Понятие диалектики в философии
Главная » Основы философии » 18.1 Понятие диалектики в философии
Понятие диалектики в философии
Диалектика – признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод.
Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности.
Главная проблема диалектики – что такое развитие?
Развитие – изменение материальных и идеальных объектов, как саморазвитие, результатом которого является переход на более высокую ступень организации.
Развитие – высшая форма движения. В свою очередь, движение – основа развития.
Движение:
– является внутренним свойством материи;
– характеризуется целостностью, непрерывностью и наличием противоречий;
– является способом связи в материальном мире.
Основные законы диалектики
1. Среди способов понимания диалектики развития являются законы диалектики.
Закон – это объективные не зависящие от воли человека, общие, стабильные, необходимые, повторяющиеся связи между сущностями и внутри сущностей.
Законы диалектики отличаются от законов других наук (физики, математики и др.) своей всеобщностью и универсальностью, поскольку они:
– охватывают все сферы окружающей действительности;
– раскрывают глубинные основы движения и развития их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового.
Выделяются три базовых закона диалектики:
– единства и борьбы противоположностей;
– переход количества в качество;
– отрицания отрицания.
2. Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу, например: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т.д.
Можно также выделить различные виды борьбы:
– борьба, приносящая выгоду обеим сторонам, например, постоянное соревнование, где каждая сторона «догоняет» другую и переходит на более высокую качественную ступень развития;
– борьба, где одна сторона регулярно одерживает верх над другой, но побежденная сторона сохраняется и является «раздражителем» для победившей стороны. Благодаря чему, победившая сторона переходит на более высокую ступень развития;
– антагонистическая борьба, где одна сторона может выжить только за счет полного уничтожения другой.
Кроме борьбы возможны иные виды взаимодействия:
– содействие, когда обе стороны оказывают встречную помощь друг другу без борьбы;
– солидарность, союзничество, когда стороны не оказывают друг другу прямого содействия, но имеют общие интересы и действуют в одном направлении;
– нейтралитет, когда стороны имеют различные интересы, не содействуют друг другу, но и не борются между собой;
– мутуализм – полная взаимосвязь, когда для выполнения какого-либо дела стороны должны действовать только вместе и не могут действовать автономно друг от друга.
3. Вторым законом диалектики является закон перехода количественных изменений в качественные.
Качество – стабильная система определенных характеристик и связей предмета.
Количество – исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т.д.).
Мера – единство количества и качества.
При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество. При этом качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название «узлов», а сам переход в иное состояние понимается в философии как «скачок».
Например, если нагревать воду последовательно на один градус по Цельсию, то есть изменять количественные параметры – температуру, то вода будет изменять свое качество – станет горячей. При достижении температуры в 100 градусов произойдет коренное изменение качества воды – она перейдет в пар. Температура в 100 градусов в данном случае будет узлом, а переход воды в пар, т.е. переход одной меры качества в другую – скачком. То же самое можно сказать и об охлаждении воды и ее превращении при температуре ноль градусов по Цельсию в лед.
В природе не всегда удается определить узловой момент. Переход количества в принципиально новое качество может произойти:
– резко, одномоментно;
– незаметно, эволюционно.
4. Закон отрицание отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.
Примеры:
– смена общественно-экономических формаций;
– «эстафета поколений»;
– смена вкусов в культуре, музыке;
– ежедневное отмирание старых кровяных клеток, возникновение новых.
Отрицание старых форм новыми является причиной и механизмом поступательного развития. Однако вопрос о направленности развития – дискуссионный в философии. Выделяются следующие основные точки зрения:
– развитие – только поступательный процесс, переход от низших форм к высшим, то есть восходящее развитие;
– развитие может быть как восходящим, так и нисходящим;
– развитие хаотично, не имеет никакой направленности.
Практика показывает, что из трех точек зрения наиболее близкой к истинной является вторая: развитие может быть как восходящим, так и нисходящим, хотя общая тенденция все же восходящая. Например:
а) организм человека развивается, крепнет – восходящее развитие;
б) затем развиваясь, слабеет, дряхлеет – нисходящее развитие.
Таким образом, развитие идет не линейным образом по прямой, а по спирали, причем каждый виток спирали повторяет прежние, но на новом, более высоком уровне.
Принципы диалектики
Основными принципами диалектики являются:
– принцип всеобщей связи. Всеобщая связь означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимозависимость всех его компонентов, таких как предметы, явления, процессы. Наиболее распространенный вид связи – внешние и внутренние. Например:
а) внутренние связи человеческого организма как биологической системы;
б) внешние связи человека как элементы социальной системы.
– принцип системности. Системность означает, что многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно, образуют целостную систему. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность;
– принцип причинности. Причинность означает наличие таких связей, где одна порождает другую. Предметы, явления, процессы окружающего мира имеют либо внешнюю, либо внутреннюю причину. Причина порождает следствие, а связи именуются причинно-следственными;
– принцип историзма. Историзм подразумевает два аспекта окружающего мира:
а) вечность, неуничтожимость истории и мира;
б) его существование и развитие во времени, которое длится всегда.
Категории диалектики
Категория диалектики – наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для раскрытия сути диалектических проблем.
К основным категориям диалектики относятся:
– сущность и явление;
– форма и содержание;
– причина и следствие;
– единичное, особенное, всеобщее;
– возможность и действительность;
– необходимость и случайность.
Альтернативы диалектики
1. Диалектика является не единственной теорией о развитии всего сущего. Наряду с ней существуют и другие теории, которые также являются философскими методами. Достаточно часто данные теории противоположны диалектике.
К альтернативам диалектики относятся:
– метафизика;
– софистика;
– эклектика;
– догматизм;
– релятивизм.
2. Метафизика является главной альтернативой диалектики.
Таблица 1
Отличия метафизики от диалектики
Основные положения |
Диалектика |
Метафизика |
Связь старого и нового |
Признает наличие связей между старым и новым |
Полностью отвергает связь между ними, считая, что новое целиком вытесняет старое |
Причина движения |
Движение свойство материи |
Движение не может исходить из самой материи, причиной движения является внешний первотолчок |
Взаимосвязь количества и качества |
При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество. При этом качество не может меняться бесконечно. |
Сторонники метафизики не видят взаимосвязи между количеством и качеством; по их мнению, количество изменяется благодаря количеству, качество изменяется благодаря качеству |
Направленность движения, развития |
Развитие происходит, главным образом, по восходящей спирали |
Признает развитие либо по прямой, либо по кругу, либо вообще не признает направленности развития |
Отношение к окружающей действительности |
Видит мир во всем его многообразии («цветное видение мира») |
Видит мир однообразно, по принципу «черное – белое» |
Отношение к познанию |
Видит мир целостным и взаимосвязанным |
Видит мир состоящим из отдельных вещей и явлений |
|
|
|
Таким образом, метафизика и диалектика есть две противоположные теоретические системы осмысления действительности, развития.
В современной западной философии метафизика признана как равноправная теория, наряду с диалектикой, а некоторые философы предпочитают метафизический образ мышления диалектическому. В советской постсоветской, российской философии предпочтение отдается общепринятой классической диалектике.
3. Наряду с метафизикой существуют философские подходы альтернативные диалектике, но не являющиеся самостоятельными теориями:
– эклектика – построение теоретических истин на основе произвольного объединения разрозненных фактов, создание искусственных интеллектуальных конструкций;
– софистика – выведение ложного по сути, но воспринимаемого правильным по форме умозаключения из ложных умозаключений, которые некорректно подаются как правильные;
– догматизм – восприятие каких-либо положений как бездоказательной, но абсолютной истины, негибкость в мышлении, рассуждениях, отношении к окружающему миру;
– релятивизм – интерпретация уже готовых результатов познания.
Вопросы и задания
1. В чем сущность философской категории «бытие»?
2. Раскрыть сущность понятия «материи» как философской категории.
3. Составить таблицу «Сознание. Общее понятие, основные подходы, происхождение».
4. Раскрыть понятие диалектики как теории развития всего сущего.
5. Составить таблицу «Основные законы, принципы и категории диалектики».
6. Привести примеры противоположные диалектике.
Лекция, реферат. Понятие диалектики в философии — понятие и виды. Классификация, сущность и особенности. 2018-2019.
Понятие диалектики. Объективная и субъективная диалектика — Студопедия
Тема:№ 3. ДИАЛЕКТИКА КАК ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ
1. Понятие диалектики. Объективная и субъективная диалектика
2. Исторические формы диалектики. Диалектика как учение о развитии. Диалектика как метод
3. Понятие «закон» в философии. Основные законы диалектики.
4. Закон единства и борьбы противоположностей, его сущность и значение.
5. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Мировоззренческое и методологическое его значение.
6. Закон отрицания отрицания. Синтез в развитии.
7. Основные категории диалектики.
Понятие диалектики. Объективная и субъективная диалектика.
Понимание действительности в развитии – важнейший аспект диалекти-ческого воззрения на мир. Диалектика есть «учение о развитии в его наиболее полном, глубоком и свободном от односторонностей виде».Знание законов развития позволяет людям целенаправленно изменять мир в соответствии с объективными тенденциями и потребностями человеческой цивилизации. В чём состоят основополагающие идеи диалектики?
Философским открытием стала мысль о том, что окружающий человека мир, да и он сам со временем претерпевают некоторые изменения, но находятся в развитии. Это открытие породило массу сложных проблем. Что такое развитие? В каком направлении оно происходит? Развивается ли мир в целом, или же развитие свойственно только отдельным объектам? В чём источник развития? Существуют ли какие-либо его всеобщие законы, и если да, то каковы они? В истории философии не было единодушия в ответах на эти и подобные им вопросы.
Диалектика раскрывает космический закон бесконечного развития, преобразования и взаимосвязи всего сущего.
Родоначальником диалектики считается древнегреческий философ Гераклит. «Все течет, все изменяется», — писал он. — «В мире нет неподвижного: холодное – теплеет, теплое охлаждается, влажное высыхает… Возникновение и исчезновение, жизнь и смерть, рождение и гибель, бытие и небытие – связаны между собой, они связывают, обусловливают друг друга». Причем, переход явления из одного состояния в другое совершается через борьбу противоположностей. Взгляды древнегреческих философов (Гераклит, Сократ, Платон) имели характер ценных, стихийных диалектических догадок. Само понятие «диалектики» впервые применил древнегреческий мыслитель Сократ. «Диалектикой» он именовал метод нахождения истины в диалоге путем столкновения противоположных суждений и обнаружения противоречий в мышлении.
В схоластической философии средневековья диалектика преимущественно трактовалась, как умение изощренно логически рассуждать в спорах.
Наиболее стройной теорией диалектики является идеалистическое учение Гегеля. Ведущим началом развития Гегель признавал принцип противоречия, он сформулировал главные законы развития и основные категории диалектики. Как объективный идеалист Гегель видит основу диалектики исключительно в противоречиях углубляющегося в самопознание абсолютного духа, демиурга.
Новое качество теория диалектики приобретает в философии марксизма. Маркс и Энгельс выработали материалистическое понимание диалектики. Диалектика предстает как «наука о всеобщей связи», «наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления».
В современной западноевропейской философии воспроизводятся различные модификации иного понимания диалектики. Каждая из них акцентирует и абсолютизирует какое-то реальное качество бытия и сознания человека в его проекции на всю окружающую действительность. Такова, например, экзистенциалистическая версия диалектики. Ее приверженцы (С.Къеркегор, Ж.-П.Сартр и др.) в понимании диалектики исходят из субъективности человека. Диалектика рассматривается ими как атрибут только человеческого бытия и трактуется преимущественно в духе погружения одинокого индивида в область личного сознания. Погружение индивида в личные переживания связанные с пограничными ситуациями, которые вызывают страдание, чувство вины, ожидание смерти, страх; характеризуются сложной динамикой чувств, мыслей, действий. Т.о. экзистенциализм ограничивает диалектику только личностным существованием или узко интерпретируемой человеческой практикой.
Неотомисты (последователи учения религиозного философа Фомы Аквинского) Ж.Маритен, Э.Жильсон и др. видят диалектику в сосуществовании Бога и природы с момента акта творения мира.
В подобных концепциях содержатся ценные размышления над реальными проблемами диалектики бытия и познания, хотя, в общем, такого рода трактовки диалектики узки и односторонни.
Современная материалистическая философия под диалектикой понимаетфилософское учение о развитиии взаимодействии противоположностей.
Понятие «развитие»предполагает направленные, качественные, необратимые изменения сложных системных объектов. В зависимости от направленности и характера (качества) развитие разделяют на две группы.
К первой группе относятся: прогресс, регресс, одноплоскостное и цикличное развитие.
Прогресс –вид развития, при котором наблюдается переход от низших, малоорганизованных форм к высшим, высокоорганизованным формам.
Регресс – вид развития, при котором наблюдается переход от высших, высокоорганизованных форм к низшим, малоорганизованным формам.
Цикличное развитие осуществляется по замкнутому циклу, в котором могут быть фазы прогресса и регресса. Однако система возвращается в исходное состояние – в нулевую точку цикла.
Ко второй группе относятсяэволюция и революция.
Эволюция – вид развития, который предполагает плавное, постепенное изменение системы в сторону совершенствования.
Революционный вид развития предполагает резкое, быстрое, скачко-образное изменение системы.
Диалектика исходит из того, что всё в мире находится во взаимной связи, в нем нет ничего в готовом виде, все предметы и явления беспрерывно изменяются, переходят из одного состояния в другое, возникают и исчезают, развиваются. Причем, развитие происходит как бы по разворачивающейся спирали, каждый виток которой повторяет предыдущий на более высоком уровне развития. Один из крупнейших представителей немецкой философии XIX в. Ф.Энгельс писал: «Для диалектической философии нет раз навсегда установленного, безусловного… На всем и во всем видит она печать неизбежного падения, и ничто не может устоять перед ней». Причем, под развитием здесь понимается непрерывный процесс возникновения и уничтожения, бесконечного восхождения от низшего к высшему. Таким образом, мир, представляет собой бесконечный процесс движения, обновления, отмирания старого и возникновения нового. Источником развития, согласно диалектике, является борьба внутренних противоположностей, присущих самим предметам и явлениям.
Диалектика выступает как метод познания. Метод – это система правил и приемов, выработанных для познания и практики. Определенный метод в значительной степени обусловлен природой явлений и предметов, которые исследуются. Поэтому каждая область знания и сфера практики применяет свои специфические методы: одни методы в физике, другие в истории, третьи в медицине и т.д. Например, чтобы определить химический состав какого-либо вещества необходимо применить метод химического анализа; в физике этот метод применить уже нельзя.
Наряду с конкретными методами существуют всеобщие методы познания и преобразования мира. К таким методам познания относится диалектика. Она возникла в результате обобщения достижений различных наук и практики человечества. В отличие от методов познания конкретных наук, диалектика дает ключ к пониманию не отдельных областей действительности, а всех сфер природы, общества и мышления, к пониманию мира в целом.
Диалектика выступает как метод познания лишь по отношению к самой философии. По отношению к другим наукам она является методологией.
Методология– это наука о методах. Если естественные науки изучают саму действительность, то философия изучает процесс познания этой действительности. Таким образом, философия учит познавать, показывает, какими методами можно познать действительность.
Противоположным диалектическому методу является матафизический метод познания. Метафизический метод познания, который исходит из того, что все предметы и явления материального мира существуют независимо друг от друга, не связаны друг с другом; развитие происходит по замкнутому кругу, повторяя ранее уже пройденное. Метафизика признает механическое движение, а также простое увеличение и уменьшение чего-либо.
Итак, диалектика основана на нескольких фундаментальных идеях:
Все в природе, обществе, мышлении подлежит непрерывным изменениям и развитию.
Явления и процессы неизбежно обладают полярностью и противоречивостью.
Существует всеобщая связь и взаимовлияние вещей друг на друга.
2. ПОНЯТИЕ “ЗАКОН”. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ
Знание о том, что все в мире движется издавна вызывало у мыслящего человека вопросы.: Как возникает движение? Вечно оно или вызвано первотолчком? В какой форме происходит развитие? Имеет ли оно определенную направленность или же сталкивающиеся друг с другом предметы в процессе движения препятствуют тому, чтобы развитие имело какое-то определенное направление?
Если присмотреться к развитию мира, можно заметить, что в процессе движения существует известная упорядоченность. Упорядоченно движутся звезды. Времена года следуют друг за другом в определенном порядке. Развитие растений и животных тоже имеет определенную последовательность. Между вещами и явлениями имеют место определенные взаимосвязи, отмеченные признаком повторяемости. Такого рода взаимосвязи называются законами.
Закон – это существенная, необходимая, устойчивая и повторяющаяся связь между предметами и явлениями существующего мира.
По сфере своего действия законы развития мира делятся на частные, общие и всеобщие.
Частные законы – это законы, выражающие связи и отношения, характерные для определенного круга однотипных явлений, их изучают конкретные науки. Это законы, которые исследуют такие науки, как физика, химия, биология…
Общие законы – законы, действующие в определенной форме движения материи (для природы в целом – закон сохранения и превращения энергии, закон всемирного тяготения).
Всеобщие законы – это законы, которые действуют во всем материальном мире. Это законы диалектики. Эти законы носят объективный и всеобщий характер. Это следующие законы:
Закон единства и борьбы противоположностей,
Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные,
Закон отрицания отрицания.
Исследовать развитие – это, значит, дать ответ на три главных вопроса: как, почему и в каком направлении осуществляется процесс развития. Ответы на эти вопросы нашли свое отражение и в форме трех основных законов диалектики.
3. Сущность закона единства и борьбы противоположностей.
Закон взаимодействия противоположностей выражает самую суть процесса развития. На то есть несколько причин, Прежде всего, надо заметить, что противоположные свойства, тенденции и аспекты окружающего нас мира: свет и тьма, рождение и смерть, высокое и низкое, правое и левое, мужское и женское, прошлое и будущее, любовь и ненависть, свое и чужое, доброе и злое – играют фундаментальную роль в жизни природы, космоса и деятельности человечества, развивающегося общества. Анализ этих пар бинарных оппозиций, их своеобразное осмысление и разрешение составляют внутренний мотив развёртывания любого мифа и целых мифологических систем у различных народов. Во-вторых, научный анализ окружающего мира с самого момента зарождения рациональной человеческой мысли приводил к следующему важному выводу: вся структура и динамика как космического целого, так индивидуального человеческого существования с необходимостью выводят на фундаментальные пары противоположностей. Эти пары очерчивают крайние точки, как бы логические пределы того, что мы можем о различных формах и проявлениях бытия помыслить, к чему нам надо стремиться и чего избегать. Это противоположности плоскости и точки, покоя и движения, ассоциации и диссоциации атомов, ассимиляции и диссимиляции веществ, наследственности и изменчивости, личного и общественного, войны и мира, доброго и злого, достойного и недостойного.. Здесь нетрудно видеть, что эти базовые пары категорий лежат в фундаменте всего спектра наук – от логики и физики до политологии и педагогики. В-третьих, философская мысль всегда обращала внимание на значение взаимодействия противоположностей в бытии и познании. Начиная с Платона, философский разум в отличие от рассудка связывался со способностью к диалектическому мышлению. Диалектическое мышление исследовало различные взаимоотношения, в которых мог8ут находиться основополагающие противоположности мировой жизни. Не только борьба противоположностей , но их ритмическое чередование и взаимный переход друг в друга постепенно выдвигаются в центр философского внимания..
Учение о совпадении противоположностей станет одной из самых ярких черт философии Николая Кузанского, а их антиномическая интерпретация в «Критике чистого разума» принесут славу И. Канту. Наконец Гегель предприметсвою величественную попытку построить целую философскую систему на базе учения о диалектике противоположностей, их взаимоотрицании и синтезе . Философия не могла обойти проблему противоречий и ещё по одной причине. Дело в том, что возникновение и разрешение противоречий составляет самую суть движения нашего логического мышления.
Наконец, с Х1Х в., когда предметом научного изучения стали сложно-организованные развивающиеся системы, стало понятно, что их теоретическое познание невозможно без выявления источников и движущих сил их развития в виде тех или иных конституирующих противоположных систем и тенденций. Экономику нельзя понять без противоречий присущих самому товару. Историю любого общественного организма нельзя реконструировать без выявления противоборства политических сил и социальных групп, имеющих полярные общественные интересы.
Закон единства и борьбы противоположностей показывает, что все в мире находится в непрерывном движении и развитии, что основой развития является взаимопроникновение и борьба противоположных сторон, сил, находящихся в данном предмете или явлении. Закон единства и борьбы противоположностей раскрывает и характеризует источник и внутреннее содержание развития в природе, обществе и мышлении. Он отвечает на вопрос: почему происходит развитие, в чем состоит источник развития.
Основные категории данного закона развития являются: тождество, различие, противоположность, противоречие.
Предметам и явлениям окружающего мира свойственна известная устойчивость, определенность. Без этого качества в мире ничто не могло бы существовать. Это фиксированное, пребывающее равенство предмета самому себе мы называем тождеством. Тождество отражает в понятии покоящееся бытие предмета, означает сохранение предмета в некотором постоянном виде (оно положительно по своему характеру, выражает консервативную сторону предмета). Но мы знаем, что каждый объект природы, общество и отдельный человек находятся в непрерывном изменении. «В одну и ту же реку нельзя войти дважды» – говорил Гераклит, выразив в афористической форме текучесть, подвижность, непостоянство всего существующего. Любой предмет в каждый данный момент уже не тот, чем он был прежде, следовательно, его устойчивость, равенство самому себе лишь относительны; предметам свойственно внутреннее различие.
Различиепредставляет собой как бы внутреннее беспокойство предмета, бесконечное стремление выйти за рамки самого себя, испепелить себя в изменчивости. Это постоянное убегание от себя не имеет какой-либо границы, Оно выражает, поэтому негативную, отрицательную природу предмета; оно стремится его сокрушить, разрушить установившееся тождество. Но поскольку предмет продолжает пребывать, сохраняться, то это бесконечное убегание от себя есть в то же время возвращение к тождеству с самим собой. Таким образом, тождество выступает как предел различия, как борющаяся, противоположная сторона предмета.
Тождество и различие – две стороны одного и того же отношения в предмете. Все предметы и явления существующего мира выступают как единство тождества и различия. Например, в живых организмах эта связь выражается в единстве наследственности и изменчивости.
Противоположности– это различные стороны одного и того же пред-мета, которые взаимопредполагают друг друга, не могут существовать друг без друга, взаимопроникают друг друга, и в то же время противоположны друг другу, взаимоотрицают, взаимоисключают друг друга. Например, противоположностями являются полюса магнита, процессы ассимиляции и диссимиляции, в историческом процессе антагонистические (непримиримые) классы, производительные силы и производственные отношения, производство и потребление, анализ и синтез, абстрактное и конкретное, логическое и историческое, возможность и действительность и т.д. .
В вещах и процессах объективной реальности противоположности проникают друг в друга, образуют множество сочетаний и переходов. Стоит проявить одну из них, как тут же о себе даёт знать другая. Отношения между ними носят диалектический характер, они способны переходить друг в друга, меняться местами. Когда противоположности одновременно исключают, предполагают и обуславливают друг друга, тогда речь идёт о диалектическом противоречии, которое
Каждая противоположность предполагает «своё другое»состояние. Так, устойчивость предполагает изменчивость и, наоборот, изменчивость предполагает устойчивость. Усиление или ослабление одной из них ведёт к изменению её роли и таким образом меняет удельный вес и значение другой противоположности.
Противоречие – это взаимодействие противоположностей, характери-зующееся их единством и борьбой.
Противоречивость предметов и явлений носит всеобщий, универсальный характер. В мире не существует предметов и явлений материального мира, которые не раздваивались бы на противоположности.
Основными сторонами противоречия являются его противоположности. Противоположности образуют одну внутреннюю противоречивую сущность предмета или явления. Таким образом, сущность любой вещи противоречива, хотя и едина. Причем, противоположности существуют не рядом, а каждая содержит в себе свою противоположность. В этом суть диалектического единства противоположностей.
Единство противоположностей – это их закономерная связь, выражающая обоюдную принадлежность к одной и той же сущности. Единство противоположностей выступает условием существования предмета как целостного материального образования. В единстве противоположностей выражена функция качественной определенности данного предмета или явления.
С другой стороны, противоположности постоянно находятся в состоянии борьбы, так как они противоположны.
Источником самодвижения, саморазвития всего сущего является борьба внутренних противоположностей. Подтверждением этому служит открытие в естествознании энергии ядра. Источником общественного развития является борьба противоположных классов, противоречия между производительными силами и производственными отношениями.
В своем развитии противоречие проходит следующие этапы:
1. Становление противоречия (этап тождества). На этом этапе развития преобладает единство противоположностей, борьба только намечается, находится в не проявленном состоянии.
2. Развитие или развёртывание противоречия (этап различия). На этом этапе развития противоречия борьба противоположностей развёртывается и обостряется.
1. Разрешение противоречия (этап противоположности). Разрывается единство противоположностей (происходит скачок), борьба же не прекращается, а достигает наивысшей степени и предмет переходит в другое качественное состояние.
Таким образом, главную, ведущую роль в процессе развития и в диалектической взаимосвязи единства и борьбы противоположностей играет борьба. В.И.Ленин по поводу этого писал: «Единство противоположностей условно, временно, преходяще. Борьба взаимоисключающих противопо-ложностей абсолютна, как абсолютно развитие, движение». (Полн. собр.соч. т.29, с. 317).
Возникновение противоположностей свидетельствует о том, что различие уступает место противоречию. Противоречие развивается до конфликта. Конфликт – это та стадия развития противоречия, где оно должно разрешиться. Развитие различия, противоположности, противоречия на разных уровнях бытия в мире имеет свою специфику, отличается по времени своего развития, а также по остроте конфликта. Различают внутренние и внешние, основные и не основные, главные и не главные, антагонистические и неантагонистические противоречия.
К внутренним противоречиям относятся: внутривидовые, внутриго-сударственные, внутрисемейные, внутрисистемные противоречия. Их особенность заключается в том, что они имеют единое основание. К внешним противоречиям относят те, которые возникают между явлениями разной природы, где каждое располагает своим основанием. Например, противоречия между природой и обществом, обществом и человеком, человеком и другим человеком.
Основное противоречие характеризуется тем, что его временный интервал равен времени существования носителя или носителей этого противоречия. Примером основного противоречия является противоречие жизни и смерти, раба и господина, рабочего и капиталиста, производства и потребления.
Все виды противоречий так или иначе разрешаются, обеспечивая развитие своих носителей, движение их к новому качеству.
Понятие диалектики. Диалектика и метафизика — Студопедия
Диалектика (1,2).
1. Понятие диалектики. Диалектика и метафизика.
2. История диалектики.
3. Основные принципы диалектики.
4. Понятие закона. Законы диалектики и законы частных наук.
5. Основные законы диалектики.
6. Основные категории диалектики.
7. Методологическое значение законов и категорий диалектики для медицинского познания.
Понятие диалектики. Диалектика и метафизика.
диалектика – это учение о всеобщих связях и закономерностях развития природы, общества и мышления, а также основанный на этом учении метод познания. С точки зрения диалектического подхода, все предметы, явления и процессы рассматриваются как взаимосвязанные, находящиеся в состоянии постоянного изменения, развития, а источником развития признается присущая им внутренняя противоречивость.
В переводе с древнегреческого понятие «диалектика» означает «диалог», «искусство вести беседу». Такое понимание восходит к философии Сократа,который рассматривал диалектику как искусство вести диалог, целью которого является достижение истины путем столкновения противоположных мнений. Метод диалектики он назвал майевтикой (повивальным искусством), т.к. с его помощью в процессе беседы рождается истина.
Диалектика выступает одновременно как теория и как метод. Задача теории – объяснить мир, задача метода – сформулировать принципы познавательной деятельности. Между теорией и методом существует тесная взаимосвязь: метод служит для разработки теории, теория является необходимым условием создания метода. диалектика как философская теория – это система знаний об объективной реальности, где все явления материального и духовного бытия во взаимосвязаны и взаимообусловленны, находятся в непрерывном изменении и развитии. диалектика как метод познания является способом осмысления действительности во всех ее проявлениях: природы, общества и самого мышления, — основанном на диалектических принципах.
В истории философии также сложился подход к пониманию бытия, противоположный диалектическому, – метафизический.Метафизический подход, не отрицая движение и развитие, видит источник развития во внешних влияниях и взаимодействиях, а его содержание сводит к количественным изменениям.
Метафизика также выступает как теория и как метод. Термин «метафизика» (греч. «после физики») был введен последователями Аристотеля и обозначал учение о высших, надприродных началах бытия, недоступных органам чувств и постигаемых лишь разумом. В религиозной философии понятие «метафизика» нередко употребляется в значении «онтология» (*метафизика всеединства В.Соловьева). Метафизика как метод тоже начал формироваться в античности. К трудам Парменида и Зенона восходят попытки рассматривать бытие как неподвижное и неделимое. Но особое распространение метафизический метод получил в философии Нового времени, когда под влиянием математики и механики отдельные составные части бытия, явления и процессы рассматривались в их обособленности, вне общих взаимосвязей и процессов развития.
Метафизический подход отличается односторонностью, приводит к формированию статичной и умозрительной картины мира.
УЭ-2. Диалектика как философская концепция развития — Студопедия
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ:Особенности диалектического понимания мира. Диалектика бытия.
ОПОРНЫЕ ПОНЯТИЯ:детерминизм, диалектика, закон, индетерминизм,
категории диалектики, метафизика как способ понимания мира, принципы диалектики, развитие, телеология.
ПОРЯДОК ИЗУЧЕНИЯ:
УРОВЕНЬ 1 — УСВОЕНИЕ:
Определите, в чем заключается философская сущность диалектики.
Прежде всего, обратите внимание на историю развития диалектики.
Термин «диалектика» первоначально использовался далеко не в философском значении, поскольку им обозначали искусство вести беседу (именно в таком значении впервые его вводит в оборот древнегреческий философ Сократ), или один из приемов риторики, а то и собственно раздел риторики. Такой нефилософский статус за термином сохраняется вплоть до Нового времени. Но, несмотря на это, исторически первой формой диалектики считается именно античная диалектика, а ее главными признаками являются стихийность, фрагментарность и наивность.
Задолго до того как появился термин «диалектика» древнегреческий философ Гераклит Эфесский своими утверждениями («миром правит война – единство и борьба противоположностей», «все течет и изменяется, и в одну и ту же реку нельзя войти дважды») демонстрирует способ понимания мира, спустя столетия обозначенный как диалектический.
И только в начале 19 века немецкий философ Гегель создает теорию диалектики и противопоставляет диалектику, как способ мышления, метафизике. Но диалектика Гегеля идеалистическая, поскольку ее принципы, законы и категории распространялись только на некую идеальную первооснову мира (Абсолютную Идею), которая в лоне чистого своего бытия была ни чем иным как логическим мышлением.
Потребность естествознания второй половины 19-го века в философских обобщениях показала, что ни гегелевская диалектика, ни метафизика не отвечают запросам времени. В этот же период остро стояла проблема выявления общих закономерностей исторического развития общества. Необходим был метод, который вытекал бы из принципа материального единства мира. Материалистическим содержанием диалектика наполняется в рамках марксисткой философии.
1.2. Запомните определение диалектики как способа понимания мира.
Диалектика – это такой способ понимания мира, при котором различные явления рассматриваются в многообразии их связей, взаимодействии противоположных сил и тенденций в процессах изменения, развития.
|
1.3. Обратите внимание на следующую типологию диалектики.
|
|
|
| ||||
|
|
2. Обратите внимание на то, что теория диалектики представляет собой систему взаимосвязанных принципов, законов и категорий.
2.1. Запомните основные принципы диалектики, определяющие стратегию познания.
Принципы диалектики – это ее основополагающие идеи, придающие философскому качественную определенность, системность и целостность знанию
ПРИНЦИП | СУЩНОСТЬ | ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ |
ПРИНЦИП
РАЗВИТИЯ И ИСТОРИЗМА | Движение вечно, покой относителен.
В мире нет ничего постоянного, окончательно завершенного, все находится на пути к иному. | Любой объект необходимо изучать в его развитии: с учетом того, как он возник, какие этапы в своем развитии прошел, чем стал теперь, чем может стать в будущем. |
ПРИНЦИП ВСЕОБЩЕЙ ВЗАИМОСВЯЗИ | Мир представляет собой сложную совокупность явлений, находящихся в самых разнообразных связях и отношениях друг с другом. Любые предметы и события – звенья бесконечной цепи, объемлющей все существующее в мире в единое целое. | Знание об объекте всегда носит неполный, относительный характер, поскольку в процессе его изучения человек вынужден абстрагироваться от бесконечного множества отношений, которые связывают данный объект с другими объектами реальности. |
ПРИНЦИП ДЕТЕРМИНИЗМА | Утверждает причинность как
универсальный вид связи. Причинность — это генетическая связь явлений, в которой одно при определенных условиях порождает другое. Всякое изменение или развитие имеет свою причину и следствие. | Объективное знание целых систем причинно-следственных связей явлений самой различной природы позволяет предвидеть будущие их состояния.
Детерминизму противостоит индетерминизм и телеология. |
2.2.1. Определите, в чем заключается специфика категорий диалектики.
Категории диалектики – это общие понятия, отражающие наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальности, а также выражающие подвижность и противоречивость бытия.
Категории диалектики носят чаще парный характер (нередко образуют триады), благодаря которому делается возможным отражение полярных сторон целостных явлений, процессов, подвижность, переходы и противоречивость бытия. Они образуют определенную иерархию, отражающую движение познания от простого к сложному.
2.2.2. Примите к сведению следующие категории диалектики:
КАТЕГОРИИ ДИАЛЕКТИКИ | |||||
ЕДИНИЧНОЕ
— характеризует существование отдельных предметов (вещей, явлений, процессов). | ОБЩЕЕ
— указывает на наличие в каждом единичном того, что характерно и другим предметам, на их однотипность. | ОСОБЕННОЕ
– означает меру и способ объединения общего и единичного в одном явлении, отражает специфику в реализации общего, характерного для данного объекта. | |||
ЯВЛЕНИЕ
— отражает внешние, чувственно воспринимаемые стороны предметов. | СУЩНОСТЬ
— отражает глубинные связи и отношения, присущие предметам. | ||||
ФОРМА
— отражает способ существования содержания. | СОДЕРЖАНИЕ
— совокупность различных элементов, свойств, связей, внутренних процессов и тенденций, которые образовывают данный предмет. | ||||
ПРИЧИНА
— явление, действие которого при определенных условиях вызывает какое-нибудь новое явление. | СЛЕДСТВИЕ
— новое явление, вызванное при определенных условиях действием каких-либо предшествующих ему явлений. | ||||
НЕОБХОДИМОСТЬ
— преимущественно внутренняя, устойчивая, устойчивая, существенная и закономерная связь вещей и явлений, которая отражает обязательность их существования. | СЛУЧАЙНОСТЬ
– в основном внешние, несущественные, неустойчивые связи вещей и явлений. | ||||
ВОЗМОЖНОСТЬ
– предпосылка возникновения того, чего еще нет в настоящем, реальном бытии. | ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ
— реальное бытие предметов. | ВЕРОЯТНОСТЬ
– степень возможной реализации данного события при данных условиях. | |||
КОЛИЧЕСТВО
– определяет величину, объем предметов, темп протекания процессов, степень наличия свойств и качеств предметов. | КАЧЕСТВО
– внутренняя определенность предмета, интегрированная совокупность свойств. | МЕРА
– интервал количественных изменений, в границах которого основное качество сохраняется. | |||
2.3. Определите сущность и познавательную ценность основных законов диалектики.
Закон есть существенный, устойчивый регулярный и необходимый тип связи между явлениями, взятый в своей обобщенной форме. Понятие законов диалектики является результатом совмещения диалектических принципов всеобщей взаимосвязи и развития, а также результатом связи и взаимодействия некоторых категорий диалектики.
ЗАКОН | СУЩНОСТЬ | КАТЕГОРИИ | ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ
ЦЕННОСТЬ |
ЗАКОН ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ
| Каждое явление и тождественно себе, и в то же время отличается от самого себя. Тождество и различие представляют собой нечто целое только в своем единстве. Кроме того, любое явление внутренне раздвоено, содержит в себе взаимоисключающие стороны, моменты, тенденции. Противоположность – это одна из взаимоисключающих сторон любого объекта. Они не только взаимоисключают, но и взаимополагают друг друга, а потому представляют собой стороны единого целого, выступая при этом источником постоянного развития. | Тождество, различие, противоречие, противоположность.
| Закон объясняет источник и движущие силы развития.
|
ЗАКОН ВЗАИМОСВЯЗИ И ПЕРЕХОДА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В КАЧЕСТВЕННЫЕ
| Изменение качества данной вещи совершается тогда, когда накопление количественных изменений достигает определенной.
Мера выступает как интервал количественных изменений, в пределах которого вещь сохраняет свою качественную определенность. границы. | Качество, количество,
мера, скачок. | Закон раскрывает общий механизм развития.
|
ЗАКОН ДВОЙНОГО ОТРИЦАНИЯ
| Развитие складывается из определенных циклов. Способом перехода от одной ступени развития к другой в рамках каждого цикла является отрицание. Отрицание – это этап развития, означающий превращение объекта в нечто иное, определенным образом связанное с отрицаемым объектом. Процесс же такого превращения предполагает сохранение некоторых положительных элементов отрицаемого качества и подъем на новую, более высокую ступень.
| Отрицание, преемственность,
«возврат к якобы старому». | Закон характеризует развитие со стороны его направленности и результата.
|
УРОВЕНЬ 2 — ПРИМЕНЕНИЕ:
Задание 1.Какой из принципов лежит в основе такого понимания Вселенной?«Состояние Вселенной в данный момент можно рассматривать как результат ее прошлого и причину ее будущего. Разумное существо, которое в любой момент знало бы все движущие силы природы и взаимное расположение образующих ее существ, могло бы – если бы его разум был достаточно обширен для того, чтобы проанализировать все эти данные – выразить одним уравнением движение и самых больших тел во Вселенной, и мельчайших атомов».
Задание 2. Прокомментируйте фрагмент, опираясь на знание законов и категорий диалектики.«Трудное и истинное состоит в том, чтобы показать, что то, что есть другое, есть то же самое, а то, что есть то же самое, есть другое, и именно оно состоит в том, чтобы показать, что в том же отношении и с той же стороны, с которой в них является одно, в них показывается и наличие другого».
Задание 3. На основе анализа фрагмента определите, каким образом руководство принципами диалектики способно повлиять на стратегию познания:«… анализ структуры данного объекта, хотя и полный, не скажет вам всего того, что вы можете хотеть узнать об этом объекте. Он скажет вам только, каковы части объекта и как они относятся друг к другу; но он ничего не скажет вам об отношениях объекта к тем объектам, которые не являются его частями или компонентами».
Задание 4. Опираясь на знание законов диалектики, попытайтесь ответить на поставленные автором текста вопросы. «Как же может что бы то ни было возникать из своей противоположности? Например, истина из заблуждения? Или воля к истине из воли к обману? Или самоотверженный поступок из корыстолюбия? Или чистое созерцание мудреца из алчности? Нет, подобное невозможно, а кто мечтает о таком, тот глупец… »
САМОКОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ:
1. Установите соответствие между именами и их вкладом в развитии диалектики:
1) Гераклит а) наполняет термин «диалектика» философским содержанием
2) Сократ б) является одним из создателем теории материалистической диалектики
3) Гегель в) термином «диалектика» обозначил искусство вести беседу
4) Энгельс г) первым продемонстрировал диалектическое понимание мира
2. Выделите определение, в котором не выражена философская сущность диалектики:
а) Диалектика – это философская концепция развития.
б) Диалектика – это учение, согласно которому развитие, детерминизм и универсальный характер связей и отношений полагаются как определяющие сущность мира.
в) Диалектика – это искусство выявления противоречий в понятиях и суждениях с целью
достижения истины.
г) Диалектика – это система законов, категорий и принципов, выражающих сущность бытия природы, общества и мышления.
3. Установите соответствие между категориями диалектики.
1) возможность а) сущность
2) содержание б) случайность
3) явление в) действительность
4) необходимость г) причина
5) единичное д) форма
6) следствие е) общее
4. Законы диалектики действуют только в том случае, если имеет место…
а) взаимодействие материальных систем; б) движение; в) развитие; г) отражение.
5. Какое из положений можно отнести к объективно- идеалистической диалектике:
а) природа первична и развивается она по законам диалектики;
б) человеческое мышление отражает мир в категориях диалектики;
в) мышление постольку является диалектическим, поскольку в нем отражается
диалектика природы;
г) в основе диалектики природы лежит диалектика мышления как первоосновы природы.
6. Что, согласно принципам диалектики, необходимо учитывать в процессе познания?
а) сущность любого объекта реальности определяется бесконечностью связей иотношений;
б) мир постоянно изменяется, а потому он является непознаваемым;
в) любая случайность есть проявление более сложной упорядоченности, пока недоступной для познания;
г) общество развивается по тем же законам, что и природа.
7. Диалектика – это такой способ понимания мира, при котором …
а) мир, по причине его постоянной изменчивости и противоречивости, полагается непознаваемым;
б) первоосновой мира считается развивающаяся по законам диалектики идеальная субстанция;
в) сущностью мира является противоречивость его состояний;
г) причиной многообразия мира считаются внутренние противоречия, единство и борьба противоположностей.
8. Специфика категорий диалектики главным образом заключается в том, что они …
а) возникают по мере познания объективной реальности;
б) отражают мир в динамике;
в) выражают изменчивость и противоречивость бытия;
г) носят парный характер.
9. Детерминизм – это …
а) учение, трактующее случайность как проявление более сложной упорядоченности;
б) принцип причинной обусловленности всего существующего;
в) один из принципов философии, объясняющий сущность изменчивости мира;
г) учение об особом целевом виде причинности.
10. Выделите фрагмент, в котором не проявляется сущность какого-либо из известных законов диалектики:
а) «Всякий философ строит свою систему на обломках предыдущей, и никогда не была построена система, которая сохранилась бы во всех своих частях»
б) «Мир есть вечное становление, единство и борьба»
в) «Или я отрицаю положение «роза есть роза», сказав: «роза не есть роза», и что получится из того, что я вновь стану отрицать это отрицание, говоря: «роза все-таки есть роза»»
г) «Достаточно изменить число протонов в ядре, как один элемент превратиться в другой»
ОТВЕТЫ: 1) 1-г, 2-в, 3-а, 4-б; 2) в; 3) 1-в, 2-д, 3-а, 4-б, 5-е, 6-г; 4) в; 5) г; 6) а,в; 7) г;
8) б,в; 9) б; 10) в.
Онтология »- это изначально техническое слово философского жаргона, которое сейчас стало чрезвычайно модным в искусственном интеллекте. Если мы датируем начало западной философии Сократом, то онтология — это сравнительно новый термин для обозначения очень старого набора проблем: проблем, связанных с бытием и существованием. Традиционно на вопросы о бытии отвечала метафизика — дисциплина, восходящая к Аристотелю и ссылающаяся на четырнадцать трактатов, посвященных тому, что он называл «философией» или «теологией».Аристотель выделил три основные задачи для метафизики: открытие первых принципов и причин реальности, изучение бытия как бытия и изучение божественного, названное в честь Фомы Аквинского prima философия, метафизика и теология соответственно. В конце семнадцатого века Вольф разделил метафизику на metaphysica generalis и metaphysica specialis. Metaphysica generalis также называлась онтологией и предназначалась для исследования самых общих концепций бытия, в то время как Metaphysica specialis, в свою очередь, была разделена на три ветви рационального богословия (изучение Бога), рациональной психологии (изучение души) и рациональная космология (изучение тела). Современная онтология уходит корнями в общую метафизику Вольфа. Однако его современная форма обязана работам Мейнонга и Гуссерля. В частности, Третье логическое расследование Гуссерля, On теория частей и целого , заложила основу для развития онтологии как строгой дисциплины, имеющей дело с такими понятиями, как: объект, положение дел, свойство, род, вид, идентичность, единство, множественность, число, отношение, связь, причинность, серия, часть, целое, зависимость, существование, величина, граница, многообразие, множество, класс и т. д.Эти категории были названы Гуссерлем формальными, чтобы подчеркнуть тот факт, что они относятся к простой форме существа, в отличие от его материальной реализации, и их исследование было названо формальной онтологией . Аналог формальной онтологии — онтология материала : существует множество различных онтологий материала, также называемых региональными онтологиями, которые исследуют наиболее общие концепции, присущие различным областям реальности. Например, стандартный подход проводил бы различие между пространственно-временными объектами, органическими или живыми существами, разумом и объектами культуры; региональная онтология расширенных вещей тогда будет иметь дело с концепциями пространства, времени, причинности, движения и так далее.Несмотря на то, что современная онтология часто определяется как « изучение бытия в той мере, в какой это является общим для всех сущностей, материальных и нематериальных », таким образом создается впечатление, что только формальная онтология в гусерлианском смысле в настоящее время жива как В качестве предмета исследования большинство исследований, проводимых в области философии разума и этики, часто сводятся к спорам об онтологическом статусе таких вещей, как боль, ощущение цвета, квалиа и конкретные примеры действий. Это означает, что большие усилия также прилагаются к созданию хорошо установленных онтологий материалов. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ: 1 (стр. 345-378) ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ: Интернет ВОПРОСОВ: Цель описательной метафизики и онтологии в философии. Объяснение онтологии. Дата: 12.01.2015; вид: 1019 |
.
Критика Адорно теодической философии истории Гегеля в негативной диалектике
«Наше интеллектуальное стремление направлено на осознание убеждения, что то, что было , предназначенным для вечной мудростью, на самом деле совершено как в области существующего, активного Духа, так и в области простой Природы. В этом аспекте наш способ обращения с этим предметом является Теодикеей — оправданием путей Бога, — которые Лейбниц [ sic ] попытался метафизически в своем методе, i.е., в неопределенных абстрактных категориях — так, чтобы зло, которое обнаруживается в Мире, могло быть осмыслено, а мыслящий Дух примирился с фактом существования зла ». [1]
— Гегель, Введение в Философия истории
«Лиссабонского землетрясения было достаточно, чтобы вылечить Вольтера от теодицеи Лейбница, а видимая катастрофа первой природы была незначительна по сравнению со второй, социальной, которая бросает вызов человеческому воображению, очищая от человеческого зла настоящий ад.”[2]
— Адорно, «После Освенцима», Негативная диалектика
Часто отмечают, что в двадцатом веке пришел конец освященному веками жанру теодицеи. Бессмысленное разрушение мировой войны, систематический геноцид народов и появление ядерного оружия — все это сговорилось поставить под сомнение теодическую веру в Божье искупление творения, а также соответствующую вере Просвещения в присущую человеку способность к совершенствованию. [3] Из этих ужасных событий Освенцим стал современной синекдохой человеческой способности к моральному злу.Для франкфуртского философа и критического теоретика Теодора В. Адорно это послужило «излечить» его от оптимистической философии истории Гегеля, возможно, самой грандиозной из философских теодиций. Более того, историческое событие Освенцима подорвало его веру в логический (вневременной) коррелят Гегеля: умозрительное примирение или смягчение диалектического противоречия. Идея логического продвижения к абсолютному, подпитываемая аннигиляцией неидентичных (метафизических) концепций и историческим прогрессом, построенным на схожих (только физических) предпосылках, в которой насильственные методы обоих оправдываются абсолютным помогите облегчить — Адорно казался морально извращенным.Его оппозиция теодической логике тотальности, таким образом, структурирует большую часть мысли, выраженной в его более поздних работах, особенно в «Негативная диалектика ». Или так будут утверждаться.
Однако, помимо выполнения чисто герменевтического долга, мы возьмем за скобки наше изложение критики Адорно Гегеля, по ходу формулируя некоторые уместные метакритические вопросы. Например, будут заданы следующие вопросы: насколько уместна критика Адорно? Справедливо ли с его стороны обвинять Гегеля в том, что он не дал должного отчета о страданиях, перенесенных на протяжении всей истории? Разве не Гегель, в конце концов, так классно описал историю как «скамейку побоища, на которой были жертвами счастья народов, мудрости государств и добродетели людей»? [4] Наконец, справедливо ли это для предполагаете, что методологическая процедура, использованная в определении (так называемая «позитивная диалектика» Гегеля), порождает политическую логику истребления ?
Эти соображения будут приняты во внимание.На данный момент, однако, мы можем отвлечься от более точного толкования возражений Адорно против гегелевской теодицеи. Критические замечания, содержащиеся в его теоретическом шедевре «Негативная диалектика », можно увидеть, опираясь на несколько различных концептуальных мотивов. Каждый по-разному ориентирован на свой объект — то есть на философскую теодицею в свете Освенцима, — поскольку они исходят из разных метафизических предпосылок. Кратко говоря, критика Адорно может быть понята как подпадающая под следующие общие категории: 1) «дезинтегральная» критика диалектической логики интеграции; 2) апофатическая критика положительной идентификации Гегелем божественного telos истории; 3) критика тотализирующей логики, присущей универсальным историям; 4) и, наконец, анамнестическая критика якобы безразличного отношения теодицеи к жертвам ее реализации.
Конечно, эти разделения не следует слишком жестко поддерживать (или «гипостатизировать», как сказал бы Адорно). Хотя такие различия полезны для объяснения позиции Адорно, важно отметить, что эти аспекты обычно относятся к теодической структуре, которая структурирует универсальную историю Гегеля. Первые три тесно взаимосвязаны и вместе составляют то, что можно было бы назвать предостерегающей позицией в отношении теодических метанарративов. Каждая из них стремится предотвратить повторение Освенцима («новый категорический императив Адорно»).Даже четвертое связано с этим увещанием, хотя якобы оно предназначено только для того, чтобы обеспечить должное уважение к памяти жертв истории. Таким образом, следует ожидать некоторого совпадения между вышеупомянутыми категориями. Это не должно удерживать нас от принятия их в интерпретирующий аппарат. Скорее, это следует рассматривать как свидетельство синтетической природы проекта Адорно.
Таким образом, основным объектом последующего исследования является то, что я буду называть «этикой теодицеи».Это может быть воспринято как широко охватывающее определенные аспекты критики Адорно, о которых говорилось ранее. Хотя такое обозначение никогда не появляется явно в его более поздних размышлениях †, оно, тем не менее, подтверждает его концепцию негативной диалектики. Он занимает как бы промежуточные места в большей архитектонике текста. Как будет продемонстрировано в ходе его раскрытия, эта особенность высветит некоторые основные несоответствия, лежащие между адорнианской и гегелевской философией.Многие из них в конечном итоге окажутся теологическими.
Интеллектуальный фон отрицательной диалектики
Однако, прежде чем продолжить, необходимо сделать несколько замечаний относительно более широкого контекста, в котором мы находим этот конкретный компонент мысли Адорно. Нужно абстрагироваться от частного, чтобы увидеть целое, в котором оно проявляется. В чем заключалась общая проблема при работе в Negative Dialectics ? Какие вопросы Адорно надеялся решить в письменной форме?
Беглый обзор быстро показывает, что его предприятие обладает отчетливо кантовским оттенком.Адорно заявляет в своем введении, что он пытается обеспечить критическую реабилитацию гегелевской диалектики, ограничивая или удаляя ее неоправданные аспекты, «так же, как Кант исследовал возможность метафизики после критики рационализма [Юмом]» [5]. Таким образом, во многом в том же духе, в котором Кант предложил рациональную критику разума, Адорно пытается предложить культурную критику культуры, диалектическую критику диалектики и т. Д. Из этих всеобъемлющих целей негативная диалектика Адорно выступает как аллегория его критических результатов. , а также его способ представления этих результатов.В этих рамках этика теодицеи выступает как часть его постоянной критики тотализирующей логики Гегеля и универсальной истории, которую она санкционирует.
Заглавный объект теперь правильно расположен, его роль в теоретической надстройке текста может быть оценена с большей точностью. Возвращаясь к различиям, проведенным ранее между различными аспектами позиции Адорно (op), теперь мы можем перейти к интерпретации более тонких особенностей каждого из них.
Тирания Интеграла
Начиная с первого из перечисленных выше критических измерений («дезинтегральной» критики), задается важный вопрос: какова его специфика? Как это связано с теодицеей?
Проще говоря, противодействие Адорно интегральной логике проистекает из его страха, что «идентичностное» мышление неизменно подавляет отдельные неидентичности.Он утверждает, что это осуществляется под лозунгом тождества целого с самим собой. Для Адорно Освенцим был в некотором смысле результатом онтологического применения умозрительной логики интеграции, в которой неидентичное насильственно отсекается и включается во имя идентичности. «Геноцид — это абсолютная интеграция», — пишет Адорно с характерной мрачностью. «Он движется туда, где людей выровняли -« отполировали », как это называли немецкие военные, — до тех пор, пока их не истребят буквально, как отклонения от концепции их полной ничтожности.Освенцим подтвердил философию чистой идентичности как смерти »[6]. Имя Гегеля нигде не встречается в разделе, из которого взята эта цитата, но намек безошибочен. Само его отсутствие должно показаться читателю значительным; это как если бы Адорно сделал паузу из уважения, не решаясь сразу же связать благородный ум (Гегелевский) с таким варварством.
Несмотря на его преднамеренное косвенное указание в этом отрывке, явная критика гегелевской «диалектики тождества» появляется ранее в Negative Dialectics .Таким образом, его имя ускользает от размышлений Адорно об Аушвице. Согласно Адорно, «[i] стоматология — это основная форма идеологии. Мы наслаждаемся этим как соответствием тому, что подавляет [неидентичность]; адекватность всегда была подчинением доминирующим целям ». [7] Этим Адорно прямо бросает вызов гегелевскому понятию спекулятивной идентичности, которое, как это так знаменито сформулировано, является соединенным« тождеством идентичности и не-идентичности »[8]. символически это составляет «A = A & ~ A.Адорно считает такую формулировку сомнительной, и не потому, что она нарушает аристотелевский закон непротиворечивости. Под этой операцией он понимает насильственное искоренение различия, чтобы восстановить сущностное сходство. Интеллектуальные формы (чистые концепции или категории) предстают как прокрустово ложе, в которое грубо помещается все эмпирическое содержание. Другими словами, Адорно бросает вызов гегелевскому тщеславию, согласно которому объекты нашего опыта составляют из наших субъективных концепций.Скорее он предполагает, что концептуальные формы познания понимают свое содержание только постольку, поскольку они интеллектуально де образуют его.
Обвинение Адорно не совсем необоснованно. В другом месте обширного корпуса Гегеля диалектический процесс снятия описывается как всеобъемлющий прогрессивный нигилизм, опосредующий свою собственную негативность. Это существенно вредит содержащимся в нем антиномическим элементам. Однако, несмотря на очевидное зло, целостный результат [ Resultat ] оправдывает страдания, перенесенные частями.Гегель пишет, что «раны духа исцеляют и не оставляют шрамов» [9]. Теодический подтекст этого чувства должен быть очевиден.
Для Адорно интегральная логика тождества Гегеля — это фикция, уловка рук, которая выживает только потому, что ее принимают как «адекватную». Напротив, замечает Адорно, «[i] это как раз тот ненасытный принцип идентичности, который увековечивает антагонизм, подавляя противоречие. То, что не терпит ничего, что не похоже на себя, мешает примирению, за которое оно ошибается.[10] Этим Адорно критикует Гегеля за его спекулятивное высокомерие , упрекая его в кантианской мудрости, согласно которой его синтезы просто составляют рациональную «диалектику иллюзии». [11] Однако синтетическое примирение не является просто иллюзией. Если бы это было так, Адорно не мог бы так сильно отреагировать на это. Он утверждает, что эта иллюзия далеко не безобидна. Маскируя подлинный антагонизм, который остается, этот неуменьшаемый, неизгладимый остаток , он фактически обостряет конфликт, который стремится разрешить .Первоначальные напряжения остаются скрытыми под интегральной облицовкой. [12] Официально непризнанные, стороны (идентичность и неидентичность) тихо кипят в своей несоизмеримости — пока не перерастают в открытое насилие. Dis , иллюзия , созданная синтетической идентичностью, которая служила только для маскировки неидентичности и неспособна заставить себя принять качественное различие (определение), идентичность мышления делает выбор в пользу искоренения, осуществляемого на политическом уровне.
Для Адорно именно поэтому Освенцим и геноцид в целом представляли собой «абсолютную интеграцию.В этом свете неудивительно, что Адорно противопоставил этому свою собственную «логику распада» или негативную диалектику. В отличие от интегральной логики гегелевской метафизики, здесь отправной точкой является отсутствие тождества. Неидентичность в объектах радикализируется; он предстает как неописуемых индивидов — непередаваемое ядро вещей, неделимое любой логикой. Другими словами, движение отрицательной диалектики «не стремится к тождеству в различии каждого объекта и его концепции; вместо этого он с подозрением относится ко всякой идентичности.[13] Таким образом, Адорно воскрешает, в определенном смысле, ноуменальную категорию кантовской эпистемологии, эффективный предел нашей познавательной способности. Он поддерживает полностью недоступный характер вещи-в-себе, эйдетического объекта, который оказывается полностью сопротивляющимся нашим попыткам сделать его окончательно понятным. По сравнению с гегелевской процедурой спекулятивного замещения, с ее грамматикой «и / и», перенесенной из эпохи Просвещения, негативная диалектика Адорно вместо этого использует модель «ни / ни» для представления своих концепций.
Bilderverbot
Эта грамматика отмечает точную точку философского отклонения Адорно от гегельянства. Причины этого раскола часто интерпретируются как теологические по своей природе, и не без уважительной причины. И хотя мы должны быть осторожны, чтобы не переоценить его важность, тем не менее, ему следует уделять должное внимание.
Хорошо известно, что Гегель начал свое философское образование в качестве теолога; поэтому следовало ожидать влияния христианства на его мысли.Для Адорно, близкого знакомого Вальтера Беньямина, Гершома Шолема и Эрнста Блоха, еврейское богословие должно было сыграть большую роль. Запрет Mosaic на гравированные изображения, Bilderverbot , оказал большое влияние на философию отсутствия личности Адорно. Его запрет породил в иудаизме высокоразвитую негативную («апофатическую») теологию, в которой разрешается приписывать Богу только то, чем Он не является . Такой подход рекомендовал не меньший авторитет, чем Маймонид.[14] Христианство, со своей стороны, меньше сомневается в представлении божественного. Традиционный аргумент состоит в том, что строгий запрет был снят после воплощения Бога в лице Иисуса из Назарета. В результате изображение и (позитивное) описание личности Бога было разрешено в новом завете.
Здесь вопрос теодицеи вновь возникает в полную силу. Ибо в то время как Гегель охарактеризовал подход религии к Абсолюту как по существу репрезентативный (в отличие от методического рационализма философии) [15], его собственная система также виновата в , представляющем Абсолюта, хотя и рационально.Фактически, он в значительной степени построил свой собственный философский рассказ в русле христианской мифологии. Логическое восстановление изначальной идентичности всех антиномических концепций, существовавших в Абсолюте, переносится на его философию истории как историческое восстановление долапсарианского единства, утраченного после грехопадения [16]. Первоначальная однородность между субъектом и объектом, духом и природой, Создателем и творением будет восстановлена в эсхатоне , или в конце истории, пройдя полный круг.Верный традициям христианства и своей собственной философии идентичности, Гегель непоколебимо объявляет об окончательном телосе мировой истории: «Судьба духовного Мира и … конечная причина Мира в целом , как мы утверждаем, сознание собственной свободы со стороны Духа и ipso facto , реальность этой свободы »[17]
Телеологический конец истории, таким образом, отождествляет , Гегель находит источник своего оправдания средств, использованных для его осуществления.«[Осознание духа как свободы — это] результат, — пишет Гегель, — к которому постоянно стремится процесс мировой истории; и которому были принесены жертвы, которые когда-либо были возложены на безбрежный жертвенник земли на протяжении долгих веков »[18]. Трагическое отчуждение человечества от Бога, природы и самого себя, зло это было сделано для того, чтобы выдержать всю «панораму греха и страдания, которую разворачивает история» [19] — все это можно было бы увидеть такими, какие они есть: моменты, необходимые для реализации Абсолюта.В таких настроениях раскрывается фундаментальная теодицея философии истории Гегеля. Строку из Exultet можно спеть в ожидании возвращения Пасхального Духа, воскресение которого должно последовать из «умозрительной Страстной пятницы» Гегеля [20]: « O felix culpa quae talem et tantum meruit habere redemptorem » †. (apocatastasis), которое будет достигнуто, — это превзойти единство, которым обладал человек в изначальном творении, поскольку оно будет достигнуто посредством свободной деятельности его воли.
По мнению Адорно, это было не что иное, как идолопоклонство. Обещание будущей утопии было для него пустым утешением, фетишизмом в худшем случае. Хотя Гегель никоим образом не защищал результаты, которые, как утверждал Адорно, неумолимо вытекают из его умозрительной логики тождества, он уже совершил главный грех отрицательной теологии: он попытался постичь непостижимое, произнести имя Бога (Тетраграмматон). ). Решительное указание Гегеля в Философии истории , о том, что мы должны стремиться познать Бога и божественное домостроительство Провидения, в корне ошибочно.В лучшем случае рассуждения Гегеля о прогрессе свободы в истории можно рассматривать как теологумен , но ни в коем случае не что-либо прямо связанное с Царством Божьим [21]. Сейла Бенхабиб, комментируя возражение Адорно, кратко резюмировала его теологические основания: «Конец« естественной греховности человечества »… не может быть описан дискурсивно … Утопическая трансцендентность истории разума не может быть названа, а только возобновлена.”[22]
В Негативной диалектике Адорно предлагает альтернативный «материализм без образов». В отличие от идеалистической Identitatsphilosophie , которая в значительной степени полагается на продуктивное воображение , «материалист, стремящийся схватить вещь, стремится к противоположному: только при отсутствии образов можно представить полный объект. . Такое отсутствие согласуется с теологическим запретом на изображения ». Адорно не стесняется признать это соответствие.Теология, высохший карлик аллегории Вениамина, действительно дергает за ниточки исторического материализма [23]. Однако более конкретно Адорно применяет эту апофатическую логику против утопической репрезентации. «Материализм, — пишет он, — привнес запрет [изображения] в светскую форму, не допустив позитивного изображения Утопии; в этом суть его негатива. В самом материалистическом своем виде материализм соглашается с теологией »[24]. В этом утверждении Адорно прибегает к абсолютно негативной критической программе марксистской традиции [25], так называемой« радикальной критике всего существующего ».Его призыв находит в этом широкую поддержку. Разве Маркс и Энгельс не упрекали Фурье за столь позитивные фантазии? И разве не именно этот вопрос побудил Маркса критиковать примирительную Готскую программу Лассаля?
Материалистическая инверсия гегелевской теодицеи не ограничивается простым запретом на утопические спекуляции. Я предполагаю, что это также лежит в основе того, что Дж. М. Бернштейн назвал «негативной теодицеей Адорно». Бернштейн правильно помещает эту особенность в трактовку Адорно Освенцима, которая служит его символическим образцом.[26] Однако к такому выводу пришли не сразу. Вместо этого он постепенно развивается из анализа Бернштейна фрагмента «После Освенцима» в «Негативной диалектике ». Его первоначальные наблюдения совпадают с общей направленностью наших аргументов. Он пишет, что «Адорно считает, что любая философская теодицея, то есть любая попытка продемонстрировать, как вопреки существованию зла и в свете существования зла мы находимся в этом мире дома, Аушвиц« опровергает »» [27]. , написанная как непосредственная ссылка на замечания Адорно о реакции Вольтера на Лиссабон, подчеркивает то, как невыразимый ужас эмпирического события (Освенцим) искоренил его веру в сложные рациональные системы оправдания, как это произошло с французским философом .
Но Бернштейн не ускользнул от тонкости утверждения Адорно. С этого момента он переходит к более подробному описанию критики Адорно обоснования теодицеи и традиционной формы метафизики в целом. Рассматривая знаменитый раздел «Размышления о метафизике», Бернстайн отмечает, что «[больше, чем антитеодицея»… [«После Освенцима»] дает отрицательную теодицею. Таким образом, Адорно сосредотачивается непосредственно на том, как абсолютная негативность Освенцима … парализует нашу способность продолжать работать с механизмом метафизической супервентности.[28] Бернштейн здесь улавливает апофатическую сущность тезиса Адорно. Ибо Адорно не выступает против метафизического мышления как такового, а против старого западного философского проекта «утвердительной метафизики», который принимает форму тождественного мышления в его гегелевской вариации. Это относится к умозрительной попытке рационализировать историческое или материальное содержание посредством диалектического применения наших интеллектуальных концепций. Позитивная метафизическая категоризация такого содержания может быть сочтена аналогично эквивалентной «называнию» их, действию, явно запрещенному апофатической логикой.Вместо этого Адорно умоляет философию принять этическое обязательство в отношении неидентичности, неконцептуальности и всего остального, или « Quantité négligeable ».
Адорно не обманывает себя невозможностью избежать концептуальности, поскольку она присутствует в самих актах нашего мышления [30] и структурах нашего языка. Последнее, в особенности, сохраняет свой каббалистический характер, «унаследованную… надежду [N] ame» [31]. Но не в этом суть утверждения Адорно относительно Освенцима.Скорее, как предполагает Бернштейн, это раскрывается, когда «рассматривается как негативная теодицея, [то есть]« конструктивное »Освенцима как« настоящий ад », который является апофеозом мышления идентичности» [32] Auschwitz,
.