Основы патопсихологии тесты с ответами: Основы патопсихологии — примеры тестов, вопросы из которых могут попадаться во время тестирования в Синергии с ответами (даны ответы не на все вопросы)

Содержание

Основы патопсихологии — примеры тестов, вопросы из которых могут попадаться во время тестирования в Синергии с ответами (даны ответы не на все вопросы)

1. Совокупность болезненных представлений, рассуждений и выводов, овладевающих сознанием больного, искаженно отражающих действительность и не поддающихся коррекции извне, – это …

галлюцинации

иллюзии

резонерство

бред +

 

2. Новатором в экспериментально-методической области, раздвинувшим границы эксперимента и сделавшим предметом экспериментального исследования конкретные формы деятельности и сложные проявления личности, был …

А.А. Токарский

В.П. Сербский

В.А. Гиляровский

Л.Ф. Лазурский

 

3. В случаях, когда больной может интерпретировать всю ситуацию эксперимента как обидную для него, посягающую на его человеческое достоинство, экспериментатору-психологу необходимо …

мягко и тактично успокоить больного

не обращать на это внимание

немедленно прекратить исследование

сказать, что исследование должно быть проведено обязательно

подождать, пока больной успокоится

 

4. В структуру бреда входит …

формы

фабула

время возникновения

направленность

ремиссия

материал

 

5. Если больному с динамическим нарушением памяти предложить запомнить 10 слов (при десяти предъявлениях) и изобразить количество воспроизведенных слов в виде кривой, то последняя будет носить … характер

прямо возрастающий

прямо убывающий

параболический

ломаный +

 

6. При органических нарушениях головного мозга различного генеза психологический эксперимент чаще всего выявляет …

нарушения, которые сочетаются, как правило, с адекватным отношением к ситуации исследования в целом, заинтересованностью в похвале экспериментатора

специфическое нарушение целенаправленности мышления

снижение памяти и внимания

отсутствие адекватного «заинтересованного» отношения к исследованию

колебания умственной работоспособности

 

7. Деперсонализация – явление, характерное для …

неврастении

олигофрении

шизофрении

МДП (маниакально-депрессивного психоза)

 

8. … – это сочетание глубокой дезориентировки в окружающем с сохранением взаимосвязанных действий и поступков, которое сопровождается яркими галлюцинациями и сильным аффектом страха, злобы и тоски, и при котором появляется стремление к агрессивным действиям

Кома

Аменция

Сумеречное помрачение сознания

Оглушение

Онейроид

 

9. Неверно, что в практические задачи психолога в психиатрической клинике входит …

реабилитационная и психокоррекционная работа

оценка динамики нарушений психической деятельности и оценка эффективности терапии

экспертная практика

описание клинического синдрома

распознавание и дифференциальная диагностика психических болезней

 

10. По результатам исследований Б.В. Зейгарник, незавершенные действия у больных шизофренией хуже запоминаются вследствие …

мыслительных соскальзываний

ипохондрического бреда

отсутствия мотивации +

паралогичности мышления

 

11. Патопсихологическое исследование включает в себя ряд компонентов: …

статистическую обработку результатов исследования

ознакомление с анамнезом

клинико-психологический эксперимент

беседу с больным

 

12. Б.В. Зейгарник определяет предмет патопсихологии как …

закономерности искажений отражательной деятельности мозга

личностные особенности пациентов с корковыми поражениями головного мозга

психическую деятельность и свойства личности при психических заболеваниях

целостную психику человека

закономерности распада психической деятельности и свойств личности, в совпадении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме

 

13. Для изменения личности при эпилепсии характерным является …

инертность мотивационной сферы

педантизм

злобность

быстрая монотонная речь

резонерство

фасадная вежливость

 

14. Больные шизофренией при экспериментальном исследовании обнаруживают комплекс нарушений познавательной деятельности, …

снижение умственной работоспособности

изменения мотивационного компонента мыслительной деятельности (разноплановость мышления, резонерство)

истощаемость психической деятельности

специфическое нарушение целенаправленности мышления

значительные нарушения памяти

искажение процесса обобщения

 

15. К практическим задачам патопсихологии относится …

исследование динамики психических нарушений в связи с проводимой терапией

получение данных для диагностики

участие в фармакологической терапии пациента

участие в реабилитационной работе

 

16. Психологический симптомокомплекс, типичный для психопатической личности, включает …

снижение уровня обобщений

высокий и неустойчивый уровень притязаний +

отсутствие нарушений мышления в сочетании с выраженным переживанием успеха и неуспеха в работе

завышенная или резко заниженная самооценка +

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО КУРСУ «ОСНОВЫ ПАТОПСИХОЛОГИИ»





Московский гуманитарно-экономический институт


Калужский филиал


Контрольная работа

по курсу: Основы патопсихологии

факультет: Психология

группа: ПЗВС-14

В 1

 

Подготовил: Ермишина В.А.

Проверил: Поликахина А.В.

 

 

Калуга 2016

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО КУРСУ «ОСНОВЫ ПАТОПСИХОЛОГИИ»

1.Предметом патопсихологии являются:

А) закономерности проявлений нарушенных психических процессов;

Б) закономерности нарушений, распада психической деятельности и личности

больных;

В) поведение человека.

 

2.Каков первый, начальный шаг патопсихологического анализа?

А) выделение нарушения психической деятельности;

Б) обобщение выделенных психологических симптомов;

В) формирование гипотезы исследования.

 

3.Что выявляется путём патопсихологического измерения?

А) отношение испытуемого к заданию;

Б) личностные установки испытуемого;

В) конечные результаты работы испытуемого.

 

4.Что должен выявить патопсихологический эксперимент?

А) только изменения умственных операций больного;

Б) только личностное отношение больного;

В) все перечисленное.

 

5. Аналогом, какого метода исследования личности является субъективный и объективный анамнез?

А) биографического;

Б) наблюдения;

В) эксперимента.

 

6. Что относится к расстройствам восприятия?

А) бред;

Б) иллюзии;

В) фобии;

Г) галлюцинации;

Д) парамнезия.

 

7. Динамическая характеристика, определяющая способность быстро переходить от одного объекта к другому, это:

А) избирательность;

Б) концентрация;

В) распределение;

Г) устойчивость;

Д) переключаемость.

 

8. Для какого заболевания характерно извращение эмоционального реагирования?

А) шизофрения;

Б) олигофрения;

В) эпилепсия.

 

9. Как называется патология эмоций, выражаемая в повышении настроения, моторной активности, ускорении, увеличении темпа мышления со скачкой идей, сниженной потребностью во сне и повышением аппетита?

А) мания;

Б) депрессия;

В) эйфория.

 

10. Какие патологии воли на примере пищевого инстинкта Вы знаете?

А) булимия;

Б) анорексия;

В) копрофагия.

11. В чём проявляется восковая гибкость?

А) человек очень долго держит приданную ему позу; +

Б) человек делает что — либо, то, что делают окружающие;

В) это хаотическое, нецеленаправленное возбуждение с явлениями эхо-

симптомов.

 

12. Назовите методику, которая применяется для исследования памяти и

для анализа ассоциации больных.

А) тест Бентона;

Б) опосредованное запоминание по Леонтьеву;



В) воспроизведение рассказов.

 

13. Какие формы принимает мышление при нарушении его

операциональной стороны?

А) снижение уровня обобщения;

Б) «склонность к бесплодному мудрствованию»;

В) снижение динамики мыслительной деятельности;

Г) искажение процесса обобщения;

Д) нарушение процесса саморегуляции познавательной деятельности.

 

14. К нарушениям личностного компонента мышления относят:

А) разноплановость мышления и резонёрство;

Б) нарушение критичности и саморегуляции;

В) разноплановость мышления, нарушение критичности и саморегуляции;

Г) замедленность, тугоподвижность интеллектуальных процессов;

Д) невозможность целенаправленной организации своих мыслительных действий.

 

15. Резонерство – это:

А) склонность к «бесплодному мудрствованию»; +

Б) невозможность целенаправленной организации своих мыслительных действий;

В) нарушение смысловых связей между членами предложения при сохранности

грамматического построения фразы;

Г) отсутствие адекватной логики.

 

16. Кто предложил систему экспериментальных приёмов названных методом «естественного эксперимента»:

А) В.М. Бехтерев;

Б) С.С. Корсаков;

В) Л.С. Гутман;

Г) А.Ф. Лазурский.

 

17. Кто впервые ввел термин «патопсихология»?

А) Зейгарник Б.В.;

Б) Корсаков С.С.;

В) Бехтерев В.М.;

Г) Лурия А.Р.

 

18. Патопсихологический симптомокомплекс – это:

А) это особенность и совокупность нарушений познавательных, психических процессов относительно специфических для той или иной клинической нозологии, имеющих в своей основе определённые психические механизмы;

Б) совокупность симптомов, характерных для данного психического заболевания;




В) сочетание тех симптомов, которые выявлены в ходе эксперимента и представляют собой нарушение психических функций и личности в следствии

заболевания;

Г) нарушение (изменение) психических процессов и свойств психической деятельности.

 

19. Для исследования слухового восприятия используют:

А) таблицы с движущимися квадратами;

Б) методика “Классификация предметов”;

В) тахистоскопический метод;

Г) перечеркнутые и наложенные друг на друга изображения (таблицы Поппельрейтера).

 

20. Один из основных принципов построения экспериментальных приёмов, направленных на исследование психики больных:

А) принцип вычисления основных психических актов и действий человека;

Б) принцип искусственно созданных жизненных ситуаций;

В) принцип анализа и синтеза интеллектуальных особенностей личности

человека;

Г) принцип моделирования обычной психической деятельности, осуществляемой человеком в труде, учении, общении.

 

21. В детском и подростковом возрасте психологические показатели, полученные экспериментально, выявляют симптомы, слабо выраженные клинически, и тем самым облегчают:

А) дифференциальную диагностику;

Б) психокоррекцию;

В) психотерапию;

Г) патопсихологическое исследование.

 

22. Какой характер чаще всего носит патопсихологическое исследование

детей дошкольного возраста:

А) диагностический;

Б) клинический;

В) обучающий;

Г) игровой;

Д) все вышеперечисленное.

 

23. Какая методика применяется для исследования процессов анализа и синтеза:

А) сложные аналогии;

Б) сравнение понятий;

В) существенные признаки;

Г) объяснение сюжетных картин.

 

24. Какая методика применяется для оценки мышления больных, для выявления «аффективных комплексов», подвижности или инертности нервных процессов:

А) ответные ассоциации;

Б) противоположности;

В) соотношения пословиц, метафор и фраз;

Г) сравнение понятий.

 

25. Методика «куб Линка» применяется для исследования:

А) устойчивости внимания, эмоциональных реакций;

Б) объема памяти;

В) нарушений пространственной ориентации;

Г) колебания внимания.

 




Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту











Итоговый тест по дисциплине «Патопсихология» (Тест из 80 вопросов с отметками на правильных ответах)

Форма ОКО ТЗ 004

Государственное
образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Новосибирский
государственный медицинский университет Федерального агентства по
здравоохранению и социальному развитию» (ГОУ ВПО НГМУ Росздрава)

Факультет социальной
работы

Кафедра теории и
технологии социальной работы

УТВЕРЖДАЮ

                                                                                   
Декан факультета социальной работы

                                                          
                            Гуляевская Н.В.____________________

(подпись)

 «___»
_________________200__ г.

ИТОГОВЫЙ ТЕСТ

ПАТОПСИХОЛОГИЯ

ОПД. Р. 04

По специальности «Социальная
работа» 040101

Форма обучения очная

Курс 4

Семестр 7

Структура теста

Объем банка тестовых заданий

80

из них:

открытой формы

закрытой формы

На упорядочение

На соответствие

Контрольный тест (заданий)

Предполагаемое время тестирования (мин)

100

Новосибирск – 2009г.

Тест разработан на основании
законов РФ «Об образовании», «Об обеспечении единства измерений», «О
стандартизации нормативных документов Госстандарта России и международных
стандартов IMS, в соответствии с Постановлением правительства Российской
Федерации от 20 февраля 2007 г. № 116 «Об утверждении Правил осуществления
контроля и надзора в сфере образования. Базовыми требованиями к содержанию
тестов являются требования ГОС ВПО по специальности 040101 «Социальная
работа»
, рабочая программа дисциплины ОПД.Р.04 «Патопсихология»,
утвержденная «_15_»_мая_2008 г. Ученым советом факультета, рекомендации
разработчикам тестовых заданий ОКО НГМУ.

Фамилия И.О.

разработчика (ов) тестовых

материалов

Должность

Ученая степень,

ученое звание

Кафедра

Отметка об обучении в ОКО

(№ протокола, дата)

1

2

3

4

Теории и технологии социальной работы

Протокол №3

От 07.10.08

Тест рассмотрен и одобрен на заседании кафедры теории и
технологии социальной работы.

Протокол №__9__ от «_01_»__октября__2008 г.

Зав. кафедрой Гуляевская Н.В., к.соц.н., доцент            ______________________________

Фамилия И.О.

эксперта ОКО

Должность

Квалификация

(№ удостоверения, диплома)

ученая степень

ученое звание

1

2

3

4

Тест прошел техническую экспертизу на соответствие
установленным требованиям в ОКО

Протокол №______ от «___»_________________200__ г.

Начальник ОКО (Фамилия И.О.)_______________________(подпись)

Фамилия И.О.

Рецензента (ов)

Должность

Ученая степень,

ученое звание

СП НГМУ / другое образовательное учреждение

1

2

3

4

Тест рассмотрен, согласован и утвержден на заседании ЦМК
__________________________________________________________________(наименование
ЦМК)

Протокол №______ от «___»_________________200__ г.

Председатель ЦМК (Фамилия И.О., ученая степень, звание)_______________________(подпись)

V1: Патопсихология личности

V2: История развития
патопсихологии. Основы патопсихологии

*I:

S:
Отрасль психологии, изучающая особенности психической деятельности при
психических или соматических заболеваниях, называется ###:

+:
пат*псих*логия

+:
пат*псих*ло#$#

*I:

S: Предметом исследования
патопсихологии является:

-: расстройства психики

-: основные закономерности
порождения и функционирования психической реальности.

-: нарушение психики

+:изучение закономерностей распада психической деятельности и
свойств личности в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания
психических процессов в норме, изучение закономерности искажения отражательной
деятельности мозга.

*I:

S: Патопсихологический
эксперимент направлен:

-: на исследование и
измерение отдельных процессов

+: на раскрытие механизмов
нарушенной деятельности и на возможности ее восстановления

*I:

S: К основным задачам
патопсихологии как науки относятся:

+:проведение специальных
экспериментально-психических исследований

-:изучение
качественных (структурных) особенностей психических процессов, как отражений
объективной действительности

Онлайн-тест МФПУ Основы патопсихологии |

Тест по Основам патопсихологии (МФПУ)

(часть вопросов с ответами на них) на средний балл: 83

Помощь в сдаче этого теста студентам МФПУ

Условия  ЗДЕСЬ!

Совокупность болезненных представлений, рассуждений и выводов, овладевающих сознанием больного, искаженно отражающих действительность и не поддающихся коррекции извне, – это …

  • галлюцинации
  • иллюзии
  • резонерство
  • бред
Новатором в экспериментально-методической области, раздвинувшим границы эксперимента и сделавшим предметом экспериментального исследования конкретные формы деятельности и сложные проявления личности, был …

  • А.А. Токарский
  • В.П. Сербский
  • В.А. Гиляровский
  • Л.Ф. Лазурский
В случаях, когда больной может интерпретировать всю ситуацию эксперимента как обидную для него, посягающую на его человеческое достоинство, экспериментатору-психологу необходимо …

  • мягко и тактично успокоить больного
  • не обращать на это внимание
  • немедленно прекратить исследование
  • сказать, что исследование должно быть проведено обязательно
  • подождать, пока больной успокоится
В структуру бреда входит …

  • формы
  • фабула
  • время возникновения
  • направленность
  • ремиссия
  • материал
Если больному с динамическим нарушением памяти предложить запомнить 10 слов (при десяти предъявлениях) и изобразить количество воспроизведенных слов в виде кривой, то последняя будет носить … характер

  • прямо возрастающий
  • прямо убывающий
  • параболический
  • ломаный
При органических нарушениях головного мозга различного генеза психологический эксперимент чаще всего выявляет …

  • нарушения, которые сочетаются, как правило, с адекватным отношением к ситуации исследования в целом, заинтересованностью в похвале экспериментатора
  • специфическое нарушение целенаправленности мышления
  • снижение памяти и внимания
  • отсутствие адекватного «заинтересованного» отношения к исследованию
    колебания умственной работоспособности
Деперсонализация – явление, характерное для …

  • неврастении
  • олигофрении
  • шизофрении
  • МДП (маниакально-депрессивного психоза)
… – это сочетание глубокой дезориентировки в окружающем с сохранением взаимосвязанных действий и поступков, которое сопровождается яркими галлюцинациями и сильным аффектом страха, злобы и тоски, и при котором появляется стремление к агрессивным действиям

  • Кома
  • Аменция
  • Сумеречное помрачение сознания
  • Оглушение
  • Онейроид
Неверно, что в практические задачи психолога в психиатрической клинике входит …

  • реабилитационная и психокоррекционная работа
  • оценка динамики нарушений психической деятельности и оценка эффективности терапии
  • экспертная практика
  • описание клинического синдрома
  • распознавание и дифференциальная диагностика психических болезней
По результатам исследований Б.В. Зейгарник, незавершенные действия у больных шизофренией хуже запоминаются вследствие …

  • мыслительных соскальзываний
  • ипохондрического бреда
  • отсутствия мотивации
  • паралогичности мышления
Патопсихологическое исследование включает в себя ряд компонентов: …

  • статистическую обработку результатов исследования
  • ознакомление с анамнезом
  • клинико-психологический эксперимент
  • беседу с больным
Б.В. Зейгарник определяет предмет патопсихологии как …

  • закономерности искажений отражательной деятельности мозга
  • личностные особенности пациентов с корковыми поражениями головного мозга
  • психическую деятельность и свойства личности при психических заболеваниях
    целостную психику человека
  • закономерности распада психической деятельности и свойств личности, в совпадении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме
Для изменения личности при эпилепсии характерным является …

  • инертность мотивационной сферы
  • педантизм
  • злобность
  • быстрая монотонная речь
  • резонерство
  • фасадная вежливость
Больные шизофренией при экспериментальном исследовании обнаруживают комплекс нарушений познавательной деятельности, …

  • снижение умственной работоспособности
  • изменения мотивационного компонента мыслительной деятельности (разноплановость мышления, резонерство)
  • истощаемость психической деятельности
  • специфическое нарушение целенаправленности мышления
  • значительные нарушения памяти
  • искажение процесса обобщения
К практическим задачам патопсихологии относится …

  • исследование динамики психических нарушений в связи с проводимой терапией
  • получение данных для диагностики
  • участие в фармакологической терапии пациента
  • участие в реабилитационной работе
Психологический симптомокомплекс, типичный для психопатической личности, включает …

  • снижение уровня обобщений
  • высокий и неустойчивый уровень притязаний
  • отсутствие нарушений мышления в сочетании с выраженным переживанием успеха и неуспеха в работе
  • завышенная или резко заниженная самооценка

Мы ответим на все вопросы теста МФПУ Основы патопсихологии

но открыто выкладываем только их часть.

Поможем ЗДЕСЬ!

Тест патопсихология | Академия вашего образования

Тест «Патопсихология»

Позволяет проверить уровень знаний, необходимые современным психологам в области патологической психологии. Для автогенерации бесплатного сертификата вам необходимо набрать не менее 50% правильных вариантов ответов и пройти регистрацию на этой платформе.

1. Снижение уровня обобщенияхарактерно для больных:

шизофренией

эпилепсией

неврозами

2. Патопсихология – это:

область клинической медицины, изучающая проявления, причины и механизмы развития психических болезней, способы их лечения и предупреждения

раздел клинической психологии, изучающий болезненные изменения в психике, закономерности нарушения психической деятельности и свойств личности при психических заболеваниях

отрасль психологии, изучающая мозговую организацию, структуру высших психических функций и поведения человека в целом

3. Циклотимическое расстройство- это:

расстройство восприятия

расстройство настроения

расстройство мышления

4. Обсессивно-компульсвное расстройство относится к:

расстройствам мышления

расстройствам восприятия

расстройствам эмоциональной сферы

5. Нарушение динамики мнестической деятельности чаще всего можно наблюдать у больных:

диффузными, сосудистыми поражениями головного мозга

шизофренией

эпилепсией

6. Главный фактор возникновения расстройств при шизофрении лежит:

в сфере детско-родительских отношений

в потребностно-мотивационной сфере

в когнитивной сфере

7. При наличии навязчивых идей:

человек способен относиться к ним критически

человек страдает от их наличия и хочет от них избавиться

человек убежден в их истинности

8. Патосихологический симптомокомплекс, типичный для психопатической личности, включает:

отсутствие нарушений мышления в сочетании с выраженным переживанием успеха и неуспеха в работе

завышенная или резко заниженная самооценка

снижение уровня обобщений

9. Методика запоминания 10 слов позволяет оценить:

объем кратковременной и долговременной памяти

динамику мнестической деятельности

способность к опосредованному запоминанию

10. Эгоцентризм,эгоизм,инфатилизм,эмоциональная лабильность,потребность во внимании со стороны окружающих прежде всего характерны для психопатии:

гипотимической формы

возбудимой (эпилептоидной) формы

гипертимической формы

11. Психопатии относятся к:

личностным расстройствам

расстройствам восприятия

расстройствам мышления

12. Если больному с динамическим нарушением памяти предложить запомнить 10 слов (при десяти предъявлениях) и изобразить количество воспроизведенных слов в виде кривой, то последняя будет носить …….. характер

прямо возрастающий

ломаный

прямо убывающий

13. Обобщение по конкретно-ситуационным признакам свидетельствует:

о снижении уровня обобщения

о высоком уровне обобщения

о нарушении динамики познавательной деятельности

14. Совокупность болезненных представлений, рассуждений и выводов, овладевающих сознанием больного, искаженно отражающих действительность и не поддающихся коррекции извне, – это:

бред

галлюцинации

иллюзии

15. Резонерство пр эпилепсии характеризуется:

морализаторством, содержанием идей справедливости, эмоциональностью

выхолощенностью, отсутствием житейского содержания

рассуждениями, сопровождающими трудную деятельность

16. Нарушения восприятия при деменциях обусловлено:

повреждением сетчатки

повреждением зрительного нерва

отсутствием осмысленности и обобщенности перцептивной деятельности

17. По результатам исследований Б.В. Зейгарник, незавершенные действия у больных шизофренией хуже запоминаются вследствие:

мыслительных соскальзываний

отсутствия мотивации

ипохондрического бреда

18. Для какого вида расстройства восприятия характерны: чувство»сделанности»воспринимаемого?

псевдогаллюцинации

иллюзии

истинные галлюцинации

19. Разноплановость — это:

обобщение по различным основаниям

функциональное обобщение

конкретно-ситуационное обобщение

20. Основной метод патопсихологии:

клиническая беседа

моделирующий эксперимент

интроспекция

21. Галлюцинации-это:

восприятие не существующих в реальности объектов, явлений

изменение порогов чувствительности

нарушение узнавания предметов

22. При наличии сверхценных идей:

человек страдает от их наличия и хочет от них избавиться

человек способен относиться к ним критически

человек воспринимает их как часть своего мировоззрения

23. Инертность мыслительных процессов,застревание,тугоподвижность характерны при:

при шизофрении

при эпилепсии

при маниакальных состояниях

24. Высокая самооценка,подозрительность,склонность к образованию сверхценных идей прежде всего характерны для психопатии:

для гипотимической формы

для гипертимической формы

для возбудимой (эпилептоидной) формы

25. Ангедония может быть диагностическим признаком:

маниакального расстройства

депрессивного расстройства

фобического расстройства

26. Компульция — это:

избегание травмирующих ситуаций

стремление к получению удовольствий

повторяющиеся физические или психические действия, направленные на предотвращение дистресса, вызванного обсессией

27. Конфабуляции-это:

непроизвольное оживление в памяти малозначительных для настоящего событий

ложные воспоминания с убежденностью в их реальности

частичное выпадение из памяти отдельных фактов или событий

28. Выпадение из памяти событий,впечатлений,предшествующих острому периоду болезни-это:

антероградная амнезия

ретроградная амнезия

фиксационная амнезия

29. Нарушения опосредованного запоминания — это:

нарушение динамики мнестической деятельности

нарушение мотивационного компонента мнестической деятельности

нарушение операциональной стороны мнестической деятельности

30. Сочетание высокого уровня обобщения и конкретно-ситуационного является признаком:

нарушения динамики познавательной деятельности

искажения уровня обобщени

снижения уровня обобщения

Модуль 3. Основные патопсихологические синдромы. Патопсихологическое исследование в клинике.


Тесты «Патопсихология» Царегородцева С.А.

Модуль 1. Введение в патопсихологию Категории теоретического аппарата патопсихологии.

 

#Патопсихология представляет собой раздел клинической психологии, изучающий …

— закономерности аномалий психического развития и систематизацию их психологических закономерностей в детском возрасте.

— мозговые механизмы высших психических функций на материале локальных поражений мозга.

+В. изучающий закономерности распада психической деятельности в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме.

— влияния психологических факторов на возникновение ряда соматических заболеваний

 

# Патологический аффект представляет собой психическое расстройство, выражающееся в …

— бесчувственности, безразличии к себе, окружающим лицам и событиям, отсутствии желаний, побуждений и полной бездеятельности

— неустойчивости настроения, изменении его под влиянием незначительных событий

+ концентрации сознания на травмирующих переживаниях с последующим аффективным разрядом, за которым следует общая расслабленность, часто глубокий сон, полная амнезия

— злобно-тоскливом настроении с переживанием недовольства собой и окружающими с реакциями гневливости и ярости

 

# При маниакальном состоянии наиболее типичными эмоциональными расстройствами являются: …

+ эйфория

— эксплозивность

— депрессия

— апатия

 

# Для психопатического уровня психических нарушений не свойственна …

— стабильность личностных расстройств

— стойкая дисгармония личности

— социальная дезадаптация

+ интеллектуальная недостаточность

 

# К нарушениям личности Б.В.Зейгарник относит …

— дезориентировку в месте, времени, ситуации

— искажение процессов обобщения

+ нарушения опосредованности и иерархии мотивов

— эмоциональную лабильность

 

# Расстройства восприятия с проявлением зрительных, слуховых или иных образов, возникающие без наличия раздражителя – это …


+ галлюцинации

— иллюзии

— дереализация

— агнозии

 

# Симптомокомплекс диссоциации личностно-мотивационной сферы мышления с эмоционально выхолощенным резонерством называется …

+ шизофреническим

— органическим

— психопатическим

— олигофреническим

 

# Нарушения мышления, когда в суждениях больного доминируют непосредственные представления называется …

— резонерством

— искажением процессов обобщения

— бредовым мышлением

+ снижением уровня обобщения

 

Модуль 2. Методы исследования патологии психической деятельности.

 

# Какая методика позволяет выявить характер психопатии в детском возрасте?

+Патохарактерологический диагностический опросник

-Шкала тревожности Тэйлора

-Цветовой тест Люшера

-Личностный опросник Айзенка

 

# Какая из нижеперечисленных методик наиболее информативна при исследовании пограничных психических расстройств?

-Методика пиктограмм

-Доски Сегена

+MMPI

-Таблицы Шульте

 

# Тест Розенцвейга используется для исследования патологии:

-памяти

-внимания

+эмоционально-личностной сферы

-мышления

 

# Методика «классификация предметов» используется для оценки:

-памяти

-внимания

+мышления

-восприятия

 

# Кем была разработана методика пиктограмм?

-Зейгарник

+Лурия

-Тейлором

-Векслером

 

# Какая методика относится к психометрическим методам оценки нарушений памяти?

+Шкала Векслера

-Опосредованное запоминание по Леонтьеву

-Проба на запоминание 10 слов

-Проба на ассоциативную память

 

# Основное назначение методики пиктограмм состоит в исследовании:

-непосредственной памяти

+опосредованной памяти

-произвольной памяти

-непроизвольной памяти

 

Модуль 3. Основные патопсихологические синдромы. Патопсихологическое исследование в клинике.

 

# Снижение уровня обобщения характерно для всех перечисленных расстройств, кроме одного:

— Умственная отсталость

— Эпилептические изменения личности

— Постэнцефалитические расстройства

+ Неврозы

 

# Какое из утверждений передает суть «эффекта Б.В. Зейгарник»:

— Лучше всего запоминаются и воспроизводятся завершенные действия

+ Лучше всего запоминаются и воспроизводятся незавершенные действия

— Прямая значимая корреляция степени неопреде­ленности ситуации и тревоги

— Улучшение дискриминации элементов фона при повышении эмоциональной значимости фигуры

 

# В каком утверждении сформулировано определение Б. В. Зейгарник предмета изучения патопсихологии:

— Закономерности функционирования нормальной психики на экстремальных моделях психо­патологии

— Закономерности проявлений нарушенной пси­хической деятельности в клинике внутренних и психических заболеваний

— Принципы и закономерности создания экспери­ментальных моделей психических функций и их нарушений

+ Закономерности распада психической деятель­ности и свойств личности в сопоставлении с за­кономерностями формирования и протекания психических процессов в норме

 

# С именами каких двух ученых в России связано вы­деление патопсихологии как психологической дис­циплины:

— И.П. Павлов и И.М. Сеченов

+ В.М. Бехтерев и С.С. Корсаков

— Б.В. Зейгарник и С.Я. Рубинштейн

— М.И. Аствацатуров и А.Р. Лурия

 

# В каком пункте указаны фамилии авторов первых российских руководств по экспериментально-психологическому исследованию больных:

— А.Н. Бернштейн, Ф.Г. Рыбаков

— Г.И. Россолимо, К.К. Корнилов

+ Л.С. Выготский, А.А. Токарский

— И.П. Павлов и И.М. Сеченов

 

# Патопсихологическое исследование, по Б.В. Зейгарник включает в себя все перечисленные действия, кроме:

— Эксперимент

— Беседа

— Наблюдение поведения во время исследования

+ Выявление и анализ сопротивлений и защит

 

# Одним из основных принципов патопсихологическо­го эксперимента является:

— Количественный анализ отдельных психических функций и процессов

— Сопоставление экспериментальных данных с популяционными нормами

+ Системный качественный анализ исследуемых нарушений психической деятельности

— Структурный анализ свойств и черт личности

 

# Одно из важных требований к патопсихологическому эксперименту состоит в его построении таким образом, чтобы:

— Избежать обращения к непараметрическим яв­лениям и процессам

+ Обнаружить структуру не только измененных, но и оставшихся сохранными форм психичес­кой деятельности

— Обеспечить воспроизводимость результатов при изменении психического состояния испы­туемого

— В ходе эксперимента осуществлялись коррекционные функции

 

# Строение патопсихологического эксперимента и ус­ловия его проведения должны:

— Быть строго регламентированными и стан­дартными

— Приниматься во внимание лишь в клинике судебной психиатрии

— Давать возможность экспериментатору вмеши­ваться в стратегию эксперимента

+ Исключить влияние экспериментатора на ход эксперимента

 

# Согласно Л.С. Выготскому, состояние умственного развития может быть оценено с учетом двух моментов:

— Уровня актуального развития и зоны ближайше­го развития

+ Индивидуальных показателей ребенка и популяционных показателей для детей того же пола и возраста

— Показателей умственного развития и состояния памяти

 

# Какое утверждение верно описывает содержание по­нятия «зона ближайшего развития» по Л.С. Выготскому:

— Те психические функции и свойства, развитие которых ожидается на ближайшем этапе

— Количественную меру прогресса умственного развития в случае успешного лечения

+Потенциальные возможности ребенка, не выяв­ляемые им самостоятельно, но реализующиеся при помощи взрослого

 

# В каком методе построения патопсихологического исследования реализуется представление Л.С. Выготско­го о «зоне ближайшего развития»:

— Проективного планирования

+ Обучающего эксперимента

— Вознагражденного успеха

— Оперантного обусловливания

 

# Согласно Б.В. Зейгарник, понятие работоспособнос­ти включает в себя все черты, кроме одной:

— Целенаправленность и устойчивость усилий

— Возможность бороться с истощаемостью

— Высокая оперативная память

+Отношение к окружающим и себе

 

# У здоровых людей введение операции опосредования улучшает запоминание, в то время как у ряда больных, наоборот, ухудшает. Кто описал этот эффект:

— А. Р. Лурия

+ Б.В. Зейгарник

— Г.В. Биренбаум

— С.Г. Жислин

 

# Кто предложил исследование памяти методом пик­тограммы:

— С.Я. Рубинштейн

+ А.Р. Лурия

— Т. Рибо

— Б.В. Зейгарник

 

# Для шизофренического патопсихологического синдрома характерны все признаки, кроме:

— Низкая точность распознавания собственных эмоций

— Трудности в распознавании правильного значения эмоциональных реакций окружающих

— Нарушение опосредованного запоминания

+ Псевдоагнозии

 

# Таблицы Горбова-Шульте предназначены для ис­следования:

+ Устойчивости внимания

+ Переключаемость внимания

— Динамической асимметрии внимания

— Концентрации внимания

 

# В каком пункте указаны методики, лучше всего позво­ляющие выявить разноплановость мышления:

— Классификация и сложение фигур

— Сложение фигур и исключение предметов

— Пиктограмма и сложение фигур

+ Классификация и исключение предметов

 

# В отличие от психологического тестирования патопси­хология опирается на:

— Особо тщательную стандартизацию

— Психофизиологическое представление о лич­ности

+ Моделирование определенных ситуаций, в кото­рых проявляются исследуемые виды психичес­кой деятельности

+ Стандартизацию норм по нозологическому при­знаку

 

# В конце XIX века Э. Крепелин предложил две экспери­ментально-психологические техники, известные с тех пор как пробы Крепелина:

— Складывание в уме однозначных чисел столбиком

+ Последовательное вычитание из 100 или 200 по 7, 13 или 17

+ Последовательное прибавление по 7, начиная с 9

 

# Используемая в детской диагностике методика обу­чающего исследования А.Я. Ивановой направлена на изу­чение:

+ Интеллектуального уровня

— Зоны ближайшего развития

+ Мотивации учебной деятельности

— Эмоциональных блоков интеллектуальной работы

 

# Методика Б.В. Зейгарник «Соотношение пословиц, метафор и фраз» направлена на диагностику:

— Осведомленности

— Интеллекта

— Комбинаторики

+ Расстройств мышления

 

# Методика Дембо—Рубинштейн представляет собой:

+ Тест уровня самооценки

— Экспериментально-психологическую медику изучения свойств личности по самооценке

— Экспериментально-психологическую методику изучения самосознания

 

# Основные принципы построения патопсихологического эксперимента:

+ Принцип учета отношения больного к ситуации исследования

+ Принцип моделирования психической деятельности

— Принцип жесткой стандартизации условий работы больного

+ Принцип качественного анализа особенностей протекания психической

деятельности

 

#Тактики взаимоотношений психолога и больного в патопсихологическом исследовании включают в себя все, кроме одной:

— Обучающая

— Психотерапевтическая

+ Создание мотива экспертизы

— Проективная

 

# В каком из предлагаемых утверждений лучше опреде­ляется основная направленность метода «Существенные признаки»:

— Диагностика личностных черт

— Изучение интеллектуально-мнестических функций

— Выявление мотивационных структур

+ Логичность суждений

 

# Экзогенно-органический патопсихологический синдром характерен для всех психических расстройств, кроме одного:

+ Деменция вследствие эпилепсии

— Постэнцефалитический синдром

— Посткоммоционный синдром

— Деменция вследствие церебрального атеросклероза

 

# Для шизофренического патопсихологического синдрома характерны все нарушения восприятия, кроме одного:

+ Нарушение быстрого визуального охвата деталей сложных конфигураций

— Диффузность восприятия

— Нарушение мотивационного компонента восприятия

 

# К нарушениям личности согласно классификации Б.В. Зейгарник относятся все, кроме одного:

— Нарушение саморегуляции и опосредования

+ Нарушение смыслообразования

— Нарушения критичности и спонтанности

— Нарушение мотивационного компонента мнестической деятельности

 

# Нарушение операциональной стороны мышления встречается при всех психических расстройствах, кроме одного:

1. Параноидная шизофрения

2. Умственная отсталость

3. Биполярное аффективное расстройство

4. Легкое когнитивное расстройство

 

# Для исследования интеллекта используются все методы, кроме одного:

— Последовательное и усложненное вычитание чисел

— Тест Векслера

— Методика Равена

+ Тест Амтхауэра

 

# Высшие психические функции имеют все характеристики, кроме одной:

— Осознанность

— Опосредованность

— Непроизвольность

+ Пластичность

 

# К методологическим основам патопсихологии относятся все принципы, кроме одного:

— Принцип развития

+ Принцип детерминизма

— Принцип количественных и качественных изменений

 

# Установка — это:

+ Осознанные потребности

— Неосознаваемые побуждения

— Вариант психологической защиты

+ Конкретное проявление потребностей человека

 

# Разноплановость мышления характерна для:

+ Нарушения операциональной стороны мышления

— Нарушения личностного компонента мышления

— Нарушения смысловой стороны мышления

 

 

#В ассоциативно-словесном эксперименте выделят все виды речевых реакций, кроме одного:

— Эхолалические

+ Атактические

— Абстрактные

— Конкретные

 

#В диагностическом плане наименее информативен один из патопсихологических синдромов:

+ Симптомокомплекс психогенной дезорганизации

— Психопатический синдром

— Шизофренический синдром

— Органический синдром

 

# Какое из утверждений в отношении синдромного анализа неверно:

— Синдромный анализ предполагает тщательную качественную квалификацию нарушений психических функций

+ Синдромный анализ включает анализ и сопоставление первичных нарушений и связанных с ними вторичных расстройств

— Синдромный анализ направлен на изучение структуры нарушенных высших психических функций

 

# К практическим задачам патопсихологического исследования относятся все, кроме одной:

— Дифференциально-диагностические

— Анализ структуры нарушений психических процессов и их динамика под влиянием лечения

+ Психологическая экспертиза для решения вопроса невменяемости

— Патопсихологическое исследование с целью решения вопроса об обучаемости

 

# В каком утверждении сформулирована сущность интерпретации результатов патопсихологического исследования:

— При интерпретации результатов происходит обобщение и объяснение всех ранее полученных экспериментальных и клинических данных

+ Интерпретация предполагает объяснение отдельных диагностически значимых данных исследования

— Интерпретация данных предполагает учет множественной детерминации психических явлений, многозначности каждого результата, вероятных связей между диагностическими данными, их ситуационной обусловленностью, возможным личностным значением, ситуативный характер выявленных психологических особенностей

 

# Интерпретация результатов патопсихологического исследования при решении дифференциально-диагностических задач предполагает:

+ Выявление и описание симптомов, которые с наибольшей надежностью позволяют сравнивать типичные патопсихологические синдромы, характеризующие различные виды психических расстройств

— Выявление и анализ абсолютно всех симптомов с учетом как нарушенных, так и сохранных сторон психики

— Выявление и подробное формулирование патопсихологического синдрома с учетом динамики показателей психической деятельности

 

# Патопсихологическое исследование состоит из:

— 4-х этапов

+ 3-х этапов

— 5-ти этапов

— 6-ти этапов

 

# Выбор методов исследования зависит от факторов:

+ От актуального состояния исследуемого

+ От образования исследуемого

— От квалификации психолога

+ От задачи патопсихологического исследования

 

# Патопсихологическое заключение не включает :

-Особенности поведения, эмоциональной реакции больного в ходе исследования

— Отношение больного к патопсихологическому исследованию

+ психопатологию познавательной деятельности

— Жалобы испытуемого, его самооценка состояния психических процессов и функций, настроения, самочувствия

 

# Патопсихологический синдром – это:

+Симптомокомплекс психологических характеристик, высоко диагностически значимых для определенных нозологических форм

— Основные индивидуальные особенности, нарушения и сохранные стороны психической деятельности исследуемого

-Клинический диагноз, представленный опосредованно, через психологическое описание структуры нарушений, выявленных в исследовании

-Совокупность поведенческих, мотивационных и познавательных особенностей психической деятельности исследуемых, выраженных в психологических понятиях

 

# Подготовительный этап патопсихологического исследования не включает:

— Подбор методов исследования

— Определение последовательности предъявления методик

— Анализ данных медицинской документации

+ Оформление протокола

 

# Бехтерев разработал все перечисленные методы объективно-психологического исследования больных, кроме одного:

+ Корректурная проба

— Счетные задачи для учета динамики работоспособности

— Определение и сравнение понятий

— Словесный ассоциативный эксперимент

 

# Кризисы развития у взрослого человека включают в себя все перечисленные особенности, кроме одной:

— Могут быть спровоцированы ситуационно

— Динамика их протекания может быть различной

+ Имеют жесткую отнесенность к возрасту

— Итогом развития является возникновение ряда психологических проблем

 

# Нарушение операциональной стороны мышления включает в себя:

+ снижение уровня обощения

+ искажение процесса обобщения

— инертность процессов мышления.

— лабильность мышления (скачка идей)

 

 

# К агнозиям относится:

+ нарушение восприятия структуры предмета

+ нарушение узнавания предметов при узнавании их формы

— Ступенчатые расстройства восприятия

+ узнавания хорошо знакомых лиц людей

 

# Динамические нарушения памяти связаны с:

— Фиксационной амнезией

+ Лабильностью познавательной деятельности

— Лабильностью эмоциональной сферы

+Истощаемостью умственной работоспособности



Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Тест патопсихология | Академия вашего образования

Тест»Основы патопсихологии»

Предназначен для оценки успешности профессиональной подготовки будущих специалистов в области патопсихологического и психического состояния больного, а также диагностики состояний познавательной деятельности, эмоционально-волевой и личностной сферах. Для автогенерации сертификата вам необходимо набрать не менее 50% правильных вариантов ответов.

1. Обсессивно-компульсивное расстройство относится:

расстройствам мышления

расстройствам восприятия

расстройствам эмоциональной сферы

2. При наличии навязчивых идей:

человек способен относиться к ним критически

человек относится к ним критически

человек убежден в их истинности

человек воспринимает их как часть своего мировоззрения

3. Основной метод патопсихологии:

клиническая беседа

наблюдение

тестирование

интроспекция

моделирующий эксперимент

4. Разноплановость-это:

выхолощенное рассуждательство

функциональное обобщение

обобщение на основе личного опыта

конкретно-ситуационное обобщение

обобщение по различным основаниям

5. Методика запоминания 10 слов позволяет оценить:

способность к обобщению

способность к опосредованному запоминанию

нарушения непоросредственного запоминания

6. Снижение уровня обобщения характерно для больных:

шизофренией

эпилепсией

неврозами

психопатией

7. У больных с поражениями лобных долей головного мозга псевдоагозии обусловлены:

снижением уровня обобщения

повреждением зрительного нерва

изменением чувствительности

нарушением произвольности и контроля

нарушением динамики психической деятельности

8. Цикломатическое расстройство-это:

расстройство мышления

расстройство восприятия

расстройство волевой сферы

расстройство настроения

расстройство поведения

9. Ангедония может быть диагностическим признаком:

депрессивного расстройства

эпилепсии

маниакального расстройства

органического поражения ЦНС

фобического расстройства

10. Нарушения восприятия при деменциях обусловлено:

нарушением мотивации

повреждением зрительного нерва

повреждением сетчатки

перегруженностью зрительного анализатора

отсутствием осмысленности и обобщенности перцептивной деятельности

11. Нарушение динамики мнестической деятельности чаще всего можно наблюдать у больных:

тревожными расстройствами

шизофренией

эпилепсией

диффузными, сосудистыми поражениями головного мозга

психопатиями

12. Резонерство при эпилепсии характеризуется:

рассуждениями, сопровождающими трудную деятельность

морализаторством, содержанием идей справедливости, эмоциональностью

выхолощенностью, отсутствием житейского содержания

импульсивным перескакиванием с одной темы на другую

13. Для какого вида расстройства восприятия характерны: чувство»сделанности» воспринимаемого?

агнозии

псевдогаллюцинации

истинные галлюцинации

иллюзии

сенестопатии

14. При наличии сверхценных идей:

у человека нет сомнения в их истинности

человек способен относиться к ним критически

человек страдает от их наличия и хочет от них избавиться

15. Создание мотива экспертизы необходимо:

для формирования у пациента серьезного отношения к исследованию

для поддержания психотерапевтических отношений

для изучения мотивации испытуемого

для установления диагноза

для установления доверительных отношений с испытуемым

16. Выпадение из памяти событий,впечатлений,предшествующих острому периоду болезни — это:

антероградная амнезия

прогрессирующая амнезия

ретроградная амнезия

конградная амнезия

фиксационная амнезия

17. Галлюцинации-это:

восприятие не существующих в реальности объектов, явлений

нарушение узнавания предметов

изменение порогов чувствительности

неправильное узнавание предметов

искажение формы предметов

18. Конфабуляции -это:

забывание текущих событий

ложные воспоминания с убежденностью в их реальности

забывание событий прошлого

непроизвольное оживление в памяти малозначительных для настоящего событий

частичное выпадение из памяти отдельных фактов или событий

19. Нарушения опосредованного запоминания-это:

нарушение мотивационного компонента мнестической деятельности

нарушение целеполагания

нарушение самооценки

нарушение операциональной стороны мнестической деятельности

нарушение динамики мнестической деятельности

20. Обобщение по конкретно-ситуационным признакам свидетельствует:

о высоком уровне обобщения

о снижении уровня обобщения

об искажении уровня обобщения

о нарушении динамики

Разговор патопсихолога с пациентом и наблюдение за его поведением во время исследования

Разговор патопсихолога с пациентом и наблюдение за его поведением во время исследования

Выше мы говорили о том, что патопсихологическое исследование включает беседу с пациентом, которую часто называют «направленной», «клинической». Это проще назвать «беседой с субъектом», в данном случае с пациентом.

Разговор состоит из двух частей. Первая часть — — это разговор в узком смысле этого слова. Экспериментатор разговаривает с пациентом, не проводя никаких экспериментов. Беседа может происходить до или после экспериментальной работы с пациентом.

Вторая часть разговоров — это разговор во время эксперимента, потому что эксперимент — это всегда общение с пациентом. Общение может быть вербальным, т.е. экспериментатор что-то ему говорит, указывает, предлагает, хвалит или, наоборот, порицает.Но этот разговор может быть не в вербальном плане, но экспериментатор показывает пациенту выражение своего лица, хорошо он или плохо; как и в реальной жизни, вы можете пожать плечами, поднять брови, вы можете удивленно выглядеть, улыбаться, хмуриться, т.е. в зависимости от обстоятельств (это тоже форма общения).

Остановимся на тех вопросах, которые касаются беседы в более узком смысле. Во-первых, разговор нельзя вести «вообще». Это всегда зависит от задачи.Задачу чаще всего ставит лечащий врач. Врач просит экспериментально осмотреть такого-то пациента, диагноз ему не ясен. Или наоборот, больной находится в больнице на обследовании: трудовом, военном, судебном. Или врач хочет знать, какое влияние оказывают психофармакологические препараты, которые принимает пациент. В этих случаях врач ставит перед психологом определенную практическую задачу. В соответствии с этой задачей проводится эксперимент, т.е.психолог выбирает стратегию своих действий и разговоров в зависимости от поставленной перед ним задачи.Это первое. Но часто бывают случаи, когда врач (если это неопытный врач) не всегда ставит проблему перед психологом. Порой бывает так, врач просит патопсихолога посмотреть этот, «очень сложный больной пациент». Задача не поставлена, и психолог должен хорошо изучить историю болезни. Если внимательно прочитать историю болезни человека, психолог сможет понять, какая задача стоит перед ним. Но для этого нужно иметь знания в области клиники.Поэтому студентам, которые проходят специализацию на кафедре нейро- и патопсихологии, читается курс лекций: введение в психиатрию, введение в неврологию, введение в клиническую психотерапию — это обязательные курсы с экзаменами или тестами.

Прочитав анамнез, узнав, кто сидит перед ним, психолог решает, «для чего он будет проводить эксперимент», вести «узкую беседу». Следует подчеркнуть, что, прежде всего, она не должна повторять вопросы врача, т.е.е. Не задавайте такие вопросы, которые задал врач и которые отражены в истории болезни. Психолог не должен собирать анамнез, который должен быть в истории болезни. Если в истории болезни этого нет, то вам следует проконсультироваться с врачом и, возможно, вместе с ним собрать анамнез.

Конкретно не стоит начинать разговор с пациентом с вопросов: есть ли бред, есть ли галлюцинации? Этого делать не следует.Если во время разговора он сам говорит об этом, то мы должны поговорить об этом с ним.

К вопросу о его состоянии нужно подходить очень деликатно. Если у пациента депрессия, и вы читали об этом в истории болезни, вам тоже не следует начинать говорить о его депрессии, но вы можете как бы «окольным путем» спросить, как он себя чувствует сегодня? Разве ему сегодня работать не сложно, ведь вы хотите проверить его память.

И если больной или больной человек ответит: «Я всегда плохой, мне все равно, я не хочу этого делать, я вообще ничего не хочу», то можно продолжить эту мысль: «А ты не всегда что-нибудь делать? А как вы проводите время? Чем занимаетесь? И тогда пациент заговорит.Не спрашивайте его, когда у него худшее настроение: утром или вечером? Обязанность врача — спросить. Психолог должен делать это не напрямую, а как бы «окольным» способом. Но самое главное — знать и всегда помнить, за чем к вам направлен пациент-субъект. Это касается не только больного человека, это касается и разговоров, которые психолог ведет с нормальным здоровым человеком для изучения, например, логических способностей.

Далее всегда в разговоре следует учитывать отношение пациента к ситуации эксперимента, к вам как к экспериментатору.Необходимо знать преморбидные особенности пациента, то есть те особенности, которые были присущи человеку до его болезни. Психолог должен найти информацию об этом в истории болезни, а не спрашивать пациента, кем он был до болезни. Другое дело, когда перед нами стоит какая-то научная задача и мы должны поговорить с его родителями и коллегами в рамках научных проблем, тогда это возможно, но это другое дело, сейчас мы говорим о разговоре в условиях практическая работа патопсихологов.

тематических картинок

.

Статья о патопсихологии от The Free Dictionary

— раздел психологии, изучающий принципы нарушений психической деятельности и характеристики личности путем сравнения их с принципами нормального формирования и развития личности.

Становление патопсихологии было тесно связано с развитием психиатрии. В конце XIX века первые лаборатории экспериментальной психологии в психоневрологических учреждениях были основаны немецким психологом В.Вундта и российских психоневрологов В. М. Бехтерева и С. С. Корсакова. Первые руководства по применению методов экспериментальной психологии к изучению душевнобольных были опубликованы в начале 20 века. Идеи Л. С. Выготского сыграли большую роль в развитии патопсихологии в СССР.

Исследования в области патопсихологии имеют большое значение для ряда общих методологических проблем психологии, таких как вопрос о соотношении биологического и социального в развитии психики.Данные исследований в области патологической психологии показывают, что нарушение личности не означает высвобождение биологических инстинктов и потребностей, а характеризуется прежде всего изменениями человеческих мотивов и потребностей. Также было установлено, что принципы дезинтеграции психики не воспроизводят в обратном порядке стадии развития психики.

Результаты патопсихологических исследований используются в психиатрии в качестве диагностических критериев и в качестве вспомогательных средств при установлении степени интеллектуальных нарушений, при проведении оценок (судебных, профессиональных и военных) и при расчете эффективности лечения, особенно при назначении психофармакологических препаратов. агенты.Они также используются при анализе нарушений умственной деятельности, связанных с опасными занятиями, и при принятии решения о том, как восстановить трудоспособность.

Патопсихология применяет экспериментальные методы, основным принципом которых является качественный анализ психических расстройств как опосредованных и мотивированных действий. Патопсихологический эксперимент позволяет актуализировать не только мыслительные операции, но и мотивы пациента. В педиатрической патопсихологии, особенно хорошо развитой области, были разработаны специальные методы, такие как обучающий эксперимент, основанный на предположении Выготского о «зоне ближайшего развития».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бернштейн Н.А. Клинические приемы психологического исследования душевнобольных, 2-е изд. Москва, 1922.
Зейгарник, Б.В. Патология мышления. Москва, 1962.
Зейгарник, Б.В. Личность и патология действенности. Вопросы экспериментальной патопсихологии. Москва, 1965. [Сборник статей.]
Коган В.М. (составитель). Принципы и методы психологического обследования в практике врачебно-трудовой экспертизы. Москва, 1967.
Вопросы патопсихологии. Москва, 1970.
Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методы патопсихологии …. Москва, 1970.
Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. Москва, 1970.
Психологические исследования, фас. 3: Проблемы патопсихологии. Москва, 1971.
Кэмерон Н. Психология поведенческих расстройств. Boston, 1947.
Rey, A. Monographies de Psyologie Clinique. Neuchâtel-Paris, 1952.
Lewicki, A. Psychologia kliniczna w zarysie. Познань, 1968.

.

Пути исследования личности — Патопсихология

Пути исследования личности

В главе 2 были описаны принципы построения патопсихологического исследования. В этом разделе мы остановимся на экспериментальных способах исследования личности.

Прежде всего, следует отметить, что изучение расстройств личности не является уникальным. Это может выражаться в анализе изменений структуры мотивов, их иерархии, смыслообразования, в нарушении самооценки и уровня притязаний, нарушении коммуникации, самоконтроля и саморегуляции, при анализе формирования новые патологические мотивы и потребности.Остановимся на двух основных позициях.

Первый. Многочисленные исследования в области расстройств личности показали, что именно практика медицины, особенно психоневрологии, оказалась плодотворной в решении многих вопросов психологии личности XIX века. В.К. Кандинский, болезнь — это та же жизнь, протекающая по тем же закономерностям, что и нормальная, но только в изменившихся условиях. Следует отметить, что, проводя исследования даже по отдельным вопросам психологии аномальной личности, мы неизбежно сталкиваемся с рядом серьезных методологических проблем.Мы упомянем лишь некоторые из них, на которых мы остановимся более подробно в гл. 5 и 6.

Проблема соотношения биологического и социального в развитии психики человека.

Проблема приобретенного и врожденного в формировании личности.

Проблема индивидуальных свойств личности.

Проблема условий для порождения аномальных мотивов и потребностей и многие другие.

Конечно, все мы исходим из положений марксистской философии о том, что сущность человека определяется общественными отношениями, что необходим системный, активный подход в решении каких-либо частных вопросов в области психологии личности.Однако разные психологические направления по-разному решают, какое центральное звено следует исследовать при изучении изменений личности.

Второй, , на котором стоит остановиться, — это вопрос о принципах построения так называемых личных методов. Часто забывают, что для любого метода всегда есть методология, мировоззрение, теоретическая мысль самого ученого, создавшего ту или иную методику. Если Фрейд использовал метод интерпретации снов и оговорок, то он сделал это потому, что предполагал, что человеческие переживания, действия определяются бессознательными силами, которые антагонистичны сознанию, и что они должны проявляться в символах.Если А. Н. Леонтьев применял метод опосредованного запоминания, то он исходил из того, что психические процессы опосредуются своей структурой.

Следовательно, методологически неразумно при попытке использовать какой-либо один метод , за которым часто следует чуждая нам методология, для решения вопросов психологии личности.

При патопсихологическом исследовании личности перед психологом стоит очень сложная задача; его можно понять, только ответив на конкретный вопрос, поставленный жизненной практикой.Исследователь должен четко представлять себе, что следует исследовать в каждом конкретном случае. Необходимо найти возможность распутать этот сложный клубок диалектических противоречий — мотивов, установок, ценностей, конфликтов, которые мы называем человеком. Следовательно, любая проблема, относящаяся к проблеме личности, теоретическая или практическая, требует глубокого методологического подхода, который должен следовать используемым методам.

Между тем решение этой проблемы часто упрощается тем, что исследователь нацелен не столько на анализ изучаемого явления, сколько на поиск некоего экспериментального метода, который мог бы, как рентген, «высветить» «личность в целом.

Некоторые считают, что для этого необходимо найти метод, который будет определять типы людей, и что установление типологии, классификации людей поможет решить не только теоретические вопросы, но и практические; например, для определения типов людей, подходящих для руководящей работы в промышленности, на транспорте, даже для прогнозирования антиобщественного поведения.

Другие видят панацею в выявлении акцентированных личных установок; другие ожидают точного ответа от проективных методов, считая, что процесс отождествления субъекта с «героем» картины раскроет центральное звено личности.Многие видят решение проблем, связанных с психологией личности, в выявлении многих черт и их корреляции (Кеттелл). Также существует представление о том, что только математическая формализация экспериментальных данных позволит раскрыть психологическую реальность живого человека.

Это поиск метода, с помощью которого можно распознать личность в целом, решить ее сложнейшие жизненные проблемы и конфликты, привел к тому, что методы стали жить как будто своей собственной независимой жизнью.

Представляется, что эта точка зрения иллюзорна и принципиально методологически необоснованна. Получается странная ситуация в методологическом смысле: аргументируя, заявляя, что психические процессы, психическая деятельность формируются в жизни, психолог направляет свои усилия на поиск метода, который бы установил личность в целом, раз и навсегда заданную.

Если мы не будем помнить методологию эксперимента, то мы будем собирать только эмпирические факты и станем похожими на, как выразился Гордон Олпорт, «всадника без головы», который скачет за фактами и собирает их в мешок.

При изучении изменений личности данные, полученные с помощью методик, следует анализировать в связи с изучением человеческой жизни. Невозможно ответить на вопрос о квалификации на основании данных какой-либо одной методики, нельзя ответить на острые вопросы судебной или трудовой экспертизы, порекомендовать способы психокоррекции.

Принципы, указанные в гл. 2. Это происходит по двум причинам: во-первых, психолог, работающий в поликлинике в диспансере, имеет возможность ознакомиться с объективными данными о жизненном пути человека до болезни, его поведении в отделении, способах общения с другие пациенты, с поведением пациента в трудовой ситуации, т.е.е. патопсихолог должен знакомиться с стадиями жизни пациента объективно, а не со слов.

Именно знание прошлого жизненного пути, прошлых забот и ценностей человека, сидящего перед вами, часто определяет выбор методических приемов изучения его личностных характеристик.

Во-вторых, патопсихологический эксперимент, направленный на решение практических задач — это совместная работа, общение экспериментатора и испытуемого.В этой ситуации экспериментатор сам решает задачу. Например, у пациента при исследовании познавательной деятельности выявлена ​​склонность к использованию скрытых признаков. И отношение к экспериментатору и эксперименту, способы общения были адекватными. Затем экспериментатор должен решить, чем вызваны несоответствия описанных выше признаков: нецеленаправленность пациента, наступление психического истощения или другое. А потом нужно решить, как дальше строить эксперимент, какие методы представить.Ситуация эксперимента напоминает ситуацию в игре в шахматы.

Выше мы говорили о том, что предъявляемый испытуемому реальный сегмент деятельности, позиция экспериментатора, его реплики вызывают в нем реальный опыт, настоящее эмоциональное состояние. Другими словами, патопсихологический эксперимент открывает реальный резервуар, по словам Политцера, сегмент «драматической» личности. В этом специфика эксперимента в нашей отечественной патопсихологии.

Исследования частных вопросов расстройств личности как нарушения соотношения уровня притязаний и самооценки, отношения между значимыми и действенными функциями мотивов должны проводиться не по отсечке исследований, а в отношении к реальной динамике li

.

Оценка нейропсихологической устойчивости учителя (опросник нейропсихологической устойчивости «Прогноз»)

1.8.4. Оценка нейропсихологической устойчивости учителя (опросник Прогноз нейропсихологической устойчивости)

Методика предназначена для первоначальной предварительной идентификации лиц с признаками нервно-психической нестабильности. Он позволяет выявить определенные болезненные признаки расстройств личности, а также оценить вероятность их развития и проявлений в поведении и деятельности человека.Испытуемый должен ответить на 84 вопроса в течение 30 минут. Анализ ответов позволит уточнить определенные биографические данные, особенности поведения и состояния психической деятельности в различных ситуациях.

ИНСТРУКЦИИ

Вам предлагается тест из 84 вопросов, на каждый из которых необходимо ответить «да» или «нет» ». Предлагаемые вопросы касаются вашего здоровья, поведения или характера. Здесь нет правильных или неправильных ответов, поэтому не пытайтесь долго думать о них — ответьте, исходя из того, что больше подходит для вашего состояния или представлений о себе.Если ваш ответ положительный, закрасьте прямоугольник с ответом «да» над номером соответствующего вопроса. Если ответ отрицательный, закрасьте прямоугольник с ответом «нет». Если вы затрудняетесь с ответом, раскрасьте два прямоугольника, которые соответствуют ответу «не знаю».

ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

1. Иногда мне в голову приходят такие плохие мысли, что лучше о них никому не рассказывать.

2. Запор у меня бывает редко (или совсем не бывает).

3. Иногда у меня случаются приступы смеха или плача, с которыми я не могу справиться.

4. Бывают случаи, когда я не сдерживаю своих обещаний.

5. Часто болит голова.

6. Иногда лгу.

7. Раз в неделю или чаще я без видимой причины чувствую жар во всем теле.

8. Бывало, что я говорил о вещах, которых не понимаю.

9. Бывает, что злюсь.

10. Сейчас мне трудно надеяться, что я чего-нибудь добьюсь в жизни.

11. Иногда откладываю на завтра то, что мне нужно сделать сегодня.

12. Я с удовольствием участвую во встречах и других общественных мероприятиях.

13. Самая трудная борьба для меня — это борьба с собой.

14. Мышечные судороги и подергивания встречаются редко (или не возникают совсем).

15. Иногда, когда я плохо себя чувствую, я чувствую себя раздражительным.

16. Мне довольно безразлично, что со мной будет.

17. Я лучше сижу за столом дома, чем дома.

18. Если мне не грозит штраф и поблизости нет машин, я могу переходить улицу там, где хочу, а не там, где она должна быть.

19. Я считаю, что моя семейная жизнь так же хороша, как и у большинства моих друзей.

20. Мне часто говорят, что я вспыльчивый.

21. В детстве у меня была компания, в которой все старались всегда стоять на месте друг друга.

22. В игре предпочитаю выигрывать.

23. Последние несколько лет я большую часть времени чувствую себя хорошо.

24. Сейчас мой вес постоянный (не толстею и не худею).

25. Мне приятно иметь среди друзей значимых друзей, это придает мне вес в моих глазах.

26. Я был бы очень спокоен, если бы у кого-то из моей семьи были проблемы.

27. С моей точки зрения, что-то неладно.

28. Меня беспокоят сексуальные (сексуальные) вопросы.

29. Когда я пытаюсь что-то сказать, то часто замечаю, что у меня дрожат руки.

30.Мои руки такие же умные и ловкие, как и раньше.

31. Среди моих знакомых есть люди, которые мне не нравятся.

32. Я считаю себя обреченным человеком.

33. Я очень редко ссорюсь с членами своей семьи.

34. Бывает, что сплетничаю с кем-то.

35. Часто я вижу сны, о которых не хочу никому рассказывать.

36. Бывает, что когда я обсуждаю одни вопросы, я особо не задумываюсь об этом, я согласен с мнением других.

37. В школе я усваивал материал медленнее, чем другие.

38. В целом меня устраивает внешний вид.

39. Я вполне в себе уверен.

40. Раз в неделю или чаще очень волнуюсь м. Н.

41. Кто-то контролирует мои мысли.

42. Я пью необычно много воды каждый день.

43. Бывает, что непристойная или даже непристойная шутка меня смешит.

44. Я больше всего счастлив, когда я один.

45. Кто-то пытается повлиять на мои мысли.

46. Обожаю сказки Андерсена.

47. Я обычно чувствую себя одиноким даже среди людей.

48. Меня бесит, когда меня торопят.

49. Меня легко запутать.

50. Я легко теряю терпение с людьми.

51. Я часто хочу умереть.

52. Бывало, что я уходил из дела, потому что боялся, что не справлюсь.

53. Почти каждый день происходит что-то, что меня пугает.

54. Я равнодушен к религиозным вопросам, меня это не занимает.

55. Приступы плохого настроения у меня редки.

56. Я заслуживаю сурового наказания за свои действия.

57. У меня были очень необычные мистические переживания.

58. Мои убеждения и взгляды непоколебимы.

59. У меня бывают периоды, когда из-за волнения я терял сон.

60. Я нервный и легко возбудимый человек.

61. Мне кажется, что обоняние у меня такое же, как и у других (не хуже).

62. У меня все плохо, не так, как должно быть.

63. Я почти всегда чувствую сухость во рту.

64. Чаще всего чувствую усталость.

65. Иногда чувствую, что близок к нервному срыву.

66. Меня очень раздражает, что я забываю, куда кладу вещи.

67. Я очень внимательно отношусь к тому, как одеваюсь.

68. Приключенческие рассказы мне нравятся больше, чем рассказы о любви.

69. Мне очень сложно адаптироваться к новым условиям жизни и работы; переход в любые новые условия жизни, работы, учебы кажется невыносимо трудным.

70. Мне кажется, что по отношению ко мне особенно часто действуют несправедливо.

71. Меня часто обижают несправедливо.

72. Мое мнение часто не совпадает с мнением окружающих.

73. Я часто чувствую усталость от жизни, и я не хочу жить.

74. На меня обращают внимание чаще других.

75. От переживаний у меня головные боли и головокружение.

76. Часто бывают периоды, когда я никого не хочу видеть.

77. Мне тяжело просыпаться в назначенное время.

78. Если кто-то виноват в моих неудачах, я не оставляю это безнаказанным.

79. В детстве была капризной и раздражительной.

80. Я знаю случаи, когда мои родственники лечились у невропатологов, психиатров.

81. Иногда принимаю валериану, элениум, кодеин и другие успокаивающие средства.

82. Среди моих близких родственников есть и привлеченные к уголовной ответственности.

83. Меня ехали в полицию.

84. В школе училась плохо, были времена, когда меня хотели бросить (ушли) на второй год.

КЛЮЧ

Шкала искренности

Шкала нервно-психической устойчивости

Неджи <->

Да & lt; +)

Нет (-)

1,4,6, 8, 9, I, 16, 17, 18, 22, 25,31,34, 36,43

3.5,7, 10, 15,20, 26, 27, 29, 32, 33, 35, 37, 40, 41,42, 44, 45, 47,48, 49, 50, 51, 52, 53, 56, 57, 59, 60, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83. 84

2, 12, 13, 14, 19,21,23, 24, 28,30, 38, 39,46, 54, 55, 58,61,68

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

Показатель по шкале нервно-психической устойчивости (NCP) получается простым суммированием положительных и отрицательных ответов, совпадающих с ключом.

Характеристики уровней НПЗУ

29 баллов или больше. Высокая вероятность

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *