Педагогический прием это: Статья на тему: Педагогические приёмы обучения

Содержание

Статья на тему: Педагогические приёмы обучения

Педагогические приёмы

 Главное условие успешного обучения – это способность учителя постоянно совершенствовать современный урок, находить новые подходы, приемы обучения учащихся, позволяющие повышать познавательный интерес к изучаемому предмету, повышать качество знаний учащихся.  Современная педагогика богата разнообразными методами, технологиями и приемами. Я хотела бы поделиться некоторыми приемами педагогической техники, применяемыми на уроках, и с теми, с которыми я познакомилась совсем недавно. Применение их на уроках позволяет разнообразить образовательный процесс, повысить интерес к предмету, сформировать разносторонне развитую, думающую и анализирующую личность.

.

Приём «Шапка вопросов»

  Данный приём педагогической техники, автором которого является А.П. Ершова (соавтор В.М. Букатова по известной книге о театральной педагогике) был показан и описан не только  для  использования при работе с литературным текстом, но в том числе и в других педагогических ситуациях.

Итак, суть приёма в следующем.

Ученик формулирует вопросы  по изучаемой теме на листочке бумаги и кидает в шапку.

Таких шапок – три.

1.В одну складывают вопросы, проверяющие знание текста;

2.  В другую — выясняющие впечатления от художественного произведения, суждения о персонажах;

3. В третью шапку кладутся вопросы, на которые сам спрашивающий затрудняется ответить.

Как видим, данный приём отчасти перекликается с теми интерактивными приёмами, которые помогают организовать самостоятельную работу учеников с учебным материалом.

Однако ШАПКА ВОПРОСОВ, как приём требует некоторой формализации, чтобы сделать его универсальным.

Во-первых, необходимо чётко сформулировать перед ребятами учебные задачи.

Во-вторых, сформулировать таким образом, чтобы данные задания можно было выполнить на всех учебных предметах.

Первая шапка

Сюда размещаются вопросы, требующие репродукции знаний.

Вопрос на репродукцию знаний по данной теме.

Они могут начинаться со слов

Когда ..?

Сколько..?

Кто..?

Что..?

Или формулируются вопросы о так называемых процессуальных знаниях.

Почему..? (поиск причинно-следственных связей)

Как..? (описывающие какие-то процессы)

Итак, вопросы первой шапки позволяют упрочить и увеличить знаниевый багаж.

Вторая шапка

Можно предложить ребятам формулировать вопросы, которые бы формулировались бы по следующему алгоритму:

«Я считаю, что … А ты как думаешь (считаешь)?»

Вопросы второй шапки тоже важны, т.к. они призывают высказать оценочные суждения.

Третья шапка

Может содержать следующие задания:

  • Запишите те вопросы, на которые вы затрудняетесь ответить.

или

  • Сформулируйте вопросы по данной теме, на которые нельзя найти ответ в тексте учебника.

Эти вопросы могут начинаться со слов “Я не знаю…”

Вопросы третьей шапки позволяют ученику оценить свой уровень знаний и в то же время направить на расширение своего кругозора.

Метод свободных ассоциаций

   Продуктивнее работать в небольших группах, поэтому, если класс большой, лучше разделить его на 2-3 группы. Затем ставится определенное задание по теме. Задание должно подразумевать многовариантность. Ученики начинают называть слова, которые приходят на ум: первые попавшиеся, пусть даже самые невероятные — в общем, все, что выражает их отношение к заданному вопросу, теме, ключевому слову. Все слова и ассоциации фиксируются на доске (бумаге). Затем начинается этап анализа: ученики должны попробовать объяснить возникшую ассоциацию, привести пример, развить идею.

Варианты использования метода «свободных ассоциаций»

1. Для развития творческого мышления

Например, при изучении художественного текста — читаете текст не до конца. Затем предлагаете ученикам «набросать» слова, мысли, идеи, образы, которые возникают в голове после прочтения части текста.

Допустим, читаете сказку «Колобок» до того момента, как герой встретил Лису. Теперь останавливаетесь и предлагаете детям поработать по методу свободных ассоциаций. Какие ассоциации у них возникают при слове «лиса»? Возможные ответы: рыжая, хитрая, милая, красивая, пушистый хвост, охота, хищник и т.д. Главное — не останавливать поток.

Теперь нужно попытаться объединить слова и на их основе придумать возможную концовку. Вариант: Хитрая и ловкая хищница не упустит своего шанса и обманет Колобка.

2. Для развития памяти

Здесь несколько другой алгоритм работы.

Предлагается ряд слов, которые, на первый взгляд, никак не связаны. Например: кофе — собака — море.

Теперь ученики должны по очереди представлять себе образы и пытаться их связать. Варианты могут быть самые невероятные и фантастические. Например, ароматный, свежий кофе в яркой большой кружке ранним пасмурным утром. На улице дождь, а в комнате стоит эта кружка с кофе и манит, обещая наслаждение.

Чем ярче будет картинка в голове, тем лучше. Представили образ? Теперь переходим к следующему слову. Появляется собака. Она может быть любого размера, любого цвета (даже зеленая в оранжевую полосочку), она может быть плюшевая и т.д. Собака подходит к кружке и опрокидывает ее. Важно как можно ярче представить себе эту картинку.

Дальше работаем с третьим словом — море. Кофе разлилось и на полу просто море ароматной жижи.

Суть в том, что если после создания такого яркого видеоряда в мыслях, ученики без труда вспоминают все заданные слова и порядок их расположения в списке.

Прием «Коллекционер»

Этап №1. Собирание коллекции.

На этапе подготовки к уроку ученикам дается задание: собрать как можно больше предметов, связанных с будущей темой урока. Для урока литературного чтения, к примеру, можно предложить собрать коллекцию портретов писателя или изображения героев литературного произведения. Для урока окружающего мира— коллекцию листьев разных деревьев, полезных ископаемых, растений. 

Этап №2. Оформление альбома для коллекции

Все предметы коллекции вклеиваются в альбом с обязательным описанием. Описание можно заранее ограничить шаблоном. Например, ученики собирают предметы или изображения, которые демонстрируют одну из природных зон. В альбоме это можно оформить в следующей форме:

  • Местоположение
  • Животный мир
  • Растительный мир
  • Население
  • Природоохранные мероприятия

Прием «Перевод с русского на русский» (на слух)

   Один из приемов, развивающий не только мыслительную деятельность, но и чувство юмора. Такие упражнения очень хорошо использовать в качестве паузы между двумя письменными видами учебной работы.

Две-три пословицы, «переведенные» на язык терминов.

Например: Сколько это млекопитающее ни снабжай питательными веществами, оно все равно смотрит в растительное сообщество. (Сколько волка ни корми, он все равно в лес смотрит). Этот продукт, приготовленный их крупы,  не станет хуже, если  добавить в него то, что получается при переработке молока.(Кашу маслом не испортишь)

Прием «Хорошо – плохо»

   Прием направлен на активизацию  мыслительной деятельности  обучающихся на уроке, формирование  представления о том, как устроено противоречие. Формирует познавательные УУД: обучающиеся  осознанно и произвольно строят  речевые  высказывания в устной форме; устанавливают  причинно-следственные связи; строят логические цепочки рассуждений и приводят доказательства.

Кроме этого формируются:

  • умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации;
  • умение разрешать противоречия;
  • умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций.

Его хорошо использовать на любом уроке. Например, на уроке окружающего мира учитель задает ситуацию :уменьшилась популяция волков.

-уменьшилась популяция волков -это хорошо, потому что волки хищники

-уменьшилась популяция волков- это плохо. Волк уничтожает больных животных.

Прием «Письмо по кругу»

   Этот приём применяется для организации совместной рефлексии, для активного повторения изученного. Он помогает определить направления для дальнейшего изучения, определить противоречия в отношении той или иной проблемы. Участники делятся на группы по 3-4 человека. Перед каждым лежит чистый лист бумаги. Участники записывают тему сообщения (рефлексии, эссе, совместного доклада и т.д.). Например, «Имя прилагательное».

Затем, каждый участник, на своем листе, записывает предложение, в котором излагает свои мысли (свои сведения) по данной теме. Написав одно-два предложения, он передает лист по часовой стрелке другому участнику. Другой участник читает написанное до него (может кое-что уточнить у своего соседа) и, основываясь на стиле и содержательной направленности предыдущего предложения, продолжает писать текст. Таким образом, после того, как лист «пройдет» круг, то на нем будет записано не менее трех предложений. Обычно лист должен «пройти» три круга, чтобы получилось развернутое сообщение. В заключении, сообщения зачитываются внутри малой группы. Наиболее показательное, по мнению группы, сообщение зачитывается перед всеми.

Стратегия решения  проблем   И.Д.Е.А.Л.

   Данная стратегия включает в себя пять этапов:

1. Формулировка проблемы

На первом этапе проблема формулируется в самом общем виде. Например: чтобы не ошибиться в написании гласной буквы на месте безударного гласного звука в корне её нужно проверить.

2. Формулировка проблемы в виде вопроса

На втором  этапе  учащиеся  формулируют проблему в виде вопроса. Вопрос должен быть предельно  уточненным,  конкретным,  начинаться  со слова «как проверить …»  и  в  нем  должны  отсутствовать негативные конструкты (частица «не», например).

3. Генерирование как можно большего числа вариантов решения проблемы этот этап  осуществляется  посредством использования «мозговой атаки». Любая критика здесь запрещена.  Важно количество — чем больше, тем лучше (можно использовать кластеры).

4. Выбор наилучших вариантов

Теперь учащиеся,  «взвесив» все «за» и «против», выбирают наиболее лучший(-ие) вариант(-ты) решения проблемы.

5. Планирование осуществления решения.

На последнем этапе учащиеся разрабатывают  план  осуществления своего решения.

Прием «Вертушка»

    При применении данного приёма учащиеся не пассивные слушатели, получатели новых знаний, а активные исследователи. В процессе работы они учатся отстаивать аргументировано свою точку зрения, сотрудничать.

Класс учащихся делится на подгруппы по 3-5 человек. Каждой группе раздается рабочий лист с номером.

Примеры:

Рабочий лист по теме:                                                                       Группа №1

Особенности

+

?

Или

Рабочий лист по теме:                                                              Группа №1

Характеристика

+

?

Или

Рабочий лист по теме:                                                                      Группа №1

Группе даётся задание заполнить первую колонку. Затем учащиеся обмениваются заполненными рабочими листами (по часовой стрелке)

Группа,  получившая рабочий лист другой группы отмечаю напротив каждого пункта в первой колонке:

в колонке «+» — если согласны, ставят номер своей группы;

в колонке «-» — если не согласны, ставят номер своей группы;

«?» — данное суждение требует уточнение, ставят номер своей группы и на обратной, чистой стороне листа формулирую вопрос.

Таким образом, рабочий лист проходит через все группы в классе, и каждая группа оставляет в колонках номер своей группы. После совершения полного круга, лист возвращается  в группу. Члены группы отвечают, на поставленные вопросы, ищут аргументы, если не согласны с «-» Последний этап – это презентация своей позиции группам, которые выразили своё несогласие, и ответы на вопросы сформулированные другими участниками групп.

Приём «Круги Эйлера»

   Этот приём направлен на развитие умения сравнивать объекты, находить общее и различия в их строении, значении. Используются при разных видах разбора: лексическом (найдите общее и различия в значении слов светофор и семафор), морфологическом (для сравнения предлагаются слова одной и той же части речи, а также разных частей речи, имеющих общие морфологические признаки, существительного и прилагательного), синтаксическом (предлагаются предложения разные по цели высказывания, составу, наличию или отсутствию второстепенных членов и т.п.).

        различия                    различия                

                          сходства                        

Приём «ПОПС-формула»

    Ценность этого технологического приёма заключается в том, что позволяет учащимся кратко и всесторонне выразить собственную позицию по изученной теме. В данном случае учащимся предлагается написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС — формулы:

Позиция (Первое из предложений должно начинаться со слов: «Я считаю, что…»)

Объяснения (Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) должно содержать связку из  слов: потому, что…)

Пример (Третье предложение, ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике, начинается со слов: «Я могу это доказать это на примере …»)

Следствие (Четвертое предложение начинается со слов: «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…»).

Педагогические приемы на уроках — Педагогическая академия современного образования

Название

педагогического приема

Характеристика

Примечание

Постановка целей (повышение интереса к учебному материалу)

1 Привлекательная цель Перед учащимися ставиться простая и понятная цель, выполняя которую они выполняют учебные действия Пр. Научиться пользоваться микроскопом, при этом рассматриваются микропрепараты.
2 Удивляй Учитель находит угол зрения, при котором даже обыденное становиться удивительным.
3 Отсроченная отгадка Дается загадка или удивительный факт, отгадка которой (ключик к пониманию) будет открыта на уроке при работе над новым материалом Загадка: месть короля Казимира – причина плесневые грибы. См. удивительные факты
4 Фантастическая добавка Учитель дополняет реальные события фантастикой Пр. письмо от инопланетян с вопросом как сделать кислород

Объяснение нового материала

5 Лови ошибку 1)Объясняя материал, учитель допускает ошибку

2) Ученик получает текст со специально допущенными ошибками.

Ошибки можно брать из работ учащихся
6 Практичность теории Введение в теорию учитель осуществляет через практическую задачу, полезность решения которой очевидна Вегетативное размножение, полив растений.
7 Пресс — конференция Учитель неполно раскрывает тему, предложив школьникам  задать, дораскрывающие ее, вопросы Чтобы легче было учащимся нужно поставить цель темы, которую они должны достичь
8 Вопрос к тексту Перед изучением учебного текста ребятам ставиться задача: составить к  нему ряд вопросов Заранее оговаривается цель, которую нужно достичь. Необходимо оговорить количество вопросов. ПР: 3 репродуктивных, не менее 5 расширяющих и развивающих вопросов
9 Просмотр видеофрагментов по изучаемым темам 1)      без задания

2)      с заданием до просмотра

3)      с заданием после просмотра

10 Сравнение Усвоение нового материала через сравнение двух и более процессов, объектов и т.д. Митоз – мейоз, анаболизм – катаболизм, фотосинтез — дыхание
11 Информационная карта урока Самостоятельное изучение нового материала на уроке в индивидуальном режиме с использованием ИКУ
12 Проведи исследование 1.      в форме наблюдения, запиши результаты, проведи защиту

2.      в форме анкетирования или опроса в социуме, для выявления тенденций, подтверждения гипотезы

3.      в форме эксперимента

13 Создай презентацию 1.      создай презентацию к изученной теме

2.      листовку по теме

Закрепление изученного материала

14 Своя опора Ученик составляет свой собственный опорный конспект по новому материалу (возможно и как закрепление по пройденным темам) Можно повести урок виды шпаргалок и приемы их составления (методика их составления см. прилож.1)
15 Повторяем с контролем Ученики составляют серию контрольных вопросов  к изученному на уроке материалу.
16 Повторяем с расширением Ученики составляют серию вопросов, дополняющих знания
17 Свои примеры Ученики подготавливают свои примеры к новому материалу. Класс может быть разбит на группы и каждой свое задание
18 Опрос – итог В конце урока учитель задает вопросы, побуждающие к рефлексии урока Можно скомбинировать опрос – итог с интересным фактом, при этом дети учатся отличать главное и второстепенное
19 Перевод «с русского на русский» 2-3 пословицы перевести на язык биологических терминов  В качестве паузы между двумя письменными видами работы
20 Приведи примеры Привести конкретные примеры, раскрывающие смысл понятия (устно)
21 Составление текста С одним и тем же термином или понятием так, чтобы остальные слова в этих предложениях ни разу не повторялись
22 Починить цепочку  Задание на определение и восстановление логической связи между написанными в определенном  порядке словами и действиями Пр.: поставьте правильно этапы работы с микроскопом
23 Раздели на группы 1.Разделить организмы, процессы, понятия, характеристики.

2. провести классификацию определений, которые написаны на карточках

Принцип классификации может быть известен или нет
24 Уравнение 1.      Решить смысловое уравнение с двумя неизвестными

2.      составить смысловое уравнение по изучаемой теме.

__ — подсистема клетки, а организм — ____;

___ — пример паразитизма, а лишайник — _______.

25 Дай информацию Извлечь всю информацию из представленного объекта Это может быть комнатное растение, таблица, схема, плод
26 Восстанови текст 1.Заполнить «слепой» текст словами или числами

2. восстановить текст из перепутанных неполных фрагментов, данных в виде текстов на едином листе

3. восстановите текст из перепутанных неполных фрагментов, в виде текстов на разных карточках.

27 Придумай название Придумать название к короткому не более 25-30 слов тексту по теме (можно разбить параграф учебника на части и озаглавить их)
28 Составь систему Составить систему понятий и почитать ее
29 Назвать, одним словом Обобщить несколько слов одним пон6ятием и термином Углекислый газ, хлорофилл, вода, глюкоза — фотосинтез
30 Немая схема Восстановить подписи к «немой» схеме процесса или подписать части объекта
31 Решить задачу 1.      с биологическим содержанием

2.      с выдвижением гипотез

32 Построй экосистему Построить экосистему, выбирая подсистемы для нее из списка
33 Собери модель Собрать модель процесса, объекта из подручных материалов.
34 «Магический» квадрат 1.                  найти слова, которые даны, из оставшихся букв сложить термин и дать его определение.
35 Упрости Упростить предложения без потери смысла (текст учебника или научно-популярного журнала)
36 Мини – рассказ 1. Составь мини рассказ, используя термины из списка, а так же словосочетания «так как», «потому что», «следовательно», «если — то», прочитать и рассказать в классе
37 Составь меню Составить меню с определенными требованиями, объяснить результаты работы 1.Меню из растений одного семейства.

2. Меню из диких растений одного семейства на один день.

Составить меню при недостатке какого-либо элемента или витамина.

38 Создай коллекцию Собрать, оформить, описать коллекцию
39 Проблемный поиск Найти информацию по проблемному вопросу. Оформить в виде карточки или  списка с аннотированными ссылками.
40 Составь 1.      составь и проведи зоологическую или ботаническую экскурсию по карте, с использованием ПК

2.      составить и оформить краткий путеводитель-справочник по природным ресурсам местности (с рисунками и / или фотографиями)

3.      Собрать и оформить тематический сборник пословиц, поговорок, стихов, песен о представителях какого-либо класса животных или семейства растений.

41 Выбери лекарство! 1.Из предложенных растений (или рисунков растений) выбрать целебные аптечные травы, назвать их значение

2. Подбери лекарственные травы из семейства ______ и дай рецепты для человека больного ____.

Домашнее задание

42 Обсуждаем домашнее задание Учитель вместе с учащимися обсуждают каким будет д./з., чтобы качественнее закрепить новый материал Таблица, схема, выучить запись
43 Пересечение тем. Учащиеся подбирают свои гипотезы, факты, примеры, задачи, связывающие последний изученный материал с любой ранее изученной темой, указанной учителем Хорош прием тем, что повторение предыдущего материала происходит без отрыва т настоящего
44 Уровни домашнего задания Учитель одновременно дает задание 2-х или 3- уровней
45 Задание массивом Учитель дает массивом д.з., учащиеся должны выполнить минимальный объем
46 Творчество  работает на будущее Ученики выполняют творческие домашние задания по разработке дидактического материала

Приемы подачи домашнего задания

47 Необычность Учитель задает домашнее  задание необычным способом 1.                  устроить почту (треугольники- конверты)

1.      лотерея заданий.

Задания таким образом подходят для разноуровневости

48 Идеальное задание Ученики выбирают работу по собственному выбору и пониманию Формирует самостоятельность
49 Организация работы в группе 1.               группы получают одно и то же задание

2.                  группы получают разное задание, но работающее на одну цель

3.                  группы получают разное задание

Результат может быть представлен учителю или всему классу, остальные группы дополняют
50 Мозговой штурм Решение творческих задач организуется в форме УМШ 1. класс разбивается на группы. И каждая группа работает над разными проблемами, объединенными общей целью, предлагая свои варианты решений

Игры

51 Компетентность Участники: конкуренты – 2 группы, наниматели — арбитры Учитель задает тему. Соперники придумывают друг другу задания, ответы оценивают наниматели
52 НИЛ (научно – исследовательская лаборатория) Участники: задачедатель (учитель или ученик), исследователи (группы учеников), приемная комиссия Ученики получают задание и разрабатывают проект исследования (прорастание семян в зависимости от условий)
53 Точка зрения Участники: оппоненты – группы учеников, отстаивающие ту или иную точку зрения, наблюдатели – учитель и несколько помощников ПР.: сталкиваются мнения ученых разных эпох, взглядов  на одну проблему.
54 Игровая цель  Если необходимо проделать большое число однообразных упражнений, учитель включает их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняют для достижения игровой цели.
55 Логическая цепочка Ученики соревнуются, выполняют по очереди действия в соответствии с определенными правилом, когда последнее действие зависит от предыдущих. ПР.: — термины и дается их определение.
56 Игры в случайность Учитель вводит в урок элементы случайного выбора. ПР: рулетка, игральные кости, лотерея, морской бой. Проверка терминов, понятий, процессов.
57 Театрализация Разыгрывается оценка на учебную тему. Когда изучается какой-либо процесс, связанный с именами ученых или просто фантазия на тему. ПР: поспорить с каким-либо ученым на биологическую тему.
58 «Да-нетка» Учитель загадывает нечто. Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. Учитель отвечает только да — нет Организация отдыха. После игры обсуждение вопросов. (пр. шкатулка, а в ней предмет)
59 Игра «Третий лишний» Написаны названия организмов, явлений, термины. Необходимо убрать лишнее Задача: определить лишнего и объяснить выбор, или создать задание и загадать одноклассникам
60 Гусеница В цепочке из букв найти спрятанные слова и объяснить их
61 Пантомима Загадать понятие и показать его пантомимой (нельзя указывать на объект, нельзя показывать по буквам)

Опрос

62 Опрос по цепочке Рассказ одного ученики прерывается в любом месте и передается другому. И так до завершения ответа.
63 Программированный опрос Ученик выбирает один из предложенных вариантов Тесты
64 Тихий опрос Беседа с одним или несколькими учениками происходит полушепотом, в то время как класс занят другим делом.
65 Фактологический диктант Диктант проводиться по «Базовому листу» (5-7 вопросов на вариант) Среди вопросов 1-2 на повторение из предыдущего БЛ
66 Цифровой диктант 1.      в письменной форме после просмотра видеофрагмента

2.      «на слух» письменно (да -1, нет — 0)

67 Буквенный диктант По первым буквам ответов получиться задуманное слово
68 Тренировочная к/р. Учитель проводит к/р как обычно, но отметки в журнал идут по желанию учеников
69 Блиц-контрольная Контроль проводиться в высоком темпе для выявления усвоения степени простых учебных навыков, которыми обязательно  должны овладеть учащиеся для успешной работы. 7-10 заданий по минуте на каждое.
70 Релейная контрольная работа Контрольная проводиться по текстам ранее решенных задач. Задается д/з массивом. Из этих задач составляется контрольная работа.
71 Творческий тест Проверка ЗУН на уровне восприятия:

Выявление умений творчески строить ответ на поставленный вопрос

— впиши пропущенное слово;

— закончи предложение;

— дай ответ на вопрос;

— творческие задания

72 Соответствие фактов и понятий Классификация фактов: соотношение реального факта с обобщающим словом Ст. 70 -71 100 П
73 Базовый лист контроля На первом уроке новой темы У. вывешивает базовый лист контроля. В нем основные правила, понятия, формулы, которые обязан знать каждый Возможно работа по написанию определений терминов, письменных или устных ответов на уроке.

Работа с учебником

74 Поисково — репродуктивная Заполнение таблиц, работа с терминами, комментированное чтение, ответы на вопросы, составление схем, составление конспектов, составление планов, найти в тексте  место где описывается…
75 Сравнительно — аналитическая Сравнение и анализ опираясь на текст учебника, рисунки, схемы и оформление в виде таблиц и схем
76 Творческая работа (помоги себе!) Составление рассказов с биологическими ошибками, составление текстов с пропущенными словами, составление рассказов по заданным словам, составление тестов, кроссвордов, сказочных историй, моделирование фантастического организма, один день из жизни…, подслушанный разговор, интервью, сочинение стихов, рассказов, загадок. Изложить материал так, чтобы он стал понятен…, придумать сюжет компьютерной игры, написать сценарий, видеоклип или рекламный социальный ролик.
77 Ищем непонятное Учащиеся находят и подчеркивают в тексте слова и выражения, смысл которых им не совсем понятен Выделив непонятные слова и выражения, пробуем их объяснить, др. словами, зрительно представить, показать или нарисовать. Или заглядываем в словари, чтобы расширить свой кругозор
78 Что впереди? Прежде чем читать учебник предлагается ряд утверждений, из которых необходимо выбрать верные. Затем, обращаясь к учебнику, поверяется правильность выполненного задания. Учащиеся читают текст, обращая внимание на мелкие детали. Коллективный анализ утверждений, исправление, уточнение и дополнение некоторых из них способствуют осмыслению материала.
79 Возвращение назад Обращение к ранее изученному целью уточнения, дополнения, установления связей с новым материалом. Это прием способствует глубине и систематизации знаний.
80 Выделение опорных слов Ключевые слова и фразы – «главные» слова, помогают запоминать учебный материал. Это смысловые опоры, по которым легко восстановить основное содержание текста.            Возможен игровой элемент: уч-ся угадывают слова, которые отметил учитель (слова, записаны на отвороте доски)

           Возможен пересказ учащимися фрагмента текста, опираясь на выделенные слова

           д/з: уч-ся, должны составить шпаргалку из определенного количества ключевых слов, для устного ответа

Работа с иллюстративным материалом

81  Сопоставь и ответь Анализ рисунков, сопоставление их с текстом учебника 1.Какие признаки (особенности строения, части и др.) показаны на рис? А какие нет?

2. Найди в учебнике информацию, которую иллюстрирует этот рисунок?

3. Соответствует ли описание рисунку?

Все ли подписано на рисунке?

82 Задай вопрос по рисунку Учащиеся предлагают ряд вопросов, ответы на которые необходимо увидеть на рисунке Вариант: Учащиеся формулируют вопросы, на которые хотели бы получить ответы.
83 Составь рассказ Учащиеся составляют рассказы по рисунку.

Работа с дополнительной литературой

84 Поиск в дополнительной литературе ответов на вопросы Учитель задает по ходу урока вопросы и предлагает учащимся до начала следующего урока найти ответ в дополнительной литературе Пр. авторы первых ответов получают «5».
85 Задания для информационного поиска При изучении каждой темы учитель продумывает систему поисковых заданий, направленных на расширение знаний
86 викторина Учащиеся за определенный период (1-2 недели) получают список вопросов по изучаемой теме. Ответы должны быть краткими, четкими, конкретными. 1.ответы могут быть на страницах учебника

2. другие вопросы в дополнительной литературе

3. для размышления

87 Информационные подпорки Учащимся предлагается найти 10-15 интересных фактов по изученной теме. Пр. для рубрик «Знаете ли вы, что… », «Это интересно…», «Самые- самые..», «Удивительные сведения о …»

Разные педагогические приемы

89 Аукцион По аналогии с настоящим аукционом, «Лот» — объект. Идет его продажа — кто больше знает об объекте, тот его и «покупает». Лоты могут быть в виде загадок, ребусов. Готовят их заранее ученики. Все по — очереди продают свой объект
90 Азбука Дается буква алфавита, например «П», необходимо написать как можно больше слов, начинающихся на эту букву, и тесно связанных с изучаемой темой. Обосновать свой список – показать связь слов с темой.

Побеждает группа с самым длинным списком.

91 Анкета Учащиеся составляют вопросы- суждения по теме (не менее 10) и сдают на проверку. Потом их  можно использовать на семинаре.
92 Инициалы  По начальным буквам понятий записать их в столбик. Вариант:

–дать им определение

— объединить в группы

— выстроить логическую цепочку

— соотнести между собой по какому-либо признаку (строение-функция)

93 Осколки 1. Учащиеся получают текст из обрывков фраз. Необходимо выстроить их в логическую последовательность.

2. Учащиеся получают запись в виде 2 или 3 столбиков. Нужно собрать фразы: 1 столбик- начало, 2 – середина, 3 – конец фразы.

3. В таблице понятия разбиты на слоги и перепутаны. Необходимо собрать понятия и дать им определение.

94 Логическая цепочка. Учащиеся получают лист с фразами. Их необходимо выстроить в цепочку с причинно-следственной связью. Чтобы каждая предыдущая фразы была причиной последующей.

2. Записать в логической последовательности понятия темы, названия и обосновать их связь.

ПРИЁМ ОБУЧЕНИЯ — это… Что такое ПРИЁМ ОБУЧЕНИЯ?

конкретная операция взаимодействия учителя и учащегося в процессе реализации метода обучения. П. о. характеризуются предметным содержанием, организуемой ими познават. деятельностью и обусловливаются целью применения. В пед. лит-ре П. о. часто трактуется как часть метода, отд. акт обучения, наименьшая структурная единица процесса обучения, цикл действий, направленных на решение элементарных уч. задач. Все эти характеристики верны, однако не выявляют сущностных признаков П. о.

Реальная деятельность обучения состоит из определённых приёмов. На уровне уч. предметов сочетания приёмов составляют методики и даже целостные метод. системы. Поскольку П. о. по каждому уч. предмету множество, то критерием определения их сущности, полноты и достаточности являются обще-дидактич. метод. конкретно воплощаемый данным П. о., и организуемая познават. деятельность. При этом одни П. о. способны служить осуществлению ряда методов, т.е. меняют свою пед. сущность, другие — обслуживают только один метод. Так, приём работы с учебником, картой, графиком может обслуживать объяснительно-иллюстративный, репродуктивный или исследоват. методы; приём неоднократного переформулирования учителем данного им объяснения явления обслуживает только объяснительно-иллюстративный метод и т. д. Но сколько бы ни было П. о., все они определяются общедидактич. методами обучения и не выходят за рамки этих методов. В частнопредметном методе обучения, т.е. методе, специфическом для каждого уч. предмета, наборы П. о. вариативны, зависят от конкретного содержания уч. материала и предполагаемого уровня усвоения. В рамках одной и той же цели конкретная методика обучения включает множество сочетаний разл. П. о., что создаёт условия для выбора учителем приёмов, их сочетания и конструирования новых. Правильный выбор П. о. и их сочетаний обусловлен особенностью содержания (готовые знания, навыки и умения, творческая деятельность, эмоционально-ценностное отношение к объекту изучения), способом и планируемым уровнем усвоения, имеющимися средствами реализации, степенью эффективности приёма. Учитываются также уровень подготовки учащихся и конкретная уч. ситуация.

Актуальной проблемой является создание системы П. о. по каждому уч. предмету, соответствующих дидактич. системе методов обучения. Эти системы вариативны и являются сферой неограниченной творческой инициативы методистов и учителей, характеризуя их индивидуальный облик и метод. почерк.

Лит.: Ительсон Е. И., Приемы и методы обучения, СП, 1972, №2; Харьковский 3. С., Чу раков а Р. Г., Методы и приемы обучения, в. 1—3, 1973—77; Выбор методов обучения в ср. школе, под ред. Ю. К. Бабанского, М., 1981. И. Я. Лернер

 

Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия».
Под ред. В. Г. Панова.
1993.

Чем отличается метод от приема в педагогике

Педагогическая деятельность требует ясности воспитательной цели и точного понимания конкретных задач, решение которых должно привести к положительному результату в процессе формирования личности. Это значит, что педагог обязан руководствоваться научно обоснованными и апробированными на практике приемами, позволяющими привить индивиду позитивные навыки поведения. При систематизации таких приемов вырабатывается педагогический метод.

Определение

Метод в педагогике – это система способов воздействия на поведенческую сферу человека, направленная на реализацию воспитательных и образовательных задач.

Прием в педагогике – практический механизм применения воспитательно-образовательных методик и технологий в процессе формирования сознательной, всесторонне развитой личности.

к содержанию ↑

Сравнение

В педагогическом методе отражается основной принцип организации учебно-воспитательного процесса как взаимодействия всех его участников. По этому принципу методы воспитания и обучения могут быть классифицированы как объяснительно-репродуктивные, проблемно-ситуативные, интерактивные, личностно-ориентированные, бинарные, формирующие типы социального поведения.

Классификация методов определяет общее направление действий педагога, которое на практике осуществляется в форме педагогических приемов: позитивной мотивации посредством оценивания, деловой игры с элементами коммуникативных упражнений, ученических презентаций, создания проблемной ситуации и многих других педагогических находок.

Многократное повторение приемов способствует выработке навыков, которые постепенно переходят в умение. Умение в сочетании с навыками и развитой мотивацией к социальному общению определяет тип поведения человека.

к содержанию ↑

Выводы TheDifference.ru

  1. Метод – общее направление педагогической деятельности, ориентированное на поведенческую и познавательную область человеческого сознания. Прием – один из элементов практической организации учебно-воспитательного процесса.
  2. Прием соотносится с методом как частное с общим.
  3. Классификация педагогических методов учитывает цели и задачи, приоритетные для того или иного вида педагогической деятельности. Многие педагогические приемы используются как практический инструмент сразу нескольких методов.
  4. Метод всегда теоретически обоснован и апробирован. Прием отличается гибкостью и направлен на практическое решение педагогических задач.

Педагогический прием как средство повышения эффективности обучения

Педагогический прием как средство повышения эффективности

обучения

При составлении плана урока учитель, как правило, в первую очередь, набирает необходимый теоретический материал, задания и упражнения. Затем перед педагогом встает проблема, в какой форме подать это детям для лучшего усвоения материала, для обеспечения оптимальной нагрузки учащихся на уроке, для поддержания интереса детей к предмету, какими формами, методами и приемами обучения необходимо воспользоваться.

Понятия «педагогический прием», «метод обучения», «формы обучения» неразрывно связаны между собой. Именно поэтому, говоря о педагогических приемах, необходимо сначала рассмотреть такое понятие, как методы обучения.

Метод – это форма теоретического и практического усвоения учебного материала, способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. Реализация образовательной, воспитательной и развивающей функции обучения зависит от выбора метода. Усвоить материал можно только в определенных формах познавательной теоретической и практической деятельности.

Методы обучения – это способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся, направленные на решение задач обучения, т.е. дидактических задач и овладением изучаемым материалом.

Методы обучения отражают:

— способы обучающей работы учителя и способы учебной работы учащихся в их взаимосвязи;

— специфику их работы по достижению различных целей обучения.

Педагогические приемы, являясь составной частью методов обучения, все же требуют отдельного рассмотрения, так как в отличие от других средств обучения они отличаются динамичностью, связаны с конкретными действиями участников образовательного процесса. Чаще всего приемы не являются чем-то материальным. Часто одна реплика учителя, одно продуманное движение кардинально меняет содержание урока, придает ему большую осмысленность и обеспечивает более эффективный путь обучения. Педагогический прием — это целенаправленное действие, обращенное на повышение продуктивности урока. Педагогические приемы независимы от применяемых средств. Лучшим доказательством этому могут служить приемы,используемые без применения каких бы то ни было дополнительных средств вообще. Даже такая мелочь, как умение задать вопрос, может заметно повысить качество работы.

Педагогическая наука пока не располагает точным определением приема педагогической техники. Как правило, такой прием рассматривается исследователями или как отдельная дидактическая единица, краткая по времени и по поставленным педагогическим задачам, или как составная часть метода обучения.

Прием обучения – это составная часть или отдельная сторона метода, т.е. частное понятие по отношению к общему понятию «метод». Приемы – это отдельные операции, умственные или практические действия учителя или учащихся, которые дополняют форму усвоения материала, предлагаемую данным методом.

На основании этого можно прийти к выводу о том, что приемом в педагогической технике следует считать конкретное, законченное действие одного или нескольких участников образовательного процесса или форму организации их взаимодействия в едином информационном поле для достижения образовательной цели. То есть под приемом педагогической техники может пониматься та операция, в которой педагог и обучаемый осознанно реализуют какие-либо цели и задачи.

Приемы обучения подразделяются на:

— приемы формирования и активизации отдельных операций мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения;

— приемы, способствующие созданию проблемных, поисковых ситуаций в мыслительной деятельности школьников.

— приемы, активизирующие переживания, чувства учащихся, связанные с изучением учебного материала;

— приемы контроля, самоконтроля, самообучения школьников;

— приемы управления в учебном процессе коллективными и личными взаимоотношениями учащихся.

Педагогические технологии и приемы обучения

Педагогические технологии.


В настоящее время человеческая культура (будь то наука, искусство, техника или коммуникация) «оглядывается» назад в попытке понять, что она собой представляет и куда движется.


Этой общей тенденции соответствуют процессы, происходящие в отечественной и зарубежной педагогической науке и практике. На сегодняшний день задача состоит в том, чтобы превратить школьное образовательное пространство из потенциально образовательного в подлинно саморазвивающуюся систему, основанную на самопроектировании и способствующую решению многообразных и сложных задач становления личности в культуре, т.е. такое образовательное пространство, в котором ребенок рассматривается не как объект обучающих воздействий учителя, а как самоизменяющийся субъект учения.


Создание же условий, при которых ученик является субъектом деятельности, т.е. становится активным участником образовательного процесса, возможно различными способами. Среди этих способов, как правило, выделяют три. И построены они, во-первых, на основе интереса к знаниям, во-вторых, на основе увлекательного способа изучения предмета и, в-третьих, на мотивации учения.


400 лет назад в Польше, Западной Белоруссии существовали братские школы. Учителя в этих школах считали, что только с помощью образования можно победить врага. А главное для них было – следование заповеди: «Прежде люби детей, а потом учи». На сегодняшний день эта заповедь также актуальна, только следуя ей можно добиться успеха. Гораздо позже Н.К. Крупская утверждала, что любая истина из уст ненавистного учителя – ненавистна. Педагог не воспитывает, не учит, а активизирует, стимулирует стремления, формирует мотивы учащегося к саморазвитию, изучает его активность, создает условия для самодвижения. Саморазвитие же личности зависит от степени творческой направленности образовательного процесса, который, обеспечивается учителем использованием современных развивающих педагогических технологий.


Технология I


«Развитие критического мышления через чтение и письмо».


Задача этой технологии – воспитание иного ученика, ученика, умеющего работать самостоятельно. Эту технологию можно широко применять при работе с текстом, когда обязательно предусмотрено чтение и письмо. Работу по этой технологии можно разбить на три этапа.


1-й этап – это «Вызов» (мотивация). Учитель должен постараться вызвать интерес ученика. (Например начать с названия текста. О чем он? Заинтересовать ребенка.)


2-й этап – это «Осмысление», т.е. заинтересованный ребенок самостоятельно читает текст, пытаясь изобразить его схематично (тот же опорный сигнал по Шаталову или план, только развернутый на плоскости и минимизированный комментариями).


3-й этап – это «Рефлексия», т.е. переработка информации при обсуждении с одноклассниками; и здесь же может быть закрепление в виде пересказа устного или письменного.


Технология II


«Коллективно-взаимное обучение».


Применять эту технологию можно при изучении нового материала, расширении знаний по какой-либо теме, при повторении.


На таком уроке ребята могут работать, как в группах, так и индивидуально, самостоятельно. Если учитель предпочел первую форму работы, то каждая группа должна в конце урока выступить с выводами.


Каждый школьник в процессе коллективно-взаимного обучения участвует в обсуждении информации с партнерами. Кроме этого здесь действует принцип, установленный психологами: прочитанный материал усваивается на 20-30%, услышанный – 30-40%, а использованный на практике усваивается на 50-70%. Обмен информацией, идеями, собственным опытом, быстрое обсуждение почерпнутого из разных источников, выявление и обсуждение разногласий и расхождений, выход чувств и переживаний: все это создает именно те условия при которых:

  • совершенствуются навыки по данному материалу;
  • включается в работу память;
  • каждый ученик чувствует себя более свободно;
  • несмотря на то, что обучение коллективное, способ деятельности для каждого индивидуальный;
  • формируется умение ребенка работать в коллективе. Это и есть преимущество этого способа обучения.


Технология III


«Модульное обучение».


Весь материал по какой-либо большой теме делится на отдельные блоки. Задания могут быть разного уровня, т.е. присутствует личностно-ориентированный подход в обучении. В каждом блоке обязательно должна содержаться проверочная работа.


Урок по модульной технологии можно построить, используя несколько форм работы. Например:


1-й этап урока – это диспут на заданную тему, который способствует развитию логического мышления; формирует умение задавать вопросы и отвечать на них. В основе диспута лежит научная полемика, а раз полемика — значит сотрудничество.


2-й этап урока – конспект-лекция. Т.е. учитель излагает новый материал в форме лекции, а учащиеся делают конспект, выписывают основные мысли, составляют схематическую модель излагаемого материала и т.д. и тому подобное. Эта работа помогает развивать самостоятельность и умение выбирать нужную информацию.


3-й этап урока – лекция с обратной связью, т.е. после 2 этапа учитель задает ряд вопросов по теме, а ответы учеников, которые они дают при помощи своих конспектов, позволяют понять, на сколько усвоен материал.


Технология IV


«Интегративный подход в обучении».


Известно, что профильный характер старшей ступени требует более глубокого, прагматичного характера обучения. Принцип междисциплинарной взаимосвязи, позволяющий обеспечить практическую направленность и индивидуализацию образования, является основным принципом интегративного обучения.


Практическое применение системы интегративного обучения показывает, что эта система:

  • формирует и развивает познавательные интересы, творческие способности, общеучебные умения, навыки самообразования, позволяющие в дальнейшем адаптироваться к динамичным условиям образовательного пространства;
  • обеспечивает развитие и формирование коммуникативной компетенции, а именно способности вести диалог в естественных ситуациях общения;
  • способствует воспитанию бережного отношения к культурным ценностям не только своей страны, но и уважению к традициям и обычаям других народов;
  • имеет профориентационный характер обучения, так как учащиеся могут сравнить, найти сходства, различия по изучаемым проблемам в разных областях, тем самым определяя область своих интересов.


При освоении интегративного курса необходимо обозначить предметно-содержательный аспект, а именно:

  • минимум информативности, которая включает в себя теоретический и фактологический блоки знаний;
  • языковой аспект: выражения теоретических знаний и лексико-грамматические средства выражения фактологических знаний;
  • коммуникативный аспект: при помощи лексико-грамматических средств тематического словаря совершенствуется коммуникация с целью информирования своего собеседника-слушателя;
  • познавательный характер интегративного курса, который предполагает широкое использование текстового материала, так как текст – источник приобретения знаний как теоретических, так и фактологических.


Таким образом интегративный курс предполагает перенос функций общения (познавательной, регулятивной, ценностно-ориентационной, этикетной), которыми ученик овладевает в рамках базового уровня одного предмета, на новое предметное содержание.


Технология V


«Технология работы с аудио- и видеоматериалами».


Основными задачами использования такой технологии на уроках являются:

  • «погружение» учеников в мир конкретного фрагмента урока или самого урока;
  • развитие у учеников таких когнитивных умений, как наблюдение, выбор, антиципация, выдвижение гипотез и т.д.;
  • обучение анализу урока или фрагмента;
  • обучение комментированию и критическому отношению к реализации задач урока или фрагмента.


Работа по данной технологии базируется на 3-х известных в методике этапах работы с аудио-, видеоматериалами:


1-й этап – работа до просмотра/прослушивания;


2-й этап – просмотр/прослушивание;


3-й этап – работа после просмотра/прослушивания.


Эта технология позволяет

  • формировать у учеников чувство уверенности – «я тоже так могу»;
  • «шлифовать» свои знания, навыки, умения;
  • развивать у учеников навыки самостоятельной деятельности.


Очень полезно приобщать к проведению урока по этой технологии учеников, которые в будущем, возможно, станут учителями, т.к. это помогает развивать и прививать творческий подход к организации проведения урока; позволяет научить серьезному отношению к выполняемой работе; и, самое главное, помогает создавать у учеников ощущение нужности для школы.


Технология VI


«Здоровьесберегающие технологии».


Здоровьесберегающие технологии на уроках помогают сохранить и укрепить здоровье учащихся. Процесс обучения в школе требует от ребенка не только умения учиться. Он должен быть физически и психологически готов систематически выполнять школьные задания вне зависимости от собственного желания.

Использование педагогических приёмов на разных этапах урока

Автор: Коботова Татьяна Александровна

Использование педагогических приёмов на разных этапах урока

 

Какие бы трудные времена ни переживали бы мы сегодня, для учителя школы, как и всегда актуальными остаются вопросы: как правильно организовать познавательную деятельность ребят на уроке? Как помочь ученику учиться? Как повысить интеллектуальный потенциал детей? Каким образом на уроках организовать поиск знаний, сделать их системными, целостными, действенными? Как поддержать интерес детей к учебной проблеме? Перечень этих «как» может быть продолжен.

Современному человеку недостаточно быть только эрудитом, он должен уметь творчески использовать имеющиеся знания для решения проблем. При таком подходе к обучению изменяется его содержание, на 1-й план выходят методы, приёмы, требующие активной деятельности школьников, с помощью которых формируются умения анализировать, сравнивать, обобщать.

Необходимым условием формирования и совершенствования любого психического процесса является включение человека в активные формы деятельности.

Рисование, конструирование, лепка, моделирование, а так же такие виды деятельности, как игры, драматургия могут быть успешно использованы в обучении детей с ТНР и ЗПР с целью развития психических процессов.

Активные методы обучения повышают уровень познавательной активности детей. Учащиеся работают с интересом и желанием: внимательно слушают – думая, наблюдают – думая, читают – думая, выполняют практические задания – думая.

Подбирая и составляя задания к урокам, надо помнить высказывание К.Д.Ушинского: «…дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а её однообразием и односторонностью».

Каждый учитель имеет свои профессиональные хитрости и приёмы, которые использует на разных этапах урока.

Готовясь к урокам, можно подобрать интересные высказывания учёных, писателей, мыслителей древности, чтобы лишний раз подчеркнуть значимость изучаемой темы, пробудить к ней интерес уч-ся.

 

Начало урока

 

Удивляй! Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. Учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.

 

Отсроченная отгадка. В начале урока учитель даёт загадку (удивительный факт), отгадка к которой будет открыта на уроке при работе над новым материалом.

 

Универсальная игра «Да-нет» учит связывать разрозненные факты в единую картину, систематизировать уже имеющуюся информацию, слушать и слышать окружающих.  Учитель загадывает предмет (число, героя,..). Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы.

 

Оцени себя сам. Ученики сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю.

 

 Разнообразные варианты опроса в группе.

 

Мозговой штурм – это решение творческих, эвристических задач, имеющих большое число возможных решений. Учителю легко поддержать трудного ученика, обратив внимание на его идею.

 

Во время театрализации знания становятся пространством, в которое погружаются уч-ся со всеми своими эмоциями.

 

Игра в карты позволяет не только выявить пробелы в знаниях уч-ся, но и помогает усвоить материал, осуществить взаимоконтроль.

 

Объяснение нового материала

 

Привлекательная цель. Перед учеником ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую он волей-неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует педагог.

 

Фантастическая добавка. Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой.

 

Пресс-конференция.

 

Вопросы к тексту. Перед изучением учебного текста ребятам ставится задача: составить к нему список вопросов.

 

Найди ошибку.

 

Доклад позволяет приобщить ученика к самостоятельной работе, научить говорить его перед аудиторией, ставит ученика на место учителя.

 

Научно-исследовательская лаборатория. Проведение различных экспериментов.

 

Закрепление

 

Составление и отгадывание кроссвордов.

 

Логическая цепочка, деловые игры, взаимоопрос.

 

Там, где правит бал случай, — там азарт. Попробуем поставить и его на службу. Для этого используем игры в случайность. Учитель вводит в урок элементы случайного выбора.(«Что? Где? Когда?», самолётик).

 

Предметные лабиринты помогут в интересной форме закрепить или проверить знания уч-ся.

 

Тренировочная контрольная работа, например, с использованием учебника.

 

Повторение

 

Составление опорного конспекта по теме.

 

Кто больше? Составит вопросов по заданной теме, вспомнит понятий и т.д.

 

Опрос-итог. В конце урока учитель задаёт вопросы: что на уроке было главным? Что было интересным? Что нового сегодня узнали? Чему научились?

 

Ответ у доски по вопросам учащихся.

 

Контроль

 

Светофор – это всего лишь полоска картона, с одной стороны красная, с другой – зелёная. При опросе ученики поднимают светофор красной или зелёной стороной к учителю, сигнализируя о своей готовности к ответу.

 

Опрос по цепочке, лабиринт, тесты, восстанови предложение и т.д.

 

Найди у себя ошибки. Учитель проверяет работу, но не исправляет ошибки, а указывает их число. Ученик сам находит ошибки и исправляет их.

 

Домашнее задание

 

Учиться приятно, когда чувствуешь успех. В связи с этим используются разноуровневые домашние задания.

 

Даже подача домашнего задания может быть делом нескучным, когда учитель задаёт задание необычным способом (почта – дежурный раздаёт письма – задания; лотерея…)

 

Шифровка. (решить пример – ответ является номером задания или страницы; даётся ряд чисел, которые соответствуют порядковым номерам букв в алфавите…)

 

Конец урока

 

Попросить учащихся оценить своё эмоциональное состояние с помощью карточек со стилизованными рисунками  и т.д.

 

 

 

Учителю необходимо постоянно искать новые приёмы, привносящие элементы новизны, занимательности, пробуждающие интерес к знаниям. А воспитывая стремление к знаниям, мы формируем личность, умеющую мыслить, сопереживать, творить и созидать.

comments powered by HyperComments

Педагогическая технология как метод организации и управления педагогическим процессом, Педагогическая технология как средство организации и управления педагогическим процессом

Педагогическая технология как метод организации и управления педагогическим процессом

Technology — это собрание приемов применяемых в любом деле, мастерстве, искусстве. Также следует отметить, что понятие «педагогическая технология» очень часто используется для описания методов работы в сфере воспитания.Приведенная выше последовательность принципов и правил построения педагогической технологии позволяет выделить основные ее структурные части. Каждая из этих частей отражает этапы организации педагогического процесса и создает основу для эффективного управления его целостностью с одновременным указанием возможности его реализации на основе совокупности существующих методов организации и управления педагогическим процессом. , одной из важнейших составляющих которого является воспитание (таблица 3.9)

Таблица 3.9

Структура педагогической технологии

Структурные части педагогической технологии

Существенное наполнение каждой структурной части педагогической технологии

1. Концептуальная основа

Обосновывает философско-методологическую основу развития деятельности и форм ее организации

2.Основная часть обучения

Формулирование целей обучения, как общих, так и частных; содержание учебного материала

3. Процедурная часть — технологический процесс

Последовательно раскрывает и описывает:

— организация учебного процесса;

— методы и формы учебной деятельности школьников;

— методы и формы работы учителя;

— деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала;

— диагностика учебного процесса

Однако, говоря о педагогической технологии как о приеме для организации и управления педагогическим процессом, ее следует отличать от метода обучения.Его отличие состоит в том, что педагогические технологии могут воспроизводиться в другом месте при сохранении гарантированно высокого качества учебного процесса или решения тех педагогических задач, на которые нацелены педагогические технологии, а приемы зачастую не гарантируют должного качества. Это связано с тем, что овладение педагогической технологией всегда связано с уровнем педагогического мастерства учителя, что позволяет реализовать весь комплекс приемов реализации процедурной части технологического процесса на основе сохранения как технологические, а затем и личные характеристики.Поэтому педагогическую технологию можно рассматривать как совокупность внешних и внутренних действий, направленных на последовательную реализацию всех приемов в их объективном соотношении, в котором полностью проявляется личность учителя. Педагогическая технология как рецепция организации и управления педагогическим процессом подразумевает добавление к ней личности учителя во всех ее разнообразных проявлениях.

Педагогическая технология как средство организации и управления педагогическим процессом

По определению М.В. Кларина педагогическая технология означает «системный набор и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методических средств , используемых для достижения педагогических целей».Такое определение педагогической технологии вполне обоснованно раскрывает ее значение как средства организации и управления педагогическим процессом, поскольку одним из важных свойств педагогической технологии является ее оптимальность. Термин оптимальный (от латинского слова optimus — лучший) означает , наиболее подходящий для определенных условий и задач. К. Бабанский несколько критериев оптимальности педагогического процесса, то, исходя из них, можно утверждать, что любая педагогическая технология может быть оптимальным средством организации и управления педагогическим процессом при ее применении:

1) способствует достижению каждым школьником уровня образования, развития и воспитания в зоне его ближайшего развития;

2) не превышает научно обоснованного времени, затраченного преподавателем и учениками, т.е. дает максимально возможные в данных условиях результаты за промежутки времени, определенные стандартом образования и уставом школы.

.

Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования — образовательная программа БФУ им.

Направление

ВсеАэронавигация и эксплуатация авиационных и ракетно-космических технологийСельское хозяйство, лесное хозяйство и рыболовствоПрикладная геология, горнодобывающая промышленность, нефтегазовая промышленность и геодезияАрхитектураХудожественные исследованияАвиационные и ракетно-космические технологииБиологические наукиХимические наукиХимические технологииХимияКлиническая медицинаКомпьютерные и информационные наукиКомпьютерные и информационные наукиЭкономика и социальные науки Педагогические наукиЭлектроэнергетика и теплоэнергетикаЭлектроника, радиотехника и системы связиИнжиниринг и технологии Наземный транспортФундаментальная медицинаГрафическое и прикладное искусствоЗдоровье и профилактическая медицинаИстория и археологияПромышленная экология и биотехнологииИнформатика и компьютерные технологииИнформационная безопасностьЗаконодательство, Световая промышленность, системы, информационные науки и литература, управление, средства массовой информации МеханикаИнженеры-механики ngНанотехнологии и наноматериалыЯдерная инженерия и технологииМедицинское обслуживаниеФармацияФилософия, этика и религиоведениеФотоника, приборостроение, оптические и биотехнологические системы и технологииФизические и технические науки и технологииФизическая культура и спортФизика и астрономияПолитические науки и региональные исследованияПсихологическая инженерия и наука об окружающей среде3Сервисы и зоотехники

Субъект

AllAgricultural EngineeringAgricultureAircraft EnginesAllergology и ImmunologyAnestesiology и ReanimatologyAnimal Orogin FoodAnimal ScienceAnthropology и EthnologyApplied GeodesyApplied GeologyApplied InformaticsApplied MathematicsApplied Математика и InformaticsApplied Математика и PhysicsApplied MechanicsArchitectureArchutecture Environmental DesignArt и HumanitiesArt HistoryArt Погрузочно-разгрузочное TechnologyArtsAstronomyAutomation технологических процессов и ProductionsAviation и ракетно-космической TechnologyAviation и исследованию космического пространства MedicineBacteriologyBallistics и HydroaerodynamicsBioengineering и BioinformaticsBiologyBiology ScienceBiotechnical Systems и технологииБиотехнологииБизнес-информатикаКардиологияКардиологияСердечно-сосудистая хирургияКартография и геоинформатикаХимические наукиХимические технологииХимическая технология материалов современной энергетикиХимияХимия, физика и механика материаловГражданское строительствоКлиническая лабораторная диагностикаКлиническая медицина eClinical PharmocologyClinical PsychologyColoproctologyCommerceComputer и информация SciencesComputer SecurityConflictologyCosmetologyCulturologyCustomsDental SurgeryDermatovenereologyDesignDesign и технологии поддержки инженерного IndustriesDesign авиации и ракетной EnginesDesigning и технологии электронных ToolsDietologyDiving MedicineDocument науки и архива ScienceEarth SciencesEcology и природы UseEconomic SecurityEconomicsEducation и Pedagogyc SciencesElectricity и тепло-и-Power EngineeringElectronic и оптико-электронные приборы и системы специального назначенияЭлектроника и наноэлектроникаЭлектроника, радиотехника и системы связиМедицина экстренной помощиЭндокринологияЭндоскопияИнжиниринг и технологии Наземный транспортЭкологическая инженерия и водопользованиеЭпидемиологияЭпидемиологияЭксплуатация транспортных технологических машин и комплексовФинансы и кредитИзобразительное искусствоНародное искусство КультураИностранная медицина Исследования иностранного региона edicineForestryFunctional DiagnosticsFundamental и прикладная ChemistryFundamental MedicineFundamental наука и информация TechnologiesGastroenterologyGeneral DentistryGeneral практика (семейная медицина) GeneticsGeodesy и удаленный SensingGeographyGeologyGeology, разведка и управление ресурсами DevelopmentGeriatricsHealthcare и общественная HealthcareHeat питание и тепло EngineeringHeat-силовая EngineeringHematologyHigh Технология и инновация EconomyHistorical наука и ArcheologyHistoryHistory из ArtHydrometeorologyIndustrial экологии и BiotechnologiesInfectious БолезниИнфекционные заболеванияИнформатика и компьютерные технологииИнформационная безопасностьИнформационная безопасность компьютерных системИнформационная безопасность телекоммуникационных системИнформационные системы и технологииИнновационные исследованияИнструментальная инженерияУправление интеллектуальной собственностьюИнтеллектуальные системы в сфере гуманитарных наукМеждународные отношенияЖурналистикаОрганизация и управление интенсивным производством знаний ntЛабораторная генетикаУправление землями и кадастрыЗемельно-транспортные и технологические комплексыЛандшафтная архитектураЛазерное оборудование и лазерные технологииЗаконодательная поддержка национальной безопасностиЛингвистикаЛингвистика и литературная критикаМенеджментУправление техническими системамиМеханическая терапияМассовые СМИ и информатика-библиотечное делоМатериаловедение и технологии материаловеденияМеханикаМатематика и социальная инженерияМатематика и компьютерная техника БиохимияМедицинская биофизикаМедицинский бизнесМедицинская кибернетикаМедицинская стоматологияМедико-профилактическое делоМедицина и наркологияТоварыМеталлургияГорное делоМузей науки и защиты объектов культурного и природного наследияМузыкально-инструментальное искусствоНанотехникаНаноматериалыНанотехнологии и микротехнологииНанотехнологии и микротехнологии hnicsNanotechnologies и NanomaterialsNeonatologyNephrologyNeurologyNeurosurgeryNeurosurgeryNuclear Энергетик и тепловой PhysicsNuclear Физика и TechnologiesNuclear растения: Проектирование, эксплуатация и EngineeringNuclear Реакторы и MaterialsNuclear Реакторы и MaterialsNuclear, тепло и возобновляемые источники энергия и связанный с ними TechnologiesNursingNutrition HygieneObstetrics и GynecologyOil и газа BusinessOncologyOphtalmologyOphtalmologyOptical TechnicsOrganization работы с YouthOriental и африканское StudiesOrthodonticsOrthopedic DentistryOtorhinolaryngologyPathological AnatomyPedagogic Образование (с Два профиля образования) Педагогика и психология девиантного поведенияПедагогическое образованиеДетская стоматологияДетская эндокринологияДетская хирургияДетская урология и андрологияПедиатрияКонтроль персоналаФармацияФилологияФилософия, этика и религиоведение, оптика и оптоинформатикаФотоника и оптоинформатика ogyФизические и технические науки и технологииФизическая культураФизическая культура и спортФизическое образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья (адаптивная физическая культура) Физическая терапия и спортивная медицинаФизикаФизика и астрономияФизика добычи полезных ископаемых или нефтегазодобычиФизиотерапияПищевые процессы и процессы сохранения растенийПластическая хирургияПолитические науки и процессы в области химических технологий, химии бензина и биотехнологийЭнергетическое машиностроениеПрофессиональные патологииПсихиатрияПсихиатрияПсихологические наукиПсихологияПсихология и педагогическое образованиеПсихология профессиональной деятельностиПсихотерапияПубличная медицинаПубличная политика и социальные наукиИздательская индустрияПульмонологияСистема электронного здравоохраненияРадиационная гигиена и спорткомплексПульмонологияКомплексная технология радиационного туризмаРадиационная гигиена stemsReligious StudiesResearch Технологии и средства связи SystemsRestorationRheumatologyRoentgen-эндоваскулярные Диагностика и TreatmentRoentgenologyRussian Региональный StudyServiceService IndustrySocial philosophySocial SciencesSocial WorkSociologySoftware и администрирование информационных SystemsSoftware EngineeringSoil ScienceSpecial (Defektology) EducationSportStandartization и MetrologyState и муниципального AdministrationStomatologySurgerySystem анализа и ManagementTechnical Эксплуатация воздушных судов и EnginesTechnical PhysicsTechnological Машины и EquipmentTechnologies из MaterialsTechnology Строительство EngineeringTechnology Logging и деревообрабатывающей промышленностиТехнология геологоразведочных работТехнология продуктов и организация общественного питанияТехнология транспортных процессовТехносферная безопасностьТехнология производства упаковки и печати Театральная наукаТеологияТерапияТоракальная хирургияТуризмГород-планированиеСистемы движения и навигацияТрансфузиологияТрау матология и ортопедияУльтразвуковая диагностикаУникальные здания и строительная техникаУрология ВетеринарияВетеринария и зоотехникаВирологияПрофессиональное обучение (по отраслям) Водные биоресурсы и аквакультура Благотворительная деятельность

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *