ВВЕДЕНИЕ
Психология развития как учебная дисциплина наряду с общей и социальной психологией является базовой в профессиональном становлении будущего психолога. Знание закономерностей психического и личностного развития человека вообще нужны для формирования его психологической культуры.
Целью данного учебного пособия является оказание помощи студенту в овладении сложной науки, в усвоении основных понятий и категорий научной дисциплины, общих, возрастных и социально-психологических закономерностей психического и личностного развития человека.
В ходе изучения психологии развития студенты должны:
— овладеть основными категориями и понятиями психологии развития, изучить общие, возрастные и социально-психологические закономерности психического и личностного развития человека;
— сформировать необходимые профессиональные умения и навыки диагностики и развития личности, основанные на усвоенных знаниях;
— осознавать изучаемый материал, на основе знаний формировать необходимые для будущей профессии личностные и профессиональные качества, формировать мотивацию учебно-профессиональной деятельности;
— формировать психологическую культуру личности будущего специалиста.
Краткое изложение учебного материала по психологии развития в данном учебном пособии позволяет студентам сориентироваться в огромном количестве информации, содержащей в признанных литературных источниках. Это пособие окажет существенную помощь на первом этапе ознакомления с психологией развития как дисциплиной, даст представление об изучаемой науке.
Пособие не претендует на полноту и всестороннее освещение содержания дисциплины, но дает основные представления об общих, возрастных и социально-психологических закономерностях психического и личностного развития. Содержание книги фактически готовит студентов к системному изучению дисциплины классическим первоисточникам, базовым учебникам и учебным пособиям. Особенно это учебное пособие полезно для студентов-заочников.
Глава 1. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ РАЗИТИЯ
Предмет и задачи психологии развития.
Предметом психологии развития являются общие, возрастные и социально-психологические закономерности психического и личностного развития человека. Фактически психология развития целостно изучает закономерности, которые определяют психическое и личностное развитие человека на протяжении всей его жизни. К общим закономерностям относятся диалектические законы развития – закон накопления количества и переход его в новое качество, закон отрицание отрицания, закон единства и борьбы противоположностей с вытекающими из них закономерностями непрерывности, неравномерности, асинхронности, стадиальности и других особенностей развития. Возрастные закономерности включают в себя особенности психического и личностного развития на возрастных периодах, характерные особенности перехода от одного возрастного периода к другому (условия психического развития, возрастные потребности, возрастные кризисы, психические новообразования возраста, сензитивность развития и т.п.). Социально-психологические закономерности характеризуют влияние межличностного взаимодействия личности на ее развитие, закономерного влияния психологического времени и пространства личности на ее развитие и т.п. Системное изучение общих, возрастных и социально-психологических закономерностей психического и личностного развития дает более полное представление о предмете изучаемой науки.
Задачи психологии развития можно формулировать по разным критериям. Определяющим критерием формулирования задач все-таки является содержание предмета дисциплины. Следовательно, по этому критерию можно сформулировать задачи следующим образом:
— осмыслить диалектические законы развития, а, следовательно, и общие закономерности психического и личностного развития человека;
— изучить возрастные закономерности психического и личностного развития человека на основных возрастных этапах онтогенеза;
— характеризовать социально-психологические закономерности развития личности;
— показать возможности использования общих, возрастных и социально-психологических закономерностей психического и личностного развития человека в профессиональной деятельности и повседневной жизни.
Возможно, сформулировать задачи психологии развития по критерию «практической деятельности психолога». По данному критерию все частные задачи возрастной психологии можно свести к трем группам задач:
1) Изучить общие, возрастные и социально-психологические закономерности психического и личностного развития человека.
2) Исследовать общие, возрастные и социально-психологические закономерности психического и личностного развития человека.
3) Использовать общие, возрастные и социально-психологические закономерности психического и личностного развития человека в профессиональной деятельности и повседневной жизни.
В первую группу можно отнести все частные задачи, в которых необходимо субъективно познать закономерности известные науке или познать особенности развития конкретного лица определенного возраста. Например, «Изучить движущие силы и механизмы психического и личностного развития», «Изучить особенности проявления психических новообразований в подростковом возрасте», «Изучить особенности переживания значимых событий лицами пожилого возраста».
Во вторую группу задач включаются все задачи, которые направлены на открытие новых (не изученных или недостаточно изученных) закономерностей психического и личностного развития. Например, «Характеризовать особенности психологического времени личности в юношеском возрасте», «Исследовать особенности переживаний лиц юношеского возраста, проживающих в сельской местности».
Третья группа включает конкретные задачи по использованию знаний по психологии развития в практической деятельности и повседневной жизни.
Можно сформулировать задачи и по другим критериям (функциональности, коррекции и развития, интегративности и т.п). Можно заметить, что предмет, задачи психологии развития не совпадают с другими дисциплинами, которые изучают психику и ее развитие, следовательно, изучаемая дисциплина является самостоятельной. Более того в некоторой степени предмет психологии развития включает предмет возрастной психологии – возрастные закономерности психического и личностного развития человека. Однако следует заметить, что возрастная психология изучает возрастные закономерности и характеризует особенности развития человека на отдельных возрастных периодах, а предметом психология развития являются не только возрастные закономерности, но и закономерности развития на переходных периодах от возраста к возрасту, включая не только биологические условия, но и рассматривает физическое, психическое и личностное развитие человека в целом.
Высшее образование БГПУ
Лекция 1. Предмет и задачи психологии развития. Предмет, задачи и проблемы психологии развития. Понятие развития. Характеристики развития. Место психологии развития в системе психологических наук. Научные и прикладные задачи психологии развития.
1. Предмет психологии развития
Предметом психологии развития может быть только развитие. Почти все исследователи сходятся во мнении, что развитие можно определить как изменение во времени. Встает вопрос – какое изменение и чего именно изменение? Г.Крайг отмечает, что термин развитие указывает на изменения, которые со временем происходят в строении тела, мышлении или поведении человека в результате биологических процессов в организме и воздействий окружающей среды. Обычно эти изменения прогрессируют и накапливаются, приводя к усилению организации и усложнению функций. А.А.Реан определяет развитие как процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека.
Основными свойствами развития, отличающими его от всех других изменений, являются необратимость, направленность, закономерность.
Сам процесс развития не универсален и не однороден. Это означает, что в ходе развития действуют разнонаправленные процессы: «общая линия прогрессивного развития переплетается с изменениями, которые образуют так называемые тупиковые ходы эволюции или даже направлены в сторону регресса» (Философский энциклопедический словарь. М., 1983, с. 561).
Наряду с понятием «развитие» в психологии развития присутствуют понятия «созревание» и «рост». Долгие годы развитие трактовалось как процесс созревания. Дело в том, что сами понятия созревания и роста пришли из биологии развития. И если рост означал количественные соматические изменения, то к созреванию относили все процессы, спонтанно протекающие в организме под влиянием внутренне запрограммированных и внутренне управляемых импульсов роста (Карандашев Ю. Н., 1997).
1. Определение развития через понятие роста (арх.). Под ростом понимается процесс количественного изменения (накопления) внешних признаков объекта. Рост может быть только количественной характеристикой развития.
2. Определение развития через созревание (арх.). Под созреванием понимается процесс развития, заключающийся в предварительно запрограммированных изменениях роста в соответствии с генетическим планом.
3. Определение развития через с
1. Предмет и задачи психологии развития.
Предмет
психологии развития — закономерные
изменения человеческой психики во
времени, влекущие за собой новые
изменения, и связанные с этим факты и
явления психической жизни.
Объект
— психика человека. Предметом же науки
называют тот аспект, который изучается
внутри данной дисциплины, в отличие от
других отраслей науки.
Итак,
психология развития – это наука о
закономерностях психического развития
человека на разных этапах онтогенеза:
его феноменах, механизмах, условиях и
движущих силах.
Научные
задачи психологии развития:
описание развития, объяснение развития,
прогноз развития, коррекция развития.
Прикладные
задачи психологии развития:
1.
Ориентация в жизненном пути. Данная
задача предполагает ответ на вопрос
«что имеем?», т.е. определение уровня
развития.
2.
Определение условий развития и изменения.
Эта задача предполагает ответ на вопрос
«как это возникло?», т.е. каковы причины
и условия, приведшие к данному уровню
развития.
3.
Прогноз стабильности и изменчивости
свойств личности. Данная задача
предполагает ответ на вопрос «что будет,
если..?», т.е. прогноз не только хода
развития, но и предпринятых мер
вмешательства.
4.
Объяснение целей развития и коррекции.
Эта задача предполагает ответ на вопрос
«что должно быть?», т.е. определяет, что
возможно, реально, а что должно быть
исключено.
5.
Планирование коррекционных мероприятий.
Данная задача предполагает ответ на
вопрос «как могут быть достигнуты
цели?», т.е. что нужно сделать, чтобы
получить от вмешательства ожидаемый
эффект.
6.
Оценка коррекции развития. Эта задача
предполагает ответ на вопрос «к чему
это привело?», т.е. что дали коррекционные
мероприятия.
2. Структура психологии развития. Детская, возрастная, генетическая психология в структуре псих. Развития.
Современная
психология представляет собой
разветвленную систему научных
дисциплин, среди которых особое место
занимает
возрастная психология
или, правильнее,
психология развития человека, связанная
с изучением возрастной
динамики развития человеческой психики,
онтогенеза психических процессов и
психологических качеств личности
качественно изменяющегося во времени
человека.
Психология
развития связана не только с изучением
возрастных этапов человеческого
онтогенеза, но рассматривает разнообразные
процессы макро- и микропсихического
развития вообще, изучает сам процесс
психического развития. Поэтому, строго
говоря, возрастная психология может
быть только частью психологии
развития, хотя иногда они используются
как синонимы.
Генетическая
психология интересуется проблемами
возникновения и развития психических
процессов. Она отвечает на вопросы, «как
происходит то или другое психологическое
движение, проявляющееся чувством,
ощущением, представлением, невольным
или произвольным движением, как происходят
те процессы, результатом которых является
мысль» (И. М. Сеченов). Генетическая
психология или, что то же самое, психология
развития, анализируя становление
психических процессов, может опираться
на результаты исследований, выполненных
на детях, но сами дети не составляют
предмета изучения генетической
психологии. Генетические исследования
могут быть проведены и на взрослых
людях.
В
отличие от генетической, детская
психология — учение о периодах детского
развития, их смене и переходах от одного
возраста к другому. Поэтому вслед за Л.
С. Выготским об этой области психологии
правильнее говорить: детская, возрастная
психология. Типично детскими психологами
были Л. С. Выготский, А. Валлон, 3. Фрейд,
Д. Б. Эльконин.
Разграничение
генетической и детской психологии
свидетельствует о том, что сам предмет
детской психологии исторически менялся.
В «настоящее время предмет детской
психологии — раскрытие общих закономерностей
психического развития в онтогенезе,
установление возрастных периодов этого
развития и причин перехода от одного
периода к другому.
Предмет возрастной психологии
Область науки, изучающая закономерности психического развития человека и его психологические особенности на различных возрастных ступенях, называется возрастной психологией.
В предмет современной возрастной психологии кроме детства включены и периоды взрослости. Это стало возможным благодаря пониманию человека как существа бесконечно развивающегося, а следовательно, на протяжении всей жизни приобретающего новообразования. Возрастная психология также изучает условия, при которых возможно обучение взрослого человека, исследует, что движет развитием человека, какие кризисы развития присущи периоду взрослости.
Под возрастными особенностями развития понимают типические особенности возраста, определяющие основное направление развития в онтогенезе.
Зарождение системных исследований в возрастной психологии было положено наблюдением и изучением таких аспектов развития, как личностное, когнитивное, нравственное, духовное, социальное развитие.
Характеризуя условия, источники, движущие силы и механизмы развития в целом и отдельных его аспектов в частности, возрастная психология показывает и возможные направления развития.
Задачи возрастной психологии
Главной задачей возрастной психологии является исследование и описание психической реальности человека в определённые возрастные периоды его жизни.
Решение этой задачи сопряжено с проблемой построения периодизации возрастных изменений в жизненном цикле человека. Возрастная периодизация представляет собой схему разделения жизненного пути человека на отдельные периоды, каждый из которых имеет свою психологическую характеристику.
Многообразие имеющихся в современной возрастной психологии периодизаций психического развития объясняется многообразием исследовательских подходов к изучению развития человека и зависит от того, исследуется ли весь комплекс личностного развития человека или какой-либо отдельный его аспект (когнитивный, нравственный, духовный и т.п.).
Одной из ведущих задач возрастной психологии является задача соотнесения данных, полученных опытным путем (преимущественно наблюдением) с имеющимися теориями психического развития.
В решении этой задачи следует руководствоваться убеждением Жана Пиаже в том, что «лишь по степени возможности практического применения узнаётся теоретическая плодотворность науки» (66, 6). Жан Пиаже полагал для всех, чья деятельность требует точного знания ребёнка, что детальный анализ фактов важнее теории. Вместе с тем, сугубо утилитарный подход сдерживает формирование теоретической основы любой науки. В своей книге «Беседы с учителями о психологии» В.Джеймс (23) пишет о том, что психология не должна объяснять учителям, как учить детей, это предмет другой науки. Возрастная психология призвана помочь педагогу понять внутреннюю жизнь ребёнка и особенности его развития.
Важной задачей возрастной психологии является также выявление нормы и отклонения в психическом развитии человека определённого возраста. Норма психического развития определяется в отечественной психологии развития не как характеристика среднестатистического уровня развития в какой-либо возрастной группе, но как указание на высшие возможности достижения для этого возраста. Отклонения в возрастном развитии рассматриваются в возрастной психологии в связи с условиями развития (например, экстремальные ситуации, условия депривации) или в связи с индивидуальными особенностями (например, одарённость).
Методы возрастной психологии
Дневники наблюдений
Наблюдение за детским развитием общепризнанно считается первым и основополагающим методом исследования в возрастной психологии. Первые систематические наблюдения за детьми принадлежат врачам, философам, педагогам, физиологам.
Многие из ученых записывали особенности развития собственных детей. Дневники наблюдений за своими детьми вели Иоганн Генрих Песталоцци (1746—1827), Чарльз Дарвин в 1877 году опубликовал дневниковые наблюдения за развитием сына Френсиса, Иоганн Вильгельм Прейер описал результаты ежедневных наблюдений за развитием собственного сына, обращая внимание на развитие органов чувств, моторики, воли. Вильям Штерн в результате наблюдений за развитием своих дочек подготовил двухтомное исследование о развитии речи. Наблюдая развитие двух своих дочерей и сына, Жан Пиаже пришел к формулировке новаторской концепции умственного развития ребёнка, изложенной в его книге «Речь и мышление ребенка».
Н.А. Рыбников в своей работе «Детские дневники как материал по детской психологии» (1946) отметил, что русские психологи по праву могут претендовать на первенство в разработке этого метода, поскольку А.С. Симонович уже в 1861 г. вела систематические наблюдения за речевым развитием ребенка от его рождения до 17 лет. Многие из отечественных педагогов и психологов вели дневниковые записи о развитии своих детей, что впоследствии ложилось в основание их научных работ. Например, А. Н. Гвоздевым опубликована двухтомная монография о развитии речи детей на основе наблюдений за развитием своего единственного сына. В. С. Мухина впервые описала развитие поведения двух сыновей-близнецов.
Положительная оценка метода дневниковых наблюдений обусловлена исследователями возможностью длительного систематического наблюдения за одним и тем же ребенком, ежедневной регистрацией изменения поведения, знанием всей истории развития ребенка, близостью к ребенку и наличием позитивного эмоционального контакта с ним. Слабые стороны этого метода учёные связывают с отсутствием единой техники наблюдения. Зачастую в дневниковых записях прослеживается субъективность в интерпретации полученных данных, а также преобладание в характеристике отношений наблюдателя к факту, а не его регистрации.
Автобиографический и биографический методы
Источником изучения возрастных изменений психики в детских и взрослых возрастах могут быть автобиографические записи или наблюдения и воспоминания других лиц, близко знавших данного человека. Причем, средством познания возрастов жизни человека могут быть как художественные, так и документальные, мемуарные произведения.
Одним из первых в отечественной психологии привлёк внимание к данному методу исследования П.Ф. Каптерев, который подготовил серию психолого-педагогических этюдов о детских годах С.Т. Аксакова, о детстве и юности Жорж Санд, о формировании двух русских талантов – поэта С.Д. Дрожжина и художника В.В.Верещагина. Наряду с анализом возрастного развития известных людей, П.Ф. Каптеревым были исследованы детские типы в произведениях Ф.М.Достоевского, проанализировано детство И.И. Обломова, героя одноименного романа И.А. Гончарова.
По мнению П.Ф. Каптерева «такими сказаниями и свидетельствами можно проверять общие теоретические положения о законах и условиях развития человека, ими возбуждается много интересных и важных психологических и педагогических вопросов, они воочию показывают, как формируется человеческая личность, какие влияния оставляют глубокие, а какие поверхностные следы на складе личности».
Умелое использование произведений крупных литературных талантов, на основе жизненного опыта и художественного чутья, отражающих особенности детской психики и её потребности, может предоставить богатый материал для возрастной психологии.
Методы продольных и поперечных срезов
Пути организации исследования возрастных изменений представлены в науке следующим образом: «поперечными срезами», продольным изучением (лонгитюдами), либо объединением этих двух методов в так называемый «когортно-последовательный план».
«Поперечные срезы» – наиболее часто используемый путь исследования. Сутью этого метода является параллельное сравнение разных возрастных групп испытуемых. Так, например, можно сравнивать моральные суждения 5, 10 и 16 летних детей, получая усреднённые данные, свойственные моральному развитию абстрактного ребёнка одного из указанных возрастов. При таком измерении процесс развития выглядит как равномерно возрастающая прямая линия.
Метод продольных срезов или лонгитюдный путь предполагает изучение одного человека или группы людей в разные моменты их жизни. Экспериментальные наблюдения повторяются через определённые промежутки времени и фиксируют изменения в развитии личности. Испытуемые в продольном исследовании сравниваются сами с собой в разные периоды жизни, позволяя исследователям выявлять закономерности роста или научения в таких областях, как например, физическое, социальное или интеллектуальное развитие.
Когортно-последовательный план представляет собой комбинацию лонгитюда и метода поперечных срезов. Сутью этого метода является систематическое наблюдение людей, относящихся к разным возрастным когортам, осуществляемое на протяжении достаточно долгого периода времени. Примером описываемого метода могут служить сравнительные исследования социально-политической активности юношества и представителей зрелого возраста, проводимые в 80-е годы ХХ века и в настоящее время.
Соотношение и специфика возрастной психологии и психологии развития. Движущие силы, условия и законы развития я-к предмет психологии развития. Методы исследования психологии развития: их комплексный характер и происхождение из разных отраслей психологии.
возрастная психология — особая область психологических знаний. Рассматривая процесс развития ребенка, она дает характеристику разных возрастных периодов и, следовательно, оперирует такими понятиями, как «возраст» и «детство». Возраст или возрастной период — это цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику Современная психология представляет собой разветвленную систему научных дисциплин, среди которых особое место занимает возрастная психология или, правильнее, психология развития человека, связанная с изучением возрастной динамики развития человеческой психики, онтогенеза психических процессов и психологических качеств личности качественно изменяющегося во времени человека. Понятие возрастной психологии в принципе уже понятия психологии развития, поскольку развитие здесь рассматривается всего лишь как функция или хронологического возраста, или возрастного периода; делает акцент на возрастных особенностях психики. Психология развития связана не только с изучением возрастных этапов человеческого онтогенеза, но рассматривает разнообразные процессы макро- и микропсихического развития вообще, изучает сам процесс психического развития. Поэтому, строго говоря, возрастная психология может быть только частью психологии развития, хотя иногда они используются как синонимы.
Методы исследования в психологии развития и возрастной психологии. Комплекс методов исследования, которыми пользуются ученые, исследуя процесс возрастного развития, состоит из нескольких блоков методик. Одна часть методик заимствована из общей психологии, другая из дифференциальной психологии, третья из социальной психологии.
Методы, используемые в генетических исследованиях (наблюдение, тесты, эксперимент), тесно связаны с методами общей психологии, но имеют специфику, обусловленную изучением процесса развития, изменения того или иного психического процесса или качеств. Наблюдение со стороны, так же как и дневниковые наблюдения, стали, особенно на первых порах, основными методами психологии развития. Позднее появились тесты, анализ продуктов творческой деятельности (рисунков, рассказов и т.д.), а также эксперимент.
Из общей психологии в психологию развития и возрастную психологию пришли все методы, которые используются для изучения когнитивных процессов и личности ребенка. Эти методы в большинстве своем адаптированы к возрасту ребенка и направлены на изучение восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления и речи. При помощи данных методов в возрастной психологии решаются те же задачи, что и в общей психологии: извлекается информация овозрастных особенностях познавательных процессов и о преобразованиях этих процессов, происходящих при переходе ребенка из одной возрастной группы в другую. Дифференциальная психология обеспечивает психологию возрастного развития такими методами, которые используются для изучения индивидуальных и возрастных различий детей.
Особое место среди этой группы методов занимает метод близнецов, получивший широкое применение в возрастной психологии. При помощи данного метода исследуются сходство и различие между гомозиготными и гетерозиготными близнецами и делаются выводы, позволяющие приблизиться к решению одной из важнейших проблем возрастной психологии – об органической и средовой обусловленности психики и поведения ребенка.
Из социальной психологии в психологию развития и возрастную психологию пришла группа методов, посредством которых изучаются межличностные отношения в различных детских группах, а также взаимоотношения между детьми и взрослыми людьми. Это – наблюдение, опрос, интервью, социометрические методы, социально-психологический эксперимент.
Рассмотрим особенности применения таких различных методов исследования, как наблюдение, опрос, эксперимент и тестирование в психологии развития и возрастной психологии.
Метод наблюдения – преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения. В возрастной психологии это один из первых и доступнейших методов, особенно необходимый при исследовании детей на ранних этапах развития, когда у испытуемых невозможно взять словесный отчет и проведение любой экспериментальной процедуры затруднено. Наблюдение имеет много различных вариантов, которые в совокупности позволяют получить достаточно разнообразную и достоверную информацию. Всякое наблюдение необходимо вести целенаправленно, по определенной программе и плану. Прежде чем начать наблюдать за тем, что и как делают дети, необходимо установить цель наблюдения, ответить на вопросы о том, ради чего оно осуществляется и какие результаты в конечном счете должно будет дать. Затем необходимо составить программу наблюдения, разработать план, рассчитанный на то, чтобы привести исследователя кжелаемой цели. Разновидностью наблюдения является самонаблюдение в форме словесного отчета о том, что видит, чувствует, переживает, проделывает человек – его лучше применять только к испытуемым, уже способным анализировать свой внутренний мир, понимать свои переживания, оценивать свои действия. Другим вариантом наблюдения является психологический анализ продуктов деятельности, успешно применяемый на всех возрастных ступенях. В этом случае изучается не процесс деятельности, а ее результат (детские рисунки и поделки, дневники и стихи подростков, рукописи, конструкции, художественные произведения взрослых и пр.)
Чаще всего наблюдение входит составной частью в экспериментальные методы, предполагающие активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется искомый психологический факт. В научно-исследовательской работе с детьми эксперимент часто является одним из самых надежных методов получения достоверной информации о психологии и поведении ребенка, в особенности тогда, когда наблюдение затруднено, а результаты опроса могут оказаться сомнительными. Включение ребенка в экспериментальную игровую ситуацию позволяет получить непосредственные реакции ребенка на воздействующие стимулы и на основе этих реакций судить о том, что ребенок скрывает отнаблюдения или не в состоянии вербализовать при опросе. Непосредственность детского поведения в игре, неспособность детей длительное время сознательно играть определенную социальную роль, их эмоциональная откликаемость и увлекаемость дают возможность исследователю увидеть то, что он не в состоянии получить при помощи других методов.
В качестве разновидностей объективных экспериментальных методов выступают анкетирование и тестирование с целью диагностики или прогноза. Значительные трудности могут возникать тогда, когда в работе с детьми применяется метод опроса в его различных формах: устной и письменной. Эти трудности могут быть вызваны тем, что ребенок не всегда правильно понимает адресованные ему вопросы. Используя в беседе с детьми или в содержании адресованных им письменных вопросов свои понятия, взрослый может столкнуться с иллюзией полного понимания, которая заключается в том, что ребенок разумно отвечает на поставленные перед ним вопросы, но в действительности вкладывает в них несколько иной смысл, чем взрослый человек, задающий ему вопросы. По этой причине в психологических исследованиях, связанных с применением опроса детей, рекомендуется прежде всего убедиться в правильности понимания ребенком адресованных ему вопросов и только после этого интерпретировать и обсуждать даваемые им ответы.
То, что было сказано об эксперименте, имеет отношение и к психологическому тестированию детей. Свои интеллектуальные способности и личностные качества дети демонстрируют во время тестирования лишь тогда, когда их участие в тестировании непосредственно стимулируется привлекательными для ребенка способами, например получением поощрения или какой-нибудь награды. Для психодиагностики детей обычно используют тесты, аналогичные взрослым, но более простые и адаптированные.
Помимо лабораторного и естественного экспериментов большое распространение в психологии развития получили лонгитюдные и срезовые исследования. Лонгитюдный эксперимент применяется в том случае, когда есть возможность изучить определенную группу в течение длительного периода времени, например, исследовать развитие памяти, или самооценки, или какого-то другого параметра у детей с пятилетнего возраста до 10 или 15 лет. Срезовый эксперимент используется для той же цели, но позволяет сэкономить время, так как можно одновременно изучать динамику становления определенной функции у детей разного возраста.
Применяется в психологии развития и возрастной психологии и формирующий эксперимент, который позволяет понять, какой параметр оказывает наибольшее воздействие на становление того или иного психического процесса или психического качества. При этом испытуемых разделяют на контрольную и экспериментальную. Группы, а работа проводится только с экспериментальной группой. Уровень развития изучаемого параметра замеряется в обеих группах до начала эксперимента и в конце, а потом анализируется разница между ними. На основе этого анализа и делается вывод об эффективности формирующего воздействия.
Система методов психологии развития и возрастной психологии развивается, обогащаясь новыми. Эти изменения зависят от постановки задач исследования, объекта, который изучается, условий его существования и методов исследования.
Психология как наука: понятие, предмет, задачи, этапы развития психологии.
Психология в буквальном значении этого слова — наука о душе. История ее, как изучение души человека, его психического мира методом самонаблюдения (интроспекции) и самоанализа, уходит далеко в глубь веков, в философские и медицинские учения. Психология как самостоятельная наука утвердилась лишь в конце прошлого столетия, после того, как получила экспериментальную базу и естественнонаучную физиологическую основу.
Датой начала научной психологии считается 1879 г., когда в Лейпциге Вундтом была открыта первая психологическая лаборатория.
Предмет, объект психологии
Теоретические истоки психологии (от греч. psyche — душа, logos — слово, понятие, учение) как отдельной области знания мы находим в древнегреческой философии более чем двухтысячелетней давности. В трактате «О душе» Аристотель впервые выдвинул идею о неразделимости души и живого тела. Он выделяет разумную и неразумную часть души. Неразумная часть делится на растительную (вегетативную) и животную. В разумной части души есть свои уровни: ощущения, память, воля, понятия, разум. В 1590 г. Рудольф Гоклениус впервые употребил термин «психология» для обозначения науки о душе в названии своего труда «Психология, т.е. о совершенстве человека, о душе и прежде всего о возникновении ее».
Но общепризнанным термин «психология» становится лишь в XVIII в. после появления работ Христиана Вольфа «Эмпирическая психология» и «Рациональная психология», которые стали первыми учебниками по психологии. Экспериментальные, строго научные исследования человеческой психики начались 150 лет назад, когда немецкий ученый Вильгельм Byндт создал первую экспериментальную психологическую лабораторию. С этого времени принято вести отсчет истории психологии как самостоятельной экспериментальной науки.
Выделим основные этапы развития психологии, имея в виду, что понимание объекта, предмета и целей психологии изменялось в ходе ее исторического развития.
I этап: психология как наука о душе. В течение многих веков, начиная с Древней Греции и включая Средневековье и эпоху Возрождения, душа выступает предметом рассуждения философов и богословов, поэтому на данном этапе развития понимание души являлось предметом психологического знания.
II этап (с XVII в.): психология как наука о сознании. Понятие «душа» стало превращаться в понятие «сознание». Пути формирования сознания человека, процессы познания мира и себя — основная научная проблема психологии на данном этапе
III этап (XX в.): психология как наука о поведении. Задача психологии — ставить эксперименты и наблюдать за поведением, реакциями человека, используя объективные методы регистрации и анализа внешне наблюдаемых реакций, действий человека.
IV этап (современный): психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики. На современном этапе объектом психологии является психика как явление природы, частным случаем которого выступает психика человека и животного.
Основной объект психологии — человек как субъект, включенный во множество отношений с физическим, биологическим и социальным миром, выступающий как субъект деятельности, познания, общения. Психология изучает внутренний мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых или неосознаваемых самим человеком, а также его поведение. Таким образом, психологию сегодня можно определить как научное исследование поведения и внутренних психических процессов, а также как практическое применение получаемых знаний.
Основной задачей психологии как науки является изучение объективных психологических закономерностей (психических процессов, психологических свойств личности и психологических особенностей деятельности человека).
Эта задача разрешается прежде всего общей психологией, изучающей самые общие закономерности психики как свойства мозга, выражающегося в субъективном отражении объективного мира.
При этом психология ставит перед собой следующие взаимно связанные задачи:
1. Изучение качественных (структурных) особенностей психических процессов, как отражений объективной действительности. «Психология, как изучение отражения действительности, как субъективный мир, известным образом заключающийся в общие формулы,— это, конечно, необходимая вещь. Благодаря психологии я могу себе представить сложность данного субъективного состояния» (И. П. Павлов).
2. Анализ становления и развития психических явлений в связи с обусловленностью психики объективными условиями жизни и деятельности человека.
3. Изучение физиологических механизмов, лежащих в основе психических процессов, поскольку без знания механизмов высшей нервной деятельности нельзя ни правильно понять существо психических процессов, ни овладеть практическими средствами их формирования и развития.
Общая психология имеет большое теоретическое значение, так как она призвана раскрыть свойства, особенности и закономерности психики и человеческого сознания в соответствии с основными положениями диалектического и исторического материализма.
Вместе с тем, как и всякая истинная наука, психология имеет своей конечной целью не просто теоретическое изучение своего предмета, но обязательно приложение добытых научных знаний к практике. Задача советской психологии — содействие построению на научных основах методики обучения и воспитания, рационализации процесса труда в различных видах производства, а также и других видов деятельности людей.
В связи с этим возникли и развиваются отдельные ветви психологии, или частные психологические дисциплины:
1. Педагогическая психология, изучающая психологические особенности и закономерности процессов обучения и воспитания подрастающего поколения. В задачи педагогической психологии входит изучение процессов усвоения знаний и формирования навыков и умений в связи с потребностями школьного обучения, психологическое обоснование методов, приемов и способов обучения и воспитания, вопросы воспитания личности учащихся в школьном коллективе, психологические вопросы, связанные с политехническим обучением и подготовкой учащихся к практической деятельности, и т. д.
2. Детская психология, изучающая особенности психики детей разных возрастов. Задачей детской психологии является изучение процесса формирования личности ребенка, умственного развития детей, возрастных психологических особенностей процессов восприятия, мышления, памяти, интересов, мотивов деятельности и т. д.
3. Психология труда, имеющая своей задачей изучение психологических особенностей трудовой деятельности в целях рационализации процессов труда и улучшения постановки производственного обучения. Серьезного психологического изучения требуют такие вопросы, как организация места рабочего, психологические особенности рабочих операций (в том числе и навыков) в различных видах производственной деятельности, изучение психологических факторов повышения производительности труда, изучение способностей к той или другой детальной профессии и закономерностей их развития и воспитания и т. д.
4. Инженерная психология, усиленно развивающаяся в последнее время в связи с совершенствованием техники трудовых процессов. Большое значение в этой отрасли психологии приобретает проблема соотношения технических требований современных машин и психических возможностей человека — быстроты и точности процессов восприятия, объема и распределения внимания и т. д.
5. Психология искусства, изучающая психологические особенности творческой деятельности в различных видах искусств (в музыке, живописи, пластике и т. д.) и особенности восприятия произведений искусства, психологический анализ их влияния на развитие личности человека.
6. Патопсихология, изучающая нарушения и расстройства психической деятельности при различных заболеваниях и тем содействующая разработке рациональных методов лечения.
7. Психология спорта, изучающая психологические особенности спортивной деятельности. В задачи этой отрасли психологии входит психологическая характеристика различных видов спорта, анализ процессов восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоциональных процессов и волевых действий в связи с задачами обучения физическим упражнениям и спортивной тренировки; психологическая характеристика спортивных соревнований, вопрос о значении спорта в формировании морально-волевых черт личности человека и др.
8. Психология космонавта, изучающая особенности психических процессов человека в условиях космического полета, в том числе влияние на психику человека больших физических перегрузок, необычных условий среды во время космического полета, состояния невесомости, особенностей работоспособности во время полета, в частности при необходимости действовать в условиях крайнего недостатка времени, и т. д.
Таким образом, психология имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение в связи с задачами рационализации различных видов человеческой деятельности.
Нельзя, однако, рассматривать эти практические отрасли психологии как простое применение теоретически обоснованных психологических закономерностей к тем или другим случаям практической жизни. Практика не только обогащается теорией, но и сама помогает теории стать на правильный путь. Только в процессе разрешения конкретных практических задач, выдвигаемых жизнью, могут быть правильно поставлены и осознаны теоретические проблемы психологии и раскрыты психологические закономерности.
Всякое научное психологическое исследование может быть успешным лишь тогда, когда оно строится не абстрактно, а в связи с разрешением практических задач в тех или других видах человеческой деятельности. Изучая закономерности психики, психология делает это не в отрыве от тех или других видов человеческой деятельности, а в связи с ними и со специальной целью: использовать данные психологического исследования для улучшения этих видов деятельности.
Учебно-методические
материалы
Лекционные
занятия
Для
максимального усвоения дисциплины
рекомендуется изложение лекционного
материала с элементами обсуждения.
Визуальный ряд (схемы, таблицы, диаграммы)
помогает студентам вести конспекты и
улучшает темп усвоения лекции.
Кроме
этого рекомендуется проведение
письменного опроса (тестирование)
студентов по материалам лекций и
практических работ. Подборка вопросов
для тестирования осуществляется на
основе изученного теоретического
материала. Такой подход позволяет
повысить мотивацию студентов при
конспектировании лекционного материала.
Темы
лекций:
1. |
2.Теории |
3.Психологические |
4.Периодизация |
5. |
6.Дошкольный |
7. |
8. |
Краткий
конспект лекций
1.1. Предмет и задачи психологи развития и возрастной психологии
Психология
развития – раздел психологии, который
изучает возрастную динамику развития
человеческой психики, онтогенез
психических процессов и психологических
качеств личности. Психологию развития
можно назвать «возрастной психологией»,
хотя данный термин будет не совсем
точным. В возрастной психологии развитие
изучается только в связи с определенным
хронологическим возрастом. Психология
развития изучает не только возрастные
этапы человеческого онтогенеза, она
также рассматривает различные процессы
психического развития вообще. Поэтому
правильнее будет считать, что возрастная
психология – это один из разделов
психологии развития. Практически все
исследователи считают, что развитие –
это изменение во времени. Психология
развития отвечает на вопросы что и как
именно изменяется; в качестве предмета
психология развития изучает закономерные
изменения человека во времени и связанные
с этим явления и особенности человеческой
жизни.
Возрастная
психология– это
отрасль психологической науки, изучающая
закономерности этапов психического
развития и формирования личности на
протяжении онтогенеза человека от
рождения до старости.
Предметом
возрастной
психологии являются возрастная динамика
психики человека, онтогенез психических
процессов и качеств личности развивающегося
человека, закономерности развития
психических процессов.
Возрастная
психология изучает возрастные особенности
психических процессов, возрастные
возможности усвоения знаний, ведущие
факторы развития личности, возрастные
изменения и т. д.
Возрастные
изменения подразделяются на эволюционные,
революционные и ситуационные. К
эволюционным
изменениям
относятся количественные и качественные
преобразования, происходящие в психике
человека при переходе из одной возрастной
группы в другую. Такие изменения протекают
медленно, но основательно, и охватывают
значительные периоды жизни, от нескольких
месяцев (для младенцев) до нескольких
лет (для детей более старшего возраста).
Они обусловлены следующими факторами:
а) биологическим созреванием и
психофизиологическим состоянием
организма ребенка; б) его местом в системе
социальных отношений; в) уровнем
интеллектуального и личностного
развития.
Революционные
изменения
осуществляются быстро, за короткий
срок, они более глубоки, чем эволюционные.
Данные изменения происходят в момент
кризиса возрастного развития, возникающего
на рубеже возрастов между сравнительно
спокойно протекающими периодами
эволюционных изменений психики и
поведения.
Ситуационные
изменения
связаны с воздействием на психику
ребенка конкретной социальной ситуации.
Данные изменения отражают процессы,
происходящие в психике и поведении
ребенка под влиянием обучения и
воспитания.
Возрастные
эволюционные и революционные изменения
психики и поведения устойчивы, необратимы,
не требуют систематического подкрепления.
Они преобразуют психологию человека
как личности. Ситуационные изменения
неустойчивы, обратимы и требуют
закрепления в последующих упражнениях.
Такие изменения направлены на
преобразование частных форм поведения,
знаний, умений и навыков.
Теоретической
задачей возрастной
психологии является изучение
закономерностей психического развития
в онтогенезе, установление периодов
развития и причин перехода от одного
периода к другому, определение возможностей
развития, а также возрастных особенностей
психических процессов, возрастных
возможностей усвоения знаний, ведущих
факторов развития личности и т. д.
Объектом
изучения
выступают ребенок, подросток, юноша,
взрослый человек, пожилой человек.
Учебно-методические
материалы
Лекционные
занятия
Для
максимального усвоения дисциплины
рекомендуется изложение лекционного
материала с элементами обсуждения.
Визуальный ряд (схемы, таблицы, диаграммы)
помогает студентам вести конспекты и
улучшает темп усвоения лекции.
Кроме
этого рекомендуется проведение
письменного опроса (тестирование)
студентов по материалам лекций и
практических работ. Подборка вопросов
для тестирования осуществляется на
основе изученного теоретического
материала. Такой подход позволяет
повысить мотивацию студентов при
конспектировании лекционного материала.
Темы
лекций:
1. |
2.Теории |
3.Психологические |
4.Периодизация |
5. |
6.Дошкольный |
7. |
8. |
Краткий
конспект лекций
1.1. Предмет и задачи психологи развития и возрастной психологии
Психология
развития – раздел психологии, который
изучает возрастную динамику развития
человеческой психики, онтогенез
психических процессов и психологических
качеств личности. Психологию развития
можно назвать «возрастной психологией»,
хотя данный термин будет не совсем
точным. В возрастной психологии развитие
изучается только в связи с определенным
хронологическим возрастом. Психология
развития изучает не только возрастные
этапы человеческого онтогенеза, она
также рассматривает различные процессы
психического развития вообще. Поэтому
правильнее будет считать, что возрастная
психология – это один из разделов
психологии развития. Практически все
исследователи считают, что развитие –
это изменение во времени. Психология
развития отвечает на вопросы что и как
именно изменяется; в качестве предмета
психология развития изучает закономерные
изменения человека во времени и связанные
с этим явления и особенности человеческой
жизни.
Возрастная
психология– это
отрасль психологической науки, изучающая
закономерности этапов психического
развития и формирования личности на
протяжении онтогенеза человека от
рождения до старости.
Предметом
возрастной
психологии являются возрастная динамика
психики человека, онтогенез психических
процессов и качеств личности развивающегося
человека, закономерности развития
психических процессов.
Возрастная
психология изучает возрастные особенности
психических процессов, возрастные
возможности усвоения знаний, ведущие
факторы развития личности, возрастные
изменения и т. д.
Возрастные
изменения подразделяются на эволюционные,
революционные и ситуационные. К
эволюционным
изменениям
относятся количественные и качественные
преобразования, происходящие в психике
человека при переходе из одной возрастной
группы в другую. Такие изменения протекают
медленно, но основательно, и охватывают
значительные периоды жизни, от нескольких
месяцев (для младенцев) до нескольких
лет (для детей более старшего возраста).
Они обусловлены следующими факторами:
а) биологическим созреванием и
психофизиологическим состоянием
организма ребенка; б) его местом в системе
социальных отношений; в) уровнем
интеллектуального и личностного
развития.
Революционные
изменения
осуществляются быстро, за короткий
срок, они более глубоки, чем эволюционные.
Данные изменения происходят в момент
кризиса возрастного развития, возникающего
на рубеже возрастов между сравнительно
спокойно протекающими периодами
эволюционных изменений психики и
поведения.
Ситуационные
изменения
связаны с воздействием на психику
ребенка конкретной социальной ситуации.
Данные изменения отражают процессы,
происходящие в психике и поведении
ребенка под влиянием обучения и
воспитания.
Возрастные
эволюционные и революционные изменения
психики и поведения устойчивы, необратимы,
не требуют систематического подкрепления.
Они преобразуют психологию человека
как личности. Ситуационные изменения
неустойчивы, обратимы и требуют
закрепления в последующих упражнениях.
Такие изменения направлены на
преобразование частных форм поведения,
знаний, умений и навыков.
Теоретической
задачей возрастной
психологии является изучение
закономерностей психического развития
в онтогенезе, установление периодов
развития и причин перехода от одного
периода к другому, определение возможностей
развития, а также возрастных особенностей
психических процессов, возрастных
возможностей усвоения знаний, ведущих
факторов развития личности и т. д.
Объектом
изучения
выступают ребенок, подросток, юноша,
взрослый человек, пожилой человек.
Психология развития — Мир психологов
Психология развития
Психология развития — это раздел психологии, который пытается объяснить развитие людей с течением времени, как в микро смысле, так как они развиваются от младенцев до зрелых взрослых, так и в макро смысле, так как сама культура развивается в течение многих лет и десятилетий. ,
Следует отметить, что трудно сделать широкие заявления о психологии развития, потому что это эффективно общий термин, используемый для описания ряда дисциплин, все из которых направлены на одну и ту же цель.Эти дисциплины, однако, часто весьма разнообразны и могут показаться довольно отличными друг от друга во всех отношениях, кроме их общей цели.
В этом случае хорошее понимание психологии развития должно принимать во внимание обзор различных уникальных дисциплин, составляющих отрасль в целом.
Теория сцены Пиаже
Одна из выдающихся фигур в психологии развития — Жан Пиаже. Ему приписывают то, что он был первым, кто разработал «теорию стадии» и утверждал, что все люди развиваются по одинаковому пути, прогрессируя через узнаваемые «стадии», каждая из которых имеет определенные характеристики и психо-социальные цели, которые должны быть достигнуты, если кто-то хочет прогресс к следующему.
Одним из наиболее интересных аспектов теории сценических выступлений является утверждение, что дети учатся путем конструирования знаний на основе опыта, в отличие от того, что они непосредственно передаются окружающей средой или являются врожденными и инстинктивными. Из-за этого теория Пиаже нашла большую поддержку со стороны тех, кто считает, что она способствует успешному педагогическому подходу. Действительно, многие начальные школы и дошкольные учреждения по всей стране присоединяются к теории Пиаже и применяют ее на практике в своих соответствующих учебных программах.
Эксперименты, проведенные Пиаже, помогают поддержать его точку зрения и установить определенную ответственность со стороны взрослых в руководстве обучением развивающихся детей (в отличие, например, от подхода Уотсона, основанного на невмешательстве). Эти эксперименты обычно включали использование опросов Сократа, чтобы побудить детей лучше понимать свои действия. Известно, что он расположил конфеты в две строки; длинная линия с меньшим количеством частей и короткая линия с большим количеством частей. Когда дети говорили, что у более длинной очереди «больше», потому что она больше, использовался сократовский опрос, чтобы отвести их назад в процессе принятия решений, после чего они смогли применить это рассуждение к другим ситуациям. 1
Лев Выготский и социальный контекстуализм
Другой исследователь психологии развития, Лев Выготский, также считает, что взрослые несут ответственность за помощь в развитии детей. Однако вместо прямо-дидактического подхода он предпочитал, чтобы взрослые вмешивались в развитие только на критических стадиях, известных как «зоны ближайшего развития», когда ребенок приближался к прогрессу от одной стадии развития к следующей.
Важно, что Выготский продолжал расширять эту теорию, чтобы охватить более широкую перспективу общества в целом.Подобно тому, как Пиаже почувствовал, что обучение и развитие претерпели передачу от взрослого к ребенку, Выготский заявил, что развитие началось на социальном уровне и постепенно снижалось до индивидуального уровня. Другими словами, доминирующая культура, в которой родился человек, оказывает глубокое влияние на ценности этого человека и, следовательно, на его развитие. Таким образом, утверждая, он продолжал утверждать, что сама культура обязана играть в личном развитии.
Выготский впервые выдвинул эти взгляды в эссе 1929 года «Проблема культурного развития ребенка», в котором он изложил свои экспериментальные методы.По большей части эти эксперименты были сосредоточены на целенаправленном поведении, например, на том, как ребенок учится бить по мобильному телефону, чтобы он вращался. Подразумевалось, что стимулы и окружающая среда, создаваемые культурой, будут определять возможности, которыми ребенок должен был овладеть навыками, и то, как поместить эти навыки в общую иерархию ценностей. С широкой точки зрения, последствия могут быть ошеломляющими: подумайте, насколько отличается, например, ребенок, воспитанный в бедности, от ребенка, воспитанного в изолированном богатстве и роскоши. 2
Теория социального обучения Бандуры
Одним из последних исследователей, добившихся успехов в области психологии развития, является Альберт Бандура. Изначально симпатизируя убеждениям бихевиористов, Бандура несколько отошел от своих ранних убеждений после серии экспериментов, которые, как известно, стали называть «экспериментами с куклой Бобо». «Кукла Бобо» — это надувная игрушка, спроектированная так, чтобы она могла самостоятельно встать на ноги после того, как ее опрокинули.После просмотра видеозаписи коллеги, жестоко напавшего на такую куклу, оказалось, что дети очень подвержены повторению этого поведения даже без обещания вознаграждения или угрозы отрицательного подкрепления. Похоже, это, по крайней мере, немного расходится с утверждениями бихевиоризма о том, что обусловливание обусловливает почти все наблюдаемое поведение.
Так что именно здесь происходило? В конечном итоге Бандура разработал теорию, согласно которой развитие происходит в процессе «социального обучения», в котором поведение становится свидетелем, сохраняется и, в конечном счете, воспроизводится детьми после наблюдения за поведением взрослых.Эта теория социального обучения оказала серьезное влияние на западное общество в той степени, в которой большинство людей теперь чувствуют, что наблюдаемое поведение оказывает глубокое влияние на развитие ребенка. Посмотрите, например, систему оценки, которая запрещает детям получать доступ к чрезмерно жестоким фильмам или видеоиграм.
Бандура и более поздние последователи также попытались применить теорию социального обучения к сфере ненормальной психологии как способ объяснения преступного поведения. Они объяснили девиацию как усвоенное поведение, о котором говорит девиант в надежде, что каким-то образом смогут избежать боли или унижения.Утверждается, что почти во всех случаях девиантное поведение развивается как стратегия избегания после того, как кто-то подвергается травмирующему переживанию, связанному с болью или унижением. Они подкрепили эти заявления глубоким анализом американских серийных убийц, который оказался весьма убедительным. 3
Оценка
- Психология развития — это общий термин, который относится к изучению того, как люди развиваются с течением времени как индивидуально, так и с точки зрения общества в целом.
- Поскольку нет единой теории, которая на 100% принята как объяснение человеческого развития, эту ветвь лучше всего понять, если взглянуть на различные теории, которые все пытаются решить основной вопрос.
- «Теория этапов» Жана Пиаже утверждает, что все люди проходят общее развитие через этапы с определенными началом и концом, и что взрослые обязаны помогать детям в прохождении этих этапов с помощью таких инструментов, как сократовский опрос.
- Лев Выготский расширил теорию сценической теории Пиаже, предложив, что сама культура является генератором человеческого развития, и именно поэтому дети развиваются в разных культурах по-разному. Таким образом, помимо оказания помощи детям в их развитии, взрослые должны также работать для обеспечения поддержания ответственной и поддерживающей культуры.
- Альберт Бандура разработал свою теорию развития социального обучения, обнаружив, что дети подражают определенному поведению независимо от награды или наказания.Это привело к широкому принятию идеи о том, что ранние травмы могут привести к аберрантному девиантному поведению в дальнейшей жизни.
Отзывы
- Пиаже, J. Память и интеллект. Лондон: Рутледж и Кеган Пол, 1973.
- Выготский Л. «Проблема культурного развития ребенка». 1929.
- Хейл, Роберт. «Применение теории обучения к серийному убийству». Американский журнал уголовного правосудия 17: 2 37-45, 1993.
Список книг и статей о психологии развития
Психология развития — это дисциплина, которая изучает когнитивное, эмоциональное, психическое и социальное развитие. Эта отрасль психологии особенно заинтересована в том, как люди растут и развиваются со временем. В отличие от детской психологии, психология развития охватывает возрастные изменения на протяжении всей жизни человека.
Главные дихотомии в психологии развития — это споры о преемственности против разрыва и природе против воспитания.Сторонники непрерывной модели утверждают, что развитие — это плавное изменение, а их противники утверждают, что в жизни существуют отдельные этапы. С другой стороны, дебаты о природе и воспитании сосредоточены на роли наследственности и генетики, а не на обучении и воспитании.
Психология развития опирается на определение термина развитие , которое, в частности, фокусируется на социальных, когнитивных и эмоциональных изменениях в жизни. Эта дисциплина определяет биологические, психологические и социальные аспекты, которые взаимодействуют, чтобы влиять на процесс роста.
Одной из основных теорий в психологии развития является психоаналитическая модель, разработанная австрийским психологом Зигмундом Фрейдом (1856–1939). Фрейд сделал сильный акцент на переживаниях ребенка, сказав, что ранние травмы играют решающую роль во взрослом опыте. Теорию Фрейда критиковали за то, что она была слишком сосредоточена на ранних годах и слишком детерминистична.
Согласно психосексуальной модели Фрейда, человеческая жизнь делится на пять этапов: оральный, анальный, фаллический, латентный и половой.Оральная фаза длится от рождения до возраста 18 месяцев, когда основным источником удовольствия для новорожденного является сосание. По словам Фрейда, анальная стадия продолжается от 18 месяцев до 3,5 лет, когда сексуальное удовольствие сосредоточено на заднем проходе, и у ребенка развивается самоконтроль и послушание. На фаллической стадии — от 3,5 до 6 лет — дети особенно заинтересованы в игре со своими гениталиями. Этот этап отмечен развитием нравственности и сексуальной идентификации.Латентный период продолжается с 6 до подросткового возраста, когда сексуальные и агрессивные побуждения менее активны. Наконец, генитальная стадия ориентирована на гениталии и характеризуется зрелостью, размножением, а также интеллектуальным и художественным творчеством.
Другой ключевой фигурой в психологии развития является родившийся в Швейцарии психолог Жан Пиаже (1896-1980), который проводил исследования в области когнитивного развития. Как основатель генетической эпистемологии , он высказал мнение, что дети были не просто пассивными получателями информации, но и учеными , которые активно создавали знания и понимание мира: «На самых ранних этапах ребенок воспринимает вещи как солипсисты, которые не осознает себя субъектом и знаком только с собственными действиями.«Согласно психологической модели Пиаже, когнитивное развитие проходит через стадию ассимиляции или интеграции новой информации в ранее существующую схему, а также адаптации или процесса изменения и изменения существующей схемы после получения новой информации.
Другие специалисты по развитию изучают физические, моторные, интеллектуальные, эмоциональные, социальные и моральные изменения на всех этапах жизни. Например, целостная биопсихологическая модель фокусируется на взаимосвязи между биологическими, психологическими и социальными факторами развития.Эта теория объясняет психологические явления по нескольким причинам.
Кроме того, фокус психологических исследований в области развития сместился с раннего детства на взрослую жизнь из-за растущего осознания взрослыми стадиями продолжительности жизни. Следовательно, психология развития претерпела сдвиг парадигмы в результате возросшего интереса к зрелости среднего и позднего возраста и понимания того, что изменения в развитии происходят на протяжении всей жизни человека ( Eckberg and Hill, 1979 ).Влияние геронтологии на психологию развития также возросло. Новые исследования бросают вызов многим принципам ранних разработчиков, в частности Фрейду и Пиаже.
Исследования в области психологии развития могут принимать различные формы. По методу поперечного сечения разновозрастные группы изучаются по сходным признакам. В продольном исследовании исследования фокусируются на изменениях человека с течением времени. Кросс-последовательный метод представляет собой комбинацию поперечного и продольного моделей.
,
вопросов психологии развития
Проблемы психологии развития
Две из наиболее обсуждаемых сегодня проблем в психологии развития на протяжении всей жизни — это непрерывность по сравнению с разрывом и природа по сравнению с воспитанием.
В основе непрерывности и непрерывности В дебатах лежит вопрос о том, является ли развитие исключительно и равномерно непрерывным, или оно отмечено возрастными периодами.Специалисты по развитию, отстаивающие модель с непрерывным циклом, описывают развитие как относительно плавный процесс, без резких или отчетливых этапов, через которые должен пройти человек. Между тем сторонники прерывистой модели описывают развитие как серию отдельных этапов , каждый из которых характеризуется по крайней мере одной задачей, которую человек должен выполнить, прежде чем перейти к следующему этапу . Например, Фрейд в своей сценической модели психосексуального развития, теоретизировал, что дети систематически проходят через оральную, анальную, фаллическую и латентную стадии, прежде чем достичь зрелой взрослой сексуальности на генитальной стадии.Теории человеческого развития, по мнению Фрейда и Эриксона, фигурируют в табл. В таблице приведены этапы когнитивного развития Пиаже, а в таблице приведены этапы перехода Левинсона в возрасте от 17 до 65 лет и старше.
Сторонники сценических теорий развития также предполагают, что люди проходят критических периодов, — времена повышенной и благоприятной чувствительности к определенным аспектам развития. Например, раннее детство (первые 5 лет) является критическим периодом для овладения языком.Таким образом, большинству взрослых трудно или невозможно овладеть вторым языком в зрелом возрасте, в то время как маленькие дети, выросшие в двуязычных домах, обычно легко изучают вторые языки в детстве.
Эксперты из различных дисциплин продолжают спорить о роли, которую биология и окружающая среда в конечном итоге играют в развитии. Эти вековые дебаты «природа против воспитания » касаются относительной степени, в которой наследственность и обучение влияют на функционирование. Генетические черты и обстоятельства окружающей среды, вероятно, будут вовлечены в развитие человека, хотя количество каждого выраженного зависит от человека и его или ее обстоятельств.Например, некоторые идентичные близнецы, разлученные при рождении, развивают сходные личностные, когнитивные и социальные характеристики, в то время как другие близнецы, разлученные при рождении, этого не делают. Аналогичным образом, многие братья и сестры, не состоящие в браке, воспитываемые в одном домохозяйстве, приобретают сходные характеристики, хотя такое сходное развитие характеристик не всегда имеет место в случае братьев и сестер, не близнецов. Этот интерактивный подход «природа против воспитания» или «биология против окружающей среды» к изучению психологического развития человека иллюстрирует многогранную структуру биопсихосоциальной перспективы.
,
Психологическое развитие , развитие познавательных, эмоциональных, интеллектуальных и социальных способностей людей и их функционирование на протяжении всей жизни, от младенчества до старости. Это предмет дисциплины, известной как психология развития. Детская психология была традиционным направлением исследований, но с середины 20-го века многое стало известно о младенчестве и взрослой жизни.Краткая обработка психологического развития следует. Для полного лечения см. человеческого поведения.
Британика Викторина
Тело человека
Какова средняя температура здорового человека в градусах Цельсия?
Младенчество — это период между рождением и приобретением языка через один-два года.Помимо набора унаследованных рефлексов, которые помогают им получать питание и реагировать на опасность, новорожденные имеют пристрастие к определенным визуальным моделям, в том числе человеческому лицу, и определенным звукам, в том числе человеческому голосу. В течение нескольких месяцев они могут идентифицировать свою мать по зрению, и они показывают поразительную чувствительность к тонам, ритмичному потоку и отдельным звукам, которые составляют человеческую речь. Даже маленькие дети способны принимать сложные перцепционные суждения, касающиеся расстояния, формы, направления и глубины, и вскоре они могут организовать свой опыт, создавая категории для объектов и событий (например,люди, мебель, еда, животные) так же, как пожилые люди.
Младенцы быстро прогрессируют как в распознавании, так и в памяти, и это, в свою очередь, повышает их способность понимать и предвидеть события в своей среде. Основным достижением в это время является признание постоянства объекта, то есть осознание того, что внешние объекты существуют независимо от восприятия их младенцем. Физическое взаимодействие младенца с окружающей средой превращается из простых несогласованных рефлекторных движений в более скоординированные действия, которые намеренно повторяются, потому что они интересны или потому что их можно использовать для достижения внешней цели.Около 18 месяцев ребенок начинает пытаться решать физические проблемы, мысленно представляя определенные события и результаты, а не путем простых экспериментов методом проб и ошибок.
У трехмесячных детей уже проявляются поведенческие реакции, наводящие на мысль о таких эмоциональных состояниях, как удивление, расстройство, расслабление и возбуждение. Новые эмоциональные состояния, в том числе гнев, грусть и страх, все появляются к первому году. Эмоциональная жизнь детей сосредоточена на привязанности, которую они формируют к матери или другому лицу, осуществляющему уход, и благодаря этим взаимным взаимодействиям дети учатся любить, доверять и зависеть от других людей.Младенцы начинают улыбаться другим людям, начиная примерно с двух месяцев, и к шести месяцам у них развивается привязанность к матери или другому лицу, осуществляющему уход. Эти привязанности формируют основу для здорового эмоционального и социального развития в течение всего детства.
Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 года с вашей подпиской.
Подпишитесь сегодня
Второй важный этап в развитии человека, детство, длится от одного или двух лет до наступления подросткового возраста в возрасте 12 или 13 лет.Первые годы детства отмечены огромными успехами в понимании и использовании языка. Дети начинают понимать слова за несколько месяцев до того, как они на самом деле говорят. Средний ребенок говорит свои первые слова к 12–14 месяцам, а к 18 месяцам у него есть словарный запас около 50 слов. Ребенок начинает использовать комбинации из двух, а затем трех слов и переходит от простых комбинаций существительных к глаголам к более грамматически сложным последовательностям, используя соединения, предлоги, артикли и времена с растущей беглостью и точностью.К четвертому классу большинство детей могут говорить взрослыми предложениями и начинают осваивать более сложные правила грамматики и значения.
В своих познавательных способностях дети переходят от опоры исключительно на конкретную, осязаемую реальность к выполнению логических операций над абстрактным и символическим материалом. Даже двухлетний ребенок ведет себя так, как будто внешний мир является постоянным местом, независимым от его восприятия; и он демонстрирует экспериментальное или целенаправленное поведение, которое может быть творчески и спонтанно адаптировано для новых целей.В период от двух до семи лет ребенок начинает манипулировать окружающей средой посредством символической мысли и языка; он становится способным решать новые типы логических проблем и начинает использовать умственные операции, которые являются гибкими и полностью обратимыми в мышлении. Между 7 и 12 годами начало логики проявляется в форме классификаций идей, понимания времени и числа и большей оценки последовательности и других иерархических отношений.
Эмоционально, дети развиваются в направлении большего самосознания, т.е.то есть осознание своих собственных эмоциональных состояний, характеристик и потенциала для действия — и они становятся все более способными различать и интерпретировать эмоции других людей. Это способствует эмпатии или способности ценить чувства и восприятие других и понимать их точку зрения. Эти новые способности способствуют нравственному развитию ребенка, которое обычно начинается в раннем детстве как забота и избегание действий, которые влекут за собой боль и наказание, и способствует более общему регулированию поведения, с тем чтобы сохранить уважение и одобрение родителей.Дальнейший сдвиг в моральном мышлении к тому, что основывается на избегании внутренней вины и самообвинения, знаменует собой переход от детства и юности к взрослой жизни. Все эти эмоциональные достижения улучшают социальные навыки и функционирование ребенка.
,