Познание эмпирическое и рациональное: Рациональное и эмпирическое познание — Студопедия

Рациональное и эмпирическое в философском знании. — КиберПедия

Понятие объективного и субъективного.

Рациональное и внерациональное: рациональное и эмпирическое в философском знании.

Философия органически объединяет, синтезирует в себе абстрактно-теоретическую форму организации и развития своего содержания с глубоко и определенно выраженной ориентировкой на субъективно-деятельностную сторону человеческого бытия, общественной практики, т.е. объединяет в себе два основных способа освоения мира человеком: научно-теоретический и практически духовный. Первый предполагает познание объекта таким, каков он есть сам по себе, вне зависимости от целей и интересов человека. Второй – это освоение реальности через призму человеческих ценностей и оценок. Способность философии к такому синтезу есть ее уникальная особенность, важнейшее и существенное отличие от всех других формообразований сознания. Такая «двукомпонентность» философского сознания (и философского знания) во многом объясняет и особенности историко-философского процесса, т.е. реального бытия философии в пространстве и времени культуры.

Эмпиризм – это философское направление, в котором утверждается, что источником истинного знания является опыт. Эмпирики считали, что в основе познания может лежать только опыт.

Рационализм– это философское направление, в котором утверждается, что источником истинного знания является разум. Рационалисты считали, что истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредствено из разума и не зависит от чувственного опыта.

Иррационализм – особое направление в философии. Согласно представлениям иррационалистов (Ф. Ницше, А. Шопенгауэр), мир хаотичен, не имеет внутренней логики, а, следовательно, никогда не будет познан разумом.

 

Мировоззрение: его структура, исторические формы и уровни формирования.

Понятие мировоззрения.

Мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.

Мировоззрение – это сложное, синтетическое, интегральное образование общественного и индивидуального сознания. Оно представляет собой целостную сложноорганизованную систему, состоящую из ряда элементов. В качестве таких элементов выступают знания, убеждения, верования, настроения, стремления, надежды, ценности, нормы, идеалы и т.д.

Структура мировоззрения

В структуре мировоззрения можно выделить четыре основных компонента:




1. Познавательный компонент. Он базируется на обобщенных знаниях – повседневных, профессиональных, научных и т.д. На основе этих знаний формируется конкретно-научная и универсальная картина мира. Она содержит систематизирующие и обобщающие результаты индивидуального и общественного познания, стили мышления того или иного сообщества, народа или эпохи.

2. Ценностно-нормативный компонент. Он включает в себя ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы, директивные действия и т.д. Одно из главных назначений мировоззрения состоит не только в том, чтобы человек опирался на какие-то общественные знания, но и в том, чтобы он мог руководствоваться определенными общественными регуляторами.

Ценность – это свойство какого-то предмета или явления удовлетворять потребности, желания людей. В систему ценностей человека входят представления о добре и зле, счастье и несчастье, цели и смысле жизни.

Следствием устойчивой, повторяющейся оценки человеком своих отношений с другими людьми являются социальные нормы: моральные, религиозные, правовые и т.п., регулирующие жизнь, как отдельного человека, так и всего общества. В них в большей мере, чем в ценностях, присутствует приказной, обязывающий момент, требование поступать определенным образом. Нормы являются тем средством, которое сближает ценностно-значимое для человека с его практическим поведением.

3. Эмоционально-волевой компонент. Эмоции и воля направляют и организуют поведение человека. Эмоции сигнализируют человеку о степени удовлетворения тех или иных его потребностей. Они являются неотъемлемой частью жизни человека. Для осуществления различных видов деятельности человеку необходимо прилагать определенные волевые усилия.

Для того, чтобы знания, ценности и нормы реализовывались в практических поступках и действиях, необходима выработка определенной психологической установки на готовность действовать. Формирование этой установки и осуществляется в эмоционально-волевой составляющей мировоззренческого компонента.



4. Практический компонент. Мировоззрение – это не просто обобщения знания, ценности, убеждения, установки, а реальная готовность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах. Без практической составляющей мировоззрение носило бы крайне абстрактный, отвлеченный характер. Даже если это мировоззрение ориентирует человека не на участие в жизни, не на действенную, а на созерцательную позицию, оно все равно проектирует, стимулирует определенный тип поведения.

По характеру формирования и способу функционирования можно выделить жизненно-практический и теоретический уровни мировоззрения.

Жизненно-практический уровень мировоззрения складывается стихийно и базируется на здравом смысле, обширном и многообразном повседневном опыте. Этот уровень мировоззрения нередко называют жизненной философией. Именно на этом уровне оно включается в социальное и индивидуальное взаимодействие всех людей. Жизненно-практическое мировоззрение крайне неоднородно, так как неоднородны по характеру образования и воспитания его носители. На формирование этого уровня мировоззрения существенное влияние оказывают национальные, религиозные традиции, уровень образования, характер профессиональной деятельности, особенности интеллектуальной и духовной культуры, как самого индивида, так и социальной среды, в которой происходит формирование мировоззрения.

Жизненно-практическое мировоззрение включает в себя навыки, обычаи, традиции, передаваемые из поколения в поколение, и опыт каждого конкретного индивида. Оно формируется в ходе повседневной жизни человека и помогает ему ориентироваться в сложных жизненных обстоятельствах. Этот уровень мировоззрения не отличается глубокой продуманностью, систематичностью, обоснованностью. В нем содержатся внутренние противоречия, заблуждения, устойчивые предрассудки.

Эти недостатки преодолеваются на другом, более высоком уровне мировоззрения, — научно-теоретическом.

К этому уровню решения мировоззренческих проблем принадлежит наука и философия. В отличие от всех других форм и типов мировоззрения, философия претендует на теоретическую обоснованность как содержания, так и способов достижения обобщенных знаний о действительности, а также норм, ценностей и идеалов, определяющих цели, средства и характер деятельности людей.

Билет 49. Рациональное и эмпирическое познание.

Рациональное и
эмпирическое познание
Рациональное
познание, прежде всего, свойственно
науке, которая измеряет, оценивает,
классифицирует и анализирует, но тоже
не дает ответов на многие вопросы.
Например, физики четко знают, что при
помощи их аналитических методов и
логики нельзя описать сразу все природные
явления, поэтому они выделяют определенную
группу явлений и пробуют построить
модель для ее описания. При этом они
оставляют без внимания остальные
явления, и поэтому модель не соответствует
реальной ситуации полностью. Современная
физика самым драматическим образом
подтвердила одно из основных положений
восточного мистицизма, смысл которого
заключается в том, что все используемые
нами для описания природы понятия
ограничены, что они являются не свойствами
действительности, как кажется нам, а
продуктами мышления-частями карты, а
не местности. Эмпирическое познание
— это выявляющее
и описывающее факты познание, отвечающее
на вопрос «как». Эмпирическое
познание в большей мере нуждается в
формальной логике, теоретическое также
— ив первую очередь — в содержательной.
Эмпирическое знание принципиально
необходимо, так как теоретический,
категориальный анализ должен обязательно
основываться на эмпирическом знании.
Однако нельзя представлять себе, что
переход от эмпирических знаний к
теоретическим прост и формален:
достаточно, де, накопить нужное количество
эмпирических фактов и одно это обеспечит
новое качество знания. Дело в том, что
теоретическое знание не выводится из
эмпирического знания формально-логическим
путем, оно выводится диалектическим
мышлением, перерабатывающим эмпирическое
знание в теоретическое. И переработка
эта связана прежде всего с нахождением
сущности, с возникновением по этому
поводу идеи.

Билет 50. Иррациональное познание: интуиция в медицине.

Очень непростой
вопрос вообще про интуицую, а тем более
у врача. Мне кажется, профессиональная
интуиция появляется вместе с опытом.
Да и интуиция вообще, думаю, это что-то
подсознательное, давно отложенное в
памяти. Интуиция (позднелат. лат. intuitio
— созерцание, от лат. intueor — пристально
смотрю), способность принимать правильные
решения, минуя промежуточные результаты.
Интуитивное решение может возникнуть
как в результате напряженного раздумывания
над решением вопроса, так и без него.

Интуиция сродни
глубокому пониманию процесса, так что
, если врач владеет знаниями, у него
есть опыт, то он может пользоваться
своей интуицией. Ну а тем, кого она
подводит, лучше на авось не рассчитывать

Билет 53. Истина и ее критерии.

Истина и ее
критерии
В
истории философии существовали различные
определения понятия «истина». Наиболее
часто употребляемым является следующее:
истина — это соответствие полученных
знаний содержанию объекта познания.
Характерной чертой истины является
наличие в ней объективной и субъективной
стороны. Объективная сторона показывает
нам истину в той ее части, содержание
которой от нас не зависит, поскольку
оно существует в объективной реальности.
Субъективная сторона указывает на тот
факт, что по своей форме истина всегда
субъективна, поскольку при ее получении
в процессе познания происходит
взаимодействие объекта и субъекта
познания, в котором непосредственное
участие принимает сознание
последнего.Принято выделять истину
абсолютную и истину относительную.
Абсолютной истиной называют полное,
неизменное, раз и навсегда установленное
знание о каком-либо предмете либо
явлении. Однако в реальности подобное
практически недостижимо. В большинстве
случаев мы имеем дело с относительной
истиной (или истинами), которая
представляет собой неполное, ограниченное
знание, верное лишь в определенных
условиях, которым обладает человек
(человечество) на данном этапе своего
развития. Движущей силой процесса
познания, а также критерием истины
является практика. Причем тот или иной
вид познания имеет в качестве критерия
истины соответствующую именно ему
форму практики: обыденная практика,
наблюдение, эксперимент и т. д. Помимо
практики существуют и другие критерии
истины, в частности формально-логический,
который применяется в тех условиях,
когда нет возможности опереться на
практику (например, выявление логических
противоречий в математических
рассуждениях).

Критерии
истины
делятся на внешние
и внутренние
.

Внешние.
Истинность
знания, теории. Проверять теорию на
истинность необходимо за пределами
этой теории–на практике. Но практика–не
достаточный критерий истинности.
Некоторые теории практически проверить
просто нельзя(измерить расстояние от
Земли до Солнца), и практика сама
постоянно меняется. Что было прежде
истинно, теперь ложно. Если внешних
критериев

недостаточно, то
мы говорим о вторичных–внутренних
критериях.

Внутренние.
1. Критерий логики: по свойству
непротиворечивости( изучив логический
квадрат, можно делать выводы о об
истинности данной теории, не имея знаний
в данной области). 2. Эстетический
критерий. 3.Экономности мыслей. 4.
Симметричности. 5. Научной рациональности.

Тема 11.1 Эмпирическое и рациональное в познании — Студопедия

Формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление. Формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Интуитивное познание: чувственная, интеллектуальная, сверхрациональная интуиция

Понятия эмпиризма и сенсуализма. Дж. Локк (1632—1704) о простых и сложных идеях. Концепция «первичных и вторичных качеств». Роль индукции.

Понятие рационализма. Предпосылки рационализма: тезис о тождестве мышления и бытия, теория «врожденных идей». Роль дедукции. Спор эмпириков и рационалистов.

 

Тема 11.2 Истина и её критерии

Понятие истины. Онтологическое и корреспондентная теория истины. Объективная и субъективная истина. Абсолютная и относительная истина. Истина как процесс. Догматизм и релятивизм. Критерии истины: практика, логическая непротиворечивость, общезначимость, когерентность, интуиция. Свойства истины. Соотношение истины и заблуждения.

 

Тема 11.3 Философия науки

Предпосылки возникновения научного знания. Наука как социальный институт. Понятие сциентизма.

Средства и методы эмпирического исследования: факт, наблюдение, эксперимент. Роль приборов в современном научном исследовании и проблемы измерения.

Средства и методы теоретического познания: проблема, гипотеза, теория, научный закон. Формализация и математизация знания. Мысленный эксперимент и теоретическое моделирование.

Концепция развития научного знания К.Поппера, принципы фальсификации и фаллибилизма. Концепция смены парадигм Т.Куна. Методология научно-исследовательских программ И.Лакатоса. Эпистемологический анархизм П.Фейерабенда.



 

Тема 11.4 Философия техники

Понятие техники. Цель и функции техники. Техника как фактор цивилизации, традиционная и техногенная цивилизации. Влияние техники на человека и «демонизм» техники. Технократизм и гуманизм. Феномен виртуальной реальности и его философская интерпретация.

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ занятия Наименование разделов и тем занятий Вид занятия Задание для студентов
  Раздел 1. Введение в философию
1.1 Философия и её предмет лекция 1, с.5-14
1.2 Соотношение религии, философии и науки. лекция 1, с.161-177
1.3 Основные типы философии: материализм и идеализм. лекция 2, с.19-23
  Раздел 2. Восточная философия    
2.1 Предпосылки философии в Индии лекция 1, с.16-22
2.2 Предпосылки философии в Китае семинар 1, с.23-32
  Раздел 3. Античная философия    
3.1 Становление философии в Древней Греции семинар 2, с.26-58
3.2 Классическая греческая философия. лекция 2, с.58-93
3.3 Эллинистическая философия семинар 1, с.73-82
  Раздел 4. Философия Средних веков    
4.1 Патристика и схоластика лекция 2, с.108-132
  Раздел 5. Философия Нового времени    
5.1 Философия XVII-XVIII века семинар 1, с.92-103
5.2 Философия XIX века лекция 1, с.103-117
  Раздел 6. Современная философия    
6.1 Основные направления философской мысли XX века лекция 1, с117-130
6.2 Русская философия семинар 2, с264-348
  Раздел 7. Философия бытия    
7.1 Проблема бытия лекция 2, с349-364
7.2 Материя и её свойства. семинар 2, с349-364
  Раздел 8. Философия человека    
8.1 Образы человека в истории философской мысли лекция 2, с406-423
8.2 Философия общества лекция 2, с424-436
8.3 Философия истории лекция 2, с444-449
  Раздел 9. Философия как аксиология    
9.1 Смысл жизни лекция 1, с185-191
9.2 Культура и искусство лекция 2, с437-457
  Раздел 10. Философия деятельности    
10.1 Сознание лекция 2, с365-377
10.2 Виды человеческой деятельности лекция 1, с115-160
  Раздел 11. Философия познания    
11.1 Эмпирическое и рациональное в познании лекция 2, с146-173
11.2 Философия науки семинар 2, с392-405

Основная литература



1. Горелов, А. А. Основы философии: Учеб. для сред. проф. образования /А.А.Горелов. — 11-е изд., перераб. и доп. — М.: Академия, 2012. — 320с.

2. Волкогонова О. Д., Сидорова Н. М. Основы философии: Учеб. для сред. проф. образования / О. Д. Волкогонова, Н. М. Сидорова — М.: ИД «ФОРУМ» — ИНФРА- 2013. — 480с.

 

ВОПРОСЫ К ЗАЧЁТУ

 

1. Философия и ее предмет.

2. Соотношение философии, религии и науки.

3. Основные типы философии.

4. Предпосылки философии в Древней Индии: брахманизм и буддизм.

5. Предпосылки философии в Древнем Китае: конфуцианство и даосизм.

6. Натурфилософия Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена, Гераклита.

7. Философия Пифагора и Демокрита.

8. Учение о бытии Парменида и апории Зенона.

9. Гносеологический релятивизм софистов: Протагор и Горгий.

10. Сократ, киники, киренаики.

11. Философия Платона и Аристотеля.

12. Философия эллинистических школ: эпикурейцы, стоики, скептики.

13. Средневековая философия: Августин Блаженный и Фома Аквинский.

14. Философия XVII — XVIII веков.

15. Философия XIX века.

16. Основные направления философской мысли XX века.

17. Русская философия.

18. Проблема бытия.

19. Материя и ее свойства. Философские концепции пространства и времени.

20. Образы человека в истории философской мысли.

21. Философия общества.

22. Философия истории.

23. Смысл жизни. Свобода воли.

24. Культура и искусство.

25. Сознание.

26. Виды человеческой деятельности.

27. Основные гносеологические концепции: эмпиризм и рационализм.

28. Истина и ее критерии.

29. Философия науки.

30. Философия техники.

 

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ ПО КУРСУ «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»

1. Абсолютная истина — а) полное знание о действительности, б) знание в

котором нет никаких сомнений.

2. Агностицизм — учение, отрицающее полностью или частично возможность

познания объективного мира.

3. Аксиология- учение о ценностях.

4. Анализ — разложение целого на составные части.

5. Аналитическое суждение — высказывание в котором связь объекта и его

свойства мыслится через тождество.

6. Антиномия — пара противоположных по содержанию идей тезис — антитезис.

7. Антропный принцип — мир рассматривается не сам по себе, а с точки

зрения человека и в отношении к человеку.

8. Антропология — учение о человеке.

9. Антропоцентризм — подход, рассматривающий человека как «меру всех вещей».

10. Апории — логические примеры, призванные продемонстрировать, что

выводы разума противоречат данным чувственного восприятия.

11. Бессознательное — скрытые от непосредственного наблюдения

психические процессы.

12. Бритва Оккама- «не следует умножать число сущностей сверх

необходимости».

13. Бытие — все существующее.

14. «Вещь-в-себе» — непознаваемая сущность объекта.

15. Восприятие — целостный образ предмета как совокупность ощущений.

16. Время — длительность существования чувственно-воспринимаемых

объектов.

17. Вторичные качества — свойства вещей, порожденные субъективностью

нашего восприятия.

18. Гедонизм — учение считающее получение наслаждений целью жизнию.

19. Гипотеза — предположение, основанное на фактах, но нуждающееся в

доказательствах.

20. Гносеология- учение о познании,

21. Дедукция — вывод от общего правила к частному случаю.

22. Детерминизм — учение о причинной обусловленности всех явлений.

23. Диалектика — учение о взаимосвязи и относительности противоположных

понятий в процессе развития знания.

24. Диалектическая триада — тезис, антитезис, синтез.

25. Догмат- положение религии, слепо принимаемое на веру

26. Догматизм — преувеличение роли устойчивого элемента истины,

27. Дуализм — бытие имеет две причины существования.

28. Дух — мышление, сознание.

29. Знание апостериори — опытное знание.

30. Знание априори — доопытное знание

31. Идеализм — учение, считающее причиной бытия духовное начало.

32. Идеи(эйдосы) — умопостигаемые сущности, являющиеся прообразами

материальных вещей.

33. Индивидуальность — высшее или трансцедентальное «Я» человека.

34. Индукция — вывод от частного случая к общему правилу.

35. Интенция — избирательная направленность внимания на объект.

36. Интроспекция – способность сознания становится предметом познания для

самого себя.

37. Интуиция — непосредственное знание без размышлений.

38. Иррационализм — учение, считающее что мир неразумен и непостижим для

разума.

39. Истина — знание, соответствующее действительности.

40. Катарсис — очищение души через сопереживание художественному

произведению.

41. Категория — наиболее общее понятие, выражающее в абстрактной форме

наиболее общие свойства действительности.

42. Когерентность — согласованность истины с фундаментальными идеями.

43. Конвенциальность — истина плод соглашения.

44. Коперниканский переворот — «рассудок диктует свои законы природе».

45. Космоцентризм — подход в философии рассматривающий человека как

неотъемлемую часть космоса, подчиняющуюся всем его процессам и

закономерностям.

46. Креационизм — учение о сотворении мира Богом.

47. Культура — совокупность материальных и духовных ценностей.

48. Личность — эмпирическое «Я» человека.

49. Логос — природный закон или божественный разум.

50. Материализм — учение, считающее причиной бытия материальное начало.

51. Материя — объективная реальность данная нам в ощущениях» В.И. Ленин.

52. Метафизика — учение об умопостигаемых причинах бытия, не

раскрываемых физикой.

53. Метод — набор правил которыми следует руководствоваться в процессе

познания и соблюдение которых позволяет достичь наиболее

достоверных результатов.

54. Миф — форма веры, определяющая отношение человека к различным

сторонам действительности.

55. Миф — символически-образное моделирование действительности.

56. Монизм — бытие имеет одну причину своего существования.

57. Мышление — отражение действительности посредством логически

связанных между собой понятий.

58. Натурфилософия — философия природы или естественная философия

59. Наука — рациональное познание, основанное на эмпирической проверке и

математическом доказательстве.

60. Научный закон — математическая формулировка связи между явлениями,

являющаяся объективной, существующей, устойчивой, повторяющейся,

конкретной, необходимой, внутренней.

61. Номинализм — учение, считающее универсалии только наименованиями

вещей, которым в действительности ничего не соответствует.

62. Ноумены — умопостигаемые объекты.

63. Общество — форма сосуществования людей с устойчивой структурой и

воспроизводящимися отношениями.

64. Объект — то, что познается(не-я).

65. Объективное – существующее независимо от сознания человека.

66. Объективный идеализм — учение духовное начало существует объективно,

независимо от человека.

67. Онтология — учение о бытии.

68. Относительная истина — неполное, частичное знание о действительности.

69. Отражение — способность материи в процессе взаимодействия

воспроизводить в своих особенностях особенности других предметов.

70. Ощущение — отражение в сознании человека отдельных свойств предмета.

71. Пантеизм — учение о тождестве Бога и природы.

72. Первичные качества — свойства присущие вещам самим по себе.

73. Позитивизм — философия науки связывающая социальный прогресс с

развитием знания.

74. Понятие — слово носитель смысла.

75. Праксиология — учение о деятельности.

76. Представление — чувственный образ предмета, сохраняемый в памяти.

77. Пространство — протяженность чувственно-воспринимаемых объектов.

78. Процесс становления – подвижность и изменчивость бытия.

79. Разум — абстрактное мышление об объектах, которые не могут быть даны в

непосредственном опыте.

80. Рассудок — способность суждения (конкретное мышление).

81. Рационализм — учение считающее мышление источником знаний.

82. Реализм — учение признающее независимое от человеческого сознания

существование универсалий.

83. Редукционизм — сведение сложного целого к простым составляющим и

объяснение свойств целого исходя из свойств частей

84. Релятивизм — преувеличение роли изменчивого элемента истины.

85. Релятивизм — учение об относительности познания.

86. Рефлексия — способность сознания к самоанализу своего содержания.

87. Сенсуализм — учение, считающее ощущения источником знания.

88. Синтез — восстановление целого из частей.

89. Синтетическое суждение — связь между объектом и его свойством мыслится

без тождества.

90. Сознание — непрерывный поток психических впечатлений.

91. Сознание — особое состояние свойственное человеку, в котором ему

одновременно доступны для познания и мир, и он сам

92. Солипсизм — учение о том, что существует только субъективное Я

и содержание его сознания

93. Сублимация — процесс замены сексуальной цели другой более приемлемой в

социальном и культурном отношении.

94. Субстанция — то, что является причиной своего собственного

существования.

95. Субъект — тот, кто познает(я).

96. Субъективное – существующее только в сознании человека.

97. Субъективный идеализм — духовное начало существует субъективно как

сознание человека.

98. Суждение — высказывание, определяющее свойства объекта.

99. Сущность — объект как он существует сама по себе.

100. Схоластика — средневековая философия.

101. Сциентизм — учение, что наука высшая и единственно подлинная форма

знания.

102. Теория — гипотеза успешно прошедшая экспериментальную

проверку.

103. Теоцентризм — подход, рассматривающий человека как образ и подобие

Божие.

104. Трансцендентальное — неотъемлемо присущее сознанию и являющееся

условием возможности всякого опыта.

105. Трансцендентальное единство апперцепции — сознание своего «Я», которое

является неотъемлемым условием всякого процесса познания.

106. Трансцендентное — выходящее за пределы чувственного опыта.

107. Умозаключение — вывод нового знания из уже известного.

108. Универсалии — общие родовые понятия.

109. Феномены — чувственно- воспринимаемые объекты.

110. Философия — учение о наиболее общих закономерностях развития

природы, человека и общества.

111. Чувственное познание — познание через органы чувств (зрение, слух,

осязание, обоняние, вкус).

112. Эволюция — учение о развитии как о переходе от низших форм бытия к

высшим.

113. Эвристичность — способность истины к развитию и расширению.

114. Экзистенциализм — философия существования.

115. Эксперимент — изучение объекта в искусственных условиях с помощью

приборов и инструментов.

116. Эмпиризм — учение считающее опыт источником знания.

117. Энтелехия — процесс перевода потенциальных возможностей в

действительность, деятельность по реализации цели.

118. Эпистемология – учение о познании

119. Эстетику — учение о прекрасном,

120. Этика — учение о нравственности

121. Явление — объект как он дан в процессе чувственного восприятия.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Учебно-методическое пособие должно облегчить изучение дисциплины «Основы философии», но оно не является полноценной заменой учебнику и не отменяет необходимость изучения первоисточников. Тем не менее, автор-составитель верит, что внимательное и вдумчивое знакомство студентов с этим пособием может оказать им существенную помощь при подготовке к семинарам и зачету. По крайней мере, из него можно получить достаточно сведений, для ориентирования при самостоятельной подготовке.

Автор-составитель настоящего учебно-методического пособия надеется, что представленные здесь правила грамматики и упражнения к ним помогут учащимся Промышленно-экономического колледжа, независимо от осваиваемой ими специальности и формы обучения, выработать основные практические навыки. Упражнения составлены таким образом, что позволяют, одновременно с изучением (или повторением) грамматики, расширять словарный запас студентов.

 

эмпирический и рациональный. Формы познания — Студопедия

Гносеология — наука о познании (от греч. Gnosis — знание, — учение). В теории познания основное внимание уделяется проблеме познаваемости мира, вопросу о границах нашего знания, способах его получения и критериях достоверности. Познание в самом общем виде можно определить как деятельность человека по приобретению знаний об окружающем его мир, о самом человеке, о взаимоотношении человека и природы, человека и общества и т.д.
Процесс познания протекает в форме взаимосвязи и взаимодействия познающего субъекта и познаваемого объекта. Субъектом познания является человек, отражающий в своем сознании явления действительности. Этот субъект активен: он ставит цели, определяет средства их достижения, производит корректировку этих целей на основе практики. Объект познания представляет собой предмет, явление, процесс материального или духовного мира, на который направлена познавательная деятельность субъекта.
Познание — это сложный и противоречивый процесс, в котором традиционно выделяют две ступени (или уровня) познания: чувственное и рациональное познание. Обе ступени тесным образом связаны между собой и каждая из них имеет свои формы. Познание человеком окружающего мира начинается с помощью органов чувств. Взаимодействуя с теми или иными предметами, мы получаем ощущения, восприятия, представления (формы чувственного познания). Ощущение — это отражение одного свойства предмета с помощью одного из 5 органов чувств. Восприятие — целостный образ предмета, отражение его свойств всеми органами чувств. Представление — это целостный образ предмета, сохраняемый и воспроизводимый в сознании по мере необходимости. Если чувственное познание констатирует то, как проистекает событие, рациональное отвечает на вопрос почему оно протекает именно так.
Рациональное познание основывается на способности логического мышления. Мышление — это целенаправленное опосредованное и обобщенное отражение человеком существенных свойств и отношений вещей.
В гносеологии традиционно выделяются два уровня мышления — рассудок и разум. Рассудок использует понятия в пределах уже сложившихся знаний, его задача — привести знания в систему и чувственного опыта в строгом соответствии с установленными правилами. Это способность последовательно и ясно рассуждать, правильно строить мысли, четко классифицировать, строго систематизировать факты. Логика рассудка — формальная логика, которая обращает внимание на форму и структуру «готового знания», а не на его содержание. На этом уровне мышления сознательно отвлекаются от развития, взаимосвязи вещей и выражающих их понятий, рассматривая их как нечто устойчивое и неизменное.
Основными формами, в которых развивается и осуществляется мышление являются понятия, суждения и умозаключения. Понятие — это такая форма мышления, в которой отражаются общие, существенные признаки данного предмета или явления (сущность). Суждение — форма мышления, в которой отражается связь между предметом и его признаком, между предметами, или факт их существования. В суждении может быть выражена и истина и ложь. Умозаключение — это выводное знание, когда из одной или нескольких посылок и делается вывод (новое суждение).






Эмпирическое и рациональное | Философский штурм

Систематизация и связи

Опыт показывает нам, что бывает; разум определяет, что должно необходимо быть при известных условиях. Но это условное бытие предполагает то, что есть безусловно, что и составляет собственный предмет истинного знания.

Существо истины есть сущее всеединое. Как такое, оно познается первее чувственного опыта и рационального мышления в тройственном акте веры, воображения и творчества, который предполагается познанием. Таким образом, в основе истинного знания лежит мистическое, или религиозное восприятия, от которого только наше логическое мышление получает свою безусловную разумность, а наш опыт — значения безусловной реальности. Будучи непосредственным предметом знания мистического, истина (всеединое сущее) становится предметом знания естественного, т.е., будучи сознательно усвояема человеческим разумом и чувствами, она вводится в формы логического мышления и реализуется в данных опыта. Этим образуется система истинного знания, или свободной теософии, основанной на мистическом знании вещей божественных, которое она посредством рационального мышления связывает с эмпирическим познанием вещей природных, представляя таким образом всесторонний синтез теологии, рациональной философии и положительной науки.

В. С. Соловьев. Критика отвлеченных начал. М., Мысль, 19??, с. 589–590.

 Если ощущения и понятия, эмпирические и логические элементы нашего познания, суть два возможные образа или способа бытия, познаваемого для нас, то само познаваемое, самый предмет познания, не заключается ни в том, ни в другом образе относительного бытия, не есть ни ощущение, ни понятие, а то, что есть в ощущении и понятии, т.е. сущее.

Там же, с. 697.

 Познание есть взаимоотношение субъекта и предмета; смотря по тому, какой из двух терминов преобладает, это отношение является в форме ощущения или понятия.

Там же, с. 691.

Соотношение категорий «эмпирическое» и «теоретическое» с категориями «чувственное» и «рациональное»

Во-первых, эмпирическое познание никогда не может быть сведено только к чистой чувственности. Даже первичный слой эмпирических знаний — данные наблюдений — всегда фиксируется в определенном языке; причем это язык, использующий не только обыденные понятия, но и специфические научные термины. Данные наблюдения нельзя свести только к формам чувственности — ощущениям, восприятиям, представлениям. Уже здесь возникает сложное переплетение чувственного и рационального.

Но эмпирическое познание к данным наблюдений не сводится. Оно предполагает также формирование на основе данных наблюдения особого типа знания — научного факта. Научный факт возникает как результат очень сложной рациональной обработки данных наблюдений: их осмысления, понимания, интерпретации. В этом смысле любые факты науки представляют собой взаимодействие чувственного и рационального.

Но, может быть, о теоретическом знании можно сказать, что оно представляет собой чистую рациональность? Нет, и здесь мы сталкиваемся с переплетением чувственного и рационального. Формы рационального познания (понятия, суждения, умозаключения) доминируют в процессе теоретического освоения действительности. Но при построении теории используются также и наглядные модельные представления, которые являются формами чувственного познания, ибо представления, как и восприятие, относятся к формам живого созерцания. Даже сложные и высокоматематизированные теории включают в свой состав представления типа идеального маятника, абсолютно твердого тела, идеального обмена товаров, когда товар обменивается на товар строго в соответствии с законом стоимости, и т. д.

Все эти идеализированные объекты являются наглядными модельными образами (обобщенными чувствованиями), с которыми производятся мысленные эксперименты.   Результатом   же  этих   экспериментов  является выяснение тех сущностных связей и отношений, которые затем фиксируются в понятиях. Таким образом, теория всегда содержит чувственно-наглядные компоненты. Можно говорить лишь о том, что на низших уровнях эмпирического познания доминирует чувственное, а на теоретическом уровне — рациональное.

 201 

В чем разница между «чувственным и рациональным» и «эмпирическим и теоретическим» познанием?

Чувственное познание основано на познании с помощью органов чувств, оно дает непосредственное знание о предметах и их свойствах и протекает в трех основных формах: ощущение, восприятие, представление, а Рациональное познание, или абстрактное мышление, опосредовано знаниями, полученными с помощью органов чувств, и выражается в основных логических формах: понятиях, суждениях и умозаключениях, отражающих общее, существенное в предметах.

Чувственное и рациональное познание составляют стороны, единого процесса познания. Отражая объект с внешней, поверхностной стороны, чувственное познание содержит в себе элементы обобщения, которое свойственно не только представлено также восприятиям и ощущениям. Они составляют предпосылку перехода к рациональному познанию. Рациональное познание не только включает в себя момент чувственного, которого оно было бы лишено объективного содержания и с объективным миром, но, кроме того, оно ориентирует и обуславливает чувственное познание. И хотя чувственное познание первично по отношению к мышлению, однако в сформировавшемся познании чувственное выступает в неразрывной связи с рациональным, составляя единый познавательный процесс.

Эмпирическое познание — это выявляющее и описывающее факты познание, отвечающее на вопрос «как», а теоретическое же познание — сущностное познание, отвечающее на вопрос «почему», на вопрос о внутренних причинах явлений, что в конечном счете дает возможность управлять изучаемыми явлениями и событиями, ускорять их приход или, наоборот, отдалять и предотвращать их, а также предсказывать принципиально новые факты.



Эмпирическое познание в большей мере нуждается в формальной логике, теоретическое также — ив первую очередь — в содержательной. Эмпирическое знание принципиально необходимо, так как теоретический, категориальный анализ должен обязательно основываться на эмпирическом знании. Однако нельзя представлять себе, что переход от эмпирических знаний к теоретическим прост и формален: достаточно, де, накопить нужное количество эмпирических фактов и одно это обеспечит новое качество знания. Дело в том, что теоретическое знание не выводится из эмпирического знания формально-логическим путем, оно выводится диалектическим мышлением, перерабатывающим эмпирическое знание в теоретическое. И переработка эта связана, прежде всего, с нахождением сущности, с возникновением по этому поводу идеи.

Соотношение разумных, эмпирических и теоретических уровней в современном научном познании

Психология »Шпоры» Философия »Соотношение разумных, эмпирических и теоретических уровней в современном научном познании

Структура научного знания выделяют прежде всего два уровня знаний — эмпирический и теоретический. В данном случае речь идет о научном знании, а не о познавательном процессе в целом. Применительно к последнему, то есть к процессу познания в целом, имея в виду не только научные, но и здравые знания, чаще всего говорят о чувственном и рациональном уровнях знания.Категории «смысл» и «рациональный», с одной стороны, «эмпирический» и «теоретический», с другой, довольно близки по содержанию. Но в то же время они не должны быть приравнены друг к другу.
Эмпирические знания не могут быть сведены только к чистой чувственности. Даже основной слой эмпирических знаний — данные — наблюдения — всегда фиксируется на определенном языке, который использует не только мирскую концепцию, но и конкретные научные термины. Эти наблюдения не могут быть сведены к формам чувствительности — чувствам, восприятиям и идеям.Уже здесь возникает сложная сеть чувственного и рационального.
Но эмпирические знания наблюдательных данных не могут быть уменьшены. Также подразумевается формирование на основе наблюдений особого типа знаний — научного факта. Научный факт возникает в результате очень сложной рациональной обработки данных наблюдений: их понимание, понимание, интерпретация. В этом смысле любые научные факты являются чувственным и рациональным взаимодействием.
Рассм. соотношение теоретических знаний и рациональных.Здесь мы также сталкиваемся с чувственным и рациональным переплетением. Формы рационального познания (понятия, суждения, выводы) доминируют в теоретическом понимании реальности. Но для построения теории также используются визуальные моделирующие представления, которые являются формами чувственного восприятия (идеальный маятник твердый и т. Д.). Все эти объекты являются идеализированными моделями визуальных образов, на которых производятся мысленные эксперименты. Результатом этих экспериментов является выяснение тех существенных связей и отношений, которые затем фиксируются в концепциях.Таким образом, теория всегда содержит чувственный и визуальный компоненты. Можно говорить только о том, что на нижних уровнях эмпирических знаний преобладает чувственное, а на теоретическом уровне — рациональное.

Основа выделения ЭДС. теор. уровни основаны на следующих критериях:
1. На эмпирическом уровне мы знаем условия и формулируем эмпирические законы. На теоретическом уровне и познание сущности явлений рпоцесов.
2. В соответствии с формами фиксации res s. На эмпирическом уровне результат познания фактов зафиксирован.По теоретическому — гипотеза, теория
3. По методам. На эмпирическом уровне — измерение, наблюдение и эксперимент. На теоретическом уровне множественные методы (моделирование, аналогия абсолютизации, восхождение от конкретного к абстрактному и т. Д.)
Формы научного познания.
1) Факт — Знание об опыте, обоснованность которого установлена ​​мтодами, разработанными в науке.
2) Гипотеза — допущение новых законов или каких-либо причин для объяснения новых явлений, связей и отношений.
3) Теория — отражает глубокие связи, присущие определенной области явлений, единой системе знаний о ряде объектов.

Эмпиризм — направление в теории познания, признающее чувственный опыт только источником знаний, утверждающим, что все знания основаны на опыте и на опыте.
Рацонализм — преподавание в теории познания, согласно которому универсальность и необходимость — логические атрибуты надежного знания — не могут быть выведены из опыта и его обобщений, они могут быть выведены только из самого разума.

,

Научное познание и методология.

Основной формой познавательной деятельности человека и ее основным носителем является наука. Наука — это форма духовной деятельности людей и сфера человеческой познавательной деятельности, направленная на получение объективных знаний и их применение на практике. Как отдельный духовный феномен и социальный институт, наука появляется в 17 веке, в эпоху становления капиталистического способа производства.С этого времени наука начинает развиваться практически самостоятельно.

Научное познание — это вид и уровень познания, направленные на развитие объективных, систематически организованных и разумных знаний о мире. Он выделяется из обычного познания, то есть спонтанного познания, связанного с жизнедеятельностью людей и восприятия реальности на уровне явления. Эпистемология — доктрина научного познания.

В научном познании истинным должен быть не только его конечный результат (система научного знания), но и путь, ведущий к нему, то есть метод . Каждая наука и научная дисциплина имеют не только свой предмет-материю, но и свою особую систему методов, обусловленную их теориями и спецификой предмета-предмета их исследования. Метод (из греческих методик) представляет собой совокупность определенных правил, методов, норм познания и действия.Метод ориентирует субъекта на решение конкретных задач, на достижение определенного результата в определенной сфере деятельности. Метод дисциплинирует поиск истины, правильный метод позволяет сэкономить силы и время, максимально быстро приблизиться к цели. Методология — это доктрина способов конструирования и развития систем знаний, т. Е. Теория метода, а также конкретная последовательность методов получения знаний. Социокультурной основой для возникновения методологии является появление ориентации на полезную науку, чтобы обеспечить устойчивый рост знаний.Основными вариантами ранней методологии являются индуктивный метод Бэкона и дедуктивный метод Декарта.

Уровни научной методологии (в порядке убывания):

1) Общие философские методы существуют как абстрактные принципы мышления. К ним относятся диалектические и метафизические методы.

2) Общие методы мышления — абстракция, индукция-дедукция, анализ-синтез, аналогия;

3) Общенаучные методы — наблюдение, эксперимент, мысленный эксперимент, математическое моделирование, аксиоматический и гипотетически-дедуктивный методы.Они выступают в качестве промежуточной методологии между философией и фундаментальными принципами частных наук. К общим научным терминам, таким как информация, модель, система, структура, функция, элемент, оптимальность, вероятность, нелинейность, нестабильность, самоорганизация и т. Д. К общим научным принципам и подходам относятся: системные, структурно-функциональные, кибернетические, вероятностные;

4) Специальные научные методы — методы и исследовательские процедуры, используемые в отдельных науках.Это методы механики, физики, химии, биологии и социальных (гуманитарных) наук. В последние десятилетия методы междисциплинарных исследований стали широко распространенными;

5) Специальная техника .

2. Классификация методов научного познания . Научное познание включает в себя два основных уровня — эмпирический и теоретический .

На эмпирическом уровне , сенсорное познание преобладает.Исследуемый объект отражается в основном от его внешних связей и проявлений. Любое эмпирическое исследование начинается со сбора, систематизации и обобщения фактов. Концепция «факт» (от латинского фактора — сделано, выполнено) выражает некоторый фрагмент реальности или познания, знание которого должно иметь определенность. Сбор фактов, их первичное обобщение, описание («запись») наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация являются характерными чертами эмпирического познания, направленного непосредственно на исследуемый объект.Он освоен с помощью таких методов и средств, как , наблюдение и , эксперимент (эти основные методы), , сравнение , , измерение . Таким образом, эмпирическое познание предполагает формирование научного факта на основе данных научного наблюдения. Научный факт возникает в результате очень сложной обработки наблюдений, их аргументации, понимания, интерпретации.

Эмпирические методы включают в себя:

1. Наблюдение — целенаправленное восприятие явлений объективной реальности,

2. Описание — фиксация с помощью естественного или искусственного языка информации об объектах,

3. Измерение — сравнение объектов по некоторым сходным свойствам или сторонам.

4. Сравнение — это одновременное корреляционное исследование и оценка свойств или атрибутов, общих для двух или более объектов.

5. Эксперимент — наблюдение в специально созданных и контролируемых условиях, что позволяет восстановить ход событий с повторением условий. Эксперимент не всегда подходит для изучения объектов микромира и мегамира. Поэтому в современной науке особую роль отводится , моделированию . Модель заменяет реальный объект, воспроизводя его особенности. Построение и исследование модели позволяет выявить и проанализировать закономерности изучаемого процесса без вмешательства в окружающий мир.

. Теоретическое познание. Эта обработка осуществляется посредством абстракции высшего порядка с помощью таких интеллектуальных устройств, как абстракция , , , обобщение , анализ , синтез и , индукция , , вычет , , аналогия , .

Теоретические методы включают в себя:

1. Формализация — построение абстрактно-математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов реальности.

2. Аксиоматизация — построение теорий на основе аксиом — утверждений, доказательство истинности которых не требуется.

3. Гипотетически-дедуктивный метод — создание системы дедуктивно связанных гипотез, из которой выводятся утверждения об эмпирических фактах.

4. Восхождение от абстрактного к конкретному — движение научной мысли от первоначальной абстракции к результату — целостное воспроизведение в теории исследуемого объекта.

Эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны, граница между ними условна и подвижна, они переходят друг в друга.

Общие критерии оценки методов.

Научные методы оцениваются по следующим критериям:

научная сущность метода,

Эффективность метода,

эконом,

простота и надежность,

допустимость

безопасности.

3. Формы научных знаний. Научные знания на теоретическом уровне находятся в форме научной проблемы, гипотезы, теории, а также принципов, законов, парадигмы.

Основные, ключевые моменты в построении и развитии знаний включают в себя пакет «научная проблема — гипотеза — теория».

Научная проблема — это научная задача, которая уже сформирована, но не решена или неизвестна.

Гипотеза — это форма знания или теоретическая модель объекта, которую необходимо проверить на практике.

Теория — это практически подтвержденная гипотеза, относительно гармоничное знание процесса. Теория является наиболее развитой формой научного познания. Ключевым элементом теории является закон, поэтому ее можно рассматривать как систему законов, выражающих сущность исследуемого объекта.

:

,

PPT — Rational Cognition PowerPoint Presentation, скачать бесплатно

  • Проект Оскара Rational Cognitionin OSCARJohn L. Поллок, Кафедра философии университета АризоныТусон, Аризона

    Rational Cognition Люди обладают замечательной способностью решать сложные проблемы, просто думая о них.

  • Люди — не единственные существа, способные решить проблему .

  • Проект ОСКАР • Первоначальной целью ИИ было создание искусственного рационального агента. • Я убежден, что одной из причин, почему прогресс в ИИ был медленнее, чем предполагалось, является то, что многие проблемы, которые должны быть решены, носят философский характер, а не простые инженерные проблемы. • В частности, одним из ограничений искусственного агента является то, что он делает выводы и принимает решения, которые мы считаем рациональными. Для этого нам нужна общая теория рациональности.• Значительную проницательность можно почерпнуть из приближения к рациональности из «позиции дизайна». • Целью проекта ОСКАР является построение общей теории рациональности (как эпистемической, так и практической) и ее реализация в системе ИИ. Эти лекции познакомят студента с общим подходом, используемым в проекте OSCAR.

  • Часть первая: знание того, что такое Rational • Если мы собираемся построить систему, которая ведет себя рационально, мы должны знать, в чем она состоит.Как мы это определяем? • В ИИ часто предполагается, что стандарты рациональности, которые применяются к отдельным когнитивным актам, просты и не вызывают проблем: • Байесовская теория вероятностей обеспечивает стандарты рациональности для убеждений; • классическая теория принятия решений обеспечивает стандарты рациональности для практических решений. • В таком случае может удивить, что большинство философов отвергают байесовскую эпистемологию, и я считаю, что есть веские причины для отказа от классической теории принятия решений.

  • Байесовская эпистемология • Байесовская эпистемология утверждает, что степень, в которой рациональный агент оправдан в вере во что-либо, может быть идентифицирована с субъективной вероятностью. Обновление убеждений обусловлено условием новых входов. • Существует огромная литература по этому вопросу. Некоторые из возражений против этого суммированы в «Поллок и Круз», «Современные теории познания», 2-е издание (Rowman and Littlefield, 1999). • Возможно, самое простое возражение против байесовской эпистемологии состоит в том, что она подразумевает, что агент всегда рационально верит в любую истину логики, потому что любая такая истина имеет вероятность 1.• Однако это противоречит здравому смыслу. Рассмотрим сложную тавтологию типа [P  (Q & ~ P)]  ~ Q. Если один из моих учеников по логике выберет это из воздуха и поверит в это без причины, мы не будем считать это рациональным. • Он должен верить этому только в том случае, если у него есть веские основания верить этому. Другими словами, рациональная вера требует причин, и это противоречит байесовской эпистемологии. дальнейшее обсуждение (из «Современных теорий познания», 2-е издание)

  • кнопка A 10 утилита 5 утилита кнопка B Классическая теория принятия решений • Классическая теория принятия решений позволяет нам выбирать действия по одному на основе их ожидаемых значений.• Это теоретические действия или планы, которые должны оцениваться теоретически, и отдельные действия становятся рациональными, если они предписаны рационально принятыми планами. (См. Поллок, Cognitive Carpentry, глава 5, MIT Press, 1995.) • Примите во внимание следующее: при нажатии последовательных четырех верхних кнопок будет получено 10 меток, а при нажатии кнопки B — 5 меток. Надо нажать четыре верхние кнопки.

  • кнопка A 10 кнопок 5 кнопок B Классическая теория принятия решений • Но теория принятия решений заставляет нас выбирать кнопки по одной за раз.• Ожидаемая полезность нажатия кнопки B составляет 5 единиц. • Ожидаемая полезность нажатия кнопки A в 10 раз превышает вероятность того, что вы нажмете остальные кнопки последовательно. • Если человек еще не решил проблему решения, последняя вероятность фактически равна 0. • Таким образом, теория принятия решений говорит нам нажимать кнопку B, а не кнопку A, что является неправильным ответом. • Вместо этого мы должны принять план нажатия четырех верхних кнопок и кнопку A, потому что это предусмотрено планом. дальнейшее обсуждение (из «Планов и решений»)

  • Классическая теория решений • Кроме того, ниже я буду утверждать, что мы не можем просто взять классическую теорию принятия решений без изменений и применить ее к планам.План автоматически не превосходит конкурента только потому, что он имеет более высокую ожидаемую стоимость.

  • Процессуальная рациональность • Познание агента должно быть рациональным по человеческим стандартам. Познание — это процесс, поэтому он порождает принципиально процедурную концепцию рациональности. • Многие исследователи ИИ последовали примеру Герберта Саймона, отвергнув такой процедурный отчет, вместо этого одобрив удовлетворительный отчет, основанный на достижении цели, но это неприменимо к антропоморфным агентам.

  • Процессуальная рациональность • Мы не обязательно хотим, чтобы антропоморфный агент точно моделировал человеческое познание. • Мы хотим, чтобы он делал рациональные выводы и принимал рациональные решения, но это не обязательно должно происходить точно так же, как это делают люди. Как мы можем понять это? • Пример: • Modus ponens: из P и (P -> Q), вывод Q. (встроенный) • Modus tollens: из ~ Q и (P -> Q), вывод ~ P. (не встроено) • Стюарт Рассел (вслед за Гербертом Саймоном) предполагает, что соответствующая концепция рациональности должна применяться только к конечным результатам познания, а не к курсу познания.

  • Процессуальная рациональность • Заключение или решение являются обоснованными (относительно системы познания), если они одобрены «в пределе». • т. Е. Существует некоторая стадия познания, на которой оно становится одобренным и за пределами которого одобрение никогда не отменяется. • Нам может потребоваться, чтобы архитектура агента имела ту же теорию ордера, что и рациональное человеческое познание. • Это для оценки его поведения в пределе. • Агент, который делал выводы и принимал решения случайным образом в течение первых десяти миллионов лет, а затем снова начал рассуждать, точно так же, как у людей будет та же теория ордера, но это не будет хорошим агентским замыслом.• Это проблема для любой оценки агентов с точки зрения результатов познания в пределе.

  • Процессуальная рациональность • Похоже, лучшее, что мы можем сделать, это потребовать, чтобы рассуждения агента никогда не отклонялись от хода человеческих рассуждений. • Если люди сделают вывод за определенное количество шагов, агент сделает это за «сравнимое» количество шагов, и если человек отзовет заключение за определенное количество дальнейших шагов, агент сделает это за «сопоставимое» количество дальнейших шагов.Это по общему признанию расплывчато. • Мы можем потребовать, чтобы разница в худшем случае была полиномиальной по количеству шагов или что-то в этом роде. Однако это предложение не касается случая агента, который случайным образом делает выводы в течение первых десяти миллионов лет. • Я не собираюсь одобрять решение этой проблемы. Я просто хочу обратить на это внимание и убедить, что, каким бы ни было решение, кажется разумным думать, что тип архитектуры, которую я собираюсь описать, удовлетворяет необходимым ограничениям.

  • Как мы узнаем, что такое Rational? • Философы традиционно исследовали рациональность, опираясь на свою «философскую интуицию». • Пример: принцип Никода предлагает, чтобы наборы предпосылок формы «(Ac & Bc)» подтверждали обобщение «Все А являются В» для любого выбора А и В. • Было время, когда практически все эпистемологи поддерживали Принцип Никода как раз в такой форме. • Гудман [1955] поразил философский мир, создав пример, который был взят для окончательного опровержения этой версии принципа Никода.• x является грубым, если и только если (1) x имеет зеленый цвет и впервые исследован до 2000 года, или (2) x является синим и не проверен первым до 2000 года. • Если мы сейчас (до 2000 года) исследуйте много изумрудов и найдите, что они все зеленые, что дает нам индуктивную причину думать, что все изумруды зеленые. Наша выборка зеленых изумрудов также является выборкой изумрудов лилового, так что по принципу Никода наши наблюдения также дадут нам повод думать, что все изумруды являются черными.Эти два заключения вместе повлекут за собой абсурдное последствие того, что не будет никаких изумрудов, впервые исследованных после 2000 года.

  • Рациональные нормы человека • Опровержение Гудманом принципа Никода без ограничений является окончательным, потому что каждый, кто смотрит на пример, соглашается что было бы неразумно принимать выводы, сделанные в соответствии с принципом Никода. • Это иллюстрирует использование мысленных экспериментов при исследовании рациональности.• Эксперименты с мыслью предоставляют данные о том, что является рациональным или иррациональным в конкретных контекстах, и затем философ создает общую теорию, которая предназначена для сбора этих данных. • Теория состоит из ряда рациональных норм, соблюдение которых должно составлять рациональность.

  • Процессуальные знания • Мысленные эксперименты и вытекающие из них теории рациональности основаны на «философских интуициях», но что это такое? • Мое предложение заключается в том, что они аналогичны «лингвистической интуиции», используемой лингвистами при изучении языка.• Различие компетентности / производительности (Chomsky) • Теории производительности описывают реальную человеческую производительность • Теории компетентности описывают, как мы делаем это, когда мы делаем это так, как мы «знаем, как это делать» (процедурные знания) • Процедурные знания несут с собой способность выявлять отклонения от норм, предписывающих наши процессуальные знания. • Точно так же мы знаем, как познавать. Наши философские интуиции являются лишь примером более общей способности выявлять отклонения от норм, предписывающих наше процедурное знание — в данном случае наше процедурное знание, регулирующее способ познания.

  • Рациональность человека • Лучший способ понять стандартную философскую методологию исследования рациональности — это попытка выявить процессуальные нормы, составляющие теорию компетентности человеческого познания. • Я буду называть эту концепцию рациональности человеческой рациональностью. • Теории человеческой рациональности конкретно касаются человеческого познания. • Они описывают условные психологические особенности человеческой когнитивной архитектуры. Однако, если задуматься, это кажется довольно узким взглядом на рациональность.• Некоторые особенности человеческой рациональности могут быть в значительной степени мотивированы общими ограничениями, налагаемыми проблемой проектирования, для решения которой предназначена рациональность, но другие особенности могут быть весьма своеобразными, отражая довольно произвольные варианты дизайна. • Пример: modus tollens: из ~ Q и (P  Q) сделать вывод ~ P. Психологи говорят нам, что это не встроенная норма дедуктивного мышления в людях, но, несомненно, не было бы ничего плохого в том, чтобы встроить его в искусственный агент. • Агент, чье процедурное знание о том, как познать, отличается от человеческого, автоматически не будет иррациональным.• Это, кажется, указывает на необходимость более общей «общей» концепции рациональности.

  • Стойка проектирования • Мы можем рассматривать рациональность как решение определенных проблем проектирования. • Я буду утверждать ниже, что достаточно общих черт этих проблем достаточно для формирования большей части структуры рациональности. • Общие логические ограничения и ограничения выполнимости имеют следствие того, что зачастую существует только один очевидный способ решения определенных задач проектирования, и именно такой путь придерживается человеческая рациональность.• Большая часть общей структуры человеческой рациональности может быть объяснена таким образом. • Тем не менее, детали дизайна человеческого познания не так похожи. • Часто бывает так, что детали могут быть заполнены несколькими различными способами, и человеческое познание представляет собой лишь один из способов сделать это. • Могут быть и другие рациональные агенты, как естественные, так и искусственные, когнитивные архитектуры которых представляют несколько иные решения одних и тех же проблем проектирования.

  • Doxastic-Conative Loop • Я предлагаю понимать универсальную рациональность как присоединение к любому агенту, который представляет собой решение проблемы проектирования, которая также генерирует когнитивную архитектуру человека. • Однако, если мы хотим объяснить рациональность таким образом, мы должны сказать, для чего предназначена рациональная задача проектирования. • Я начну с изучения одной возможности, а затем обобщу учетную запись.

  • Doxastic-Conative Loop • Упрощенное представление об эволюции заключается в том, что эволюционные давления выбирают для черт, которые повышают выживаемость существа.• Таким образом, мы можем считать, что проблема дизайна рациональности заключается в создании агента, который может выжить во враждебном мире благодаря своим когнитивным возможностям. • Это предполагает предварительное понимание того, что такое познание и как оно может способствовать выживаемости. • Я считаю характерным признаком рационального познания то, что когнитивный агент имеет доксастические состояния («убеждения», в широком понимании), отражающие состояние его среды, и конативные состояния, оценивающие окружающую среду в том виде, в котором она представлена ​​убеждениями агента.• Он также оснащен когнитивными механизмами, посредством которых он использует свои убеждения и суждения для выбора действий, направленных на то, чтобы сделать мир более по душе.

  • Схематическое Rational Cognition убеждения, конативные диспозиции, окружение любит и не любит активность Доксастически-относительный цикл

  • Обобщенная рациональность • Давайте определим когнитивный агент, который реализует доксастически-конативный цикл. • Я полагаю, что рациональность относится к когнитивным агентам.• Мы можем оценить когнитивную архитектуру с точки зрения того, насколько хорошо она достигает своей цели проектирования. • Тем не менее, возможны разные цели дизайна. • Естественная цель проектирования — создать агента, способного использовать свои когнитивные возможности, чтобы выжить в неконкурентной среде. Это мотивировано соображениями эволюции и естественного отбора, но оно основано на упрощенном взгляде на эволюцию. Для биологических агентов более естественной целью дизайна является распространение генома. • Для искусственных агентов у нас может быть много разных целей дизайна.• Например, при разработке робота-воина Камакадзе целью является не выживание и не распространение генома. Это говорит о том, что нет никакой привилегированной цели проектирования, с точки зрения которой оценивать когнитивные архитектуры.

  • Общая рациональность • Однако поразительно, что для агентов, которые реализуют константный доксастический цикл, одни и те же когнитивные функции, по-видимому, способствуют достижению широкого диапазона целей проектирования. • Например, для многих различных вариантов цели проектирования агент, работающий в сложной и неэффективной среде и намеренный достигнуть своей цели проектирования путем реализации константного доксастического цикла, вероятно, будет работать лучше, если у него будет довольно сложная система ментального представления, способен на дедуктивные и ошибочные рассуждения, и может участвовать в долгосрочном планировании.• Это в равной степени относится к биологическим агентам и воинам-роботам Камаказе. • Это говорит о том, что существует относительно нейтральная точка зрения, с которой мы можем оценивать когнитивные архитектуры, и это, в свою очередь, создает общую концепцию рациональности.

  • Для дальнейшего обсуждения этого материала, нажмите здесь, смотрите главу Rational Cognition, книга в процессе подготовки.

  • .

    эмпирических данных — объяснение и примеры — Концептуально

    Что такое эмпирические данные?

    Между рационалистами и эмпириками возникли первые дебаты о том, как мы можем знать, что правда. Рационалисты, такие как Декарт, Лейбниц и Спиноза, были настолько уверены в своих способностях к рассуждению, что на самом деле не думали, что им нужно собирать доказательства, чтобы установить определенные истины. Не очень скромная гроздь винограда.

    Скажите своему приятелю Декарту, нам, вероятно, нужно немного подумать о первых принципах и немного собрать доказательства — насколько это зависит от проблемы, которую мы рассматриваем.

    Те, кто занимался науками, были либо людьми эксперимента, либо людьми догм. Экспериментальные люди подобны муравью, они только собирают и используют; рассуждающие напоминают пауков, которые делают паутину из своего собственного вещества. Но пчела идет средним курсом: она собирает свой материал с цветов сада и поля, но трансформирует и переваривает его своей собственной силой. Мало того, что это истинное дело философии; поскольку он не полагается исключительно или главным образом на силы разума, и при этом он не берет материю, которую он собирает из естественной истории и механических экспериментов, и откладывает ее в целую память, как он ее находит, но откладывает ее в понимании переделано и переварено.Поэтому можно надеяться на более тесную и чистую связь между этими двумя способностями — экспериментальной и рациональной (такой, какой еще никогда не было).

    — Фрэнсис Бэкон (изобретатель научного метода; АКА Фрэнки Бой; АКА Бог науки

    ) Есть несколько причудливых латинских слов, чтобы описать эти два конкурирующих способа познания — a priori и a posteriori — но концепции довольно просты. По сути, рационалисты полагали, что основным способом получения доказательств является априорная аргументация, то есть без (или «до») доказательств или опыта.Эмпирики были сторонниками апостериорных рассуждений, основанных на наблюдениях или доказательствах.

    Примеры эмпирических доказательств

    Мы увидели пример эмпирического вопроса в окне «Овертон» (хотя и трудного для ответа): если вы хотите сдвинуть окно, следует ли вам настаивать на экстремальных изменениях или небольших постепенных изменениях?

    Давайте представим, что вы врач, и вы заинтересованы в снижении артериального давления, чтобы снизить вероятность сердечных приступов и, в конечном итоге, жить лучше.Вы слышите, что препарат под названием атенолол замедляет работу сердца и снижает кровяное давление. Вы также знаете о важности проведения рандомизированных контролируемых испытаний, чтобы определить, будет ли препарат действительно работать, поэтому вы проводите большое испытание и определяете, что атенолол действительно статистически снижает артериальное давление у людей, которые его принимают, по сравнению с контрольной группой, которая принял плацебо. # Эмпиризм, верно? За исключением того, что проблема заключается в том, что когда вы включаете его влияние на смертность (то есть риск смерти), даже если атенолол снижает кровяное давление на такое же количество, что и другие лекарства, он не снижает вашу смертность в такой же степени.Априорные рассуждения могли бы сказать вам, что снижение артериального давления == улучшение смертности, но a posteriori (или эмпирически) это не так.

    Важные уроки, чтобы рассказать внукам из ваших экспериментов: эмпиризм важен для получения правильного ответа, измерения важных конечных точек и не просто полагаться на прокси-сервер (для вашего дискретного просмотра Интернета или ваших научных экспериментов).

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *