 21

Социальное
познание: понятие, характеристика
основных направлений исследований в
социальной психологии. 23

Исследования формирования первого
впечатления. Точность межличностного
восприятия. 23

Групповая
динамика в малой группе и эффективность
групповой деятельности. 26

Средства
и механизмы воздействия в процессе
коммуникации: убеждение, внушение. 32

Понятия
социальной установки и социального
стереотипа. Их роль в социальной
перцепции. 32

Содержание
и эффекты межличностного атрибуции.
Виды восприятия. 33

Роль
атрибуции в межличностном познании.
Понятие и ошибки атрибуции. 33

Исследования
коммуникации. Эффекты коммуникации 35

Исследования
процесса принятия группового решения
в социальной психологии. 44

Методы
исследования в социальной психологии. 49

Социально-психологические
исследования лидерства. Лидерство и
руководство в малой группе. 54

Предмет социальной психологии. Дискуссия о предмете социальной психологии. Основные задачи и проблемы исследований.

Дискуссия
о предмете социальной психологии.
В
истории советской социальной
психологии можно выделить два этапа
этой дискуссии: 20-е гг. и конец 50-х —
начало 60-х гг. Оба эти этапа имеют не
только исторический интерес, но и
помогают более глубоко понять место
социальной психологии в системе научного
знания
и способствуют выработке более точного
определения ее предмета.

В 20-е
гг., т.е. в первые годы Советской власти,
дискуссия о предмете социальной
психологии была стимулирована двумя
обстоятельствами. С одной стороны,
сама жизнь в условиях послереволюционного
общества выдвинула задачу разработки
социально-психологической проблематики.
С другой стороны, идейная борьба тех
лет неизбежно захватила и область
социально-психологического знания. Как
известно, эта идейная борьба развернулась
в те годы между материалистической и
идеалистической психологией, когда вся
психология как наука переживала период
острой
ломки своих философских, методологических
оснований. Для судьбы социальной
психологии особое значение имела точка
зрения Г.И. Челпанова, который,
защищая позиции идеалистической
психологии, предложил разделить
психологию
на две части: социальную и собственно
психологию. Социальная психология,
по его мнению, должна разрабатываться
в рамках марксизма, а собственно
психология должна остаться эмпирической
наукой, не зависимой от мировоззрения
вообще и от марксизма в частности. Такая
точка зрения
формально была за признание права
социальной психологии на существование,
однако ценой отлучения от марксистских
философских основ другой части психологии.

Позиция
Г.И. Челпанова оказалась неприемлемой
для тех психологов, которые
принимали идею перестройки философских
оснований всей психологии, включения
ее в систему марксистского знания.
Возражения
Челпанову приняли различные формы.

Прежде
всего была высказана идея о том, что,
поскольку, будучи интерпретирована
с точки зрения марксистской философии,
вся психология становится
социальной, нет необходимости выделять
еще какую-то специальную социальную
психологию: просто единая психология
должна быть подразделена на психологию
индивида и психологию коллектива. Эта
точка зрения получила свое отражение
в работах В.А. Артемова. Другой подход
был предложен с
точки зрения получившей в те годы
популярность реактологии. Здесь, такжевопреки
Челпанову, предлагалось сохранение
единства психологии, но в данном случае
путем распространения на поведение
человека в коллективе метода реактологии.
Конкретно это означало, что коллектив
понимался лишь как единая реакция
его членов на единый раздражитель, а
задачей социальной психологии было
измерение
скорости, силы и динамизма этих
коллективных реакций. Методология
реактологии была развита К.Н. Корниловым,
соответственно ему же принадлежит и
реактологический
подход к социальной психологии.

Своеобразное
опровержение точки зрения Челпанова
было предложено и видным
психологом П.П. Блонским, который одним
из первых поставил вопрос о необходимости
анализа роли социальной среды при
характеристике психики человека.
Для него «социальность» рассматривалась
как особая деятельность людей, связанная
с другими людьми. Под такое понимание
социальности подходила и «деятельность»
животных. Поэтому предложение Блонского
заключалось в том, чтобы
включить психологию как биологическую
науку в круг социальных проблем.
Противоречие между социальной и
какой-либо другой психологией здесь
также снималось.

Еще
одно возражение Челпанову исходило от
выдающегося советского физиолога
В.М. Бехтерева. Как известно, Бехтерев
выступал с предложением создать особую
науку — рефлексологию. Определенную
отрасль ее он предложил использовать
для решения социально-психологических
проблем. Эту
отрасль
Бехтерев
назвал «коллективной рефлексологией»
и считал, что ее предмет — это поведение
коллективов, поведение личности в
коллективе, условия возникновения
социальных
объединений, особенности их деятельности,
взаимоотношения их
членов.
Для Бехтерева такое понимание коллективной
рефлексологии представлялось
преодолением субъективистской социальной
психологии. Это преодоление
он видел в том, что все проблемы коллективов
толковались как соотношение
внешних влияний с двигательными и
мимико-соматическими реакциями
их членов. Социально-психологический
подход должен был быть обеспечен
соединением принципов рефлексологии
(механизмы объединения людей в коллективы)
и социологии (особенности коллективов
и их отношения с условиями жизни и
классовой борьбы в обществе). В конечном
итоге предмет коллективной рефлексологии
определялся следующим образом: «изучение
возникновения, развития
и деятельности собраний и сборищ…,
проявляющих свою соборную соотносительную
деятельность как целое, благодаря
взаимному общению друг с другом
входящих в них индивидов».

Хотя в
таком подходе и содержалась полезная
идея, утверждающая, что коллектив
есть нечто целое, в котором возникают
новые качества и свойства, возможные
лишь при взаимодействии людей, общая
методологическая платформа оказывалась
весьма уязвимой. Вопреки замыслу, эти
особые качества и свойства интерпретировались
как развивающиеся по тем же законам,
что и качества индивидов.
Это было данью механицизму, который
пронизывал всю систему рефлексологии:
хотя личность и объявлялась продуктом
общества, но при конкретном
ее рассмотрении в основу были положены
ее биологические особенности и,
прежде всего социальные инстинкты.
Более того, при анализе социальных
связей личности
для их объяснения по существу допускались
законы неорганического мира (закон
тяготения, закон сохранения энергии),
хотя сама идея такой редукции и подверглась
критике. Поэтому, несмотря на отдельные,
имеющие большое значение для
развития социальной психологии находки,
в целом рефлексологическая концепция
Бехтерева не стала основой подлинно
научной социальной психологии.

Особенно
радикальными оказались те предложения,
которые были высказаны относительно
перестройки социальной психологии в
связи с дискуссией, развернувшейся
в те годы по поводу понимания идеологии.
М.А. Рейснер, например,

предлагал построить
марксистскую социальную психологию
путем прямого соотнесения
с историческим материализмом ряда
психологических и физиологических
теорий. Но, поскольку сама психология
должна строиться на учении
об условных рефлексах, в
социально-психологической сфере
допускалось прямое
отождествление условных рефлексов,
например, с надстройкой, а безусловных
— с системой производственных отношений.
В конечном счете социальная
психология объявлялась наукой о
социальных раздражителях разных видов
и типов.

Таким
образом, несмотря на субъективное
желание многих психологов создать
марксистскую социальную психологию,
такая задача в 20-е гг. не была выполнена.
Хотя
отпор точке зрения Челпанова и был
сделан достаточно
решительно,
ключевые методологические проблемы
психологии не были решены.

Стремясь противостоять идеалистическому
подходу, исследователи сплошь и рядом
оказывались в плену позитивистской
философии, конкретным и специфическим
проявлением
которой явился механицизм. Кроме того,
не было четкости и относительно
предмета социальной психологии: по
существу были смешаны две
проблемы,
или два различных понимания предмета
социальной психологии
.
С
одной
стороны,
социальная психология отождествлялась
с учением о социальной
детерминации
психических процессов; с другой стороны,
предполагалось
исследование
особого класса явлений, порождаемых
совместной деятельностью
людей
и прежде всего явлений, связанных с
коллективом.

Те, которые принимали первую
трактовку (и только ее), справедливо
утверждали, что результатом перестройки
всей психологии на марксистской
материалистической основе должно быть
превращение всей психологии в социальную.
Тогда никакая особая социальная
психология
не требуется. Это решение хорошо
согласовывалось и с критикой позиции
Челпанова. Те же, кто видели вторую
задачу социальной психологии —
исследование поведения личности в
коллективе и самих коллективов, — не
смогли предложить адекватное решение
проблем, используя в качестве
методологических основ
марксистскую философию.

Результатом
этой борьбы мнений явился тот факт, что
лишь первая из
обозначенных
трактовок предмета социальной психологии
получила права
гражданства
— как учение о социальной детерминации
психики
.
Поскольку в этом понимании никакого
самостоятельного статуса для социальной
психологии не предполагалось, попытки
построения ее как особой дисциплины
(или хотя бы как особой части психологической
науки) прекратились на довольно длительный
срок. Социология же в эти годы вообще
оказалась под ударом, поэтому о
существовании социальной психологии
в ее рамках вопрос вообще не поднимался.
Более того, тот факт, что социальная
психология в то же время продолжала
развиваться на Западе, притом
в рамках немарксистской традиции, привел
некоторых психологов к отождествлению
социальной психологии вообще лишь с ее
«буржуазным» вариантом,
исключив саму возможность существования
социальной психологии в нашей
стране. Само понятие «социальная
психология» стало интерпретироваться
как синоним реакционной дисциплины,
как атрибут лишь буржуазного мировоззрения.

Именно
в этом смысле и говорят о наступившем
на длительный период «перерыве»
в развитии социальной психологии. Однако
термин этот может быть употреблен лишь
в относительном значении. Действительно,
имел место перерыв в самостоятельном
существовании социальной психологии
в нашей стране, что не
исключало
реального существования отдельных
исследований, являющихся по
своему
предмету строго социально-психологическими
.
Эти исследования были продиктованы
потребностями общественной практики,
прежде всего педагогической. Так,
изучение вопросов коллектива было
сконцентрировано в сфере педагогической
науки,
где работы А.С. Макаренко, А.С. Залужного
имели отнюдь не только чистопедагогическое
значение. Точно
так же ряд проблем социальной психологии
продолжал
разрабатываться в рамках философии, в
частности проблемы
общественной
психологии классов и групп.

Здесь становление марксистской традиции
в социально-психологическом знании
осуществлялось с меньшими трудностями,
поскольку философия в целом была
рассмотрена как составная часть
марксизма.
Особо следует сказать и о том, как
развивалась социально-психологическая
мысль в рамках психологической науки.
Важнейшую роль здесь сыграли
исследования Л.С. Выготского. Можно
выделить два круга вопросов в работах
Выготского, которые имеют непосредственное
отношение к развитию социальной
психологии.

С одной
стороны, это учение Выготского о высших
психических функциях, которое
в значительной степени решало задачу
выявления социальной детерминации
психики
(т.е., выражаясь языком дискуссии 20-х
гг., «делало всю психологию социальной»).
Доказав, что высшие психические функции
(произвольное запоминание,
активное внимание, отвлеченное мышление,
волевое действие) нельзя понять
как непосредственные функции мозга,
Л.С. Выготский пришел к выводу, что для
понимания сущности этих функций
необходимо выйти за пределы организма
и искать корни их в общественных условиях
жизни. Усвоение общественного опыта
изменяет не только содержание психической
жизни, но и создает новые формы психических
процессов, которые принимают вид высших
психических функций, отличающих
человека от животных. Таким образом,
конкретные формы общественно-исторической
деятельности становятся решающими для
научного понимания
формирования психических процессов,
естественные законы работы мозга
приобретают новые свойства, включаясь
в систему общественно-исторических
отношений.
Начав с идеи об историческом происхождении
высших психических функций, Выготский
развил далее мысль о культурно-исторической
детерминации самого процесса развития
всех психических процессов. Две известные
гипотезы Выготского (об опосредованном
характере психических функций человека
и о происхождении
внутренних психических процессов их
деятельности, первоначально
«интерпсихической»)
позволяли сделать вывод, что главный
механизм развития психики — это механизм
усвоения социально-исторических
форм деятельности. Такая трактовка
проблем общей психологии давала солидную
основу для решения собственно
социально-психологических проблем.

С другой
стороны, в работах Л.С. Выготского
решались и в более непосредственной
форме социально-психологические вопросы,
в частности высказывалось
специфическое понимание предмета
социальной психологии. Оно исходило
из критики того понимания, которое было
свойственно В. Вундту, развивавшему
концепцию «психологии народов».
Социальная психология, или «психология
народов», как ее понимал Вундт,
рассматривала в качестве своего предмета
язык, мифы, обычаи, искусство, религию,
которые Выготский назвал «сгустками
идеологии», «кристаллами». По его мнению,
задача
психолога заключается не в том, чтобы
изучать эти «кристаллы», а в том, чтобы
изучить сам «раствор». Но «раствор»
нельзя изучить так, как предлагает
Бехтерев,
т.е. вывести коллективную психику из
индивидуальной. Выготский не соглашается
с той точкой зрения, что дело социальной
психологии — изучение психики
собирательной личности. Психика
отдельного лица тоже социальна, поэтому
она и составляет предмет социальной
психологии. В
этом смысле
социальная
психология отличается от коллективной
психологии: «предмет
социальной
психологии — психика отдельного
человека, а коллективной — личная
психология в условиях коллективного
проявления (например, войска, церкви)»
.

На первый
взгляд кажется, что эта позиция сильно
отличается от современного
взгляда на социальную психологию, как
она была нами условно определена.
Но в действительности отличие здесь
чисто терминологическое: Выготский
сравнивает не «общую» и «социальную»
психологию (как это обычно делается
теперь), а «социальную» и «коллективную».
Но легко видеть, что «социальная»
психология для него — это та самая общая
психология, которая усвоила
идею культурно-исторической детерминации
психики (в терминологии 20-х гг.
— это такая общая психология, которая
«вся стала социальной»). Термином же
«коллективная
психология» Выготский обозначает тот
самый второй аспект понимания
социальной психологии, который не сумели
увидеть многие другие психологи
20-х гг. или относительно которой они не
сумели найти подлинно научной методологии
исследования.

Поэтому
можно по праву утверждать, что идеи
Выготского, высказанные им в 20-е
гг. и позже, в 30-е гг. явились необходимой
предпосылкой, сформировавшейся внутри
психологической науки, для того чтобы
впоследствии наиболее точно определить
предмет социальной психологии.

Современные
представления о предмете социальной
психологии.
В
конце 50-х
— начале 60-х гг. развернулся второй этап
дискуссии о предмете социальной
психологии.
Два обстоятельства способствовали
новому обсуждению этой проблемы.

Во-первых,
все расширяющиеся запросы практики.
Решение основных экономических,
социальных и политических проблем
позволило более пристально анализировать
психологическую сторону различных
проявлений общественной жизни.
Активное обратное воздействие на ход
объективных процессов должно быть
особенно
детально исследовано в современных
условиях, когда психологический,
«человеческий»
фактор приобретает столь значительную
роль. Механизмы конкретного
взаимодействия общества и личности в
этих условиях должны быть исследованы
не только на социологическом, но и на
социально-психологическом уровне.

Во-вторых,
к моменту, когда все эти проблемы с
особой остротой были поставлены
жизнью, произошли серьезные изменения
и в области самой психологической
науки. Советская психология, осуществляя
свою радикальную перестройку
на базе марксистской философии,
превратилась к этому времени в развитую
дисциплину, располагающую и солидными
теоретическими работами, и широко
разветвленной практикой экспериментальных
исследований. Значительно возросла
квалификация исследователей как в
профессиональном, так и в методологическом
плане. К этому же времени произошли
изменения в общей духовной
жизни общества, что было связано с
некоторым смягчением идеологического
пресса и начавшейся «оттепелью» и
позволило обсуждать судьбу социальной
психологии не в качестве «буржуазной
науки». Таким образом, были созданы и
необходимые субъективные предпосылки
для нового обсуждения вопроса о
судьбах социальной психологии, о ее
предмете, задачах, методах, а также о ее
месте
в системе наук. Обсуждение этих вопросов
на новом уровне становилось не только
необходимым, но и возможным.

Дискуссия
началась в 1959 г. статьей А.Г. Ковалева,
опубликованной в журнале
«Вестник ЛГУ», после чего была продолжена
на Втором Всесоюзном съезде психологов
в 1963 г., а также на страницах журнала
«Вопросы философии».
Основная полемика касалась двух вопросов:
1) понимания
предмета социальной психологии и
соответственно круга ее задач; 2)
соотношения
социальной психологии с психологией,
с одной стороны, и с социологией
— с другой. Несмотря на обилие нюансов
различных точек зрения, все они
могут быть сгруппированы в несколько
основных подходов.

Так, по
вопросу о предмете социальной психологии
сложились три подхода. Первый
из них, получивший преимущественное
распространение среди социологов,
понимал
социальную психологию как науку о
«массовидных явлениях психики».

В рамках этого подхода разные исследователи
выделяли разные явления, подходящие
под это определение;
иногда больший акцент делался на изучение
психологии классов,
других больших социальных общностей и
в этой связи на таких отдельных
элементах,
сторонах общественной психологии групп,
как традиции, нравы, обычаи и
пр.
В
других случаях большее внимание уделялось
формированию общественного мнения,
таким специфическим массовым явлениям,
как мода и пр
.
Наконец, внутри этого
же подхода почти все единодушно говорили
о необходимости изучения коллективов.
Большинство
социологов определенно трактовали
предмет социальной
психологии
как исследование общественной психологии
(соответственно были
разведены
термины: «общественная психология» —
уровень общественного
сознания,
характерный для отдельных социальных
групп, прежде всего классов, и
«социальная
психология» — наука об этой общественной
психологии).

Второй
подход, напротив, видит главным предметом
исследования
социальной
психологии личность
.
Оттенки здесь проявлялись лишь в том,
в каком контексте
предполагалось исследование личности.
С одной стороны, больший акцент делался
на психологические черты, особенности
личности, типологию личностей. С другой
стороны, выделялись положение личности
в группе, межличностные отношения,
вся система общения. Позднее с точки
зрения этого подхода дискуссионным
оказался вопрос о месте «психологии
личности» в системе психологического
знания (есть ли это раздел общей
психологии, эквивалент социальной
психологии или вообще самостоятельная
область исследований). Часто в защиту
описанного подхода приводился такой
аргумент, что он гораздо более
«психологичен»,
что лишь на этом пути можно представить
себе социальную психологию
как органическую часть психологии, как
разновидность именно психологического
знания. Логично,
что подобный подход в большей степени
оказался
популярным среди психологов
.

Наконец,
в ходе дискуссии обозначился и третий
подход к вопросу. В каком-то смысле с
его помощью пытались синтезировать два
предыдущих.

Социальная психология была рассмотрена
здесь как наука, изучающая и массовые
психические процессы,
и положение личности в группе. В
этом случае, естественно, проблематика
социальной психологии представлялась
достаточно широкой, практически весь
круг вопросов, рассматриваемых в
различных школах социальной психологии,
включался тем самым в ее предмет.

Были предприняты попытки дать полную
схему изучаемых проблем
в рамках этого подхода. Наиболее широкий
перечень содержала схема, предложенная
Б.Д. Парыгиным, по мнению которого
социальная психология изучает: 1)
социальную психологию личности; 2)
социальную психологию общностей и
общения; 3) социальные отношения; 4) формы
духовной деятельности.
Согласно В.Н. Мясищеву, социальная
психология исследует: 1) изменения
психической
деятельности людей в группе под влиянием
взаимодействия, 2) особенности
групп, 3) психическую сторону процессов
общества.

Важно,
что при всех частных расхождениях
предложенных схем основная
идея
была общей — предмет социальной
психологии достаточно широк, и можно с
двух
сторон двигаться к его определению —
как со стороны личности, так и со
стороны
массовых психических явлений
.
По-видимому, такое понимание более всего
отвечало реально складывающейся практике
исследований, а значит, и практическим
запросам общества; именно поэтому оно
и оказалось если не единогласно принятым,
то, во всяком случае, наиболее укоренившимся.

Но
согласие в понимании круга задач,
решаемых социальной психологией, еще
не означает согласия в понимании ее
соотношения с психологией и социологией.
Поэтому
относительно самостоятельно дискутируется
вопрос о «границах» социальной
психологии. Здесь можно выделить четыре
позиции: 1) социальная психология
есть часть социологии; 2) социальная
психология есть часть психологии; 3)
социальная психология есть наука «на
стыке» психологии и социологии, причем
сам
«стык» понимается двояко: а) социальная
психология отторгает определенную
часть
психологии и определенную часть
социологии; б) она захватывает «ничью
землю»
— область, не принадлежащую ни к
социологии, ни к психологии.

Если
воспользоваться предложением американских
социальных психологов Макдэвида
и Харрари (а вопрос о месте социальной
психологии в системе наук обсуждается
не менее активно и в американской
литературе), то все указанные позиции
можно свести к двум подходам:
интрадисциплинарному и интердисциплинарному.
Иными словами, место социальной психологии
можно стремиться отыскать внутри одной
из «родительских» дисциплин или на
границах между
ними.

Несмотря
на кажущиеся довольно существенные
различия, все предложенные подходы
по существу останавливаются перед одной
и той же проблемой: какая же «граница»
отделяет социальную психологию от
психологии, с одной стороны, и от
социологии — с другой. Ведь где ни
«помещать» социальную психологию, она
все равно при всех условиях граничит с
этими двумя дисциплинами. Если она часть
психологии,
то где граница именно социально-психологических
исследований внутри
психологии? Социология, если она даже
при таком рассмотрении оказалась за
пределами социальной психологии, все
равно тоже граничит с ней в силу специфики
предмета
той и другой дисциплины. Такое же
рассуждение можно привести и относительно
положения социальной психологии внутри
социологии. Но и при интердисциплинарном
подходе мы не уйдем от вопроса о
«границах»: что значит «на стыке»,
какой частью стыкуются психология и
социология? Или что значит «самостоятельная
дисциплина»: «отсекает» ли она какие-то
части у психологии и социологии или
вообще имеет какие-то абсолютно
самостоятельные области, не захватываемые
никоим образом ни психологией, ни
социологией.

Попробуем
рассмотреть эти «границы» с двух сторон
в отдельности. Что касается
социологии, то ее современная структура
обычно характеризуется при помощи
выделения трех уровней: общей
социологической теории, специальных
социологических
теорий, конкретных социологических
исследований. Следовательно,
в системе теоретического знания имеются
два уровня, каждый из которых соприкасается
непосредственно с проблемами социальной
психологии. На уровне
общей теории исследуются, например,
проблемы соотношения общества и личности,
общественного сознания и социальных
институтов, власти и справедливости
и т.п. Но именно эти же проблемы представляют
интерес и для социальной
психологии. Следовательно, здесь проходит
одна из границ. В области специальных
социологических теорий можно найти
несколько таких, где очевидны и
социально-психологические
подходы, например социология массовых
коммуникаций,
общественного мнения, социология
личности. Пожалуй, именно в этой
сфере особенно трудны разграничения,
и само понятие «границы» весьма условно.
Можно сказать, что по предмету различий
часто обнаружить не удается, они
прослеживаются
лишь при помощи выделения специфических
аспектов исследования,
специфического угла зрения на ту же
самую проблему.

(не
знаю нужно ли здесь добавлять о том, что
предмет может зависеть от предметов
социологии и психологии, смотря где
определить место соц.психологии, если
посчитаете нужным-добавлю

Этапы развития и основные теоретические
направления в социальной психологии.

Теории социального взаимодействия:
общая характеристика

Средства коммуникации: вербальные и
невербальные их роль в коммуникации.

Передача
любой информации возможна
лишь посредством знаков, точнее знаковых
систем. Существует несколько
знаковых систем, которые используются
в коммуникативном процессе,
соответственно им можно построить
классификациюкоммуникативных
процессов. При грубом делении различают
вербальную и невербальную коммуникации,
использующие различные знаковые системы.
Соответственно возникает и многообразие
видов коммуникативного процесса. Каждый
из них необходимо рассмотреть в
отдельности.

Вербальная
коммуникация

– способ передачи информации, который
использует в качестве знаковой системы
человеческую
речь, естественный звуковой язык, т.е.
систему фонетических знаков,
включающую два принципа: лексический
и синтаксический. Речь является
самым универсальным средством
коммуникации, поскольку при передаче
информации при помощи речи менее всего
теряется смысл сообщения. Правда,
этому должна сопутствовать высокая
степень общности понимания ситуации
всеми участниками коммуникативного
процесса.

При
помощи речи осуществляются кодирование
и декодирование информации:
коммуникатор в процессе говорения
кодирует, а реципиент в процессе
слушания декодирует эту информацию.
Термины «говорение» и «слушание»
введены И.А. Зимней как обозначение
психологических компонентов
вербальной коммуникации.

Последовательность
действий говорящего и слушающего
исследована достаточно
подробно. С точки зрения передачи и
восприятия смысла сообщения схема
К — С — Р (коммуникатор — сообщение —
реципиент) асимметрична.

Для
коммуникатора смысл информации
предшествует процессу кодирования
(высказыванию), так как «говорящий»
сначала имеет определенный
замысел, а затем воплощает его в систему
знаков. Для «слушающего»
смысл принимаемого сообщения раскрывается
одновременно с декодированием.
В этом случае особенно отчетливо
проявляется значение ситуации
совместной деятельности: ее осознание
включено в сам процесс декодирования;
раскрытие смысла сообщения немыслимо
вне этой ситуации.

Точность
понимания слушающим смысла высказывания
может стать очевидной
для коммуникатора лишь тогда, когда
произойдет смена «коммуникативных
ролей» (условный термин, обозначающий
«говорящего» и «слушающего»), т.е. когда
реципиент превратится в коммуникатора
и своим высказыванием
даст знать о том, как он раскрыл смысл
принятой информации. Диалог,
или диалогическая речь, как специфический
вид «разговора» представляет
собой последовательную смену
коммуникативных ролей, в ходе которой
выявляется смысл речевого сообщения,
т.е. происходит то явление, которое
было обозначено как «обогащение, развитие
информации».

Мера
известной согласованности действий
коммуникатора и реципиента в
ситуации попеременного принятия ими
этих ролей в большой степени зависит
от
их включенности в общий контекст
деятельности. Существует много
экспериментальных исследований, в ходе
которых выявлялась эта зависимость (в
частности, исследований, посвященных
установлению уровня оперирования
совместными
значениями употребляемых знаков).
Успешность вербальной коммуникации
в случае диалога определяется тем,
насколько партнерыобеспечивают
тематическую направленность информации,
а также ее двусторонний
характер.

Вообще относительно
использования речи как некоторой
знаковой
системы в процессе коммуникации
справедливо все то, что говорилось
о
сущности
коммуникации в целом. В частности, и при
характеристике диалога
важно
все время иметь в виду, что его ведут
между собой личности,
обладающие
определенными намерениями (интенциями),
т.е. диалог
представляет
собой «активный, двусторонний характер
взаимодействия
партнеров.
Именно это предопределяет необходимость
внимания
к собеседнику,
согласованность,
скоординированность
с ним речи. В противном случае будет
нарушено важнейшее
условие успешности вербальной коммуникации
— понимания смысла
того, что говорит другой, в конечном
счете — понимания, познания другой
личности. Это означает, что посредством
речи не просто «движется
информация», но участники коммуникации
особым способом воздействуют
друг на друга, ориентируют друг друга,
убеждают друг друга, т.е. стремятся
достичь определенного изменении
поведения. Могут существовать две
разные задачи в ориентации партнера по
общению. А.А. Леонтьев предлагает
обозначать их как личностно-речевая
ориентация (ЛРО) и социально-речевая
ориентация (СРО), что отражает не столько
различие адресатов сообщения, сколько
преимущественную тематику, содержание
коммуникации. Само же воздействие может
быть понято различно: оно
может носить характер манипуляции
другим человеком, т.е. прямого навязывания
ему какой-то позиции, а может способствовать
актуализации партнера,
т.е. раскрытию в нем и им самим каких-то
новых возможностей.

В
социальной психологии существует
большое количество экспериментальных
исследований, выясняющих условия и
способы повышения эффекта
речевого воздействия, достаточно
подробно исследованы как формы различных
коммуникативных
барьеров
,
так и способы их преодоления. Так,
выражением
сопротивления принятию информации (а
значит, и оказанному
влиянию)
может быть отключение внимания слушающего,
умышленное
снижение
в своем представлении авторитета
коммуникатора, такое же — умышленное
или неумышленное «непонимание» сообщения:
то ли в силу
специфики
фонетики говорящего, то ли в силу
особенностей его стилистики или
логики
построения текста.(в одном предложении
о барьерах)

Раздел 5. Краткий курс лекций по социальной психологии

Санкт-Петербургское
государственное

образовательное
учреждение

высшего
профессионального образования

«Санкт-Петербургский
Государственный Институт

Психологии
и Социальной Работы»

КАФЕДРА
ПРИКЛАДНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ И ОРГАНИЗАЦИОННОЙ
ПСИХОЛОГИИ

Краткий
курс лекций

по
дисциплине «Социальная психология
»

для
направления подготовки

040400.62
«Социальная работа»

Санкт-Петербург

2012
г.

СОДЕРЖАНИЕ

  • Лекция
    1.

    Введение в социальную психологию

  • Лекция
    2.

    Методы социальной психологии

  • Лекция
    3.

    Социальная психология поведения
    (стереотипы и диспозиции)

  • Лекция
    4.

    Социальные статусы и роли

  • Лекция
    5.

    Взаимодействие и нормативное поведение.

  • Лекция
    6.

    Поведенческие типологии

  • Лекция
    7.
    Побудительные
    детерминанты поведения

  • Лекция
    8.

    Эмоциональный контекст поведения

  • Лекция
    9.

    Интеллектуальные стратегии поведения

  • Лекция
    10.

    Девиантное поведение

  • Лекция
    11.

    Деликвентное поведение

  • Лекция
    12.

    Психологическая защита личности

  • Лекция
    13.

    Психология массы: проблема социального
    влияния

  • Лекция
    14.

    Малые социальные группы

  • Лекция
    15.

    Групповые эффекты

  • Лекция
    16.

    Стихийное поведение в группах

  • Лекция
    17.

    Психологический климат группы

  • Лекция
    18.

    Лидерство как власть

  • Лекция
    19.

    Современные модели лидерства

  • Лекция
    20.

    Управленческое общение как коммуникативная
    деятельность

  • Лекция
    21.

    Вербальные средства коммуникации

  • Лекция
    22.

    Риторические методы управленческого
    общения

  • Лекция
    23.

    Политическая психология

  • Лекция
    24.

    Этническая социальная психология

Лекция 1. Введение в социальную психологию Предмет социальной психологии

Большинство
наших размышлений связано с окружающими
нас людьми.

Социальная
психология

– наука, изучающая закономерности
поведения, деятельности и общения людей,
обусловленные фактором их включения в
социальные группы, а также психологические
характеристики этих групп.

Первый
подход
,
получивший распространение среди
философов и социологов, трактует
социальную психологию как науку о
«массовидных явлениях психики».

Второй
подход
,
предполагает основным предметом
социальную психологию личности. С одной
стороны, больший акцент делается на
психологические особенности личности,
с другой, выделяется положение человека
в коллективе, межличностные отношения,
система общения.

Третий
подход

объединяет два предыдущих. Социальная
психология рассматривается как наука,
изучающая и массовидные явления психики,
и положение личности в группе.

Задачи социальной психологии:

  1. Изучение
    специфики и своеобразия феноменов,
    составляющих общественное сознание
    людей;

  2. Выявление
    закономерностей функционирования
    социально-психологических явления и
    процессов в различных социальных
    условиях.

  3. Анализ
    факторов, обуславливающих специфику
    и эффективность совместной деятельности.

  4. Изучение
    своеобразия явлений и процессов,
    возникающих в малой группе, и их влияния
    на поведение и общение включенных в
    нее людей.

  5. Изучение
    психологии больших социальных групп
    и специфики проявления мотивационных,
    интеллектуально-познавательных,
    эмоционально-волевых и
    коммуникативно-поведенческих особенностей
    представителей этих групп.

  6. Выявление
    роли и значения социально-психологических
    феноменов в религиозной, политической,
    экономической и управленческой
    психологии.

Предмет, задачи и методы социальной психологии. Место социальной психологии в системе научного знания.

Лекция.
Андросенко М.Э.

ЗАДАЧИ
Социальной психологии носят научный
и прикладной
характер.

Задачи
в научном плане:

  1. выявление
    механизмов и особенностей функционирования
    малых и больших групп.

  2. разработка
    критериев и построение их основе
    типологии групп

  3. исследование
    групповых процессов и факторов
    определяющих логику функционирования
    групп

  4. изучение
    механизмов, институтов и специфики
    специализации личности

Задачи
прикладной социальной психологии:

  1. разработка
    методов диагностики различных
    характеристик таких социальных групп
    как организация, семья, класс (школьный)

  2. разработка
    практических рекомендаций по оптимизации
    функционирования данных групп

  3. улучшение
    социально психологического климата в
    социальной группе, профилактика и
    разрешение конфликтов.

Методы
социальной психологии

Используется
обычный комплекс психодиагностических
методик.

Социометрия(предложил Дж. Морено) с помощью социометрии
выявляется характер межличностных
отношений в малой группе, уровень
групповой сплоченности, наличие
группировок, а также социометрические
статусы каждого члена группы.

Существует
много модификаций социометрии (методов)их
разрабатывал Яков Коломинский


референдометрия


аутометрия

Изучение
межличностных отношений напр. в детской
группе разработаны социометричкеские
методики «секрет» (автор Т.А. Репина –
сотрудник Коломинского)

Разрабатывались
разные шкалы для оценки социальной
установки (аттитюдов) напр. шкала
Терстоуна
.

Место
в социальной психологии и основные
этапы ее развития.

Первоначально
социально психологические проблемы
(проблемы лидерства) разрабатывались
в русле философских учений. Начало
самостоятельного существования
датируется 1908 г. когда появились работы
Мак Даугала и Росса (они ввели термин
социальная психология).

Выделяют
следующие этапы в развитии социальной
психологии:


социометрическое направление(Мариино, Коломинский), которые изучали
внутригрупповые отношения


общепсихологический подход, согласно
которому данные об индивидуальном
поведении, особенностей когнитивных
процессов, мотивация отдельного человека,
можно использовать для анализа группового
поведения в частности этотеории
когнитивного взаимодействия.

– теории
поля (шкала групповой динамики) – основал
Курт Левин, он считал, что поведение
человека – это результат взаимовлияния
различных сил (детерминант) психологического
поля, в которое включен человек. В рамках
этого подхода изучались такие феномены
групповой динамики как сплоченность,
группообразование, социальная власть
(проблемы лидерства), внутри группового
давления, групповых притязаний итд.


интерационисткое направление
(взаимодействие). Согласно этому подходу
группа представляет собой систему
взаимодейтсивующих индивидов и их
существование в группе можно описать
с помощью трех основных понятий:

  1. индивидуальная
    активность

  2. взаимодейстиве

  3. отношения

Место социальной психологии в системе научного знания

Подход
к проблеме.
Само
сочетание слов указывает на специфическое
место, которое занимает эта дисциплина
в системе научного знания. Возникнув
на стыке наук — психологии и социологии,
социальная психология до сих пор
сохраняет свой особый статус. Это
приводит к тому, что каждая из «родительских»
дисциплин довольно охотно включает ее
в себя в качестве составной части. Такая
неоднозначность положения научной
дисциплины имеет много различных причин.
Главной из них является объективное
существование такого класса фактов
общественной жизни, которые сами по
себе могут быть исследованы лишь при
помощи объединенных усилий двух наук:
психологии и социологии. С одной стороны,
любое общественное явление имеет свой
«психологический» аспект, поскольку
общественные закономерности проявляются
не иначе как через деятельность людей,
а люди действуют, будучи наделенными
сознанием и волей. С другой стороны, в
ситуациях совместной деятельности
людей возникают совершенно особые типы
связей между ними, связей общения и
взаимодействия, и анализ их невозможен
вне системы психологического знания.

Другой
причиной двойственного положения
социальной психологии является сама
история становления этой дисциплины,
которая вызревала в недрах одновременно
и психологического, и социологического
знания и в полном смысле слова родилась
«на перекрестке» этих двух наук. Все
это создает немалые трудности как в
определении предмета социальной
психологии, так и в выявлении круга ее
проблем.

Вместе
с тем потребности практики общественного
развития диктуют необходимость
исследования таких пограничных проблем,
и вряд ли можно «ожидать» окончательного
решения вопроса о предмете социальной
психологии для их решения. Запросы на
социально-психологические исследования
в условиях современного этапа развития
общества поступают буквально из всех
сфер общественной жизни, особенно в
связи с тем, что в каждой из них сегодня
происходят радикальные изменения. Такие
запросы следуют из области промышленного
производства, различных сфер воспитания,
системы массовой информации, области
демографической политики, борьбы с
антиобщественным поведением, спорта,
сферы обслуживания и т.д. Можно утверждать,
что практические запросы опережают
развитие теоретического знания в
социальной психологии.

Все
это, несомненно, стимулирует интенсивное
развитие социальной психологии на
современном этапе. Необходимость этого
усугубляется еще двумя обстоятельствами.
Во-первых, тем, что в истории существования
советской социальной психологии как
самостоятельной науки был довольно
длительный перерыв и новый этап бурного
оживления социально-психологических
исследований начался лишь в конце 50-х
— начале 60-х годов. Во-вторых, тем, что
социальная психология по своему существу
является наукой, стоящей весьма близко
к острым социальным и политическим
проблемам, а потому принципиально
возможно использование ее результатов
различными общественными силами.
Социальная психология на Западе имеет
весьма солидную историю, которая также
убедительно подтверждает эту истину.

Таким
образом, для социальной психологии,
как, может быть, ни для какой другой
науки, актуально одновременное решение
двух задач: и выработки практических
рекомендаций, полученных в ходе прикладных
исследований, столь

необходимых
практике, и «достраивание» своего
собственного здания как целостной
системы научного знания с уточнением
своего предмета, разработкой специальных
теорий и специальной методологии
исследований.

Приступая
к решению этих задач, естественно,
необходимо, пока не прибегая к точным
дефинициям, очертить круг проблем
социальной психологии, чтобы более
строго определить задачи, которые могут
быть решены средствами этой дисциплины.
Мы исходим при этом из принятия той
точки зрения, что, несмотря на пограничный
характер, социальная психология является
частью психологии (хотя существуют и
другие точки зрения, например, отнесение
социальной психологии к социологии).
Следовательно, определение круга ее
проблем будет означать выделение из
психологической проблематики тех
вопросов, которые относятся к компетенции
именно социальной психологии. Поскольку
психологическая наука в нашей стране
в определении своего предмета исходит
из принципа деятельности, можно условно
обозначить специфику социальной
психологии как изучение закономерностей
поведения и деятельности людей,
обусловленных включением их в социальные
группы, а также психологических
характеристик самих этих групп.

К
такому пониманию своего предмета
социальная психология пришла не сразу,
и поэтому для уяснения вопроса полезно
проанализировать содержание тех
дискуссий, которые имели место в ее
истории.

Базовая психология — Викиверситет

Добро пожаловать в Базовая психология , цель этого раздела — подготовить вас к продвинутому курсу психологии, например, «Введение в психологию» или «Продвинутая психология».

К концу этого раздела учащийся сможет:

  • Кратко опишите психологию, выделите известных психологов и опишите ключевые эксперименты.
  • Оцените важность психологических принципов в их применении в повседневной жизни.
  • Поймите, насколько этика играет важную роль во многих науках, и кратко опишите этику.
  • Понимать, оценивать и подробно описывать социальное поведение.
  • Понять, как и почему работает мозг, центральная и периферическая нервная система, а также развитие человека.
  • Понять, чем других животных отличаются от людей психологически.
  • Введение в психологию как науку

Тест лекций (без оценки)

Assessment Piece (Эссе по этике)

  • Социальная психология
    1. Введение в социальное поведение
    2. Поведение в группах

Тестовый образец (эмпирическая исследовательская деятельность)

  • Человеческое развитие
  • Мозг и нервная система
    1. Центральная нервная система
    2. Периферическая нервная система

Тестовый образец (Эссе о мозге или нервной системе)

  • Поведение животных (кроме людей)

Завершение курса [редактировать | править источник]

Требуется оценка 64% или выше (определяется баллами в оценочных заданиях и финальным тестом.)

Первая лекция: Краткое введение в психологию [править | править источник]

Почему люди чувствуют, думают и действуют именно так? Ответ на этот вопрос ищут психологи уже более века. Эта лекция служит очень общим введением в эту область. В этой лекции мы будем использовать в качестве примера «Донна — аутичная женщина».

Определение психологии [править | править источник]

Психология (древнегреческий, psyche = душа и logos = слово) — это научное исследование поведения и психических процессов человека и животных.Люди с разными подходами по-разному смотрят на психологию; например, гуманистический подход рассматривает психологию с точки зрения помощи другим, тогда как объективистский подход рассматривает психологию как открытие законов, управляющих человеческим поведением. Многие люди изучают психологию, чтобы сделать карьеру клинического или консультативного психолога, и они могут рассматривать психологию как помощь тем, у кого есть психические проблемы (например, аутизм Донны), или как помощь студенту в преодолении тестовой тревожности. Хотя психологию можно определять по-разному, для понимания профессии психолога полезно прийти к единому стандартному определению: в этом учебнике «Психология — это систематическое научное исследование поведения, психических и физиологических процессов.»

Цели психологии [править | править источник]

Если бы вы были психологом, изучающим поведение «Донны», вы бы поставили перед собой четыре основные цели. Вы хотели бы, описать , объяснить , предсказать и контролировать ее поведение.

  1. Опишите:
    1. Первая цель психологии — описать различные способы поведения организмов или, в данном случае, Донны.
        1. Когда психологи научатся описывать поведение, им становится легче понять и объяснить это поведение.Это подводит нас к следующей цели;
  2. Объясните:
      1. Вторая цель психологии — объяснить причины такого поведения
        1. Умение описывать и объяснять поведение помогает психологу в конечном итоге контролировать поведение.
  3. Прогноз:
    1. Третья цель психологии — предсказать, какое поведение будет происходить дальше в определенных ситуациях.
      1. Предсказать поведение сложно, если оно еще не изучено
        1. Психолог может попытаться предсказать поведение, просто используя прошлые примеры такого поведения.
  4. Контроль:
      1. Четвертая цель (хотя иногда и необязательная) — контролировать поведение организма или, в нашем примере, поведения Донны, но психологи-консультанты и клинические психологи пытаются добиться этого с помощью психотерапии. Экспериментальные психологи и психологи, ориентированные на поведение, используют подкрепление и наказание для управления поведением.
      2. Контролировать поведение людей с расстройствами может быть очень сложно, но изменение поведения — это работа клинических психологов и психологов-консультантов.
        1. в некоторых ситуациях психологи-экспериментаторы могут использовать наркотики на животных и т. Д.
        2. в некоторых ситуациях может потребоваться рекомендация психолога по другим формам контроля, которые будут выполняться другими специалистами (например, удаление школьным персоналом ребенка с поведенческими расстройствами из класса; госпитализация психиатром для контроля суицидального поведения, продолжающееся тюремное заключение со стороны правоохранительных органов для тех, кто склонен продолжать совершать преступления и т. д.).

.

социальная психология | Примеры предложений

социальной психологии еще нет в Кембриджском словаре. Ты можешь помочь!

Понимая влияние межличностных настроек на естественные процессы развития, мы можем достичь более полной социальной психологии когнитивного и личностного развития.Здесь можно сделать важные ссылки на существующие исследования в области социальной психологии и социологии.

Теоретики языка в 1970-х начали осознавать важность социальной психологии для своей работы, и социолингвистика быстро продвинулась вперед.

Дисциплина обратилась к другим направлениям — бихевиоризм, гештальт, исследования восприятия, социальная психология .В 1940-х годах экспериментальная социальная психология подверглась кратковременному влиянию неиндивидуалистической социальной онтологии, для которой групповые явления были реальными.

Сейчас идет оживленная дискуссия о том, что социальная психология говорит нам о чертах характера и что это может означать для теории добродетели.Вместо этого классическая социальная психология привлекла большое внимание, выставив ожидания от нормативного поведения как наивные.

В целевой статье мы утверждали, что современная социальная психология характеризуется постоянной озабоченностью проблемным поведением и неправильным познанием.

Когда данные будут последовательно представлены в сбалансированной форме, мы сделаем важный шаг к сбалансированной социальной психологии .В заключение мы хотели бы подтвердить нашу надежду на то, что реформа принесет пользу социальная психология .

Это свидетельствует о том, насколько мало понимания социальных психологии дает понимание того, как люди делают что-то хорошо.

Левиниан социальная психология предоставила относительно недолговечную альтернативу, которая пыталась отдать должное жизни групп, но ограничивала их историю.Этот вывод согласуется с общими теориями воздействия стресса на производительность, обнаруженными в областях социальной психологии и спортивной медицины.

Недавно я с отличием преподавал вводный социальный психологический класс — это одни из самых умных и вдумчивых студентов в психологии.Классический социальный Психология сосредоточена на объяснении ближайших вопросов, связанных с поведением многих людей, например, как восприятие власти влияет на послушание или подчинение?

Цель демонстрации того, что люди систематически недооценивают или переоценивают количество, стала парадигмой социальной психологии .Его основные исследовательские интересы — восприятие музыки в раннем детстве и психология музыкального развития.

Ее интересы лежат в области социальной психологии музыки и особенно в областях музыкальной идентичности и использования музыки в повседневной жизни.


Эти примеры взяты из Cambridge English Corpus и из источников в Интернете.Любые мнения в примерах не отражают мнение редакторов Cambridge Dictionary, Cambridge University Press или его лицензиаров.

социальной психологии еще нет в Кембриджском словаре. Ты можешь помочь!

{{#сообщение}}

{{message}}

{{/сообщение}}
{{^ сообщение}}

Выберите часть речи и введите свое предложение в поле «Определение».

{{/сообщение}}

Часть речи

Выберите существительное, глагол и т.

Определение

Отправить

Отмена

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.