Память как познавательный процесс: Память как познавательный процесс — Студопедия

Содержание

Память как познавательный процесс — Студопедия

Психологическая характеристика памяти. Связь памяти с другими познавательными процессами. Процессы памяти и свойства памяти. Приёмы активизации памяти.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:

МНЕМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ МНЕМИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ
ВИДЫ И ФОРМЫ ПАМЯТИ ЭФФЕКТ ЗЕЙГАРНИК

Память — один из основных психических процессов, без которого не может быть индивидуального развития, становления личности. Без памяти мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом. Не было бы ни основанных на прошлом знаний, ни навыков.

Память — сложное психическое явление, проявляющееся в способности человека запоминать, сохранять в сознании и в последующем воспроизводить различные обстоятельства, имевшие место в прошлом. Память включает в себя ряд процессов: запечатление и сохранение, узнавание и воспроизведение, а также забывание. Она проявляет себя в любом психическом процессе, поскольку в деятельности человека актуализируется его прошлый опыт и знания. Память связана с восприятием, мышлением, с ориентированием человека во времени и среде. Она играет решающую роль в развитии самосознания личности, обеспечивая ее целостность и единство.

Велика роль памяти в профессиональной деятельности технолога общественного питания. Его память должна отличаться достаточным объемом, прочностью запоминания, точностью воспроизведения важных для него обстоятельств, высокой мобилизационной готовностью припоминать требуемые сведения и цифры в нужный момент. По характеру психической активности различают:



образную (зрительную, слуховую, двигательную и т.д.), эмоциональную и вербально-логическую память.

Образная память основана на различных представлениях, зрительных, слуховых, вкусовых и других образах. Это наиболее активный вид памяти свидетелей, очевидцев происшествия. Возникающие в памяти представления сопровождаются различными эмоциями, которые оставляют след в нашем сознании. Особой разновидностью образной памяти является двигательная память.

Двигательная память — это память, в основе которой лежат процессы запоминания, сохранения в сознании двигательных актов, совокупности движений, передвижения человека в пространстве. Эмоциональная память состоит в запечатлении и сохранении в сознании переживаний и чувств. Она тесно связана с образной памятью. Эмоциональная память является необходимой предпосылкой в развитии способности к сочувствию и сопереживанию.


Вербально — логическая память это вид памяти, основным содержанием которой являются наши мысли, выраженные в словесной форме. Вербально-логическая память — ведущий вид памяти. По целям деятельности выделяют память непроизвольную и произвольную.

Непроизвольная память чаще всего сопровождает деятельность, которая не преследует цели запомнить и сохранить сопутствующие ей обстоятельства. Произвольная память опосредована целью и задачами запечатлить, сохранить в сознании, а иногда и воспроизвести какие-то факты, знания. Это наиболее продуктивный вид памяти.

И, наконец, по продолжительности закрепления и сохранения следов раздражителей память подразделяют на кратковременную, долговременную и оперативную.

Кратковременная память характеризуется очень коротким временем сохранения следов после однократного воздействия раздражителя. Воспроизведение следа с помощью кратковременной памяти возможно в первые секунды после восприятия. В результате повторения она постоянно обновляется и может преобразовываться в долговременную память.

Долговременной памяти присуще длительное сохранение полученных знаний, приобретенных навыков. Она безгранична по времени, действует в течение всей жизни человека. В долговременной памяти материал семантически обрабатывается и организуется. Происходит его смысловое структурирование. Это одна из причин того, что мы с помощью ключевых слов, имеющих смысловую связь с заложенным в долговременную память материалом, извлекаем нужную информацию. В долговременной памяти хранится очень большой объем информации. Вся сложность состоит в том, чтобы получить доступ к ней.

Оперативная память обеспечивает сохранение и воспроизведение той информации, которая необходима для достижения цели определенного действия, с выполнением которого она перестает функционировать. Она включает в себя некоторые признаки как долговременной, так и кратковременной памяти, занимая среди них промежуточное место.

Мнемическая деятельность (от «мнемоника» — искусство запоминания) складывается из процессов запоминания, воспроизведения, забывания.

Запоминание — это процесс памяти, в результате которого происходит закрепление и сохранение в сознании новой информации. Запоминание начинается с запечатления различных сенсорных признаков, образов, в процессе которого происходит их отбор, кодирование и включение в систему уже усвоенных знаний.

Объем памяти у людей в зависимости от индивидуальных особенностей, возраста различен. Установлено, что в среднем человек запоминает 7 (±2) отдельных элементов из десяти. Люди с хорошей памятью удерживают 7-9 элементов, люди с плохой памятью — всего лишь 4-5 изолированных элементов. Существенное влияние на запоминание оказывает смысловая организация материала, благодаря которой количество элементов, которые мы запоминаем, может увеличиваться. В этом проявляется положительная роль вербально логической памяти, которая очень тесно связана с мышлением.

Элементарной формой непроизвольного запоминания как одной из разновидностей образной памяти являются последовательные образы. Это те результаты отражения, которые сохраняются в сознании в течение очень короткого времени после того, как раздражитель уже перестал действовать на анализатор. Поэтому последовательные образы представляют собой проявление кратковременной памяти в элементарной форме. Чаще всего последовательные образы появляются в результате воздействия на зрительные, слуховые анализаторы.

Запоминание всегда связано с действиями человека, его целевой установкой, которой они сопровождались. Этим во многом объясняется избирательный характер мнемической деятельности. Хорошо запоминается то, что включено в целенаправленную деятельность. Опыты отечественных психологов П.И. Зинченко, А.А. Смирнова убедительно доказали существование этой закономерности памяти: непроизвольно запоминается лучше то, что имеет прямое отношение к достижению поставленной цели, к решению конкретной задачи, что особенно связано с преодолением препятствий на пути к достижению этой цели. Включение новой деятельности также положительно влияет на запоминание.

В ходе исследования памяти было установлено еще одно любопытное явление, которое получило название «эффекта Зейгарник» по имени отечественного психолога Б.В. Зейгарник, изучавшей зависимость запоминания от эмоционально-мотивационной сферы. Общий вывод, к которому она пришла, состоял в том, что незавершенные, прерванные действия запоминаются почти в два раза чаще, чем законченные. Данная закономерность связана с тем, что эмоционально окрашенные впечатления, сопровождающие незавершенные действия, вызывают более стойкие очаги возбуждения в коре головного мозга.

Характер профессиональной деятельности технолога общественного питания диктует необходимость удержания в памяти различных рецептур, нормативов расхода сырья и т.д. Поэтому можно пользоваться определенными приемами, повышать качество запоминания. Перечислим некоторые приемы, улучшающие запоминание, которые могут использоваться в практической деятельности юриста:

-смысловая (семантическая) организация материала с выделением в нем основных опорных пунктов, слов;

-составление плана, в котором раздельно отражаются: исходная информация; что необходимо сделать; вопросы, подлежащие выяснению; при запоминании сложного материала смысловая группировка материала проводится по различным основаниям;

-составление вспомогательных схем и таблиц с графическим отражением связей между различными элементами схемы;

-сравнение сходных явлений, фактов;

— классификация, систематизация материала.

Воспроизведение можно охарактеризовать как процесс памяти, в результате которого актуализируется ранее усвоенный материал. В психологии изучены два основных вида воспроизведения: узнавание и, собственно воспроизведение (припоминание).

Узнавание – это воспроизведение объекта при повторном его восприятии с опорой на запечатленный образ данного объекта. Узнавание может быть непроизвольным (с чем мы сталкиваемся постоянно в нашей житейской практике) и произвольным процессом. Узнать объект – это значит включить его в систему ранее усвоенных знаний, идентифицировать его с помощью имеющегося в нашем сознании образа. Существуют разные уровни узнавания. Наиболее элементарный из них – ощущение знакомости, которое возникает при восприятии какого-либо объекта. Однако отождествить его на данном уровне невозможно.

Собственно воспроизведение проводится без вторичного предъявления объекта. Оно также бывает непроизвольным, например, в ходе обычной деятельности, которой занят человек, и произвольным, когда свидетелю предлагается рассказать о том, что ему известно по делу. В тех случаях, когда воспроизведение затруднено и требуются усилия в решении непродуктивной задачи, мы говорим о припоминании. Разно­видностью воспроизведения являются воспоминания, связанные с из­влечением из памяти событий, образов прошлого из жизни человека, общества.

Забывание – процесс памяти, обратный запоминанию и сохранению. Забывание тем активнее, чем реже усвоенный материал используется человеком в своей деятельности. На забывание действуют и другие факторы: ослабление интереса к усвоенному материалу, перенапряжение нервно-психической деятельности, употребление алкоголя, недостаток сна. Также влияет на забывание проективное и ретроактивное торможение.

Серьезное разрушающее воздействие на память оказывают травмы головного мозга, например при автомобильных авариях. Вследствие этого события, которые предшествовали травме и следовали за ней, в памяти полностью или частично утрачиваются. Обычно травма черепа с потерей сознания вызывает полное забывание того, что ей предшествовало (ретроградная амнезия) и тех событий, которые следовали за ней {антероградная амнезия}.

К приемам активизации памяти можно отнести:

— создание объективных условий, исключающих воздействие на свидетеля посторонних раздражителей, вызывающих отрицательно окрашенные эмоции, снимающих состояние эмоциональной напряженности;

— обращение к образной памяти, использование;

— использование вида памяти, который развит лучше, либо который является у доминирующим в конкретной ситуации;

— установление опорных (ключевых) мест в запечатленном событии смысловых (семантических) связей между ними, выявление между разрозненными фактами ассоциаций по смежности во времени и в пространстве, по сходству, по контрасту.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что называется памятью? Какова ее роль в работе технолога общественного питания?

2. Дайте характеристику видам памяти.

3. Назовите основные процессы памяти.

4. Какие закономерности памяти влияют на эффективность профессиональной деятельности технолога общественного питания?

5. Какие мнемические приемы улучшают запоминание?

Память, как познавательный процесс










ТОП 10:










Стр 1 из 4Следующая ⇒

Память, как познавательный процесс

Введение

Глава 1.Изучение памяти и индивидуальные особенности

1.1. Психологическая природа памяти

1.2. Изучение памяти

1.3. Индивидуальные особенности памяти

Глава 2. Эмпирические исследования приёмов памяти

2.1. Характеристика процессов памяти

2.2. Исследование в отечественной и зарубежной литературе

2.3. Приёмы по развитию памяти

Заключение

Список литературы

 

Введение

Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при не­обходимости и возможности – воспроизводятся. Эти процессы назы­ваются памятью

Память обладает загадочными и таинственными свойствами. Об этом свидетельствуют многочисленные факты феноменальной памяти некоторых людей. Память присутствует в повседневной жизни илежит в основе умственной деятельности ,а так же создает хранилище информации, в котором собирается опыт личности и приобретенные знания. Они составляют культурный багаж, который человек собирает и хранит в течение всей жизни. У каждого человека формируется целая система действий по переработке, хранению и использованию этого багажа знаний.

Актуальность данной работы заключается в том, что память считается одним из основных познавательных процессов, но можно сказать и более, она основа всякого познания. Поэтому ее формы и виды чрезвычайно многообразны. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее совершенствова­нию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс чело­вечества без постоянного улучшения этой функции немыслим. Память можно определить как способность к получению, хране­нию и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобре­таемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта, его воспроизводства в подходящих условиях живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим быстро меняющимся событиям жизни, Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать и оно бы безвозвратно утрачивалось.



Свой значительный вклад в изучение памяти внесли П.И. Зинченко и А.А. Смирнов. Они детально исследовали зависимость непроизвольного и произвольного запоминания. Для написания курсовой работы были использованы произведения таких авторов, как: П.И.Зинченко, А.Р. Лурия ,Р.С. Немов, С.Л. Рубинштейн.

Объект исследования – память личности. Предмет исследования – проблема памяти в психологических исследованиях, основные процессы и виды памяти, основные методы её исследования. Цель моей курсовой работы: рассмотрение природы человеческой памяти, её структура и механизм запоминания. Курсовая работа состоит из: введения, двух глав, заключения, списка литературы. В курсовой работе представлена одна таблица.

Глава 1.Изучение памяти и индивидуальные особенности

Память имеет свои индивидуальные особенности у отдельных людей: различен объем запоминающегося материала, скорость запоминания и воспроизведения информации, характер запоминаемого материала, прочность сохранения, точность и другие параметры. В процессе воспитания взрослые передают ребенку опыт людей по запоминанию, сохранению и воспроизведению информации. Правильная организация умственной деятельности ребенка помогает успешно освоить приемы и способы переработки информации, овладеть своей памятью и управлять ею. Без памяти невозможно обучение человека и его психическое развитие, так как особенностью развития человеческой психики является освоение личного опыта и знаний, накопленных человечеством. Благодаря памяти человек фиксирует и обобщает полученные знания и свой личный жизненный опыт, активно использует их в повседневной жизни. Образно можно представить себе память «скелетом» на котором формируются все остальные психические процессы.




Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развитая она достигает у человека. Такими мнемическими возможностями, какими обладает он, не располагает никакое другое живое существо в мире. У дочеловеческих организмов есть только два вида памяти: генетическая и механическая. Первая проявляется в передаче генетическим путем из поколения в поколе­те жизненно необходимых биологических, психологических и поведенческих свойств. Вторая выступает в форме способности к учению, к приобретению жизненного опыта, который иначе, как в самом организме, нигде сохраняться не может и исчезает вместе с его уходом из жизни. Возможности для запоминания у животных ограничены их органическим устройством, они могут помнить и воспроизводить лишь то, что непосредственно может быть приобретено методом условно-рефлекторного, оперативного или викарного научения, без использования каких бы то ни было мнемических средств.

Память человека можно определить как психофизиологический и культурный про­цессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Эти функции являются для памя­ти основными. Они различны не только по своей структуре, исход­ным данным и результатам, но и по тому, что у разных людей раз­виты неодинаково. Есть люди, которые, например, с трудом запоми­нают, но зато неплохо воспроизводят и довольно долго хранят в па­мяти запомненный ими материал. Это индивиды с развитой долго­временной памятью. Есть такие люди, которые, напротив, быстро запоминают, но зато и быстро забывают то, что когда-то запомнили. У них более сильны кратковременный и оперативный виды памяти. Память — форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Без нее невозможно понять основы формирования поведения мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти. Значение памяти в жизни человека очень велико. Абсолютно все, что мы знаем, умеем, есть следствие способности мозга запоминать и сохранять в памяти образы, мысли, пережитые чувства, движения и их системы. Память создает, сохраняет и обогащает наши знания, умения, навыки, без чего не мыслимы ни успешное учение, ни плодотворная деятельность. Человек запоминает наиболее прочно те факты, события и явления, которые имеют для него, для его деятельности особенно важное значение. И наоборот, все то, что для человека малозначимо, запоминается значительно хуже и быстрее забывается. Большое значение при запоминании имеют устойчивые интересы, характеризующие личность. Все, что в окружающей жизни связано с этими устойчивыми интересами, запоминается лучше, чем то, что с ними не связано.

Память — это психическое свойство человека, способность к накоплению, (запоминанию) хранению, и воспроизведению опыта и информации. Другое определение, говорит: память — это способность вспоминать отдельные переживания из прошлого, осознавая не только само переживание, а его место в истории нашей жизни, его размещение во времени и пространстве. Память охватывает все впечатления об окружающем мире, которые возникают у человека. Память — это сложная структура нескольких функций или процессов, обеспечивающих фиксацию прошлого опыта человека. Память можно определить как психологический процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения материала. Еще один важный факт: память хранит, восстанавливает очень разные элементы нашего опыта: интеллектуальный, эмоциональный, и моторно-двигательный. Память о чувствах и эмоциях может сохраняться даже дольше, чем интеллектуальная память о конкретных событиях.


Основные черты памяти

Наиболее важные черты, неотъемлемые характеристики памяти — это: длительность, быстрота, точность, готовность, объём (запоминания и воспроизведения). От этих характеристик зависит то, насколько продуктивна память человека. Данные черты памяти будут упоминаться ниже в этой работе, а пока — краткая характеристика черт продуктивности памяти:

 

1. Объём — способность одновременно сохранять значительный объём информации. Средний объём памяти — 7 элементов (единиц) информации.

2. Быстрота запоминания — отличается у разных людей. Скорость запоминания можно увеличить с помощью специальной тренировки памяти.

3. Точность —точность проявляется в припоминании фактов и событий, с которыми сталкивался человек, а также в припоминании содержания информации. Эта черта очень важна в обучении.

4. Длительность – способность в течение долгого времени сохранять пережитый опыт. Очень индивидуальное качество: некоторые люди могут вспомнить лица и имена школьных друзей спустя много лет (развита долговременная память), некоторые забывают их спустя всего несколько лет. Длительность памяти имеет выборочный характер.

5. Готовность к воспроизведению — способность быстро воспроизводить в сознании человека информацию. Именно благодаря этой способности мы можем эффективно использовать приобретенный раньше опыт.

 

Память включает ряд процессов: прежде всего это запечатление (запоминание) и последующее узнавание или воспроизведение. В ходе своей жизни и деятельности, разрешая встающие перед ним практические задачи и более или менее глубоко переживая происходящее, человек, не ставя перед собой специально такой цели или задачи, многое запоминает, многое непроизвольно у него запечатлевается. Однако потребности действия не позволяют ограничиться таким непроизвольным запоминанием. Без памяти мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом. Не было бы ни основанных на прошлом знаний, ни навыков. Не было бы психической жизни, смыкающейся в единстве личного сознания, и невозможен был бы факт по непрерывного учения, проходящий через всю нашу жизнь и делающий нас тем, что мы есть. Если говорить о памяти не только как собирательном термине для определенной совокупности процессов, а как о единой функции, то речь может идти лишь о некоторой очень общей и элементарной способности к запечатлению и -при соответствующих условиях -восстановлению данных чувствительности, т. е. о том, что можно назвать мнемической функцией. Запоминание, припоминание, воспроизведение, узнавание, которые включаются в память, строятся на этой основе, но никак не сводятся к ней. Это специфические процессы, в которые очень существенно включаются мышление в более или менее сложном и иногда противоречивом единстве с речью и все стороны человеческой психики (внимание, интересы, эмоции и т. д.).Само сохранение это не пассивное хранение материала, не простое его консервирование.


Сохранение — это динамический процесс, совершающийся на основе и в условиях определенным образом организованного усвоения, включающий какую-то более или менее выраженную переработку материала, предполагающую участие различных мыслительных операций (обобщения, систематизации и т. д.). Этот процесс имеет свою динамику, при разных условиях различную; она может выразиться не только в убыли, в более или менее быстром забывании; в некоторых случаях последующие воспроизведения могут оказаться более полными и совершенными, чем предыдущие (реминисценция, см. дальше).


Уже в силу этого не приходится понимать сохранение как простое консервирование; оно включает освоение и овладение материалом, его переработку и отбор, обобщение и конкретизацию, систематизацию и детализацию и т. д., что отчасти совершается во всем многообразии процессов в которых оно проявляется. Все эти процессы памяти в свою очередь являются сторонами, моментами более конкретной деятельности, связанной с познанием мира и изменением его. Запоминание является собственно более или менее сознательной фиксацией достигнутого в настоящий момент познания действительности в целях использования его в будущей практической или теоретической деятельности, так же как припоминание является извлечением знаний, добытых или усвоенных в прошлом, для практической или теоретической деятельности, протекающей в настоящем.Генезис часто очень сложной деятельности запоминания, превращающегося затем в организованный процесс заучивания, припоминания, воспроизведения и т. д. на основе первичной элементарной мнемической функции, является продуктом исторического развития, обусловленным потребностями конкретной человеческой деятельности.


Мнемическая функция общая и элементарная способность к запечатлению и при соответствующих условиях – восстановлению данных чувствительности. Запоминание, припоминание, воспроизведение, узнавание, которые включаются в память, строятся на этой основе. Это специфические процессы, в которые очень существенно включаются мышление в более или менее сложном и иногда противоречивом единстве с речью и все стороны человеческой психики (внимание, интересы, эмоции и т.д.)


В основе памяти лежат физиологические процессы, которые у человека протекают в полушариях головного мозга. Всякое поражение коры в той или иной мере нарушает возможность выработки новых навыков. Амнезии (расстройства памяти) вызываются обычно нарушениями нормального функционирования коры. Как и все сложные психические процессы, память не допускает, однако, упрощенной локализации в духе старых локализационных теорий. Патология с полной определенностью доказала, что отдельные гистологические элементы не являются хранителями отдельных представлений. Память основывается на сложных динамических сочетаниях последействий процессов возбуждения.


Теория памяти, которая легла в основу первых классических экспериментальных исследований Г. Эббингауза и его продолжателей (Г.Э. Мюллера, А. Пильцекера, Ф. Шумана и др.)» была целиком построена на учении об ассоциациях. Существенным в этой теории является то, что факт внешней смежности впечатлений сам по себе признается достаточным для установления связи между представлениями и для их воспроизведения. Исходя из этого, Эббингауз и построил все свое исследование. Он пользовался рядами бессмысленных слогов, состоящих из трех букв (одной гласной, расположенной между двумя согласными, с выключением всех тех комбинаций, которые давали какое-либо осмысленное слово. В подборе такого материала Эббингауз руководился стремлением получить однородный материал и создать единообразные условия для различных испытуемых. Отсутствие осмысленного содержания в заучиваемом материале и смысловых связей в нем было для Эббингауза несущественно, потому что для него процесс воспроизведения определялся фактом создающей ассоциативные связи внешней смежности заучиваемого материала. Об этой классической теории, которая попыталась свести память к одним лишь ассоциативным связям, приходится сказать следующее: ассоциативные связи играют, несомненно, значительную роль, особенно в элементарных формах памяти; однако работа памяти в целом, особенно высшие формы памяти у человека, несводимы к одним лишь ассоциациям и не могут быть безостаточно объяснены ассоциативной теорией. Помимо ассоциативных связей по смежности, в работе человеческой памяти, в процессах запоминания, припоминания, воспроизведения, существенную роль играют смысловые связи.

Память человека носит осмысленный характер. Данные экспериментального исследования отчетливо вскрывают значение смысловых связей для процесса запоминания. Сравнение результатов заучивания бессмысленных слогов и осмысленных слов, затем отдельных осмысленных слов и слов, объединенных в осмысленные предложения связного текста, показало, что работа памяти находится в прямой зависимости от наличия смысловых связей, объединяющих запоминаемый материал в более или менее обширные
смысловые целые.

По данным ряда исследователей, количество объединенных в фразу слов, которое запоминают испытуемые, в несколько раз превосходит количество запоминаемых ими — при прочих равных условиях — бессвязных слов. Каковы бы ни были в разных случаях и при разных условиях числовые соотношения, сам факт лучшего запоминания осмысленного материала не подлежит сомнению; он подтверждается и повседневными наблюдениями. Хотя этот факт по существу уже находится в противоречии с ассоциативной теорией, однако его можно было бы еще истолковать в соответствии с ней. Не делая никаких далеко идущих принципиальных выводов, можно было бы объяснить его тем, что в осмысленном тексте, в ряде осмысленных слов таких самостоятельных единиц меньше, чем в ряде букв или слогов, заключающем в себе то же число букв, поэтому легче запомнить первые, чем вторые.Но имеются экспериментальные данные, которые исключают всякую возможность истолкования их в духе ассоциативной теории и непосредственно
доказывают, что существенное значение в запоминании имеют не только связи по смежности, а и иные факторы.

Исследования (А. Бине, К. Бюлера и ряд других, в том числе и автора этой книги) отчетливо вскрыли роль осмысливания в запоминании и показали, что осмысленное запоминание подчинено иным закономерностям, чем механическое воспроизведение на основе ассоциаций по смежности. При воспроизведении осмысленного текста его основные, наиболее существенные по смыслу части воспроизводятся значительно лучше; забывается по большей части второстепенное, И. А. Рыбников, например, установил, что осмысленное запоминание в 22 раза эффективнее механического.

Таким образом, вместо механического воспроизведения смежных частей, которое должно было бы иметь место согласно законам ассоциации, фактически при запоминании и воспроизведении осмысленного текста происходит значительно более сложный процесс смыслового отбора, в результате которого преимущественно закрепляется наиболее существенное для данного субъекта, основной смысловой остов текста. Самый текст при этом подвергается более или менее значительной реконструкции. Воспроизведение в этих случаях определяется не смежностью, а может совершаться вопреки связям по смежности, в соответствии со смысловыми связями. Зависимость воспроизведения от смыслового содержания была выявлена в работе А. Г. Комм особым экспериментальным приемом, заключавшимся в том, что испытуемым предлагалось воспроизвести один и тот же материал по разному плану. Оказалось, что с изменением интерпретации и общего плана рассказа изменяется подбор и воспроизводимых деталей: при одном плане и одной интерпретации воспроизводятся и выпадают одни части, при другом плане и другой интерпретации— другие части. Другой момент, обнаружившийся в тех же опытах, заключается в том, что при воспроизведении осмысленных текстов, слова текста (особенно непривычные) и грамматические конструкции, особенно
сложные, заменяются при воспроизведении другими, более легкими и привычными, но так, что смысл при этом сохраняется. А. Бине и К. Бюлер делают из этого тот вывод, что запоминаются не столько сами слова и предложения, сколько те мысли, которые ими обозначаются. Из этого вытекает, что хотя запоминание мыслей совершается в речевой форме, однако нельзя сводить смысловую память (запоминание мыслей) к речевой памяти. Но, выдвигая это само по себе правильное положение, Бине и Бюлер, в соответствии с общими тенденциями своего учения о «чистой» мысли, вовсе разрывают и внешне противопоставляют друг другу запоминание мыслей и запоминание слов, т. е. мышление и речь в процессе запоминания. Между тем в действительности всякая мысль дана в той или иной речевой форме; не будучи тожественна со своей речевой формой, мысль все же внутренне связана с ней. Эта существенная роль диалектической взаимосвязи мышления и речи ярко проявилась в исследованиях наших коллег А. Г. Комм и Э. М. Гуревич.

Каждая из этих работ в различной связи показывает, что, хотя запоминание выражающей мысль речевой формы и запоминание самой мысли не совпадают, речевая форма играет весьма существенную роль (иногда положительную, иногда отрицательную) в запоминании смыслового содержания. Всякого осмысленного текста зависит не только от абстрактного
«чистого» смысла, но в значительной мере от того речевого оформления, в котором это смысловое содержание дано.
В истории изучения этой кардинальной, теоретически и практически очень важной проблемы нужно, таким образом, различать три принципиально отличные концепции.

Первая, представленная Г.Эббингаузом и его продолжателями, вовсе исключает значение смыслового содержания и смысловых связей в работе памяти, поскольку она сводит механизм запоминания исключительно к внешним ассоциативным связям по смежности. Поэтому текст в экспериментах представителей этого направления берется для получения «чистой» памяти лишь как набор букв, из которого — как несущественный для памяти момент — выключается всякое смысловое содержание. Нельзя даже сказать, что здесь изучается речевая память, потому что речевая форма, лишенная смыслового
содержания, перестает быть речью.

Вторая концепция, представленная А. Бине, К. Бюлером, выдвигает на передний план смысловое содержание, опираясь на тот бесспорный факт, что запоминание смыслового содержания не совпадает механически с запоминанием речевой формы, в которой оно дано. Представители этого направления пытаются превратить память в воспроизведение чистых мыслей, вовсе не зависящих от какой-либо речевой формы. Поскольку они разрывают и внешне противопоставляют друг другу запоминание мыслей и запоминание слов, они неизбежно приходят к выводам, смыкающимся с антагонистической,
казалось бы, теорией Эббингауза, в которой смысловое содержание, хотя и с противоположной тенденцией, также отрывается от словесного текста.
Третья концепция, которую мы защищаем, принципиально отличная как от первой, так и от второй, исходит из единства мышления и речи и вскрывает это единство в процессе запоминания и воспроизведения.

Сербский психолог П. Радоссавлевич, изучавший память с помощью
методики Эббингауза, проводил опыт с человеком, плохо понимавшим язык, на котором говорил экспериментатор. Испытуемому было предложено запомнить ряд из 8 слогов, читая их вслух. Ход событий Радоссавлевич описывает следующим образом: «Он читал ряд 20, 30, 40, 46 раз, не заявляя, однако, что выучил слоги, как это должно было быть согласно моей (не понятой им) инструкции. Я уже почти усомнился в возможности благоприятного результата и после 46 повторений, прекратив предъявление слогов, с просил, может ли испытуемый повторить этот ряд слогов наизусть. «Как? Так я должен заучивать эти слоги?» — был его ответ. Тогда он еще 6 раз прочел ряд слогов вслух и легко достиг цели». Для того чтобы экспериментально установить, насколько существенна именно инструкция, К. Левин проделал следующий эксперимент. Он заставлял испытуемых повторять несколько пар слогов, в результате чего между слогами устанавливались ассоциативные связи. После этого испытуемому предъявлялись отдельные слоги, в числе которых имелись как принадлежащие к заученным парам, так и новые, и давалась инструкция либо просто прочесть, либо сказать первое, что придет в голову. Испытуемые обычно не воспроизводили второго из парных слогов. Требовалась специальная инструкция, т. е. нужно было создать специальную установку, чтобы это воспроизведение состоялось. Таким образом, ассоциации сами по себе, без инструкции не вызывали воспроизведения. Роль установки на запоминание проявилась и в лабораторных опытах Б. В. Зейгарник, установившей, что прерванные действия (незавершенные задачи) запоминаются лучше законченных и уже завершенных.
Установка может влиять не только на сам факт запоминания, но и на его длительность. Различные установки как бы включают запоминаемый материал в различные контексты, закрепляют его в разных системах, из которых одни охватывают более или менее кратковременные этапы, а другие— целые эпохи в жизни человека. В опытах А. Ааля учащимся предлагалось заучить два одинаковых по трудности отрывка, причем было указано, какой текст они должны будут воспроизвести на следующий день и какой — через неделю. Под различными предлогами проверка воспроизведения обоих отрывков была отложена на две недели. При проверке оказалось, что второй отрывок, в отношении которого эксперимент создал установку на длительное запоминание, был воспроизведен лучше. Можно, таким образом, запомнить что-нибудь на срок, к специальному случаю, например к зачету, с тем чтобы затем от этого материала разгрузиться, и можно, осознав значение определенного материала для дальнейшей профессиональной деятельности, закрепить его длительно. В некоторых случаях направленность личности обусловлена несознательными установками, действующими непроизвольно, непреднамеренно. В своих исследованиях о забывании — об описках, обмолвках и т. п. — 3.Фрейд выявил, конечно в специальном аспекте, соответствующем его концепции, роль таких неосознанных установок. Не подлежит сомнению, что в запоминании более или менее значительную роль играют эмоциональные моменты. Эмоционально окрашенный материал запоминается — при прочих равных условиях — лучше, чем эмоционально безразличный. В психологической литературе неоднократно обсуждался вопрос о том, что лучше запоминается — приятное или неприятное.

По данным одних исследователей, запоминается по преимуществу приятное (3. Фрейд), по данным других — неприятное (П. П. Блонский). Разноречивость полученных различными исследователями данных свидетельствует о том, что в такой постановке вопрос не допускает однозначного решения. При прочих равных условиях эмоционально насыщенное будет сильнее запечатлеваться, чем эмоционально нейтральное; но в одних случаях лучше будет запоминаться приятное, в других -неприятное, в зависимости от того, что именно в данном конкретном случае более актуально, более значимо в силу своего отношения к личности человека.

Приятное или радостное событие, явившееся завершением того, что утеряло всякую актуальность для человека и похоронено им в прошлом, будет легко забыто. Приятное же воспоминание, связанное с актуальными интересами, открывающее новые перспективы и являющееся не столько концом, сколько началом чего-то, что еще живо, имеет все шансы хорошо запечатлеться в памяти. Равным образом хорошо запомнится и неприятное, если оно находится в определенных отношениях — пусть конфликтных и тягостных — с актуальными интересами (в силу этой связи с ними). И наоборот: как бы ни было что-либо неприятно в свое время, оно скорее забудется, если уже мертво то, что оно когда-то ранило. Запоминание эмоционально яркого впечатления будет зависеть от его значимости для данной
личности, от того, какое место оно займет в истории ее развития.

 

При этом следует учитывать и индивидуальные характерологические особенности: при прочих равных условиях одни люди будут
более склонны к запечатлению приятного, другие — неприятного (в зависимости от бодрого, оптимистического, жизнерадостного или
от пессимистического склада их личности).Одним самолюбивым людям особенно может запомниться то, что в положительномили отрицательном отношении затрагивает их личность; другим то, что так же положительно или отрицательно затрагивает какую- либо иную характерную для них черту. Если в памяти какого-нибудь человека сильно запечатлеваются снабженные каким- либо (положительным или отрицательным) знаком факты, задевающие определенную сторону характера, то есть все основания рассчитывать, что и факты, снабженные противоположным знаком, но затрагивающие ту же характерологическую черту, также будут запечатлеваться в памяти этого человека достаточно прочно. Отношение к направленности личности играет большую роль, чем положительная или отрицательная (приятная или неприятная) окраска впечатления. Помимо эмоционального характера впечатления, существенную роль может играть иногда и общее эмоциональное состояние личности в тот момент, когда впечатление, само по себе нейтральное, было воспринято. В жизни каждого человека бывают моменты какой-тоособой интенсивности и напряженности переживания, когда все силы собраны, все чувства напряжены, все как бы освещено особенно ярким светом; каждое впечатление, даже само по себе незначительное, которое создается у человека в такой момент, действует особенно сильно. Таким образом, в процессе запечатления, воспроизведения и т. д. более или менее существенную роль могут играть различные стороны
и свойства психики — и эмоциональные, и интеллектуальные, и различного типа связи — смысловые и ассоциативные, а также и структурные, т. е. членение материала. Во всех случаях существенную роль при запоминании играют установки — направленность личности. Эти установки могут быть неосознанными или сознательными, основывающимися на осознании
задач, встающих перед человеком; в первом случае имеется непроизвольное запечатление, во втором активное запоминание, которое при систематической организации превращается в заучивание и припоминание.

 

Сохранение

Сохранение является сложным динамическим процессом, который совершается в условиях определенным образом организованного усвоения и включает многообразные процессы переработки материала
То, что человек запомнил, мозг хранит более или менее длительное время. Сохранение как процесс памяти имеет свои закономерности. Установлено, что сохранение может быть динамическим и статическим. Динамическое сохранение проявляется в оперативной памяти, а статическое-в долговременной. При динамическом сохранении материал изменяется мало, при статическом, наоборот, он обязательно подвергается реконструкции, переработке. Реконструкция материала, сохраняемого долговременной памятью, происходит под влиянием той информации, которая непрерывно поступает вновь. Реконструкция проявляется в различных формах: в исчезновении некоторых деталей и замене их другими деталями, в изменении последовательности материала, в его обобщении. Сохранение в памяти прошлого оказывается тесно связанным с чувствами.

Сильные переживания способствуют прочности и точности запоминания и сохранения. То, что волновало, помнится много лучше того, что оставило безразличным. Однако эта зависимость не имеет абсолютного характера. Экспериментально выявлено, что чрезмерно сильное потрясение, бурные эмоции способны не столько обеспечить сохранение того, что присутствовало в восприятии, сколько препятствовать ему. Безразличие к происходящему ведет к забыванию того, что произошло. Нельзя понимать сохранение буквально, как простое хранение в «кладовой» памяти того, что запомнилось. Сохраненные связи перестраиваются, обобщаются, в чем-то обогащаются или обедняются. Они видоизменяются под влиянием последующей деятельности человека. Далеко не все, что запоминается, сохраняется в дальнейшем. То, что потеряло жизненное значение, т.е. какое-то отношение к естественным и культурным потребностям человека, существенным условиям его деятельности, иногда бесследно исчезает, иногда же сохраняется в отрывочной, зачастую искаженной форме. Громадная часть впечатлений, выполнив свою роль при ориентировке в окружающей среде, забывается.

Пример: человеку нет никакой надобности помнить всех людей, которых пришлось видеть в течение жизни, или все подробности прочитанных книг. Следы памяти у одного и того же человека могут сохраняться, с одной стороны, на протяжении 50-60 лет и более почти без изменений, а с другой — тормозятся уже через несколько дней, часов, а иногда минут даже тогда, когда хочется их сохранить. Так, старик, помнящий слова и мотив песни, услышанной в далеком детстве, забывает порой о том, как назвали его новорожденную внучку. Происходит это по той причине, что сохранение и укрепление следов памяти зависит от функциональной активности коры больших полушарий, т.е. от степени возбудимости и, так сказать, работоспособности ее нервных клеток, которые значительно снижаются к старости.

Узнавание и воспроизведение

Так же как сохранение не пассивное лишь хранение, так и воспроизведение не механическое повторение запечатленного или заученного. В
процессе воспроизведения воспроизводимое не только воспроизводится, но в известной мере и формируется, поскольку речевое оформление смыслового содержания формирует само это содержание. Мысль включается в процесс воспроизведения, уточняя, обобщая, систематизируя, перерабатывая и реконструируя содержание. Поэтому в самом существе воспроизведения заложена реконструкция воспроизводимого — в результате мыслительной его переработки — как существенный аспект воспроизведения. Воспроизведение может совершаться непроизвольно, в таком случае определяясь в основном ассоциативным механизмом и неосознанными установками. Оно может происходить на основе сознательной установки на воспроизведение, превращаясь в таком случае в сознательный процесс вспоминания или — при затруднениях -припоминания. Узнавание какого-либо объекта происходит в момент его восприятия и означает, что происходит восприятие объекта, которое сформировалось у человека ранее или на основе личных впечатлений (представление памяти) или на основе словесных описаний (представление воображения). Воспроизведение отличается от восприятия тем, что оно осуществляется после него, вне его. Воспроизведение образа объекта труднее, чем узнавание. Так, ученику легче узнать текст книги при повторном его чтении (при повторном восприятии), чем воспроизвести, припомнить содержание текста при закрытой книге. Физиологической основой воспроизведения является возобновление нервных связей, образовавшихся ранее при восприятии предметов и явлений. Воспроизведение может проходить в виде последовательного припоминания, это — активный волевой процесс. Припоминание у человека происходит по законам ассоциации, сокращенно, в то время как машина вынуждена перебирать всю информацию до тех пор, пока не “наткнется” на нужный факт. Запечатление и запоминание проявляются в узнавании и воспроизведении. Из них узнавание является генетически (во всяком случае в онтогенезе) более ранним проявлением памяти. В узнавании восприятие и процессы сохранения и воспроизведения представлены в еще не расчлененном единстве. Без узнавания не существует восприятия как сознательного, осмысленного процесса, но узнавание — это вместе с тем сохранение и воспроизведение внутри восприятия. Узнать — это опознать: узнавание — акт познания. В узнавании выделяется из восприятия и выступает на передний план та деятельность соотнесения, сопоставления чувственных качеств возникающего в процессе восприятия образа с предметом, которая заключена уже в восприятии. Всякое восприятие, как акт познания, заключает в себе в более или менее скрытом виде соотнесение, сопоставление возникающего в восприятии образа с предметом. Когда в сознании репрезентирована не эта деятельность, а ее результат, налицо восприятие, когда на передний план в сознании выступает эта деятельность, весь процесс представляется как узнавание.











Познавательные процессы. Память

Память – это возможность человека, помогающая воспроизводить свой прошлый опыт, который хранится в сфере сознания и может извлекаться из нее по мере необходимости. В памяти выделяются такие процессы, как процесс запоминания, помогающий откладывать в сознание какие-то факты из прошлого, процесс сохранения и воспроизведения информации, помогающие процессу запоминания.

Память бывает произвольной и непроизвольной, непосредственной и опосредованной, кратковременной и долговременной. Выделяются также особые виды памяти – моторный, соотносящий понятие памяти и привычек, эмоциональный или аффективный, который отвечает за фиксацию в памяти чувств, образный и словесно-логический. Проживаемая человеком жизнь, эмоции, образы и впечатления остаются глубоким следом в сферах памяти, закрепляются там, и при жизненной необходимости – воспроизводятся.

Таким образом, опыт, получаемый человеком на протяжении всей жизни, хранится и воспроизводится, благодаря чему человек смог выделиться из животного мира и достичь технического прогресса, причем, он продолжает развиваться, не останавливаясь на достигнутом ранее.

По срокам хранения информации память подразделяется на мгновенную, кратковременную, оперативную и долговременная. Первый вид удерживает и сохраняет в подсознании образ, запечатленный за доли секунды. Кратковременная память сохраняет в себе нужную информацию на очень непродолжительные сроки. Оперативная память приспособлена под хранение информации на определенные, обозначенные ранее сроки в соответствии с теми задачами, которые поставил себе человек. И, наконец, долговременная память, которая сохраняет информацию на неограниченное количество времени.

Помимо временной существуют другие виды памяти, например, генетическая, отвечающая за сохранность генотипной информации, которая передается каждому последующему поколению.

Зрительная память отвечает за сохранность зрительных образов. Слуховая память призвана сохранять и запоминать разнообразные звуки. Двигательная память сохраняет и воспроизводит многообразные сложные движения. Эмоциональная память рассчитана на сохранение различных эмоций, которые переживает человек на протяжении все своей жизни. За сохранение вкусовых и чувствительных ощущений отвечает осязательная, обонятельная и вкусовая память.

Запоминание различного вида информации происходит совершенно по-разному. Автоматически, не опираясь на какие-либо чувства человека, происходит непроизвольное запоминание. Для осуществления процесса произвольного запоминания необходимо привлечение волевых усилий со стороны человека. Развитие процессов памяти происходит в зависимости от характерных особенностей человека, от круга его общения и рода занятий. Память автоматически улучшается при постоянных тренировках по запоминанию какой-либо информации.


Поделиться новостью в соцсетях