Послетрудовая стадия социализации: Стадии социализации: дотрудовая, трудовая и послетрудовая

Содержание

Стадии социализации: дотрудовая, трудовая и послетрудовая

Понятие о стадиях социализации в системе психологического знания имеет свою долгую историю. Наиболее подробно данное понятие рассматривалось в системе фрейдизма, поэтому в этой же системе знаний началось и определение стадий. Психоанализ утверждает, что особое значение в развитии личности возлагается на период раннего детства.

Стадии социализации

Исходя из этого, психоанализ рассматривает социализацию как процесс, который хронологически совпадает с периодом раннего детства. Существует и другая точка зрения — в неортодоксальных психоаналитических работах временные рамки стадий расширены — в одних работах до периода отрочества, в других — до периода юности. Таким образом, можно сказать, что социализация в периоды детства, отрочества и юности считается общепринятой.

Однако споры и дискуссии по поводу других последующих стадий все еще идут. Принципиальность вопроса состоит в том, продолжается ли в зрелом возрасте социализация, а соответственно и усвоение окружающего опыта. В последние годы все чаще и чаще на этот вопрос дается положительный ответ.  Например, отечественная психология сделала акцент на то, что данный процесс подразумевает прежде всего усвоение социального опыта в процессе трудовой деятельности. Если принять это утверждение, то соответственно можно выделить три основные стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую. Теперь давайте поговорим подробнее о каждом из этапов.

Дотрудовая стадия

Эта охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. В свою очередь, эта стадия разделяется на два более или менее самостоятельных периода – ранней социализации и обучения.

Стадия ранней социализация охватывает период от рождения ребенка и  до поступления в школу, то есть тот период, который в возрастной психологии именуется периодом раннего детства.

Стадия обучения включает весь период юности, который состоит в основном из времени, проведенного в школе. Входит ли в период юности обучение в ВУЗе или техникуме? —  спорный вопрос. Если критерием  выделения стадий считается трудовая деятельность, то ВУЗ, техникум и прочие формы образования никак не могут быть отнесены к трудовой части.

С другой стороны, в учебных заведениях подобного рода специфика обучения отличается от обучения в средней школе, тем более, что в последнее время обучение в ВУЗах и техникумах достаточно часто сопряжено с трудовой деятельностью, поэтому этот этап жизни человека не совсем корректно рассматривать в разрезе школьной социализации. На сегодняшний момент вопрос все еще открыт, так как является достаточно важным и актуальным, ведь студенчество – одна из самых весомых социальных групп общества.

Трудовая стадия

Трудовая стадия охватывает период зрелости человека, хотя границы «зрелого» возраста достаточно условны, все же фиксация данной стадии не представляет особых затруднений – это весь период трудовой деятельности человека. Вопреки мысли о том, что социализация заканчивается вместе с завершением образования, большинство исследователей выдвигают идею продолжения данного процесса в период трудовой деятельности. Более того, акцент на том, что личность не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его, придает особое значение этой стадии.

Признание трудовой стадии социализации логически следует из признания ведущего значения трудовой деятельности для развития личности. Трудно согласится с тем, что труд как условие развертывания сущностных сил человека прекращает процесс усвоения социального опыта; еще труднее принять тезис о том, что на стадии трудовой деятельности прекращается воспроизводство социального опыта. Конечно, юность – важнейшая пора в становлении личности, но труд в зрелом возрасте не может быть сброшен со счетов при выявлении факторов этого процесса.

Трудовая социализация приобретает особое значение в связи с идеей непрерывного образования, в том числе образования взрослых. При такой постановке вопроса возникают новые возможности для построения междисциплинарных исследований, например, во взаимодействии с педагогикой, а точнее с трудовым воспитанием. В последние годы становятся актуальными исследования по акмеологии — науки о зрелом возрасте.

Послетрудовая стадия

Этот этап представляет собой еще более сложный вопрос. Проблемы пожилого возраста становятся все более и более актуальными. Увеличение продолжительности жизни – с одной стороны, система пенсионного обеспечения – с другой стороны приводят к тому, что в современном обществе пожилой возраст начинает занимать значимое место. Прежде всего увеличивается его удельный вес. Пенсионеры в значительной степени сохраняют свой трудовой потенциал, поэтому не случайно сейчас стремительно развиваются такие дисциплины, как геронтология и гериатрия.

В социальной психологии эта проблема присутствует как проблема послетрудовой стадии. Существуют две противоположные точки зрения — одна из них полагает, что само понятие социализации просто бессмысленно в применении к тому периоду жизни человека, когда все его функции сворачиваются. Исходя из этого, указанный период вообще нельзя описывать в терминах «усвоения социального опыта» или даже в терминах его воспроизводства. Крайним выражением этой точки зрения является идея «десоциализации» (сознательный отказ или утрата вследствие каких-либо внешних факторов индивидом усвоенных ранее ценностей, норм поведения, социальных ролей, привычного образа жизни), наступающей, как следствие завершения процесса.

Другая позиция, напротив, активно настаивает на совершенно новом подходе к пониманию психологической сущности пожилого возраста. В пользу этой позиции говорят уже достаточно многочисленные экспериментальные исследования сохраняющейся социальной активности лиц пожилого возраста, в частности пожилой возраст рассматривается как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта. Ставится вопрос лишь об изменении типа активности личности в этот период.

Косвенным признанием того, что социализация продолжается в пожилом возрасте, является теория развития личности Эриксона. Данная теория насчитывает восемь возрастов человека — младенчество, ранее детство, игровой возраст, школьный возраст, подростковый возраст и юность, молодость, средний возраст, зрелость. Лишь последний из возрастов – «зрелость», который начинается после 65 лет, может быть, по мнению Эриксона, обозначен девизом «мудрость», что соответствует окончательному становлению идентичности. Если принять эту позицию, то следует признать, что послетрудовая стадия социализации действительно существует.

Выделение стадий социализации с точки зрения отношения к трудовой деятельности имеет большое значение. Для становления личности небезразлично, через какие социальные группы она входит в социальную среду, как с точки зрения содержания их деятельности, так и с точки зрения их развития. При этом открытых, спорных, дискуссионных вопросов остается еще очень много. Это связано с тем, что сфера социализации не имеет достаточного количества не только экспериментальных исследований, но и теоретической разработки, хотя это никак не умаляет ее значения.

Сущность социализации и ее стадии. Стадии социализации личности.

В современном обществе человек не может существовать сам по себе: о какой бы культуре, стране или иной форме организации общества ни шла речь, каждый индивидуум является частью этого общества. Более того, взаимодействие с другими членами общества необходимо человеку для его полноценного функционирования как состоявшейся личности и для того, чтобы каждая из этих отдельных личностей, друг друга дополняя, создавала социум. Однако каждая личность сама по себе – уникальна. Неслучайно великий мыслитель Древней Греции Аристотель писал, что «Город – это единство непохожих». И каждая личность планомерно и последовательно входит в общество, органически переплетаясь с ним и становясь ее частью. Подобный процесс начинается в раннем детстве и продолжается практически на всем протяжении жизни человека. Сейчас мы постараемся всесторонне разобрать сущность социализации и ее стадии.

Данный процесс взаимодействия личности с другими членами общества называется социализацией. Однако социализация не происходит спонтанно, и в научной литературе на сегодняшний день отсутствует четкое видение последовательности этапов социализации личности.

Данное явление, являясь предметом педагогической науки, в то же время является предметом междисциплинарных связей, например, педагогики с психологией, теорией и методикой обучения и воспитания, физиологией, нейрофизиологией и медициной. Например, ученые-медики вполне обоснованно считают, что остановка социализации личности на каком-то определенном этапе жизненного пути человека является проявлением заболевания и может крайне негативно сказаться и на психике человека, и на его способности быть полноценной частью социума.

Сущность социализации и ее стадии впервые стали предметом изучения американских социологов (в частности, в работах Т. Парсонса, Р. Мертон). Последователи данной школы понимают процесс социализации личности через адаптацию, или приспособление к существующим жизненным обстоятельствам, характеру социальной среды и окружения и задачам, которые возлагаются на человека обществом.

Представители другой школы, одним из ярких представителей которой является К. Роджерс, напротив, полагали, что сущность социализации личности заключается в  формировании «Я-концепции», самореализации творческих способностей и духовных потребностей, которые не только не приспособляются к существующим общественным тенденциям, но и, напротив, иной раз противостоят им. По мнению представителей данной школы, речь идет о противостоянии, прежде всего, негативным и деструктивным явлениям того социума, в котором находится человек.

Подобные подходы во многом разделяются и отечественными педагогами, которые, в частности, И.Ф. Исаев, А.П. Тряпицына, В.А. Сластенин считают, что социализация личности есть непрерывный процесс, который подчинен ряду закономерностей. Однако для того, чтобы понять, каким образом проходит социализация личности в продолжении жизненного пути человека, необходимо выделать основные стадии социализации.

Стадии социализации личности

Отечественная педагогическая наука вполне справедливо полагает, что социализация личности и ее стадии тесно связаны с трудовой деятельностью человека, поскольку именно она во многом определяется природными склонностями, воспитанием, выбранной специальностью и формирует весь дальнейший жизненный уклад.

Так, современными учеными выделяются следующие основные стадии социализации личности.

  • Дотрудовая, которая включает часть жизни человека до начала трудовой деятельности. Сюда же в большинстве случаев следует отнести детство и период обучения в школе, а также профессиональное образование на его начальных этапах.
  • Трудовая – это та стадия социализации личности, которая начинается с момента осуществления человеком трудовой деятельности вплоть до ее окончания. Именно данный период принято считать пиком наивысшей социальной активности человека.
  • Послетрудовая – это стадия социализации человека, которая наступает по окончании его трудовой деятельности. Здесь следует оговориться, что, во-первых, не обязательно идет именно о выходе на пенсию, это может быть невозможность осуществления ранее доступной трудовой деятельности по ряду объективных причин, например, утраты ценности полученных специальностей и профессионального опыта на рынке труда. Или же это может быть связано с имеющими место серьезными заболеваниями, лишающими человека возможности продолжения трудовой деятельности. В данном случае государством применяется такая форма социальной защиты, как оформление инвалидности. Но, опять же, ни оформление инвалидности, ни выход на пенсию по старости, ни даже сам факт старения человека вовсе не означает регресса социализации его личности. Напротив, в данной стадии возможно появление новых увлечений, видов деятельности, ранее недоступных, в том числе и творческих, увеличение роли и позиции межличностной коммуникации в жизни человека. Неслучайно за рубежом, в частности, в Германии, широкое распространение получили так называемые народные школы, где формируются группы для пожилых людей, участвуя в которых, они овладевают, например, кулинарным мастерством, изобразительным искусством, изготовлением предметов одежды. Также в Западной Европе и США широко распространено увлечение путешествиями среди пожилых людей. Это во многом объясняется тем, что они ранее не всегда имели такую возможность в силу своей трудовой занятости. И эта форма проведения свободного времени также способствует успешной социализации личности.

Стадии процесса социализации. — Студопедия

Наиболее подробно вопросы социализации рассматривались в системе фрейдизма, традиция в определении стадий социализации складывалась именно в этой схеме. С точки зрения психоанализа, особое значение для развития личности имеет период раннего детства. Это привело и к достаточно жесткому установлению стадий социализации: в системе психоанализа социализация рассматривается как процесс, совпадающий хронологически с периодом раннего детства. Другие, не ориентированные на фрейдизм, школы социальной психологии делают сегодня особый акцент на изучении социализации именно в период юности.

В отечественной социальной психологии сделан акцент на то, что социализация предполагает усвоение социального опыта прежде всего в ходе трудовой деятельности. Три стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую.

Дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. В свою очередь эта стадия разделяется на два более или менее самостоятельных периода:

а) ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу, т.е. тот период, который в возрастной психологии именуется периодом раннего детства;

б) стадия обучения, включающая весь период юности в широком понимании этого термина.

Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека, хотя демографические границы «зрелого» возраста условны; фиксация такой стадии не представляет затруднений — это весь период трудовой деятельности человека.



Послетрудовая стадия. Проблемы пожилого возраста становятся актуальными для ряда наук в современных обществах. Увеличение продолжительности жизни — с одной стороны, определенная социальная политика государств — с другой (имеется в виду система пенсионного обеспечения) приводят к тому, что в структуре народонаселения пожилой возраст начинает занимать значительное место. В практике отыскиваются различные формы использования активности лиц пожилого возраста.

Институты социализации.Конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта, получили название институтов социализации.

На дотрудовой стадии социализации такими институтами выступают: в период раннего детства — семья и играющие все большую роль в современных обществах дошкольные детские учреждения. Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли (в том числе — половые роли, формирование черт маскулинности и фемининности), осмысливают первые нормы и ценности. Тип поведения родителей (авторитарный или либеральный) оказывает воздействие на формирование у ребенка «образа-Я».


Во втором периоде ранней стадии социализации основным институтом является школа. Школа обеспечивает ученику систематическое образование, которое само есть важнейший элемент социализации, но кроме того, школа обязана подготовить человека к жизни в обществе и в более широком смысле.

По сравнению с семьей школа в большей мере зависит от общества и государства, хотя эта зависимость и различна в тоталитарных и демократических обществах. Но так или иначе школа задает первичные представления человеку как гражданину и, следовательно, способствует (или препятствует!) его вхождению в гражданскую жизнь. Школа расширяет возможности ребенка в плане его общения: здесь, кроме общения со взрослыми, возникает устойчивая специфическая среда общения со сверстниками, что само по себе выступает как важнейший институт социализации.

Для социального психолога особенно важен акцент в исследованиях на проблемы старших возрастов, на тот период жизни школьника, который связан с юностью. С точки зрения социализации, это чрезвычайно важный период в становлении личности, период «ролевого моратория», потому что он связан с постоянным осуществлением выбора (в самом широком смысле этого слова): профессии, партнера по браку, системы ценностей и т.д.

В зависимости от того, включается ли во вторую стадию социализации период высшего образования, должен решаться вопрос и о таком социальном институте, как вуз.

Что касается институтов социализации на трудовой стадии, то важнейшим из них является трудовой коллектив. Выявление его роли именно как института социализации еще недостаточно.

Таким же спорным, как сам вопрос о существовании послетрудовой стадии социализации, является вопрос о ее институтах. Можно, конечно, назвать на основе житейских наблюдений в качестве таких институтов различные общественные организации, членами которых по преимуществу являются пенсионеры, но это не есть разработка проблемы. Если для пожилых возрастов закономерно признание понятия социализации, то предстоит исследовать вопрос и об институтах этой стадии.

Для личности небезразлично, в условиях какой большой группы осуществляется процесс социализации. Так, при определении стадий социализации необходимо учитывать социально-экономические различия города и деревни, историко-культурные различия стран и т.п. Сам институт социализации, осуществляя свое воздействие на личность, как бы сталкивается с системой воздействия, которая задается большой социальной группой, в частности, через традиции, обычаи, привычки, образ жизни. От того, какой будет та равнодействующая, которая сложится из систем таких воздействий, зависит конкретный результат социализации.

25.Социальные установки.

Если процесс социализации объясняет, каким образом личность усваивает социальный опыт и вместе с тем активно воспроизводит его, то формирование социальных установок личности отвечает на вопрос: как усвоенный социальный опыт преломлен личностью и конкретно проявляет себя в ее действиях и поступках?

Проблема установки была специальным предметом исследования в школе Д.Н. Узнадзе. Внешнее совпадение терминов «установка» и «социальная установка» приводит к тому, что иногда содержание этих понятий рассматривается как идентичное. Тем более, что набор определений, раскрывающих содержание этих двух понятий, действительно схож: «склонность», «направленность», «готовность». Вместе с тем необходимо точно развести сферу действия установок, как их понимал Д.Н. Узнадзе, и сферу действия «социальных установок».

Определение установки, данное Д.Н. Узнадзе: «Установка является целостным динамическим состоянием субъекта, состоянием готовности к определенной активности, состоянием, которое обусловливается двумя факторами: потребностью субъекта и соответствующей объективной ситуацией». Такая постановка вопроса сама по себе не может быть применима в социальной психологии. Предложенное понимание установки не связано с анализом социальных факторов, детерминирующих поведение личности, с усвоением индивидом социального опыта, со сложной иерархией детерминант, определяющих саму природу социальной ситуации, в которой личность действует. Установка в контексте концепции Д.Н. Узнадзе более всего касается вопроса о реализации простейших физиологических потребностей человека.

Сама идея выявления особых состояний личности, предшествующих ее реальному поведению, присутствует у многих исследователей. Этот круг вопросов обсуждался И.Н. Мясищевым в его концепции отношений человека. Отношение, понимаемое «как система временных связей человека как личности-субъекта со всей действительностью или с ее отдельными сторонами», объясняет как раз направленность будущего поведения личности. Отношение и есть своеобразная предиспозиция, предрасположенность к каким-то объектам, которая позволяет ожидать раскрытия себя в реальных актах действия.

В специфической теоретической схеме эти процессы анализируются и в работах Л.И. Божович. При исследовании формирования личности в детском возрасте ею было установлено, что направленность складывается как внутренняя позиция личности по отношению к социальному окружению, к отдельным объектам социальной среды.

С этим понятием можно связать и идеи А.Н. Леонтьева о личностном смысле. Когда в теории личности подчеркивается личностная значимость объективных знаний внешних обстоятельств деятельности, то этим самым ставится вопрос также о направлении ожидаемого поведения (или деятельности личности) в соответствии с тем личностным смыслом, который приобретает для данного человека предмет его деятельности.

Социализация личности, периоды ее развития

Рассматривая проблемы формирования личности, необходимо подчеркнуть, что человек как личность жить вне общества (социума), социальной среды не может. В процессе взаимодействия человека с социальной средой возникает целый ряд социально психологических явлений, оказывающих влияние на формирование личности.

Таким образом, формирование индивидуума как личности происходит в конкретных исторических и социально-экономических условиях.

Социализация личности — процесс активного ее включения в общественную жизнь.

При этом следует исходить из того, что нормы поведения, морали, убеждения определяются нормами, принятыми в обществе.

Выделяют пять основных стадий социализации. Каждая из них имеет свои характерные особенности.

1. Первичная социализация — стадия адаптации к социальному окружению (от рождения до подросткового возраста). Особенностью этого этапа является то, что дети некритически усваивают социальный опыт через подражание и приспособление к окружающей социальной действительности. Достаточно обратить внимание на то, во что и как в этом возрасте играют дети.

2. Стадия индивидуализации — стремление к выделению. Проявляется критическое отношение, иногда вплоть до нигилистического, к общественным нормам, стремление выделить себя среди других, показать неповторимость, своеобразие своего «Я».

На этой стадии выделяют промежуточную социализацию (подростковый возраст). Она характеризуется еще недостаточно осознанным стремлением к самоопределению, выяснением соотношения «Я» и окружаюшей социальной действительностью, неустойчивостью мировоззрения и характера.

Юношеский возраст (18-25 лет) — устойчивая концептуальная социализация. Окончательно формируются устойчивые свойства личности и в первую очередь характер и его акцентуации.

3. Стадия интеграции — стремление найти свое место в обществе. Успешность интеграции определяется соответствием основных свойств (качеств) личности общественным ожиданиям (т.е. его требованиям). Если они совпадают, то интеграция протекает относительно успешно, если нет, возможны следующие исходы:

  • усиление агрессивности личности по отношению к социальному окружению в целях сохранения своей неповторимости, своего «Я»;
  • отказ от своей индивидуальности и неповторимости, стремление стать таким как все»;
  • конформизм, внешнее согласие с требованиями социального окружения, но внутреннее желание сохранять свою индивидуальность. Фактически происходит раздвоение личности на внутреннее и внешнее Я», ведущее к обострению внутриличностных противоречий.

4. Трудовая стадия социализации — наиболее продолжительная стадия, охватывающая весь период трудовой деятельности человека, фактически период трудоспособности человека.

Особенностью данной стадии является то, что личность не только продолжает усваивать социальный опыт, но уже его и воспроизводили развивает за счет активного и целенаправленного взаимодействия с окружающей социальной средой посредством разнообразных форм деятельности.

5. Стадия послетрудовой деятельности — стадия пожилого возраста. Особенность заключается в преобладании функции передачи социального опыта подрастающему поколению.

Существует и другой подход. В соответствии с ним выделяются восемь периодов, связанных с определенными видами деятельности, которые определяют главные изменения в индивидуально-психологических особенностях развития личности на конкретных этапах социализации.

В каждой социокультуре существует свой особый стиль социализации личности. Он определяется тем, что общество ожидает от личности по мере ее социализации.

На каждой стадии развития личности, она либо интегрируется с социальным окружением, либо им отторгается.

Э. Эриксон разработал психосоциальную концепцию развития личности, в которой показал тесную взаимосвязь развития личности и характера социальной среды, в которой она развивается. Им было введено понятие «групповая идентичность», которая формируется с первых дней жизни человека. Ребенок с момента рождения ориентирован на включение в определенную социальную группу и начинает воспринимать окружающую действительность так, как ее воспринимает социальная группа.

Но постепенно у него начинается формирование «эгоидентичностного чувства устойчивого своего «Я». Это длительный процесс, включающий в себя целый ряд этапов развития личности. Каждая из стадий характеризуется задачами определенного возраста. Успешность решения и дач зависит от уже достигнутого уровня психомоторного развития личности и духовной атмосферы общества, в которой и происходит процесс социализации.

На первой стадии социализации (младенчества) главную роль занимает мать. От качества ее отношения к ребенку (кормление, ласки, ухаживания) зависит динамика формирования доверия к социальному окружению. Неуверенность матери, ее невротичность, частое оставление ребенка одного, формирует у него недоверие к окружающему миру. Дефицит эмоционального общения с ним приводит к резкому замедлению психического развития. И наоборот — спокойствие, уверенность матери в себе и своих силах, эмоциональная близость с ребенком формируют у него базовое доверие к окружающей социальной действительности. Главное на этой стадии не количество, а качество ухода и уверенность матери в своих действиях.

На второй стадии социализации (ранний детский возраст 1-2 года) главный смысл заключается в формировании баланса «автономии» и «стыда». Ребенок начинает ходить, родители приучают ребенка к аккуратности, контролировать акты естественной дефекации, стыдят. Ребенок начинает понимать одобрение и неодобрение, формируется чувство стыда.

Успешность этой стадии зависит от благоприятного, положительного отношения родителей к ребенку, удовлетворения его желаний, неподавления его волевых качеств.

На третьей стадии социализации (дошкольный возраст 3-5 лет) проявляется стремление к выделению своего «Я», формируется чувство инициативы, резко расширяется сфера общения, ребенок начинает выходит за пределы семьи, он активно осваивает окружающую социальную действительность. Основной формой взаимодействия с окружающим миром выступает игра.

Для того чтобы эта стадия социализации проходила успешно, ни в коем случае нельзя жестко подавлять его инициативу и стремление к самостоятельности. Ребенка следует вовлекать в активные творческие игры, постепенно их усложняя. Семья пока остается главным социальным окружением ребенка.

На четвертой стадии (школьный возраст 6-11 лет) возможности социализации в семье практически исчерпаны. Значительную роль в социализации играет школа. Происходит процесс формирования системы базовых теоретических навыков. Если ребенок с помощью родителей и педагогов успешно ею овладевает, у него формируется уверенность в своих силах, доверие уже к более широкому социальному окружению. Если он сталкивается со значительными трудностями и не получает соответствующей помощи в их преодолении у него формируется чувство неполноценности, неуверенности в себе, недоверие к внешнему социальному окружению. Ребенок стремится укрыться в семье. Если и в семье он не получает соответствующей поддержки, то у него формируется соответствующий стереотип поведения, который изменить на последующих стадиях социализации будет практически невозможно.

На пятой стадии социализации (юношеский возраст 12-20 лет) происходят значительные физиологические изменения в организме, вызывающие необходимость нового осмысления своей социальной роли в социуме, формируется центральная форма эгоидентичности, происходит самоопределение, поиск своего места в этой жизни.

Если предыдущие стадии пройдены успешно, то, как правило, и эта также проходит безболезненно. Подросток формирует оптимальную, целостную систему эгоидентичности, сохраняет неповторимость своего «Я», получает соответствующее признание социального окружения. В противном случае происходит диффузия идентичности, приводящая либо к инфантильности, детским иждивенческим реакциям, либо к росту агрессивности и противопоставлению себя социальному окружению.

Шестая стадия социализации (молодость 20-25 лет) характеризуется поиском спутника (спутницы) жизни, укреплением сотрудничества с социальным окружением, связи со своей социальной группой, создание семьи. Происходит смешение своей идентичности с идентичностью социального окружения без страха потерять свое «Я», что приводит к формированию чувства единства с другими.

Но если предыдущая стадия успешно не пройдена и диффузия переходит в шестую стадию — человек замыкается, закрепляется изоляция, усиливается неверие в собственные силы и возможности, возникает и закрепляется чувство одиночества.

Седьмая стадия (зрелость до 50 лет). Фактически центральная Стадия социализации личности, на которой возможно достичь наивысших уровней развития (акме) во всех сферах жизнедеятельности, и в первую очередь, в профессиональной сфере. Это стадия социальной и филологической зрелости, на ней очень велика роль детей и любимой работы, именно в них «зрелая» личность находит подтверждение собственной необходимости в этом мире. Наиболее полно самореализация личности, ее самоутверждение, реализация собственного «Я», происходит в сфере профессиональной деятельности и семье. Если профессиональная деятельность не совпадает с духовными потребностями личности, то Она стремится к самореализации в других сферах жизнедеятельности. Тем самым она стремится к разрешению внутриличностных противоречий. Завершается формирование эгоидентичности. С другой стороны, когда личности не на кого излить свое «Я» (нет любимой работы, семьи, детей, хобби) происходит внутреннее опустошение, наступает психологический плоский и физиологический регресс. Все эти негативные процессы усугубляются, если на предыдущих этапах возникали серьезные проблемы, и они не были разрешены.

Восьмая стадия (старость, после 50 лет). Завершенная форма и идентичности на основе всего развития личности. Человек начинает переосмысливать свою жизнь, осознает свое «Я» через призму прожитых лет степень реализации жизненной стратегии. Одновременно убывают физиологические силы, обостряются акцентуации. Ядром этой стадии выступает осознание того, что жизнь неповторима, ее невозможно и не надо переделывать. Происходит принятие «себя и жизни» таковыми, как они состоялись.

Если этого не происходит, человек чувствует разочарование, наступает усталость от жизни, теряется к ней вкус, появляется ощущение, что жизнь прошла зря. Возникает глубокий внутриличностный кризис, значительно ускоряющий процесс старения человека.

Следует подчеркнуть, что по мнению Э.Эриксона, как будет решена проблема социализации на первой стадии, аналогично, она будет протекать и на последней. Это подтверждается и известной житейской мудростью: «Понять жизнь можно только к концу, а прожить надо сначала».

Переходы от одного возрастного периода социализации к другому рассматриваются как критические, переходные возрасты. Это связано с ломкой прежних социальных отношений с окружающей средой и формированием новых. Наиболее ярко они проявляются в детском и юношеском возрасте. В эти периоды следует учитывать, что дети:

  • трудновоспитуемы;
  • проявляют упрямство;
  • непослушание;
  • строптивость;
  • негативизм и др.

Выделяют большие и малые кризисы детского и юношеского возраста.

Большие кризисы обусловлены перестройкой отношений с социальным окружением.

Малые кризисы протекают внешне спокойно и связаны с ростом совокупности знаний, навыков и умений, относительной самостоятельности ребенка.

Следует подчеркнуть, что кризисы играют как положительную, так и отрицательную роль в жизни человека. Преобладание положительного или отрицательного зависит от способов их преодоления и достигнутого уровня взаимопонимания с ближайшим социальным окружением (семьей).

Теории социального научения — процесс социализации происходит в результате взаимодействия личности с окружающей средой, причем абсолютное большинство форм поведения и моральных принципов приобретаются в результате научения. Научение происходит в результате наблюдения за поведением других людей и подражания им. Процесс социализации есть процесс моделирования поведения. Необходимым элементом процесса научения является социальное подкрепление — реакции других людей на поведение индивида. Оно может быть положительным или отрицательным. А.Бандура выделяет «замещающее подкрепление» — научение путем наблюдения положительных или отрицательных Последствий поведения других людей. Огромное значение имеет самоподкрепление — когда человек сам себя подкрепляет.

Психоаналитические теории — социализация рассматривается как процесс обуздания природных инстинктов с помощью тех или иных защитных механизмов личности.

Когнитивистские теории — социализация личности определяется развитием когнитивных процессов. На каждой стадии развития мышления формируются новые навыки, определяющие границы обучаемости н самом широком смысле слова как возможность освоения тех или иных социальных действий.

Различные теории акцентируют свое внимание на соответствующих механизмах социализации: социального научения (бихевиористские), идентификации (психоаналитические), социального сравнения (когнитивистские). Среди механизмов социатизации выделяют как позитивные, так и негативные.

Копирование — повторение моделей социального поведения, социальных значений (символов, ценностей и установок).
Подражание — непроизвольное или произвольное копирование чужих действий, форм поведения, принятие чужих социальных ценностей. Оказывает как позитивное, так и негативное влияние на результаты социализации.
Имитация — осознанное стремление копировать определенную модель поведения.
Идентификация — способ усвоения детьми родительского поведения, установок и ценностей как своих собственных.
Имитация и идентификация — позитивные механизмы социализации, так как способствуют формированию определенного поведения.

Наряду с позитивными механизмами социализации существуют и негативные механизмы социализации.

Негативные механизмы запрещают определенное поведение или подавляют его. Чувства стыда и вины тесно связаны между собой, фактически они во многом совпадают. Стыд, вызывает чувство унижения. Он обычно ассоциируется с ощущением разоблачения и позора.

Чувство вины связано с тем же переживанием, но здесь речь идет о наказании самого себя, вне зависимости от других людей. Неважно, поймали вас «на месте преступления» или не поймали, вы чувствуете себя виноватым в том, что совершили неблаговидный поступок, — это значит, что вас мучает собственная совесть.

Ресоциапизация — усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. Ресоциапизация охватывает многие виды деятельности — от занятий по исправлению навыков чтения до профессиональной переподготовки. Одной из форм ре-социализации выступает психотерапия. Под ее воздействием люди пытаются разобраться со своими конфликтами и изменить свое поведение на основе этого понимания.

В процессе социализации у человека формируется определенная модель поведения. В этой модели поведения может быть преобладающим либо просоциальное поведение, либо асоциальное поведение.

Просоциальное поведение — поведение человека среди других людей, бескорыстно направленное на общее благо. Асоциальное поведение (девиантное) в свою очередь может быть противоправным, что влечет за собой административную или уголовную ответственность, или аморальным (систематическое пьянство, наркомания, стяжательство, сексуальная распущенность, и пр.; иногда включается поведение суицидное). Связь между этими видами поведения состоит в том, что совершению Правонарушений нередко предшествует ставшее привычным аморальное поведение.

К противоправному девиантному поведению склонны люди, социализация которых проходила в условиях поощрения или игнорирования отдельных элементов такого поведения, как насилие, аморальность. Возникновению этих девиаций способствуют дефекты правового и нравственного сознания, содержания потребностей личности, характера, эмоционально-волевой сферы.

Непротивоправное девиантное поведение также в большой мере определяется недостатками воспитания, приводящими к формированию относительно устойчивых психологических свойств, способствующих совершению аморальных поступков. Первые проявления этих девиаций наблюдаются в детском и подростковом возрасте и объясняются относительно низким уровнем интеллектуального развития, незавершенностью формирования личности, отрицательным влиянием семьи и ближайшего окружения, зависимостью от требований группы и принятых в Ней ориентации ценностных. У детей и подростков такое поведение нередко служит средством самоутверждения, выражает протест против Действительной или кажущейся несправедливости взрослых.

Иногда девиантное поведение может сочетаться с достаточно хорошим знанием нравственных норм; это указывает на необходимость формирования нравственных привычек в относительно раннем возрасте.

Этапы социализации личности

Понятие социализации

Прежде всего, при рассмотрении вопроса об этапах социализации определимся с понятием социализации.

Определение 1

Социализация – это процесс усвоения личностью социальных норм и ценностей, системы знаний, существующей в обществе, правил поведения, психологических установок.

Социализация носит интегративный характер и включает в себя обучение, воспитание, приспособление к обществу, результатом чего и является усвоение человеком норм и ценностей общества.

Общество не является статичным, а потому человеку приходится усваивать и приспосабливаться к изменениям в обществе, а обществу — к человеку. Таким образом, можно говорить о том, что социализация личности происходит на протяжении всей человеческой жизни.

Этапы социализации

Принимая во внимание, что процесс социализации длительный, можно выделить некоторые этапы социализации.

Следует выделять первичную и вторичную социализацию.

Первичная социализация начинается с рождением человека до становления взрослого человека. Основным институтом социализации в этот период является семья, школа, сверстники.

Готовые работы на аналогичную тему

Вторичная социализация происходит на протяжении всей жизни человека и характеризуется разрушением ранее усвоенных норм и усвоением новых.

Этапы социализации связаны с возрастными периодами развития человека. Рассмотрим особенности этапов в каждый из периодов.

Детство – один из ключевых этапов социализации, на этот период приходится становление 70 % личности человека. Нарушения процесса социализации на данном этапе имеют необратимые последствия для личности человека, т.к в данный период происходит становление собственного «Я» человека.

Подростковый период. Данному этапу также можно отвести одну из ключевых ролей, поскольку в данный период происходят значительные физиологические и психологические изменения.

Зрелость. Связана с сознательным выбором своего окружения, профессиональной деятельности и т.д
Старость. Характеризуется угасанием физических возможностей и необходимостью приспособления к новому этапу своей жизни.

Более детально возрастные этапы социализации были предложены Эриксоном. Рассмотрим их.

  • Младенчество – на данном этапе ключевая роль отводится матери, которая формирует у ребенка базовое доверие к окружающему социуму посредством ухода за ним.
  • Раннее детство характеризуется формированием независимого статуса ребенка, его самостоятельности. На данном этапе ребенок учится самостоятельно ходить, есть и т.д.
  • Третий этап, возраст 3-5 лет, проявляется в игровой форме, которая позволяет ребенку расширить свои познания о мире, освоить межличностные отношения, развить психологические возможности. В случае подавления на данном этапе развития, запрету игр, ребенок формирует чувство вины, неуверенность в себе.
  • Младший школьный возраст характеризуется сменой ключевого агента социализации, где центральное место занимает уже не семья, а школа. На данном этапе закладываются представления ребенка о профессиях, современной культуре, нормах и ценностях. В случае успеха, ребенок переходит к следующей стадии уверенный в своих силах, целеустремленный. В противном же случае в ребенке закрепляется чувство страха, вины и неуверенности в себе.
  • Подростковый возраст и 5 стадия определяется значительными физиологическими перестройками в организме, проявлением интереса к своему внешнему виду и своему положению среди сверстников, необходимостью профессионального самоопределения.
  • На этапе молодости перед человеком встает вопрос поиска и выбора супруга, тесного межличностного общения, формируется глубокая связь со своей социальной группой.
  • Взрослый этап социализации связан с самореализацией личности. На этом этапе человек передает свой опыт детям, вовлекается во взаимодействие с семьей, коллегами, удовлетворен своей жизнью.
  • Заключительная стадия после 50 лет характеризуется осознанием человека собственного «Я». В этот период человек осознает свою жизнь и принимает ее.

Также, в зависимости от форм социализации, можно выделить следующие этапы социализации: дотрудовой – детство, юность; трудовой – зрелость; послетрудовой – старость.

Каждый последующий этап социализации предполагает расширение форм взаимодействия человека и общества.

Для дотрудового этапа, приходящегося на период детства и юности, характерна пассивная форма социализации, при которой человек обучается, не подвергая сомнению существующие социальные нормы и опыт, стремиться интегрироваться в общество.

На трудовом этапе в период зрелости человек сочетает пассивную форму усвоения социального опыта и активную форму, характеризующуюся началом профессиональной деятельности.

Для завершающего послетрудового периода, периода старости, характерны аккумуляция и сохранение приобретенного опыта с последующей передачей его следующему поколению.

Этапы социализации по А.В. Петровскому

С точки зрения субъект-объектных общественных отношений Петровским А.В. выделялись следующие этапы социализации:

  • Адаптация. Период адаптации приходится на период детства. В этот период человек выступает объектом отношений, подвергающимся действию таких агентов социализации как семья, школа, сверстники и т.д. В этот период человек активно обучается, формирует свою личность.
  • Индивидуализация. На данном этапе человек выступает субъектом общественных отношений. Ведущей деятельностью становится не усвоение социальных норм, а их воспроизведение, что позволяет человеку проявить свою личность, индивидуализироваться, отличиться от других людей.
  • Интеграция. На данном этапе человек выступает одновременно и как объект, и как субъект общественных отношений. Данный этап характеризуется достижением оптимального положения человека в обществе, позволяющего ему самореализоваться и гармонично существовать в обществе.

Этапы социализации по Колбергу

Собственную периодизацию социализации предложил Колберг. Особенностью его периодизации является отсутствие связи с возрастом и связь с формированием тех или иных когнитивных навыков. Им были выделены следующие этапы:

  • Избежание наказания;
  • Желание поощрения;
  • Приспособление и желание одобрения;
  • Осознание норм и ценностей общества;
  • Осознание противоречий общества, формирование понятий о «плохом» и «хорошем»;
  • Формирование собственных принципов и ценностей.

Замечание 1

Таким образом, в зависимости от приобретения тех или иных навыков, некоторые люди могут завершить процесс социализации, пройдя все этапы в молодости, а некоторые не завершают процесс социализации на протяжении всей жизни.

Стадии процесса социализации | Psylist.net

Вопрос о стадиях процесса социализации имеет свою историю в системе психологического знания (Кон, 1979). Поскольку наиболее подробно вопросы социализации рассматривались в системе фрейдизма, традиция в определении стадий социализации складывалась именно в этой схеме. Как известно, с точки зрения психоанализа, особое значение для развития личности имеет период раннего детства. Это привело и к достаточно жесткому установлению стадий социализации: в системе психоанализа социализация рассматривается как процесс, совпадающий хронологически с периодом раннего детства. С другой стороны, уже довольно давно в неортодоксальных психоаналитических работах временные рамки процесса социализации несколько расширяются: появились выполненные в том же теоретическом ключе экспериментальные работы, исследующие социализацию в период отрочества и даже юности. Другие, не ориентированные на фрейдизм, школы социальной психологии делают сегодня особый акцент на изучении социализации именно в период юности. Таким образом, «распространение» социализации на периоды детства, отрочества и юности можно считать общепринятым.

Однако относительно других стадий идет оживленная дискуссия. Она касается принципиального вопроса о том, происходит ли в зрелом возрасте то самое усвоение социального опыта, которое составляет значительную часть содержания социализации. В последние годы на этот вопрос все чаще дается утвердительный ответ. Поэтому естественно, что в качестве стадий социализации называются не только периоды детства и юности. Так, в отечественной социальной психологии сделан акцент на то, что социализация предполагает усвоение социального опыта прежде всего в ходе трудовой деятельности. Поэтому основанием для классификации стадий служит отношение к трудовой деятельности. Если принять этот принцип, то можно выделить три основные стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую (Андреенкова, 1970; Гилинский, 1971).

Дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. В свою очередь эта стадия разделяется на два более или менее самостоятельных периода: а) ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу, т.е. тот период, который в возрастной психологии именуется периодом раннего детства; б) стадия обучения, включающая весь период юности в широком понимании этого термина. К этому этапу относится, безусловно, все время обучения в школе. Относительно периода обучения в вузе или техникуме существуют различные точки зрения. Если в качестве критерия для выделения стадий принято отношение к трудовой деятельности, то вуз, техникум и прочие формы образования не могут быть отнесены к следующей стадии. С другой стороны, специфика обучения в учебных заведениях подобного рода довольно значительна по сравнению со средней школой, в частности в свете все более последовательного проведения принципа соединения обучения с трудом, и поэтому эти периоды в жизни человека трудно рассмотреть по той же самой схеме, что и время обучения в школе. Так или иначе, но в литературе вопрос получает двоякое освещение, хотя при любом решении сама проблема является весьма важной как в теоретическом, так и в практическом плане: студенчество – одна из важных социальных групп общества, и проблемы социализации этой группы крайне актуальны.

Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека, хотя демографические границы «зрелого» возраста условны; фиксация такой стадии не представляет затруднений – это весь период трудовой деятельности человека. Вопреки мысли о том, что социализация заканчивается вместе с завершением образования, большинство исследователей выдвигают идею продолжения социализации в период трудовой деятельности. Более того, акцент на том, что личность не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его, придает особое значение этой стадии. Признание трудовой стадии социализации логически следует из признания ведущего значения трудовой деятельности для развития личности. Трудно согласиться с тем, что труд как условие развертывания сущностных сил человека прекращает процесс усвоения социального опыта; еще труднее принять тезис о том, что на стадии трудовой деятельности прекращается воспроизводство социального опыта. Конечно, юность — важнейшая пора в становлении личности, но труд в зрелом возрасте не может быть сброшен со счетов при выявлении факторов этого процесса.

Практическую же сторону обсуждаемого вопроса трудно переоценить: включение трудовой стадии в орбиту проблем социализации приобретает особое значение в современных условиях в связи с идеей непрерывного образования, в том числе образования взрослых. При таком решении вопроса возникают новые возможности для построения междисциплинарных исследований, например, в сотрудничестве с педагогикой, с тем ее разделом, который занимается проблемами трудового воспитания. В последние годы актуализуются исследования по акмеологии, науки о зрелом возрасте.

Послетрудовая стадия социализации представляет собой еще более сложный вопрос. Определенным оправданием, конечно, может служить то обстоятельство, что проблема эта еще более нова, чем проблема социализации на трудовой стадии. Постановка ее вызвана объективными требованиями общества к социальной психологии, которые порождены самим ходом общественного развития. Проблемы пожилого возраста становятся актуальными для ряда наук в современных обществах. Увеличение продолжительности жизни – с одной стороны, определенная социальная политика государств – с другой (имеется в виду система пенсионного обеспечения) приводят к тому, что в структуре народонаселения пожилой возраст начинает занимать значительное место. Прежде всего увеличивается его удельный вес. В значительной степени сохраняется трудовой потенциал тех лиц, которые составляют такую социальную группу, как пенсионеры. Не случайно сейчас переживают период бурного развития такие дисциплины, как геронтология и гериатрия.

В социальной психологии эта проблема присутствует как проблема послетрудовой стадии социализации. Основные позиции в дискуссии полярно противоположны: одна из них полагает, что само понятие социализации просто бессмысленно в применении к тому периоду жизни человека, когда все его социальные функции свертываются. С этой точки зрения указанный период вообще нельзя описывать в терминах «усвоения социального опыта» или даже в терминах его воспроизводства. Крайним выражением этой точки зрения является идея «десоциализации», наступающей вслед за завершением процесса социализации. Другая позиция, напротив, активно настаивает на совершенно новом подходе к пониманию психологической сущности пожилого возраста. В пользу этой позиции говорят уже достаточно многочисленные экспериментальные исследования сохраняющейся социальной активности лиц пожилого возраста, в частности пожилой возраст рассматривается как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта. Ставится вопрос лишь об изменении типа активности личности в этот период.

Косвенным признанием того, что социализация продолжается в пожилом возрасте, является концепция Э. Эриксона о наличии восьми возрастов человека (младенчество, раннее детство, игровой возраст, школьный возраст, подростковый возраст и юность, молодость, средний возраст, зрелость). Лишь последний из возрастов – «зрелость» (период после 65 лет) может быть, по мнению Эриксона, обозначен девизом «мудрость», что соответствует окончательному становлению идентичности (Берне, 1976. С. 53; 71-77). Если принять эту позицию, то следует признать, что послетрудовая стадия социализации действительно существует.

Хотя вопрос не получил однозначного решения, в практике отыскиваются различные формы использования активности лиц пожилого возраста. Это также говорит в пользу того, что проблема имеет, по крайней мере, право на обсуждение. Выдвинутая в последние годы в педагогике идея непрерывного образования, включающая в себя образование взрослых, косвенным образом стыкуется в дискуссию о том, целесообразно или нет включение послетрудовой стадии в периодизацию процесса социализации.

Выделение стадий социализации с точки зрения отношения к трудовой деятельности имеет большое значение. Для становления личности небезразлично, через какие социальные группы она входит в социальную среду, как с точки зрения содержания их деятельности, так и с точки зрения уровня их развития. При этом встает ряд вопросов. Имеет ли существенное значение для типа социализации, для ее результата тот факт, что личность преимущественно была включена в группы высокого уровня развития или нет? Имеет ли значение для личности тип конфликтов, с которыми она сталкивалась? Какое воздействие на личность может оказать ее функционирование в незрелых группах, с высоким уровнем сугубо межличностных конфликтов? Какие формы ее социальной активности стимулируются длительным пребыванием в группах с сильно выраженным деятельностным опосредованием межличностных отношений, с богатым опытом построения кооперативного типа взаимодействия в условиях совместной деятельности и, наоборот, с низкими показателями по этим параметрам? Пока этот комплекс проблем не имеет достаточного количества экспериментальных исследований, как, впрочем, и теоретической разработки, что не умаляет его значения.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Одноклассники

Похожие материалы в разделе Социальная психология:

Трудовая социализация

Понятие трудовой социализации

Замечание 1

Трудовая социализация (трудовая адаптация, профессиональная социализация) – это составляющая часть общей социализации личности, процесс включения индивида в систему общественного разделения труда.

Усвоение социального опыта происходит в ходе трудовой деятельности. Поэтому в основу классификации стадий социализации легло отношение к трудовой деятельности. Согласно этой классификации, выделяют дотрудовую, трудовую и послетрудовую стадии социализации.

Трудовая стадия социализации характеризует всю трудовую деятельность человека. В современном мире социальная зрелость и начало трудовой деятельности несколько отодвинулись по времени. Удлинение сроков обучения связано с усложнением социальной и, в частности, трудовой деятельности.

В трудовой социализации выделяют два периода: ранняя социализация и обучение. Период ранней социализации – это время от рождения до поступления в школу. Период обучения – период юности, время, проведенное в основном в школе.

Готовые работы на аналогичную тему

Особое значение трудовая социализация приобретает в связи с идеей непрерывного образования.

Трудовая и профессиональная социализация тесно взаимосвязаны, дополняя друг друга. Профессиональная социализация- процесс подготовки индивида к профессионально-трудовой деятельности.

Профессионально-трудовая социализация – это профессиональное развитие индивида, характеризующееся формированием и развитием его профессиональных качеств, начинающееся с раннего трудового образования и продолжающееся во взаимодействии с окружающей средой всю его последующую жизнь.

Трудовую профессиональную адаптацию можно рассматривать как составную часть социализации и как механизм трудовой социализации

Замечание 2

При благоприятных условиях процесс трудовой социализации можно ускорить: прямым способом (реализация государственных программ по трудоустройству, борьба с безработицей), опосредованно (минимальный уровень безработицы, стабильная экономическая ситуация). В тоже время, при негативных факторах процесс трудовой социализации можно нарушить, замедлить или полностью приостановить.

Механизмы трудовой социализации

На выбор профессионального и трудового пути индивида большое влияние оказывают окружающая социальная среда, воспитание и т.д.

На трудовую социализацию воздействуют следующие факторы:

  • экзогенные факторы – семья, образование, государство;
  • эндогенные факторы – профессиональное самосознание, коммуникабельность, личностные особенности;
  • комплексность;
  • удовлетворенность трудом.

Семья на дотрудовой стадии в ряде концепций рассматривается как важнейший институт социализации. В семье дети осмысливают первые нормы и ценности, осваивают первые навыки взаимодействия, социальные роли, закладываются основы отношения к труду.

Отношение к труду прямо связано с явлениями, происходящими в семье, в сфере быта, досуга, культуры, образования, со всем образом жизни. Так как ребенок не занимает определенного места в социально-профессиональной структуре, то представление о ней он приобретает через осмысление социально-профессиональной позиции родителей и ближайшего окружения.

Трудовая социализация происходит и в период, когда человек только получает образование. В это время формируются представления о будущей профессии, профессиональное самосознание, закладываются профессиональные компетенции. Относительно системное и целостное усвоение социальных норм завершается формированием социальной ориентации, определение своего места в социуме.

На заключительной стадии трудовой социализации индивид присоединяется к определенной социально-профессиональной группе. Эта стадия включает выбор рабочего места и непосредственно трудовую деятельность. Заключительный этап характеризуется практическим освоением трудовых функций, адаптацией к профессионально-производственной среде.

Профессиональное самосознание рассматривают как:

  • осознание человеком принадлежности к профессиональной группе;
  • процесс анализа самого себя в рамках профессиональной деятельности;
  • деятельность индивида по осознанию собственного соответствия профессии;
  • избирательная деятельность самосознания, ориентированная на личное профессиональное самоопределение;
  • единая структура, представляющая субъективное развитие личности для которой сознательное и социальное отношение к труду выходит на первый план;
  • совокупность представлений индивида о себе, как о профессионале.

Трудовой социализации способствует коммуникация, которая выполняет адаптационную функцию.

Формирование структуры удовлетворенности трудом

Замечание 3

Удовлетворенность трудом – субъективная оценка успешности в профессиональной деятельности, складывающаяся под воздействием множества факторов (условия труда, размер зарплаты, социальные гарантии, стабильность и т.д.).

Удовлетворенность трудом зависит от ряда факторов:

  1. Удовлетворенность трудом тесно взаимосвязана с восприятием жизни индивидом, восприятием самого себя, семьи; она коррелирует с физическим и психологическим здоровьем. Негативное отношение к работе может вызвать повышенную мобильность на рынке труда и стать причиной абсентеизма.
  2. Удовлетворенность трудом согласуется с социально-демографическими качествами индивида и производственным поведением (дисциплина труда, трудовая мобильность).
  3. Удовлетворенность трудом согласуется с состоянием внепроизводственных и производственных факторов, производственным поведением.
  4. Удовлетворенность трудом зависит от того, насколько совместимы для индивида ценности конкретного труда и потребности в нем. Наиболее весомые ценности: интерес к работе, благоприятные производственные условия, вознаграждение за труд.

Внепроизводственные и производственные факторы, воздействуя на личность в соответствии с его социально-демографическими характеристиками обуславливают производственное поведение, и, как следствие, удовлетворенность трудом.

Замечание 4

Успешная трудовая социализация – явление многофакторное, обладающее разнообразными комбинациями и требующее комплексного изучения.

Социализация труда | Статья о социализации труда по The Free Dictionary

трансформация процесса труда из индивидуального в социальный. Это связано с развитием разделения труда и заменой средств производства, требующих коллективной деятельности, средствами производства, требующими индивидуального труда.

Развитие производительных сил в примитивной общине привело к индивидуализации труда и упадку общего труда, основанного на примитивной технологии.Это проявилось в росте индивидуальных крестьян и ремесленников. Индивидуальный труд получил особенно широкое распространение с распадом феодализма. Развитие техники и товарного производства, а также дальнейшее разделение труда привели к усовершенствованию средств производства, которые требовали общего труда многих людей. Поскольку этот процесс происходил в условиях преобладания частной собственности, социализация труда приняла капиталистическую форму. На смену самостоятельным хозяйственным единицам крестьянина и ремесленника пришла капиталистическая мануфактура, а затем капиталистическая фабрика.Обобществление труда проявилось в создании все более крупных предприятий и в развитии специализации, объединении в кооперативы и интеграции экономики.

Обобществление труда вышло за рамки отдельной фабрики и привело к образованию различных ассоциаций фабрик и установлению все более прочных и всесторонних связей между фабриками и между ассоциациями фабрик. В конце концов, все общественное производство было преобразовано в организм, в котором все компоненты были связаны друг с другом разделением труда, которое было не только территориальным, но и могло включаться в сам производственный процесс — форма либо технологического разделения труда, либо «готовой части». разделение труда.На более ранних этапах обобществления труда невозможно определить, какой рабочий на отдельной фабрике произвел конкретный предмет, поскольку это продукт труда всего коллектива; по мере обобществления труда невозможно сказать, какая фабрика произвела тот или иной конечный продукт, поскольку каждый продукт является результатом деятельности десятков или даже сотен отдельных фабрик, органически связанных между собой производственным процессом. Обобществление труда привело к возникновению мировой экономики и мирового рынка.

На определенном этапе развития общества прогрессивная роль капитализма проявилась в обобществлении труда и его повышении производительности. Однако при капитализме обобществление труда идет рука об руку со все более антагонистическими противоречиями между общественным характером труда и частным присвоением его продуктов, а также между капиталом и наемным трудом. Это также ведет к разорению мелких производителей и капиталистической эксплуатации экономически слаборазвитых стран и народов.В рамках капитализма из-за господства частной собственности обобществление труда не может распространяться на все отрасли и сферы жизни или на все страны. Одна из задач переходного периода от капитализма к социализму — поднять обобществление труда до высокого уровня во всех сферах и отраслях экономики и заменить индивидуальный, частный труд мелких производителей трудом, коллективизированным в результате коллективного труда. социалистическая форма путем создания единоличных крестьян и ремесленников.

В развитом социалистическом обществе продолжается обобществление труда на основе роста производительных сил и создания материально-технической базы коммунизма. Путем обобществления труда вся экономика каждой страны и в конечном итоге всех социалистических стран вместе будет преобразована в единый производственный комплекс, характеризующийся высоким уровнем промышленного и сельскохозяйственного развития во всех регионах этих стран.

В развивающихся странах также возможно дальнейшее обобществление труда в некапиталистической форме благодаря строительству крупных государственных предприятий и созданию производственных кооперативов при помощи стран, в которых победил социализм.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Marx, K. Kapital , vol. 1. Маркс К., Энгельс Ф., Соч. , 2-е изд., Т. 23, гл. 11; глава 12, пп. 4; глава 24, подст. 7.
Engels, F. Anti-Dühring. Там же. , т. 20, сек. 3, гл. 2.
Ленин В.И. «Развитие капитала в России». Poln. соч. соч. , 5 изд., Т. 3, гл. 5, пп. 9; глава 7, пп. 1 и 12; глава 8, пп. 6.
Ленин В.И. Грозящая катастрофа и как с неи боротсья. Там же., т. 34. С. 162–91.

.

Какие стадии проходит личность в процессе становления? Процесс становления личностью называется?

Социализация — довольно сложный для изучения процесс. Тем не менее в этом направлении активно развивается социальная психология. Вопросы социализации и этапы, через которые проходит личность в процессе становления, являются основными для этой науки вместе с рядом других рассматриваемых явлений, относящихся к социальной жизни человека.И он настолько разнообразен, что трудно представить, какой была бы наша жизнь, если бы во всем этом мы могли разбираться. Но возможно ли это? Едва. Одно можно сказать наверняка: если бы общество было простым, как бы нам было скучно жить, не правда ли?

Немного о социализации

Итак, какие этапы проходит личность в процессе своего становления? Есть несколько теорий, на которые пытаются ответить. Каждый из них по большей части не противоречит другим. В то же время каждая психологическая школа смотрит на социализацию человека под своим углом.Кто-то рассматривает это с точки зрения социальных групп. Это название союза людей, у которых общие цели, ценности. Общество также можно назвать социальной группой. Только в этом случае это можно считать большим объединением. Нет особой разницы в стадиях, через которые проходит личность в процессе становления. Важно отметить, что конечная точка почти всегда известна. Естественно, что процесс социализации может не работать. В этом случае человека можно считать маргинальной или десоциализированной личностью.

Разница между мариганцами и дезадаптантами

В чем разница между маргиналами и теми людьми, которые выпали из общества? Маргиналы как бы находятся между обществом и изоляцией от него. Однако они могут не жить в обществе. Чаще всего они не очень рады принять. Чтобы хоть как-то выжить, такие люди создают свои группировки, в которые собираются похожие личности. Они могут вести себя девиантно (с отклонениями от нормы) и даже деликатно (с нарушением правовых норм).В этом случае можно сказать, что люди были десоциализированы.

Но не всем дается такая жизнь. Некоторые люди довольно спокойно продолжают интегрироваться в общество. Часто рассматривается процесс социализации через адаптацию. Существует несколько теорий о том, какие стадии проходит личность в становлении. Мы рассмотрим так называемую социально-психологическую социализацию.

Этапы социализации личности

Выделяют три этапа социализации личности: до-, трудовую и послеродовую.Для первого этапа в большинстве случаев типичен детский возраст, и он продолжается до тех пор, пока человек не начнет обеспечивать себя. Если он это сделает, он не нужен родителям для выживания, тогда можно говорить о прекращении предродовой стадии социализации.

Трудовая социализация

Этот этап характеризуется активной ассимиляцией социальных норм, а также постепенной интеграцией в ряд обществ, актуальных для человека на данный момент. В случае предтрудовой социализации это школа, различные секции, кружки.

Трудовая социализация

После того, как человек устроился на работу или окончил школу, наступает этап трудовой социализации, который характеризует тотальный расцвет жизни. Итак, в это время человек может найти и реализовать свое призвание и стать успешным. Это идеально, если процессы социализации сочетаются с самоактуализацией (по Маслоу и другим представителям гуманистической психологии). Но также может быть, что человек продолжает социализироваться, продолжает набираться жизненный опыт, придерживается принятых в обществе норм.Но не складывается.

Это путь ложной социализации, когда человек также может быть интегрирован в общество, но его социальный статус и статус настолько малы, что есть большой риск вылететь оттуда. Процесс становления человеком достаточно сложен, чтобы учесть все факторы. Но это напрямую связано с социализацией человека. Некоторые люди говорят, что процесс становления человеком — это социализация.

Но это не так. Просто мы так много говорим об адаптации человека в обществе не потому, что это синоним развития личности, а из-за большого влияния общества на f

.

3 различных этапа процесса социализации сотрудников

Ориентация и введение в должность также называется процессом социализации сотрудников. В современном мире социализация — это непрерывный процесс из-за того, что организации стали динамичными.

Для новых сотрудников Деценцо и Роббинс (1999) определили, что процесс социализации включает в себя три следующих этапа:

Источник изображения: humancapitalist.com

1. Этап перед прибытием:

На этом этапе, отдельный сотрудник приходит в организацию с определенными ценностями, взглядами и ожиданиями.Только на этапе отбора потенциальный сотрудник должен иметь возможность понять, в какой степени его воспринимаемое отображение согласуется с организационной культурой и системами.

Лица, участвующие в процессе отбора, обязаны содействовать этому. В настоящее время из-за доступности информации об организациях через различные средства массовой информации, включая веб-сайты и Интернет, у энтузиаста также могут быть некоторые предвзятые представления об организации.

Следовательно, лучше сначала понять от человека, что он понимает в организации, а затем помочь ему синхронизировать эту информацию с реальностью.Это помогает человеку принять правильное решение.

2. Этап встречи:

На этом этапе восприятие, ранее созданное человеком, подтверждается посредством хорошо спланированной вводной программы. Любая дихотомия между восприятием сотрудников и восприятием организации должна быть должным образом выявлена ​​и устранена посредством более активного процесса социализации.

3. Этап метаморфозы:

На этом заключительном этапе социализации сотрудники понимают организацию и идентифицируют себя с ней.Сотрудники развивают чувство принадлежности и вносят свой вклад в достижение целей и задач организации.

Однако, как объяснялось ранее, социализация — это непрерывный процесс, так как теперь организации должны время от времени проводить реструктуризацию и реинжиниринг, идя в ногу с меняющейся средой.

.

Набор и социализация на рабочем месте

Набор и социализация

Набор персонала и социализация являются важными шагами в обеспечении того, чтобы в компании были нужные люди. Рекрутерам могут помочь различные факторы, в том числе стратегическое планирование, планирование преемственности, оценка нынешних сотрудников и отслеживание статистики труда (Jex & Britt, 2008). Кандидаты, в свою очередь, оценивают компании, чтобы определить, где они лучше всего подходят (Jex & Britt, 2008).После того, как кандидат становится сотрудником, должна произойти социализация, чтобы он стал членом организации, что может оказаться более трудным для лиц с более разным опытом (Jex & Britt, 2008).

Процесс найма

Каждый работодатель, независимо от области, уровня или местоположения, должен выбрать правильных сотрудников для заполнения открытых вакансий. Набор потенциальных кандидатов может осуществляться разными способами, и определенные факторы могут повлиять на успешность этих усилий (Jex & Britt, 2008).Рекрутинг используется для создания группы потенциальных соискателей, чтобы можно было определить и нанять лучшего человека для работы (Jex & Britt, 2008). Лучший кандидат — это не только наиболее квалифицированный, но и наиболее подходящий для компании кандидат, который, скорее всего, останется в долгосрочной перспективе (Jex & Britt, 2008).

Принципы организационной психологии и найма

Большинство предприятий включают персонал в свой стратегический план на будущее, что является хорошей отправной точкой при определении потребностей в найме (Jex & Britt, 2008).Планирование преемственности — еще один способ, которым компании могут быть готовы к будущим потребностям в найме. (Джекс и Бритт, 2008). Знание того, какие сотрудники могут перейти, повысить или, возможно, уволить, позволяет сосредоточить внимание на соискателях, обладающих навыками, необходимыми для замены тех, которые могут скоро уйти (Jex & Britt, 2008). Еще один инструмент, который может положительно повлиять на моральный дух компании, включает оценку нынешних сотрудников, чтобы увидеть, обладают ли они какими-либо навыками или способностями, необходимыми для открытия, а также предстоящих должностей (Jex & Britt, 2008).Также важно следить за тенденциями в рабочей силе (Jex & Britt, 2008). Существует множество отраслевых журналов, правительственных агентств и профессиональных организаций, которые собирают статистические данные о рабочей силе, которые могут использоваться рекрутерами, чтобы помочь лучше понять наличие квалифицированных работников по различным специальностям (Jex & Britt, 2008).

В то время как компании ищут потенциальных кандидатов, кандидаты оценивают различные компании, чтобы определить, какая компания и должность, по их мнению, лучше всего подходят им (Jex & Britt, 2008).Соискатели смотрят на пригодность не только с точки зрения типа работы и интересов, но и с точки зрения ценностей, способностей и личности (Jex & Britt, 2008). В некотором смысле эта оценка похожа на оценку продуктов, которые предполагается купить (Jex & Britt, 2008). Один из способов, которым компании могут гарантировать отсутствие путаницы, — это предоставить точную информацию о должности, компании и условиях работы (Jex & Britt, 2008).

Технологии изменили способ поиска работы людьми (Coombs, 2013).Большинство поисков работы ведется в Интернете (Coombs, 2013). В то время как доски объявлений могут показаться лучшим выбором для поиска работы, два из трех поисковых запросов в Интернете начинаются с простого поиска в Google (Coombs, 2013). В некотором смысле это может затруднить малым компаниям привлечение качественных кандидатов (Coombs, 2013).

Организация Социализация

Социализация — это процесс превращения аутсайдера или новичка в члена (Jex & Britt, 2008).Это включает в себя не только изучение культуры организации, но и изучение задач, необходимых для выполнения работы, получение социальных знаний об организации и общение со всеми, кто там работает (Jex & Britt, 2008). Развитие сети взаимоотношений с другими людьми, которые уже работают в организации, может дать новичкам социальный капитал и ускорить процесс социализации (Fang, Duffy & Shaw, 2011).

Принципы организационной психологии и социализации

В то время как организации сосредотачиваются на новых сотрудниках, завершающих определенные этапы социализации, новые сотрудники сами рассматривают социализацию через процесс знакомства и понимания нового члена рабочей среды (Jex & Britt, 2008).

Есть три этапа, которые проходят новички в процессе социализации с новым участником рабочей среды (Jex & Britt, 2008). Кандидат может испытать упреждающую социализацию в процессе приема на работу (Jex & Britt, 2008). По мере того, как они узнают о компании через веб-сайт, брошюры, действующих сотрудников или даже через стажировку или летнюю работу, люди будут определять, подходят ли компания и работа для них (Jex & Britt, 2008). Обеспечение того, чтобы человек был квалифицирован для этой должности и что его или ее ценности совпадали с ценностями компании, также является важным членом (Jex & Britt, 2008).

После приема на работу человек становится частью организации и переходит на стадию встречи (Jex & Britt, 2008). Этот этап включает более реалистичное представление о новой работе и компании и может потребовать значительных корректировок со стороны нового сотрудника (Jex & Britt, 2008). На этом этапе роли уточняются, ожидания устанавливаются, а любые несоответствия согласовываются с участниками (Jex & Britt, 2008).

Последний этап — смена и приобретения, который происходит, когда новый сотрудник считается членом (Jex & Britt, 2008).К этому моменту человек должен достичь определенного уровня комфорта, уметь выполнять все необходимые задачи и хорошо понимать представителя корпоративной культуры (Jex & Britt, 2008).

Некоторые проблемы, которые могут возникнуть в процессе социализации, связаны с разнообразием персонала. Благодаря надлежащему обучению, акцентированию внимания на производительности, программам развития сотрудников и созданию сетей поддержки для облегчения процесса социализации меньшинств, женщин и пожилых работников эти проблемы могут быть рассмотрены и решены (Jex & Britt, 2008).

Заключение

Компании должны нанимать и нанимать людей, которые не только способны выполнять свою работу, но и вписываются в культуру компании (Jex & Britt, 2008). Кандидаты также исследуют компании, чтобы найти для них подходящую позицию (Jex & Britt, 2008). Социализация начинается в процессе найма и продолжается до тех пор, пока сотрудники не почувствуют себя частью компании (Jex & Britt, 2008). Рекрутеры используют стратегическое планирование, планирование преемственности, оценку нынешних сотрудников, а также статистику труда, чтобы определить будущие потребности в найме (Jex & Britt, 2008).Все сотрудники должны пройти процесс социализации, и, хотя разным сотрудникам может быть сложнее социализироваться в некоторых корпоративных культурах, обучение, развитие и сосредоточение внимания на производительности могут помочь в процессе социализации (Jex & Britt, 2008). ,

Ссылки

Coombs, J. (2013). Технологии меняют природу найма и поиска работы. Проверено

со страницы http://www.shrm.org/hrdisciplines/staffingmanagement/Articles/Pages/Changing-Nature-of-Recruiting.aspx

Фанг Р., Даффи М. К. и Шоу Дж. Д. (2011). Социальный капитал, базовая самооценка и

Поправка на новичка. Полученная форма www.shrm.org/about/foundation/research/documents/duffy_shaw_fang%20final%20report%209-11.doc

Джекс, С. М. и Бритт, Т. В. (2008). Организационная психология: подход ученого-практика

(2-е изд.). Хобокен, Нью-Джерси: Уайли. Получено с веб-сайта курса организационной психологии PSCYH / 570 Университета Феникса.

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.