Основные подходы к возрастной периодизации в работах отечественных психологов.
Тема : Основные подходы к возрастной периодизации в работах отечественных психологов.
Цель: ознакомиться и изучить отечественные периодизации психического развития.
Основные понятия: возраст, психическое развитие, личность, орудия, знаки, деятельность, ведущая деятельность, социальная ситуация развития, сензитивные периоды, эволюционные эпохи, революционные эпохи, стабильный период, кризисный период, зона ближайшего развития, зона актуального развития, интериоризация, экстериоризация, референтная группа, внутренняя позиция, адаптация, индивидуализация, интеграция.
План:
1. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского. Возрастная периодизация Л.С. Выготского
2. Возрастная периодизация Д.Б. Эльконина. Закон периодичности Д.Б. Эльконина. Возрастная периодизайия Д.И. Фельдштейна, Петровского А.В., Мухиной В.С., Божович Л.И.
3. Тенденция исследования развития личности в настоящее время.
Культурно – историческая концепция Л.С. Выготского.
Анализ концепций этого направления начнем с представлений Л.С.Выготского, согласно которому психическое развитие человека должно рассматриваться в культурно – историческом контексте его жизнедеятельности.
Одна из фундаментальных идей Л.С.Выготского – о том, что в развитии поведения ребенка надо различать две сплетенных линии. Одна-естественное «созревание». Другая – культурное совершенствование, овладение культурными способами поведения и мышления.
Всякая психическая функция в своем генезисе имеет две формы: врожденную, или натуральную, или культурную. Первая биологически детерминированная, а последняя обуславлена исторически и является опосредованной. Она связана с использованием орудий и знаков в качестве средств управления ею. Эти функции он назвал высшими. Основные свойства высших психических функций в связи с этим; осознанность, опосредованность системность. К ним относятся: логическое мышление, речь, произвольная память и т.д.
Культурное развитие заключается в овладении такими вспомогательными средствами поведения, которые человечество создало в процессе своего исторического развития и какими являются язык, письмо, система счисления и т. Д., культурное развитие связано с усвоением таких приемов поведения, которые основываются на использовании знаков в качестве средств для осуществления той или иной психологической операции. Выготский считал, что знаки являются не только заместителями других предметов, но и средствами, орудиями внутренней, психологической жизни человека. По аналогии с орудиями труда знаки являются психологическими орудиями, которые позволяют осознавать себя, свои действия и овладеть ими.
Человеческое поведение осуществляется посредством знаков, система которых составляет речь. Речь освобождает человека от давления наличной ситуации и делает его поведение осознанным.
Человек строит себя, свой мир, свои способности с помощью:
— образов человеческой деятельности;
— произведений искусства;
— правил социального поведения;
— научных понятий;
Культура видоизменяет природу сообразно целям человека: изменяется способ действия, структура приема, весь строй психологических операций наподобие того, как включение орудия перестраивает весь строй трудовой операции.
Л.С. Выготский установил, что ребенок в овладении собой (своим поведением) идет тем же путем, что и в овладении внешней природой, т.е. извне. Он овладевает собой как одной из сил природы, при помощи особой культурной техники знаков. Ребенок, изменивший строение личности, есть уже другой ребенок, социальное бытие которого не может не отличаться существенным образом от бытия ребенка более раннего возраста.
К скачку в развитии (изменению социальной ситуации развития) и возникновению новообразований приводят фундаментальные противоречия развития, складывающиеся к концу каждого отрезка жизни и «толкающие» развитие вперед (к примеру, между максимальной открытостью к общению и отсутствием средства общения- речи в младенчестве; между нарастанием предметных умений и невозможностью реализовать их во «взрослой» деятельности в дошкольном возрасте и т.п.)
Возраст, Л.С.Выгодский определял как объективную категорию для обозначения трех моментов: 1) хронологических рамок отдельного этапа развития; 2) специфической социальной ситуации развития, складывающейся на конкретном этапе развития; 3) качественных новообразований, возникающих под ее влиянием.
Возрастная периодизация Л.С.Выготского.
В своей периодизации развития он предлагает чередовать стабильные и критические возрасты. В стабильных периодах (младенчество, раннее детство, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст и т.д.) происходит медленное и неуклонное накопление мельчайших количественных изменений развития, а в критические периоды (кризис новорожденности, кризис первого года жизни, кризис трех лет, кризис семи лет, пубертатный кризис, кризис 17 лет и т.д.) эти изменения обнаруживаются в виде скачкообразно возникших необратимых новообразований.
Те процессы развития, которые более или менее непосредственно связаны с основным новообразованием, Л.С.Выготский называет центральными линиями развития в данном возрасте, а все другие частичные процессы, изменения, совершающиеся в данном возрасте, называет побочными линиями развития. Само собой разумеется, что процессы, являвшиеся центральными линиями развития в данном возрасте, становятся побочными линиями в следующем, и обратно- побочные линии предыдущего возраста выдвигаются на первый план и становятся центральными линиями в новом, так как меняется их значение и удельный вес в общей структуре развития, меняется их отношение к центральному новообразованию. Следовательно, при переходе от одной ступени к другой перестраивается вся структура возраста. Каждый возраст обладает специфической для него, единственной и неповторимой структурой.
Понимая развитие как непрерывный процесс самодвижения, непрестанного возникновения и образования нового, он считал, что новообразования «критических» периодов в последующем не сохраняются в том виде, в каком возникают в критический период, и не входят в качестве необходимого слагаемого слагаемого в интегральную структуру будущей личности. Они отмирают, поглощаясь новообразованиями следующего (стабильного) возраста, включаясь в их состав, растворяясь и трансформируясь в них.
Периодизация Д.Б. Эльконина
Д.Б. Эльконин развил представления Л.С. Выготского о возрастном развитии. Он рассматривает ребенка как целостную личность, активно познающую окружающий мир- мир предметов и человеческих отношений, включая его при этом в две системы отношений: «ребенок-вещь» и «ребенок- взрослый». Но вещь, обладая определенными физическими свойствами, заключаетв себе и общественно выработанные способы действий с нею. Это по сути- общественный предмет, действовать с которым ребенок должен научиться.
Деятельность ребенка внутри систем «ребенок – общественный предмет» и «ребенок – общественный взрослый» представляет единый процесс, в котором формируется его личность.
В то же время эти системы отношений осваиваются ребенком в деятельностях разного типа. Среди видов ведущей деятельности, оказывающей наиболее сильное влияние на развитие ребенка, Д.Б. Эльконин выделяет две группы.
В первую группу входят деятельности, которые ориентируют ребенка на нормы отношений между людьми. Это непосредственно – эмоциональное общение младенца, ролевая игра дошкольника и интимно – личностное общение подростка. Они значительно отличаются друг от друга по содержанию и глубине, но представляют собой деятельности одного типа, имеющие дело главным образом с системой отношений «ребенок- общественный взрослый», или, шире, «человек-человек».
Вторую группу составляют ведущие деятельности, благодаря которым усваиваются общественно выработанные способы действий с предметами и различные эталоны, предметно- манипулятивная деятельность ребенка раннего возраста учебная деятельность младшего школьника и учебно- профессиональная деятельность старшеклассника. Маленький ребенок овладевает предметными действиями с ложкой или стаканом, ребенок старшего возраста – математикой и грамматикой, их деятельность мало похожа внешне, но по существу, и то и другое – освоение элементовчеловеческой культуры. Деятельности второго типа имеют дело с системой отношений «ребенок- общественный предмет» или « человек-вещь».
В деятельности первого типа главным образом развивается мотивационно – потребностная сфера, в деятельности второго типа формируются операционно – технические возможности ребенка, т.е. интеллектуально – познавательная сфера. Эти две линии образуют единый процесс развития личности, но на каждом возрастном этапе получает преимущественное развитие одна из них.
Д.Б.Эльконин так формулирует закон периодичности: «К каждой точке своего развития ребенок подходит с известным расхождением между тем, что он усвоил из системы отношений человек – человек, и тем, что он усвоил из системы отношений человек-предмет. Как раз моменты, когда это расхождение принимает наибольшую величину, и называются кризисами, после которых идет развитие той стороны, которая отставала в предшествующий период. Но каждая из сторон подготавливает развитие другой».
Таким образом, каждый возраст характеризуется своей социальной ситуацией развития; ведущей деятельностью, в которой преимущественно развивается мотивационно – потребностная или интеллектуальная сфера личности; возрастными новообразованиями, формирующимися в конце периода, среди них выделяется центральное, наиболее значимое для последующего развития. Границами возрастов служат кризисы – переломные моменты в развитии ребенка.
Периодизация Д.Б. Эльконина – наиболее распространенная в отечественной психологии.
С 3 лет, когда ребенок осознает свое «Я». Самоутверждается – «Я сам», осваивает нормы человеческих отношений. Начинает ориентироваться на оценку взрослых. Появляется потребность в значимой и общественной оценке детей.
Периодизация А. Петровского
Развитие личности – высшая цель и высший уровень психического развития растущего человека, аккумулирующего результаты развития и познавательной, и социальной активности. Поэтому Фельдштейн полагает, что при изучении психического развития ребенка (имея в виду воспитание его как личность), не следует отчленять психическое развитие от развития личности, а следует рассматривать психическое развитие в единстве с развитием личности.
Социально – психологическую периодизацию формирования личности предлагает и А.В. Петровский. Он указывает, что для каждого возрастного периода ведущим является не монополия конкретной деятельности, а деятельностно – опосредованный тип взаимоотношений, которые складываются у ребенка с наиболее референтной для него в этот период группой. Эти взаимоотношения опосредуются содержанием и характером деятельности, которые задает эта референтная группа, и общением, которое в ней складывается.
Я МФ – ИНТЕГРАЦИЯ – общность одобряет и культивирует лишь те индивидуальные особенности личности, которые соответствуют ее ценностям и т.д. Эти фазы могут протекать как последовательно, так и параллельно, а также с частичным наложением друг на друга.
В схемах периодизации Выготского – Эльконина и Петровского признается центральное положение социальной ситуации развития в характеристики возрастного периода. Однако если Выготский делает акцент на самодвижение развития, то Петровский – на социальном процессе социализации и соответствующих изменениях личности, что приводит к анализу отношений «индивид – группа». Признавая доминанту возрастного развития, Петровский считает, что детерминантой перехода на новый этап развития личности являются социальные факторы внешние по отношению к индивиду, в то время как для Выготского определяющими могут быть лишь факторы ставшие уже достоянием личности двух вариантов развития, возможные в каждом возрастном этапе.
Я фаза адаптации. При неудачной адаптации у ребенка может появиться конформность, безынициативность, неуверенность в себе. Это эпоха детства.(АД – ИНД)
Во 2-ой фазе ребенок должен максимально проявить индивидуальные особенности – фазе индивидуализации. При неудачной индивидуализации может появиться негативизм, агрессивность, неадекватно завышенная самооценка. Это эпоха отрочества (ИНД – АД)
В 3-й фазе ребенок сохраняет те свои индивидуальные черты, которые отвечают потребностям группового развития- происходит интеграция. А дезинтеграция в группе приводит либо к изоляции ребенка, либо к его вытеснению. Это эпоха юности (ИНТ- ИНД).
В соответствии со своей социально – психологической феноменологией человек существует в двух, присущих ему ипостасях: как социальная единица и как уникальная личность. Психология должна исследовать человека и как социальную единицу, и как уникальную личность, способную решать проблемные ситуации в политике, экономике, этике, науке и других жизненных сферах через индивидуальную систему личностных смыслов.
Человек как личность формируется через свои отношения с другими людьми. Он познает себя как индивида через другого, себе подобного, именно потому, что другой, как и он, является носителем общественных отношений. Личность, следовательно, познает через отношения «Я» и «ТЫ», «Я» и «МЫ», «МЫ» и «ОНИ» и т.д.
Процесс развития человеческой личности в принципе бесконечен. Человек способен выйти за рамки любых ограничений, осознавая и приобретая в себе потребность в развитии.
Для понимания человека как личности необходимо знание всей истории человеческого общества, понимание зависимости личности от развития общества и общества – от духовного потенциала личности.
Человек – субъект, живущий во времени; человеческая история – продолжающийся антропогенез. Поэтому человек может быть понят лишь через анализ его индивидуальной и родовой истории.
Исследования разных культур дает науке о человеке знания о его сущности в зависимости от условий жизни и особенностей сложившихся форм реализации человеческой духовной потенции. Истина о человеке как социальной единице (родовом индивиде), о человеке как личности может быть объективно раскрыта лишь через исследование прошлого – истории человечества, его сегодняшнего дня и предвосхищения будущего развития человеческого рода. В то же время личность может быть понята через анализ индивидуальных личностных смыслов, которые организуются в сознании человека в структурные звенья, общие для всех и каждого по наименованию и культурному абрису, но уникальные по их значениям и смыслу. В.С. Мухина разработала свой подход к анализу структуры самосознания личности. Структура самосознание личности – совокупность устойчивых связей в сфере ценностных ориентаций и мировоззрения человека, обеспечивающих его уникальную целостность и торжественность самому себе. Структура самосознания личности, предполагая сохранение основных значений и смыслов при внешних и внутренних изменениях, строится внутри порождающей ее системы – той человеческой общности, к которой принадлежит эта личность, и находит свое выражение в пяти звеньях.
Имя собственное – первое звено структуры самосознания, имя, идентифицированное с телесной и духовной индивидуальностью человека. Феноменологическое значение имени как индивидуального знака человека, представляющего его в мире и определяющего его жизненный путь, имеет место на всех этапах истории человека.
Имя – личное название человека, даваемое ему прежде всего при рождении; знак, позволяющий причислить человека к определенному социальному слою, этносу, месту в общественных отношениях, полу. Имя – это кристалл личности, который в течении жизни формирует и индивидуализирует человека. Исповедующий традиционное отношение к имени человек бережет его смолоду и выгодно отличается от «безыменщика» — бродяги, не помнящего родства или таящего свое имя.
Притязание на признание –предъявление человеком своих прав на общественное уважение со стороны людей. Потребность в признании является характеристикой человека как существа социального и как уникальной личности. Реализация потребности в признании есть не только реализация притязаний на социально значимый формальный статус, но и реализация притязаний в сфере символической функции человеческих ценностей, имеющих исторически сложившиеся значения и смыслы для каждой культуры. Известно : культура всегда несет в себе символическую природу, которая влияет на все сферы самосознания человека, в том числе и на сферу притязания на признание.
Половая идентификация – третье звено структуры самосознания. Несет в себе ценностные ориентации человека на свой пол как социальную роль, как сексуальную потенцию и сексуальное поведение, а также включает психологическое признание своей идентичности со своим полом в физическом, социальном и психологическом плане.
Половая идентификация имеет свою специфику в истории развития человеческого рода и в наше время в зависимости от геоисторического пространства, традиций этноса, религии и государства. В мире представлено большое разнообразие стереотипов мужского и женского поведения. Соответствие ожиданиям общества, к которому принадлежит тот или иной мужчина или женщина, во многом определяет индивидуальную судьбу человека.
Половая идентификация – единство самосознания, мотивов поведения, поступков в обыденной жизни человека, причисляющего себя к определенному полу и принимающего на себя предписанию традициями соответствующую половую роль.
Психологическое время личности – четвертое звено структуры самосознания. Человек в своем самосознании относительно своей персоны мыслит в трех временах : в индивидуальном прошлом, в настоящем и будущем. Вместе тем он исходит из прошлого, настоящего и будущего его этноса, его государства, и, наконец, он может быть включенным в прошлое, настоящее и будущее человечества.
Психологическое время личности – индивидуально переживание своего физического и духовного изменения в течении времени, представленного прошлым, настоящим и будущим в отрезке объективного времени жизни. Вместе с тем психологическое время включает в себя прошлое, настоящее и будущее этноса, государства и человечества в той мере, в какой конкретный человек вмещает в индивидуальном сознании национальную и общечеловеческую культуру.
Социальное пространство личности – условия развития и бытия человека, которые психологически вводят его в сферу прав и обязанностей. В качестве условий выступают:
1) место, где протекает жизнь человека; 2) стиль и содержание общения в контексте культуры, к которой принадлежит человек; 3) внутренняя позиция самого человека по отношению к истории своего этноса, к культуре как целостному, исторически обусловленному явлению.
Социальное пространство как феномен культуры определяется значениями и смыслами прав и обязанностей, сформулированных в истории этноса. Каждая культура несет в себе исторически обуславленную систему символов: предметы, одежда, жесты, традиционные способы выражения эмоций по исторически обуславленному поводу достоинства другого человека – все имеет значение и смысл, понятные (естественные) для людей общей культуры.
Тема : Основные подходы к возрастной периодизации в работах отечественных психологов.
Цель: ознакомиться и изучить отечественные периодизации психического развития.
Основные понятия: возраст, психическое развитие, личность, орудия, знаки, деятельность, ведущая деятельность, социальная ситуация развития, сензитивные периоды, эволюционные эпохи, революционные эпохи, стабильный период, кризисный период, зона ближайшего развития, зона актуального развития, интериоризация, экстериоризация, референтная группа, внутренняя позиция, адаптация, индивидуализация, интеграция.
План:
1. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского. Возрастная периодизация Л.С. Выготского
2. Возрастная периодизация Д.Б. Эльконина. Закон периодичности Д.Б. Эльконина. Возрастная периодизайия Д.И. Фельдштейна, Петровского А.В., Мухиной В.С., Божович Л.И.
3. Тенденция исследования развития личности в настоящее время.
Периодизация психического развития Л. С. Выготского
Тема: Периодизация психического развития
План.
1. Подходы к периодизации психического развития в возрастной психологии.
2. Периодизация психического развития Л. С. Выготского
Понятие о кризисе. Стабильные и кризисные периоды.
3. Периодизация психического развития Д. Б. Эльконина
Терминологический тезаурус: возраст, возрастная периодизация, кризисный период развития, критерии периодизации, принцип ведущей деятельности, принцип историзма, ведущий вид деятельности.
1. Подходы к периодизации психического развития ребёнка
Поиск научных основ периодизации психического развития ребенка выступает как коренная проблема возрастной психологии, от разработки которой во многом зависит стратегия построения целостной системы воспитания растущих людей.
Периодизация – разделение жизненного цикла на отдельные периоды или возрастные этапы.
Существуют различные точки зрения на процесс развития ребенка в целом.
Сторонники непрерывного развития утверждают, что процесс идет, не останавливаясь, не ускоряясь и не замедляясь; границ, отделяющих один этап от другого, нет. По мнению приверженцев дискретного развития, оно идет неравномерно, то ускоряется, то замедляется и имеет главный, ведущий фактор развития. Именно поэтому необходимо выделять стадии и этапы развития, которые будут качественно отличаться друг от друга. Считается, что дети последовательно проходят через все стадии развития, не пропуская ни одного этапа и не забегая вперед.
В настоящее время предпочтение отдается дискретной позиции развития детей, поэтому рассмотрим ее более подробно.
Известны два подхода к периодизации развития: стихийный и нормативный. Сторонники стихийного подхода полагают, что процесс развития складывается стихийно, под воздействием множества случайных факторов и обстоятельств, происходящих в жизни детей. Нормативным считается идеальный процесс развития с учетом всех влияющих факторов при правильной организации обучения и воспитания.
Л. С. Выготский выделял три группы периодизаций.
1. Для первой группы характерно построение периодизации на основе внешнего критерия, но связанного с самим процессом развития. Примером могут служить периодизации, созданные по биогенетическому принципу.
К. Бюлер,в своей периодизации,считал, что стадии развития ребенка — это инстинкт, дрессура, интеллект, ребёнок начинает что-либо осознавать после дошкольного возраста..
В периодизации Рене Заззосистемы воспитания и обучения совпадают с этапами детства: 0–3 года – раннее детство; 3–5 лет – дошкольное детство; 6-12 лет – начальное школьное образование; 12–16 лет – обучение в средней школе; 17 лет и старше – высшее и университетское образование.
П. П. Блонский предлагал строить периодизацию по смене зубов (физиологический признак) у детей выделять беззубое детство, молочнозубое и период постоянных зубов.
2. Для второй группы характерно то, что периодизации построены на основе одного, произвольно выбранного автором, внутреннего критерия.
3. Фрейдрассматривал развитие ребенка лишь через призму его полового созревания.
Периодизация Л. Колбергаоснована на изучении уровня морального развития.
В периодизации Э. Эриксонавыделяются восемь стадий человеческой жизни, которые представляют собой серию критических периодов.
Ж. Пиажепредложил возрастную периодизацию на основе изменений в умственном развитии детей.
3. Третья группа периодизаций выделяет периоды на основе существенных критериев, признаков.
К таким периодизациям можно отнести периодизацию В. И. Слободчикова, Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина.
Проблема выделения оснований возрастной периодизации остается актуальной и сегодня: отсутствие должных теоретических обоснований мешает решению вопросов о движущих силах психического развития, о том, каково фактическое психологическое содержание соответствующего возраста, каковы внутренние критерии для периодизации, выделения границ возрастов, какие реальные перемены в психике ребенка происходят под влиянием изменения его социальной ситуации.
Периодизация психического развития Л. С. Выготского
Рассматривая вопрос периодизации психического развития, Л.С. Выготский отмечал, что необходимо выделить объективные основания, указывающие на изменениевозраста и перехода ребенка на новый этап развития. Онввел понятия «психологические новообразования» и «социальная ситуация развития»(характер отношений между ребенком и обществом, которые складываются в данный период).
Л. С. Выготский считал, что исследование переходов от одного периода развития к другому дает возможность раскрыть внутренние противоречия развития. Центральным моментом при рассмотрении динамики психического развития был для Л.С. Выготского анализ социальной ситуации развития. Распад старой и возникновение основ новой социальной ситуации развития, по мысли Выготкого, и составляет главное содержание критических возрастов.
Выделяя два пути развития: критический (возникает внезапно, протекает бурно) и литический (спокойный), Выготский заметил, что критический период имеет позитивные сдвиги — переход от одних форм поведения к новым формам. Он выделил в нем три этапа:
1)предкритический — отказ от прежних форм отношений и поведения;
2) критический — идет поиск новых форм поведения;
3) посткритический — отработка усвоенных форм поведения.
Критический период может быть просто переходным при соответствующей ситуации развития и изменении отношений со взрослыми.
Кризисы – краткие, бурные стадии, в течении которых происходят значительные сдвиги в развитии.
Л. С. Выготский выделял в качестве критических периодов детства возраст около 1 года, 3 года, 6-7 лет, период новорожденности и подростковый период.
Чередование стабильных и критических периодов по Л. С. Выготскому
Кризис новорожденности.Младший возраст (2 месяца — 1 год). Противоречия между максимальной социальностью младенца и минимальными возможностями общения.
Кризис 1 года.Раннее детство (1-3 года). Деятельность «серьезная игра», предметно-орудийная. Появляются жест, ходьба, речь.
Кризис 3 лет.Дошкольный возраст (3-7 лет). Тенденция к эмансипации (отделению от взрослого) и тенденция не к аффективной, а к волевой форме поведения. Возникновение «Я сам».
Кризис 7 лет.Школьный возраст (8-12 лет). Утрата детской непосредственности из-за дифференциации внутренней и внешней жизни. Возникновение обобщений, логики чувств, переживания приобретают смысл, появляется самооценка.
Кризис 13 лет.Пубертатный возраст (14-18 лет). Чувство взрослости — ощущение своей личности, развитие самосознания.
Читайте также:
Рекомендуемые страницы:
Поиск по сайту
Подходы к периодизации психического развития в возрастной психологии
Современная психология располагает значительным объемом знаний о развитии человека, начиная с перинатального периода (до рождения). Один из основных вопросов, которые требуют своего решения, касается того, можно ли представить ход развития в виде непрерывных изменений постепенно совершающихся с человеком или это процесс скачкообразных изменений (стадии развития). Понятие «стадии» (периоды)используется достаточно специфично. Оно подразумевает тот факт, что происходят изменения в сущности или характеристиках индивида, которые реорганизуют его поведение. Многие ученые — психологии следуют концепции стадийного развития: Ж. Пиаже, З. Фрейд, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон и другие. Однако, не соглашаясь друг с другом по многим вопросам, существует почти полное согласие в том, что стадийность развитие совсем не исключает, а скорее предполагает непрерывность процесса. Более того, непрерывность процесса развития обеспечивает преемственность перехода от одной стадии к другой. Так появляются теории периодизации развития личности человека.
Периодизация – разделение жизненного цикла на отдельные периоды или возрастные этапы.
Содержание (и название) периодов, их временные границы определяются представлениями автора периодизации о наиболее важных, существенных сторонах развития.
Л.С. Выготский различал три группы периодизации: по внешнему критерию, по одному и нескольким признакам развития.
Для первой группы — периодизация на основе внешнего, но связанного с процессом развития критерия. Периодизация Штерна, созданная по биогенетическому принципу (онтогенез в кратком и сжатом виде повторяет филогенез, поэтому процесс индивидуального развития соответствует основным периодам биологической эволюции и исторического развития человечества). Периодизация Рене Заззо (этапы детства совпадают со ступенями системы воспитания и обучения детей).
Во второй группе – используется не внешний, а внутренний критерий – какая-либо одна сторона развития. Развитие костных тканей у П.П. Блонского и развитие детской сексуальности у З. Фрейда. Периодизации, основанные на одном признаке, субъективны: авторами произвольно выбирается одна из многих сторон развития. Кроме того, в них не учитывается изменение роли выбранного признака в общем развитии на протяжении жизни, а значение любого признака меняется при переходе от возраста к возрасту.
В третьей группе периодизаций предпринята попытка выделить периоды развития на основе существенных особенностей этого развития. Это периодизация Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина. В них используются три критерия: социальная ситуация развития, ведущая Деятельность и центральное возрастное новообразование.
Возрастная периодизация Л.С. Выготского имеет следующий вид: кризис новорожденности – младенческий возраст (2 месяца-1 год) – кризис 1 года – раннее детство (1-3 года) – кризис 3 лет – дошкольный возраст (3-7 лет) – кризис 7 лет – школьный возраст (8-12 лет) – кризис 13 лет – пубертатный возраст (14-17 лет) – кризис 17 лет.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Основные положения: существование стабильных и кризисных стадий развития.
Д.Б. Эльконин так формулирует закон периодичности: «К каждой точке своего развития ребенок подходит с известным расхождением между тем, что он усвоил из системы отношений человек – человек, и тем, что он усвоил из системы отношений человек — предмет. Как раз моменты, когда это расхождение принимает наибольшую величину, и называются кризисами, после которых идет развитие той стороны, которая отставала в предшествующий период. Но каждая из сторон подготавливает развитие другой». Каждый возраст характеризуется своей социальной ситуацией развития; ведущей деятельности, в которой преимущественно развивается мотивационно-потребностная или интеллектуальная сфера Личности; возрастными новообразованиями, формирующимися в конце периода, среди них выделяется центральное, наиболее значимое для последующего развития. Границами возрастов служат кризисы – переломные моменты в развитии ребенка. Периодизация Д.Б. Эльконина – наиболее распространенная в отечественной психологии.
Поможем написать любую работу на аналогичную
тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту
Узнать стоимость
Проблема возраста в психологии. Различные подходы к периодизации развития
Возраст – одна из фундаментальных и сложных категорий психологии развития.
При определении понятия «возраст» А.Н. Леонтьев отмечает: «Изменение места, занимаемого ребенком в системе общественных отношений — есть то, что надо отметить, пытаясь ответить на вопрос о движущих силах развития его психики». В работах А.Н. Леонтьева стадия развития личности определена следующими моментами: местом ребенка в системе общественных отношений и ведущим типом деятельности.
Периодизация – деление онтогенеза на отдельные периоды в соответствии с общим для всего онтогенеза законом – является проблемным полем психологии.
Любая периодизация жизненного цикла всегда соотносится с нормами культуры, она не столько описательна, сколько ценностно-нормативна. Это наглядно выступает в таких понятиях, как «созревание», «совершеннолетие», «зрелость», но фактически нормативны все возрастные категории, включая понятия «детство», «юность», «взрослость» и т.д.
Возрастные категории и стереотипы всегда и везде многозначны, противоречивы и амбивалентны, одновременно описательны (дескриптивны) и нормативно-предписательны (прескриптивны). Описать возраст можно только в единстве с историко-специфическими особенностями культуры и социальной идентичностью.
Понять закономерности возрастного развития, специфику отдельных возрастных этапов позволяет разделение жизненного пути на периоды. Содержание (и название) периодов, их временные границы определяются представлениями автора периодизации о наиболее важных, существенных сторонах развития. Л.С. Выготский различал три группы периодизаций: по внешнему критерию, по одному и нескольким признакам детского развития.
Для первой группы характерно построение периодизации на основе внешнего, но связанного с самим процессом развития критерия. Примером могут служить периодизации, созданные по биогенетическому принципу. Согласно этой позиции онтогенез в кратком и сжатом виде повторяет филогенез. Поэтому процесс индивидуального развития ребенка выстраивается в соответствии с основными периодами биологической эволюции и исторического развития человечества.
Во второй группе периодизаций используется не внешний, а внутренний критерий. Этим критерием становится какая-либо одна сторона развития, например развитие костных тканей в периодизации П.П. Блонского и развитие детской сексуальности у 3. Фрейда.
П.П. Блонский выбрал объективный, легкодоступный наблюдению, связанный с существенными особенностями конституции растущего организма признак – появление и смену зубов. Детство делится поэтому на три эпохи: беззубое детство (до 8 месяцев – 2–2,5 лет), детство молочных зубов (примерно до 6,5 лет) и детство постоянных зубов (до появления зубов мудрости).
З. Фрейд считал главным источником, двигателем человеческого поведения бессознательное, насыщенное сексуальной энергией. Сексуальное развитие, следовательно, определяет развитие всех сторон личности и может служить критерием возрастной периодизации. Детская сексуальность понимается 3. Фрейдом широко, как все, приносящее телесное удовольствие, – поглаживание, сосание, освобождение кишечника и т.д. Стадии развития связаны со смещением эрогенных зон – тех областей тела, стимуляция которых вызывает удовольствие.
Периодизации, основанные на одном признаке, субъективны: авторами произвольно выбирается одна из многих сторон развития. Кроме того, в них не учитывается изменение роли выбранного критерия в общем развитии на разных его этапах, а значение любого признака меняется при переходе от возраста к возрасту.
В третьей группе периодизаций периоды возрастного развития выделяются на основе нескольких существенных особенностей этого развития. Примером могут служить периодизации Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина.
Для Л.С. Выготского развитие – это прежде всего возникновение нового. Стадии развития характеризуются возрастными новообразованиями, т.е. качествами или свойствами, которых не было раньше в готовом виде. Но новое «не падает с неба», как писал Л.С. Выготский, оно появляется закономерно, подготовленное всем ходом предшествующего развития.
Источником развития является социальная среда. Каждый шаг в развитии ребенка меняет влияние на него среды: среда становится совершенно иной, когда ребенок переходит от одной возрастной ситуации к следующей. Л.С. Выготский ввел понятие «социальная ситуация развития» – специфическое для каждого возраста отношение между ребенком и социальной средой. Взаимодействие ребенка со своим социальным окружением, воспитывающим и обучающим его, и определяет тот путь развития, который приводит к возникновению возрастных новообразований.
Возрастная периодизация Л.С. Выготского имеет следующий вид: кризис новорожденности – младенческий возраст (2 месяца – 1 год) – кризис 1 года – раннее детство (1-3 года) – кризис 3 лет – дошкольный возраст (3-7 лет) – кризис 7 лет – школьный возраст (7-13 лет) – кризис 13 лет – пубертатный возраст (13-17 лет) – кризис 17 лет.
Д.Б. Эльконин развил представления Л.С. Выготского о возрастном развитии. Он рассматривает ребенка как целостную личность, активно познающую окружающий мир.
Д.Б. Эльконин так формулирует закон периодичности: «К каждой точке своего развития ребенок подходит с известным расхождением между тем, что он усвоил из системы отношений человек – человек, и тем, что он усвоил из системы отношений человек – предмет. Как раз моменты, когда это расхождение принимает наибольшую величину и называются кризисами, после которых идет развитие той стороны, которая отставала в предшествующий период. Но каждая из сторон подготавливает развитие другой».
Таким образом, каждый возраст характеризуется своей социальной ситуацией развития; ведущей деятельностью, в которой преимущественно развивается мотивационно-потребностная или интеллектуальная сфера личности; возрастными новообразованиями, формирующимися в конце периода, среди них выделяется центральное, наиболее значимое для последующего развития. Границами возрастов служат кризисы – переломные моменты в развитии ребенка.
В то же время существуют периодизации развития взрослого человека. В них отражены представления, иногда совершенно различные, о целостном жизненном пути, решаемых задачах, переживаниях и кризисах. Возрастные рамки периодов чаще всего определяются следующим образом. Граница юности и молодости устанавливается около 20-23 лет, молодости и зрелости – 28-30 лет, иногда ее отодвигают до 35 лет, граница зрелости и старости – примерно 60-70 лет. В некоторых периодизациях выделяется дряхлость. Последнюю границу жизни особенно трудно определить. По современным статистическим данным, в развитых западных странах это 84 года у женщин и 77 лет у мужчин. Но индивидуальные различия настолько велики, что некоторые долгожители продлевают последний возрастной период до 100 и более лет.
Наиболее известной и признанной в мировой психологии является периодизация Э. Эриксона, охватывающая весь жизненный цикл.
28. Проблема периодизации психического развития. Критерии периодизации возрастного развития.
Развитие
– качественные не обратимые изменения
человека по мере того, как он взрослеет.
Основные
свойства развития:
1)Необратимость
2)Направленность
3)Закономерность
Суть
проблемы возрастной периодизации
психического развития состоит в
разработке и обосновании критериев, на
основе которых можно разделить детство
или даже весь жизненный путь человека
на отдельные этапы.
Психологическая
периодизация не совпадает с педагогической,
т.к. в ее основе лежит понятие о
психологическом возрасте, который
следует отличать от так называемого
паспортного возраста и биологического
возраста.
Главными
показателями психологического возраста
являются психические новообразования,
которые складываются на основе социальной
ситуации развития к концу конкретного
возрастного этапа. В систему критериев
возрастной периодизации наряду с
психическими новообразованиями входят
социальная ситуация развития и ведущая
деятельность.
Возраст
– ограниченный хронологическими рамками
отрезок жизни человека, стадия его
развития. Принято различать паспортный,
биологический и психологический возраст.
Психологический возраст – это достигнутый
уровень психического развития ребенка,
который определяется социальной
ситуацией развития и вытекающими из
нее характерными видами деятельности,
особенностями общения ребенка с
окружающими, т.е. местом ребенка в системе
общественных отношений
Критерии
возрастной периодизации
− правила, конкретные показатели, на
основании которых строится разделение
детства на отдельные периоды. В современной
детской психологии принято выделять
систему
критериев возрастной периодизации,
куда входят:1) социальная ситуация
развития; 2) ведущая деятельность; 3)
новообразования возраста. Основным
критерием является социальная ситуация
развития, из особенностей которой
вытекает ведущая и другие деятельности,
обусловливающие функциональные изменения
и становление психических новообразований.
Новообразования возникают к концу
каждого возрастного периода и создают
основу для возникновения новой социальной
ситуации развития. Поэтому переход от
одного возрастного этапа к другому
связан с разрушением старой и построением
новой социальной ситуации развития, с
формированием новой ведущей деятельности.
Возрастная
периодизация психического развития −
разделение детства (или всего жизненного
пути человека) на отдельные периоды
психического развития, выделение
психологических возрастов на основе
некоторого правила. Сегодня наиболее
обоснованным и разработанным является
представление о системе критериев
возрастной периодизации. Такой подход
к решению проблемы возрастной периодизации
наиболее полно отражает объективные
закономерности, т.к. позволяет учитывать
изменения роли социальной ситуации
развития, ведущей деятельности и
новообразований на протяжении каждого
возрастного этапа. Данная возрастная
периодизация включает периоды постепенных
и скачкообразных изменений (кризисов).
В современной отечественной психологии
принята следующая периодизация: кризис
новорожденности (0–1 мес.) – младенчество
(1 мес.–1 г.) – кризис одного года – ранний
возраст (1–3 г.) – кризис трех лет –
дошкольный возраст (3–6/7 лет) – кризис
семи лет – младший школьный возраст
(6/7–10/11 лет) – кризис подросткового
возраста – подростковый возраст
(11–14/15 лет) – кризис при переходе к
ранней юности – ранняя юность (15–18
лет).
Социальная
ситуация развития –
особое сочетание внутренних процессов
развития (тех, которые относятся к самому
ребенку) и внешних условий (того, что
характеризует окружающую ребенка
действительность), которое является
типичным для каждого возрастного этапа.
Социальная ситуация развития, оформляясь
в начале возрастного этапа, обусловливает
образ жизни ребенка конкретного возраста,
его «социальное бытие».
Новообразование–
тот новый тип строения личности и ее
деятельности, те психические и социальные
изменения, которые впервые возникают
на данной возрастном этапе и которые в
самом главном и основном определяют
знания ребенка, его отношение к среде,
его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь
ход eгo развития. Развитие новообразований
обусловлено специфической для данного
возраста социальной ситуацией развития,
а также системой деятельностей.
Новообразования складываются в основном
внутри ведущей деятельности, а также
внутри других видов деятельности,
характерных для данного возраста. В
своей законченной форме новообразования
оформляются к концу возрастного периода
и выражаются в наиболее важных, глобальных
качественных перестройках всей структуры
сознания ребенка и в появлении нового
типа строения личности.
Кризис
возрастной
–этап скачкообразно протекающего
развития, знаменующий собой переход
ребенка от одного возрастного периода
к другому. Кризис является границей
между периодами и выражается в качественных
изменениях, свидетельствующих о
неравномерности психического развития.
Кризис возникает как результат накопления
и обострения противоречий, главное из
которых – это противоречие между
возросшим уровнем психического развития
ребенка и его старым местом в системе
социальных отношений. Противоречие
разрешается в результате перестройки
взрослым отношений с ребенком с учетом
нового, более высокого уровня его
психического развития.
Неравномерность
психического развития выражается,
во-первых, в существовании литических
(стабильных, плавных) и критических
(скачкообразных) периодов развития,
т.е. в наличии «ритма» развития. Во-вторых,
неравномерность обнаруживается в
неодновременности развития различных
сторон психики. На определенной стадии
преимущественное развитие получает та
или иная сторона психики ребенка, тогда
как другая развивается более медленными
темпами. Это находит свое отражение в
существовании сензитивных периодов
психического развития. Еще одним
проявлением неравномерности является
различная длительность возрастных
периодов: постепенное замедление темпа
развития в онтогенезе ведет к увеличению
длительности возрастных периодов. И,
наконец, нельзя забывать о существовании
индивидуальных вариаций развития.
2. Основные группы периодизации развития в отечественной и зарубежной психологии
Существуют разные
возрастные периодизации развития. В
них выделяют разные периоды, эти периоды
по-разному называются, различны возрастные
границы, т.к. их авторы в основу заложили
разные критерии.
Л.С. Выготский выделял
3 группы периодизаций:
I. Для первой
группыхарактерно построение
периодизацииНА ОСНОВЕ
ВНЕШНЕГО, НО СВЯЗАННОГО С САМИМ ПРОЦЕССОМ
РАЗВИТИЯ КРИТЕРИЯ. Примером могут
служить периодизации, созданные побиогенетическому принципу.
1)
ПериодизацияРене Заззо(системы
воспитания и обучения совпадают с
этапами детства):
0-3 года раннее
детство
3-5 лет дошкольный возраст
6-12
лет начальное школьное образование
12-16
лет обучение в средней школе
17 и старше
высшее или университетское образование
2)Павел Петрович Блонскийвыбрал
объективный, легко доступный наблюдению,
связанный с существенными особенностями
конституции растущего организма признак
— появление и смену зубов.
0-8 мес. — 2,5
года — беззубое детство
2,5 — 6,5. лет —
детство молочных зубов
6,5 и старше —
детство постоянных зубов (до появления
зуба мудрости)
II. Для второй группы
характерно построены на основеОДНОГО,
ПРОИЗВОЛЬНО ВЫБРАННОГОавтором,ВНУТРЕННЕГОкритерия.
1)Зигмунд Фрейдсчитал
главным источником, двигателем
человеческого поведения бессознательное,
насыщенное сексуальной энергией. Детская
сексуальность понимается 3. Фрейдом
широко, как все, приносящее телесное
удовольствие, — поглаживания, сосание,
освобождение кишечника и т.д.
0 — 1год
оральная стадия (эрогенная зона —
слизистая рта и губ). Ребенок получает
удовольствие, когда сосет молоко, а в
отсутствие пиши — собственный палец или
какой-нибудь предмет. Люди начинают
делиться на оптимистов и пессимистов,
может сформироваться ненасытность,
жадность. Кроме бессознательного «Оно»
формируется «Я» ).
1 — 3 года анальная
стадия (эрогенная зона смещается в
слизистую оболочку кишечника). Формируется
опрятность, аккуратность, скрытность,
агрессивность. Возникает много требований
и запретов, в результате чего в личности
ребенка начинает формироваться последняя,
третья инстанция — «Сверх-Я» как
воплощение социальных норм, внутренняя
цензура, совесть).
3 — 5 лет фаллическая
стадия (высшая стадия детской
сексуальности). Ведущей эрогенной зоной
становятся гениталии. Если до сих пор
детская сексуальность была направлена
на себя, то сейчас дети начинают испытывать
сексуальную привязанность к взрослым
людям, мальчики к матери (Эдипов комплекс),
девочки к отцу (комплекс Электры). Это
время наиболее строгих запретов и
интенсивного формирования «Сверх-Я».
5 — 12 лет латентная
стадия как бы временно прерывает
сексуальное развитие ребенка. Влечения,
исходящие из «Оно», хорошо
контролируются. Детские сексуальные
переживания вытесняются, и интересы
ребенка направляются на общение с
друзьями, школьное обучение и т.д.
12 — 18 лет генитальная
стадия соответствует собственно половому
развитию ребенка. Объединяются все
эрогенные зоны, появляется стремление
к нормальному сексуальному общению.
2)
Стадии развития интеллекта по Ж.
Пиаже.
Процесс развития интеллекта
представляет собой смену трёх больших
периодов, в течение которых происходит
становление трёх основных интеллектуальных
структур (см. упрощённую схему, данную
в таблице). Сначала формируются
сенсомоторные структуры — системы
последовательно выполняемых материальных
действий. Затем возникают структуры
конкретных операций — системы действий,
выполняемых в уме, но с опорой на внешние,
наглядные данные. Еще позже происходит
становление формально — логических
операций.
Основной критерий — интеллект.
—
от 0 до 1,5-2 летсенсомоторная стадия.
Ребенок начинает отделять себя от
внешнего мира, возникает понимание
постоянства, устойчивости внешних
объектов. В это время не развита речь и
отсутствуют представления, а поведение
строится на основе координации восприятия
и движения (отсюда и название
«сенсомоторный»).
— от 2 до 7 лет
дооперациональная стадия — мышление с
помощью представлений. Сильное образное
начало при недостаточном развитии
словесного мышления приводит к
своеобразной детской логике. На этапе
дооперационных представлений ребёнок
не способен к доказательству, рассуждению.
Мышление ориентируется на внешние
признаки предмета. Ребёнок не видит
вещи в их внутренних отношениях, он
считает их такими, какими их дает
непосредственное восприятие. (Он думает,
что ветер дует потому, что раскачиваются
деревья).
— от 7 до 12 лет стадия конкретных
операций — возникновение элементарного
логического рассуждения.
— от 12 лет —
стадия формальных операций — формирование
способности мыслить логически,
пользоваться абстрактными понятиями,
выполнять операции в уме.3) Периодизация
Колберга, основанная на изучении уровня
морального развития человека.Выявленные
в исследованиях Колберга 3 уровня и 6
ступеней нравственного развития
соответствуют библейским представлениям
об ориентации человека на страх, стыд
и совесть при выборе поступка.I
уровень: Страх наказания (до 7 лет).1.
Страх перед правом силы.
2. Страх быть
обманутым и недополучить благ.II
уровень: Стыд перед окружающими людьми
(13 лет).3. Стыд перед товарищами,
ближайшим окружением.
4. Стыд общественного
осуждения, негативной оценки больших
социальных групп.III уровень: Совесть
(после 16 лет).5. Желание соответствовать
своим нравственным принципам.
6. Желание
соответствовать своей системе нравственных
ценностей.
1) Э. Эриксон.
Периодизация личностного развития
Стадия | Нормальная | Аномальная |
0 |
|
|
1-3 | ||
3-5 |
| |
5-11 |
| |
11-20 |
|
|
20-40 |
|
|
40 |
|
Адаптация материалов для разных возрастных групп | TeachingEnglish | Британский Совет
Введение
В последнем учебном совете мы рассмотрели, как адаптировать материалы для групп со смешанными способностями. Это наиболее распространенный тип адаптации, который приходится делать учителям. Однако бывают случаи, когда вам, возможно, придется адаптировать материалы из-за возраста ваших учеников. Чтобы рассмотреть эту тему, я разделю ее на два возможных сценария:
Использование материалов, предназначенных для старших учеников, с младшими учениками
В мире молодых учащихся мы часто обнаруживаем, что языковые способности учащихся выходят далеко за рамки типичный учебник, рассчитанный на их возраст.Поэтому часто требуется некоторая адаптация. В качестве примера: в настоящее время я обучаю группу 11-15-летних на курсах уровня First Certificate (выше среднего). Мы используем учебник, предназначенный для подростков старшего возраста и взрослых, поэтому адаптация является важной частью планирования урока. Главное, о чем нужно помнить при адаптации заданий, — это подумать о том, как сделать задание более реальным для ученика. На прошлой неделе мы писали официальные письма, чего ни один из студентов никогда в жизни не делал, и поэтому им требовалась серьезная поддержка.Посмотрев несколько образцов официальных писем, мы перешли к задаче в книге, а именно к письму с жалобой на услугу, полученную от туроператора во время недавнего отпуска. Очевидно, что они вряд ли сделают это даже на своем родном языке. Однако я знал, что некоторые студенты недавно ходили на концерт и были разочарованы выступлением. Итак, используя этих студентов, мы вместе адаптировали задачу. Я спросил студентов, что их разочаровало в шоу, и мы составили список.Эти моменты стали содержанием задания. Функциональный язык жалоб остался прежним, но задача стала более живой, поскольку она была более личной и ближе к собственному опыту студентов.
Разговорная деятельность тоже может нуждаться в адаптации. Собеседование может стать собеседованием для поступления на летние курсы или для помощи в скаутском лагере.
Вопросы, которые следует учитывать при подготовке уроков:
- Узнают ли ученики что-нибудь по теме?
- Если нет, как я могу ввести тему?
- Будет ли интересна тема студентам?
- Если нет, то как мне сделать его интереснее и воплотить в жизнь?
- Какая поддержка понадобится студентам для выполнения задания?
Использование материалов, предназначенных для младших школьников со старшими учениками
Если вы обнаружите, что используете материалы, предназначенные для младших школьников со старшими учениками, вы должны быть осторожны.Подростки особенно могут найти оскорбление, когда им преподносят детский материал, когда они считают, что готовы к чему-то более взрослому. Если вы не можете найти более подходящий материал, используйте то, что у вас есть, в качестве отправной точки.
Игры и развлекательные мероприятия, которые подходят для юных учеников, часто одинаково хорошо подходят для подростков старшего возраста или взрослых. Если вы объясните причину игры или действия и проясните, что студенты практикуют, играя в них, то большинство студентов, как правило, ответят положительно.Старшие ученики быстро разберутся с вами, если вы просто убиваете время и в этом нет реального смысла. Недавно я играл в бинго с формированием слова с группой взрослых и был поражен тем, что они были действительно взволнованы и соревновались и все пытались выиграть, чтобы в следующем раунде стать «королем бинго» или «королевой бинго». Думаю, после тяжелого рабочего дня они наслаждались возможностью на двадцать минут вернуться к своему детству!
Вопросы, которые следует учитывать при подготовке уроков:
- Подходит ли занятие для данной возрастной группы?
- Если нет, как мне восполнить пробел?
- В чем смысл деятельности?
- Что будут изучать студенты?
- Следует ли мне объяснить студентам, почему мы выполняем задание?
При любой адаптации материалов важно помнить, как можно персонализировать задачу и сделать ее более актуальной для учащегося.Если вам ясно, почему вы используете определенный материал и каковы ваши цели, тогда учащиеся должны быть довольны заданием, поскольку они смогут увидеть в нем смысл. Найдите время, чтобы пообщаться со своими учениками и узнать, чем они занимаются в свободное время и чем они интересуются. Сделав это, вы сможете найти больше материалов по интересующим их темам.
Автор: Jo Budden
Впервые опубликовано в 2008 г.
.
Почему не работает периодизация | T Nation
Периодизация, конечно, интересна, не так ли?
Если вы похожи на многих лифтеров, ваше первоначальное знакомство с этим предметом было вашим первым подтверждением того, что лифтинг — это более научный подход, чем это принято в обычной публике. И, если вы похожи на меня, вы испытали интуитивное чувство оправдания своей болезненной, зараженной мелом страсти в жизни, когда впервые начали читать о фазах, циклах и пиках.Я прав?
Так и думал.
Но проблема была в том, что когда вы начали разрабатывать план периодизации для своих тренировок, держу пари, это не сработало. Держу пари, что, даже если вы не осмелились бы в этом признаться, ваше старое «чем ты хочешь работать сегодня?» Спонтанное «планирование» сработало намного лучше, чем что-либо, что советское министерство спорта готовило за железным занавесом в 50-х и 60-х годах.
Вы когда-нибудь задумывались, почему? Следуйте. Если то, что вы называете «периодизацией», никогда не помогало вам, эта статья объяснит, почему.
Спортсмены, по определению, должны «изменить план», чтобы (надеюсь) быть в пиковой форме в день соревнований.
Так, например, предположим, что я буду участвовать в соревнованиях по тяжелой атлетике через 23 недели с сегодняшнего дня. Предполагая, что я использую линейный формат периодизации, у меня есть 23 недели, чтобы набить количество фаз, которое я планирую использовать. Это может выглядеть примерно так:
Фаза гипертрофии: 6 недель
Фаза максимальной силы: 6 недель
Фаза мощности: 6 недель
Фаза пика: 3 недели
Фаза спада: 2 недели
А теперь не зацикливайтесь на том, как я назвал фазы.Я просто хочу, чтобы вы поняли более важный момент: приближается дата соревнования, и у меня нет возможности оставаться на определенной фазе, пока я не достигну определенного эталона (о котором я расскажу более подробно немного).
Если предположить, что я в первую очередь использую фазу гипертрофии (многие спортсмены, включая тяжелоатлетов, не будут ее использовать), у нее будет определенный временной график, независимо от того, насколько хорошо или плохо я справляюсь на этом этапе. Затем мне нужно перейти к следующему этапу.
Если вы не профессиональный спортсмен, не ограничивайте себя ограничениями обратного планирования.
На этом этапе должно быть очевидно, что при использовании обратного планирования нет никаких тестов. Надо просто надеяться на лучшее. Это правда, что умные тренеры пытаются запланировать даты соревнований для своих спортсменов на основе прогнозных уравнений, но это все еще в лучшем случае обоснованное предположение.
Хорошая новость заключается в том, что при использовании перспективного планирования у вас с по есть возможность установить контрольные показатели для каждого этапа обучения.Так, например, вашим эталоном фазы гипертрофии может быть получение пяти фунтов новой мышечной массы. После того, как этот тест достигнут, пора переходить к следующему этапу.
Я приведу примеры фаз и тестов позже в этой статье, а пока научусь мыслить категориями результатов . Когда вы планируете этап, чего вы ожидаете от этого этапа? И как достижение этого показателя вписывается в общую картину?
Используя мой собственный конкурентный пример, приведенный ранее, помогает ли мне набрать пять фунтов мышечной массы в достижении моей общей цели? Если я пытаюсь подняться в весовой категории или мне просто нужно улучшить композицию тела, целесообразна фаза гипертрофии.Иначе могло бы и не быть.
Если вы не конкурентоспособны, придерживайтесь перспективного планирования, при котором этапы обучения связаны с конкретными, поддающимися количественной оценке контрольными показателями, которые, будучи достигнутыми, приближают вас к вашей долгосрочной цели.
Периодизация, как это известно большинству людей, основана на старых восточноевропейских программах выявления талантов и моделирования. Например, в бывшем Советском Союзе скауты регулярно проверяли детей на различные показатели, которые позволяли прогнозировать успех в конкретных спортивных соревнованиях.
Советская модель отлично работала в России, но при пересадке в совершенно другую культуру она совсем не работает!
Когда я работал над своей степенью по социологии еще при администрации Рейгана, мы узнали нечто, называемое «структурной теорией». Идея состоит в том, что социальная «структура» (например, преступность) может существовать в обществе только в том случае, если она успешно выполняет «функцию» (например, оправдывает работу правоохранительных органов).Когда вы перемещаете структуру в другое общество, она может больше не выполнять никаких функций.
Классическая периодизация — как раз такой случай. В сегодняшних западных обществах очень сложно контролировать все различные запутанные обстоятельства, с которыми большинству из нас приходится иметь дело: семьи, работа, деньги, компетентный коучинг, отсутствие таланта и т. Д. Когда эти обстоятельства можно контролировать, классические модели периодизации работают. здорово.
В защиту классической периодизации, однако, следует отметить, что основная концепция планирования тренировок, чтобы сделать их максимально объективными и измеримыми, чрезвычайно ценна.По этой причине концепция периодизации в целом является стоящим исследованием для любого спортсмена или любителя фитнеса.
Если вы не живете в Восточном блоке, не пытайтесь тренироваться, как спортсмен из Восточного блока.
Пожалуй, первой реальной попыткой систематизировать тренировки по конкретным периодам был российский спортивный ученый Л.П. Матвеев в 1960-х годах. Скорее всего, именно из этой новаторской работы возникла вся концепция линейной периодизации.
Из России концепции периодизации быстро распространились в странах Восточного блока, в первую очередь в Восточной Германии.Эти ранние принципы периодизации вызвали создание некоторых ключевых новаторских текстов (то есть текстов Фрэнка Дика из Великобритании и Дитриха Харре из бывшей Восточной Германии), написанных на разных языках, включая знаковый текст Тюдора Бомпы.
Если вы не читали текст Бомпы о периодизации, вам следует это сделать. Я думаю, что Бомпа получает плохую репутацию от многих людей, которые неверно истолковывают «линейную» модель периодизации, которую он поддерживает в своей работе.
И, возможно, это его вина: легко создать впечатление, что, например, когда вы находитесь в фазе «анатомической адаптации», вы на 100% будете заняты «однонаправленной работой».«Это означает, что вы в значительной степени игнорируете все другие средства тренировки, такие как работа на максимальную силу, гипертрофию и мощность. Формат периодизации силы Bompa для спортсменов выглядит так:
Фаза 1: анатомическая адаптация
Фаза 2: максимальная сила
Фаза 3: преобразование (в мощность, выносливость или и то и другое)
Фаза 4: обслуживание
Фаза 5: регенерация
Несколько примечаний к этой модели планирования:
1) Под анатомической адаптацией понимаются подходы с низкой интенсивностью и большим числом повторений (обычно круговые тренировки) с целью «адаптации анатомии спортсмена к новой силовой программе» после завершения предыдущего макроцикла (обычно отдыха или восстановления цикл).Эта фаза также упоминается как фаза общей физической подготовки (GPP) в других текстах периодизации.
2) Бомпа использует фазу гипертрофии перед фазой максимума для спортсменов, которым требуется дополнительная мышечная масса тела.
3) Максимальная сила — это зависимая или «основная» двигательная способность для последующего развития мышечной силы и / или выносливости.
4) Преобразование относится к постепенному «переключению» на методы, которые развивают целевые двигательные способности спортсмена: мощность, выносливость или и то, и другое.Для спортсменов, занимающихся спортом скорости или силы, эта фаза обычно означает переход к силе, поскольку скорость развития силы (RFD) имеет решающее значение в высокоскоростных видах спорта.
5) После того, как целевая двигательная способность будет развита, следующая фаза направлена на поддержание этой способности в течение соревновательного периода.
6) После окончания соревновательного периода спортсмен приступает к короткому периоду восстановления и / или реабилитации.
(Ссылка: Bompa, T., Теория и методология обучения , 3 rd Ed., © 1994, Кендалл / Хант, стр 178)
Критики линейной периодизации справедливо отмечают, что если вы откажетесь от определенного направления на несколько недель, ваши успехи в этом направлении практически исчезнут. Что ж, я могу ошибаться, но я думаю, что Бомпа никогда не намеревался интерпретировать свою работу таким образом.
Думаю, совершенно очевидно, что все хорошие планы тренировок имеют определенную степень преемственности. Даже при использовании, например, модели перспективного планирования необходимо выполнять дополнительные работы по техническому обслуживанию, даже если был достигнут определенный эталонный показатель.Этот график, адаптированный из «Теории и методологии обучения Бомпы» , четко иллюстрирует рекомендации по техническому обслуживанию для максимальной силы:
(Ссылка: Bompa, T., Theory and Methodology of Training, 3 rd Ed., © 1994, Kendall / Hunt, pp159)
Развивая одно качество, стремитесь сохранить другие.
Спринтер элитного уровня может иметь цель поразить определенное время на дистанции 100 метров, что позволит ему претендовать на чемпионат мира.
Целью тяжелоатлета может быть определенный результат (объединенные результаты в рывке и толчке) с определенным собственным весом в официально санкционированных соревнованиях к определенной дате.
Целью профессионального теннисиста может быть пробиться в сотню лучших.
Однако у многих людей — возможно, включая вас — есть более широкие и обобщенные цели, чем эти примеры спортсменов. Фактически, стать больше, сильнее и / или стройнее — это очень распространенная и почти универсальная цель среди мужчин, не занимающихся спортом.И с точки зрения долгосрочного здоровья и функциональности, на мой взгляд, это отличная цель.
Но не пытайтесь применять традиционные модели периодизации для достижения этой цели! Вы будете сильно разочарованы.
Не используйте методы специализации, когда ваши цели общие.
Далее следует гипотетическая схема периодизации, основанная на модели перспективного планирования, использующей контрольные показатели развития и обслуживания. Это «модифицированный линейный» подход, который признает важность круглогодичных тренировок для всех необходимых / желаемых моторных качеств (т.е.е. максимальная сила).
Вы опытный и серьезный тренер по весу, но не спортсмен. Ваши цели включают в себя быть большим, сильным и стройным, но вам также мешают повторяющиеся эпизоды ударов плеча и проблемы с IT-диапазоном.
Если бы вы были , чтобы использовать линейную периодизацию, вы бы использовали следующие фазы: анатомическая адаптация (AA), гипертрофия, максимальная сила, а затем конверсия, за которой следует фаза регенерации. Эта традиционная последовательность циклов действительно имеет смысл, поскольку каждый цикл подготавливает тело к следующему.
Но проблемы возникают, когда вы буквально и слепо следуете протоколу, не задумываясь о потенциальном упадке определенных моторных качеств (если не выполняется хоть какая-то работа по их сохранению круглый год). Это основная причина проведения контрольных тестов: убедиться, что определенное качество / способность двигателя не уходит в отпуск, пока вы заняты работой над другим.
Способность тренироваться с минимальной болью или без нее и без обострения текущих симптомов плеча и бедра (IT-диапазон).
Пониженный рейтинг O (менее 2/5) *
* О О-рейтинге: О-Рейтинг или «Ортопедический рейтинг» — это субъективная шкала от 1 до 5, где «1» означает отсутствие боли или ортопедической дисфункции, а «5» означает сильную боль и дисфункцию. Другими словами: вы ранены!
Эта шкала также может быть изменена на шкалу от 1 до 10, если это работает для вашего мозга. Какой бы способ вы ни выбрали, он должен иметь смысл, поскольку это , ваша шкала . Этот рейтинг O должен стать частью журнала каждого спортсмена , если он / она имеет какое-либо желание тренироваться в долгосрочной перспективе.
НЕТ *
* Поскольку это первая фаза в последовательности, нет никаких качеств из предыдущих фаз, которые нужно поддерживать.
Набрать безжировую массу тела (ММТ) без значительного накопления жира (соотношение мышечной массы к приросту жира 70/30 считается здоровым и реалистичным экспертами по питанию, такими как доктор Лонни Лоури).
Увеличить текущий LBM на пять фунтов. (Это может равняться 7-8 фунтам на шкале. Показания штангенциркуля можно снимать до, во время и после фазы гипертрофии, чтобы убедиться, что большая часть набранной массы приходится на мышечную ткань).
Поддерживать O-рейтинг 2/5 или меньше. Для достижения этой цели некоторые предварительные / реабилитационные упражнения должны оставаться в вашей программе наряду с любой необходимой работой с мягкими тканями и подвижностью.
Повышение максимальной силы ключевых упражнений: жим лежа, приседания со спиной.
Улучшите приседания со спиной и жим лежа на 5% каждый.
Поддерживайте LBM (поддерживайте не менее 4 фунтов
.
Фитнес-сезон и периодичность — OPEX Fitness
Планирование — это то, чем мы в OPEX гордимся. Это то, что открывает путь к успеху для любого человека, который сможет полностью реализовать свой потенциал и достичь целей в фитнесе.
Зачем планировать? Без этого вы будете гадать, не имея истинного представления о том, где сидит клиент и как вы ведете спортсмена к конечной цели.
Существует несколько различных подходов к периодизации обучения, два из которых наиболее известны:
- Традиционный : Попытки развить множество способностей одновременно (что для начинающего спортсмена может быть отличным подходом, поскольку ЦНС может справиться с объемом тренировок).
- Блочный метод : «Его общая идея предполагает использование и упорядочение специализированных мезоциклов-блоков, где высококонцентрированные тренировочные нагрузки сосредоточены на минимальном количестве двигательных и технических способностей».
Когда дело доходит до периодизации или поэтапного обучения, нет единственного правильного ответа… поскольку выбранный метод не подходит всем. Прелесть коучинга в понимании принципов, связанных с поэтапностью, и знанием индивидуальных характеристик вашего клиента.Это в конечном итоге определяет, как вы должны планировать и подготовить их соответствующим образом для достижения цели.
Итак, как вы планируете целый год?
Я рекомендую всем тренерам СНАЧАЛА определить несколько критических компонентов:
- Цель и задача (дата конкурса, с которой работать)
- Функция спортсмена (IE — выбранный им вид спорта и его физиологические требования)
- Образ жизни (способность пройти необходимую подготовку для участия в «спорте»)
- Тренировочный возраст, биологический возраст и стаж
Как мы знаем, попасть в CrossFit Games сейчас сложнее из-за недавних изменений в сезоне.
Многие остались задаваться вопросом: «Что мне теперь делать?»…
Наконец, создание хорошо спланированных, структурированных и выполненных соревнований, таких как Granite Games, Wodapalooza, Infitinte Strength Games, OPTathalon и Outside the Box, теперь может предоставить клиентам лучший опыт, чтобы провести полный сезон соревнований и проверить свою физическую форму. через многочисленные торговые точки.
Увеличение количества этих типов событий позволяет тренерам планировать годовые циклы вокруг дат соревнований, что означает, что у спортсменов может быть несколько пиков в течение года (что на самом деле позволяет снизить общий объем и больше отдыха, как ни странно) и ИСТИННОЕ межсезонье, чтобы лучше всего подготовить их к достижению конечной цели (будь то Гранитные игры, OPTathlon, Wodapalooza, открытые, региональные или Игры).
В нашей программе CCP Джеймс учит поэтапности и периодизации с помощью следующих принципов:
- Преобразование,
- Накопление
- Усиление
- Предсоревновательный
- Конкурс
- Восстановление
Воспользуйтесь этим подходом. Это просто и дает разумные рекомендации, которым нужно следовать. Визуализируйте, что нужно спортсмену для достижения успеха на каждой из различных фаз и, в конечном итоге, что вы хотите получить от тренировочного стимула (НЕ УГАДАЙТЕ).Имейте цель, расставляйте приоритеты и развивайте прогресс на основе тестирования / соревнований.
Ниже приведен пример одной из наших программ планирования и распределения спортсменов:
Основная цель: Выносливость мышц во всех движениях, медленная сила, механика в рывке и толчке.
Сильные стороны клиента: Хорошо передвигается, низкий тренировочный возраст в спорте, требуется поддержка базы двигателя в течение длительного времени
2-летний план : создание CrossFit (CF), пик в Opens и участие в нескольких соревнованиях за год с Granite Games и Wodapalooza
График фаз:
1-21 марта st — OFF, Neera cleanse
21-30 марта -е — Тренировка (строгая гимнастика с отягощениями), интенсивность 3 дня, подготовка к тестированию
1-17 апреля — Тестирование
18 апреля — 11 мая -е — здание — накопление (сквот / DL / BP)
— Увеличение мышечной выносливости (MAP с 7 до 6, добавление объема) 2 раза в неделю
— смешанная работа — целый день в одиночестве, гребля в другой день в неделю повторяет 500 из
— любая работа AM aer easy — очень просто — RTW, AD, гребля в одиночку (не в день гребли), плавание
— используйте низкий% простой работы, без максимума, максимум до 77-80% в любом навыке на основе
— используйте силовую работу на пресс в качестве опоры, медленные подъемы (традиционные)
— приседать, толкать верх, тянуть вниз, тянуть верх, повторять еженедельно
11 — 14 мая -е — выкл — белковая выгрузка
14 мая — 7 июня -е — Интенсификационные работы
— добавочная работа со смешанными картами, все еще 5-7 MAP
— добавить шлифовальную машину с воздухом / алактикой 2 раза в неделю
— довести до максимума в силовой работе на пресс — низкий% материал все еще для простой работы
— та же AM aer работает легко, немного прибавить в общем объеме
— последние 2 недели фазы интенсификации с некоторыми подходами LE 2 раза в неделю — 2-3 раза в день по 2-3 минуты в каждом подходе
8-9 июня чт — выкл
10-15 июня -е — Сравнение или повторное тестирование — основные, которые мы видим, нуждаются в тестировании от начальных тестов до отслеживания увеличения
16-19 июня чт — выкл., Белковая выгрузка
20 июня — 20 июля чт — Накопление 2
— добавить к общему объему работ по фазе 1
— высший% работы в ЦНС работа
— добавьте некоторые зацепки и статическую работу в аэросессии AM, ЛЕГКО, низкий спрос, структурные работы
— приседания, тяги и сгибания верхом, толчки верхом 2 раза в неделю — базовая работа ЦНС
— добавьте простую работу и работу на силу пресса, чтобы раскол, тянуть с пола, OHS и стабильность в движении OH
21-24 июля -й — вылет — выгрузить
25 июля — 25 августа чт — усиление 2
— нижние сеансы MAP — от 5 до 2 в фазе
— макс Sn и CJ один раз в неделю, жесткие приседания 2 раза в неделю, максимальное жим лежа 1 раз в неделю и — макс пресс каждые две недели
— последние 2 недели — это сценарии в стиле CF — сниженная работа CNS и, в основном, тестирование в стиле CF, как в региональном формате, за исключением команд открытого стиля, чтобы увидеть, где они находятся в целевом континууме
25-30 августа чт — выкл
31 августа — 21 сентября st — Накопление 3
— 4 недели прогрессивно вверх
— Аналогично фазе 1, но увеличивается (1.5 x) общая работа в значительной степени, добавлено мин. К AM сессиям, оставляя воздушную работу в покое, добавлены некоторые дополнительные навыки в AM неутомленной работе навыков, чтобы обеспечить адаптацию
Середина сентября — Интенсификация на прошлой неделе в Granite Games
22-25 сентября th — off — белковая выгрузка
26 сентября — 25 октября -е — Накопление 4
— Увеличение после работы в 1,5 раза от накопления 3-4 недели, 1 неделя разгрузки на прошлой неделе, без тренировки
28 октября — 21 ноября st — Интенсификация 3
— нижние сеансы MAP — от 5 до 2 в фазе
— макс Sn и CJ один раз в неделю, жесткие приседания 2 раза в неделю, максимальное жим лежа 1 раз в неделю и — макс пресс каждые две недели
— последние 2 недели — это сценарии в стиле CF — сниженная работа CNS и, в основном, тестирование в стиле CF, как в региональном формате, за исключением команд открытого стиля, чтобы увидеть, где они находятся в целевом континууме
22 ноября — 26 ноября th — Белковая разгрузка, выключено EASY без тренировки
27 ноября — 15 января -е — SPP — Специальная спортивная подготовка
— КАРТА 4/5
— Тренировка КП с низким объемом, интенсивность
— Тренировка Cl / Sn с низким объемом, интенсивность
— Без «Механической подготовки»
— 3-4 недели, сценарии в стиле CF
— Бэк-энд на 1 неделю, 3 шт., Жесткие
Середина января — Woodapalooza
16 января — 19 января th — off, Protein deload, no training
19 января — 1 марта st — CF Open Prep
— Прогрессивное увеличение частоты вращения
— LP по
LE
— Работа ЦНС для создания уверенности
— Низкая CP, интенсивность не утомляет
— Здание Sn / Cl в реальном движении, низкие конструктивные элементы
— CF x 2 тренировки в неделю, позволяет адаптироваться к продвинутым навыкам
— НИЗКИЙ и легкий ряд / AD MAP работа
— Прогрессивное наращивание интенсивности, падение объема с 2-кратным увеличением за неделю до начала открытия
Итак, теперь большой вопрос:
Вы планируете или предполагаете?
Поделитесь своими мыслями о прогрессе в тренировках, фазах, успехах, ошибках, усвоенных на собственном опыте, и задавайте вопросы.
Оставьте комментарии ниже.
Тренер Майк Ли
(Посещали 2589 раз, сегодня 1 посещали)
.