Под воззрением понимаем: Воззрение — История слов

Воззрение — История слов

В.В. Виноградов

ВОЗЗРЕНИЕ

Слово воззрение в современном языке значит «убеждение, взгляд, образ мыслей, точка зрения» (ср. мировоззрение). Оно свойственно главным образом публицистическому и научно-философскому стилям книжной речи. Это отвлеченное значение сформировалось в 30–40-е годы XIX в. в философском лексиконе «любомудров». Раньше слово воззрение как производное от книжно-славянского глагола воззреть выражало лишь (по глаголу воззреть) значение действия. Так, в «Словаре Академии Российской» 1792 г. под словом воззрение читаем: «обращение, устремление очей, глядение, смотрение, взгляд. Напр.: удостой воззрения твоего усердный труд» (3, с. 138). Ср. у Державина: «Единым отвечай воззрением (взглядом)» (Объявление любви, Державин 1883, с. 366). В «Словаре Академии Российской» 1806 г. к этому значению прибавлено другое, переносное: «Внимание, уважение к чему. Воззрение на заслуги, на подвиги, на усердие». Ср. заявление министра С. С. Уварова: «”Живописец“ Полевого не имеет никакого права на высочайшее воззрение» (Н.  Козьмин. Н.  А.  Полевой. Очерк из истории русского романтизма. 1903, с. 503).

В слове воззрение в истории русского языка совпали два разных слова – възьрѣние (ср. възоръ) и въз(ъ)зьрѣние (ср. у Срезневского – узозрити). В «Материалах» И. И. Срезневского не помещено ни одно из отглагольных имен существительных: ни «възьрѣние», ни «въззьрѣние», но указан глагол «възьрѣти» – «возрѣти» (1, с. 373). Глаголы «възрѣти» и «въззрѣти» так же, как и производные от них имена существительные, легко могли слиться не только фонетически, но и семантически ( ср. в-зор и вз-гляд).

В «Катехизисе» Кариона Истомина (конец XVII в.): «Нечистота или блуд, из нея же исходят скверныя помышления, воззрения неподобная, сквернословие» (цит. по: Браиловский, с. 375). У Радищева в «Путешествии из Петербурга в Москву»: «…изрекшия Странницы лицо казалося веселым и вещественным сияющее блеском. Воззрение на нее вливало в душу мою радость» («Спасская Полесть»).

В «Невском Альманахе на 1825 г.» помещена статья Дм. Княжевича: «Взгляд, взор, воззрение (Отрывок из Собрания синоним)». Здесь слово воззрение рассматривается как синоним слова взгляд, взор. Устанавливаются семантические различия между этими словами: « Взгляд происходит от глагола взглядывать, т. е. обращать глаза свои на окружающие предметы без мыслей, без намерения, без цели; взор от глагола взирать, то есть устремлять глаза свои именно на какой-нибудь предмет, который мы видеть желаем. Воззрение от воззреть, то есть возвышать глаза, взор свой к чему-либо.

По сему взгляд не предполагает никакого намерения, желания или мысли видеть вещь, на которую он падает: его бросают на что ни попало. Напротив, взор предполагает намерение видеть ту вещь, на которую он обращается: его устремляют именно на какой-нибудь предмет.

Воззрение – довольно странно – имеет совершенно противное значение, нежели бы какое оно должно иметь, судя по корню. Оно не столько и не так часто значит возвышение взора от низшего к высшему как обращение оного от высшего к низшему.

Далее взгляд пробегает предметы поверхностно, взор обнимает их и проникает в них; воззрение удостоивает их взгляда или взора.

От сего взгляд бывает случайный, беглый, быстрый, величественный, дикой, пасмурный, веселый и т. п.; взор проницательный, недоверчивый, ревнивый, завистливый, язвительный и т. п.; воззрение милостивое, благосклонное (напр. воззрение начальника). Пример: ”Она показалась и все взоры устремились к ней; ее взгляд был потуплен. Так прошла она через залу, как бы никто не заслужил ее воззрения“» (с. 190–192).

Таким образом, в XVIII в. слово воззрение как слово высокого стиля стало обозначать не только «взгляд, устремление очей», но и (применительно к героям или вообще к особам высоким и социально значительным) – «благосклонное внимание». Это последнее значение, распространенное в официальном стиле, было малоупотребительно в общелитературной речи. Слово воззрение стало вступать в семантическое соотношение с французским vue, немецким Ansicht.

Ср. у Марлинского в статье о романе Н.  Полевого «Клятва при гробе Господнем» (1834): «Самая точка воззрения на старину доказывает, что он (В. Скотт) поэт – этого довольно. Поэт в наш век не может не быть романтиком».

У В. А. Жуковского в письме к А. И. Тургеневу(1833): «Галлерова система проста, удовлетворительна, в ней логическая строгая связь… Но я прочитал только первый том, в котором одно введение, то есть одна общая теория происхождения гражданского общества, в ней он das Natürlichgesellige противопоставляет dem Künstlichbürgerlichen, что есть совершенно новая Ansicht, ибо доселе естественное состояние полагали предшествующим гражданскому, составившемуся произвольно (что есть галиматья)» (Русск. архив, 1896, 3, с. 275).

Слово воззрение в значении «взгляд, устремление» или «обращение глаз» широко применяется в лирическом и прозаическом стиле первой трети XIX в. Ср. у Жуковского в «Ундине»:

Крик разбудил Ундину и вмиг при воззренье

Гневном ее пропало страшилище все.

В словаре1847 г. указаны те же значения слова воззрение, что и в «Словаре Академии Российской» 1867–1868 гг. (1, с. 306).

Однако уже в русском литературном языке 20–30-х годов наметились новые оттенки значения в слове воззрение и новые формы его употребления. Оно приобретает отвлеченно-переносное значение: «проникновение мыслью, интеллектуальное познание». Например, у И. В.  Киреевского в «Обозрении русской словесности за 1831 г.»: «Я не знаю ни одного литературного суждения, которое бы можно было принять за образец истинного воззрения на нашу словесность»» (Киреевский 1861, 1, с. 90). Ср. тут же: «В самой действительности открыл он (Баратынский) возможность поэзии; ибо глубоким воззрением на жизнь понял он необходимость и порядок там, где другие видят разногласия и прозу» (с. 97).

У В.  Ф. Одоевского в рукописной заметке 30-х годов: «Искусство есть произвольное, ничем не стесняемое выражение предметов. Наука есть то же выражение, но приспособленное к тому или другому воззрению» (Русск. писатели о лит-ре, 2, с. 249).

У В. И. Даля в повести «Гофманская капля»: «Если б можно было сделать свод всего того, что было сказано, пересказано, говорено, болтано, переболтано, разболтано в течение следующих за балом дней, – сколько тут было заключений, умовоззрений, догадок, обмолвок, размолвок, удовольствия, надежд, неудовольствия, злобы и горя!..» (Даль 1897, 1, с. 215). Ср. у Ап. Григорьева в «Моих литературных и нравственных скитальчествах» в соответствие современному – «мировоззрение» – «миропостроение» (Григорьев Ап., Воспоминания, с. 77).

Переносный смысл слова воззрение все шире начинает распространяться в философском языке 20–30-годов. В слове воззрение выкристаллизовывается значение «внутреннее содержание», «чувственное восприятие». Так, в статье «О новейших системах метафизики в Германии» читаем: «Предлежащее (т. е. субъект. – В.  В.) есть начало материи наших представлений, оно дает нам воззрения чувственные (intuitions phénoméniques)» (Вестник Европы, 1823, июль – август, с. 23 и сл.). «Тогда действием, которое называется умственным воззрением, понимаем абсолютное существо» (там же, с. 30). «Трансцендентальный идеализм употребляет способ отвлечения и возвращения, дабы достигнуть сего чистого, свободного, творящего действия, которым я замечается само собою; и потом уничтожает само себя, – дабы положить абсолютное существо; и такое действие в сей системе, равно как и в другой, называется умственным воззрением (intuition intellectuelle)» (там же, с. 35). Ср.: «Натуральная философия думает, что можно не употреблять отвлечения и возвращения, и довольствуется простым взглядом (simple vue) (там же, с. 35). «Нет никакого возможного воззрения без форм, никакого суждения без представлений» (там же, с. 44). «Нет чувственного воззрения без ”единства“» (там же, с. 46). «Тогда поймем умственным воззрением событие единственное, вечное, всеобщее» (там же, с. 52). «Ощущение нашего бытия есть внутреннее непосредственное ощущение или, говоря языком новой школы, умственное воззрение» (там же, с. 53).

Философское значение слова воззрение вытесняет первоначальное значение действия по глаголу воззреть и становится основным значением этого слова в литературно-книжном языке с 40-х годов XIX в. В сочинении И. А. Аксакова «Зимняя дорога» (драматические сцены в стихах и прозе) 1847 г.:

Но для мертвого воззренья

Ты себя не воспитал.

Чувств живых ограниченья

Ты душе не налагал.

В связи с изменением смысловой структуры слова воззрение (ср. франц. intuition и нем. Ansicht) оно начинает чаще употребляться в формах мн. числа.

У Тургенева в романе «Отцы и дети»: «Иногда Базаров отправлялся в деревню и, подтрунивая по обыкновению, вступал в беседу с каким-нибудь мужиком: ”Ну, говорил он ему: излагай мне свои воззрения на жизнь, братец: ведь в вас, говорят, вся сила и будущность России“». Ср. у И.  Прыжова в «Исповеди» (1870): «Это был человек старого закала, не разделявший новейших воззрений»; «Уровень наших общественных воззрений так низок или дошел до крайнего предела» (Прыжов, с. 20). Но ср. у Ап. Григорьева в «Моих литературных и нравственных скитальчествах»: «Сказки Дмитриева были profession de foi полускромного, полунравственного воззрения на жизненные отношения его эпохи» (Григорьев Ап., Воспоминания, с. 126).

В 40–50-е годы слово воззрение и преимущественно формы мн. числа воззрения в значении «убеждение, образ мыслей» были типичной принадлежностью интеллигентского словаря. Например, в письме А. В. Дружинина к П.  В.  Анненкову (от янв. 1858 г.): «Я кончаю, полезно будет, в противодействие новосеминарскому взгляду на Пушкина, выставить все значение поэта как человека истинно практического, мудрого в житейских воззрениях, истинно современного деятеля, твердо стоящего на почве окружающей его действительности» (цит. по: Тургенев и «Современник», с. 241).

В письме И. И. Панаева В. П. Боткину (от 31 марта 1857 г.): «Дружинин воображает, что я совершенно разделяю его образ мыслей и литературные воззрения» (там же, с. 418). Ср. в письме В. П. Боткина к И. И. Панаеву (от 28 июля 1858 г.): «Да и не столько как живописца я оплакиваю его (Иванова), но как человека глубокой мысли и высокого воззрения на предметы» (там же, с. 447). У Тургенева в «Воспоминаниях о Белинском»: «Не могу не упомянуть здесь, хотя мельком, о благородных честных воззрениях Белинского на женщин вообще и в особенности на русских женщин, на их положение, на их будущность».

В. Я. Брюсов писал П. П.  Перцову (в начале 900-х годов): «Якубович – человек совершенно иного склада воззрений, чем Бодлер, и потому часто непреднамеренно искажает свой подлинник» (Письма В. Я.  Брюсова к П. П. Перцову. М., 1927, с. 76).

Развитию значений слова воззрение содействовало также влияние немецкого языка, особенно языка немецкой философии (ср. употребление слова Anschauung). Любопытно, что в «Лексиконе» Аделунга (1798) немецкое Anschauung сопровождается таким толкованием: «в философии – воззрение, взглядывание» (1, с. 95). Симптоматично, что одновременно в 30–40-х годах возникает слово мировоззрение для передачи немецкого Weltanschauung.

Но в том же направлении развивались значения слова воззрение и под влиянием установившегося в русском литературном языке первой четверти XIX в. выражения точка воззрения или зрения (калькированный перевод французского point de vue, au point de vue (ср. исходная точка – point de départ; точка опорыpoint d»appui). Ср. нем. Gesichtspunkt; англ. point of view.

Гоголь в «Мертвых душах» иронически писал: «Выписаны были новые преподаватели с новыми взглядами и новыми углами и точками зрения».

Слово взгляд также до 20–30-х годов XIX в. понималось лишь как обозначение действия по глаголу взглянуть – взглядывать. Оно было синонимом книжных слов взор, воззрение (кроткий, ласковый, томный взгляд) (сл. 1867–1868, 1, с. 248). Нов 30–40-х годах XIX в. в слове взгляд, особенно в формах мн. числа, сложилось то же значение «убеждение, образ мыслей», что и в слове воззрение.

Опубликовано вместе со статьей «Завалящий» под общим названием «Историко-этимологические заметки» в сб. «Этимологические исследования по русскому языку», вып. 1 (М., 1960). В архиве сохранилась авторская рукопись на 16 стр., с 3 по 19 стр. пронумерованных автором. Первые две страницы отсутствуют, но их текст, очевидно, есть в публикации.

Печатается по опубликованному тексту, сверенному с авторской рукописью. – И.  У.

ВОЗЗРЕНИЕ — это… Что такое ВОЗЗРЕНИЕ?

ВОЗЗРЕНИЕ

Слово воззрение в современном языке значит `убеждение, взгляд, образ мыслей, точка зрения’ (ср. мировоззрение). Оно свойственно главным образом публицистическому и научно-философскому стилям книжной речи. Это отвлеченное значение сформировалось в 30—40-е годы XIX в. в философском лексиконе «любомудров». Раньше слово воззрение как производное от книжно-славянского глагола воззреть выражало лишь (по глаголу воззреть) значение действия. Так, в «Словаре Академии Российской» 1792 г. под словом воззрение читаем: «обращение, устремление очей, глядение, смотрение, взгляд. Напр.: удостой воззрения твоего усердный труд» (3, с. 138). Ср. у Державина: «Единым отвечай воззрением (взглядом)» (Объявление любви, Державин 1883, с. 366). В «Словаре Академии Российской» 1806 г. к этому значению прибавлено другое, переносное: `Внимание, уважение к чему. Воззрение на заслуги, на подвиги, на усердие’. Ср. заявление министра С. С. Уварова: «”Живописец“ Полевого не имеет никакого права на высочайшее воззрение» (Н. Козьмин. Н. А. Полевой. Очерк из истории русского романтизма. 1903, с. 503).

В слове воззрение в истории русского языка совпали два разных слова — възьрѣние (ср. възоръ) и въз(ъ)зьрѣние (ср. у Срезневского — узозрити). В «Материалах» И. И. Срезневского не помещено ни одно из отглагольных имен существительных: ни възьрѣние, ни въззьрѣние, но указан глагол възьрѣти— возрѣти (1, с. 373). Глаголы възрѣти и въззрѣти так же, как и производные от них имена существительные, легко могли слиться не только фонетически, но и семантически ( ср.



в-зор и вз-гляд).

В «Катехизисе» Кариона Истомина (конец XVII в.): «Нечистота или блуд, из нея же исходят скверныя помышления, воззрения неподобная, сквернословие» (цит. по: Браиловский, с. 375). У Радищева в «Путешествии из Петербурга в Москву»: «…изрекшия Странницы лицо казалося веселым и вещественным сияющее блеском. Воззрение на нее вливало в душу мою радость « («Спасская Полесть»).

В «Невском Альманахе на 1825 г.» помещена статья Дм. Княжевича: «Взгляд, взор, воззрение (Отрывок из Собрания синоним)». Здесь слово воззрение рассматривается как синоним слова взгляд, взор. Устанавливаются семантические различия между этими словами: « Взгляд происходит от глагола взглядывать, т. е. обращать глаза свои на окружающие предметы без мыслей, без намерения, без цели; взор от глагола взирать, то есть устремлять глаза свои именно на какой-нибудь предмет, который мы видеть желаем. Воззрение от воззреть, то есть возвышать глаза, взор свой к чему-либо.

По сему взгляд не предполагает никакого намерения, желания или мысли видеть вещь, на которую он падает: его бросают на что ни попало. Напротив, взор предполагает намерение видеть ту вещь, на которую он обращается: его устремляют именно на какой-нибудь предмет.

Воззрение — довольно странно — имеет совершенно противное значение, нежели бы какое оно должно иметь, судя по корню. Оно не столько и не так часто значит возвышение взора от низшего к высшему как обращение оного от высшего к низшему.

Далее взгляд пробегает предметы поверхностно, взор обнимает их и проникает в них; воззрение удостоивает их взгляда или взора.

От сего взгляд бывает случайный, беглый, быстрый, величественный, дикой, пасмурный, веселый и т. п.; взор проницательный, недоверчивый, ревнивый, завистливый, язвительный и т. п.; воззрение милостивое, благосклонное (напр. воззрение начальника). Пример: ”Она показалась и все взоры устремились к ней; ее взгляд был потуплен. Так прошла она через залу, как бы никто не заслужил ее воззрения“» (с. 190—192).

Таким образом, в XVIII в. слово воззрение как слово высокого стиля стало обозначать не только `взгляд, устремление очей’, но и (применительно к героям или вообще к особам высоким и социально значительным) — `благосклонное внимание’. Это последнее значение, распространенное в официальном стиле, было малоупотребительно в общелитературной речи. Слово воззрение стало вступать в семантическое соотношение с французским vue, немецким Ansicht.

Ср. у Марлинского в статье о романе Н. Полевого «Клятва при гробе Господнем» (1834): «Самая точка воззрения на старину доказывает, что он (В. Скотт) поэт — этого довольно. Поэт в наш век не может не быть романтиком».

У В. А. Жуковского в письме к А. И. Тургеневу(1833): «Галлерова система проста, удовлетворительна, в ней логическая строгая связь… Но я прочитал только первый том, в котором одно введение, то есть одна общая теория происхождения гражданского общества, в ней он das Natürlichgesellige противопоставляет dem Künstlichbürgerlichen, что есть совершенно новая Ansicht, ибо доселе естественное состояние полагали предшествующим гражданскому, составившемуся произвольно (что есть галиматья)» (Русск. архив, 1896, 3, с. 275).

Слово воззрение в значении `взгляд, устремление’ или `обращение глаз’ широко применяется в лирическом и прозаическом стиле первой трети XIX в. Ср. у Жуковского в «Ундине»:

Крик разбудил Ундину и вмиг при воззренье

Гневном ее пропало страшилище все.

В словаре1847 г. указаны те же значения слова воззрение, что и в «Словаре Академии Российской» 1867—1868 гг. (1, с. 306).

Однако уже в русском литературном языке 20—30-х годов наметились новые оттенки значения в слове воззрение и новые формы его употребления. Оно приобретает отвлеченно-переносное значение: `проникновение мыслью, интеллектуальное познание’. Например, у И. В. Киреевского в «Обозрении русской словесности за 1831 г.»: «Я не знаю ни одного литературного суждения, которое бы можно было принять за образец истинного воззрения на нашу словесность’» (Киреевский 1861, 1, с. 90). Ср. тут же: «В самой действительности открыл он (Баратынский) возможность поэзии; ибо глубоким воззрением на жизнь понял он необходимость и порядок там, где другие видят разногласия и прозу» (с. 97).

У В. Ф. Одоевского в рукописной заметке 30-х годов: «Искусство есть произвольное, ничем не стесняемое выражение предметов. Наука есть то же выражение, но приспособленное к тому или другому воззрению» (Русск. писатели о лит-ре, 2, с. 249).

У В. И. Даля в повести «Гофманская капля»: «Если б можно было сделать свод всего того, что было сказано, пересказано, говорено, болтано, переболтано, разболтано в течение следующих за балом дней, — сколько тут было заключений, умовоззрений, догадок, обмолвок, размолвок, удовольствия, надежд, неудовольствия, злобы и горя!..» (Даль 1897, 1, с. 215). Ср. у Ап. Григорьева в «Моих литературных и нравственных скитальчествах» в соответствие современному — «мировоззрение» — «миропостроение» (Григорьев Ап., Воспоминания, с. 77).

Переносный смысл слова воззрение все шире начинает распространяться в философском языке 20—30-годов. В слове воззрение выкристаллизовывается значение `внутреннее содержание’, `чувственное восприятие’. Так, в статье «О новейших системах метафизики в Германии» читаем: «Предлежащее (т. е. субъект. — В. В.) есть начало материи наших представлений, оно дает нам воззрения чувственные (intuitions phénoméniques)» (Вестник Европы, 1823, июль — август, с. 23 и сл.). «Тогда действием, которое называется умственным воззрением, понимаем абсолютное существо» (там же, с. 30). «Трансцендентальный идеализм употребляет способ отвлечения и возвращения, дабы достигнуть сего чистого, свободного, творящего действия, которым я замечается само собою; и потом уничтожает само себя, — дабы положить абсолютное существо; и такое действие в сей системе, равно как и в другой, называется умственным воззрением (intuition intellectuelle)» (там же, с. 35). Ср.: «Натуральная философия думает, что можно не употреблять отвлечения и возвращения, и довольствуется простым взглядом (simple vue) (там же, с. 35). «Нет никакого возможного воззрения без форм, никакого суждения без представлений» (там же, с. 44). «Нет чувственного воззрения без ”единства“» (там же, с. 46). «Тогда поймем умственным воззрением событие единственное, вечное, всеобщее» (там же, с. 52). «Ощущение нашего бытия есть внутреннее непосредственное ощущение или, говоря языком новой школы, умственное воззрение» (там же, с. 53).

Философское значение слова воззрение вытесняет первоначальное значение действия по глаголу воззреть и становится основным значением этого слова в литературно-книжном языке с 40-х годов XIX в. В сочинении И. А. Аксакова «Зимняя дорога» (драматические сцены в стихах и прозе) 1847 г.:

Но для мертвого воззренья

Ты себя не воспитал.

Чувств живых ограниченья

Ты душе не налагал.

В связи с изменением смысловой структуры слова воззрение (ср. франц. intuition и нем. Ansicht) оно начинает чаще употребляться в формах мн. числа.

У Тургенева в романе «Отцы и дети»: «Иногда Базаров отправлялся в деревню и, подтрунивая по обыкновению, вступал в беседу с каким-нибудь мужиком: ”Ну, говорил он ему: излагай мне свои воззрения на жизнь, братец: ведь в вас, говорят, вся сила и будущность России“». Ср. у И. Прыжова в «Исповеди» (1870): «Это был человек старого закала, не разделявший новейших воззрений»; «Уровень наших общественных воззрений так низок или дошел до крайнего предела» (Прыжов, с. 20). Но ср. у Ап. Григорьева в «Моих литературных и нравственных скитальчествах»: «Сказки Дмитриева были profession de foi полускромного, полунравственного воззрения на жизненные отношения его эпохи» (Григорьев Ап., Воспоминания, с. 126).

В 40—50-е годы слово воззрение и преимущественно формы мн. числа воззрения в значении `убеждение, образ мыслей’ были типичной принадлежностью интеллигентского словаря. Например, в письме А. В. Дружинина к П. В. Анненкову (от янв. 1858 г.): «Я кончаю, полезно будет, в противодействие новосеминарскому взгляду на Пушкина, выставить все значение поэта как человека истинно практического, мудрого в житейских воззрениях, истинно современного деятеля, твердо стоящего на почве окружающей его действительности» (цит. по: Тургенев и «Современник», с. 241).

В письме И. И. Панаева В. П. Боткину (от 31 марта 1857 г.): «Дружинин воображает, что я совершенно разделяю его образ мыслей и литературные воззрения» (там же, с. 418). Ср. в письме В. П. Боткина к И. И. Панаеву (от 28 июля 1858 г.): «Да и не столько как живописца я оплакиваю его (Иванова), но как человека глубокой мысли и высокого воззрения на предметы» (там же, с. 447). У Тургенева в «Воспоминаниях о Белинском»: «Не могу не упомянуть здесь, хотя мельком, о благородных честных воззрениях Белинского на женщин вообще и в особенности на русских женщин, на их положение, на их будущность».

В. Я. Брюсов писал П. П. Перцову (в начале 900-х годов): «Якубович — человек совершенно иного склада воззрений, чем Бодлер, и потому часто непреднамеренно искажает свой подлинник» (Письма В. Я. Брюсова к П. П. Перцову. М., 1927, с. 76).

Развитию значений слова воззрение содействовало также влияние немецкого языка, особенно языка немецкой философии (ср. употребление слова Anschauung). Любопытно, что в «Лексиконе» Аделунга (1798) немецкое Anschauung сопровождается таким толкованием: «в философии — воззрение, взглядывание» (1, с. 95). Симптоматично, что одновременно в 30—40-х годах возникает слово мировоззрение для передачи немецкого Weltanschauung.

Но в том же направлении развивались значения слова воззрение и под влиянием установившегося в русском литературном языке первой четверти XIX в. выражения точка воззрения или зрения (калькированный перевод французского point de vue, au point de vue (ср. исходная точка — point de départ; точка опорыpoint d’appui). Ср. нем. Gesichtspunkt; англ. point of view.

Гоголь в «Мертвых душах» иронически писал: «Выписаны были новые преподаватели с новыми взглядами и новыми углами и точками зрения».

Слово взгляд также до 20—30-х годов XIX в. понималось лишь как обозначение действия по глаголу взглянуть — взглядывать. Оно было синонимом книжных слов взор, воззрение (кроткий, ласковый, томный взгляд) (сл. 1867—1868, 1, с. 248). Нов 30—40-х годах XIX в. в слове взгляд, особенно в формах мн. числа, сложилось то же значение `убеждение, образ мыслей’, что и в слове воззрение.

Опубликовано вместе со статьей «Завалящий» под общим названием «Историко-этимологические заметки» в сб. «Этимологические исследования по русскому языку», вып. 1 (М., 1960). В архиве сохранилась авторская рукопись на 16 стр., с 3 по 19 стр. пронумерованных автором. Первые две страницы отсутствуют, но их текст, очевидно, есть в публикации.

Печатается по опубликованному тексту, сверенному с авторской рукописью. — И. У.


В. В. Виноградов.
История слов,
2010

ВОЗЗРЕНИЕ — это… Что такое ВОЗЗРЕНИЕ?

  • ВОЗЗРЕНИЕ — Слово воззрение в современном языке значит убеждение, взгляд, образ мыслей, точка зрения (ср. мировоззрение). Оно свойственно главным образом публицистическому и научно философскому стилям книжной речи. Это отвлеченное значение сформировалось в… …   История слов

  • воззрение — Мировоззрение, взгляд, мнение, понимание, принцип; образ мыслей, представление, точка зрения. Ср. мнение …   Словарь синонимов

  • ВОЗЗРЕНИЕ — ВОЗЗРЕНИЕ, я, ср. (книжн.). Образ мыслей, точка зрения. Материалистические воззрения. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • Воззрение — ср. Образ мыслей, точка зрения, убеждение. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • воззрение — воззрение, воззрения, воззрения, воззрений, воззрению, воззрениям, воззрение, воззрения, воззрением, воззрениями, воззрении, воззрениях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») …   Формы слов

  • воззрение — воззр ение, я …   Русский орфографический словарь

  • воззрение — Syn: мнение, суждение, соображение, взгляд, точка зрения, представление, понятие …   Тезаурус русской деловой лексики

  • воззрение — я, с., книжн. Образ мыслей, точка зрения. Религиозные воззрения. Отстаивать свои воззрения. Человека, меняющего свои воззрения из угождения первому встречному, мы признаем дрянным, подлым, не имеющим никаких убеждений (Добролюбов). Синонимы:… …   Популярный словарь русского языка

  • воззрение — я; ср. обычно мн.: воззрения, ний. Книжн. Образ мыслей, точка зрения; взгляд. Материалистические воззрения. Изложить свои воззрения на какой л. вопрос. Менять свои воззрения …   Энциклопедический словарь

  • воззрение — я; ср., обычно мн.: воззре/ния, ний., книжн. Образ мыслей, точка зрения; взгляд. Материалистические воззрения. Изложить свои воззрения на какой л. вопрос. Менять свои воззрения …   Словарь многих выражений

  • ВОЗЗРЕНИЕ — это… Что такое ВОЗЗРЕНИЕ?

  • ВОЗЗРЕНИЕ — Слово воззрение в современном языке значит убеждение, взгляд, образ мыслей, точка зрения (ср. мировоззрение). Оно свойственно главным образом публицистическому и научно философскому стилям книжной речи. Это отвлеченное значение сформировалось в… …   История слов

  • воззрение — Мировоззрение, взгляд, мнение, понимание, принцип; образ мыслей, представление, точка зрения. Ср. мнение …   Словарь синонимов

  • ВОЗЗРЕНИЕ — ВОЗЗРЕНИЕ, воззрения, ср. (книжн.). Точка зрения, образ мыслей, убеждение. Какие у вас странные воззрения! Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • Воззрение — ср. Образ мыслей, точка зрения, убеждение. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • воззрение — воззрение, воззрения, воззрения, воззрений, воззрению, воззрениям, воззрение, воззрения, воззрением, воззрениями, воззрении, воззрениях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») …   Формы слов

  • воззрение — воззр ение, я …   Русский орфографический словарь

  • воззрение — Syn: мнение, суждение, соображение, взгляд, точка зрения, представление, понятие …   Тезаурус русской деловой лексики

  • воззрение — я, с., книжн. Образ мыслей, точка зрения. Религиозные воззрения. Отстаивать свои воззрения. Человека, меняющего свои воззрения из угождения первому встречному, мы признаем дрянным, подлым, не имеющим никаких убеждений (Добролюбов). Синонимы:… …   Популярный словарь русского языка

  • воззрение — я; ср. обычно мн.: воззрения, ний. Книжн. Образ мыслей, точка зрения; взгляд. Материалистические воззрения. Изложить свои воззрения на какой л. вопрос. Менять свои воззрения …   Энциклопедический словарь

  • воззрение — я; ср., обычно мн.: воззре/ния, ний., книжн. Образ мыслей, точка зрения; взгляд. Материалистические воззрения. Изложить свои воззрения на какой л. вопрос. Менять свои воззрения …   Словарь многих выражений

  • Что значит воззрение — Значения слов

    Примеры употребления слова воззрение в литературе.

    Поэтому с абсолютизацией знания в таком порядке существования связаны либо тайная ложная вера в возможность окончательно установить правильное устройство мира, либо безнадежное воззрение на все человеческое существование.

    Помимо анимистических воззрений, имеются и чисто конкретные условия быта, обычаев, всякого рода норм внутри общества и т.

    Германты не антисемиты, но, как всякий ярый сторонник каких-либо взглядов, он предпочитал объяс нять противоположную позицию, занимаемую другими, предвзятостью мысли, предрассудком, с которым нель зя бороться, а не воззреньями, против которых можно спорить.

    В своем произведении он мастерски объясняет, доказывает и пропагандирует воззрения ранних представителей атомистического учения, последовательно защищает основные принципы атомизма как от более ранних, так и от современных ему противников, давая одновременно наиболее цельную и логически упорядоченную интерпретацию атомистической философии.

    Беда одна, даже в Чека вызывали, спрашивали не есть ли его цвет афишированием его же политических воззрений.

    Чолли опубликовал свои воззрения, их можно было прочитать вплоть до тех пор, пока партия лордес не убедила центральный бибколлектор перестать распространять труды опального профессора.

    Противоположного воззрения придерживаются такие богословы, как Фома, Бонавентура, Альберт Великий, Петр Палуданус и многие другие, которые выступают противниками встречных колдований и которые считают, что лучше человеку умереть, чем заниматься подобными вещами.

    Такое воззрение находит себе теоретическое и объективное оправдание не только в моей философии, но и в мудрости всех времен, именно в браманизме, буддизме, у Эмпедокла и Пифагора, Но и в истинном, правильно понятом христианстве наше существование понимается как следствие вины, проступка, греха.

    Неоднородность, различная ценностная нагруженность пространства, хотя, действительно, исторически связывалась с мифологией и религией, присуща самым различным культурам, в том числе и таким, в которых пространственные воззрения испытывают определяющее воздействие научных знаний, теряют очевидную связь с религиозными переживаниями и идеями.

    Такое сознание не достигает ничего большего, как только хвастовства, выдающего себя за религиозное и важничания своими случайными воззрениями относительно природы потустороннего для него Божественного начала.

    Мне, понимаете, хотелось, чтобы агенты комиссии по расследованию еретических воззрений захватили Кэтрин Гловер в Кинфонсе, ибо наша красавица — своенравная и строптивая вероотступница, и я, понятно, располагал устроить так, чтобы и рыцарь не избежал пени и конфискации по суду комиссии.

    В древности телесное наказание рассматривалось как моральное лекарство, и, по всем вероятиям, нынешнее сечение душевных больных является тяжелым наследием прежних воззрений.

    Не только господствующее механическое мировоззрение, по собственной слепоте видящее в мире только набор мертвых рычагов, колес и винтов, но и виталистическое воззрение, постигающее космос, как живую стихию, и даже античное пантеистическое постижение мира, как живого существа, не достигает здесь подлинного прозрения.

    Русская востоковедная общественность незамедлительно откликнулась на появление книги Макса Мюллера — ценнейший, по существу, источник по изучению воззрений Рамакришны, не оставившего после себя, как известно, рукописного наследия.

    Бояре возомнили себя властными советниками государя всея Руси в то самое время, когда этот государь, оставаясь верным воззрению удельного вотчинника, согласно с древнерусским правом, пожаловал их как дворовых слуг своих в звание холопов государевых.

    Источник: библиотека Максима Мошкова

    воззрение — это… Что такое воззрение?

  • ВОЗЗРЕНИЕ — Слово воззрение в современном языке значит убеждение, взгляд, образ мыслей, точка зрения (ср. мировоззрение). Оно свойственно главным образом публицистическому и научно философскому стилям книжной речи. Это отвлеченное значение сформировалось в… …   История слов

  • ВОЗЗРЕНИЕ — ВОЗЗРЕНИЕ, воззрения, ср. (книжн.). Точка зрения, образ мыслей, убеждение. Какие у вас странные воззрения! Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • ВОЗЗРЕНИЕ — ВОЗЗРЕНИЕ, я, ср. (книжн.). Образ мыслей, точка зрения. Материалистические воззрения. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • Воззрение — ср. Образ мыслей, точка зрения, убеждение. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • воззрение — воззрение, воззрения, воззрения, воззрений, воззрению, воззрениям, воззрение, воззрения, воззрением, воззрениями, воззрении, воззрениях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») …   Формы слов

  • воззрение — воззр ение, я …   Русский орфографический словарь

  • воззрение — Syn: мнение, суждение, соображение, взгляд, точка зрения, представление, понятие …   Тезаурус русской деловой лексики

  • воззрение — я, с., книжн. Образ мыслей, точка зрения. Религиозные воззрения. Отстаивать свои воззрения. Человека, меняющего свои воззрения из угождения первому встречному, мы признаем дрянным, подлым, не имеющим никаких убеждений (Добролюбов). Синонимы:… …   Популярный словарь русского языка

  • воззрение — я; ср. обычно мн.: воззрения, ний. Книжн. Образ мыслей, точка зрения; взгляд. Материалистические воззрения. Изложить свои воззрения на какой л. вопрос. Менять свои воззрения …   Энциклопедический словарь

  • воззрение — я; ср., обычно мн.: воззре/ния, ний., книжн. Образ мыслей, точка зрения; взгляд. Материалистические воззрения. Изложить свои воззрения на какой л. вопрос. Менять свои воззрения …   Словарь многих выражений

  • История слов, Словарь галлицизмов, Словарь народов и культуры

    ВОЗЗРЕНИЕ

    Слово воззрение в современном языке значит `убеждение, взгляд, образ мыслей, точка зрения’ (ср. мировоззрение). Оно свойственно главным образом публицистическому и научно-философскому стилям книжной речи. Это отвлеченное значение сформировалось в 30-40-е годы XIX в. в философском лексиконе «любомудров». Раньше слово воззрение как производное от книжно-славянского глагола воззреть выражало лишь (по глаголу воззреть) значение действия. Так, в «Словаре Академии Российской» 1792 г. под словом воззрение читаем: «обращение, устремление очей, глядение, смотрение, взгляд. Напр.: удостой воззрения твоего усердный труд» (3, с. 138). Ср. у Державина: «Единым отвечай воззрением (взглядом)» (Объявление любви, Державин 1883, с. 366). В «Словаре Академии Российской» 1806 г. к этому значению прибавлено другое, переносное: `Внимание, уважение к чему. Воззрение на заслуги, на подвиги, на усердие’. Ср. заявление министра С. С. Уварова: «»Живописец» Полевого не имеет никакого права на высочайшее воззрение» (Н. Козьмин. Н. А. Полевой. Очерк из истории русского романтизма. 1903, с. 503).

    В слове воззрение в истории русского языка совпали два разных слова — възьрѣние (ср. възоръ) и въз(ъ)зьрѣние (ср. у Срезневского — узозрити). В «Материалах» И. И. Срезневского не помещено ни одно из отглагольных имен существительных: ни възьрѣние, ни въззьрѣние, но указан глагол възьрѣти- возрѣти (1, с. 373). Глаголы възрѣти и въззрѣти так же, как и производные от них имена существительные, легко могли слиться не только фонетически, но и семантически ( ср. в-зор и вз-гляд).

    В «Катехизисе» Кариона Истомина (конец XVII в.): «Нечистота или блуд, из нея же исходят скверныя помышления, воззрения неподобная, сквернословие» (цит. по: Браиловский, с. 375). У Радищева в «Путешествии из Петербурга в Москву»: «…изрекшия Странницы лицо казалося веселым и вещественным сияющее блеском. Воззрение на нее вливало в душу мою радость « («Спасская Полесть»).

    В «Невском Альманахе на 1825 г.» помещена статья Дм. Княжевича: «Взгляд, взор, воззрение (Отрывок из Собрания синоним)». Здесь слово воззрение рассматривается как синоним слова взгляд, взор. Устанавливаются семантические различия между этими словами: « Взгляд происходит от глагола взглядывать, т. е. обращать глаза свои на окружающие предметы без мыслей, без намерения, без цели; взор от глагола взирать, то есть устремлять глаза свои именно на какой-нибудь предмет, который мы видеть желаем. Воззрение от воззреть, то есть возвышать глаза, взор свой к чему-либо.

    По сему взгляд не предполагает никакого намерения, желания или мысли видеть вещь, на которую он падает: его бросают на что ни попало. Напротив, взор предполагает намерение видеть ту вещь, на которую он обращается: его устремляют именно на какой-нибудь предмет.

    Воззрение — довольно странно — имеет совершенно противное значение, нежели бы какое оно должно иметь, судя по корню. Оно не столько и не так часто значит возвышение взора от низшего к высшему как обращение оного от высшего к низшему.

    Далее взгляд пробегает предметы поверхностно, взор обнимает их и проникает в них; воззрение удостоивает их взгляда или взора.

    От сего взгляд бывает случайный, беглый, быстрый, величественный, дикой, пасмурный, веселый и т. п.; взор проницательный, недоверчивый, ревнивый, завистливый, язвительный и т. п.; воззрение милостивое, благосклонное (напр. воззрение начальника). Пример: «Она показалась и все взоры устремились к ней; ее взгляд был потуплен. Так прошла она через залу, как бы никто не заслужил ее воззрения»» (с. 190-192).

    Таким образом, в XVIII в. слово воззрение как слово высокого стиля стало обозначать не только `взгляд, устремление очей’, но и (применительно к героям или вообще к особам высоким и социально значительным) — `благосклонное внимание’. Это последнее значение, распространенное в официальном стиле, было малоупотребительно в общелитературной речи. Слово воззрение стало вступать в семантическое соотношение с французским vue, немецким Ansicht.

    Ср. у Марлинского в статье о романе Н. Полевого «Клятва при гробе Господнем» (1834): «Самая точка воззрения на старину доказывает, что он (В. Скотт) поэт — этого довольно. Поэт в наш век не может не быть романтиком».

    У В. А. Жуковского в письме к А. И. Тургеневу(1833): «Галлерова система проста, удовлетворительна, в ней логическая строгая связь… Но я прочитал только первый том, в котором одно введение, то есть одна общая теория происхождения гражданского общества, в ней он das Natürlichgesellige противопоставляет dem Künstlichbürgerlichen, что есть совершенно новая Ansicht, ибо доселе естественное состояние полагали предшествующим гражданскому, составившемуся произвольно (что есть галиматья)» (Русск. архив, 1896, 3, с. 275).

    Слово воззрение в значении `взгляд, устремление’ или `обращение глаз’ широко применяется в лирическом и прозаическом стиле первой трети XIX в. Ср. у Жуковского в «Ундине»:

    Крик разбудил Ундину и вмиг при воззренье

    Гневном ее пропало страшилище все.

    В словаре1847 г. указаны те же значения слова воззрение, что и в «Словаре Академии Российской» 1867-1868 гг. (1, с. 306).

    Однако уже в русском литературном языке 20-30-х годов наметились новые оттенки значения в слове воззрение и новые формы его употребления. Оно приобретает отвлеченно-переносное значение: `проникновение мыслью, интеллектуальное познание’. Например, у И. В. Киреевского в «Обозрении русской словесности за 1831 г.»: «Я не знаю ни одного литературного суждения, которое бы можно было принять за образец истинного воззрения на нашу словесность’» (Киреевский 1861, 1, с. 90). Ср. тут же: «В самой действительности открыл он (Баратынский) возможность поэзии; ибо глубоким воззрением на жизнь понял он необходимость и порядок там, где другие видят разногласия и прозу» (с. 97).

    У В. Ф. Одоевского в рукописной заметке 30-х годов: «Искусство есть произвольное, ничем не стесняемое выражение предметов. Наука есть то же выражение, но приспособленное к тому или другому воззрению» (Русск. писатели о лит-ре, 2, с. 249).

    У В. И. Даля в повести «Гофманская капля»: «Если б можно было сделать свод всего того, что было сказано, пересказано, говорено, болтано, переболтано, разболтано в течение следующих за балом дней, — сколько тут было заключений, умовоззрений, догадок, обмолвок, размолвок, удовольствия, надежд, неудовольствия, злобы и горя!..» (Даль 1897, 1, с. 215). Ср. у Ап. Григорьева в «Моих литературных и нравственных скитальчествах» в соответствие современному — «мировоззрение» — «миропостроение» (Григорьев Ап., Воспоминания, с. 77).

    Переносный смысл слова воззрение все шире начинает распространяться в философском языке 20-30-годов. В слове воззрение выкристаллизовывается значение `внутреннее содержание’, `чувственное восприятие’. Так, в статье «О новейших системах метафизики в Германии» читаем: «Предлежащее (т. е. субъект. — В. В.) есть начало материи наших представлений, оно дает нам воззрения чувственные (intuitions phénoméniques)» (Вестник Европы, 1823, июль — август, с. 23 и сл.). «Тогда действием, которое называется умственным воззрением, понимаем абсолютное существо» (там же, с. 30). «Трансцендентальный идеализм употребляет способ отвлечения и возвращения, дабы достигнуть сего чистого, свободного, творящего действия, которым я замечается само собою; и потом уничтожает само себя, — дабы положить абсолютное существо; и такое действие в сей системе, равно как и в другой, называется умственным воззрением (intuition intellectuelle)» (там же, с. 35). Ср.: «Натуральная философия думает, что можно не употреблять отвлечения и возвращения, и довольствуется простым взглядом (simple vue) (там же, с. 35). «Нет никакого возможного воззрения без форм, никакого суждения без представлений» (там же, с. 44). «Нет чувственного воззрения без «единства»» (там же, с. 46). «Тогда поймем умственным воззрением событие единственное, вечное, всеобщее» (там же, с. 52). «Ощущение нашего бытия есть внутреннее непосредственное ощущение или, говоря языком новой школы, умственное воззрение» (там же, с. 53).

    Философское значение слова воззрение вытесняет первоначальное значение действия по глаголу воззреть и становится основным значением этого слова в литературно-книжном языке с 40-х годов XIX в. В сочинении И. А. Аксакова «Зимняя дорога» (драматические сцены в стихах и прозе) 1847 г.:

    Но для мертвого воззренья

    Ты себя не воспитал.

    Чувств живых ограниченья

    Ты душе не налагал.

    В связи с изменением смысловой структуры слова воззрение (ср. франц. intuition и нем. Ansicht) оно начинает чаще употребляться в формах мн. числа.

    У Тургенева в романе «Отцы и дети»: «Иногда Базаров отправлялся в деревню и, подтрунивая по обыкновению, вступал в беседу с каким-нибудь мужиком: «Ну, говорил он ему: излагай мне свои воззрения на жизнь, братец: ведь в вас, говорят, вся сила и будущность России»». Ср. у И. Прыжова в «Исповеди» (1870): «Это был человек старого закала, не разделявший новейших воззрений»; «Уровень наших общественных воззрений так низок или дошел до крайнего предела» (Прыжов, с. 20). Но ср. у Ап. Григорьева в «Моих литературных и нравственных скитальчествах»: «Сказки Дмитриева были profession de foi полускромного, полунравственного воззрения на жизненные отношения его эпохи» (Григорьев Ап., Воспоминания, с. 126).

    В 40-50-е годы слово воззрение и преимущественно формы мн. числа воззрения в значении `убеждение, образ мыслей’ были типичной принадлежностью интеллигентского словаря. Например, в письме А. В. Дружинина к П. В. Анненкову (от янв. 1858 г.): «Я кончаю, полезно будет, в противодействие новосеминарскому взгляду на Пушкина, выставить все значение поэта как человека истинно практического, мудрого в житейских воззрениях, истинно современного деятеля, твердо стоящего на почве окружающей его действительности» (цит. по: Тургенев и «Современник», с. 241).

    В письме И. И. Панаева В. П. Боткину (от 31 марта 1857 г.): «Дружинин воображает, что я совершенно разделяю его образ мыслей и литературные воззрения» (там же, с. 418). Ср. в письме В. П. Боткина к И. И. Панаеву (от 28 июля 1858 г.): «Да и не столько как живописца я оплакиваю его (Иванова), но как человека глубокой мысли и высокого воззрения на предметы» (там же, с. 447). У Тургенева в «Воспоминаниях о Белинском»: «Не могу не упомянуть здесь, хотя мельком, о благородных честных воззрениях Белинского на женщин вообще и в особенности на русских женщин, на их положение, на их будущность».

    В. Я. Брюсов писал П. П. Перцову (в начале 900-х годов): «Якубович — человек совершенно иного склада воззрений, чем Бодлер, и потому часто непреднамеренно искажает свой подлинник» (Письма В. Я. Брюсова к П. П. Перцову. М., 1927, с. 76).

    Развитию значений слова воззрение содействовало также влияние немецкого языка, особенно языка немецкой философии (ср. употребление слова Anschauung). Любопытно, что в «Лексиконе» Аделунга (1798) немецкое Anschauung сопровождается таким толкованием: «в философии — воззрение, взглядывание» (1, с. 95). Симптоматично, что одновременно в 30-40-х годах возникает слово мировоззрение для передачи немецкого Weltanschauung.

    Но в том же направлении развивались значения слова воззрение и под влиянием установившегося в русском литературном языке первой четверти XIX в. выражения точка воззрения или зрения (калькированный перевод французского point de vue, au point de vue (ср. исходная точка — point de départ; точка опоры — point d’appui). Ср. нем. Gesichtspunkt; англ. point of view.

    Гоголь в «Мертвых душах» иронически писал: «Выписаны были новые преподаватели с новыми взглядами и новыми углами и точками зрения».

    Слово взгляд также до 20-30-х годов XIX в. понималось лишь как обозначение действия по глаголу взглянуть — взглядывать. Оно было синонимом книжных слов взор, воззрение (кроткий, ласковый, томный взгляд) (сл. 1867-1868, 1, с. 248). Нов 30-40-х годах XIX в. в слове взгляд, особенно в формах мн. числа, сложилось то же значение `убеждение, образ мыслей’, что и в слове воззрение.

    Опубликовано вместе со статьей «Завалящий» под общим названием «Историко-этимологические заметки» в сб. «Этимологические исследования по русскому языку», вып. 1 (М., 1960). В архиве сохранилась авторская рукопись на 16 стр., с 3 по 19 стр. пронумерованных автором. Первые две страницы отсутствуют, но их текст, очевидно, есть в публикации.

    Печатается по опубликованному тексту, сверенному с авторской рукописью. — И. У.

    Что на самом деле означает RMSE ?. Среднеквадратичная ошибка (RMSE) — это… | Джеймс Муди

    James Moody

    Среднеквадратичная ошибка (RMSE) — стандартный способ измерения ошибки модели при прогнозировании количественных данных. Формально это определяется следующим образом:

    Давайте попробуем выяснить, почему эта мера ошибки имеет смысл с математической точки зрения. Игнорируя деление на n под квадратным корнем, первое, что мы можем заметить, это сходство с формулой для евклидова расстояния между двумя векторами в ℝⁿ:

    Это эвристически говорит нам, что RMSE можно рассматривать как некую (нормализованную ) расстояние между вектором прогнозируемых значений и вектором наблюдаемых значений.

    Но почему мы здесь делим на n под квадратным корнем? Если мы сохраним фиксированное n (количество наблюдений), все, что он будет делать, — это масштабировать евклидово расстояние с коэффициентом √ (1 / n). Немного сложно понять, почему это правильно, поэтому давайте углубимся в подробности.

    Представьте, что наши наблюдаемые значения определяются путем добавления случайных «ошибок» к каждому из предсказанных значений, как показано ниже:

    Эти ошибки, рассматриваемые как случайные величины, могут иметь распределение Гаусса со средним μ и стандартным отклонением σ, но любое другое распределение с интегрируемой по квадрату PDF (функция плотности вероятности ) также будет работать.Мы хотим думать о ŷᵢ как о базовой физической величине, например о точном расстоянии от Марса до Солнца в определенный момент времени. Наша наблюдаемая величина yᵢ тогда была бы расстоянием от Марса до Солнца, как мы измеряем его , с некоторыми ошибками, вызванными неправильной калибровкой наших телескопов и шумом измерений из-за атмосферных помех.

    (НЕ В МАСШТАБЕ)

    Среднее μ распределения наших ошибок будет соответствовать постоянному смещению, происходящему из-за неправильной калибровки, в то время как стандартное отклонение σ будет соответствовать количеству шума измерения.Теперь представьте, что мы точно знаем среднее μ распределения для наших ошибок и хотим оценить стандартное отклонение σ. Посредством небольшого расчета можно увидеть, что:

    Здесь E […] — это математическое ожидание, а Var (…) — это дисперсия. Мы можем заменить среднее ожиданий E [ εᵢ²] в третьей строке на E [ε²] в четвертой строке, где ε — переменная с тем же распределением, что и каждое из εᵢ, потому что ошибки εᵢ равны одинаково распределены, и, следовательно, их квадраты имеют одинаковое ожидание.

    Помните, что мы предположили, что уже точно знаем μ. То есть стойкая систематическая ошибка в наших инструментах — это скорее известная, чем неизвестная ошибка. Так что мы могли бы сразу исправить это смещение, вычтя μ из всех наших необработанных наблюдений. То есть, мы могли бы также предположить, что наши ошибки уже распределены со средним значением μ = 0. Подставляя это в уравнение выше и извлекая квадратный корень из обеих частей, получаем:

    Обратите внимание, что левая часть выглядит знакомой! Если мы удалим математическое ожидание E […] из квадратного корня, это будет в точности наша формула для формы RMSE ранее.Центральная предельная теорема говорит нам, что по мере увеличения n дисперсия величины Σᵢ (ŷᵢ — yᵢ) ² / n = Σᵢ (εᵢ) ² / n должна сходиться к нулю. Фактически, более точная форма центральной предельной теоремы говорит нам, что ее дисперсия должна сходиться к 0 асимптотически, как 1 / n. Это говорит нам, что Σᵢ (ŷᵢ — yᵢ) ² / n — хорошая оценка для E [Σᵢ (ŷᵢ — yᵢ) ² / n] = σ². Но тогда RMSE является хорошей оценкой стандартного отклонения σ распределения наших ошибок!

    Теперь у нас должно быть объяснение деления на n под квадратным корнем в RMSE: оно позволяет нам оценить стандартное отклонение σ ошибки для типичного одиночного наблюдения , а не какой-то «полной ошибки».Делением на n мы сохраняем согласованность этой меры ошибки при переходе от небольшого набора наблюдений к большему (он становится более точным по мере увеличения количества наблюдений). Другими словами, RMSE — хороший способ ответить на вопрос: «Как далеко мы должны ожидать, что наша модель будет в своем следующем прогнозе?»

    Подводя итог нашему обсуждению, RMSE является хорошей мерой для использования, если мы хотим оценить стандартное отклонение σ типичного наблюдаемого значения из прогноза нашей модели, предполагая, что наши наблюдаемые данные могут быть разложены как:

    Случайный шум здесь может быть все, что наша модель не фиксирует (например,g., неизвестные переменные, которые могут повлиять на наблюдаемые значения). Если шум небольшой, по оценке RMSE, это обычно означает, что наша модель хороша для предсказания наших наблюдаемых данных, а если RMSE велико, это обычно означает, что наша модель не учитывает важные особенности, лежащие в основе наших данных.

    RMSE в науке о данных: тонкости использования RMSE

    В науке о данных RMSE имеет двойную цель:

    • Служить эвристикой для обучения моделей
    • Для оценки пригодности / точности обученных моделей

    Это поднимает важный вопрос: Что значит для RMSE быть «маленьким»?

    В первую очередь следует отметить, что «маленький» будет зависеть от нашего выбора единиц измерения и от конкретного приложения, на которое мы надеемся.100 дюймов — это большая ошибка при проектировании здания, а 100 нанометров — нет. С другой стороны, 100 нанометров — это небольшая ошибка при изготовлении лотка для кубиков льда, но, возможно, большая ошибка при изготовлении интегральной схемы.

    Для обучающих моделей не имеет значения, какие единицы мы используем, поскольку все, о чем мы заботимся во время обучения, — это наличие эвристики, которая поможет нам уменьшить ошибку на каждой итерации. Нас интересует только относительный размер ошибки от одного шага к следующему, а не абсолютный размер ошибки.

    Но при оценке обученных моделей в науке о данных на предмет полезности / точности мы действительно заботимся о единицах, потому что мы не просто пытаемся понять, что у нас получается лучше, чем в прошлый раз: мы хотим знать, действительно ли наша модель может помочь решаем практическую задачу. Тонкость здесь в том, что оценка того, достаточно ли мала RMSE, будет зависеть от того, насколько точной нам нужна наша модель для данного приложения. Для этого никогда не будет математической формулы, потому что это зависит от таких вещей, как человеческие намерения («Что вы собираетесь делать с этой моделью?»), Неприятие риска («Какой ущерб будет нанесен, если эта модель сделает плохой прогноз? ») и т. д.

    Помимо единиц, есть еще одно соображение: «маленький» также необходимо измерять в зависимости от типа используемой модели, количества точек данных и истории обучения, через которое модель прошла до того, как вы оценили ее точность. Поначалу это может показаться нелогичным, но не тогда, когда вы помните о проблеме переоборудования .

    Существует риск переобучения, когда количество параметров в вашей модели велико по сравнению с количеством имеющихся у вас точек данных.Например, если мы пытаемся предсказать одну реальную величину y как функцию другой реальной величины x , и наши наблюдения (xᵢ, yᵢ) с x₁

    Но не только тогда, когда количество параметров превышает количество точек данных, мы можем столкнуться с проблемами. Даже если у нас нет абсурдно чрезмерного количества параметров, вполне возможно, что общие математические принципы вместе с умеренными исходными допущениями в отношении наших данных с высокой вероятностью гарантируют нам, что, настроив параметры в нашей модели, мы сможем привести RMSE ниже определенный порог.Если мы находимся в такой ситуации, то значение RMSE ниже этого порога может не сказать ничего значимого о предсказательной способности нашей модели.

    Если бы мы хотели мыслить как статистик, вопрос, который мы задали бы, не был бы таким: «Является ли RMSE нашей обученной модели малым?» а скорее: «Какова вероятность того, что RMSE нашей обученной модели на таком-то наборе наблюдений окажется настолько малым по случайности?»

    Вопросы такого типа немного усложняются (на самом деле вам нужно заниматься статистикой), но, надеюсь, вы получите представление о том, почему не существует заранее определенного порога для «достаточно малого RMSE», настолько легкого, насколько это облегчило бы нашу жизнь.

    .

    Почему стоит попробовать Mean Encoding. Один очень распространенный шаг в любой функции… | автор: Мигель Хосе Монтейро

    В отличие от кодирования меток, при котором работа выполняется эффективно, но случайным образом, среднее кодирование пытается подойти к проблеме более логично. Короче говоря, он использует целевую переменную в качестве основы для создания новой закодированной функции.

    Давайте посмотрим на пример:

    В этом примере набора данных мы можем увидеть функцию с именем «Работа», другую функцию с именем «Возраст» и целевую переменную, которая указывает на проблему двоичной классификации с целевыми переменными 1 и 0.Теперь функция «Возраст» настроена, так как она уже числовая, но теперь нам нужно закодировать функцию «Работа».

    Наиболее очевидным подходом будет кодирование меток, при котором мы преобразуем значения в соответствии с логикой сопоставления — например, 1 для врача, 2 для учителя, 3 для инженера, 4 для официанта и 5 для водителя. Таким образом, результат будет:

    В этом подходе нет ничего плохого. Однако, если мы посмотрим на распределение признака, мы увидим, что оно полностью случайное, никакой корреляции с целевой переменной.

    Что имеет смысл, правда? Не было какой-то конкретной логики в отношении применяемого сопоставления, мы просто присвоили каждой работе номер и все. Теперь, есть ли другой способ кодирования этой функции, чтобы она не была такой случайной и, возможно, давала нам дополнительную информацию о самой целевой переменной?

    Давайте попробуем следующее: для каждого уникального значения категориального признака давайте закодируем его на основе отношения встречаемости положительного класса в целевой переменной . Результат будет:

    Почему? Например, давайте посмотрим на уникальное значение «Доктор».Он имеет 4 вхождения целевой переменной, и 2 из них являются положительной меткой, поэтому среднее кодирование будет 0,5 для значения «Доктор». Повторите процесс или все уникальные значения функции, и вы получите результат.

    Теперь давайте еще раз посмотрим на распределение функции и увидим разницу.

    Целевые классы кажутся более отдельными — класс 1 справа, класс 0 слева — потому что существует корреляция между значением функции и целевым классом. С математической точки зрения среднее кодирование представляет собой вероятность вашей целевой переменной , обусловленную каждым значением признака .В некотором смысле он воплощает целевую переменную в ее закодированном значении.

    В заключение хочу сказать, что среднее кодирование решает как задачу кодирования, так и создает функцию, которая более характерна для целевой переменной — по сути, убивает двух зайцев одним выстрелом.

    Однако это не все розы. Хотя среднее кодирование показало, что повышает качество модели классификации, оно не обходится без проблем; главный из них — обычный подозреваемый, переоснащен .

    Тот факт, что мы кодируем функцию на основе целевых классов, может привести к утечке данных, что приведет к смещению функции.Чтобы решить эту проблему, обычно используется среднее кодирование с некоторым типом регуляризации. Посмотрите это решение на Kaggle в качестве примера, где автор использовал усредненную схему перекрестной проверки.

    И пока мы говорим о Kaggle, мы могли бы также упомянуть деревья повышения градиента и то, как среднее кодирование особенно полезно с ними. Одним из недостатков GBT является его неспособность обрабатывать категориальные признаки с высокой мощностью, поскольку деревья имеют ограниченную глубину.

    из «Концепции среднего кодирования» Дмитрия Алтухова.

    Теперь, поскольку среднее кодирование значительно снижает мощность , как мы видели ранее, становится отличным инструментом для использования, чтобы достичь лучших потерь с более коротким деревом, и тем самым улучшая модель классификации.

    .

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *