Проблема эгоцентрической речи и эгоцентрического мышления (Ж.Пиаже, Л.С.Выготский). Современные подходы к пониманию феномена эгоцентрической речи.
План:
1. Дискуссия Выготского и Пиаже
2. Пиаже: корни эгоцентризма, особенности эгоцентрической речи
3. Основные отличия теорий
4. Семенные представления
Л. Выготский не согласен с Пиаже относительно интеллектуального эгоцентризма ребенка, но он признает существование того, что он назвал эгоцентрической речью. Он рассматривает ее как начальную точку для интериоризированной речи, которая развивается позднее и которая, как он полагает, может быть использована для аутистических и логических целей.
Когда Выготский заключает, что ранняя функция языка должна быть функцией глобальной коммуникации и что позднее речь дифференцируется на эгоцентрическую и коммуникативную, Пиаже согласен с ним. Но когда он утверждает, что две эти лингвистические формы равно социализированы и отличаются только по функциям, он не может согласиться с ним, потому что слово «социализация» становится двусмысленным в этом контексте: если индивид А ошибочно считает, что индивид В думает так же, как и А, и если он не пытается понять различие между двумя точками зрения, то это будет социальное поведение в том смысле, что здесь существует контакт между двумя, но я могу назвать такое поведение неадаптированным с точки зрения интеллектуальной кооперации.
Точка зрения Пиаже на эгоцентрическую речь ребенка состоит том, что ребенок говорит для себя в том смысле, в котором лектор может говорит «для себя», даже когда он обращает свои слова к аудитории.
Пиаже приходит к выводу, что все разговоры детей можно подразделить на две группы, которые можно назвать эгоцентрической и социализированной речью. Под именем эгоцентрической речи Пиаже понимает речь, отличающуюся прежде всего свой функцией. «Эта речь эгоцентрична, — говорит Пиаже, — прежде всего потому, что ребенок говорит лишь о себе. Он не интересуется тем, слушают ли его, не ожидает ответа. Он не испытывает желания воздействовать на собеседника или действительно сообщить ему что-нибудь. Ребенок говорит сам с собой, как если бы он громко думал. Он ни к кому не обращается».
Однако под влиянием внешних факторов эгоцентрическое мышление постепенно социализируется. Активное начало этого процесса можно отнести к 7-8 годам, результатом же является переход к форме мышления, которую Пиаже называл социализированной, стремясь подчеркнуть завершенность процесса.
Проведя ряд экспериментов, Выготский показал, что помимо функций указанных у Пиаже, эгоцентрическая речь очень легко становится средством мышления в собственном смысле, т.е. начинает выполнять функцию образования плана разрешения задачи.
Корни эгоцентризма Пиаже видит в двух обстоятельствах:
- вслед за психоанализом, в асоциальности ребёнка
- в своеобразном характере его практической деятельности.
Эгоцентрический характер мысли внутренне связан с самой психологической природой ребёнка и проявляется всегда закономерно, неизбежно, устойчиво, независимо от детского опыта.
Особенности эгоцентрической речи:
- не направлена на собеседника
- не выполняет коммуникативной ф-ции
- ничего не меняет в деятельности
- фрагментарна и предикативна
Для оценки динамики изменения эгоцентрической речи ввел понятие коэффициент эгоцентрической речи = отношению количества эгоцентрических высказываний ребенка к общему числу высказываний. Пик в 4-5 лет, потом снижение, но никогда не достиг нуля.
Основные отличия П. от В.:
Процесс развития детского мышления у Пиаже идет от аутизма, от миражного воображения, от логики сновидений к социализированной речи и логическому мышлению, переваливая в своем критическом пункте через эгоцентрическую речь, у Выготского процесс идет обратным путем: от социальной речи ребенка через эгоцентрическую речь к его внутренней речи и мышлению.
У Пиаже эгоцентрическая речь выражает особую познавательную позицию ребенка, у Выготского – этап интериоризации речи.
В современной психологии разделили эти позиции: эгоцентрическая речь и речь для себя (РДС). Отличия:
- эгоцентрическая речь отражает умственный эгоцентризм ребенка, РДС является переходной формой от внешнего к внутреннему способу мышления
- эгоцентрическая речь не зависит от условий, РДС зависит от трудностей
- эгоцентрическая речь отмирает с возрастом, РДС сохраняется вплоть до зрелого возраста
24. Понятия эгоцентризм и децентрация в стадиальной концепции интеллекта Жана Пиаже.
Мышление
— высший
психический процесс обобщенного и
опосредованного отражения существенных
связей и отношений на оперативном
уровне. Виды мышления (Пиаже): Стадия
сенсомоторного интеллекта (0-2 года) –
врожденная двигательная основа
(врожденные схемы: хватание, сосание)
обеспечивает развитие всех видов
мышления. Дооперациональное мышление
(2-7/8 лет) – ребенок формирует понятия и
пользуется символами (языком) для
сообщения их окружающим. Эти понятия
ограничены их непосредственным,
эгоцентрическим опытом. Период конкретных
операций (7/8-11/12 лет) – ребенок постигает
объективные отношения между предметами
и начинает мыслить логически,
классифицировать объекты по нескольким
признакам с учетом иерархии классов.
Период формальных операций (12 лет-вся
жизнь) – подросток может проанализировать
решение логической задачи как конкретного,
так и абстрактного содержания. Эгоцентризм
– основное свойство допонятийного
мышления, из которого вытекают, как
следствия все другие его особенности
(синкретизм, трансдукция, несогласованность
объема и содержания понятий, неполнота
обратим}ости операций, нечувствительность
к логическому противоречию и переносному
смыслу). Эгоцентризм заключается в
развитии органической связи отображаемых
мыслью отношений с координатной системой,
начало которой фиксировано в самом
субъекте. Эгоцентризм скрывает за собой
недостаток координации, отсутствие
группировки отношений с другими
индивидами и вещами. Он проявляется не
только у детей, но и у взрослых – только
мое мнение является верным. Интеллектуальная
децентрация воплощает в себе преодоление
ограничений эгоцентризма за счет
преобразования координат: происходит
переход от индивидуальной эгоцентрической
системы отсчета к более объективной. В
этой системе индивидуальная точка
отсчета, в том числе и своя собственная,
понижает свой ранг общности и оказывается
на положении различных частных вариантов,
что позволяет взглянуть на ситуацию с
другой точки зрения. С помощью клинического
метода Пиаже установил следующие факты:
эгоцентрический характер детской речи,
качественных особенностей детской
логики, своеобразных по своему содержанию
представлений ребенка о мире. Основное
достижение Пиаже – открытие эгоцентризма
ребенка. Эгоцентризм – это центральная
особенность мышления, скрытая умственная
позиция. «Реализм» бывает двух типов:
интеллектуальный и моральный. Детские
представления развиваются от реализма
к объективности, проходя ряд этапов:
партиципации (сопричастия), анимизма
(всеобщего одушевления), артификализма
(понимание природных явлений по аналогии
с деятельность человека), на которых
эгоцентрические отношения между «Я» и
миром постепенно редуцируются. В процессе
развития ребенок начинает занимать
позицию, позволяющую ему отличить то,
что исходит от субъекта, и видеть
отражение внешней реальности в
субъективных представлениях. Параллельно
эволюции детских представлений о мире,
направленной от реализма к объективности,
идет развитие детских идей от абсолютности
(«реализма») к реципрокности (взаимности).
Реципрокность появляется тогда, когда
ребенок открывает точки зрения других
людей, когда между этими точками зрения
устанавливается соответствие. Третье
60606060606060606060направление
развития детской мысли – от реализма
к релятивизму. Вначале дети верят в
существование абсолютных субстанций
и абсолютных качеств. Позднее они
открывают, что явления связаны между
собой и что наши оценки относительны.
Наряду с качественным своеобразием
содержания детской мысли, эгоцентризм
обусловливает такие особенности детской
логики, как синкретизм (тенденцию
связывать все со всем), соположение
(отсутствие связи между суждениями),
трансдукцию (переход от частного к
частному, минуя общее), нечувствительность
к противоречию. Снижение эгоцентризма
объясняется не добавлением знания, а
трансформацией исходной позиции, когда
субъект соотносит свою исходную точку
зрения с другими возможными. Освободиться
в каком-то отношении от эгоцентризма и
его следствий – значит в этом отношении
децентрироваться, а не только приобрести
новые знания о вещах и социальной группе.
По словам Пиаже, освободиться от
эгоцентризма – значит осознать то, что
было воспринято субъективно, найти свое
место в системе возможных точек зрения,
установить между вещами, личностями и
собственным «я» систему общих и взаимных
отношений. Роль эгоцентрической позиции
в познании не предопределяет того, что
наше знание никогда не сможет дать
истинной картины мира. Развитие, по
Пиаже, это смена умственных позиций.
Эгоцентризм уступает место децентрации,
более совершенной позиции. Переход от
эгоцентризма к децентрации характеризует
познание на всех уровнях развития.
Всеобщность и неизбежность этого
процесса позволили Пиаже назвать его
законом} развития.
В) Эгоцентрическое мышление. — Студопедия
Как и большинство исследователей проблемы детского мышления, Пиаже отмечает безусловные различия между мышлением взрослого и ребенка. У взрослого человека социализированная, способная к интимности мысль. Он даже во время своей личной, интимной работы думает социально, испытывает потребность в контроле и доказательстве, которая порождает внутреннюю речь, непрерывно обращенную к противоречащим лицам. Ребенок мыслит эгоцентрически, мысли его не склонны к интимности. Говорит ребенок бесконечно больше, чем взрослый, так как не знает интимности своего «я». Его мысли высказываются открыто, но не потому, что он хочет быть услышанным, а лишь оттого, что он не осознает себя в обществе. Пиаже пишет, что «… взрослый думает социально, даже когда он один, а ребенок младше семи лет мыслит и говорит эгоцентрически, даже когда он в обществе» (С.40).
Обращаясь к материалам предыдущих исследователей проблемы детского мышления, Пиаже отмечает, что психоаналитики различают два основных типа мысли: разумное и аутистическое мышление.
1) Разумное мышление (направленное), то есть такое, которое преследует цели, которые ясно представляются уму того, кто думает, стремится воздействовать на действительность. Такие мысли человек способен выразить речью.
2) Аутистическое мышление – подсознательно, цели такого мышления не представляются осознанно, не может быть выражена непосредственной речью, не приспособлена к внешней действительности.
Эти формы мышления имеют разное происхождение, разумное м. социально и выполняет функцию обработки и передачи получаемой информации; аутистическое м. индивидуально и несообщаема. По мысли Ж. Пиаже помимо этих двух форм должна быть и третья, являющаяся промежуточным звеном. Автор выделяет тип эгоцентрического мышления, т.е. такого, которое старается приспособиться к действительности, не будучи сообщаемым и находится в промежутке между разумным и аутистическим этапами.
Эгоцентрическая мысль является промежуточным звеном между аутентической и социализированный мыслями. По своей структуре она остается аутентической, но ее интересы уже не направлены не удовлетворение органических потребностей или потребностей игры, как при чистом аутизме, а обращены также на умственное приспособление как у взрослого. Характерно, что в своих рассуждениях Пиаже опирается на теорию Фрейда: «И психоанализ пришел косвенным путем к чрезвычайно схожему результату. Одной из заслуг психоанализа является то, что он установил различие между двумя родами мышления: один — социальный, способный быть высказанным, направляемый необходимостью приноровиться к другим (логическая мысль), другой — интимный и потому не поддающийся высказыванию (аутентическая мысль)». Однако под влиянием внешних факторов эгоцентрическое мышление постепенно социализируется. Активное начало этого процесса можно отнести к 7-8 годам («первый критический период»), результатом же является переход к форме мышления, которую Пиаже называл социализированной, стремясь подчеркнуть завершенность процесса.
Эгоцентрическое мышление и понимание как следствие общения содержат в себе два различных способа рассуждения и две различные логики[3]. Автор выделяет логику эгоцентрическую и коммуникативную, отмечая, что эти два типа будут менее различаться в своих выводах, чем в функционировании. Пиаже приводит ряд отличий между двумя типами логики.
Эгоцентрическая логика:
1)Интуитивна, более синкретична, чем дедуктивна, ее рассуждения явно не выражены. Суждение перескакивает с первых предпосылок прямо к выводам, минуя промежуточные этапы.
2)Мало останавливается на доказательствах, не контролирует предложения.
3)Имеет личные схемы аналогии на основе воспоминаний о предшествующих рассуждениях.
4)Большую роль играют зрительные схемы.
5)Личные суждения и оценки имеют большее влияние, нежели коллективные.
Коллективная логика:
1)Пытается уяснить связь между предложениями, дедуктивна.
2)Более настаивает на доказательстве. Четко организует изложение мысли для большей убедительности.
3)Схемы по аналогии устраняет, заменяя их дедукцией.
4)Устраняет зрительные схемы.
5)Стремится к суждениям, выражающим коллективную оценку.
Для ребенка наиболее характерен эгоцентрический тип логики. Эта особенность сказывается, например, тогда, когда ребенок пытается объяснить что-либо своему сверстнику. Пиаже отмечает эгоцентрический характер детского стиля, ребенок говорит сам для себя, думая, что объясняет хорошо, тогда как дети редко правильно понимают друг друга.
Таковы основные тезисы, высказанные Пиаже относительно особенностей детской речи и мышления. Трудно переоценить значение работ этого ученого, его исследования это целая эпоха в развитии учения о речи и мышлении ребенка. Значение работы Пиаже замечательно выразил Э. Клеопард во вступительной статье к французскому изданию книги психолога: «В то время как из проблемы детского мышления сделали проблему количественного порядка, Пиаже поставил ее как проблему качественную. В то время как в прогрессе детского ума раньше видели результат известного числа сложений и вычитаний (обогащение новыми данными опыта и исключение некоторых ошибок, объяснение чего наука считала своей задачей), нам теперь показывают, что этот прогресс зависит прежде всего от того , что ум ребенка понемногу меняет самый свой характер».
Можно сказать, что именно это исследование Ж.Пиаже при всей своей спорности проложило дорогу для дальнейшего изучения детской психологии. Более того, все дальнейшие теории в большей или меньшей степени отталкивались от исследований Пиаже.
ВЫГОТСКИЙ!!!!!!!
Критика теории детского эгоцентризма Ж. Пиаже.
Результаты исследовательской деятельности Выготского и его сотрудников нашли отражение во множестве его публикаций 1928-1931 годах. Наиболее значимое из достигнутого было сведено в книги «История развития высших психических функций» (1931) и «Мышление и речь» (1934). Одной из центральных тем этих исследования была проблема развития детской психики. Он вместе со своими учениками и последователями критически переосмыслил теорию Пиаже. В своей работе Пиаже пытался не попадать под влияние существующих теории и сосредоточиться непосредственно на сборе фактов и их обработке. Также нельзя не заметить «биологического прошлого» автора, проявляющегося в необыкновенной тщательности расположения и классификации фактов. Именно последнему Пиаже уделяет особое внимание, намеренно устранясь от попыток преждевременно проанализировать и систематизировать многообразие полученных фактов. «Мы постарались, — рассказывает Пиаже, — следить шаг за шагом за фактами в том их виде, в каком их нам преподнес эксперимент. Мы, конечно, знаем, что эксперимент всегда определяется породившими его гипотезами, но пока мы ограничили себя только лишь рассмотрением фактов»(С. 5-6).
Пиаже избегает системы в своем изложении, Выготский пытается найти «центральное звено во всей этой цепи фактов, от которого протягиваются соединительные связи по всем остальным звеньям, и которое поддерживает все это построение, взятое в целом» (С. 25.). По мысли Выготского для Пиаже это центральное звено заключается в идее эгоцентризма детского мышления: «это – основной нерв всей его системы, это – краеугольный камень его построения». Выготский утверждает, что для того чтобы быть уверенным в точности утверждений Пиаже, нужно узнать на каком фактическом материале они покоятся. Так, советский психолог подвергает утверждение Пиаже о функциональной бесполезности эгоцентрической речи ребенка сомнению. Выготский проводит ряд собственных клинических исследований, он пишет, что они: «привели нас к иному пониманию психологической природы эгоцентрической речи ребенка, нежели то, которое развивает Пиаже». Выготский и его помощники изучали речь детей в условиях схожих с теми, в которых производил свои эксперименты Пиаже. Но был введен целый ряд затрудняющих деятельность ребенка моментов. Так, например, у ребенка забирали необходимые для рисунка цвета карандашей и смотрели на то, как ребенок использует речь , пытаясь выйти из затруднительной ситуации. Благодаря ряду подобных экспериментов.
Эгоцентрическая речь: структура, функции и развитие
Эгоцентрическая речь ребенка очень подробно и часто рассматривалась в психологии. Одним из первых эту тему рассматривал Жан Пиаже — швейцарский психолог, проводивший ряд экспериментов в этой области. Несколько позже концепцию Ж. Пиаже критиковал Л.С. Выготский, предложивший некоторые изменения в теории эгоцентрической речи.
Прежде чем приступить к рассмотрению эгоцентрической речи, необходимо понять различия понятий «речь» и «эгоцентрическая речь».
Речь — это деятельность общения, воздействия, сообщения посредством языка, это форма существования сознания. В речи представлены внешний, чувственный, а также внутренний смысловой аспекты. Из сигналов и знаков каждый партнер по общению извлекает их содержание.
Эгоцентрическая речь — одно из внешних проявлений эгоцентрических позиций ребенка. Речь, обращенная к самому себе, регулирующая и контролирующая практическую деятельность ребенка. Наблюдается в возрасте трех — пяти лет, а к концу дошкольного возраста практически исчезает. Проявляется в том, что дети говорят вслух, как будто ни к кому не обращаясь, в частности, задают вопросы, не получают на них ответа и нисколько этим не беспокоятся.
Эгоцентризм (от лат. «ego» ) — термин, обозначающий познавательную позицию личности, характеризующуюся фиксацией на собственных целях, стремлениях, переживаниях и отсутствием ориентированности на внешние воздействия и переживания других людей.
В своей книге «Речь и мышление ребенка» Ж. Пиаже пытался разрешить вопрос: «Какие потребности стремится удовлетворить ребенок, когда он говорит?». Речь даже у взрослых людей существует не только для функции сообщения мысли. С помощью исследований, проведенных на утренних занятиях «Дома малюток» под руководством Ж.-Ж. Руссо и Ж. Пиаже, удалось классифицировать детскую речь по функциональным категориям. В течение месяца несколько человек тщательно записывали (с контекстом) все, что говорил тот или иной ребенок. После обработки полученного материала Ж. Пиаже разделил разговоры детей на две большие группы:
- эгоцентрическую,
- социализированную.
Произнося фразы, относящиеся к эгоцентрическому типу речи, ребенок не интересуется тем, кому он говорит и слушают ли его. Пиаже пишет: «Эта речь эгоцентрична прежде всего потому, что ребенок говорит лишь о себе, именно потому, что он не пытается стать на точку зрения собеседника. Собеседник для него — «первый встречный». Ребенку важен лишь видимый интерес, хотя у него, очевидно, есть иллюзия, что его слышат и понимают. Ребенок не испытывает желания воздействовать на собеседника, действительно сообщить ему что-нибудь — это разговор вроде тех, что ведутся в некоторых гостиных, где каждый говорит о себе и никто никого не слушает». Далее Ж. Пиаже разделяет эгоцентрическую речь на 3 категории:
- повторение,
- монолог,
- «монолог вдвоем».
Повторение (эхолалия). Речь идет лишь о повторении слов и слогов. Ребенок повторяет их ради удовольствия говорить, не думая ни о том, чтобы обратиться к кому-нибудь, ни даже о том, чтобы произносить осмысленные слова. Это один из последних остатков младенческого лепета, не содержащий в себе, никакой общественной направленности. Действительно, в первые годы жизни ребенок любит повторять слова, которые он слышит, имитировать слоги и звуки даже тогда, когда они не имеют смысла. Ж. Пиаже замечает, что функции этого явления невозможно определить в одной формуле, т.к. это психическое состояние составляет «полосу деятельности ребенка — полосу, которую можно найти в любом возрасте с иным только содержанием, но всегда тождественную в своих функциях». Ж. Пиаже находит в этом явлении сходство с игрой, ребенок повторяет слова ради удовольствия и развлечения.
Монолог. Ребенок говорит сам с собой, как если бы он громко думал. Он ни к кому не обращается. Слово для ребенка ближе к действию, оно с ним сопряжено.
Автор выделяет два важных следствия из этого утверждения, важных для понимания монологов ребенка:
- Ребенок, действуя, должен говорить (даже когда он один) и сопровождать свои движения и игры криками и словами.
- Если ребенок говорит, чтобы сопровождать словами свое действие, он может видоизменить это отношение к действию и воспользоваться словами, чтобы произнести то, без чего действие не могло бы само осуществиться.
Как правило, цель монолога — сопровождение какого-либо действия или замена желаемого действия его проговариванием.
Монолог вдвоем или коллективный монолог. Ж. Пиаже так пишет об этом типе эгоцентрической речи: «Внутреннее противоречие этого названия хорошо прослеживается в детских разговорах (о чем только не говорят дети), во время которых каждый говорящий приобщает другого к своей мысли или действию (вовлекает в ситуацию) в данный момент, но не заботится о том, чтобы и в самом деле быть услышанным или понятым. Позиция собеседника никогда не принимается в расчет, собеседник является как бы возбудителем монолога». Автор считает коллективный монолог наиболее социальной формой из всех имеющихся эгоцентрических разновидностей языка. При использовании монолога данного типа ребенок говорит не только для себя, но и для окружающих. Но дети не слушают такие монологи, поскольку коллективный монолог обращен на себя: «ребенок лишь думает вслух о своем действии и вовсе не желает ничего никому сообщать».
Выделенные Ж. Пиаже типы эгоцентрической речи ребенка используются детьми в зависимости от ситуации и их потребностей. По мысли автора речь для ребенка двух-семи лет является не столько средством общения, как доя взрослых людей, сколько вспомогательным, подражательным действием. В представлении психолога ребенок дошкольного возраста представляет собой нечто «замкнутое и обращенное на себя». Подобный тип поведения обусловлен особенностями мышления маленького ребенка.
И вот, основываясь на ряде экспериментов, а также на факте эгоцентрической речи, Ж. Пиаже приходит к выводу о том, что мысль ребенка эгоцентрична, т. е. ребенок думает для самого себя, не заботясь ни о том, чтобы быть понятым, ни о том, чтобы понять точку зрения другого.
Внеречевое аутистическое мышление >>> Эгоцентрическая речь и эгоцентрическое мышление >>> Социализированная речь и логическое мышление
Позже многие исследователи проводили подобные эксперименты и опровергали это утверждение Ж. Пиаже. Так, советский психолог Л.С. Выготский подверг критике утверждение Ж. Пиаже о функциональной бесполезности эгоцентрической речи ребенка.
Лев Выготский проводит ряд собственных клинических исследований, он изучал речь детей в условиях, схожих с теми, в которых производил свои эксперименты Ж. Пиаже. В экспериментальных процедурах использовал целый ряд затрудняющих деятельность ребенка моментов. Так, например, у ребенка забирали необходимые для рисунка цвета карандашей и смотрели на то, как ребенок использует речь, пытаясь выйти из затруднительной ситуации. Благодаря ряду подобных экспериментов Л.С. Выготский создал ряд тезисов об особенностях эгоцентрической речи и мышления детей, в противовес первоначальным утверждениям Ж. Пиаже:
- Коэффициент эгоцентрической детской речи возрастает почти вдвое при ситуации, затрудняющей деятельность ребенка: «Затруднение или нарушение гладко текущей деятельности является одним из главных факторов, вызывающих эгоцентрическую речь.
- «Эгоцентрическая речь помимо чисто экспрессивной функции и функции разряда, помимо того, что она просто сопровождает детскую активность, очень легко становится средством мышления в собственном смысле, т.е. начинает выполнять функцию образования плана разрешения задачи, возникающей в поведении.
- Основная функция эгоцентрической речи — переход в про-g, цессе развития речи от внешней к внутренней. Эгоцентрическая речь похожа на внутреннюю речь взрослого. Они имеют и схожую структуру: сокращенный ход мысли, образное мышление, невозможность понимания окружающими без дополнительного контекста и.т.д.
- В школьном возрасте эгоцентрическая речь не исчезает, как это утверждает Ж. Пиаже, а переходит во внутреннюю речь.
- Интеллектуальная функция эгоцентрической речи не является прямым отражением эгоцентризма детской мысли, но показывает, что эгоцентрическая,речь очень рано при соответствующих условиях становится средством реалистического мышления ребенка. Поэтому между эгоцентрической речью и эгоцентрическим мышлением не может существовать никакой связи.
Лев Выготский доказал, что помимо функций, указанных Жаном Пиаже, эгоцентрическая речь очень легко становится средством мышления в собственном смысле, т.е. начинает выполнять функцию образования плана разрешения задачи.
Эгоцентрическая и внутренняя речь. Проблематика Выготского и Пиаже о функциях и путях развития эгоцентрической речи
Эгоцентрическая речь — (от лат. еgо — я, сеntrum — центр круга) — речь, обращенная к самому себе, регулирующая и контролирующая практическую деятельность ребенка.
Иногда мы встречаем такую форму речи и во взрослом возрасте, когда человек совершает какие-либо действия в первый раз, проговаривая вслух (как бы сам себе) свои действия.
Выдающийся отечественный психолог Л.С. Выгодский считал, что эгоцентрическая речь — как бы переходный этап от внешней к внутренней речи.
Этот переход является общим законом для развития всех высших психических функций, которые возникают первоначально как формы деятельности в сотрудничестве и лишь затем переносятся ребенком в сферу своих психологических форм деятельности.
Таким образом, проговаривание своих действий вслух практикуется до тех пор, пока они не становятся навыком, который действует автоматически.
Понятие эгоцентрической речи используется также в патопсихологии при описании соответствующих синдромов.
Внутренняя речь — скрытая вербализация, сопровождающая процесс мышления. Ее проявления наиболее явны при умственном решении различных задач, мысленном планировании, внимательном слушании речи других людей, чтении текстов про себя, при заучивании и припоминании. В плане внутренней речи осуществляется логическое упорядочивание воспринимаемых данных, включение их в определенную систему понятий, проводится самоинструктирование, осуществляется анализ своих действий и переживаний. По своей логико–грамматической структуре, существенно определяющейся содержанием мысли, внутренняя речь представляет собой обобщенные семантические комплексов, состоящие из фрагментов слов и фраз, с которыми группируются различные наглядные образы и условные знаки. При столкновении с затруднениями или противоречиями внутренняя речь приобретает более развернутый характер и может переходить во внутренний монолог, в шепотную или громкую речь, в отношении которых проще осуществлять логический и социальный контроль.
ПИАЖЕ!!!!
Итак, концепция детского эгоцентризма занимает как бы место центрального фокуса, в котором перекрещиваются и собираются в одной точке нити, идущие от всех пунктов. С помощью этих нитей Пиаже сводит к единству все многообразие отдельных черт, характеризующих логику ребенка и превращает их из бессвязного, неупорядоченного, хаотического множества в строго связанный структурный комплекс явлений, обусловленных единой причиной. Теперь попытаемся выяснить мысль самого Пиаже, определить в чем автор видит фактическое основание своей концепции. В своей книге «Речь и мышление ребенка» автор пытается разрешить вопрос: «какие потребности стремится удовлетворить ребенок, когда он говорит?». Речь даже у взрослых людей существует не только для функции сообщения мысли. С помощью исследований, проведенных на утренних занятиях «Дома малюток» Института Ж.-Ж. Руссо, Ж. Пиаже удалось классифицировать детскую речь по функциональным категориям. В течении месяца несколько человек тщательно записывали (с контекстом) все, что говорил тот или иной ребенок.
После обработки полученного материала Пиаже делит разговоры детей на две большие группы: эгоцентрическую и социализированную. Произнося фразы, относящиеся к эгоцентрическому типу речи, ребенок не интересуется тем, кому он говорит и слушают ли его. Пиаже пишет: «Эта речь эгоцентрична прежде всего потому, что ребенок говорит лишь о себе, именно потому, что он не пытается стать на точку зрения собеседника. Собеседник для него – первый встречный. Ребенку важен лишь видимый интерес, хотя у него, очевидно, есть иллюзия, что еге слышат и понимают. Он не испытывает желания воздействовать на собеседника, действительно сообщить ему что-нибудь6 это разговор вроде тех, что ведутся в некоторых гостиных, где каждый говорит о себе и никто никого не слушает»[1]. Далее Пиаже разделяет эгоцентрическую речь на 3 категории: повторение, монолог и «монолог вдвоем».
1) Повторение (эхолалия). Речь и идет лишь о повторении слов и слогов. Ребенок повторяет их ради удовольствия говорить, не думая ни о том, чтобы обратиться к кому-нибудь, ни даже о том, чтобы произносить осмысленные слова. Это один из последних остатков младенческого лепета, не содержащий в себе, видимо, никакой общественной направленности. Действительно, в первые годы жизни ребенок любит повторять слова, которые он слышит, имитировать слоги и звуки даже тогда, когда они не имеют смысла. Пиаже замечает, что функции этого явления невозможно определить в одной формуле, т.к. это психическое состояние составляет « полосу деятельности ребенка – полосу, которую можно найти в любом возрасте с иным только содержанием, но всегда тождественную в своих функциях». Пиаже находит в этом явлении сходство с игрой, ребенок повторяет слова ради удовольствия, развлечения. Т.е. ребенок повторяет слова не для того, чтобы приобщиться к разговору, а просто, чтобы поиграть с ними.
2) Монолог. Ребенок говорит сам с собой, как если бы он громко думал. Он ни к кому не обращается. « Слово для ребенка ближе к действию, чем для нас». Пиаже выделяет два важных следствия из этого утверждения, важных для понимания монологов ребенка: 1) ребенок, действуя, должен говорить, даже когда он один, и должен сопровождать свои движения и игры криками и словами; 2) если ребенок говорит, чтобы сопровождать словами свое действие, он может видоизменить это отношение и воспользоваться словами, чтобы произнести то, без чео действие не могло бы само осущствиться.
Как правило, цель монолога – сопровождение какого – либо действия или замена желаемого действия его проговариванием. В своей книге Пиаже приводит такой пример детского монолога: (Ребенок, глядя в аквариум) «ах, как она (саламандра) удивляется этому великану (рыбе) и восклицает: « Саламандра, надо есть рыб!».
3) Монолог вдвоем или коллективный монолог. Пиаже так пишет об этом типе эгоцентрической речи: «Внутреннее противоречие этого названия хорошо парадоксальность детских разговоров (о чем мы только не говорили!), во время которых каждый приобщает другого к своей мысли или действию в данный момент, но не заботиться о том, чтобы и в самом деле быть услышанным или понятым. Позиция собеседника никогда не принимается в расчет, собеседник только возбудитель». Автор считает коллективный монолог наиболее социальной формой из всех имеющихся эгоцентрических разновидностей языка. При использовании монолога данного типа ребенок говорит не только для себя, но и для окружающих. Но дети не слушают такие монологи, поскольку коллективный монолог обращен на себя: «ребенок лишь думает вслух о своем действии и вовсе не желает ничего никому сообщать».
Пиаже выделяет отношение эгоцентрической речи к общей сумме свободных высказываний ребенка[2] по итогам многочисленных исследований ученый приходит к выводу, что эгоцентрическая речь достигает 50 ‰ всей их спонтанной речи. Позже, многие исследователи проводили подобные подсчеты и опровергали это утверждение Пиаже.
Как мы видим, выделенные Ж. Пиаже типы эгоцентрической речи ребенка, используются детьми в зависимости от ситуации и их потребностей. По мысли автора речь для ребенка 2-6,7 лет является не столько средством общения, как для взрослых людей, сколько вспомогательным, подражательным действием. В представлении психолога, ребенок дошкольного возраста представляет собой нечто замкнутое и обращенное на себя. Подобный тип поведения обусловлен особенностями мышления маленького ребенка. О детском мышлении в представлении ученого речь пойдет в следующем пункте этой главы.
2. Феномен эгоцентрической речи, концепция детского эгоцентризма в исследованиях ж. Пиаже.
Между речью внешней, которую можно
воспринимать в устном и письменном
видах, и речью внутренней, воспринять
которую может лишь производящий её,
находится в онтогенезе речь эгоцентрическая.
Эгоцентрическая речь – это речь,
направленная не на партнёра по общению,
а на себя. Она не рассчитана на ответную
реакцию, она не предполагает обратной
реакции со стороны другого человека,
присутствующего в данный момент рядом
с говорящим. Эгоцентрическая речь –
это речь-размышление, обслуживающая
само мышление, а не общение. Она выступает
как внешняя по форме и внутренняя по
своей психологической функции.
Эгоцентрическая речь имеет свои корни
во внешней диалогической речи, но, в
конечном счёте, она перерастает в речь
внутреннюю.
Ж. Пиаже отмечал, что у детей в младшем
и среднем дошкольном возрасте наблюдается
склонность к монологизированию. Дети
в этом возрасте иногда говорят вслух,
ни к кому не обращаясь. Эту речь Ж . Пиаже
назвал эгоцентрической. По мнению Ж.
Пиаже, эгоцентрическая речь обладает
рядом свойств.
1) Она не служит целям сообщения, не
выполняет коммуникативных функций. Это
речь не для другого, а для себя. Она
протекает независимо от того, слушают
ли и понимают ли её.
2) Будучи речью для себя, а не для другого,
эгоцентрическая речь не учитывает точку
зрения другого и не приспосабливается
к ней.
3) Эгоцентрическая речь – это есть речь
ребёнка о себе.
4) Эгоцентрическая речь просто сопровождает
детскую активность.
Ж . Пиаже считал, что эгоцентрическая
речь является генетически первичной.
Её затем в ходе развития вытесняет речь
социализированная, т. е. та, которая
направлена на общение. Ж. Пиаже утверждал,
что эгоцентрическая речь на пороге
школьного возраста просто отмирает,
исчезает.
Иного взгляда на судьбу и функции
эгоцентрической речи придерживался Л.
С. ВЫГОТСКИЙ. Он утверждал, что
эгоцентрическая речь ребёнка очень
рано начинает выполнять в его деятельности
своеобразную роль. Л.С.ВЫГОТСКИЙ в ходе
эксперимента выяснил, что у детей
проявляется эгоцентрическая речь в тот
момент, когда они начинают испытывать
затруднения при выполнении заданий. Он
сформулировал вывод о том, что затруднения
или нарушения гладко текущей деятельности
являются одним из главных факторов,
вызывающих к жизни эгоцентрическую
речь. Эта речь начинает выполнять функцию
образования плана разрешения задачи,
возникающей в поведении.
ВЫГОТСКИЙ, доводя до конца тезис Пиаже
о том, что социализированная речь
возникает позже эгоцентрической,
выдвигает ГИПОТЕЗУ, которая состоит в
том, что внутренняя речь предшествует
внешней. ЭГОЦЕНТРИЧЕСКАЯ – ВНУТРЕННЯЯ
– ВНЕШНЯЯ (СОЦИАЛИЗИРОВАННАЯ).
ПИАЖЕ считал, что детская речь эгоцентрична
потому, что ребёнок говорит лишь «со
своей точки зрения» и не пытается стать
на точку зрения собеседника. Ребёнок
думает, что другие его понимают (так же
как он себя), и не испытывает желания
воздействовать на собеседника и
действительно сообщить ему что-либо.
Для него важен только интерес со стороны
собеседника.
ПИАЖЕ позднее пересматривал свою
позицию. Он пытался уточнить смысл
понятия э. р.
Он утверждал, что Э. Р. не охватывает всю
спонтанную речь ребёнка. Коэффициент
Э. Р. изменчив и зависит от активности
самого ребёнка и от типа социальных
отношений, установившихся между ребёнком
и взрослым и между детьми-ровесниками.
Там, где господствуют авторитет взрослого
и отношения принуждения, процент Э. Р.
довольно высокий. В среде ровесников,
где возможны дискуссии и споры, процент
Э. Р. снижается. ПИАЖЕ считал, что в 3 года
этот процент самый высокий – 75%, затем
постепенно убывает, а после 7 лет
практически исчезает совсем.
ПИАЖЕ высоко оценил точку зрения
ВЫГОТСКОГО. Но подчеркнул и своеобразие
собственной концепции. По мнению Пиаже,
Э. Р. характеризуется тем, что субъект
недостаточно осознаёт значение своей
позиции и личных возможностей в картине
внешнего мира и проецирует в этом мире
свои субъективные представления.
3. Внутренняя речь.
В. Р. – беззвучная речь, скрытая
вербализация, возникающая в процессе
мышления про себя. В. Р. является
производной формой внешней (звуковой)
речи, специально приспособленной к
выполнению мыслительных операций в
уме. Посредством В. Р. происходит
логическая переработка сенсорных
данных, их осознание и понимание в
определённой системе понятий, даются
самоинструкции при выполнении произвольных
действий, осуществляется самоанализ и
самооценка своих поступков и переживаний.
Всё это делает В. Р. важным и универсальным
механизмом умственной деятельности и
сознания человека.
Генезис В. Р. недостаточно изучен. По
предположению ВЫГОТСКОГО, она возникает
из эгоцентрической речи – разговора
ребёнка с самим собой вслух во время
игры и других занятий. Этот разговор
постепенно обеззвучивается и синтаксически
редуцируется, становится всё более
сокращённым и предикативным с преобладанием
в нём глагольных форм и в конце концов
на пороге школьного возраста превращается
во В. Р. – речь «про себя и для себя».
БЛОНСКИЙ П.П. утверждал, что В. Р. возникает
одновременно с внешней речью в результате
беззвучного повторения ребёнком
обращённых к нему слов взрослых, что
наблюдается уже в конце первого года
жизни.
В. Р. – один из этапов внутреннего
программирования речевого высказывания.
Порождение речи состоит из последовательно
сменяющих друг друга этапов: интенции
(внимания, стремления, направленности
сознания на предмет), мотива, внутреннего
программирования и реализации.
В. Р. является необходимым этапом
подготовки к внешней, развёрнутой речи.
На этом этапе внутренний смысл высказывания
переводится в систему развёрнутых
синтаксически организованных речевых
значений, происходит перекодирование
схемы высказывания в организованную
структуру будущего развёрнутого
синтаксического высказывания. Этот
процесс перевода исходного замысла в
плавный процесс речевого высказывания
совершается не сразу.
Известно, что В. Р. возникает у ребёнка
в тот момент, когда он начинает испытывать
определённые затруднения, когда возникает
необходимость решить интеллектуальную
задачу. Эта В. Р. появляется относительно
поздно из ранее развёрнутой внешней
речи. Формирование В. Р. претерпевает
ряд этапов. Она возникает путём перехода
внешней речи сначала во фрагментарную
внешнюю, затем в шёпотную речь, и лишь
после этого она становится речью для
себя, приобретая свёрнутый характер.
По своему морфологическому строению
В. Р. резко отличается от внешней. Она
имеет свёрнутый характер, а по своей
функциональной характеристике является
предикативным образованием. В. Р. включает
в свой состав лишь отдельные слова и их
потенциальные связи. Если во В. Р. есть
слово «купить», то это означает, что
одновременно во В. Р. включены все
«валентности» этого слова: «купить
что-то», «купить у кого-то» и т. д.. Именно
эта сохранность потенциальных связей
элементов первичной семантической
записи, имеющихся во В. Р., и служит базой
развёрнутого речевого высказывания,
которое формируется на её основе. Значит,
свёрнутая В. Р. сохраняет возможность
вновь развёртываться и превращаться
во внешнюю речь.
Т. о., В. Р. является существенным звеном
в процессе превращения исходного
замысла, смысл которого понятен только
самому субъекту, в развёрнутую, протекающую
во времени, синтагматически* построенную
систему значений.
*(последовательно соединённые единицы
языка)
Тема внутренней речи возникла в психологии
достаточно давно. Сам термин «внутренняя
речь» встречается в специальной
литературе уже у авторов начала 20 века
– А. Бине, А. Леметра, Фр. Полана и др.
Обсуждались гипотезы происхождения и
природы внутренней речи.
1. АУДИТАТИВНАЯ ГИПОТЕЗА. Внутренняя
речь возникает на основе слуховых
образов.
2. МОТОРНО-КИНЕСТЕТИЧЕСКАЯ ГИПОТЕЗА.
Внутренняя речь основывается на
неполностью заторможенных речедвижениях
артикуляторных органов.
3. ИДЕОГРАФИЧЕСКАЯ ГИПОТЕЗА. У грамотного
человека внутренняя речь опирается на
зрительные образы слов.
В отечественной психологии Выготский
рассматривал проблему внутренней речи
как синтетическую.
4. ПОДХОД ВЫГОТСКОГО опирается на
сближение внутренней и эгоцентрической
речи. Выготский, наблюдая тенденции
развития эгоцентрической речи, вывел
ряд характеристик внутренней речи:
— отрывочность, фрагментарность,
сокращённость;
— непонятность вне ситуации;
— предикативность с опусканием подлежащего;
— редуцированность фонетической стороны
речи;
Вопросы внутренней речи изучали
П.П.Блонский, Б.АГ.Ананьев, А.А.Леонтьев
и др. исследователи.
5. Оригинальную разработку проблемы
представил Н.И.ЖИНКИН. Особенность его
подхода – рассмотрение вопроса в широком
аспекте формирования и обмена информацией.
Рождение, поиск, обработка информации
связываются с путями отражения
действительности, формирования смысла,
с сознанием человека, управлением
деятельностью языка. Внутренняя речь
– это субъективный язык-посредник, с
помощью которого замысел переводится
во внешнюю речь. Она функционирует как
сжатый отрезок текста , сгусток, которого
хранится в долговременной памяти.
Понятие внутренней речи неразрывно с
понятием универсального предметного
кода, что связывает мышление, речь и
действительность. Отражение действительности
образует смысл речи. Осмысленно то, что
соответствует действительности. Такое
соответствие устанавливается путём
логической проверки, системы обратных
связей. Способность контролировать
динамику информации путём обратных
связей образует, по мнению Жинкина,
сознание человека.
План семинара
1. Понятие связной речи.
2. Характеристика диалогической речи.
3. Характеристика монологической речи.
4. Характеристика эгоцентрической речи.
5. Характеристика внутренней речи.
Литература
1. Выготский Л. С. Мышление и речь//
Выготский Л. С. Собрание сочинений. Т.
2. – М., 1982.
2. Жинкин Н. И. Механизмы речи. – М., 1958.
3. Лурия А. Р. Язык и сознание. –
Ростов-на-Дону, 1998.
4. Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка. –
СПб., 1997.
5. ЛЕКЦИИ.
43 Теория развития мышления по ж.Пиаже, эгоцентризм детского мышления.Теория формирования и развития умственных действий п.Я.Гальперина.
Пиаже
Жан (1896-1980) — швейцарский психолог,
основатель Женевского эпистемологического
центра (женевской школы генетической
психологии). Автор концепции стадийного
развития психики ребенка. В начальный
период своей деятельности описал
особенности представлений детей о мире:
неразделенность мира и собственного
«Я», анимизм, артификализм (восприятие
мира как созданного руками человека).
Детально проанализировал специфику
детского мышления («Речь и мышление
ребенка», 1923). Для объяснения представлений
детей использовал понятие эгоцентризма,
под которым понимал определенную позицию
по отношению к окружающему миру,
преодолеваемую за счет процесса
социализации и влияющую на конструкции
детской логики . В дальнейшем обратил
особое внимание на развитие интеллекта.
В своих исследованиях он старался до
казать,
что развитие мышления связано с
трансформацией внешних действий во
внутренние через превращение их в
операции. Значительная часть исследований
в области интеллекта, проведенных им,
была отражена в книге «Психология
интеллекта», 1946 г .
Исследования
Ж. Пиаже приобрели широкую известность,
что способствовало созданию научного
направления, названного им генетической
эпистемологией.Широкую известность
приобрела теория развития интеллекта
в детстве, предложенная Ж. Пиаже в рамках
онтогенетического направления. Пиаже
исходил из утверждения о том, что основные
умственные операции имеют деятельностное
происхождение. Поэтому не случайно
теория развития мышления ребенка,
предложенная Пиаже, получила название
«операциональной». Операция, по мнению
Пиаже, представляет собой внутреннее
действие, продукт преобразования
(«интериоризации») внешнего предметного
действия, скоординированного с другими
действиями в единую систему, основными
свойствами которой является обратимость
(для каждой операции существует
симметричная и противоположная операция).
В развитии мыслительных операций у
детей Пиаже выделял четыре стадии.
Первая
стадия — сенсомоторного интеллекта.
Она охватывает период жизни ребенка от
одного года до двух лет и характеризуется
развитием способности воспринимать и
познавать предметы реального мира,
составляющие окружение ребенка. Причем
под познанием предметов предполагается
осмысление их свойств и признаков.
К
концу первой стадии ребенок становится
субъектом, т. е. выделяет себя из
окружающего мира, осознает свое «Я». У
него отмечаются первые признаки волевого
управления своим поведением, и помимо
познания предметов окружающего мира
ребенок начинает познавать самого себя.
Вторая
стадия — операционального мышления —
относится к возрасту от двух до семи
лет. Этот возраст, как известно,
характеризуется развитием речи, поэтому
активизируется процесс интериоризацни
внешних действий с предметами, формируются
наглядные представления. В это время у
ребенка наблюдается проявление
эгоцентризма мышления, что выражается
в трудности принятия позиции другого
человека. В это же время наблюдается
ошибочная классификация предметов
из-за использования случайных или
второстепенных признаков.
Третья
стадия — стадия конкретных операций с
предметами. Эта стадия начинается в
возрасте семи-восьми лет и длится до
11-12 лет. В этот период, по мнению Пиаже,
умственные операции становятся
обратимыми.
Дети,
достигшие этого уровня, уже могут давать
логические объяснения выполняемым
действиям, способны переходить с одной
точки зрения на другую, становятся более
объективными в своих суждениях. По
мнению Пиаже, в этом возрасте дети
приходят к интуитивному пониманию двух
важнейших логических принципов мышления,
которые можно выразить следующими
формулами:
Первая
формула заключается в том, что если А =
В и В -= С, то А = С.
Вторая
формула содержит утверждение, что А + В
= В + А.
В
это же время у детей проявляется
способность, названная Пиаже сериацией.
Суть данной способности заключается в
возможности ранжировать предметы по
какому-либо измеряемому признаку,
например по весу, величине, громкости,
яркости и др. Кроме того, в данный период
у ребенка проявляется способность
объединять предметы в классы и выделять
подклассы.
Четвертая
стадия — стадия формальных операций.
Она охватывает период от 11-12 до 14-15 лет.
При этом следует отметить, что развитие
сформированных на данной стадии операций
продолжается на протяжении всей жизни.
На данной стадии развития у ребенка
формируются способности выполнять
операции в уме с использованием логических
рассуждений и абстрактных понятий. При
этом отдельные умственные операции
превращаются в единую структуру целого.
В
нашей стране широкое распространение
получила теория формирования и развития
интеллектуальных операций, предложенная
П. Я. Гальпериным. В основу данной теории
было положено представление о генетической
зависимости между внутренними
интеллектуальными операциями и внешними
практическими действиями. Данный подход
использовался и в других концепциях и
теориях развития мышления. Но в отличие
от других направлений, Гальперин высказал
свои идеи в отношении закономерностей
развития мышления. Он говорил о
существовании поэтапного формирования
мышления. В своих работах Гальперин
выделил этапы интериоризации внешних
действий, определил условия, обеспечивающие
успешный перевод внешних действий во
внутренние. Следует также отметить, что
концепция Гальперина имеет большое
значение не только для понимания сути
процесса развития и формирования
мышления, но и понимания психологической
теории деятельности, так как в ней
показан процесс освоения конкретного
действия на уровне формирования
мыслительных операций.
Гальперин
считал, что развитие мышления на ранних
этапах непосредственно связано с
предметной деятельностью, с манипулированием
предметами. Однако перевод внешних
действий во внутренние с превращением
их в определенные мыслительные операции
происходит не сразу, а поэтапно. На
каждом этапе преобразование заданного
действия осуществляется лишь но ряду
параметров. По мнению Гальперина, высшие
интеллектуальные действия и операции
не могут складываться без опоры на
предшествующие способы выполнения того
же самого действия, а те опираются на
предшествующие им способы выполнения
данного действия, и в конечном итоге
все действия в основе своей опираются
на наглядно-действенные способы.
По
мнению Гальперина, существуют четыре
параметра, по которым преобразуется
действие. К их числу относятся: уровень
выполнения; мера обобщения; полнота
фактически выполняемых операций; мера
освоения. При этом первый параметр
действия может находиться на трех
подуровнях: действия материальными
предметами; действия в плане внешней
речи; действия в уме. Три остальных
параметра характеризуют качество
сформированного на определенном
подуровне действия: обобщенность,
сокращенность, освоенность.
Процесс
формирования умственных действий в
соответствии с концепцией Гальперина
имеет следующие этапы:
• Первый
этап характеризуется формированием
ориентировочной основы будущего
действия. Основной функцией данного
этапа является ознакомление на практике
с составом будущего действия, а также
с требованиями, которым в конечном итоге
это действие должно соответствовать.
• Второй
этап формирования умственного действия
связан с его практическим освоением,
которое осуществляется с использованием
предметов.
• Третий
этап связан с продолжением освоения
заданного действия, но уже без опоры па
реальные предметы. На данном этапе
происходит перенесение действия из
внешнего, наглядно-образного плана во
внутренний план. Главной особенностью
данного этапа является использование
внешней (громкой) речи в качестве
заменителя манипулирования реальными
предметами. Гальперин считал, что перенос
действия в речевой план означает прежде
всего речевое выполнение определенного
предметного действия, а не его озвучивание.
• На
четвертом этапе освоения умственного
действия происходит отказ от внешней
речи. Осуществляется перенос внешнеречевого
выполнения действия целиком во внутреннюю
речь. Конкретное действие выполняется
«про себя».
• На
пятом этапе действие выполняется
полностью во внутреннем плане, с
соответствующими сокращениями и
преобразованиями, с последующим уходом
выполнения данного действия из сферы
сознания (т. е. постоянного контроля над
его выполнением) в сферу интеллектуальных
умений и навыков.
|
.
egocentrism — определение — English
Пример предложений с «эгоцентризмом», память переводов
jw2019Они очень эгоцентричны в своих усилиях и заботах. vatican.va Очевидно определенные антропологические и «гуманистические» течения мысли, нацеленные на самореализацию и эгоцентрическое самопревосхождение, настолько идеализируют человеческую личность и брак, что в конечном итоге они отрицают психические способности большого числа людей, основываясь на этом на элементы, которые не соответствуют основным требованиям супружеской связи. Обыкновенное ползание Он утверждал, что в любви к ближнему реальный вопрос всегда заключался в ее близости и конкретности, нарушающей наш естественный эгоцентризм. OpenSubtitles2018.v3А я, кто всегда воспринимал мое окружение как личное оскорбление, я эгоцентричен? OpenSubtitles2018.v3 Но вы действительно самый эгоцентричный человек, которого я когда-либо встречал! WikiMatrixPiaget провела тест по изучению эгоцентризма, названный исследованием гор. MultiUn Делегация Корейской Народно-Демократической Республики считает, что меры по устранению эгоцентрической односторонности, которая использует Совет Безопасности всякий раз, когда это необходимо, и безжалостно отвергает ее, когда такой необходимости нет, должны составлять ядро реформы Giga-fren Детский мир точка зрения в это время по сути эгоцентрична. WikiMatrix Также возможно, что кому-то удастся избежать эгоцентрического мышления. jw2019Вы первыми сделали это, указав на эгоцентризм и стремление наживы как на настоящие причины. WikiMatrix Шесть сторон «тюрьмы» называются: патриархальные взгляды, эгоцентризм, научное единство взглядов, бюрократический менталитет, национализм (ксенофобия) и «взгляд на большой город» (страх перед природой). opensubtitles2Жадный, эгоцентричный, часто эгоистичный vatican.va С другой стороны, во имя идеи, вдохновленной эгоцентризмом и биоцентризмом, предлагается устранить онтологическое и аксиологическое различие между людьми и другими живыми существами, поскольку биосфера рассматривается как биотическое единство с недифференцированной ценностью. opensubtitles2 Слушайте, я пытался мыслить вне моего эгоцентрического способа общения, но мне интересно, может быть, Джек каким-то образом знал, что его еда была отравлена UN-2 Все доноры согласились, что должно быть лучшее разделение работы, но им помешали эгоцентрические рефлексы. WikiMatrixVisual планирование и координация действий, с другой стороны, использует абсолютные метрики, определенные через эгоцентрические системы отсчета, вычисляя фактические свойства объектов относительно наблюдателя. WikiMatrix Эгоцентрическое предубеждение — это склонность слишком полагаться на собственную точку зрения и / или иметь более высокое мнение о себе, чем реальность. WikiMatrixПосле роста из «эгоцентрической» или «предоперационной» стадии, достигнув «возраста разума», человек способен понимать намерения других людей. WikiMatrixНекоторые недостатки на этой стадии развития заключаются в том, что дети примерно 3-4 лет часто проявляют то, что называется эгоцентризмом, что означает, что ребенок не может видеть чужую точку зрения, они чувствуют себя так, как будто каждый другой человек испытывают те же события и чувства, что и они. opensubtitles2Fred, вы эгоцентричный springer В подростковом возрасте особая динамика процесса разлучения с родителями, отказ от взрослых как доверенных лиц и сопутствующий рост эгоцентризма могут иметь серьезные последствия. WikiMatrix Эгоцентризм возникает, когда ребенок не может отличить свою точку зрения от точки зрения другого человека. OpenSubtitles2018.v3Теперь это сенсорный эгоцентризм. WikiMatrix Что касается развивающейся личности, то в процессе взросления происходит движение от эгоцентризма к социальности. OpenSubtitles2018.v3 Беспощадность, ненадежность, эгоцентризм, эксцентричность …
Показаны страницы 1. Найдено 672 предложения соответствие фразы эгоцентризм.Найдено за 3 мс. Найдено за 0 мс.Накопители переводов создаются человеком, но выравниваются с помощью компьютера, что может вызвать ошибки. Они поступают из многих источников и не проверяются. Имейте в виду.
.
эгоцентризм — перевод — англо-испанский словарь
en Они очень эгоцентричны в своих усилиях и заботах.
jw2019 es Durante el año # se publicó el informe anual del Reino Unido, que abarca las solutiones en materia de Expedición de licencias ADVENTADAS a lo largo de # y detalla la Evolución política durante 9000 el pasado 9000 de 9000 определенные антропологические и «гуманистические» течения мысли, нацеленные на самореализацию и эгоцентрическое самопревосхождение, настолько идеализируют человеческую личность и брак, что в конечном итоге они отрицают психические способности большого числа людей, основываясь на элементах, которые не действуют. соответствуют основным требованиям супружеской связи.
vatican.va es Erica, tenías razón … al enfadarte.- ¿En serio?
ru Пиаже провел тест по исследованию эгоцентризма, названный «исследованием гор».
WikiMatrix es «Toto». О, Dios mío, Lo siento
en Делегация Корейской Народно-Демократической Республики считает, что меры по искоренению эгоцентрической односторонности, которая использует Совет Безопасности всякий раз, когда это необходимо, и безжалостно отвергает ее когда нет такой необходимости — должно составлять ядро реформы
MultiUn es Deberán establecerse las disiciones adecuadas para tener en cuenta las condiciones especiales de seguridad en los túneles de gran longitud
en Вы первые сделайте это, указав на эгоцентризм и желание наживы как на настоящие причины.
jw2019 es Comunicarán inmediatamente a la Comisión el texto de dichas disiciones así como un cuadro de corredencias entre las mismas y la presente Directiva
en Шесть сторон патриархального отношения к «тюрьме»: эгоцентризм, научное единство взглядов, бюрократический менталитет, национализм (ксенофобия) и «мировоззрение большого города» (страх перед природой).
WikiMatrix es Me temo que podría serriblemente adictivo.Esta noche ha encendido mi una lujuria insaciablemente perturbadora
en Жадный, эгоцентрический, часто эгоистичный
opensubtitles2 es Estados miembros
en С другой стороны, он вдохновлен биоцентризмом и вдохновлен идеей биоцентризма. предложил устранить онтологическое и аксиологическое различие между человеком и другими живыми существами, поскольку биосфера рассматривается как биотическое единство, имеющее недифференцированную ценность.
ватикан.va es No es un musulmán
en Все доноры согласились с тем, что должно быть лучшее разделение работы, но эгоцентрические рефлексы не позволили им сделать это.
UN-2 es Y es para eso que estoy acá, para apoyarlo
en Визуальное планирование и координация действий, с другой стороны, использует абсолютные метрики, определенные с помощью эгоцентрических систем отсчета, вычисляя фактические свойства объектов относительно наблюдателя.
WikiMatrix es el medio de transporte en la frontera
en Фред, ты эгоцентричный
opensubtitles2 es Bonito fajín
en Теперь это прикосновение эгоцентризма.
OpenSubtitles2018.v3 es Déjame en paz
en Ах, вечно эгоцентричная, бесчувственная молодежь сегодняшнего дня!
OpenSubtitles2018.v3 es Llevemos nuestros traseros adentro
en Потому что подлинное христианство — это не эгоцентрическая религия, ведущая к самоудовлетворению, уединению и клятвам молчания.
jw2019 es Había una anciana
en Настоящее исследование выявляет этику в организационной среде государственного учреждения, связанную с такими факторами, как эгоцентризм, доброта или доброжелательность и принципы.
scielo-abstract es Todo lo que mi maestro hace … es por una buena razón
en С другой стороны, регрессионный анализ показал, что более высокая отрицательная эгоцентрическая чувствительность и более низкая положительная межличностная чувствительность определяют более высокую уровни выгорания у онкологов.
scielo-abstract es Dos, tres, cuatro, cinco, seis, siete, ocho
en «Алекс — эгоцентрический мегаломаньяк с манией величия.»
OpenSubtitles2018.v3 es Debido a las grandes differencias entre especies animales y entre los animales y los seres humanos, los resultados preclínicos tienen un valor limitado para precir el efecto en los seres humanos
such as these Men
считаются эгоцентрическими личностями, поскольку все их мысли, планы и действия сосредоточены вокруг них самих, их эго. с расой и социальным классом: пример из венесуэльской литературы
scielo-title es Puedo arreglarme solo.- ¿Tienes un arma?
en Обе эти операции явились явным свидетельством эгоцентризма, расизма, дискриминации и посягательства на достоинство и независимость наций.
UN-2 es Creo que Michel sintió como si estuviera viviendo la vida del otro esa noche
en и скрывая свою нелепую эгоцентрическую ненависть к себе.
OpenSubtitles2018.v3 es Yo vi a ese hombre dispararte
en Ах ты, несчастный, эгоцентричный…
OpenSubtitles2018.v3 es No podrás sobrevivir ahí fuera tu sola
en Ему пришлось сыграть богатого … хвастливого, тщеславного, эгоцентричного нью-йоркского еврея.
OpenSubtitles2018.v3 es Una gobernanza adecuada se caracteriza por comportar relaciones abiertas y una aplicación Menos Estricta del Principio de Submitiariedad
en Они хотят быть счастливыми, эгоистичными и в то же время эгоистичными.
OpenSubtitles2018.v3 es Bonito fajín
en Говоря на ломаном английском, он представлен как скупой, анальный сдержанный, эгоцентричный, невротичный и навязчивый, тревожный и упрямый — черты, которые, возможно, помогли ему выжить в лагерях, но которые сильно раздражают его семью.
WikiMatrix es Antes de usar Actrapid.
egocentrism — Перевод на голландский — примеры английский
Эти примеры могут содержать грубые слова на основании вашего поиска.
Эти примеры могут содержать разговорные слова, основанные на вашем поиске.
А пока не время для апатии или эгоцентризма .
Het is nu namelijk niet de tijd voor apathie of egocentrisme .
В манифесте утверждалось, что в мире голландского искусства преобладает « эгоцентризм и господствующий западный этноцентризм».
Hierin gaven zij aan dat de Nederlandse kunstwereld werd gedomineerd door het ‘ egocentrisme en het dominante, westerse etnocentrisme’.
В Западной Европе это измерение исчезнет только тогда, когда радикальный эгоцентризм выйдет на первый план, потому что оба они — как показывает предпосылка маятниковой модели — антагонистичны.
В Западной Европе kwijnt zij pas weg wanneer het radicaal egocentrisme op de voorgrond treedt, want beide zijn — zoals het uitgangspunt van het Pendelmodel aantoont — antagonistisch.
Теория Пиаже в последние годы подвергается все большей критике, особенно за ее взгляд на стадии и эгоцентризм , упор на некомпетентность детей и невнимание к культурным и социальным аспектам (Graue and Walsh, 1998).
Теория Пиаже — это de laatste jaren onder toenemende kritiek komen te staan in het bijzonder m.b.t. zijn gezichtspunt op de fasen en egocentrisme , zijn nadruk op de incpetentie van kinderen en het geen aandacht besteden aan culturele en sociale aspecten (Grause en Walsh, 1998).
Они ждали бесчисленные десятилетия. Из-за неспособности короля — и его эгоцентризма — и отделенности от Источника — вся страна превратилась в пустошь.
Погружения, дверь het onvermogen van de koning — zijn egocentrisme en zijn afgesneden-zijn van de Bron — was het hele land een woesternij («пустошь») geworden.
Но скрытый яд радикального эгоцентризма подрывает эту положительную динамику одну за другой.
Door het sluipende gif van radicaal egocentrisme worden al die positieve Dynamieken evenwel én voor én ondermijnd.
Или вернемся к метафоре в нашей модели: в противовес основному течению радикального эгоцентризма ручьи пробиваются и превращаются в приток в направлении другого берега.
Of om terug te grijpen naar de vergelijking in ons model: haaks op de hoofdstroom van het radicaal egocentrisme banen beekjes zich een weg en groeien uit een zijstroom in de richting van de andere oever.
Негативное влияние Солнца проявляется в эгоцентризме , пренебрежении к чужим интересам, в болезнённом тщеславии.
De negatieve задействовал van De zon manifest в egotsentrizme , verzaking te apart interesseert, in pijnlijk amour-propre.
В то же время в моей работе есть повторяющиеся темы: человеческая уязвимость, человеческое состояние, человеческий эгоцентризм , капиталистический мир, который нас порабощает, а также проблемы, связанные с миграцией.
Tegelijk komen in mijn werk altijd dezelfde themesatieken voor: de kwetsbaarhieid van de mens, la condition humaine, het egocentrisme van de mens, de kapitalistische wereld waar we slaaf van zijn, maar ookatiek de migrantenproblem.
«Предоперационный этап — Эгоцентризм ».
Предложите пример
Другие результаты
Если церковный магистериум выражает серьезные опасения по поводу представлений об окружающей среде, вдохновленных экоцентризмом и биоцентризмом , то это потому, что такие представления устраняют различие в идентичности и ценности между человеком и другими живыми существами.
Als het leergezag van de Kerk ernstige bezwaren heeft tegen ideeën betreffende de natuur die worden ingegeven door ecocentrisme en biocentrisme , dan is dat omdat zulke noties het verschil in identifyiteoon en waarselde tussende.
И все же образ эгоцентрического человека вырисовывается из этой биографии.
En toch rijst er uit de biografie een beeld op van een egocentrische man.
Давным-давно они говорили о создании эгосинтонического или эгоцентрического общества .
Lang geleden spraken zij over het creëren van een egosyntonische of egocentrische samenleving.
Они экстраверты и капризны, эгоцентричны и театральны.
Ze zijn extravert, eerder grillig, egocentrisch en teatraal.
Из-за этого суперэго люди часто воспринимают Ангела-Человека как эгоцентрического .
Een Engelmens wordt door dit superego vaak als egoïstisch ervaren.
Это фундаментальное искажение человеческого опыта и совершает эгоцентрическую ложь.
Dit is een fundamentele vertekening van de menselijke ervaring en houdt een egocentrische leugen in stand.
Эти опасные и эгоцентрические должны быть отброшены и предоставлены самим себе.
Deze gevaarlijke en egocentrische figuren worden eruit geworpen en aan hun lot overgelaten.
Философия Ницше в целом не является эгоцентричной .
Нигде соло не приводит к эгоцентрическим вспышкам.
Это сделано для того, чтобы новорожденный не получил эгоцентрического персонажа .
Dit is om te voorkomen dat de baby een egocentrisch karakter krijgt.
.