Основные законы диалектики впервые сформулировал: «Объясните простыми словами законы диалектики(с примерами) ?» – Яндекс.Кью

Содержание

Законы диалектики впервые сформулировал

Аристотель

Р. Декарт

Ж.-Ж. Руссо

Г. В.Ф. Гегель


Один из основных принципов диалектики

Принцип изоляции

Принцип развития

Принцип дополнительности

Принцип неопределенности

Не является законом диалектики

Закон отрицания отрицания

Закон о взаимопереплетении причин и следствий

Закон перехода количества в качество

Закон единства и борьбы противоположностей

Диалектический источник самодвижения и развития природы, общества и познания


Противоречие

Материя

Мера

Необходимость

Ключевым моментом диалектической концепции является принцип


Противоречия

Системности

Дополнительности

Запрета

Закон диалектики, отвечающий на вопрос об источнике развития


Закон единства и борьбы противоположностей

Закон перехода количественных изменений в качественные

Закон о взаимопереплетении причин и следствий

Ни один из законов диалектики не может ответить на этот вопрос

Закон диалектики, раскрывающий источник самодвижения и развития объективного мира и познания,


Единство и борьба противоположностей

Переход количественных изменений в качественные

Отрицания отрицания

Закон сохранения и превращения энергии

Закон диалектики, вскрывающий наиболее общий механизм развития

Переход количественных изменений в качественные

Единство и борьба противоположностей

Отрицания отрицания

Закон сохранения и превращения энергии

Закон диалектики, характеризующий направление, форму и результат процесса развития

Отрицания отрицания

Переход количественных изменений в качественные

Единство и борьба противоположностей

Закон сохранения и превращения энергии

Направленное, качественное изменение


Развитие

Движение

Дивергенция

Конвергенция

Совокупность существенных необходимых свойств вещи составляют её:

Количество

Качество

Объём

Масштаб

Внутреннее содержание предмета в единстве всех его свойств и отношений выражает категория

Сущности

Существования

Количества

Бытия

Теория самоорганизации сложных систем


Синергетика

Бифуркация

Монадология

Материализм


ПРИРОДА НАУКИ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

Теория научного познания именуется

Онтологией

Аксиологией

Эпистемологией

Эволюционной эпистемологией

Что из нижеперечисленного не относится к основным чертам научного знания?

Обоснованность

Доказательность

Неопровержимость

Системность

По функциональному предназначению, целям исследования знания делятся на


Фундаментальные и прикладные

Точные и приближенные

Достоверные и вероятностные

Естественнонаучные и технические

Один из основоположников философии техники

Э. Фромм

К. Циолковский

П. Энгельмейер

М. Фарадей

Греческое слово «технэ» первоначально имело значение

знание, наука

Искусство, мастерство

метод, язык, речь

машина, устройство

Чувственное познание отличается от рационального тем, что

Первое оперирует фактами, второе – рациональными аргументами

Первое эмоционально, второе – нейтрально

Первое базируется на ощущениях, второе – на доводах разума

Первое более адекватно, чем второе

Исходная, простейшая форма чувственного познания

Восприятие

Измерение

Ощущение

Представление

Форма рационального познания:

Ощущение

Представление

Понятие

Восприятие

Мысль, выделяющая и обобщающая предметы на основе указания на их существенные и необходимые свойства

Умозаключение

Суждение

Понятие

Силлогизм

Высказывание, в котором нечто утверждается или отрицается

Умозаключение

Суждение

Понятие

Опровержение


Форма мышления, в которой отражается наличие связи между предметом и его признаком, между предметами, а также факт существования предмета


Суждение

Понятие

Восприятие

Ощущение

Форма эмпирического познания

Суждение

Гипотеза

Факт

Проблема

Утверждение, основанное на объединении множества родственных фактов

Гипотетический мультиплет

Теоретический закон

Эмпирическое обобщение

Рациональный синтез

Научное допущение, предположение, нуждающееся в дополнительном обосновании

Умозаключение

Гипотеза

Верификация

Интерпретация

Высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определённой области действительности

Апория

Эмпирический базис

Парадигма

Теория


К важнейшим функциям научной теории можно отнести

Коммуникативную

Эмоциональную

Побудительную

Систематизирующую


Научная гипотеза относится к


Концептуальным средствам познания

Техническим средствам познания

Трансцендентным средствам познания

Физиологическим средствам познания

Данное определение: «Исследование объекта в контролируемых или искусственно созданных условиях» относится к:

наблюдению

измерению

Эксперименту

идеализации

Преднамеренное, целенаправленное восприятие объекта, явления с целью изучения его свойств, особенностей протекания и поведения

Ощущение

Моделирование

Эксперимент

Наблюдение


Исследование объекта в контролируемых или искусственно созданных условиях

Наблюдение

Измерение

Эксперимент

Идеализация

Произведение общего вывода на основе обобщения частных посылок


Индукция

Синтез

Абстрагирование

Дедукция

Логический вывод частных следствий из общего положения

Индукция

Дедукция

Формализация

Анализ

Процесс перехода от общих посылок к заключениям о частных случаях


Дедукция

Индукция

Синтез

Абстрагирование

Мысленное или реальное разложение объекта на составные элементы


Анализ

Абстрагирование

Синтез

Индукция

Процедура мысленного расчленения целого на части

Дедукция

Индукция

Анализ

Синтез

Соединение выделенных в анализе элементов изучаемого объекта в единое целое


Синтез

Абстрагирование

Аналогия

Индукция

Метод, не применяющийся в научно-техническом познании

Комбинационно-синтезирующий

Герменевтический

Эксперимент

Анализ

Метод приближенных вычислений наиболее широко используется в


Гуманитарных науках

Естественных науках

Технических науках

Математических науках

Выявление причинно-следственных связей, подведение единичных явлений под общий закон характерно для

Понимания

Объяснения

Верификации

Описания

Согласно Т. Куну, «признанное всеми научное достижение, которое в течение определенного времени дает научному сообществу модель постановки проблем и их решения»

Исследовательская программа

Научная революция

Теория

Парадигма


ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

 

Автор произведений: «Иметь или быть?», «Человек для себя», «Искусство любить», «Бегство от свободы»

Ж.-П. Сартр

Э. Фромм

К. Ясперс

К.-Г. Юнг

Впервые определил человека как «общественное животное» (zoon politikon)

Декарт

Аристотель

Августин

Сенека

Мысль: «Человек есть мера всех вещей» принадлежит


Протагору

Ф. Ницше

Спинозе

Эпикуру

« Это – социальное по своей природе, относительно устойчивое и прижизненно возникающее психологическое образование, представляющее собой систему социально значимых черт человека»

Индивид

Самость

Индивидуальность

Личность


Личность — это

Личность – врождённое качество каждого индивида

Личностью является не каждый человек, а только выдающийся


Законы диалектики — Студопедия

1. Диалектика: понятие, исторические формы

Одним из важнейших вопросов онтологии является вопрос о том, в каком состоянии находится мир. Диалектикаэто философское учение, рассматривающее мир в состоянии непрерывного движения. Движение – это всякое изменение вообще: и перемещение в пространстве, и увеличение, и уменьшение, и накопление знаний и т.д.

Диалектика прошла несколько этапов развития.1 этап – диалектика философов Древнего мира.Онасуществовала в виде достаточно глубоких, но разрозненных идей и догадок. Практически всем философам древности был присущ диалектический взгляд на мир.В Древней Греции наиболее четко диалектические идеи были выражены философом Гераклитом в известных афоризмах: «Все течет, все изменяется» и «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку». В них подчеркивается, что непрерывное движение свойственно всему существующему.

Второй этап в развитии диалектики датируется 19 веком. Немецкий философ Георг Гегель превратил диалектику из разрозненных идей в стройную философскую систему, сформулировал основные принципы и законы диалектики, охарактеризовал её важнейшие категории (причина и следствие, сущность и явление, возможность и действительность, содержание и форма и др.).

2. Принципы диалектики

Принципэто основополагающая, руководящая идея какой-либо научной системы, теории. В диалектике таких принципов два.

1 – принцип взаимосвязи и взаимодействия всех объектов и явлений мира. Согласно ему, в мире нет изолированных объектов и явлений, все они взаимодействуют друг с другом непосредственно или опосредованно. Попытка изучения объектов вне связи с другими объектами не даёт возможности понять причины их появления, закономерности и перспективы развития, а это ведёт к ошибочным действиям.



2 – принцип развития. Развитие – это такой вид движения, при котором происходит качественное изменение объектов, делающее невозможным их возвращение в первоначальное состояние. Существует два типа развития в зависимости от его направленности.Развитие от низшего к высшему, от простого к сложному, то есть по восходящей линии называется прогрессом. Развитие по нисходящей линии, от сложного к простому называется регрессом.

3. Законы диалектики

Законы диалектики выражают наиболее общие, существенные, устойчивые связи между объектами и явлениями мира.


1. Закон единства и борьбы противоположностей отвечает на вопрос, почему происходит развитие, что является его причиной и движущей силой. Причиной и движущей силой развития является борьба противоположностей, заключённых в любом объекте. Противоположности – это элементы системы, обладающие разнокачественными свойствами и тенденциями развития (добро и зло, свет и тьма, правое и левое, жизнь и смерть, родители и дети, преподаватели и студенты и т.д.). Противоположности не существуют друг без друга, так же как не существуют по отдельности две стороны одной монеты. Борьба противоположностей означает, что они напрягают друг друга, и ответной реакцией на напряжение становится их изменение, развитие. Неразрывное единство противоположностей образует противоречие.

Житейский смысл закона можно выразить фразой: «Жизнь – сплошное противоречие, на всякий плюс есть минус».

2. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений отвечает на вопрос, как происходит развитие, освещает его механизм. Любой объект представляет собой единство качественных и количественных характеристик. Конкретное единство качества и количества обозначается понятием меры.В рамках меры одному и тому же качеству может соответствовать определённый диапазон количественных характеристик. Развитие начинается с постепенных количественных изменений, которые, накапливаясь, выходят за рамки меры и приводят к качественному изменению объекта. На новой качественной ступени опять начинаются количественных изменения, ведущие к следующему качественному сдвигу – и так до бесконечности.

Житейский смысл закона можно выразить фразой: «Всё происходит постепенно, ничто не появляется на пустом месте».

3. Закон отрицания отрицания отвечает на вопрос о форме развития. Отрицание – это переход от старого качества к новому, от нового – к новейшему, и так до бесконечности. В процессе развития наблюдается не только движение вперёд, появление новых качеств, но и повторение отдельных свойств старых качеств. Но это уже не стопроцентный повтор, а подобие, повтор на качественно иной основе. Так, например, эпоха Возрождения реанимировала эстетические идеалы античности, но возврат к античным идеалам прекрасного сочетался с унаследованной от эпохи Средневековья христианской верой.

Переход от старого к новому графически изображается прямой наклонной линией, повторяемость изображается кругом. Сочетание перехода к новому и повторяемости, элементов прямой и круга придают развитию форму спирали. Спиральозначает, что в прошлое возврата нет.

Житейский смысл закона: «В одну и ту же реку нельзя войти дважды», прошлое ни вернуть, ни повторить нельзя.

Кроме трёх основных есть и неосновные законы диалектики, которые отражают второстепенные аспекты движения и формулируются с помощью парных категорий (понятий): законы взаимосвязи причины и следствия, возможности и действительности, сущности и явления, необходимости и случайности и др.

Тема 13.Философия природы

1.Природа: понятие, значение для человека

Законы диалектики — Студопедия

Понятие закона. Виды законов. Законы диалектики.

Виды диалектики.

Диалектика – философское учение о наиболее общих законах развития природы, общества и сознания.

Впервые диалектика, как учение о развитии, предстала в философии Гегеля: он создал систему идеалистической диалектики. Гегель сформулировал основные законы и категории диалектики.

В противовес концепции Гегеля Маркс и Энгельс разработали материалистическую диалектику, которая рассматривает развитие как атрибут материи, а не только духа, они расширили сферу диалектики, не ограничивая ее только духом. Они распространили действие ее законов на природу человеческой истории, общество и на научное познание.

Т.о. существует два основных вида диалектики по содержанию: идеалистическая и материалистическая.

По сфере проявления диалектика подразделяется на:

Объективную. Это процессы развития в природе (эволюционные процессы, рост организмов) и обществе (рост науки и техники, производства, изменение социальных отношений)

Субъективную. Это развитие сознания, т.е. развитие понятий, появление новых идей, теорий.

В мире, как гласит диалектика, все находится во взаимной связи изменений и развития, причем начиная с элементарных частиц и кончая космосом.

Этот состояние порядка и правильности выражается законом. Закон выражает всеобщую, необходимую, существенную, устойчивую, повторяющуюся связь с проявлениями действительности.



Признаки закона:

— Всеобщность, т.е. связь характерна для всех явлений, попадающих под сферу действия закона.

— Необходимость и существенность – связь не случайна, неизбежна и значима.

— Устойчивость и повторимость – связь носит не единичный характер, она проявляется всегда, во всех случаях.

Совокупность этих признаков и устанавливает связь между явлением и законом. В отличие от правила, закон не имеет исключений. Понятие закона является общенаучным.

По степени распространенности законы можно разделить:

Универсальные законы. Они действуют во всем мире, в материальной и духовной сферах (в природе, обществе, человеческом сознании). Сюда относятся законы диалектики.

Общие законы, которые действительны в какой-то одной сфере (В природе, обществе, в сфере сознания).

Частные законы, действующие в некоторой области из одной сферы. (Законы экономики, логики).


Впервые законы диалектики были открыты Гегелем. Выделяют 3 основных закона диалектики:

— Закон единства и борьбы противоположностей.

— Закон перехода количественных изменений в качественные.

— Закон отрицания «отрицания» или закон диалектического синтеза.

Их считают основными, т.к. они выражают суть развития и отвечают на несколько самых важных вопроса означающих суть развития:

— Почему происходит развитие?

— Какова причина? (Ответ на этот вопрос дает закон единства и борьбы противоположностей, а именно — противоречие).

— Как происходит развитие? (Ответ на этот вопрос дает закон перехода количественных изменений в качественные, а именно – качественный скачок – механизм развития).

— В каком направлении происходит развитие?

— Какова форма?

— Есть ли связь между старым и новым? (Ответ дает закон отрицания «отрицания», а именно – диалектическое отрицание дает связь старого и нового, а диалектическая спираль выражает форму развития).

Основные законы диалектики

Диалектика
формулирует основные
законы движения и развития
.
Впервые они были открыты Гегелем, а
затем материалистически истолкованы
в марксистской философии. Главным из
трех основных законов диалектики
является закон
единства и борьбы (закон взаимопроникновения
противоположностей)
.
Этот закон гласит: все
процессы движения и развития имеют
своим содержанием и источником (причиной)
борьбу и объединение (единство)
противоположностей.

Борьба
это отрицательное отношение
противоположностей, при котором одна
противоположность стремится уничтожить
или вытеснить другую противоположность.
При этом, чем больше одной противоположности,
тем меньше другой. Борьба противоположностей
— это диалектическое
противоречие
.
Объединение
– положительное отношение противоположностей,
где одна противоположность помогает,
дополняет другую. В данном случае. Чем
больше одной противоположности, тем
больше другой. Расход, содействующий
прибыли есть капиталовложение.

Во
всех областях действительности мы можем
наблюдать игру противоположностей. В
механическом движении мы сталкиваемся
с диалектикой прерывности и непрерывности,
на чем основаны апории Зенона. В физической
области – это притяжение и отталкивание,
положительный и отрицательный заряд,
противоположность процессов нагревания
и охлаждения и др. В области химии – это
валентность, кислота и щелочь и т. д. В
органической области – наследственность
и изменчивость, ассимиляция (усвоение)
и диссимиляция (выделение) веществ
организмом. В области социальной –
борьба классов, противоположность
умственного и физического труда. В жизни
личности – душа и тело, эгоизм и альтруизм,
чувства и разум и т. д.

Диалектическое
противоречие должно быть разрешено,
то есть в итоге должно получиться
объединение противоположностей.
Существуют две
стратегии

обращения с противоположностями. Первая
– назовем ее стратегией Гераклита —
считает, что борьба это естественный и
необходимый процесс. Еще в древности
Гераклит
сформулировал закон Божественной войны:
все возникает в результате вражды и
одно за счет другого. Если это так, то к
единству можно придти только через
борьбу. Добро достигается через зло,
ибо там, где борьба, там страдание и
причинение страданий другому. Ярким
образчиком такого взгляда является
марксизм. Вторая – назовем ее стратегией
Лао-цзы полагает, что лучше не доводить
разъединение и борьбу противоположностей
до крайности, до вражды, а нужно стремиться
удерживать их в гармонии, ориентируясь
при этом на золотую середину, на меру.
Такой подход ярко сформулирован в
китайской философии, особенно, в даосизме.
Лао-цзы
– основатель даосизма, учил не развертывать
и усиливать противоположности, вернуться
к их изначальному единству. «Держать в
руках два конца, но при этом использовать
середину». Ему же принадлежит парадоксальный
афоризм: «Слабое побеждает сильное,
мягкое побеждает твердое». Если уйти
из-под ига вражды, то будешь жить в мире,
как ребенок во чреве матери – так считают
даосы.

В
20 веке советский изобретатель Генрих
Альтшуллер придумал ТРИЗ – теорию
решений изобретательских задач. Она
носит диалектический характер. Каждое
изобретение требует разрешения
какого-либо противоречия. Для этого
нужно очень хорошо осознать противоречие,
продумать его, и тогда легче найти, то,
что разрешит противоречие.

Еще в древней
Греции мыслители обсуждали софизмы
«Лысый» и «Куча». Если взять волосатого
человека и выдернуть из его шевелюры
один волосок, то станет ли он лысым?
Наверное, нет. А если выдернуть еще один,
и еще, и еще? Рано или поздно на голове
человека останется всего один волосок,
и выдернув его мы сделаем волосатого
человека лысым.

Закон
взаимного перехода количественных и
качественных изменений

утверждает, что постепенные,
незначительные количественные изменения
на определенной ступени приводят к
изменению качества.

Количество – безразличная к бытию вещи
определенность, то, что можно сосчитать,
что может быть больше или меньше. Качество
– свойство какой-либо вещи. Количественные
изменения – незначительные изменения.
Качественные изменения – изменения
свойств предмета, исчезновение одних
свойств и появление других. Например,
количественное изменение температуры
воды до поры до времени не оказывает
влияния на свойство воды быть жидкой,
однако, при 100 градусах по Цельсию
произойдет именно качественное изменение
– вода превратиться в пар. Все точки
кипения, замерзания, испарения, так
называемые фазовые переходы – это
пункты, где количество переходит в
качество. В химии об этом же говорит
периодический закон Д.И. Менделеева. В
экономике необходим определенный
стартовый капитал.

В первой половине
19 века во Франции правил король Луи-Филипп.
Карикатурист Шарль Филлипон, изобразил
голову короля в смешном виде в виде
груши. На суде художник в свое оправдание
представил несколько картинок и попросил
судей объяснить, где начинается
оскорбление его величества.

Важной,
в этой связи, является категория меры.
Мера – это количественно определенное
качество, количественный интервал, в
рамках которого существует данное
качество. Для жидкой воды – это от 0 до
100 градусов. Мера важна для правильной
жизни. Еще греческие мудрецы говорили:
«Мера есть наилучшее» и «Ничего слишком».
Аристотель применил эту идею к этике.
По его мнению, любая добродетель есть
середина между двумя крайностями –
избытком и недостатком, которые являются
пороками. Например, смелость – добродетель,
а пороками будут недостаток смелости
– трусость и избыток смелости –
безрассудство.

Качественное
изменение называется в диалектике
словом скачок.
Для скачка характерны некоторая
неопределенность, неупорядоченность
и перерыв постепенности, прекращение
того, что было раньше. Можно выделить
два основных вида скачка: а) относительно
медленный и плавный – эволюцию
и б) относительной быстрое, коренное
изменение – революцию.
В истории мы наблюдаем наличие обоих
видов скачков.

Закон
отрицания отрицания

описывает последовательность фаз
прогрессивного развития. Отрицание
в диалектике рассматривается как
процесс уничтожения, упразднения
чего-либо. В диалектике различается два
вида отрицания. Метафизическое
отрицание

– это такое отрицание, при котором
теряются достижения старого содержания.
Это абстрактное отрицание без сохранения
и преемственности. Оно чрезмерно и
поэтому прерывает процесс развития.
Если взять зерно, то примером метафизического
отрицания можно считать физическое
размалывание зерна. Диалектическое
отрицание

сохраняет положительное содержание
старого, здесь отрицание находится в
единстве со своей противоположностью
– сохранением и преемственностью.
Диалектическое отрицание является
необходимым моментом развития, ведь
для появления нового старое должно
отмереть. При этом отрицание происходит
в меру, не полностью, что и создает
необходимые условия для прогресса. Весь
процесс эволюции или развития можно
представить как цепь последовательных
отрицаний.

Закон
отрицания отрицания утверждает, что
прогрессивное развитие проходит три
основные стадии. Первая стадия – тезис
характеризуется тем, что здесь преобладает
единство противоположностей, а борьба
отсутствует или неразвита. Можно назвать
этот период «спящим противоречием».
Примеры – детство, невинность и т.п.
Вторая стадия – антитезис – это период
преобладания борьбы, обострения
противоречия. Пример – подростковый
возраст. Третья стадия – синтез. В нем
происходит возврат к единству
противоположностей, но на более высоком
уровне, включающем все достижения
антитезиса. Пример – зрелость. Весь
процесс развития имеет форму спирали.
Происходит возврат
к якобы старому
.
Велика роль в этом процессе отрицания.
Тезис отрицается антитезисом, а антитезис
– синтезом. Причем второе отрицание
отрицает первое отрицание, устраняя,
тем самым, несовместимость тезиса и
антитезиса и создавая условия для
объединения содержания тезиса и
антитезиса. Синтез представляет собой
новое, более высокое качество по сравнению
с тезисом и антитезисом, поэтому его
достижение есть прогресс.

С изложением
взглядов Ф. Энгельса на закон отрицания
отрицания можно познакомиться в
соответствующем разделе пособия.

УЧЕНИЕ О ДУШЕ И
СОЗНАНИИ

Первый закон диалектики Википедия

Материалистическая диалектика — метод научного познания, материалистическое понимание метода Гегеля.

В. И. Ленин же видит в диалектике прежде всего универсальный метод, активную форму мышления К. Маркса и Ф. Энгельса, действительную логику развития понятий в ходе конкретного исследования тех конкретных областей действительности…

Э.В. Ильенков, Диалектика и мировоззрение, «Материалистическая диалектика как логика», Алма-Ата, 1979, c. 103-113

Термин употребляется в значении научного метода, на основе которого возникает мировоззрение диалектического материализма, и потому также используется в качестве синонима диалектического материализма[1][2].

Второе значение термина — одна из наук, изучающая теоретическое мышление. В этом значении материалистическая диалектика употребляется в смысле «диалектики как логики», являясь материалистическим аналогом «Науки Логики» Гегеля.

…специфическое определение предмета марксистской диалектики как особой науки, а не как метода, применяемого к любому предмету во вселенной (эти два смысла слова «диалектика» ни в коем случае путать нельзя!).

Как особая, отдельная наука, стоящая не «над» другими науками, а рядом с ними, как полноправная наука, имеющая свой строго отграниченный предмет, диалектика и есть наука о процессе отражения внешнего мира (природы и истории) в человеческом мышлении.

Э.В. Ильенков, Диалектика и мировоззрение, «Материалистическая диалектика как логика», Алма-Ата, 1979, c. 103-113

Предыстория

Материалистическая диалектика наследует гегельянству и предшествовавшей немецкой классической философии.

Мой метод исследования не тот, что у Гегеля, ибо я — материалист, а Гегель — идеалист. Гегелевская диалектика является основной формой всякой диалектики, но лишь после очищения её от мистической формы, а это-то как раз отличает от неё мой метод».

К. Маркс, письмо Кугельману

Маркс и я были единственными, которые из немецкой идеалистической философии спасли сознательную диалектику, перенеся её в материалистическое понимание природы и истории.

Ф. Энгельс, Анти-Дюринг

Материалистическая диалектика как метод

Материалистическая диалектика как наука

Материалистическая диалектика есть учение о всеобщих законах, которым одинаково подчиняется как развитие мышления, так и развитие действительности. По словам Энгельса, это «наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления». Однако мышление в марксизме понимается не как лишь психическая субъективная способность, а как процесс отражения действительности (общества и природы). Мышление — это процесс, который осуществляется совокупными усилиями всех наук и исследователей.

Соответственно всеобщие законы материалистической диалектики законы («Науки Логики» у Гегеля) представляют собой отраженные в человеческой голове всеобщие законы развития действительности. Поэтому диалектика это «наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления», а не только лишь наука о личном субъективном «мышлении».

…если уж говорить о самой краткой дефиниции, выражающей «специфический предмет марксистской диалектики», то это никак и не просто «всеобщие законы бытия и мышления», а — в самом кратком выражении — всеобщие законы отражения бытия в мышлении.

Э.В. Ильенков, Диалектика и мировоззрение, «Материалистическая диалектика как логика», Алма-Ата, 1979, c. 103-113

Как наука о всеобщих законах мышления материалистическая диалектика — это логика развития понятий (мышления) в любой конкретной сфере практики и научного познания. Таким образом материалистическая диалектика — это теория человеческого познания, в которой законы мышления понимаются как отраженные, то есть познанные и практикой проверенные законы развития самой действительности.

…специфическое определение предмета марксистской диалектики как особой науки, а не как метода, применяемого к любому предмету во вселенной (эти два смысла слова «диалектика» ни в коем случае путать нельзя!).

Как особая, отдельная наука, стоящая не «над» другими науками, а рядом с ними, как полноправная наука, имеющая свой строго отграниченный предмет, диалектика и есть наука о процессе отражения внешнего мира (природы и истории) в человеческом мышлении.

Э.В. Ильенков, Диалектика и мировоззрение, «Материалистическая диалектика как логика», Алма-Ата, 1979, c. 103-113

Как теория самого познания (высшей формы отражения), материалистическая диалектика является логикой дальнейшего развития научного мировоззрения на основе самих наук, а не некой стоящей над науками философии.

В. И. Ленин и подчеркивает, что суть материалистической диалектики заключается не в том, что она есть совокупность «наиболее общих утверждений» относительно «мира в целом», а в том, что она есть логика развития научного мировоззрения, реализованного К. Марксом и Ф. Энгельсом вовсе не в виде особой «всеобщей теории бытия», а именно в виде научно-материалистического понимания конкретных законов развития общества на определенной конкретно-исторической стадии его развития, — в виде научной политической экономии «Капитала», в виде конкретно сформулированных принципов стратегии и тактики борьбы пролетариата, в виде теоретического понимания закономерностей революционного процесса преобразования товарно-капиталистического общества в социалистическое (в виде того, что В. И. Ленин называет «научным социализмом»). В этих совершенно конкретных результатах теоретического исследования, осуществленного с помощью диалектики как метода исследования, и заключается научно-материалистическое мировоззрение К. Маркса и Ф. Энгельса — мировоззрение, постоянно развивающееся и уточняемое с каждым новым шагом исследования конкретной исторической действительности, с каждым новым открытием в любой области природы и истории. В этом именно видел В. И. Ленин суть материалистической диалектики.

Три закона диалектики

Согласно материалистической диалектике, простейшие части диалектического движения мысли, изложенные Гегелем в «Феноменологии духа», отражают собой диалектический характер движения в самой природе. Именно поэтому развитие истории мира в целом, абстрактно, мировоззренчески описано Энгельсом[источник не указан 395 дней] наиболее общими чертами в виде так называемых трёх законов диалектики:

…диалектические формулы не следует превращать в «априорные схемы», подменяя ими исследование конкретных процессов и явлений действительности. Этот первородный грех идеалистической диалектики разделяют с Гегелем и корифеи «диамата» (Ильенков называет три имени: Плеханов, Сталин и Мао Цзэдун). Как следствие, марксистская диалектическая логика вырождается в онтологию — в сумму примеров и силлогизмов, где в роли большой посылки выступает тот или иной «всеобщий закон диалектики», а в роли малых посылок — данные опыта и «частных» наук.

Майданский А. Д., ««Русский европеец» Э. В. Ильенков и западный марксизм», журнал «Вопросы философии»

Единство и борьба противоположностей

Противоположности это такие стороны, которые всегда исключают друг друга, дополняют друг друга и находятся в неразрывном единстве. Пример: свет-тьма, добро-зло.

Первый закон диалектики вскрывает внутренний источник развития.

Основой всякого развития, с точки зрения Энгельса, является борьба противоположных сторон. При раскрытии действия этого закона он подчеркивал существование связи и взаимодействия между противоположностями, доказывая, что они движущиеся, взаимосвязанные и взаимодействующие, и что эта взаимосвязь выражается в том, что каждая из них имеет собственную противоположность.

Другой стороной диалектических противоположностей является взаимное отрицание сторон, именно поэтому стороны единого целого суть противоположности, они находятся не только в состоянии взаимосвязи, но и во взаимоотрицании. Именно такого рода взаимоотношения противоположностей Гегель назвал противоречиями. «Противоречие есть корень всякого движения и жизненности: лишь поскольку нечто имеет в самом себе противоречие, оно движется, обладает импульсом и деятельностью». Хотя сам он не был до конца последователен и пришёл к выводу о необходимости примирения, нейтрализации противоречия.[3]

Единство и борьбу противоположностей в физических процессах можно проиллюстрировать на примере принципа корпускулярно-волнового дуализма, согласно которому любой объект может проявлять как волновые, так и корпускулярные свойства. В биологической эволюции именно путём борьбы наследственности и изменчивости происходит становление новых форм жизни.[4]

Разрешение любых противоречий представляет собой скачок, качественное изменение данного объекта, превращает его в качественно иной объект, отрицающий старый.

Переход количественных изменений в качественные

Во втором законе Энгельс определяет категории качества, количества и меры.

Качество — это внутренняя определенность предмета, явление, которое характеризует предмет или явление в целом. Качество — это первая непосредственная определенность бытия.

Количество есть определенность, «безразличная для бытия» — внешняя определенность вещи. Качество и количество не могут существовать вне зависимости друг от друга, так как любая вещь или явление определяется и качественной характеристикой и количественными показателями.

«Демонстрацией» качественной и количественной определенности выступает мера, то есть соотношение показателей, своеобразное равновесие. Нарушение меры меняет качество и превращает одну вещь в другую, или одно явление в другое. Происходит перерыв постепенности, или качественный скачок — это всеобщая форма перехода от одного качественного состояния к другому.

Классическим примером перехода от количественных изменений к качественным являются превращения лёд — вода — пар. По мере нагревания льда сначала происходит количественное изменение — рост температуры. При 0 °C, несмотря на продолжение нагревания, температура льда перестаёт расти, лёд постепенно превращается в воду. Это уже изменение качества. Дальнейшее нагревание воды опять вызывает сначала количественные (рост температуры), а затем и качественные (постепенное превращение в пар при 100 °C) изменения.

Отрицание отрицания

Третий закон диалектики отражает результат определенного цикла процесса развития и его направленность. Процесс развития движения носит поступательно-повторяемый характер. Поступательность и повторяемость придают цикличности спиралевидную форму.

Отрицание отрицания означает, что переход из одного качественного состояния в другое произошел после преодоления старого качества и вторичного принятия в новом виде того, что было накоплено на предшествующей ступени.

Пример отрицания отрицания в формальной логике: «Это верно»; «Это неверно»; «Это не неверно». Последнее суждение — отрицательное, но в другом отношении, оно равнозначно утвердительному.

Пример действия закона отрицания отрицания из математики, приводимый Энгельсом: возьмём положительное число a, подвергнем его отрицанию и получим −a (минус a). Если же мы подвергнем отрицанию это отрицание, помножив −a на −a, то получим +a² (a в квадрате), то есть первоначальную положительную величину, но на более высокой ступени.[5]

Диалектическая триада

В материалистической диалектике распространена так называемая диалектическая триада «тезис — антитезис — синтез». Под «тезисом» подразумевается некоторая идея, теория или движение.

В качестве оппозиции к себе, тезис, вызывает негативное утверждение — «антитезис». Противоположность тезиса и антитезиса продолжается до тех пор, пока не находится такое решение, которое выходит за рамки и тезиса, и антитезиса, признавая, однако, их относительную ценность и пытаясь сохранить достоинства и избежать недостатков.

Это решение, являющееся третьим диалектическим шагом, называется «синтезом». Однажды достигнутый синтез, в свою очередь, может стать первой ступенью новой диалектической триады.

Критика

Примечания

Литература

  • История марксистской диалектики от возникновения марксизма до ленинского этапа. — М., 1972.
  • Материалистическая диалектика и частные науки. Л., 1976.- 267 с.
  • Материалистическая диалектика как общая теория развития. М., 1982.
  • Материалистическая диалектика как логика и методология современного научного познания. Алма-Ата, 1979.
  • Проблемы материалистической диалектики. Ташкент, 1967.- 155 с.
  • Розенталь М. М. Материалистическая диалектика. Популярный очерк основных законов материалистической диалектики. М., 1937.- 122 с.
  • Солопов Е. Ф. Предмет и логика материалистической диалектики. Л., 1973.
  • Кедров Б. М. Предмет материалистической диалектической логики и его отличие от предмета формальной логики. В кн.: Диалектика и логика. Законы мышления. М., 1962.
  • Теория материалистической диалектики. О единичном, особенном, всеобщем. М., 1978.

Ссылки

Вопрос 14. Исторические формы, принципы и законы диалектики.

Диалектика
и ее исторические формы.

Диалектика
исходит из того, что в познании мира,
во-первых, вещи надо рассматривать во
взаимосвязи их друг с другом, не брать
изолированно; и, во-вторых, вещи надо
рассматривать в их изменении и развитии.
В соответствии с диалектической
методологией сущность вещи может быть
полностью понята только тогда, когда
известна история становления этой вещи,
отражено развитие этой вещи. Метафизика
ближе обыденному, повседневному,
нефилософскому сознанию. Мыслить
метафизически проще. Диалектический
же метод требует глубокой философской,
теоретической культуры, постижения
историко-философского опыта.
В истории
философии выделяются следующие
исторические формы диалектики:
1.
Стихийная, наивная диалектика античности
(наиболее яркий представитель –
Гераклит).
2. Идеалистическая диалектика
немецкой классической философии XVIII –
первой половины XIX в. (И.Кант, Г.Фихте,
Ф.Шеллинг, Г.Гегель).
3. Диалектика
революционных демократов XIX в. (А.И.Герцен,
В.Г. Белинский, Н.Г.Чернышевский, Н.А.
Добролюбов и др.).
4. Материалистическая
диалектика (К.Маркс, Ф.Энгельс и В.И.Ленин).

Таким
образом, диалектика позволяет делать
внятными и доступными противоречия в
науке ( антагонистические тенденции),
так сказать, необычные и парадоксальные
ситуации, которые встречаются в
наблюдениях и научных экспериментах.

Согласно
Эваристу Санчес-Паленсиа, диалектика
позволяет разрешать противоречия в
науке, необычные и парадоксальные, во
всех видах знаний, включая прикладную
математику, однако в первую очередь
социологию и психологию. Фактически,
по его мнению, диалектика не является
логикой со своими точными законами, а
более общим каркасом, в который вписываются
эволюционные явления.

Диалектические
принципы

Конкретность
истины

Конкретность
истины или же отрицание существования
абстрактности И. означает, что истина
связана определенными условиями, в
которых находиться объект, отражает
строго определенные стороны объекта и
т.д. Высшая ступень конкретности состоит
во всестороннем познании объекта с
учетом всех существующих моментов
данной стадии противоречивого развития
объекта, в отличии от эклектичного
смешения всех сторон и признаков явления.

Единство
логического и исторического, абстрактного
и конкретного

Диалектика
абстрактного и конкретного – это
типичный случай диалектического
единства, взаимоперехода противоположностей.
Абстракция в мышлении представляет
собой лишь исчезающий момент в процессе
отражения конкретной действительности
в ее общей связи и развитии, т.е. в процессе
достижения конкретной истины. Абстрактное
рассмотрение предмета выступает здесь
как ступень, как момент конкретного
рассмотрения. Абстракция тем самым
толкуется не как цель, а лишь как средство
мышления, восходящего от абстрактного
к конкретному.

Принципы
развития объективного мира должны
рассматриваться в том их виде, в котором
они протекали в действительности. Любой
предмет, любое явление могут быть поняты
и правильно оценены только при условии
рассмотрения их в конкретных исторических
условиях, в исторических логических
связях с другими явлениями и предметами.
Из этого выводятся два взаимосвязанных
метода воспроизведения исторических
процессов развития объекта: логический
метод, с помощью которого развитие
объекта воспроизводиться в форме теории
системы, и исторический метод, с помощью
которого развитие объекта воспроизводиться
в форме истории системы.

Практика
как критерий истины

и
практического определителя связи
предмета с тем, что нужно человеку

Критерий
И. не может быть найден ни в сознании
субъекта как таковом, ни в познаваемом
объекте. Поскольку И. предполагает
определенное познавательное отношение
субъекта к объекту и в этом смысле
“истина относится не только к субъекту,
а также к объекту” (Плеханов Г.В., Избр.
филос. произв., т. 3, 1957, с. 501), постольку
критерий И. должен представлять собой
определенное отношение, отличное от
процесса познания, но вместе с тем
органически связанное с ним. Таким
отношением, материальным процессом
является обществ. практика, которая и
образует критерий И. По мере развития
теоретического содержания науки проверка
все в большей мере приобретает
опосредованный характер, ибо теоретические
положения формируются на базе абстракций
все более высоких степеней и потому не
поддаются непосредственной проверке
(напр., теоретические положения субатомной
физики, закон стоимости в политической
экономии и т. д.). Та или иная научная
теория истинна, если на основе полученных
из нее выводов люди в состоянии реализовать
поставленные ими цели.

1.
закон единства и борьбы
противоположностей; 
Закон единства
и борьбы противоположностей раскрывается
через категории: противоположность,
противоречие, тождество,
различие. 
Противоположность –
черты, стороны, признаки предмета,
которые коренным образом отличаются
друг от друга и вместе с тем не могут
сущ. друг без друга, взаимно дополняют
друг друга (день и ночь, добро и зло, верх
и низ).
«Противоречие – это импульс,
толчок к изменению и развитию
предмета. 
Различают виды
противоречий:
1. Антагонистические и
неантагонистические.
Антагонистические
— это такие противоречия, которые сущ.
между классами, группами, слоями, интересы
которых различные,
взаимоисключающие. 
Неантагонистические
– противоречия, противоположные
антагонистическим. Этот вид противоречий
характерен только для общества. 
2.
Внутренние и внешние. 
Внутренние
– противоречия между противоположными
сторонами предмета (пр. между производством
и потреблением). 
Внешние — противоречия
между данным явлением и другими явлениями
(пр. между обществом и природой, живым
организмом и внешней средой).
3. Основные
и неосновные.
Основные — противоречия
между ведущими (главными) сторонами
предмета.
Неосновные — противоречия
между другими сторонами предмета. 
Сущность
закона. Любой предмет обладает:
противоположностями, которые в процессе
взаимодействия приводят к противоречию.
Противоречие дает толчок к изменению
и развитию предмета. 
2. закон перехода
количественных изменений в качественные
и обратно 
Любой предмет и явление
обладают как количеством, так и
качеством. 
Качество – 
1.
свойство предмета — такие черты и
особенности предмета, которые характеризуют
его способность взаимодействовать с
другими предметами.
2. структура
предмета, то из чего состоит предмет,
из каких элементов 
3. функции
предмета, т.е. то, для чего предмет
предназначен. 
4. место предмета,
т.е. является он исходным пунктом или
его результатом, находится он в развитом
или неразвитом состоянии.
Любое явление
обладает как количественными, так и
качественными показателями. Связь их
проявляется в том, что количественные
изменения не приводят к качественным
до определенного момента, которым
является мера.
Сущность закона.
Проявляется в том, что количественные
изменения по достижению определенного
момента приводят к качественным, а
качественные изменения приводят к
определенным количественным изменениям.
Данный закон показывает механизм
развития предмета.
3. закон отрицания
отрицания
Каждое явление, предмет,
изменяясь, имеет определенный исходный
пункт и результат. При этом результат
данного процесса составляет исходный
пункт дальнейшего процесса, который
также имеет определенный результат.
Так происходит в обществе, природе и
мышлении. Одни явления отмирают, уходят
в прошлое, другие становятся на их
место. 
Отрицание – такая связь
старого и нового в процессе развития,
когда новое возникает на базе старого
под влиянием свойственных ему внутренних
противоречий, преодолевает его и при
этом сохраняет в той или иной степени,
некоторые положительные черты, присущие
старому. 
Сущность закона. Закон
отрицания отрицания показывает связь
старого и нового в процессе развития,
которая состоит в том, что новое качество
отбрасывает старое и вместе с тем
включает в себя, в преобразованном виде,
некоторые черты, стороны старого. Данный
закон носит противоречивый характер,
показывает направленность развития
предмета (явления).

Формальная логика и диалектика

Формальная логика и диалектика

Формальная логика и диалектика
Энди Бланден

Формальная логика, которая до Гегеля была логикой, увидела свое поле
исследования, ограниченного законами, посредством которых истина
одного предложения следует из другого. Ильенков объясняет
в своем эссе о Гегеле, что революция Гегеля в логике была произведена
расширяя рамки логики и поле наблюдения за
что логика может быть проверена на основе проявленной логики
в артикуляции предложений к проявлению логики
в — все аспектов человеческой практики.

Формальная логика также выводит за пределы своей компетенции доказательство первичной
или аксиоматические истины, или вывод категорий, по которым
средства которых суждения указывали на реальность. Гегель также расширил
логика для включения критики или вывода этих категорий.

В любом случае, логика имеет дело только с , истиной , то есть
с мышлением, которое соответствует или отражает внешний мир
мысли, вне индивидуального сознания, то есть
критерием истины для логики является степень, в которой она
дает адекватное руководство по практике.

Так же, как мысль отражает материальный мир и ничего не может содержать
что еще не существует в материальном мире, или, по крайней мере,
условия его формирования, человеческая практика есть практика
материальные люди в материальном мире, и могут быть
в человеческой практике нет ничего, что в корне противоречит природе.

Таким образом, при разработке самых общих закономерностей развития
социальной практики, Гегель обязательно открыл законы, которые
не являются уникальными или особенными для человеческого состояния, но объективны,
материальные законы Природы.Таким образом, глядя не только на то, что думали
думал о себе, но о том, что он делал, Гегель не только и не
так много открыли гораздо более богатые средства понимания личности
научное сознание, но, что более важно, законы, управляющие
развитие коллективной духовной, культурной или социальной активности
и материального мира в целом.

Итак, Гегель вовсе не опровергал и не искоренял формальную логику, он
просто определил его имманентные пределы и раскрыл его внутренние противоречия,
его происхождение и его собственные пределы, за которые он обязательно вышел
перейти к чему-то другому, его жизни и его смерти; он отрицал это;
он снял это:

Для снятия [aufhaben] и для снятия (то, что
существует в идеале как момент) составляют один из самых важных
понятия в философии.Это фундаментальное определение, которое
неоднократно встречается на протяжении всей философии, значение
из которых следует четко понимать и особенно различать
из ничего . То, что снимается, тем самым не сводится к
ничего. …

« для снятия » имеет двоякое значение на языке:
с одной стороны, это означает сохранять, поддерживать и в равной степени
это также означает заставить прекратить, положить конец
. Даже для
сохранить ‘включает в себя отрицательные элементы, а именно, что что-то
удаляется от его влияний, чтобы сохранить его.таким образом
то, что снято, в то же время сохраняется; он только потерял
его непосредственность, но не аннигилирует по этой причине. [ Наука
логики
, книга I, раздел первый, глава 1, 2 момента
Став
]

Формальная логика проявляет наибольшую силу, совсем не когда с ней обращаются.
как нечто незначительное и малоиспользуемое, но, напротив,
когда он используется с максимальной последовательностью и тщательностью,
но с осознанием своих имманентных ограничений и пониманием
о том, когда и как оно вытесняет себя.Нет ничего более бесполезного
чем некритическая игра с логическим противоречием и непоследовательностью
оправдывается бездумной и поверхностной ссылкой на диалектику.

Хотя я думаю, что Джордж Новак совершенно не прав в своем обращении
формальной логики в Логика марксизма , его основной начальной
утверждение о справедливости формальной логики верно:

Какие характеристики материальной реальности отражены и концептуально
воспроизведены в этих формальных законах мысли? Закон идентичности
формулирует материальный факт, что определенные вещи и черты
вещей, сохраняйте и сохраняйте узнаваемое сходство среди
все их феноменальные изменения.Везде, где существует существенная преемственность
на самом деле применим закон личности.

Мы не могли ни действовать, ни думать правильно без сознательного или
неосознанно подчиняясь этому закону. Если бы мы не узнали себя
как один и тот же человек от момента к моменту и изо дня в день —
и есть люди, которые не могут, из-за амнезии или других
психические расстройства потеряли сознание самоидентификации
— мы бы потерялись. Но закон идентичности не менее актуален для
остальная часть вселенной, чем для человеческого сознания.Это относится
каждый день и везде в светскую жизнь. Если бы мы не узнали
один и тот же кусок металла во всех его различных операциях, мы
не мог далеко продвинуться с производством. Если фермер не мог следовать
кукурузу, которую он сеет, от семян до колоса, а затем до муки,
сельское хозяйство было бы невозможно.

Младенец делает большой шаг вперед в понимании природы
мира, когда он впервые осознает тот факт, что
мать, которая его кормит, остается одним и тем же человеком на протяжении различных
акты кормления.Признание этой истины — не что иное, как
частный случай признания закона личности.
[ Логика марксизма , Лекция 1, Часть 4]

Закон идентичности

Таким образом, (продолжая нашу тему приближения к Логике Гегеля
с точки зрения теории познания) восприятие начинается
когда мы узнаем что-то , когда мы что-то воспринимаем
как постоянный в потоке «одна чертовщина после
другой «непосредственного восприятия, когда мы можем сказать» А
= А «.Вся формальная логика покоится на этом тождестве
вещь с собой, с признанием непрерывности чего-то.
Вся формальная логика распадается, когда «А не = А».

Совершенно очевидно, что identity — это абстракция :

Если это будет офис сравнения, чтобы уменьшить существующие различия
Идентичности, науке, которая лучше всего выполняет эту цель
это математика. Причина в том, что количественная разница
это только разница, которая довольно внешняя…. ( Короче
Логика
, § 117n) … Если количество не достигается через
действие мысли, но взятый некритически из наших обобщенных
изображение его, мы склонны преувеличивать диапазон его достоверности,
или даже поднять его на высоту абсолютной категории. И
что такая опасность реальна, мы увидим, когда название точное
наука
ограничивается теми науками, объекты которых
можно подвергнуть математическому расчету. ( Более короткая логика ,
§ 99n)

Но столь же очевидно, что это абстракция, которую отражает
материальная реальность
, и та, которая, как указывает Новак,
фундаментальная основа человеческой практики.Хотя в определенном смысле
мир воссоздается каждую минуту заново, мы действуем на практике,
на основе прежде всего преемственности.

Как указано в приведенной выше цитате из The Shorter Logic ,
наука об идентичности — математика. Математика — это наука
в котором формальная логика применяется в определенном смысле, и в этом
особый смысл, приклеивают к непреклонен и с несомненным
эвристическая ценность.

В математике следует помнить, что «А» означает
абсолютно все; это совершенно бессмысленно (Бытие = Ничто).В предложении «A = A» действующим символом является
знак равно Предложение становится только пустой тавтологией.
когда это интерпретируется нематематическим образом, например
как означающее «это А то же самое, что и А».

Это вовсе не означает, что в математике отсутствует диалектика.
Немыслимо. Переход от одного предложения к другому всегда
диалектический и лишь иногда формальный. Но без формальной логики
нет математики. А математику поднимать — нонсенс
быть образцом для всех наук (как это было принято в прошлые века),
еще более бессмысленно обесценивать математику как науку.

Но формальная логика вовсе не ограничивается математикой. Первый
условием действительности или актуальности формальной логики является
относительная достоверность личности в отношении точного движения
рассматриваемого познания.

На практике мы рассматриваем мир не только как подверженный изменениям,
но с учетом наше изменение . В той мере, в какой мы рассматриваем
объект критически, рассматривать реальность как что-то, что нужно изменить,
то мы специально отвергаем закон идентичности и утверждаем, что
«А не = А», и формальная логика берет паузу.Мы тут
не может схватить «А» с целью перенести ее вперед
использовать в других отношениях, но стремиться революционизировать его и раскрыть
из ее одежды новая А, А, если хочешь.

Закон исключенного среднего

Закон исключенного среднего гласит, что если предложение A не
правда, то его отрицание «не-А» верно. Даже в пределах
узкие рамки формальной логики этот «закон» ненадежен,
и здравый смысл подтвердит мнение, что эта линия рассуждений
ненадежный. Голландский логик Брювер реконструировал математическое
логика, исключив из правила закон исключенного среднего
книга, и показал, что математика
потеря.

Закон непротиворечия

Закон непротиворечия гласит, что оба предложения A,
и его отрицание, не-А, не может быть истинным в пределах одной
«теория», в области действия закона
идентичность, «А = А». Этот закон действительно является основополагающим для
формальная логика. Хорошо известно, что последовательное приложение
базового набора формальных логических принципов приводит к «антимонии»,
или плоские противоречия. Это открытие способствовало развитию Гегеля.
революция в логике, но также привела к дальнейшему развитию в пределах
формальная логика.В настоящее время условия, порождающие такие
противоречия хорошо известны, и формальная логика способна продолжить
при этом надежно избегая подобных «плохих» противоречий.

На первый взгляд может показаться, что объяснение этих ограничений
будет иметь большое значение, но лично я думаю, что это
представляет неподдельный интерес только профессиональным логикам или педантам.

Закон достаточного основания

Поскольку можно утверждать, что Закон достаточного основания существует
в формальной логике это так называемый закон разборчивости, который
любое предложение, действительное в рамках данной теории, может быть доказано
или опровергнуты.Как известно, в 1931 году Курт Гёдель опроверг
этот тезис в его знаменитой теореме Гёделя. Это открытие
вызвал огромный кризис в мире математики и логики
это правда, но вряд ли можно сказать, что это уменьшило формальную логику
к недействительности.

Понятие, суждение и силлогизм —
Универсальное, частное и индивидуальное

Другой компонент формальной логики — силлогизм, который Гегель
подвергается критике в Доктрине понятия. Критика Гегеля
очень глубокий.Во-первых, его понимание
Понятие
в корне противоречит формальной логике.
Во-вторых, его понятие понятия проявляется в
практиковать этот более глубокий подход и обеспечивает типичный
демонстрация его метода вывода концепции из собственного
имманентная природа, а не по внешнему определению как абстрактное
универсальный. В-третьих, он предвосхищает материалиста.
критику логики, демонстрируя, что силлогизм и его
категории универсального, особенного и индивидуального являются «формами
понятия, жизненного духа реального мира «.

Логика понятия обычно рассматривается как наука о форме.
только и понимается как имеющая отношение к форме понятия, суждения,
и силлогизм как форма, нисколько не касаясь вопроса
правда ли что-нибудь. Ответ на этот вопрос предполагается
зависеть только от содержания. …. Напротив, они действительно
являются, как формы представления, жизненным духом реального мира.
Это верно только в отношении того, что истинно в силу этих
формы, через них и в них.Пока, однако, правда
эти формы никогда не рассматривались и не рассматривались сами по себе
учитывать не больше, чем их необходимую взаимосвязь. …

Понятие как понятие содержит три следующих «момента» или
функциональные части. (1) Первый — это Универсальность , что означает
что он находится в свободном равенстве с самим собой по своему специфическому характеру.
(2) Второй — Particularity , то есть конкретный
характер, в котором универсальное продолжается безмятежно равным
сам.(3) Третий — Индивидуальность , что означает отражение в себе.
специфики универсальности и частности;
которое отрицательное самодостаточность имеет полную и изначальную определенность,
без потери его самоидентификации или универсальности.

Понятие и абстрактная универсальность

Для формальной логики форма категории считается ложной.
за пределами своей области, за небольшим исключением в отношении ограничений
которые прописывают во избежание сурьмы.Ближайшая
формальная логика может прийти к пониманию понятия «класс»,
который указывает с помощью некоторых эффективных средств, лиц, которым
можно отнести к «абстрактному универсалу». «Аннотация
универсальный »- это то свойство, которое является общим для многих людей,
конкретное существо где-то посередине.

Неудивительно, что Гегель считает все это просто «зевотой»!
Это очень банальная вещь. Когда доводится до чрезвычайно высокого
уровень сложности как в развитых разделах математики
может предоставить существо, представляющее некоторый интерес, но имеет очень ограниченный
область истины, которая совпадает с областью, отмеченной
степень действия Закона о личности и широко узнаваемый
как то, что известно в математике как теория множеств, теория групп,
и так далее.Опять же, в качестве необходимого, хотя и далеко не исчерпывающего,
компонент математики, абстрактное универсальное имеет свое место.
Но в контексте творческой социальной или естественной теории это
очень маленькое место.

Но опять же применимы те же комментарии, что и выше. Поскольку «А
= A «, поскольку отношения между вещами остаются неизменными, поскольку
задуманные вещи остаются отдельными и отличными и т. д. и т. д.,
понятие абстрактного универсального сохраняет свою актуальность.

Вопрос в том, как понять и распознать границы
формальная логика.

Пределы и отрицание формальной логики

  • Необходимость вывести логические концепции из самих себя
  • Необходимость установления границ и отрицания формальной логики
    вне себя.
  • материализация человеческой деятельности и отражение материала
    связи.

.

Глоссарий терминов: Qu



Качество и количество

Качество — это основной характер или природа чего-либо. Количество — это переменное количество вещи, где количество не влияет на качество (основной характер) того, что это за вещь.

Когда количество чего-либо меняется, например, если в книге 100 страниц вместо 50, происходит количественное изменение. Однако бывают случаи, когда количество изменений в вещи меняет сам ее характер.Например, если книга была уменьшена до одной страницы, это больше не книга. Когда изменение затрагивает сам характер вещи, происходит качественное изменение.

Дополнительная литература:
В логике Гегеля качество — это первое подразделение Бытия, когда мир — это просто одна вещь за другой, так сказать, а количество — это второй раздел, где восприятие продвинулось до точки распознавания того, что стабильно в пределах взлетов и падений. вещей. Третья и последняя стадия, Мера, единство качества и количества, означает знание того, когда количественное изменение становится качественным.

См. Также «Очерк логики» и объяснение Энгельса диалектики количества и качества в «Анти-Дюринге».

Количество и качество, закон преобразования

Гегель представляет соотношение между количеством и качеством следующим образом:

Критический предел между конечным и бесконечным;
Вода, превращающаяся в лед и т.д — «узловые линии»;
переход от количества к качеству … основанный на разнице величин;
Мера как единство количества и качества;
Количество просто означает замененное и поглощенное качество;
Мера в природе и обществе;
Количество и качество в химии.

Дополнительная литература: раздел в «Очерках логики» Гегеля.

См. Также: Письмо Маркса к Энгельсу от 22 июня 1867 года, в котором Маркс формулирует закон преобразования количества в качество и приписывает его Гегелю в логике .

См. Также: Законы диалектики и качества.


,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.