Пахмутова, Александра Николаевна — ПЕРСОНА ТАСС
Родилась 9 ноября 1929 г. в пос. Бекетовка под Сталинградом (ныне — район Волгограда). Ее отец — Николай Андрианович Пахмутов (1902-1983) — работал на Волжской электростанции, мать — Мария Амплеевна (1897-1978) — вела домашнее хозяйство.
В возрасте пяти лет Александра Пахмутова сочинила свою первую пьесу для фортепиано «Петухи поют». В 1936 г. поступила в музыкальную школу в Сталинграде. В 1942-1943 гг. находилась с матерью в эвакуации в Караганде (Казахская ССР, ныне — Республика Казахстан). В этот период она написала свои первые песни — «Если будешь ранен, милый, на войне» и «Если я не вернусь, дорогая» на стихи Иосифа Уткина. Выступала перед ранеными в госпиталях.
В 1943 г. Александра Пахмутова переехала в Москву, где поступила в Центральную музыкальную школу (в то время — Школа одаренных детей) при Московской государственной консерватории (МГК) им. П. И. Чайковского. Занималась по классу фортепиано у педагога Ираиды Васильевой и посещала кружок юных композиторов под руководством Виссариона Шебалина и Николая Пейко.
В 1953 г. окончила Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского по классу композиции профессора Виссариона Шебалина. В 1956 г. под его же руководством окончила аспирантуру МГК (тема диссертации — «Партитура оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила»).
Творческая деятельность
Первой песней Александры Пахмутовой, о которой упомянули в печати, стала «Походная кавалерийская» на стихи Юлии Друниной (приложение к журналу «Советская музыка» №10 за 1953 г.).
В 1956 г. Александра Пахмутова вышла замуж за поэта Николая Добронравова (род. 1928). Их первым совместным произведением стала песня «Лодочка моторная».
В дальнейшем Александра Пахмутова в творческом союзе с Николаем Добронравовым создала множество музыкальных произведений, получивших широкую популярность. Среди них песни «Главное, ребята, сердцем не стареть!», «Прощание с Братском», «Песня о тревожной молодости», «Знаете, каким он парнем был», «Команда молодости нашей», «Трус не играет в хоккей», «Герои спорта», «Орлята учатся летать», «Любовь, комсомол и весна», «И вновь продолжается бой», «Нежность», «Мелодия», «Беловежская пуща», «Как молоды мы были», «Надежда», «Нам не жить друг без друга», «Птица счастья», «Хорошие девчата», «Старый клен» и др. Александра Пахмутова и Николай Добронравов стали авторами песни церемонии закрытия летней Олимпиады 1980 г. «До свидания, Москва!». «Песня ракетчиков» (на слова Бориса Яроцкого) была позывными программы «Полевая почта» радио «Юность».
Александра Пахмутова является автором музыки 400 песен. Они входили в репертуар Муслима Магомаева, Валентины Толкуновой, Иосифа Кобзона, Людмилы Зыкиной, Эдуарда Хиля, Эдиты Пьехи, Александра Градского, Льва Лещенко, Тамары Гвердцители, Софии Ротару и других известных исполнителей.
Композитор также создала несколько произведений для симфонического оркестра, сочинения кантатно-ораториального жанра, инструментальные произведения, вокальные циклы. Она также является автором концерта для оркестра (1972), на основе которого в Большом театре был поставлен балет «Озаренность» (1974).
Александра Пахмутова писала музыку для театральных и радиопостановок («Педагогическая поэма», 1958; «Неизвестный солдат», 1971; «Волшебный апельсин», 1990 и др.), худо
краткая биография, фото и видео, личная жизнь
Пахмутова Александра Николаевна (р. 1929) – легенда советской музыки, композитор, пианистка. Написала более 400 песен, большая часть из которых стала символом эпохи СССР, их исполняли звезды эстрады первой величины и крутили на всех радиостанциях страны. В советский период она была самым востребованным композитором, удостоилась дважды Государственной премии СССР, премии имени Ленинского комсомола, звания Героя Социалистического Труда и Народной артистки СССР.
Детство
Родилась Александра 9 ноября 1929 года под Сталинградом в маленьком поселке Бекетовка (сейчас это поселение вошло в городскую черту Волгограда).
Ее папа, Николай Андрианович, 1902 года рождения, трудился на местном лесозаводе. Он обожал музыку, хотя никакого специального образования не имел. Самостоятельно обучился игре на балалайке, арфе, скрипке, очень хорошо играл на имеющемся в доме фортепиано.
Мама, Мария Амплеевна, 1897 года рождения, работала на электростанции. В семье кроме Али (так родители ласково называли Александру) было еще две дочери и сын.
С ранних лет папа обучал игре на фортепиано и детей. Однажды родители пошли в кинотеатр на музыкальный фильм и взяли с собой трехлетнюю Сашеньку. Вернувшись домой, они пришли в полное изумление, когда малышка уселась за инструмент и точь-в-точь воспроизвела только что услышанную в кино мелодию.
Отец стал регулярно заниматься с Александрой, и к пяти годам девочка уже сочинила свою первую пьесу на фортепиано, которую назвали «Петухи поют». Видя в дочери такие способности, родители отдали ее с семи лет в музыкальную школу в Сталинграде. Приходилось ездить, так как родной поселок располагался в 18 км от города.
Александра отучилась четыре года. Потом грянула война, и Пахмутовы уехали в эвакуацию в Казахстан в город Караганду. Мама и сестра устроились работать на завод, а двенадцатилетняя Аля оставалась на хозяйстве. В доме, где они обустроились, имелся аккордеон. Управившись со всеми делами, девочка самостоятельно училась играть на инструменте.
Когда немецкие войска были отброшены от Сталинграда, семья вернулась в Бекетовку. Аля стала ездить с выступлениями в город, где оставались еще расположения военных частей и в госпиталях находились раненые бойцы. Для них она играла на аккордеоне.
Юность
Осенью 1943 года отца по работе направили в Москву в командировку. Александра стала упрашивать взять ее с собой. Она очень хотела учиться дальше в музыкальной школе, но в Сталинграде после жестоких боев не осталось ничего, и Аля надеялась, что ей удастся продолжить учебу в столице. Николай Андрианович немного колебался, но потом взял дочь с собой.
Александра успешно прошла собеседование в Центральной музыкальной школе при консерватории (тогда она носила название Московской Школы одаренных детей). У семьи Пахмутовых были дальние родственники в столице, и они любезно согласились принять Алю к себе на период учебы.
Уже со второго года обучения Александра вошла в состав кружка юных композиторов. Семья, у кого она жила в Москве, занимала одну небольшую комнату в коммунальной квартире. Фортепиано у них не было, и юная Пахмутова каждый день приходила в школу на два часа раньше, чтобы до начала занятий попрактиковаться на инструменте.
В 1948 году она окончила музыкальную школу и стала студенткой Московской государственной консерватории. Факультет выбрала композиторский, обучалась на курсе у выдающегося педагога, советского композитора В. Я. Шебалина. Окончила учебное заведение в 1953 году на «отлично», ее выпускное сочинение – оратория «Василий Теркин». В 1956 году защитила диссертацию на тему “Партитура оперы Глинки «Руслан и Людмила»” и окончила консерваторскую аспирантуру.
Творчество
Дебютной музыкальной композицией, которая получила широкую известность в советской стране, для Александры Пахмутовой стала «Песня о тревожной молодости». Она впервые прозвучала в киноленте «По ту сторону» и была написана в соавторстве с поэтом Львом Ошаниным.
В дальнейшем Пахмутова сотрудничала со многими известными поэтами-песенниками: Михаил Матусовский, Евгений Долматовский, Сергей Гребенников, Римма Козакова, Роберт Рождественский.
Поэт Николай Добронравов и композитор Александра Пахмутова
Но самым плодотворным получилось ее творческое сотрудничество с мужем – поэтом Николаем Добронравовым. Они жили в ногу со временем, неслучайно именно Пахмутовой и Добронравову руководство страны поручало важные творческие заказы. Так, например, они писали песню «До, свидания, Москва!» для церемонии закрытия Летней Олимпиады в 1980 году. Прошло почти сорок лет и все равно каждый раз мы с замиранием сердца смотрим, как под эту трогательную мелодию улетал в небо олимпийский мишка.
Большинство песен Пахмутовой знают практически все на постсоветском пространстве. Ведь свои произведения она посвящала знаковым событиям в жизни государства, при этом находила проникновенные, тонкие и берущие за душу интонации. Знаменитый советский дирижер Евгений Светланов говорил, что композиции Александры Николаевны обладают той «мелодической изюминкой, которая на сердце ложится сразу, и в сознании остается надолго».
Александра Пахмутова в Братске со строителями ГЭС
С ее мелодиями начинали свое первое вращение турбины Братской ГЭС, осваивалась целина, из морских глубин возвращались подводные лодки, спортсмены выигрывали олимпийские медали. По праву можно сказать, что песни Пахмутовой стали музыкальным сопровождением жизни Советского Союза. Ее мелодии звучали повсюду – будь то комсомольская стройка или правительственное собрание, летняя Олимпиада-80 или полет первого человека в космос.
Кроме эстрадных песен, Пахмутова написала много произведений в жанре академической, камерной и симфонической музыки, концерты для фортепиано, балеты, сюиты.
Но главными в своем творчестве Александра Николаевна всегда считала песни. Ведь именно они звучали на каждой танцевальной площадке Советского Союза и в каждом доме. Для композитора самое важное – суметь достучаться до сердец своих слушателей. И Пахмутовой это удалось, ее мелодии дарят душевную искренность и человеческое тепло, фальшивых нот в них нет:
- «Беловежская пуща»;
- «Трус не играет в хоккей»;
- «Белоруссия»;
- «Старый клен»;
- «Весна 45-го года»;
- «Нежность»;
- «Где ты, где ты, отчий дом?»;
- «Надежда»;
- «Герои спорта»;
- «Любовь, комсомол и весна»;
- «Главное, ребята, сердцем не стареть»;
- «Команда молодости нашей»;
- «Знаете, каким он парнем был»;
- «Как молоды мы были»;
- «И вновь продолжается бой»;
- «Птица счастья».
Даже сейчас ее лирические композиции не оставляют равнодушными уже внуков и правнуков тех людей, которые когда-то затаив дыхание слушали их на премьерном показе кино или по радио.
И, конечно же, невозможно представить без музыкального сопровождения Александры Николаевны советские и российские киноленты:
- «Девчата»;
- «Сын за отца»;
- «Три тополя на Плющихе»;
- «Битва за Москву»;
- «Рожденная революцией»;
- «Полынь – трава горькая»;
- «Карнавальная ночь 2, или 50 лет спустя».
За свой уникальный многолетний труд Пахмутова удостоена множества наград – ордена Ленина, Трудового Красного Знамени, Дружбы Народов, «За заслуги перед Отечеством» I, II, III степеней. Александра Николаевна – почетный гражданин городов Москвы, Усть-Илимска, Волгограда, Магнитогорска, Братска, Луганска.
В 1971 году ей присвоили звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР, в 1977 – Народной артистки РСФСР, в 1984 – Народной артистки СССР, в 1990 – Героя Социалистического Труда.
Личная жизнь
Музыка помогла Александре найти не только творческого партнера, но и спутника жизни. С молодым поэтом Николаем Добронравовым она познакомилась в 1956 году на Всесоюзном радио. Он декламировал в студии детского вещания свои стихи, а она сочиняла музыку к передачам «Внимание, на старт!» и «Пионерская зорька». Им предложили совместно написать детскую песню. Первой работой этого успешного творческого и семейного союза стала песенка «Лодочка моторная».
А спустя три месяца после премьеры песни Пахмутова и Добронравов стали мужем и женой. Пышной свадьбы у них не было по простой причине отсутствия денег. Мама с сестрой пошили Але розовый костюм, в котором она и пошла в ЗАГС. В знойный августовский день их бракосочетания пошел сильнейший ливень, что молодые супруги посчитали хорошим знаком.
В медовый месяц они поехали в Абхазию к родственникам Пахмутовой, а в первую брачную ночь гуляли по берегу Черного моря, любуясь лунной дорожкой. Александра Николаевна говорила в интервью, что их первый совместный отпуск был достаточно скромным, но самым счастливым в жизни. Молодые супруги дни напролет купались в море и загорали, а вечером тетя Али угощала их национальными блюдами Кавказа и вином.
С той поры прошло больше шестидесяти лет, супруги по-прежнему вместе, счастливы и называют друг друга Алечка и Колечка. Их считают самой крепкой парой в советском искусстве и самой гостеприимной. В их доме часто собирались музыканты и артисты, и все отмечали удивительно теплую атмосферу.
Своих детей у супругов нет, но всю нерастраченную родительскую любовь они дарили детским и молодежным творческим коллективам, с которыми работали и писали для них песни. И также Пахмутова с Добронравовым помогали пробиваться в жизни многим талантливым ребятишкам из неблагополучных семей.
Супруги обожают футбол. Вместе смотрят все матчи сборной России, в национальном чемпионате Александра Николаевна болеет за команду из родного города – волгоградский «Ротор».
Секрет своего счастья видят в том, что вовремя могли уступать, отходить каждый от своих принципов и не придирались друг к другу.
«Великий талант и светоносная энергия». Александра Пахмутова отмечает 90-летие — Культура
МОСКВА, 9 ноября. /ТАСС/. Народная артистка СССР, композитор, чьи песни поют несколько поколений на постсоветском пространстве, Александра Пахмутова в субботу отмечает 90-летие. Пока она занята подготовкой к большому праздничному концерту, добрыми словами о ней с ТАСС поделились друзья, те, с кем пересеклись ее творческий и жизненный пути.
«Александра Николаевна — это явление в нашей музыке. Она озвучила огромную эпоху, ее песни летописны. Если вспоминать самые трепетные события нашей жизни, то все они запечатлены в ее песнях», — отметил народный артист РСФСР Лев Лещенко.
Символом страны считает Александру Николаевну народная артистка РСФСР, руководитель театра «Русская песня» Надежда Бабкина. «Это гениальный человек. Я искренне желаю ей бесконечного вдохновения, пусть обязательно творит, подкидывает нам произведения о жизни — они нам сегодня как никогда нужны, потому что страна нуждается в идеологии. А Александра Николаевна — символ нашего государства», — подчеркнула артистка.
Годы как цифры
Пахмутова родилась 9 ноября 1929 года в поселке Бекетовка под Сталинградом (ныне — район Волгограда). В возрасте пяти лет сочинила свою первую пьесу для фортепиано «Петухи поют». В 1942-1943 годах артистка находилась в эвакуации в Караганде (Казахская ССР, ныне — Республика Казахстан), в этот период она написала свои первые песни — «Если будешь ранен, милый, на войне» и «Если я не вернусь, дорогая» на стихи Иосифа Уткина.
«Она родилась под Сталинградом, как тогда еще называли Волгоград. И, конечно, степи, река Волга вдохновляли ее, — считает Бабкина. — Она рождена с таким божьим поцелуем, что ее талант проявлялся с раннего детства. И эта маленькая девочка выросла в человека огромного, планетарного масштаба».
В 1943 году Пахмутова переехала в Москву, где поступила в Центральную музыкальную школу (в то время — Школа одаренных детей). В 1953 году окончила Московскую консерваторию по классу композиции профессора Виссариона Шебалина, а затем, под его же руководством, аспирантуру.
Первой песней Александры Николаевны, о которой упомянули в печати, стала «Походная кавалерийская» на стихи Юлии Друниной. Отзыв
Пахмутова, Александра Николаевна — Википедия. Что такое Пахмутова, Александра Николаевна
Алекса́ндра Никола́евна Па́хмутова (род. 9 ноября 1929, Бекетовка, Нижне-Волжский край) — советский и российский композитор, автор более 400 песен, общественный деятель. Герой Социалистического Труда (1990). Народная артистка СССР (1984). Лауреат двух Государственных премий СССР (1975, 1982), Государственной премии РФ (2014) и премии Ленинского комсомола (1966).
Биография
Александра Пахмутова родилась 9 ноября 1929 года в Бекетовке Нижне-Волжского края в семье Николая Андриановича (1902—1983) и Марии Амплеевны (1897—1978) Пахмутовых.
Александра Пахмутова, 1930 годы
С детства отличалась исключительной музыкальной одарённостью. Первые мелодии написала в трёхлетнем возрасте. В возрасте пяти лет сочинила пьесу для фортепиано «Петухи поют».
В 1936 году, в возрасте семи лет поступила в городскую музыкальную школу, где проучилась до начала войны.
С 6 августа 1942 по 1943 год — в эвакуации в Караганде. Там же продолжила учёбу в местной музыкальной школе (с 1952 году — Карагандинское музыкальное училище, ныне — Карагандинский колледж искусств имени Таттимбета)[3]. Осенью 1943 года была принята в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории им. П. Чайковского, где занималась по классу фортепиано у М. В. Васильевой и посещала кружок юных композиторов под руководством В. Я. Шебалина и Н. И. Пейко.
В 1948 году поступила на композиторское отделение Московской консерватории, в 1953 году выпустилась с отличием по классу композиции у В. Я. Шебалина, в 1956 году — успешно закончила у него же аспирантуру.
Секретарь Правления Союза композиторов СССР в 1968—1991 годах и Союза композиторов России в 1973—1995 годах.
С 26 июля 2010 года — член Патриаршего совета по культуре (Русская православная церковь)[4].
На протяжении всего своего творчества работает в различных жанрах, но именно песенное наследие композитора занимает особое место в культуре СССР и России.
Её песни исполняли и исполняют многие известные артисты советской, российской и зарубежной эстрады, а также актёры театра и кино.
Продолжила традицию советской песенной классики, связанную с именами И. Дунаевского, братьев Покрасс, А. Новикова, М. Фрадкина.
С 1968 года возглавляла жюри Международного молодёжного фестиваля политической песни «Красная гвоздика» в Сочи.
В течение многих лет была председателем Всесоюзной комиссии массовых музыкальных жанров. Депутат Верховного Совета РСФСР 10-11-го созыва. Член Президиума ВС РСФСР (1985—1990).
Семья
Муж (в браке с 1956 года) — Николай Николаевич Добронравов (род. 22 ноября 1928), поэт-песенник, автор многих текстов её песен.
Детей Александра Пахмутова не имеет.
Награды и звания
Вручение знака лауреата Государственной премии РФ в области гуманитарной деятельности. 12 июня 2015 года, Кремль
Советские и Российские
Звания
Награды
- Герой Социалистического Труда (1990) — за выдающиеся заслуги в развитии советского музыкального искусства и плодотворную общественную деятельность[5]
- Два ордена Ленина (1979, 1990)
- Два ордена Трудового Красного Знамени (1967, 1971).
- Орден Дружбы Народов (1986)
- Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени (2009) — за выдающиеся заслуги в развитии отечественного музыкального искусства и многолетнюю творческую деятельность[6].
- Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (1999) — за большой личный вклад в развитие музыкального искусства[7]
- Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (2014) — за большой вклад в развитие отечественного музыкального искусства и достигнутые творческие успехи[8].
- В 2017 году номинирована на награду за многолетний добросовестный труд и профессионализм в сфере искусства и культуры на церемонии награждения Национальной премии «Великие Люди Великой России» при Правительстве Москвы
Премии
Иностранные
Александра Пахмутова — фото, биография, личная жизнь, новости, песни 2020
Биография
Александра Пахмутова — легенда советского и российского композиторского искусства. Она считается одним из самых востребованных представителей этой сферы. Музыкальная биография Пахмутовой насчитывает свыше 400 авторских композиций, а также немалое число произведений для симфонического оркестра.
Детство и юность
Александра Пахмутова, биография которой берет начало в 1929 году, родилась в маленьком поселке Бекетовка, расположившемся рядом со Сталинградом. По национальности она русская. На сегодняшний день такого населенного пункта уже не существует, а родная улица Александры Николаевны входит в состав города Волгограда и носит название Омской.
Отец Николай Андрианович работал на электростанции, но в свободное время играл на фортепиано в кинотеатрах во время демонстрации немых фильмов. Мужчина был творческим человеком. Он занимался столярным делом, починкой фотоаппаратов и сборкой полупроводниковых устройств, писал картины, владел техникой игры на балалайке, скрипке и арфе.
Александра Пахмутова. Автор более четырёх сотен песен — и каких!
9 ноября этой маленькой по росту, но большой души женщине, исполнится 90 лет! Здоровья ей и долгих лет жизни, а также новых песен! 🙏👏Опубликовано Из России с любовью Понедельник, 4 ноября 2019 г.
Александра Пахмутова в детстве
Родители Пахмутовой рано заметили, что их дочь отличается исключительной музыкальной одаренностью. С их одобрения девочка в 3 года стала учиться игре на фортепиано, а через несколько месяцев уже делала первые попытки сочинять собственные мелодии.
В возрасте пяти лет маленькая Пахмутова написала первую полноценную пьесу для фортепиано под названием «Петухи поют», причем в музыкальную школу девочка отправилась только спустя 2 года. В детстве Александра совершенствовала игру на клавишных инструментах в родном поселке. Затем, с началом Великой Отечественной войны, она продолжала развиваться как пианистка в Караганде. В Казахстане ее семья год находилась в эвакуации.
Как только театр военных действий вышел за границу Советского Союза, Александра самостоятельно отправилась в Москву и в 14 лет поступила в Центральную музыкальную школу при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Там девушка училась в специализированном классе фортепиано, а также посещала кружок юных композиторов, который организовали Виссарион Шебалин и Николай Пейко.
Опубликовано Олегом Борисовым Воскресенье, 10 ноября 2019 г.
Александра Пахмутова в молодости
Эта знаменитая школа одаренных детей, как ее тогда называли, дала путевку в жизнь многим музыкантам и композиторам, ставшим впоследствии всемирно известными. Окончила ее и Александра Николаевна Пахмутова, а затем оказалась студенткой композиторского факультета Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского.
Диплом о высшем образовании будущая звезда получила в 1953-м, но еще 3 года училась в аспирантуре, защитив впоследствии диссертацию на тему «Партитура оперы “Руслан и Людмила” М. И. Глинки». Однокурсники отмечали настойчивый, твердый характер девушки, что свойственно представителям ее знака зодиака — Скорпион.
Личная жизнь
Николай Добронравов и Александра Пахмутова создали не только творческий союз, но и семью. На сегодняшний день композитор и поэт состоят в браке более 60 лет. Будущие супруги познакомились в молодости, в 1956 году.
Тогда Добронравов работал на Всесоюзном радио, где читал стихотворения в детской программе «Пионерская зорька». А Пахмутову пригласили написать музыку для этих стихов, чтобы получились детские песенки. Первой совместной композицией стала «Лодочка моторная», после которой появились более сотни великолепных шлягеров.
В тот же год изменилась и личная жизнь Александры Пахмутовой: они с Николаем Николаевичем полюбили друг друга с первого взгляда. Через 3 месяца Добронравов повел Александру в загс, и они официально стали мужем и женой.
Композитор решила не надевать белое платье с фатой. Ее мама сшила элегантный розовый костюм, и в нем невеста предстала на свадьбе. Медовый месяц супруги провели у родственников в Абхазии, а по возвращении в Москву с головой окунулись в работу.
Александра Пахмутова биография, фото, личная жизнь, ее семья и дети 2020
Биография Александры Пахмутовой
Александра Пахмутова – это женщина, музыка которой стала настоящим символом советской эпохи. Ее композиции исполняли первые звезды СССР, ее шлягеры звучали на всех радиостанциях Советского союза. Именно поэтому с течением лет наша сегодняшняя героиня стала одним из самых уважаемых композиторов своего времени.
Но какие еще факты и события стоит вспомнить, ведя речь о жизни и творчестве Александры Пахмутовой? Узнать все самое интересное из жизни этой выдающейся женщины вы сможете из нашей статьи.
Ранние годы, детство и семья Александры Пахмутовой
Александра Николаевна Пахмутова появилась на свет 9 ноября 1929 года в небольшом населенном пункте под названием Бекетовка (в настоящее время район Волгограда). Как отмечается в большинстве источников, проявлять интерес к музыкальному искусству девочка стала уже в трехлетнем возрасте. Она отличалась исключительной музыкальной одаренностью, а потому сочинять свои первые композиции начала уже очень и очень рано. По сообщениям большинства биографов, свою первую мелодию девочка написала уже в пять лет. Пьеса для фортепиано «Петухи поют» до сих пор считается первым произведением в карьере Александры Пахмутовой.
Видя тягу дочери к музыкальному искусству, родители Саши в семь лет отдали ее в городскую музыкальную школу, где она впоследствии училась пять лет – вплоть до начала Великой отечественной войны. В 1941-м году Пахмутова оставила учебу, а вместе с ней и родной Сталинград, отправившись вместе с другими детьми в Караганду, где располагались лагеря для гражданского населения. Там же, в Казахстане, Пахмутова продолжила обучение в местной музыкальной школе (которой, кстати сказать, вскоре был присвоен статус училища).
Ее обучение проходило гладко. Александра планомерно совершенствовала свое мастерство. Однако в один прекрасный момент поняла, что хочет большего и, собрав нехитрые пожитки, отправилась в далекую Москву. На дворе стоял 1943-й год.
В самый разгар Второй мировой войны данный поступок казался безумием. Но Александра не собиралась сворачивать с намеченного пути. Добравшись до Москвы, она подала документы в Центральную музыкальную школу, которая работала при Московской гос. консерватории имени Чайковского. В этом месте она стала учиться на факультете фортепианной музыки, а параллельно посещать кружок юных композиторов.
В этот период ее педагогами и наставниками были выдающиеся советские композиторы Николай Пейко и Виссарион Шебалин. Последний также стал ее куратором после того как девушка поступила на композиторское отделение консерватории. У Шебалина Пахмутова также проходила курс обучения в аспирантуре.
Звездный путь композитора Александры Пахмутовой
В течении своей жизни Александра Пахмутова работала в самых разнообразных жанрах. Она писала музыку для симфонических оркестров, а также создавала произведения кантатно-ораториального жанра. На музыку нашей сегодняшней героини поставлены балетные спектакли в московском Большом театре, а также в Одесском государственном театре оперы и балета.
Данные успехи сделали Александру Пахмутову признанным деятелем искусства СССР, а также принесли ей многие государственные награды. Однако, несмотря на это, наибольшую славу актрисе обеспечили произведения, созданные для массовой культуры. Так, в частности, музыка композитора звучит в таких кинофильмах как «Девчата», «Три тополя на Плющихе», «Полынь — трава горькая», «Сын за отца», «Битва за Москву», «О спорт, — ты мир!», «Семья Ульяновых», «Моя любовь на третьем курсе», а также многих других картин. Кроме того, Александрой Пахмутовой создан целый ряд песенных произведений, которые впоследствии исполнялись ведущими артистами советской эстрады. Именно они, собственно, и сделали нашу сегодняшнюю героиню настоящей звездой на пространстве Советского союза.
В разные периоды времени из-под пера Александры Пахмутовой вышли такие песни как «Беловежская пуща» (Песняры), «Главное, ребята, сердцем не стареть» (Лев Барашков), «До свиданья, Москва», (Лев Лещенко и Татьяна Анциферова), «И вновь продолжается бой» (Иосиф Кобзон), «Нежность» (Майя Кристалинская), «Трус не играет в хоккей» (Вадим Мулерман), а также многие другие замечательные композиции. Кроме того, песни композитора исполняли также такие звезды тех лет как Михаил Боярский, Тамара Гвердцители, Эдита Пьеха, София Ротару, Анна Герман и некоторые другие исполнители. Композиции Пахмутовой также находятся в репертуаре некоторых оркестров, в том числе нескольких детских студий.
В данном контексте стоит отметить, что Александра Пахмутова часто создавала композиции для детских коллективов. В разные годы ею было написано около сорока песен, которые впоследствии прозвучали в мультипликационных фильмах, а также попали в репертуар детских ансамблей.
Не менее яркой была судьба и других ее композиций. Песни Александры Пахмутовой, выдержанные в традиции советской эстрадной классики, стали культовыми хитами уже во времена СССР. Многие из них остаются настоящими шлягерами и сегодня.
В течение большей части своей жизни (с 1968-го по 1991-й год) Александра Николаевна занимала почетный пост секретаря правления Союза композиторов СССР. Оставить этот пост Пахмутовой пришлось лишь после его упразднения.
Александра Пахмутова в настоящее время
За свою выдающуюся карьеру в мире советского музыкального искусства композитор была награждена званиями Заслуженного деятеля искусств РСФСР, Народной артистки РСФСР и Народной артистки Советского союза.
Кроме того, в ее коллекции есть Орден Франциска Скорины (Беларусь), российская премия «Овация» и некоторые другие награды. В настоящее время Александра Николаевна также является почетным гражданином Луганска, Волгограда, Братска, Москвы, Магнитогорска и Усть-Илимска.
Все это еще раз говорит о высоком признании заслуг композитора.
В последние годы наша сегодняшняя героиня ведет тихий образ жизни. Время от времени она также появляется на концертах, а также сочиняет новые мелодии. Однако музыкальным творчеством Александра Николаевна занимается уже только для души.
Личная жизнь Александры Пахмутовой
Большую часть своей жизни Александра Пахмутова прожила с одним мужчиной – композитором и поэтом Николаем Добронравовым, в сотрудничестве с которым ею было написано множество хитов. Пара живет в Москве. Детей у них нет.
Редакция УзнайВсё.ру
Обнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
А. Пахмутова Википедия
Алекса́ндра Никола́евна Па́хмутова (род. 9 ноября 1929, Бекетовка, Нижне-Волжский край, РСФСР, СССР, ныне Волгоград, Россия) — советский и российский композитор, пианистка, автор более 400 песен, общественный деятель. Герой Социалистического Труда (1990). Народная артистка СССР (1984). Лауреат двух Государственных премий СССР (1975, 1982), Государственной премии РФ (2015) и премии Ленинского комсомола (1966). Кавалер ордена Святого апостола Андрея Первозванного (2019) и двух орденов Ленина (1979, 1990). Жена (с 1956) и соавтор поэта Николая Николаевича Добронравова.
Биография
Александра Николаевна родилась 9 ноября 1929 года в посёлке Бекетовка Нижне-Волжского края (ныне — Волгоград), в семье Николая Андриановича (1902—1983) и Марии Амплеевны (1897—1978) Пахмутовых.
С детства отличалась исключительной музыкальной одарённостью. Первые мелодии написала в трёхлетнем возрасте. В возрасте пяти лет сочинила пьесу для фортепиано «Петухи поют».
В 1936 году, в возрасте семи лет поступила в городскую музыкальную школу, где проучилась до начала Великой Отечественной войны.
С 6 августа 1942 по 1943 год — в эвакуации в Караганде. Там же продолжила учёбу в местной музыкальной школе (с 1952 года — Карагандинское музыкальное училище, ныне — Карагандинский колледж искусств имени Таттимбета)[3].
Осенью 1943 года была принята в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории им. П. Чайковского, где занималась по классу фортепиано у И. В. Васильевой и посещала кружок юных композиторов под руководством В. Я. Шебалина и Н. И. Пейко.
В 1948 году поступила на композиторское отделение Московской консерватории, в 1953 году выпустилась с отличием по классу композиции у В. Я. Шебалина, в 1956 году — успешно окончила у него же аспирантуру.
Секретарь Правления Союза композиторов СССР в 1968—1991 годах и Союза композиторов России в 1993—1995 годах.
С 26 июля 2010 года — член Патриаршего совета по культуре (Русская православная церковь)[4].
На протяжении всего своего творчества работает в различных жанрах, но именно песенное наследие композитора занимает особое место в культуре СССР и России.
Её песни исполняли и исполняют многие известные артисты советской, российской и зарубежной эстрады, а также актёры театра и кино.
Продолжила традицию советской песенной классики, связанную с именами И. Дунаевского, братьев Покрасс, А. Новикова, М. Фрадкина.
С 1968 года возглавляла жюри Международного молодёжного фестиваля политической песни «Красная гвоздика» в Сочи. Является автором музыки к киноэпопеям Юрия Озерова «Битва за Москву», «Трагедия века» и «Великий полководец Георгий Жуков». Тема титров — мощная сильная мелодия.
В течение многих лет была председателем Всесоюзной комиссии массовых музыкальных жанров. Депутат Верховного Совета РСФСР 10—11-го созыва. Член Президиума ВС РСФСР (1985—1990).
Семья
В 1956 году вышла замуж за поэта Николая Добронравова, который написал много слов на ее музыку. У Пахмутовой и Добронравова детей нет.
Награды и звания
Советские и российские
Звания
Ордена
Премии
Иностранные
Общественные
Творчество
Песни
В алфавитном порядке:
- «Ах, печаль, ты моя печаль» (сл. Н. Н. Добронравова) — исп. Н. В. Мордюкова.
- «Беловежская пуща» (сл. Н. Н. Добронравова) — исп. ВИА «Песняры», ВИА «Сябры», Большой детский хор Всесоюзного радио и Центрального телевидения под управлением В. С. Попова (солисты В. В. Николаев, Б. А. Руденко).
- «Белоруссия» (сл. Н. Н. Добронравова) — исп. ВИА «Песняры».
- «В одном почтовом ящике» (сл. Е. А. Долматовского) — исп. И. Д. Кобзон.
- «В песнях останемся мы» (сл. Н. Н. Добронравова) — исп. В. В. Мамонов и Большой детский хор Всесоюзного радио и Центрального телевидения под управлением В. С. Попова, ВИА «Верасы», Н. В. Басков.
- «Ваня» (сл. Н. Н. Добронравова) — исп. В. Г. Готовцева.
- «Вера» (сл. Н. Н. Добронравова) — исп. Л. М. Гурченко, И. И. Шведова.
- «Весна 45-го года» (сл. Е. А. Долматовского) — исп. Ю. И. Богатиков.
- «Виноградная лоза» (сл. Н. Н. Добронравова) — исп. Павел Дементьев.
- «Вишнёвый сад» (сл. Н. Н. Добронравова) — исп. Ю. И. Богатиков, Витас.
- «Во имя жизни» (сл. Н. Н. Добронравова) — исп. Р. А. Гареев.
- «Вся надежда на метро» (сл. Н. Н. Добронравова) — исп. Л. В. Лещенко.
- «Где ты, где ты, отчий дом?» (сл. С. А. Есенина) — исп. Н. А. Губа, Л. Г. Зыкина.
- «Где-то в поле возле Магадана» (сл. Н. А. Заболоцкого) — исп. И. Д. Кобзон.
- «Где-то под Бекетовкой» (родина А. Н. Пахмутовой) (сл. Г. Киреева) — исп. Л. Г. Зыкина, Большой детский хор Всесоюзного радио и Центрального телевидения под управлением В. С. Попова.
- «Геологи» (сл. С. Т. Гребенникова и Н. Н. Добронравова) — исп. И. С. Бржевская, группа «Hi-Fi».
- «Герои спорта» (сл. Н. Н. Добронравова) — исп. М. М. Магомаев.
- «Главное, ребята, сердцем не стареть» (сл. С. Т. Гребенникова и Н. Н. Добронравова) — исп. Л. П. Барашков, после его смерти песню исполняет И. Д. Кобзон, Э. С. Пьеха.
- «Говорили-балакали» (сл. Н. Н. Добронравова) — исп. Н. Г. Бабкина и Т. И. Саванова.
- «Город нашей славы» (сл. Н. Н. Добронравова) — исп. Л. В. Лещенко.
- «Горькая моя Родина» (сл. Н. Н. Добронравова) — исп. Н. А. Губа в сопровождении Кубанского казачьего хора.
- «Горячий снег» (сл. М. Д. Львова) — исп. Ю. А. Гуляев, Я. В. Осин.
- «Да разве сердце позабудет» (сл. Н. Н. Добронравова) — исп. Э. А. Хиль, Н. В. Басков, М. И. Тишман.
- «До отправления поезда осталось 5 минут» (сл. Н. Н. Добронравова) — исп. ВИА «Надежда».
- «До свиданья, Москва» (прощальная песня
1889 Пахмутова — Wikipédia, a enciclopédia livre
Origem: Wikipédia, an enciclopédia livre.
Пахмутова | |
---|---|
Número | 1889 |
Данные от descoberta | 24 де Жанейро де 1968 |
Descoberto por | Людмила Черных |
Категория | Директор Cintura |
Homenagem a | Александра Пахмутова |
Precedido por | 1888 Цзу Чун-Чжи |
Sucedido por | 1890 Коношенкова |
Elementos orbitais | |
Semieixo maior | 3092 UA |
Periélio | 2,7649696 UA |
Афелио | 3,4192052 UA |
Орбита | Sol |
Excentricidade | 0,1057919 |
Периодо орбитальный | 1 985,96 д (5,44 а) |
Орбитальная скорость | 16,93818493 км / с |
Anomalia média | 69,21 ° |
Inclinação | 13,21989 ° |
Долгота do nó ascendente | 55,15 ° |
Argumento do periastro | 84,78 ° |
Características físicas | |
Размеры | 33,53 км |
Абсолютная величина | 17,49 |
Альбедо | 0,0752 |
вер. |
Пахмутова (asteróide 1889) é um asteróide da cintura main com um diâmetro de 33,53 quilómetros, a 2,7649696 UA.Possui uma excentricidade de 0,1057919 e um período orbital de 1 985,96 dias (5,44 anos).
Pakhmutova tem uma velocidade orbital media de 16,93818493 km / s e uma inclinação de 13,21989º. [1]
Esse asteróide foi descoberto em 24 de Janeiro de 1968 por Людмила Черных.
Ссылки
,
(1889) пахмутова — Википедия, вольная энциклопедия
Z Wikipedii, wolnej encyklopedii
Przejd do nawigacji
Przejd do wyszukiwania
W Wikipedii nie ma jeszcze artykułu o takiej nazwie. Możesz:
- utworzyć go ,
- zaproponować, eby inni go napisali,
- poszukać tekstu «(1889) pakhmutova» w artykułach,
- poszukać strony o tym tytule na jednym z siostrzanych projektów Wikipedii:
- Commons Wikiźródła Wikisłownik Wikicytaty Wikibooks Wikinews
Ródło: „https: // pl.wikipedia.org/wiki/(1889)_pakhmutova»
,