Статья: Статья «Сущность и взаимосвязь понятий: воспитание, образование, развитие
Сущность и взаимосвязь понятий: воспитание, образование, развитие
Воспитание– социальное целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения общественно-исторического опыта новым поколением с целью подготовки его к общественной жизни и производительному труду. Категория «воспитание» – одна из основных в педагогике. Характеризуя объем понятия, выделяют воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом, и воспитание в узком смысле – как целенаправленную деятельность, призванную сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений. Воспитание часто трактуется в еще более локальном значении – как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи. Следовательно, воспитание это:
1. это целенаправленное формирование личности на основе формирования:
2. определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира;
3. мировоззрения;
4. поведения (как проявление отношений и мировоззрения).
Виды воспитания:– умственное;– нравственное;– физическое;– трудовое;– эстетическое и т. д.
Педагогика исследует сущность воспитания, его закономерности, тенденции и перспективы развития, разрабатывает теории и технологии воспитания, определяет его принципы, содержание, формы и методы.
Воспитание – конкретно-историческое явление, тесно связанное с социально-экономическим, политическим и культурным уровнем общества и государства.Развитие каждого человека человечество обеспечивает через воспитание, передавая опыт свой собственный и предшествующих поколений.Развитие– процесс количественных и качественных изменений в личности и человеческой общности. Результатом данного процесса становится развитость личности (коллектива, группы).Развитость– это уровень совершенства и действенности интеллектуальных, творческих, физических, профессиональных, жизнестойких качеств, особенностей и способностей личности.
Развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов.
В процессе воспитания человека идет его развитие, уровень которого затем влияет на воспитание, изменяет его.
Образование – это специально организованная система внешних условий, создаваемых в обществе для развития человека. Специально организованная образовательная система – это учебно-воспитательные заведения, учреждения повышения квалификации и переподготовки кадров. В ней осуществляется передача и прием опыта поколений согласно целям, программам, структурам с помощью специально подготовленных педагогов. Все образовательные учреждения в государстве объединены в единую систему образования, посредством чего идет управление развитием человека. Образование трактуется как процесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков, отношений.
Ядро образования – это обучение.
Обучение– специально организованный, целенаправленный процесс непосредственной передачи опыта поколений, знаний, умений, навыков во взаимодействии педагога и учащегося.
Психическое развитие (понимаемое как становление внутреннего духовного мира личности) и воспитание(определяемое как целенаправленное освоение воспитанником духовной культуры народа под руководством воспитателя) взаимосвязаны: развитие духовной культуры личности происходит под действием факторов воспитания, и, в свою очередь, воспитание будет эффективным только в соответствии с возможностями личности.
Влияние наследственности и среды корректируется воспитанием. Воспитание является главной силой, способной дать обществу полноценную личность. Эффективность воспитательного воздействия заключается в целенаправленности, систематичности и квалифицированном руководстве. В отличие от воспитания, которое основывается на сознании человека и требует его участия, наследственность и среда действуют бессознательно и подсознательно.
Этим определяются роль, место, возможности воспитания в формировании человека. Воспитание подчиняет развитие человека намеченной цели. Целенаправленное и систематическое влияние воспитателей приводит к образованию новых заранее запроектированных условно-рефлекторных связей, которые никакими иными путями созданы быть не могут. Одна из важнейших задач правильно организованного воспитания – выявление склонностей и дарований, развитие в соответствии с индивидуальными особенностями человека, его способностями и возможностями. Специальные исследования показали, что воспитание может обеспечить развитие определенных качеств, только опираясь на заложенные природой задатки.
Воздействуя на развитие человека, воспитание само зависит от развития, оно постоянно опирается на достигнутый уровень развития. В этом и состоит сложная диалектика взаимоотношений развития и воспитания как цели и средства.
Эффективность воспитания определяется уровнем подготовленности человека к восприятию воспитательного воздействия, обусловленного влиянием наследственности и среды. Люди поддаются воспитанию неодинаково – от полного неприятия воспитательных требований до абсолютного подчинения воле воспитателя. Существующая «сопротивляемость воспитанию» как противодействие внешней среде, исходящей от воспитателя, определяет конечный результат. Исходя из этого определяющую роль играют конкретные ситуации и взаимоотношения людей в воспитательном процессе.
Сила воспитательного воздействия зависит от ряда условий и обстоятельств.
Л.С. Выготский обосновал закономерность, согласно которой цели и методы воспитания должны соответствовать не только уровню развития, уже достигнутому ребенком, но и «зоне его ближайшего развития». Он выделил два уровня умственного развития:– «уровень актуального развития» – ребенок выполняет задания самостоятельно;– «зона ближайшего развития» – ребенок разрешает проблему с помощью взрослых.
Воспитание признается хорошим, в случае если оно идет впереди развития.
Задача воспитания состоит в том, чтобы создать «зону ближайшего развития», которая в дальнейшем перешла бы в «зону актуального развития».
Формирует личность воспитание, ведущее за собой развитие, на процессы, которые еще не созрели, но находятся в ориентирующееся стадии становления.
Сущность воспитания — Студопедия
Воспитание как предмет педагогической науки
Часть педагогики, изучающая воспитательный процесс, носит название теории воспитания. Понятие «воспитание» центральная категория в педагогике. В буквальном смысле «воспитание» — вскармливание, питание ребенка. Считают, что данный термин был введен в науку русским просветителем середины XVIII в. И.И. Бецким.
Вместе с тем на сегодняшний день в педагогической науке трудно найти понятие, которое имеет столько различных определений. Разнообразие трактовок понятия «воспитание» связано с тем, какой аспект данного явления — социальный или педагогический — представляется исследователю наиболее значимым.
Если рассматривать воспитание как общественное явление, то его следует определять как сложный и противоречивый социально-исторический процесс вхождения подрастающего поколения в жизнь общества, результатом которого выступает культурно-историческая преемственность поколений.
Воспитание (в социальном смысле) – это передача накопленного опыта от старших поколений к младшему с целью подготовки младшего поколения к жизни и производительному труду.
Воспитание как общественное явление характеризуется рядом основных черт, выражающих его сущность:
· это вечное, необходимое и общее явление, которое появилось вместе с человеческим обществом и существует, пока живет само общество;
· воспитание возникло из практической потребности приобщения подрастающего поколения к условиям жизнедеятельности общества;
· на каждом этапе развития общества воспитание по своему назначению, содержанию и формам носит конкретно-исторический характер, обусловленный характером и организацией жизнедеятельности данного общества;
· воспитание подрастающих поколений осуществляется за счет освоения ими социального опыта в процессе общения и деятельности;
· по мере того как взрослые осознают свои воспитательные взаимоотношения с детьми и ставят перед собой определенные цели по формированию у детей тех или иных качеств, их отношения становятся все более педагогически целенаправленными.
Таким образом, воспитание как общественное явление — это объективно существующий и реализуемый в соответствии с конкретно-историческими условиями способ подготовки подрастающего поколения к полноценной жизнедеятельности в обществе. На современном этапе воспитание как общественное явление чаще всего рассматривают как синоним понятия «социализация», под которой понимают интеграцию человека в систему социальных отношений, в различные типы социальных общностей (группу, институт, организацию), как усвоение субъектом элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются качества личности.
1. Воспитание как педагогическое явление (в широком смысле) — это целенаправленный, системно организованный процесс, реализуемый специально подготовленными людьми (педагогами) в различных типах образовательных учреждений и ориентированный на освоение личностью норм и правил поведения, принятых в обществе.
2. Воспитание (в узком смысле) – это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие на ребенка с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в семье и учебно-воспитательных учреждениях.
Воспитанию как педагогическому явлению присущи определенные признаки:
1. Воспитание характеризуется целенаправленностью воздействий на воспитанника. Это означает, что оно всегда имеет целью достижение определенного результата, который определяется позитивными изменениями, происходящими в личности воспитанника. Бесцельного воспитания (воспитания вообще) не существует.
2. Воспитание имеет гуманистическую направленность, которая определяет характер воздействия педагога на воспитанника. Цель этого воздействия — стимулирование позитивных изменений в его личности (освоение духовно-нравственных ценностей, формирование базовых культур и др.).
3. Важнейшим признаком воспитания является взаимодействие воспитателя и воспитанника, что выражается в активности самого воспитанника в процессе воспитания и определяет его субъектную позицию.
4. Воспитание как педагогическое явление — это процесс, предполагающий конкретные качественные и количественные изменения личностей, с которыми взаимодействует воспитатель. Исходя из этого, воспитание как педагогическое явление принято называть воспитательным процессом, под которым понимается спланированная, долгосрочная, специально организованная жизнедеятельность детей в условиях образовательного учреждения.
Таким образом, соотношение понятий «воспитание как общественное явление» и «воспитание как педагогическое явление» заключается в следующем: воспитание как педагогическое явление (воспитательный процесс) выступает составной частью (педагогическим компонентом) воспитания как общественного явления (социализации).
Сущность процесса воспитания — Студопедия
Воспитание в педагогическом процессе. Закономерности и принципы воспитания.
1. Сущность процесса воспитания.
2.Закономерности воспитания.
3.Принципы воспитания и их характеристика.
Литература:
1. Актуальные проблемы педагогики: Курс лекций /БГПУ им.акад.И. Г.Петровского; Под ред. А.Н. Прядехо, С.Ф. Петрушкина, Н.А. Асташевой. -М.:Изд-во ГПУ, 1998. — 256 с.
2. Бордовская Н.В.,Реан А.А. Педагогика:Учеб.для вузов.:Питер,2000.-304 с.
3. Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы: Учеб. пособие пед. спец. вузов. -Ростов н/Д:Март,2002.-320 с.
4. Педагогика: Учеб. для пед. учеб. Заведений /Под ред. П.И. Пидкасистого. -М.: Пед.общество России, 2002.-608 с.
5. Педагогика:Учеб.пособие для пед.вузов/В.А.Сластенин,И.Ф. Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов.-4-е изд.-М.:Школьная Пресса, 2002.-512
6. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для пед. спец. вузов: В 2 кн. Кн. 2: Процесс воспитания.-М.: Владос, 2003.-256с.
7. Психология и педагогика: Учеб. Пособие /Под ред. А.А. Радугина. -2-е изд., испр. и доп. -М: Центр, 2003. -256 с.
8. Реан А.А. Психология и педагогика: Учеб. для вузов /А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. -СПб.: Питер, 2001. -432с.
9. Сластенин В.А. Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов по непед. спец. /В.А.Сластенин, В.П.Каширин; Междунар. акад. наук пед. образования. -М.: Академия, 2001. -480с.
10. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. для пед. спец. вузов.-7-е изд.-Мн.: Университетское, 2002. -560 с.
Сущность процесса воспитания.
Воспитание- это педагогическое управление процессом развития личности.
Воспитание- это целенаправленный систематический процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на решение конкретных педагогических задач.
Воспитание –специально-организованная деятельность, направленная на формирование определенных качеств человека, осуществляемая через взаимодействие педагогов и воспитанников.
Особенности воспитательного процесса:
- Целенаправленность – предвосхищение результата.
- Двусторонность, наличие объектно-субъектных или субъектно-субъектных отношений
- Целостность воспитания – комплексное воздействие на развитие личности.
- Многофакторность – учет различных факторов, воздействующих на развитие личности.
- Длительность. Воспитание продолжается всю жизнь.
- Малозаметность результатов воспитания.
- Устремленность в будущее.
- Противоречивость. Противоречия являются движущей силой процесса воспитания. К ним относятся:
— противоречие между общепринятыми нормами и правилами поведения людей в обществе и реальным уровнем поведения личности;
-между задатками ребенка и уровнем его развития;
-между стремлением личности участвовать в общественной жизни и недостатком опыта..
Воспитание имеет естественно-научную основу .И.М.Сеченов, И.П.Павлов создали учение об условно-рефлекторной природе психики и поведения человека, согласно которой у человека в течение жизни формируются условные рефлексы, вырабатываются определенные стереотипы поведения, которые определяют характер человека. «Посеешь привычку – пожнешь характер». Стереотипы поведения можно сознательно целенаправленно вырабатывать, на что указывал К.Д.Ушинский.
Воспитание возникает в человеческом обществе и носит конкретно-исторический характер:
— зависит от уровня развития общества;
-от системы общественных отношений;
-от господствующей идеологии.
Воспитание носит социально выраженный характер, различные группы людей по-разному решают проблемы воспитательного процесса.
Немецкий педагог В.Ф. Крон выделяет шесть подходов к воспитанию: (Федорова О.Д. Основы педагогики с позиций западноевропейского теретика. Советская педагогика.1991.№10.)
-воспитание как своеобразное принуждение ( Платон)
-воспитание как помощь ребенку в жизни (Песталоцци)
-воспитание как создание условий для свободного развития ребенка ( Руссо)
-воспитание как управление и надзор (Гербарт)
-воспитание как руководство со стороны взрослых и опытных людей;
— воспитание как выработка заданных норм ( бихевиоризм- поведение)
Т.О. в истории образования прослеживается противопоставление гуманистического воспитания авторитарному.
Основные компоненты воспитательного процесса:
1.Целевой – определение целей воспитания. Цель воспитания определяет весь ход педагогической деятельности, т.к. она содержит идеальное представление о результате воспитательного процесса. Идея о всестороннем и гармоническом развитии личности.
2.Содержательный – разработка содержания воспитания. Содержание воспитания определяется на основе целей, задач, социальных ценностей .
В современной России провозглашается концепция личностно-ориентированного гуманистического воспитания в духе любви и свободы. Но цельной концепции воспитании в России в настоящее время не существует. Содержанием воспитания на сегодня является привитие базовой культуры личности: системы норм, убеждений, ценностей, поведения. Содержание воспитания включает следующие направления:
— формирование научного мировоззрения- система взглядов и убеждений, которые определяют направленность деятельности человека.
— нравственное воспитание – формирование нравственного сознания, нравственных чувств, поведения.
-гражданское воспитание –формирование политической, правовой культуры, патриотизма, культуры межнациональных отношений.
-трудовое воспитание – привитие уважения к труду и людям труда.
— эстетическое воспитание- привитие чувства прекрасного, формирование вкуса через эстетическое восприятие, эстетические чувства, эстетические потребности, эстетические вкусы, эстетические идеалы.
— физическое воспитание—организация оздоровительной деятельности, направленных на развитие физических качеств и укрепление здоровья. Валеология.
-половое воспитание – формирование полового поведения, отвечающего нормам общества и подготовки к семейной жизни.
3. Операционно-деятельностный – организация и взаимодействие участников процесса.
4. Оценочно- результативный – проверка, оценка и анализ результатов воспитания.
Основные понятия педагогики — Студопедия
К основным понятиям педагогики относятся: воспитание, развитие, образование, обучение, педагогическая деятельность, педагогическая задача, педагогические технологии.
Воспитание – специальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта с целью подготовки его к общественной жизни и производительному труду. Понятие «воспитание» – одно из основных в педагогике. Характеризуя объем понятия, выделяют воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом, и воспитание в узком смысле – как целенаправленную деятельность, призванную сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений. Воспитание часто трактуется в еще более локальном значении – как решение какой-либо конкретной задачи (например, развитие тех или иных черт характера, познавательной активности).
Таким образом, воспитание – это целенаправленное формирование личности на основе:
— определенных отношений к предметам и явлениям окружающего мира;
— мировоззрения;
— поведения (как проявления отношений и мировоззрения).
Выделяются следующие основные виды воспитания: умственное, физическое, трудовое, эстетическое и ряд других (в последнем разделе данного пособия дана классификация форм воспитания по институциональному признаку). Педагогика исследует сущность воспитания, его закономерности, тенденции и перспективы развития, разрабатывает теории и технологии воспитания, определяет его принципы, содержание, формы и методы.
Таким образом, воспитание – конкретно-историческое явление, тесно связанное с социально-экономическим, политическим и культурным уровнем развития общества и государства.
Развитие – это объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека. Можно выделить следующие виды развития: физическое, психическое, социальное, духовное. Развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных управляемых и неуправляемых факторов. Развитие каждого человека то или иное поколение людей обеспечивает через воспитание, передавая свой опыт и опыт предшествующих поколений. В процессе воспитания индивида идет его развитие, уровень которого затем влияет на данного индивида и изменяет его.
Образование – это специально организованная система внешних условий, создаваемых обществом для развития человека. Социально сформированная образовательная сфера – это учебно-воспитательные заведения, учреждения повышения квалификации и переподготовки кадров. Здесь осуществляются передача и использование опыта поколений согласно целям, программам и структурам с помощью подготовленных педагогов. Все образовательные учреждения в государстве объединены в единую образовательную структуру, что предполагает управление развитием человека.
Образование можно трактовать как процесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков, отношений. В образовании выделяются процессы, которые обозначаются непосредственно как акт передачи и акт восприятия опыта. Важнейшим из них является обучение.
Обучение – процесс непосредственной передачи и восприятия опыта поколений во взаимодействии педагога и учащегося. Как процесс обучение включает в себя две части: преподавание, в ходе которого осуществляется передача системы знаний, умений, опыта деятельности, и учение (деятельность ученика) в виде усвоения опыта через его восприятие, осмысление, преобразование и использование.
Осуществляя воспитание, образование и обучение, люди вступают в определенные отношения – воспитательные. Воспитательные отношения есть разновидность человеческих отношений, направленных на развитие людей посредством воспитания, образования и обучения. Объединяющим началом воспитания, обучения и образования является педагогический процесс, который организуется и исследуется наукой в рамках конкретной педагогической системы.
Педагогическая деятельность – это управление деятельностью ученика (воспитанника) и процессом взаимодействия с ним. Педагогическую деятельность определяют как решение педагогических задач. Главная особенность педагогической деятельности состоит в специфике ее объекта, в том, что объектом и субъектом деятельности является человек. Поэтому профессию педагога относят к системе «человек-человек».
Педагогическая задача – это результаты осознания педагогом цели обучения или воспитания, а также условий и способов ее реализации на практике. У человека как субъекта и объекта взаимодействия с педагогом в процессе решения педагогической задачи в результате должны появиться новые знания, умения или качества личности. Педагогическая задача возникает всегда, когда нужно подготовить переход человека от состояния незнания к состоянию знания, от непонимания к пониманию, от неумения к умению, от беспомощности к самостоятельности.
Поскольку каждый человек неповторим, постольку решение педагогической задачи сложно и неоднозначно. Все педагогические задачи делятся на два больших класса: задачи по обучению и задачи по воспитанию человека. Задачи обучения – это изложение учебного материала и проверка полученных знаний. Задачи воспитания способны пробудить у человека веру в успех, выработать творческое отношение к учебно-познавательной и трудовой деятельности.
Педагогические технологии – это система деятельности педагога и учащихся в образовательном процессе, построенная на конкретной идее в соответствии с определенными принципами организации и взаимосвязи целей, содержания, методов. В опыте работы школ, вузов и других образовательных систем используются различные виды образовательных технологий.
Сущность традиционных педагогических технологий сводится к процессу передачи готовых известных знаний от преподавателя учащемуся. Однако традиционные технологии могут иметь целый ряд недостатков. Серьезнейший из них – разрыв между требованиями, предъявляемыми к человеку в процессе обучения и в реальной профессиональной деятельности.
Недостатки традиционного обучения призваны устранить новые информационные технологии (НИТ), которые позволяют эффективно структурировать и приблизить к мировым стандартам как содержание образования, так и сам учебный процесс.
Новые информационные технологии неразрывно связаны с компьютерным обучением. Вместе с тем они базируются на определенных закономерностях распространения и усвоения информации. Такой синтез позволяет разработать и применять открытые системы интенсивного обучения как в содержательном аспекте (влияние информатизации образования на содержание обучения), так и в процессуальном аспекте (влияние информатизации образования на учебный процесс).
Как видно из таблицы, применение НИТ открывает перед преподавателями большие возможности для творчества. Так, в учебном процессе можно использовать методы формализации, графовые и сетевые модели. Перспективно проведение мониторинга качества обучения. Реально применение тренажеров и контролирующих программ. Получают информационное обеспечение учебное проектирование и деловые игры. С помощью телекоммуникаций на качественно новый уровень выходит дистанционное обучение, открывается перспектива приобщения к новым источникам знаний.
Таким образом, будущее в образовании – за новыми информационными технологиями.
Раскрыть сущность понятий «воспитание», «самовоспитание» и «перевоспитание». Объяснить взаимосвязь между ними — Студопедия
Воспитание— это целенаправленный процесс формирования у детей высоких гражданских, политических, морально-психологических и физических качеств, привычек поведения и действий в соответствии с предложенными обществом социальными и педагогическими требованиями. В широком смысле слова понятие «воспитание» охватывает весь процесс подготовки подрастающего поколения к жизни, включая образование и обучение.
Логика воспитания в школе и жизни строится так, что процесс воспитания должен переходить в процесс самовоспитания. Самовоспитание— это сознательная, целенаправленная самостоятельная деятельность, ведущая к возможно более полной реализации, развитию и совершенствованию личности. Собственная деятельность ребенка по саморазвитию является необходимым условием воспитательного процесса. «Никто не сможет воспитать человека, если он сам себя не воспитывает» (В. А. Сухомлинский). Задача школьного воспитания — разбудить внутренние силы ученика и направить их на саморазвитие, руководить самовоспитанием учащихся.
Для решения этих задач используются следующие средства: сообщение знаний о развитии и самовоспитании, организация коллективной и индивидуальной деятельности по самовоспитанию, консультирование, поощрение. Существуют приемы самовоспитания: самоанализ, саморегуляция, самооценка, самоконтроль и др. Широко известны системы аутотренинга, соединяющие в себе психологические и религиозно-философские элементы самосовершенствования.
Самовоспитание может иметь следующую структуру: проявление потребности, стремления к самосовершенствованию; самоанализ; самооценка; составление плана действий; деятельность по осуществлению плана; применение методов, приемов, средств самоизменения: самовнушение, самопоощрение, самонаказание; самоприказ; самоконтроль и др.; и снова деятельность.
Важную роль в самовоспитании играет самосознание, формирование Я-концепции личности. Под последней понимается система представлений личности о себе, образ «Я», на основе которого строится взаимодействие с другими и отношение к себе. Воспитание в школе и в семье должно служить формированию позитивной Я-концепции.
Процесс воспитания включает в себя и перевоспитание,понимаемое как перестройка установок, взглядов и способов поведения, противоречащих этическим нормам и другим требованиям общества. К понятию «перевоспитание» обращаются, когда речь заходит о социально неодобряемом поведении, о качествах личности, противоречащих человеческому общежитию, в том числе о противоправных деяниях. А. С. Макаренко доказал, что любого ребенка можно воспитать, если поместить его в нормальные человеческие условия. Процесс изменения, ломки сознания и поведения очень сложен, поскольку должны изменяться стереотипы поведения, имеющие устойчивый характер. В перевоспитании нуждаются ученики (называемые трудными), имеющие отклонения в поведении, часто не успевающие в учебе. Причиной этого являются, как правило, ошибки в семейном и (или) школьном воспитании, влияние малых социальных групп.
Процесс перевоспитания строится по такому алгоритму: установление причин отклонения в развитии и поведении ученика, формулирование проблем в его воспитании, определение путей и средств, влияющих на перестройку сложившихся стереотипов поведения, активизация сознания и деятельности ребенка в учебе, досуге, применение системы требований, поощрение, наказание, стимулирование, контроль.
Современная педагогическая мысль и гуманистическая психология утверждают принцип принятия ребенка как данности, уважения его индивидуальности, учета истории его становления, развития, принцип опоры на положительные качества ребенка.
Вопрос 25: Определить сущность закономерностей и принципов воспитания. Охарактеризовать принципы воспитания
В педагогическом принципе как теоретическом обобщении отражаются устоявшиеся и проверенные практикой общественные ориентиры, закономерные связи, зависимости организации учебно-воспитательного процесса, а также педагогическое руководство познавательной, трудовой, творческой, игровой и другими деятельностями детей.
Закономерности воспитательного процесса обусловлены закономерностями воспитания как общественного явления, а также закономерностями развития личности.
Это важнейшие общие закономерности:
♦ Зависимость воспитания от совокупности объективных и субъективных факторов общественной среды.
♦ Единство целей, содержания и методов воспитания.
♦ Единство обучения и воспитания.
Более частные закономерности:
♦ Воспитание личности происходит только в процессе включения ее в деятельность.
♦ Воспитание есть стимулирование активности формируемой личности в организуемой деятельности.
♦ В процессе воспитания необходимо проявлять высокий гуманизм
и уважение к личности в сочетании с высокой требовательностью.
♦ В процессе воспитания необходимо открывать перед учащимися перспективы их роста.
♦ В процессе воспитания необходимо выявлять и опираться на положительные качества учащихся.
♦ В воспитании необходимо учитывать возрастные и индивидуальные
особенности учащихся.
♦ Воспитание должно осуществляться в коллективе и через коллектив.
♦ В процессе воспитания необходимо добиваться единства и согласованности усилий учителей, семьи и общественных организаций.
Достаточно обоснованные теоретические закономерности становятся принципами практической деятельности.
Принципы воспитания дают представление о том, как практически организовать процесс воспитания. Они отражают закономерности воспитания. Это исходные положения, согласно которым строится процесс воспитания. Принципы всегда соответствуют определенной системе воспитания и служат реализации ведущей идеи данной системы. Поэтому они меняются, могут быть разными.
Например, авторская школа Н. Гузика имеет свою систему принципов воспитания, которая служит развитию способностей детей.
Охарактеризуем требования, предъявляемые к этим принципам.
Обязательность. Принципы воспитания — это не совет, не рекомендация; они требуют обязательного и полного воплощения в практику. Грубое и систематическое нарушение принципов, игнорирование их требований не просто снижают эффективность воспитательного процесса, но и подрывают его основы.
Комплексность. Принципы воспитания предполагают их одновременное, а не поочередное применение на всех этапах воспитательного процесса.
Равнозначность. Принципы воспитания как общие фундаментальные положения равнозначны, среди них нет главных и второстепенных, таких, что требуют реализации в первую очередь, или таких, осуществление которых можно отложить на завтра.
Вместе с тем принципы воспитания—это не готовые рецепты, а тем более, не универсальные правила, руководствуясь которыми воспитатели могли бы автоматически достигать высоких результатов. Они не заменяют ни специальных знаний, ни опыта, ни мастерства воспитателя. Хотя требования принципов одинаковы для всех, их практическая реализация личностно обусловлена.
Принципы, на которые опирается воспитательный процесс, составляют систему. Существовало и существует много систем воспитания. И естественно характер, отдельные требования принципов, а иногда и сами принципы не могут оставаться в них неизменными. Современная отечественная система воспитания руководствуется следующими принципами:
♦ принцип гуманизма;
♦ личностный подход;
♦ принцип веры в ребенка;
♦ принцип сотрудничества;
♦ принцип включения личности в значимую деятельность;
♦ связь воспитания с жизнью, трудом;
♦ общественная направленность воспитания;
♦ принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников;
♦ принцип сочетания уважения и требовательности к личности ребенка;
♦ опора на положительное в воспитании;
♦ принцип согласованности педагогических усилий школы, семьи и общественности;
♦ принцип воспитания в коллективе и через коллектив (сочетания прямых и параллельных педагогических действий) и др.
На первое место можно поставить принцип гуманизмав воспитании. Человек (ученик) является главной ценностью со своим внутренним миром, интересами, потребностями, способностями, возможностями и особенностями.
Принцип личностного подходаутверждает, что воспитание должно способствовать становлению и проявлению таких личностных структур сознания, которые воплощают творческие качества человека. Личностный подход понимается как опора на личностные качества, которые выражают такие важные для воспитания характеристики, как направленность личности, ее ценностные ориентации, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и поведения.
Принцип веры в ребенка(оптимистическая гипотеза) реализуется в неиссякаемой вере учителя в доброе начало каждого ученика, оказаний помощи ребенку, в его самоутверждении в жизни, самовыражении.
Принцип сотрудничества педагога с детьмине приемлет привычные модели воспитания (типа «кнут и пряник»). Главное в этом принципе — взаимодействие учителя и учащихся в продвижении детей к определенным целям.
Принцип включения личности в значимую деятельность.Задача учителя — совместно с учащимися разработать такие виды и формы значимой деятельности, при которых каждый ученик чувствует, что он нужен людям как неповторимая индивидуальность.
Большую роль в организации воспитания имеет принцип связи воспитания с жизнью и производственной практикой.Реализация этого принципа требует систематического ознакомления школьников с текущими событиями; широкого привлечения на занятия местного краеведческого материала. В соответствии с ним воспитанники должны активно включаться в общественно полезную деятельность как в школе, так и за ее пределами, участвовать в экскурсиях, походах, массовых кампаниях.
Принцип общественной направленности воспитания.Воспитание должно готовить человека к активной общественной и счастливой, благоприятной жизни. Этот принцип требует подчинения всей деятельности педагога задачам воспитания подрастающего поколения в соответствии с государственной стратегией воспитания и направляет деятельность воспитателей на формирование социально ориентированного типа личности.
Педагогическое руководство направлено на то, чтобы вызвать у детей активность, самостоятельность и инициативу. Отсюда значимость принципа сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников.Педагогическое управление призвано поддерживать полезные начинания детей, учить их выполнению тех или иных видов работ, давать советы, поощрять инициативу и творчество. От него зависят развитие детской самостоятельности и самовоспитание детей. Необходимым условием развития инициативы и самостоятельности школьников является развитие самоуправления.
Важнейший принцип организации детской деятельности — уважениек личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему.Он вытекает из сущности гуманистического воспитания. Требовательность является своеобразной мерой уважения к личности ребенка. Разумная требовательность всегда себя оправдывает.
Реализация принципа уважения к личности в сочетании с разумной требовательностью тесно связана с принципом опоры на положительноев человеке, на сильные стороны его личности. В школьной практике приходится иметь дело с учащимися, находящимися на разных уровнях воспитанности. Замечено, что даже у самых трудных ребят есть стремление к нравственному самосовершенствованию, которое можно поддержать и усилить, если учитель вовремя заметит и поощрит малейшие порывы школьника к тому, чтобы разрушить привычные формы поведения.
Выявляя в ученике положительное и опираясь на него, делая ставку на доверие, педагог как бы предвосхищает процесс становления и возвышения личности.
Успешная реализация принципов единства требований и уважения к личности, опоры на ее сильные стороны возможна лишь при соблюдении еще одного принципа—согласованности требований школы, семьи и общественности.Ничто так не вредит воспитанию, как случайность и неупорядоченность педагогических воздействий, разнобой и несогласованность в требованиях, предъявляемых к учащимся школой, педагогами, семьей и общественностью.
Большое практическое значение в управлении деятельностью воспитанников имеет принцип сочетания прямых и параллельных педагогических действий.Сущность его в том, что, воздействуя не на отдельную личность, а на группу или коллектив в целом, педагог искусно превращает его из объекта в субъект воспитания. На фоне педагогических требований воспитателя в развитом коллективе формируется общественное мнение, которое выполняет регулирующие функции в системе коллективных и межличностных отношений.
Принципы воспитания и обучения тесно взаимосвязаны между собой, функционируют как целостная система. Только совокупное действие всех принципов обеспечивает успешное определение задач, отбор содержания, выбор форм, методов, средств деятельности педагога и педагогически целесообразную деятельность воспитанников.
воспитание, образование, развитие — Студопедия
Воспитание
Воспитание — основное понятие педагогики, где оно используется в широком и узком социальном смысле, а также широком и узком педагогическом значении. В широком социальном смысле это передача накопленного опыта (знаний, умений, норм) от старших поколений к младшим, включающая в себя воздействие на личность общества в целом. В узком социальном смысле воспитание — это направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов (системы образования, семьи, церкви, СМИ и др.) с целью формирования у него определенных знаний, взглядов, убеждений, ценностей и личностных качеств.
В широком педагогическом смысле воспитание — это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс. В узком педагогическом смысле воспитание — это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.
Направленность воспитания проявляется в трех аспектах — целенаправленное формирование отношения к окружающему, мировоззрения и поведения. Критериями эффективности воспитания является соответствие индивида требованиям общечеловеческих, правовых и моральных, природных и культурных норм поведения.
Педагогика исследует сущность воспитания, его закономерности, тенденции и перспективы развития, разрабатывает теории и технологии воспитания, определяет его принципы, содержание и методы.
Процесс воспитания представляет собой не прямое воздействие на воспитанника, а социальное взаимодействие различных субъектов — индивидуальных (конкретные люди), групповых (микрогруппы и коллективы) и социальных институтов воспитания. Взаимодействие в процессе воспитания представляет собой обмен между его участниками информацией, типами и способами деятельности, ценностными ориентациями, социальными установками, отбор и усвоение которых имеет добровольный и избирательный характер. Поэтому воспитуемый выступает как активный субъект этого процесса, обладающий своим жизненным опытом и мировоззренческими ценностями.
Тема 1. Воспитание как часть педагогики.
10
Лекция 4
Понятия:
«воспитание», «воспитанность»,
«воспитуемость».Понятие о
закономерностях воспитания.Принципы
воспитания.Психологическая
сущность воспитания
1. Понятия: «воспитание», «воспитанность», «воспитуемость».
Центральной
категорией научного осмысления
воспитательного процесса и профессиональной
педагогической деятельности выступает
понятие «воспитание».
Категория воспитания — одна из основных
в педагогике. От того, как производится
трактовка данного понятия, зависит
многое в последующем анализе и понимании
сущности спрятанного за данным термином
явления. Существует необходимость
терминологического рассмотрения данной
категории.
Исходное
значение слова «воспитание» обусловлено
корневой частью слова: «воспитание» —
это вскармливание, питание ребенка, не
приспособленного к жизни и совершенно
беспомощного при рождении. В данном
значении слова процесс воспитания
свойственен даже животным.
Сегодня
термин «воспитание» далеко ушел от
своего исходного смысла, тем не менее
нельзя не признавать, что опора на
смысловой исток сохраняется до сих пор.
«Питание», в его прямом значении,
обеспечивает рост и функционирование
организма. «Питание», в образном смысле,
означает социализацию маленького
ребенка, вхождение его в культуру и
«усвоение» того, что выработано культурой.
Исторически
сложились различные подходы к рассмотрению
этой категории. Характеризуя объем
понятия, многие исследователи выделяют
следующие аспекты анализа этого понятия:
воспитание
(в широком социальном смысле)
включает воздействие общества на
личность в целом (т.е. воспитание
отождествляется с социализацией) и
рассматривается как целенаправленное,
социальное создание условий (материальных,
духовных, организационных) для развития
человека;воспитание
(в узком смысле)
понимается как целенаправленная
деятельность, призванная формировать
у детей систему качеств личности,
взглядов и убеждений.
Воспитание
часто трактуется в еще более локальном
значении
— как решение какой-либо конкретной
воспитательной задачи (например,
воспитание общественной активности,
коллективизма).
Центральное
понятие «воспитание» имеет целый веер
педагогических терминов, обозначающих
явления, лежащие рядом или тесно связанные
с воспитанием. Среди таких понятий,
прежде всего, необходимо выделить
понятие «социализация».
Физическое,
психическое и социальное развитие
личности осуществляется под влиянием
внешних и внутренних, социальных и
природных, управляемых и неуправляемых
факторов. Оно идет в процессе социализации
— усвоения
человеком ценностей, норм, установок,
образцов поведения, присущих данному
обществу, социальной общности, группе,
и воспроизводства им социальных связей
и социального опыта.
Социализация происходит как в условиях
стихийного воздействия на развивающегося
человека факторов общественного бытия,
так и под влиянием социально контролируемых
в процессе воспитания условий.
Воспитание,
будучи частью социализации личности,
осуществляется в процессе образования
путем специальной педагогической
организации жизнедеятельности
воспитуемых. Организация жизнедеятельности
воспитанников предполагает условия
для участия в различных видах деятельности
— познавательной, предметно-практической,
духовно-практической, коммуникативной,
игровой, спортивной. Особую роль в
воспитании играет искусство, которое
отражает в эмоционально-образной форме
различные виды социальной деятельности
и развивает способность человека
творчески преобразовывать окружающий
мир и самого себя.
Систематичность,
интенсивность, характер, содержание,
формы и методы образования и организации
жизнедеятельности непосредственно
зависят от возраста, этнокультурной
и
социально-профессиональной принадлежности
воспитанников, от специфики системы
воспитания в целом.
Необходимо
отметить, что нет однозначных решений
проблемы определения критериев и
показателей уровней воспитанности, а
также воспитуемости.
Воспитанность,
по определению В.И. Журавлева, — наблюдаемые
визуально и устанавливающие меру
реализации на практике выработанных у
школьников знаний, навыков и умений
поведения.
Среди
основных показателей воспитанности
Н.Е. Щуркова выделят следующие:
внешний
вид ребенка;мимический
и пластический образ;речь;
поведение,
складывающееся из отдельных поступков;избирательная
деятельность;реакции
на социальные явления;система
его взаимоотношений с окружающими;качественность
его предметной деятельности;идеалы.
Воспитуемость
— это
откликаемость личности на воспитательные
воздействия извне, готовность к переходу
на новые уровни развития личности.
А.К.
Маркова
выделяет
следующие уровни воспитанности и
воспитуемости:
Воспитанность
(высокий уровень):
широкий запас нравственных знаний (об
отношении к труду, обществу, к другому
человеку, к себе). Нравственные
представления синтезируются в целостное
индивидуальное мировоззрение.
Присутствует согласованность нравственных
знаний с личными убеждениями, мотивами.
Характеризуется гармония знаний и
убеждений с нравственным поведением,
единство слова и дела в учении. Свойственны
развернутые познавательные и социальные
мотивы в учении, интерес к способам
работы. Для личности присуще «сильное»
целеполагание, то есть — удержание целей
в ситуациях затруднений, ошибок, помех,
доведение работы до конца. Воспитанник
характеризуется преобладанием
положительных конструктивных эмоций
в учении.
Воспитанность
(низкий уровень):
слабые, разрозненные нравственные
представления о том, что такое хорошо
и что такое плохо. Усвоенные нравственные
знания не всегда принимаются как основа
личных убеждений, а личные мотивы
рассогласованы с общепринятыми правилами
и нормами. Воспитанник также характеризуется
несогласованностью нравственных знаний,
убеждений и поступков.
Мотивы
учения присутствуют на уровне интереса
к фактам, однако их ориентация узкая –
только на результат работы, при отсутствии
интереса к способам работы. Цели личности
— негибкие, нереалистические, ситуативные
и неперспективные, разрушаются в условиях
затруднений и помех. Преобладают
отрицательные деструктивные эмоции в
учении, тревожность, неуверенность в
себе.
Воспитуемость
(высокий уровень):
откликаемость на помощь другого человека
в развитии его личности — следование
советам другого человека. Легкость
использования и преобразования усвоенных
способов социального поведения в новых
условиях. Активная ориентировка в новых
социальных условиях.
Воспитуемость
(низкий уровень):
закрытость личности для развития,
нежелание прислушиваться к советам
окружающих. Затрудненная ориентировка
в новых социальных условиях.
Трудновоспитуемость — барьеры, конфликты
с окружающими, агрессия при попытках
воздействия со стороны другого человека.
Содержание образования, понятие содержания образования, организация содержания образования
Содержание обучения
Концепция содержания образования
Одним из основных средств развития личности и формирования ее базовой культуры является содержание образования. В традиционной педагогике, ориентированной на реализацию преимущественно образовательных функций школы, содержание образования определяется как «совокупность систематизированных знаний, умений и установок, а также достигнутый в результате определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки. учебно-воспитательной работы.«Это так называемый познавательный подход к определению сущности содержания образования, который вводит фрагментацию всего содержания образования на разные предметные области.
При таком подходе акцент делается на знаниях как отражении духовных богатств человечества, накопленных в процессе поиска и исторического опыта, способствующих социализации личности, вступлению человека в общество.Содержание образования в данном случае — это вся культура человечества, целостность которой расщепляется по изучаемой предметной области как совокупность некоторых компонентов. Иерархия компонентов культуры в формировании содержания образования при наукоемком подходе представлена на рис. 3.11.
Рис. 3.11. Схема содержания образования как иерархия культурных компонентов
Это очень разные компоненты, и для их освоения требуется не только восприятие, понимание, запоминание, воспроизведение, действия над моделями, но и эмоциональная реакция, собственный поиск, оценочная деятельность и многое другое.Однако при подходе, ориентированном на знания, фрагментированные знания становятся абсолютной ценностью в процессе обучения и затемняют самого ученика, его взгляды и ценности. Это приводит к идеологизации и регламентации научного ядра знаний, их академизму, ориентации содержания обучения на среднего студента и другим негативным последствиям.
Современный уровень развития дидактики позволяет говорить о двух противоречиях в формировании содержания образования, преодолеть которые невозможно при знаниях.
Первое противоречие. Предметная структура содержания образования как характерная черта познавательного подхода способствует систематическому изучению основ научного познания, но разбивает единый мир, делит его на составные части, что препятствует формированию в в сознании учащихся цельная картина мира, представления о его единстве и внутренних связях.
Второе противоречие. Большой объем учебного материала изучается по частям, в линейной последовательности, дискретно, обучение обязательно растягивается во времени, поэтому у студентов на основе линейной структуры учебы не всегда есть целостные представления об изучаемых компонентах дисциплины. знание.
Организация содержания образования
В истории образования делались попытки реконструировать предметное обучение и даже заменить его более законченными конструкциями (комплексами, проектами).Итак, в 1923-1925 гг. Комплексные программы для школы были разработаны под руководством научно-педагогической секции Государственного ученого совета (ГУС), в которых предметное построение школьного курса было заменено единым набором информации о природе, труде и обществе. Этот комплекс информации был разделен на три области развития, которые привели ребенка от тех, кого он знал и любил (семья и его дом), к темам, содержанием которых была жизнь всей страны, а затем деятельность всего человечества.
Во второй половине XIX века. в школах США появился метод проектов. В его основе лежали положения прагматической педагогики (Д. Дьюи), провозгласившей «обучение на практике», т. Е. На основе практической подготовки студентов, что способствовало формированию целостного подхода к действительности, пониманию взаимосвязей различные аспекты жизни, объединившие теорию и практику. Однако это было достигнуто ценой отказа от систематического и глубокого знания основ научного знания, т.е.е. с нарушением самого главного принципа обучения — систематического.
Как видно из этих двух примеров, каждая организация содержания образования носит исторический характер, поскольку определяется целями и задачами образования на том или ином этапе развития общества. В последнее десятилетие в свете идеи гуманизации образования все больше утверждается личностный подход к раскрытию сущности содержания образования.Этот подход нашел отражение в работах И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина, по определению которых содержание образования является педагогически адаптированной системой :
а) знания, навыки и умения;
б) опыт творческой деятельности;
в) переживание эмоционально-волевых установок.
Усвоение этой системы призвано обеспечить формирование полноценной личности, подготовленной к воспроизводству (сохранению) и развитию материальной и духовной культуры общества.Таким образом, при личностно-ориентированном подходе к определению содержания образования человек становится безусловной ценностью в процессе своего образования, что соответствует современным образовательным, духовным, культурным и жизненным потребностям личности, гуманному отношению к развитие личности, проявление ее индивидуальности.
Личностно-ориентированное содержание образования направлено на развитие целостной личности, что возможно только при развитии естественных, социальных и культурных принципов и может быть реализовано в контексте такого содержания образования, которое имеет универсальный, национальный и региональное значение.Исходя из этого и на основе выделенных принципов обучения в содержание образования конца ХХ века были включены:
— основ всех наук, определяющих современное естествознание и социальную картину мира, т.е. совокупность фундаментальных понятий, законов, теорий, основных фактов, основных типов задач, решаемых наукой;
— основных приложений, приложений теоретических знаний;
— методические знания, обеспечивающие осознание усвоения и развития мышления, в том числе сведения об истории познания;
— информация, необходимая для обеспечения всех или многих сфер человеческой деятельности;
— нерешенные, но важные научные и социальные проблемы
.
Педагогическое образование | Статья о педагогическом образовании в The Free Dictionary
— это система подготовки педагогических кадров, например учителей и воспитателей, для общеобразовательных школ и других учебных заведений в педагогических институтах, школах и университетах. В широком смысле термин относится к подготовке педагогических кадров для образовательных учреждений всех типов, включая профессиональные и средние специальные школы и высшие учебные заведения.
Дореволюционная Россия . В дореволюционной России главные учительские семинарии были учебными заведениями для подготовки учителей начальных классов. Эти учителя прошли также подготовку в педагогических классах женских гимназий , женских епархиальных школ и женского педагогического института в Санкт-Петербурге. В некоторых начальных школах и четырехгодичных гимназиях были двухгодичные педагогические курсы. Учителей приходских школ готовили приходские педагогические школы и второклассные учительские школы.Многие учителя, особенно в отдаленных районах, не имеют педагогического образования и получают звание учителя после сдачи специальных экзаменов. Учителей городских и районных школ готовили трехгодичные педагогические институты.
Педагогические семинарии и институты ограничивали дальнейшее образование: выпускник семинарии мог поступать только в педагогический институт, а выпускник педагогического института мог поступать только в коммерческий институт. Благодаря усилиям прогрессивных педагогов некоторые педагогические учебные заведения предлагали качественное обучение.Учителя средних учебных заведений, как правило, были выпускниками университетов, некоторых непедагогических высших учебных заведений и духовных академий.
В соответствии с университетским уставом 1804 г. трехлетние педагогические институты открылись при университетах Москвы (1804 г.), Харькова (1811 г.), Казани (1812 г.), Дерпта (позднее Юрьев, ныне Тарту, 1820 г.), и Киев (1834 г.). Особо выделялся Петербургский педагогический институт, основанный в 1804 году как преемник учительской семинарии и преобразованный в 1816 году в Главный педагогический институт.В 1860–70-е годы были открыты курсы повышения квалификации для женщин на университетском уровне. Они готовили учителей в основном для женских средних учебных заведений и младших классов мужских средних школ. Широкую известность получили курсы повышения квалификации имени Д. И. Тихомирова для женщин-учителей и воспитательниц в Москве, Женский педагогический институт в Санкт-Петербурге, курсы Фрёбеля в Санкт-Петербурге, Институт Фрёбеля в Киеве. В 1908 г. В. М. Бехтерев организовал Психоневрологический институт в Петербурге.Санкт-Петербург, усовершенствованная медико-педагогическая школа подготовки врачей, учителей и юристов.
Активно развивали педагогическое образование Н. А. Добролюбов, К. Д. Ушинский, Н. И. Лобачевский, Д. И. Менделеев, К. А. Тимирязев, А. М. Бутлеров. Менделеев придавал большое значение высшему педагогическому образованию, от которого, как он утверждал, зависят все отрасли высшего образования. В 1907 году передовые общественные деятели и ученые основали в Санкт-Петербурге Педагогическую академию Союза просвещений.-Петербург, а в 1911 году — Педагогический институт им. П.Г. Шелапутина в Москве. Оба учреждения обеспечивали педагогическую подготовку лиц с высшим образованием. Однако дореволюционные педагогические учебные заведения не готовили учителей для общеобразовательных школ.
СССР . Октябрьская революция 1917 г. коренным образом изменила характер народного образования, систему подготовки учителей и состав студентов педагогических учебных заведений по классовой и национальной принадлежности.Идеи В. И. Ленина и участие Ленина в руководстве работой Наркомата просвещения сыграли решающую роль в организации школ нового типа и подготовке учителей. Становление советской системы педагогического образования связано с именами Н. К. Крупской, А. В. Луначарского, М. Н. Покровского, А. С. Бубнова, В. П. Потемкина, И. А. Каирова. С 1918 по 1920 были организованы относительно небольшие специализированные школы, дошкольные и другие педагогические учебные заведения и курсы; Позже они были объединены в педагогические вузы.Дореволюционные учительские семинарии были преобразованы в четырехлетние институты народного образования, а другие педагогические учебные заведения стали школами для подготовки учителей начальных классов.
Система педагогического образования, сложившаяся в РСФСР в 20-е годы прошлого века, состояла из педагогических техникумов (с 1937 г. — педагогических школ), педагогических институтов и педагогических факультетов университетов. В последних двух, как правило, были отделы общественно-политического образования и отделы подготовки учителей техникумов.Одним из первых крупных советских педагогических вузов была Академия коммунистического воспитания им. Н. К. Крупской, положившая начало советской системе педагогического образования. В 1918 году В. И. Герье основал Второй Московский университет как преемник Высших женских курсов, а в Петрограде — Государственный педагогический институт.
В 30-е годы прошлого века в Москве были созданы городской педагогический институт, позднее — педагогический институт им. В. П. Потемкина, а также областной педагогический институт.Московский педагогический институт был основан в 1930 году как преемник педагогического факультета Второго Московского государственного университета; с 1941 года — Московский государственный педагогический институт им. В. И. Ленина. В 20-е гг. В Москве были созданы Академия трудового воспитания (1920–21) и Индустриально-педагогический институт им. К. Либкнехта (1923–42). В это время педагогические факультеты были созданы в университетах таких городов, как Владивосток, Воронеж, Иркутск, Нижний Новгород, Пермь, Ростов-на-Дону, Саратов, Казань.Открыто множество различных педагогических курсов, в том числе высших.
Основы советской системы педагогических учебных заведений были заложены в 30-е годы прошлого века. Педагогические и другие факультеты университета были заменены сетью педагогических институтов, в том числе специализирующихся на иностранных языках. Особое внимание уделялось развитию образования и культуры у народов Крайнего Севера, Средней Азии и Закавказья. В 1939 году был открыт Ленинградский государственный педагогический институт народов Крайнего Севера; в 1958 году он был реорганизован в отделение Академии А.Педагогический институт им. И. Герцена. В связи с особенностями развития женского образования в нескольких республиках Средней Азии и Закавказья были созданы временные женские педагогические учебные заведения, которые впоследствии стали постоянными.
С введением всеобщего семилетнего образования возникли учительские институты; в 1950-е гг. они были преобразованы в педагогические институты и школы. Открыта подготовка учителей посредством заочного и вечернего обучения.Значительно способствовали совершенствованию педагогического образования Постановление ЦИК СССР «Об учебных программах в высших школах и техникумах» (1932 г.), Постановление СНК СССР и ЦК ВКП (б). О работе вузов и курирующих вузов (1936 г.), постановлениях ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию высшего и среднего специального образования, совершенствованию учебно-воспитательной работы». специалистов (1963), О мерах по совершенствованию подготовки специалистов и надзору за высшим и средним специальным образованием (1966), О мерах по дальнейшему совершенствованию высшего образования (1972) и О завершении перехода к всеобщему среднему образованию молодежи Люди и дальнейшее развитие общеобразовательных школ (1972).
Основными видами педагогических учебных заведений сегодня являются педагогические школы, в том числе музыкальные; производственные педагогические техникумы; педагогические институты, в том числе по иностранным языкам; и университеты. В педагогических школах готовят учителей младших классов, дошкольных воспитателей, старших пионерских руководителей. Некоторых выпускников других средних специальных учебных заведений также направляют преподавать в школах. Учебный план подготовки учителей педагогических школ включает общеобразовательные дисциплины, изучаемые в средних школах, и специализированные предметы, такие как методы обучения, анатомия и физиология школьников в начальной школе, школьная гигиена, психология и педагогика.Кроме того, обеспечивается значительная педагогическая практика
Таблица 1. Подготовка учителей в СССР в педагогических институтах и вузах (на 1 октября 1974 г.) | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Направление специализации | Ежегодно набор | Общий набор | Выпускники | |||
Педагогические институты | Университеты | Педагогические институты | Университеты 3 0 | |||
Русский язык и литература……. | 30,900 | 8,600 | 153,900 | 44,300 | 26,400 | 6200 |
Советские национальные языки и литература | 7,900 | 4,500 | 42,800 | 25,500 | 8,100 | 3,800 |
Романо-германские языки и литература ………………. | 5,100 | 26,800 | 3,900 | |||
Иностранные языков…………… | 18,100 | 87,400 | 16,600 | |||
Математика ……………. … | 27,800 | 9,400 | 125,900 | 40,800 | 22,400 | 4,900 |
Физика …………………. | 9,900 | 7,800 | 41,500 | 34,800 | 8,900 | 5,300 |
Биология…………………. | 11,600 | 6,700 | 69,300 | 35,600 | 13,200 | 5,700 |
Химия …… ………….. | 1,700 | 5,400 | 7,000 | 26,100 | 700 | 4,700 |
География …………. ……. | 7,100 | 3,800 | 37,500 | 20,000 | 6,200 | 3,100 |
История…………………. | 11,700 | 8,600 | 60,600 | 48,600 | 10,200 | 7,000 |
Чертеж и механический чертеж … … | 2,800 | 11,800 | 1,600 | |||
Дошкольная педагогика и психология …. | 5,100 | 25,000 | 4,600 | |||
Дефектология ,……………… | 2,100 | 9,700 | 2,000 | |||
Физическое воспитание ……….. …. | 10,900 | 45,600 | 8,700 | |||
Музыка и пение …………… | 2,800 | 11,300 | 2,200 | |||
Общетехнические дисциплины……… | 4,800 | 17,000 | 1,400 | |||
Педагогика и методы обучения в начальной школе ………….. | 12,400 | 56,400 | 10,300 | |||
Итого …………………… | 227,500 | 1,105,200 | 188,100 |
для. Учителей средних школ готовят педагогические институты и университеты.
Педагогические институты предлагают четырехлетнюю специализацию в области русского языка и литературы, национального языка и литературы, математики, физики, химии, биологии, географии, истории, рисования и механического рисунка, дошкольной педагогики и психологии, дефектологии, физического воспитания, музыка и пение, педагогика и методика обучения в начальной школе. Для программ с двойной специализацией, такими как биология и химия, география и биология, и иностранные языки, установлен пятилетний срок обучения.Учебные планы всех специальностей педагогических институтов включают историю КПСС, марксистско-ленинскую философию, политическую экономию и научный коммунизм. Основы марксистско-ленинской этики и эстетики и принципы научного атеизма являются факультативными. Другие обязательные предметы: педагогика, история педагогики, психология, методы обучения, школьная гигиена и физическое воспитание. Основное внимание в учебной программе уделяется специальным дисциплинам в выбранной предметной области.
Педагогическое образование в университетах отличается более обширной научно-теоретической подготовкой и несколько меньшим упором на педагогику и методологию. Срок обучения обычно составляет пять лет. В целом педагогические учебные заведения и университеты готовят учителей для общеобразовательных школ. В 1974/75 учебном году учителей готовили более 400 педагогических школ, в которых обучается около 300 000 студентов, а также 199 педагогических институтов и 63 университетов (см. Таблицу 1).В 1974 г. в общеобразовательных школах работало 2,4 млн. Учителей. В 1914 г. в России работало 280 тыс. Учителей, было 208 учительских семинарий и 53 учительских института. Учителя средних школ также проходят подготовку в некоторых художественных институтах и институтах физического воспитания.
.