Перцепция это: это восприятие мира человеком с помощью чувств и формирования образов

Содержание

ПЕРЦЕПЦИЯ — это… Что такое ПЕРЦЕПЦИЯ?

  • ПЕРЦЕПЦИЯ —         (лат. perceptio представление, восприятие, от percipio ощущаю, воспринимаю), в совр. психологии то же, что восприятие. Лейбниц употреблял термин «П.» для обозначения смутного и бессознат. восприятия («впечатления») в противоположность… …   Философская энциклопедия

  • ПЕРЦЕПЦИЯ — (от лат. percipio воспринимаю), восприятие (см.). Окружающая среда воздействует на нас в процессе нашей деятельности, и мы ее воспринимаем, перцепируем. Органом П., так же как и психики вообще, является наш мозг. П. не изолированный процесс, а… …   Большая медицинская энциклопедия

  • перцепция — восприятие, воспринятие Словарь русских синонимов. перцепция сущ., кол во синонимов: 2 • воспринятие (5) • …   Словарь синонимов

  • перцепция — (от лат. perceptio восприятие) процесс непосредственного активного отражения когнитивной сферой человека внешних и внутренних предметов (объектов), ситуаций, событий, явлений и т. п. (см. восприятие). Краткий психологический словарь. Р …   Большая психологическая энциклопедия

  • ПЕРЦЕПЦИЯ — (от латинского perceptio представление, восприятие), то же, что восприятие …   Современная энциклопедия

  • ПЕРЦЕПЦИЯ — (от лат. perceptio представление восприятие), то же, что восприятие. У Г. В. Лейбница смутное и бессознательное восприятие в противоположность ясному осознанию апперцепции …   Большой Энциклопедический словарь

  • ПЕРЦЕПЦИЯ — ПЕРЦЕПЦИЯ, перцепции, жен. (лат. perceptio) (филос.). Восприятие. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • ПЕРЦЕПЦИЯ — см. ВОСПРИЯТИЕ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 …   Энциклопедия социологии

  • ПЕРЦЕПЦИЯ — (от лат perceptio – восприятие). Чувственное восприятие, отражение вещей в сознании через органы чувств …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Перцепция — (от латинского perceptio представление, восприятие), то же, что восприятие.   …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ПЕРЦЕПЦИЯ — это… Что такое ПЕРЦЕПЦИЯ?

  • ПЕРЦЕПЦИЯ — (лат. perceptio). 1) прием, собирание, возвышение пошлин. 2) бессознательное восприятие, ощущение, отнесенное к причине, его произведшей (псих. т.). Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПЕРЦЕПЦИЯ [лат.… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ПЕРЦЕПЦИЯ —         (лат. perceptio представление, восприятие, от percipio ощущаю, воспринимаю), в совр. психологии то же, что восприятие. Лейбниц употреблял термин «П.» для обозначения смутного и бессознат. восприятия («впечатления») в противоположность… …   Философская энциклопедия

  • ПЕРЦЕПЦИЯ — (от лат. percipio воспринимаю), восприятие (см.). Окружающая среда воздействует на нас в процессе нашей деятельности, и мы ее воспринимаем, перцепируем. Органом П., так же как и психики вообще, является наш мозг. П. не изолированный процесс, а… …   Большая медицинская энциклопедия

  • перцепция — восприятие, воспринятие Словарь русских синонимов. перцепция сущ., кол во синонимов: 2 • воспринятие (5) • …   Словарь синонимов

  • перцепция — (от лат. perceptio восприятие) процесс непосредственного активного отражения когнитивной сферой человека внешних и внутренних предметов (объектов), ситуаций, событий, явлений и т. п. (см. восприятие). Краткий психологический словарь. Р …   Большая психологическая энциклопедия

  • ПЕРЦЕПЦИЯ — (от латинского perceptio представление, восприятие), то же, что восприятие …   Современная энциклопедия

  • ПЕРЦЕПЦИЯ — (от лат. perceptio представление восприятие), то же, что восприятие. У Г. В. Лейбница смутное и бессознательное восприятие в противоположность ясному осознанию апперцепции …   Большой Энциклопедический словарь

  • ПЕРЦЕПЦИЯ — см. ВОСПРИЯТИЕ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 …   Энциклопедия социологии

  • ПЕРЦЕПЦИЯ — (от лат perceptio – восприятие). Чувственное восприятие, отражение вещей в сознании через органы чувств …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Перцепция — (от латинского perceptio представление, восприятие), то же, что восприятие.   …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ПЕРЦЕПЦИЯ — это… Что такое ПЕРЦЕПЦИЯ?

  • ПЕРЦЕПЦИЯ — (лат. perceptio). 1) прием, собирание, возвышение пошлин. 2) бессознательное восприятие, ощущение, отнесенное к причине, его произведшей (псих. т.). Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПЕРЦЕПЦИЯ [лат.… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ПЕРЦЕПЦИЯ —         (лат. perceptio представление, восприятие, от percipio ощущаю, воспринимаю), в совр. психологии то же, что восприятие. Лейбниц употреблял термин «П.» для обозначения смутного и бессознат. восприятия («впечатления») в противоположность… …   Философская энциклопедия

  • перцепция — восприятие, воспринятие Словарь русских синонимов. перцепция сущ., кол во синонимов: 2 • воспринятие (5) • …   Словарь синонимов

  • перцепция — (от лат. perceptio восприятие) процесс непосредственного активного отражения когнитивной сферой человека внешних и внутренних предметов (объектов), ситуаций, событий, явлений и т. п. (см. восприятие). Краткий психологический словарь. Р …   Большая психологическая энциклопедия

  • ПЕРЦЕПЦИЯ — (от латинского perceptio представление, восприятие), то же, что восприятие …   Современная энциклопедия

  • ПЕРЦЕПЦИЯ — (от лат. perceptio представление восприятие), то же, что восприятие. У Г. В. Лейбница смутное и бессознательное восприятие в противоположность ясному осознанию апперцепции …   Большой Энциклопедический словарь

  • ПЕРЦЕПЦИЯ — ПЕРЦЕПЦИЯ, перцепции, жен. (лат. perceptio) (филос.). Восприятие. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • ПЕРЦЕПЦИЯ — см. ВОСПРИЯТИЕ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 …   Энциклопедия социологии

  • ПЕРЦЕПЦИЯ — (от лат perceptio – восприятие). Чувственное восприятие, отражение вещей в сознании через органы чувств …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Перцепция — (от латинского perceptio представление, восприятие), то же, что восприятие.   …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ПЕРЦЕПЦИЯ — Новая философская энциклопедия

    ПЕРЦЕПЦИЯ (лат. perceptio – представление, восприятие, от percipio – ощущаю, воспринимаю) – в совр. психологии то же, что восприятие. Лейбниц употреблял термин «перцепция» для обозначения смутного и бессознательного восприятия («впечатления») в противоположность ясному его осознанию – апперцепции.


    Источник:
    Новая философская энциклопедия
    на Gufo.me


    Значения в других словарях

    1. перцепция —
      (лат. perceptio представление, восприятие) 1) Восприятие; непосредственное отражение объективной действительности органами чувств, обеспечивающее ориентацию индивидуума в окружающем мире…
      Словарь лингвистических терминов Жеребило
    2. перцепция —
      орф. перцепция, -и
      Орфографический словарь Лопатина
    3. перцепция —
      ПЕРЦЕПЦИЯ см. Перципировать.
      Толковый словарь Кузнецова
    4. перцепция —
      Перцепции, ж. [лат. perceptio] (филос.). Восприятие.
      Большой словарь иностранных слов
    5. Перцепция —
      (лат. perceptio — представление, восприятие, от percipio — ощущаю, воспринимаю) в современной психологии то же, что Восприятие. Г. Лейбниц употреблял термин «П.
      Большая советская энциклопедия
    6. перцепция —
      Восприятие, непосредственное отражение действительности органами чувств. В акте коммуникации главным образом зрительную и слуховую перцепцию. Толковый переводоведческий словарь / Л.Л. Нелюбин. — 3-е изд., перераб. — М.: Флинта: Наука, 2003
      Толковый переводоведческий словарь
    7. перцепция —
      сущ., кол-во синонимов: 2 воспринятие 5 восприятие 20
      Словарь синонимов русского языка
    8. ПЕРЦЕПЦИЯ —
      ПЕРЦЕПЦИЯ см. ВОСПРИЯТИЕ.
      Социологический словарь
    9. перцепция —
      перцепция ж. Отражение предметов и явлений реального мира в их целом во время воздействия их на наши органы чувств; восприятие.
      Толковый словарь Ефремовой
    10. перцепция —
      ПЕРЦ’ЕПЦИЯ, перцепции, ·жен. (·лат. perceptio) (филос.). Восприятие.
      Толковый словарь Ушакова
    11. перцепция —
      -и, ж. психол. Непосредственное отражение действительности органами чувств; восприятие. [лат. perceptio]
      Малый академический словарь
    12. Перцепция —
      См. Восприятие.
      Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
    13. перцепция —
      ПЕРЦЕПЦИЯ Отражение действительности в ощущениях и восприятиях; часто используется как синоним восприятия. — социальная перцепция. Восприятие, понимание и оценка спортсменом своих партнеров, соперников, самого себя, спортивной команды и т.
      Словарь спортивных терминов
    14. перцепция —
      Перцепция, перцепции, перцепции, перцепций, перцепции, перцепциям, перцепцию, перцепции, перцепцией, перцепциею, перцепциями, перцепции, перцепциях
      Грамматический словарь Зализняка
    15. ПЕРЦЕПЦИЯ —
      ПЕРЦЕПЦИЯ (от лат. perceptio — представление, восприятие) — то же, что восприятие. У Г. В. Лейбница — смутное и бессознательное восприятие в противоположность ясному осознанию — апперцепции.
      Большой энциклопедический словарь

    ПЕРЦЕПЦИЯ — это… Что такое ПЕРЦЕПЦИЯ?

  • ПЕРЦЕПЦИЯ — (лат. perceptio). 1) прием, собирание, возвышение пошлин. 2) бессознательное восприятие, ощущение, отнесенное к причине, его произведшей (псих. т.). Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПЕРЦЕПЦИЯ [лат.… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ПЕРЦЕПЦИЯ —         (лат. perceptio представление, восприятие, от percipio ощущаю, воспринимаю), в совр. психологии то же, что восприятие. Лейбниц употреблял термин «П.» для обозначения смутного и бессознат. восприятия («впечатления») в противоположность… …   Философская энциклопедия

  • ПЕРЦЕПЦИЯ — (от лат. percipio воспринимаю), восприятие (см.). Окружающая среда воздействует на нас в процессе нашей деятельности, и мы ее воспринимаем, перцепируем. Органом П., так же как и психики вообще, является наш мозг. П. не изолированный процесс, а… …   Большая медицинская энциклопедия

  • перцепция — восприятие, воспринятие Словарь русских синонимов. перцепция сущ., кол во синонимов: 2 • воспринятие (5) • …   Словарь синонимов

  • перцепция — (от лат. perceptio восприятие) процесс непосредственного активного отражения когнитивной сферой человека внешних и внутренних предметов (объектов), ситуаций, событий, явлений и т. п. (см. восприятие). Краткий психологический словарь. Р …   Большая психологическая энциклопедия

  • ПЕРЦЕПЦИЯ — (от лат. perceptio представление восприятие), то же, что восприятие. У Г. В. Лейбница смутное и бессознательное восприятие в противоположность ясному осознанию апперцепции …   Большой Энциклопедический словарь

  • ПЕРЦЕПЦИЯ — ПЕРЦЕПЦИЯ, перцепции, жен. (лат. perceptio) (филос.). Восприятие. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • ПЕРЦЕПЦИЯ — см. ВОСПРИЯТИЕ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 …   Энциклопедия социологии

  • ПЕРЦЕПЦИЯ — (от лат perceptio – восприятие). Чувственное восприятие, отражение вещей в сознании через органы чувств …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Перцепция — (от латинского perceptio представление, восприятие), то же, что восприятие.   …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Восприятие (перцепция) (perception) — это… Что такое Восприятие (перцепция) (perception)?

    Под восприятием, или перцепцией, понимается как субъективный опыт получения сенсорной информации о мире людей, вещей и событий, так и те психол. процессы, благодаря к-рым это совершается.

    Классическая теория

    Представление о том, что все наши мысли и впечатления составляются из конечного множества сенсорных «идей», последовательно развивалось английскими философами (эмпириками и ассоцианистами) от Гоббса, Локка и Беркли до Джеймса Милля и Джона Стюарта Милля. Научное изучение восприятия началось в рамках физиологической психологии с попыток Иоганнеса Мюллера в 1838 году разделить сенсорный опыт на такие модальности, как зрение, осязание и обоняние. При более глубоком анализе оказывается, что с виду целостный — «без единого шва» — мир, каким он дан в В., собран из фрагментов поступающего по отдельным каналам опыта, каждый из к-рых находится в полной зависимости от действия специфических, поддающихся идентификации частей сенсорного отдела НС, и потому лишь косвенно отражает состояние актуального физ. мира.

    Герман фон Гельмгольц предпринял попытку подразделить сами эти сенсорные модальности на элементарные ощущения, каждое из к-рых отражает воздействие, в норме являющееся результатом раздражения физ. энергией определенного вида специфических рецепторных (нервных) клеток, приспособившихся в процессе эволюции реагировать только на «специфическую энергию» (термин И. Мюллера). Примерно в то же время Г. Т. Фехнер разраб. психофизические методы для измерения воздействия на чувственный опыт едва заметных различий в стимуляции, предусматривающие гармоничное сочетание психол. и физиолог. инструментов в исслед. сенсорики.

    Исслед. сенсорной сферы, направляемые этими и др., конкурирующими, теориями, продолжаются в неск. научных областях. Однако главным критерием психол. значимости таких исслед. сенсорики служит то, насколько хорошо они объясняют свойства воспринимаемого мира. Во всем, что упоминалось до настоящего момента, обойдены молчанием самые важные свойства вещей и событий — форма, светлота, удаленность, движение, мелодический строй, тембр голоса и смысл высказываний.


    Согласно классической теории, об этих существенных свойствах мира мы узнаем не из зрительных и слуховых ощущений, а из сложных перцептивных образов, складывающихся в рез-те научения.

    Этим определяется первый этап и направление исслед. перцепции, среди к-рых наиболее показательными являются исслед. зрительного восприятия пространства.

    Восприятие пространства. В. третьего измерения ставит перед философами, физиологами и психологами особую проблему, так как попадающего в глаз двумерного светового потока явно недостаточно для однозначного определения трех измерений. Впрочем, различные естественные среды порождают характерные двумерные паттерны, к-рые имеют тенденцию связываться с разной близостью и удаленностью, и потому предлагают нашему вниманию признаки третьего измерения. Одна старая и прочная теория утверждает, что В. глубины опирается на такие признаки. Поскольку пользование этими признаками не требует никаких сознательных умозаключений, их называют признаками глубины, предполагающими скорее непосредственную психол. реакцию, чем ответ на основе сознательного логического вывода.

    В ранних версиях классической теории В. предполагалось, что В. глубины достигается благодаря приобретаемым (с опытом) связям между такими визуальными признаками и мнемическими следами мышечных и осязательных ощущений. Однако Торндайк доказал, что нек-рые виды животных могут адекватно реагировать на визуальные признаки глубины, вообще не имея соответствующего зрительного опыта, — вывод, подтвержденный и развитый в исслед. Э. Дж. Гибсон и Р. Уолка. Т. о., в добавление к предполагаемым классической теорией основным ощущениям цвета и оттенков (серого) возникла необходимость установить врожденный механизм зрительного реагирования на глубину. По всей видимости, классическая теория требует коренного пересмотра.

    Константность и иллюзии восприятия. Наши восприятия обычно лучше согласуются с устойчивыми качествами объекта, чем с вызываемой ими кратковременной стимуляцией сенсорного входа. Например, в нормальных условиях мы воспринимаем величину предмета совершенно неизменной, хотя по мере приближения к нему размеры его изображения на сетчатке глаза существенно увеличиваются. Однако в геометрических иллюзиях воспринимаемый размер объекта, при неизменности его фактических размеров и размеров ретинального (сетчаточного) изображения, разительно изменяется от добавления к нему лишь неск. наклонных линий. Иллюзии размера, формы, цвета и др. качеств, как правило, весьма устойчивы и встречаются в нашей жизни повсюду.

    Классическое объяснение феноменов константности сводится к тому, что мы учимся принимать в расчет признаки глубины при оценивании размеров объектов, признаки освещенности — при оценивании их яркости и т. д. Хотя такое научение, происходящее в процессе нашего знакомства с миром, выглядит правдоподобным объяснением константности восприятия, еще нужно объяснить, почему такой опыт должен вызывать у нас иллюзии восприятия.

    Феномены перцептивной организации. Перцептивная организация — последний серьезный вызов, к-рый феномены В. бросают классической теории. В основе феноменов перцептивной организации лежит выделение фигуры из фона. Фигура — это область пространства или совокупность образующих контур линий, обладающие узнаваемой формой. Т. о., факторы, влияющие на разграничение фигуры и фона, играют решающую роль в определении того, что станет объектом нашего восприятия. Эти факторы изучались в основном в рамках самого известного из всех оппозиционных классическому подходу направлений, а именно в гештальт-психологии.

    Гештальт-теория

    В этой теории, связываемой преимущественно с именами Макса Вертгеймера, Вольфганга Кёлера и Курта Коффки, определенная конфигурация (Gestalt) стимулирующих энергий, а не энергия как таковая, признается существенным свойством стимула, на к-рое реагирует НС. Между стимульным паттерном и реакцией стоят такие «законы организации», как «закон хорошего продолжения», согласно к-рому мы воспринимаем состоящую из фигуры и фона структуру, прерывающую наименее плавно продолжающиеся линии. Хотя такие наглядные демонстрации не подвергались ни количественной оценке, ни объективному исслед., их вряд ли можно отнести к нерегулярно наблюдаемым явлениям в сфере В.

    Чтобы «выковать» теорию из таких демонстраций, гештальтисты выдвинули ряд понятий, касающихся организации НС, к-рые коренным образом отличались от взглядов того времени. К настоящему времени от них полностью отказались, но попытки сформулировать законы перцептивной организации в объективной форме продолжаются до сих пор. В основном эти попытки базируются на следующем принципе: наблюдатель воспринимает такую простейшую структуру, к-рую можно привести в соответствие со специфическим паттерном стимуляции. Однако ни одна из этих попыток пока не увенчалась успехом, и совр. версии классического подхода могут даже лучше объяснять мн. гештальт-феномены, чем это делают гештальт-теория или ее последователи.

    Пересмотренная классическая теория

    Одна старая точка зрения, к-рую все больше поддерживают в последние годы, заключается в том, что и феномены константности, и иллюзии — это две стороны одного процесса, а именно: мы воспринимаем те объекты или события, к-рые в обычных условиях чаще всего служат причиной сенсорной стимуляции, испытываемой нами в данный момент. Согласно этому, наблюдатель должен делать что-то наподобие перцептивных умозаключений или выводов, к-рые, как правило, бывают верными, но иногда оказываются ошибочными.

    Эту теорию трудно проверить, так как перцептивные умозаключения — ненаблюдаемые переменные. Брунсвик переформулировал ее: попадающий в глаз свет обычно содержит в своем составе группы признаков, снабжающие нас информацией о регулярных физ. свойствах окружающей среды. Любой отдельный признак имеет нек-рую вероятность оказаться правильным — т. е. обладает своего рода «экологической валидностью», — и наблюдатель выучивается полагаться на каждый признак соответственно его вероятности.

    Для данного варианта классической теории В. описанный гештальтистами феномен «фигура/фон» — это просто перцептивный вывод о том, какая сторона контура (внутренняя или внешняя) относится к поверхности объекта, а законы орг-ции — просто набор вероятностных признаков, на к-рых такие выводы базируются.

    Для проверки этой теории необходимо располагать информацией об экологических валидностях разнообразных признаков, собранной в ходе «экологических съемок» тех сред, воздействию к-рых обычно подвергаются наблюдатели. Однако для того, чтобы результаты таких съемок поддавались однозначной интерпретации, нужно прежде всего знать, к выделению каких признаков приспособлена конкретная сенсорная система, — вопрос, вызывающий в настоящее время повышенный интерес.

    Современная сенсорная физиология

    Современники Гельмгольца, Эвальд Геринг и Эрнст Мах, высказали предположение, что строение сенсорных отделов НС может служить явным и непосредственным объяснением, по крайней мере, нек-рых видов перцептивной константности и восприятия относительной удаленности объектов от наблюдателя. За последние неск. десятков лет было установлено, что сети латеральных связей, к-рые могли бы выполнять такие сложные сенсорные функции, существуют как между рецепторами, так и на высших уровнях НС. Особенно важным для совр. научной мысли стало предположение Геринга о структурной орг-ции рецепторов в виде оппонентных (функционально противоположных) пар. Напр., одни клеточные структуры обеспечивают либо ощущение красного, либо ощущение зеленого, но не оба этих ощущения, тогда как др. обеспечивают ощущения либо синего, либо желтого цвета. Структуры, действующие как оппонентные пары и, вероятно, выполняющие эту функцию, были выявлены с помощью нейрофизиологических методов, что существенно повлияло на развитие совр. теорий цветового зрения и сенсорной физиол. в целом. Тем не менее до сих пор неизвестно, играют ли вообще какую-то роль такие «кодочувствительные» сети в В. иллюзий и в феноменах константности и перцептивной орг-ции, но сам факт доказательства их существования делает более правдоподобным предположение о том, что мн. видимые качества физ. мира зависят от непосредственной реакции специфического сенсорного механизма.

    Непосредственное восприятие

    Распространяющийся в направлении глаза свет называют оптическим строем (optic array), в отличие от актуально формируемого в глазу ретинального изображения. Вследствие двигательного параллакса объекты окружающего мира, находящиеся на разных расстояниях от наблюдателя, при движении последнего будут в различной степени смещаться в объемлющем их оптическом строе. В самой радикальной из всех «прямых» теорий В., принадлежащей Дж. Гибсону, утверждается, что оптический строй наблюдателя, перемещающегося в обычной среде, содержит достаточно информации для точного определения его нервной системой характерных свойств, сцен и событий в физ. мире, и что наши восприятия этих свойств являются непосредственными реакциями на эту информацию. Мы способны обнаруживать аспекты стимуляции, к-рые отражают размер, форму и др. свойства объекта, хотя его удаленность и угол наклона — а значит и его ретинальное изображение — могут изменяться.

    Привлекательность этой теории заключается в том, что она предлагает полностью отказаться от объяснения Гельмгольцем феноменов В. ментальными процессами, обходя тем самым связанные с ним теор. трудности в виде бессознательных умозаключений. Несмотря на отдельные попытки математического анализа двигательного параллакса, никаких доказательств использования («непосредственного» или к.-л. еще) такой информации предложено не было; совр. состояние этого вопроса позволяет с уверенностью сказать только одно: есть данные, согласно к-рым вызываемая движением информация не настолько эффективна в человеческом восприятии, как того требует теория Гибсона.

    Проверка классической теории восприятия

    Три линии продолжающихся и поныне исслед. с самого начала выглядели наиболее подходящими для проверки или корректировки классической теории.

    Перцептивное развитие в младенчестве. У нек-рых биологических видов действительно существуют сенсорные структуры, к-рые непосредственно реагируют на ряд признаков глубины. Что касается человека, совр. исслед. перцептивных возможностей младенцев отодвинули назад во времени ту стадию, на к-рой, как ранее считалось, малыши становятся перцептивно компетентными. Одним из результатов этих исслед. стало обнаружение константности размера в восприятии детей, к-рым исполнилось всего несколько недель. Но в отношении чистоты таких результатов часто высказываются сомнения, так как к моменту проведения экспериментов младенцы уже обладали слишком большим опытом В. третьего измерения, чтобы предоставить убедительные доказательства врожденности механизмов В. удаленности и размера у людей.

    Поскольку с очень маленькими детьми чрезвычайно трудно проводить доказательные исслед., в качестве заменителя часто предлагался метод перцептивного переучивания, при к-ром используется преобразованный входной сигнал от органов чувств (или, более конкретно, оптическая трансформация ретинального изображения).

    Адаптация к трансформациям ретинального изображения. Гельмгольц утверждал, что если бы перцептивная реакция на к.-л. стимул была врожденной, ее невозможно было бы изменить при помощи обучения. К настоящему времени проведено необозримое количество исслед. адаптации (наряду с послеэффектами) к измененному отношению между сенсорным входом и физ. миром, а также между действием и сенсорным отображением его результата. Хотя результаты этих исслед. сами по себе важны, они не могут служить доказательством приобретенности к.-л. конкретной перцептивной реакции, поскольку допущение о том, что переучиваемость служит прямым опровержением врожденности, не имеет под собой оснований. В. направления (или положения точки в зрительном поле) действительно врожденно детерминировано у цыплят — призмы вызывают у них смещение направления клевков даже при полном отсутствии зрительного опыта на момент проведения эксперимента, — однако и они демонстрируют адаптацию и послеэффекты в том случае, если носят призмы достаточно долго.

    Поисковые исследования каналов первичной обработки сложных сенсорных признаков. У чел., долго смотрящего на водопад, снижается чувствительность к низвергающимся вниз потокам воды (адаптация), а неподвижные, торчащие из нее камни начинают казаться движущимися вверх (послеэффект). Такие феномены долгое время использовались в качестве доказательства существования нейронов-детекторов для обнаружения движения, — в данном случае детекторов нисходящего движения, чувствительность к-рых оказалась (вследствие утомления) сниженной относительно детекторов восходящего движения. Сейчас мы располагаем надежными — прямыми и косвенными — доказательствами существования таких сенсорных механизмов.

    В последние годы высказывались предположения о множестве др. типов каналов обработки сенсорной информации, каждый из них чувствителен к одному из сложных свойств стимуляции: от детекторов края и очертаний тени до детекторов решеток с определенным размером ячеек («пространственно-частотные каналы»), посредством к-рых зрительная система производит Фурье-анализ ретинального изображения. И все же на этом пути не было найдено никаких фактических доказательств конкретного вклада таких механизмов в наше восприятие мира; да и само открытие сенсорных детекторов не помогло упростить теорию В. за счет отказа от рассмотрения компонентов вывода, положенных в основу классической теории, потому что эти компоненты тоже непосредственно доказуемы.

    Доказательства интеллектуальной организации восприятия

    Три осн. линии эксперим. данных определяют верхние границы области, в к-рой наши восприятия мира еще можно полностью объяснить как непосредственные сенсорные реакции.

    Перцептивные увязки и вычисления. Согласно классической теории, нек-рые воспринимаемые свойства, такие как размер и удаленность объекта, не могут варьироваться независимо; они связываются попарно и изменяются согласованно, так что не могут быть объяснены только действием сенсорных механизмов или только специфическим паттерном стимуляции. В восприятии такое увязывание отдельных свойств мира демонстрировалось многократно. И хотя степень, природа и структура перцептивных увязок еще недостаточно изучены, сам факт, что всегда можно продемонстрировать существование таких напоминающих логический вывод или вычисление процессов, ограничивает наши надежды на объяснения В. в виде непосредственной реакции на стимуляцию.

    Интеграция последовательности мимолетных взглядов. Хорошо известно, что мы можем различать мелкие детали объекта лишь в том случае, когда его проекция попадает в фовеа — небольшую область в центре сетчатки. Глаза совершают быстрые прицельные движения (называемые саккадами) по различным частям рассматриваемого объекта, наблюдаемой сцены или читаемого текста, обеспечивая наблюдателю (или читателю) получение подробной информации. Всякий раз, когда глаза совершают такие движения, происходит соответствующее смещение изображения любого — в действительности неподвижного — объекта на сетчатке. В связи с этим возникают два взаимосвязанных вопроса: почему в нашем восприятии мир остается неподвижным при каждом таком смещении ретинального изображения и как мы собираем содержимое этих последовательных мимолетных взглядов в единый образ объекта или сцены?

    Что касается первого вопроса, то еще Гельмгольц выдвинул предположение, согласно к-рому мы способны учитывать направление и протяженность движения, совершаемого глазом «по нашему приказу», и это объяснение, облаченное в более или менее совр. наряд, все еще остается жизнеспособным. Второму вопросу до последнего времени не уделялось должного внимания. Тем не менее изучение того, как люди читают, рассматривают картины и как им удается воссоздавать пространство действия и конструировать события из последовательности теле- и кинокадров, ясно показывает: мы используем наши знания о мире для сохранения в памяти входного сигнала в виде последовательности мимолетных взглядов и для управления перцептивным обследованием тех участков, к-рые еще не были осмотрены. Эти наши способности просто невозможно объяснить как непосредственное реагирование на стимуляцию.

    Реакция на кратковременные визуальные стимулы. Исслед. с использованием кратковременных визуальных стимулов, предъявляемых с помощью тахистоскопа, показывают, что считываемую сенсорными механизмами информацию, независимо от сложности задействованных механизмов, не удается целиком объяснить тем, что испытуемые, по их отчетам, успели увидеть при столь короткой экспозиции. Слова или картинки, более знакомые наблюдателю, более ожидаемые им или в большей степени соответствующие его интересам и заботам, обнаруживаются им при меньшем времени экспозиции. Эти эффекты, даже если они не имеют однозначного объяснения, свидетельствуют явно не в пользу понимания В. как непосредственной реакции на стимул.

    См. также Контекстуальные ассоциации, Иллюзии, Перцептивная организация, Бессознательные умозаключения

    Дж. Хохберг

    .

    перцепция — это… Что такое перцепция?

  • ПЕРЦЕПЦИЯ — (лат. perceptio). 1) прием, собирание, возвышение пошлин. 2) бессознательное восприятие, ощущение, отнесенное к причине, его произведшей (псих. т.). Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПЕРЦЕПЦИЯ [лат.… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ПЕРЦЕПЦИЯ —         (лат. perceptio представление, восприятие, от percipio ощущаю, воспринимаю), в совр. психологии то же, что восприятие. Лейбниц употреблял термин «П.» для обозначения смутного и бессознат. восприятия («впечатления») в противоположность… …   Философская энциклопедия

  • ПЕРЦЕПЦИЯ — (от лат. percipio воспринимаю), восприятие (см.). Окружающая среда воздействует на нас в процессе нашей деятельности, и мы ее воспринимаем, перцепируем. Органом П., так же как и психики вообще, является наш мозг. П. не изолированный процесс, а… …   Большая медицинская энциклопедия

  • перцепция — восприятие, воспринятие Словарь русских синонимов. перцепция сущ., кол во синонимов: 2 • воспринятие (5) • …   Словарь синонимов

  • перцепция — (от лат. perceptio восприятие) процесс непосредственного активного отражения когнитивной сферой человека внешних и внутренних предметов (объектов), ситуаций, событий, явлений и т. п. (см. восприятие). Краткий психологический словарь. Р …   Большая психологическая энциклопедия

  • ПЕРЦЕПЦИЯ — (от латинского perceptio представление, восприятие), то же, что восприятие …   Современная энциклопедия

  • ПЕРЦЕПЦИЯ — (от лат. perceptio представление восприятие), то же, что восприятие. У Г. В. Лейбница смутное и бессознательное восприятие в противоположность ясному осознанию апперцепции …   Большой Энциклопедический словарь

  • ПЕРЦЕПЦИЯ — ПЕРЦЕПЦИЯ, перцепции, жен. (лат. perceptio) (филос.). Восприятие. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • ПЕРЦЕПЦИЯ — см. ВОСПРИЯТИЕ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 …   Энциклопедия социологии

  • ПЕРЦЕПЦИЯ — (от лат perceptio – восприятие). Чувственное восприятие, отражение вещей в сознании через органы чувств …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Перцепция — (от латинского perceptio представление, восприятие), то же, что восприятие.   …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Что такое восприятие? определение, факторы, процесс и важность

    Определение : Восприятие — это процесс , с помощью которого люди рассматривают, анализируют, извлекают и реагируют на любую информацию из окружающей среды . Например, одни люди счастливы зарабатывать деньги, в то время как другие счастливы тратить деньги.

    Факторы, влияющие на восприятие

    Факторы, влияющие на восприятие, показаны на рисунке ниже:

    factors which affect perception Процесс восприятия

    • Прием : В этом процессе человек получает информацию через стимулы.
    • Выбор : Это определяется двумя типами факторов:
      • Внешние факторы : это размер, интенсивность, близость, движение и новизна.
      • Внутренние факторы : Это отношение, мотивы, опыт, интересы и ожидания.
    • Организация : это процесс, с помощью которого мы сортируем стимулы в значимый паттерн. Он включает в себя следующее:
      • Группировка : Объединение стимулов на основании сходства.
      • Близость : близость стимулов друг к другу, влияющая на восприятие.
      • Замыкание : Это способность организовывать стимулы так, чтобы вместе они образовывали единый паттерн.
    • Интерпретация : Это формирование представления об информации, которая воспринимается, отбирается и систематизируется. Он включает в себя следующие явления: эффект первичности, избирательное восприятие, стереотипирование, эффект ореола, эффект проекции и ожидания.Это типы ошибок восприятия.
      • Эффект первенства / недавнего времени : Первое впечатление дается самому важному, так называемому эффекту первенства. С другой стороны, эффект недавнего времени заключается в том, что люди запоминают последние события больше, чем менее недавние.
      • Стереотипы : Это эффект, вызванный формированием определенного представления о категории стимулов и обобщением этого понятия для встреч с каждым членом этой категории. На самом деле существует разница между воспринимаемым понятием каждой категории и фактическими характеристиками ее членов.Это может повлиять на процесс собеседования в организации.
      • Эффект ореола : Это процесс обобщения от всестороннего анализа до одного атрибута или характеристики. Отрицательный эффект ореола известен как эффект обратного ореола. Это влияет на аттестацию сотрудников в компании.
      • Проекция : Это механизм психологической защиты, который заставляет человека сравнивать свои отрицательные черты с другими людьми и делать вывод, что они живут лучше, чем другие.Проверка восприятия сводит к минимуму негативные эффекты проецирования.
      • Избирательное восприятие : Это означает, что человек видит, чувствует или слышит то, что он хочет, и пропускает другую информацию, которая не соответствует его мнению.
      • Эффект ожидания : Это тенденция человека интерпретировать любого человека или объект на основе того, как он ожидает, что этот человек или объект будут в первую очередь. Его еще называют эффектом Пигмалиона.

    perceptual framework Восприятие — это интеллектуальный, психологический процесс, который является субъективным, поскольку люди по-разному воспринимают похожие события.

    Важность восприятия

    Восприятие играет ключевую роль в организации, поскольку влияет на следующее:

    Следовательно, в процессе восприятия мы придаем смысл окружающему миру.

    ,

    Simple English Wikipedia, бесплатная энциклопедия

    В психологии и когнитивных науках восприятие — это процесс получения, интерпретации, отбора и организации сенсорной информации. [1] Он включает сбор данных от органов чувств до интерпретации, производимой мозгом. Учти это. Световые лучи попадают в наши глаза, и мозг работает с этой информацией, чтобы построить нашу мысленную картину того, что происходит «снаружи». Восприятие — это намного больше, чем просто «поступающая информация».Это активный процесс .

    Есть много способов изучить восприятие. Есть биологические или физиологические подходы, психологические подходы через философию разума и экспериментов. Есть исследования таких философов, как Дэвид Хьюм, Джон Локк, Джордж Беркли.

    История изучения восприятия [изменить | изменить источник]

    Восприятие — одна из старейших областей научной психологии, и существует множество теорий о том, как она работает.Закон Вебера-Фехнера количественно определяет взаимосвязь между интенсивностью физических стимулов и их перцептивными эффектами. Именно изучение восприятия положило начало гештальт-школе психологии с упором на целостный подход.

    1. ↑ Слово восприятие происходит от латинского perception-, percepio и означает «получение, сбор, действие по овладению, восприятие разумом или чувствами» — OED.com.
    • Арнхейм Р.1969. Визуальное мышление . Беркли: Калифорнийский университет Press. ISBN 978-0-520-24226-5.
    • Фланаган Дж. Р., Ледерман С. Дж. 2001. Нейробиология: ощущения неровностей и дыр, Новости и обзоры, Nature , 412 (6845): 389–91.
    • Грегори Р.Л. 1966. Глаз и мозг: психология зрения . Лондон: Вайденфельд и Николсон; 5-е издание, 1997 г., Oxford University Press / Princeton University Press. ISBN 0-691-04837-1
    • Грегори Р.Л. 1981. Разум в науке: история объяснений психологии и физики . Лондон: Вайденфельд и Николсон; США: КУБОК. Мягкая обложка, Перегрин.
    • Поппер А.Н. И Платт С. 1993. Внутреннее ухо и боковая линия костистых рыб. В Evans D.H. The Physiology of Fish . CRC Press. стр. 99-136. ISBN 978-0-8493-8042-6
    • Роблес-де-ла-Торре, Г. Важность осязания в виртуальной и реальной среде. IEEE Multimedia 13 (3), Специальный выпуск по тактильным пользовательским интерфейсам для мультимедийных систем, стр.24–30 (2006).

    ,

    определение восприятия по The Free Dictionary

    per • cep •tion

    (pərˈsɛp ʃən)

    n.

    1. действие или способность восприятия посредством чувств или разума; познание; осознание.

    2. единое объединенное осознание, полученное на основе сенсорных процессов при наличии стимула.

    3. немедленное или интуитивное признание или оценка моральных, психологических или эстетических качеств; в поле зрения; проницательность.

    4. результат или продукт восприятия; перцепции.

    [1350–1400; Среднеанглийский язык ( perceptiō собирание, восприятие. См. Восприятие, -tion)

    per • cep′tion • al, прил.

    Perception

    система философского идеализма, разработанная Джорджем Беркли (1685? — 1753), особенно его догмат о том, что физический мир не имеет независимой реальности, но существует как восприятие божественного разума и конечного разума человека.Также Берклиизм. Berkeleian, Berkeleyan, n., Прил.

    Медицина. ассоциация воображаемых ощущений цвета с реальным восприятием слуха, вкуса или запаха. Также называется фотизм , цветной слух . Ср. синестезия.

    комбинация органических ощущений, составляющих осознание человеком своего телесного существования. — ценестетик, ценестетик, прил.

    нарушение любого из органов чувств.

    Медицина. — чувство, с помощью которого воспринимаются движение, вес, положение и т. Д. — кинестетик, прил.

    крайняя острота или чувствительность вкусовых ощущений.

    чрезвычайно повышенная острота зрения, вызванная повышенной чувствительностью сетчатки.

    повышенная острота обоняния.

    общее или коллективное переживание всех ощущений или всех чувств. — панестетик, панестетик, прил.

    любые ненормальные физические ощущения, такие как зуд, щекотка и т. Д. — парестетические, парастетические, прил.

    видение или иное восприятие чего-то, что не имеет физической или объективной реальности, как привидение или другое сверхъестественное привидение. Также phantasma . См. Также изображения; философии.

    звук или слуховое ощущение, вызванное раздражителем другого чувства, например вкусом, запахом и т. Д.

    хроместезия.

    сенсорный аппарат тела в целом; место физического ощущения, которое воображается в сером веществе мозга.

    Медицина. вторичное ощущение, сопровождающее реальное восприятие, например восприятие звука как цвета или ощущение прикосновения в месте, находящемся на некотором расстоянии от реального места прикосновения. Ср. хроместезия. синестетик, синестетик, прил.

    форма экстрасенсорного восприятия, работающая на расстоянии и позволяющая столь одаренному наблюдателю воспринимать события, объекты и т. Д. На большом расстоянии. — телестетический, телестетический, прил.

    .

    Восприятие — когнитивные способности CogniFit

    Восприятие — это способность фиксировать, обрабатывать и активно осмысливать информацию, которую получают наши органы чувств. . Это когнитивный процесс, который позволяет интерпретировать наше окружение с помощью стимулов, которые мы получаем через органы чувств. Эта важная когнитивная способность важна для нашей повседневной жизни, потому что она позволяет понимать наше окружение. С помощью когнитивной стимуляции можно тренировать и улучшить восприятие .Восприятие является активным процессом и требует, чтобы мы обрабатывали информацию как «снизу вверх», так и «сверху вниз», что означает, что мы не только управляемы стимулами, которые мы получаем (пассивная обработка снизу вверх), но и что мы ожидайте и ожидайте определенных стимулов, контролирующих восприятие (активная, дополнительная обработка).

    Типы восприятия и нейроанатомия

    Восприятие — это сложный процесс, который позволяет нам общаться с окружающим миром. Классически восприятие делится на пять чувств:

    • Визуальное или визуальное восприятие : способность видеть и интерпретировать световую информацию в видимом спектре, которая поступает к нашим глазам.Область мозга, отвечающая за зрительное восприятие, — это затылочная доля (первичная зрительная кора V1 и вторичная зрительная кора V2).
    • Слух или слуховое восприятие : Способность получать и интерпретировать информацию, которая поступает в наши уши в виде волн слышимой частоты по воздуху или другим способом (звуком). Частью мозга, отвечающей за основной этап слухового восприятия, является височная доля (первичная слуховая кора A1 и вторичная слуховая кора A2).
    • Прикосновение, сенсорное восприятие, соматосенсорное или тактильное восприятие : способность интерпретировать информацию о давлении и вибрации, полученную на поверхности нашей кожи. Теменная доля — это часть мозга, отвечающая за основные этапы тактильного восприятия (первичная соматосенсорная кора S1 и вторичная соматосенсорная кора S2).
    • Запах или обонятельное восприятие : Способность интерпретировать информацию о химических веществах, растворенных в воздухе (запах).Основные этапы обонятельного восприятия выполняются обонятельной луковицей (первичная обонятельная кора) и грушевидной корой (вторичная обонятельная кора).
    • Вкус или восприятие вкуса : Способность интерпретировать информацию о химических веществах, растворенных в слюне (вкус). Основными областями мозга, контролирующими основные стадии, являются области первичного вкуса G1 (постцентральная нижняя извилина, теменная вентральная доля, передний островок, лобно-теменная медиальная покрышка) и вторичные области вкуса G2 (каудолатеральная лобная кора орбиты и передняя поясная извилина).

    Другие типы восприятия

    Помимо классических пяти чувств, сегодня мы знаем, что существуют и другие типы восприятия:

    • Пространственное восприятие : способность осознавать свои отношения с окружающей средой вокруг вас и с самим собой. Это связано с тактильным и кинестетическим восприятием.
    • Восприятие формы : способность извлекать информацию о пределах и аспектах сущности через очертания и контраст.Это связано с визуальным и тактильным восприятием.
    • Вестибулярное восприятие : способность интерпретировать силу тяжести в соответствии с относительным положением нашей головы и пола. Это помогает поддерживать равновесие и контролировать осанку. Это связано со слуховым восприятием.
    • Thermoception или тепловое восприятие : способность интерпретировать температуру на поверхности нашей кожи. Это связано с тактильным восприятием.
    • Ноциперцепция или восприятие боли : способность интерпретировать очень высокие или очень низкие температуры, а также присутствие вредных химических веществ или стимулов высокого давления.Это связано с осязанием и термоцепцией.
    • Зуд или ощущение зуда : способность интерпретировать вредные раздражители на нашей коже, которые вызывают царапины. Это связано с тактильным восприятием.
    • Propioception : способность интерпретировать информацию о положении и состоянии наших мышц и сухожилий, которая позволяет нам осознавать нашу позу и в какой области находится каждая часть нашего тела. Это связано с вестибулярным и тактильным восприятием.
    • Интероцептивное восприятие : способность интерпретировать ощущения, указывающие на состояние наших внутренних органов.
    • Восприятие времени : Способность интерпретировать изменения стимулов и уметь систематизировать их во времени.
    • Кинестетическое восприятие : способность интерпретировать информацию о движении и скорости нашего окружения и нашего собственного тела. Это связано с визуальным, пространственным, временным, тактильным, интероцептивным, пропиоцептивным и вестибулярным восприятием.
    • Хемосенсорное восприятие : способность интерпретировать растворенные в слюне химические вещества, которые выражаются в сильном вкусе.Это связано со вкусовым восприятием, но они используют разные структуры.
    • Магниторецепция или магнитоцепция : способность интерпретировать информацию из магнитных полей. Он более развит у таких животных, как голуби. Однако было обнаружено, что у людей также есть магнитный материал в решетчатой ​​кости (носовой кости), что позволяет людям иметь магнитоцепцию.

    Восприятие — это не единичный процесс, который происходит спонтанно. Напротив, это серия фаз, которые происходят для правильного восприятия стимулов.Например, для восприятия визуальной информации недостаточно, чтобы свет отражался от объекта, и это стимулирует наши рецепторные клетки сетчатки, чтобы они отправляли эту информацию в нужные области мозга. Все это необходимо для того, чтобы произошло восприятие. Однако восприятие — это активный процесс, в котором мы должны выбирать, систематизировать и интерпретировать информацию, отправляемую в мозг:

    • Выбор : количество стимулов, которым мы подвергаемся ежедневно, превышает наши возможности. По этой причине нам нужно фильтровать и выбирать информацию, которую мы хотим воспринимать.Этот выбор делается на основе нашего внимания, опыта, потребностей и предпочтений.
    • Организация : Как только мы знаем, что воспринимать, нам нужно собирать стимулы в группы, чтобы придать им смысл. В восприятии присутствует синергия, поскольку это общее восприятие того, что воспринимается, и его нельзя свести к отдельным характеристикам стимулов. Согласно Гештальт-принципам , организация стимулов не случайна, а подчиняется определенным критериям.
    • Интерпретация : Когда мы организовали все выбранные стимулы, мы приступаем к их значению, завершая процесс восприятия. Процесс интерпретации определяется нашим опытом и ожиданиями.

    Другие принципы гештальта подчеркивают роль человека в процессе восприятия, определяя последовательность из трех этапов:

    • Шаг 1: Первая гипотеза о том, что мы собираемся воспринимать. Это поможет выбрать, организовать и интерпретировать стимулы.
    • Шаг 2: Ввод сенсорной информации.
    • Шаг 3: Сравните первую гипотезу с полученной сенсорной информацией.
    • Важно вовремя выявить любую проблему с восприятием, которая может возникнуть у студента. Это позволит нам применить необходимые средства, чтобы не потерять слуховую информацию (что говорит профессор) или визуальную информацию (текст на доске и в книгах).
    • Правильное восприятие помогает работникам эффективно выполнять свою работу.Художники — яркий пример важности восприятия в профессиональном мире. Однако любая работа в большей или меньшей степени требует определенного восприятия: дворники, таксисты, дизайнеры, полицейские, кассиры, строители и т. Д.
    • Восприятие дорожных знаков, а также звуков из собственного автомобиля очень важно для безопасного вождения.
    • Восприятие позволяет нам продвигаться в нашей среде и взаимодействовать с ней. Покупка продуктов, игра в видеоигры, приготовление пищи и стирка требуют, чтобы мы использовали все наши чувства.

    Агнозия и другие расстройства восприятия

    В некоторых случаях восприятие может не отражать реальность, если она не является патологической. Эти «сбои» в восприятии могут быть иллюзиями или галлюцинациями.
    Иллюзии относятся к ошибочной интерпретации реального внешнего стимула, тогда как галлюцинации представляют собой ошибочное восприятие без присутствия реального внешнего стимула. Эти перцептивные переживания могут происходить с любыми существующими патологиями, они в основном вызваны физиологическими или когнитивными характеристиками системы или измененными состояниями (злоупотребление психоактивными веществами или сон).Примером иллюзии могут служить хорошо известные оптические иллюзии (различное восприятие двух одинаковых цветов, восприятие движения в статическом изображении и т. Д.). Наиболее частыми галлюцинациями являются гипнагогические (когда вы засыпаете и воспринимаете фигуру, звук или чувствуете, что кто-то прикасается к вам), гипнопомпические (те же ощущения, но когда вы просыпаетесь) и галлюцинации, вызванные потреблением наркотики (например, ЛСД или галлюциногенные грибы, которые вызывают более сложные галлюцинации).Тем не менее, иллюзий и галлюцинаций также могут быть патологическими , связанными с шизофренией , эпизодами психоза , бредовыми идеями .

    Восприятие также может быть изменено повреждением наших органов чувств (например, травма глаза), повреждением проводящих путей, которые передают сенсорную информацию в мозг (например, глаукома ) или в областях мозга, отвечающих за восприятие (например, травма затылочной коры).Повреждение любой из этих трех точек может изменить нормальное восприятие стимулов.

    Наиболее частым расстройством восприятия является Агнозия . Это расстройство влечет за собой трудности с направлением и контролем восприятия, а также поведения в целом. Есть два типа: Перцептивная зрительная агнозия (может видеть части объекта, но неспособна понять объект в целом) и Ассоциативная зрительная агнозия (понимает объект в целом, но может определить, какой это объект).Через эти расстройства трудно понять восприятие, поскольку, хотя они и могут видеть, для них это ощущение похоже на слепоту. Существуют также более специфические расстройства, такие как акинетопсия (неспособность видеть движения), ахроматопсия (неспособность видеть цвета), прозопагнозия (неспособность узнавать знакомые лица), слуховая агнозия (неспособность распознавать объект по звуку, а в случае вербальной информации человек с агнозией не сможет распознать язык как таковой), amusia (неспособность распознавать или воспроизводить музыкальные тоны или ритмы).Эти нарушения вызваны повреждениями головного мозга, такими как ictus , травмы головного мозга или даже нейродегенеративное заболевание .

    Как измерить и оценить восприятие?

    Оценка восприятия может оказать большую помощь в различных аспектах жизни: в академических областях (чтобы узнать, нужна ли студенту дополнительная помощь для восприятия информации в классе), в клинических областях (чтобы узнать, будет ли пациент поступать трудности, связанные с окружающей средой) или в профессиональных областях (чтобы знать, нуждается ли работник в поддержке из-за проблемы восприятия).

    CogniFit использует ряд классических тестов в качестве основы для многих своих задач, таких как тест Струпа, тест переменных внимания (TOVA), тест на нарушение памяти (TOMM), непрерывный тест производительности (CPT), Hooper. Задача визуальной организации (VOT), тест NEPSY (Korkman, Kirk, Kemp, 1998). Помимо восприятия, эти тесты также измеряют наименование, контекстную память, время отклика, рабочую память, обновления, зрительную память, скорость обработки, разделенное внимание, сосредоточенное внимание, зрительно-моторную координацию, смещение, торможение и визуальное сканирование.

    • Идентификационный тест COM-NAM: Объекты будут представлены либо с изображением, либо со звуком. Пользователь должен сказать, как объект был представлен (изображение или звук) в последний раз. Если объект представлен впервые, пользователю необходимо будет выбрать соответствующий вариант.
    • Тест по программированию VIPER-PLAN: проведите мяч по лабиринту за минимальное количество ходов и как можно быстрее.
    • Тест на концентрацию VISMEM-PLAN: стимулы на экране загораются и воспроизводят звук в определенном порядке.Во время предъявления стимулов пользователь должен уделять пристальное внимание, чтобы иметь возможность повторить их в том же порядке, в котором они были представлены.
    • Запрос-тест REST-COM: объекты появятся на короткое время. Позже пользователю нужно будет как можно быстрее выбрать вариант, соответствующий представленным объектам.
    • Тест декодирования VIPER-NAM: изображения появятся на экране на короткое время, прежде чем исчезнут. Затем на экране появятся четыре буквы, одна из которых соответствует первой букве показанного объекта.Пользователь должен будет выбрать правильную букву как можно быстрее.
    • Тест скорости REST-HECOOR: на экране появится синий квадрат. Пользователь должен щелкнуть как можно быстрее и как можно больше раз в центре квадрата. Чем больше раз пользователь нажимает, тем выше оценка.
    • Тест на распознавание WOM-REST: на экране появится серия из трех объектов. Пользователь должен запомнить порядок, в котором они отображаются, а затем выбрать правильный порядок из списка.
    • Тест разрешения REST-SPER: на экране появится ряд движущихся стимулов. Пользователь должен нажимать на целевые стимулы как можно быстрее, не нажимая на нерелевантные стимулы.

    Как можно восстановить или улучшить восприятие?

    Каждый когнитивный навык, включая восприятие, можно тренировать и улучшать.

    Пластичность мозга — основа реабилитации восприятия и других когнитивных навыков. В CogniFit есть набор клинических упражнений , предназначенных для восстановления нарушений восприятия и других когнитивных функций.Мозг и его нейронные связи можно укрепить, бросая им вызов и работая, поэтому, если часто тренировать эти навыки, структуры мозга, связанные с восприятием, станут сильнее.

    CogniFit был создан командой профессионалов, специализирующихся в области нейрогенеза и синаптической пластичности, именно так мы смогли создать персонализированную программу когнитивной стимуляции , которая была бы адаптирована к потребностям каждого пользователя. Эта программа начинается с оценки восприятия и ряда других фундаментальных когнитивных областей, и на основе результатов создает индивидуальную программу тренировки мозга для каждого пользователя.Программа автоматически собирает данные из этой начальной когнитивной оценки и с использованием сложных алгоритмов создает программу, которая работает над улучшением когнитивных слабостей пользователя и тренирует их когнитивные способности.

    Ключ к улучшению восприятия — это адекватное и последовательное обучение. CogniFit предлагает профессиональные инструменты для оценки и обучения , которые помогают как отдельным лицам, так и профессионалам оптимизировать эту функцию. Это занимает всего 15 минут в день, два-три раза в неделю.

    Программы оценки и стимуляции CogniFit доступны в Интернете и могут использоваться на большинстве компьютеров и мобильных устройств. Программа состоит из забавных интерактивных игр для мозга, и в конце каждой тренировки пользователь автоматически получает подробный график, показывающий когнитивный прогресс пользователя .

    Ссылки: Эвелин Шатил, Ярослава Микулецка, Франческо Беллотти, Владимир Бурес — Когнитивная тренировка на основе телевидения улучшает рабочую память и исполнительную функцию — PLoS ONE 3 июля 2014 г.10.1371 / journal.pone.0101472 Корчин А.Д., Перец С., Ахаронсон В. и др. — Компьютерные когнитивные тренировки с CogniFit улучшили когнитивные способности по сравнению с эффектом классических компьютерных игр: проспективное, рандомизированное, двойное слепое исследование с участием пожилых людей. Болезнь Альцгеймера и слабоумие: Журнал Ассоциации Альцгеймера 2007; 3 (3): S171. Перец С., Корчин А.Д., Шатил Э., Ахаронсон В., Бирнбойм С., Гилади Н. — Компьютерное персонализированное когнитивное обучение по сравнению с классическими компьютерными играми: рандомизированное двойное слепое проспективное исследование когнитивной стимуляции — Нейроэпидемиология 2011; 36: 91-9.Корчин А.Д., Перец С., Ахаронсон В. и др. — Компьютерные когнитивные тренировки с CogniFit улучшили когнитивные способности по сравнению с эффектом классических компьютерных игр: проспективное, рандомизированное, двойное слепое исследование с участием пожилых людей. Болезнь Альцгеймера и слабоумие: Журнал Ассоциации Альцгеймера 2007; 3 (3): S171. Шатил Э., Корчин А.Д., Перец С. и др. — Улучшение когнитивных функций у пожилых людей с помощью компьютеризированной когнитивной тренировки — Alzheimer’s & Dementia: The Journal of the Alzheimer’s Association 2008; 4 (4): T492.Хаимов И., Шатиль Э. (2013) Когнитивная тренировка улучшает качество сна и когнитивные функции у пожилых людей с бессонницей. PLoS ONE 8 (4): e61390. doi: 10.1371 / journal.pone.0061390 Thompson HJ, Demiris G, Rue T, Shatil E, Wilamowska K, Zaslavsky O, Reeder B. — Telemedicine Journal and E-health Date and Volume: 2011 Dec; 17 (10,): 794-800. Epub 19 октября 2011 г.

    ,

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.