Индивид, личность, индивидуальность — психология
Биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих вида Homo sapiens, характеризуется понятием «человек». У нее генетически задано особое телесную организацию, существенными признаками которой являются отвесное хождение, наличие приспособленных к труду рук, высоко-развитый мозг.
Вместе с тем человек является существом общественным, имеющая сознание и самосознание. Благодаря обществу она имеет возможность не только работать и познавать мир, но и осознавать, соотносить свои потребности и желания с обстоятельствами жизни.
Факт принадлежности живого существа к человеческому роду отражается в понятии «индивид».
Индивид (лат. individuum — неделимое) — человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens.
Ребенок рождается как индивид. Благодаря общению со взрослыми она постепенно усваивает социальный опыт человечества и включается в систему общественных отношений, формирующих ее потребности, интересы, мировоззрение, убеждения, т.е. развивают его как личность.
Личность — общественное существо, наделенное сознанием и представлена психологическими характеристиками, устойчивых, социально обусловленными и проявляются в общественных связях, отношениях с окружающим миром, другими людьми и определяют поведение человека.
Как индивид человек имеет такие признаки, как возраст, пол, образование, профессия, интересы. Личностью он становится в системе отношений с другими людьми. Личность — категория общественно-историческая. В ее характеристике главными признаками являются общественная сущность и социальные функции.
Личность — это качество индивида. Естественно могут возникнуть вопрос: может ли существовать индивид, не стал личностью, и может быть личность без ее конкретного носителя, т.е. без индивида?
Некоторые ученые на них отвечают утвердительно. Для подтверждения своих соображений они ссылаются на случай, происшедший с индийскими девочками Амаль и Камала, которых воспитывала волчья стая. У них были только индивидуальные биологические особенности. Никаких личностных черт девочки не имели. Это было вызвано отсутствием человеческого окружения. Итак, природные предпосылки создают возможности для развития общественных качеств личности, а становление их происходит только в условиях человеческого общества.
С определенной оговоркой можно допустить и возможность появления личности, вне структуры которой нет реального индивида. Однако это будет квазиособистисть. Например, Штирлиц — герой кинофильма «Семнадцать мгновений весны» или выдающийся аферист Козьма Прутков.
Каждая личность имеет присущий только ей набор черт и особенностей, который определяет ее индивидуальность.
Индивидуальность — неповторимое сочетание психологических особенностей и черт человека, определяет ее своеобразие и непохожесть на других людей.
Проявляется индивидуальность в чертах темперамента, характера, в способностях, особенностях и качествах психических процессов, в привычках и предпочтениях человека. Не существует двух людей с одинаковым сочетанием психических качеств. Индивидуальность присуща каждому человеку, но проявляется она по-разному: у одних людей ярко и сильно, в других — малозаметно. Она может заявить о себе в интеллектуальной, эмоциональной, волевой или сразу во всех сферах психической деятельности. Так, оригинальность интеллекта проявляется в способности видеть то, чего не замечают другие люди, в умении четко формулировать проблемы и находить их решения. Своеобразие эмоций констатируют чрезмерной интенсивности одних чувств и недостаточной — других, их устойчивости или изменчивости. Особенности воли могут раскрываться в степени развития волевых качеств.
Личность человека неповторима в своей индивидуальности. Однако даже полный перечень индивидуальных качеств человека не характеризует его как личность, хотя индивидуальность характеризует личность конкретнее, подробнее и полнее. Нетождественность понятий «личность» и «индивидуальность» не позволяет рассматривать структуру личности как своеобразный набор индивидуально-психологических свойств и качеств. Хотя некоторые зарубежные психологи трактуют ее именно так.
индивид, индивидуальность, личность. — Студопедия
Личность — конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием.
Сущностная характеристика личности и ее основные особенности определяются:
1) содержанием мировоззрения человека, его психологической сущностью.
Мировоззрение человека — это сложившаяся у него система убеждений, научных взглядов на природу, общество, человеческие отношения, которые стали его внутренним достоянием и отложились в сознании в виде определенных жизненных целей и интересов, отношений, позиций.
2) степенью целостности мировоззрения и убеждений, отсутствием или наличием в них противоречий, отражающих противоположные интересы разных слоев общества.
Целостность мировоззрения нарушается, если личность руководствуется или находится под влиянием противоречивых интересов, носителем которых она вдруг оказывается в силу различного рода социальных обстоятельств;
3) степенью осознанности человеком своего места в обществе.
4) содержанием и характером потребностей и интересов, устойчивостью и легкостью их переключаемости, их узостью и многогранностью.
5) спецификой соотношения и проявления различных личностных качеств.
Как в общественных науках, так и в житейской практике широко используются понятия: индивид, личность, индивидуальность.
Индивид — человек с точки зрения его психофизиологических особенностей (индивидуальные особенности). В основе понятия индивида лежит факт неделимости, целостности субъекта и наличия свойственных ему особенностей. В понятии человека как индивида выражаются два основных признака:
1) человек — это своеобразный представитель других живых существ, продукт фило- и онтогенетического развития, носитель видовых черт;
2) отдельный представитель человеческой общности; выходящее за рамки природной (биологической) ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами.
Оба значения понятия взаимосвязаны и описывают человека как существо своеобразное. Наиболее общими характеристиками индивида являются: целостность и своеобразие психофизиологической организации; устойчивость во взаимодействии с окружающей средой; активность. В обыденной жизни под индивидом понимают конкретного человека со всеми присущими ему особенностями. Индивидом рождаются, а личностью становятся.
Личность — это сознательный индивид. Это — социальное качество человека, степень включенности в системы социальных отношений. Человек рождается биологическим существом, в процессе социализации становится собственно человеком (индивидом) далее личностью, качество которой зависит от среды, культуры и других многочисленных социальных характеристик его окружения. В понятии «личность» — явление и сущность не совпадают. В личности мы склонны видеть конкретного человека. Однако сущность отдельной личности — ее социальные качества. Физическая природа человека не меняется тысячелетиями. Социальные же качества человека проявляются в социальных отношениях, т. е. есть сеть общественных отношений, в которые каждый попадает с рождения (где, в каком обществе — от этого зависит даже имя человека). Личностные черты зависят от потребности общества, т. е. существует заказ общества: какие типы личностей ему нужны.
Индивидуальность — это личность в ее своеобразии, особенности характера и психического склада, отличающие одного индивидуума от другого.Когда говорят об индивидуальности, то имеют в виду оригинальность личности. Обычно словом «индивидуальность» определяют какую-либо главенствующую особенность личности, делающую ее непохожей на окружающих. Индивидуален каждый человек, но индивидуальность одних проявляется ярко, других — малозаметно.
При выделении понятия «индивид» в психологии личности отвечают прежде всего на вопрос, в чем данный человек подобен другим людям, т. е. указывают, что объединяет данного человека с человеческим видом. Понятие «индивид» не следует смешивать с противоположным по значению понятием «индивидуальность», с помощью которого дается ответ на вопрос, чем данный человек отличается от всех других людей. «Индивид» обозначает нечто целостное, неделимое.
Структура личности.
Психологическая структура личностипредставляет собой целостное системное образование, совокупность социально значимых свойств, качеств, позиций, отношений, алгоритмов действий и поступков человека, сложившихся прижизненно и определяющих его поведение и деятельность.
Психологическую структуру личности составляют ее психические свойства (направленность, характер, темперамент, способности), жизненный опыт, характерные психические состояния, индивидуальные особенности психических процессов, самосознание и т.д. Структура личности складывается постепенно в процессе ее социального развития и является продуктом этого развития, эффектом всего жизненного пути человека. Функционирование такого образования возможно лишь посредством взаимодействия личностных свойств, являющихся компонентами структуры личности
В современной психологии существуют различные точки зрения на внутреннее строение личности (табл. 4).
Таблица 4.
Структура личности в представлении отечественных психологов
Автор | Компоненты структуры личности |
С.Л. Рубинштейн | Направленность
Знания, умения, навыки Индивидуально-типологические особенности |
В.Н. Мясищев | Направленность
Уровень развития Динамика нервно-психической реактивности (темперамент) Мотивация Отношение и тенденции личности |
А.Г. Ковалев | Направленность
Характер Возможности Система упражнений |
Б.Г. Ананьев | Определенный комплекс коррелируемых свойств индивида
Динамика психофизиологических функций и структура органических потребностей Статус и социальные функции-роли Мотивация поведения и ценностные ориентации Структура и динамика отношений |
А.Н. Леонтьев | По мнению автора, структура личности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию главных¸ внутри себя иерархизованных, мотивационных линий. Внутренние отношения главных мотивационных линий образуют как бы общий «психологический» профиль личности.
Все это позволяет А.Н. Леонтьеву выделить три основных параметра личности:
Процесс становления личности по А.Н. Леонтьеву есть процесс «становления связной системы личностных смыслов» |
Наиболее известной является динамическая функциональная психологическая структура личности К.К. Платонова (рис. 3). Его концепция удобна в практическом применении (например, при составлении характеристики лиц, отбираемых в правоохранительные органы).
НаправленностьЧерты личности, входящие в эту подструктуру, не имеют непосредственно врожденных задатков, а отражают индивидуально преломленное групповое общественное сознание. Данная подструктура формируется путем воспитания и включает в себя убеждения, мировоззрения, стремления, интересы, идеалы, желания. В этих формах направленности личности проявляются и отношения, и моральные качества личности, и различные виды потребностей. При этом один из компонентов направленности доминирует и имеет ведущее значение, в то время как другие выполняют опорную роль. Доминирующая направленность определяет всю психическую деятельность личности.
Подструктура направленности личности тесно связана с правосознанием, особенно в той части, которая определяет отношение субъекта к соблюдению норм права (нравственные принципы, ценностные ориентации, мировоззрение). Изучение направленности личности индивида позволяет определить его социальные воззрения, образ мыслей, ведущие мотивы, уровень его нравственного развития и во многом прогнозировать его поведение и поступки.
Социальный опыт.Эта подструктура объединяет знания, навыки, умения, привычки, приобретенные на основе личного опыта путем обучения, но уже с заметным влиянием и биологически, и даже генетически обусловленных свойств личности (например, способность к быстрому запоминанию, физические данные, лежащие в основе образования двигательных навыков и т.п.). Эту подструктуру иногда называют индивидуальной культурой, или подготовленностью, но лучше ее кратко называть опытом.
Через подструктуру опыта личность наиболее отчетливо проявляется в своем развитии, в выборе ведущих форм деятельности, в достижении определенных результатов. С одной стороны, успешность овладения знаниями и умениями во многом определяется задатками и способностями человека, с другой, огромную роль в приобретении знаний и умений играют направленность личности и ее мотивы.
Индивидуальные особенности психических процессов.Данная подструктура объединяет индивидуальные особенности отдельных психических процессов, или психических функций: памяти, ощущений, восприятия, мышления, эмоций, чувств, воли, которые формируются в процессе социальной жизни. Познавательные психические процессы и другие формы отражения действительности вместе с приобретенными человеком знаниями и опытом во многом определяют такое сложное интегративное образование личности, как интеллект, положительно коррелирующий с умственным развитием. Процесс формирования и развития индивидуальных особенностей психических процессов осуществляется путем упражнений.
Биопсихические свойства.Это биологически обусловленная подструктура объединяет типологические свойства личности, ее половые, возрастные особенности и патологические изменения, которые в значительной степени зависят от физиологических и морфологических особенностей мозга. Активность этой подструктуры определяется силой нервных процессов, а изучается она на психофизиологическом, а иногда и на нейропсихологическом, вплоть до молекулярного, уровне. Процесс формирования данной подструктуры осуществляется путем тренировки.
Различные черты и свойства личности, входящие во все названные подструктуры, образуют две наиболее общие подструктуры: характер и способности, понимаемые как общие интегративные качества личности.
Характер, или стиль поведения человека в социальной среде – это сложное синтетическое образование, где в единстве проявляются содержание и форма духовной жизни человека. Хотя характер и не выражает личности в целом, однако представляет сложную систему ее свойств, направленности и воли, интеллектуальных и эмоциональных качеств, типологических особенностей, проявляющихся в темпераменте. В системе характера тоже можно выделить ведущие свойства, к которым относятся в первую очередь моральные и волевые, составляющие его основу.
Способности обеспечивают успех деятельности, они взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Как правило, одни из способностей доминируют, другие им подчиняются. Подчиненная способность усиливает основную, ведущую способность.
Все эти подструктуры тесно связаны между собой и проявляются в виде единого целого, выражающего такое сложное интегративное понятие, как личность. Не только каждая из этих четырех подструктур, рассматриваемая как целое, в свою очередь, имеет свои подструктуры, но и каждая черта личности, также имеет свою структуру.
Применяя на практике знания о структуре личности, юрист овладевает неоценимым психологическим «инструментом» анализа в оценке человека, необходимым для верного выбора методов и приемов взаимоотношений с разными категориями граждан и способов самосовершенствования
индивид, личность, индивидуальность — Студопедия
На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность самого феномена личности.
Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе. Во многих определениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям, в обществе. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.
Р.С. Немов: «Личность — это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих».
Наряду с понятиями «человек», «личность» в науке нередко употребляются термины «индивид», «индивидуальность» (рис). Их отличие от понятия «личность» состоит в следующем.
Если понятие «человек» включает в себя совокупность всех человеческих качеств, свойственных людям, независимо от того, присутствуют или отсутствуют они у данного конкретного человека, то понятие «индивид» характеризует именно его и дополнительно включает такие психологические и биологические свойства, которые наряду с личностными также ему присущи. Кроме того, в понятие «индивид» входят как качества, отличающие данного человека от других людей, так и общие для него и многих других людей свойства. | |
Рис. Соотношение объемов понятий «человек», «личность», «индивид» и «индивидуальность» |
Индивидуальность – это самое узкое по содержанию понятие из всех обсуждаемых. Оно содержит в себе лишь те индивидные и личностные свойства человека, такое их сочетание, которое данного человека отличает от других людей. Индивидуальность (от лат. indiduum – неделимое, особь) – понятие, обозначающее в экспериментальной психологии уникальный набор более или менее стандартных психологических качеств, свойственных отдельному человеку.
В последние десятилетия усиливается тенденция к интегрированному, целостному рассмотрению личности с позиций разных теорий и подходов, и здесь намечается также интегративная концепция развития, принимающая во внимание согласованное, системное формирование и взаимозависимое преобразование всех тех сторон личности, акцент на которые делался в русле различных подходов и теорий.
Личность – относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других.
Психологический анализ понятий индивид, личность, субъект индивидуальность
Проблема личности — одна из центральных в психологии. Психологию личность интересует с точки зрения ее внутреннего строения, архитектоники, закономерностей возникновения, формирования, развития, особенностей социально-психологических проявлений, роли в этом природных, биологических (наследственных), социальных и других обстоятельств. Одна из центральных проблем в психологии личности — выявление психологических механизмов ее функционирования, проявлений, регуляции жизнедеятельности человека.
Понимание личности тесно связано с осмыслением таких категорий, как человек, индивид, индивидуальность, субъект, субъектность.
Человек — понятие видовое и включает в себя две взаимосвязанные системы: биологическую и психическую, духовную.
Индивид — это отдельный, конкретно взятый человек.
Индивидуальность обычно рассматривается как совокупность физиологических и психических особенностей конкретного человека, характеризующих его своеобразие.
Субъект — это человек в совокупности таких психических характеристик, которые позволяют ему осуществлять целеполагание и соответствующие целям действия, поступки, деятельность и поведение в целом.
Субъектность — это способность человека к тому или иному целеполаганию и соответствующей поставленным целям активности. Эти цели могут быть ситуативными, в интересах решения задач текущих дел и более отдаленного характера: на тот или иной отрезок жизни либо на всю жизнь.
Под личностью в отечественной психологии понимают сложное, системное, многоуровневое, иерархически организованное, разноплановое, полисодержательное, прижизненно сложившееся, сформировавшееся психическое образование человека, в котором он выступает не только как объект и продукт, результат педагогических и других воздействий, но и как сознательный субъект познания и активного преобразования действительности.
Личность— это конкретный человек в совокупности тех духовных, психических особенностей, качеств, которые характеризуют его как объекта (продукт, результат) общественного (и другого) развития и как субъекта преобразования действительности на основе ее познания и отношения к ней. Личность — это конкретный человек как носитель сознания (К. К. Платонов) и самосознания.
Сознание личности имеет общественно-исторический характер. Самосознание — это высший уровень развития сознания человека, основа формирования его умственной активности и самостоятельности личности в ее суждениях, оценках, отношениях, действиях и поступках. По мере того как у человека формируются и развиваются сознание, осознание и понимание смысла окружающей его действительности, себя в реальном мире, смысла своего существования, складывается и развивается личность.
Человек не рождается личностью, он ею становится в процессе взаимодействия с социальной и природной средой, с материальными и духовными обстоятельствами его жизни и деятельности. В процессе этого взаимодействия человек и формируется, и раскрывается, и проявляет себя как личность.
Проблемы личности в современной психологии. Понятие «личность», «индивид», «индивидуальность».
Понятия «Индивид»,«Индивидуальность»,«Личность» имеют свою специфику, но все они взаимосвязаны.
Понятие индивид имеет несколько толкований. Прежде всего, индивид– это чел как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens. В данном случае подчеркивается биологическую сущность человека. Но иногда это понятие используют для обозначения чел как отдельного представителя человеческой общности, как социальное существо, использующее орудия труда. Однако и в этом случае не отрицается биологическая сущность человека. Человек как индивид обладает определёнными свойствами.
Ананьев выделял первичные и вторичные свойства индивида.
Первичные свойства, присущие всем людям: возрастные особенности (соответствие определёному возрасту), принадлежность к определённому полу, конституциональные особенности (особенности сложения тела), нейродинамические свойства мозга, функциональная ассиметрия мозга.
Совокупность первичных свойств индивида определяет его вторичные свойства: динамику психофизиологических функций и структуру органических потребностей.
В свою очередь, интеграция всех этих свойств обусловливает особенности темперамента и задатки человека.
Другое понятие, характеризующее человека как объект реального мира, — личность. Также имеет различные варианты толкования.
В частности, под личностьюпонимается индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Понятие личность характеризует человека как социальное существо.
В рамках данного понятия рассматриваются такие психологические свойства личности: мотивация (направленность), темперамент, способности (задатки), характер, воля, чувства.
Следущее понятие, которое выделял Ананьев при изучении человека – субъект деятельности. Это понятие по своему содержанию занимает промежуточное положение между понятиями индивид и личность. Субъект деятельности соединяет в единое целое биологическое начало и социальную сущность человека. Если бы человек не обладал способностью выступать в качестве субъекта деятельности, то вряд ли он мог бы рассматриваться как социальное существо, т.к. его эволюция и социальное развитие невозможны без деятельности.
Субъект деятельности– это индивид как носитель сознания, обладающий способностью к деятельности.
Итак, человек может рассматриваться, во-первых как представитель живой природы, во-вторых, как субъект сознательной деятельности и, в-третьих, как социальное существо.
Объединение этих 3 уровней формирует интегральную характеристику человека, его индивидуальность.
Индивидуальность– это совокупность психических, физиологических и социальных особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности, своеобразия и неповторимости. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются в процессе воспитания, имеющего общественно обусловленный характер.
Психология личности, Представления о личности в психологии, Понятие личности, личность, индивидуальность
Часть 4. Психология личности
Глава 12. Представления о личности в психологии
Понятие личности, индивидуальности, индивидуальности
Одним из основных разделов общей психологии является психология личности. Почему психологи так активно изучают их личность? Почему был введен новый термин — «личность»? Не проще ли сказать — «мужик»? Действительно, многие западные психологи используют понятия человека и личности как синонимы.Однако мы не можем полностью с этим согласиться. Человек становится личностью в процессе активного взаимодействия с другими людьми. Новорожденный — это человек, но человек ли он? Проведем эксперимент: поднесем малыша к зеркалу — он привлечется к своему образу новым, незнакомым человеком.
Даже когда ребенок начинает говорить, он говорит о себе в третьем лице, как о постороннем: «Дима хочет кушать. Дима пошел гулять». В начале жизни ребенок слабо осознает себя, лишен своего «Я», его сознание формируется за счет активного взаимодействия с другими людьми, в первую очередь с окружающими родственниками, с семьей.Такого взаимодействия не будет — не будет человека, будет только индивидуум, похожий на человека, с сознанием младенца.
В истории известно более 40 историй, когда по каким-то причинам дети воспитывались вне общества, например в стае волков, среди овец, собак и т. Д. Дети Маугли были лишены человеческого общества и впоследствии, уже будучи взрослые, находясь среди людей, не смогли адаптироваться в обществе, стать личностью.
В 1799 году в лесах на юге Франции охотники нашли мальчика, который жил там один.Мальчик не был похож ни психологически, ни даже физически на человека. Он был очень истощен, передвигался на всех четырех конечностях, ел как животное и кусал приближающихся. Его обоняние и слух были чрезвычайно развиты, но очень своеобразны; при малейшей ветке или звуке треснувшего ореха он подпрыгивал, при этом хлопанье дверью не вызвало у него ни малейшей реакции. Он мог ходить голым на холоде или вытаскивать еду из очень горячей воды, не испытывая, по-видимому, никакой боли.Он издавал только нечленораздельные звуки, не пытаясь вступить в общение со своей новой средой, которую он рассматривал скорее как препятствие на пути удовлетворения своих потребностей.
Молодой врач Итар, считавший, что состояние ребенка — результат длительной изоляции от людей, предпринял попытку активно социализировать Виктора (так называемого мальчика). После пяти лет интенсивных тренировок Итар был вынужден признать, что никогда не сможет достичь своей цели.
К юному возрасту Виктор научился распознавать разные предметы, понимал несколько слов и мог их произносить, мог читать и писать некоторые из них, не осознавая их значения; но вскоре мальчик перестал прогрессировать.
Попытка научить Виктора учиться полностью провалилась: он так и не смог научиться играть или вступать в какие-либо другие отношения с людьми, а его сексуальное поведение было еще менее адекватным. Вплоть до его смерти в возрасте 40 лет заметного улучшения его поведения не произошло.
Эта и ряд подобных историй показывают, что, когда люди рождаются, мы соответствуем этому понятию только по анотомофизиологическим показателям, и только в процессе активного взаимодействия с окружающей средой человек становится личностью.
Человек-животное общественное и вне общества, изолированно он не научится отражать окружающий мир, как это делают люди. Сознание нормального человека формируется только в обществе. В этом смысле одно из самых суровых наказаний — наказание одиночеством. Робинзон Крузо — это добрая фантастика Д. Дефо, не соответствующая действительности. Жестокий обычай во времена великих географических открытий высадить виновного моряка на необитаемый остров обычно очень плохо кончался для последнего.Мужчина не умер от голода в райском уголке, он сошел с ума, потерял рассудок от одиночества, от тоски по людям.
Наряду с понятиями человек и идентичность в науке используются термины индивидуальность и индивидуальность.
В концепции личности воплощается племенная принадлежность человека. Человека можно считать и новорожденным, и взрослым на стадии дикости, и высокообразованным жителем цивилизованной страны. Поэтому, говоря о конкретном человеке, о том, что он личность, мы, по сути, утверждаем, что он потенциально личность.
Личность каждого человека наделена только присущим ей сочетанием характерных черт и характеристик, составляющих его индивидуальность, составляющих индивидуальность человека, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в особенностях темперамента, характера, привычек, преобладающих интересов, целей, жизненных ориентиров, в качествах познавательных процессов, в способностях, индивидуальном стиле деятельности и т. Д. Не бывает двух людей с одинаковым сочетанием психологических характеристик. — личность человека уникальна, т.е.е. каждый из нас индивидуален.
.
Личность — Психология личности
Ключевые цифры и теории
Гордон Олпорт
Гордон Олпорт был американским психологом, занимавшимся индивидуальными особенностями личности. Олпорта иногда называют основоположником психологии личности. Он считал, что изучение личности можно охарактеризовать двумя способами. Первый, номотетический, относится к чертам и правилам личности, которые могут быть обобщены на большое количество и типы людей. Вторая, идиографическая психология, утверждает, что есть характеристики, уникальные для человека.Таким образом, Олпорт пытался объяснить личность, отвечая на вопрос об уникальности и универсальности.
Олпорт разработал теорию черт личности. Он делал это, просматривая словарь и записывая любые термины, описывающие личность человека. Затем он разделил эти термины на 3 типа черт; кардинальные, центральные и второстепенные.
- Кардинальная черта — это черта, которая доминирует в жизни, личности и поведении человека.Этот тип черт встречается нечасто, потому что люди обычно имеют более одной черты, определяющей их жизнь.
- Центральная черта — Это черты, которые в той или иной степени присущи каждому.
- Вторичный признак — Эти характеристики уникальны для человека.
Олпорт также придумал слова генотип и фенотип. Генотип — это внутренняя черта человека, которая определяет его поведение по отношению к другим. Фенотипы — это наблюдаемые аспекты того, как человек относится к миру.Например, генотипы могут быть ценностями, симпатиями или антипатиями. Фенотип для человека с расстройством личности — это паттерн нарушенных или несоответствующих отношений с другими.
Карл Юнг
Карл Юнг был швейцарским психологом, наиболее известным за анализ сновидений, но он также иллюстрировал теорию личности. Подобно Олпорту, Юнг также отвечает на вопрос об уникальности и универсальности в своей теории.
Юнг считал, что у каждого есть особые необученные стремления или архетипы.Например, у архетипа матери есть тоска или потребность заботиться о других. Другими словами, архетип — это модель, прототип или стереотип, который используется в качестве структурного компонента развивающейся личности. Вот несколько примеров архетипов Юнга:
- Мать: кормление, успокаивание и воспитание.
- Самость: духовная связь со вселенной
- Тень: темное, неизвестное и загадочное. Часть
- Персона: общественная маска
- Ребенок: рождение и начало
- Обманщик: обман
- Пугало: изгой
- Мудрец: знания и руководство
- Герой: спасатель, чемпион
Зигмунд Фрейд
Фрейд разработал модель психики или личности, состоящую из Ид, Эго и Суперэго.Ид работает по принципу удовольствия — он стремится избежать боли и увеличить удовольствие любой ценой. Это заставляет нас искать пищу, когда мы голодны, отдыхать, когда устаем, и другие основные импульсы, обеспечивающие наше выживание.
Суперэго действует как моральная полиция и требует, чтобы мы действовали морально и социально приемлемо, независимо от обстоятельств. Это работает в прямом противоречии с Id. Эго работает как исполнитель психики, стремясь найти баланс между гедонизмом Ид и морализмом Суперэго.
Фрейд также считал, что на личность влияет материал, хранящийся в бессознательном. Его лечение заключалось в том, чтобы помочь людям заставить бессознательное-сознание понять их мотивы, стоящие за их эмоциями и поведением. Он ожидал, что, когда люди по-настоящему осознают себя, они смогут внести изменения, чтобы улучшить свое функционирование.
Альфред Адлер
Альфред Адлер был австрийским психологом, который считал, что личность развивается не только в результате внутренних, но и внешних процессов.Один из внешних процессов, который, по мнению Адлера, оказал значительное влияние на развитие личности, — это очередность рождения. Например, старший ребенок может обладать способностями к руководству, младшему часто злоупотребляют, а средний ребенок может чувствовать себя обиженным или игнорируемым.
Адлер предложил модель личности, которая определяет определенные модели поведения. Эти паттерны были названы «склонение / склонность», «избегание», «господство / доминирование» и социальная полезность. Берущие / склоняющиеся люди — это эгоистичные личности, которые берут, но никогда или редко возвращаются.Избегающий тип личности не рискует и не любит большого социального взаимодействия. Правящая / доминирующая личность сделает все, чтобы добиться своего, и может быть очень манипулятивной. Наконец, социально полезная личность общительна и хочет делать что-то на благо других.
Роберт Клонингер
Роберт Клонингер характеризовал личность тремя измерениями темперамента и тремя типами черт. Он также разработал трехмерный опросник личности (TPQ) для измерения этих параметров у людей.
Размеры темперамента:
- Предотвращение вреда: тревожный, пессимистичный или уходящий, оптимистичный
- В поисках новизны: импульсивный, вспыльчивый против жесткого, медлительного
- Зависимость от вознаграждения: теплый, ищущий одобрения против холодного, отчужденного
- Настойчивость, настойчивость, амбициозность или легко подавляемая (ПРИМЕЧАНИЕ: это 4-е измерение было добавлено позже)
Три типа черт:
- Самонаправленность: надежный, целеустремленный vs.обвиняющий, бесцельный
- Сотрудничество: терпимость, помощь или предубеждение, мстительность
- Самопревосхождение: самозабвенный, духовный против самосознательного, материалистический
Ганс Айзенк
Ганс Айзенк был британским психологом, изучавшим интеллект и личность. Его модель личности включала два измерения: экстраверсию (E) и невротизм (N). Он использовал эти два измерения на графике для классификации личности. С помощью этих двух факторов возможности личности можно разделить на 4 типа.
- Высокий N и Высокий E = холерический тип
- Высокий N и Низкий E = меланхолический тип
- Низкий N и Высокий E = Сангвинический тип
- Low N и Low E = флегматический тип
http://intraspec.ca/images/eysenck.gif
Позже было добавлено третье измерение психотизма.
Айзенк предположил, что интроверты стимулировались внутренне, чем экстраверты. Поэтому экстраверты ищут больше внешней стимуляции, чем интроверты, чтобы сбалансировать свою систему, тогда как интроверты стараются держаться подальше от дополнительной стимуляции, чтобы не перегрузиться.
Реймонд Кеттелл
Реймонд Кеттел был британским и американским психологом, который предложил 16-факторную теорию личности. Эти 16 факторов приведены в следующей таблице.
Дескрипторы нижнего диапазона | Первичный фактор | Дескрипторы высокого диапазона |
---|---|---|
Безличный, отстраненный, крутой, сдержанный, отстраненный, формальный, отчужденный ( Schizothymia ) | Тепло (А) | Теплый, общительный, внимательный к другим, добрый, покладистый, участвующий, любит людей ( Affectothymia ) |
Конкретное мышление, более низкая общая умственная способность, менее умный, неспособный справляться с абстрактными проблемами ( Низкая школьная умственная способность ) | Рассуждение (Б) | Абстрактно мыслящий, более умный, сообразительный, с более высокими умственными способностями, быстро обучающийся ( Более высокий уровень схоластической умственной способности ) |
Эмоционально реактивен, изменчив, подвержен чувствам, эмоционально менее устойчив, легко расстраивается ( Пониженная сила эго ) | Эмоциональная устойчивость (К) | Эмоционально устойчивый, адаптивный, зрелый, спокойно смотрит на реальность ( Высшая сила эго ) |
Почтительный, отзывчивый, избегающий конфликтов, покорный, скромный, послушный, легко управляемый, послушный, уступчивый (Покорность) | Доминирование (E) | Доминирующий, напористый, напористый, агрессивный, конкурентоспособный, упрямый, властный ( Доминирование ) |
Серьезный, сдержанный, расчетливый, неразговорчивый, задумчивый, тихий ( Desurgency ) | Живучесть (Ж) | Живой, оживленный, спонтанный, восторженный, беспечный, веселый, выразительный, импульсивный ( Surgency ) |
Целесообразный, несоответствующий, игнорирующий правила, потакающий своим желаниям ( Низкая сила суперэго ) | Правило-Сознание (G) | Сознающий правила, послушный, сознательный, подчиняющийся, моралистический, уравновешенный, связанный с правилами ( High Super Ego Strength ) |
Застенчивый, опасный, робкий, нерешительный, запуганный ( Threctia ) | Социальная смелость (H) | Социально смелый, азартный, толстокожий, раскованный ( Parmia ) |
Утилитарный, объективный, несентиментальный, жесткий, самостоятельный, серьезный, грубый ( Harria ) | Чувствительность (I) | Чувствительный, эстетичный, сентиментальный, нежный, интуитивный, утонченный ( Premsia ) |
Доверяющий, ничего не подозревающий, принимающий, безусловный, легкий ( Alaxia ) | Бдительность (L) | Бдительный, подозрительный, скептический, недоверчивый, оппозиционный ( Protension ) |
Обоснованный, практичный, прозаичный, ориентированный на решение, устойчивый, традиционный ( Praxernia ) | Абстрактность (М) | Абстрактный, образный, рассеянный, непрактичный, поглощенный идеями ( Autia ) |
Честный, искренний, бесхитростный, открытый, бесхитростный, наивный, неприхотливый, вовлеченный ( Бесхитростность ) | Конфиденциальность (N) | Частный, сдержанный, скрытый, проницательный, изысканный, мирской, проницательный, дипломатичный ( Проницательность ) |
Самоуверенный, спокойный, самодовольный, безопасный, свободный от вины, самоуверенный, самодовольный ( Untroubled ) | Задержание (O) | Опасения, неуверенность в себе, беспокойство, склонность к чувству вины, неуверенность, беспокойство, самообвинение ( Склонность к вине ) |
Традиционный, привязанный к знакомым, консервативный, уважающий традиционные идеи ( Консерватизм ) | Открытость к изменениям (Q1) | Открытый для изменений, экспериментальный, либеральный, аналитический, критический, свободное мышление, гибкость ( Радикализм ) |
Групповой, аффилиативный, присоединяющийся и зависимый от последователя ( Групповая приверженность ) | Самостоятельность (2 квартал) | Самостоятельный, одинокий, находчивый, индивидуалистичный, самодостаточный ( Самодостаточность ) |
Переносит беспорядки, безразличный, гибкий, недисциплинированный, вялый, конфликтующий с самим собой, импульсивный, пренебрегающий социальными правилами, неконтролируемый ( Низкая интеграция ) | Перфекционизм (3 квартал) | Перфекционист, организованный, компульсивный, самодисциплинированный, социально точный, требовательный, сила воли, контроль, самосентиментальный ( Высокий самоконтроль ) |
Расслабленный, безмятежный, безмятежный, вялый, терпеливый, сдержанный, низкий драйв ( Low Ergic Tension ) | Напряжение (Q4) | Напряженный, энергичный, нетерпеливый, ведомый, разочарованный, переутомленный, ведомый временем.( High Ergic Tension ) |
Первичные факторы и дескрипторы в модели 16 факторов личности Кеттелла (адаптировано из Conn & Rieke, 1994). |
источник: http://en.wikipedia.org/wiki/16_Personality_Factors
Иван Павлов
Иван Павлов был российским психологом, который разработал теорию классической обусловленности для описания поведения. Его теория поддерживает поведенческий подход к личности и утверждает, что люди просто реагируют на данную среду и не выбирают сознательно какое-либо конкретное поведение.Его теория касается вопроса активности и реактивности.
Павлов на самом деле был врачом, который изучал работу желудка у собак, исследуя их слюну в различных условиях кормления. Во время некоторых из своих экспериментов Павлов заметил, что у собак началось выделение слюны еще до того, как им дали какую-либо пищу. В ходе дальнейшего расследования Павлов обнаружил, что у собак выделялось слюноотделение в ответ на звук из механизма, доставляющего пищу. Павлов понял, что происходит что-то «необычное», потому что он знал, что собаки не инстинктивно выделяют слюну в ответ на звук.
После дальнейшего расследования Павлов понял, что собаки «узнали», что каждый раз, когда они слышат этот звук, их собираются кормить. Это «соединение» стимула, который естественным образом вызвал биологический ответ, с другим стимулом, который не вызвал рефлексивной реакции, составляет сущность классической обусловленности. Важнейшей частью является сочетание двух стимулов, которое предшествует формированию рефлексивной реакции на нейтральный стимул.
Однако условные ответы не являются постоянными.В ходе дальнейшего расследования Павлов обнаружил, что после того, как несколько раз позвонили в колокольчик, не дав собаке еды, собаки снова узнали, что звонок больше не связан с кормлением. Этот процесс называется вымиранием. Если условный ответ больше не будет сочетаться с нейтральным раздражителем, тогда условный ответ исчезнет, а затем исчезнет.
Б.Ф. Скиннер
Б.Ф. Скиннер также был бихевиористом, однако, в отличие от Павлова, который считал поведение непроизвольной реакцией на окружающую среду, Скиннер считал поведение добровольным.Скиннер проиллюстрировал эту концепцию своей теорией оперантного обусловливания. Эта теория утверждает, что люди проявляют поведение, потому что их за это поощряют или наказывают.
Подкрепление — это то, что увеличивает вероятность продолжения поведения. Наказание — это то, что снижает вероятность продолжения поведения. И подкрепление, и наказание делятся на два типа: положительное и отрицательное. Обычно, когда мы слышим слово «негатив», мы думаем, что это что-то плохое.Однако в этом случае отрицательный результат просто означает, что что-то отняли. Положительный означает, что что-то добавлено. Следующая таблица иллюстрирует эту взаимосвязь.
Арматура | Наказание | |
Положительный | Что-то есть добавлено к увеличить вероятность того, что какое-то поведение произойдет | Что-то есть добавлено к уменьшено вероятность возникновения поведения |
Отрицательный | Что-то убрано — увеличьте вероятность того, что поведение произойдет | Что-то убрано — уменьшить вероятность того, что поведение произойдет |
Примером мощного отрицательного подкрепления является кричащий ребенок.Звук настолько раздражает, что многие взрослые дают ребенку все, что он хочет, чтобы крик прекратился. Ребенок перестанет кричать (уберите пронзительный звук), когда взрослый даст ему или ей леденец (повышается вероятность такого поведения). Дети используют эту технику со взрослыми каждый день. Чтобы понять, как изменить поведение, не нужен психолог!
Альберт Бандура
Альберт Бандура был психологом, наиболее известным в этой теории социального обучения.Основная идея теории социального обучения состоит в том, что люди учатся, наблюдая за тем, что делают другие люди, а затем копируют это поведение. Это называется моделированием. Бандуру также можно рассматривать как теоретика, ориентированного на «воспитание». В ответ на вопрос о том, являются ли наши личности результатом, генетикой или окружающей средой, он сказал бы, что мы действуем так, как мы, потому что мы приучены действовать таким образом.
Джон Холланд
Джон Холланд разработал модель 6 типов личности, которая в основном используется при профориентации.Эти 6 типов личности — реалистичный, исследовательский, артистичный, социальный, предприимчивый и обычный.
- Реалистично : любит работать с животными, инструментами, машинами, практично и реалистично.
- Исследовательский : любит математику, естественные науки, точен и интеллектуален.
- Художественный : любит творчество, очень артистичен, выразителен и избегает повторений.
- Социальные : любит помогать и быть рядом с людьми.Надежен, дружелюбен, любит решать социальные проблемы.
- Предприимчивый : любит продавать вещи, заниматься политикой и другими руководящими должностями, но не любит аналитической деятельности.
- Обычный : любит работать с числами и структурированными действиями.
источник: https://edtechvision.wikispaces.com/file/view/Holland03Jobs.gif
Абрахам Маслоу
Абрахам Маслоу был гуманистическим психологом, который считал, что личность основана на удовлетворении потребностей выживания и других потребностей.Его теория отвечает на вопрос об уникальности и универсальности, потому что потребности, которые он определил, универсальны для всех людей. Потребности, которые он определил, были физиологическими, безопасными, нуждами принадлежности, уважением и самоактуализацией.
- Физические потребности: еда, вода, сон
- Охрана / безопасность: убежище, безопасная среда
- Принадлежность и любовь: друзья, семья и близость
- Уважение: уважение, чувство собственного достоинства, признание
- Самоактуализация: раскрытие всего потенциала человека
Он организовал эти потребности в треугольник, который назвал Иерархией Потребностей.Маслоу считал, что у всех людей есть врожденное желание или стремление к самореализации; однако люди удовлетворяли свои потребности в соответствии с определенным порядком или иерархией. Самыми важными жизненными потребностями являются те, которые поддерживаются физически, такие как пища, вода и кров.
Маслоу заявил, что люди должны удовлетворить эти основные потребности, прежде чем могут быть удовлетворены другие потребности, такие как уважение и принадлежность. Таким образом, личность может быть частично охарактеризована пониманием того, где на карте потребностей находится индивид.Например, если человек тратит большую часть своего времени на удовлетворение физических потребностей, его личность не будет отражать потребности или ценности интимных отношений, потому что эта потребность расположена выше в треугольнике.
Карл Роджерс
Карл Роджерс также сосредоточился на вопросе уникальности и универсальности. В отличие от Маслоу, который поддерживал универсальность, Роджерс одобрял уникальность личности. Его методика называется «клиентоцентричной» из-за того, что он ориентирован на человека.Роджерс считал, что клиенты сами являются экспертами в своей жизни и имеют ответы, необходимые для решения их собственных проблем, но просто нуждаются в поддержке, чтобы понять этот факт.
Роджерс считал, что все, что нужно сделать терапевту, — это безоговорочно положительно относиться к нему, то есть принимать чувства клиента без оговорок и суждений, и клиент сможет полагаться на свои собственные внутренние силы и личность для решения проблем.
Мейер Фридман и Рэй Розенман
Фридман и Розенман придумали термины личность типа A и типа B.Личность типа А — это набор поведенческих характеристик, способствующих достижению, конкуренции, срочности, нетерпеливости и враждебности. Исследователи обнаружили, что характеристики типа А коррелируют с более высоким риском сердечных заболеваний у этих людей. Напротив, люди типа B расслаблены, терпеливы и легкомысленны.
.