методы, уровни, особенности, формы и виды
Наука направлена на изучение окружающего мира, действительности, исследование природных процессов и явлений, выявление закономерностей. Целью научного познания является объективная истина, те. истина, которая не зависит от интересов и воли познающего.
Научное познание — особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.
Особенности научного познания:
- стремление к получению достоверных знаний;
- строгая доказанность научных фактов;
- рациональность, связанная с непротиворечивостью, доказательностью и системностью;
- проверяемость;
- большая система научных знаний, которая изложена в определенных терминах, понятиях, теориях и гипотезах;
- отражение существенных свойства и объективных законов;
- формирование в ходе профессиональной деятельности ученых, осуществляемой с помощью специфических методов;
- использование специальных материальных средств, таких как приборы, инструменты и другое научное оборудование.
Научное познание универсально в том смысле, что может сделать предметом исследования любой феномен, может изучать всё в человеческом мире — будь то деятельность сознания, психика или же хозяйственная деятельность человека. Однако всё, что наука делает своим предметом, она исследует со стороны закономерностей и причин.
Научное познание имеет свои уровни, формы и методы.
Научное познание также состоит из двух уровней — эмпирического и теоретического, которые в своей основе зависят от научных фактов.
Эмпирический или практический уровень (выявление объективных фактов, как правило, со стороны их очевидных связей).
Формы научного познания:
- Научный факт;
- Эмпирический закон.
Научный факт (от лат. — сделанное, совершившееся) — отражение объективного факта в человеческом сознании, т. е. описание посредством некоторого языка.
Эмпирический закон — объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами.
Теоретический уровень (выявление фундаментальных закономерностей, обнаружение за видимыми проявлениями скрытых внутренних связей и отношений)
Формы научного познания:
- Проблема
- Гипотеза
- Теория
Проблема — осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа (бывают теоретические и практические).
Научная проблема выражается в наличии противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требует адекватной научной теории для её разрешения.
Гипотеза — это научное предположение о каких-либо свойствах, качествах объекта, характеристиках и закономерностях процессов или явлений окружающего мира.
В ходе проверки гипотезы:
- превращаются в теории
- уточняются и конкретизируются
- отбрасываются как заблуждения
Теория — это научно доказанное знание о фактах окружающей действительности или явлений прошлого, систематизированное и зафиксированное научным языком.
Структура теории:
- Исходные основания: фундаментальные понятия, принципы, законы, аксиомы, ценностные факторы и т.п.
- Идеализированный объект данной теории.
- Логика и методология, применяемые для построения теории.
- Совокупность законов и утверждений, выведенных из теории.
- Ключевой элемент любой теории — закон, поэтому её можно рассматривать как систему законов.
Методы научного познания: наблюдение, эксперимент, измерение, классификация, систематизация, описание, сравнение.
Универсальные: анализ и синтез, дедукция и индукция, аналогия, моделирование, абстрагирование, идеализация.
Метод (от гр. — путь исследования) понимается как орудие, средство познания. В методе познания объективная закономерность превращается в правило действия субъекта (исследователя).
Характеристики научного метода: строгость и объективность.
Среди эмпирических методов научного познания большую роль играют наблюдение и эксперимент.
Наблюдение — целенаправленный и постоянный контроль исследуемого объекта, при этом объект может быть как элементом живой, так и неживой природы.
С помощью метода наблюдения познаются и открываются новые факты об окружающем мире. Эти факты образуют первичную научную информацию, которая впоследствии помогает объяснить многие процессы и явления, происходящие в природе. Результаты данного метода будут зависеть не только от познаваемого объекта, но и от уровня знаний и опыта исследующего.
Эксперимент — это метод научного познания, при котором исследователь создает при помощи научного оборудования искусственную среду или ситуацию, тем самым воздействуя на объект, для определения и выявления необходимых качеств, характеристик или свойств данного объекта.
Эксперимент представляет собой довольно глубокий, комплексный, действенный и результативный практический метод познания. Его отличительными особенностями является то, что исследователь способен изменить ход эксперимента, его условия, а при необходимости и остановить его. Различают естественный эксперимент (происходит в естественных условиях) и лабораторный (происходит в искусственных условиях).
Любой эксперимент может быть проведен как с натуральным, естественным объектом, так и с его макетом, искусственным заменителем. В основном это происходит тогда, когда изучение объекта в его естественной среде невозможно по какой-либо причине, как, например, исследование атмосферных явлений, комет и мн. др. Создание таких моделей называется моделированием.
Моделирование — воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения. Потребность в моделировании возникает тогда, когда исследование непосредственно самого объекта невозможно, затруднительно, дорого, требует слишком длительного времени и т. п.
Измерение — это исследование, которое заключается в определении числового значения качеств, свойств и характеристик объекта, путем сравнения его с общепринятым стандартом или единицей измерения, таких как, метр, грамм, литр и т п.
Все результаты, полученные в ходе эксперимента, наблюдения и измерений записываются с помощью знаковых символов, формул, схем, диаграмм, таблиц — этот метод получил название научного описания.
С помощью него составляются научные картины мира, теории, гипотезы — это своеобразный научный язык. Далее все описания синтезируются в теорию.
К универсальным методам научного познания относятся анализ и синтез.
Анализ — процесс мысленного или фактического разложения целого на составные части.
Синтез — процесс мысленного или фактического воссоединения целого из частей.
Познание не может сделать действительного шага вперёд, только анализируя или только синтезируя. Анализ предшествует синтезу, но и сам возможен только на основе результатов проделанной синтетической деятельности; связь анализа и синтеза — органическая, внутренне необходимая.
Неразрывно связаны между собой методы индукции и дедукции, которые обусловливают друг друга в процессе познания.
Индукция — путь опытного изучения явлений, в ходе которого от отдельных фактов совершается переход к общим положениям. Отдельные факты как бы наводят на общее положение.
Дедукция — доказательство или выведение утверждения (следствия) из одного или нескольких других утверждений (посылок) на основе законов логики, носящее достоверный характер.
Универсальным методом научного познания является аналогия — сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах, качествах, отношениях. В современной науке развитой областью систематического применения аналогии выступает так называемая теория подобия, широко используемая в моделировании.
Абстракция (от лат. — отвлечение) — один из универсальных методов познания, заключающийся в мысленном отвлечении от ряда свойств предметов и отношений между ними и выделении какого-либо свойства или отношения. В качестве результатов процесса абстрагирования выступают различные понятия и категории.
К универсальным методам познания также относится идеализация — мыслительный акт, связанный с образованием некоторых абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в опыте и действительности. Примерами идеализированных объектов могут быть: «прямая», «точка» (в математике), «абсолютно твёрдое тело», «идеальный газ» (в физике) и т. д.
К теоретическим методам научного познания принадлежит единство исторического и логического.
Исторический метод | Логический метод |
Связан с освещением различных этапов развития объектов в их хронологической последовательности, в конкретных формах проявления. Описание исторического процесса во всём его многообразии, с учётом его неповторимых, индивидуальных особенностей. | Связан с воспроизведением в теоретической форме, в системе абстракций сущности, основного содержания исторического процесса Отражение объекта одновременно в самых его существенных связях и истории его развития: воспроизведя объект в высшей, зрелой его форме, включающей как бы в снятом виде предыдущие его ступени, осуществляется познание и главных вех его истории |
Исторический и логический методы тесно связаны между собой. Исторический метод без логического слеп, а логический без изучения реальной истории беспредметен.
Чтобы мысленно воспроизвести объект в его целостности, используют теоретический метод научного познания, получивший название восхождения от конкретного к абстрактному.
Формализация (от лат. — вид, образ) — уточнение содержания познания, осуществляемое посредством того, что изучаемые объекты, явления, процессы сопоставляются с некоторыми материальными конструкциями, позволяющими выявлять и фиксировать существенные и закономерные стороны рассматриваемых объектов.
Математизация — использование различных способов измерения, позволяющих приписывать материальным объектам и их свойствам определённые числа, а затем вместо трудоёмкой работы с объектами действовать с числами по определённым математическим правилам. Только единство всех методов современного научного познания обеспечивает их объективную истинность и возрастающее влияние на научно-технический прогресс.
Виды знаний
Новые знания о мире человек (или другой субъект познания: общество, группа, коллектив) получает путем познания. То есть познание – процесс деятельности, направленный на приобретение субъектом новых знаний. Объектом познания называют область реальности, в рамках которой знание находится. Это может быть сам человек, его внутреннее состояние, или окружающий мир в целом.
Существуют различные способы осуществления познавательной деятельности:
- Чувственное познание – получение знаний осуществляется через органы чувств. Формами такого познания являются:
- Ощущение – воссоздание отдельных частностей предмета или явления, возникающее в результате деятельности органов чувств;
- Восприятие – отражение цельного объекта, а не его деталей. Так, человек воспринимает предмет как совокупность его свойств.
- Представление – создание образа предмета в сознании человека, осуществляемое благодаря памяти или воображению человека.
- Рациональное познание – получение знание происходит при помощи мыслительной деятельности. Фундаментальные формы познания:
- Понятие – положение, выделяющее общие, значимые черты или свойства признака.
- Суждение – связующее между понятиями, отрицающее или подтверждающее что-либо.
- Умозаключение (вывод) – некое новое суждение, образованное из совокупности суждений, обозначенных ранее, объединенных общей тематикой. Умозаключения делятся на различные категории: индуктивное — обобщающий вывод происходит из частностей; дедуктивное — вывод о частном извлекается из вывода об общем; по аналогии — вывод достигается схоже подобным выводам.
Рациональное и чувственное познания взаимозависимы и неотделимы друг от друга, поэтому нельзя говорить об одном из этих способов познания как о единственно верном.
Вышеперечисленные способы познания мира определяются как научные. В этом случае уместно говорить и о ненаучном способе получения знаний.
Интуиция — бессознательное получение знания, не имеющее под собой свидетельства и обоснования.
Однако возможность познания мира остается вопросом нерешенным, а потому и главным вопросом философии. Существуют разные мнения на этот счет:
Мнение | Сущность |
Агностицизм | Отрицание даже частичного познания реальности |
Скептицизм | Не опровергает, но и не принимает познание мира. Сомнение в достоверности любого полученного знания |
Оптимизм | Познание мира возможно и достижимо |
Рационализм | Предполагает познание мира исключительно мыслительной деятельностью и объективностью |
Сенсуализм (обратно рационализму) | Познание осуществимо только органами чувств, эмоциями и интуицией. |
Виды знаний:
- Житейское – формируется на основе личного опыта.
- Научное – отличается высокой степенью объективности и логичности.
- Религиозное – базируется на вере, принимается человеком целостно и безоговорочно.
- Художественное – основывается на художественном образе.
- Рациональное – строится исходя из рационального мышления, отличается достоверностью,
- Иррациональное – опирается на чувственное познание, интуицию.
- Практическое – включает в себя подчинение окружающего мира человеческим потребностям.
- Личностное – знание зависит от качеств и характеристик конкретного человека.
Знания достигаются в зависимости от вида познания, в результате которого были получены, поэтому виды знаний и виды познания качественно одинаковы.
Помимо видов знаний выделяют различные формы знания:
- Научное – рациональное, истинное знание.
- Ненаучное – знание, диаметрально противоположное существующему научному знанию.
- Донаучное – прообраз научного знания.
- Паранаучное – околонаучное, однако несовместимое с научным знанием.
- Лженаучное – априори невозможное знание, состоящее из заблуждений.
- Антинаучное – фантастическое знание, нереальное по отношению к действительности.
Познание
3. ПОЗНАНИЕ
3.1. Познание мира.
Формы познания: чувственное и рациональное.
Познание
– совокупность процессов,
процедур
и методов
приобретения знаний
о явлениях
и закономерностях
объективного
мира.
Познание является основным предметом
науки гносеологии
(теории познания).
Первая
ступень познания
представляет собой чувственное
познание. Чувственное познание основано
на опыте человека, который он приобретает,
воздействуя на познаваемые объекты с
помощью органов чувств (вкус, обоняние,
осязание, зрение, слух). Оно всегда
субъективно, осуществляет связь человека
с внешним миром.
Формы чувственного
познания:
Ощущение
–
отражение отдельных признаков и свойств
предметов (температура, цвет, вкус).Восприятие
– целостный образ предмета или явления.Представление
– сохранение образов предметов в
памяти.
Вторая
ступень познания
– рациональное
познание. Рациональное познание позволяет
человеку постигнуть внутреннее в вещах
– их структуру, сущность, законы.
Формы
рационального познания:
Понятие
–
отражение общих принципов и свойств
предметов (в словах, символах, знаках).Суждение
– связь понятий, с помощью которой
отражаются зависимости между вещами
(в предложениях, формулах).Умозаключение
– связь между несколькими суждениями
(в более сложных предложениях, формулах,
где присутствуют причинно-следственные
связи).
Чувственное | Рациональное |
Ощущение Восприятие Представление | Понятие Суждение Умозаключение |
Наглядный | Понятие |
Степень | Степень |
Процессу познания
присущи некоторые противоречия:
1.
Противоречие между субъектом и объектом.
Оно представляет собой несоответствие
между потребностями человека в
практическом преобразовании мира и
недостатком знаний о нем.
2. Иногда познанию
присуще противоречие между данными
органов чувств и мысленным отражением
внешнего мира.
3.
Противоречие между сложившейся теорией
и сложившимися новыми научными фактами.
4. Противоречия
между течениями в науке, между теориями.
В процессе познания
большую роль играют такие внерациональные
формы познания как воображение, фантазия,
эмоции, вера, интуиция. Интуиция
– способность прямого (непосредственного)
постижения истины, то есть без опоры на
рассуждения и доказательства.
3.2. Истина, ее
критерии. Относительность истины.
Целью любого
познания является истина. Истина
– соответствие
знания предмету познания.
Для истины характерны
объективность
(соответствие знания об объекте самому
объекту), процессуальность
(истина может измениться в процессе
познания, т.к. познаваемый мир неисчерпаем),
конкретность
(истина
определяется конкретными условиями
места, времени, ситуации).
Абсолютная истина
– полное,
исчерпывающее знание об объекте.
Например, все люди смертны.
Относительная
истина – неполное,
неточное, недостаточное знание об
объекте. В основе относительности истины
лежит понимание, что познаваемый мир
безграничен, а человеческие познавательные
возможности ограничены.
Знание, не
соответствующее познаваемому объекту,
называется заблуждением.
Заблуждения
можно разделить на три вида:
Ошибка – заблуждение,
возникающее в результате невнимательности
или глупости.Ложь – преднамеренное
заблуждение, возникающее в случае,
когда выгодно выдать за истину то, что
ею не является.Иллюзия –
заблуждение, не зависящее от личных
качеств субъекта.
3.3. Виды человеческих
знаний
Познавательное
отношение человека к миру осуществляется
в различных формах – в форме обыденного
познания, мифологического, художественного,
религиозного, философского, наконец, в
форме научного познания. Первые три
области познания рассматриваются как
вненаучные формы.
Мифологическое
знание –
исторически первая форма познания,
направленная на постижение природы и
общества, опыт поколений через смысловое
родство с познаваемой действительностью.
Обыденно-практическое
(житейское) знание –
форма познания, в основе которой является
здравый смысл, жизненный опыт, повседневная
практическая жизнь.
Художественно-образное
знание –
форма познания, проявляющаяся в искусстве
через создаваемые образы.
Религиозное
знание – форма
познания, основанная на вере в
сверхъестественное.
Философское
знание – форма
познания, особенностью которой является
универсализм (общий характер) и критицизм
(проверка результатов доводами разума).
Особое место в
познавательной деятельности занимает
самопознание
(рефлексия) – осмысление
человеком своей мыслительной деятельности,
слов и поступков, с целью выявления
собственной сущности.
3.4. Научное
познание. Социальное познание. Социальные
науки, их классификация. Социальное и
гуманитарное знание
Научное познание
– познание, целью которого является
открытие объективных законов на основе
обобщения реальных фактов и их взаимосвязи.
Черты научного
познания:
исследование
существенных, типичных, устойчивых
связей, свойств и отношений;объективность;
строгая
доказательность, опытная проверка,
воспроизведение, повторение результатов;систематичность
знания, формирование целостной системы
понятий, символов, формул, теорий;использование
полученных знаний в реальной жизни.
В структуре научного
познания выделяются два уровня –
эмпирический
и теоретический.
Эмпирическое
познание ориентировано на явления, в
нем преобладает чувственный опыт,
рациональное познание подчинено
чувственному. Главные методы эмпирического
познания – наблюдение,
сравнение, эксперимент.
Теоретическое
познание ориентировано на сущность
явлений, оно основано на рациональном
познании. Главные методы теоретического
познания – абстрагирование,
формализация, моделирование, мысленный
эксперимент, системный подход, идеализация.
Основные формы
научного познания:
Научный факт
– предложение, фиксирующее эмпирическое
(опытное) знание.Научная проблема
– затруднение,
преодоление которого возможно только
с помощью научного исследования.Научная идея –
интуитивное объяснение явления.Гипотеза –
допущение или предположение, нуждающееся
в доказательстве.Закон –
отображение существенной, необходимой
или повторяющейся связи между объектами
или явлениями.Теория –
наиболее развитая форма научного
познания, дающая целостное представление
о закономерностях определенной области
действительности.
Социальное
познание – познание
общества, социальных отношений. В данном
виде познания субъект и объект
познавательной деятельности совпадают.
Социальное познание ориентировано на
исследование качества (значимость
явлений), а не количества (типичность,
повторяемость). Социальное познание
направлено на исследование единичного,
уникального на основе общего, закономерного.
Социальное познание изучает не только
общественные связи, но и человека,
поэтому его часто называют
социально-гуманитарным.
Основными социальными
науками считаются история, социология,
политология, юриспруденция.
Социально-гуманитарные науки –
психология, культурология, филология,
лингвистика, религиоведение.
ЕГЭ. Познание Тема 5. Социальное познание |
Человечеству во все времена свойственно было желание познать не только природу, но и общество.
Социальное познание – это изучение процессов, происходящих в обществе, выявление их закономерностей, особенностей, причин и источников развития. Сфера социального познания – это деятельность человека во всех её проявлениях и формах.
Особенности социального познания
- Объект и субъект совпадают. Действительно, изучая общество, закономерности его развития, учёный одновременно сам является частью этого общества.
- Специфика методов социального познания. Многие методы, характерные для научного познания, в данном случае либо вообще неприемлемы, либо используются в редких случаях, часто с согласия самих людей (например, наблюдение, эксперимент).
- Зависимость исследователя от общества. Это может привести к необъективности тех или иных выводов. Достаточно привести в пример деятельность Сталина. Разве могли в его время критиковать политику вождя? Всё приукрашивалось и многое искажалось.
- Высокая вероятность неточности исследований. Приведём пример. В школе проводится анкетирование учащихся с целью выявления их отношения к наркотикам. Можно быть уверенным, что тот, кто их уже пробовал , никогда в анкете в этом не признается , а значит, и выводы будут неточными, приблизительными.
- Изучение предмета исследования в его взаимоотношениях, взаимосвязях, а не изолированно, обособленно.
Принципы социального познания
- Исследователи рассматривают общество, процессы и законы в нём в развитии, а не в статичности.
- Все процессы , происходящие в обществе взаимосвязаны и влияют друг друга. Социальное познание основано на изучении этой взаимосвязи.
- В социальном познании важен и каждый индивид в отдельности, и общество в целом, то есть происходит выявление общего и особенного.
Источники социального познания
- Социальная действительность, её развитие на данном этапе.
- Исторический опыт, знания о процессах развития общества, накопленные человечеством.
- Общественная практика, в ходе которой происходит развитие , изменение, преобразование общества.
Основные формы социального познания – это социальный и научный факт. В чём их различие?
Социальный факт – это какое-то конкретное событие, которое имело место в действительности в ту или иную эпоху и время.
Научный факт – событие, которое описано, изучено, с учётом конкретной ситуации, причин, последствий события на развитие общества.
Объекты социального познания
- Действия, поступки как отдельных лиц, так и социальных групп и всего общества в целом.
- Материальные и духовные ценности, созданные человечеством, то есть продукты деятельности.
- Словесные действия людей: высказывания, точки зрения, мысли, идеи, суждения о чём-либо.
Цели социального познания
- Изучение закономерностей развития общества, сложных взаимодействий и взаимосвязей, существующих в нём как между отдельными людьми, так и между группами.
- Стремление понять место и роль человека в обществе
- Изучение и постижение внутреннего мира личности, его «Я-концепции».
Методы социального познания
Эмпирические
- Наблюдение (может быть невключённым, то есть со стороны изучается объект, и включённым, когда объект познания принимает участие в исследовании, изучение объекта изнутри- например, социальной группы).
- Опрос (анкетирование, интервью)
- Тестирование
- Экспертная оценка
- Социометрия (изучение и измерение межличностных отношений)
- Эксперимент
- Измерение социальных установок (шкала самооценок, ранжирования, например вероятность победы на выборах того или иного кандидата).
Теоретические
- Анализ (анализ документов, социально-исторический анализ литературы)
- Обобщение
- Классификация
- Умозаключение
- Статистический метод
- Выдвижение гипотезы
- Научная абстракция
Итогом социального познания является знание
Типы социального знания
- Гуманитарное (предмет – субъективный мир человека)
- Социально-экономическое (изучение процессов, оказывающих значительное влияние на развитие общества – отношения собственности, распределения, обмена, потребления, то есть изучение экономической жизни)
- Социально-философское (изучение наиболее общих законов развития общества).
Социальное прогнозирование
В 20 веке появилась особая отрасль социальных знаний – футурология, занимающаяся социальным прогнозированием.
Научное прогнозирование следует отличать от утопии и фантастики.
Утопия основана на вере в предполагаемое будущее, а прогноз- на возможность альтернативного развития.
Фантастика — это художественное творчество, вымысел, характеризуется конкретностью деталей, а прогноз – лишь обобщённое видение будущего.
Виды социальных прогнозов
- Прогноз на ближайшее будущее е— 25-30 лет. Для него характерно достаточно точное и определённое видение будущего (например, численность населения, запасы сырья и др.)
- Прогноз на обозримое будущее (30-80 лет, до которого хоть кто-то из сегодня живущих людей сможет дожить ). Прогноз носит общий и вероятный характер.
- Прогноз на необозримое будущее (свыше 80 лет, когда будет жить совершенно новое поколение людей). Это лишь гипотезы общего плана.
Методы социального прогнозирования
- Моделирование – создание реальной или воображаемой модели развития общества и её дальнейшее изучение.
- Экспертиза — изучение мнения экспертов по той или иной изучаемой проблеме с целью выявления наиболее вероятных вариантов развития
- Экстраполяция – (лат. extra сверх, вне и polio выправляю, изменяю) изучение части или явления в целом и распространение выводов на будущее.
Таким образом, социальное познание- познание законов развития общества- это довольно сложный, но очень нужный и важный вид деятельности человека, направленной на дальнейшее совершенствование жизни людей.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
29. Знание и познание. Структура познавательного акта: субьект — обьект
Знание
— Объективная реальность, данная в
сознании человека и которую человек в
своей деятельности воспроизводит.
Познание
– это процесс целенаправленного
активного отражения действительности
в сознании человека. В ходе познания
выявляются разнообразные грани бытия,
исследуется внешняя сторона и сущность
вещей, явлений окружающего мира, а так
же субъект познавательной деятельности
– человек – исследует человека, то есть
самого себя.
Познание
возможно благодаря наличию трех моментов:
некто
познающий, субъект познания
нечто
познаваемое, объект познаниянекоторое
отношение между субъектом и объектом,
направленность субъекта на объект —
интенция
Главным
свойством субъекта, определяющим
возможность познания, является единство
познающего Я, т. е. единство ощущения и
сознания в процессе познания мира.
Отсутствие такого единства означает
не только невозможность познания, но и
утрату психической, душевной нормы:
раздвоение личности, забвение себя и
т. д.
Единство
познающего Я должно иметь трансцендентальную.
т. е. сверхпространственную и сверхвременную,
основу. Предметы внешнего мира постоянно
меняются во времени и пространстве, и,
чтобы познать их, субъект должен быть
как бы вне времени и вне пространства,
иначе он сам превратится в объект.
Очевидно,
что в человеке как субъекте познания
живет некое сверхиндивидуальное Я, что
и позволяет человеку быть одновременно
и объектом, т. е. изменяться в пространстве
и времени, и субъектом, т. е. стоять как
бы над временем и пространством. Иногда
говорят еще, что познает дух, некое
общечеловеческое Я и T. д.
Основными
признаками объекта являются его
противопоставленность субъекту и
изменяемость во времени и пространстве.
Объектом познания может быть все что
угодно, в том числе и человек, за
исключением Бога, поскольку Бог пребывает
вне времени и пространства и не может
ничему противостоять. Когда человек
считает, что он познает Бога, то на самом
деле либо это он познает себя самого,
либо сам Бог познает себя через человека.
Состояние
интенции предполагает следующие ступени:
внимание,
т. е. направление сознания вовне, на
объект;различение,
т. е. выбор предмета, выделение его из
общей массы вещей, из мирового целого;осознание,
т. е. представленность объекта в сознании
в качестве идеального образа.
Главное
в познании — это четкое отличие состояний
интенции от свойств самого объекта.
Объект существует сам по себе, независимо
от субъекта, но предметом познания он
может стать только при направленности
на него внимания и T. д. Интенция выражает
не свойства предметов, а свойство
познания предметов.
30. Философские представления о сущности и критериях истины.
В
гносеологии понятие «истина» употребляется
для характеристики не каких-либо вещей,
предметов, явлений окружающего мира, а
знаний об этих предметах, вещах, явлениях.
Поэтому нелепым является утверждение
«стол есть истина». Понятие истинности
применимо только к человеческим знаниям.
Иными словами, истина – это характеристика
знания. Суть истины заключается в
соответствии действительности, то есть
её суть в истинности наших представлений
о предмете.
Критерии
истины:
1) Совпадение
вещи с понятием
2) Совпадение
понятия со словами или высказыванием
Критерии
истины –
то, что удостоверяет истину и позволяет
отличить её от заблуждения.
1.
соответствие законам логики;
2.
соответствие ранее открытым законам
науки;
3.
соответствие фундаментальным законам;
4.
простота, экономичность формулы;
5.
парадоксальность идеи;
6.
практика.
Характеристики
истины:
абсолютность, объективность, субъективность,
конкретность, относительность.
Аспекты
истины:
Объективная
истина
– такое содержание знания, которое не
зависит ни от человека, ни от человечества
Абсолютная
истина
исчерпывающее
достоверное знание о природе, человеке
и обществе;знания,
которые никогда не могут быть опровергнуты.
Относительная
истина
неполное,
неточное знание, соответствующее
определенному уровню развития общества,
который обусловливает способы получения
знания;знания,
зависящие от определенных условий,
места и времени их получения.
Истина
конкретна
– связана с определенным местом,
временем, обстоятельствами
4 Знание и понимание мира природы | Принимая науку в школу: изучение и преподавание естественных наук в классах K-8
Арзи, Х. Дж. (1988). От краткосрочного к долгосрочному: продольное изучение естественнонаучного образования. Исследования в области естественнонаучного образования, 15 , 17-53.
Атран, С., Медин, Д.Л., Линч, Э., Вапнарский, В., Уджан Эк’, Э. и Соуза, П. (2001). Фольклорная биология происходит не из народной психологии: свидетельства юкатекских майя в кросс-культурной перспективе. Журнал познания и культуры, 1 , 4-42.
Атран С., Медин Д.Л. и Росс Н. (2004). Эволюция и передача знаний: рассказ о двух биологиях. Журнал Королевского антропологического института, 10, 395-420.
Баркеро, Б., Робинсон, Э.Дж., Томас, Г.В. (2003). Способность детей приписывать разные интерпретации неоднозначных рисунков наивному или предвзятому наблюдателю. Международный журнал развития поведения, 27 , 445-456.
Барроу, Л. Х. (1987). Магнитные концепции и заблуждения учащихся начальной школы. В J. Noval (ред.), Труды второго международного семинара по заблуждениям и образовательным стратегиям в области естественных наук и математики (стр. 17-32). Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета.
Beeth, M.E. (1998). Преподавание естественных наук в 5-м классе: учебные цели, поддерживающие концептуальные изменения. Journal of Research in Science Teaching , 35 (10), 1091-1101.
Beeth, M.E., and Hewson, P.W. (1999). Цели обучения в практике образцового учителя естественных наук: когнитивные и социальные факторы в обучении для концептуальных изменений. Наука Образование, 83 , 738-760.
Бенсон, Д.Л., Виттрок, М.С., и Баур, М.Е. (1993). Предвзятые мнения студентов о природе газов. Journal of Research in Science Teaching, 30 , 587-597.
Бен-Цви, Р., Зильберштейн, Дж., И Мамлок, Р. (1989). Макро-микровзаимосвязи: ключ к миру химии.В P. Lijnse, P. Licht, W. de Vos и A.J. Waarlo (Eds.), Связь макроскопических явлений с микроскопическими частицами: центральная проблема среднего естественнонаучного образования (стр. 184-197). Утрехт, Южная Африка: CD-ß Press.
Boujaoude, S.B. (1991). Исследование характера понимания студентами концепции горения. Journal of Research in Science Teaching, 28 , 689-704.
Браун А.Л., Кампионе Дж.С. (1994). Управляемое открытие в сообществе учащихся.В К. МакГилли (ред.), Классные уроки: объединение когнитивной теории и образовательной практики (стр. 229-270). Кембридж, Массачусетс: MIT / Bradford Press.
Браун, D.E. (1993). Переориентация основных интуиций: конкретизирующая роль аналогии в концептуальном изменении. Journal of Research in Science Teaching, 30 , 1273-1290.
Браун Д.Э. и Клемент Дж. (1989). Преодоление заблуждений с помощью рассуждений по аналогии: абстрактный перенос против построения объяснительной модели. Учебное пособие Наука, 18 , 237-261.
Брайант П.Э. и Трабассо Т. (1971). Переходные выводы и память у маленьких детей. Nature, 232 , 456-458.
Баллок, М., и Гельман, Р. (1979). Предположения детей дошкольного возраста о причине и следствии: временная упорядоченность. Развитие ребенка, 50 , 89-96.
Кэмп, C.W., и Клемент, J.J. (1994). Предубеждения в механике. Уроки, посвященные концептуальным трудностям учащихся .Дубьюк, ИА: Кендалл / Хант.
Кэри, С. (1985). Концептуальные изменения в детстве . Кембридж, Массачусетс: MIT Press.
Кэри, С. (1991). Приобретение знаний: обогащение или концептуальное изменение? В С. Кэри и Р. Гельман (ред.), Эпигенез психики: Очерки биологии и познания (стр. 257-291). Хиллсдейл, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум Ассошиэйтс.
.
«АРИСТОТЛЬ» (ИНТЕРНЕТ ЗНАНИЙ) | Edge.org
Введение
Джон Брокман
Частью очарования Дэнни Хиллиса является его детское любопытство и манера поведения. Первый раз мы поговорили по телефону одним воскресным утром 1988 года, когда он был у себя дома в Кембридже. Мы серьезно поговорили об отношении физики к вычислениям. «Это интересно», — сказал он. «Я хотел бы приехать в Нью-Йорк и продолжить разговор с глазу на глаз.«Три часа спустя мне позвонили в дверь, и там стоял молодой человек, похожий на аккуратно подстриженного хиппи. У него были длинные волосы, он был одет в простую белую футболку и джинсы и ничего не нес. Он оправдал свою репутацию как «мальчик-чудо». Мы разговаривали часами.
В то время все усилия Дэнни были сосредоточены на том, чтобы заставить процессоры работать вместе, чтобы вычисления происходили с помощью взаимодействующих процессоров, как это происходит в Интернете. Потенциал Сети по превращению в организм разумных агентов, взаимодействующих друг с другом, с собственным интеллектом, выходящим за рамки интеллекта отдельных агентов, зажег Дэнни.«В некотором смысле, — сказал он, — Сеть может стать умнее, чем любой из отдельных людей в Сети или сайтов в Сети. Параллельная обработка — это способ возникновения такого рода возникающих явлений. Сейчас Сеть — это только проблеск этого «.
Дэнни описал Интернет того времени просто как огромный документ, который хранится во множестве разных мест и который может быть изменен многими людьми одновременно, но, по сути, документ в старом смысле этого слова. В принципе, Интернет можно было бы сделать на бумаге, но логистика гораздо лучше справляется с помощью компьютера.«Меня интересует еще один шаг вперед, — говорит он, — где то, что происходит, — это не просто пассивный документ, а активные вычисления, когда люди используют Интернет, чтобы думать о новых вещах, о которых они не могли думать. индивидуально, когда Сеть думает о новых вещах, о которых люди в Сети не могут думать ».
«В конечном итоге Интернет получит гораздо более богатую инфраструктуру, в которой идеи могут потенциально развиваться вне человеческого разума. Вы можете представить, что в Интернете происходит что-то эволюционное, как в симуляциях, которые я выполняю на моих параллельных компьютерах. .С вирусами это уже происходит банально, но это только начало. Я могу представить себе нетривиальные формы организации, развивающиеся в Интернете. В Интернете могут развиваться идеи, которые слишком сложны, чтобы их удержать в сознании любого человека ».
Приведенные выше отрывки взяты из моей книги Digerati , опубликованной в 1995 году, когда идеи, изложенные Дэнни, были технологически неправдоподобными.
В 2000 году, все еще идя по тому же пути, Дэнни написал пророческую работу Аристотель , в которой он предлагает «Сеть знаний», снова в то время, когда технологические возможности не соответствовали видению.
Но теперь, в 2004 году, Дэнни — это взрослое чудо, и мы живем в эпоху Google, юных чудес Сергея Брина и Ларри Пейджа, а также быстро расширяющегося потенциала Интернета как сети знаний.
В этом отношении, благодаря финансированию Фонда Маркл, Дэнни смог собрать группу людей, чтобы начать обсуждение реализации медицинского приложения на основе его идей. Остальные возможности для приложений не ограничены. Что изменилось за последние девять лет, так это то, что реализация его идей теперь технологически осуществима.
Вместо того, чтобы ограничить исследование этого набора идей небольшой группой мыслителей, Дэнни разослал приглашение участникам Edge — самого по себе примера сети знаний, причем очень сложной — вступить в обсуждение Аристотеля .
—JB
В. ДЭНИЕЛ (Дэнни) ХИЛЛИС в настоящее время является председателем и главным техническим директором компании Applied Minds, Inc., наиболее известен своей новаторской работой в разработке и внедрении суперкомпьютера с массовым параллелизмом.Applied Minds — это научно-исследовательская компания, создающая ряд новых продуктов и услуг в области программного обеспечения, развлечений, электроники, биотехнологий и проектирования машин. Он является автором книги «Узор на камне: простые идеи, благодаря которым компьютеры работают».
Дэнни Хиллис Edge Bio Page
КЛУБ РЕАЛЬНОСТИ
.
Три типа искусственного интеллекта: понимание искусственного интеллекта
Согласно опросу Gartner, из более чем 3000 ИТ-директоров , Искусственный интеллект (ИИ) был, безусловно, самой упоминаемой технологией и занимал первое место в мире технология от данных и аналитика , которая сейчас занимает второе место.
ИИ должен стать ядром всего, с чем люди будут взаимодействовать в ближайшие годы и в будущем.
Роботы — это программируемых объектов , предназначенных для выполнения ряда задач. Когда программисты встраивают человеческий интеллект, поведение, эмоции, и даже когда они разрабатывают этику в роботов , мы говорим, что они создают роботов со встроенным искусственным интеллектом, способным имитировать любую задачу, которую может выполнить человек, включая дискуссии, как IBM показал ранее в этом году на выставке CES в Лас-Вегасе.
IBM сделала возможным обсуждение человека и искусственного интеллекта в рамках проекта Project Debater , направленного на то, чтобы помочь лицам, принимающим решения, принимать более обоснованные решения.
В зависимости от типа задач, выполняемых роботами AI, AI был разделен на разные категории. Однако стоит отметить, что ИИ все еще находится в зачаточном состоянии. В будущем ИИ будет выглядеть и вести себя совершенно иначе, чем сегодня.
Чтобы быть готовыми к будущему, нам нужно начать обновлять наши знания об искусственном интеллекте. Люди также должны быть готовы к вызовам и изменениям, которые ИИ принесет обществу и человечеству в целом. Итак, что же такое искусственный интеллект?
Что такое ИИ ?: Три типа искусственного интеллекта
«ИИ — это наука и техника создания интеллектуальных машин, особенно интеллектуальных компьютерных программ.»- Алан Тьюринг
Прежде всего, чтобы иметь возможность участвовать в сегодняшних дискуссиях об искусственном интеллекте и понимать изменения, которые он принесет в будущее человечества, нам необходимо знать основы.
Различные типы ИИ зависят от уровня интеллекта , встроенного в робота . Мы можем четко разделить ИИ на три типа:
Узкий искусственный интеллект (ANI)
Узкий искусственный интеллект (ANI), также известный как Узкий ИИ или Слабый ИИ, является Тип искусственного интеллекта сосредоточен на одной узкой задаче .Он обладает ограниченным набором способностей. На сегодняшний день это единственный существующий ИИ.
Узкий ИИ — это то, с чем большинство из нас взаимодействует ежедневно. Подумайте о Google Assistant, Google Translate, Siri, Cortana или Alexa. Все они являются машинным интеллектом, использующим обработку естественного языка (NLP).
NLP используется в чат-ботах и других подобных приложениях. Понимая речь и текст на естественном языке, они запрограммированы на персонализированное естественное взаимодействие с людьми.
Системы искусственного интеллекта сегодня используются в медицине для диагностики рака и других заболеваний с чрезвычайной точностью, воспроизводя человеческие познания и рассуждения.
Общий искусственный интеллект (AGI)
Когда мы говорим об общем искусственном интеллекте (AGI), мы имеем в виду тип ИИ, который примерно такой же способный, как человека.
Однако AGI все еще находится на стадии становления. Поскольку человеческий мозг является моделью для создания общего интеллекта, кажется маловероятным, что это произойдет относительно скоро, потому что нет исчерпывающих знаний о функциях человеческого мозга.
Тем не менее, как много раз показывала история, люди склонны создавать технологии, которые становятся опасными для человеческого существования. Почему же тогда попытки создать алгоритмы для воспроизведения функции мозга будут другими? Когда это произойдет, людям придется принять возможные последствия.
Искусственный суперинтеллект (ASI)
Искусственный суперинтеллект (ASI) — это путь в будущее. Или это то, во что мы верим. Чтобы достичь этой точки и называться ИИ, ИИ должен превосходить людей абсолютно во всем.Тип ASI достигается, когда AI на более способный, чем человека.
Этот тип ИИ сможет необычайно хорошо проявить себя в таких вещах, как искусство, принятие решений и эмоциональные отношения. Эти вещи сегодня являются частью того, что отличает машину от человека. Другими словами, вещи, которые считаются строго человеческими.
Однако многие могут возразить, что люди еще не овладели искусством эмоциональных отношений или принятия правильных решений. Означает ли это, что, возможно, через несколько столетий в будущем искусственный суперинтеллект овладеет областями, в которых люди потерпели неудачу?
Робоэтика: человеческая этика применительно к робототехнике
В то же время, когда мы углубляемся в разговор и узнаем больше, нам необходимо начать обсуждение робототехники . Как люди будут взаимодействовать, рассматривать и лечить эти машины в будущем? Когда люди собираются предоставить права ИИ? Кто будет иметь право предоставлять такие права?
В 2001 году , Стивен Спилберг в сотрудничестве с Kubrick Studios представил в кинотеатрах спор о сути человеческого существования, представленной гуманоидом Меха по имени Дэвид. Он первый в своем роде: ребенок, который может быть активирован, чтобы чувствовать любовь, учиться у своего окружения и, следовательно, развивать другие человеческие эмоции, такие как страх и печаль.
Люди вложили в Давида способность чувствовать эмоции. Однако человечества не смогли взять на себя ответственность за жизнь, которую они создали. Мать Дэвида бросила его в лесу, оскорбив чувства Дэвида.
Между тем, в реальном мире София компании Hanson Robotics была первым роботом, получившим гражданство от правительства Саудовской Аравии. Хотя сегодня София считается одним из самых продвинутых роботов, она все еще является прототипом, но в будущем она может стать общим искусственным интеллектом.На видео ниже София беседует с одним из своих создателей.
Роботы со встроенным ИИ и будущие применения этой технологии ставят этических вопроса , которые необходимо решать сейчас, как уже предлагали многие футуристы, философы и исследователи ИИ по всему миру.
Пришло время начать обсуждение трансгуманизма и AGI или Singularity , которые, как ожидается, появятся к 2060 , чтобы быть готовыми к будущему.
Вы можете спросить, что это будет за мир, когда когнитивные способности компьютера станут выше человеческих. Сегодняшнее поколение Alpha — это дети, которые будут жить вместе с искусственным сверхразумом. И это откроет новую главу в истории человечества.
Статьи по теме:
.
различных типов питания
Энергия была важным аспектом человеческой цивилизации с незапамятных времен. Власть может быть физической, политической или социальной. В контексте бизнеса динамика власти, как правило, сильно влияет на решения и транзакции людей. Таким образом, определение силы может быть трудным, поскольку ее понимают и интерпретируют по-разному, однако власть определенно нельзя назвать силой, которая дает вам то, что вы хотите. Власть в основном исходит из положения или авторитета, которые могут влиять на людей как положительно, так и отрицательно.
Для простоты и понимания мощность обычно классифицируется по следующим категориям:
- Принуждение — Этот вид силы предполагает использование угрозы, чтобы заставить людей делать то, что они хотят. В организационной структуре это выражается в угрозе кому-либо переводом, увольнением, понижением в должности и т. Д., По сути, это вынуждает людей подчиняться чьим-либо требованиям из страха что-то потерять.
- Сила вознаграждения — Как следует из названия, этот тип силы использует награды, льготы, новые проекты или возможности обучения, лучшие роли и денежные выгоды для влияния на людей.Однако интересным аспектом этого типа власти является то, что она сама по себе недостаточно мощна, поскольку решения, связанные с вознаграждением, не принимаются исключительно лицом, обещающим их, потому что в организациях многие другие люди вступают в игру, например, старшие менеджеры. и доска.
- Законная власть — Эта сила проистекает из официального положения, занимаемого кем-либо, будь то в организации, бюрократии или правительстве и т.д. занимает эту должность, а объем полномочий невелик, так как он строго определяется занимаемой должностью.
- Сила эксперта — Это личный вид силы, который обязан своим происхождением навыкам и знаниям, которыми обладает человек, более высокого качества и труднодоступен. В такой ситуации человек может использовать силу знания, чтобы влиять на людей. Так как это очень индивидуально, и со временем навыки можно улучшить; у него больше доверия и уважения.
- Сила референта — Это сила, которой обладают знаменитости и кинозвезды, поскольку у них огромное количество поклонников в массах, которые любят их, идентифицируют себя с ними и следуют за ними.Следовательно, они оказывают длительное влияние на большое количество людей для принятия большого количества решений; нравится, из какой машины покупать, какому кандидату выбрать на более высокую должность в стране.
Итак, мощность можно определить по-разному, однако важно то, как ее используют люди, которые ею обладают. В организационном контексте необходимо тщательно управлять динамикой власти и уравнениями, поскольку они оказывают огромное влияние на мотивацию и уровень вовлеченности сотрудников.Он также определяет культуру организации в целом и взаимодействие людей внутри организации в частности. Организации с очень высокой иерархией и властью трудно приспосабливаться к новым и инновационным идеям, любые изменения категорически отвергаются, столкновения эго и меньшие возможности становятся доступными для высокопроизводительных сотрудников, что задерживает рост организации. С другой стороны, в организации с плоской структурой людей поощряют вводить новшества и исследовать, таким образом привнося новые концепции и идеи для ускорения роста и расширения организации.
.