Типы мировоззрений
Определение 1
Мировоззрение – это совокупность принципов и образных представлений, которые представляют видение мира и человека в этом мире.
Мировоззрению присуще:
- исторический характер
- наличие ценностных ориентаций
- наличие идеалов, убеждений образа жизни человека и общества.
В мировоззрении отражается завершение целостностной духовности человека. Оно представляет собой систему многообразных черт духовной жизни общества и то, как человек познает и ощущает окружающий его мир.
Типы мировоззрения с точки зрения исторического процесса:
- Мифологическое
- Религиозное
- Научное
Это основные типы мировоззрения.
Мифологическое мировоззрение
Мифологическое сознание — духовное основание первобытной культуры.
Для данного типа мировоззрения характерно:
- первообщинное общество
- антропоморфизм (одухотворение природы)
- формирование и закрепление систем ценностей
- устная трансляция накопленных знаний
- определение формы поведение индивида и всего общества
- вера в сверхъестественное
Мифы охватывали все формы жизнедеятельности людей. Они являются основными «тексами» культуры.
Установлению единства взглядов всех членов племенного сообщества на окружающий мир способствовала их устная передача.
Вера в «свои» мифы объединяла сообщество, консалидировала его членов и одновременно позволяла отличить его членов от «чужаков», веривших в иные мифы.
В мифах отрабатывались, сохранялись и культивировались практические сведения, навыки хозяйственной и кульутрной деятельности.
В процессе передачи этих знаний от поколения к поколению, которые копились в течение многих веков, формировался общеплеменной опыт. Он закреплялся в социальной памяти и генерировался в первоначальный уровень знаний и способов мышления.
С этого начинался путь к развитию философии и науки.
В мифологических рассказах о божествах, присутствующих в мире, зарождалось религиозное мировоззрение.
Готовые работы на аналогичную тему
Религиозное мировоззрение
Этот тип мировоззрения вырастает из мифологического и включает в себя многие его компоненты. Оно строится на религиозных представлениях, которые имеют свои особенности в различных формах религии. Мировые религии: христианство, буддизм, ислам, иудаизм. Им присуще своё характерное миропонимание. Это плод исторического и культурного развития.
Характеристика религиозного типа:
- чувственно-образная форма освоения действительности
- вера в сверхъестественные силы
- догматизм
- формирование строгих нормативных, моральных установок
- подкрепление веры мистическим опытом
- авторитарность духовного сословия
- представлено в виде притч и сказаний
Замечание 1
Отличительная особенность этого типа в том, что мировые силы (духи, боги) персонифицируются и окончательно превращаются в надмировые и внемировые силы.
Для религии характерен догматизм, формирующийся на системе моральных норм, с объединением людей в единую организацию (религиозная община, церковь и т.д.). Основными понятиями для этого типа мировоззрения выступают: понятия о добре и зле, смысле жизни, нравственности. Ответы на эти вопросы представлены в виде священных текстов, писаний, как регуляторов миропорядка.
Научное мировоззрение
В $XIX$ веке начинается складываться целостное научное мировоззрение.
Это качественно иная форма организации знаний, включающая в себя синтез различных научных теорий.
Благодаря интенсивному познанию окружающего мира в сознании человека:
- аккумулируются и закрепляются знания, умения, навыки.
- происходит постоянное формирование знаний, идей и концепций.
- накопление ранних представлений становятся частными случаями новых теорий.
- возникает Научная картина мира.
- складывается представление об окружающем мире, основывающееся на всём множестве доказанных фактов.
- ставится акцент на логику, рациональность и доказательность.
Благодаря научному мировоззрению коренным образом меняется стиль мышления всей европейской и мировой культуры.
Уникальность и новизна установленного им стиля содержалась в:
предельной широте мышления, его универсальности.
узаконивании права разума на познание и развитие науки,
утверждении права человека на свободу слова, вероисповедания, на равенство людей перед законом против произвола властей
обосновании многих гуманистических ценностей.
Гегель подытожил это философское мировоззрение. Его система – высшая точка всей философии, которая сформировалась в логическую конструкцию, воплощающую в себе деятельность мирового разума.
Философия выделяется как особый тип общественного сознания.
Определение 2
Философия — это система фундаментальных идей в составе мировоззрения человека.
Философствование зародилось в древней Греции с удивления и постановки вопросов о мире. Формируется качественно иной тип мышления, отличного от обыденного. Это особое отношение к миру.
Для этого типа мировоззрения характерно:
- абстрактно-понятийная форма освоения действительности
- различение природного и социального мира
- накопление естественнонаучных знаний (труды в области математики, медицины, астрономии, физике)
2. Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения. Особенности философского мировоззрения
Мировоззре́ние
— понятие, означающее совокупность
устойчивых взглядов, принципов, оценок
и убеждений, определяющую отношение к
окружающей действительности и
характеризующую видение мира в целом
и место человека в этом мире. Мировоззрение
придаёт человеческой деятельности
организованный, осмысленный и
целенаправленный характер.
Типы
мировоззрения
Существуют
различные способы типологии мировоззрений
построенные на разных философских и
методологических основаниях. Различными
авторами выделяются: религиозное
мировоззрение, естественнонаучное
мировоззрение, социально-политическое
мировоззрение, философское мировоззрение.
Иногда выделяют также мировоззрение
повседневного опыта, эстетическое
мировоззрение, мифологическое
мировоззрение[1].
Мифологическое
Мифологический
тип мировоззрения определяется как
совокупность представлений, которые
были сформированы в условиях первобытного
общества на основе образного восприятия
мира. Мифология имеет отношение к
язычеству и является совокупностью
мифов, для которой характерно одухотворение
и антропоморфизация материальных
предметов и явлений.
Религиозное
Религиозное
мировоззрение основано на вере в
сверхъестественные силы и их главенствующую
роль в мире и жизни людей.
Философия
(любовь к мудрости)
Философия
– учение о абсолюте. Абсолют – учение
о высших первоначалах, исходных принципах
действительности, глубинной основы
реальности. Философия появилась 2,5 тыс.
лет назад в Индии, Китае, Греции. Философия
как понятие — это теоретически
сформулированное мировоззрение. Это
система самых общих взглядов на мир,
место в нем человека, уяснение различных
форм отношения человека к миру. Философия
отличается от иных форм мировоззрения
не столько предметом, сколько способом
его осмысления, степенью интеллектуальной
разработанности проблем и методов
подхода к ним. Поэтому при определении
понятия философии употребляются термины
— теоретическое мировоззрение, система
взглядов.
Философия
может быть и религиозной, и атеистической,
– в зависимости от того, каким исходным
мировоззренческим тезисом она
руководствуется при построении своей
системы. Но основной особенностью
философского мировоззрения является
его критичность по отношению даже к
собственным исходным тезисам.
Философское
мировоззрение как бы биполярно: его
смысловые «узлы» – мир и человек. Для
философского мышления существенно не
разделенное рассмотрение этих
противоположностей, а постоянное их
соотнесение. Различные проблемы
философского мировоззрения нацелены
на понимание форм их взаимодействия,
на осмысление отношений человека к
миру.
Философское
мировоззрение выступает в понятийной,
категориальной форме, в той или иной
мере опираясь на достижения наук о
природе и обществе и обладая определенной
мерой логической доказательности.
Основные
черты философского мировоззрения:
концептуальная
обоснованность;
систематичность;
универсальность;
критичность.
Несмотря
на свою максимальную критичность и
научность, философия чрезвычайно близка
и к обыденному, и к религиозному и даже
к мифологическому мировоззрению, ибо
так же как и они, она выбирает направление
своей деятельности весьма произвольно.
миф, религия, философия — Студопедия
По мере становления и развития человека и общества росла потребность разобраться в окружающем мире, раскрыть его «тайны». Индивида всегда интересовали вопросы о том, как устроен мир, каково место в нем человека, является ли человек творцом своей судьбы, можно ли достичь счастья, в чем смысл человеческого существования. Ответы на эти и другие вопросы дает мировоззрение, формирующееся в культуре. Мировоззрение – способ духовной ориентации человека в окружающей действительности, определенный взгляд на мир; система общих представлений и знаний о мире и месте человека в нем, ценностях и убеждениях личности. Комплекс таких представлений необходим индивиду для организации его деятельности, поведения, общения, для самоутверждения, определения линии жизни и стратегии поведения. Мировоззрение придаёт человеческой деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер.
Ступени мировоззренческого освоения мира: «мироощущение», «мировосприятие», «миропонимание». Мироощущение — первая ступень мировоззренческого становления человека, представляющая собой чувственное осознание мира, когда мир дается человеку в форме образов, организующих индивидуальный опыт. Мировосприятие — вторая ступень, позволяющая видеть мир в единстве сторон, давать ему определенную интерпретацию. Мировосприятие может базироваться на различных основаниях, не обязательно теоретически обоснованных. Мировосприятие может быть как положительно, так и негативно окрашенным (например, мировосприятие абсурдности, трагичности, потрясенности существования). Миропонимание — высшая ступень мировоззренческого освоения мира; развитое мировоззрение со сложными переплетениями многогранных отношений к действительности, с наиболее обобщенными синтезированными взглядами и представлениями о мире и человеке. Эти ступени неразрывно связаны друг с другом, взаимно дополняют друг друга, образуя целостный образ мира и своего места в нем.
Стороны мировоззрения—Эмоционально-психологическая (сторона состоит из чувств, настроений, переживаний и оказывает существенное влияние на жизненную позицию человека, определяя её как пессимистическую или оптимистическую) и Интеллектуально-рациональная (состоит из взглядов, убеждений, оценок и идеалов).
Стороны мировоззрения: познавательная, аксиологическая, праксеологическая.
Познавательная сторона мировоззрения обязательно включает в себя так называемые натуралистический и гуманитарный аспекты.Натуралистический аспект познавательной стороны мировоззрения – это знания и представления о природе, космосе, универсуме, природной сущности человека. Здесь рассматриваются вопросы о том, как возник мир, что такое жизнь, и в каком отношении она относится к неживому, в каких формах жизнь существует во Вселенной. Гуманитарный аспект познавательной стороны мировоззрения — это осознание своей социальной природы, своего места в «мире людей». Он объединяет социологические, общественно-политические, этические и эстетические взгляды и представления индивида. Как устроено и функционирует общество, какова направленность исторического процесса, в чем смысл истории, предсказуемо ли социальное развитие – такого рода вопросы и ответы на них составляют суть гуманитарной проблематики.
Аксиологическая (ценностная) сторона. Понятие «ценность» используется для указания на человеческое, социальное и культурное значение явлений действительности; наиболее актуальное значение ценностная сторона мировоззрения всегда приобретала в эпохи крушения культурной традиции и дискредитации мировоззренческих устоев общества. Двумя типами ценностного отношения человека к миру являются так называемые предметные и субъектные ценности. Предметные ценности включают многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включённых в их круг природных явлений, которые рассматриваются с точки зрения этической проблематики. Субъектные ценности – это способы и критерии, на основании которых производятся процедуры оценивания соответствующих явлений. Это установки и оценки, императивы и запреты, цели и проекты, которые закрепляются в общественном сознании в форме нормативных представлений и выступают ориентирами деятельности человека. Они формируются в процессе социализации личности.
Праксеологическая сторона — обеспечивает тесную связь познавательного и ценностного компонентов мировоззрения с деятельностью человека. Это духовно-практическая сторона мировоззрения, поскольку здесь мировоззрение осуществляет своеобразное «вписывание» различных программ деятельности, поведения и общения в практическую ситуацию. Таким образом, мировоззрение включает в себя определённые регулятивы духовной и практической деятельности индивида. Такие регулятивы могут задаваться через мифологические, религиозные, научные, философские и пр. воззрения. Кроме регулятивов и принципов, праксеологическая сторона мировоззрения включает и такой компонент как убеждение. Убеждение — это форма углубления, укоренения знаний и ценностей в систему мировоззрения, это вера в правоту усвоенных идей. Знания могут и не переходить в убеждения, но убеждения основываются на рациональных знаниях. Убеждения — это звено перехода от знания к практике. Лишь тогда, когда знания становятся убеждениями, они становятся элементом мировоззрения (поэтому зачастую мировоззрение определяют как совокупность убеждений личности). Убежденность помогает человеку в жизни, дает возможность осуществлять выбор и разрешать сложные ситуации, которые порой кажутся не разрешимыми.
Итак, праксеологическая сторона мировоззрения включает в себя регулятивные принципы деятельности, поведения, общения и убеждения. В убеждениях синтезируются знания и взгляды мировоззренческого характера, вера в их истинность, социальные ценности и идеалы, готовность человека к действию. Таким образом, цепочка мировоззренческого становления человека включает: знания, ценности, убеждения и волю к действию.
Мифологическое мировоззрение. Ощущение человеком бытия, эмоциональное восприятие и доступное ему понимание природы выражались в древних сказаниях о всесилии богов, подвигах героев, осуществляемое в метафорической, художественно-образной форме. При всем многообразии древних мифов в них проявились сходные представления человека о мире, его устройстве и человеке. Мир здесь, как правило, представлялся в виде хаоса, столкновения случайностей и действий демонических сил. Мифологическое сознание не фиксировало различий между естественным и сверхъестественным, между реальностью и воображением. Существенным является и то, что сознание людей первобытного общества было полностью равнодушно к обнаруживающимся в сказаниях противоречиям. В мифе слиты воедино мышление и действие, нравы и поэзия, знания и верования. Подобная целостность, синкретичность (нерасчлененность) мифологического сознания была исторически необходимым способом духовного освоения реальности. Обобщая сказанное, можно сделать вывод о том, что мифологическое мировоззрение есть совокупность представлений о мире, основанных на фантазии и вере в сверхъестественные силы, их сходстве с проявлениями человеческой активности и человеческими отношениями. Такое уподобление природного мира миру человеческому получило название «антропоморфизма».
Религиозное мировоззрение.Цивилизация вызвала к жизни новые типы мировоззрения — религию и философию. Главные признаки религиозного мировоззрения – вера в сверхъестественные силы и существование двух миров (высшего — совершенного, горнего и низшего — несовершенного, земного). В отличие от мифологического, религиозное мировоззрение только частично опирается на антропоморфные представления, ориентируя человека на осмысление своих отличий от природного мира и осознание своего единства с человеческим родом.
На всех вышеназванных уровнях в различной степени присутствует обыденное (житейское) мировоззрение, которое представляет собой совокупность воззрений на природную и социальную реальность, нормы и эталоны поведения человека, основанные на здравом смысле и повседневном опыте многих поколений в различных сферах своей жизнедеятельности. Оно ограниченно, несистемно и неоднородно. Содержание обыденного мировоззрения варьируется в довольно широком диапазоне, отражая специфику образа жизни, опыта и интересов определенных социальных групп. Параллельно с обыденным формируется и научное мировоззрение, которое представляет собой систему представлений о мире, его структурной организации, месте и роли в нем человека; эта система строится на основе научных данных и развивается вместе с развитием науки. Научное мировоззрение создает наиболее надежную общую основу для правильной ориентации человека в мире, в выборе направлений и средств его познания и преобразования.
Все типы мировоззрений имеют свои плюсы и минусы. Научное мировоззрение опирается на рациональное осмысление мира, не допуская интуитвного, иррационального понимания мира, и оно также не в полной мере может отразить и описать существующую реальность и рассмотреть все проблемы, связанные с пониманием человеком мира.
Философское мировоззрение возникло из потребности рационального и иррационального объяснения мира. Оно является исторически первой формой теоретического мышления. Объединяет и дополняет все недостающие моменты предшествующих типов мировоззрений. Философское мировоззрение является наиболее общим: оно касается отношения человека к миру, а все явления рассматривает с точки зрения не столько содержательных характеристик, сколько с позиции ценности их непосредственно для человека. Для данного типа мировоззрения характерно стремление выработать универсальные теоретические понятия (категории) и принципы и на их основе дать сущностный анализ действительности, выявить предельные, всеобщие основания, закономерности существования и развития человеческой культуры.
Философия появилась 2,5 тыс. лет назад в Индии, Китае, Греции.
1. Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия.
По
мере становления и развития человека
и общества росла потребность разобраться
в окружающем мире, раскрыть его «тайны».
Индивида всегда интересовали вопросы
о том, как устроен мир, каково место в
нем человека, является ли человек творцом
своей судьбы, можно ли достичь счастья,
в чем смысл человеческого существования.
Ответы на эти и другие вопросы дает
мировоззрение, формирующееся в культуре.
Мировоззрение
– способ духовной ориентации человека
в окружающей действительности,
определенный взгляд на мир;
система общих представлений и знаний
о мире
и месте человека в нем,
ценностях и убеждениях личности.
Комплекс таких представлений необходим
индивиду для организации его деятельности,
поведения, общения, для самоутверждения,
определения линии жизни и стратегии
поведения. Мировоззрение
придаёт человеческой деятельности
организованный,
осмысленный и целенаправленный характер.
Ступени
мировоззренческого освоения мира:
«мироощущение»,
«мировосприятие», «миропонимание».
Мироощущение —
первая
ступень мировоззренческого становления
человека, представляющая собой чувственное
осознание мира, когда мир дается человеку
в форме образов, организующих индивидуальный
опыт. Мировосприятие — вторая
ступень, позволяющая видеть мир в
единстве сторон, давать ему определенную
интерпретацию. Мировосприятие может
базироваться на различных основаниях,
не обязательно теоретически обоснованных.
Мировосприятие может быть как
положительно, так и негативно окрашенным
(например, мировосприятие абсурдности,
трагичности, потрясенности существования).
Миропонимание — высшая
ступень мировоззренческого освоения
мира; развитое мировоззрение со сложными
переплетениями многогранных отношений
к действительности, с наиболее обобщенными
синтезированными взглядами и
представлениями о мире и человеке. Эти
ступени неразрывно связаны друг с
другом, взаимно дополняют друг друга,
образуя целостный образ мира и своего
места в нем.
Стороны
мировоззрения—Эмоционально-психологическая
(сторона состоит из чувств, настроений,
переживаний и оказывает существенное
влияние на жизненную позицию человека,
определяя её как пессимистическую или
оптимистическую) и Интеллектуально-рациональная
(состоит из взглядов, убеждений, оценок
и идеалов).
Стороны
мировоззрения:
познавательная,
аксиологическая, праксеологическая.
Познавательная
сторона мировоззрения
обязательно включает в себя так называемые
натуралистический
и гуманитарный аспекты. Натуралистический
аспект познавательной
стороны мировоззрения – это знания и
представления о природе, космосе,
универсуме, природной сущности человека.
Здесь рассматриваются вопросы о том,
как возник мир, что такое жизнь, и в каком
отношении она относится к неживому, в
каких формах жизнь существует во
Вселенной. Гуманитарный
аспект познавательной
стороны мировоззрения — это осознание
своей социальной природы, своего места
в «мире людей». Он объединяет
социологические, общественно-политические,
этические и эстетические взгляды и
представления индивида. Как устроено
и функционирует общество, какова
направленность исторического процесса,
в чем смысл истории, предсказуемо ли
социальное развитие – такого рода
вопросы и ответы на них составляют суть
гуманитарной проблематики.
Аксиологическая
(ценностная) сторона.
Понятие «ценность» используется
для указания на человеческое, социальное
и культурное значение явлений
действительности; наиболее актуальное
значение ценностная сторона мировоззрения
всегда приобретала в эпохи крушения
культурной традиции и дискредитации
мировоззренческих устоев общества.
Двумя типами ценностного отношения
человека к миру являются так называемые
предметные и субъектные ценности. Предметные
ценности включают
многообразие предметов человеческой
деятельности, общественных отношений
и включённых в их круг природных явлений,
которые рассматриваются с точки зрения
этической проблематики. Субъектные
ценности –
это способы и критерии, на основании
которых производятся процедуры оценивания
соответствующих явлений. Это установки
и оценки, императивы и запреты, цели и
проекты, которые закрепляются в
общественном сознании в форме нормативных
представлений и выступают ориентирами
деятельности человека. Они формируются
в процессе социализации личности.
Праксеологическая
сторона —
обеспечивает тесную связь познавательного
и ценностного компонентов мировоззрения
с деятельностью человека. Это
духовно-практическая сторона мировоззрения,
поскольку здесь мировоззрение осуществляет
своеобразное «вписывание» различных
программ деятельности, поведения и
общения в практическую ситуацию. Таким
образом, мировоззрение включает в себя
определённые регулятивы духовной
и практической деятельности индивида.
Такие регулятивы могут задаваться через
мифологические, религиозные, научные,
философские и пр. воззрения. Кроме
регулятивов и принципов, праксеологическая
сторона мировоззрения включает и такой
компонент как убеждение. Убеждение —
это форма углубления, укоренения знаний
и ценностей в систему мировоззрения,
это вера в правоту усвоенных идей. Знания
могут и не переходить в убеждения, но
убеждения основываются на рациональных
знаниях. Убеждения — это звено перехода
от знания к практике. Лишь тогда, когда
знания становятся убеждениями, они
становятся элементом мировоззрения
(поэтому зачастую мировоззрение
определяют как совокупность убеждений
личности). Убежденность помогает человеку
в жизни, дает возможность осуществлять
выбор и разрешать сложные ситуации,
которые порой кажутся не разрешимыми.
Итак,
праксеологическая сторона мировоззрения
включает в себя регулятивные принципы
деятельности, поведения, общения и
убеждения. В убеждениях синтезируются
знания и взгляды мировоззренческого
характера, вера в их истинность, социальные
ценности и идеалы, готовность человека
к действию. Таким образом, цепочка
мировоззренческого становления человека
включает: знания,
ценности, убеждения и волю к действию.
Мифологическое
мировоззрение.
Ощущение человеком бытия, эмоциональное
восприятие и доступное ему понимание
природы выражались в древних сказаниях
о всесилии богов, подвигах героев,
осуществляемое в метафорической,
художественно-образной форме. При всем
многообразии древних мифов в них
проявились сходные представления
человека о мире, его устройстве и
человеке. Мир здесь, как правило,
представлялся в виде хаоса, столкновения
случайностей и действий демонических
сил. Мифологическое сознание не
фиксировало различий между естественным
и сверхъестественным, между реальностью
и воображением. Существенным является
и то, что сознание людей первобытного
общества было полностью равнодушно к
обнаруживающимся в сказаниях противоречиям.
В мифе слиты воедино мышление и действие,
нравы и поэзия, знания и верования.
Подобная целостность, синкретичность
(нерасчлененность) мифологического
сознания была исторически необходимым
способом духовного освоения реальности.
Обобщая сказанное, можно сделать вывод
о том, что мифологическое
мировоззрение есть
совокупность представлений о мире,
основанных на фантазии и вере в
сверхъестественные силы, их сходстве
с проявлениями человеческой активности
и человеческими отношениями. Такое
уподобление природного мира миру
человеческому получило название
«антропоморфизма».
Религиозное
мировоззрение. Цивилизация
вызвала к жизни новые типы мировоззрения
— религию и философию. Главные
признаки религиозного
мировоззрения –
вера в сверхъестественные силы и
существование двух миров (высшего —
совершенного, горнего и низшего —
несовершенного, земного). В отличие от
мифологического, религиозное мировоззрение
только частично опирается на антропоморфные
представления, ориентируя человека на
осмысление своих отличий от природного
мира и осознание своего единства с
человеческим родом.
На
всех вышеназванных уровнях в различной
степени присутствует обыденное
(житейское) мировоззрение,
которое представляет собой совокупность
воззрений на природную и социальную
реальность, нормы и эталоны поведения
человека, основанные на здравом смысле
и повседневном опыте многих поколений
в различных сферах своей жизнедеятельности.
Оно ограниченно, несистемно и неоднородно.
Содержание обыденного мировоззрения
варьируется в довольно широком диапазоне,
отражая специфику образа жизни, опыта
и интересов определенных социальных
групп. Параллельно с обыденным формируется
и научное
мировоззрение, которое
представляет собой систему представлений
о мире, его структурной организации,
месте и роли в нем человека; эта система
строится на основе научных данных и
развивается вместе с развитием науки.
Научное мировоззрение создает наиболее
надежную общую основу для правильной
ориентации человека в мире, в выборе
направлений и средств его познания и
преобразования.
Все
типы мировоззрений имеют свои плюсы и
минусы. Научное мировоззрение опирается
на рациональное осмысление мира, не
допуская интуитвного, иррационального
понимания мира, и оно также не в полной
мере может отразить и описать существующую
реальность и рассмотреть все проблемы,
связанные с пониманием человеком мира.
Философское
мировоззрение возникло
из потребности рационального и
иррационального объяснения мира. Оно
является исторически первой формой
теоретического мышления. Объединяет и
дополняет все недостающие моменты
предшествующих типов мировоззрений.
Философское мировоззрение является
наиболее общим: оно касается отношения
человека к миру, а все явления рассматривает
с точки зрения не столько содержательных
характеристик, сколько с позиции ценности
их непосредственно для человека. Для
данного типа мировоззрения характерно
стремление выработать универсальные
теоретические понятия (категории) и
принципы и на их основе дать сущностный
анализ действительности, выявить
предельные, всеобщие основания,
закономерности существования и развития
человеческой культуры.
Философия
появилась 2,5 тыс. лет назад в Индии,
Китае, Греции.
Билет №2 Мировоззрение и типы мировоззрения. Особенности религиозного мировоззрения. Особенности философского мировоззрения
Человек
разумное социальное существо. Его
деятельность целесообразна. И чтобы
действовать целесообразно в сложном
реальном мире, он должен не только много
знать, но и уметь. Уметь выбрать цели,
уметь принять то или иное решение. Для
этого ему необходимо, в первую очередь,
глубокое и правильное понимание мира
– мировоззрение.
У
человека всегда существовала потребность
выработать общее представление о мире
в целом и о месте в нем человека. Такое
представление принято называть
универсальной картиной мира.
Универсальная
картина мира – это определенная сумма
знаний, накопленных наукой и историческим
опытом людей. Человек всегда задумывается
о том, каково его место в мире, зачем он
живет, в чем смысл его жизни, почему
существует жизнь и смерть; как следует
относиться к другим людям и к природе
и т. д.
Каждая
эпоха, каждая общественная группа и,
следовательно, каждый человек имеют
более или менее ясное и четкое или
расплывчатое представление о решении
вопросов, которые волнуют человечество.
Система этих решений и ответов формирует
мировоззрение эпохи в целом и отдельной
личности. Отвечая на вопрос о месте
человека в мире, об отношении человека
к миру, люди на основе имеющегося в их
распоряжении мировоззрения вырабатывают
и картину мира, которая дает обобщенное
знание о строении, общем устройстве,
закономерностях возникновения и развития
всего, что так или иначе окружает
человека.
Обладая
общими знаниями о своем месте в мире,
человек строит и общую свою деятельность,
определяет общие и частные свои цели в
соответствии с определенным мировоззрением.
Эта деятельность и эти цели есть, как
правило, выражение тех или иных интересов
целых групп или отдельных людей.
В
одном случае их связь с мировоззрением
может обнаруживаться достаточно
отчетливо, в другом же она затемняется
теми или иными личностными установками
человека, особенностями его характера.
Однако такая связь с мировоззрением
обязательно существует и может быть
прослежена. А это означает, что
мировоззрение играет особую, очень
важную роль во всей деятельности людей.
В
центре всех философских проблем стоят
вопросы о мировоззрении и общей картине
мира, об отношении человека к внешнему
миру, о его способности понять этот мир
и целесообразно действовать в нем.
Мировоззрение
– это фундамент человеческого сознания.
Полученные знания, сложившиеся убеждения,
мысли, чувства, настроения, соединяясь
в мировоззрении, представляют определенную
систему понимания человеком мира и
самого себя. В реальной жизни мировоззрение
в сознании человека- это определенные
воззрения, взгляды на мир и свое место
в нем.
Мировоззрение
является интегральным образованием,
обобщающим пласты человеческого опыта.
Это, во-первых, обобщенные знания,
полученные в результате профессиональной,
практической деятельности. Во-вторых,
духовные ценности, способствующие
формированию нравственных, эстетических
идеалов.
Итак,
мировоззрение – это совокупность
взглядов, оценок, принципов, определенное
видение и понимание мира, а также
программа поведения и действий человека.
Мировоззрение
включает теоретическое ядро и
эмоционально-волевой компонент.
Выделяют
4 типа мировоззрения:
Мифологическое
3. ЖитейскоеРелигиозное
4. Философское
Мифологическое
мировоззрение. Его особенность в том,
что знание выражается в образах (миф —
образ). В мифах нет деления на мир
человеческий и мир богов, нет деления
на мир объективный и кажущийся, миф
давал представление о том как жить.
сегодня миф как манипулятор (миф в США
о равенстве всех перед законом)
Близким
к мифологическому, хотя и отличным от
него, стало религиозное мировоззрение,
развившееся из недр еще не расчлененного,
не дифференцированного общественного
сознания. Как и мифология, религия
апеллирует к фантазии и чувствам. Однако
в отличие от мифа, религия не «смешивает»
земное и сакральное, а глубочайшим и
необратимым образом разводит их на два
противоположных полюса. Творческая
всемогущая сила – Бог – стоит над
природой и вне природы. Бытие Бога
переживается человеком как откровение.
Как откровение, человеку дано знать,
что душа его бессмертна, за гробом его
ждет вечная жизнь и встреча с Богом.
Религия-это
иллюзорное фантастическое отражение
естественных явлений, которые приобретают
сверхъестественный характер.
Составляющие
части религии: вера, ритуалы, социальный
институт – церковь.
Религия,
религиозное сознание, религиозное
отношение к миру не оставались жизненными.
На протяжении истории человечества
они, как и другие образования культуры,
развивались, приобретали многообразные
формы на Востоке и Западе, в разные
исторические эпохи. Но всех их объединяло
то, что в центре любого религиозного
мировоззрения стоит поиск высших
ценностей, истинного пути жизни, и то,
что и эти ценности, и ведущий к ним
жизненный путь переносится в
трансцендентную, потустороннюю область,
не в земную, а в «вечную» жизнь. Все дела
и поступки человека и даже его помыслы
оцениваются, одобряются или порицаются
по этому высшему, абсолютному критерию.
Прежде
всего, следует отметить, что воплощенные
в мифах представления тесно переплетались
с обрядами, служили предметом веры. В
первобытном обществе мифология находилась
в тесном взаимодействии с религией.
Однако было бы неправильным однозначно
утверждать, что они были нераздельны.
Мифология существует отдельно от религии
как самостоятельная, относительно
независимая форма общественного
сознания. Но на самых ранних стадиях
развития общества мифология и религия
составляли единое целое. С содержательной
стороны, т. е. с точки зрения мировоззренческих
конструкций, мифология и религия
неразделимы. Нельзя сказать, что одни
мифы являются «религиозными», а другие
— «мифологическими». Однако религия
имеет свою специфику. И эта специфика
заключается не в особого типа
мировоззренческих конструкциях
(например, таких, в которых преобладает
разделение мира на естественный и
сверхъестественный) и не в особом
отношении к этим мировоззренческим
конструкциям (отношение веры). Разделение
мира на два уровня присуще мифологии
на довольно высокой стадии развития, а
отношение веры также неотъемлемая часть
мифологического сознания. Специфика
религии обусловливается тем, что основным
элементом религии является культовая
система, т. е. система обрядовых действий,
направленных на установление определенных
отношений со сверхъестественным. И
поэтому всякий миф становится религиозным
в той мере, в какой он включается в
культовую систему, выступает в качестве
ее содержательной стороны.
Мировоззренческие
конструкции, включаясь в культовую
систему, приобретают характер вероучения.
И это придает мировоззрению особый
духовно-практический характер.
Мировоззренческие конструкции становятся
основой формальной регуляции и
регламентации, упорядочения и сохранения
нравов, обычаев, традиций. С помощью
обрядности религия культивирует
человеческие чувства любви, доброты,
терпимости, сострадания, милосердия,
долга, справедливости и т. д., придавая
им особую ценность, связывая их присутствие
со священным, сверхъестественным.
Основная
функция религии состоит в том, чтобы
помочь человеку преодолевать исторически
изменчивые, преходящие, относительные
аспекты его бытия и возвысить человека
до чего-то абсолютного, вечного. Выражаясь
философским языком, религия призвана
«укоренить» человека в трансцендентное.
В духовно-нравственной сфере это
проявляется в придании нормам, ценностям
и идеалам характера абсолютного,
неизменного, не зависящего от конъюнктуры
пространственно-временных координат
человеческого бытия, социальных
институтов и т. д. Таким образом, религия
придает смысл и знание, а значит, и
устойчивость человеческому бытию,
помогает ему преодолевать житейские
трудности.
Функции:
1.
мировоззренческая
3. интегративная
2.
познавательная (через библию)
4. рекреационная (удовлетворение)
5.
компенсаторная (помощь)
Философское
мировоззрение.
Возникновение
философии как мировоззрения относится
к периоду развития и становления
рабовладельческого общества в странах
Древнего Востока, а классическая форма
философского мировоззрения сложилась
в Древней Греции. Первоначально возник
материализм как разновидность философского
мировоззрения, как научная реакция на
религиозную форму мировоззрения. Фалес
первым в Древней Греции поднялся до
понимания материального единства мира
и высказал прогрессивную мысль о
превращении единой по своей сущности
материи из одного ее состояния в другое.
У Фалеса были сподвижники, ученики и
продолжатели его воззрений. В отличие
от Фалеса, считавшего материальным
основанием всего сущего – воду, они
находили иные материальные основания:
Анаксимен – воздух, Гераклит – огонь.
Фил.
мировоззрение шире, чем научное т.к.
научн. строится на основе данных частных
наук и опирается на разум, фил. мировоззрение
еще и на ощущения. Оно отражает мир через
понятия и категории.
Особенности:
—
это рациональное объяснение действительности
—
фил-я имеет понятийно-категориальный
аппарат
—
фил-я носит системный характер
—
фил-я носит рефлексивный характер
—
фил-я носит ценностный характер
_
фил-я требует определенного уровня
интеллекта
Философская
мысли есть мысль о вечном. Но это не
значит, что сама философия внеисторична.
Как и всякое теоретическое знание,
философское знание развивается,
обогащается все новым и новым содержанием,
новыми открытиями. При этом сохраняется
преемственность познанного. Однако
философский дух, философское сознание
– это не только теория, тем более теория
отвлеченная, бесстрастно – умозрительная.
Научно теоретическое знание составляет
лишь одну сторону идейного содержания
философии. Другую, безусловно доминирующую,
ведущую его сторону, образует совсем
иной компонент сознания –
духовно-практический. Именно он выражает
смысложизненный, ценностно-ориентирующий,
то есть мировоззренческий, тип философского
сознания в целом. Было время, когда
никакой науки никогда еще не существовало,
но философия находилась на высочайшем
уровне своего творческого развития.
Отношение
человека к миру – вечный предмет
философии. Вместе с тем предмет философии
исторически подвижен, конкретен,
«Человеческое» измерение мира изменяется
с изменением сущностных сил самого
человека.
Сокровенная
цель философии – вывести человека из
сферы обыденности, увлечь его высшими
идеалами, придать его жизни истинный
смысл, открыть путь к самым совершенным
ценностям.
Органическое
соединение в философии двух начал –
научно-теоретического и практически-духовного
– определяет специфику ее как совершенно
уникальной формы сознания, что особенно
заметно проявляет себя в ее истории –
в реальном процессе исследования,
развития идейного содержания философских
учений, которые исторически, во времени
связаны между собой не случайным, а
необходимым образом. Все они – лишь
грани, моменты единого целого. Также,
как и в науке, и в других сферах
рациональности, в философии новое знание
не отвергает, а диалектический «снимает»,
преодолевает свой прежний уровень, то
есть включает его в себя как свой частный
случай. В истории мысли, подчеркивал
Гегель, мы наблюдаем прогресс: постоянное
восхождение от абстрактного знания к
знанию все более и более конкретному.
Последовательность философских учений
– в основном и главном – такова же, как
и последовательности в логических
определениях самой цели, то есть история
познания соответствует объективной
логике познаваемого предмета.
В
мировоззрении находит свое завершение
целостность духовности человека.
Философия как едино цельное мировоззрение
есть дело не только каждого мыслящего
человека, но и всего человечества,
которое, как отдельный человек, никогда
не жило и не может жить одними лишь чисто
логическими суждениями, но осуществляет
свою духовную жизнь во всей красочной
полноте и цельности ее многообразных
моментов. Мировоззрение существует в
виде системы ценностных ориентаций,
идеалов, верований и убеждений, а также
образа жизни человека и общества.
Философия
является одной из основных форм
общественного сознания, системой
наиболее общих понятий о мире и о месте
человека в нем.
Соотношение
философии и мировоззрения можно
охарактеризовать и так: понятие
«мировоззрение» шире понятия «философия».
Философия – это такая форма общественного
и индивидуального сознания, которая
постоянно теоретически обосновывается,
обладает большей степенью научности,
чем просто мировоззрение, скажем, на
житейском уровне здравого смысла,
наличествующего у человека, порой даже
не умеющего ни писать ни читать.
1. Мировоззрение: сущность, структура и, функции
Мировоззрение
— система представлений, понятий, взглядов
об окружающем мире. На любой стадии
человек (общество) имеет вполне
определенное мировоззрение, т.е. систему
знаний, идей на мир и место в нем человека,
на отношение человека к окружающей
действительности и самому себе. Кроме
того мировоззрение включает в себя
основные жизненные позиции людей, их
убеждение идеалы.
В
мировоззрении выделяют 2 уровня:
1.
рационально-теоретический
2.
жизненно-практический
Философия
относится к рационально-теоретическому
уровню. Философию необходимо отличать
от здравого смысла. Если жизненно-практический
уровень может формироваться стихийно
под влиянием традиций, обычаев,
индивидуального жизненного опыта
человека, то рационально-теоретический
создается сознательно. Философия
центрирована на человеке, ее интересует
отношение человека и мира, человека и
человека.
Мировоззрение
включает 3 компонента:
1.
Мироощущение, мировосприятие
(эмоционально-чувственное составляющее
мировоззрения)
2.
Миропонимание (интеллектуальное
составляющее мировоззрения, на уровне
рационально-теоретического уровня
представлено научными идеями)
3.
Мироотношение (формируется на основе
мироощущения и миропонимания).
Мироотношение — совокупность ценностных
установок человека по тем или иным
жизненным вопросам.
Каждому
обществу и эпохе присуще свое мировоззрение.
Оно исторически конкретно. Мировоззрение
каждой эпохи реализуется во множестве
групповых и индивидуальных вариант.
Структура
мировоззрения определяет его функции.
Их три:
1)
гносеологическая (познавательная)
функция состоит в том, что мировоззрение
дает знание о конечных причинах сущего;
2)
аксиологическая (ценностно-ориентационная)
функция, позволяющая выработать оценку
– отношение к окружающему и происходящему;
3)
праксиологическая (практическая)
функция, позволяющая стать руководством
к действию (человек ведет себя в
соответствии со своими мировоззрением).
Эти
функции характеризуют мировоззрение
в самом общем виде, фиксируя только
основное из того, что дает мировоззрение
для человеческого существования.
Исторические
типы мировоззрения
1.
Мифологическое мировоззрение
2.
Религиозное мировоззрение
3.
Философское мировоззрение
2. Исторические типы мировоззрения
Исторические
типы мировоззрения
1.
Мифологическое мировоззрение
2.
Религиозное мировоззрение
3.
Философское мировоззрение
Мифологическое
мировоззрение
— это такая система взглядов на мир и
место человека в нем, которая основана
не на теоретических доводах и рассуждениях,
а на художественном переживании мира
либо на общественных иллюзиях.
Характеристика
мифологического сознания:
1.
синкретичность (слитность, нерасчлененность).
В любом мифе сосуществуют объективные
знания о мире, зачатки религиозных
верований, искусства.
2.
нечувствительность к противоречиям.
Основа мифа — человеческая фантазия.
3.
нет причинно-следственных связей между
предметами и явлениями
В
мифологическом сознании присутствуют:
а)
метаморфоза
б)
ассоциации (дыхание <=> душа, сон <=>
смерть)
в)
телеологичность (связь не от причины к
следствию, а от цели к причине)
г)
символичность (оперирование не понятиями,
а конкретными символами)
д)
коллективность (миф — это всегда продукт
коллективного сознания)
е)
авторитарность (мифы не оставляют
возможности для личного проявления
индивида и не допускают критики своих
положений).
В
отличие от мифа философия предлагает
иные способы решения мировоззренческих
проблем:
1.
вместо образа — рациональные понятия
2.
философия несинкретична (четкое
противопоставление субъекта и объекта)
3.
в философии есть причинно-следственные
связи.
Религиозное
мировоззрение
В
рамках любой религии есть системность
(система ответов на вопросы). Но философия
формулирует свои выводы в рациональной
форме, а в религии — акцент на веру.
Религия предполагает готовые ответы
на вопросы.
Религиозная
доктрина не терпит критики. Любая религия
предлагает человеку идеалы и сопровождается
обрядами и ритуалами (конкретными
действиями).
Каждое
развитое религиозное учение содержит
отпечатки выраженной системности.
Религиозное
мировоззрение также характеризуется
следующими чертами:
1.
символизм (каждое значимое явление в
природе или истории рассматривается
как проявление Божественной воли), через
символ осуществляется связь между
сверхестественным и естественным
мирами,
2.
носит ценностный характер отношения к
действительности (действительность —
это пространственно-временная
протяженность борьбы добра со злом),
3.
время также связано со Священной историей
(время до и после Рождества Христова),
4.
откровение признается за слово Божье
и это ведет к абсолютизации слова
(логоса), логос становится образом Бога.
Философское
мировоззрение- наука
Возникновение
первых научных учений относят к 6 в. до
н.э. Философское знание всегда было
переплетено с естественнонаучным.
Философия постоянно обрабатывала
информацию из различных областей
познания. В содержание философского
знания входят такие понятия как атом,
вещество и некоторые общие законы
естествознания.
Философия
— это рационально-теоретическое
мировоззрение. Познание — деятельность
по получению, хранению, переработке и
систематизации знаний об объектах.
Знание — результат познания.
Система
знания считается наукой, если она
отвечает определенным критериям:
1.
объективность (изучение природных
объектов, явлений, взятых самих по себе,
независимо от интересов индивида, его
субъективности)
2.
рациональность — обоснованность,
доказательность — в рамках любой науки
что-то обосновывается
3.
нацеленность на воспроизведение
закономерностей объекта
4.
системность знаний — упорядоченность
по определенным критериям
5.
проверяемость — воспроизводимость
знаний через практику
Философия
не удовлетворяет только 5 критерию (не
всякое философское учение может быть
воспроизведено через практику), поэтому
философия — это наука, но особого рода.
1.Мировоззрение, его структура и исторические типы.
Мировоззрение –
это система обобщенных взглядов на мир,
на место в нем человека и его отношение
к этому миру.
Эмоционально-психологическая сторона
состоит из чувств, настроений, переживаний
и оказывает существенное влияние на
жизненную позицию человека, определяя
ее как пессимистическую или оптимистическую.
Интеллектуально-рациональная сторона
мировоззрения состоит из взглядов,
убеждений, оценок и идеалов. Это основа
мировоззрения, на нее опирается
деятельность человека. А так как эта
деятельность является осмысленной и
целесообразной, то она направлена на
достижение идеала как организующего и
направляющего начала человеческой
активности.
типы
мировоззрения:
1) мифологическое –
формируется на ранних стадиях общества
и представляет собой первую попытку
человека объяснить происхождение и
устройство мира, появление на Земле
людей и животных, причины стихийных
явлений природы, определить свое место
в окружающем мире;
2) религиозное –
сформировалось на сравнительно высокой
стадии развития общества. Являясь
фантастическим отражением действительности,
оно отличается верой в существование
сверхъестественных сил и их главенствующую
роль в мироздании и жизни людей. Таким
образом, вера в сверхъестественное –
основа религиозного мировоззрения;
3) философское –
от мифологии и религии оно отличается
ориентацией на рациональное объяснение
мира. Наиболее общие представления о
природе, обществе, человеке становятся
в философии предметом теоретического
рассмотрения и логического анализа.
2.Специфика философского освоения реальности.
Философия
— это теоретически сформулированное
мировоззрение. Она пытается решить
основные мировоззренческие проблемы
посредством мышления, опирающегося на
понятие и суждение, связывающиеся друг
с другом по определенным логическим
законам.
Понятие
— это мысль, отражающая в обобщенной
форме предметы и явления действительности
и связи между ними посредством фиксации
общих и специфических признаков, в
качестве которых выступают свойства
предметов и явлений и отношения между
ними. В философии, в отличие от
религиозно-мифологического мировоззрения,
широко применяется абстракция, т.е.
формирование понятий для обозначения
образов реальности.
Философия
вынесла на первый план интеллектуальные
аспекты мировоззрения, отразив
нарастающую в обществе потребность в
понимании мира и человека с позиций
знания. Первоначально она выступала
на исторической арене как поиск мирской
мудрости.
Характерным
признаком философского освоения
действительности является универсализм.
Философия — это форма познания всеобщих
оснований бытия. На протяжении всей
истории культуры она претендовала на
выработку универсального знания или
универсальных принципов духовно-нравственной
жизни.
Другой
важной особенностью философского
способа освоения действительности
является субстанционализм. Субстанция,
т.е. сущность, лежащая в основе, — это
предельное основание, позволяющее
сводить чувственное многообразие вещей
и изменчивость их свойств к чему-то
постоянному, относительно устойчивому
и самостоятельно существующему.
Субстанционализм проявляется в
стремлении философов объяснить
происходящее, внутреннее устройство
и развитие мира через единое устойчивое
начало.
Одной
из характерных черт философского
размышления является сомнение. Философия
с самого начала выступает как критика
обычаев, обыденного сознания, традиционных
ценностей и норм нравственности.
Выдержавшие проверку на прочность
человеческие установления ставятся
на более прочный фундамент знания, все
прочие отбрасываются как отжившие свой
век.
3.Модели
мира в различных философских направлениях.
Миф
был не просто рассказом о мире, а некой
идеальной моделью, в которой события
интерпретировались через систему героев
и персонажей. Поэтому реальностью
обладали именно последние.
Прежде
всего это полная тождественность природы
и человека, что позволяет связать воедино
внешне далеко отстоящие друг от друга
вещи, явления и предметы, части
человеческого тела и т.п. Для данной
модели характерно понимание единства
пространственно-временных отношений,
которые выступают в качестве особого
упорядочивающего начала космоса.
Космос
понимается одновременно как качественная
и количественная определенность.
Количественная определенность описывается
посредством особых числовых характеристик,
через систему сакральных чисел,
«космологизирующих наиболее важные
части вселенной и наиболее ответственные
моменты жизни и неблагоприятных чисел,
как образовхаоса,безблагодатности,зла.
Качественная определенность проявляется
в виде системы персонажей мифической
картины мира, которые противопоставляются
друг другу.
Данная
модель мира основана на собственной
логике — на достижении поставленной
цели окольными путями, через преодоление
некоторых жизненно важных противоположностей,
«имеющих соответственно положительное
и отрицательное значение» (небо-земля,
день-ночь)
Субстанциальная
модель
предполагает единство мира через
допущение, что в основе бытия лежит
некая единая субстанция, идеальная или
материальная, из которой выводится все
многообразие мира. У Платона единство
мира обусловлено демиургом (творцом),
который создал этот мир, у Гегеля —
субстанциальностью абсолютной идеи,
что выражается в наличии всеобщих
законов развития. В функциональной
модели
единство мира объясняется наличием и
функционированием единых законов.
Предполагается, что в мире реализуется
некая универсальная связь. При этом в
качестве универсальной связи может
выступать либо некая мыслительная
конструкция, либо связь, реально
осуществимая. Все перечисленные модели
можно назвать локальными, так как они
в основном фиксируют какую-то одну
сторону бытия, т.е. интерпретируют,
огрубляют его с целью выявления законов
данной области. «Психологически
подобный подход можно легко понять,
поскольку все неизвестные и непознанные
области мы обычно представляем себе в
понятиях и образах того, что уже известно.
Это известное содержание и распространяется
на все возможные масштабы» .
КАРТИНА МИРА И МИРОВОЗЗРЕНИЯ, Типы мировоззрений и картины мира
КАРТИНА МИРА И ВИД НА МИР
В результате изучения материала данной главы студент должен:
знаю
• Значение философских понятий «картина мира и мировоззрение»;
• типы мировоззрений;
• соотношение картины мира и мировоззрения;
может
• Понимать и формулировать мировоззрение с учетом специфики будущей профессиональной деятельности;
• Применять полученные знания для постановки и анализа философских, методологических проблем теории и практики права;
• самостоятельно изучать и анализировать философскую литературу с целью саморазвития и повышения профессиональной культуры;
собственные навыки
• Определение мировоззренческой роли достижений и открытий в области юриспруденции для разрешения социальных противоречий, предупреждения правонарушений и их разрешения в случае их возникновения;
• идеологическое обоснование профессиональных исследовательских программ в области юридической науки;
• Работа с документами и другими источниками, позволяющими получить правдивые или достоверные знания и раскрыть происхождение, развитие различных картин мира.
Из всех форм знания философия является наиболее универсальной, глубокой и разносторонней духовной и информационной системой. Философское знание обеспечивает максимум условий для формирования наиболее емких по содержанию и разнообразных по форме систем целостного отражения реального мира. Он позволяет раскрыть и сформулировать содержание картины мира, мировоззрения, закономерностей развития неживой и живой природы. Освоенные человеком философские знания вооружают его видением общих проблем жизни, дают понимание своего места в этом мире, а также средств и способов познания последнего и преобразования его в интересах общественного прогресса и его развития. гармоничное развитие.
В этой главе будет раскрыто содержание мировоззрения, его типы, а также общие закономерности развития природы, общества и мышления человека.
Типы мировоззрений и картины мира
Мировоззрение — сложное явление, результат человеческой практики, человеческого познания и сознания, которое охватывает процессы мировоззрения, мировосприятия и мировосприятия.
Мировоззрение включает в себя следующие компоненты: а) видение человеком окружающего мира; 6) оценка качественных и количественных параметров природы; в) осознание своего места в мире; г) отношение человека, в том числе практическое, к окружающей действительности во всем ее многообразии.
Мировоззрение связано с упорядоченным, целенаправленным отражением в сознании человека того многообразия явлений, процессов и отношений бытия, которые он освоил (в той или иной степени). Наконец, мировоззрение играет решающую роль в деятельности человека, в его практическом взаимодействии с фрагментами мира, доступными ему в данный момент. Словом, осмысление мировоззрения предполагает раскрытие его содержания и типологии (рис. 4.1).
С момента открытия в окружающем мире человек должен был понять, что такое реальный мир, позиционировать себя в нем.В содержательном плане для этого необходимо было искать ответы на вопросы о природе окружающего мира, о природе самого человека, об отношении человека к окружающей действительности, о том, что их разделяет и объединяет, и как себя в этом вести. Мир. Реальная практика человеческого существования определила развитие его мировоззрения , мировоззрения, мировосприятия, мировоззрения. человек стал замечать в окружающих явлениях и процессах закономерные связи, взаимодействия.Некоторые из них воспринимались людьми как результаты внутренней деятельности, чьей-то относительно скрытой, но целенаправленной деятельности. Был сделан вывод, что человек не только познает и усваивает мир, но и сам является объектом исследования, наблюдения и влияния.
В центр внимания людей были включены многие соотечественники, добившиеся успехов в разных сферах жизни образовавшихся общин. Оставшись в человеческой памяти и в образе следующего поколения, они приобрели статус «героев», наделенных сверхчеловеческими способностями.Им приписывали невероятные подвиги. В воспоминаниях и рассказах о них переплелись реальные дела, образы и вымысел, часто приобретавший фантастические формы.
Итак, мифов было , , , различающихся в разных культурных и этнических общностях по содержанию, совокупности мифологических существ.
Миф в его современном понимании — это форма целостного массового переживания и интерпретации действительности с помощью чувственных образов, которые считаются независимыми явлениями реальности.
Рис. 4.1. Мировоззрение и его виды
Мифы можно считать основой мифологии, а — первым типом мировоззрения, — «рудиментом» мировоззрения, поскольку они имели относительно гармоничную систему взглядов на мир, представление о мире, как а также отношение человека к миру. Миф отличается простотой сюжета, согласно которому человек взаимодействует с очеловеченной природой и фантастическими существами.Все, что было заявлено в мифах, нельзя было критиковать, принимать за факты действительности, было образцом мировоззрения и поведения. Мифологическое познание и сознание характеризовались принятием к практическому руководству образов, которые не наблюдались в действительности, картин, созданных воображением человека и действующих как «неопровержимые факты бытия». Такое сознание стирает границу между естественным и сверхъестественным, объективным и субъективным, заменяет причинно-следственные связи правдоподобными аналогиями и поверхностными объяснениями.
Мифология (от греч. mutos — легенда, легенда и логотипов — слов, рассказ) — тип мировоззрения, характеризующийся чувственно-образным некритичным восприятием индивидуального и массового сознания мифов, содержание которого составляет приняты как священные, а сформулированные в них нормы — как требующие неукоснительного исполнения.
В процессе развития мифологического мировоззрения и мифологии как системы мифов в сознании человека возникает убеждение в реальности и силе сверхъестественных сил, воля которых определяется процессами действительности и жизнью самого человека. становится сильнее.Возник элемент поклонения этим силам, который стал выделяться в отдельные нормативно-ценностные системы регулирования.
Изначально тотемов были объектами поклонения, которыми, как правило, были животные или растения, считавшиеся покровителями определенной группы людей или рода. Также существовало фетишей , которые были неодушевленными предметами, наделенными верой в них сверхъестественными, священными свойствами, которые, однако, обесценились в какой-то момент в развитии человеческой практики и знаний.Их место заняли сверхъестественные, нематериальные, всемогущие «сущности», которые, как правило, не имели прямого отношения к природе, поскольку сами были ее создателями. «Между этими существами возникла определенная иерархия. Люди искренне верили в свою способность управлять составляющими природы, как реальными, так и воображаемыми, например, подземным царством. Различные сверхъестественные сущности могли« управлять »той или иной сферой человеческой деятельности или расширяться. их покровительство большим территориям, где жили люди.Таким образом, весь окружающий мир был разделен между набором божеств , которые, в зависимости от своего статуса, обладали более или менее сверхъестественными способностями. Было многобожия.
Начали возникать представления о единственном могущественном Боге, способном единолично определять абсолютно все, что происходит в нац
.
Мировоззрение и межкультурное общение | authorSTREAM
Мировоззрение и межкультурная коммуникация:
Мировоззрение и межкультурная коммуникация Введение.
Прежде чем мы начнем ..:
Прежде чем мы начнем .. Мировоззрение — это в основном то, как мы смотрим на наш мир
Межкультурная коммуникация означает общение между разными культурами.
Эта лекция будет посвящена «взгляду на мир и его восприятию в разных культурах»
Краткое описание концепции мировоззрения:
Краткое описание концепции мировоззрения
«Элементы мировоззрения Редфилда»:
Религиозные взгляды Редфилда «Элементы мировоззрения»
Наши коллеги
Разделение сообществ («мы» стихи «они»)
Тип правительства
Идея человечества
суеверие
Наш пол (мужской, женский)
Наша сексуальность
Наши представления о жизни и смерти
«10 вопросов мировоззрения» Пеннингтона:
«10 вопросов мировоззрения» Пеннингтона Наше место в природе и обществе
Наше отношение к природе
Религиозные взгляды
Религиозные взгляды на жизнь и смерть
Взгляды на нашу эгоистичную и бескорыстную природу
Убеждения о происхождении человека
суеверие
Социальные модели
Религиозные ритуалы
Восток vs.Перспективы Запада:
Перспективы Востока и Запада
Как формируются мировоззрения? :
Под влиянием только религии?
(по Хельве)
Или есть другие важные факторы?
(по Чемберлену и Зике) Как формируются мировоззрения?
Какие бывают типы мировоззрения? :
Какие бывают типы мировоззрения? Три наиболее согласованных типа исследователей — это научный, метафизический и религиозный
Влияние религии на мировоззрение:
Влияние религии на мировоззрение Религия так или иначе влияет на всех!
Основные различия между западной (авраамической) и восточной (восточноазиатской) религиями:
Основные различия между западной (авраамической) и восточной (восточноазиатской) религиями
Иллюстрации пророка Мухаммеда:
Иллюстрации пророка Мухаммеда Запад просмотрел это как комично,
Тогда как Восток считал это наступлением.
Различия в культуре — это не просто языковые различия! :
Различия в культуре — это не только языковые различия!
Ссылки ..:
Ссылки .. Чемберлен, К., и Зика С. (1992). Религиозность, смысл жизни и психологическое благополучие. В J.F Schumacher (Ed.) Religion and Mental Health. Нью-Йорк: Oxford University Press, Пеннингтон, U.L (1985) Межкультурная коммуникация. В Л. Самовар и Р. Э. Портер (ред.), Межкультурная коммуникация: читатель (4-е изд.) Бельмонт, Калифорния: Уодсворт.Редфилд Р. (1953). Первобытный мир и его трансформация, Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета, Нуриус, П.С. (1994). Предполагаемые миры, самоопределение и стремление среди женщин. Основы и прикладная социальная психология, 15, 311-327, Смарт Р. (1988). Религиозные сложности в межкультурной коммуникации. В Л. Самовар и Р. Э. Портер (ред.), Межкультурная коммуникация: читатель (5-е издание, стр. 62-76) Бельмонт, Калифорния: Уодсворт, Эмерсон, М.О. (1996). Через тонированные очки: религия, мировоззрение и отношение к абортам.Журнал для научного изучения религии, 35, 41-55.Helve, H. (1991). Формирование религиозных взглядов и мировоззрений: лонгитюдное исследование молодых финнов. Social Compass, 38, 373-392.Muhammed Cartoons: Collision of Comic And Tragic Worldviewshttp: //www.allacademic.com/meta/p_mla_apa_research_citation/1/9/0/9/6/p190966_index.html
Спасибо:
Спасибо «Введение в мировоззрение и межкультурное общение»
Стефани Коста и Стивен Джонс
.
Пол Г. Хиберт «Антропологическое понимание того, как меняются люди»
Эта книга больше посвящена определению, анализу и категоризации мировоззрений. В последних двух главах мы наконец начинаем разбираться в том, как можно трансформировать мировоззрение. В нем много полезной информации и мнений.
Мой план:
Цель этой книги — исследовать природу и действия мировоззрений, чтобы лучше понять, как трансформировать мировоззрения.
Глава 1 — Концепция мировоззрения
Цель этой главы — изучить историю «мировоззрения» с некоторыми из появившихся определений и теорий.
o Происхождение концепции — Объяснение немецкого происхождения слова, а затем истоки концепции в дисциплине антропология.
o История концепции в антропологии — обзор нескольких ключевых антропологов и их вкладов в концепцию мировоззрения.
o Функции мировоззрения — они дают ответы на наши основные вопросы; дает нам эмоциональную безопасность; подтверждает наши самые глубокие культурные нормы; интегрировать нашу культуру; следит за изменением культуры; психологическое заверение.
Глава 2 — Характеристики мировоззрений
Цель этой главы — исследовать фундаментальную структуру мировоззрений через две структуры: синхроническую и диахроническую.
o Синхронные характеристики — В этом разделе перечислены несколько способов анализа общих характеристик паттернов, наборов, логики, глубины, времени и т. Д. Через отрезок времени, исследуя части и их взаимосвязь.
o Диахронические характеристики — это описание мировоззрения, которое формируется историями с течением времени.Основное внимание уделяется истории каждого человека, сообщества и нации и тому, как они вписываются в одну всеобъемлющую историю человечества.
o Миссиологическое значение. Нам необходимо понимать характеристики мировоззрения, чтобы лучше понимать людей и чаяния их сердец. Не зная этих реалий, мы не сможем изменить чье-то мировоззрение.
Глава 3 — Мировоззрение в человеческом контексте
Целью этой главы является углубленное изучение людей и их контекстов, чтобы понять их и то, как они видят свои миры.
o Объединение нескольких точек зрения — Поскольку диахронические и синхронические исследования в главе 2 не противоречат друг другу, они дополняют друг друга, должны быть способы использовать идеи этих дополнительных точек зрения. Этот раздел начинается с синхронных подходов, а затем рассматривается диахрония людей.
o Мировоззрение и социальные системы — обсуждение взаимодействия между мировоззрениями и социальными системами.
o Мировоззрение и другие системы — приведены два примера других систем, которые формируют мировоззрение: персональная система и духовная система.
Глава 4 — Методы анализа мировоззрений
Тезис этой главы состоит в том, что во избежание этноцентризма необходимо разработать различные методы анализа и оценки мировоззрений.
o Методы анализа мировоззрения — Обзор различных способов анализа мировоззрений
o Межкультурные сравнения — Обсуждение важности сравнения и противопоставления культурных тем для выявления мировоззрений при их анализе.
Глава 5 — Мировоззрение малых оральных обществ
В этой главе рассматриваются темы мировоззрения и контр-темы, общие для многих банд и племенных обществ.
o Когнитивные темы — обзор ключевых идей и способов мышления, определяющих образ жизни людей.
o Аффективные темы — Краткое объяснение важности рассмотрения того, что люди чувствуют, и того, как эти чувства определяют их образ жизни.
o Оценочные темы — Краткое объяснение важности отношений и группового мировоззрения для небольших / устных обществ.
o Диахронические темы — Краткое изложение различных мифов, которые используются для выражения чувств и определения морального порядка.
Глава 6 — Крестьянское мировоззрение
Эта глава представляет собой обзор различных тем и концепций, которые наиболее распространены среди крестьянских мировоззрений.
o Когнитивные темы — Список из нескольких различных идей или концепций, похожих на многие крестьянские мировоззрения, но следует отметить, что крестьянское мировоззрение неоднородно.
o Аффективные темы — В этой теме для крестьян мало что было проанализировано.
o Оценочные темы — темы, лежащие в основе морального порядка в крестьянских обществах.
o Диахронические темы — типы мифов, используемых в крестьянской жизни для формирования мировоззрения.
o Деревни и современность — Объяснение того, как деревни меняются по мере того, как они становятся более грамотными.
Глава 7 — Современное мировоззрение
Цель этой главы — провести исследование современности в надежде на лучшее понимание современного мира и нашего собственного мышления.
o Когнитивные темы современности — Центральные темы, которые проходят через все различные проявления современности
o Аффективные темы — исследование роли чувств в повседневной жизни современных людей
o Моральные темы — способы, которыми современные люди определяют, что
Глава 8. Влияние современности на христианство. — Мировоззрение позднего модерна или постмодернизма
Эта глава предполагает, что современный мир был и продолжает меняться.Объяснение, что это за изменения и почему они произошли, является целью этой главы.
o Когнитивные темы — В этом разделе кратко излагается несколько различных теорий, объединенных в одну группу постмодернистских. Поскольку не существует единой постмодернистской теории или связного набора позиций, основное внимание уделяется основным теориям, которые все больше бросают вызов современности.
o Аффективные темы — Постмодернизм подтвердил эмоциональное измерение культур. Если модернизм можно частично резюмировать изречением Декарта: «Я думаю, следовательно, я существую», то постмодернизм можно частично резюмировать как «Я чувствую, следовательно, я есть».Вместо этого он предлагает мораль, основанную прежде всего на самом себе и чувствах.
o Dominant Myths — в качестве примеров постмодернистских нарративов выбраны два мифа: миф об Апокалипсисе и миф о конце истории.
Глава 9 — Пост-постмодерн или глокальное мировоззрение
Глава 9 рассказывает о продолжающейся трансформации мира и недавней глобализации, которая произошла благодаря достижениям технологий. Затем рассматриваются последующие идеи, чувства и этика, на которые влияют эти изменения.
o Когнитивные темы — в этом разделе обобщены несколько когнитивных тем. Эти темы обращаются к глобальным, локальным и региональным идеям постпостмодернистского мира.
o Аффективные темы — краткое обсуждение чувств, которые иммигранты испытывают в связи с тоской по дому, и того, как развлечения трансформируются по мере смешения культур.
o Моральные темы — этот раздел посвящен моральной ответственности перед развивающимся миром и возникающим этическим вопросам. о миграции и ассимиляции.
o Коренные мифы — краткое обсуждение того, является ли глобализация положительной или катастрофой
Глава 10 — К библейскому мировоззрению
При таком большом количестве конкурирующих мировоззрений трудно и высокомерно утверждать, что существует только одно библейское мировоззрение, но это Было бы также неверно утверждать, что библейского мировоззрения нет. Начиная с личности Христа, эта глава предлагает несколько предварительных предложений в отношении библейского мировоззрения.
o Когнитивные темы — обсуждаются несколько ключевых доктрин и идей, включая библейский дуализм, творение, божественное откровение и царство.
o Аффективные темы. Несмотря на то, что современное мировоззрение смотрит свысока на эмоции и чувства, они занимают центральное место в послании Евангелия и являются частью каждого человеческого опыта. Поэтому плоды духа и некоторые другие чувства упоминаются в Священных Писаниях.
o Оценочные темы — обобщены несколько моральных тем, которые происходят от характера Бога.
o Диахронические темы — Библия — это, в основном, история Бога и его народа, поэтому существует несколько диахронических тем, которые помогают сформировать библейское мировоззрение
Глава 11 — Трансформация мировоззрений
Эта глава стремится развить предыдущие главы и представить структуру того, как происходит трансформация мировоззрений.
o Природа трансформации — в этом разделе исследуется то, как наши мировоззрения формируют то, как мы рассматриваем трансформацию.
o Трансформация мировоззрений — утверждается, что трансформация мировоззрения состоит как из точки преобразования, так и из непрерывного процесса ученичества.
o Трансформация мировоззрения и прочее. Человеческие системы — в этом разделе объясняется, как глубинная культура и поверхностная культура находятся в постоянном взаимодействии и оба могут быть источником изменений.
o Заключительные комментарии — поскольку суть Евангелия — это весть о преобразовании жизней, христиане должны жить в мире как преобразованные люди, которые принимают темы, соответствующие библейскому мировоззрению
,