Отличие человека от животных заключается: «Чем человек отличается от животных?» – Яндекс.Кью

Содержание

Второе отличие человека от животного: Творение: nightbeast1987 — LiveJournal

Революция разума: Второе отличие человека от животного: Творение        В прошлой заметке мы с вами обсудили первое отличие человека от животного: его способность задавать вопрос «Почему?», что в более широком смысле можно описать как «стремление к познанию». Эта человеческая особенность, как мы смогли понять, имеет в первую очередь практическую подоплеку, ибо при ответе на поставленные им же самим вопросы, человек достигает новых вершин науки и, как следствие, упрощают свою жизнь и делает её более комфортной. Как последствие ещё зародились религия и философия, но они тоже обладают определённой практической ценностью. Сегодня же мы посмотрим на самое бессмысленное и одновременно наиважнейшее явление человеческой природы – способность творить. А то есть – на искусство.

       

        Действительно, задумайтесь: в чём смысл картины, которая украшает (или же уродует) вашу стену в гостиной комнате? Несомненно, вы скажете, что она придаёт комнате опрятный вид, создаёт уют, радует душу жильцов и гостей, — всё это так, но это ведь никакого отношения к практичности не имеет, не правда ли? Что с вами случится, если убрать из дома эту картину? Скорее всего ничего, за исключением того, что вы некоторое время порасстраиваетесь, что, на самом деле, вполне преходяще. Вы не умрёте с голоду, не усохните от нехватки воды, не будете хуже спать, и не будете проводить меньше времени в душе. Картина висела в комнате исключительно ради вашей души, не принося никакой практической пользы вашему телу.         Для тех, кто не уважает или же не понимает живописи, придётся привести другой пример: так уж вышло, что 20-21 века стали веками музыки. Никогда за всю историю человечества на Земле не возникало так много жанров и направлений, как в наше, Новейшее, время. Музыка сейчас сопровождает нас повсюду и везде: дом, радио, телевизор, машина, общественный транспорт, рестораны, кафе, клубы, музеи, концерты, лифты, — в общем, везде, где бы вы не оказались, вас ждёт та или иная композиция. Но опять же, как и в случае с живописью: какой в музыке практический смысл? Применяя полюбившийся нам метод упрощения, мы сможем с лёгкостью выяснить, что исходно музыка произошла из ритма: вполне возможно, что древний человек исходно научился отбивать ритм при помощи битья двух камней друг об друга. Потом уже начали появляться мелодии и инструменты. Но если же говорить исключительно о ритме, то его использовали в античные времена на галерах, дабы гребцы работали не в разнобой, а единовременно отталкивались вёслами от волн. Такой же принцип до сих пор используется в армии: военные марши позволяют солдатам маршировать в ногу и не сбиваться с заданного темпа. При всём при этом стоит сказать, что для всех этих целей вполне хватило бы одного барабана, — но нет: человеку понадобилось сочинять мелодии, аранжировки и изобретать тонны стилей и жанров. Опять же – ничего практического в этом нет, исключительно душевный позыв.

        То есть, если у живописи и музыки нет практического наполнения, то логично предположить, что подобное относится и к другим направлениям искусства. Архитектура является излишеством, так как наиболее оптимально было бы просто строить серые коробки, как для жилья, так и для работы. Художественная литература на поверку вообще оказывается полным враньём, так как представляет на суд человеческий выдуманные или же приукрашенные истории, также не несущие никакого практического смысла. Мораль в том, что если убрать искусство из нашей жизни, то с нами не случится ничего: мы не задохнёмся, не истощимся, не умрём в агонии и у нас не взорвётся спонтанно голова… Однако вполне возможно, что многие люди будут доведены до самоубийства. Да, — самое удивительное заключается в том, что даже если искусство абсолютно бессмысленно в практическом плане, в плане досуга и духовности, оно занимает у человека самую главную роль. Вы только представьте себе бесконечную рутину, во время  которой у вас не будет времени и даже возможности внять прекрасной музыке, насладиться плавными изгибами скульптуры, лицезреть необыкновенной красоты пейзаж, просмотреть в тысячный раз свой любимый фильм, погрузиться с головой в недавно найденную книгу… Бесконечная скука и уныние. Отсутствие какого-либо смысла к существованию. Даже такие явления человеческой жизни как религия и философия без искусства немедленно прекратили бы своё существование, ибо у их теоретиков не было бы образного инструмента для донесения своих идей до масс.         Исходя из всего вышесказанного и не забывая про принцип Упрощения, мы можем дать искусству следующее определение: это явление человеческой природы, не несущее никакого практического смысла, но питающее его дух и наполняющее его досуг. Конечно, ограничиться этим определением никак нельзя, ибо искусство это одновременно и попытка познать окружающий нас мир, возможность понять космос и Вселенную. Это самовыражение, познание, развитие, отдых, вознесение, — это всё то, что касается внутреннего человеческого мира. И в этом состоит одно из величайших отличий человека от обычного животного: он готов потратить огромные усилия на то, что никак не облегчит ему жизнь, но зато избавит его от скуки и даже придаст ему смысл существования (таким образом, первое отличие оказывается связанным со вторым: задавая вопрос «Почему?» человек приходит к самовыражению). В качестве примера опять же можно взглянуть на муравья: он, как и человек, стоит себе жилища, можно сказать – дома. Но только человеку придёт на ум украсить это жилище колоннами, барельефами, капителями, — в общем, всем тем, что подходит под понятие архитектуры. Муравей стоит себе дом исходя из практических побуждений, а человек примешивает к этому эстетику. Оказывается, что homo sapiens-у недостаточно просто жить в дому – ему нужно, чтобы дом этот был красивым. Кто-то может привести мне в пример некоторых птиц, которые «украшают» свои гнёзда цветами и найденным ими мусором. Однако недавняя статья в National Geographic обосновала, что делают они это не из эстетических побуждений, а чтобы они и вылупившиеся птенцы могли, в случае чего, отличить своё гнездо от других.

          Для тех же, кто считает, что искусство – это очень узкое понятие, я вынужден сказать, что они неправы. Давайте отбросим в сторону все такие направления как живопись, архитектура, музыка и иже с ними, и просто взглянем на элементы массового производства. Вот телевизор, к примеру. На самом деле имеет смысл выпускать все телевизоры в одинаковом стиле, — без украшений и изысков, разве что разных размеров, но это сути дела не меняет. Так мы смогли бы сэкономить на дизайнерах и наладить более эффективное производство, но вот нет: нам нужны телевизоры с разным дизайном, дабы ублажить вкусы разных покупателей. Это ведь тоже искусство: тысячи дизайнеров, проводящие ночи напролёт за компьютерами, в надежде сотворить новый революционный дизайн телевизора, являются такими же творцами, как и художник или скульптор. Снова практика противопоставляете эстетике.

          Итак, что же мы с вами выяснили из наших рассуждений сегодня? Искусство, по сути своей, не имеет смысла, но является неотъемлемой частью существования человека, ибо заменяет ему досуг, раскрывает его сущность и позволяет ему творить что-то новое, — а то есть постоянно развиваться. Искусство чуждо животным, которые всегда исходят исключительно из практичных побуждений: человек хоть и стремиться к эргономике, но всегда видит смысл в собственном эстетическом ублажении. Самое же интересное заключается в том, что Сапиенсы вкладывают в искусство дополнительные смыслы, одухотворяя и даже обожествляя его: чего стоит один только постулат о том, что Бога можно понять, лишь расшифровав музыку сфер. Однако более подробно о таких тонких материях мы поговорим позже, возможно в заметке о вере в высшие силы или же о связи таких понятий как «религия» и «искусство» (интересная тема: могут ли эти два явления обойтись друг без друга, и как они друг друга дополняют). Сейчас же мы достигли главного: дали наше с вами определение Искусству (базовое определение, прошу заметить) и обосновали, почему оно отличает нас от животных.

        В следующей же заметке нас ждёт одно из самых противоречивых явлений человеческой натуры – любовь. Ждите…

Радикальное отличие человека от животных

Различия или сходства человека и животных можно рассматривать с различных позиций: анатомических, физиологических, развитием головного мозга и т.д. Не будем рассматривать всю глубину процессов и причин, а так же множество тех характеристик, которые раскрывают (если это возможно сделать с помощью современной науки) и демонстрируют всё ту  схожесть и различие между животным и человеком. Большинство исследований и наблюдений приводит к выводу о том, что у животных недостаточно разума, что бы стать человеком.

Радикальное отличие человека от животныхРадикальное отличие человека от животных

Радикальное отличие человека от животных

Недостаточно разума. А в чем это выражается. Есть ли какой-то важный и внешне выраженный критерий, по которому точно можно определить: в чем главное отличие человека от животного? Пожалуй, есть.

Знаки-символы, которые доступны для понимания человеком, но недоступны для животных

Существует три типа знаков:

1. Знаки-иконы — связывают означаемое и означающее по подобию. Например, моя фотография в паспорте означает меня. Если не будет похожести — не будет означать. Животные прекрасно умеют различать подобные знаки, т.е. они умеют сравнивать объекты по внешним признакам и запоминать их.
2. Знаки-индексы — связывают означаемое и означающее по смежности (соположенности) во времени и (или) пространстве. Например, горящие вечером окна означают для нас присутствие хозяев дома. И этот вид знаков доступен для понимания животным.
3. Знаки-символы — связывают означаемое и означающее по предварительной договоренности. Именно комплекс таких договоренностей называется язык. У разных народов это коплекс знаков и звуков различен. Потому мы говорим о разных языках, но суть любого из них одинакова. Язык, в том смысле, как его правильно понимать, не доступен животным.
Язык, иначе говоря знаки-символы — это тот самый третий третий, кардинальный фактор, который не под силу любому виду животных. Знаки-символы и абстрактное мышление — две стороны одной медали. И это сильнее всего и отличает нас от животных. Многочисленные эксперименты по обучению «умных» видов животных языку не дали никаких результатов хоть как-то близких к ожидаемому. Поразительная неспособность животных овладевать абстракцией (читай, использовать знаки-символы) — одна из загадок современной науки.

Именно благодаря языку человек изменил жизнь на суше еще до того, как создал разные инструменты. Благодаря языку люди сговаривались и действовали организованно.  Вот яркий пример доказательства: археологи обнаружили кости десятка тысяч диких лошадей у подножья одной скалы во Франции, останки табунов, загнанных на вершину охотниками времен палеолита 17 тысяч лет назад. Даже не имея еще в арсенале сложных инструментов, полудикие, но уже не просто животные, сумели воспользоваться языковыми знаками. Это были уже не животные, так как они уже могли предполагать действия животных, т.е мыслили абстрактно, а по ходу действий, корректировали свое поведение с помощью языка. Первые люди уже отличались от животных по своему радикальному признаку, который приобрели (или унаследовали?) — языку. Они научились мыслить абстрактно.

Что двигает действиями человека, почему он научился мыслить абстрактно и обладает языком, а животные — нет. Они остановились в своем развитии, а человек не останавливается на достигнутом, ему постоянно нужно больше и болше… Очень сложный и не разрешенный человечеством вопрос.

Человек эволюционирует выше границ  желаний и целей животных… Но это та же природа, но на более высоком уровне..?

Я сомневаюсь.

(Visited 1 times, 1 visits today)

Второе отличие человека от животного заключается в его способности создавать и сохранять орудия

Животное создает орудие в конкретной наглядно-действенной ситуации. Вне конкретной ситуации животное никогда не выделяет орудие как орудие, не сохраняет его впрок. Как только орудие сыграло свою роль в данной ситуации, оно тут же перестает существовать для обезьяны как орудие. Так, если обезьяна только что пользовалась палкой как орудием для подтягивания плода, то через некоторое время животное может изгрызть ее или спокойно смотреть, как это сделает другая обезьяна. Таким образом, животные не живут в мире постоянных вещей. Кроме того, орудийная деятельность животных никогда не совершается коллективно — в лучшем случае обезьяны могут наблюдать деятельность своего собрата, но никогда они не будут действовать совместно, помогая друг другу.

В отличие от животного человек создает орудие по заранее продуманному плану, использует его по назначению и сохраняет его. Человек живет в мире относительно постоянных вещей, пользуется орудием сообща с другими людьми, заимствует опыт использования орудия у одних и передает его другим людям.

Третьим, весьма существенным различием между животными и человеком является различие в чувствах.И человек, и высшее животное не остаются безразличными к происходящему вокруг. Предметы и явления действительности могут вызывать у животных и у человека положительные или отрицательные эмоции. Однако только в человеке может быть заключена развитая способность сопереживать горе и сорадоваться с другим человеком. Только человек может наслаждаться картинами природы или испытывать интеллектуальные чувства при осознаний какого-либо жизненного факта.



Четвертое важнейшее отличие психики человека от психики животных заключается в условиях их развития.Если развитие психики животного мира шло по законам биологической эволюции, то развитие собственно человеческой психики человеческого сознания подчиняется законам исторического развития. И животное и человек имеют в своем арсенале известный опыт поколений в виде инстинктивных действий на определенного вида раздражитель. И тот и другой приобретают личный опыт во всевозможных ситуациях, которые предлагает им жизнь. Но только человек присваивает общественный опыт, который в наибольшей мере развивает его психику. С момента рождения ребенок овладевает способами употребления орудий, способами общения с другими людьми.

Психологами установлено, что без усвоения опыта человечества, без общения с себе подобными не будет развитых, собственно челове-

ческих чувств, не разовьется способность к произвольному вниманию и памяти, способность к абстрактному мышлению, не сформируется человеческая личность.

Случаи воспитания человеческих детей среди животных показали, что у детей, воспитанных животными, нельзя было обнаружить те особенности, которые отличают человека от животного. В то время как маленькая обезьянка, волею случая оставшаяся одна, без стада, все равно будет проявлять себя как обезьянка, человек только тогда становится человеком, если его развитие проходит среди людей.

Сущность различий психики животного и человека.

Особенности
психики человека.

Психика
– свойство живых, высокоорганизованных
материальных тел, заключающееся в их
способности отражать своими состояниями
окружающую, независимо от них существующую
действительность.

Отличия психики
животных от психики человека:

Язык животных –
это сложная система сигнализации,
которая имеет следующие отличия:

  1. отсутствие
    у языка животных семиотической функции,
    то есть предметы не называются, не
    обозначаются.

  2. генетическая
    фиксированность языка животных. Элементы
    языка животных – ключевые стимулы,
    запускающие или тормозящие инстинктивные
    программы.

Язык
животных богат добавлением поз,
телодвижений – невербальная часть
активности. Общение с помощью языка,
поз, движений фиксируется в форме
ритуалов (несколько соединенных между
собой наборов инстинктивных действий,
которые в эволюции утратили свое
значение). Особенно сложные формы общения
наблюдаются у стадных животных и самая
характерная черта – иерархия и
распределение функций, но у животных
нет управляющей функции, так как все
основано на инстинктивных программах.

Отличие группового
поведения животных от общественной
жизни человека – подчиненность
исключительно биологическим целям.

Отличия орудийной
деятельности животных:

  1. животные
    способны к использованию, но не к
    изготовлению орудий с помощью другого
    орудия;

  2. неспособность
    переносить орудийные навыки из одной
    ситуации в другую;

  3. орудия
    животные не берегут и не делают впрок.

В
отличие от человека культурный опыт у
животных не передается, т. е. нет
межпоколенной трансляции знаний.

Некоторые особенности
человеческой речи:

  • членимость
    слов;

  • специальные
    названия для обобщенных понятий;

  • зависимость
    языка от определенной общности людей.

Язык,
речь человека – чисто социальное
явление. Вообще, в ответе на вопрос о
биологическом и социальном в природе
человека, психология имеет долгую
историю. Современная позиция по этому
вопросу такова: человек признается
качественно своеобразным биосоциальным
существом, биология которого не
тождественна биологии животного.

Различия психики животного и человека

ЖИВОТНЫЕ

ЧЕЛОВЕК

Инстинктивно-биологич.
Деятельность

Направляется
потребностями в познании и общении

Нет
целеполагающей совместной деят-ти

Целеполагающая
и смысловая деят.

Наглядные
впечатления в наглядных ситуациях

Абстракция,
установление связей и причин

Наследствен.закрытые
программы(инстинкты)

Передача
и закрепление опыта через социальн.ср-ва
общения

Могут
создавать вспомогат.средства, орудия;
но не хранят их , не используют постоянно

Изготавливает,
сохраняет, передает по наследству
орудия труда

Приспосабливаются
к внешней среде

Преобразует
внешний мир в соответствии со своими
потребностями

  1. Онтогенетическое развитие психики человека. Проблема соотношения наследственного и приобретенного.

ОНТОГЕНЕЗ
индивидуальное
развитие организма от зиготы до смерти.

1.
Человеческая психика
не дана в готовом виде человеку с
момента рождения и не развивается сама
по себе. Она и специфически
человеческие качества
(речь,
сознание, труд и пр.) формируются
у человека только прижизненно,
в процессе усвоения исторического
опыта, в деятельности и общении.

2.
Кроме того, жизнь человека делиться на
периоды, каждый из которых оптимален
для развития определенных психич.
функций (…) – это сензитивные
периоды
.

3.
Глобальная проблема – это соотношение
врожденного (корректнее – наследственного
или генотипического) и приобретенного

в психике и формах поведения человека.

Одни
психические структуры и процессы в
большей степени определяются
наследственностью, другие — средой.
Наследственность (гены) чаще дают
предпосылки для развития свойств, а
диапазон «раскрытий» этих свойств
во многом зависит от условий среды.

Если
какое-то свойство
психики в основном наследуется
(темперамент), то усилия могут быть
направлены на познание этого свойства,
учет его и регуляцию поведения. Но
изменить
данное свойство не
возможно

(холерик — и в детстве, и старости).

Если
известно, что свойство в основном зависит
от среды
, то,
возможно, целенаправленно формировать
это свойство посредством воспитания и
самовоспитания.

Развитие
психики в онтогенезе — процесс эволюции
способов взаимодействия индивида с
окружающей средой. В настоящее время
можно говорить о том, что противоположности
в ориентации или на врожденное, или на
выученное снимаются в таком понятии
развития, в котором оно рассматривается
как процесс: приводящий к изменениям
все психологические структуры индивида;
проходящий определенные, качественно
специфические, стадии, в том числе в
форме кризисов; имеющий как сензитивные
в отношении внешних воздействий, так и
относительно автономные периоды;
строящийся целевым образом.

В основе развития
психики человека лежит овладение
индивидом исторически сформировавшимися
общественными орудиями, служащих
средством удовлетворения человеческих
потребностей.

Человек
проходит от рождения до зрелости сложный
путь психического развития. Это развитие
характеризуется не только количественными,
но и качественными изменениями. Каждый
из этапов развития психики ребенка
характеризуется как самостоятельная
стадия развития.

Отметим,
что существует большое количество
подходов к проблеме развития психики
в онтогенезе. Остановимся более подробно
только на одной концепции – концепции
развития психики ребенка А.Н. Леонтьева
.

1.
Первая стадия развития психики – стадия
новорожденного

(до 2 месяцев). У новорожденного отмечаются
зрительные и слуховые ощущения, ощущения
положения тела в пространстве,
обонятельные, кожные и вкусовые ощущения,
а также многие элементарные рефлексы.
На этой стадии начинается формирование
поведения в виде простейших актов, а
самое главное – особенно интенсивно
формируется сфера ощущений. Отмечается
ранняя дифференциация вкусовых и
обонятельных ощущений. Высокого развития
достигают кожные ощущения со стороны
щёк, губ, рта. Зрительное восприятие
форма вначале отсутствует, ребенок
реагирует лишь на крупные или яркие
движущиеся предметы. Одновременно с
этим происходит развитие ориентировочных
реакций, таких как затихание на звук
(шёпот матери). В возрасте 3-4 недель у
ребенка начинает наблюдаться «реакция
оживления». В ответ на приближение
говорящего человека ребенок начинает
улыбаться и у него проявляется общая
положительная направленность. Т.е. у
ребенка начинают появляться первые
признаки предметного восприятия.

Т.о.,
основными характеристиками данной
стадии являются: формирование простейших
поведенческих актов и ориентировочных
реакций; возникновение «реакции
оживления».

2.
Ранний
младенческий возраст

(от 2 до 6 мес.). На данной стадии ребенок
начинает оперировать предметами, у него
формируется восприятие. Начинается все
с попыток схватить или ощупать предмет
с одновременной зрительной фиксацией
на этом предмете, что обуславливает
формирование зрительно – осязательных
связей, лежащих в основе предметного
восприятия. В это же время ребенок
начинает узнавать людей и вещи.

Т.о.,
главной особенностью данной стадии
является развитие действий с предметами
и процессов предметного восприятия.

3.
Поздний
младенческий возраст

(от 6 до 12-14 мес.). Укрепление костно–мышечной
системы ребенка приводит к развитию
диапазона его движений, что является
предпосылкой к увеличению потока
информации из окружающей среды. Всё это
приводит к увеличению самостоятельности
ребенка. Его взаимоотношения со взрослыми
все больше приобретают форму совместной
деятельности, пр которой взрослый чаще
всего подготавливает действие ребенка,
а само действие ребенок выполняет сам.
С помощью подобного взаимодействия уже
можно установить общение с ребенком
через предметы. Следовательно, в данный
период деятельность ребенка управляется
сложным соотношением предметного
действия ребенка и действия взрослого.
На этой основе у ребенка начинает
возникать первое осмысление предметов.
В ходе «предметного» контакта у ребенка
начинает формироваться речь. Несколько
позже у ребенка появляются жесты,
обращенные к взрослому, при этом действия
ребенка все больше начинают сопровождаться
звуками, обозначающими нечто объективное.

Становится
возможным неимпульсивное подражание
взрослым. Ребенок начинает подражать
взрослому более осознанно, что
свидетельствует о появлении у ребенка
возможности овладения общественно
выработанными способами действий. К
концу периода ребенок овладевает
самостоятельной ходьбой.

Т.о.,
основными характеристиками данного
периода являются: изменение отношений
с окружающим миром на основе предметного
общения; осмысление предметов и появление
первых признаков речи; появление
неимпульсивного подражания взрослым
и выработка специфически человеческих
двигательных операций с предметами;
овладение самостоятельной ходьбой.

4.
Преддошкольный
возраст

(1-3 года). Сущность основных изменений
в психике ребенка в этот период заключается
в том, что ребенок овладевает человеческим
отношением к окружающему его миру
предметов. Причем познание свойств
предметов осуществляется через подражание
действиям взрослых с ними, т.е. происходит
познание предметов одновременно с
осмыслением их функций. Овладение
функциями предметов у ребенка происходит
двояко: через овладение простейшими
навыками и через манипулирование ими
в процессе игры.

Появление
игры знаменует новую стадию развития
психики ребенка. Он уже познает мир не
только взаимодействуя со взрослыми, но
и самостоятельно. На этой основе ребенок
овладевает и словами, которые тоже
осознаются им, прежде всего, как
обозначающие предмет и его функции.
Чуть позже слова начинают выполнять и
функцию общения.

В
процессе игры у ребенка интенсивно
развиваются восприятие, способность к
анализу и обобщению, т.е. происходит
интенсивное формирование мыслительных
функций. К концу данной стадии активность
ребенка вызывается не только
непосредственной встречей с предметом,
но и намерениями самого ребенка.

Т.о.,
основные особенности психического
развития ребенка это: овладение присущим
человеку отношением к окружающим
предметам, подражание поведению взрослых
и формирование основных функций мышления.

5.
Дошкольный
возраст

(от 3 до 7 лет).

Главным
отличием этого возраста является наличие
противоречия между стремлением ребенка
к действительному овладению миром
предметов и его ограниченными
возможностями. И это противоречие
разрешается в сюжетной игре, которая
наполнена содержанием, отражающим
реальное содержание копируемого
действия. Теперь предметы для ребенка
выступают как характеризующие именно
человеческие отношения и различные
функции людей. Овладеть предметом для
ребенка значит принять на себя определенную
социальную роль – роль человека,
оперирующего данным предметом. Поэтому
сюжетные игры способствуют овладению
социальными взаимоотношениями мира
людей.

Происходит
формирование творческого воображения
и способности произвольно управлять
своим поведением. Ролевые игры также
способствуют развитию восприятия,
запоминания, воспроизведения и речи.

Другой
важной особенностью данной стадии
является процесс формирования личности
ребенка (черты его характера). В этот
период ребенок достаточно свободно
осваивает основные нормы и правила
поведения. По мнению А.Н. Леонтьева, к
концу этого периода ребенок стремиться
к овладению общественно полезной
деятельностью

6.
Младший
школьный возраст

(от 7 до 12 лет). Теперь система взаимоотношения
ребенка с миром определяется не только
его взаимоотношениями со взрослыми, но
и со сверстниками. Кроме того, у ребенка
теперь появляются обязанности перед
обществом.

Учеба
предстает перед ребенком как самостоятельная
деятельность, и все психические изменения,
наблюдаемые на этой стадии, связаны,
прежде всего, с учебой. Происходит бурное
развитие произвольного (контролируемого)
внимания, произвольного целенаправленного
поведения. Продуктивность памяти ребенка
сильно возрастает, хотя в первое время
память сохраняет преимущественно
образный, конкретный характер.

Особенно
интенсивно в этом возрасте развивается
мышление детей. Если в возрасте 7-8 лет
мышление ребенка является конкретным,
опирается на наглядные образы и
представления, то в процессе обучения
мышление становится более связным,
последовательным и логическим. Вместе
с тем у ребенка в этом возрасте происходит
бурное развитие речи, что во многом
связано с овладением письменной речью.

В
процессе обучения происходит и развитие
личности ребенка. Прежде всего, у него
меняются интересы. Детские интересы,
благодаря развитию познавательной
деятельности, заменяются учебными.
Исключительно важную роль в развитии
личности ребенка играет коллектив.

Другой
особенностью данного периода является
то, что на его завершающей стадии
происходит разделение деятельности на
«мужскую» и «женскую».

Т.о.,
на указанной стадии происходит бурное
развитие всех познавательных психических
процессов, продолжается формирование
личности, происходит приобретение
нового опыта адаптации в коллективе.

7.
Подростковый
возраст и начало юности

(от 13-14 до 17-18). На этом этапе ребенок все
больше включается в жизнь общества. В
это время происходит завершение
ориентации ребенка в зависимости от
пола на «мужскую» и «женскую» деятельность.
Ребенок начинает демонстрировать успехи
в каком-либо конкретном виде деятельности.

Происходит
дальнейшее развитие познавательных
психических процессов. В сфере формирования
личности происходит изменение интересов
ребенка, они становятся более
дифференцированными и стойкими. Ребенок
начинает ориентироваться на «взрослую»
жизнь. Так на формирование личности в
этот период оказывает процесс полового
созревания. Завершается половая
идентификация подростка. Происходит
изменение психологического облика
ребенка: в поведении мальчиков все более
заметны мужские черты, в поведении
девочек – женские поведенческие
стереотипы.

8.
Акмеологический
период развития

(18-60 лет).Этот период характеризуется
наиболее высоким уровнем развития
интеллектуальных, творческих и
профессиональных достижений.

В
акмеологическом периоде Б.Г. Ананьев
выделяет 2 фазы. 1. Охватывает юность,
молодость и начало среднего возраста.
Она характеризуется общим фронтальным
прогрессом функций. В частности, объем
и показатели переключаемости внимания
нарастают к 33 годам, а затем понижаются.
Аналогичные изменения происходят с
интеллектом. 2. Характеризуется
специализацией психических функций к
определенной деятельности. В этой фазе
продолжают развиваться актуальные для
человека функции, под которыми следует
понимать те психические функции, которые
являются наиболее значимыми для основного
вида деятельность конкретного человека.

9.
Геронтогенез
(от 60 до
…). В целом данный период характеризуется
угасанием физических и психических
функций. Снижается общая активность
организма. Отмечается снижение
возможностей психических функций,
особенно памяти, внимания, мышления.

Периодизация
психического развития
.

Существует
множество периодизаций психического
развития (греч. periodos — круговращение)
человека в онтогенезе. В разных моделях
оказываются задействованы разные
стадии, используемые для их выделения
критерии также различны.

В
учении Ст. Холла (1846–1924) онтогенез
психики рассматривается как процесс,
в целом повторяющий процесс исторического
развития, здесь выделяются стадии:
младенчество, детство, предподростковый
возраст и юность, которые соответствуют
эволюции общества: животная стадия,
дикость, начало цивилизации, эпоха
романтизма.

В
учении Ж. Пиаже (1896–1980) критерием
периодизации выступает развитие
интеллекта.

В
учении З. Фрейда — направленность
либидозной (сексуальной) энергии.

У
Э. Эриксона индивидуальное развитие
определяется динамикой решения
центральных задач возраста. Процесс
развития личности совершается от
рождения до смерти и проходит восемь
типичных стадий. На каждой стадии
решается своя задача развития, специфика
которой зависит и от ситуации, и от
возраста. В зависимости от ее решения
(или нерешения) возникают соответствующие
личностные новообразования. Это:

1.
Базисное доверие (недоверие).

2.
Автономия (чувство зависимости).

3.
Инициативность (чувство вины).

4.Производительная
предметная деятельность (чувство
неполноценности).

5.
Идентичность (диффузию идентичности).

6.
Интимность и солидарность (изоляция).

7.
Творчество (застой).

8.
Эго–интеграция (разочарование в жизни).

Сензитивные
периоды развития
.

Психическое
развитие в онтогенезе представляет
собой последовательный ряд переходов
от одной ступени развития к качественно
другой. Первостепенное значение при
этом имеет возрастная чувствительность
к окружающему. Неодинаковость возрастной
чувствительности в разные периоды
детства, временное повышение ее уровня
и изменение направленности приводят к
тому, что в годы созревания закономерно
наступают сензитивные периоды, когда
обнаруживаются благоприятные условия
для развития психики в тех или иных
направлениях, а затем эти возможности
постепенно или резко ослабевают. При
этом на одних возрастных этапах имеются
предпосылки развития чувствительности
к одним сторонам действительности, на
других — к другим.

Сензитивные
периоды развития

(лат. sensus – чувство, ощущение) — возрастные
интервалы индивидуального развития,
при прохождении которых внутренние
структуры наиболее чувствительны к
специфическим влияниям окружающего
мира. В развитии психических функций
подобные сензитивные периоды играют
очень важную роль. В частности, дети,
достигнув пятилетнего возраста,
становятся наиболее чувствительными
к восприятию фонематических конструкций,
в других же возрастах данная способность
существенно ниже. Учет сензитивных
периодов необходим, прежде всего, для
правильной организации учебных
мероприятий.

О
сензитивных периодах Л. С. Выготский
писал: «В этот период определенные
влияния оказывают чувствительное
воздействие на весь ход развития, вызывая
в нем те или другие глубокие изменения.
В другие периоды те же самые условия
могут оказаться нейтральными или даже
оказать обратное влияние на ход развития.
Сензитивные периоды совпадают вполне
с тем, что мы называли… оптимальными
сроками обучения»

В
культурно–исторической психологии
взрослый выступает не только как образец
для ребенка, но и как побудитель его
активности, что фиксируется в понятии
„возрастные кризисы“.

Возрастные
кризисы

(греч. krisis – решение, исход)— нормальный
(нормативный) переход в возрастном
развитии к новому качественно
специфическому этапу. Возрастные кризисы
обусловлены, прежде всего, разрушением
привычной социальной ситуации развития
и возникновением другой, которая более
соответствует новому уровню психологического
развития ребенка.

Л.
С. Выготский считал, что переломные,
критические периоды в жизни ребенка,
называемые им также «кризисами»,
обусловлены внутренней логикой самого
процесса развития. По Выготскому, в
критические периоды возникают такие
новообразования, которые не сохраняются
в последующем возрасте, но лишь участвуют
в развитии психики, приводящем в
стабильные возрастные периоды к более
устойчивым новообразованиям. Развитие
в каждом из таких возрастов часто
сопровождается более или менее острыми
конфликтами ребенка с окружающими.
Ребенок в это время становится более
трудно воспитуемым, чем в смежном
стабильном периоде. Более того, «всякий
ребенок в период кризиса снижает темп
продвижения сравнительно с темпом,
характерным для стабильных периодов».

Разница между людьми и животными

Ученые доказали, что люди произошли непосредственно от животных. Эволюция человека почти такая же, как и у животных. В этом смысле между людьми и животными есть несколько общих черт. Тем не менее, некоторые характеристики людей отделяют нас от остальных животных на этой планете.

Основные качества, которые делают человека утонченным животным, — это логика, оценка и язык.

Давайте рассмотрим ключевое различие между людьми и животными.

Ключевые отличия

Человеческий вид принадлежит к виду «Homo Sapiens».

Что касается животных, то речь идет о различных видах.

Люди обычно всеядны.

Животные, с другой стороны, являются травоядными или плотоядными, а иногда и теми и другими. Например, еноты всеядны.

У людей сложная нервная система. Мозг — его неотъемлемая часть.Размер человеческого мозга почти 1,2 кг, что больше, чем у любого среднего животного.

У большинства животных мозг меньше. Среди исключений, у афалин мозг больше, чем у людей. Это 1,6 кг. Интересно, что у медуз нет мозга.

Сила логического мышления и рациональности делают человека лучше других животных. Люди обладают способностью критически мыслить и действовать соответственно. Также они могут выражать наши эмоции (счастье, печаль, волнение и т. Д.).

Очень немногие животные способны выражать свои эмоции. Кроме того, они не такие, как у людей. Это одно из самых ярких различий между людьми и животными.

Хотя у людей есть пищеварительная система с однокамерным желудком, у некоторых животных есть пищеварительная система жвачных. Например, у овцы четырехкамерный желудок. Однако их пищеварение не так эффективно, как у людей.

Люди ходят прямо и на двух ногах. Поэтому их называют двуногими.

Большинство животных ходят на четырех ногах, и их называют четвероногими.Кроме того, у некоторых животных есть разные виды передвижения. Например, крокодилы ползают по суше.

Люди — единственный вид на Земле, способный обрабатывать естественный язык. Их голосовая система отличается от животных. Кроме того, они общаются посредством слов.

Большинство животных общаются друг с другом на базовом уровне. Однако некоторые птицы, такие как попугаи и другие животные, могут подражать людям и впоследствии говорить, как они. Примечательно, что они не так совершенны, как люди, и не понимают их.

Люди с их развитыми умственными способностями и любопытством могут обратить любую окружающую среду в свою пользу.

Животные отличаются от людей в том смысле, что они либо адаптируются к существующей среде, либо умирают. Кроме того, они потребляют только ради выживания.

Люди изобрели науку и создали несколько способов, чтобы жить на планете годами.

Некоторые виды животных могут исчезнуть, так как они зависят только от природы.

Самая большая разница между людьми и животными состоит в том, что людьми движут разум и логика.Они могут заниматься интеллектуальной деятельностью.

С другой стороны, животные полностью движимы инстинктами.

Указанные выше указатели являются фундаментальными отличиями животных от людей.

Сделай сам

  1. Нарисуйте таблицу, найдите разницу между мозгом человека и животного.

Вопросы с несколькими вариантами ответов

  1. ___________ имеет трубчатые ножки.

  1. Медуза

  2. Каракатица

  3. Морская звезда

  4. Раки

  1. Дождевые черви имеют __________ пары сердец.

  1. 1

  2. 2

  3. 3

  4. 4

  1. Что общего между киви, пингвином и страусом?

  1. Бегущая птица

  2. Нелетающая птица

  3. Перелетная птица

  4. Четырехпалая птица

  1. Левая системная дуга отсутствует в

  1. Рептилии

  2. Млекопитающие

  3. Птицы

  4. Млекопитающие и рептилии

  1. Кто не амфибия?

  1. Жаба

  2. Саламандра

  3. Черепаха

  4. Лягушка

Ответы MCQ: a, d, b, c, c.

Заполните пропуски:

____________ имеет пневматическую кость.

Ответ: голубь

Ответьте, если следующие утверждения верны или ложны:

  1. Божьи коровки — плотоядные животные.

  2. У кораллов нет мозга

  3. Пауки — травоядные

  4. Кит — млекопитающее

  5. Змеи могут слышать.

Ответы: правда, правда, ложь, правда, ложь.

Для получения дополнительной информации о различиях между людьми и животными вы можете воспользоваться подробными исследовательскими материалами на нашем веб-сайте.Кроме того, теперь вы также можете загрузить наше приложение Vedantu для более легкого доступа не только к соответствующему PDF-файлу, но и к интерактивным онлайн-сессиям.

.

Разница между животным и человеком

Ключевое отличие: Люди — это в основном животные, которые в различных контекстах отличаются от других животных. Одним из таких тщательно продуманных контекстов является интеллектуальная система, то есть люди имеют более развитый мозг (интеллектуальная система), чем животные.

Слово «животное» произошло от латинского слова animalis , что означает «имеющий дыхание». Они принадлежат царству Animalia. Биологически они включают в себя всех членов царства Animalia, включая таких разнообразных существ, как губки, медузы, насекомые и люди.Это многоклеточных, эукариотических организмов королевства Animalia или Metazoa . Животные — это живые организмы, которые питаются любым органическим веществом, обычно имеющим нервную систему, органы чувств и способность реагировать на раздражители. Их научное исследование известно как Ethology .

Животные: наземные, водные, воздушные и амфибии . Они в основном подразделяются на группы, такие как хищников, травоядных, всеядных и паразитов.Они включают различные категории, в которые входят микробы, насекомые, птицы, рептилии, рыбы и млекопитающие, включая людей. Они состоят из широкого спектра видов, включая различные классы, типы и типы.

У животных есть структуры тела, которые в конечном итоге закрепляются и развиваются в процессе метаморфоза. Они подвижны, что означает способность двигаться спонтанно и независимо. У них есть множество характеристик, которые отличают их от живых существ:

  • Эукариотические и многоклеточные клетки: это отделяет их от бактерий и большинства протистов.
  • Гетеротрофный по своей природе, переваривание пищи во внутренней камере и отсутствие жестких клеточных стенок: эти особенности отделяют их от растений и водорослей.
  • Структура животных также варьируется от тканевого типа губок ( Phylum Porifera ) и плакозоа до полностью созревших мышц и нервной системы человека. В их образование входят многие химические вещества, состоящие из гормонов, белков, генов, костей и т. Д., И они получают энергию из источника пищи.Пища обеспечивает их всеми основными и питательными компонентами, необходимыми для роста. Их тип питания зависит от их типа подгруппы. Они размножаются как половым, так и бесполым путем. Практически все животные проходят половую форму размножения. У них есть несколько специализированных репродуктивных клеток, которые подвергаются мейозу с образованием более мелких подвижных сперматозоидов или более крупных неподвижных яйцеклеток, которые затем сливаются с образованием зигот, которые развиваются в новую особь. Многие животные также размножаются бесполым путем.К ним относятся партеногенез, когда плодные яйца производятся без спаривания, бутонизации или фрагментации.

    В обычном использовании слова «человек» обычно относится к единственному существующему виду рода Homo (анатомически и поведенчески современный Homo sapiens). Этот термин также обозначает коллективную идентичность, часто применяемую для замены концепции

    .

    Фундаментальная разница между людьми и нечеловеческими животными

    Джонатан Маркс — биологический антрополог, который недавно написал эссе о глубоких различиях между людьми и обезьянами. Пол Нельсон и Энн Гогер уже прокомментировали его и его статьи (здесь и здесь). Эссе Маркса вызвало некоторые споры, но его точка зрения верна.

    Марок утверждений:

    Аргумент о том, что «мы обезьяны» — неверный эволюционный аргумент.В конце концов, выдающийся биолог-эволюционист Джордж Гейлорд Симпсон написал в своей классической статье 1949 года: «Не факт, что человек — обезьяна, дополнительные уловки или нет».

    Маркс принимает теорию общего предка и считает, что мы произошли от обезьян. Он указывает, что эволюционные отношения — это не то же самое, что идентичности. Происхождение от обезьяны не означает, что мы обезьяны. Таксономия — это не то же самое, что идентичность. Я согласен.

    Маркс говорит об этом так:

    Наука не больше говорит, что я обезьяна, потому что были мои предки, чем она говорит, что я раб, потому что мои предки были.Утверждение, что вы — ваши предки, артикулирует биополитический факт, а не биологический факт.

    Независимо от сильных и слабых сторон эволюционного аргумента о том, что люди произошли от обезьян, различия между людьми и обезьянами настолько глубоки, что делают представление, что люди являются обезьянами, бессмысленным.

    Важно понимать фундаментальную разницу между людьми и животными. Нечеловеческие животные, такие как обезьяны, обладают материальными умственными способностями.Под материалом я имею в виду силы, которые воплощаются в мозгу и полностью зависят от материи в своей работе. Эти способности включают в себя ощущение, восприятие, воображение (способность формировать мысленные образы), память (восприятия и образов) и аппетит. Нечеловеческие животные обладают умственной способностью воспринимать и реагировать на подробностей, , которые являются конкретными материальными объектами, такими как другие животные, еда, препятствия и хищники.

    Человеческие существа обладают умственными способностями, включая материальные умственные способности животных, но, кроме того, влекут за собой совершенно иной тип мышления.Люди мыслят абстрактно, а животные — нет. Человеческие существа обладают способностью созерцать универсалии , которые представляют собой концепции, не имеющие материального воплощения. Люди думают о математике, литературе, искусстве, языке, справедливости, милосердии и бесконечной библиотеке абстрактных понятий. Человек — это рациональных животных.

    Человеческий разум — это не просто высокоразвитый вид животного восприятия. Человеческая рациональность качественно отличается — онтологически отличается — от восприятия животных.Человеческий разум отличается, потому что он нематериален. Созерцание универсалий не может иметь материального воплощения , потому что сами универсалии нематериальны и не могут быть воплощены в материи.

    Здесь я подчеркиваю разницу между представлением и созданием экземпляра. Представление — это карта вещи. Реализация — это сама вещь. Универсалии могут быть представлены в материи — слова, которые я пишу в этом посте, представляют собой представления концепций, — но универсалии не могут быть воплощены в материи.Я не могу отобразить сами концепции на экране компьютера или на листе бумаги, и концепции не могут физически существовать в моем мозгу. Понятия, являющиеся универсалиями, несущественны.

    Нечеловеческие животные — чисто материальные существа. У них нет понятий. Они испытывают голод и боль. Они не задумываются о несправедливости страданий.

    Человек материален и нематериален — существо составное. У нас есть материальные тела, а наши восприятия, воображение и аппетиты — это материальные силы, воплощенные в нашем мозгу.Но наш интеллект — наша способность мыслить абстрактно — это совершенно нематериальная сила, а наша воля, действующая в соответствии с нашим интеллектом, — нематериальная сила. Наш интеллект и наша воля зависят от материи в выполнении их обычных функций, в том смысле, что они зависят от восприятия, воображения и памяти, но сами они не сделаны из материи. Мы отличаемся от обезьян в своей способности мыслить абстрактно. Это радикальное различие — неизмеримое качественное отличие , а не количественное.

    Мы больше отличаемся от обезьян, чем обезьяны от вирусов. Наше отличие — это метафизическая пропасть. Это очевидно и проявляется в нашей биологической природе. Мы разумные животные, и наша рациональность — это все, что нам нужно. Системы таксономии, которые подчеркивают физическое и генетическое сходство и игнорируют тот факт, что люди являются частично нематериальными существами, способными к абстрактному мышлению и созерцанию морального закона и вечности, прискорбно неадекватны для описания человека.

    Утверждение, что человек — обезьяна, опровергает самого себя.Мы не смогли бы выразить такую ​​идею, даже если бы мы были обезьянами, а не людьми.

    Изображение предоставлено: Джон Веттерли (первоначально опубликовано на Flickr как Суматранский орангутанг) [CC BY-SA 2.0], через Wikimedia Commons.

    .

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *