Ответ на экз, 1ый семестр (Ермолович ДВ) / 4. Философия и мировоззрение. Понятие мировоззрения и его исторические типы. миф. религия. философия
4.
Философия и мировоззрение. Понятие
мировоззрения и его исторические типы:
миф, религия, философия.
Философия
составляет теоретическую основу
мировоззрения, или его теоретическое
ядро, вокруг которого образовалось
своего рода духовное облако обобщенных
обыденных взглядов житейской мудрости,
что составляет жизненно важный уровень
мировоззрения. В целом мировоззрение
можно было бы определить следующим
образом: это обобщенная система взглядов
человека (и общества) на мир в целом, на
свое собственное место в нем, понимание
и оценка человеком смысла своей жизни
и деятельности, судеб человечества.
Соотношение
философии и мировоззрения можно
охарактеризовать и так: понятие
«мировоззрение» шире понятия «философия».
Философия — это такая форма общественного
и индивидуального сознания, которая
постоянно теоретически обосновывается,
обладает большей степенью научности,
чем просто мировоззрение, скажем, на
житейском уровне здравого смысла,
наличествующего у человека, порой даже
не умеющего ни писать, ни читать.
В
мировоззрении находит свое завершение
целостность духовности человека.
Философия как едино-цельное мировоззрение
есть дело не только каждого мыслящего
человека, но и всего человечества,
которое, как и отдельный человек, никогда
не жило и не может жить одними лишь чисто
логическими суждениями, но осуществляет
свою духовную жизнь во всей красочной
полноте и цельности ее многообразных
моментов. Мировоззрение существует в
виде системы ценностных ориентации,
идеалов, верований и убеждений, а также
образа жизни человека и общества (как
форма реализации духовной сущности
мировоззрения). И все это в органическом
единстве — ведь о мировоззрении человека
мы судим по делам его.
Итоговое
определение соотношения философии и
мировоззрения можно было бы сформулировать
так: философия — это система основополагающих
идей в составе мировоззрения человека
и общества.
Всего
в процессе известной истории принято
выделять 3 основных исторических типа
мировоззрения: мифологию, религию и
философию.
Мифологическое
мировоззрение
представляет собой исторически первый
тип мировоззрения или способ оформления
мировоззренческих представлений и
возникает на этапе становления
человеческого общества. Это мировоззрение
свойственно первобытнообщинному строю
и раннеклассовому обществу. За этот
период, длившийся десятки тысячелетий,
мифология прошла в своем развитии ряд
ступеней, породила множество форм,
выражающих различные этапы становления
и развития доклассового общества.
Характерной
чертой мифологического мировоззрения
является антропоморфизм,
что проявляется в одухотворении явлений
природы, перенесении на них духовных и
даже телесных свойств человека, а также
в том, что способ их деятельности
отождествляется с человеческой
деятельностью. Важнейшей особенностью
мифологического мировоззрения является
отсутствие
грани
между чувственным образом действительности
и самой реальностью, между божеством
(как духовным началом и сущностью) и тем
явлением природы, с которым оно
ассоциировалось. Следующей важнейшей
особенностью мифологии является
генетизм,
суть которого состояла в выяснении
природы мира, происхождения рода,
различных природных и социальных
явлений. Вся природа представлена в
мифологии как огромная родовая община,
населенная существами человеческого
типа, находящимися в тех или иных
родственных отношениях.
Вторым
историческим типом мировоззрения была
религия. Религиозное
мировоззрение
—
это способ освоения действительности
через ее удвоение на естественную,
земную, посюстороннюю и сверхъестественную,
небесную, потустороннюю. Религиозное
мировоззрение отличается от мифологического
по способу духовного освоения
действительности. Религиозные образы
и представления выполняют лишь одну
функцию — оценочно-регулятивную.
Еще одной особенностью религиозных
образов и представлений является
то, что в них скрыта иррациональность,
которая подлежит восприятию только
верой, а не разумом. Центральное место
в любом религиозном мировоззрении
занимает всегда образ или идея Бога.
Бог здесь рассматривается в качестве
первоначала и первоосновы всего
существующего. Историческое значение
религии состояло в том, что она и в
рабовладельческом, и в феодальном
обществах содействовала становлению
и укреплению новых общественных отношений
и формированию сильных централизованных
государств.
Отделение
умственного труда от физического, с
одной стороны, мифология и накопление
эмпирических знаний, с другой стороны,
а также стремление человека постигнуть
свою собственную сущность способствовали
возникновению общего целостного взгляда
на мир и место человека в нем — философии.
Термин «философия» в переводе с
древнегреческого означает «любовь к
мудрости» (phileo – люблю, Sophia -мудрость).
Принято считать, что первым данный
термин употребил древнегреческий
мыслитель Пифагор по отношению к людям,
стремящимся к интеллектуальному знанию
и правильному образу жизни.
Особенностью
философского мировоззрения стала
абстрактно-понятийная, а не
чувственно-образная, как в других типах
мировоззрения, форма
освоения действительности. Отличие
философского мировоззрения от
мифологического и религиозного не в
форме, а в содержании освоения
действительности. Т.е. вопросы примерно
те же, способы получения ответов другие.
В нем уже различаются природный и
социальный мир, человеческий способ
действий и проявление природных сил и
явлений. Это становится возможным
благодаря накоплению математических,
физических и астрономических знаний,
появлению календаря и распространению
письменности. Если предшествующие
исторические типы мировоззрения можно
определить как переживание человеком
реальности и своего бытия в ней, то
философское мировоззрение есть
размышление человека о существующем,
основанное на рациональном аргументе
и критическом сомнении.
первый курс первый семестр / 2 Философия и мировоззрение. Понятие мировоззрения и его исторические типы миф, религия, философия
2
Философия и
мировоззрение. Понятие мировоззрения
и его исторические типы миф, религия,
философия.
План
Мировоззрение
понимание человеком основ природыМировоззрение
влияет на поступкиМировоззрение
определяется исторической эпохойИсторические
типы мировоззренияАнемизм
тотеизм фетишизмИ всякие
другие
ФИЛОСОФИЯ | любовь |
продукт | |
форма | |
«живая | |
социокультурная | |
система | |
наука |
Мировоззрение
представляет собой понимание человеком
самых общих основ и закономерностей
природы и общественной жизни,
связанное с осознанием им своих
обязанностей перед обществом.
Характерные
для данного человека мировоззрение и
убеждения являются ведущими мотивами
его деятельности, придавая ей определенную
целенаправленность. Эти взгляды и
убеждения обусловливают поведение
человека и выбор им своего жизненного
пути. Они всегда формируются и развиваются
в связи с условиями его общественной
жизни и вместе с тем под влиянием
господствующих в данном обществе идей
и научных теорий.
Мировоззрение
конкретного человека всегда определяется
исторической эпохой и общественным
сознанием этой эпохи. В общественной
жизни всегда сначала изменяются
материальные условия жизни общества,
производительные силы и производственные
отношения, и лишь затем в соответствии
с ними изменяются также общественные
идеи и теории. Возникнув на базе назревших
задач развития материальной жизни
общества, эти идеи овладевают сознанием
людей, становятся основой их активного
отношения к жизни и через их деятельность сами
воздействуют на материальную жизнь
общества.
Мотивы,
интересы, ценностные ориентации,
мировоззрение составляют направленность
личности, которая проявляется в системе
отношений человека к себе, другим,
деятельности.
Философия
является историческим типом мировоззрения,
сменившим мифологию и религию.
Мировоззрением
называется система взглядов, переживаний
и чувств человека о мире и своем месте
в нем,
основанных на этих взглядах убеждений
и идеалов, определяющих отношение
человека к миру, его жизненную позицию,
принципы поведения и ценностные
установки.
Философское
знание является знанием мировоззренческим.
Вместе с тем не любое мировоззренческое
знание есть знание философское. Понятие
«мировоззрение» шире понятия «философия»
и значительно «старше» его. Мировоззрение
– способ духовной ориентации человека
в окружающей действительности, способ
ее духовно-практического освоения.
Оно
включает не только представления
человека о внешнем мире, но и оценку
человеком своего места в этом мире,
убеждения и идеалы, реализующиеся в
поведении людей.
ИСТОРИЧЕСКИЕ
ТИПЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ
Тип | Язык, | Отношение | Признаки |
МИФОЛОГИЯ | миф, | приспособление | синкретичность, |
РЕЛИГИЯ | вера, | уход | вера |
ФИЛОСОФИЯ | знание, | преобразование | рациональность, |
Мифология
– древнейший тип мировоззрения,
совокупность фантастических взглядов
и убеждений людей о мире, его устройстве,
происхождении, о своем месте в этом
мире. Мифологическое мировоззрение
существует в разных формах. Разновидностями
мифологии являются, например, анимизм,
связанный
с одушевлением неживой природы,
тотемизм,
согласно
которому животные обладают
сверхъестественными качествами,
фетишизм,
в
котором сверхъестественные свойства
приписываются некоторой вещи или стихии
и др.
С
дальнейшим прогрессом человеческого
общества мифологическое мышление
утрачивает прежнюю роль, хотя некоторые
его элементы могут воспроизводиться в
массовом сознании и в наши дни. Цивилизация
вызвала к жизни новые типы мировоззрения
– религию
и философию.
Их многостороннее взаимодействие
прослеживается на всех этапах истории.
В
мифологии и боги, и люди были частью
природы, жили «сообща» в естественном,
«земном» мире. Религиозное мировоззрение
основано на вере в существование
надприродных, сверхъестественных сил,
управляющих жизнью людей и мирозданием.
Философское
мировоззрение
является качественно новым в сравнении
с мифологией и религией типом мировоззрения,
которое противопоставляет догме –
сомнение, вере – логику, эмоциям –
интеллект. Философия ориентирована на
разумное объяснение мира. На смену
образу и символу приходит знание,
рационально-теоретическое понимание
мира и человека. Вымысел и откровение
сменяются логическим познанием. Отвечая
на те же мировоззренческие вопросы, что
и мифология, и религия, философия
опирается не на веру, а на
рационально-теоретическое знание. Она
представляет собой логически упорядоченную
систему знаний, дающих целостное
представление о мире. Ее возникновение
в VII–V
веках до н.э. в Древней Греции, Древней
Индии и Древнем Китае было революционным
процессом преодоления мифологически-религиозного
мировоззрения. Именно там и тогда
сложился особый тип мировоззренческого
знания как проявление не божественной,
а человеческой любви к мудрости.
Понятие мировоззрения и его структура. Исторические типы мировоззрения (мифология, религия, философия).
Понятие мировоззрения и его структура. Исторические типы мировоззрения (мифология, религия, философия).
Мировоззрение –это предельно обобщенная система взглядов человека на окружающий мир, на самого себя и свое место в этом мире, а также совокупность убеждений, взглядов, оценок, идеалов, норм, которые определяют содержание, направление и характер его преобразующей деятельности.
Структура мировоззрения:
1. Познавательный компонент.
2. Ценностно-нормативный компонент.
3. Эмоционально-волевой компонент.
4. Практический компонент.
Уровни мировоззрения:
1. Жизненно-практический (обыденный) уровень.
2. Теоретический уровень.
Исторические типы мировоззрения:
1. Мифология
2. Религия
3. Философия
Мифология –это фантастическое отражение действительности в виде чувственно-наглядных представлений.
Религия –тип мировоззрения, в котором мир разделяется на земной и сверхъестественный. Сверхъестественные силы (боги) играют определяющую роль в мироздании и в жизни людей.
Философия(в пер. с древнегреческого — любовь, — мудрость) – буквально означает любовь к мудрости.
Философия возникает в 7 — 6 вв. до н.э. в Древней Индии, Древнем Китае, Древней Греции.
Философия зарождается из потребности рационального понимания мира, как попытка решить основные мировоззренческие проблемы средствами разума, т.е. мышления, опирающегося на понятия и суждения, связанные друг с другом определенными логическими законами
Философия как теоретическая форма мировоззрения. Функции философии. Структура философского знания.
Философия – особая форма познания мира, форма духовной деятельности, вырабатывающая теоретическую систему знаний
— о наиболее общих принципах бытия и познания;
-о всеобщих законах развития природы, общества и мышления;
-об отношении человека к миру и его месте в этом мире.
Специфика предмета философии заключается в том, что он принципиально не локализован, т.е. не ограничен одной областью реальности. Специфика философии определяется ее стремлением рационально-понятийными средствами выработать цельное, обобщенное, теоретическое знание о мире и месте в нем человека.
Основные философские проблемы:
1. Проблема окружающего мира, природы.
2. Проблема человека.
3. Проблема бытия человека в «мире людей», связанная с решением межличностных и социальных отношений.
4. Проблема взаимосвязи субъективного и объективного, идеального и материального.
Все проблемы взаимодополняют друг друга и вместе с тем в различных философских учениях отдается приоритет той или иной философской теме.
Функции философии в культуре:
1. Мировоззренческая функция
2. Методологическая функция
3. Прогностическая и эвристическая функция
4. Критическая функция
5. Аксиологическая функция
6. Идеологическая функция
Все функции взаимосвязаны. Каждая из них предполагает остальные, и так или иначе, включает их.
Структура философского знания
1. Онтология – учение о бытии, об общих принципах и закономерностях существования природы, общества и человека.
2. Гносеология – раздел философского знания, в котором изучаются особенности и проблемы процесса познания человеком мира.
3. Аксиология – философская дисциплина, занимающаяся исследованием природы ценностей, а также их месте в человеческом бытии.
4. Философская антропология – философское учение о человеке в многомерности его существования.
5. Социальная философия – раздел философии, описывающий специфические особенности общества, его движущих сил, динамику и перспективы.
6. История философии. Рассматривает историческое развитие философии. Она изучает философское наследие мыслителей прошлого, а также современных авторов.
7. Эстетика – учение о красоте (прекрасном).
8. Этика – учение о морали, ее генезисе, природе и внутренней структуре.
9. Логика – наука о формах, законах мыслительной деятельности.
Все разделы философского знания тесно связаны между собой хотя и не сводимы друг к другу.
_______________________
Основной вопрос философии
Основной вопрос философии — вопрос о соотношении духа и природы, материи и сознания
2 стороны:
1. Онтологическая
2. Гносеологическая
Материализм
Материалисты – философы, которые считают природу, материю первичными, существующими независимо от духовного, от сознания.
При этом сознание не отрицается, а понимается как свойство, функция материального, т.е. сознание – вторично по отношению к материи.
Идеализм
Идеалисты считают, что в основе мира лежит духовная сущность в различных формах: Идея, Мировой Разум, Воля.
Идеалисты считают, что сознание существует самостоятельно, независимо от природы, материи, а сознание человека рассматривается как форма проявления мировой основы в человеке.
Идеализм существует в двух основных формах:
— объективный идеализм
— субъективный идеализм
Объективный идеализм – признает наличие в мире безличного духа, сознания, т.е. некого духовного начала, которое существует независимо и от природы, материи, и от сознания человека (т.е. существует объективно).
Природа, человек творятся безликим началом – Богом, Идеей и т.д.
Субъективный идеализм – считает мир порождением сознания отдельного человека. Согласно ему, с достоверностью можно говорить лишь о существовании моего «Я» и моих ощущений.
«Мир — есть комплекс моих ощущений».
Античная философия
Основные этапы в развитии Античной философии:
Досократовский (6-5 вв. до н.э.).
Классический (5-4 вв. до н.э
Эллинистический период (конец 4-2 вв. до н.э.).
Древнеримский период (2-1 вв. до н.э.).
Сократ (469-399 гг. до н.э.)
В центре философии Сократа – человек как моральное существо. В отличие от софистов Сократа интересуют не ораторские приемы, а объективное содержание основных гражданских добродетелей (добро, зло, долг, честь, справедливость и т.д.), что позволило бы отличить истину от лжи.
Каждый человек должен исследовать себя на предмет того, насколько его собственные представления соответствуют понятию той или иной добродетели. Человек должен вступить на путь самопознания: «Познай самого себя!». Для того, чтобы отыскать истину Сократ вырабатывает сложную систему приемов, известную под названием метод майевтики или «сократический диалог».
Платон (427-347 гг. до н.э.)
Платон является создателем первой в истории философии системы объективного идеализма.
Ядром философской системы Платона является его теория Идей. Каждому классу чувственно-воспринимаемых вещей соответствует своя Идея. Идеи – это не абстракции, не понятия человеческого разума. Идеи – есть причины вещей, мир идей – причина чувственно-воспринимаемого мира. Идеи не присутствуют в этом мире. Идеи существуют независимо от материального мира, т.е. существуют объективно. Мир идей подчиняет себе мир вещей. Идеи – бестелесны, неподвижны, вечны. Идеи не доступны чувственному восприятию. Идеи постижимы только разумом. Идеи – это сущности вещей. Мир идей обладает структурой, иерархией. На вершине пирамиды находится Идея Блага, к которой все стремится и которая обеспечивает единство мира Идей. Мир вещей – есть бледный слепок, «тень от мира Идей». Мир вещей – есть синтез мира Идей и материи.
Философия 17 века
Особенности данного периода:
1) это период разложения феодализма и зарождения капитализма,
2) лицо эпохи постепенно начинает определять наука и ее авторитет вытесняет авторитет религии,
3) наука отделяется от философии и становится самостоятельной формой познавательной деятельности,
4) главенствующую роль в науке играет механика,
5) в философии центральное место занимает гносеология (теория познания),
6) в философии два течения: эмпиризм и рационализм.
Эмпиризм –направление философской мысли, ориентированное на опытное естествознание и признающее опыт единственным источником знания.
Родоначальник эмпиризма – Ф. Бэкон (1561 – 1626 гг.)
Основной девиз эмпириков: «Нет ничего в разуме, чего ранее не содержалось бы в опыте».
Рационализм (лат. ratio – разум) –направление философской мысли, ориентирующееся на математику и утверждающее первенство разума в познании, независимость разума от чувственных восприятий.
Родоначальник рационализма – Р. Декарт.
Разум выступает источником знания и критерием истины. В самом разуме человека содержится, независимо от опыта, ряд идей, которые существуют не на основе опыта, а до всякого опыта.
Основные представители: Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц и др.
Философия Г. Гегеля
Согласно воззрениям Г.Гегеля, в основе мира лежит абсолют, духовное и разумное начало – Абсолютная Идея (или Мировой Дух, Мировой Разум).
Абсолютная идея – это активное и деятельное начало.
Многообразие мира – это результат действий, творчества Абсолютной Идеи.
Сама Абсолютная Идея существует независимо от природы и от сознания человека, т.е. она существует объективно.
Западники и славянофилы
Западники и славянофилы – противоположные течения в русской общественной мысли 40-50-х гг. XIX вв.
Выделение этих направлений произошло в связи с обсуждением в русском обществе проблемы выбора пути исторического развития России. Суть проблемы: либо Россия пойдет по пути развития стран Западной Европы, либо изберет свой, самобытный путь развития.
Западники считали, что России, отставшей от мировой цивилизации, предстоит освоить западные ценности и осуществить социально-экономические реформы по западному образцу.
Славянофилывыступили с обоснованием самобытного пути исторического развития России, принципиально отличного от западноевропейского пути.
Самобытность России они видели в русской общине, в православии как единственно истинном христианстве.
Основные формы бытия
Бытие как совокупная реальность существует в основных четырех формах:
1. Бытие природы
Бытие первой природы (природа, не тронутая человеком)
Бытие второй природы (преобразованная человеком природа).
2. Бытие человека
Бытие человека в мире вещей (человек как вещь среди других вещей)
Собственное человеческое бытие (человек как субъект, как социальное, духовно-нравственное существо).
3. Бытие духовное
Индивидуализированное духовное (индивидуальные процессы сознания и бессознательного каждого человека).
Объективированное духовное — достояние не только отдельного человека, но и общества («социальная память культуры»).
4. Бытие социального
Бытие отдельного человека в обществе (процессы социализации и жизнедеятельности человека в обществе в конкретную историческую эпоху).
Бытие самого общества (общество как целостный организм).
Материя
Материя – это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отражаемая им.
Материя как объективная реальность охватывает не только мир природы, но и социум (общество).
Атрибуты материи:
Объективность существования
Познаваемость
Сохраняемость
Системно-структурный характер организации
Неисчерпаемость
Движение
Отражение
Пространство
Время
Формы движения материи
Механическая (простое механическое перемещение, изменение местоположения объекта).
Физическая (движение элементарных частиц, внутриатомные и ядерные процессы, молекулярное и тепловое движение, электромагнитные и другие процессы).
Химическая (неорганические химические реакции, реакции, приводящие к образованию органических веществ, геологические процессы и др.).
Биологическая (обмен веществ, размножение, наследственность, рост естественный отбор и др.).
Социальная (материальная и духовная жизнь индивида и общества во всех ее многообразных проявлениях).
Пространство и время
Пространство – это объективная форма существования материи, выражающая взаимное расположение материальных объектов, их форму и структуру.
Время – это объективная форма существования материи, выражающая длительность существования и последовательность смены состояний объектов
Основные концепции пространства и времени
1. Субстанциональная
2. Реляционная
Субстанциональная концепция — Пространство и время рассматривается как самостоятельные субстанции, как пустое вместилище вещей, тел, процессов.
Реляционная концепция рассматривает пространство и время как особого рода отношения между объектами и процессами, вне которых они существовать не могут.
Диалектика
Диалектика (в современном понимании) – это теория и метод познания действительности, учение о взаимосвязи всех явлений мира и всеобщих законах развития природы, общества, мышления.
Основные законы диалектики
Закон единства и борьбы противоположностей
Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений
Закон отрицания отрицания
Все законы действуют одновременно, так как развитие носит системный характер
Закон единства и борьбы противоположностей – ядро диалектики, так как он указывает причину, источник диалектического изменения.
Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений – раскрывает механизм развития, т.е. объясняет, каким образом возникают новые качества в процессе развития.
Закон отрицания отрицания – указывает направленность процесса развития.
Альтернативы диалектики
Эклектика – это отсутствие единства, целостности, последовательности в убеждениях, теориях; совмещение различных, зачастую разнородных точек зрения.
Софистика – это сознательное применение в споре или в доказательствах неправильных доводов (так называемых софитов), т.е. всякого рода уловок, замаскированных внешней правильностью.
Метафизика (антидиалектика) – допускает понимание мира как неизменного в своей сущности, допускает создание однозначной, статичной картины мира, изолированное рассмотрение тех или иных моментов бытия.
Сознание
Сознание – высшая форма отражения действительности, свойственная людям как социальным существам, и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности в ходе практической деятельности.
Основные философские концепции сознания:
1. Субстанциональная
2. Функциональная
3. Экзистенциально-феноменологическая
Отражение
Отражение – это свойство любых материальных систем, их способность запечатлевать, воспроизводить и использовать особенности других объектов или систем в процессе или результате взаимодействия с ними.
Отражением обладают все материальные системы, оно есть обязательная сторона любого взаимодействия.
Структура сознания
1. Знания
2. Чувства и эмоции
3. Ценности
4. Воля
5. Память
6. Воображение
Структура процесса познания
Чувственная сторона познания:
Ощущение
Восприятие
Представление
Ощущение – это отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов, явлений, процессов при их воздействии на органы чувств.
Восприятие – это целостный образ предмета, воздействующего на органы чувств.
Представление – это обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, воздействовавшего на органы чувств раньше, но не воспринимаемого в данный момент.
Рациональная сторона познания:
Понятие
Суждение
Умозаключение
Понятие – форма мышления, отражающая общие закономерные связи, стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях.
Суждение – форма мышления, в которой о предмете или явлении что-либо утверждается или отрицается.
Умозаключение – форма мышления, состоящая в том, что из одного или нескольких суждений выводиться новое – третье суждение (вывод).
Проблема истины в философии
Истина – это соответствующее реальности содержание наших знаний
Реально существующие предметы (явления, процессы) сами по себе не могут быть ни истинными, ни ложными. Истинным или ложным может быть наше знание о них.
Истина имеет несколько сторон: объективность, абсолютность, относительность и конкретность.
Объективная истина
Объективная истина – это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.
Объективная истина есть адекватное отражение объекта познающим субъектом, т.е. воспроизведение его таким, каким он существует сам по себе, независимо от исследователя.
Абсолютная истина – понимается как:
1. Полное исчерпывающее знание о действительности в целом (гносеологический идеал).
2. Элемент знания, который никогда не может быть опровергнут в будущем.
3. Любая относительная истина, когда ее применение позволяет решать практические задачи.
Относительная истина – это такое содержание знания, которое уточняется в ходе познания.
Антропосоциогенез
Философская антропология – раздел философского знания, изучающий человека в многомерности его существования.
Научный подход к изучению человека:
1. Наука отвлекается от решения вопросов о смысле жизни человека
2. Наука страдает редукционизмом (т.е. сведением сложного к простому).
3. Наука изучает человека предметно, т.е. делается акцент на частных проявлениях свойств человека (биология, психология, медицина и т.д.).
Философский подход к проблеме человека:
1. Философия постигает человека в целостности его существования.
2. Философия делает акцент на уникальности человеческого существования, исследует уникальные способности, которые присущи только человеку и никому более.
Основные концепции философского осмысления человека
Натурализаторская — человек понимается как элемент природы, подчиненный ее законам и не имеющий в своих характеристиках ничего сверх того, что есть в природных образованиях.
Экзистенциально-персоналистическая — человек понимается как уникальный опыт свободы, независимый от природных и социальных условий, делается акцент на уникальности личностного опыта.
Рационалистическая — определяет сущностную особенность человека наличием разума, посредством которого преодолевается природное в человеке.
Социологизаторская — сущность человека определяется обществом: «Человек – есть совокупность всех общественных отношений».
Проблема антропогенеза (происхождения человека)
Основные концепции:
Креационистская концепция.
Эволюционизм.
Трудовая концепция.
Символистическая концепция.
Игровая концепция.
Психоаналитическая концепция и др.
Основные сферы общества
Экономическая
Политическая
Социальная
Духовная
Социальная сфера общества
Социальная подсистема общества представляет собой совокупность конкретно-исторических социальных общностей и групп, взятых в их взаимодействии и специальных институтов и учреждений, регулирующих эти взаимодействия или отношения.
Демографическая структура
Народонаселение – непрерывно воспроизводящая себя совокупность людей (народонаселение города, региона, страны, всей Земли).
Темпы общественного развития общества зависит от таких демографических показателей, как: общая численность населения; его плотность; темпы роста; половозрастная структура; состояние психофизического здоровья; миграционная подвижность.
Поселенческая структура
Поселенческая подструктура есть пространственная форма организации общества. Она выражает отношение людей к территории их обитания, отношения людей между собой в связи с их принадлежностью к одному и тому же либо к разным типам поселения (внутрисельские, внутригородские и межпоселенческие отношения).
Духовная сфера общества
Духовная сфера общества – сфера отношений между людьми по поводу разного рода духовных ценностей, их создания, распределения, распространения и потребления всеми слоями общества.
Общественное сознание
Общественное сознание – совокупность идей, взглядов, представлений, учений, существующих в обществе и отражающих определенные стороны общественного бытия.
Формы социальной динамики
Говоря о формах социальной динамики, можно выделить две основные формы социальных изменений – эволюцию и революцию.
Эволюция в узком смысле включает лишь постепенные количественные изменения, противопоставляемые качественными изменениям, то есть революции.
Революция – это коренное качественное изменение во внутренней структуре системы, то есть скачок, который является связующим звеном между двумя эволюционными стадиями в развитии системы.
Среди видов революции можно выделить социальную, промышленную, научную, научно-техническую, культурную революции.
Понятие мировоззрения и его структура. Исторические типы мировоззрения (мифология, религия, философия).
Мировоззрение –это предельно обобщенная система взглядов человека на окружающий мир, на самого себя и свое место в этом мире, а также совокупность убеждений, взглядов, оценок, идеалов, норм, которые определяют содержание, направление и характер его преобразующей деятельности.
Структура мировоззрения:
1. Познавательный компонент.
2. Ценностно-нормативный компонент.
3. Эмоционально-волевой компонент.
4. Практический компонент.
Уровни мировоззрения:
1. Жизненно-практический (обыденный) уровень.
2. Теоретический уровень.
Исторические типы мировоззрения:
1. Мифология
2. Религия
3. Философия
Мифология –это фантастическое отражение действительности в виде чувственно-наглядных представлений.
Религия –тип мировоззрения, в котором мир разделяется на земной и сверхъестественный. Сверхъестественные силы (боги) играют определяющую роль в мироздании и в жизни людей.
Философия(в пер. с древнегреческого — любовь, — мудрость) – буквально означает любовь к мудрости.
Философия возникает в 7 — 6 вв. до н.э. в Древней Индии, Древнем Китае, Древней Греции.
Философия зарождается из потребности рационального понимания мира, как попытка решить основные мировоззренческие проблемы средствами разума, т.е. мышления, опирающегося на понятия и суждения, связанные друг с другом определенными логическими законами
1.Понятие мировоззрения, его структура и основные исторические типы.
Понятие.
Мировоззрение
— это взгляд на мир и положение человека
в этом мире, оценка и характеристика
взаимоотношений человека и мира.
Структура.
В
мировоззрении выделяют два уровня:
повседневное и теоретическое. Первое
складывается стихийно, в процессе
повседневной жизнедеятельности, второе
возникает тогда, когда человек подходит
к миру с позиций разума и логики. Философия
– это теоретически разработанное
мировоззрение, система самых общих
теоретических взглядов на мир, на место
человека в нем, выявление различных
форм его отношения к миру. Две главные
черты характеризуют философское
мировоззрение: 1. Системность 2.
Теоретический, логически обоснованный
характер системы философских взглядов.
В центре внимания стоит человек с его
отношением к миру и отношение мира к
этому человеку.
Исторические
типы.
Мировоззрение
исторически конкретно, оно вырастает
на почве культуре и вместе с ней
претерпевает изменения. МЗ каждой эпохи
реализуется во множестве групповых и
индивидуальных вариантах. МЗ как система
включает в себя : знания( имеющих своей
опорой истину), а наряду с этим и ценности.
МЗ выработана не только разумом, но и
чувствами. Это значит, что МЗ состоит
как бы из двух частей – Интеллектуальный
и Эмоциональный. Эмоциональная сторона
МЗ представлена мироощущением и
мировосприятием. Интеллектуальная-
миропониманием. Соотношение интеллектуальной
и эмоциональной сторон МЗ зависит от
эпохи, от самого индивидуума. Так же
бывает разная окраска понимания мира,
что выражается в чувствах. Второй уровень
МЗ –миропонимание, опирающееся прежде
всего на знания, хотя МП и МО не даны
просто так рядом друг с другом: они, как
правило едины. МЗ включает в свою
структуру уверенность и веру. МЗ делится
на жизненно-повседневное и теоретическое.
Жизненно-повседневное складывается
повседневно. Страдает:
1)
недостаточной широтой
2)
своеобразным переплетением положений
и установок с примитивными, мистическими,
предрассудками
3)
большой эмоциональностью. Эти минусы
преодолеваются на теоретическом уровне
мировоззрения.
Это
философский уровень мировоззрения,
когда человек подходит к миру с позиции
разума, действует, опираясь на логику,
обосновывая свои выводы и
утверждения.
Философии
как особому типу МЗ предшествуют
мифологический и религиозный типы
МЗ.
Миф
как особая форма сознания и мировоззрения
представляет собой своеобразный сплав
знаний, хотя и весьма ограниченных,
религиозных верований и различных видов
искусств.
Дальнейшее
развитие миропонимания пошло по двум
линиям – по линии религии и по линии
философии.
Религия
– форма мировоззрения, в которой освоение
мира осуществляется через его удвоение
на земное, естественные и потусторонний,
сверхъестественный . При этом в отличии
от науки , тоже создающий свой второй
мир в виде научной картины природы,
второй мир религии основан не на знании
, а на вере в сверхъестественные силы и
их главенствующую роль в мире, в жизни
людей. Религиозная вера – это особое
состояние сознания, отличное от
уверенности ученого, которая базируется
на рациональных основах.
|
.
Индийская философия | Britannica
Общие проблемы
Различные индийские философии содержат такое разнообразие взглядов, теорий и систем, что практически невозможно выделить общие для них характеристики. Признание авторитета Вед характеризует все ортодоксальные ( астика, ) системы, но не неортодоксальные ( настика ) системы, такие как чарвака (радикальный материализм), буддизм и джайнизм. Более того, даже когда философы заявляли о своей верности Ведам, их верность мало что ограничивала свободу их спекулятивных предприятий.Напротив, признание авторитета Вед было удобным способом сделать взгляды философа приемлемыми для ортодоксов, даже если мыслитель выдвинул совершенно новую идею. Таким образом, можно цитировать Веды, чтобы подтвердить широкий спектр взглядов; они использовались мыслителями вайшешики (то есть теми, кто верит в высшие детали, как индивидуальные души, так и атомы), так же как и философы адвайта (монисты) веданты.
Britannica Premium: удовлетворение растущих потребностей искателей знаний.Получите 30% подписки сегодня.
Подпишись сейчас
В большинстве индийских философских систем принятие идеала мокша , как и верность авторитету священных писаний, было лишь отдаленно связано с систематическими доктринами, которые предлагались. Многие эпистемологические, логические и даже метафизические доктрины обсуждались и принимались решения на чисто рациональных основаниях, которые не имели прямого отношения к идеалу мокши . Можно сказать, что только философия Веданты («конец Вед») и философия санкхьи (система, которая принимает реальный вопрос и множественность индивидуальных душ) имеют тесную связь с идеалом мокша .Логические системы — Ньяя, Вайшешика и Пурва-Мимамса — связаны между собой очень отдаленно. Кроме того, как философия, так и другие научные трактаты, в том числе Камасутра («Афоризмы о любви») и Артха-шастра («Наука о материальном обретении»), признали один и тот же идеал и признали свою эффективность. для его достижения.
Когда индийские философы говорят об интуитивном знании, они озабочены тем, чтобы освободить для него место и продемонстрировать его возможность с помощью логики — и на этом, в их отношении, задача философии заканчивается.Индийские философы не пытаются оправдать религиозную веру; самой философской мудрости придается достоинство религиозной истины. Теория не подчинена практике, но сама теория, как теория, считается в высшей степени достойной и действенной.
Три основных понятия составляют краеугольный камень индийской философской мысли: «я» или душа ( атман, ), дела (карма) и освобождение ( мокша, ). Если оставить в стороне чарваков, все индийские философии занимаются этими тремя концепциями и их взаимосвязями, хотя это не означает, что они принимают объективную значимость этих концепций совершенно одинаково.Из них концепция кармы, обозначающая моральную эффективность человеческих действий, кажется наиболее типичной для Индии. Концепция атмана , которая не полностью отсутствует в западной мысли, в определенном смысле соответствует западной концепции трансцендентного или абсолютного духовного «я», несмотря на важные различия. Концепция мокша как концепция высшего идеала также была одной из проблем западной мысли, особенно в христианскую эпоху, хотя она, вероятно, никогда не была так важна, как для индуистского ума.Большинство индийских философий предполагают, что мокша возможно, а «невозможность мокши » ( анирмокша ) рассматривается как материальная ошибка, которая может опровергнуть философскую теорию.
Помимо кармы, отсутствие двух других проблем еще больше отличает индийскую философскую мысль от западной мысли в целом. Со времен греков западная мысль занималась математикой, а в христианскую эпоху — историей. Ни математика, ни история никогда не ставили перед индийцем философских проблем.В списках праман s, или способов познания, принятых в различных школах, нет ни одного, которое бы включало математическое или историческое знание. Возможно, с их безразличием к математике связан тот важный факт, что индийские философы не разработали формальную логику. Однако теория силлогизма (действительный дедуктивный аргумент, имеющий две предпосылки и вывод) развивается, и в логической теории было достигнуто много изощренного развития. Индийская логика предлагает поучительный пример логики познания ( джнанани ), а не абстрактных суждений — логики, не отделенной и не изолированной от психологии и эпистемологии, потому что она предназначена быть логикой реального человеческого стремления знать, что есть правда мира.
Формы аргументации и представления
По отношению к западной мысли существует поразительное различие в способах представления индийского философского мышления, а также в способах его исторического развития. Из пресистемной эпохи ведических гимнов и Упанишад и множества различных философских идей, распространенных в добуддийскую эпоху, с наступлением эпохи сутр (афористических резюме основных положений системы) возникла аккуратная классификация. систем ( даршана с), классификация, которой никогда нельзя было противоречить, и к которой не добавляются никакие другие системы.Не было основано ни одной новой школы, не возникло нового даршана . Но этот конформизм, как и конформизм Вед, не остановил рост независимого мышления, новых инноваций или оригинальных идей. В индийской традиции, по-видимому, лежит основополагающее предположение о том, что ни один человек не может утверждать, что видел истину впервые, и, следовательно, что человек может только объяснять, утверждать и защищать в новой форме истину, которая была видели, заявляли и защищали бесчисленное количество других до него — отсюда традиция излагать свои мысли, присоединяясь к одному из даршанов .
Если кто-то должен считаться великим мастером ( ачарья ), он должен написать комментарий ( бхашья ) к сутрам даршаны , или он должен прокомментировать одну из бхашья . и напишите tika (подкомментарий). Обычный порядок сутры — бхашья — варттика (сборник критических заметок) — тика . На любом этапе человек может представить новую и оригинальную точку зрения, но ни на каком этапе нельзя претендовать на оригинальность для себя.Даже авторы сутр не могли этого сделать, поскольку они всего лишь систематизировали мысли и прозрения бесчисленных предшественников. Таким образом, развитие индийской философской мысли смогло объединить почти уникальным образом соответствие традициям и приключения в мышлении.
.