рациональность открытая и закрытая — это… Что такое рациональность открытая и закрытая?
РАЦИОНАЛЬНОСТЬ ОТКРЫТАЯ И ЗАКРЫТАЯ — два типа функционирования рационального сознания и действия, отличающиеся установками по отношению к своим основаниям и предпосылкам. В случае закрытой рациональности вектор усилий направлен на утверждение и реализацию программы рационального сознания или действия, заданной имеющимися исходными ориентирами. Открытая же рациональность предполагает установку на совершенствование и развитие исходных ориентиров и предпосылок рационального сознания и действия вплоть до отказа от них и выработки новой системы исходных координат. В случае рациональной деятельности принципы закрытой рациональности реализуются в целесообразной деятельности, где задача сводится к поиску наиболее адекватных средств реализации заданной цели. В ситуации целеполагания, т.е. выбора рационального способа деятельности, имеет место открытая рациональность.
В сфере рационального познания, прежде всего научно-познавательной деятельности, различие закрытой и открытой рациональности проявляется в установках по отношению к основаниям различных структур научного знания. Если мы выделяем некоторые предпосылки рационального познания, какой бы степени общности и широты охвата они ни были (это могут быть предпосылки научных картин мира, исходные основания фундаментальных или частных теоретических схем, исходные установки отдельных теорий или концепций, наконец частные гипотезы или утверждения), в принципе возможны две установки дальнейшей научно-познавательной деятельности на основе этих предпосылок. Одна из них направлена на деятельность внутри пространства, исходными координатами которого выступают заданные предпосылки. Познавательная деятельность такого рода может иметь своей задачей установление новых связей между элементами концептуальной системы, в основе которой лежат заданные предпосылки, ассимиляцию новой эмпирической информации в рамках указанной концептуальной системы, получение при ее помощи предвидений и т.п.
Охарактеризованную выше деятельность можно назвать «рационально-познавательной деятельностью в режиме закрытой рациональности». Открытая рациональность предполагает установку на выход за пределы фиксированной готовой системы исходных познавательных координат. Условием открытой рациональности является установка на критический рефлексивный анализ имеющихся исходных предпосылок рационального сознания, выявление границ их познавательной возможности и тем самым открытие новых перспектив рационально-познавательной деятельности. Можно сказать тем самым, что закрытая рациональность в познании ориентирована на применение имеющегося концептуального аппарата, тогда как открытая рациональность связана с направленностью познавательной деятельности на совершенствование и развитие концептуального аппарата.
Открытая рациональность — как в сфере науки, так и в сфере практики — предполагает перманентное развитие познавательных возможностей человека, горизонтов его постижения реальности. Эта напряженность творческих усилий сознания, направленного на неограниченное постижение человеком окружающего его мира и связанного с максимальной открытостью перед этим миром, напряженность, предполагающая критическую рефлексию по отношению к любым фиксированным «конечным» позициям мировосприятия, и составляет существо рационально-рефлексивной культуры на высоте ее возможностей. Определяющая установка, лежащая в основе идеи открытой рациональности в ее наиболее полном выражении и развитии, заключается, таким образом, в готовности к постоянному совершенствованию оснований мироориентации человека как свободного и ответственного субъекта, контролирующего и проблематизирующего свои позиции по отношению к объемлющему его миру, который всегда превышает возможности «конечного» его освоения.
Охарактеризованное выше понимание рациональности как открытой на высоте ее возможностей, открывает путь к преодолению весьма распространенных представлений о противопоставлении рациональности свободе и творчеству. При понимании рационального сознания как открытого, сочетание понятий рациональности и свободы становится своего рода «осознанной необходимостью» творческих актов расширения горизонтов мироотношения, его «прорыва» в новые слои бытия.
Подчеркивая значимость открытой рациональности, следует вместе с тем иметь в виду, что подобное подчеркивание никоим образом не следует истолковывать в духе принижения закрытой рациональности. Закрытая рациональность также носит продуктивный, в определенных ситуациях творческий характер, связанный с применением имеющихся концептуальных предпосылок в нестандартных ситуациях. Ее следует строго отличать от «догматической псевдорациональности». И в закрытой рациональности, и в догматической псевдорациональности деятельность осуществляется в рамках определенных парадигм. Принципиальное различие, однако, в том, каково отношение к основаниям этих парадигм. Догматизация происходит тогда, когда основания определенной рациональной позиции, исходные предпосылки ее парадигмы истолковываются как некие безальтернативные, бесспортные истины.
B.C. Швырёв
Лит.: Швырёв B.C. Рациональность как ценность культуры. М., 2003. С. 48—62.
Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация».
И.Т. Касавин.
2009.
Гипотеза — Википедия
Гипо́теза (др.-греч. ὑπόθεσις «предположение»[1] от ὑπό «снизу, под» + θέσις «тезис») — предположение[2] или догадка; утверждение, предполагающее доказательство, в отличие от аксиом, постулатов, не требующих доказательств. Гипотеза считается научной, если она удовлетворяет научному методу, то есть объясняет все факты, которые гипотеза призвана объяснить; не является логически противоречивой; принципиально проверяема, то есть потенциально может быть проверена критическим экспериментом; не противоречит ранее установленным фактам; приложимо к возможно более широкому кругу явлений.
Также она может определяться как форма развитий знаний, представляющая собою обоснованное предположение, выдвигаемое с целью выяснения свойств и причин исследуемых явлений[3].
Как правило, гипотеза высказывается на основе ряда подтверждающих её наблюдений (примеров), и поэтому выглядит правдоподобно. Гипотезу впоследствии или доказывают, превращая её в установленный факт (см. теорема, теория), или же опровергают (например, указывая контрпример), переводя в разряд ложных утверждений.
Недоказанная и неопровергнутая гипотеза называется открытой проблемой.
Это умозаключение, вывод о высокой вероятности чего-либо, построенный на основаниях (в виде ряда имеющихся наблюдений и перечня известных закономерностей).
Гипотеза в философии и других науках
Карл Поппер в философии науки[4] дополнил позитивистский принцип верифицируемости принципом фальсифицируемости. Естественнонаучная теория не может быть окончательно подтверждена опытом. Опыт может её только опровергнуть. Любое научное знание носит лишь относительный, гипотетический характер. Рост научного знания осуществляется благодаря выдвижению и опровержению (фальсификации) гипотез. Научными могут быть только проверяемые (потенциально опровергаемые) утверждения. Такие взгляды, вытекающие из марксистского постулата об относительности истины и любого знания, разделяют и современные российские философы[5].
Ученик Поппера Лакатос развил концепцию учителя. Отдельную (естественнонаучную) теорию, которая неизбежно опровергается, нельзя рассматривать как научную. Научной может быть только «исследовательская программа» — последовательность опровергаемых и сменяющих друг друга теорий-гипотез. Геоцентрическая механика Птолемея, гелиоцентрическая механика Галилея и Кеплера, классическая механика Ньютона и Галилея, релятивистская механика, квантовая механика, квантовая теория поля,…
Отличие Гипотезы от Теории
Часто можно встретить ситуации, когда люди случайно, по не знанию или намеренно путаются в терминах «теория» или «гипотеза». Так можно часто услышать фразу: «Это всего лишь теория…», которую относят к таким явлениям как «Глобальное потепление», «Эволюция» и другие. На самом деле существуют довольно точные критерии, которым могут отнести утверждение к одной или другой категории. Так в представленной ниже таблице показано отношение Ньютона к данным терминам[6]:
Теория | Гипотеза |
---|---|
Утверждение тогда и только тогда является теорией, когда оно удовлетворяет всем следующим критериям: | Утверждение тогда и только тогда является гипотезой, когда оно удовлетворяет одному или нескольким следующим критериям: |
Т1. Это утверждение точно является истиной, ибо оно было достоверно выведено из экспериментов. | Х1. Это утверждение в лучшем случае хотя бы высоко вероятно является правдой. |
Т2. Это утверждение экспериментально — то есть оно имеет экспериментально тестируемые последствия. | X2. Это догадка или предположение — это то, что не основано на экспериментальных свидетельствах. |
Т3. Это утверждение относится к измеримым и наблюдаемым свойствам вещи, а не к её «природе». | X3. Это утверждение имеет отношение к «природе» вещи, а не к наблюдаемым, измеряемым её свойствам. |
Ньютон считал свою «теорию универсальной гравитации» именно теорией, ибо она может быть подтверждена экспериментами. Но с другой стороны, объяснения, причины этого феномена он относил к гипотезам, ибо это уже относилось к объяснению природы явления гравитации, так как возможности для измерения или подтверждения любых утверждений о причинах возникновения гравитации экспериментально в те времена не существовало.[6] Другими словами гипотеза о природе гравитации пытается ответить на вопросы: «Почему гравитация есть?» и «Что является причиной гравитации?», а теория гравитации отвечает на вопросы: «Существует или нет гравитация?», «Насколько сильна гравитация?» «Как измерить гравитацию?».
Бритва Оккама для проверки гипотез
- Существуют принципы, например, Бритва Оккама, которые являются не аксиомами, а презумпциями, то есть они не запрещают более сложные объяснения явлений в принципе, а лишь рекомендуют порядок рассмотрения гипотез, который в большинстве случаев является наилучшим. Альберт Эйнштейн так сформулировал принцип бритвы Оккама: «Всё следует упрощать до тех пор, пока это возможно, но не более того». Переформулированный на языке теории информации, принцип бритвы Оккама гласит, что самым точным сообщением является сообщение минимальной длины. Есть и другие.
- Среди наиболее известных примеров применения этого принципа — ответ, который дал императору Наполеону создатель первой теории возникновения Солнечной системы математик и физик Лаплас. Наполеон спросил, почему слово «Бог», беспрерывно повторяемое Лагранжем, в его сочинении не встречается вовсе, на что Лаплас ответил: «Это потому, что я в этой гипотезе не нуждался»[7].
Значение термина «бритва»
В философии под термином «бритва» понимается инструмент, помогающий отбрасывать (сбривать) маловероятные, неправдоподобные объяснения (гипотезы). А так как инструментом для бритья является бритва, лезвие (razor), то и на инструмент установления истины было перенесено то же название.
Примеры других «бритв»: Принцип фальсифицируемости Поппера, бритва Хэнлона, бритва Хитченса.
Научная гипотеза
Логическое предположение, для того, чтобы считаться научной гипотезой, должно удовлетворять следующим критериям[8]:
- Объяснять все имеющиеся в предметной области гипотезы факты.
- Не должно иметь логических противоречий и противоречить фундаментальным положениям науки.
- Должно быть принципиально проверяемым.
- Не должно противоречить ранее установленным фактам, для объяснения которых оно не предназначено.
- Должно быть приложимо к возможно более широкому классу явлений.
См. также
Примечания
Ссылки
Открытые и закрытые системы
Открытые и закрытые системы.
Существует два основных типа систем: закрытые и открытые. Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей систему. Часы — знакомый пример закрытой системы. Взаимозависимые части часов двигаются непрерывно и очень точно, как только часы заведены или поставлена батарейка. И пока в часах имеется источник накопленной энергии, их система независима от окружающей среды.
Понятие закрытой системы порождено физическими науками. Здесь понимается, что система является самосдерживаемой. Закрытая система, как это становиться по названию — отграничена от окружающего мира. Взаимодействие происходит только внутри системы между ее структурными компонентами. Ее главная характеристика в том, что она существенно игнорирует эффект внешнего воздействия. Совершенной системой закрытого типа была бы та, которая не принимает энергии от внешних источников и не дает энергию своему внешнему окружению. Закрытая организационная система имеет малую применяемость. Степень разграничения открытой или закрытой систем меняется в рамках систем. Открытая система может стать более закрытой, если контакты с окружением уменьшаются со временем. В принципе возможна и обратная ситуация.
Закрытые системы в чистом виде игнорируют любые внешние эффекты и в идеале не должны ничего получать и ничего отдавать. Для большинства организаций такое существование невозможно. Открытая система зависит от энергии, информации, материалов, которые поступают из внешней среды.
Основная черта действующих систем в том, что происходит изменение. Как внутри системы, так и между системами происходит перераспределение энергии, информации и ресурсов. Данные операции обмена в теории систем называются Флуктуации (колебания). Как вода течет туда, где ниже, так и все обмены происходят на основе трех принципов:
· При обыкновенных условиях перераспределение ресурсов происходит из мест с большей плотностью в места с меньшей плотностью.
· Производимые изменения зависят не только от количества перемешенных ресурсов, но и от разности градиентов между местами откуда и куда перемещают, и от скорости перемещения.
· Движение в обратном направлении определенного ресурса (оттуда, где меньше, туда, где больше) возможно, если в более глобальном масштабе происходит выравнивание градиентов.
Результатом всех перераспределений между элементами закрытой системы через определенный промежуток времени будет равномерное и однородное состояние. Наступает гибель системы.
Закрытость и открытость систем бывает разной степени выраженности. Абсолютно закрытая и абсолютно открытая системы — это достаточно абстрактные понятия. Даже в сложнейших научных экспериментах и при особых природных обстоятельствах (глубоко в космосе, в центре звезды) достижение абсолютно открытого или закрытого состояния невозможно.
Возможны как бы промежуточные состояния: мнимо открытая и мнимо закрытая система. Мнимость проявляется в том, что обладая внешними признаками одного типа, на самом деле система относиться к другому типу. Организация, исповедующая принципы — мы сами себе все сделаем, осуществляет взаимодействие с окружающим миром. А СССР, сообщавший всем, какой он открытый, в действительности был гораздо более закрытым. И как и следовало ожидать — развалился.
Закрытая система более стабильна, так как не подвержена изменениям при взаимодействии с окружением.
Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой. Энергия, информация, материалы — это объекты обмена с внешней средой через проницаемые границы системы. Такая система не является самообеспечивающейся, она зависит от энергии, информации и материалов, поступающих извне. Кроме того, открытая система имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде и должна делать это для того, чтобы продолжить свое функционирование.
Для закрытых характерна детерминированность и линейность развития. Открытые системы предполагают обмен веществом, энергией, информацией с внешним миром в любой точке, а также стохастический характер процессов, подчас выводящий случайность на определяющие позицию. Управление такими системами предполагает выработку оптимального варианта на основании проработки множества вариантов принятия управленческих решений.
Свойства открытых систем
Наличие цикла событий.
Обратная связь. Под обратной связью понимается информация, которая генерируется, собирается, используется открытой системой для мониторинга, оценки, контроля и коррекции собственной деятельности. Обратная связь позволяет организации получать информацию о возможных или реальных отклонениях от намеченной цели и вовремя вносить изменения в процесс её развития. Отсутствие обратной связи ведёт к патологии, кризису и краху организации. Люди в организации, занимающиеся сбором и анализом информации, интерпретирующие её, систематизирующие потоки информации, обладают колоссальной властью.
Открытым организационным системам присущ динамический гомеостаз. Все живые организмы проявляют тенденцию к внутреннему равновесию и балансу. Процесс поддержания самой организацией сбалансированного состояния и называется динамическим гомеостазом.
Открытые организационные системы характеризуютсядифференциацией
Эквифинальность. Открытые организационные системы способны, в отличие от закрытых систем, достигать поставленных целей различными путями, двигаясь к этим целям с различных стартовых условий. Нет и быть не может единого и наилучшего метода достижения цели. Цель всегда может быть достигнута разными способами, и двигаться к ней можно с разными скоростями.
Свойства закрытых систем
· Устойчивость. Устойчивость работы системы может быть нарушена при необоснованном усложнении или упрощении организационной структуры. Опыт управления показывает, что для повышения устойчивости работы, как правило, приходится устранять излишние звенья или подсистемы управления и значительно реже — добавлять новые. На устойчивость работы организации влияют внешние факторы (например, инфляция, спрос, взаимоотношения с партнерами и государством). Для повышения устойчивости работы необходимо быстро перестраивать коммуникации организации в соответствии с новыми целями и задачами.
· Адаптивность. Под адаптивностью понимается способность организации приспосабливаться к новым внешним условиям, возможности саморегулирования и восстановления устойчивой деятельности. Адаптивные организации часто имеют органическую структуру, когда каждый субъект управления (подразделение, рабочая группа, работник) имеет возможность взаимодействовать с каждым.
· Централизованность. Речь идет о свойстве системы быть руководимой из какого-то единого центра, когда все части организации руководствуются командами из центра и пользуются заранее определенными правами. Живые организмы, например, функционируют под руководством центральной нервной системы. В коллективе централизованность осуществляет руководитель, лидер, менеджер; на предприятиях — администрация, аппарат управления; в стране — государственный аппарат. При высокой сложности системы или невозможности единого руководства из центра последний передает часть властных полномочий автономиям, происходит децентрализация управления.
· Обособленность. Обособленность означает стремление системы к автономности, изолированности и проявляется при решении вопросов распределения ресурсов и властных полномочий частей большой организации, конгломератных объединений, централизации и децентрализации управления. Способствуют обособлению и противоречия целей и интересов, процесс распределения прибылей между частями целого. Часто наблюдаются процессы обособления персонала в неформальные группы на основе личных связей, симпатий, общих взглядов и черт характера, близкого уровня образования, этнической принадлежности, возраста, должностного положения и т.д. Процессы обособления частей системы являются малоизученными и представляют интерес для исследователей.
· Совместимость. Под совместимостью понимается взаимоприспособляемость и взаимоадаптивность частей системы. На уровне государства как крупной системы возникают проблемы совместимости национальной экономики с экономиками регионов, отраслей. В России, например регионы-доноры, имеющие в своем распоряжении больший объем природных ресурсов или высокоэффективные производства, вынуждены отдавать в центр большую часть прибылей (в форме налоговых отчислений), которые впоследствии направляются на нужды дотационных регионов Севера, Сибири, Дальнего Востока, что приводит к возникновению центробежных тенденций, дезинтеграции, различным противоречиям и конфликтам. На уровне предприятий нередко возникают противоречия интересов организации и потребностей ее подразделений. К примеру, руководство компании может принять решение о направлении большей части прибыли, зарабатываемой одним подразделением, на развитие другого, в данный момент убыточного.
· Свойство «обратных связей». Фундаментальное свойство больших систем — установление обратных связей, сущность которых заключается в том, что информация (ресурсы, энергия) с выхода системы (или входящих в нее подсистем) поступает на вход этой системы (или подсистем, в нее входящих). Для производственной системы принцип обратных связей работает следующим образом. Выходная информация, например показатели хозяйственной деятельности, под действием различных обстоятельств постоянно варьируются во времени, менеджмент постоянно проводит их анализ и сравнение с поставленными целями (вход системы). По результатам сравнения принимаются управленческие решения, корректирующие работу системы (в случае необходимости), что обеспечивает адаптивность системы (приспособление ее к новым условиям работы) и оперативность (гибкость) ее управления. Обратные связи нередко играют и негативные системные роли. Например, в подсистеме «персонал» размер вознаграждения влияет на трудовые усилия и полученные работниками результаты. Если вознаграждение за труд несоизмеримо с усилиями, система начинает саморазрушаться, снижаются стимулы к выполнению рабочих заданий и результаты труда (объем продукции, ее качество) также снижаются.
· Синергичность — однонаправленность (или целенаправленность) действий компонентов усиливает эффективность функционирования системы. Приоритет интересов системы более широкого (глобального) уровня перед интересами её компонентов.
· Целостность — первичность целого по отношению к частям; появление у системы новой функции, нового качества, органично вытекающих из составляющих ее элементов, но не присущих ни одному из них, взятому изолированно.
· Структурность — возможна декомпозиция системы на компоненты, установление связей между ними.
· Иерархичность — каждый компонент системы может рассматриваться как система (подсистема) более широкой глобальной системы.
Руководители в основном занимаются системами открытыми, потому что все организации являются открытыми системами. Выживание любой организации зависит от внешнего мира. Подходы, развиваемые ранними школами в управлении, не могли удовлетворить всем ситуациям, поскольку в них предполагалось, по крайней мере неявно, что организации являются закрытыми системами. Они активно не рассматривали среду в качестве важной переменной в управлении.
Крупные составляющие сложных систем, таких как организации, человек или машина, зачастую сами являются системами. Эти части называются подсистемами. Понятие подсистемы это важное понятие в управлении. Посредством подразделения организации на отделы, о котором говорится е последующих главах, руководством намеренно создаются подсистемы внутри организации. Системы, такие как отделы, управления и различные уровни управления, — каждый из этих элементов играет важную роль в организации в целом, точно так же как подсистемы вашего тела, такие как кровообращение, пищеварение, нервная система и скелет. Социальные и технические составляющие организации считаются подсистемами.
Подсистемы могут, в свою очередь, состоять из более мелких подсистем. Поскольку все они взаимозазисимы, неправильное функционирование даже самой маленькой подсистемы может повлиять на систему в целом. Работа каждого отдела и каждого работника в организации очень важна для успеха организации в целом.
Понимание того, что организации представляют собой сложные открытые системы, состоящие из нескольких взаимозависимых подсистем, помогает объяснить, почему каждая из школ в управлении оказалась практически приемлемой лишь в ограниченных пределах. Каждая школа стремилась сосредоточить внимание на какой-то одной подсистеме организации. Бихевиористская школа в основном занималась социальной подсистемой. Школы научного управления и науки управления -главным образом, техническими подсистемами. Следовательно, они зачастую не могли правильно определить все основные компоненты организации. Ни одна из школ серьезно не задумывалась над воздействием среды на организацию. Более поздние исследования показывают, что это очень важный аспект работы организации. Сейчас широко распространена точка зрения, что внешние силы могут быть основными детерминантами успеха организации, которые предопределяют — какое из средств арсенала управления может оказаться подходящим и, вероятнее всего, успешным.
Сущность закрытой системы организации
Для организации свойственен циклический характер функционирования. Выходная продукция системы обеспечивает средства для нового инвестирования, что позволяет повторять цикл. Доходы, полученные заказчиками промышленных организаций, должны быть достаточно адекватными для оплаты кредитов, труда рабочих и погашения займов, если цикличность устойчива и обеспечивает жизнеспособность организации.
Следует подчеркнуть и то, что организационные системы предрасположены к сокращению или распадению на части. Поскольку закрытая система не получает энергию и новые вложения из своего внешнего окружения, она может со временем сокращаться. В отличие от нее открытая система характеризуется негативной энтропией, т.е. она может реконструировать саму себя, поддержать свою структуру, избежать ликвидации и даже вырасти, потому что имеет возможность получать энергию извне в большей мере, чем отдает наружу.
Закрытыми системами организации традиционно являются решения отдельных производителей. Такие решения фокусируются на продукции одного конкретного производителя и часто приводят к дорогостоящему техническому обслуживанию и сервисным услугам, а также к ограниченным возможностям при расширении системы. При использовании закрытых систем ограничена совместимость с системами и устройствами других производителей. Всё это приводит к возникновению, так сказать, «островов автоматизации». Зачастую такие системы имеют встроенные шлюзы фирмы-производителя, которые переводят информацию или фильтруют её и, таким образом, поддерживают решения, реализуемые с устройствами данной фирмы. Клиент оказывается связанным с оборудованием и продуктами одной конкретной фирмы на весь срок службы системы.
Закрытые системы характеризуются главным образом внутренними связями и создаются людьми или компаниями для удовлетворения потребностей и интересов преимущественно своего персонала, компании или учредителей. Например, профсоюзы, политические партии, масонские общества.
Сравнение закрытых и открытых систем организации
Открытые системы организации имеют опубликованный промышленный стандарт и этот стандарт принят ведущими производителями. В закрытой системе организации стандарт продвигается одной определённой фирмой и принят лишь ограниченным количеством производителей.
В открытых системах организации работают устройства различных производителей, а в закрытых системах могут быть объединены продукты лишь одного производителя или ограниченного числа производителей.
В открытых системах организации нет необходимости в услугах инженера для обеспечения коммуникации. Обычно применяется технология маршрутизации. В закрытых системах необходимы комплексные инженерные работы для обеспечения коммуникации. Обычно используются проприетарные шлюзы.
В открытых системах организации над одним проектам работают несколько интеграторов и используют несколько типов графических пользовательских интерфейсов на одну систему. В закрытых системах над проектом работает только один интегратор и используется один единственный графический пользовательский интерфейс на одну систему.
В открытых системах организации различные источники для конкурирующих совместимых продуктов. В закрытых системах один единственный источник или ограниченное количество источников продуктов.
Техобслуживание системы в закрытых системах организации проводится только одной определённой сервисной службой, а в открытых различными сервисными службами.
У закрытых систем организации в распоряжении лишь один инструмент или ограниченное количество инструментов, которые предназначены для устройств только одного производителя, у открытых система сетевого менеджмента для электроинсталляций различных производителей.
Архитектура сети у закрытых систем организации логическая многоярусная, у открытых- логическая плоская.
В открытых системах организации возможность расширения с помощью «прозрачных» маршрутизаторов. ограниченные возможности расширения, отсутствует маршрутизация.
В закрытых системах организации объёмное использование шлюзов как к установленным ранее, так и к новым системам. В открытых системах нет необходимости в шлюзах за исключением шлюзов к ранее установленным системам.
В закрытых системах организации допускаются решения только одного единственного производителя, а открытых системах допускаются решения независимых системных интеграторов.
Литература
1. Б.З. Мильнер «Теория организации»
2. М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури «Основы менеджмента»
3. http://h2ppy.narod.ru/50.htm
4. http://www.bestreferat.ru/
Самые странные и необычные концепции, объясняющие устройство Вселенной
Помимо классических космологических моделей общая теория относительности позволяет создавать и очень, очень, очень экзотические воображаемые миры.
Существует несколько классических космологических моделей, построенных с помощью ОТО, дополненной однородностью и изотропностью пространства (см. «ПМ» № 6’2012). Замкнутая вселенная Эйнштейна имеет постоянную положительную кривизну пространства, которая приобретает статичность благодаря введению в уравнения ОТО так называемого космологического параметра, действующего как антигравитационное поле. В расширяющейся с ускорением вселенной де Ситтера с неискривленным пространством нет обычной материи, но она тоже заполнена антигравитирующим полем. Существуют также закрытая и открытая вселенные Александра Фридмана; пограничный мир Эйнштейна — де Ситтера, который с течением времени постепенно снижает скорость расширения до нуля, и наконец, растущая из сверхкомпактного начального состояния вселенная Леметра, прародительница космологии Большого взрыва. Все они, и особенно леметровская модель, стали предшественницами современной стандартной модели нашей Вселенной.
Пространство вселенной в различных моделях имеет различную кривизну, которая может быть отрицательной (гиперболическое пространство), нулевой (плоское Евклидово пространство, соответствует нашей Вселенной) или положительной (эллиптическое пространство). Первые две модели — открытые вселенные, расширяющиеся бесконечно, последняя — закрытая, которая рано или поздно сколлапсирует. На иллюстрации сверху вниз показаны двумерные аналоги такого пространства.
Есть, однако, и другие вселенные, тоже порожденные весьма креативным, как сейчас принято говорить, использованием уравнений ОТО. Они куда меньше соответствуют (или не соответствуют вовсе) результатам астрономических и астрофизических наблюдений, но нередко весьма красивы, а подчас и элегантно парадоксальны. Правда, математики и астрономы напридумывали их в таких количествах, что нам придется ограничиться лишь несколькими самыми интересными примерами воображаемых миров.
От струны к блину
После появления (в 1917 году) основополагающих работ Эйнштейна и де Ситтера многие ученые стали пользоваться уравнениями ОТО для создания космологических моделей. Одним из первых это сделал нью-йоркский математик Эдвард Казнер, опубликовавший свое решение в 1921 году.
Его вселенная очень необычна. В ней нет не только гравитирующей материи, но и антигравитирующего поля (другими словами, отсутствует эйнштейновский космологический параметр). Казалось бы, в этом идеально пустом мире вообще ничего не может происходить. Однако Казнер допустил, что его гипотетическая вселенная неодинаково эволюционирует в разных направлениях. Она расширяется вдоль двух координатных осей, но сужается вдоль третьей оси. Посему это пространство очевидным образом анизотропно и по геометрическим очертаниям похоже на эллипсоид. Поскольку такой эллипсоид растягивается в двух направлениях и стягивается вдоль третьего, он постепенно превращается в плоский блин. При этом казнеровская вселенная отнюдь не худеет, ее объем увеличивается пропорционально возрасту. В начальный момент этот возраст равен нулю — и, следовательно, объем тоже нулевой. Однако вселенные Казнера рождаются не из точечной сингулярности, как мир Леметра, а из чего-то вроде бесконечно тонкой спицы — ее начальный радиус равен бесконечности вдоль одной оси и нулю вдоль двух других.
Почему мы гуглим
Эдвард Казнер был блестящим популяризатором науки — его книгу «Математика и воображение», написанную в соавторстве с Джеймсом Ньюманом, переиздают и читают и поныне. В одной из глав, появляется число 10100. Девятилетний племянник Казнера придумал этому числу название — гугол (Googol), а уж вовсе невообразимо исполинское число 10Googol — окрестил термином гуголпекс (Googolplex). Когда стэнфордские аспиранты Ларри Пейдж и Сергей Брин пытались найти имя своему поисковику, их приятель Шон Андерсон порекомендовал всеобъемлющий Googolplex. Однако Пейджу больше понравился более скромный Googol, и Андерсон немедленно взялся проверять, можно ли использовать его в качестве интернетного домена. В спешке он сделал опечатку, и отправил запрос не на Googol.com, а на Google.com. Это имя оказалось свободным и настолько понравилось Брину, что они с Пейджем тут же зарегистрировали его 15 сентября 1997 года. Случись по‑иному, мы бы не гуглили!
В чем секрет эволюции этого пустого мира? Поскольку его пространство по‑разному «сдвигается» вдоль разных направлений, возникают гравитационные приливные силы, которые и определяют его динамику. Казалось бы, от них можно избавиться, если уравнять скорости расширения по всем трем осям и тем самым ликвидировать анизотропность, однако математика подобной вольности не допускает. Правда, можно положить две из трех скоростей равными нулю (иначе говоря, зафиксировать размеры вселенной по двум координатным осям). В этом случае казнеровский мир будет расти лишь в одном направлении, причем строго пропорционально времени (это легко понять, поскольку именно так обязан увеличиваться его объем), но это и все, чего мы можем добиться.
Вселенная Казнера может оставаться сама собой только при условии полной пустоты. Если в нее добавить немного материи, она постепенно станет эволюционировать подобно изотропной вселенной Эйнштейна — де Ситтера. Точно так же при добавлении в ее уравнения ненулевого эйнштейновского параметра она (с материей или без нее) асимптотически выйдет на режим экспоненциального изотропного расширения и превратится во вселенную де Ситтера. Однако такие «добавки» реально изменяют только эволюцию уже возникшей вселенной. В момент ее рождения они практически не играют роли, и вселенная эволюционирует по одному и тому же сценарию.
Хотя казнеровский мир динамически анизотропен, его кривизна в любой момент времени одинакова по всем координатным осям. Однако уравнения ОТО допускают существование вселенных, которые не только эволюционируют с анизотропными скоростями, но и обладают анизотропной кривизной. Такие модели в начале 1950-х годов построил американский математик Абрахам Тауб. Его пространства могут в одних направлениях вести себя как открытые вселенные, а в других — как замкнутые. Более того, с течением времени они могут поменять знак с плюса на минус и с минуса на плюс. Их пространство не только пульсирует, но и буквально выворачивается наизнанку. Физически эти процессы можно связать с гравитационными волнами, которые столь сильно деформируют пространство, что локально изменяют его геометрию от сферической к седловидной и наоборот. В общем, странные миры, хотя и математически возможные.
В отличие от нашей Вселенной, которая расширяется изотропно (то есть с одинаковой скоростью независимо от выбранного направления), вселенная Казнера одновременно и расширяется (по двум осям), и сжимается (по третьей).
Колебания миров
Вскоре после публикации работы Казнера появились статьи Александра Фридмана, первая — в 1922 году, вторая — в 1924-м. В этих работах были представлены удивительно элегантные решения уравнений ОТО, оказавшие чрезвычайно конструктивное воздействие на развитие космологии. В основе концепции Фридмана лежит предположение, что в среднем материя распределена по космическому пространству максимально симметрично, то есть полностью однородно и изотропно. Это означает, что геометрия пространства в каждый момент единого космического времени одинакова во всех его точках и по всем направлениям (строго говоря, такое время еще надо правильным образом определить, но в данном случае эта задача разрешима). Отсюда следует, что скорость расширения (или сжатия) вселенной в любой заданный момент опять-таки не зависит от направления. Фридмановские вселенные поэтому совершенно непохожи на модель Казнера.
В первой статье Фридман построил модель закрытой вселенной с постоянной положительной кривизной пространства. Этот мир возникает из начального точечного состояния с бесконечной плотностью материи, расширяется до некоторого максимального радиуса (и, следовательно, максимального объема), после чего снова схлопывается в такую же особую точку (на математическом языке — сингулярность).
Однако Фридман на этом не остановился. По его мнению, найденное космологическое решение отнюдь не обязательно ограничивать промежутком между начальной и конечной сингулярностью, его можно продолжить во времени как вперед, так и назад. В результате получается бесконечная гроздь нанизанных на временную ось вселенных, которые граничат друг с другом в точках сингулярности. На языке физики это означает, что закрытая вселенная Фридмана может бесконечно осциллировать, погибая после каждого сжатия и возрождаясь к новой жизни в последующем расширении. Это строго периодический процесс, поскольку все осцилляции продолжаются одинаково долго. Поэтому каждый цикл существования вселенной — точная копия всех прочих циклов.
Вот как прокомментировал эту модель Фридман в своей книге «Мир как пространство и время»: «Возможны, далее, случаи, когда радиус кривизны меняется периодически: вселенная сжимается в точку (в ничто), затем снова из точки доводит радиус свой до некоторого значения, далее опять, уменьшая радиус своей кривизны, обращается в точку и т. д. Невольно вспоминается сказание индусской мифологии о периодах жизни; является возможность также говорить о «сотворении мира из ничего», но все это пока должно рассматриваться как курьезные факты, не могущие быть солидно подтвержденными недостаточным астрономическим экспериментальным материалом».
Так необычно выглядит график потенциала вселенной Mixmaster — потенциальная яма имеет высокие стенки, между которыми расположены три «долины». Внизу — эквипотенциальные кривые такой «вселенной в миксере».
Через несколько лет после публикации статей Фридмана его модели обрели известность и признание. Идеей осциллирующей вселенной серьезно заинтересовался Эйнштейн, да и не он один. В 1932 году за нее взялся Ричард Толман, профессор математической физики и физической химии Калтеха. Он не был ни чистым математиком, как Фридман, ни астрономом и астрофизиком, как де Ситтер, Леметр и Эддингтон. Толман был признанным специалистом по статистической физике и термодинамике, которую он впервые объединил с космологией.
Результаты оказались очень нетривиальными. Толман пришел к выводу, что общая энтропия космоса от цикла к циклу должна возрастать. Накопление энтропии приводит к тому, что все большая часть энергии вселенной концентрируется в электромагнитном излучении, которое от цикла к циклу все сильнее и сильнее влияет на ее динамику. Из-за этого протяженность циклов увеличивается, каждый следующий становится дольше предыдущего. Осцилляции сохраняются, но перестают быть периодическими. К тому же в каждом новом цикле радиус толмановской вселенной возрастает. Следовательно, в стадии максимального расширения она имеет наименьшую кривизну, а ее геометрия все больше и больше и на все более и более длительное время приближается к евклидовой.
Ричард Толман при конструировании свой модели упустил одну интересную возможность, на которую в 1995 году обратили внимание Джон Барроу и Мариуш Домбровский. Они показали, что колебательный режим вселенной Толмана необратимо разрушается при введении антигравитационного космологического параметра. В этом случае толмановская вселенная на одном из циклов уже не стягивается в сингулярность, а расширяется с растущим ускорением и превращается во вселенную де Ситтера, что в аналогичной ситуации также делает и вселенная Казнера. Антигравитация, как и усердие, превозмогает все!
Умножение сущностей
«Естественная задача космологии заключается в том, чтобы как можно лучше понять возникновение, историю и устройство нашей собственной Вселенной, — объясняет «Популярной механике» профессором математики Кембриджского университета Джон Барроу. — В то же время ОТО даже без заимствований из других разделов физики позволяет рассчитать почти неограниченное количество самых разных космологических моделей. Конечно, выбор их производится на основе астрономических и астрофизических данных, с помощью которых можно не только протестировать различные модели на соответствие реальности, но и решить, какие из их компонентов можно объединить для наиболее адекватного описания нашего мира. Именно так возникла нынешняя стандартная модель Вселенной. Так что даже только по этой причине исторически сложившееся разнообразие космологических моделей оказалось очень полезным.
Но дело не только в этом. Многие модели были созданы, когда астрономы еще не накопили того богатства данных, которым располагают сегодня. Например, подлинная степень изотропии Вселенной была установлена благодаря космической аппаратуре лишь в течение пары последних десятилетий. Понятно, что в прошлом у модельеров Космоса было много меньше эмпирических ограничений. Кроме того, не исключено, что даже экзотические по нынешним меркам модели в будущем пригодятся для описания тех частей Вселенной, которые пока еще недоступны для наблюдения. И, наконец, изобретение космологических моделей может просто подтолкнуть стремление отыскать неизвестные решения уравнений ОТО, а это тоже мощный стимул. В общем, изобилие таких моделей вполне объяснимо и оправдано.
Точно так же оправдан и недавно состоявшийся союз космологии и физики элементарных частиц. Его представители рассматривают самую раннюю стадию жизни Вселенной как естественную лабораторию, идеально пригодную для изучения основных симметрий нашего мира, определяющих законы фундаментальных взаимодействий. Этот союз уже положил начало целому вееру принципиального новых и очень глубоких космологических моделей. Нет сомнения, что и в будущем он принесет не менее плодотворные результаты».
Вселенная в Миксере
В 1967 году американские астрофизики Дэвид Уилкинсон и Брюс Партридж обнаружили, что открытое тремя годами ранее реликтовое микроволновое излучение с любого направления приходит на Землю практически с одинаковой температурой. С помощью высокочувствительного радиометра, изобретенного их соотечественником Робертом Дике, они показали, что колебания температуры реликтовых фотонов не превышают десятой доли процента (по современным данным они гораздо меньше). Поскольку это излучение возникло ранее 4 00 000 лет после Большого взрыва, результаты Уилкинсона и Партриджа давали основание считать, что если даже наша Вселенная и не была почти идеально изотропна в момент рождения, то она обрела это свойство без большой задержки.
Данная гипотеза составила немалую проблему для космологии. В первые космологические модели изотропность пространства закладывали с самого начала просто как математическое допущение. Однако еще в середине прошлого века стало известно, что уравнения ОТО позволяют построить множество неизотропных вселенных. В контексте этих результатов практически идеальная изотропность реликтового излучения потребовала объяснения.
Такое объяснение появилось лишь в начале 1980-х годов и оказалось совершенно неожиданным. Оно было построено на принципиально новой теоретической концепции сверхбыстрого (как обычно говорят, инфляционного) расширения Вселенной в первые мгновения ее существования (см. «ПМ» № 7’2012). Во второй половине 1960-х годов наука до столь революционных идей просто не дозрела. Но, как известно, за неимением гербовой бумаги пишут на простой.
Крупный американский космолог Чарльз Мизнер сразу после публикации статьи Уилкинсона и Партриджа попробовал объяснить изотропию микроволнового излучения с помощью вполне традиционных средств. Согласно его гипотезе, неоднородности ранней Вселенной постепенно исчезли из-за взаимного «трения» ее частей, обусловленного обменом нейтринными и световыми потоками (в своей первой публикации Мизнер назвал этот предполагаемый эффект нейтринной вязкостью). По его мысли, такая вязкость способна быстро сгладить изначальный хаос и сделать Вселенную почти идеально однородной и изотропной.
Исследовательская программа Мизнера выглядела красиво, но практических результатов не принесла. Главная причина ее неудачи опять-таки была выявлена с помощью анализа микроволнового излучения. Любые процессы с участием трения генерируют тепло, это элементарное следствие законов термодинамики. Если бы первичные неоднородности Вселенной были сглажены благодаря нейтринной или какой-то иной вязкости, плотность энергии реликтового излучения значительно отличалась бы от наблюдаемой величины.
Как показали в конце 1970-х годов американский астрофизик Ричард Матцнер и его уже упоминавшийся английский коллега Джон Барроу, вязкие процессы могут устранить лишь самые мелкие космологические неоднородности. Для полного «разглаживания» Вселенной требовались другие механизмы, и они были найдены в рамках инфляционной теории.
Но все же Мизнер получил немало интересных результатов. В частности, в 1969 году он опубликовал новую космологическую модель, имя которой позаимствовал… у кухонного электроприбора, домашнего миксера производства компании Sunbeam Products! Mixmaster Universe все время бьется в сильнейших конвульсиях, которые, по мысли Мизнера, заставляют циркулировать свет по замкнутым путям, перемешивая и гомогенизируя ее содержимое. Однако позднейший анализ этой модели показал, что, хотя фотоны в мизнеровском мире и в самом деле совершают длительные путешествия, их смешивающее действие весьма незначительно.
Тем не менее Mixmaster Universe очень интересна. Подобно замкнутой вселенной Фридмана, она возникает из нулевого объема, расширяется до определенного максимума и вновь стягивается под действием собственного тяготения. Но эта эволюция не гладкая, как у Фридмана, а абсолютно хаотическая и посему совершенно непредсказуемая в деталях. В молодости эта вселенная интенсивно осциллирует, расширяясь по двум направлениям и сокращаясь по третьему — как у Казнера. Однако ориентации расширений и сжатий не постоянны — они хаотически меняются местами. Более того, частота осцилляций зависит от времени и по приближении к начальному мгновению стремится к бесконечности. Такая вселенная претерпевает хаотические деформации, подобно дрожащему на блюдечке желе. Эти деформации опять-таки можно интерпретировать как проявление движущихся в различных направлениях гравитационных волн, гораздо более буйных, чем в модели Казнера.
Mixmaster Universe вошла в историю космологии как самая сложная из воображаемых вселенных, созданных на базе «чистой» ОТО. С начала 1980-х годов наиболее интересные концепции подобного рода стали использовать идеи и математический аппарат квантовой теории поля и теории элементарных частиц, а затем, без большой задержки, и теории суперструн.
Статья «Экзотические вселенные» опубликована в журнале «Популярная механика»
(№12, Декабрь 2012).
Гипотеза — Студопедия
Гипотеза– это научное предположение, вытекающее из теории, которое еще не подтверждено и не опровергнуто.
Виды гипотез:
Теоретические – входят в состав теорий в качестве основных частей; выдвигаются для устранения внутренних противоречий в теории либо для преодоления рассогласований теории и экспериментальных результатов и является инструментом совершенствования теоретические знания.
Эмпирические – предположения, выдвигаемые для решения проблемы методом экспериментального исследования. Это экспериментальные гипотезы, которые не обязательно должны основываться на теории.
Типы гипотез по происхождению:
1 тип – теоретически обоснованные гипотезы – основываются на теории или модели реальности и представляют собой прогнозы, следствия этих теорий или моделей.
2 тип – научные экспериментальные гипотезы, выдвигаемые для подтверждения или опровержения тех или иных теорий, законов, ранее обнаруженных закономерностей или причинных связей между явлениями.
3 тип – эмпирические гипотезы – гипотезы, которые выдвигаются безотносительно какой-либо теории, модели, т.е. формулируются для данного случая.
Основная особенность любых экспериментальных гипотез состоит в том, что они операционализируемы (сформулированы в терминах конкретной экспериментальной процедуры).
Типы гипотез по содержанию:
Гипотезы о наличии: А) явления (фактологические гипотезы), Б) связи между явлениями (о связях между явлениями), В) причинной связи между явлениями (о причинно-следственных связях).
Проверка гипотез типа А – установление наличия/отсутствия явления. Например, сколько символов удерживает человек одновременно в кратковременной памяти.
Проверка гипотез типа Б – проверяются в ходе корреляционного исследования, результатом которого является установление линейной и нелинейной связи между процессами или обнаружения отсутствия таковой. Гипотезы типа В – о причинно-следственных связях – собственно экспериментальные гипотезы, включающие независимые и зависимые переменные, отношения между ними и уровни дополнительных переменных.
Варианты экспериментальных гипотез по Р. Готтсданкеру:
1. Контргипотеза – экспериментальная гипотеза, альтернативная к основному предположению, возникает автоматически.
2. Третья конкурирующая экспериментальная гипотеза – экспериментальная гипотеза об отсутствии влияния независимой переменной на зависимую, проверяется только в лабораторном эксперименте.
3. Точная экспериментальная гипотеза – предположение об отношении между единичной независимой переменной и зависимой в лабораторном эксперименте.
4. Экспериментальная гипотеза о максимальной/минимальной величине – предположение о том, при каком уровне независимой переменной зависимая принимает максимальное/минимальное значение.
5. Экспериментальная гипотеза об абсолютных и пропорциональных отношениях – точное предположение о характере постепенного (количественного) изменения зависимой переменной с постепенным (количественным) изменением независимой, проверяется в многоуровневом эксперименте и др.
Кроме того, исследователи различают научные и статистические гипотезы. Научные формулируются как предполагаемое решение проблемы. Статистическая гипотеза – утверждение в отношении неизвестного параметра, сформулированное на языке математической статистики.
В ходе организации эксперименте количество гипотез ограничивается до двух – основной и альтернативной, — что воплощается в процедуре статистической интерпретации данных.
Таким образом, экспериментальная гипотеза служит для организации эксперимента, а статистическая – для организации процедуры сравнения регистрируемых параметров. То есть статистическая гипотеза необходима на этапе математической интерпретации данных эмпирических исследований. Большое количество статистических гипотез необходимо для подтверждения или опровержения основной экспериментальной гипотезы. Экспериментальная гипотеза – первична, статистическая – вторична.
Гипотезы, не опровергнутые в исследовании, превращаются в компоненты теоретического знания о реальности: факты, закономерности и законы. Процесс выдвижения и опровержения гипотез можно считать основным и наиболее творческим этапом деятельности человека.
рациональность открытая и закрытая
РАЦИОНАЛЬНОСТЬ ОТКРЫТАЯ И ЗАКРЫТАЯ — два типа функционирования рационального сознания и действия, отличающиеся установками по отношению к своим основаниям и предпосылкам. В случае закрытой рациональности вектор усилий направлен на утверждение и реализацию программы рационального сознания или действия, заданной имеющимися исходными ориентирами. Открытая же рациональность предполагает установку на совершенствование и развитие исходных ориентиров и предпосылок рационального сознания и действия вплоть до отказа от них и выработки новой системы исходных координат. В случае рациональной деятельности принципы закрытой рациональности реализуются в целесообразной деятельности, где задача сводится к поиску наиболее адекватных средств реализации заданной цели. В ситуации целеполагания, т.е. выбора рационального способа деятельности, имеет место открытая рациональность.
В сфере рационального познания, прежде всего научно-познавательной деятельности, различие закрытой и открытой рациональности проявляется в установках по отношению к основаниям различных структур научного знания. Если мы выделяем некоторые предпосылки рационального познания, какой бы степени общности и широты охвата они ни были (это могут быть предпосылки научных картин мира, исходные основания фундаментальных или частных теоретических схем, исходные установки отдельных теорий или концепций, наконец частные гипотезы или утверждения), в принципе возможны две установки дальнейшей научно-познавательной деятельности на основе этих предпосылок. Одна из них направлена на деятельность внутри пространства, исходными координатами которого выступают заданные предпосылки. Познавательная деятельность такого рода может иметь своей задачей установление новых связей между элементами концептуальной системы, в основе которой лежат заданные предпосылки, ассимиляцию новой эмпирической информации в рамках указанной концептуальной системы, получение при ее помощи предвидений и т.п. Охарактеризованную выше деятельность можно назвать «рационально-познавательной деятельностью в режиме закрытой рациональности». Открытая рациональность предполагает установку на выход за пределы фиксированной готовой системы исходных познавательных координат. Условием открытой рациональности является установка на критический рефлексивный анализ имеющихся исходных предпосылок рационального сознания, выявление границ их познавательной возможности и тем самым открытие новых перспектив рационально-познавательной деятельности. Можно сказать тем самым, что закрытая рациональность в познании ориентирована на применение имеющегося концептуального аппарата, тогда как открытая рациональность связана с направленностью познавательной деятельности на совершенствование и развитие концептуального аппарата.
Открытая рациональность — как в сфере науки, так и в сфере практики — предполагает перманентное развитие познавательных возможностей человека, горизонтов его постижения реальности. Эта напряженность творческих усилий сознания, направленного на неограниченное постижение человеком окружающего его мира и связанного с максимальной открытостью перед этим миром, напряженность, предполагающая критическую рефлексию по отношению к любым фиксированным «конечным» позициям мировосприятия, и составляет существо рационально-рефлексивной культуры на высоте ее возможностей. Определяющая установка, лежащая в основе идеи открытой рациональности в ее наиболее полном выражении и развитии, заключается, таким образом, в готовности к постоянному совершенствованию оснований мироориентации человека как свободного и ответственного субъекта, контролирующего и проблематизирующего свои позиции по отношению к объемлющему его миру, который всегда превышает возможности «конечного» его освоения.
Охарактеризованное выше понимание рациональности как открытой на высоте ее возможностей, открывает путь к преодолению весьма распространенных представлений о противопоставлении рациональности свободе и творчеству. При понимании рационального сознания как открытого, сочетание понятий рациональности и свободы становится своего рода «осознанной необходимостью» творческих актов расширения горизонтов мироотношения, его «прорыва» в новые слои бытия.
Подчеркивая значимость открытой рациональности, следует вместе с тем иметь в виду, что подобное подчеркивание никоим образом не следует истолковывать в духе принижения закрытой рациональности. Закрытая рациональность также носит продуктивный, в определенных ситуациях творческий характер, связанный с применением имеющихся концептуальных предпосылок в нестандартных ситуациях. Ее следует строго отличать от «догматической псевдорациональности». И в закрытой рациональности, и в догматической псевдорациональности деятельность осуществляется в рамках определенных парадигм. Принципиальное различие, однако, в том, каково отношение к основаниям этих парадигм. Догматизация происходит тогда, когда основания определенной рациональной позиции, исходные предпосылки ее парадигмы истолковываются как некие безальтернативные, бесспортные истины.
B.C. Швырёв
Лит.: Швырёв B.C. Рациональность как ценность культуры. М., 2003. С. 48—62.
Поделитесь на страничке
22. Гипотеза и ее разновидности
Билет № 22
Понятие гипотезы и
ее разновидности
В науке, обыденном
мышлении мы идем от незнания к знанию,
от неполного знания к более полному.
Нам приходится выдвигать и затем
обосновывать различные предположения
для объяснения явлений и их связи с
другими явлениями. Мы выдвигаем гипотезы,
которые могут перейти при их подтверждении
в научные теории или в отдельные истинные
суждения, или, наоборот, будут опровергнуты
и окажутся ложными суждениями.
Гипотеза — это
научно обоснованное предположение о
причинах или закономерных связях
каких-либо явлений или событий природы,
общества, мышления.
Специфика гипотезы
— быть формой развития знаний —
предопределяется основным свойством
мышления, его постоянным движением —
углублением и развитием, стремлением
человека к раскрытию новых закономерностей
и причинных связей, что диктуется
потребностями практической жизни.
Ф.Энгельс писал в своей книге «Диалектика
природы» :»Наблюдение открывает
какой-нибудь новый факт, делающий
невозможным прежний способ объяснения
фактов, относящихся к той же группе. С
этого момента возникает потребность в
новых способах объяснения, опирающихся
сперва только на ограниченное число
фактов и наблюдений. Дальнейший опытный
материал приводит к очищению этих
гипотез, устраняет один из них, исправляет
другие, пока не будет установлен в чистом
виде закон».
Построение гипотезы
всегда сопровождается выдвижением
предположения, объясняющего исследуемое
явление. Оно всегда выступает в форме
отдельного суждения или системы
взаимосвязанных суждений о свойствах
единичных фактов или закономерных
связей явлений. Суждение является
проблематичным суждением, в котором
выражено первоначальное предположительное
знание о причинах или свойствах
исследуемых явлений.
Чтобы превратиться
в достоверное знание, предположение
подлежит научной и практической проверке.
Процесс проверки гипотезы, протекающий
с использованием различных логических
приемов, операций и форм вывода, приводит
в итоге либо к подтверждению гипотезы,
либо к ее опровержению. В связи с этим
следует строго различать гипотезу и
доказанные с ее помощью положения.
Гипотеза всегда содержит в себе
нуждающееся в поверке вероятное знание.
Доказанное же с ее помощью положение
уже не является собственно гипотезой,
ибо содержит в себе проверенное и не
вызывающее сомнений истинное знание.
Возникающее при
построении гипотезы предположение
рождается в результате анализа
фактического материала, на базе обобщения
многочисленных наблюдений. Значит,
гипотеза — это не любая догадка, фантазия
или допущение, а лишь обоснованное,
опирающееся на конкретные материалы
положение. В соответствии с этим и
возникновение гипотезы — это не хаотический
и не подсознательный, закономерный
логический процесс.
Построение гипотезы
— это сложный логический процесс с
участием различных форм умозаключений.
В отдельных случаях гипотеза возникает
как результат уподобления двух единичных
явлений, т.е. ее основой выступает
аналогия, в других случаях она — результат
дедуктивных выводов, чаще всего ее
возникновению предшествует индуктивное
обобщение эмпирического материала.
Виды гипотез.
В зависимости от
степени общности научные гипотезы можно
разделить на общие, частные, единичные.
Общая гипотеза —
это научно обоснованное предположение
о причинах, законах и закономерностях
природных и общественных явлений, а
также закономерностях психической
деятельности человека.
Общие гипотезы выдвигаются с целью
объяснения всего класса описываемых
явлений, выведения закономерного
характера их взаимосвязей во всякое
время и в любом месте. Примерами общих
гипотез могут служить: развитая в 18 веке
М.В.Ломоносовым гипотеза об атомическом
строении вещества, современные гипотезы
акад. О.Ю.Шмидта и акад. В.Г.Фесенкова о
происхождении небесных тел, гипотезы
об органическом и неорганическом
происхождении нефти.
Будучи доказанными,
они становятся научными теориями и
являются ценным вкладом в развитие
научных знаний.
Частная гипотеза
— это научно обоснованное предположение
о причинах, происхождении и о закономерностях
части объектов, выделенных из класса
рассматриваемых объектов природы,
общественной жизни или психической
деятельности человека.
Частные гипотезы
находят применение как в естествознании
так и в общественно-исторических науках.
Атхеолог, например, выдвигает частную
гипотезу о времени происхождения и
принадлежности обнаруженных при
раскопках предметов. Историк ставит
гипотезу о взаимосвязи между конкретными
историческими событиями или действиями
отдельных лиц.
Частными гипотезами
являются и те предположения, которые
применяются в судебно-следственной
практике, ибо здесь приходится умозаключать
о единичных событиях, поступках людей,
отдельных фактах, причинно связанных
с преступлением.
Единичная гипотеза
— научно обоснованное предположение о
причинах, происхождении и закономерностях
единичных фактов, конкретных событий
или явлений. Врач
строит единичные гипотезы в ходе лечения
конкретного больного, подбирая для него
индивидуально медикаменты и их дозировку.
В ходе доказательства
общей, частной и единичной гипотезы
люди строят рабочие гипотезы.
Рабочая гипотеза
— это предположение, выдвигаемое, как
правило, на первых этапах исследования.
Рабочая гипотеза непосредственно не
ставит задачей выяснение действительных
причин исследуемых явлений, а служит
лишь условным допущением, позволяющим
сгруппировать и систематизировать
результаты наблюдений в определенную
систему и дать согласующееся с наблюдениями
описание явлений.
В судебно-следственной
практике при объяснении отдельных
фактов или совокупности обстоятельств
часто выдвигают ряд гипотез, по-разному
объясняющих эти факты. Такие гипотезы
называют версиями.
Версия в судебном
исследовании — одна из возможных гипотез,
объясняющих происхождение или свойства
отдельных юридически значимых
обстоятельств преступления или
преступление в целом.
Поскольку перед
судом ставится задача установить событие
преступления и лиц, виновных в его
совершении, обобщающая версия выдвигается
по поводу главного предмета доказывания.
Она объясняет всю совокупность
существенных обстоятельств события,
отвечая на вопросы: какое преступление
совершено, кто его совершил, каковы
цели, мотивы преступления, вина преступника
и т.д.
Версии бывают общие,
объясняющие некоторые обстоятельства
или моменты преступления, и единичные,
объясняющие отдельные, индивидуальные
факты: кто исполнитель, кто организатор
преступления, если было несколько
участников, и т. д.
Знания, полученные
с помощью частных версий, служат основой
для построения, конкретизации и уточнения
общей версии, объясняющей преступное
деяние в целом. В свою очередь, общая
версия дает возможность наметить
основные направления для выдвижения
частных версий по поводу еще не выявленных
обстоятельств дела.
Проверка гипотез — уровни значимости и отклонение или принятие нулевой гипотезы
Проверка гипотез
Нулевая и альтернативная гипотеза
Чтобы провести проверку гипотез, вам необходимо выразить свою исследовательскую гипотезу как нулевую и альтернативную гипотезу. Нулевая гипотеза и альтернативная гипотеза — это утверждения, касающиеся различий или эффектов, которые происходят в популяции. Вы будете использовать свой образец, чтобы проверить, какое утверждение (т.е., нулевая гипотеза или альтернативная гипотеза) наиболее вероятна (хотя технически вы проверяете доказательства против нулевой гипотезы). Итак, что касается нашего обучающего примера, нулевая и альтернативная гипотеза будет отражать утверждения обо всех студентах статистики, обучающихся на курсах менеджмента.
Нулевая гипотеза — это, по сути, позиция «адвоката дьявола». То есть предполагается, что все, что вы пытаетесь доказать, не произошло (подсказка : обычно утверждает, что что-то равно нулю).Например, два разных метода обучения не привели к разным результатам экзаменов (то есть нулевой разнице). Другой пример может заключаться в отсутствии связи между тревожностью и спортивными результатами (т. Е. Наклон равен нулю). Альтернативная гипотеза утверждает обратное и обычно является гипотезой, которую вы пытаетесь доказать (например, два разных метода обучения действительно привели к разной результативности экзамена). Первоначально вы можете сформулировать эти гипотезы в более общих терминах (например, используя такие термины, как «эффект», «взаимосвязь» и т. Д.).), как показано ниже для примера методов обучения:
Нулевые гипотезы (H 0 ): | Проведение семинаров не влияет на успеваемость студентов. |
Альтернативная гипотеза (H A ): | Проведение семинара положительно влияет на успеваемость студентов. |
В зависимости от того, как вы хотите «резюмировать», результаты экзамена определят, как вы, возможно, захотите написать более конкретную нулевую или альтернативную гипотезу.Например, вы можете сравнить среднее значение результатов экзамена каждой группы (т. Е. Группы «семинар» и группы «только лекции»). Это то, что мы продемонстрируем здесь, но другие варианты включают, среди прочего, сравнение распределений , медиан . Таким образом, мы можем констатировать:
Нулевые гипотезы (H 0 ): | Средняя оценка за экзамен по методам обучения «семинар» и «только лекция» среди населения одинакова. |
Альтернативная гипотеза (H A ): | Средний балл за экзамен по методам обучения «семинар» и «только лекция» среди населения неодинаков. |
Теперь, когда вы определили нулевую и альтернативную гипотезы, вам нужно найти доказательства и разработать стратегию для объявления вашей «поддержки» нулевой или альтернативной гипотезы. Мы можем сделать это, используя некоторую статистическую теорию и некоторые произвольные точки отсечения.Обе эти проблемы рассматриваются далее.
Проверка гипотез
Уровни значимости
Уровень статистической значимости часто выражается как так называемое p -значение . В зависимости от выбранного вами статистического теста вы рассчитаете вероятность (т.е. значение p ) наблюдения результатов вашей выборки (или более экстремальных) при условии, что нулевая гипотеза верна.Другой способ сформулировать это — рассмотреть вероятность того, что разница в среднем показателе (или другой статистике) могла возникнуть, исходя из предположения, что на самом деле разницы нет. Давайте рассмотрим это утверждение в отношении нашего примера, где нас интересует разница в средней результативности экзамена между двумя разными методами обучения. Если действительно нет разницы между двумя методами обучения в популяции (т. Е. При условии, что нулевая гипотеза верна), насколько велика вероятность увидеть разницу в средней результативности экзамена между двумя методами обучения, равную (или больше, чем) то, что наблюдалось в вашей выборке?
Итак, вы можете получить значение p , например 0.03 (т.е. p = 0,03). Это означает, что существует 3% -ный шанс обнаружить разницу, равную (или большую) той, которая указана в вашем исследовании, при условии, что нулевая гипотеза верна. Однако вы хотите знать, является ли это «статистически значимым». Как правило, если была 5% или меньше вероятность (5 раз из 100 или меньше), что разница в средней результативности экзамена между двумя методами обучения (или любой другой статистикой, которую вы используете) так же отличается, как и наблюдаемая при нулевой гипотезе правда, вы бы отвергли нулевую гипотезу и приняли альтернативную гипотезу.С другой стороны, если бы вероятность была больше 5% (5 раз из 100 или более), вы не смогли бы отвергнуть нулевую гипотезу и не приняли бы альтернативную гипотезу. Таким образом, в этом примере, где p = 0,03, мы отклонили бы нулевую гипотезу и приняли альтернативную гипотезу. Мы отвергаем его, потому что при уровне значимости 0,03 (то есть с вероятностью менее 5%) полученный нами результат может происходить слишком часто, чтобы мы были уверены, что именно два метода обучения повлияли на результаты экзамена.
Хотя существует относительно небольшое обоснование того, почему используется уровень значимости 0,05, а не 0,01 или 0,10, например, он широко используется в академических исследованиях. Однако, если вы хотите быть особенно уверены в своих результатах, вы можете установить более строгий уровень 0,01 (вероятность 1% или меньше; вероятность 1 из 100 или меньше).
.
Открытая и закрытая ипотека | LowestRates.ca
Открытая ипотека дает домовладельцам возможность погасить ипотеку в любое время. Закрытая ипотека немного более строгая — если вы выплатите ее до окончания срока ипотеки, вам придется заплатить штраф. Таким образом, помимо выбора между переменной и фиксированной ставками, покупатели также должны выбирать между открытой и закрытой ипотекой.
Открытая ипотека дает вам максимальную гибкость при оплате
Весь остаток по ипотеке может быть погашен в любое время без штрафных санкций.Но ставки по открытой ипотеке обычно переменные и немного выше. Скорее всего, вы в конечном итоге заплатите основную ставку плюс существенную премию.
К счастью, вы всегда можете перейти на ипотеку с фиксированной процентной ставкой, если вы решите, что переменная процентная ставка вам не подходит. Вот что делает открытую ипотеку такой привлекательной — вы можете погасить ее или перейти на другой продукт в любое время.
Закрытая ипотека с привлекательными процентными ставками
Закрытая ипотека обычно имеет более низкие процентные ставки, чем открытая ипотека, но заемщики получают ограниченную гибкость: вы не можете погасить ссуду без штрафных санкций.Большинство закрытых ипотечных кредитов допускают какие-либо ускоренные платежи, но каждый кредитор устанавливает свои собственные условия предоплаты. Некоторые кредиторы позволят вам удвоить запланированные выплаты по ипотеке или выплачивать единовременную ежегодную выплату.
Тем не менее, с закрытой ипотекой вы, по сути, соглашаетесь удерживать ссуду на весь срок. Заемщики, которые продают свой дом из-за переезда или потери работы, могут в конечном итоге получить меньше денег, чем они ожидали, потому что высокие сборы за перерыв поглощают их капитал.
А как насчет штрафов за предоплату?
Плата за перерыв обычно представляет собой сумму процентов за три месяца по ипотеке или разницу процентных ставок (IRD), в зависимости от того, что больше.
IRD — это разница между тем, что вы заплатили бы в качестве процентов, и тем, что банк теперь может заработать на средства, которые он вам ссудил, исходя из текущих ставок, на оставшуюся часть вашего срока.
Если вы платили банку 5% годовых, а теперь они могут ссудить деньги только под 3%, вы должны вернуть разницу. Конечно, чем больше месяцев остается до вашего срока, тем больше штраф IRD, потому что разница в процентах возникает за более длительный период времени.
IRD обычно применяется только к ипотечным кредитам с фиксированной процентной ставкой.К сожалению, сегодняшнее падение фиксированной процентной ставки означает, что заемщики почти гарантированно платят IRD, и это часто является неприятным сюрпризом для канадцев, которые не прочитали мелкий шрифт своего ипотечного договора.
Когда вы покупаете ипотеку, используйте наши мощные инструменты сравнения, чтобы взглянуть на ставки как по открытой, так и по закрытой ипотеке.
.
Как вы можете проверить, что гипотеза теоремы о среднем значении выполняется на интервале [2,5], и найти все значения c в данном интервале, которые удовлетворяют заключению теоремы для f (x) = 1 / (х-1)?
Исчисление
Наука
Анатомия и физиология
Астрономия
Астрофизика
Биология
Химия
наука о планете Земля
Наука об окружающей среде
Органическая химия
Физика
Математика
Алгебра
Исчисление
Геометрия
.
определение гипотезы в Медицинском словаре
гипотеза
[hi-poth´ĕ-sis]
предположение, которое, кажется, объясняет группу явлений и выдвигается в качестве основы для дальнейшего исследования.
альтернативная гипотеза гипотеза, которая формулируется как противоположность нулевой гипотезе в статистическом тесте.
комплексная гипотеза прогноз взаимосвязи между двумя или более независимыми переменными и двумя или более зависимыми переменными.
направленная гипотеза изложение особого характера (направления) взаимосвязи между двумя или более переменными.
Лионская гипотеза гипотеза о развитии Х-хромосом у эмбриона; см. гипотезу Лиона.
Гипотеза Монро-Келли [mun-ro´ kel´e] объяснение поддержания внутричерепного давления: череп рассматривается как закрытый контейнер, вмещающий ткань мозга, кровь и спинномозговую жидкость; изменение любого из этих трех компонентов повлияет на два других.Если объем, добавленный к своду черепа, равен перемещенному объему, внутричерепной объем не изменится.
ненаправленная гипотеза утверждение о существовании взаимосвязи между двумя переменными без прогнозирования точного характера (направления) взаимосвязи.
нулевая гипотеза гипотеза о том, что эффект, взаимосвязь или иное проявление исследуемых переменных и данных не существует; Примером может служить гипотеза об отсутствии разницы между экспериментальной и контрольной группами в клиническом исследовании.
проверка гипотез абстрактная процедура, которая является теоретической основой большинства статистических тестов. Проверка гипотезы делает выбор между двумя гипотезами: нулевой гипотезой ( H 0 ) о том, что исследуемый эффект не существует, и альтернативной гипотезой ( H 1 ) о том, что определенный эффект действительно существует, на основе наблюдаемого значения тестовой статистики , распределение выборки которой полностью определяется H 0 .Принято решение отклонить H 0 и косвенно принять H 1 , когда статистика теста попадает в заданный набор значений, называемых критической областью . Эта область определена так, что вероятность отклонения H 0 , когда это действительно так (так называемая ошибка типа I, сообщение о значимых результатах, которые являются только результатом случайной вариации, а не реальный эффект), устанавливается на заданном уровне (символ α).Когда этот уровень устанавливается до сбора данных, обычно 0,05 или 0,01, он называется уровнем значимости или уровнем α . Сейчас более распространено указывать наименьшее значение α, при котором нулевая гипотеза может быть отклонена; это называется вероятностью значимости или значением P . Способность теста принимать истинную альтернативу (и, таким образом, обнаруживать реальный эффект, когда он существует) обозначается как мощность теста. Обратите внимание, что на самом деле никакой статистический тест не проверяет H 1 .
.