Основные свойства внимания: Основные свойства внимания — Студопедия

Основные свойства внимания — Студопедия

Различают пять свойств внимания: сосредоточенность, устойчивость, объем, распределение и переключение. Все перечисленные свойства внимания могут проявляться во всех видах внимания — в непроизвольном, произвольном и послепроизвольном.

Сосредоточенность — это удержание внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального. Сосредоточенность внимания обычно связана с глубоким, действенным интересом к деятельности, како­му-либо событию или факту. Степень или сила сосредото­ченности — это концентрация или интенсивность внимания. Концентрация — это поглощение внимания одним объектом или одной деятельностью. Показателем интенсивности яв­ляется невозможность отвлечь внимание от предмета дея­тельности посторонними раздражителями. Например, ребенок собирает новый конструктор. Он полностью погло­щен делом, не отвлекается ни на минуту, не замечает, как течет время, не реагирует на телефонные звонки, его мож­но окликнуть, позвать обедать — он не отвечает, а порой даже и не слышит. В этом случае можно говорить о большой концентрации и интенсивности внимания.

Устойчивость — это длительное удержание внимания на предмете или какой-нибудь деятельности. Устойчивым называется внимание, способное в течение долгого вре­мени оставаться непрерывно сосредоточенным на одном предмете или на одной и той же работе. И.П. Павлов говорил о своей работе: «Это прежде всего упрямая сосредото­ченность мысли, умение неотступно думать об избранном предмете, с ним ложиться и с ним вставать».



Противоположностью устойчивого внимания является внимание неустойчивое, колеблющееся, которое то и дело ослабляется или отвлекается в сторону.

Устойчивость внимания у разных людей различна. Одни могут очень долго, без отвлечения, сосредоточиваться на предмете своей деятельности, другие обладают этой спо­собностью в значительно меньшей мере. Но устойчивость внимания может колебаться и у одного и того же человека. Это зависит от осознания цели деятельности и ее значи­мости, от отношения к выполняемой работе.

Проследить колебания внимания можно при восприя­тии двойственных изображений, например большого и ма­ленького квадратов. Если в течение нескольких минут смот­реть на такой рисунок, то можно заметить, что меньший квадрат либо выдвинут — находится перед большим, либо «проваливается» — большой квадрат выдвигается на пере­дний план.

Внимание не может долго задерживаться на неподвиж­ном объекте (например, точка на листе), если мы не мо­жем его рассматривать с разных сторон. Чем богаче раз­личными своими свойствами объект, тем легче сосредото­чить внимание на нем в течение длительного времени. Например, чтение содержательной книги, просмотр спек­такля, беседа с интересным человеком, содержание жи­вописного пейзажа.

Объем — это количество объектов, которые охватыва­ются вниманием одномоментно, одновременно. Объем вни­мания обычно колеблется у взрослых в пределах от 4 до 6 объектов, у школьников (в зависимости от возраста) от 2 до 5 объектов. Человек с большим объемом внимания может заметить больше предметов, явлений, событий. Объем внимания во многом зависит от знания объектов и их связей друг с другом.

Для определения объема внимания пользуются специ­альным прибором, который называется тахистокоп (от греч. слов «тахистос» — быстрейший и «скопео» — смотрю). Этот прибор дает возможность показать человеку несколько объек­тов — букв, геометрических фигур, знаков — на 0,1 с. Сколь­ко объектов запомнил человек — таков его объем внимания.

Объем внимания важно учитывать во многих областях жизни. Например, создатель рекламы хочет, чтобы любой прохожий, бросив мимолетный взгляд на рекламный щит, понял и запомнил его содержание. Для этого надо, чтобы на рекламе было не больше пяти слов. Если их больше, то полезно ярко выделить несколько самых важных слов, но их число не должно превышать четырех — шести.

Человек, находящийся на крупном современном про­изводстве у пульта управления машинами, должен одним взглядом охватить несколько приборов. Широта объема внимания профессионально важна и для учителя.

Распределение внимания — это умение выполнять две или более различные деятельности, удерживая на них свое вни­мание. Может ли внимание распределяться одновременно между двумя или несколькими разными деятельностями? Может, жизнь постоянно требует этого. Например, сту­дент на лекции распределяет одновременно внимание меж­ду тем, что записывает, и тем, что слышит в данный мо­мент. Внимание учителя распределяется на весь класс, на отдельных ребят, на содержание урока и пр. Умение рас­пределять внимание у людей различно. Говорят, что Напо­леон мог одновременно выполнять семь дел.

Чтобы успешно выполнять одновременно две работы, хотя бы одну из них надо знать настолько хорошо, чтобы она выполнялась автоматически, сама собой, а человек лишь время от времени контролировал и регулировал ее сознательно. В этом случае основное внимание можно бу­дет уделить второй работе, менее знакомой человеку.

Умение распределять свое внимание развивается посте­пенно, с возрастом. Так, младшие школьники плохо рас­пределяют внимание, они еще не умеют этого делать, у них нет опыта, автоматических умений, поэтому не сле­дует предлагать им одновременно выполнять два дела или при выполнении одного дела отвлекать внимание ребенкана другое. Но способствовать развитию этого умения необ­ходимо.

Переключение — это сознательное и осмысленное пе­ремещение внимания с одного предмета или действия на другие, это перестройка внимания, переход его с одного объекта на другой в связи с изменением задачи деятельности. Существенной стороной внимания явля­ется его переключение, т.е. способность быстро перехо­дить от одной деятельности к другой. Сознательное пе­реключение внимания не надо путать с отвлекаемостью внимания.

Успех переключения зависит от особенностей преды­дущей и новой деятельности и от личных качеств человека. Если предыдущая работа интересная, а последующая нет, то переключение происходит трудно, и наоборот.

Переключение внимания всегда сопровождается неко­торым напряжением, которое выражается в волевом уси­лии. Отсюда понятно, почему школьнику бывает трудно начинать новую работу, особенно если она не очень нра­вится, а предыдущая деятельность, наоборот, была более интересной. Например, переключение внимания на урок от дел, которыми дети занимались на перемене. Частая сме­на видов работы в процессе учебной деятельности может вызывать у школьников большие трудности.

Если, отвлекаясь, человек меняет объект внимания непроизвольно, то, переключая внимание, он сознатель­но ставит цель заняться чем-то новым.

Внимание быстрее и легче переключается от менее важ­ного для личности предмета к более значимому.

В переключении внимания ярко проявляются индиви­дуальные особенности человека — одни люди могут быстро переходить к новой деятельности, а другие медленно и с трудом. Разные виды деятельности требуют разных форм внимания. Например, работа корректора требует высокой концентрации внимания, работа воспитателя, учителя — способности распределять внимание.

Внимание и рассеянность. Обычно внимание противо­поставляется рассеянности. В нашем языке рассеянность часто понимается как синоним невнимательности. Помните стихотворение С.Я. Маршака: «Рассеянный с улицы Бас-сейной»: «Вместо шапки на ходу он надел сковороду, вме­сто валенок перчатки натянул себе на пятки».

Однако рассеянность и невнимательность не всегда со­впадают друг с другом. Рассеянность может быть результатом неустойчивости, слабости внимания. Человек ни на чем не может сосредо­точиться долгое время, его внимание непрерывно пере­скакивает с одного на другое. Например, такое внимание характерно для детей, оно наблюдается и у взрослых, осо­бенно в состоянии утомления, во время болезни.

Но рассеянность может иметь и совершенно иную При­чину. Человек настолько сильно сосредоточен на одном предмете, деятельности, что не способен замечать ничего другого, потому и рассеян. Например, многие ученые со­вершенно не обращают внимания на бытовые проблемы, на окружающие их предметы и т.п. Эта рассеянность явля­ется выражением максимальной собранности и сосредо­точенности на основном предмете своих мыслей. У таких людей внимание сильное, но узкое и малоподвижное. К.К. Платонов в книге «Занимательная психология» при­водит такой эпизод. Ньютон задумал сварить яйцо. Взяв часы, он заметил начало варки. А спустя некоторое время вдруг обнаружил, что в руках держит яйцо, а варит… часы. Но когда ученого однажды спросили, как ему удалось от­крыть закон тяготения, он ответил: «Благодаря тому, что я неотступно думал об этом вопросе».

Одна из причин невнимания — недостаточная умствен­ная активность. Огромную роль в развитии внимания иг­рает направленность личности.

Характеристики свойств внимания

Связь сознания с определенным объектом и сосредоточенность на нем есть не что иное, как внимание. Особенности сосредоточенности определяют свойства внимания. К этим свойствам относятся:

  • Устойчивость;
  • Концентрация;
  • Распределение;
  • Переключение;
  • Объем внимания;
  • Отвлекаемость.

Устойчивость внимания

Заключается устойчивость в способности сосредотачиваться на одном объекте какое-то определенное время, поэтому она является временной характеристикой внимания. Данное свойство внимания может определяться периферическими и центральными факторами.

Как показали исследования, внимание подвержено периодическим непроизвольным колебаниям. По данным Н.Н. Ланге, периоды таких колебаний обычно составляют 2-3 секунды и доходят до 12 секунд максимум. Если попытаться сосредоточиться на тиканье часов – они будут, то слышны, то не слышны. Колебания при наблюдении более сложных фигур, носят иной характер. В них как фигура попеременно будет выступать то одна, то другая часть. Например, изображение усеченной пирамиды будет давать такой эффект. Усеченная пирамида показана на рисунке:

Готовые работы на аналогичную тему

Устойчивость внимания

Если в течение какого-то времени смотреть на пирамиду, то поочередно она будет казаться то выпуклой, то вогнутой. Малые периоды колебания внимания не являются общей закономерностью. Наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможность раскрыть в предмете новые стороны и связи.

Когда внимание при всех условиях неустойчиво, умственная работа более или менее эффективная была бы невозможна. Устойчивость внимания зависит и от других условий – степень сложности материала и трудность знакомства с ним, понятность материала, отношение к нему субъекта, индивидуальные особенности личности.

Устойчивость внимания можно проверить с помощью таблицы Бурдона. Она состоит из беспорядочного чередования отдельных букв. В каждой строке каждая буква повторяется одно и то же количество раз. Испытуемый в течение длительного времени должен вычеркивать заданные буквы. Устойчивость внимания аналогично проверяется с помощью таблиц Крепелина. Они состоят из столбиков цифр, а испытуемый в течение длительного времени должен их складывать. Число допускаемых ошибок и продуктивность работы служат показателем колебаний внимания.

Концентрация внимания

Определение

Концентрация – это следующее свойство внимания, которое подразумевает интенсивность сосредоточенности.

Концентрация внимания, считал А.А. Ухтомский, связана с особенностями функционирования доминантного очага возбуждения в коре. По его мнению, – это следствие возбуждения в доминантном очаге при одновременном торможении остальных зон коры головного мозга.

Поскольку внимание может быть произвольным и непроизвольным, то соответственно, и концентрация внимания производится как усилием воли, так и сама собой, опираясь на личную заинтересованность. Для длительного поддержания внимания в первом случае требуется большое количество энергии, которое может привести к истощению. Концентрация внимания будет менее утомительна, если она основана на интересе к объекту и способствует большей производительности труда. Естественно, что заниматься деятельностью, которая вызывает искренний интерес, очень важно для человека.

Умение сосредоточиться на определенном объекте развивается с возрастом. Концентрироваться длительное время малышам, сложно, но младшие школьники уже без проблем могут высиживать уроки. Таким образом, они приобретают способность к обучению. Концентрируясь на одном предмете в течение длительного времени, ребенок постепенно привыкает к нагрузкам и легче справляется с ними, а к окончанию школы уже свободно владеет произвольным вниманием.

На развитие концентрации внимания существует много упражнений, например, такие, как мозговые импульсы, центр вселенной, подсчет и др.

Распределение внимания

Определение

Распределение внимания – это способность человека одновременно выполнять несколько видов деятельности.

Безусловно, классическим примером такой способности является Юлий Цезарь. Предание говорит, что он мог одновременно делать семь дел, не связанных между собой. Также известно, что Наполеон одновременно мог диктовать своим секретарям семь важных дипломатических документов.

Практика, однако, показывает, что человек может выполнить только один вид сознательной психической деятельности. Субъективное ощущение одновременности выполнения нескольких дел возникает, потому что человек быстро и последовательно переключается с одного вида деятельности на другой. Как доказал В. Вундт, человек не может одновременно сосредоточиться на двух предъявляемых раздражителях. Тем не менее, иногда действительно человек способен выполнить два вида деятельности, но, в таком случае, один из видов должен быть полностью автоматизирован и не требовать внимания. При несоблюдении этого условия совмещение деятельности невозможно. Распределение внимания, как считает ряд авторов, является обратной стороной другого свойства – переключаемости.

Переключение внимания

Определение

Под переключением понимается сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой.

В целом это означает способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации.

У разных людей легкость переключения неодинакова и зависит от ряда условий. Прежде всего, это соотношение между предшествующей и последующей деятельностью, а также отношение субъекта к каждой из них.

На интересную деятельность переключиться значительно легче и, наоборот. Переключаемость внимания хорошо тренируется.

Объем внимания

Объем является еще одним свойством внимания и представляет собой количество объектов, которое человек с достаточной ясностью может охватить одновременно.

Одновременно думать о разных вещах и выполнять разнообразные работы, как известно, человек не может. Подобное ограничение заставляет поступающую извне информацию дробить на части и при этом не превышать возможности обрабатывающей системы.

При обучении и тренировке объем внимания практически не меняется, а его показателем является количество ясно воспринимаемых предметов. У разных людей объем внимания различен. Это зависит от того, насколько содержание, на котором сосредотачивается внимание, связано между собой, а также от умения осмыслено связывать и структурировать материал. Объем внимания очень близко к понятию объем восприятия.

Отвлекаемость внимания

Определение

Под отвлекаемостью понимают перемещение внимания с одного объекта на другой.

Если на человека, занятого какой-либо деятельностью действуют посторонние раздражители, то возникает отвлекаемость внимания.

Она может быть внешней и внутренней:

  • Внешняя отвлекаемость. Возникает под влиянием внешних раздражителей. Те предметы и явления, которые появляются внезапно и действуют с меняющейся силой и частотой, отвлекают больше всего. В результате у человека на эти раздражители появляется ориентировочный рефлекс, который трудно угасает. Внешняя отвлекаемость имеет физиологическую основу, которой является отрицательная индукция процессов возбуждения и торможения. Они вызываются действием внешних раздражителей, которые не имеют отношения к выполняемой деятельности;
  • Внутренняя отвлекаемость внимания. Как правило, возникает под влиянием сильных переживаний, посторонних эмоций, из-за отсутствия интереса и чувства ответственности за то дело, которым человек в данный момент занимается. Внутренняя отвлекаемость внимания обусловлена сильными чувствами, желаниями вызывает мощный очаг возбуждения в коре головного мозга. В результате отсутствия интереса, внутренняя отвлекаемость объясняется запредельным торможением, которое развивается под влиянием утомления нервных клеток.

Свойства внимания, их основные характеристики

Внимание
– это произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия.

Основные свойства внимания:

*Избирательность

*концентрация

*объем

*распределение

*переключение

*устойчивость.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Избирательность
внимания заключается в способности отбирать значимые стимулы и игнорировать второстепенные. Через наушники испытуемому подавались в оба уха одновременно две магнитные записи. Когда, испытуемого просили внимательно слушать одну из них, испытуемый легко повторял услышанные слова. Но из другой записи он не улавливал почти ничего. Складывается впечатление, что в мозгу существует как бы “фильтр”, который ограничивает способность улавливать сигналы, идущие из разных источников. Однако было установлено, что этот фильтр не всегда действует безотказно. Так, при слуховом восприятии достаточно, чтобы в другое ухо испытуемого было произнесено особо важное для него слово, например, его имя, чтобы он автоматически поменял канал восприятия. Это ограничение возможностей внимания проявляется и тогда, когда одновременно действуют слуховая и зрительная системы. Например, во время лекции студент может читать интересную книгу. Однако даже если его внимание будет перескакивать с одного канала на другой, вряд ли он сможет хорошо понять хотя бы то, что передается по одному из них, а тем более по обоим.

Концентрация
внимания означает, что имеется фокус, в котором собрана вся психическая или сознательная деятельность. Под концентрацией внимания подразумевается степень или интенсивность сосредоточенности внимания.

Объем. Внимание может быть охарактеризовано со стороны его объема. Под объемом внимания в психологии понимают то количество впечатлений, которое может быть с полной ясностью и отчетливостью воспринято в одном акте внимания.

По подсчетам В.Вундта, человеческое сознание может охватить одновременно от 16 до 40 простых впечатлений, в то время как внимание способно подготовить организм к реагированию одновременно на гораздо меньшее количество впечатлений – от 6 до 12 – такого же характера.

Объем внимания — величина индивидуально изменяющаяся, но обычно его показатель у людей равен 5+2.

Распределение
внимания – способность человека выполнять несколько видов деятельности одновременно. Например, одновременно вспоминать вслух стихотворение и письменно производить вычисления. Хрестоматийным примером служат феноменальные способности Юлия Цезаря, который, согласно преданию, мог одновременно делать семь не связанных между собой дел. Известно также, что Наполеон мог одновременно диктовать своим секретарям семь важных дипломатических документов. Вероятно, что в данном случае несколько дел совершаются не совсем одновременно: скорее всего, здесь имеет место очень быстрое чередование внимания от одного к другому. Еще В. Вундт доказал, что человек не может сосредоточиваться на двух одновременно предъявляемых раздражителях. Однако иногда человек действительно способен выполнять одновременно два вида деятельности: в тех случаях, когда один из видов выполняемой деятельности полностью автоматизирован и не требует присутствия внимания (пример с глажкой белья и телевизором, вышиванием и беседой). Если же это условие не соблюдается, совмещение деятельности невозможно.

Переключаемость
– сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. Чем интереснее деятельность, тем легче на нее переключиться. Известную роль в быстроте переключаемости играют также индивидуальные особенности индивида, в частности, его темперамент. При этом следует отметить, что переключаемость внимания принадлежит к числу хорошо тренируемых качеств.

Рассеянность, в житейском смысле слова, является по преимуществу плохой переключаемостью.

Устойчивость внимания заключается в способности определенное время сосредоточиваться на одном и том же объекте.

Таким образом, внимание – это проявление избирательной направленности психической деятельности, выражение избирательного характера процессов сознания. Внимание неразрывно связано со всеми сторонами психики.

Поможем написать любую работу на аналогичную
тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту

Узнать стоимость

Основные свойства внимания — Студопедия

Различают пять свойств внимания: сосредоточенность, устойчивость, объем, распределение и переключение. Все перечисленные свойства внимания могут проявляться во всех видах внимания — в непроизвольном, произвольном и послепроизвольном.

Сосредоточенность— это удержание внимания на одномобъекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального. Сосредоточенность внимания обычно связана с глубоким, действенным интересом к деятельности, како-му-либо событию или факту. Степень или сила сосредото-ченности — это концентрация или интенсивность внимания. Концентрация — это поглощение внимания одним объектомили одной деятельностью. Показателем интенсивности яв-ляется невозможность отвлечь внимание от предмета дея-тельности посторонними раздражителями. Например, ре-

бенок собирает новый конструктор. Он полностью погло-щен делом, не отвлекается ни на минуту, не замечает, как течет время, не реагирует на телефонные звонки, его мож-но окликнуть, позвать обедать — он не отвечает, а порой даже и не слышит. В этом случае можно говорить о большой концентрации и интенсивности внимания.

Устойчивость— это длительное удержание внимания напредмете или какой-нибудь деятельности. Устойчивым называется внимание, способное в течение долгого вре-мени оставаться непрерывно сосредоточенным на одном предмете или на одной и той же работе. И.П. Павлов гово-рил о своей работе: «Это прежде всего упрямая сосредото-ченность мысли, умение неотступно думать об избранном предмете, с ним ложиться и с ним вставать».



Противоположностью устойчивого внимания является внимание неустойчивое, колеблющееся, которое то и дело ослабляется или отвлекается в сторону.

Устойчивость внимания у разных людей различна. Одни могут очень долго, без отвлечения, сосредоточиваться на предмете своей деятельности, другие обладают этой спо-собностью в значительно меньшей мере. Но устойчивость внимания может колебаться и у одного и того же человека. Это зависит от осознания цели деятельности и ее значи-мости, от отношения к выполняемой работе.

Проследить колебания внимания можно при восприя-тии двойственных изображений, например большого и ма-ленького квадратов. Если в течение нескольких минут смот-реть на такой рисунок, то можно заметить, что меньший квадрат либо выдвинут — находится перед большим, либо «проваливается» — большой квадрат выдвигается на пере-дний план.

Внимание не может долго задерживаться на неподвиж-ном объекте (например, точка на листе), если мы не мо-жем его рассматривать с разных сторон. Чем богаче раз-личными своими свойствами объект, тем легче сосредото-чить внимание на нем в течение длительного времени. Например, чтение содержательной книги, просмотр спек-такля, беседа с интересным человеком, содержание жи-вописного пейзажа.

Объем— это количество объектов, которые охватыва-ются вниманием одномоментно, одновременно. Объем вни-мания обычно колеблется у взрослых в пределах от 4 до 6 объектов, у школьников (в зависимости от возраста) от 2 до 5 объектов. •

Человек с большим объемом внимания может заметить больше предметов, явлений, событий. Объем внимания во многом зависит от знания объектов и их связей друг с другом.

Для определения объема внимания пользуются специ-альным прибором, который называется тахистокоп (от греч. слов «тахистос» — быстрейший и «скопео» — смотрю). Этот прибор дает возможность показать человеку несколько объек-тов — букв, геометрических фигур, знаков — на 0,1 с. Сколь-ко объектов запомнил человек -таков его объем внимания.

Объем внимания важно учитывать во многих областях жизни. Например, создатель рекламы хочет, чтобы любой прохожий, бросив мимолетный взгляд на рекламный щит, понял и запомнил его содержание. Для этого надо, чтобы на рекламе было не больше пяти слов. Если их больше, то полезно ярко выделить несколько самых важных слов, но их число не должно превышать четырех-шести.

Человек, находящийся на крупном современном про-изводстве у пульта управления машинами, должен одним взглядом охватить несколько приборов. Широта объема внимания профессионально важна и для учителя.

Распределение внимания— это умение выполнять две илиболее различные деятельности, удерживая на них свое вни-мание. Может ли внимание распределяться одновременно между двумя или несколькими разными деятельностями? Может, жизнь постоянно требует этого. Например, сту-дент на лекции распределяет одновременно внимание меж-ду тем, что записывает, и тем, что слышит в данный мо-мент. Внимание учителя распределяется на весь класс, на отдельных ребят, на содержание урока и пр. Умение рас-пределять внимание у людей различно. Говорят, что Напо-леон мог одновременно выполнять семь дел.

Чтобы успешно выполнять одновременно две работы, хотя бы одну из них надо знать настолько хорошо, чтобы она выполнялась автоматически, сама собой, а человек лишь время от времени контролировал и регулировал ее сознательно. В этом случае основное внимание можно бу-дет уделить второй работе, менее знакомой человеку.

Умение распределять свое внимание развивается посте-пенно, с возрастом. Так, младшие школьники плохо рас-пределяют внимание, они еще не умеют этого делать, у них нет опыта, автоматических умений, поэтому не сле-дует предлагать им одновременно выполнять два дела или при выполнении одного дела отвлекать внимание ребенка

на другое. Но способствовать развитию этого умения необ-ходимо.

Переключение— это сознательное и осмысленное пе-ремещение внимания с одного предмета или действия на другие, это перестройка внимания, переход его с одного объекта на другой в связи с изменением задачи деятельности. Существенной стороной внимания явля-ется его переключение, т.е. способность быстро перехо-дить от одной деятельности к другой. Сознательное пе-реключение внимания не надо путать с отвлекаемостью внимания.

Успех переключения зависит от особенностей преды-дущей и новой деятельности и от личных качеств человека. Если предыдущая работа интересная, а последующая нет, то переключение происходит трудно, и наоборот.

Переключение внимания всегда сопровождается неко-торым напряжением, которое выражается в волевом уси-лии. Отсюда понятно, почему школьнику бывает трудно начинать новую работу, особенно если она не очень нра-вится, а предыдущая деятельность, наоборот, была более интересной. Например, переключение внимания на урок от дел, которыми дети занимались на перемене. Частая сме-на видов работы в процессе учебной деятельности может вызывать у школьников большие трудности.

Если, отвлекаясь, человек меняет объект внимания непроизвольно, то, переключая внимание, он сознатель-но ставит цель заняться чем-то новым.

Внимание быстрее и легче переключается от менее важ-ного для личности предмета к более значимому.

В переключении внимания ярко проявляются индиви-дуальные особенности человека — одни люди могут быстро переходить к новой деятельности, а другие медленно и с трудом. Разные виды деятельности требуют разных форм внимания. Например, работа корректора требует высокой концентрации внимания, работа воспитателя, учителя — способности распределять внимание.

Внимание и рассеянность.Обычно внимание противо-поставляется рассеянности. В нашем языке рассеянность часто понимается как синоним невнимательности. Помните стихотворение С.Я. Маршака: «Рассеянный с улицы Бас-сейной»: «Вместо шапки на ходу он надел сковороду, вме-сто валенок перчатки натянул себе на пятки».

Однако рассеянность и невнимательность не всегда со-впадают друг с другом.

Рассеянность может быть результатом неустойчивости,слабости внимания. Человек ни на чем не может сосредо-точиться долгое время, его внимание непрерывно пере-скакивает с одного на другое. Например, такое внимание характерно для детей, оно наблюдается и у взрослых, осо-бенно в состоянии утомления, во время болезни.

Но рассеянность может иметь и совершенно иную при-чину. Человек настолько сильно сосредоточен на одном предмете, деятельности, что не способен замечать ничего другого, потому и рассеян. Например, многие ученые со-вершенно не обращают внимания на бытовые проблемы, на окружающие их предметы и т.п. Эта рассеянность явля-ется выражением максимальной собранности и сосредо-точенности на основном предмете своих мыслей. У таких людей внимание сильное, но узкое и малоподвижное. К.К. Платонов в книге «Занимательная психология» при-водит такой эпизод. Ньютон задумал сварить яйцо. Взяв часы, он заметил начало варки. А спустя некоторое время вдруг обнаружил, что в руках держит яйцо, а варит… часы. Но когда ученого однажды спросили, как ему удалось от-крыть закон тяготения, он ответил: «Благодаря тому, что я неотступно думал об этом вопросе».

Одна из причин невнимания — недостаточная умствен-ная активность. Огромную роль в развитии внимания иг-рает направленность личности.

Основные характеристики свойств внимания — Студопедия

Внимание обладает рядом свойств, которые характеризуют его как самостоятельный психический процесс. К основным свойствам внимания относятся устойчивость, концентрация, распределение, переключение, отвлекаемость и объем внимания.

Устойчивость заключается в способности определенное время сосредоточиваться на одном и том же объекте. Экспериментальные исследования показали, что внимание подвержено периодическим непроизвольным колебаниям. Периоды таких колебаний, по Н. Н. Ланге, равны обычно двум-трем секундам, доходя максимум до 12 секунд. Если прислушиваться к тиканью часов и пытаться сосредоточиться на нем, то оно будет то слышно, то не слышно. Иной характер носят колебания нашего внимания при наблюдении более сложных фигур, — в них попеременно то одна, то другая часть будет выступать как фигура. Такой эффект, например, дает изображение усеченной пирамиды: если присматриваться к ней в течение некоторого времени, то она будет поочередно казаться то выпуклой, то вогнутой (рис.7).

Рис. 7.Двойственное изображение (усеченная пирамида)

Следующее свойство внимания — концентрация внимания. Под концентраци­ей внимания подразумевается степень или интенсивность сосредоточенности вни­мания. А. А. Ухтомский полагал, что концентрация внимания связана с особенно­стями функционирования доминантного очага возбуждения в коре. В частности, он считал, что концентрация является следствием возбуждения в доминантном очаге при одновременном торможении остальных зон коры головного мозга.



Под распределением внимания понимают способность человека выполнять несколько видов деятельности одновременно. Хрестоматийным примером служат

феноменальные способности Юлия Цезаря, который, согласно преданию, мог одновременно делать семь не связанных между собой дел. Известно также, что Наполеон мог одновременно диктовать своим секретарям семь важных дипломатических документов. Но, как показывает жизненная практика, человек способен выполнять только один вид сознательной психической деятельности, а субъективное ощущение одновременности выполнения нескольких возникает вследствие быстрого последовательного переключения с одного вида деятельности на другой. Еще В. Вундт доказал, что человек не может сосредоточиваться на двух одновременно предъявляемых раздражителях. Однако иногда человек действительно способен выполнять одновременно два вида деятельности. На самом деле в таких случаях один из видов выполняемой деятельности должен быть полностью автоматизирован и не требовать внимания. Если же это условие не соблюдается, совмещение деятельности невозможно.

Многие авторы считают, что распределение внимания является обратной стороной его другого свойства — переключаемости. Переключение означает сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации. Легкость переключения внимания неодинакова у разных людей и зависит от целого ряда условий (прежде всего от соотношения между предшествующей и последующей деятельностью и отношения субъекта к каждой из них). Чем интереснее деятельность, тем легче на нее переключиться. При этом следует отметить, что переключаемость внимания принадлежит к числу хорошо тренируемых качеств.

Следующее свойство внимания — его объем. Под объемом внимания понимается количество объектов, которые мы можем охватить с достаточной ясностью одновременно. Известно, что человек не может одновременно думать о разных вещах и выполнять разнообразные работы. Это ограничение вынуждает дробить поступающую извне информацию на части, не превышающие возможности обрабатывающей системы. Важной и определяющей особенностью объема внимания является то, что он практически не меняется при обучении и тренировке.

Исследование объема внимания обычно производится путем анализа числа одновременно предъявляемых элементов (чисел, букв и т. п.), которые могут быть с ясностью восприняты субъектом. Для этих целей используется тахистоскопприбор, позволяющий предъявить определенное число раздражителей так быстро, чтобы испытуемый не мог перевести глаза с одного объекта на другой. Это позволяет измерить число объектов, доступных для одновременного опознания. Обычно тахистоскоп состоит из окошечка, отделенного от рассматриваемого объекта падающим экраном, прорезь которого может произвольно изменяться так, что рассматриваемый объект появляется в ней на очень короткий промежуток времени (от 10 до 50-100 мс). Показателем объема внимания является количество ясно воспринимаемых предметов. Объем внимания — величина индивидуально изменяющаяся, но обычно его показатель у людей равен 5±2.

Отвлекаемость внимания — это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Оно возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью. Отвлекаемость может быть внешней и внутренней. Внешняя Отвлекаемость возникает под влиянием внешних раздражителей. Внутренняя отвлекаемость внимания возникает под влиянием сильных переживаний, посторонних эмоций, из-за отсутствия интереса и чувства ответственности за дело, которым в данный момент занят человек. Чтобы ученик мог внимательно и успешно учиться, следует устранять из его жизни отвлекающие от занятий отрицательные переживания: страх, гнев, обиду и др.

Память – это форма психического отражения действительности, заключающаяся в запечатлении, сохранении, узнавании и воспроизведении следов прошлого опыта. Память обеспечивает целостность личности человека и его связь с прошлым опытом. Извлечение материала из памяти осуществляется с помощью двух процессов – воспроизведения и узнавания.

Воспроизведение – это процесс воссоздания образа предмета, воспринимаемого нами ранее, но не в данный момент. Воспроизведение отличается от восприятия тем, что оно осуществляется без воздействия на рецепторы сигналов внешней среды и происходит уже после восприятия.

Узнавание какого-либо объекта происходит в момент его восприятия, причем информация о данном объекте уже была ранее введена в мозг человека. Представление об этом объекте могло сформироваться двумя способами: или на основе личных впечатлений, или на основе словесных описаний.

Еще один процесс, связанный с памятью и в то же время противоположный ей по результату, – это забывание. Забывание выражается в невозможности восстановить ранее воспринятую информацию. Часто физиологической основой забывания являются процессы торможения в коре больших полушарий, мешающие актуализации временных нервных связей – это так называемое угасательное торможение, которое развивается при отсутствии подкрепления. Однако возможны и другие виды забывания, вызванные травмой, некоторыми химическими веществами или психическими заболеваниями. Забывание проявляется в двух основных формах: невозможности что-то припомнить или узнать или в форме неверного припоминания или узнавания.

Существует два основных вида классификации видов памяти – по характеру психической активности, которая сопровождает запоминание и фиксируется в памяти, и по длительности сохранения материала (табл.3).

Таблица3. Классификация видов памяти

Обе эти классификации являются независимыми друг от друга – например, в кратковременной памяти может храниться информация словесно-логического или двигательного характера.

Факторы, влияющие на продуктивность памяти, можно разделить на две группы – объективные и субъективные (рис. 8). Первая группа касается в первую очередь особенностей самого запоминаемого материала, а вторая – человека, запоминающего эту информацию.

Рис. 8. Факторы, влияющие на продуктивность памяти

Исследования психологов выяснили, что на прочность запоминания больше всего влияют два фактора: активность и осмысленность (рис. 9).

Рис. 9. Факторы, способствующие успешному запоминанию материала

Закон забывания Г. Эббингауза(выведенный при запоминании бессмысленных трехбуквенных слогов): «В течение 1 часа забывается 60 % информации, а через 6 дней остается менее 20 % информации».

Закономерности запоминания, обнаруженные Г. Эббингаузом, показаны на рис. 10.

Рис. 10. Кривая запоминания Эббингауза

Закономерности работы памяти, обнаруженные Г. Эббингаузом

При запоминании материала лучше всего воспроизводится его начало и конец – «эффект края». Запоминание идет лучше, если дважды повторить материал: сначала через несколько часов, а второй раз – через несколько дней. Установка на использование материала в дальнейшем ведет к его лучшему запоминанию. Чем проще событие и чем больше эмоций оно вызвало, тем более сильный след оно оставит в памяти. Сложная информация, а также события, не вызвавшие эмоции у человека, плохо запоминаются и быстро забываются. Редкие, странные и необычные события запоминаются лучше, чем привычные и часто встречающиеся. Память о тех или иных событиях постепенно меняется, так как эта информация вступает в связь с новой поступающей информации и подвергается изменениям. Потеря и восстановление памяти происходят по одному принципу: при потере памяти сначала теряются более сложные и недавние события, а при восстановлении памяти, наоборот, сначала восстанавливаются более простые и старые воспоминания, и только потом – более сложные и недавние.

Основные свойства внимания

Внимание означает связь сознания с определенным объектом, его сосредоточенность на нем. Особенности этой сосредоточенности определяют основные свойства внимания. К ним относятся: устойчивость, концентрация, распределение, переключение и объем внимания.

Устойчивость — это временная характеристика внимания, длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту. Устойчивость может определяться периферическими и центральными факторами. Экспериментальные исследования показали, что внимание подвержено периодическим непроизвольным колебаниям. Периоды таких колебаний, в частности по Н. Ланге, равны обычно 2—3 с, доходя максимум до 12 с. Если прислушиваться к тиканью часов и пытаться сосредоточиться на нем, то человек будет то слышать, то не слышать их. Иной характер носят колебания при наблюдении более сложных фигур — в них попеременно то одна, то другая часть будет выступать как фигура. Такой эффект, например, дает изображение усеченной пирамиды: если присмотреться к ней в течение некоторого времени, то она будет поочередно казаться то выпуклой, то вогнутой.

Однако исследователи внимания считают, что традиционная трактовка устойчивости внимания требует некоторых разъяснений, ибо в действительности такие малые периоды колебания внимания ни в коем случае не являются всеобщей закономерностью. В одних случаях внимание характеризуется частыми периодическими колебаниями, в других — значительно большей устойчивостью.

В настоящее время доказано, что наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможность раскрыть в предмете, на котором оно сосредоточено, новые стороны и связи. Когда поставленная задача требует от нас сосредоточенности на каком-либо предмете, мы раскрываем в нем новые аспекты в их взаимосвязях и взаимопереходах, внимание может очень длительное время оставаться устойчивым. В тех случаях, когда содержание предмета внимания не дает возможности для дальнейшего его изучения, мы легко отвлекаемся, наше внимание колеблется. Другими словами, чтобы внимание к какому-либо предмету поддерживалось, его сознание должно быть динамическим процессом. Предмет внимания должен развиваться, обнаруживать перед нами свое новое содержание.

Если бы внимание при всех условиях было неустойчивым, более или менее эффективная умственная работа была невозможна. Оказывается, что само включение умственной деятельности, раскрывающей в предмете новые стороны и связи, изменяет закономерности этого процесса и создает условия для устойчивости внимания. Кроме того, устойчивость внимания зависит от целого ряда условий. К их числу относятся особенности материала, степень его трудности, знакомства с ним, понятности, отношения к нему со стороны субъекта, а также от индивидуальных особенностей личности.

Большой интерес представляют методы изучения устойчивости внимания, ставшие уже классическими. Исследование устойчивости внимания преследует цель установить, насколько прочно и устойчиво оно сохраняется в течение длительного времени, отмечаются ли при этом колебания его устойчивости и когда возникают явления утомления, при которых внимание субъекта начинает отвлекаться побочными раздражителями.

Для измерения устойчивости внимания обычно используются таблицы Бурдона, состоящие из беспорядочного чередования отдельных букв, причем каждая буква повторяется в каждой строке одно и то же число раз. Испытуемому предлагается в течение длительного времени (3—5—10 мин) вычеркивать заданные буквы (в простых случаях одну или две буквы, в сложных — заданную букву лишь в том случае, если она стоит перед другой, например гласной). Экспериментатор отмечает число букв, вычеркнутых в течение каждой минуты и число обнаруженных пропусков. Аналогичное значение имеют таблицы Крепелина, состоящие из столбиков цифр, которые испытуемый должен складывать в течение длительного времени. Продуктивность работы и число допускаемых ошибок могут служить показателем колебаний внимания.

Концентрация внимания — это степень или интенсивность сосредоточенности, т.е. основной показатель его выраженности, другими словами — тот фокус, в котором собрана психическая или сознательная деятельность. А.Л. Ухтомский полагал, что концентрация внимания связана с особенностями функционирования доминантного очага возбуждения в коре. В частности, концентрация является следствием возбуждения в доминантном очаге при одновременном торможении остальных зон коры головного мозга.

Под распределением внимания понимают субъективно переживаемую способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно. Именно эта способность позволяет совершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания. Хрестоматийным примером служат феноменальные способности Юлия Цезаря, который, согласно преданию, мог одновременно делать семь не связанных между собой дел. Известно также, что Наполеон мог одновременно диктовать своим секретарям семь ответственных дипломатических документов. Однако, как показывает жизненная практика, человек способен выполнить только один вид сознательной психической деятельности, а субъективное ощущение одновременности выполнения нескольких обязано быстрому последовательному переключению с одной на другую. Еще В. Вундтом было показано, что человек не может сосредоточиваться на двух одновременно предъявляемых раздражителях. Однако иногда человек действительно способен выполнять одновременно два вида деятельности. На самом деле, в таких случаях один из видов выполняемой деятельности должен быть полностью автоматизирован и не требовать внимания. Если же это условие не соблюдается, совмещение деятельности невозможно.

Исследование распределения внимания имеет большое практическое значение. Для этой цели используются так называемые таблицы Шульте. На этих таблицах изображены два ряда беспорядочно разбросанных цифр, красных и черных. Испытуемый должен в определенной последовательности называть серию цифр, чередуя каждый раз красную и черную цифру. Иногда эксперимент усложняют — на красную цифру надо показывать в прямом порядке, а на черную — в обратном. Как показали исследования, у отдельных испытуемых здесь отчетливо выступают значительные индивидуальные различия. Исследователи (в частности, А.Р. Лурия) считают, что эти различия могут надежно отражать некоторые вариации силы и подвижности нервных процессов и с успехом использоваться в диагностических целях.

Многие авторы считают, что распределение внимания, по существу, является обратной стороной его переключаемости. Переключаемость или переключение внимания определяются скрытно, переходя от одного вида деятельности к другому. Переключение означает сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации. Легкость переключения внимания у разных людей различна и зависит от целого ряда условий (это прежде всего соотношение между предшествующей и последующей деятельностью и отношение субъекта к каждой из них). Чем интереснее деятельность, тем легче на нее переключиться, и наоборот. Переключаемость внимания принадлежит к числу хорошо тренируемых качеств.

Следующее свойство внимания — это его объем. Объем внимания — особый вопрос. Известно, что человек не может одновременно думать о разных вещах и выполнять разнообразные работы. Это ограничение вынуждает дробить поступающую извне информацию на части, не превышающие возможности обрабатывающей системы. Таким же образом человек обладает весьма ограниченными возможностями одновременно воспринимать несколько независимых друг от друга объектов — это и есть объем внимания. Важной и определяющей его особенностью является то, что он практически не поддается регулированию при обучении и тренировке.

Исследование объема внимания обычно производится путем анализа числа одновременно предъявляемых элементов (чисел, букв и т.п.), которые могут быть с ясностью восприняты субъектом. Для этих целей используется прибор, позволяющий предъявить определенное число раздражителей так быстро, чтобы испытуемый не мог перевести глаза с одного объекта на другой. Это позволяет измерить число объектов, доступных для одновременного опознания, с помощью прибора, называемого тахнстоскопом. Обычно он состоит из окошечка, отделенного от рассматриваемого объекта падающим экраном, прорезь которого может произвольно изменяться так, что рассматриваемый объект появляется в ней на очень короткий промежуток времени (от 10 до 50—100 мс). Число ясно воспринимаемых предметов и является показателем объема внимания. Если предъявляемые объекты достаточно просты и разбросаны по демонстрируемому полю в беспорядке, объем внимания колеблется от 5 до 7 одновременно ясно воспринимаемых объектов. Вообще-то объем внимания — величина индивидуально изменяющаяся, но классическим показателем объема внимания у людей считается равный 5+2.

Понятие объем внимания очень близко к понятию объем восприятия и широко применяемые в литературе понятия поля ясного внимания и поле неясного внимания очень близки к понятиям центра и периферии зрительного восприятия, в отношении которого они были подробно изучены. Однако количество находящихся в поле нашего внимания связанных между собой элементов, объединенных в осмысленное целое, может быть много больше. Объем внимания поэтому является изменчивой величиной, зависящей от того, насколько связано между собой содержание, на котором сосредоточивается внимание, и от умения осмысленно связывать и структурировать материал. Последнее обстоятельство необходимо учитывать в педагогической практике, систематизируя предъявляемый материал таким образом, чтобы не перегружать объем внимания учащихся.

Свойства внимания



Тема “Свойства внимания” из раздела
“Психология познания человеком окружающего
мира”, на изучение внимания по программе
предусмотрено 6 часов – это второе занятие по
теме. Главным этапом является изучение нового
материала, с использованием метода-беседы
опираясь на жизненный опыт учащихся).

ЦЕЛИ:

1. Познакомить учащихся со всеми свойствами
внимания, опираясь на полученные знания данного
познавательного процесса. Учить определять
переключение и распределение внимания.

2. Развивать мышление, внимание.

3. Воспитывать желание познать себя и
окружающий мир.



ОБОРУДОВАНИЕ: карточки со свойствами
внимания, стимульный материал для определения
переключения и распределения внимания.



ХОД ЗАНЯТИЯ

— Добрый день! Сегодня мы поговорим о знакомом
познавательном процессе – внимание. Мы говорили
о видах внимания, но качественное содержание
процесса внимания определяется его свойствами.
Именно о свойствах и пойдет речь.

-Основными свойствами вниманий являются: ОБЪЕМ,
КОЛЕБАНИЕ, ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ, КОНЦЕНТРАЦИЯ,
УСТОЙЧИВОСТЬ, РАСПЕРЕДЕЛЕНИЕ.

Охарактеризуем содержание каждого свойства.

ОБЪЕМ внимания – определяется
количеством объектов, которые схватываются
сознанием человека за малый промежуток времени
(0,1 – 0,01сек.). исследование объема внимания обычно
осуществляют путем предъявления нескольких
объектов на небольшой промежуток времени. Для
этой цели используют, как правило, прибор,
который называется тахитоскоп ( от греческого
тахито — быстрый, сконео — смотрю). Чему равен
объем внимания человека? Ученый Мюллер
определил, что он равен 7+2 разрозненных,
несистематизированных объектов или предметов.

Если предметы представлены, например, так 1111111
111111111111, то человек охватывает сознанием 7+2
палочки. Если этот ряд сгруппировать следующим
образом, то сознанием охватывается группы 7+2

    111 111 111 111 111 111 111

Поэтому объем внимания сильно зависит от
структуры и расположения воспринимаемых
объектов. С другой стороны, объем внимания
человека зависит от его индивидуальных
способностей и, также, от специфики деятельности,
которую выполняет человек. Например, объем
внимания водителя будет больше, чем объем
внимания часового мастера, так как деятельность
у них различна и выполнение ее требует различия в
объеме внимания.

— От чего может измениться объем внимания?

— Объем внимания может измениться в зависимости
от требования деятельности, которую выполняет
человек.

УСТОЙЧИВОСТЬ внимания определяется
прочностью и стабильностью удержания сознания
на предметах в течение длительного времени.
Поэтому это временная характеристика внимания.
Устойчивость внимания развивается у человека в
течение жизни и особенно развивается у тех людей,
которые выполняют деятельность, где требуется
это свойство.

— Пример – водители, операторы и т.д.

КОНЦЕНТРАЦИЯ внимания определяется
степенью сосредоточения сознания на объекте или
предмете и отвлечением от побочных
раздражителей. Можно сказать, что это
характеристика помехоустойчивости психики
человека. Многие виды деятельности, которые
выполняет человек, требуют от него сильной
концентрации внимания, требуют того, чтобы
человек умел отвлечься от всего и выполнял
только одну операцию, действие и т.д. Например,
часовой мастер не сможет хорошо работать, если у
него не будет сформировано это свойство
внимания. Концентрацию внимания можно
формировать, упражняясь в этом.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ внимания определяется
способностью человека распределять свое
сознание на несколько предметов одновременно.
Это свойство обратное свойству концентрации
внимания.

— Представьте себе занятие, которое ведет
преподаватель, у которого ярко выражено свойство
концентрации внимания и отсутствует проявление
свойства распределения внимания!

— Что будет происходить?

— Представьте водителя, который не может
распределить внимание на возникающие ситуации
на дороге, приборы и т.д. Это свойство развивается
у человека в течении жизни.

ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ внимание определяется
временем, которое затрачивает человек на
осознанный перенос внимания с одного предмета на
другой. Например, вы писали в тетради. А дальше
нужно слушать рассказ преподавателя.

— Что необходимо сделать?

— Перенести сознание с тетради, письма в ней, на
рассказ.

— Сколько времени затрачивается на такой
перенос сознания?

— Во-первых, это зависит от индивидуальных
особенностей человека, и в большей мере, от его
темперамента. Например, сангвиник переключится
очень быстро, а флегматик – медленно.

— Вы встречались с такой ситуацией? Приведите
примеры.

Мама очень быстрый человек, т.е. – холерик.
Просит дочку что-то сделать, а дочь-флегматик. Она
очень медленно встает, идет и начинает делать, в
результате – конфликт.

В основе его лежит различие в переключении
внимания.

— Во-вторых, переключение внимания зависит от
возраста человека. Маленькие дети могут
переключаться с одной деятельности на другую 10 и
более секунд.

Время переключения внимания, бесспорно,
уменьшается у человека в течении жизни, но нужно
понимать, что оно будет различно в связи с
различием в темпераментах людей.

КОЛЕБАНИЕ внимания отличается своим
содержанием от переключения тем, что его
обусловливает неосознанный перенос внимания с
одного объекта на другой. Поясним это на простом
примере. Вам предлагается рисунок усеченной
четырехугольной пирамиды. Сосредоточьте свое
внимание на центре пирамиды.

— Что вы замечаете? Одно время в поле зрения
будет усеченная пирамида, затем в поле зрения
появится “коридор”. Если вы будете смотреть на
рисунок долгое время, то заметите очередность
смены объектов в поле сознания.

— Какой механизм лежит в основе колебания
внимания? Колебание внимания обусловливается
физиологическими механизмами, т.е. особенностями
работы нервных клеток мозга. Ученые доказали, что
клетки мозга работают попеременно – часть
клеток работает, часть находится в заторможенном
состоянии. Поэтому в зависимости от смены работы
клеток в зрительном центре коры головного мозга
будет меняться фон и предмет воспринимаемого
объекта, т.е. или пирамида, или “коридор”.

С другой стороны, время колебания внимания
будет отличаться у различных людей, в связи с
особенностями работы нервной системы. У одних
людей смена фона и предмета восприятия будет
происходить быстро, у других – медленно. Это
свойство изменить человек не может, так как оно
определяется силой и подвижностью процессов
возбуждения и торможения в нервных клетках.

— Давайте повторим все свойства внимания.



ИТОГ.

— Теоретически мы познакомились со всеми
свойствами внимания, а сейчас проведем
практическую работу на переключение и
распределение внимания, сыграем в игру на
концентрацию слухового внимания.



ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Тема: Изменение времени переключения
внимания



Оборудование: Таблицы для исследования
переключения внимания, секундомеры.



Ход работы: Учащихся необходимо разбить по
парам, где один – испытуемый, другой –
экспериментатор.



Инструкция испытуемому: Вам необходимо
выполнить три задания:

  1. показать на таблице ручкой арабские цифры в
    возрастающем порядке от 1 до 25;
  2. показать римские цифры в убывающем порядке от
    XXIV до I;
  3. показать попеременно арабские цифры в
    возрастающем, а римские в убывающем порядке.

Например: 1, XXIV 2, XXIII 3, XXII 4 и т.д. экспериментатор
засекает время каждого показа и следит за
правильностью его выполнения. Данные заносятся в
протокол.


Таблица для исследования времени
переключения внимания









7

IV

10

VI

22

24

XII

17

XIII

19

8

II

XVI

XIX

11

1

20

XV

21

XXIII

3

IX

6

XVII

V

18

12

XXIV

XIV

25

13

9

XX

I

VII

XXI

III

23

VIII

15

14

XVIII

16

5

XI

2

XXII

4

X



ПРОТОКОЛ




t1(сек)

t2(сек)

t1 + t2 (сек)

t3 (сек)

Время переключения

     

Обработка результатов:

t1 – время, затрачиваемое испытуемым на
называние и показ 1 ряда;

t2 – время показа и называние 2 ряда;

t3 – время показа и название 1 и 2 рядов
одновременно;

t переключения – время, затрачиваемое на одно
переключение

t пер = t3 – ( t1 + t2 ) 24



ВЫВОДЫ: Сравните и проанализируйте время
переключения, полученное у всех членов группы.



ТЕМА: Изучение распределения внимания.



Оборудование: лист бумаги, ручка, таблица.



Инструкция: Перед вами таблица, на которой
числа от 1 до 40. но всего на таблице изображено 25
чисел, а 15 чисел пропущено. На контрольном листе у
нас написан ряд чисел от 1 до 40. за 2 минуты
постарайтесь вычеркнуть в контрольном листе те
цифры, которые пропущены в таблице. (исправления
не допускаются).





14

5

3

27

37

40

34

23

1

20

19

16

32

13

33

2

6

8

2

Основные свойства внимания

Внимание — это выражение интереса человека к определенному объекту или предмету, избирательная направленность восприятия на предмет.

Некоторые специалисты считают обязательной составляющей процесса восприятия, другие уверены, что это особое состояние человека. Некоторые придерживаются мнения, что внимание — независимый психический процесс, это то же самое, что память, ощущение и т. Д. Наконец, другая группа ученых считает, что внимание и его свойства — это то же самое.Процесс, который пронизывает все умственные уровни.

Все специалисты делят понятие на несколько типов: внимание непроизвольное, произвольное, послеоперационное.

Непроизвольное (непреднамеренное) внимание возникает само по себе без усилия. Яркая вспышка, громкий звук, незнакомая картинка могут привлечь человека внезапно, без усилий с его стороны.

Произвольное внимание определяется волей человека. Это происходит, когда у человека есть цель, установка. Для его проявления требуются большие усилия.

Внимание всегда определяется интересом человека, его отношением, способностью к концентрации и психологическими свойствами его личности. Все эти особенности определяют основные свойства внимания. Всего их шесть.

• Устойчивое развитие. Эта временная характеристика определяет способность человека в течение некоторого времени концентрироваться на деятельности или объекте. Устойчивость зависит от осознания цели, отношения к объекту или деятельности, степени заинтересованности.Именно по этой причине он может быть разным для одного человека в определенных ситуациях. Естественно, стабильность у разных людей разная.

Противоположность стабильности — рассеянное внимание.

• Тема. В основе этого свойства внимания лежит объект или явление, на которое необходимо направить внимание. Нет простого внимания, его нужно чем-то привлекать. Поэтому совершенно бессмысленны призывы взрослых типа: «Дети! Будьте внимательны!». Без указания объекта, на котором вы хотите сосредоточиться, вы не сможете привлечь к нему внимание.

• Концентрация или способность сознания выделять главное. При этом поле восприятия сужается, а значимость полученной информации возрастает. На физиологическом уровне это можно объяснить следующим образом: торможение происходит во всех частях коры, кроме одной, которая в этот момент возбуждается и становится доминирующей.

• Распределение. Это способность человека одновременно отслеживать несколько действий, объектов или предметов одновременно. Цезарь был известен умением воспроизводить одновременно 7 действий, Наполеон продиктовал 7 документов.Один ученый психолог мог записать одно стихотворение, читая вслух и читая другое. Если проанализировать свойства внимания, то способность распределять встречается реже. Фактически, человек может в один момент времени обработать только один объект. Все остальное — возможность мгновенно переключаться с предмета на предмет.

• Коммутация. Сознательный перенос внимания с объекта на объект, с одного предмета на другой, переход одного вида действия в другой способствует отдыху, способствует лучшей концентрации.

• Объем. Это качество объектов, которые мозг может воспринимать одновременно. Его нельзя обучить.

Ученые уверены, что все свойства внимания — его объем, концентрация, переключение, распределение и устойчивость — в подавляющем большинстве случаев не зависят друг от друга. Например, слабая концентрация внимания еще не означает его небольшой объем.

Нарушение внимания зависит от состояния человека и может быть вызвано стрессом, поражением головного мозга, болезнью.Обычно страдают не все свойства внимания, но некоторые из них.

Одно из самых частых нарушений — рассеянность. На то есть две причины. Первое: неспособность сконцентрироваться. Второе: погружение в работу, исключение всех других процессов и объектов. Это так называемая «профессорская рассеянность», свойственная людям, которые погружены в решение проблемы и не обращают внимания на другие стороны жизни.

,

Основные свойства внимания

Внимание — это выражение интереса человека к определенному объекту или предмету, выборочная ориентация на восприятие предмета.

Некоторые специалисты считают внимание необходимой составляющей процесса восприятия, другие считают, что это особенное состояние человека. Некоторые придерживаются мнения, что внимание — независимый психический процесс, например память, ощущение и т. Д. Наконец, другая группа ученых считает, что внимание и его свойства — это процесс, пронизывающий все ментальные уровни.

Все специалисты делят понятие на несколько типов: непроизвольное внимание, произвольное послепроизвольное.

непроизвольный (непреднамеренный) счет возникает сам по себе. Яркая вспышка, громкая, необычная картинка может привлечь человека внезапно, без каких-либо усилий с его стороны.

Произвольное внимание определяется волей индивида. Возникает, когда у человека есть постановка цели. Для ее проявления нужны волевые усилия.

Внимание всегда определяется интересом человека, его установками, умением сосредоточиться на психологических особенностях личности.Все эти особенности определяют основные свойства внимания, всего их шесть.

• Стабильность. Эта временная характеристика определяет способность человека на какое-то время сосредоточиться на деятельности или предмете. Стабильность зависит от чувства цели, отношения к объекту или деятельности, уровня интереса. По этой причине она могут отличаться от одного человека в определенных ситуациях. Естественно, у разных людей разное сопротивление.

противоположность устойчивости — рассеянное внимание.

• Объективность. В основе этого свойства лежит объект внимания или явление, на которое должно быть направлено внимание. Вы не можете иметь фокус, оно должно быть чем-то задействовано. Поэтому совершенно бессмысленными являются обращения взрослых типа: «Дети! Будьте осторожны! ». Не указав предмет, на котором нужно сконцентрироваться, вы не сможете привлечь к нему внимание.

• Концентрация сознания или способность выделить основной предмет. В этом процессе происходит сужение поля восприятия, при этом повышается важность полученной информации.На физиологическом уровне это можно объяснить следующим образом: торможение происходит во всех областях коры, кроме одной, которая в этот момент возбуждается и становится доминирующей.

• Распространение. Это способность человека одновременно отслеживать несколько действий, объектов или сущностей. Цезарь был известен тем, что мог одновременно играть в 7 Действие 7, продиктованные Наполеоном, документы. Один ученый-психолог мог написать стихотворение вслух, читая другое. .Если проанализировать свойства внимания, то способность к распределению -встречающаяся реже.Фактически, человек способен обрабатывать в один момент времени только один предмет. Все остальное — способность мгновенно переключаться с предмета на предмет.

• Переключение. Сознательное переключение внимания с объекта на объект, с одного объекта на другой, переход от одного типа действия к другому способствует отдыху, способствует лучшей концентрации.

• Объем. Это качество объектов, которые мозг может воспринимать одновременно. Не поддается тренировке.

Ученые уверены, что все свойства внимания — его объем, концентрация, переключение, распределение и устойчивость — в большинстве случаев не зависят друг от друга. Например, слабый фокус не означает его малость.

Нарушение внимания зависит от человека и может быть вызвано стрессом, черепно-мозговой травмой, болезнью. Как правило, не все свойства внимания одновременно затрагиваются вниманием, а некоторые из них.

Одно из самых распространенных расстройств — отвлечение внимания.У этого есть две причины. Первая — это неспособность сконцентрироваться. Во-вторых, погружение в работу, исключающее все другие процессы и объекты. Это так называемая «профессорская рассеянность» свойственна людям, погруженным в решение проблемы и не платящим внимание к другим сторонам жизни.

.

Основные свойства внимания

Заметка — выражение интереса к определенному объекту или предмету, выборочная фокусировка восприятия на предмете.

Некоторые специалисты считают внимание необходимой составляющей процесса восприятия, другие считают, что это особое состояние человека. Некоторые придерживаются мнения, что внимание — независимый психический процесс, такой как память, чувство и т. Д. Наконец, другая группа ученых уверена, что внимание и его свойства — процесс, пронизывающий все психические уровни.

Все специалисты делят понятие на несколько типов: непроизвольное внимание, произвольное, послепродажное.

Непроизвольное (непреднамеренное) внимание возникает само по себе без усилий. Яркая вспышка, громкий звук, необычные образы могут привлечь человека внезапно, без усилий с его стороны.

Добровольное внимание определяется волей человека. Возникает, когда у человека есть цель, постановка. Для демонстрации необходимо волевое усилие.

Внимание всегда определяется интересом человека, его отношением, способностью к концентрации, психологическими свойствами личности.Все эти особенности определяют основные свойства внимания. Всего их шесть.

• Стабильность. Эта временная характеристика определяет способность человека какое-то время концентрироваться на деятельности или предмете. Устойчивость зависит от осознания цели, отношения к объекту или деятельности, уровня интереса. По этой причине у одного человека в разных ситуациях он может быть разным. Естественно, у разных людей разное сопротивление.

Рекомендовано

A good family psychologist, Moscow: reviews

Хороший семейный психолог, Москва: отзывы

Традиционно к врачам этой специальности обращаются жители развитых стран (европейцы и американцы).Показывает ли нынешняя жизнь в российской столице востребованность профессии «семейный психолог» (Москва)? Отзывы о жилом …

Противоположность устойчивости — отвлеченное внимание.

• Объективность. Основываясь на этом свойстве, необходимо обратить внимание заложенного объекта или явления, на которое следует обратить внимание. Никакого внимания, он должен быть чем-то задействован. Так что совершенно бессмысленно звучат призывы взрослых типа: «Дети! Будьте осторожны!» Без указания объекта, на котором нужно сосредоточиться, невозможно привлечь внимание.

• Концентрация или способность сознания выделять основной предмет. При этом происходит сужение поля восприятия с одновременным увеличением важности получаемой информации. На физиологическом уровне это можно объяснить следующим образом: торможение происходит во всех частях коры, кроме одной, которая в этот момент возбуждается и становится доминирующей.

• Распределение. Возможность одновременного отслеживания нескольких действий, объектов или сущностей. Цезарь был известен умением одновременно сыграть 7 действий, Наполеон продиктовал 7 документов.Один ученый-психолог мог написать одно стихотворение вслух, читая другое. Если анализировать свойства внимания, то способность к распределению встречается реже всего. На самом деле человек способен за один момент времени справиться только с одним предметом. Все остальное — возможность мгновенного переключения с темы на тему.

• Переключатель. Сознательное переключение внимания с объекта на объект, с одного объекта на другой, переход одного вида действия в другой способствует расслаблению, способствует лучшей концентрации.

• Объем. Качество объектов, которые мозг может воспринимать одновременно. Не поддается тренировкам.

Ученые считают, что все свойства внимания — объем, концентрация, переключение, распределение и стабильность — в подавляющем большинстве случаев не являются независимыми друг от друга. Например, недостаток концентрации внимания не означает, что это небольшое количество.

Нарушение внимания зависит от состояния и может быть вызвано стрессом, повреждением мозга или болезнью.Обычно влияет не на все свойства внимания одновременно, а на некоторые из них.

Одно из самых распространенных нарушений — отвлечение внимания. На то есть две причины. Первое: неспособность сосредоточиться. Второе: поглощенность работой, исключая все другие процессы и предметы. Это так называемая «профессорская рассеянность» своеобразных людей, погруженных в решение любых проблем и не обращающих внимания на другие стороны жизни.

Внимание | психология | Британника

Внимание , в психологии, концентрация внимания на одном явлении с исключением других стимулов.

Внимание — это осознание здесь и сейчас фокусным и проницательным способом. Для ранних психологов, таких как Эдвард Брэдфорд Титченер, внимание определяло содержание сознания и влияло на качество сознательного опыта. В последующие годы меньше внимания уделялось субъективному элементу сознания и больше — моделям поведения, по которым внимание могло быть распознано в других.Хотя человеческий опыт определяется тем, как люди направляют свое внимание, очевидно, что они не имеют полного контроля над этим направлением. Бывают, например, случаи, когда человеку трудно сосредоточить внимание на задаче, разговоре или наборе событий. В других случаях внимание человека «захватывается» неожиданным событием, а не направляется на него добровольно.

Внимание имеет отношение к непосредственному опыту человека; это состояние текущего осознания.Конечно, в мире все время происходит бесчисленное множество событий, каждое из которых затрагивает органы чувств. В теле также происходят события, влияющие на внимание, точно так же, как есть представления о прошлых событиях, которые хранятся в памяти, но доступны для осознания при соответствующих обстоятельствах.

Хотя можно было ожидать, что текущая осведомленность — это совокупность всех этих событий в любой данный момент, очевидно, что это не так. В этом обширном поле потенциального опыта человек сосредотачивается или уделяет внимание некоторому ограниченному подмножеству целого.Это подмножество составляет субъективное поле осведомленности. Причину этого ограничения можно определить. Контроль и координация множества входных данных и накопленного опыта, а также организация соответствующих паттернов реакции являются прерогативой мозга. Мозг имеет впечатляющие возможности обработки, но его возможности ограничены. Человек не может сознательно переживать все события и информацию, доступную одновременно. Точно так же невозможно инициировать одновременно неограниченное количество различных действий.Возникает вопрос о том, как выбрать соответствующее подмножество входов, промежуточных процессов и выходов, чтобы привлечь внимание и задействовать доступные ресурсы.

Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего 1768 First Edition с подпиской.
Подпишитесь сегодня

Таким образом, внимание можно понимать как состояние избирательного осознавания, которое определяет степень и качество взаимодействия человека с окружающей средой. Он не обязательно находится под добровольным контролем. Некоторые факты из истории внимания и методов, с помощью которых психологи и другие специалисты пришли к его характеристике и пониманию, представлены в нижеследующем обсуждении.

Ранние взгляды на внимание

Корни XIX века

Психологи начали изучать внимание во второй половине XIX века. До этого философы обычно рассматривали внимание в контексте апперцепции (механизма, с помощью которого новые идеи связывались с существующими идеями). Таким образом, Готфрид Вильгельм Лейбниц предположил, что потеря осознания постоянного звука водопада иллюстрирует, как события могут перестать восприниматься (то есть представляться в сознании) без особого внимания.Он предположил, что внимание определяет, что будет воспринято, а что нет. Термин апперцепция все еще использовался в 19 веке Вильгельмом Вундтом, одним из основоположников современной психологии. Вундт, однако, был одним из первых, кто указал на различие между центральными и более общими чертами человеческого сознания. Он писал о широком поле зрения (которое он назвал Blickfeld ), внутри которого находится более ограниченный фокус внимания ( Blickpunkt ).Он предположил, что ассортимент Blickpunkt составляет около шести предметов или групп. Он также предположил, что внимание — это функция лобных долей мозга.

Одним из самых влиятельных психологов на рубеже веков был Уильям Джеймс. В своей основной работе The Principles of Psychology (1890) он говорит:

Каждый знает, что такое внимание. Это овладение разумом в ясной и яркой форме одним из того, что кажется несколькими одновременно возможными объектами или последовательностями мыслей.Фокусировка, концентрация сознания — вот его сущность. Это подразумевает отказ от одних вещей, чтобы эффективно справляться с другими.

Джеймс считал, что внимание заставляет людей более эффективно воспринимать, понимать, различать и запоминать и ускоряет их реакцию.

В 1906 году другой выдающийся психолог, В. Пиллсбери предложил три метода измерения внимания. Первый основан на тестах, которые измеряют внимание через выполнение задачи, которая, как считается, требует высокой степени внимания; во втором измерялось снижение внимания из-за снижения производительности; а третий измерял силу внимания по уровню стимула, необходимого для отвлечения человека.

По мере развития 20-го века психология и изучение поведения подвергались новым влияниям, имевшим далеко идущие последствия для представлений о внимании. Одна из таких сфер влияния возникла в работах русского физиолога Ивана Петровича Павлова, который сообщил о том, что сейчас принято называть ориентировочной реакцией. У собак и других животных это включает такие признаки внимания, как настороженные уши, повернутая голова в сторону раздражителя, повышенное мышечное напряжение и физиологические изменения, обнаруживаемые с помощью инструментов.Дальнейшее влияние оказала работа по рефлексотерапии одного из конкурентов Павлова, россиянина Владимира М. Бехтерева. Многие психологи стали рассматривать условный рефлекс (непроизвольный ответ, обусловленный вознаграждением) как основной строительный блок всего человеческого обучения.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *