Понятие психической нормы: Понятие «психической нормы» — Студопедия

Содержание

Психическая норма

Психическая норма

Введение

Вопрос определения, что является нормой в отношении психики человека, а что можно считать психическими отклонениями, является достаточно сложным, и граница между нормой и отклонением может быть довольно-таки расплывчатой.

Каким образом мы учимся отличать норму от патологии? В процессе развития, с ранних лет мы познаем себя и других людей. Мы видим, что люди отличаются между собой, и что они реагируют на одни и те же события по-разному. Мы учимся взаимодействовать друг с другом, и в процессе становления личности, столкновения с различными социальными институтами, мы знакомимся с определенными правилами, установленными обществом, — правилами поведения, правилами мышления.

Существуют некие общественные правила поведения, обусловленные исторически, с целью сохранения жизни, здоровья и благополучия людей в социуме. Такими правилами могут быть обычаи, традиции и нравственные нормы. Во всех мировых религиях также очерчены определенные правила поведения, мышления, которые, будучи верно истолкованы, направляют человека по пути его развития и сохранения его от разрушения себя и окружающего мира.

Мы учимся гармонично взаимодействовать с такими правилами, принимать их либо не принимать, исходя из собственного отношения к ним либо отношения к людям, их представляющим. Для кого-то одни правила могут быть понятными и принятыми в силу их совпадения с личными характеристиками человека, в том числе его характером. А для других такие же правила могут вызвать негативную реакцию, и это также будет обусловлено его собственными качествами характера.

В таком случае может возникнуть вопрос — какие правила брать за основу для определения «нормальности» или «ненормальности» психики человека? Что вообще означает понятие «норма»? Как можно отличить человека психически здорового от человека с психической патологией? Что является психической патологией?

В этой работе я попытаюсь ответить на указанные вопросы и разграничить клинические проявления психической нормы и патологии.

1. Психическая норма

Психическая норма — относительное понятие, она может быть определена лишь оценочным суждением с использованием тех или иных критериев. В свою очередь, именно при ограничении определенной психической нормы, очерчивании ее пределов, возможно, отличить и установить здоровые состояния человеческой психики и наличие психических отклонений, то есть фактически — отклонений от психической нормы. Что же означает само понятие психической нормы?

1.1 Определение психической нормы

Норма — понятие социально обусловленное. Это руководящее правило, образец. Это среднестатистическая величина, то, что характерно для большинства людей. Обратимся к определению понятия «нормы» в словарях русского языка.

Норма (от лат. norma — руководящее начало, правило, образец), 1) узаконенное установление, признанный обязательным порядок. 2) Установленная мера, средняя величина чего-нибудь (напр., норма выработки). 3) В полиграфии — совокупность сведений (номер типографского заказа, сокращенное название издания или фамилия автора книги), помещаемых в левом нижнем углу 1-й полосы печатного листа (из «Энциклопедического словаря» под редакцией Введенского Б.А.).

Норма — 1. Узаконенное установление, признанный обязательным порядок, строй чего-н. Н. поведения. Нормы литературного языка. Войти (прийти) в норму (прийти в порядок, в обычное состояние). 2. Установленная мера, средняя величина чего-н. Н. выработки. Н. высева семян. Н. выпадения осадков. В норме кто-что (разг.) — чувствует себя нормально, находится в нормальном состоянии (из «Толкового словаря русского языка» Ожегова С.И.).

Норма — (ж. лат.) общее правило, коему должно следовать во всех подобных случаях; образец или пример. Нормальное состоянье, обычное, законное, правильное, не выходящее из порядка, не впадающее ни в какую крайность. Нормальный вес, мера, принятые за общее где-либо правило и служащие основаньем; единица веса и меры (из «Толкового словаря живого великорусского языка» Даль В.И.).

Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) предлагает следующее определение «нормы»: норма — этический стандарт, модель поведения, рассматриваемая как желательная, приемлемая и типичная для той или иной культуры.

Наиболее распространенным пониманием понятия «психической нормы» является следующее — это общепринятые в обществе требования к различным параметрам проявлений психической активности человека.

То есть при определении психической нормы существует привязка к определению образцов, стандартов, к определению отклонений, то есть понятие «психическая норма», в свою очередь, опирается на определение критериев общепринятого, наиболее распространенного, и понятие «патология».

Таким образом, к определению «психической нормы» можно отнести: — состояние индивидуальной психики относительно самой себя; — соответствие общественным правилам, стандартам, наиболее распространенным характеристикам, которые являются неким образцом; — способность к адаптации, к принятию решению, к самостоятельной жизнедеятельности в обычных, «нормальных» условиях; — отсутствие психических болезней, патологий.

По сути указанных определений психическая норма — это состояние, в котором человеку комфортно, при способностях к жизнедеятельности и здоровому взаимодействию с окружающим миром, при отсутствии отклонений, и которое соотносится с общепризнанными (по различным критериям), некими установленными правилами.

1.2 Основные подходы к определению «норма — патология»

В психологии одним из источником заимствования является понятийный аппарат медицины, в частности, психиатрии. В психиатрии понятие «нормы» традиционно существует в виде дихотомии «норма — патология».

Впервые вопрос о норме возник в тех областях психиатрии и психологии, которые имели дело с так называемыми пограничными явлениями, такими как психопатии. Усилению интереса к проблеме нормы и патологии способствовал психоанализ З. Фрейда, включивший «психопатологии обыденной жизни». В 1908 году вышла статья Ганнушкина «Постановка вопроса о границах душевного здоровья», в которой он указал, что установить пограничную линию между нормальными и патологическими явлениями практически невозможно, потому что между здоровьем и заболеванием существует множественные многообразные ступени.

В современной науке выделяют несколько подходов к пониманию «нормы»:

. Статистический подход. Этот подход состоит в понимании нормы как чего-то среднего, установившегося, не выделяющегося из массы, как наиболее приспособленного, адаптированного к окружающей среде. Как правило, чем реже встречается та или иная форма поведения, тем больше вероятность, что ее будут понимать как аномальную. Грубо говоря, исходя из статистического подхода, быть нормальным — значит быть как все, соответствовать усредненному стандарту оценки возможностей человека. Однако, поскольку нормативы, полученные статистическим путем, обусловлены культурно, исторически, территориально, они являются относительными и не могут в полной мере быть критериями «нормальности». Отождествление нормальности с часто встречающимся резко снижает представление о человеческом развитии, низводя его до уровня приспособления к расхожим шаблонам поведения. Статистически «нормальное» общество не будет развиваться. Следовательно, необходимы вариации норматива для развития общества.

. Адаптационный подход — исходит из такого утверждения, что быть нормальным — значит быть приспособленным, адаптированным. Достоинство такого подхода состоит в целостном взгляде на человека, живущего в изменяющихся условиях. При этом социальная адаптация является сужением приспособленности. Последователи этого подхода рассматривают «норму» в связи с понятием «адаптация». При этом адаптация понимается, во-первых, как динамическое равновесие между организмом и средой, а во-вторых, как динамическое равновесие между психическими процессами и деятельностью человека. Для нормы характерным признаком является наличие жизненной цели; наличие устойчивых структурных черт личности в процессе её развития и тех черт, которые изменяются в процессе её развития. В целом норма и не норма — это постоянно процесс, в ходе которого личность достигает или не достигает своего функционального оптимума (оптимума психического функционирования). То есть, норма — процесс достижения личностью функционального оптимума и динамического равновесия в реализации целей самосохранения, развития и самореализации. Понятие «нормы» смещается до границ индивида. Каждый человек рассматривается по отношению к самому себе: каким он был, каким он стал. Таким образом, проблема нормы значительно снижается.

. Культурно-релятивистский подход. Исходя из такого подхода, о норме и патологии можно судить лишь на основании соотношения особенностей культуры определенных социальных групп, к которым принадлежат исследуемые. То, что совершенно нормально для одной социальной группы, для прочих будет рассматриваться как патология. То есть, нормальное — это то, что соответствует представлениям данной культуры о норме. Однако, множественность социальных отношений, «социумов», к которым принадлежит любой индивид, и неоднородность предъявляемых каждым таким социумом требований, исключают однозначное определение нормального и патологического поведения. Поэтому поведение индивида регулируется не единым набором норм, а множеством требований, хотя и связанных между собой, но не совпадающих и подчас не согласуемых друг с другом (например, требования родственников, друзей, трудового коллектива, социальной среды и т.д.). Кроме того, существуют универсальные психические расстройства, например, старческое слабоумие, которые не зависят ни от культуры, ни от ранга.

. Психопатологический подход. Является достаточно распространенным среди исследователей, которые стали принимать за основу оценки негативные критерии нормы. Исходя из этого подхода, норма понимается, прежде всего, как отсутствие каких-либо выраженных патологических симптомов. Если у человека этих симптомов не обнаруживается, значит, он нормален, значит, он здоров. Таким образом, здоровье определяется через нездоровье, норма — через аномалию. Однако, и этот подход не лишен некоторой однобокости.

. Гуманитарный (гуманистический) подход. Проявляется в оценке нормы самой по себе при отсутствии дихотомии «норма-патология». Этот подход прямо противоположен психопатологическому подходу, поскольку описывает критерии психического здоровья и пытается выделить то позитивное, что несет в себе нормальная личность. Рассматривает не отсутствие тех или иных ущербов и недугов, а самочувствие личности как некоторое особое достояние, полнота.

Данный подход тесно связан с теорией личности. Норма — это человек самоусовершенствующийся, самоактуализирующийся. А. Маслоу предлагает следующие характеристики самоактуализирующихся личностей:

эффективное восприятие реальности, устойчивость к тому, что воспринимается;

принятие себя, других, природы; отсутствие стыда, вины, тревоги;

непосредственность, простота, естественность;

центрированность на цели;

независимость и наличие потребности в уединении от суеты;

автономия, т.е. независимость от культуры и окружения; наличие ответственности за свою судьбу;

спокойное отношение к социальным поощрениям;

свежесть восприятия, открытость новым впечатлениям, умение радоваться жизни;

вершинные переживания, состояния подъема и экстаза;

глубокие межличностные отношения;

разграничение целей и средств;

философское чувство юмора;

сопротивление окультуриванию.

Э. Фромм выделяет следующие характерные черты нормы: — продуктивное дело, т.е. созидание; — связь человека с внешним миром через эмоции и переживания; — постижение объективной реальности своим интеллектом; — осознание собственной неповторимости при наличии связи с ближними и с другими людьми; — отсутствие признания иррациональных авторитетов, но охотное подчинение рациональным; — постоянное возрождение нормального человека; — нормальный человек смотрит на жизнь как на величайшее из дарованных ему благ.

Исходя из вышеизложенного, границы между «нормой» и «ненормой» есть динамичны, поэтому вопрос о «норме» и «ненорме» должен решаться «здесь и сейчас». В психологии сформулированы несколько подходов, которые имеют свои достоинства и недостатки, и применению их должен предшествовать анализ индивида сразу в нескольких направлениях, чтобы найти верное решение в отношении него. Подходов к пониманию «нормы» и «ненормы» достаточно много, поэтому для решения определенных задач в своей практике психолог должен выбирать наиболее уместный и правильный подход к норме в данном, конкретном случае.

1.3 Психическое здоровье

Здоровье — состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни (подробное рассмотрение определений здоровья приведено ниже). К наукам, изучающим здоровье, относятся: диетология, фармакология <#»justify»>2. Определение акцентуации

Понятие «акцентуация» близко к понятию «расстройство личности <#»justify»>3. Психическая патология

Патологическое поведение, мысли и эмоции — это поведение, мысли и эмоции, которые сильно отличаются от наших представлений о том, что является нормой. Суждения о том, что считать патологией, зависят от разных обстоятельств. В мире, в котором мы живем, могут сильно воздействовать на психику крупные катастрофы и различные бедствия. И какую реакцию на негативные события в таком случае можно назвать здоровой, нормальной, а какую — нет?

3.1 Определение психической патологии

Патология (от греч. pathos — страдание и logos — учение) — учение о болезнях; отклонение от нормы. Патологический — больной, ненормальный. Кант называет патологическим то, что определяется чувствами или влечениями (а не является самодеятельным, не определяется свободным разумным решением).

Психология <#»justify»>Выводы

В настоящее время уже не возникает сомнений в размытости границ между «нормой» и «патологией». Рассмотрение проблемы соотнесения особенностей «психологической нормы» и «психических отклонений», довольно просторно представленной в современных научных и практико-ориентированных публикациях, свидетельствует о том, что она пока ещё далека от решения в виду своей сложности. Но, используя выведенные принципы, подходы и критерии в психологии и психиатрии, а также развивая и расширяя границы своего понимания человека в совокупности с определяющими его качества обстоятельствами, в том числе внешним факторами, мы имеем возможность найти и обозначить границы — где психическая норма, а где есть психическая патология.

Список литературы

1.Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем. 10 пересмотр = International Statistical Classification of Diseases and Related Health Problems: Tenth Revision. — Москва: Медицина <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%BD%D0%B0_(%D0%B8%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE)>, 2003. — Т. 1-4. — 2440 с.

2.Клиническая психология: учебник / Под ред. Б.Д. Карвасарского. — СПб: Питер, 2002. — 960 с.

.Психология здоровья: новое научное направление // Психология здоровья / под редакцией Г.С. Никифорова. — СПб.: Питер, 2003. — С. 28-30. — 607 с.

.Лакосина Н.Д., Ушаков Г.К. Медицинская психология — 2-е изд, — М.: Медицина, 1984. — 272 с.

.Личко А.Е. <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B8%D1%87%D0%BA%D0%BE,_%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B9_%D0%95%D0%B2%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87> Психопатии и акцентуации характера у подростков <http://www.psychology.ru/library/00034.shtml> / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B8%D0%BF%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D1%80%D0%B5%D0%B9%D1%82%D0%B5%D1%80,_%D0%AE%D0%BB%D0%B8%D1%8F_%D0%91%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0>, В.Я. Романова <http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%A0%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2,_%D0%92%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B9_%D0%AF%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87&action=edit&redlink=1>. — Санкт-Петербург <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D1%82-%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3>: Речь <http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%A0%D0%B5%D1%87%D1%8C_(%D0%B8%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE)&action=edit&redlink=1>, 2009 <http://ru.wikipedia.org/wiki/2009>. — 256 с.

.Маслоу А.Г. Мотивация и личность. — СПб.: Евразия, 1999. — 478 с.

.Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология: Практическое руководство. — М., 2001. — 592 с.

.Фромм Э. Человек для самого себя. Исследование психологических проблем этики <http://www.tchernyshova.ru/Fromm-Chelovek-1.html> = Man for Himself: An Inquiry Into the Psychology of Ethics (1947 <http://ru.wikipedia.org/wiki/1947>) / Перевод Э.М. Спировой <http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0,_%D0%AD%D0%BB%D1%8C%D0%B2%D0%B8%D1%80%D0%B0_%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0&action=edit&redlink=1>. — Москва <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0>: Аст, 2010 <http://ru.wikipedia.org/wiki/2010>. — 352 с.

.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / РАН <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D1%8F_%D0%BD%D0%B0%D1%83%D0%BA>. Институт русского языка им. В. В. Виноградова <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%82%D1%83%D1%82_%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0_%D0%B8%D0%BC._%D0%92._%D0%92._%D0%92%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0>. — 4-е изд., дополненное. — М.: Азбуковник, 2002. — 939 с.

.Философский энциклопедический словарь / Ред.-сост. Е.Ф. Губский и др. — М.: Инфра-М, 2003. — 576 с.

Теги:
Психическая норма 
Контрольная работа 
Психология
Просмотров: 45114
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Психическая норма

Понятие о психической норме. Норма и патология — Consulty.ru

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

LiveJournal

Норма – руководящее начало, правило, образец. Это понятие социально. Норма — среднестатистическая величина ( то, что характерно для большинства людей), которая зависит от выборки исследования. За статистическими исследованиями часто скрывается суть исследования, которая является значимой для эксперимента. Можно ли говорить о личности, как о соответствующей среднестатистическим критериям нормы?

Психическая норма – это состояние индивидуальной психики относительно самой себя. В этом определении содержится признание роли и значимости индивидуальных различий.

Психическая норма – это способность к адаптации.

Психическая норма – это соответствие требованиям культуры. Следует учитывать изменения культуры с течением времени. Также культура включает в себя большое количество субкультур.

Психическая норма – это отсутствие психической болезни, патологии.

Очень часто психическая норма определяется через приписывание личности определенных черт, способностей.

Эрик Фромм: «Норма – это продуктивность, неотчуждаемость от общества, связь через эмоции с внешним миром, постижение объективной реальности своим интеллектом, осознание собственной неповторимости и связи с ближними. Психически нормальный человек не признает иррациональных авторитетов, но охотно подчиняется рациональным по совести и по разуму. Он постоянно возрождается и смотрит на жизнь как на величайшее из дарованных благ».

Осознание ситуации выбора и возможность этот выбор осуществить является критерием нормы по Фромму. Центральным симптомом многих заболеваний является уход от сложных связей с обществом. Нарушение качества этой связи.

Патология (патос) – страдание, страсть, изменение души под влиянием какого-либо воздействия. Патологическое расстройство – это или душевное расстройство, или функциональное состояние расстройства, дезадаптации.

Патология относится не только к конкретному человеку, может быть патология семейных отношений, социальных связей и т.д.

 

 

consulty.ru

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

LiveJournal

Психическая норма и патология: где границы?

Норма — установленный эталон, стандарт для оценки существующих и создания новых объектов. Нормы существуют лишь там, где есть человеческие потребности и соответственно цели. В природе, не включенной в человеческую деятельность, норм нет. Соответствует норме и, следовательно, является нормальным лишь тот объект, который служит достижению не любой, а лишь благой цели, т. е. объект, включенный в процесс реализации смысла человеческой жизни.

Виды норм:

  • Статистическая — уровень или диапазон уровней функционирования организма, который свойственен большинству людей.
  • Идеальная — идеальный образец состояния человека; субъективный, произвольно устанавливаемый норматив, который принимается за совершенный образец.
  • Функциональная — оценивают состояния человека с точки зрения их последствий (вредно или не вредно) либо возможности достижения определенной цели.
  • Социальная – контролирует поведение человека, заставляя его соответствовать некоторому желаемому или установленному властью образцу.
  • Индивидуальная – предполагает сравнение состояния человека не с другими людьми, а с состоянием, в котором человек обычно пребывал раньше и которое соответствует его личным целевым установкам, жизненным ценностям, возможностям и обстоятельствам жизни.

Норма задает границы количественных изменений объекта, в которых он сохраняет свое качество служить средством для достижения благой цели. Различают нижнюю границу нормы (минимум), верхнюю (максимум) и “золотую середину” между ними (оптимум). Оптимальное средство для достижения поставленной цели называют также идеальным. Норма — это частный случай меры — интервала, в котором предмет, изменяясь количественно, сохраняет свое качество. Иногда границы нормы и границы меры совпадают. В ряде случаев (напр. в заповеди “Не убий”) минимум, максимум и оптимум нормы сливаются, идеал и норма становятся неразличимыми.

Границы нормы лишь в простейших случаях задаются только целью. Никаких умозрительных критериев для определения границ нормы нет. Для этого необходимо знание не только чистой теории, но и реального положения дел.

Наиболее известная область применения нормы — диагноз как познавательный прием, позволяющий установить, находится ли реальный эмпирический объект в границах нормы. Именно эту задачу решают медицинский, социальный, технический и др. виды диагноза. Норма — довольно грубый критерий для диагностирования. Она делит объекты на два класса — годные и негодные для достижения цели и игнорирует все различия внутри этих классов.

Социальные, медицинские, технические, грамматические, гносеологические и другие нормы изучаются особыми отделами наук и даже целыми науками. Наиболее тщательно разработана теория социальных норм. Здесь выделяют две главные системы нормативной регуляции — мораль и право. Социальные нормы различают также по области применения (общезначимые и специфические), по способу фиксации (устные и письменные), по способу выражения (предписания и запреты), по средствам, обеспечивающим их выполнение (внутренняя потребность и внешнее принуждение) и т. д.

Норма — в ряде наук о живых организмах, в том числе о человеке рассматривается, как некая точка отсчёта, эталон, стандарт — для сравнения с другими вариантами состояния живого объекта (объектов) (которые могут рассматриваться, как девиация, патология). В этих науках понятие нормы тесно связано с изучением патологии.

Патология – это нарушение на биологическом уровне функционирования организма. Нормальное состояние, функционирование или развитие личности изменяется вследствие морфо-функциональных нарушений (на уровне мозговых, психофизиологических, эндокринных и иных биомеханизмов регуляции поведения).

Проблема психической нормы и патологии

Клиническая психология занимается проблемой определения, что же такое психическая норма и патология. В рамках нозологического подхода принято выделять два состояния человека — здоровье и болезнь.

Типичными признаками здоровья считаются структурная и физическая сохранность нервной системы и органов человека, индивидуальная приспособляемость к физической и социальной среде, сохранность стабильного привычного самочувствия.

Болезнь характеризуется общим или частным снижением приспособляемости, при этом выделяют следующие возможные исходы болезни: полное выздоровление, выздоровление с наличием остаточных явлений, инвалидизация (получение дефекта) и летальный исход.

Также выделяют патологическое психическое состояние, обусловленное этиологией процесса и не имеющее исхода.

Вопрос определения нормы и патологии является крайне сложным и затрагивает различные сферы человеческой деятельности — от медицины и психологии до философии и социологии. Был совершён ряд попыток вывести критерии психической нормы, в число которых включали соответствующую возрасту человека зрелость чувств, адекватное восприятие действительности, наличие гармонии между восприятием явлений и эмоциональным отношением к ним, умение уживаться с собой и социальным окружением, гибкость поведения, критический подход к обстоятельствам жизни, наличие чувства идентичности, способность планировать и оценивать жизненные перспективы. Во многих случаях под психической нормой определяют то, насколько индивид адаптирован к жизни в социальной среде, насколько он продуктивен и критичен в жизни.

При постановке диагноза психиатры и клинические психологи пользуются как личным опытом и общими рекомендациями, так и Международной классификацией болезней (МКБ) и «Диагностическим и статистическим справочником по психическим расстройствам».

Клуб distant-nik

Сентябрь 2020

Категория психического здоровья. Понятие психической нормы

Каждый человек считает, что знает, что такое «норма». Отметим, что понятие «психическая норма» не совпадает с понятием «здоровье», предложенным Всемирной организацией здравоохранения, как «состояние полного физического, духовного и социального благополучия». Благополучно могут чувствовать себя больные, находящиеся в состоянии эйфории и пользующиеся в то же время всем спектром медицинских и социальных услуг.

Попробуем выделить основные показатели психической нормы.

• По своим интересам, склонностям, поведению не выделяется из общего социума.

• Вполне приспособлен, полностью адаптирован к жизни в обществе: семье, работе, других сферах общения.

• Поведение и характер в течение зрелой жизни не меняются, а развитие в детском и подростковом возрасте протекает соответственно принятым стандартам. Старится он также по известным закономерностям, и личностные черты при этом сохраняются.

Вы можете спросить: а как же недавние рассуждения о принадлежности к норме матери Терезы и Чикатило; Лермонтова и некоего алкоголика; Наполеона и «отрешенного» Сутина? Об этом мы будем говорить, когда приступим к описанию акцентуации. Тогда же коснемся и гениальных личностей.

Психиатрам нечасто приходится иметь дело с людьми, полностью соответствующими понятию «нормы», но все-таки приходится (иначе зачем же касаться этого вопроса в книге о психиатрии, пусть и научно-популярной?).

Душевно здоровые люди попадают в сферу внимания психиатров, когда рассматриваются вопросы ответственности за содеянное преступление (вменяемость). При этом некоторые из них стараются выглядеть в глазах окружающих больными (проявляется редкий феномен «симуляции»; заметим, кстати, что это совершенно безнадежная уловка). Освидетельствование психиатров требуется, когда рассматриваются вопросы о пригодности к несению воинской службы (вопрос очень болезненный: из страха перед армией симуляция проявляется чаще, а родители призывников запасаются всякого рода справками). Наконец, бывает, что в ненормальности и сумасшествии обвиняют душевно здоровых людей, чье поведение не соответствует стандартам окружающего социума. Иногда в таких случаях речь идет о загадочных пока для читателя акцентуациях, но иногда извращены понятия самого социума (например, семьи, где у одного из членов проявляются нестандартные для нее увлечения или религиозность), тогда, врачам приходится прибегать к разъяснительной работе.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Критерии психического здоровья

Всемирная организация здравоохранения выделяет следующие критерии психического здоровья:

— осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я».

— чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях.

— критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам.

— соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям.

— способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами.

— способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти планы.

— способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.

Поможем написать любую работу на аналогичную
тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту

Узнать стоимость

Понятие психического здоровья. Понятие психической нормы.

Психическое здоровье — интегральная характеристика полноценности психологического функционирования индивида.

 В психологии и медицине существуют разные подходы к проблеме психического здоровья, обращенные к различным сторонам нормального и аномального функционирования.

Традиционная медицинская модель рассматривает психическое здоровье как меру вероятности развития болезни («негативное» определение здоровья как отсутствия болезни).

В психоанализе
представление о здоровье как таковом вообще отсутствует; каждый человек выступает как носитель того или иного «патоса», потенциальной болезни, переходу которого в «нозос» — актуальную болезнь — препятствует сбалансированный режим функционирования механизмов психологической защиты и компенсации в индивидуальной психодинамике.

Для бихевиоризма
характерно сведение личности к ее социальному функционированию и к определению нормы или здоровья через понятие равновесия со средой, с использованием таких критериев, как адаптация, стабильность, успешность, продуктивность, конформность.

С развитием идей гуманистической и экзистенциальной психологии была предложена концепция «позитивного психического здоровья», в которой делался акцент на специфически человеческом способе существования. В центр этого подхода был поставлен анализ здорового функционирования как позитивного процесса, обладающего самостоятельной ценностью и содержательно описываемого через понятия

— самореализации, самоактуализации (К. Гольдштейн, А. Маслоу, Ш. Бюллер),

—        полноценного человеческого функционирования (К. Роджерс), аутентичности (Дж. Бюдженталь),

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

—        стремления к смыслу (В. Франкл) и др.

Однако характерной чертой моделей позитивного психического здоровья явился преимущественно их описательный характер; перечни черт, характеризующих здоровую личность, не позволяют ответить на практический вопрос о механизмах поддержания и восстановления психического здоровья при его нарушениях.

Б. С. Братусь предложил многоуровневую модель психического здоровья, выделив несколько уровней структуры личности, каждому из которых соответствует свое понимание психического здоровья. Согласно этой модели,

высший уровень личностного здоровья, отвечающий за производство смысловых ориентаций, определение общего смысла жизни, отношение к себе и к другим,

оказывает регулирующее влияние на нижележащие уровни, характеризующие степень адаптации и психофизиологическое состояние.

 Современные теоретические, экспериментальные и прикладные подходы в психологии личности и психотерапии характеризуют психическое здоровье как

зрелость, сохранность и активность механизмов личностной саморегуляции,

меру способности человека трансцендировать («выводить за пределы») свою биологическую, социальную и смысловую детерминированность, выступая активным и автономным субъектом своей жизни в изменяющемся мире.

Критерии психического здоровья по определению ВОЗ:

1) осознание и чувство непрерывности, постоянства своего «Я»;

2) чувство постоянства переживаний в однотипных ситуациях;

3) критичность к себе и к результатам своей деятельности;

4) соответствие психических реакций силе и частоте средовых воздействий;

5) способность управления своим поведением в соответствии с общепринятыми нормами;

6) способность планировать свою жизнь и реализовывать свои планы;

7) способность изменять поведение в зависимости от жизненных ситуаций и обстоятельств.

Таким образом, здоровье вообще и психическое здоровье в частности представляют собой динамическое сочетание различных показателей, тогда как болезнь, напротив, можно определить как сужение, исчезновение или нарушение критериев здоровья, т. е. как особый случай здоровья.

О соотношении понятий «психическое здоровье» и «психологическое здоровье» в отечественных и зарубежных исследованиях

1. Термин «психическое  здоровье»  был  введен  Всемирной  Организацией Здравоохранения  в 1979  году.  В  США  и  Великобритании, (и  в  целом  в англоязычных  публикациях)  словосочетание “mental health”  обозначает  успешное  выполнение  психических  функций,  имеющим  результатом  продуктивную деятельность,  установление  отношений  с  другими  людьми  и  способность адаптироваться  к  изменениям  и  справляться  с  неприятностями. 

С  раннего детства  до  поздних  периодов  жизни  психическое  здоровье  составляет  основу интеллектуальной  деятельности  и  коммуникативных  навыков,  научения, эмоционального роста, устойчивости и самоуважения. 

В  других  определениях  подчеркивается,  что  психическое  здоровье –  это относительно  устойчивое  состояние  бытия,  в  котором  индивид  достаточно удовлетворен собой и чувствует интерес к жизни и самореализации.

В  психологическом  словаре  под  термином «психическое  здоровье» понимается «состояние  душевного  благополучия,  характерное  отсутствием болезненных  психических  проявлений  обеспечивающее  адекватную  условиям действительности  регуляцию  поведения  и  деятельности».  Это  такое  состояние индивида,  которое  характеризуется  цельностью  и  согласованностью  всех психических  функций  организма,  обеспечивающих  чувство  субъективной  психической комфортности, способность к целенаправленной осмысленной деятельности и адекватные формы поведения.

2. Понятие «психологическое  здоровье»  было  введено  в  научный  лексикон И.В.  Дубровиной.  С  ее  точки  зрения,  если  термин «психическое  здоровье»  имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам,

то термин «психологическое здоровье» – относится к личности в целом, находится в тесной связи  с  высшими  проявлениями  человеческого  духа.

Многие авторы указывают на тесную связь данных понятий, например, Б.С. Братусь  выделяя  три  уровня  здоровья: 

1.      психофизиологическое, 

2.      индивидуально-психологическое и

3.      личностное,

первый относит к психическому здоровью, в то время как второй и третий – к психологическому благополучию или психологическому здоровью. 

Обобщая взгляды многих авторов на проблему психологического здоровья можно  сказать,  что  оно  представляет  собой  интегральную  характеристику личностного  благополучия,  включающую  в  себя  несколько  компонентов: социальный, эмоциональный и интеллектуальный аспекты развития личности. 

Таким образом, можно  сказать, что психологическое  здоровье несомненно связано  с  психическим  здоровьем,  именно  последнее  создает  основу  для здоровья психологического. Четкое понимание данных понятий, их сущностная характеристика  и  особенности  очень  важны,  так  как  важно  разграничивать сферы деятельности специалистов, работающих в области охраны и укрепления психического здоровья (психиатры, психологи, психотерапевты и т.д.) и профессионалов, изучающих психологическое здоровье (психологов, психотерапевтов).

Поможем написать любую работу на аналогичную
тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту

Узнать стоимость

Понятие психологической нормы — Студопедия

Основным потребителем дифференциально-психологических знаний является психодиагностика. В психологии индивидуальных различий рождаются понятия, для измерения которых затем создаются или подбираются методики. Здесь же возникает представление о способах оценки и интерпретации полученных результатов. В связи с этим очень важным является понятие психологической нормы, очень неоднородное по своему содержанию, на которое оказывают влияние по меньшей мере четыре фактора.

1. Норма – статистическое понятие. Нормальным признается то, чего много, что относится к середине распределения. А «хвостовые» его части, соответственно, указывают на область низких («субнормальных») или высоких («супернормальных») значений. Для оценки качества мы должны соотнести показатель человека с другими и таким образом определить его место на кривой нормального распределения. Очевидно, что приставки «суб» и «супер» не дают этической или прагматической оценки качества (ведь если у человека «супернормальный» показатель агрессивности, едва ли это хорошо для окружающих и для него самого).

Нормы не абсолютны, они развиваются и получаются эмпирически для данной группы (возрастной, социальной и других). Так, например, на протяжении последних лет показатель маскулинности по опроснику MMPI у девушек устойчиво повышен; однако это говорит не о том, что они поголовно ведут себя как юноши, а о необходимости пересмотра устаревших норм.



2. Нормы обусловлены социальными стереотипами. Если поведение человека не соответствует общепринятому в данном обществе, оно воспринимается как отклоняющееся. Например, в российской культуре не принято класть ноги на стол, а в американской это никем не осуждается.

3. Нормы ассоциируются с психическим здоровьем. Ненормальным может считаться то, что требует обращения к клиницисту. Необходимо отметить, однако, что и в психиатрии оценочный подход дискутируется, а в качестве наиболее существенных указаний на отклонение от нормы принимается нарушение продуктивности деятельности и способности к саморегуляции. Так, например, когда пожилой человек, осознавая слабость своей памяти, использует вспомогательные средства (записную книжку, раскладывание необходимых предметов в поле зрения), то это поведение соответствует норме, а если он, относясь к себе некритически, отказывается от необходимости «протезировать» свое жизненное пространство, то это приводит в конечном счете к неспособности решать поставленные задачи и свидетельствует о нарушении психического здоровья.

4. Представление о нормах определяется ожиданиями, собственным необобщенным опытом и другими субъективными переменными. Пр: если первый ребенок в семье начал говорить в возрасте полутора лет, то второй, который к двум годам еще не научился свободно изъясняться, воспринимается как наделенный признаками отставания.

Нормы – это не застывшее явление, они постоянно обновляются и изменяются. Обязательно должны регулярно пересматриваться и стандарты психодиагностических методик.

Содержание

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное
учреждение

высшего профессионального образования

«Пермский государственный педагогический
университет»

Кафедра дошкольной педагогики и
психологии

реферат

на тему

«Психическое здоровье. Норма и патология.
Акселерация и амплификация развития.
Взаимодействие возрастных и индивидуальных
особенностей развития»

Выполнила:

студентка III курса

нЕКРАСОВА
н.м.

Пермь

пгпу

2011

Глава 1. Психическое здоровье. Норма и патология. Акселерация и амплификация развития………………………………………………………..3

    1. Психическое здоровье………………………………………………………..3

    2. Понятие нормы и патологии в современной
      психологии. Основные подходы к дихотомии
      «норма – патология…………………………………4

    3. Критерии психического здоровья.
      Психическая норма……………………9

    4. Акселерация и амплификация
      развития……………………………………11

Глава 2. Взаимодействие возрастных и индивидуальных особенностей развития…………………………………………………………………………14

2.1 .
Единство возрастных и
индивидуальных особенностей развития……..14

Список используемой
литературы
……………………………………………17

Глава 1. Психическое здоровье. Норма и патология. Акселерация и амплификация развития.

    1. Психическое здоровье.

ПСИХИЧЕСКОЕ
ЗДОРОВЬЕ

совокупность
установок, качеств и функциональных
способностей, которые позволяют индивиду
адаптироваться к среде. Это наиболее
распространенное определение, хотя
выработать универсальное, приемлемое
для всех определение психического
здоровья вряд ли возможно, так как
практически нельзя свести воедино все
взгляды на этот вопрос, сложившиеся в
разных человеческих сообществах и
культурах. Человек, значительно
отклоняющийся от стандартов своего
сообщества, рискует быть признанным
психически больным. В то же время
представления о психической болезни
различны в разных культурах и в разные
времена внутри каждой культуры. Примером
первого может служить тот факт, что
многие племена индейцев, в отличие от
большинства других американцев, считают
галлюцинации нормальным явлением;
пример второго – изменение отношения
к гомосексуальности, которая когда-то
рассматривалась как преступление, затем
как психическая болезнь, а сейчас – как
вариант сексуальной адаптации.

С конца
19 в., после работ З.Фрейда, а затем К.Юнга
и других исследователей в психологии
и психиатрии утвердилась концепция о
несводимости психической жизни к
сознательному опыту. На исследования
психики и ее расстройств сильно повлияло
фрейдистское учение о том, что наша
сознательная душевная жизнь определяется
неосознанными представлениями,
импульсами, эмоциями и противостоящими
им защитными механизмами.

Это
воздействие фрейдизма сохраняется и
до настоящего времени; исключение
составляют т.н. бихевиоральные
(поведенческие) теории психической
деятельности, пользовавшиеся большим
влиянием в течение нескольких десятилетий
(до 1950–1960-х годов). Их сторонники отвергали
концепцию о роли бессознательного в
психической жизни, считая, что она не
нужна для объяснения поведения.

Для
проведения междисциплинарных исследований
человеческого разума современная
психология установила связи с другими
науками – антропологией, нейробиологией,
нейрохимией, кибернетикой и лингвистикой.
Понятие психического здоровья часто
определяется в терминах этих наук 20 в.
Психологов 19 в., незнакомых с подобной
терминологией, в частности Фрейда,
вероятно, удовлетворила бы такая
формулировка современных взглядов на
психическое здоровье: здоровая психика
– та, которая эффективно отвечает на
стимулы среды сознательными и
бессознательными реакциями.

Все более
популярной становится сегодня идея
французского психолога 19 в. П.Жане о
том, что определенные психические
представления недоступны нашему
сознанию. Эти интуитивные представления
– не тот кипящий котел неприемлемых
мыслей, о котором писал Фрейд, но все же
большую часть
времени они не осознаются.

    1. Понятие нормы и патологии в современной
      психологии. Основные подхо
      ды к
      дихотомии «норма – патологии.

В настоящее время в психологии все ещё
не существует единого представления о
норме. Одним из ведущих источников
заимствований в психологии является
понятийный аппарат медицины, в частности,
психиатрии. В психиатрии понятие «нормы»
традиционно существует в виде дихотомии
«норма – патология».

Впервые вопрос о норме возник в тех
областях психиатрии и психологии,
которые имели дело с так называемыми
пограничными явлениями, такими как
психопатии. Усилению интереса к проблеме
нормы и патологии способствовал
психоанализ З. Фрейда, включивший
«психопатологии обыденной жизни». В
1908 году вышла статья Ганнушкина
«Постановка вопроса о границах душевного
здоровья», в которой он указал, что
установить пограничную линию между
нормальными и патологическими явлениями
практически невозможно, потому что
между здоровьем и болезнью существует
множественные многообразные ступени.

На сегодняшний день Всемирная Организация
Здравоохранения (ВОЗ) предлагает
следующее определение «нормы»: норма
– этический стандарт, модель поведения,
рассматриваемая как желательная,
приемлемая и типичная для той или иной
культуры.

В современной науке выделяют несколько
подходов к пониманию «нормы».

Статистический подход

Самым распространенным для многих
психологов и психиатров является
понимание нормы как чего-то среднего,
установившегося, не выделяющегося из
массы, как наиболее приспособленного,
адаптированного к окружающей среде.
Как правило, чем реже встречается та
или иная форма поведения, тем больше
вероятность, что ее будут воспринимать
как аномальную. Быть нормальным значит
быть, как все, соответствовать усредненному
стандарту (среднестатистическому
нормативу) оценки возможностей человека.

Пример: МКБ10 – оценка умственной
отсталости по IQ.

Ниже 20 – глубокая умственная отсталость

20–34 – выраженная умственная отсталость

35–49 – умеренная умственная отсталость

50–70 – легкая умственная отсталость

71–84 – умственная отсталость близкая
к норме

85–114 – НОРМА

115–124 – интеллект выше нормы

125–134 – высокий интеллект

135 и выше – гений

Статистические нормативы относительны,
так как культурно обусловлены. Такой
подход вызывает давнюю критику, в том
числе и со стороны психологов. Они
справедливо указывают, что отождествление
нормальности с часто встречающимся
резко снижает представление о человеческом
развитии, низводя его до уровня
приспособления к расхожим шаблонам
поведения. Французский психиатр К. Кюльер
говорил, что «в тот самый день, когда
больше не будет полунормальных людей,
цивилизованный мир погибнет, погибнет
не от избытка мудрости, а от избытка
посредственности». Действительно,
статистически «нормальное» общество
не будет развиваться и в итоге погибнет.
Следовательно, необходимы вариации
норматива для развития общества.

Адаптационный подход

Быть нормальным значит быть приспособленным,
адаптированным. Этот подход наиболее
близок к целостному взгляду на человека,
живущего в изменяющихся условиях. При
этом социальная адаптация является
сужением приспособленности. Так,
Домбровский считал, что способность
социально адаптироваться к любым
условиям и на любом уровне свидетельствует
о неразвитости личности.

Последователи этого подхода рассматривают
норму и ненорму в связи с понятием
«адаптация». При этом адаптация
понимается, во-первых, как динамическое
равновесие между организмом и средой,
а во-вторых, как динамическое равновесие
между психическими процессами и
деятельностью человека.

Для нормы характерным признаком является
наличие жизненной цели; наличие устойчивых
структурных черт личности в процессе
её развития и тех черт, которые изменяются
в процессе её развития.

В целом норма и ненорма – это всегда
процесс, в ходе которого личность
достигает или не достигает своего
функционального оптимума (оптимума
психического функционирования). То
есть, норма – процесс достижения
личностью (биопсихосоциальной единицей)
функционального оптимума и динамического
равновесия в реализации целей
самосохранения, развития и самореализации.

Понятие «нормы» смещается до границ
индивида

Каждый человек рассматривается по
отношению к самому себе: каким он был,
каким он стал. Таким образом, проблема
нормы вовсе снимается.

Культурно-релятивистский подход

Не решает проблемы и подход с позиции
культурного релятивизма. Согласно ему,
о норме и патологии можно судить лишь
на основании соотношения особенностей
культуры определенных социальных групп,
к которым принадлежат исследуемые. То,
что вполне нормально для одной социальной
группы, для другой будет выглядеть как
патология. Нормальное-то, что соответствует
представлениям данной культуры о норме.

Однако, как считают отдельные исследователи,
при таком подходе, по крайней мере, два
обстоятельства делают невозможным
однозначное определение нормального
и патологического поведения: множественность
социальных отношений, «социумов», к
которым принадлежит любой индивид, и
неоднородность предъявляемых каждым
таким социумом требований. Поэтому
поведение индивида регулируется не
единым набором норм, а множеством
требований, хотя и связанных между
собой, но не совпадающих и подчас не
согласуемых друг с другом (требования
семьи, рабочего коллектива, социальной
среды и т.д.). К тому же, существуют
универсальные психические расстройства,
например, старческое слабоумие, которые
не зависят ни от культуры, ни от ранга.

Психопатологический подход

Довольно распространенным среди
исследователей стало принятие негативных
критериев нормы. Согласно этому подходу
норма понимается, прежде всего, как
отсутствие каких-либо выраженных
патологических симптомов. Если у человека
этих симптомов не обнаруживается,
значит, он нормален, значит, он здоров.
Здоровье определяется через нездоровье,
норма – через аномалию. По такому пути
идут многие исследователи за рубежом,
которые в своих тестах и опросниках
исходят из представлений и категорий,
заимствованных из психиатрии, и на их
основе строят структуру как больной,
так и здоровой личности. Однако не
вызывает сомнений однобокость этого
подхода.

Гуманитарный (гуманистический) подход

Оценка нормы самой по себе, не в отношении
патологии, при отсутствии дихотомии
«норма-патология». Этот прямо
противоположный подход описывает
критерии психического здоровья и
пытается выделить то позитивное, что
несет в себе нормальная личность. Широко
ставится вопрос о здоровье личности
как о некотором особом достоянии,
полноте, а не об одном отсутствии тех
или иных ущербов и недугов.

Данный подход тесно связан с теорией
личности. Норма – это человек
самоусовершенствующийся,
самоактуализирующийся.

А. Маслоу предлагает следующие
характеристики самоактуализирующихся
личностей:

эффективное восприятие реальности,
устойчивость к тому, что воспринимается;

принятие себя, других, природы; отсутствие
стыда, вины, тревоги;

непосредственность, простота,
естественность;

центрированность на цели;

независимость и наличие потребности в
уединении от суеты;

автономия, т.е. независимость от культуры
и окружения; наличие ответственности
за свою судьбу;

спокойное отношение к социальным
поощрениям;

свежесть восприятия, открытость новым
впечатлениям, умение радоваться жизни;

вершинные переживания, состояния подъема
и экстаза;

глубокие межличностные отношения;

разграничение целей и средств;

философское чувство юмора;

сопротивление окультуриванию.

Фромм выделяет следующие характерные
черты нормы:

продуктивная деятельность, т.е. созидание;

связь человека с внешним миром через
эмоции и переживания;

постижение объективной реальности
своим интеллектом;

осознание собственной неповторимости
при наличии связи с ближними и с другими
людьми;

отсутствие признания иррациональных
авторитетов, но охотное подчинение
рациональным;

постоянное возрождение нормального
человека;

нормальный человек смотрит на жизнь
как на величайшее из дарованных ему
благ.

понятие, норма и отклонения. Умственные способности и интеллект

Каждый человек — личность со своими особенностями, характером, жизненными убеждениями, целями и мыслями. Чтобы узнать его лучше, нам нужно лучше узнать друг друга через общение. В процессе, который представляет собой мимику, жесты, манеру держаться, с умением прислушиваться к уровню своего интеллектуального развития и интеллекта.

Это две характеристики, которые отражают способности человека к умственной деятельности.

Что такое интеллект и умственное развитие

Безусловно, они могут быть улучшены и усилены посредством самосовершенствования.

Психическое развитие предполагает набор знаний и навыков, которые сформировались в процессе их получения.

В переводе с латыни — знание, понимание. А это означает набор потребностей для оценки, анализа и разрешения ситуации. Термин объединяет все познавательные процессы человека: память, речь, мышление, воображение, внимание и восприятие.

Отсюда следует, что человеческий интеллект — это определенная система навыков, позволяющая адаптироваться к новым обстоятельствам, процессу обучения, основанному на полученном опыте, посредством которого управляются различные условия жизни.

Термин «интеллект» можно раскрыть по трем характеристикам:

  1. Биологическое. Это способность сознательно подстраиваться под ситуацию;
  2. Образовательная. Способность к процессу обучения.
  3. Структурный подход. Его автор Альфред Бине — французский психолог.Интеллект — это способность адаптировать средства для достижения цели. Другими словами, это комплекс определенных навыков.

Делаем вывод, что интеллект определяется масштабом способности к рациональным действиям, рациональному мыслительному процессу и умелому преодолению жизненных ситуаций.

Теперь разберемся, что способствует развитию умственных способностей.

Умение распознать сюжет любимого фильма, с полуслова понять собеседника или легко объяснить, что такое книга — качества, демонстрирующие умственные способности.

Для начала давайте определим термин

Это способность человека распознавать, анализировать и принимать правильное решение ситуации. Умственные способности объединяют все познавательные процессы человека. К ним относятся: мышление, воображение, чувство, понимание и представление.

Теперь разберем некоторые моменты, которые влияют на уровень умственных способностей.

Нет четкого определения этого термина, утверждают ученые, от какого уровня зависит. Но есть три критерия, которые определяют его:

  1. Познание.Это способность понимать и анализировать речь другого человека или, например, осведомленность о прочитанной книге;
  2. Рассудок. Характеризуется способностью трезво оценивать ситуацию, выявлять положительные и отрицательные моменты и сохранять объективность в экстремальных обстоятельствах;
  3. Память. Возможность запоминать необходимую и важную информацию. Возможность воспроизвести в нужное время.

Мы разобрались, что влияет на уровень умственных способностей, и теперь научимся их измерять.

Измерение интеллектуальных способностей с помощью теста IQ

На сегодняшний день успешно практикуется во многих компаниях IQ — тестирование рабочего персонала. Дети также могут проверить свой интеллектуальный уровень. Да, вокруг много споров, но все же это так.

Ответ выражается в результате прохождения теста, число. Средний результат варьируется от девяноста до ста десяти. Если коэффициент больше ста тридцати, то человек обладает высшими способностями.Все показатели ниже отметки девяноста показывают, что интеллектуальные способности ниже среднего.

Но не отчаивайтесь, ведь интеллектуальное интеллектуальное развитие можно улучшить.

Каким образом это можно улучшить?

Учеными доказаны факторы, способствующие их ухудшению, это длительное бездействие, физические и психологические отклонения, старость.

Но есть способы поддерживать их в актуальном состоянии и улучшать:

  1. Решение головоломок, шарад, кроссвордов, различные задания;
  2. Работа со специально разработанными компьютерными программами, улучшающими работу мозга;
  3. Хобби, любимое занятие.Например, посещение различных тренингов, развивающих игр;
  4. Специальные комплексы упражнений, дающие физическую нагрузку.

Получив неудовлетворительный результат теста IQ, не расстраивайтесь. Обучать надо

.

понятие, норма и отклонения. Умственные способности и интеллект

Каждый человек — личность со своими особенностями, характером, жизненными убеждениями, целями и мыслями. Чтобы узнать его лучше, нам нужно лучше узнать друг друга через общение. В процессе, который представляет собой мимику, жесты, манеру держаться, с умением прислушиваться к уровню своего интеллектуального развития и интеллекта.

Это две характеристики, которые отражают способности человека к умственной деятельности.

Что такое интеллект и умственное развитие

Безусловно, они могут быть улучшены и усилены посредством самосовершенствования.

Психическое развитие предполагает набор знаний и навыков, которые сформировались в процессе их получения.

В переводе с латыни — знание, понимание. А это означает набор потребностей для оценки, анализа и разрешения ситуации. Термин объединяет все познавательные процессы человека: память, речь, мышление, воображение, внимание и восприятие.

Отсюда следует, что человеческий интеллект — это определенная система навыков, позволяющая адаптироваться к новым обстоятельствам, процессу обучения, основанному на полученном опыте, посредством которого управляются различные условия жизни.

Термин «интеллект» можно раскрыть по трем характеристикам:

  1. Биологическое. Это способность сознательно подстраиваться под ситуацию;
  2. Образовательная. Способность к процессу обучения.
  3. Структурный подход. Его автор Альфред Бине — французский психолог.Интеллект — это способность адаптировать средства для достижения цели. Другими словами, это комплекс определенных навыков.

Делаем вывод, что интеллект определяется масштабом способности к рациональным действиям, рациональному мыслительному процессу и умелому преодолению жизненных ситуаций.

Теперь разберемся, что способствует развитию умственных способностей.

Умение распознать сюжет любимого фильма, с полуслова понять собеседника или легко объяснить, что такое книга — качества, демонстрирующие умственные способности.

Для начала давайте определим термин

Это способность человека распознавать, анализировать и принимать правильное решение ситуации. Умственные способности объединяют все познавательные процессы человека. К ним относятся: мышление, воображение, чувство, понимание и представление.

Теперь разберем некоторые моменты, которые влияют на уровень умственных способностей.

Нет четкого определения этого термина, утверждают ученые, от какого уровня зависит. Но есть три критерия, которые определяют его:

  1. Познание.Это способность понимать и анализировать речь другого человека или, например, осведомленность о прочитанной книге;
  2. Рассудок. Характеризуется способностью трезво оценивать ситуацию, выявлять положительные и отрицательные моменты и сохранять объективность в экстремальных обстоятельствах;
  3. Память. Возможность запоминать необходимую и важную информацию. Возможность воспроизвести в нужное время.

Мы разобрались, что влияет на уровень умственных способностей, и теперь научимся их измерять.

Измерение интеллектуальных способностей с помощью теста IQ

На сегодняшний день успешно практикуется во многих компаниях IQ — тестирование рабочего персонала. Дети также могут проверить свой интеллектуальный уровень. Да, вокруг много споров, но все же это так.

Ответ выражается в результате прохождения теста, число. Средний результат варьируется от девяноста до ста десяти. Если коэффициент больше ста тридцати, то человек обладает высшими способностями.Все показатели ниже отметки девяноста показывают, что интеллектуальные способности ниже среднего.

Но не отчаивайтесь, ведь интеллектуальное интеллектуальное развитие можно улучшить.

Каким образом это можно улучшить?

Учеными доказаны факторы, способствующие их ухудшению, это длительное бездействие, физические и психологические отклонения, старость.

Но есть способы поддерживать их в актуальном состоянии и улучшать:

  1. Решение головоломок, шарад, кроссвордов, различные задания;
  2. Работа со специально разработанными компьютерными программами, улучшающими работу мозга;
  3. Хобби, любимое занятие.Например, посещение различных тренингов, развивающих игр;
  4. Специальные комплексы упражнений, дающие физическую нагрузку.

Получив неудовлетворительный результат теста IQ, не расстраивайтесь. Необходимо тренировать ум: это решение логических задач, чтение научных и художественных книг, изучение языков. Необходимо постоянно заниматься самосовершенствованием. И, конечно же, придерживаться здорового питания и много отдыхать.

А теперь поговорим о том, как развивать способности ребенка

О умственном развитии малыша, который только родился, судить нельзя, потому что он еще неспособен к действиям.Определенно у него природные задатки. Это неотъемлемые черты рождения в виде физиологических, анатомических, психологических свойств, которые будут надежно способствовать развитию талантов в любой деятельности. Скажем, чувство ритма и способность слышать музыку для танцев, быстрая реакция и точность движений для конкретного вида спорта и т. Д.

Родители затем выражаются в предрасположенности ребенка к любому виду занятий (танцы, рисование, пение). Это завлекает малыша и доставляет огромное удовольствие.

Чтобы выявить эти таланты, ребенок должен быть погружен в определенный процесс. И, конечно же, их развитие будет происходить только при регулярных систематических занятиях с учителем.

Но следует отметить, что какими бы природными задатками ни обладал ребенок, без усердия, дисциплины, воли, усилия невозможно достичь высот. Иногда люди, не обладающие талантами, достигают небывалых результатов за счет воли

.

норм и их важность «Букварь по психологии

Нормы относятся к информации, относящейся к групповому исполнению конкретного эталона по определенному показателю, по которому можно сравнивать человека.

Нормы — это стандартизированные баллы. Результаты психологических тестов чаще всего интерпретируются со ссылкой на норму, которая представляет собой результативность теста по стандартизированной выборке. Нормы всегда представляют собой лучшую производительность.

В основном есть два назначения норм:

  1. Нормы указывают на относительное положение лица в нормативной выборке и, таким образом, позволяют оценивать его / ее деятельность по сравнению с другими лицами.
  2. Нормы

  3. предоставляют сравниваемые меры, позволяющие напрямую сравнивать индивидуальные показатели в тесте на различие.

Сэр Фрэнсис Гальтон впервые разработал логику для тестирования, основанного на нормах, в 18, , веках.

Статистическая концепция:

  1. Распределение частот: Основная цель статистического метода — систематизировать и обобщить количественные данные для облегчения их понимания.Список из 1000 результатов тестов может быть ошеломляющим. В такой форме он не имеет большого значения. Первый шаг к наведению порядка в таком хаосе необработанных данных — это табулирование оценок в частотное распределение. Распределение готовится путем группировки оценок в удобные интервалы классов и подсчета каждой оценки в соответствующем интервале. Когда все баллы введены, счетчики подсчитываются, чтобы определить частоту или количество случаев в каждом интервале классов. Сумма этих частот будет равна N — общему количеству случаев в группе.
  2. Графическое представление: Информация, предоставляемая частотным распределением, также может быть представлена ​​графически в виде кривой распределения. На исходных линиях или горизонтальной оси отложены оценки, сгруппированные по интервалам класса; по вертикальной оси отложены частоты или количество случаев, попадающих в каждый интервал классов. График построен двумя способами. На гистограмме высота столбца, установленного над каждым интервалом класса, соответствует количеству людей, набравших баллы в этом интервале.В многоугольнике частот количество людей в каждом интервале указано точкой в ​​центре интервала классов и напротив соответствующей частоты. Затем последовательные точки соединяются прямыми линиями.
  3. Центральная тенденция: Группа оценок также может быть описана в терминах некоторой меры центральной тенденции. Самым известным из этих показателей является среднее, более известное как среднее значение (M), и его можно найти путем сложения всех язв и деления суммы на количество случаев (N).Другой показатель — это режим или наиболее частая оценка. В частотном распределении режим является средней точкой интервала класса с самой высокой частотой. Третьим показателем центральной тенденции является средний или средний балл, когда все баллы расположены в порядке их размера. Медиальная точка — это точка, которая делит распределение пополам: половина случаев находится выше, а половина — ниже.
  4. Вариабельность: Дальнейшее описание набора результатов тестов дается с помощью показателей изменчивости или степени индивидуальных различий вокруг центральной тенденции.Самый очевидный и знакомый способ сообщить о вариативности — это диапазон между наивысшим и наименьшим баллом. Однако диапазон Т крайне груб и нестабилен, так как определяется всего двумя баллами. Таким образом, один необычно высокий или низкий балл заметно повлияет на его размер. Более точный метод измерения вариабельности основан на разнице между оценкой каждого человека и средним значением группы.

Гораздо более удобной мерой изменчивости является стандартное отклонение (обозначаемое любым SD), в котором отрицательные знаки законно устраняются возведением в квадрат каждого отклонения.Сумма этого столбца, деленная на количество наблюдений, называется дисперсией или среднеквадратичным отклонением. Дисперсия оказалась чрезвычайно полезной для определения вклада различных факторов в индивидуальные различия в производительности тестов. SD также обеспечивает основу для выражения индивидуальных оценок по различным тестам с точки зрения норм.

Нормы развития

Один из способов придания значения результатам тестов — это указать, насколько далеко продвинулся человек по нормальному пути развития.Системы развития используют более качественные описания поведения в конкретных функциях, таких как сенсомоторная деятельность или формирование концепций.

Психический возраст: Термин «умственный возраст» получил широкую популяризацию благодаря различным переводам и адаптации шкал Бине-Симона, хотя сам Бине использовал более нейтральный термин «умственный уровень». В возрастных шкалах, таких как Bind и ее версии (до 1986 г.), элементы были сгруппированы по годам. Например, те задания, которые прошли большинство семилетних детей в выборке стандартизации, были помещены на семилетний уровень и так далее.Тогда баллы ребенка на тесте будут соответствовать наивысшему уровню в году, который он или она может успешно завершить. На практике, индивидуальные тесты ниже своего умственного возраста и сдали некоторые из них выше. По этой причине было принято вычислять базальный возраст, то есть самый высокий возраст, в котором и ниже которого были пройдены все тесты. Затем к этому базовому возрасту добавлялись частичные кредиты в месяцах за все тесты, сданные на более высоких уровнях обучения. Нормы умственного возраста также использовались с тестами, которые не делятся на уровни по годам.В таком случае сначала определяется предварительная оценка ребенка. Средние необработанные баллы, полученные детьми в каждой годовой группе в рамках выборки стандартизации, составляют возрастные нормы для такого теста. Например, средняя необработанная оценка детей в возрасте e8 лет будет представлять собой исходную оценку 8-летнего ребенка, тогда ее или его умственный возраст на тесте составляет 8 лет. Все исходные баллы по такому тесту могут быть преобразованы аналогичным образом со ссылкой на возрастные нормы.

Эквиваленты оценок : Результаты тестов на успеваемость часто интерпретируются в терминах эквивалентов оценок.Нормы оценок находятся путем вычисления среднего необработанного балла, полученного детьми в каждом классе. Таким образом, если среднее количество задач, правильно решенных на арифметическом тесте учениками четвертого класса в выборке стандартизации , равно 23, то исходная оценка 23 соответствует эквиваленту оценок 4. Эквиваленты промежуточной оценки, представляющие доли оценки, обычно находятся путем интерполяции, хотя их также можно получить непосредственно путем тестирования детей в разное время в школьные годы.Например, 4,0 означает среднюю успеваемость в начале четвертого класса. Нормы оценок также могут быть неверно истолкованы, если пользователь теста твердо не помнит, каким образом они были получены.

Порядковые шкалы: Порядковые шкалы предназначены для определения стадии, достигнутой ребенком в развитии определенных функций поведения. Хотя оценки могут быть представлены в виде приблизительных возрастных уровней, такие оценки вторичны по отношению к качественному описанию характерных особенностей поведения ребенка.Обычно такие шкалы относятся к равномерному прогрессу развития через последовательные стадии. Поскольку эти весы обычно предоставляют информацию о том, что ребенок на самом деле может делать (например, подниматься по лестнице без посторонней помощи; распознает идентичность по количеству жидкости, когда ее наливают в емкости разной формы), они имеют общие важные особенности с тестами, привязанными к предметной области.

Артикул:

Анастаси А. (1982). Психологическое тестирование . Нью-Йорк: Макмиллан.

Нравится:

Нравится Загрузка …

.

l0-Norm, l1-Norm, l2-Norm,…, l-бесконечность Norm — блог Рорасы

В последнее время я много работаю над вещами, связанными с нормами, и пришло время поговорить об этом. В этом посте мы поговорим о целом семействе норм.

Что такое норма?

Математически норма — это общий размер или длина всех векторов в векторном пространстве или матрицах. Для простоты можно сказать, что чем выше норма, тем больше матрица или вектор (значение в). Норма может иметь разные формы и много названий, включая эти популярные названия: Евклидово расстояние , Среднеквадратичная ошибка и т. Д.

В большинстве случаев норма отображается в виде следующего уравнения:

где может быть вектор или матрица.

Например, евклидова норма вектора равна размеру вектора

.

В приведенном выше примере показано, как вычислить евклидову норму, или формально называемую -нормой. Есть много других типов норм, которые помимо нашего объяснения здесь, фактически для каждого отдельного действительного числа , существует норма, соответствующая ему (обратите внимание на выделенное слово вещественное число , что означает, что оно не ограничено только целым числом.)

Формально -норма определяется как:

где

Вот и все! Корень p-го порядка из суммирования всех элементов в p-й степени — это то, что мы называем нормой.

Интересный момент заключается в том, что, хотя все -norm все очень похожи друг на друга, их математические свойства очень разные, и, следовательно, их применение также сильно отличается. Ниже мы рассмотрим некоторые из этих норм более подробно.

l0-норма

Первая норма, которую мы собираемся обсудить, — это норма.По определению, -норма равна

.

Строго говоря, -norm на самом деле не норма. Это функция мощности, которая имеет свое определение в форме -norm, хотя многие люди называют ее нормой. С ним немного сложно работать, потому что в нем присутствует нулевая степень и нулевой корень. Очевидно, что любой станет одним, но проблемы с определением нулевой степени и особенно нулевого корня здесь мешают. Так что на самом деле большинство математиков и инженеров вместо этого используют это определение -norm:

, то есть общее количество ненулевых элементов в векторе.

Поскольку это число ненулевых элементов, очень много приложений используют -norm. В последнее время это становится еще более актуальным из-за появления схемы Compressive Sensing , которая пытается найти самое редкое решение недоопределенной линейной системы. Самое разреженное решение означает решение, которое имеет наименьшее количество ненулевых элементов, то есть с наименьшей -нормой. Эта проблема обычно рассматривается как проблема оптимизации -norm или -оптимизации.

l0-оптимизация

Многие приложения, включая Compressive Sensing, пытаются минимизировать -норму вектора, соответствующего некоторым ограничениям, поэтому это называется «-минимизацией».Стандартная задача минимизации формулируется как:

при условии

Однако сделать это — непростая задача. Поскольку отсутствие математического представления -нормы, -минимизация рассматривается компьютерными учеными как NP-сложная проблема, просто говорит о том, что она слишком сложна и почти не поддается решению.

Во многих случаях проблема минимизации упрощается до уровня нормы более высокого порядка, такой как минимизация и минимизация.

л1-норма

Согласно определению нормы, -норма определяется как

Эта норма довольно распространена среди семейства норм.У него много названий и много форм в различных областях, а именно Норма Манхэттена — это прозвище. Если -norm вычисляется для разницы между двумя векторами или матрицами, это

это называется Сумма абсолютной разницы (SAD) среди ученых, занимающихся компьютерным зрением.

В более общем случае измерения разности сигналов его можно масштабировать до единичного вектора следующим образом:

где — размер.

, который известен как Средняя абсолютная ошибка (MAE) .

l2-норма

Самая популярная из всех норм — норма. Он используется практически во всех областях техники и науки в целом. Согласно основному определению, -norm определяется как

-норма хорошо известна как евклидова норма , которая используется как стандартная величина для измерения разности векторов. Как в -norm, если евклидова норма вычисляется для разности векторов, она известна как евклидово расстояние :

или в квадрате, известном как сумма квадратов разницы (SSD) среди ученых компьютерного зрения:

Наиболее известным приложением в области обработки сигналов является измерение среднеквадратичной ошибки (MSE) , которое используется для вычисления сходства, качества или корреляции между двумя сигналами.MSE

Как ранее обсуждалось в разделе -оптимизация, из-за многих проблем как с вычислительной, так и с математической точки зрения, многие проблемы -оптимизации расслабляются и вместо этого становятся -оптимизацией. По этой причине мы сейчас обсудим оптимизацию.

l2-оптимизация

Как и в случае -оптимизации, задача минимизации -norm формулируется

при условии

Предположим, что матрица ограничений имеет полный ранг, эта проблема теперь является недоопределенной системой, которая имеет бесконечное количество решений.В этом случае цель состоит в том, чтобы извлечь лучшее решение, т.е. имеющее наименьшую -норму, из этого бесконечного множества решений. Это могло быть очень утомительной работой, если бы ее нужно было вычислить напрямую. К счастью, это математический трюк, который может нам очень помочь в этой работе.

Используя уловку множителей Лагранжа, мы можем определить лагранжиан

где — введенные множители Лагранжа. Возьмем производную этого уравнения, равную нулю, чтобы найти оптимальное решение и получить

подключите это решение к ограничению, чтобы получить

и наконец

Используя это уравнение, мы можем мгновенно вычислить оптимальное решение задачи оптимизации.Это уравнение хорошо известно как Псевдообратная матрица Мура-Пенроуза , а сама проблема обычно известна как задача наименьших квадратов , регрессия наименьших квадратов или оптимизация методом наименьших квадратов.

Однако, несмотря на то, что решение метода наименьших квадратов легко вычислить, оно не обязательно должно быть лучшим решением. Из-за гладкой природы самой -norm трудно найти единственное лучшее решение проблемы.

Напротив, -оптимизация может дать гораздо лучший результат, чем это решение.

l1-оптимизация

Как обычно, задача минимизации формулируется как

при условии

Поскольку природа -norm не является гладкой, как в случае -norm, решение этой проблемы намного лучше и уникальнее, чем -optimisation.

Однако, хотя проблема минимизации имеет почти ту же форму, что и проблема минимизации, ее гораздо труднее решить. Поскольку у этой задачи нет гладкой функции, трюк, который мы использовали для решения -проблемы, больше не работает.Единственный способ найти его решение — это искать его напрямую. Поиск решения означает, что мы должны вычислить каждое возможное решение, чтобы найти лучшее из пула «бесконечно многих» возможных решений.

Так как нет простого способа найти решение этой проблемы математически, полезность -оптимизации очень ограничена в течение десятилетий. До недавнего времени развитие компьютеров с высокой вычислительной мощностью позволяло нам «прокручивать» все решения.Используя множество полезных алгоритмов, а именно алгоритм Convex Optimization , такой как линейное программирование, нелинейное программирование и т. Д., Теперь можно найти лучшее решение этого вопроса. Многие приложения, основанные на оптимизации, в том числе Compressive Sensing, теперь возможны.

В настоящее время доступно множество наборов инструментов для оптимизации. Эти наборы инструментов обычно используют разные подходы и / или алгоритмы для решения одного и того же вопроса. Примеры этих наборов инструментов: l1-magic, SparseLab, ISAL1,

.

Теперь, когда мы обсудили множество членов семейства норм, начиная с -norm, -norm и -norm.Пора переходить к следующему. Как мы уже говорили в самом начале, что может быть любая норма, следующая за одним и тем же базовым определением нормы, потребуется много времени, чтобы поговорить обо всех из них. К счастью, кроме -, — и -norm, остальные из них обычно необычны, и поэтому здесь не так много интересного. Итак, мы собираемся рассмотреть крайний случай нормы, которая является -нормой (норма l-бесконечности).

l-бесконечность норма

Как всегда, -norm имеет определение

.

Теперь это определение снова выглядит сложным, но на самом деле оно довольно прямолинейно.Рассмотрим вектор, скажем, если это самая высокая запись в векторе, по свойству самой бесконечности мы можем сказать, что

, затем

, затем

Теперь мы можем просто сказать, что норма —

.

, что является максимальной величиной записей этого вектора. Это определенно демистифицировало значение -norm

.

Теперь мы обсудили все семейство норм от до, я надеюсь, что это обсуждение поможет понять значение нормы, ее математические свойства и ее значение в реальном мире.

Ссылка и дополнительная литература:

Математическая норма — википедия

Математическая норма — MathWorld

Майкл Элад — «Редкие и избыточные представления: от теории к приложениям в обработке сигналов и изображений», Springer, 2010.

Линейное программирование — MathWorld

Компрессионное зондирование — Университет Райса

Edit (15.02.15): исправлены неточности содержания.

Нравится:

Нравится Загрузка…

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *