Память слуховая и зрительная: Слуховая и зрительная памяти

Содержание

Слуховая память — функциональные особенности и способы развития

Автор Клинова М.Ю. На чтение 3 мин. Просмотров 364 Опубликовано Обновлено

Слуховую память относят к одному из виду образной памяти. Каждый человек индивидуален, поэтому у каждого индивидуума своя способность к запоминанию, сохранению и воспроизведению слуховых образов.

Что такое слуховая память

Под слуховой памятью понимают способность человека запомнить определенный порядок звуков, после чего его воспроизвести.

Выделяют кратковременную слуховую память – разновидность памяти, благодаря которому индивидуум понимает смысл сказанного и быстро обрабатывает поступившую информацию.

Полученная звуковая информация попадает из фонетической в семантическую область, которая связана уже с долговременной памятью (здесь информация хранится либо несколько минут, либо длительное время).

Для чего нужна слуховая память человеку в жизни

Если у человека хорошо развита слуховая память, он способен за короткий промежуток времени и с точностью запомнить содержание прочитанного текста, того, что происходит, понять логику в рассуждениях.

Важно отметить, что он способен в точности передать общий смысл информации, которую получил.

Тестирование на слуховую память

Во время определения того, насколько развита слуховая память у ребенка, используется тест Дэвида Весклера:

  1. Ребенок повторяет в точной последовательности ряд чисел: 5, 7, 1; 8, 2, 4, 2; 6, 9, 5, 7, 3.
  2. Малыш должен назвать числа в обратной последовательности: 2, 4; 4, 7, 8; 5, 9, 3, 6.
  3. Дошкольник должен повторить слова в правильном порядке; луг, крот, ночь, кот, лук, кит, борщ, стол, хворост, буква, арбуз.

Повторять числа и слова можно несколько раз, пока ребенок их не запомнит и повторит. Но если он и после 6-7 повторений не смог их запомнить и озвучить, то необходимо обратиться за консультацией к невропатологу

Упражнения для развития слуховой памяти

У каждого человека есть слуховая память, только она по-разному развита. Улучшить ее можно с помощью упражнений, которые нужно регулярно повторять.

Способы развить слуховую память с помощью упражнений:

  1. Повторить в правильной очередности ряд чисел. В начале они состоят из 2-х чисел, затем – из 5-6. Усложнить задание можно, если попросить повторить числа в обратном порядке.
  2. Включить музыкальную композицию. Прослушать ее, затем выключить и повторить ее ритм, хлопая в ладоши.
  3. Написание текстов под диктовку также развивает слуховую память.
  4. Полезно быть в уединении, для этого необходимо выключить телевизор, радио. Сесть, закрыть глаза и внимательно прислушаться к окружающим звукам, к примеру: к шуму улицы. Также можно делать это упражнение свежем воздухе, слушая звуки природы.
  5. Повторить прохлопанный ритм, который постепенно усложняется.
  6. Прочитайте небольшой отрывок текста, после перескажите его своими словами.
  7. Прослушивание радиопередач, особенно спектаклей, аудиокниг хорошо тренирует слуховую память. Анализируя и повторяя отдельные отрывки дополнительно можно тренировать память, внимание.
  8. Скороговорки, чистоговорки, потешки, стихотворения разного объема тренируют слуховую память.
  9. Определить на слух, какой музыкальный инструмент звучит.

Виды памяти — Студопедия

Существуют разные классификации видов человеческой памяти по:

• участию воли в процессе запоминания;

• психической активности, которая преобладает в деятельности;

• продолжительности сохранения информации;

• свойству материала и способа запоминания.

По характеру участия воли память делят на непроизвольную и произвольную.

Непроизвольная память означает запоминание и воспроизведение автоматически, без всяких волевых усилий.

Произвольная память подразумевает случаи, когда ставится цель -запомнить, и для запоминания используются волевые усилия.

Доказано, что непроизвольно запоминается материал, который интересен для человека, который имеет для него большое значение.

По характеру психической деятельности

По характеру психической деятельности, с помощью которой человек запоминает информацию, память делят на двигательную, эмоциональную (аффективную), образную и вербалъно-логическую.

В свою очередь, образную память делят по виду анализаторов, которые участвуют при запоминании впечатлений человеком. Образная память может быть зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной и вкусовой.

1. Двигательная память запоминание, сохранение и воспроизведение простых и сложных движений. Эта память активно участвует в развитии двигательных (трудовых, спортивных) умений и навыков. Все мануальные движения человека связаны с этим видом памяти. Эта память проявляется у человека раньше всего и крайне необходима для нормального развития ребенка.



2. Эмоциональная память память на эмоции и чувства. Особенно этот вид памяти проявляется в человеческих взаимоотношениях. Как правило, то, что вызывает у человека эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на длительный срок. Как уже было упомянуто, приятные события запоминаются лучше, чем неприятные. Данный вид памяти играет важную роль в мотивации человека и начинает проявлять себя примерно с 6 месяцев.

3. Вербально-логическая память память на слова, мысли и логические отношения. В данном случае человек старается понять усваиваемую информацию, прояснить терминологию, установить все смысловые связи и только после этого запомнить материал. Людям с развитой вербально-логической памятью легче запоминать словесный абстрактный материал, понятия, формулы.

Логическая память при ее тренировке дает очень хорошие результаты и гораздо более эффективна, чем просто механическое запоминание. Некоторые исследователи считают, что эта память формируется и начинает «работать» позже других. П. П. Блонский называл ее «память-рассказ». Она имеется у ребенка уже в 3-4 года, когда начинают развиваться самые основы логики. Развивается с обучением ребенка основам наук.


4. Образная память связана с запоминанием и воспроизведением чувственных образов предметов и явлении, их свойств и отношений между ними. Данная память начинает проявляться в возрасте двух лет и достигает своей высшей точки к юношескому возрасту. Образы могут быть разными: человек запоминает как образы разных предметов, так и общее представление о них с каким-то абстрактным содержанием. Запоминать образы помогают разные анализаторы. У разных людей более активны разные анализаторы.

Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Люди с развитой зрительной памятью обычно имеют хорошо развитое воображение и способны «видеть» информацию, даже когда она уже не воздействует на органы чувств. Она очень важна для людей некоторых профессий: художников, инженеров, композиторов.

Слуховая память это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков: речи, музыки. Такая память особенно необходима при изучении иностранных языков, музыкантам.

Осязательная, обонятельная и вкусовая память память на соответствующие образы.

По продолжительности сохранения информации выделяют сенсорную, кратковременную, оперативную и долговременную память.

1. Сенсорная память. Данная память удерживает материал, который был только что получен органами чувств, без какой-либо переработки информации. Длительность данной памяти — от 0,1 до 0,5 с. Часто в этом случае человек запоминает информацию без сознательных усилий, даже против своей воли. Эта память основана на инерции ощущений. Данная память проявляется у детей еще в дошкольном возрасте, но с годами ее значение для человека возрастает.

2. Кратковременная память. Обеспечивает хранение информации в течение короткого промежутка времени: в среднем около 20 с. Этот вид памяти может функционировать при однократном или очень кратком восприятии. Эта память также работает без сознательного усилия для запоминания, но с установкой на будущее воспроизведение. В памяти сохраняются самые существенные элементы воспринятого образа. Кратковременная память «включается», когда действует так называемое актуальное сознание человека (т. е. то, что осознается человеком и как-то соотносится с его актуальными интересами и потребностями).

Объем кратковременной памяти очень индивидуален. Существуют различные методы его измерения. В связи с этим необходимо сказать о такой особенности кратковременной памяти, каксвойство замещения.Когда индивидуальный объем памяти переполняется, новая информация частично замещает хранящуюся там, а старая информация часто безвозвратно исчезает. Хорошим примером могут быть трудности при запоминании обилия фамилий и имен людей, с которыми мы только что познакомились. Человек способен удержать в кратковременной памяти не больше имен, чем позволяет объем его памяти.

3. Оперативная память — память, сохраняющая информацию в течение определенного, заранее заданного срока. Время хранения информации колеблется от нескольких секунд до нескольких часов. После решения поставленной задачи информация может исчезнуть из оперативной памяти. Хорошим примером может быть информация, которую пытается запомнить студент на время экзамена: четко заданы временные рамки и задача. После сдачи экзамена снова наблюдается полная «амнезия» по данному вопросу. Этот вид памяти является как бы переходным, от кратковременной к долговременной, так как включает в себя элементы и той и другой памяти.

4. Долговременная память — память, способная хранить информацию в течение неограниченного времени.

Эта память начинает функционировать не сразу после того, как был заучен материал, а спустя некоторое время. Человек должен переключиться с одного процесса на другой: с запоминания на воспроизведение. Эти два процесса несовместимы, и их механизмы совершенно различны.

• Интересно, что, чем чаще воспроизводится информация, тем прочнее она закрепляется в памяти. Иными словами, человек может в любой нужный момент припомнить информацию с помощью усилия воли. Важно заметить, что умственные способности не всегда являются показателем качества памяти. Например, у слабоумных людей иногда встречается феноменальная долговременная память.

что это такое, диагностика, как развить

Слуховая память олицетворяет способность человека воспринимать информацию на слух, хранить и воспроизводить ее при необходимости. Это компонент сенсорного вида памяти, который отвечает за сохранение в течение непродолжительного времени сведений, поступающих через органы слуха. Регулярная тренировка слуховой памяти приводит к увеличению объема всех видов аудиальной информации, которую человек способен запомнить.

внимательно слушать

внимательно слушать

Определение

Слуховая память – это форма сенсорного восприятия информации для последующего хранения и использования. Синонимами слуховой являются эхоическая и аудитивная память. Информация, поступающая через органы слуха, с высокой точностью сохраняется в течение нескольких секунд.

Этот вид памяти устойчив к повреждениям, возникающим в результате поражения мозгового вещества. Обычно при тяжелых формах амнезии способность воспринимать и запоминать информацию на слух сохраняется. Невозможно одновременно улавливать большое количество звуковых стимулов, чтобы они были различимы.

Эхоическая память отражает способность воспринимать все разнообразие звуковых стимулов, которые воспроизводятся во внешней среде. Объем кратковременной и долговременной аудитивной памяти во многом зависит от индивидуальных особенностей человека и генетических факторов. Примеры слуховой памяти:

  • Повторить номер телефона, который только что услышал.
  • Воссоздать в сознании имя человека, с которым только что познакомился.
  • Отвечать на вопрос, который только что прозвучал.

Как для любого другого вида памяти для слуховой формы типично избирательное запоминание сведений, которые ассоциируются с яркими эмоциями, вызывают интерес, провоцируют появление чувств. Развитое слуховое восприятие обуславливает хорошую обучаемость при помощи устных объяснений и словесных инструкций. Обладатели хорошей слуховой памяти лучше и быстрее осваивают навыки орфоэпии (образцовое литературное произношение), правила интонирования речи, вырабатывают выразительность речевых конструкций.

Диагностика

Диагностика состояния слуховой памяти обычно осуществляется по методике А. Лурия «10 слов». Методика заучивания 10 слов является тестом на слуховую память, который отражает способности ребенка или взрослого воспринимать информацию на слух, запоминать и воспроизводить ее в дальнейшем. Тестирование требует определенных условий:

  1. В комнате поддерживается тишина, посторонние разговоры и шумы недопустимы.
  2. Испытуемому называют 10 слов, предлагая их запомнить.
  3. Слова для тестирования подбирают с учетом критериев – однообразие (односложные или двусложные существительные в именительном падеже, единственном числе), отсутствие смысловой связи (к примеру, нельзя одновременно использовать слова «стол» и «стул»).

После зачитывания серии слов испытуемому предлагают повторить их. Тестирование с использованием 1 набора слов повторяется 5-6 раз без перерывов. После 6 попытки делают перерыв на 1 час. По завершении указанного периода испытуемый должен назвать слова, которые он запомнил, без предварительного зачитывания.

человек размышляет

человек размышляет

Количество слов, которые испытуемый сумел повторить в течение 1 серии, отражает уровень кратковременной слуховой памяти. Количество слов, которые испытуемый сумел повторить после часового перерыва, отражает уровень долговременной слуховой памяти.

Другой несложный тест: попросить собеседника назвать вам 4 любых однозначных числа, к примеру, «8», «1», «3» и «5». Задача испытуемого сводится к повторению названных чисел в обратном порядке.

Признаки нарушений

Упражнения на развитие слуховой памяти нужно выполнять, если наблюдаются признаки нарушения функции запоминания аудиальной информации. Сложности при обработке слуховых стимулов могут возникать как результат задержки развития речи. Детям с нарушениями речевой функции сложно повторять новые слова, необходимые для расширения словарного запаса.

Нарушения обработки аудиальных сведений коррелируют с такими расстройствами, как трудности приобретения навыков чтения, дислексия (нарушение обучения навыкам чтения и письма), дискалькулия (неспособность к выполнению арифметических задач). Признаки дефицита эхоической памяти:

  1. Сложности при выполнении пошаговых инструкций.
  2. Увеличение периода времени, необходимого для обработки звуковых стимулов.
  3. Плохая успеваемость в школе.
  4. Поведенческие нарушения, связанные с возникновением чувства неполноценности из-за нарушений восприятия звуковых стимулов.
  5. Сложности при изучении иностранного языка, понимании чужой речи.
  6. Отсутствие музыкального слуха.

Развитие слухового внимания и восприятия позволяет корректировать нарушения. В норме развитие восприятия информации на слух в детском возрасте происходит спонтанно и естественно. Когда ребенок слушает сказки, которые читают вслух взрослые, происходит становление навыков слухового восприятия. Проговаривание и повторение услышанного материала способствует закреплению приобретенных навыков.

Музыкальная память

Процесс запоминания музыкальных произведений – это музыкальная память. Она является компонентом музыкальных способностей, благодаря которому поддерживаются такие навыки, как чувство ритма и музыкальный слух. Кроме непосредственно музыкального произведения в памяти сохраняется информация, передающая эмоциональное состояние человека в момент прослушивания или проигрывания музыки.

Чтобы развить музыкальную память, применяют такой метод, как голосовое воспроизведение композиции без применения инструмента, что позволяет лучше запомнить мелодию, опираясь на слуховое восприятие. Если нужно запомнить большое музыкальное произведение, следует разбить его на фрагменты и осваивать постепенно. Мысленное повторение мелодии концентрирует внимание на слуховых образах.

На занятиях с дошкольниками делают музыкальные упражнения, которые предусматривают голосовое повторение ребенком прослушанной мелодии. Важно, чтобы ребенок передал ритмический рисунок, темп, характер звучания. Для совершенствования музыкального слуха запоминают и постоянно напевают любимые песни, передавая не только точный текст, но и малейшие звуковые оттенки оригинального исполнения.

девочка с пианино

девочка с пианино

Развитие способности к запоминанию у взрослых

Чтобы развить слуховую память, эксперты рекомендуют концентрировать внимание на звуках окружающего пространства, таких как пение птиц, шум шагов, стук молотка, возглас, донесшийся из подъезда. Прислушиваясь к разным звукам, человек тренирует систему слухового восприятия.

Развить слуховую память у взрослого поможет такой способ, как прослушивание аудиокниг при любой возможности, к примеру, в общественном транспорте, добираясь на работу или на дачу. После прослушивания аудиозаписи, важно анализировать услышанный материал, стараться мысленно или вслух воспроизвести почерпнутую информацию.

Эксперты советуют читать вслух, выбирая подходящую интонацию и четко проговаривая фразы. Упражнение способствует развитию дикции и пополнению словарного запаса. Хорошо тренирует слуховое восприятие такое упражнение, как повторение диалога из любимого кинофильма. Просматривая киноленту, нужно приостановить просмотр, записать на листе бумаги только что услышанный диалог героев.

Отличным тренажером для мозга станет определение на слух предметов обстановки. Для выполнения этого задания нужен помощник, который заставит обычные вещи в доме издавать звуки. Тому, кто выполняет задание, завязывают глаза. Затем помощник берет любой предмет интерьера и воздействует на него, чтобы получился звук, к примеру, шуршание страниц журнала, стук ножек переставленного на другое место стула или звон хрустальной вазы, по которой постучали металлической ложкой.

Упражнения для тренировки запоминания у детей

В общеобразовательных учреждениях для развития слухового восприятия учебного материала применяют такие методы, как написание изложений и диктантов.

дети пишут в школе

дети пишут в школе

Упражнения для развития способности к запоминанию у детей дошкольного возраста:

  • Упражнение 1. Рекомендовано для группы детей, которые предварительно рассаживаются по кругу. Первый участник называет произвольное слово. Следующий участник повторяет первое слово и добавляет к нему новое. Следующий участник повторяет оба предыдущих слова, которые были названы другими детьми раньше, и добавляет новое. Игра продолжается пока замыкающий участник не повторит все услышанные ранее слова. Количество участников игры не превышает 15 человек. Каждый раз игра начинается с нового участника. На начальных этапах занятий лучше выбирать слова, объединенные общей тематикой. Затем, чтобы усложнить задание, можно выбирать слова, не связанные по смыслу. Если в игре участвует двое детей, они по очереди добавляют новые слова, пока общее количество слов не достигнет 15.
  • Упражнение 2. Рекомендовано для группы детей. В игре используется принцип вышеописанного упражнения с той разницей, что вместо повторения слов составляется и повторяется предложение. Первый участник называет простое предложение, состоящее из 2 слов, к примеру, «Снег идет». Второй участник дополняет предложение новым словом, к примеру, «Белый снег идет». И так далее.
  • Упражнение 3. Понадобятся фигурки животных и игровое поле, оформленное в виде доски для игры в шахматы. Каждый участник ставит свою фигурку на начальную позицию – на первую линию. Воспитатель направляет передвижение фигурок по доске, по очереди отдавая команды участникам, к примеру, «Две клетки вправо». Постепенно задача усложняется при помощи увеличения числа шагов, которые должна совершить фигурка, к примеру, «Две клетки влево, одна клетка вперед», затем «Три клетки вперед, две клетки вправо, одна клетка назад».
  • Упражнение 4. Воспитатель хлопает в ладоши, задавая определенный ритм и характер звучания. Дети повторяют хлопки в той же последовательности, соблюдая заданную длительность пауз между отдельными хлопками и громкость отдельных хлопков.

Развивающие, веселые игры на развитие слуховой памяти ассоциируются с отдыхом и развлечением. Дети с удовольствием выполняют задания, которые построены по принципу групповой игры. Интересное упражнение для развития слуховой памяти у младших школьников предполагает использование цветных карандашей.

Учитель заранее готовит черно-белую картинку, которая подкрепляется устным рассказом. В сюжете рассказа можно использовать праздничные и текущие события (украшение елки, сбор цветов и листьев для гербария, примерка наряда для предстоящего бала) или фрагменты из популярных сказок. Прослушав рассказ, в котором учитель обязательно указывает, какого цвета должны быть детали, изображенные на картинке, дети рисуют, передавая в своем рисунке все оттенки, какие запомнили.

дети рисуют

дети рисуют

Для развития слуховой памяти у дошкольников используют сюжеты детских сказок. Воспитатель собирается читать детям сказку, предложив запомнить и после прослушивания повторить ряд, связанных по смыслу слов. К примеру, всех животных, которые были участниками сказки («Теремок», «Волк и семеро козлят»), всех персонажей («Кот в сапогах», «Красавица и Чудовище»), всех предметов, повлиявших на сюжетную линию («Аленький цветочек», «Волшебная лампа Алладина»).

Чтобы улучшить слуховую память, нужно ее тренировать, выполняя разные задания, в основе которых лежит такой принцип, как повторение прослушанного материала.

ПОЖАЛУЙСТА, ОЦЕНИТЕ СТАТЬЮ!

Просмотров: 216

Слуховая память. Развитие слуховой памяти » Битрейника

Слуховая память – один из видов памяти, позволяющий человеку запоминать определенную последовательность звуков и затем их воспроизводить.

Кратковременная слуховая память – вид памяти, который помогает человеку понять смысл и быстро обработать поступающую звуковую информацию.

Кратковременная слуховая память связана с так называемой фонетической областью, в которую поступает услышанная информация, сохраняясь в течение нескольких секунд, которых вполне достаточно для того, чтобы понять смысл и суть разговора. После этого услышанная информация попадает в семантическую область, связанную с долговременной памятью, где может храниться от нескольких минут и до бесконечности, ведь емкость данной области огромна, и именно в ней концентрируется весь приобретенный индивидуальный опыт конкретного человека.

Человек, обладающий хорошей слуховой памятью, способен легко, быстро и точно запомнить содержание читаемого текста, смысл событий, логику рассуждений. При этом он достаточно правильно может воспроизводить своими словами полученную информацию.

Ниже приведены 10 упражнений, благодаря которым каждый, кто задумывается над тем, как развить слуховую память, сможет найти для себя и ответ, и путь решения проблемы:

1 С помощью магнитофона прослушайте отрывок знакомой музыкальной композиции, после чего мысленно воспроизведите его. В процессе регулярных тренировок слуховой памяти постепенно увеличивайте продолжительность звучания мелодии. В идеале необходимо развить слуховую память до такого уровня, когда Вы после прослушивания сможете полностью мысленно воспроизвести любую мелодию.

2 Попросите кого-нибудь произнести для Вас 4 однозначных числа, например:1, 3, 9, 4. После этого Вы должны назвать их в обратном порядке. После того, как Вы станете уверенно справляться  с этой задачей, количество произносимых цифр следует постепенно увеличивать до 5, 6 и т.д. Данное упражнение не только способствует развитию слуховой памяти, но еще и хорошо тренирует внимательность.

3 Очень хорошо подходит для тренировки кратковременной слуховой памяти тренажер «Звукварь», который Вы найдете, перейдя по этой ссылке.

4 Попросите кого-нибудь, используя 5-7 хлопков в ладоши, нахлопать для Вас ритм известной мелодии. Ваша задача – в точности повторить предложенный ритм. После того как Вы уверенно станете справляться с поставленной задачей, количество хлопков можно постепенно увеличивать.

5 Читайте книги,  которые для Вас интересны. При этом приучите себя пересказывать вслух отдельные главы после их прочтения.

6 Прослушивание  аудиокниг также будет способствовать тренировке слуховой памяти. После прослушивания в свободное время мысленно повторяйте то, что услышали. Анализируйте, насколько точно Вам удалось воспроизвести услышанный текст.

7 Прочитав, повторяйте вслух скороговорки различной длины. В процессе регулярных тренировок не используйте одни и те же скороговорки, чередуйте их и добавляйте новые.

8 Перед сном уделите немного времени развитию слуховой памяти. Прислушайтесь и постарайтесь услышать как можно больше звуков, которые присутствуют в окружающем Вас пространстве. Это может быть работающий на кухне холодильник, летающая по комнате муха, шаги на лестничной площадке и т. д. Последовательно сосредоточивайтесь на каждом из звуков и мысленно воспроизводите их в более низкой и в более высокой тональностях.

9 Полезной для развития слуховой памяти будет привычка пересказывать вслух важную информацию, которую необходимо запомнить.

10   Находясь на улице и в других общественных местах, прислушивайтесь к присутствующим звукам, вычленяйте из них разговоры других людей и мысленно как можно точнее повторяйте услышанные фразы.

Общеизвестно, что любую способность в определенной степени можно развить, нужно только не лениться и заниматься тренировкой слуховой памяти, а еще лучше – и других  когнитивных функций   регулярно. Успехов Вам в совершенствовании себя!

 

 

Фото: doggo

Слуховая и зрительная памяти. Как развить слуховую память.

С детства родители стараются вдолбить в голову , что развитие памяти необходимо для будущей жизни и полезно для здоровья. В качестве обоснования своих слов чаще всего взрослыми приводится утверждение, что если не учить стихи, не читать и не пересказывать, то в старости невозможно будет запомнить самые простые вещи. И это правда! Человеческая память устроена таким образом, что основная информация запоминается на слух. Поэтому важно постоянно развивать память, чтобы она не подвела потом в важный момент. Существует несколько действенных методов развития слуховой памяти.

1. Научитесь слушать тишину

Данное упражнение можно выполнять перед сном. Для этого достаточно лечь в кровать и прислушаться к происходящему на улице, а также окружающим звукам в помещении. Сначала нужно оценить весь звуковой фон, а потом постараться вслушаться в каждый звук по отдельности. Начав данное упражнение, люди с интересом понимают, что их окружает огромное количество звуков. Даже просто лежа в постели, кто-то услышит только стук своего сердца, а кто-то разговор соседей через стенку, до кого-то дойдет звук капающей воды в ванной или на кухне и т.д. Мир полон разнообразных звуков и, чтобы натренировать свою слуховую память, достаточно выполнять несколько несложных упражнений, эффект от которых не заставит долго ждать.

2. Вспоминать звуки

Это упражнение необходимо выполнять в помещении, гарантирующем полную тишину, где ничего не помешает и нет людей. Для начала стоит удобно сесть, лечь или облокотиться, в общем, принять удобное положение тела и полностью расслабиться. На упражнении необходимо максимально сконцентрироваться и начать вспоминать услышанные ранее звуки. К примеру, то, что вы слышали в течение дня. Можно попробовать изменить их тональность, громкость или четкость. Сразу все может не получиться, но не стоит расстраиваться и бросать занятия. Для этого упражнения достаточно уделять по 5 минут ежедневно. В скором времени эти тренировки помогут при необходимости вспоминать звуки и изменять их по своему желанию.

3. Музыкальные упражнения

Перед началом упражнения необходимо подготовить несколько понравившихся музыкальных композиций вне зависимости от мелодии. Нужно после прослушивания небольшого отрывка песни, расслабиться, выбросить все лишнее из головы и попробовать воспроизвести услышанное. Если с первого раза не получиться, можно еще раз послушать этот же отрывок и также попробовать вспомнить мелодию. Можно начать с совсем коротеньких фрагментов музыкальной композиции, а потом увеличить их продолжительность. При этом важно не забывать сравнивать свое воспроизведение с оригиналом. Полезно будет также мысленно останавливать на «паузу» проигрывание мелодии в голове, а затем продолжать с остановленного места. Чтобы получить отличный результат, придется тренироваться очень часто. И лишь после того, как можно будет мысленно полностью воспроизвести любимую мелодию, результат достигнут.

Совершенство слуховой памяти по данным упражнениям поможет через время в деталях четко вспомнить происходящее событие. Такая способность головного мозга надолго закрепится у человека, благодаря выработанной привычке ассоциировать жизненные ситуации с окружающими звуками. Тренировать слуховую память можно как дома, так и в любом месте. К примеру, если описанные выше методы, требуют спокойного время проведения наедине с собой, то, например, слушать музыку и затем мысленно воспроизводить ее мелодию можно в любом месте. Если это окажется легко, то можно усложнить задачу запоминанием текста. Кроме этого, можно гуляя по парку или даже, банально спеша на работу, попробовать прислушаться к окружающим разговорам и, не вникая в суть, просто повторить. Стоит отметить, что данные упражнения можно превратить в игру в компании и устроить соревнования. Также они будут интересны и полезны детям для развития остроты слуха.

Для совершенствования слуховой памяти у ребенка, можно выполнять следующие упражнения:

  1. Попробовать прочитать несколько слов на одну букву и воспроизвести их в точной последовательности, а затем добавить к ним еще несколько слов на эту же букву.
  2. Разучивать небольшие стишки, скороговорки и песенки.
  3. Прочитать несколько слов на одну букву и одно на другую. Попросить указать лишнее слово.

Используя игровые методы обучения, можно быстро развить у ребенка память, не утомляя скучными занятиями. Стоит также понимать, что развитие одного вида памяти, должно происходить в совокупности с другими видами. Например, невозможно развивать слуховую память, не задействуя зрительную и моторную. Воспоминания в головном мозге воспроизводятся, распределяясь по функциональным особенностям. Развивать слуховую память у ребенка можно одновременно с тактильной, для чего необходимо завязать ему глаза и по очереди класть в руки предметы разной формы и текстуры, после чего он должен их узнавать. Упражнения по тренировке всех видов памяти можно проводить детям с 3-х летнего возраста.

Существует
несколько оснований для классификации
видов человеческой памяти. Одно из них
деление памяти по времени сохранения
материала, другое по преобладающему в
процессах запоминания, сохранения и
воспроизведения материала анализатору.
В первом случае выделяют мгновенную,
кратковременную, оперативную,
долговременную и генетическую память.
Во втором случае говорят о зрительной,
слуховой, обонятельной, осязательной
и других видах памяти. Рассмотрим и
дадим краткое определение основным из
названных видов памяти.

Моторная
память

является
эволюционно самым древним видом. Она
отвечает за запоминание, сохранение и
воспроизведение различных движений.
Эти движения запрограммированы, например:
ходьба, подъем по ступенькам, плаванье
и т.д. Именно моторная память помогает
нам воспроизводить привычные действия
на уровне автоматизма.

Эмоциональная
память

связана
с фиксированием переживаний, которыми
сопровождаются те или иные события.
Эмоции выполняют регуляторную функцию
в обеспечении поведения и адаптации
организма к окружающей среде. Биологический
смысл эмоциональной памяти заключается
в выработке системы предупреждения.

Эмоционально
окрашенные ощущения фиксируются
непроизвольно и практически мгновенно.
Эмоциональная память самая прочная,
поэтому имеет очень большое значение
в процессе обучения. Если вы хотите
лучше усвоить учебный материал,
привлекайте резервы эмоциональной
памяти: придумайте способы насытить
информацию эмоциями, сделайте ее
интересной для себя, например, нарисуйте
комические иллюстрации к скучному
тексту.

Образная
память

имеет
несколько подвидов, поскольку связана
с работой сенсорных систем или органов
чувств. Она включает в себя зрительную,
осязательную, обонятельную, вкусовую,
слуховую

память.
Информация запоминается в виде образов
определенной модальности.

Зрительная

память
связана с сохранением и воспроизведением
зрительных образов. Хорошей зрительной
памятью нередко обладают люди с
эйдетическим восприятием, способные в
течении достаточно долгого времени
«видеть» воспринятую картину в своём
воображении после того, как она перестала
воздействовать на органы чувств. В связи
с этим данный вид памяти предполагает
развитую у человека способность к
воображению.

Слуховая

память
— это хорошее запоминание и точное
воспроизведение разнообразных звуков,
например музыкальных или речевых. Она
необходима филологам, людям, изучающим
иностранные языки, акустикам, музыкантам.

Осязательная,
обонятельная, вкусовая

и
другие виды памяти особой роли в жизни
человека не играют, и их возможности по
сравнению со зрительной, слуховой,
двигательной и эмоциональной памятью
ограничены. Их роль в основном сводится
к удовлетворению биологических
потребностей или потребностей, связанных
с безопасностью или самосохранением
организма. Например, мы помним запах
газа, вкус острого перца, чувствуем
горячие или холодные предметы и по зная,
что они представляют опасность для
нашего организма, стараемся их избегать.

Образная
память спонтанна, гибка и обесп

игры и упражнения для тренировки зрительной, слуховой памяти

Содержание статьи

Любой родитель хочет для своего ребенка только самого лучшего, именно поэтому с детских лет окружает его заботой и вниманием. И очень важно уделять особое внимание развитию памяти у детей дошкольного возраста. К счастью, есть огромное количество различных игр, упражнений, которые помогут в легкой ненавязчивой форме достичь поставленной цели. Главный секрет успеха – систематичность занятий. Не стоит думать, что память улучшится за один раз. Надо настраивать себя и ребенка на регулярные тренировки.

Пальчиковая игра с ребенком на развитие памяти

Пальчиковая игра с ребенком на развитие памяти

Виды памяти

Чтобы понимать, что именно надо тренировать, следует коротко осветить теоретический аспект.

Исследователь Блонский П.П. выделил такие виды памяти:

  • моторная;
  • эмоциональная;
  • образная;
  • словесная.

Причем сам процесс развития памяти у малыша происходит именно в такой последовательности.

Кроме того, выделяют и такие виды:

  • Краткосрочная. Запоминание важной информации на непродолжительное время. Например, мы увидели номер телефона, запомнили его, позвонили. А после – вспомнить уже не сможем, поскольку информация была «стерта».
  • Долговременная. Откладывание данных на длительный срок. Причем это не обязательно именно информативный материал – отложиться могут воспоминания и впечатления, формируя жизненный опыт.

Память можно классифицировать на основании использования того или иного анализатора. Существуют такие ее виды:

  • зрительная;
  • слуховая;
  • тактильная;
  • эмоциональная;
  • вербально-логическая.

Нередко в процессе запоминания участвует сразу несколько типов, но, как правило, у человека доминирует один.

Игра на развитие памяти у малышей

Игра на развитие памяти у малышей

У детей различных возрастов

Рассмотрим особенности развития памяти у малышей в зависимости от возраста. Новорожденные обладают моторной памятью, основой которой являются условные двигательные рефлексы. Проще говоря, ребенок запоминает свои основные действия и может требовать пищу каким-то определенным движением.

С5 месяцев начинается активное развитие эмоциональной памяти – кроха узнает маму, папу, радуется при их появлении. К 12 месяцам он уже запомнил достаточно большое количество предметов и может показывать на них головой по просьбе взрослого.

Годовалый ребенок

Годовалый ребенок

От года до 2 лет

Ребенок в этом возрасте должен выполнить главную задачу – научиться ходить. Границы его внешнего мира расширяются. Он узнает и запоминает много новой информации об окружающей действительности, ее объектах и реалиях. На первый план выходит формирование образной памяти, появляются первые осознанные воспоминания.

2–4 года

Происходит активное развитие речи, воспоминания обретают все большую четкость.

Особенности периода таковы:

  • формирование долгосрочной памяти;
  • запоминается прежде всего то, что затронуло эмоциональную сферу крохи;
  • память непроизвольная, ребенок не стремится что-либо заучить;
  • двигательная память позволяет улучшать физические умения и навыки – малыш учится прыгать, лазать;
  • за один раз малыш способен запомнить не более 3 слов.

Словесная память объединена со смысловой, что делает возможным составление небольшого сюжетного рассказа.

Ребенок что-то вспоминает

Ребенок что-то вспоминает

5–6 лет

Продолжает развиваться наглядно-образная память. Ребенок лучше запоминает то, что вызвало в нем эмоциональный отклик, в то время как абстракции откладываются очень слабо и неохотно.

К концу дошкольного периода начинает формироваться произвольная память, то есть сознательное запоминание с целью последующего применения или воспроизведения. Ребенок учит стихи, песни, алфавит.

Сами воспоминания становятся более длительными, малыш может вспомнить события, произошедшие несколько недель назад, и рассказать о них.

Игры для 3–4 лет

Развить память у самых маленьких помогут веселые игры, погрузившись в которые, ребенок даже не заметит, что занимается важным делом. Приведем несколько примеров.

Дети играют в магазин

Дети играют в магазин

Для развития слуховой памяти

Детям непременно понравится играть в «Магазин». Кроме того, это забава поможет улучшить кратковременную слуховую память. Сначала нужно придумать и оборудовать магазин, в котором будет продаваться что-то, имеющееся дома. Это могут быть продукты питания, игрушки, одежда. Главное – чтобы малышу было интересно. Также допустимо использовать и предметные карточки.

Суть игры:

  1. Мама просит ребенка сходить за покупками.
  2. Товары, которые нужно купить, она озвучивает. Задача малыша – запомнить. Для начала список должен быть небольшим, включать 2–3 наименования, постепенно число увеличивается.
  3. Ребенок идет в «магазин», где мама уже преобразилась в продавца, и совершает покупки.

Если малыш не может запомнить, нужно подсказать ему, намекнуть на ассоциации. Например, если это молоко, можно попросить вспомнить, на чем мама варит кашу или что папа любит пить.

Еще один вариант – «Я скажу, а ты повтори». Взрослый перечисляет несколько слов, на первых этапах желательно одной смысловой группы – к примеру, растения. Задача ребенка – запомнить и воспроизвести их. Постепенно число слов увеличивается, они подбираются в произвольном порядке, никак не связаны друг с другом.

Для зрительной памяти

Самая простая игра-тренировка «Восстанови ряд». Суть ее такова: мама расставляет на столе 3–4 игрушки в определенной последовательности, просит ребенка внимательно посмотреть на ряд, постараться его запомнить, после чего – отвернуться.

Далее следует переместить игрушки, сообщив малышу, что был ураган, нарушивший порядок. Задача ребенка – вспомнить и восстановить последовательность.

Варианты игры:

  • Не менять местами, а убирать игрушки – ребенок должен назвать отсутствующую и показать ее место.
  • Добавить предмет – малышу предстоит найти лишнее.

Постепенно количество игрушек следует увеличивать, перемещения делать все более масштабными.

Еще одна интересная игра для 3–4 лет, направленная на улучшение зрительной памяти, – «Повтори узор». Малыши очень любят рисовать, что и будем использовать.

Девочка рисует вместе с мамой

Девочка рисует вместе с мамой

Порядок действий таков:

  1. Мама рисует на листе простейший узор, например линию.
  2. Ребенок рассматривает ее в течение пары минут.
  3. Затем картинка убирается.
  4. Задача малыша – по памяти воспроизвести рисунок.

Постепенно задания становятся все более сложными, вместо узоров можно рисовать домики, цветы, растения, машинки, дополнять иллюстрацию мелкими деталями, прося ребенка воспроизвести как можно более точно.

Не заскучать поможет и «Запомни карточки». Мама подбирает материал одной тематики, например, овощи. И выкладывает карточки в определенной последовательности. Ребенок старается запомнить ее, а после того как картинки будут убраны – назвать все, что было на них изображено. Сначала карточек не должно быть очень много, 3–5 вполне достаточно. Постепенно число увеличивают, а время на запоминание, напротив, уменьшают.

Эта же игра научит малыша одному хитрому способу запоминаний – при помощи сочинения связного рассказа. Например, если это овощи, то можно придумать сказку, в которой грозный Лук держал в страхе своих поданных, мадам Капусту и мисс Морковь. А отважный Огурец-молодец всех спас.

Следующая забава – «Пуговичный узор». Для нее потребуется несколько разноцветных пуговиц (их с успехом можно заменить какими-либо мелкими предметами, к примеру, нарезанными на квадраты кусочками цветной бумаги либо деталями от конструктора и мозаики). Вместе с ними можно использовать и счетные палочки, тогда последовательность получится более сложной.

Разноцветные пуговицы

Разноцветные пуговицы

Порядок действий:

  1. Мама выкладывает простой узор. Например, 2 синие пуговицы, 1 красная, 3 желтые.
  2. Ребенок некоторое время смотрит на узор.
  3. После этого пуговицы перемешиваются, а кроха должен постараться восстановить последовательность.

Вариант игры – не убирать узор, а вносить в него какие-то изменения, прося малыша выявить, что же произошло.

Если у ребенка не получается, он не может вспомнить, следует помочь ему, поскольку в противном случае он быстро утратит интерес, да и веру в свои силы.

Игры для 5–6 лет

Тренировать у ребенка память помогут такие игры:

  • Запомни цифры. Мама показывает крохе несколько карточек с написанными числами, ребенок старается их запомнить. Потом воспроизводит на листе бумаги, стараясь соблюсти и порядок демонстрирования. Для начала следует использовать не более 2–3 цифр.
  • Найди различия. Сначала нужно подобрать 2 картинки, практически полностью идентичные, но различающиеся в паре деталей. Ребенку показывают одну из них в течение определенного времени. Затем демонстрируют другую, первую убирают. Задача проста – найти, чем изображение отличается от первоначального. Упражнение тренирует и память, и внимательность.
  • Повтори движения. Мама показывает крохе несколько (4–5) несложных движений, следующих одно за другим. Например: поднимает левую руку, подпрыгивает, опускает руку, делает мах правой ногой, приседает. Ребенок должен повторить.
  • Марионетка. Ребенок закрывает глаза. Мама проводит его по определенному маршруту, к примеру, 2 шага влево, 3 вперед. После чего кроха открывает глаза и повторяет перемещения.
  • Восстанови пары. Несколько предметов раскладывают попарно, малыш старается запомнить их распределение, а затем – восстановить его.
  • Постучи, как я. Мама выстукивает последовательность, например, деревянными ложками одну о другую. Ребенок слушает и повторяет.

Книжка для развития памяти у детей

Книжка для развития памяти у детей

Чтобы развивать зрительную память, вовсе не обязательно выделять специальное время. Тренировки легко проводить в любом удобном месте. Например, мама может показать крохе книжку в красивой обложке, дать время запомнить, а после – попросить описать, что было на картинке. Или задавать вопросы типа:

  • Была ли лисичка на картинке?
  • Какого цвета была шубка у зайки?
  • Кто присутствовал на обложке?

Чтобы малышу не стало скучно, можно обыграть ситуацию, сделать вид, что сама мама забыла, что именно было нарисовано. Или же попросить кроху ответить на вопросы, чтобы помочь сказочному персонажу.

Если детей несколько, можно предложить им интересную забаву «Сыщики»: один из них становится «преступником», задача других – разоблачить его. Порядок действий:

  1. «Преступник» встает напротив «сыщиков».
  2. Взрослый пару минут рассказывает вводную часть, поясняет суть игры. Дети все это время смотрят на «бандита», стараясь запомнить как можно больше деталей его внешнего вида.
  3. После этого «бандит» уходит в другую комнату и что-то меняет в своем облике (маскируется).
  4. Далее выходит, задача сыщиков – увидеть, какие перемены произошли.

Если они смогут ответить на вопрос, то преступник считается пойманным, он меняется местами с одним из сыщиков. Если же нет – бандиту удалось скрыться от правосудия.

Вариант игры – «Опиши соседа». Сначала два ребенка смотрят друг на друга, потом отворачиваются и начинают по очереди называть признаки внешнего вида друг друга, например, синие джинсы, рубашка в клетку, юбка в цветок. Побеждает тот, кто сумеет вспомнить большее число деталей.

«Я знаю» – еще одна забава, любимая детьми, для нее потребуется мяч. Его отбивают от пола или стены и произносят: «Я – знаю – 5 – имен – девочек». После чего нужно, продолжая отбивать, перечислить эти имена. Аналогичным образом можно вспомнить 5 рек, морей, цветов, животных, птиц и так далее.

«Запомни пары слов». Сначала взрослый произносит несколько раз слова парами, например: «яблоко» и «грызть», «скакалка» и «прыгать». Пар не стоит составлять слишком много, для первых тренировок вполне достаточно 5–6 сочетаний. После того, как слова прозвучали, взрослый произносит одно слово из двойки, малыш должен вспомнить второе и назвать его.

Для одновременной тренировки слуховой и зрительной памяти можно сыграть в игру «Мы знаем все». Суть проста:

  1. Взрослый называет любой предмет, хорошо знакомый крохе. Например, яблоко.
  2. Задача ребенка – вспомнить этот предмет, представить его, а затем – назвать как можно больше всевозможных характеристик, включая форму, размер, цвет, вкус.
  3. Следующий шаг – нарисовать яблоко по памяти.

Постепенно называемые предметы следует усложнять.

Ребенок размышляет

Ребенок размышляет

Как развить память у ребенка?

Основным видом деятельности малышей является игра, поэтому и такое важное дело, как развитие памяти, должно проходить в рамках развлекательного процесса. Недопустимо заставлять ребенка заниматься, это навсегда убьет у него интерес к получению новых знаний. А использование современных игровых технологий позволит добиться отличного результата и весело провести время.

Тренировать память ребенка необходимо регулярно, систематически, предлагая крохе различные задания, чтобы уроки не надоели ему.

Специалисты рекомендуют придерживаться таких рекомендаций:

  • Чтобы ребенок лучше запомнил что-либо, следует задействовать как можно больше типов памяти. Например, если нужно будет пересказать какой-то простой рассказ, для запоминания следует его прослушать, посмотреть картинки, нарисовать, проиграть.
  • Добиваться правильного ответа любой ценой нельзя, малыш не должен уставать. Также недопустимо ругать ребенка, нервничать, злиться, если он не понимает задания. Пользу такие уроки не принесут. Лучше заниматься почаще, но понемногу.
  • Разнообразие упражнений – гарантия того, что ребенок не утомится.
  • Для продуктивной работы мозга необходим свежий воздух, поэтому часть занятий по развитию памяти можно проводить на улице.

Развитие памяти имеет огромное значение в процессе воспитания ребенка. Не стоит недооценивать важность подобных упражнений и игр, поскольку они создадут благоприятную почву для последующих успехов в учебной деятельности. Если упустить момент, то ребенок начнет испытывать трудности с выполнением задач, поскольку не сможет запомнить алгоритм действий, будет производить впечатление невнимательного и даже недостаточно развитого.

Слуховая память или эхо-память — Когнитивная способность

Что такое слуховая или эхоическая память?

Слуховая память, также известная под названием эхоическая, аудитивная или звукоподражательная память, является одним из регистров сенсорной памяти. Этот тип сенсорной памяти очень короток, но в то же время устойчив к повреждению при поражениях головного мозга. При тяжёлых формах амнезии этот вид сенсорной памяти не нарушается.

Слуховая или эхоическая память является компонентом сенсорной памяти, отвечающим за сохранение в течение короткого времени всей поступающей слуховой информации. Различные исследования указывают на то, что данная система может удерживать большее количество информации и в течение более длительного периода времени (в среднем 3-4 секунды), чем зрительная (визуальная) память.

Слуховая память представляет собой кратковременное хранилище слуховой информации большой ёмкости. Другими словами, слуховая память, в буквальном смысле, удерживает входящий звуковой стимул до его полной обработки.

Эти звуковые стимулы автоматически переходят в «центральный аудиопроцессор» нашего мозга, который преобразует электрические звуковые сигналы в ментальные понятия, формируя, таким образом, звуковое изображение, которое наш мозг может удерживать в течение короткого промежутка времени. Звуковое изображение может быть воспроизведено после обработки слухового стимула только лишь в течение этого короткого периода.

За сенсорную память отвечает противоположная рассматриваемому органу слуха первичная слуховая кора. В хранении слуховой информации участвуют различные отделы головного мозга, т.к. оно связано с рядом процессов. Большинство задействованных в данном случае областей мозга находится в префронтальной коре, где осуществляется исполнительный контроль и контроль внимания.

Примеры слуховой или эхоической памяти

  • Вспоминать имя того, с кем нас только что познакомили
  • Повторять номер телефона, который нам только что дали
  • Вспоминать только что полученный адрес, где вас ждут на обед
  • Зная ответ на вопрос, торопиться набрать номер телефона радиостанции, чтобы выиграть приз
  • Вспоминать голос члена семьи

Нарушения или патологии, связанные с дефицитом слуховой памяти или обработки слуховой информации

Cложности и проблемы с обработкой слуховой информации или слуховой памятью могут быть связаны с нарушениями развития речи, поскольку таким детям тяжело повторять звуки и слова, необходимые для овладения речью. Кроме того, этот дефицит обычно коррелирует c трудностями освоения чтения, СДВГ, приобретённой дислексией и дискалькулией. Дети с дефицитом слуховой или эхоической памяти, как правило, испытывают проблемы с вниманием и запоминанием полученной на слух информации.

  • Детям с дефицитом слуховой памяти сложно выполнять пошаговые инструкции.
  • Им нужно больше времени для распознания и обработки слуховой информации.
  • Низкая школьная успеваемость также может быть связана с недостаточной обработкой слуховой информации.
  • Очень часто существуют проблемы с поведением. Из-за дефицита обработки слуховой информации или эхоической памяти ребёнок может расстроиться, почувствовать себя неполноценным.
  • Дети с нарушениями слуховой памяти испытывают трудности с речью (например, им трудно пополнить свой словарный запас, понять речь, выучить иностранный язык …)
  • Сложно произнести слово по буквам, понять прочитанное и т.д. …

Проблемы со слуховой памятью у взрослых могут быть связаны с повреждением мозга, черепно-мозговыми травмами с нарушениями в дорсолатеральной префронтальной и височно-теменной коре.

Как оцениваются проблемы со слуховой памятью?

С помощью нейропсихологического тестирования можно надёжно и эффективно оценить эхоическую или кратковременную слуховую память любого человека.

Батарея тестов, используемая для оценки слуховой (эхоической) памяти, основана на классическом Тесте Рея на Слухоречевое Заучивание RAVLT (1964). Задания тестов на слуховую память предназначены для оценки способности человека интерпретировать слуховые стимулы, поступающие из окружающей среды. Речь идёт о способности понять смысл данной информации и сообщения в целом, и затем выполнить соответствующий процесс запоминания.

Последовательный Тест WOM-ASM является комплексным, поскольку кроме оценки эхоической памяти позволяет протестировать такие когнитивные способности, как планирование, зрительную память, кратковременную память, пространственное восприятие, время реакции, рабочую память и скорость обработки информации.

Можно ли улучшить слуховую память?

Разумеется, для улучшения и повышения эффективности слуховой памяти необходимо, прежде всего, улучшить способность удержания и хранения полученной на слух информации.

CogniFit («КогниФит») предлагает разнообразные клинические упражнения для стимуляции и тренировки эхоической (слуховой) памяти. Благодаря нейронауке и изучению пластичности мозга мы знаем, что мозг и его нейронные связи усиливаются при использовании тех функций, в которых они задействованы. Это применимо и к процессам, связанным с эхоической памятью.

Программа нейропсихологического тестирования CogniFit («КогниФит»), представленная в виде увлекательных умных игр, оценивает слуховую память и на основе полученных результатов автоматически предлагает комплексную персональную когнитивную тренировку для улучшения слуховой памяти.

Программа Нейропсихологического Тестирования CogniFit («КогниФит») была разработана опытной командой неврологов и когнитивных психологов, специализирующихся на изучении процессов синаптической пластичности и нейрогенеза.
Для тренировки эхоической памяти и задействованных в ней когнитивных процессов необходимо всего лишь 15 минут в день (2-3 раза в неделю).

Программа доступна онлайн. Она содержит множество интерактивных упражнений в форме увлекательных игр для мозга, в которые можно играть с помощью компьютера. В конце каждой сессии CogniFit («КогниФит») покажет подробную диаграмму прогресса вашего когнитивного состояния.

Было доказано, что батарея клинических онлайн упражнений CogniFit («КогниФит») помогает созданию новых синапсов и нейронных связей, способных реорганизовывать и восстанавливать наиболее пострадавшие когнитивные функции, в том числе слуховую память.

Тест зрительной памяти онлайн — проверьте свой интеллект!

Тест Benton Visual Retention Test (BVRT) измеряет зрительное восприятие и зрительную память. Чаще всего он используется для выявления нарушений обучения и может назначаться детям старше 8 лет . Все результаты тестов должны быть оценены экспертами-психологами.

Тест Бентона на распознавание лиц (BFRT) — это коммерчески доступный тест, используемый неврологами и нейропсихологами для оценки способностей к распознаванию лиц.Его часто используют в клинических и исследовательских целях.

Шкала памяти Векслера — это группа из девяти субтестов, которые измеряют различные функции памяти, включая зрительную, слуховую и отложенную память. Подтесты, относящиеся к зрительной памяти, — это тесты визуального воспроизведения и зрительной памяти, которые проверяют способность сохранять и воспроизводить визуальную информацию.

4- ТЕСТЫ ВИЗУАЛЬНОЙ ПАМЯТИ MENTALUP (СРАВНИТЕЛЬНЫЕ)

MentalUP — это обучающее приложение, разработанное учеными и медицинскими специалистами, которое поддерживает тренировку мозга и умственное развитие.В приложении доступно множество упражнений на зрительную память, которые пользователи приложения могут выполнить, чтобы увидеть свои окончательные результаты и свое место в сравнении с группой сверстников.

MentalUP был создан как для взрослых (старше 18 лет), так и для детей (до 18 лет), поэтому вы и ваш ребенок можете пройти тесты и посмотреть свои результаты!

ПОПРОБОВАТЬ НАШИ ТЕСТЫ ВИЗУАЛЬНОЙ ПАМЯТИ

visual recognition test

ТЕСТ 1

Проверьте свою визуальную память , внимание к деталям и способность визуального распознавания .

visual memory test

ТЕСТ 2

Протестируйте и развивайте свою зрительную память , слуховую память и способность принимать решения .

long-term memory test

ТЕСТ 3

Протестируйте и улучшите визуальную память , пространственную память и долговременную память .

short-term memory test

ТЕСТ 4

Проверьте свою кратковременную память , внимание к деталям и слуховую память .

Если вы хотите сравнить свои результаты с результатами своей группы сверстников, зарегистрируйтесь в MentalUP сейчас и получите бесплатную пробную версию и обновитесь до премиум-версии, чтобы получить полный доступ к результатам своей группы сверстников.

MentalUP Visual Memory Games: Попробовать

.

Сенсорная память: типы, исследования и многое другое

Сенсорная память — это один из нескольких типов памяти, которые определяют вашу способность обрабатывать и вспоминать то, что вы видите. Сенсорная память — это краткий предшественник кратковременной памяти, которая позволяет вам обрабатывать и вспоминать ощущения, которые вы принимаете.

Продолжайте читать, чтобы узнать о сенсорной памяти, в том числе о том, как врачи впервые определили этот тип памяти.

Сенсорная память — это очень кратковременный, но большой источник памяти.Один из способов думать об этом типе памяти — это как начало вашей памяти. Это когда вы воспринимаете все вокруг, прежде чем передать часть увиденного в кратковременную память.

Общая аналогия с сенсорной памятью состоит в том, что воспоминания — это ваши «сырые данные», которые ваш мозг затем обрабатывает, чтобы придать смысл и упорядочить.

Согласно статье 2016 года, врачи считают, что сенсорная память длится несколько сотен миллисекунд.

В это время мозг получает сигналы от множества сенсорных сигналов, включая то, что вы видите, обоняете и слышите.Однако даже при всей стимуляции ваш мозг способен уделять внимание большинству аспектов, на которых вы хотите сосредоточиться, и нацеливаться на них.

К сожалению, с возрастом сенсорная память начинает ухудшаться. Врачи считают, что время, необходимое мозгу для обработки сенсорной информации, начинает замедляться, говорится в статье в журнале Frontiers in Aging Neuroscience. В результате мозг воспринимает или обрабатывает меньше сенсорной информации.

Знание того, как сенсорная память влияет на нас, важно при изучении памяти и старения.Поскольку сенсорная память — это первая входная информация, которая помогает сформировать кратковременную и долговременную память человека, знание того, что она замедляется с возрастом, может помочь понять, почему и где память начинает ухудшаться.

Зрение, запах, осязание, вкус и звук — это пять органов чувств, которые помогают вам воспринимать окружающий мир. Что касается сенсорной памяти, исследователи в основном изучали три аспекта:

Зрительная память

Врачи называют зрительную сенсорную память иконической памятью. Исследователи провели множество исследований этого типа и обнаружили, что глаза не могут передавать некоторые движущиеся объекты в память.Это означает, что для хорошей работы зрительной сенсорной памяти вы и наблюдаемый вами объект должны быть неподвижны.

Так что, если объекта (или вас) нет? В этом случае ваш мозг не будет четко передавать сигналы. Думайте об этом, как о снимке, который в итоге получается размытым. Ваш мозг не может передавать изображения достаточно хорошо, чтобы полностью сохранить их в памяти.

Примером может служить эксперимент, который помог исследователям впервые выявить зрительную память. Исследователь показывал изображение, за которым быстро следовала вспышка света.Большинство участников не могли идентифицировать или вспомнить изображение из-за вспышки. Исследователи пришли к выводу, что у мозга не было времени для ввода и интерпретации сенсорного изображения.

Если ваша сенсорная память не может хорошо улавливать эти воспоминания, почему вы все еще можете помнить вещи, когда вы двигаетесь? Хорошая новость в том, что у вас есть другие методы создания воспоминаний, помимо зрительной сенсорной памяти. Это всего лишь один из инструментов в вашем распоряжении.

Слуховая память

Слуховая сенсорная память — это когда человек использует вещи, которые он слышит, для создания воспоминаний.Врачи также называют слуховую сенсорную память эхо-памятью. Примером может служить прослушивание и вызов списка элементов. Слуховая и зрительная сенсорная память имеют некоторые интересные различия.

Согласно статье в журнале Frontiers in Aging Neuroscience, когда человек слышит список, он, как правило, запоминает первое и последнее слово, сказанное чаще всего.

Однако это не то же самое для визуальных воспоминаний. Если человек видит список предметов, он с большей вероятностью запомнит первые, а не всегда последние.

Другим примером силы слуховой памяти является более раннее исследование 1986 года, опубликованное в Журнале экспериментальной психологии: обучение, память и познание. Участникам был зачитан список, но их попросили не запоминать последний пункт в списке.

Сначала исследователи все время читали список одним и тем же голосом. Затем они читали список еще раз, но голос их звучал иначе для последнего пункта, который человек не должен был запоминать.

Исследователи обнаружили, что людям легче запоминать список, когда последнее слово звучало иначе.Они пришли к выводу, что мозг лучше способен обрабатывать воспоминания, когда есть различия в ощущениях.

Однако, когда исследователи читали список медленнее с другим тоном, люди не могли вспомнить список так же эффективно. Для исследователей это показало, как быстро работает сенсорная память, а также как быстро она может исчезнуть.

Сенсорная память

Врачи также называют сенсорную память тактильной. Область исследования тактильной памяти нова, но многообещающа. Одним из примеров того, как может работать тактильная память, является исследование, опубликованное в журнале Psychological Science.

Исследователи попросили участников подержать предмет в руках в течение 10 секунд. Затем они передавали человеку два одинаковых предмета, например две ручки, и просили человека идентифицировать ручку, которую он ранее держал.

Если бы они задали этот вопрос почти сразу после того, как человек взял в руки первый предмет, 94 процента людей смогли бы определить первый предмет, который они держали.

Одним из наиболее распространенных примеров сенсорной памяти является использование бенгальского огня, который представляет собой ручной фейерверк.

Когда вы держите фейерверк в руке и перемещаете его в разных направлениях, ваши глаза воспринимают линию или след света. Бенгальский огонь на самом деле не создает линию, ваши глаза просто не могут достаточно быстро обрабатывать информацию, когда она находится в движении, поэтому то, что вы видите, — это след.

Хотя сенсорная память обычно очень короткая, бывают случаи, когда вы можете вспомнить сенсорную память. Примером может служить случай, когда вы читаете слово глазами, но помните, как звучит человек, произнося его.

Сенсорная память жизненно важна для того, чтобы помочь вам обрабатывать и вычислять окружающий мир. Когда вы видите, слышите, нюхаете, осязаете или пробуете сенсорную информацию, ваш мозг может обрабатывать или отбрасывать ощущения.

Знание того, как каждый аспект сенсорной памяти влияет на вас, может помочь вам понять, как вы можете вспомнить некоторую сенсорную информацию, но не другие аспекты памяти.

.

Наша память на звуки значительно хуже, чем наша память на визуальные или тактильные вещи — ScienceDaily

Помните тот звуковой фрагмент, который вы слышали сегодня утром по радио? Продукты, которые ваша супруга попросила вас забрать? Скорее всего, вы этого не сделаете.

Исследователи из Университета Айовы обнаружили, что когда дело доходит до памяти, мы не запоминаем то, что слышим, почти так же хорошо, как то, что видим или трогаем.

«Как выяснилось, китайская пословица« Я слышу и забываю; я вижу и помню »имеет свои достоинства, — говорит ведущий автор исследования и аспирант UI Джеймс Бигелоу.

«Мы склонны думать, что части нашего мозга, связанные с памятью, интегрированы. Но наши результаты показывают, что наш мозг может использовать отдельные пути для обработки информации. Более того, наше исследование предполагает, что мозг может обрабатывать слуховую информацию иначе, чем визуальную и тактильную информацию. и альтернативные стратегии, такие как усиление умственного повторения, могут потребоваться при попытке улучшить память », — говорит Эми Поремба, доцент кафедры психологии UI и автор статьи, опубликованной на этой неделе в журнале PLoS. Один .

Бигелоу и Поремба обнаружили, что, когда более 100 студентов бакалавриата UI подвергались воздействию различных звуков, визуальных эффектов и вещей, которые можно было почувствовать, студенты меньше всего запоминали звуки, которые они слышали.

В эксперименте по тестированию краткосрочной памяти участников просили слушать чистые тона, которые они слышали через наушники, смотреть на различные оттенки красных квадратов и чувствовать вибрации низкой интенсивности, взявшись за алюминиевый стержень. Каждый набор тонов, квадратов и вибраций был разделен временными задержками от одной до 32 секунд.

Хотя память учащихся ухудшалась по всем направлениям, когда задержки становились длиннее, снижение было намного сильнее для звуков и началось уже через четыре-восемь секунд после воздействия на них.

Хотя это кажется коротким промежутком времени, это все равно, что забыть номер телефона, который не был записан, отмечает Поремба. «Если кто-то дает вам номер, и вы сразу набираете его, у вас обычно все в порядке. Но сделайте что-нибудь посередине, и велика вероятность, что вы его забудете», — говорит она.

Во втором эксперименте Бигелоу и Поремба проверяли память участников, используя вещи, с которыми они могут сталкиваться каждый день. Студенты слушали аудиозаписи лая собак, смотрели беззвучные видеозаписи баскетбольного матча и касались и держали в руках общие предметы, заблокированные из поля зрения, например, кофейную кружку. Исследователи обнаружили, что от часа до недели ученики хуже запоминали звуки, которые они слышали, но их память на визуальные сцены и тактильные объекты была примерно такой же.

Оба эксперимента предполагают, что способ, которым ваш разум обрабатывает и сохраняет звук, может отличаться от того, как он обрабатывает и сохраняет другие типы воспоминаний. И это может иметь большие последствия для преподавателей, инженеров-проектировщиков и рекламодателей.

«Как учителя, мы хотим предположить, что учащиеся запомнят все, что мы говорим. Но если вы действительно хотите, чтобы что-то запомнилось, возможно, вам понадобится включить визуальный или практический опыт в дополнение к слуховой информации», — говорит Поремба.

Предыдущее исследование показало, что у людей может быть превосходная зрительная память и что слышание слов, связанных со звуками, а не только звуков, может улучшить память. Исследование Бигелоу и Порембы основывается на этих выводах, подтверждая, что мы действительно меньше запоминаем из того, что слышим, независимо от того, связаны ли звуки со словами.

Исследование также является первым, показывающим, что наша способность помнить то, к чему мы прикасаемся, примерно равна нашей способности помнить то, что мы видим.Открытие важно, потому что эксперименты с нечеловеческими приматами, такими как обезьяны и шимпанзе, показали, что они одинаково преуспевают в задачах зрительной и тактильной памяти, но борются со слуховыми задачами. Основываясь на этих наблюдениях, авторы полагают, что слабость людей к запоминанию звуков, вероятно, имеет свои корни в эволюции мозга приматов.

Исследование частично финансировалось Национальным институтом глухоты и других коммуникативных расстройств при Национальном институте здравоохранения (номер гранта DC0007156).

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *