Деятельность в психологии: понятие, структура и виды
Деятельность часто путают со схожими понятиями, заменяя в разговоре на действие, работу, выполнение. Психология рассматривает ее как отдельный процесс, присущий человеку. Деятельность в психологии — движущая сила, которая необходима для развития индивида как личности. Без нее невозможно эволюционировать. Благодаря деятельности меняется сам индивид и мир вокруг него.
Понятие и суть
Первобытный человек стремился познавать, преобразовывать окружающий мир. Сначалу он контактировал с природой, животными, неодушевленными предметами. По мере развития — научился создавать, изменять предметы, преобразовывать природу.
Деятельность — спорная, малоизученная тема. Ей стали уделять активное внимание в середине 20 века. А. Леонтьев определял ее как процесс удовлетворения потребностей субъекта. Для советских психологов была важна не сама активность, а основанные на ней психические процессы.
Термин «деятельность» следует отличать от синонимов «движение», «активность». Эти термины описывают движение материи. Для описания свойств неодушевленной материи нужно использовать термин «движение».
Появление живой материи послужило причиной возникновения новой формы движения — активности. Действия, которые выполняют животные для поддержания существования, следует называть жизнедеятельностью. Активность индивида, обладающего осознанностью, можно называть полноценной деятельностью.
Некоторые психологи полагают, что способностью к осознанной деятельности обладают и высокоорганизованные животные. Приматы, помимо необходимых для выживания действий, обладают способностью к игре.
История изучения и последователи
Выявить общие закономерности удалось А. Бернштейну, П. Анохину. Психологи изучали организацию движений, активность мозга, направленную на движения. Это послужило основой для создания теории функциональных систем, которая объясняет структуру целенаправленной деятельности.
Согласно теории, целенаправленная деятельность должна состоять из последовательных элементов. Побуждению к началу действия становится мотив — осознаваемая потребность.
Впервые описание мотива встречается в работах К. Обуховского, В. Ковалева. Они провели ряд экспериментов, которые показывали, что мотив влияет на готовность индивида совершить целенаправленное действие. Отсутствие мотива — причина отказа от действия.
Предмет
Сознательная деятельность присуща только человеку, но рассматривать ее необходимо в контексте окружающего мира. Действия животных не преобразовывают природу, действия человека — могут менять ее, а технический прогресс делает упрощает этот процесс.
Независимо от направленности действий, индивид влияет на окружение. Поэтому в качестве предмета можно взять весь мир. Влияя на один элемент, человек изменяет элементы, которые с ним связаны.
Структура и особенности
Ученые выделяют макроструктуру и внутреннюю структуру деятельности. В макроструктуре соединены компоненты, отвечающие за простые, сложные действия. Базовым элементом структуры является операция. Операция — совокупность движений, направленных на выполнение поставленной задачи. При возникновении мотивации человек составляет программу:
- формирует цель;
- выбирает действие;
- совершает действие.
Эта совокупность — макроструктура.
Внутренняя структура рассматривает эти компоненты подробно. Потребность, которая возникает у индивида, продиктована несоответствием между реальным положением, необходимым результатом.
Чтобы поставить рекорд в спорте, спортсмену нужно тренироваться, развивать навыки. Он не может сразу реализовать потребность. Во время тренировки он сравнивает результат с достижениями других спортсменов.
На основании этого заключения психологи пришли к выводу, что мотив — результат сравнения и желания быть похожими на других.
Уровни
Внутри психологической структуры деятельности есть 3 уровня, контролирующих отдельные виды действий: от низших к высшим. Они есть у каждого индивида и имеют разную степень внутреннего контроля.
Бессознательный уровень
На бессознательном уровне находятся простые инстинкты, присущие человеку, животным. Они регулируются биологическими механизмами. К таким инстинктам относятся действия, направленные на удовлетворение жизненных потребностей: инстинкт размножения, выживания, самосохранения.
Механизмы не автономны, их можно контролировать. В привычной ситуации человек сдерживает внутренние стремления, в критической — контроль ослабевает, механизм активизируется.
Подсознательный уровень
Подсознательная часть отвечает за работу навыков и умений, которые индивид приобретает в течение жизни. В ней также содержится импульсивно-эмоциональная сфера: стремления, моральные установки, страсти, влечения. Подсознательный уровень — ядро личности.
Сознательный уровень
На сознательном уровне находятся знания и культурные нормы. Эта часть психики управляет другими, контролирует инстинкты, не позволяя механизму выживания запускаться самостоятельно. Контроль можно преодолеть.
В психике человека идет постоянная борьба между инстинктивными механизмами и сознанием. Для подчинения подсознания требуется волевое усилие. Если сознание не может нормально функционировать, человек теряет способность вести себя адекватно. Им руководит подсознание и он становится опасным для окружающих.
Формы
У психически здорового человека в равной степени должно быть развито:
- Ощущение — отражение окружающего мира с помощью органов чувств. Помогает ориентироваться в окружающей среде.
- Восприятие — узнавание предмета, формирование образа предмета.
- Представление — воссоздание образа предмета, который не воздействует на органы чувств. Представление невозможно при нарушениях работы памяти, мышления.
- Мышление — процесс, необходимый для сбора, хранения информации, ее воспроизведения. Участвует в работе остальных процессов.
- Внимание — ответная реакция на стимул, направленная на объект. Направленное внимание — активный процесс исследования, отбора информации.
- Воля — уровень выраженности стремления. Необходима для достижения цели.
Развитие отдельных форм происходит неравномерно. Основы, тенденция развития закладывается в детстве. Если одна форма развита недостаточно, она будет негативно влиять на остальные. Проблемы с памятью влияют на мышление, недостаток воли сказывается на восприятии.
Классификация
Для нормального существования одинаково важны оба типа деятельности: физическая и интеллектуальная. Они взаимосвязаны, подчинены одному механизму, направленному на гармоничное развитие.
Физическая форма
Под физической деятельностью понимают движение, выполняемое для достижения цели. Действие происходит под влиянием мотива, связано с работой физических функций. Физической деятельности предшествует мыслительная — вначале человек формирует образ, потом предпринимает попытку его воплотить. Физическая активность необходима для удовлетворения жизненных потребностей.
Интеллектуальная форма
Интеллектуальная деятельность может реализовываться без участия физической (мышление не требует физических движений). Она участвует в удовлетворении низших, высших жизненных потребностей.
Функции
Чтобы действия были направленными, приводили к назначенной цели, человек должен освоить 3 метода развития психических процессов:
- Игра — первичная деятельность, которая помогает ребенку развивать психические процессы. Через игру дети проходят первичную социализацию, учатся взаимодействовать с окружающими. Игра влияет на развитие мышления, подготавливая ребенка к следующему методу.
- Учебная — необходима для становления ребенка в коллективе, выборе, освоении профессии. Качество учебы влияет на дальнейшую жизнь ребенка, выбор рабочего места.
- Трудовая — необходима для реализации профессиональных навыков, самореализации. Труд важен для социализации отдельных индивидов, процесса эволюции.
Если в детстве человек не освоил сюжетную игру, он не сможет полноценно освоить учебную, лишится потребности реализоваться в труде. Таким людям сложно стать частью социума, их социальные навыки не развиваются. Игра имеет ключевое значение для дошкольника, у взрослых может применяться как терапевтический метод.
Методы изучения
Явление изучали отечественные, зарубежные психологи. Общепринятые теории:
- Теория С. Рубинштейна. Деятельность подчинена внешним условиям. Она неделима с сознанием, обладает сложной структурой. Чтобы приспособится к внешним условиям, человек должен регулировать поведение. Человек учится контролю. Параллельно развиваются связь действий, сознания.
- Теория А. Леонтьева. Исследователь полагал, что внутренняя деятельность — переход внешнего психического процесса во внутренний. Человек с нарушениями слуха может воспроизвести в сознании звук, хотя не слышит его. Деятельность — комплекс операций, возникший при развитии сознания.
- Теория Л. Выготского. Рассматривал деятельность как результат работы высших психических функций. У первобытных людей высшие психические функции формировали отношения между людьми, но трансформировались в психические явления.
Поскольку деятельность — сложный процесс, его изучение возможно только с применением практических экспериментов, компьютерных технологий. Это значимый вопрос для исследований в области психологии, социологии, философии, биологии и других наук. Результаты исследований могут изменить представление о человеке, месте людей в окружающем мире.
Полезное видео
Узнать больше о деятельности в психологии можно из видео:
общее понятие и определение, сущность
Деятельность это в психологии основополагающее понятие. Под ним понимают активное взаимодействие субъекта с объектом. При этом происходит удовлетворение какой-то потребности.
У деятельности есть важная особенность: она направлена на достижение поставленной цели
Что такое в психологии
Первую концепцию разработал Н.А. Леонтьев в советское время. Свою теорию он впервые представил в 1940-х годах, после чего неоднократно дорабатывал и менял.
В понимании Н.А. Леонтьева деятельность определение в психологии имеет следующее: под термином понимается система активных действий, которая направлена на удовлетворение потребности. Она подчиняется мотиву и реализуется человеком.
Важно! Понятие «деятельности» нельзя путать с «активностью» – это два разных явления.
Другие психологи развивали идею Н.А. Леонтьева. Отечественные специалисты, С. Л. Рубинштейн и Л. С. Выготский, тоже дополняли теорию.
Предмет и принципы
Деятельность всегда направлена на что-то или кого-то, т.е. она не может быть беспредметной. Ученые выделяют два основных принципа:
- Функциональность – человек опирается на уже развитые психические элементы и мобилизует силы для достижения цели.
- Системность – деятельность всегда имеет определенную структуру, на нее влияют индивидуальные качества личности.
Психологическая деятельность имеет большое значение, так как она дает понять особенности функционирования человеческой личности.
Отличия от активности
Далеко не каждое взаимодействие с окружающей средой называют деятельностью. Активность – более широкое понятие, оно может описывать физическую, интеллектуальную и прочие виды работы организма.
Активность у животных подчинена удовлетворению инстинктов
Деятельность всегда осознана и имеет конкретную цель. Считается, что она присуща только людям, звери не способны на такую организацию поведения.
Компоненты структуры
Содержание деятельности состоит из познавательных, эмоциональных и волевых компонентов. Первая категория также делится на перцептивные, мнемические и мыслительные.
Н.А. Леонтьев представляет деятельность в виде строгой структуры, которую можно разделить на несколько этапов. На первом – происходят постановка цели, формулирование задачи и выполнение плана. На втором – проверяется результат, и исправляются ошибки. На третьем – подводятся итоги, и делается анализ работы.
Позже другие психологии расширили представления Н.А. Леонтьева. На первое место специалисты поставили мотив, т.е. опредмеченную потребность. Дальше в структуру добавили цель, которая может представляться как итоговый результат, так и желаемый.
После постановки цели индивид вырабатывает индивидуальный план достижения. От адекватности применяемых средств зависит то, получит ли человек нужный результат. После проводятся подведение итогов и их оценивание.
Деятельность в психологии представляется как сложный процесс, который требует высокой организации психики. Она бывает нескольких типов, каждый из которых имеет свои особенности.
Знания, умения, навыки, привычки
За реализацию программы отвечают разные компоненты. От уровня их развития зависит успешность выполнения. Целенаправленная деятельность возможна только при наличии знаний – образов, ощущений и восприятий. Они перерабатываются головным мозгом в понятия и представления.
Основные умения – это то, что позволяет человеку овладевать определенными действиями. Способ реализации зависит от мышления и индивидуальных особенностей личности. В сущности, умения позволяют находить нестандартные выходы из ситуации и реагировать на изменения условий. Навыки – это автоматизированные действия. Они появляются после многократного выполнения упражнений.
Простой пример. Для того чтобы ребенок научился читать, ему нужно не только запомнить буквы, но и каждый день тренироваться, после чего он не будет задумываться над тем, как соединить слоги в слова.
Навыки бывают двигательными, поведенческими, мыслительными
Развитие автоматизированного действия идет по одной схеме. Сначала происходит общее ознакомление с приемами выполнения, потом – попытки сделать действие, далее – отработка до автоматизма.
Важно! На освоение новых навыков всегда влияют старые.
Под привычками может пониматься такое действие, которое стало потребностью. Они появляются в процессе многократного повторения, имитирования или научения.
Типы и виды
Существует несколько основных вариантов деятельности. В психологии принято выделять 4 вида. С рождения человек получает возможность общения. Для этого использует лепет, звукоподражания и другие способы взаимодействия. После того, как ребенок начинает включать в речевую деятельность слова, он получает возможность контактировать не только с матерью.
Игровая деятельность направлена на усвоение социального опыта. Например, при игре в куклы малыши отрабатывают семейные роли, после они примеряют на себя профессии и т.п. Этот этап является подготовкой к труду и обучению.
Учебная деятельность позволяет усваивать информацию об окружающем мире. С ее помощью человек получает возможность выбирать приемы и операции для достижения целей.
Трудовая деятельность направлена на создание общественно значимого продукта. Для этого человек может работать в совместном проекте или привлекать других людей для выполнения своих планов.
Типы деятельности представлены более широко. Познавательная – направлена на получение знаний, художественная – на удовлетворение эстетических потребностей, религиозная – помогает решить вопросы духовной сферы.
Психологическая деятельность – это многокомпонентная структура, которая представлена в разных видах и типах. Она напрямую влияет на развитие человека и уровень его достижений.
Индивидуальный стиль
Многие психологи подчеркивают, что любые теории личности имеют достаточно обобщенные характеристики. Поэтому всегда нужно учитывать особенности конкретного человека.
Индивидуальный стиль включает в себя темперамент, опыт, навыки, знания. Все это у каждого индивида развито на разном уровне. Поэтому достижение одной и той же цели не может быть одинаковым.
Человек также выбирает, какие приемы использовать для реализации плана. Они могут быть выбраны некорректно, тогда индивид анализирует свою деятельность, находит ошибки и больше не допускает их.
Проявления темперамента тоже можно считать индивидуальным стилем. Несмотря на то, что строение нервной системы у всех людей одно, соотношение процессов возбуждения и торможения будут разными. Флегматик дольше включается в работу, но у него меньше риск совершить ошибку по невнимательности. Сангвинику легче справиться с несколькими делами. Человеческий организм устроен сложным образом. Многие функции у него формируются только под влиянием внешней среды.
Дети не задумываются и имитируют поведение взрослых, это влияет на формирование стиля
В школьном возрасте ребенок учится самоконтролю и рефлексии. Взрослый находится под влиянием профессиональной сферы, от нее зависит выработка индивидуального стиля деятельности.
Теория психологии деятельности
Н.А. Леонтьев и С.Л. Рубинштейн разрабатывали теории по отдельности, но они опирались на один и тот же материал – работы Л.С. Выготского и К. Маркса, поэтому их предположения имеют много общего.
Если представить краткий тезис, то он выражается в следующем утверждении: деятельность определяет сознание – оно формируется только при активном взаимодействии со средой.
Рубинштейн дополнил этот тезис тем, что, по его мнению, психика и сознание могут формироваться только при деятельности. Н.А. Леонтьев вывел: на каждом возрастном этапе ведущим является определенный тип взаимодействия с окружающим миром. Только при прохождении каждой ступени получается полноценная личность.
В раннем возрасте значение имеет предметно-манипуляторная деятельность, так как она влияет на формирование практических навыков
Особенности взаимодействия с окружающим миром изучаются не только в психологии, но и обществознании. Помимо советских теорий, вырабатываются новые представления об особенностях деятельности. Понимание процесса позволит улучшить жизнь людей.
Видео
Общее понятие о деятельности и ее психологической структуре — Студопедия
Деятельность – это активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива.Без деятельности невозможна человеческая жизнь. В процессе деятельности человек познает окружающий мир, создает духовные продукты, изменяет окружающую действительность. Деятельность человека формирует и изменяет его самого. Понятия сознания и деятельности — узловые категории психологической науки. Систематическая разработка этого принципа в советской психологии началась в 30-е годы (CЛ.Рубинштейн, АНЛеонтьев, Б.Г.Ананьев, Б.М.Теплов и др.).CЛ. Рубинштейн впервые выдвинул положение о единстве сознания и деятельности. Суть данного принципа: не может быть деятельности без сознания и сознания без деятельности. Введение этого принципа ставило новые теоретические и методологические задачи — необходимо было преодолеть идущую от психологии сознания точку зрения, что психика — это внутреннее, а деятельность — внешнее. В действительности психика, сознание не является чем-то внутренним. Точно так же деятельность никоим образом не сводится только к внешнему: она имеет внешнюю сторону, но эта сторона не характеризует деятельность однозначно. По определению С.Л.Рубинштейна, сама деятельность является единством внешнего и внутреннего. Принцип единства сознания и деятельности делает возможным через деятельность изучать сознание. Это позволяет объективно исследовать психику и сознание: от деятельности, ее продуктов — к выявляющимся в ней психическим процессам. Таким образом, принцип единства сознания и деятельности становится основой всех объективных методов психологии.Структура деятельности. Прежде всего различают цели и мотивы деятельности. Всякая деятельность человека определяется целями, задачами, которые он перед собой ставит. Если нет цели, то нет и деятельности. Деятельность вызывается определенными мотивами, причинами, которые побудили человека поставить перед собой ту или иную цель и организовать деятельность по ее достижению. Цель — это то, ради чего действует человек; мотив — это то, почему действует человек. Обычно деятельность человека определяется не каким-нибудь одним мотивом и одной целью, а целой системой целей и мотивов — ближайшими и все более общими и отдаленными. Деятельность оценивают и по уровню мотивации, по тому, носят ли мотивы общественный характер или ярко выраженный узколичностный. Идеально когда общественные мотивы приобретают личностный смысл, становятся и его личным делом. Действие— составная часть, или, другими словами, отдельный акт, деятельности. Действие имеет подобную деятельности структуру: цель – мотив, способ – результат. Различают действия: сенсорные (действия по восприятию объекта), моторные (двигательные действия), волевые, мыслительные, мнемические (действия памяти), внешние предметные (действия направлены на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира) и умственные, внутренние (действия, выполняемые во внутреннем плане сознания). Основные виды деятельности, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности – это общение, игра, учение и труд. Сенсомоторные процессы – это процессы, в которых осуществляют связь восприятия и движения. В них различают четыре психических акта: 1) сенсорный момент реакции – процесс восприятия; 2) центральный момент реакции – более или менее сложные процессы, связанные с переработкой воспринятого, иногда различием, узнаванием, оценкой и выбором; 3) моторный момент реакции – процессы, определяющие начало и ход движения; 4) сенсорные коррекции движения (обратная связь). Идеомоторные процессы связывают представление о движении с выполнением движения. Проблема образа и его роли в регуляции моторных актов – центральная проблема психологии правильных движений человека. Эмоционально-моторные процессы – это процессы, связывающие выполнение движений с эмоциями, чувствами, психическими состояниями, переживаемыми человеком.
27. Понятие о деятельности. Шпаргалка по общей психологии
27. Понятие о деятельности
Человек по своей природе активен. Он является творцом и созидателем независимо от того, каким видом труда занимается. Без активности, выражающейся в деятельности, невозможно раскрытие богатства духовной жизни человека: глубины ума и чувств, силы воображения и воли, способностей и черт характера.
Деятельность – категория социальная. Животным доступна лишь жизнедеятельность, проявляющаяся как биологическое приспособление организма к требованиям окружающей среды. Для человека характерно сознательное выделение себя из природы, познание ее закономерностей и осознанное воздействие на нее. Человек как личность ставит перед собой цели, сознает мотивы, побуждающие его к активности.
Принцип единства сознания и деятельности обобщает ряд теоретических положений. Содержанием сознания становятся прежде всего те объекты или стороны познаваемой деятельности, которые включены в деятельность. Таким образом, содержание и структура сознания оказываются связанными с деятельностью. Активность как важнейшая характеристика психического отражения личности закладывается и реализуется в предметной деятельности и затем становится психическим качеством человека. Формируясь в деятельности, сознание в ней и проявляется. Анализируя учебную деятельность школьника, учитель делает вывод о его способностях, об особенностях мышления и памяти. По делам и поступкам определяют характер отношения, чувства, волевые и другие качества личности. Предметом психологического изучения является личность в деятельности.
Любой вид деятельности связан с движениями независимо от того, будет ли это мускульно-мышечное движение руки при письме, при выполнении трудовой операции станочником или движение речевого аппарата при произнесении слов.
Огромны прижизненные возможности развития движений человека. Они включены в различные виды труда, обслуживают межличностные отношения. Упрочившиеся системы движений начинают выражать некоторые индивидуальные особенности личности.
Двигательные способности у людей различны. Они тесно связаны с двигательными задатками. У балерин, спортсменов, певцов, актеров двигательные способности доводятся до такой степени совершенства, что они становятся объектом эстетического восприятия.
Система движений, направленных на предмет сцелью его присвоения или изменения, называется действием. В отличие от движений, которые связаны с моторной функцией организма, действия изначально носят социальный характер: они зависят от предметов, созданных предшествующими поколениями, с которыми сталкивается человек.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
1. Понятие деятельности в психологии
Существует множество эмпирических и
феноменологических оснований для
описания и характеристики различных
видов деятельности человека:
Индивидуальная и совместная, творческая
и рутинная.Игровая, учебная, трудовая (производственная).
Деятельность по преобразованию предметов
физического мира и деятельность по
преобразованию сознания и поведения
других людей (деятельность общения).Внешняя (предметно-практическая) и
«внутренняя» (умственная) деятельность.
В
отечественной психологии термин
«деятельность» фиксирует теоретическое
понятие:
Деятельность– это подчиненная
определенному мотиву целенаправленная
активность субъекта, обеспечивающая
удовлетворение каких-либо потребностей.
2. А.Н. Леонтьев
Теория развития и функционирования
психики человека в общественной
деятельности
1. Что выступает предметом исследования психологии как самостоятельной науки?
Психология– наука о порождении
и функционировании вдеятельностииндивида психического отражения
реальности – «образа мира»,
который обеспечивает ориентировку
субъекта в предметном мире и организациюдеятельности(поведения).
2. Что представляет собой деятельность в контексте психологического анализа?
Деятельностьэто единица жизни,
опосредованная психическим «образом
мира» (психической ориентировкой,
психическим отражением), которая
представляет системный процесс: а)
имеющий сложную функциональную структуру,
б) развивающийся на основе «внутренних»
и «внешних» факторов и условий («движущих
противоречий»), в) порождающий и
развивающий психику – «образ мира».
Анализ человеческой деятельности может
иметь:
Исполнительно-технологический
(непсихологический) характер, когда
деятельность анализируется на основе
внешне наблюдаемых результатов
(продуктов) и способов их получения: а)
деятельностькак система
действий, обеспечивающих получение
определенных конечных результатов; б)действия, как системы операций,
обеспечивающих получение конкретных
результатов; в)операции, как
способы и приемы выполнения действий
в разных условиях.Смысловой (собственно психологический)
характер, где любая активность человека:
а) по отношению к мотивусубъекта
выступает в качестве деятельности,
имеющей личностный смысл; б) по отношению
к поставленным субъектомцелям– в качестве действия или системы
действий; в) по отношению кспособам
психической ориентировки,
планирования и исполнения действия в
конкретных предметных условиях – как
система операций.
4. Какие составляющие компоненты включаются в психологическую структуру человеческой деятельности?
Психологическая структура деятельности
включает ряд составляющих компонентов:
Потребность– внутреннее
побуждение организма к активности, в
основе которого лежит нужда организма
в каких-либо внешних предметах или
условиях.
Потребность переживается в форме
органических (физиологических) и
эмоциональных (психических) состояний.Исходно потребности запускают
ненаправленное поисковое поведение,
которое обеспечивает обнаружение
предметов, удовлетворяющих потребности.Предметы, обеспечивающие удовлетворение
потребностей, в последующем начинают
направлять активность организма,
преобразуясь в мотивы.
Мотив– «опредмеченная
потребность» – предмет (воспринимаемый
или представляемый), который служит
удовлетворению потребности и на который
направляется жизненная активность
(деятельность) субъекта.
Развитие предметного содержания
потребностей и мотивов в процессах
реализации действий деятельностей –
есть процесс развития потребностно-мотивационной
сферы субъекта.В человеческом обществе мотивы
формируются и развиваются через
производство новых предметов и овладение
способами их использования в разделенных
с другими людьми действиях.Мотивы в деятельности человека выполняют
побудительную, направляющую и
смыслообразующую функции.Один и тот же мотив (предмет) может
удовлетворять разные потребности; одна
и та же потребность может удовлетворяться
через разные мотивы (предметы).
Осознаваемыецели,которые достигаются посредствомдействий, благодаря чему
реализуется процесс деятельности.
Процесс деятельности реализуется
посредством действий, каждое из которых
подчиняется промежуточной осознаваемой
цели и включает ориентировочную,
исполнительную и контрольно-корректировочную
части.Всякое действие и всякую цель можно
рассматривать: а) в объективных предметных
связях и отношениях – как имеющие
объективные значения; б) в
отношении к потребностям и мотивам
субъекта – как приобретающие субъективный
личностный смысл.По отношению к любому текущему
целенаправленному действию человека
мотивы выстраиваются в иерархические
отношения и связи друг к другу.
Автоматизированные способы
ориентировки, планирования, исполнения,
контроляи коррекциив
составе целенаправленных действий–
операции.
Каждое действие складывается из
операций, которые представляют собой
автоматизированные способы ориентировки,
планирования, реализации, контроля и
коррекции целенаправленного действия.Следует условно различать технологические,
исполнительные операции и психические,
операции, обеспечивающие предварительную
ориентировку и планирование действий.Используемые операции зависят от: а)
внешних средств и условий, в которых
действие реализуется; б) от имеющихся
у субъекта автоматизированных способов
ориентировки, планирования и
автоматизированных способов реализации
действий.
Статья по психологии на тему: Понятие деятельности в педагогике и психологии
Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Челябинский институт переподготовки
и повышения квалификации работников образования»
ИТОГОВАЯ РАБОТА
(реферат)
по курсам повышения квалификации
по образовательной программе «Педагогическая деятельность в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты общего образования»
на тему: Понятие деятельности в педагогике и психологии
Выполнила:
Рустамова Раисат Мусаевна,
МАОУ «СОШ №8» г. Когалыма
ХМАО-Югры,
учитель математики
Челябинск – 2012
Содержание
- Введение…………………………………………………………..3
- Основная часть……………………………………………………5
- Понятие деятельности в педагогике………………………..5
- Понятие деятельности в психологии……………………….7
- Заключение………………………………………………………11
- Список использованной литературы…………………………..12
Введение
С переходом на новые образовательные стандарты и развитием системы поддержки талантливых детей актуальным в современной школе является осмысление и раскрытие понятия деятельности в педагогике и психологии. Возникла необходимость создания единого психолого-педагогического фундамента в подготовке педагогов. Их работа должна быть принципиально усилена для создания условий не только эффективного обучения детей, но и их развития. Для решения задач, вытекающих из ФГОС, разрабатываемого в настоящее время, необходимо подготовить современных педагогов и психологов, в профессиональные задачи которых входит работа с одарёнными детьми.
Поскольку основанием деятельностного подхода, воплощаемого в самых разных сферах (в частности, в образовании, о чем особо пойдет речь), выступает общепсихологическая теория деятельности. Психологическую теорию деятельности практически независимо друг от друга разрабатывали С.Л. Рубинштейн и А.Н. Леонтьев. Их трактовки во многом сходны, но имеют и существенные различия.Деятельностьможно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.Иными словами, деятельность человека проявляется и продолжается в творениях, она носит продуктивный, а не только потребительский характер.
В вопросе о соотношении обучения и развития Леонтьев, вслед за Выготским, поддерживает положение о ведущей роли обучения и воспитания: ребенок, обучаясь, развивается. Однако эти процессы не отождествляются. Связь между ними не является однозначной. Таким образом, признается специфичность возрастных и индивидуальных особенностей детей и сохраняется необходимость их изучения. Как же при таком понимании представляется механизм влияния обучения на развитие? Это влияние осуществляется посредством управления деятельностью самого ребенка. «Педагогическое воздействие вызывает к жизни деятельность ребенка, направленную на определенные учебные задачи, строит ее и управляет ею, и только в результате направляемой деятельности самого ребенка происходит овладение им знаниями, умениями и навыками». Акцент на собственной деятельности ребенка превращает ее в центральную психологическую проблему обучения.
Анализ вопроса о соотношении понятия деятельности в психологии и педагогике является целью данной работы.В соответствии с целью были определены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие деятельности в психологии и педагогике.
2. Определить роль учителяв современных условияхв контексте психолого – педагогической деятельности.
2.1. Понятие деятельности в педагогике
Учение и труд протекают в обязательных для человека организационных формах. В точно установленное время начинается работа, и в течение ее в соответствии с планом и заданной продуктивностью изготовляются продукты труда. В учении наблюдается та же самая картина. Занятия начинаются в соответствии с расписанием, и на протяжении всего урока учащийся занимается именно этим предметом.
Различные формы организации видов деятельности связаны и с различной их мотивацией. Мотивом игры является удовольствие, которое ребенок испытывает от самого процесса игры.
Основным мотивом учения и труда является чувство долга, чувство ответственности. Эти высшие чувства являются не менее сильным стимулом деятельности, чем интерес. Однако и в учении и в труде следует вызвать у человека интерес к самому процессу деятельности или к ее результатам. Не менее важно создавать привычку трудиться.
Игровые моменты успешно вносятся и в организацию урока: Урок с элементами игровых ситуаций увлекает школьников. Игрой является воображаемое путешествие по карте нашей страны или карте земного шара на уроках географии, в ходе которого учащиеся на основе воображения рассказывают, что они «видят». Школьники охотно берут на себя игровые роли на уроках иностранного языка: учителя, гида, продавца — и на основе роли активно овладевают языком.
Хотя виды деятельности не существуют изолированно, в разные периоды жизни человека они имеют неодинаковое значение. Для одного периода жизни ведущей деятельностью является игра, для другого — учение, а для третьего — труд. Таким образом, можно говорить о видах деятельности, которые являются ведущими в тот или иной период развития личности. До поступления ребенка в школу ведущий вид деятельности — игра. Ведущий вид деятельности школьника — учение, взрослого — труд.
Коллективная сюжетно-ролевая игра расширяет круг общения ребенка. Он привыкает подчиняться правилам, требованиям, которые к нему предъявляются в игре: он то капитан космического корабля, то его пассажир, то восторженный зритель, наблюдающий за полетом. Эти игры воспитывают чувство коллективизма и ответственности, уважение к товарищам по игре, приучают соблюдать правила и вырабатывают умение подчиняться им.
Игры по правилам широко представлены в жизни школьников и взрослых. В спортивных состязаниях, в решении кроссвордов и других играх, требующих умственного напряжения, человек переключается на другой вид деятельности, совершенствует свои умственные и физические силы, получает эмоциональную разрядку.
2.2. Понятие деятельности в психологии
Активность, как важнейшая характеристика психического отражения личности, закладывается и реализуется в предметной деятельности и затем становится психическим качеством человека. Формируясь в деятельности, сознание в ней и проявляется. По ответу и выполнению задания учитель судит об уровне знаний школьника. Анализируя учебную деятельность школьника, учитель делает вывод о его способностях, об особенностях мышления и памяти. По делам и поступкам определяют характер отношения, чувства, волевые и другие качества личности. Предметом психологического изучения является личность в деятельности.
В психологии различают физические (внешние, моторные) действия с предметами и умственные (внутренние, психические) действия с психическими реальностями. Исследования советских психологов Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной показали, что умственные действия формируются вначале как внешние, предметные и постепенно переносятся во внутреннийплан. Перевод внешнего действия во внутренний план называется интериоризацией. Рассмотрим это на примере. Ребенок учится считать. Вначале он считает палочки, прикладывая их друг к другу. Затем наступает время, когда палочки становятся ненужными, так как счет превращается в умственное действие, отвлеченное от самих предметов и внешнего действия с ними. Объектом оперирования становятся символы: слова и числа. Формирование разнообразных умственных действий обеспечивает умственную деятельность на достигнутом человеком уровне опыта. Овладение умственной деятельностью приводит к тому, что, прежде чем приступить к внешней деятельности, направленной.на достижение желаемой цели, человек планирует действие в уме, оперируя образами и речевыми символами. Внешняя деятельность направляется и контролируется умственной деятельностью.
Учение — это процесс систематического овладения знаниями, навыками, умениями, необходимыми в конечном счете для выполнения трудовой деятельности, для воспитания гражданской зрелости. В учебной деятельности участвуют непременно два лица: учитель и учащийся. Но это не просто передача знаний от одного к другому. Это прежде всего процесс активного овладения знаниями, умениями и навыками под руководством учителя. Учение должно быть развивающим. Сообщая учащимся знания, преподаватель учит их мыслить и наблюдать, выражать понятое в речи. Ученик овладевает не только знаниями, но и способом самостоятельно мыслить, добывать знания. Хорошо организованное обучение носит воспитывающий характер. В процессе обучения формируется личность ученика: ее направленность, волевые черты характера, способность и т. д.
Поступление в школу — ответственный момент в жизни ребенка. Начало учения изменяет его положение в семье. У него появляется множество новых обязанностей: вовремя прийти в школу, выполнить домашнее задание, помочь товарищу.
Таким образом, с первого дня поступления в школу отношения ребенка с окружающими регулируются принципом обязательности. Расширяется круг обязанностей. Хорошо учиться — это долг не только перед родителями, но и перед классом, перед школой, перед всей страной, перед самим собой. Для ребенка положение ученика — новый социальный статус личности.
В процессе школьного обучения формируются и изменяются мотивы учения: от случайных, связанных с личной заинтересованностью, у младшего школьника, к общественным, вытекающим из чувства долга, — у старшеклассников. В первые годы школьного обучения нередко мотивом является не долг или интерес к знаниям, а стремление получить хорошую отметку, обрадовать родителей. В средней школе развивается дифференцированный интерес к предметам. В связи с этим возникает любознательность к проблемам науки, появляется мотив приобретения знаний, удовлетворяющих познавательные интересы подростка. Формирование чувства долга, совести как высших регуляторов поведения включает в сферу мотивов учения высшие моральные чувства.
За время обучения в школе ребенок проходит длительный путь развития. В начальных классах он овладевает основами грамоты, доступными ему естественнонаучными и историческими знаниями, а также элементарными формами труда (обработка бумаги, ткани). Начальная школа подготавливает ученика к обучению в старших классах.
Экспериментальное обучение показало, что дети в начальной школе способны усваивать не только простые арифметические действия, но и сложные математические зависимости. Они усваивают родной язык так прочно, в таком объеме и на таком уровне теоретического обобщения, что это значительно облегчает его дальнейшее изучение в средней школе. Поэтому вопросы рациональной организации педагогического процесса находятся в центре внимания психологов, работающих в области педагогической психологии.
Учебная деятельность в средней школе требует от учащегося большей ответственности и сознательного отношения к учению. Прежде всего, в связи с предметным преподаванием ослабевает контроль учителя за деятельностью ученика. Повышаются требования к качеству умственной деятельности. От школьника требуется не столько запоминание, близкое к тексту, сколько понимание, переосмысливание изучаемого материала. Математика, физика, история и другие предметы формируют систему понятий, знаний, закладывают основы мировоззрения.
Заключение
В современных условиях изменились особенности труда учителя и требования к его знаниям, умениям и навыкам. Широкое распространение средств массовой коммуникации привело к тому, что школьники получают большое количество информации по всем отраслям знаний вне школы. Учитель теперь не является тем единственным источником информации, каким он был до недавнего времени. Возникли более высокие требования к его труду. В его задачи все больше входят психолого-педагогические цели: формирование личности и познавательной активности школьников. Быстрое пополнение фактического материала во всех областях науки заставляет учителя все время заниматься самообразованием. Творческий подход к учебной и воспитательной деятельности стал необходимым условием успешного обучения подрастающего поколения.
Таким образом, не смотря на реальный «отход» от школы как в предметной, так и в ценностно – смысловой деятельности, учитель – воспитатель старшеклассников продолжает организовывать и управлять различными типами, видами и формами деятельности в интересах становления субъектности человека. Пространство организации и управления отнюдь не сокращается, а, наоборот, расширяется за счет обращения внутренних видов деятельности.
Список использованнойлитературы
1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1926.
2. Давыдов В.В., Варданян А.У. Учебная деятельность и моделирование. – М.: изд. центр «Академия», 1991.
3. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., 1996.
4. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М., 1982.
5. Леонтъев А.А. Педагогика здравого смысла // «Школа 2000…» Концепция и программы непрерывные курсов для общеобразовательной школы. Вып. 1. – М., 1997.
6.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1975.
7. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. — 5-е изд. — В 3 кн. — Кн.1: Общие основы психологии. — М. : ВЛАДОС, 2006.
8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии — СПб: Издательство «Питер», 2000.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://azps.ru/
Понятие деятельности и ее структура — Студопедия
Деятельность. Сознание.
Человек по своей природе активен. Он является творцом и созидателем независимо от того, каким видом труда занимается.
Деятельность – специфический вид человеческой активности, направленной на творческое преобразование, совершенствование действительности и самого себя.
Деятельность – категория социальная. Животным доступна лишь жизнедеятельность, проявляющаяся как биологическое приспособление организма к условиям окружающей среды. Деятельность человека принципиально отличается от поведения животных, даже если это поведение достаточно сложное. Во-первых, деятельность человека носит сознательный характер – человек осознает цель и способы ее достижения, предвидит результат. Во-вторых, деятельность человека связана с изготовлением, употреблением и хранением орудий труда. В-третьих, деятельность человека носит общественный характер, она осуществляется, как правило, в коллективе и для коллектива. В процессе деятельности человек вступает в сложные отношения с другими людьми.
Итак, отличительными чертами человеческой деятельности являются ее общественный характер, целенаправленность, плановость, длительность.
1. Общественный характер человеческой деятельности. Какие бы виды деятельности мы ни рассматривали, все они по своему содержанию и способам выполнения – продукт общественно-исторического развития человека. Занимаясь данным видом деятельности, человек выполняет такие действия, которые были открыты и усовершенствованы всем обществом в процессе его исторического развития, в условиях общественного труда. Это имеет прямое отношение и к различным видам спортивной деятельности.
2. Целенаправленность деятельности. Деятельность человека в отличие от инстинктов животных является сознательной. В своей деятельности люди всегда руководствуются сознательно поставленными целями, которые достигаются ими с помощью сознательно организуемых средств или способов действия. Любая деятельность состоит из отдельных действий, объединенных единством цели, к которой стремится человек в данной деятельности, и направленных на достижение результатов, соответствующих этой цели.
3. Плановость деятельности. Деятельность – это не просто сумма отдельных действий или движений. В любом ее виде действия, составляющие ее, представляют собой определенную систему, являются взаимосвязанными, располагаются в известном порядке, строятся по определенному плану.
4. Систематичность деятельности. Когда мы говорим о деятельности того или другого человека, то всегда имеем в виду ее длительный, повседневный, систематический характер. Именно этой особенностью отличается трудовая деятельность. Отдельные движения и даже действия еще не составляют деятельности.
В деятельности раскрывается богатство духовного и психического мира личности: глубина ума и переживаний, сила воображения и воли, способности и черты характера.
Проблема деятельности органически связана с проблемой развития личности. Личность и формируется, и проявляется, и совершенствуется в деятельности. Здесь же происходит и формирование сознания. Деятельность – это процесс взаимодействия человека с миром, процесс не пассивный, а активный и сознательно регулируемый.
Человеческая деятельность чрезвычайно разнообразна. Это и труд, направленный на создание материальных ценностей, и организация совместных духовных усилий и активности различных социальных групп, и воспитание и обучение (педагогическая деятельность), исследовательская деятельность, спортивная деятельность и др.
Человеческая деятельность многогранна. В ходе ее человек осуществляет определенные движения (физиологическая функция живого организма) и действия (система движений, направленных на предмет с целью его присвоения или изменения), тратит массу энергии, выполняет большой объем операций (способ выполнения действия), разнообразно мыслит, затрачивает многочисленные усилия, проявляя волю и переживая свои поступки и их результаты. Деятельность человека, наконец, не всегда однозначна. Он может преследовать в ней как общественно значимые цели, так и социально неодобряемые.
Теория деятельности начала разрабатываться в советской психологии в 20-х – начале 30-х гг. XX века. К этому времени уже закатилось солнце психологии сознания и находились в расцвете новые зарубежные теории – бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология и ряд других. Советские психологи в отличие от западных коллег взяли на вооружение философию диалектического материализма, согласно которому, не сознание определяет бытие, деятельность, а наоборот, бытие, деятельность человека определяют его сознание.
Наиболее полно теория деятельности изложена в трудах А.Н. Леонтьева, в частности в его книге «Деятельность. Сознание. Личность».
Рассмотрим структуру деятельности.
Согласно точке зрения А.Н. Леонтьева, деятельность – форма активности. Активность побуждается потребностью, то есть состоянием нужды в определенных условиях нормального функционирования индивида. Потребность представляется как переживание дискомфорта, неудовлетворенности, напряжения и проявляется в поисковой активности. В ходе поисков происходит встреча потребности с ее предметом, то есть фиксация на предмете, который может ее удовлетворить. С этого момента «встречи» активность становится направленной, опредмечивается – как потребность в чем-то конкретном – и становится мотивом, который может осознаваться или нет. Именно теперь, считает А.Н. Леонтьев, возможно, говорить о деятельности. Деятельность соотноситься с мотивом; мотив – то, ради чего совершается деятельность; деятельность – это совокупность действий, которые вызываются мотивом.
Действие – главная структурная единица деятельности. Действие осуществляется на основе определенных способов, эти способы называются операциями и представляют боле низкий уровень в структуре деятельности. Действие определяется как процесс, направленный на достижение цели; цель представляет осознаваемый образ желаемого результата. Цели могут быть близкими и дальними, личными и общественными, в зависимости от того, какую значимость им придает человек, и какую роль в общественной жизни играет его деятельность. Результат – это то, чего достигает человек в ходе деятельности. Результаты могут не совпадать с целями деятельности.
Таким образом, деятельность это не просто сумма отдельных действий или движений. В любом ее виде действия, составляющие ее, представляют собой определенную систему, являются взаимосвязанными, располагаются в известном порядке, строятся по определенному плану.
Самый низкий уровень деятельности – психофизиологические функции, «обеспечивающие» психические процессы (сенсорные, мнемические и моторные функции, врожденные механизмы).
Действия могут быть направлены не только на предмет, но и на окружающих людей. Тогда эти действия становятся актом поведения – поступком, если они соответствуют установившимся в обществе нормам поведения, или проступком, если противоречат им.
Мы кратко рассмотрели структуру деятельности по А.Н. Леонтьеву и его представления о роли деятельности в филогенетическом развитии психики. Теория деятельности описывает и закономерности индивидуального психического развития. Так, А.Н. Леонтьевым было предложено понятие «ведущая деятельность». Под ведущей деятельностью понимается та, с которой на данном этапе развития связано появление важнейших новообразований и в русле которой развиваются другие виды деятельности.
Смена ведущей деятельности означает переход на новую стадию развития (например, переход от игровой деятельности к учебной при переходе от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту). Основным механизмом при этом выступает, по А.Н. Леонтьеву, «сдвиг мотива на цель» – превращение того, что выступало как одна из целей, в самостоятельный мотив. Так, например, усвоение знания в младшем школьном возрасте первоначально может выступать как одна из целей в деятельности, побуждаемой мотивом «получить одобрение учителя», а затем становится самостоятельным мотивом, побуждающим учебную деятельность.
Исследования советских психологов (Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина и др.) показали, что умственные действия формируются вначале как внешние, предметные и постепенно переносятся во внутренний план. Перевод внешнего действия во внутренний план называется интериоризацией. Рассмотрим это на примере.
Ребенок учится считать. Вначале он считает палочки, складывая их друг к другу. Затем наступает время, когда палочки становятся ненужными, так как счет превращается в умственное действие, отчлененное от самих предметов и внешнего действия. Объектом оперирования становятся слова или числа. Постепенно ребенок накапливает умственные действия, которые в совокупности составляют умственную деятельность.
Овладение умственной деятельностью приводит к тому, что прежде чем приступить к внешней деятельности, направленной на достижение желаемой цели, человек проделывает действие в уме, оперируя образами и речевыми символами. Внешняя деятельность в этом случае готовится и протекает на основе выполненной умственной деятельности. Реализация умственного действия вовне, в виде действий с предметами называется экстериоризацией.
Психология деятельности, Общее понятие деятельности и ее психологическая структура
Психология деятельности
Общее понятие деятельности и ее психологическая структура
Понятие деятельности — одно из основных понятий для всей отечественной психологии. Активность и деятельность нельзя отделить от категории самой психики, от методологии ее научного исследования, понимания проблем возникновения и эволюции психики, интерпретации концепции личности и анализа всего ее ментальные аспекты (см. гл.1, 3-6). Однако существует потребность в более подробном описании деятельности как таковой, как особой психологической реальности.
Развитие данной научной категории связано с философией диалектического материализма и изначально связано с именами таких выдающихся отечественных психологов, как Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов. Конечно, цели и подходы этих авторов во многом различались, иногда они чрезмерно противопоставлялись, особенно усилиями некоторых ортодоксальных учеников и последователей.
В дальнейшем практически все известные советские психологи, многие известные философы и методологи ХХ века по-своему участвовали в работе с понятием и феноменом деятельности. Категория деятельности была предметом многочисленных теоретико-методологических дискуссий, служила универсальным «объяснительным принципом» (Э. Г. Юдин). Он стал одним из блоков изучения психики, поведения, личности. Несмотря на особые различия многих интерпретаций, следует отметить, что в методологическом аспекте взгляды большинства ведущих психологов советского периода обладали необходимой преемственностью, открытостью и эвристикой.Нынешний психологический взгляд на деятельность не следует считать законченным и непоколебимым, также недопустимо молчаливое забвение достигнутых результатов.
Наиболее полная психологическая концепция (теория) деятельности принадлежит А. II. Леонтьев, развивавший его с середины 1940-х годов, дополняя, уточняя и трансформируя. Ему принадлежит множество различных интерпретаций деятельности, поэтому дадим некоторое общее определение.
Activity — это система активных процессов, которые отвечают конкретной потребности, подчиняются мотиву и реализуют независимое отношение человека к миру.
Но деятельность — это не вся человеческая деятельность, понятие которой А. Н. Леонтьев выделял отдельно от деятельности, а только целенаправленная деятельность, существующая в психологических связях индивида, потребности, мотива, цели и задачи. Отсюда возможность реализации психологического выражения в деятельности независимого отношения личности к миру.
Деятельность по определению трехчленная, т.е. существует, реализуется, проявляется одновременно в трех плоскостях: личность (субъект деятельности), объект (субъект деятельности) и внешняя практика (разные типы активных процессов) ,
Для наглядности представьте психологическую структуру деятельности в виде некоторой упрощенной планарной и линейной схемы (рис. 7.1). Он определяет основные, системообразующие блоки, компонентов, , но не элементы, а не единицы целостной деятельности. Эти блоки расположены попарно по горизонтали и в виде двух столбцов по вертикали: левый описывает намеренный (объективный) аспект деятельности, правый — оперативный (исполнительный).
Рис. 7.1. Психологическая структура деятельности
А. Н. Леонтьев неоднократно отмечал, что разработанная им психологическая структура не является морфологической. Он отображает функции, взаимосвязи, динамику его компонентов. Схема психологически моделирует жизнедеятельность, аспекты ее существования, функционирования, но не анатомическое или механическое устройство.
И еще одно замечание, которое следует отнести к методологии описываемой концепции.Психологическая структура деятельности не обладает свойством аддитивности. Другими словами, сумма любых простых компонентов не равна более сложному блоку системы, который существует и реализуется за счет предыдущих, а психологически содержит нечто качественно иное и целостное. Например, потребность психологически ns равна сумме мотивов, в которых она находится, за счет которых удовлетворяется в деятельности. За потребностью стоит не исчезающее субъективное психическое состояние, которое психологически не выражается в арифметической сумме мотивов.
Итак, наличие у человека потребностей, приводит к активности , активизации психики и личности. Это общая, недостаточно дифференцированная стимуляция, активация ориентации на поиск предмета актуализированной потребности; определенная психологическая предварительная готовность, предрасположенность к возможной и необходимой деятельности. Наличие активности также влияет на существующую потребность, изменяя ее качественно и количественно, а последующая активность не отменяет наличие активности.Действия могут быть в разной степени активными.
Затем происходит психологическое событие, когда потребность находит свой конкретный объект или мотив . Поисковая деятельность психологически трансформируется в конкретную, отдельную деятельность, , которая сама по себе может привести к удовлетворению первоначальных потребностей. На самом деле потребность обнаруживается, конечно, не в одном предмете, а в нескольких. Деятельность на практике является многомотивированной, сложной.
Пример
Допустим, человек реализовался, потребность в путешествиях обострилась.Из-за этого он настроен на какие-то новые условия бытия, внутренне возбужден, заинтересован, что, однако, не обязательно проявляется внешне. Субъективно это можно выразить как обычную «внутреннюю усталость», неудовлетворенность. Активируется соответствующая ориентация, начинается поиск возможных выходов из возникающего психологического дискомфорта, инициируется работа сознания. Далее идет «экстраординарный акт объективации потребности» (А. Н. Леонтьев). Например, позвонивший друг зовет на экскурсию.Потребность психологически трансформируется в реальный мотив — экскурсию. В результате человек отправляется в путешествие, т.е. планирует, создает и реализует специальные мероприятия. Заработанный мотив требует своей реализации, постановки целей, выражения по порядку, их событийной последовательности.
Цель — это всегда осознанное представление о результате будущего действия; принятие личностью смысла действия (предстоящего и осуществленного).
Мотив выражается в единицах.Итак, чтобы совершить поездку, нужно купить билет, собрать вещи, добраться до места, куда-то поехать. Все это личные цели, которые реализуются и принимаются, потому что попадают в зону действия мотива, в противном случае
.
Психология профессиональной деятельности — PsyJournals.ru
Психологическая наука и образование | Колонны
Педагогическая психология, Психология труда | Чернова О.Л.
Цели и ценности профессиональной деятельности американских и российских дошкольников
Экспериментальная психология, юридическая психология, организационная психология, социальная психология, теория и методология | Вахнина В.В., Майдыков А.Ф., Ульянина О.А.
Концептуальные основы развития компетенции руководителей органов внутренних дел по преодолению кризисных ситуаций
Психология труда, социальная психология | Щербакова О.I.
Тренинг по управлению конфликтами: контекстный подход
Психология труда | Кожухарь Г.С., Петрова А.Н.
Изучение профессионально значимых качеств в помогающих профессиях
Психология труда | Бучацкая М.В., Капранова М.В.
Особенности структуры психологического благополучия учащихся общеобразовательных школ и учащихся разных направлений профессионального образования
Психология труда | Корнилова Д.С.
Формирование когнитивной составляющей отношения к профессиональной деятельности в процессе обучения
Психология профессиональной деятельности | Касаткина Л.Н.
Идентификация как средство понимания уникального внутреннего мира другого в практике психолога
Педагогическая психология, педагогическая психология | Бугрименко А.Г.
Внутренняя и внешняя мотивация студентов педагогического вуза
Педагогическая психология, Психология труда | Филинкова Е.Б.
Мотивация учителей, уходящих из сферы образования
Педагогическая психология, юридическая психология, организационная психология, педагогическая психология, психология профессиональной деятельности, психология труда | Сердюк Н.В., Наумов Ю.Г., Грищенко Л.Л.
Психолого-педагогические меры предотвращения конфликта интересов у сотрудников правоохранительных органов
,