Основные психические процессы: Основные психические процессы. Психология. Полный курс

Содержание

Основные психические процессы. Психология. Полный курс

Основные психические процессы

К основным познавательным процессам психики человека относятся ощущение, восприятие, мышление, воображение и память.

Ощущение. Первичный познавательный процесс, с помощью которого человек получает всю первичную информацию от внеш ней и внутренней среды, называется ощущением.

Ощущения как психический процесс отражают отдельные свойства объектов реального мира, непосредственно воздействующих на анализаторы.

Восприятие – психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их свойств и частей, связанный с пониманием целостности отражаемого. Восприятия человека содержат и понимание того, что воспринимается (различие с животными).

Выделяют полные и неполные восприятия, точные и ошибочные (иллюзорные), быстрые и медленные, глубокие и поверхностные. Все люди различаются скоростью восприятия – наименьшим временем действия раздражителя, вызывающего точное восприятие.

Серьезное влияние на восприятие оказывает интерес. Восприятие всегда постоянно. Оно всегда осмысленно и, так или иначе, может быть выражено словами.

Избирательность восприятия зависит от объективных воспринимаемых свойств предмета и субъективной установки.

Восприятие времени обобщает ощущения, связанные с длительностью, последовательностью, скоростью течения явлений внешнего мира.

В основе восприятия пространства лежат зрительные, вестибулярные, двигательные и кожные ощущения.

Восприятие движения проявляется в восприятии простран ственно-временного перемещения.

Мышление и интеллект. Творчество.

Мышление человека – это высший познавательный процесс, являющийся активной познавательной деятельностью и внутренним процессом планирования и регуляции внешней деятельности. Мышление является обобщенным отражением действительности и осуществляется с помощью внутренней, свернутой речи.

Мышление объединяет несколько различных процессов. Это неразрывно связанные между собой анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация и абстрагирование.

Мышление выступает в форме понятий, суждений и умозаключений. Понятие является отражением в слове или группе слов общих и значимых признаков предметов или явлений. Отражением связи между предметами или явлениями является суждение. Суждения лежат в основе умозаключений, представляющих собой вывод на основе ряда суждений.

В соответствии с формой можно назвать три типа мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.

Склонность к поисковой активности, отражению связей между различными явлениями и их свойствами демонстрирует наличие у человека познавательной активности. Мыслительные процессы характеризуются также гибкостью, подвижностью.

Интеллектом называют:

1) саморазвивающийся и самонастраивающийся алгоритм обработки информации;

2) общие способности к познанию, пониманию и разрешению проблем, объединяя в этой категории все познавательные способности индивида: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение;

3) наличие у системы способности создавать в процессе самообучения программы для решения задач определенного класса сложности и решать эти задачи;

4) систему ценностей личности.

Развитие отдельных качеств интеллекта частично зависит от генотипа человека и широты его жизненного опыта.

Мышление тесно связано с творчеством, открытием нового. При этом творчество нельзя отождествлять с мышлением, поскольку оно является лишь одним из видов познания, а творчество вероятно и за пределами познания. Многие стороны творчества проистекают из реальных условий жизни человека, вплетая в этот контекст его предшествующий опыт, наблюдения за реальностью и окружающими людьми.

Воображение.

Особенность данного психического процесса заключается в его связи с деятельностью организма и принадлежит исключительно человеку.

Воображение существенным образом влияет не только на психические процессы и состояния человека, но даже на его организм.

Воображение дает человеку возможность творить, осмысленно планировать будущее и управлять своей деятельностью.

Выделяют четыре основных вида воображения: активное, пассивное, продуктивное и репродуктивное.

В наибольшей степени работа человеческого воображения проявляется в научном, техническом творчестве, в литературе и искусстве.

К разновидностям воображения относят сновидения, галлюцинации, грезы, мечты и фантазии.

Мнемические процессы. Память.

Помимо перцептивных и интеллектуальных познавательных процессов выделяют мнемические процессы. Мнемические процессы рассматриваются как элементы познавательной активности человека, тесно связанные с его интеллектуальной деятельностью и перцептивными процессами.

Память как психическое явление основана на генетической и физиологической форме материи. Память накапливает отражаемые воздействия реальности, переживания, мысли и произведенные действия в виде своего рода «следов».

У каждого из этапов памяти существуют свои характерные черты. При повторении воздействия какого-либо объекта на человека происходит узнавание. В отсутствие повторного воздействия какого-либо объекта на человека проявляется воспроизведение. Человеческая память избирательна. Избирательность памяти напрямую зависит от установки – четкая и ясная постановка задачи должна конкретизировать цель запоминания. Установка активизирует оперативную или долговременную память.

Различают несколько видов памяти.

1. Образная память.

2. Эмоциональная память.

3. Смысловая (словесно-логическая) память в двух вариантах:

а) сохранение в памяти лишь основного содержания (смысла) мыслей;

б) сохранение не только основного содержания, но и точной вербальной формулировки мыслей (заучивание наизусть).

Различают несколько способов запоминания.

Механическое (один из примеров – зубрежка).

Смысловое, называемое также логическим. Такому типу запоминания помогает изложение им своими словами сути материала.

Ассоциативное, когда материал формально «связывается» с уже имеющимся.

По участию волевого усилия запоминание делят на непроизвольное (непреднамеренное) и произвольное (преднамеренное).

Запоминанию противопоставляется забывание.

Внимание. Это особое качество психики человека, которое не может существовать раздельно с мышлением, восприятием, работой памяти, движением. Внимание проявляется только при выполнении какого-либо вида работы и в многообразных формах. Для выполнения работы важными являются также параметры концентрации и устойчивости.

Внимание выражается в движениях, в мимике или позе. Выделяют произвольное и непроизвольное внимание.

Возникновение генетически исходного, непроизвольного внимания связывают с различными физическими, психофизиологическими и психическими причинами. Эти тесно связанные между собой причины можно разделить на три группы.

В первую группу относится сила (интенсивность) раздражителя, что определяет его характер и качество. Вторая группа включает внешние раздражители, соответствующие внутреннему состоянию человека. В третью группу входят раздражители, связанные с общей направленностью личности, которая определяется ее предшествующим опытом и чувствами.

Произвольное внимание управляется осмысленной целью, тесно связано с волей человека и сформировалось как следствие трудовых усилий. Произвольное внимание отвечает за активное регулирование психических процессов. В этом и состоит его основная функция.

В отличие от непроизвольного внимания, имеющего биологические основы, произвольное внимание базируется на социальных причинах. Оно тесно связано с речью. Произвольное внимание, также как и непроизвольное, связано с чувствами, интересами, предшествующим опытом человека. Но эта связь носит косвенный характер, в соответствии с сознательно сформулированными целями.

Существует еще один вид внимания, который выделяют не все психологии. Так называемое послепроизвольное внимание. Как и произвольное, оно носит целенаправленный характер и требует волевых усилий.

К основным свойствам внимания относятся устойчивость, концентрация, распределение, переключение и объем внимания.

Кроме того, вниманию присущи отвлекаемость и рассеянность.

Можно выделить внешнюю и внутреннюю отвлекаемость.

Рассеянность связана с неспособностью человека сосредоточиться на чем-то определенном в течение длительного времени.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

6 ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ. История психологии. Шпаргалка

В античном мире зарождалось множество мнений о природе и процессах душевных проявлений.

Одно из первых представлений имело гносеологический смысл, оно выражало способы познания окружающего мира. Деятельность органов чувств определялась длительностью мышления – так считал Гераклит. Еще в доа-ристотелевский период распространение получило учение о том, что существуют так называемые части души.

Во времена существования пифагорейской школы возникло новое представление о трех частях души: «мужественной», «разумной» и «алчущей». Данное представление приняли Платон и Демокрит.

Аристотель же придерживался натуралистической позиции, он великолепно обобщил эмпирический материал, и его схема утверждала целостный генетический подход к процессам жизнедеятельности человека. В этом состояло преимущество аристотелевской схемы перед платоновской. Онтологические, психологические и гносеологические познания о природе психических явлений были крепко связаны между собой в умах древних мыслителей, поэтому они разделяли качества вещей на первичные и вторичные. Аристотель считал, что представления соединяются по законам ассоциации. Эта концепция Аристотеля положила начало одной из самых известных психологических теорий – ассоциативной. Аристотель опровергнул концепцию Платона и отнес субстрат воспоминания не кдуше, а к телу. Он считал, что душа и тело не могут существовать раздельно друг от друга. Также Аристотель высказал предположение о разграничении двух видов разума: практического и теоретического. Аристотель проложил непроходимую грань между психической деятельностью человека и животных и создал учение о гетерогенном разуме.

Эпикурейцы и стоики в своих разработках о познавательных способностях души сделали немало открытий, в особенности в плане преодоления трудностей, связанных с проблемой перехода от чувственных впечатлений к мышлению, устанавливающему твердые истины.

Эпикурейцы выдвигают некую концепцию о том, что положительное эволюционное развитие – это отсутствие отрицательного эволюционного развития. Стоики же объявляют войну любым аффектам, рассматривая их как «порчу разума».

Сложившиеся в античный период взгляды на различные виды психических явлений определили опорные пункты последующего психологического поиска.

Научные знания о психике, деятельность ученых древностей по добыванию этих знаний имеют величайшее значение, которое определяет их особую роль в развитии цивилизации.

Философские категории применимы к любым проявлениям умственной активности, к каким бы объектам она ни была устремлена.

Важнейшими объектами исследования исторического пути развития науки являются сами ее исследователи. Историческая логика движения познания обусловливается творческими исканиями личности.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Основные психические процессы их роль в развитии личности.

В своем проявлении психика сложна и многообразна. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений, а именно:

1) психические процессы,

 2) психические состояния,

3) психические свойства.

Психические процессы — динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений.

Психический процесс — это течение психического явления, имеющее начало, развитие и конец, проявляющиеся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека.

Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма.

Все психические процессы подразделяются на:

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

1.     Регуляторные:

— воля – сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков;

— внимание – направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем-либо определенном, предполагающее повышение уровня сенсорной, интеллектуальной и двигательной активности индивида.

2.     Познавательные:

а) чувственные

  — ощущение – простейший психич. процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителя на соответствующие рецепторы;

  — восприятие — субъективный образ
предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов.

  — представление — наглядный образ предмета или явления (события), возникающий на основе прошлого опыта (данных ощущений и восприятий) путем его воспроизведения в памяти или в воображении.

б) логические

            — мышление – высшая психическая функция, т.е. процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности  в ее существенных связях и отношениях, высшая форма творческой активности человека. М. постольку процесс отражения объектов, поскольку оно есть творческое преобразование их субъективных образов в сознании человека, их значения и смысла для разрешения реальных противоречий в обстоятельствах жизнедеятельности людей, для образования ее новых целей, открытия новых средств и планов их достижения, раскрывающих сущность объективных сил природы и общества.

3.     Эмоциональные

          — эмоции – психич. процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека.

4.     Интегративные:

— память – процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающее возможным его повторное использование в деятельности и возвращение в сферу сознания.

— речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Это язык, функционирующий в контексте индивидуального сознания.

Речевое общение осуществляется по законам данного языка (рус., англ. и т. п.), который представляет собой систему фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения.

Роль психических процессов в развитии личности велика, так как они обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.

В сложной психической деятельности различные процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности.

Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояния личности.

Поможем написать любую работу на аналогичную
тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту

Узнать стоимость

Юридическая психология. Шпаргалка (Е. В. Федотова, 2009)

8. Система психических процессов

Под психическими процессами понимают определенные проявления психической деятельности человека. Каждый из них имеет общий объект отражения и единую отражательно-регуляционную специфику.

Психические процессы:

1) это формы отражения объективной реальности субъектом в процессе осуществления деятельности центральной нервной системой;

2) это первичные регуляторы поведения человека.

Психика – это определенное свойство живой высокоорганизованной материи, т. е. мозга человека, отражать окружающий его мир.

Системная организация психики включает в себя:

1) психические процессы;

2) психические свойства;

3) психические состояния.

Психические процессы можно разделить на 3 группы:

1) познавательные, или когнитивные, – это мышление, память, ощущения, восприятие, речь, представление, воображение и внимание человека;

2) эмоциональные – это радость, грусть, печаль;

3) волевые.

Познавательные процессы призваны обеспечивать отражение явлений и объектов окружающего мира и операций с образами, т. е. накопление человеком знаний.

Эмоциональные процессы призваны давать оценку познаваемого и формировать мотивы деятельности.

Волевые процессы отвечают непосредственно за деятельность и поведение человека.

Под психическими свойствами понимаются конкретные особенности психической деятельности определенной личности, а также особенности ее психического состояния и общественных отношений, которые позволяют прогнозировать поведение, направление и динамику психического развития этой личности.

Выделяют 3 основные свойства: темперамент, мотивации и характер. Темперамент – это скорость протекания психических процессов или скорость формирования условных рефлексов человека. Мотивации – потребности человека, базирующиеся на его эмоциональных процессах, в ходе которых происходит оценка результатов деятельности. Характер – наиболее общая интегральная оценка системы психических процессов.

Психология выделяет несколько психических процессов: память, мышление, внимание, представление и ощущение. Память – это фиксация связей мозгом. Внимание – процесс, осуществляющий отбор поступающей в сознание информации. Представление – процесс, обеспечивающий инвариантность восприятия. Ощущение – преобразование физических и химических стимулов в электрические импульсы. Мышление – это сознательные операции человека со зрительными образами в воображении. Интеллект – это совокупность мыслительных установок личности, которые направлены на реализацию определенных задач. Воображение представляет собой процесс моделирования прошлого, настоящего или будущего и базируется на основе процессов мышления и представления.

понятие, виды, признаки, свойства, структура, закономерности, психологическая характеристика — Студопедия

Психические процессы — это форма существования психики. Ведь психика не статична, как застывшая фотография. Она формируется в ходе взаимодействия индивида со средой и, следовательно, должна рассматриваться в динамике, в действии, в развитии. Психические процессы включены в более сложные виды психической деятельности.

Психический процесс – это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека.

Виды: познавательные – к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение; эмоциональные – активные и пассивные переживания; волевые – решение, исполнение, волевое усилие; и т.д. Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.

Свойства психических процессов:

— предметность

— субъектность

— чувственная недоступность (психические процессы недоступны прямому чувственному наблюдению)

— спонтанная активность

17. Отрицательные психические состояния: понятие, ……

Психические состояния представляют собой целостные характеристики психической деятельности за определенный период времени. Сменяясь, они сопровождают жизнь человека в его отношениях с людьми, обществом и т.д. В любом психическом состоянии можно выделить три общих измерения: мотивационно-побудительное, эмоционально-оценочное и активационно-энергетическое (определяющим выступает первое измерение).



Психические состояния человека характеризуются целостностью, подвижностью и относительной устойчивостью, взаимосвязью с психическими процессами и свойствами личности, индивидуальным своеобразием и типичностью, крайним многообразием, полярностью.

К типично отрицательным психическим состояниям относятся как состояния, полярные типично положительным (горе, ненависть, нерешительность), так и особые формы состояний. К последним относятся стресс, фрустрация, состояние напряженности.

Под стрессом понимается реакция на любое экстремальное негативное воздействие. Строго говоря, стрессы бывают не только отрицательными, но и положительными – состояние, вызванное мощным положительным воздействием, сходно по своим проявлениям с отрицательным стрессом. Например, состояние матери, узнавшей, что ее сын, считавшийся погибшим на войне, в действительности жив, – это положительный стресс.


Фрустрация – состояние, близкое к стрессу, но это более мягкая и специфичная его форма. Специфичность фрустрации заключается в том, что это реакция лишь на особого рода ситуации. Обобщенно можно сказать, что это ситуации «обманутых ожиданий» (отсюда и название). Фрустрация – это переживание отрицательных эмоциональных состояний, когда на пути к удовлетворению потребности субъект встречает неожиданные помехи, в большей или меньшей степени поддающиеся устранению. Например, в знойный летний день человек, вернувшись домой, хочет принять прохладный освежающий душ. Но его ждет неприятный сюрприз – вода отключена на ближайшие сутки. Состояние, возникающее у человека, нельзя назвать стрессом, поскольку ситуация не представляет угрозы жизни и здоровью. Но очень сильная потребность осталась неудовлетворенной. Это и есть состояние фрустрации. Типичными реакциями на воздействие фрустраторов (факторов, вызывающих состояние фрустрации) являются агрессия, фиксация, отступление и замещение, аутизм, депрессия и др.

Психическая напряженность – еще одно типично отрицательно состояние. Оно возникает как реакция на личностно сложную ситуацию.

18. Темперамент: понятие, признаки ……….

Темперамент – характеристика психики человека, включающая два основных компонента – эмоциональность и общую активность.

Тип темперамента по Гиппократу Краткая характеристика Свойства нервной системы по И.П. Павлову
Флегматик Пассивный, очень трудоспособный, медленно приспосабливающийся; настроение устойчивое, мало поддается внешнему влиянию; характерны вялость эмоциональных реакций и медлительность в волевой деятельности. Спокойный, уравновешенный, сильный, малоподвижный.
Сангвиник Активный, энергичный, легко приспосабливающийся; характерны живость и подвижность эмоциональных реакций, быстрота и сила волевых проявлений. Живой, сильный, уравновешенный, подвижный.
Холерик Активный, очень энергичный, настойчивый; характерны порывистость и сила эмоциональных реакций, бурные волевые проявления. Легковозбудимый, сильный, неуравновешенный, подвижный.
Меланхолик Пассивный, легко утомляющийся, тяжело приспосабливающийся; характерны слабость волевых проявлений и преобладание подавленного настроения, неуверенность в себе. Слабый, неуравновешенный, сдержанный, подвижный или малоподвижный.

19. Способности и характер: понятие, признаки …..

Характер — это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности. Это особенности, которые выражают отношение человека к окружающему миру, другим людям, себе самому и закрепляются в типичных, привычных для него способах поведения.

Характер формируется на основе темперамента, но чертой характера может считаться любая черта личности, если она достаточно ярко выражена и если она систематически проявляется в различных видах деятельности.

Характер не является простой совокупностью изолированных черт; различные свойства характера взаимосвязаны и взаимозависимы. Закономерные связи и взаимосвязи между отдельными чертами характера выражают его структурность. Структурность характера позволяет, зная ту или иную черту, предполагать у человека наличие ряда других, связанных с нею черт. Структурность характера выражается, кроме того, в определенной иерархичности его черт. Это значит, что среди черт характера некоторые являются основными, определяющими, другие — второстепенными, менее существенными. Ведущие черты в той или иной степени подчиняют себе второстепенные, обуславливая их проявление или непроявление в различных областях.

Способности — индивидуально-психологические особенности личности, являюциеся условием успешного выполнения той или иной деятельности. Способности формируются на основании врожденных задатков, коими являются конституциональные особенности (телосложение, биохимическая индивидуальность), особенности нервной системы. Развитие способностей в процессе жизнедеятельности человека включают его знания, умения, мотивы, интересы, направленность.

Практически любая особенность личности, любое качество ее психических процессов может выступать в роли способности, если способствует достижению успеха в деятельности.

Виды психических процессов: ощущение

Общее понятие о процессе ощущения

Процесс ощущения является простейшим познавательным психическим процессом. Организм человека получает необходимую информацию о состоянии внешней и внутренней среды именно благодаря ощущениям при помощи органов чувств. Таким образом, процесс ощущения является одной из самых первых связей человека и окружающей его действительности. Данный процесс возникает в процессе воздействия различных факторов на органы чувств человека. Данные материальные факторы называют раздражителями, а сам процесс воздействия на органы чувств – раздражением.

В результате возникновения раздражения вызывается возбуждение, которое по афферентным нервам поступает в кору головного мозга, в результате чего возникают ощущения. Таким образом, можно говорить о том, что процесс ощущения – это чувственное отображение существующей объективной реальности.

Определение 1

Ощущение – это простейший психический процесс отражения отдельного качества предмета в процессе непосредственного воздействия раздражителя на ту или иную воспринимающую часть анализатора.

Готовые работы на аналогичную тему

Процесс ощущения является основным источником поступления информации для человека. Именно на основе полученной информации в процессе ощущений выстраиваются основные психические процессы человека, такие как сознание, деятельность и мышление. Современные исследования в области психологии утверждают, что именно психический процесс ощущения лежит в основе познавательной деятельности человека в целом.

Классификация ощущений

В психологии существует множество различных подходов к классификации ощущений. В классической психологии выделяют пять основных видов ощущений:

  • вкус;
  • обоняние;
  • зрение;
  • осязание;
  • слух.

Существует также систематическая классификация ощущений, которая рассматривает наиболее существенные группы ощущений и делит их на три типа:

  1. Интероцептивные,
  2. Проприоцептивные,
  3. Экстероцептивные.

Рассмотрим их более подробно.

Интероцептивные ощущения, возникают благодаря действию рецепторов, находящихся на стенках внутренних органов человека и сигнализируют об их состоянии.

Данный тип ощущений относится к наименее осознаваемым и практически всегда сохраняют свою близость к эмоциональным состояниям человека.

Проприоцептивные ощущения своей основной функцией имеют передачу сигналов о положении тела в пространстве и играют решающую роль в регуляции основных движений человека. Примером данной группы ощущений могут выступать такие как ощущение равновесия, статическое ощущение, двигательное ощущение.

Самой большой группой ощущений являются экстероцептивные ощущения. Благодаря действию данных ощущений до человека доходит информация о событиях, происходящих в вешнем мире. Именно они связывают человека с внешней средой.

Данную группу ощущений условно разделяют на две подгруппы:

  1. дистантные ощущение;
  2. контактные ощущения.

С помощью дистантных ощущений отражаются качества объектов, которые находятся на расстоянии от органов чувств человека. Примером подобных ощущений являются зрение и слух.

Контактные ощущения, возникают в результате непосредственного воздействия объектов на органы чувств человека, например, вкус или осязание.

Следует отметить, что существует группа ощущений, которые не связаны с какой-либо модальностью объектов, такие ощущения получили название – интермодальных. Примером подобного типа ощущений может выступать вибрационная чувствительность, связывающая тактильно-моторную сферу человека со слуховой сферой.

Определение 2

Ощущение вибрации — это особая чувствительность человека к колебаниям, которые вызваны движущимся телом. Большинство исследователей в психологии сходятся во мнении, что ощущение вибрации является промежуточной формой между тактильной и слуховой чувствительностью.

Основные свойства ощущений

Каждое из вышеперечисленных ощущений может быть охарактеризовано с точки зрения имеющихся у него свойств. Данные свойства могут быть как специфическими, так и общими для всех имеющихся видов ощущений. Основными свойствами ощущений являются:

  • качество ощущений,
  • интенсивность ощущений,
  • продолжительность ощущений,
  • пространственная локализация.

Качество ощущений — это свойство, которое характеризует основную информацию, отображающуюся с помощью данного ощущения и отличающую его от других видов ощущений. Примером могут выступать вкусовые ощущения, с помощью которых в мозг человека поступает информация о химических характеристиках того или иного продукта: горький или сладкий, кислый или соленый и т.д.

Процесс обоняния также отвечает за предоставление информации о различных химических характеристиках объекта, с помощью обоняния человек способен различать различных запахи и на основе данной информации делать выводы о свойствах объектов.

Интенсивность ощущений – это количественная характеристика, которая зависит от силы воздействующего раздражителя и состояния рецептора, которое определяет степень готовности рецептора выполнять свои функции.

Продолжительность ощущений является временной характеристикой возникающих ощущений человека. Продолжительность определяется функциональным состоянием органа чувств на которое происходит воздействие, а также временем и интенсивностью воздействия раздражителя. Следует отметить тот факт, что у ощущений имеется так называемый латентный или скрытый период возникновения. В процессе воздействия раздражителя на органы чувств ощущения возникают не сразу, а на протяжении некоторого времени.

Еще одним из основных свойств ощущений является пространственная локализация раздражителя. Рецепторами человека осуществляется анализ, с помощью которого получается информация о местонахождении раздражителя в пространстве. Таким образом, человек способен понять, например, откуда падает свет, идет тепло или на какой участок тела воздействует раздражитель.

развитие, свойства, особенности, функции, характеристика, виды, протекание, закономерности

Психология – наука о поведении и психических процессах.

Человек должен адаптироваться к постоянным изменениям окружающего мира, меняя свое поведение. За выбор тактики поведения отвечают психические процессы.

Психические процессы

Психические процессы разделяются на три группы:

  1. Познавательные
  2. Эмоциональные
  3. Волевые

Однако это разделение весьма условно, поскольку они тесно связаны друг с другом и зачастую невозможно отделить один от другого.

К основным психическим процессам относятся

  1. Ощущения
  2. Восприятие
  3. Обучение
  4. Речь
  5. Мышление
  6. Память
  7. Мотивация
  8. Воля
  9. Эмоции

Рассмотрим каждый процесс более детально.

Ощущения

Ощущения позволяют познавать окружающий мир посредством органов чувств. Они дают нам возможность непосредственного познания.

Восприятие

Восприятие создает «образ» реальности, которая нас окружает. Познание происходит опосредованно.

Оно возникает благодаря обработке информации от всех наших органов чувств.

Восприятие упорядочивает и придает смысла всем чувственным стимулам. Для чего это нужно? Если мы знаем мир вокруг нас , то можем с ним взаимодействовать.

Обучение

Оно отвечает за приобретение знаний. Обучение тесно связано с памятью, ведь мы учимся на своих ошибках . Оно позволяет анализировать последствия действий. Благодаря обучению мы можем выбирать модель поведения в зависимости от ситуации.

Речь

Человек – это социальное существо. Вот почему язык является таким важным процессом. Это дает нам возможность общаться с другими. Сложность языка позволяет нам точно описать почти явления, события, чувства.

Речь нужна нам, чтобы поддерживать отношения с другими людьми, а это в свою очередь необходимо для выживания в агрессивном мире.

Мышление

Это сложный процесс, отвечающий за преобразование информации, организацию и придание смысла всему что нас окружает. Мышление позволяет найти новый путь решения, когда старые уже не действуют

Внимание

Внимание сосредотачивает наши ресурсы на серии стимулов, игнорируя остальные. Процесс внимания адаптивен, потому что, если бы его не было, мозг бы оказался перегружен стимулами и не знал бы, на что реагировать.

Воображение

Этот психический процесс позволяет создавать образы. Помогает ему в этом мышление. На основании имеющейся информации человек способен создавать новые идеи.

Память

Память позволяет нам кодировать информацию для будущего хранения и поиска. Это важный процесс, тесно связанный с остальными.

Память позволяет помнить точные данные, такие как столица Франции или процедурную информацию, например, как ездить на велосипеде. Память содержит информацию о прошлом опыте. Это позволяет делать предположения о будущем и действовать в соответствии с ними. Важный компонент памяти – забывание. Оно позволяет избавляться от ненужной или травмирующей информации.

Мотивация

Мотивация предоставляет организму ресурсы для осуществления поведения. Другим важным аспектом является выбор. Мотивация не только подготавливает тело, она также отвечает за выбор модели поведения среди возможных вариантов.

Функция мотивации состоит в том, чтобы заставить человека выполнить поставленные цели. Этот психический процесс тесно связан с эмоциями и обучением.

Воля

Этот психический процесс позволяет нам идти не на поводу у инстинктов, а реализовывать какую-то конкретную деятельность. Воля приподнимает нас над ситуацией, и дает возможность выйти за ее пределы.

Эмоции

Эмоции – это реакции на внешние раздражители. Эмоции имеют три компонента:

  • Соматический: физиологические изменения, вызванные эмоциями. Например улыбка или слезы.
  • Поведенческий: спектр действий, вызванный эмоциями.
  • Чувственный: субъективный опыт личности

Эмоции управляют нашим поведением. Ежесекундно мы принимаем решения о дальнейших действиях, большая их часть протекают бессознательно. Эмоции помогают нам принимать решения, на которые можно не тратить познавательные ресурсы, что экономит время. Важно понимать, что любое решение управляется эмоциями.

Аффект – крайняя степень эмоции. Это кратковременные эмоциональные всплески вызванные чрезмерно активными стимулами.

Расширение человеческого интеллекта: концептуальные основы

Автор: Дуглас К. Энгельбарт
Создано: 29 августа 2001 г.
Дата изменения: октябрь 1962 г.

Повышение человеческого интеллекта:
Концептуальная основа

Дуглас К. Энгельбарт
Октябрь 1962 г.


Сводный отчет SRI AFOSR-3223 •
Подготовлено для: директора по информационным наукам, ВВС
Управление научных исследований, Вашингтон, округ Колумбия,
Контракт АФ 49 (638) -1024 •
SRI проект №3578 (увеличивающие, 3906,).
Щелкните здесь, чтобы отсканировать печатный оригинал отчета
[
PDF / Версия для печати
|
читалка]
См. Также Дополнительные ресурсы в отчете Дуга за 1962 год.


0

ГЕНЕРАЛ
1a

Под «усилением человеческого интеллекта» мы подразумеваем повышение способности человека подходить к сложной проблемной ситуации, обретать понимание, соответствующее его конкретным потребностям, и находить решения проблем.Под повышенными возможностями в этом отношении понимается сочетание следующего: более быстрое понимание, лучшее понимание, возможность достижения полезной степени понимания в ситуации, которая ранее была слишком сложной, более быстрые решения, лучшие решения и возможность поиска решений проблем, которые раньше казались неразрешимыми. К «сложным ситуациям» мы относим профессиональные проблемы дипломатов, руководителей, социологов, ученых-биологов, физиков, юристов, дизайнеров — независимо от того, существует ли проблемная ситуация в течение двадцати минут или двадцати лет.Мы не говорим об отдельных умных приемах, которые помогают в определенных ситуациях. Мы имеем в виду образ жизни в интегрированной области, где интуиция, пробелы, нематериальные активы и человеческое «чувство ситуации» с пользой сосуществуют с мощными концепциями, упрощенной терминологией и обозначениями, изощренными методами и высокоуровневыми методами. электронные вспомогательные средства с питанием.
1a1

Население человека и его валовой продукт растут значительными темпами, но сложность его проблем растет еще быстрее, а срочность , с которой должны быть найдены решения, постоянно возрастает в ответ на рост активности и глобальное развитие. характер этой деятельности.Увеличение человеческого интеллекта в том смысле, как это определено выше, потребовало бы полного стремления просвещенного общества, если бы можно было показать разумный подход и некоторые правдоподобные преимущества.
1a2

В этом отчете рассматривается первый этап программы, направленной на разработку средств увеличения человеческого интеллекта. Эти «средства» могут включать в себя множество вещей — все из которых кажутся лишь расширениями средств, разработанных и использовавшихся в прошлом, чтобы помочь человеку применить свои природные сенсорные, умственные и двигательные способности, — и мы рассматриваем всю систему человека и его средство приумножения как собственное поле поиска практических возможностей.Это очень важная система для нашего общества, и, как и большинство других систем, ее производительность лучше всего можно улучшить, рассматривая целое как набор взаимодействующих компонентов, а не рассматривая компоненты по отдельности.
1a3

Такой системный подход к интеллектуальной эффективности человека не находит готовой концептуальной основы, которая существует для установленных дисциплин. Прежде чем можно будет разработать исследовательскую программу для реализации такого подхода с умом, чтобы можно было получить практические выгоды в течение разумного времени, а также получить результаты, имеющие долгосрочное значение, необходимо найти концептуальную основу — структуру, которая обеспечивает ориентацию в отношении важных факторы системы, отношения между этими факторами, типы изменений между факторами системы, которые предлагают вероятные улучшения производительности, и
вид исследовательских целей и методологии
это кажется многообещающим. * 1 * 1a4

На первом (поисковом) этапе нашей программы мы разработали концептуальную основу, которая кажется удовлетворительной для текущих потребностей разработки этапа исследования. Раздел II содержит суть этой структуры, вытекающую из нескольких различных взглядов на систему, состоящую из человека и его средств увеличения интеллекта.
1a5

Процесс разработки этой концептуальной основы привел к ряду важных осознаний: интеллектуальная эффективность, проявляемая сегодня данным человеком, с небольшой вероятностью будет ограничена интеллектом — что существуют десятки дисциплин в области инженерии, математики и социальной жизни, и физические науки, которые могут способствовать усовершенствованию системы средств интеллектуального развития; что можно ожидать, что любое такое улучшение вызовет цепочку координирующих улучшений; что до тех пор, пока каждая из этих дисциплин не остановится и мы не исчерпаем все возможности улучшения, которые могли почерпнуть из нее, мы можем рассчитывать на дальнейшее развитие улучшений в этой системе интеллекта человека; что нет особых причин не ожидать повышения личной интеллектуальной эффективности от согласованного системно-ориентированного подхода, который можно сравнить с личным географическим перемещением со времен верховой езды и парусного спорта.1a6

Картина того, как можно рассматривать возможности систематического подхода к повышению интеллектуальной эффективности человека, изложенная в разделе II в трезвых и общих терминах первоначального базового анализа, похоже, не передает всего богатства и многообещания, которое было стимулируется развитием этой картины. Следовательно, Раздел III предназначен для представления некоторых определенных изображений, которые иллюстрируют значимые возможности, вытекающие из концептуальной основы, представленной в Разделе II, — и в довольно заметном отклонении от обычного технического письма, значительная часть Раздела III представляет эти изображения в художественном диалоге. стиль как механизм передачи ощущения богатства и обещания возможностей в одной области пространства улучшений », что примерно показано в Разделе II.1a7

Стиль раздела III, кажется, облегчает чтение. Если Раздел II начинает казаться безнадежно трудным, читатель может счесть полезным перейти от Раздела II-B непосредственно к Разделу III. Если он достаточно хорошо служит своей цели, Раздел III предоставит контекст, в котором читатель может вернуться и закончить Раздел II с меньшими усилиями.
1a8

В Разделе IV (Рекомендации по исследованиям) мы представляем общую стратегию проведения исследований, направленных на повышение интеллектуальной эффективности человека.Эта стратегия возникла непосредственно из концепций, представленных в разделах II и III; одна из его важных заповедей — сначала стремиться к самым быстрым достижениям и использовать повышенную интеллектуальную эффективность, полученную таким образом, для помощи в достижении последовательных достижений. Мы видим самые быстрые результаты, которые дает (1) предоставление человеку поминутных услуг цифрового компьютера, оборудованного дисплеем с электронно-лучевой трубкой, управляемым компьютером, и (2) разработка новых методов мышления и работы, которые позволяют человека, чтобы воспользоваться помощью компьютера.Используя ту же стратегию, мы рекомендуем, чтобы начальные исследовательские усилия разработали прототип системы такого рода, направленный на повышение эффективности человека в задаче компьютерного программирования.
1a9

Чтобы дать читателю первоначальное представление о том, что это за автоматизированная рабочая система, ниже мы приводим краткое описание возможной системы такого рода. Этот иллюстративный пример не следует рассматривать как описание реальной системы, которая появится из программы.Оно дано только для того, чтобы показать общее направление работы, и облечено в художественную литературу только для облегчения визуализации.
1a10

Давайте рассмотрим работу расширенного архитектора. Он сидит на рабочем месте, у которого есть экран визуального отображения примерно в трех футах сбоку; это его рабочая поверхность, управляемая компьютером (его «клерком»), с которым он может общаться с помощью небольшой клавиатуры и различных других устройств.1a11

Он проектирует здание. Он уже придумал несколько основных макетов и структурных форм и пробует их на экране. Данные съемки для плана, над которым он сейчас работает, уже были введены, и он только что уговорил клерка показать ему перспективный вид строительной площадки на крутом склоне холма с проезжей частью вверху, символические изображения различных деревьев, которые должны остаться. на участке, а также точки привязки обслуживания для различных инженерных сетей.Вид занимает две трети экрана слева. С помощью «указателя» он указывает две точки интереса, быстро перемещает левую руку по клавиатуре, а расстояние и высота между указанными точками отображаются в правой трети экрана.
1a12

Теперь он вводит контрольную линию своим указателем и клавиатурой. Постепенно scr

.

Math ускоряет исследования мозга — ScienceDaily

Человеческая память — это результат различных умственных процессов, таких как обучение, запоминание и забывание. Однако эти отдельные процессы нельзя наблюдать напрямую. Исследователям из Базельского университета теперь удалось описать их с помощью вычислительных моделей. Таким образом, ученые впервые смогли идентифицировать наборы генов, ответственные за управление определенными процессами памяти. Их результаты опубликованы в текущем выпуске журнала PNAS .

Благодаря нашей памяти мы можем изучать иностранные языки, решать экзамены и вспоминать прекрасные моменты из прошлого. Чтобы обеспечить оптимальную работу памяти, необходимо взаимодействие нескольких различных когнитивных процессов. Информация сначала изучается, а затем сохраняется. Позже, когда мы захотим их запомнить, мы будем полагаться на правильно функционирующий процесс поиска.

Управляются ли все эти различные процессы памяти одними и теми же или разными генами, и молекулярные механизмы до сих пор в основном неизвестны.Одна из причин этого заключается в том, что многие из этих процессов не поддаются прямому измерению и поэтому остаются недоступными для науки.

Математик доктор Гедиминас Луксис с трансфакультетской исследовательской платформы Психиатрической университетской клиники Базеля и факультета психологии Базельского университета впервые смог успешно описать различные процессы человеческой памяти. В исследовании использовались данные более 1700 взрослых. Благодаря вычислительной модели исследователи смогли измерить процессы и провести отдельный генетический анализ конкретных психических процессов.

Отдельные процессы основаны на разных наборах генов

Результаты показывают, что различные генетические профили лежат в основе определенных процессов памяти: исследование сообщает, например, о связи между набором белков-переносчиков и процессом обучения, а также между набором клеточной адгезии и процессом хранения в памяти. Полученные данные способствуют лучшему пониманию сложных процессов человеческой памяти и могут привести к разработке новых методов лечения различных нарушений памяти в будущем.

История Источник:

Материалы предоставлены Базельским университетом . Примечание. Содержимое можно редактировать по стилю и длине.

,

Психические процессы Презентации об авторе СТРИМ: Страница 1


лучшие доктора-психологи в Хайдарабаде

Психолог — это профессионал, который оценивает и изучает поведение и психические процессы [1] (см. Также психологию).Чтобы стать психологом, человек должен получить степень магистра или доктора, в зависимости от страны, в которой он живет. Это определение психолога не является исключительным; в большинстве юрисдикций представители других профессий (например, консультанты и психиатры) также могут оценивать, диагностировать, лечить и изучать психические процессы. http://bestdoctorsbook.com/hyderabad.php? val = психолог

Теги:
Врачи-психологи

По:
praveen1611

0
Просмотры

Другое / Разное

41 месяц назад

Скачать


Мозг контролирует эмоции

Мы эмоциональные существа.От счастья до печали, страха, гнева, любви и всего, что между ними. Кажется, что эти чувства возникают автоматически, а иногда кажутся неподвластными нашему контролю. Но эмоции — это во многом умственный процесс. Задумывались ли вы о том, какая часть мозга контролирует эмоции?

Теги:
Мозг, Управление, Эмоции

По:
Emotions1

2
Просмотры

Развлекательная программа

16 месяцев назад

Скачать

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *