Основные принципы диалектики в философии :: SYL.ru
Принципы диалектики можно увидеть в истории философии еще с античных времен. Элементы этой теории всеобщей связи и развития через противоречия встречаются у Гераклита и Сократа. Подобным методом аргументирования своих взглядов пользовались и в Древней Индии. Платон своими «Диалогами» придал этому понятию популярность, которую оно не утратило и по сей день. В Средние века Мейстер Экхарт и Николай Кузанский говорили о совпадении различных начал. В эпоху Возрождения появился трактат Джордано Бруно о единстве противоположностей. Немецкая классическая философия возвела диалектику в ранг научного метода теории познания. Она придала ей понятийно-категориальную форму. Причем если Кант использовал этот метод в качестве ограничения и критики теоретического и практического разума, то принципы диалектики Гегеля раскрывают противоречия, движущие бытием, природой, историей и определяют развитие духа.
Принципы диалектики в философии
Обычно определение этой теории дается исходя из того, как понимали ее немецкие мыслители. Для Гегеля основным началом диалектики является принцип противоречия и отрицания. Он говорит о том, что человеческие концепции, складывающиеся в процессе научного исследования, в конце концов, обнаруживают свою односторонность и ограниченность. При развитии понятий оказывается, что они начинают противоречить самим себе и, таким образом, отрицают то, что является их сущностью. Диалектика же показывает связь между этими категориями и демонстрирует, как именно разворачивается научная мысль. Принципы диалектики с точки зрения Гегеля указывают нам на то, что все существующее преходяще и постоянно изменяется, потому что внутри себя содержит нечто иное (противоречие). Когда оно выходит наружу, то объект преодолевает собственные границы и сам становится другим. Он делается противоположным тому, чем был. Так происходит развитие.
Постижение противоположностей в единстве
Чем является основной принцип диалектики? Разумеется, это развитие. То есть изменение объектов и сознания. Диалектика полагает, что это развитие совершается по определенным законам. Более того, оно носит целеустремленный характер. Сторонники этой теории считают, что развитие является одним из основополагающих свойств материи. Принципы диалектики в философии предусматривают, что в природе и духе происходят не просто изменения, но процессы, предполагающие создание нового, самодвижение, способность к воспроизведению. Поэтому не только развитие является одним из главных начал диалектики. Очень важную роль в ней играет движение. Ведь ему внутренне присуще единство бытия и небытия, тождества и отличия, исчезновения и появления.
Фундаментальные понятия
Основные принципы диалектики опираются на такие важные концепты, как связь, взаимодействие и отношение. Они очень важны для этой философской теории. С помощью связи мы постигаем, насколько взаимно обусловлены вещи и явления нашего мира. Речь идет не только и не столько о природе, но об обществе и сознании. Разновидностей связей может быть неисчислимое множество. Они бывают всеобщими и единичными, постоянными и случайными, необходимыми и несущественными. Для научного познания очень важным является исследование повторяющихся закономерных связей. Чтобы понять диалектику как теорию развития, необходимо осознать принцип взаимодействия, определяющий влияние взаимных объектов. Кроме того, между предметами мира и явлениями сознания существуют различные отношения. Каждая вещь является собой и, в то же время, чем-то иным, исходя из ее свойств. А последние выявляются только в процессе отношения к другим предметам или же в сопоставлении с ними. Это характеризует взаимосвязь элементов любой системы.
Основные принципы диалектики. Материализм
Теория о всеобщей связи и развитии имеет исходные идеи, которые лежат в ее фундаменте. Можно сказать, что это основания, которые наряду с законами и категориями диалектики отражают самые общие процессы в изменениях предметов и явлений объективной действительности и субъективной реальности. Они также исполняют методологическую функцию в научном и философском познании. Если мы коснемся того, каковы принципы материалистической диалектики, то самым главным стержнем здесь является монизм. Это признание того, что мир, все его предметы и феномены имеют единую основу. Она материальна, вечна и первична. Дух, с точки зрения этой версии диалектики, является вторичным. Кроме того, в материалистической теории развития основным признается всеобщая связь. Просто человеческое знание слишком ограничено, и поэтому мы не всегда можем зафиксировать ее экспериментально. Еще одним принципом материалистической диалектики можно назвать теорию развития от низшего к высшему. Оно происходит в направлении «по спирали», через преодоление противоречий, и каждый следующий этап является отрицанием предыдущего.
Самодвижение
Признание всеобщей связи явлений и феноменов природы, мышления и общества является тем, что объединяет все принципы диалектики. Это требует системного исследования объектов, фактов и взаимоотношений между ними, в отличие от так называемого метафизического метода, который рассматривает мир как совокупность неких изолированных явлений, без учета их комплексности. Материалистическая теория также полагает, что всеобщие принципы диалектики распространяются на природу и социум. Они рассматривают эти сферы как различные формы саморазвития материи и общественного сознания.
Диалектика как теория познания. Основные моменты
В области гносеологии такой подход требует соблюдения некоторых базовых оснований. Прежде всего необходимо рассматривать вещи и явления действительности объективно, в движении, и в развитии. Но это еще не все. Необходимо также учитывать их саморазвитие. Диалектический метод, применяемый в научных исследованиях, рассматривает наличие внутренних противоречий в изучаемом феномене. Так можно выяснить внутренние источники его самодвижения. Ведь материалистическая диалектика исходит из концепции о том, что предметы и явления существуют и развиваются через единство противоположностей.
Связь с законами
Систематизация этого философского метода позволяет по-разному называть ведущие идеи данного концепта. Поэтому основные принципы и законы диалектики часто совпадают. В связи с этим можно сказать, что эта философская теория опирается на принцип единства и борьбы противоположностей. То есть она признает, что все, существующее в этом мире и в нашем сознании, имеют некие стороны, которые одновременно враждуют между собой и взаимодействуют вплоть до совпадения и перехода друг в друга. Она также опирается на принцип отрицания предыдущего этапа развития. Это значит, что в процессе движения некое качество или черта не просто уничтожается или отбрасывается, а «снимается», перерождаясь на новой стадии. Основные принципы и законы диалектики содержат в себе и такой момент, как переход количественных изменений в качественные, как и наоборот. В философском смысле слова так можно оценить развитие всего бытия.
Связь с категориями
Поскольку принципами принято называть основные идеи, то они часто отражаются в базовых понятиях. Ими пользуются для того, чтобы выразить самые общие и существенные признаки, свойства, связи и отношения предметов и феноменов. В диалектике такие понятия имеют статус категорий. Это универсальные формы нашего мышления, когда мы настолько обобщаем черты и качества вещей и явлений, что прибегаем к процессу абстрагирования. Поэтому принципы и категории диалектики часто очень тесно связаны. Есть такие фундаментальные понятия, которые могут быть одновременно основами и началами данного философского концепта. Среди них можно назвать развитие, связь, противоположность, отрицание, становление, необходимость, и другие.
Главный принцип, оставшийся после Гегеля
Существует один фундаментальный тезис, который признавали все варианты диалектики, но его практическое применение было не всегда удачным. Это явление тождества. Многочисленные принципы и категории диалектики были успешно усвоены в ее материалистической версии, но вот с реализацией этого основания возникли некоторые трудности. У Гегеля этот концепт является наиболее значимым. Логика, будучи духом, развивается в природе, затем в человеческом мышлении и познании. Это происходит в соответствии с диалектическими законами. Материалисты же испытывали трудности с признанием «логичности» мира, и потому стали преподносить его в следующем виде. Они говорили, что диалектика помогает изучить природу. Логика демонстрирует законы мышления. А теория познания связывает их воедино.
Триады мышления и их критика
Диалектическая логика Гегеля неоднократно подвергалась сомнению со стороны позднейших философов, в частности, Карла Поппера. Рассматривая знаменитые гегелевские триады о познании (тезис – его противоположность – синтез), ученый, признавая определенную пользу за этим принципом, замечает, что он лишен объективности. Критикуя основные категории и принципы диалектики, Поппер объясняет свою точку зрения так: всякий синтез часто зависит от позиции человека, который приходит к тем или иным выводам. Такие термины, как отрицание, противоречие и единство у классической логики и диалектики имеют различные значения. А неточность терминологии может ввести исследователя в заблуждение. Так можно впасть в догматизм.
Развитие остается одной из основополагающих, стержневых идей и в современной теории. Оно совмещает в себе специфические свойства всех разновидностей движения. Однако последнее, чтобы быть развитием, должно аккумулировать четыре основных черты. Во-первых, — это невозможность возвращения к исходному этапу начала движения. Во-вторых, — это переход от старого к новому. Ну и, наконец, целеполагание (устремленность) и повторяемость (на ином этапе). Как уже говорилось выше, источник развития современная теория также помещает в самом изменяющемся феномене. Принципы диалектики также включают и идею о всеобщей связи. Она представляет собой условие реализации развития. Ведь проследить этот вид изменений можно не в изоляции, а в связи между внутренним и внешним, действительного и возможного, целого и частей.
Метод и система в действии
Несмотря на осторожное и критическое отношение со стороны современных философов, принципы, категории и законы диалектики и дальше привлекают разных мыслителей. В частности, они используют их в качестве метода, который помогает преодолеть формальный дуализм и монистический редукционизм. Диалектические принципы позволяют посмотреть на противоположности в их взаимодействии. Это очень пригодилось на практике в биологии, при изучении живых организмов. Некоторые теории современной квантовой физики могут быть объяснены только при применении диалектического способа мышления. Этот метод в философии также позволяет распознать ложные альтернативы (например, материализм и идеализм, рационализм и эмпиризм) и позволяет преодолевать эти противоречия, чтобы достичь синтеза. Принципы, категории и законы диалектики сделались основой некоторых течений современной теологии. Например, они сделались очень модны в протестантизме после Первой Мировой войны и привели к позитивной переоценке многих идей ранней Реформации.
Вопрос 27. Основные принципы диалектики
Осн. принципы Д. — всеобщая связь, становление и развитие, к-рые осмысливаются с помощью всей исторически сложившейся системы категорий и законов.
Принципы д: 1) принцип всеобщей связи 2)принцип развития; 3) принцип историзма;
4) принцип причинности; 5) принцип системности
1 Принцип всеобщей связи: связь явлений (отношение между двумя процессами, когда изменение в одном объекте сопровождается изменениями в другом) имеет универсальный, вселенский характер.
Связь есть общее выражение зависимости между явлениями, отражение взаимообусловленности их существования и развития. Отношение – одна из форм, момент всеобщей взаимосвязи предметов и процессов. Виды отношений: равенство, неравенство, субординация, координация, целое и части. Наиболее универсальный характер носит отношение зависимости, т.к. все зависит от окружающего.
Типы связей определяются в зависимости от уровня организации материи. В неорганической природе существуют механические, физические и химические связи. В живой природе существуют более сложные – биологические связи, которые вырвжаются во внуреорганизменных, внутриорганизменных, межвидовых отношениях особей, а также в их отношениях с внешней средой. В общественной жизни образуются производственные, распределительные, классовые, семейные, межличностные, национальные, государственые и прочие отношения. Кроме того, существуют внутренние и внешние, непосредственные и опосредованные, функциональные и генетические, пространственные и временные, закономерные и случайные, причинно-следственные и т.д. Эти формы связи выделяются в зависимости от аспекта рассмотрения изучаемых объектов. Любая форма связи имеет свое основание – существенное объективное условие, обеспечивающее образование и существование той или иной связи. Так, заряд ядра атома обусловливает связь в системе элементов.
Взаимодействие есть философская категория, отражающая процессы воздействия различных элементов друг на друга, их взаимную обусловленность, изменение состояния, взаимопереход, а также порождение одним объектом другого. Взаимодействие носит объективный, универсальный и активный характер. Каждая форма движения материи имеет в своей основе определенные типы взаимодействия. Взаимодействия в физике: гравитационное, электромагнитное, сильное и слабое (распадное). В биология исследует энергетические и информационные взаимодействия на различных уровнях: молекулярном, клеточном, организменном, популяционном, видовом, биоценозном. Духовный мир людей организуется через смысловые (психологические, логические, нравственно-этические) взаимодействия.
Взаимодействие противоположностей – противоречие является самым глубоким источником, основой и конечной причинй возникновения, самодвижения и развития объектов.
2 Принцип развития: Мир совокупность процессов, эти процессы и выражаются понятием развитие: перемещение тел в пространстве, изменение агрегатных состояний вещества, свойств объекта, обратимые и необратимые процессы. Движение, изменение, развитие. Всякое движение изменение, но не всякое изменение развитие. Движение как способ существования материи и есть развитие.
Развитие характеризуется чертами
1. необратимость
2. обновление (отрицание старого и появление нового)
3. приемственность (выражает момент связи качественных состояний)
4. направленность (не круг, а спираль, либо прогресс, либо регресс)
5. цикличность (возврат к старому но на более высокий уровень)
Движение может быть вызвано внешней силой, а развитие имеет внутренний источник.
3 Принцип историзма: Важнейшим конституирующим признаком развития является время: развитие осуществляется во времени и только оно выявляет его направленность и необратимость. Принцип историзма: (Ленин) “Не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого развития смотреть, чем данная вещь стала теперь.” Мировоззренческое и историческое значение принципа историзма в том, что правильное понимание становления явления помогает уяснить суть развитого явления и хотя бы частично увидеть его перспективу.
4 Принцип причинности: Понятия причины и следствия возникают на стыке принципов всеобщей связи и развития. С одной стороны, с точки зрения принципа всеобщей связи причинность определяется как один из основных видов связи, а именно, генетическая связь явлений, в которой одно (причина) при определенных условиях порождает другое (следствие). С точки зрения принципа развития причинность определяется следующим образом: всякое изменение и тем более развитие, то есть изменение в сторону появления нового качества, имеет свою причину и следствие.К не имеющим причинно-следственного содержания относятся такие виды связей, как пространственно-временная корреляции, функциональные зависимочти, отношение симметрии. Однако, любое явление находится в причинно-следственных связях с каким-либо другим явлением.
Причинность универсальна, всеобща. В мире нет и не может быть явлений, которые не порождали бы те или иные следствия и не были бы сами порождены другими явлениями. Существенной чертой причинноси является непрерывность действия причинно-следственных связей. Цепь причинных связей не имеет ни начала, ни конца.
Причинность нельзя рассматривать только как однонаправленное действие со стороны причины на следствие. Следствие распространяет свое влияние “назад”, на произвдящую его причину, видоизменяя, истощая или увеличивая ее силы, особенно когда п-с связь не мгновенна, дискретна, а континуальна. Это – принцип обратной связи. Итак, причинность – это не просто связь, а взаимодействие.
Существует несколько классификаций типов причинности:
— по внутреннему, субстанциальному содержанию. Внутренний механизм причинения связан с переносом материи, энергии, информации.(материальные и идеальные, информационные и энергетические причины, которые в свою очередь подразделяются на физические, химические, биологические, психологические, социальные)
— На основе способов проявления п-с связи: однозначные и вероятностные(квантовая механика).
— Разного рода гносеологические классификации. Например, выделяются причины общие, специфические и главные; объетивные и субъективные, непосредственные и опосредованные; всеобщие, особенные и единичные.
5 Принцип системности: Причинность, являясь одним из основных видов связи, не исчерпывает тем не менее всего разнообразия реальных взаимодействий в действительности. Вне генетического и временного принципа причинности остаются все виды коррелятивных, пространственных и функциональных связей, которые в своей совокупности объединяются таким методологическим принципом, как принцип системности.
Принцип системности и связанный с ним системный подход – важное методологическое направление в современной науке и практике, воплотившее в себя целый комплекс идей теории диалектики.
Система – это внутренне организованная на основании того или иного принципа целостность, в которой все элементы настолько связаны друг с другом, что выступают по отношению к окружающим условиям и другим системам как нечто единое.
Структура – это взаимообусловленная совокупность связей элементов в составе системы, определяющая собой ее качественную специфику.
Функция – это та роль, которую выполняет элемент в составе целого как в целях объединения элементов в целостную систему, так и для успешного функционирования системы.
Исходным пунктом всякого системного исследования является представление о целостности изучаемой системы – принцип целостности. Это предполагает рассмотрение объекта с двух позиций: в соотнесении объекта со средой, внешним окружением и путем внутреннего расчленения самой системы с выделением ее элементов, свойств, функций и их места в рамках целого. При этом свойства целого понимаются с учетом элементов и наоборот.
Принципы диалектики | Понятия и категории
ПРИНЦИПЫ ДИАЛЕКТИКИ — принцип развития, всеобщей связи, тождества (единства) диалектики, логики и теории познания, принцип восхождения от абстрактного к конкретному, принцип единства логического и исторического. Принцип развития является прямым следствием признания движения основным свойством (атрибутом) материи. Вместе с тем принцип развития выделяет в многочисленных видах движения его ведущую форму — развитие. Движение может быть круговым (обратимым), регрессивным и прогрессивным (необратимые формы движения). Развитие аккумулирует в себе особенности всех трех видов движения, оно предполагает необратимость (невозможность полного возврата к исходной точке), преемственность (связь нового и старого), направленность, цикличность. Развитие рассматривается как саморазвитие: его источник заключается в самом развивающемся предмете.
Принцип всеобщей связи неотделим от принципа развития, он раскрывает условие его реализации. Возникновение, изменение, развитие невозможно в изолированном состоянии, оно предполагает связь внутреннего и внешнего, частей и целого, возможности и действительности. Само развертывание противоречия как основное содержание принципа развития есть особая форма связи противоположностей.
Принцип тождества (единства) диалектики, логики и теории познания выражает единство законов развития, тотальность процесса развития, захватывающего природу, человеческое мышление, общество. Этот принцип приводил в смущение сторонников материалистического варианта диалектики. В гегелевской диалектике этот принцип (как тождество мышления и бытия) воплотился со всей возможной последовательностью. В материалистической диалектике возникли трудности с его применением. Его другая формулировка — единство диалектики объективной — диалектики природы и диалектики субъективной — диалектики мышления. В такой формулировке различие разных форм диалектики признаётся, но не раскрывается. Когда же появляется название трех теоретических дисциплин — диалектики, логии и теории познания, то становится очевидным и существование развития в различных формах. Один из предлагаемых ответов заключается в следующем: диалектика изучает проявление развития в природе, логика изучает особенности развития в человеческом мышлении, теория познания пытается связать диалектику объективную и субъективную при помощи принципа отражения.
Принцип восхождения от абстрактного к конкретному воплощает принципы организации процесса познания, принцип единства логического и исторического помогает понять, как конкретное в действительности трансформируется в конкретное в познании.
Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010, с. 298-299.
Диалектика и ее основные принципы — Студопедия
Качественно новый этап развития экономической науки связан с применением диалектического метода.
Диалектика — это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления.Она является целостным методом, органической системой категорий и законов. Основными принципами систематизации понятий стали принципы взаимосвязи и развития (см. рис. 1—7). Экономическая система впервые была рассмотрена как развивающаяся взаимосвязь категорий и законов, взаимосвязь в развитии. Это означало, что каждое из явлений и система в целом анализируются в процессе самодвижения от низшего к высшему, от старого к новому. Противоречие выступает как внутренний источник и основной принцип движения. Само развитие понимается как переход количественных изменений в качественные и обратно, как единство и борьба противоположностей, как отрицание отрицания.
Разработанный в рамках немецкой классической философии (И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель) диалектический метод был материалистически переосмыслен и впервые успешно применен в политической экономии К. Марксом.
Материалистический подход к изучению экономических процессов означал не только объективное признание существования реального мира. В соответствии с материалистическим подходом главным действующим субъектом исторического процесса выступает занятый производственной деятельностью общественный человек.
Структурообразующим элементом был провозглашен способ производства материальных и духовных благ, определяющий юридическую и политическую надстройку, формы общественного сознания.
Материалистический подход означал также принципиальную возможность познания объективного мира и его адекватного отражения в теоретической системе. Он предполагал единство диалектики, логики и теории познания. В теории познания ведущими стали метод восхождения от абстрактного к конкретному и принцип единства исторического и логического. От конкретного данного в представлении, ко все более тощим абстракциям и от них вновь к конкретному, но уже духовно конкретному, единству многообразного — таков, по Марксу, путь познания вообще и политической экономии в частности.
В этом процессе познания абстрактное представляется как момент целого, как простое, одностороннее, неразвитое, а конкретное — как целое, сложное, всестороннее, развитое. Причем конкретное выступает дважды: в начале и в конце движения. В представлении конкретное выступает как хаотическая совокупность определений предмета и, следовательно, также многообразно, но оно не есть единство. Конкретное в мышлении означает, что многообразие объекта объединено познанной сущностью, синтезировано развитием исходного противоречия, благодаря чему объект выступает как диалектически развитая система, отражается в единстве определений.
Движение от конкретного к абстрактному характерно для первых ступеней познания любого объекта, характерно оно и для экономической теории. Экономисты, начав изучение рыночного хозяйства с целого (населения, государства), пришли к простейшим, абстрактным определениям производственных отношений (труд, разделение труда, потребность, меновая стоимость и т. п.).
Однако уже для классической политической экономии характерны и первые попытки восхождения от этих абстрактных определений системы вновь к конкретному целому. Мало того, общее движение от конкретного к абстрактному заключалось здесь также в том, что каждый новый исследователь, пытаясь раскрыть противоречия, в которых запутался предшественник, уточняя начало, «нисходил» ко все более абстрактному определению исходного отношения системы. Таким образом, «абстрактное» предшественника становилось уже «относительно конкретным» в новой системе.
Несомненно, что конкретное, понимаемое как реальное целое, всегда является исходным пунктом отражения его в теоретических системах. Очевидно и то, что это конкретное должно быть достаточно развито, чтобы из него можно было выделить наиболее точные, наиболее общие абстракции.
Важно подчеркнуть и другое. В отличие от классиков политической экономии К. Маркс использует метод диалектическоговосхождения от абстрактного к конкретному, т. е. прежде всего стремится раскрыть внутренние противоречия объекта исследования и отразить закономерности их развития в системе категорий и законов.
В этой связи следует напомнить, что вызванный потребностями практики процесс познания проходит следующие ступени: от видимости (бытия) предмета к сущности и от нее к явлению и действительности. И этот путь отражается в системе, в которой процесс изложения выступает как очищенный от случайностей процесс исследования.
Конкретное, с одной стороны, выступает в качестве предпосылки, исходного и конечного пункта познания, а с другой — понимаемое как реальная действительность, как практика (т. е. в своем первоначальном значении), является также одним из важнейших критериев правильности процесса восхождения, адекватности его развитию исследуемого объекта.
При сравнении исторического и логического методов исследования прежде всего заметна их идентичность. Исторический метод исследования представляется логическим методом, только облаченным в историческую форму (т. е. исследующим логику развития предмета в форме конкретных исторических событий), а логический метод — историческим, взятым в необходимости (т. е. освобожденным от случайной исторической формы).
Наряду с тождественным моментом в характеристике исторического и логического способов познания уже здесь появляется и момент различия. Логический метод представляется как более теоретический, общий, необходимый. Причем каждый из этих методов предполагает другой.» без знания, отражающего развитие человечества, исторического метода невозможно понять сущность предмета, т. е. законы его развития и, следовательно, логическое, и, наоборот, не поняв процесса или явления, неизвестно, откуда начинается его история и, следовательно, историческое.
Но каждый метод не только тождествен с другим, не только предполагает другой, но и переходит в другой, создает себя как другое. Исторический метод, собирающий эмпирический материал, информацию, подготавливает и на определенной ступени переходит в логический, а логический, проанализировав сущность предмета и формы ее проявления в действительности, переходит в исторический и дает мощный интеллектуальный импульс для преобразования действительности, т. е. способствует как дальнейшему историческому познанию предмета, так и глубокому преобразованию его.
Противоречие между старыми логическими схемами экономической теории, бывшими удовлетворительными для своего времени, и новыми фактическими данными, накопленными статистикой, экономикой промышленности, сельского хозяйства, сферы услуг и т. п., противоречие между теорией и практикой оставалось и остается движущим противоречием экономической науки.
Для того чтобы сделать новый шаг в экономической теории, надо глубже понять предыдущее, понять движущее противоречие применительно к конкретным проблемам. Каждая новая логическая система, разрешая это противоречие, становится теоретической основой для дальнейших исследований экономистов, а их находки заставят уточнить и усовершенствовать построенную систему.
Таким образом, историческое и логическое, включая предшествующие методы, точнее, черты единого диалектического метода, дают в общем виде ответ на вопрос, с чего начинать и как строить теоретическую систему. Однако для практической реализации этого необходимо предварительно построить более конкретные экономические модели и проверить их в ходе экономических экспериментов. Реально диалектический метод не был освоен в полном объеме. Его удачное применение было скорее исключением, чем правилом. По-прежнему господствовала формальная логика, которая в конце XIX в. стала все чаще дополняться математикой.
Принципы диалектики и её альтернативы — Студопедия
Философское учение о диалектике осуществляется в плане онтологическом и гносеологическом. Философское учение о диалектике в онтологическом плане иногда называют объективной диалектикой, в гносеологическом – субъективной диалектикой. Соответственно этому различают онтологические принципы диалектики и гносеологические принципы диалектики.
Онтологические принципы диалектики представляют собой положения, в которых отражаются общие свойства, общие связи и отношения, присущие явлениям объективного мира (живая, неживая природа, общество). Наличие таких свойств, связей и отношений выявляется в процессе экспериментальных и теоретических исследований, проводимых в различных областях науки. Каждый принцип диалектики предстаёт как результат обобщения данных, получаемых во всех специальных науках.
К числу исходных онтологических принципов диалектики относятся следующие:
1. Принцип всеобщей взаимосвязи явлений, сущность которого в том, что все вещи, явления в мире находятся во всеобщей взаимосвязи и взаимообусловленности, так, что не существует абсолютно изолированных тел; каждое тело взаимосвязано непосредственно или опосредованно с другими телами в мире. Взаимодействие и взаимообусловленность явлений в мире происходит по связям различной природы. Данные современной науки указывают на то, что всё многообразие существующих материальных систем различной природы на различных уровнях неживой и живой природы находится в постоянной взаимосвязи и взаимодействии. Ни один материальный объект не является абсолютно изолированным, независящим от всего остального мира, но всегда находится во взаимной связи и взаимодействии с другими объектами. Они связаны, прежде всего, пространственными и временными отношениями, находятся на определённых расстояниях друг от друга, объёмы одних тел взаимосвязаны с объёмами других тел; разрушение, деградация одних объектов даёт начало, рождение другим. *
______________________________________________________________________
Дополнительная информация:
По современным наученным данным все доступные ныне человеческому исследованию структурные уровни Вселенной, начиная от субэлементарного и кончая таким крупномасштабным уровнем, как мини-вселенная, находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Изменения, происходящие с потоками элементарных частиц, накладывают отпечаток на ход эволюционных процессов крупномасштабных объектов Вселенной (звёзд, галактик). Всеобщая взаимосвязь представляется человеку во всей его практической деятельности. Например: все люди, проживающие в современных странах, взаимосвязаны между собой различными социальными связями: экономическими, политическими, семейно-бытовыми, духовными. Но как биологические существа, они находятся в постоянной связи с животным и растительным миром (употребляют пищу, изготовляют одежду и др.) биосферы.
Кроме того, люди как физические тела вступают во взаимодействие по связям физической природы (гравитационные, электрические, магнитные и др.) с землей, с различными объектами на земле, с Солнцем, с созвездием Весов и другими космическими объектами.
Во всеобщей взаимосвязи вещей проявляется их многокачественность. Одна и та же вещь может обладать качествами различной природы. Так, человек обладает качествами физической, биологической, психической, социальной природы. По этим связям он включается в системы различной природы. По связям социальным человек является элементом общества как целостной социальной системы. По связям биологическим он является элементом биосферы, по связям физическим он является составной частью земли и солнечной системы как физических систем.
____________________________________________________________________
2. Принцип развития: в движении и развитии находятся явления всех сфер действительности (живой, неживой природы, общества, процессов мышления).
Категорию «развитие»*
Дополнительная информация:
Развитие есть необратимое, закономерное и определенным образом направленное изменение материальных и идеальных объектов мира, приводящее к возникновению нового качества. Отметим главные отличительные признаки развития, которые определяют его сущность и отличают его от простого механического движения. Во-первых, это необратимое изменение, что означает, что в процессе развития становится невозможным возврат к уже пройденным состояниям. Так, например, качание маятника или функциональный ход часового механизма – это пример движения, а рост живых организмов и человека – пример развития. Через одно и то же состояние динамические системы проходят лишь однажды: невозможно обратное движение организма от старости к молодости. Отсюда, во-вторых, проистекает направленность развития, что означает, что в процессе развития постепенно накапливаются одинаковые изменения, совокупность которых определяет закономерность процесса развития. Поэтому, в-третьих, развитие есть цепь закономерных изменений, поскольку в основе процесса развития лежат не случайные события, но лишь те, которые проистекают из самой сути объекта и из типа его взаимодействий с окружающим миром, и носят необходимый и закономерный характер.
Все эти три отмеченные выше признаки развития подводят к четвертому существенному моменту процесса развития – к появлению нового качества, являющегося определенным итогом предшествующего процесса развития и исходным моментом последующего. Таким образом, процесс поступательного развития проходит все новые и новые ступени совершенствования и несет с собой все приобретенное ранее, обогащая его новым содержанием.
Именно в таком понимании идея развития получила свое законченное и систематизированное выражение в немецкой классической диалектике, основоположником которой стал Иммануил Кант. По мнению Канта, развитие – это не только изначальное и закономерное «состояние природы», но и важнейший принцип ее познания, который должен быть применен во всех частных науках. Кроме того, идея развития нашла яркое выражение в космогонической теории Канта, в которой обосновывается представление о Земле и всей Солнечной системе как о развивающихся во времени и выдвигается гипотеза о возникновении планет из первоначальной газопылевой туманности. Важную роль в развитии диалектики как логики и методологии научного познания сыграло учение Канта об антиномиях или о противоречиях нашего мышления. Он полагал, что попытки разума выйти за пределы чувственного опыта и познавать «вещи в себе» закономерно приводят к противоречиям и появлению двух противоположных суждений, отражающих с разных сторон объективный процесс развития внешнего мира.
____________________________________________________________________
следует отличать от категорий «движение», «прогресс». В соответствии с логикой, различения понятий следует проводить по содержанию, по объёму и по степени абстрагирования. По содержанию все три категории фиксируют изменение. В онтологическом плане содержание данных категорий оказывается однородным и различие их здесь возможно только по объёму и степени абстрагирования. По объёму предельно широкой категорей является «движение». Обобщённое определение этой категории было дано Ф. Энгельсом: «Движение, рассматриваемое в самом общем смысле слова, т.е. понимаемое как способ существования материи, как внутреннее присущий материи атрибут, обнимает собой всё происходящие во вселенной изменения и процессы, начиная от простого перемещения и кончая мышлением».
3. Принцип системности: каждый объект в мире представляет собой определённую систему взаимосвязанных частей и элементов, обладает определённой структурой и предстаёт как нечто единое.
Три рассмотренных онтологических принципа диалектики приемлемы как в философских школах объективного идеализма, так и в философии диалектико-материалистической. Однако в диалектико-материалистической философии принимается ещё один принцип.
4. Принцип материального единства мира: не существует сверхъестественных миров, существует только естественный материальный мир, все происходящие в мире явления и процессы, какими бы диковинными они не казались, представляют собой проявления свойств того или иного вида материи.
Гносеологические принципы диалектики являются, в определённом смысле, отражением онтологических принципов и служат общими исходными положениями в процессах познания. Соответственно выделяются следующие основные гносеологические принципы диалектики.
1. Принцип конкретного и всестороннего рассмотрения вещей и явлений. Конкретность предполагает рассмотрение вещей и явлений такими, какими они объективно предстают в определённых условиях среды, с присущими им связями и отношениями. Всесторонность рассмотрения – это требование учёта и выявления существующих конкретных связей, взаимодействий и отношений исследуемого объекта. Это требование в своё время В. И. Ленин выразил следующим образом: «Чтобы действительно знать предмет, надо охватить, изучить все его стороны, все связи и «опосредствования». Мы никогда не достигаем этого полностью, но требование всесторонности предостережёт нас от ошибок и от омертвения ».
2. Принцип историзма. Этот принцип, по существу, является отражением онтологического принципа развития, имеет методологическое значение, кратко сущность принципа заключено в следующем положении: «Не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого развития смотреть, чем данная вещь стала теперь».
3. Принцип системности. Гносеологический принцип системности выражает требование рассматривать любой объект, любое явление, любой процесс как систему, с учётом составляющих её компонентов и определённой структурной организации. *
______________________________________________________________________________________________________________
Дополнительная информация:
Из данного принципа системности вытекают определённые методологические правила исследования явлений:
а) Вычленение элементов и частей в системе, в соответствии с их объективной относительной самостоятельностью, и установление её структурных уровней. Вычленение можно производить по определённым критериям: по их пространственно-временной индивидуализации, по их функциональному назначению, по природе их связей и качественной принадлежности к определённому классу явлений.
б) Выяснение внешних отношений объектов как проявление их внутренней структуры в структуре более широкого порядка.
в) Описание частей с учётом их места в целом, выявление различных свойств и характеристик частей и элементов в зависимости от уровня расположения их в целом и взаимосвязи со средой.
г) Выявление взаимозависимости и взаимообусловленности части и целого.
д)Выявление противоположных тенденций, противоречий во взаимоотношении частей целого, внутреннего и внешнего.
е) Выяснение специфики процессов, координации и обмена и их роли по отношению к структуре и функции, а также взаимосвязи структуры и функции.
ж) Установление законов взаимосвязи внутренних и внешних отношений.
____________________________________________________________________
4. Принцип объективности. Выражает требование не привносить в исследуемое явление того, чего в нем нет и быть не может. Содержание знаний должно быть объективным, оно должно отражать те свойства, процессы, принципы, закономерности, которые присущи исследуемому объекту, т.е. не выдавать желаемое за действительное.
Онтологические и гносеологические принципы диалектики являются общими исходными положениями к исследованию систем любой природы и любой сложности. Они дают исследователю правильную ориентацию как при предварительном начальном рассмотрении объектов – систем и их свойств, так и при составлении общей картины происходящих в системе процессов и выявлении тенденций внутренних изменений.
Принципам диалектики альтернативами являются: софистика, эклектика, догматизм, субъективизм. Так, диалектическому принципу конкретного и всестороннего рассмотрения вещей и явлений противостоят такие метафизические приёмы, как софистика и эклектика.
Софистика.Софисты (от греч. sophists – мастер, художник) – так называли древнегреческих философов, выступавших в роли профессиональных учителей «мудрости» и «красноречия». Софистика – сознательное применение в споре или доказательствах неправильных доводов, софизмов, то есть всякого рода уловок, замаскированных внешней, формальной правильностью.
В целом, для софистики характерен односторонний подход. Основными приёмами софистики являются: вырывание событий из их всеобщей взаимосвязи и выделение какой-либо отдельной связи, одной стороны, момента; абсолютизация отдельной выделенной связи, стороны, момента; подмена главного второстепенным, существенного несущественным; применение закономерностей одной группы явлений к явлениям другой, которым данные закономерности не присущи; подменой одних посылок другими в логических силлогизмах.*
Дополнительная информация:
Примером софистического приёма может являться такой вопрос: что появилось раньше – яйцо или курица?
Софизм заключен уже в самом вопросе, в котором заостряется внимание только на внутренней связи между курицей и яйцом и игнорируется всеобщая взаимосвязь всех видов птиц в генетическом плане (без учёта эволюции мира).
Курица, как вид птицы домашней, появилась в результате эволюции от других видов, с появлением такого способа размножения как яйцо.
Примером могут служить древние софизмы.
1. Знаешь ли ты этого покрытого человека?
— Нет.
— Но это твой отец. Значит, ты не знаешь своего отца (софизм «покрытый»).
2. То, что ты не потерял, ты имеешь. Ты не потерял рога. Значит, ты имеешь рога.
3. Кто учит кого-нибудь, тот хочет, чтобы ученик его стал мудрым и перестал быть невеждою. Он, значит, хочет, чтобы ученик его стал тем, что он не есть и перестал быть тем, что он есть теперь. Следовательно, он хочет его привести из бытия в небытие, то есть уничтожить.
____________________________________________________________________
Эклектика. Эклектика — от греческого eklego – выбираю. Эклектика представляет собой механическое соединение различных сторон и свойств предмета или явления. Внешне эклектика выглядит как стремление к многостороннему охвату предмета. Однако на деле это механическое соединение в одно несовместимых признаков. В философии эклектика проявляется как беспринципное смешение различных, зачастую противоположных точек зрения, философских взглядов, теоретических посылок, политических оценок и тому подобное. Основным методологическим пороком эклектики является неумение выделить из суммы связей и явлений объективного мира главные связи предмета в их конкретно-исторической обусловленности. При этом произвольный набор несовместимых признаков даёт эклектическую смесь, что в области практической деятельности ведёт к ошибкам и просчётам.
Диалектическим принципам развития историзма противостоят и такие метафизические методы мышления, как догматизм, скептицизм и субъктивизм.
Догматизм. Догматизм, от греческого слова dogma – мнение, которое применялось в античной философии. В современном понимании догматизм представляет собой такой способ метафизического мышления, при котором игнорируется принцип творческого развития и конкретности истины. Догматическое мышление оперирует абсолютными истинами, неизменными стереотипами; игнорируется относительность истины и диалектика абсолютной и относительной истины в познании. Такое мышление полагает, что те или иные сформулированные закономерности являются истинными везде и всегда, независимо от конкретных исторических условий и новых данных практики науки.
Субъективизм.Субъективный – зависящий от сознания и воли субъекта. Субъективизм в познании – это привнесение в исследуемый объект того, чего в нём нет и быть не может в данных условиях и в данный период времени; это принятие желаемого за действительное.
Субъективизм весьма часто проявляется в различных идеологических концепциях. Применение субъективистских концепций на практике приводит к волюнтаристическим действиям. Воля – это сознательная целеустремлённость человека на выполнение тех или иных действий. В социально – политической теории и практике волюнтаризм означает отрицание научно обоснованной общественной деятельности, опирающееся на познание объективных законов и сведение этой деятельности к субъективному произволу политических вождей.
В философии субъективизм проявляется во взгляде на сознание как на первично данное, всё остальное представляется формой, содержанием или результатом творчества сознания. Это характерно для такой разновидности философского направления, как субъективный идеализм.
Скептицизм.Происходит от греческого слова skeptikos – рассматривающий, исследующий, критикующий. Скептик – сомневающийся человек, подвергающий всё сомнению. В философии скептицизм предстаёт как концепция, выдвигающая сомнение в качестве принципа мышления, но при этом, подмечая относительность наших знаний, доходит до крайности в вопросе о познаваемости, подвергает сомнению вообще возможность познания мира. Последовательный скептицизм, доходящий до такой крайности, становится одной из форм агностицизма, отрицающей познаваемость мира.*
______________________________________________________________________________________________________________
Дополнительная информация:
Скептицизм возник в античности. Он основательно проявился в учениях Пиррона, Секста Эмпирика и др. Продолжая традиции софистов, античные скептики указывали на относительность человеческого познания в зависимости от различных условий. Фактически, античные скептики проповедовали воздержание от суждений для достижения духовного спокойствия и счастья, которое, по их мнению, и есть цель философии. Древнегреческий философ Пиррон (365 – 275 гг. до н.э.) отмечал, например: «Возможно, что вещи обладают и такими качествами, о которых мы не знаем из-за отсутствия у нас соответствующего органа ощущения.…Если же чувства не могут воспринять внешнего мира, то и мышление не может рассуждать о нём должным образом, а потому нам более подобает воздержаться от суждений о внешнем мире».
____________________________________________________________________
Скептицизм сыграл важную роль в опровержении догматизма средневековой религиозной философии. В то же время он привёл к агностицизму Д. Юма и И. Канта. С появлением теории относительности А. Эйнштейна скептицизм привёл к релятивизму, утверждающему, что поскольку наши знания относительны, то они не истинны.
В современном понимании скептицизм представляется как антидиалектическая концепция, отрицающая познаваемость мира.
Наряду с метафизическими приёмами и методами мышления, противостоящими диалектическим принципам, существует также ряд факторов, препятствующих процессам диалектического познания мира. К их числу относятся заблуждение, ложь, иллюзия, консерватизм и инертность.
Сущность диалектики и ее основные принципы. — Студопедия
1)Диалектика – в современном значении это понятие, которое обозначает философскую науку о наиболее общих или всеобщих законах развития общества, природы, мышления и познания.
Таким образом, диалектика – это теория развития, вскрывающая и познающая посредством категорий универсальные связи бытия.
Диалектика – это учение о всеобщей связи природы, общества.
Исторические формы диалектики:
-1)Античная диалектика (Гераклит).
-2)Древнекитайская диалектика (Учение Дао – Дао путь, которым ходят люди)
-3)Идеалистическая диалектика (Гегель).
-4)Материальная диалектика (Маркс).
Формы диалектики:
-1)Объективная диалектика – это присущие миру объективные законы развития.
-2)Субъективная диалектика – это отражение в сознании людей этих законов, которые стали законами мышлении или диалектической логики. Сознательно примененная логика процессу познания и преобразования действительности становится диалектическим методом.
Объективна и субъективная диалектики — это не две разные диалектики, это одна, имеющая разные формы.
-метафизика.
— у Аристотеля метафизика – это первая философия, которая рассматривает сущее как таковое.
— начиная со Средневековья и до наших дней метафизикой называют учение о сверхъестественных духовных первоначалах бытия, наука о том, что пребывает за пределами границы бытия.
— Гегель и последующие философы метафизикой обозначили метод познания, который рассматривает явления не в их развитии и взаимной связи, а разрозненно, изолированно.
-категория – это предельно общее понятие, которое отображает наиболее общие существенные свойств, связи и отношения предметов и явлений реального мира. Каждая наука имеет свою систему категорий. Основные: материя, бытие и т. д.
-закон – это существенная необходимая повторяющаяся связь между явлениями и процессами бытия. Закон устанавливает причинно-следсвенную связь.
-развитие – это философская категория, которая отображает единство прогрессивных усложняющихся и регрессивных нисходящих качественных изменений, которые характеризуются необратимостью, противоречивостью и неодолимостью нового в процессе самого движения и саморазвития.
-принцип – это основные исходные положения как-либо теории или науки. Принципы диалектики – это всеобщие научные положения о поступательных изменениях взаимосвязанного в своих элементах бытия, которое имеет исходное значение для мыслительной и практической деятельности.
Основные принципы диалектики:
Принцип всеобщей связи: В бытии все взаимосвязано. Принцип связи порождает и другие принципы диалектики:
-принцип детерминизма;
-принцип противоречивости;
-принцип преемственности;
-принцип необходимости.
Принцип развития: В реальном бытии все не только движется, изменяется, но и переходит от одного качества к другому, то есть развивается, имеет всеобщий универсальный характер.
Принцип связи ориентирует на то, что реальные связи не приносятся из неоткуда в бытие, они присущи самому бытию. Основную роль играют внутренние связи.
2.Закон единства и борьбы противоположностей.
Противоположности находятся в диалектическом равновесии, друг без друга они существовать не могут.
Противоречие – это то, что на самом деле движет миром.
Противоположности – это:
1)два направления, которые предполагают друг друга ( «+» и «-» ).
2)два направления, которые исключают друг друга.
3)тождественные в измерении (рис.1)
Противоположности в диалектическом противоречии не просто одновременно существуют, а образуют диалектическое единство, обуславливая друг друга.
Диалектическое противоречие – это взаимодействие противоположностей, которое образует в объектах внутреннее напряжение, противоборство, внутреннее беспокойство.
Закон единства и борьбы противоположностей: все объекты содержат в себе противоположные стороны, взаимодействие противоположностей определяет специфику содержания и является причиной развития объектов.
В развитии противоположностей можно выделить следующие этапы:
1) тождественность;
2)отличие;
3)этап выявленных противоречий;
4)конфликт;
5)разрешение противоречий.
Классификация противоречий:
1)внутренние противоречия (играют ведущую роль при определении источника развития).
2)внешние противоречия (между системами).
3) основные и не основные, главные и неглавные противоречия.
Методологическое значение закона: он раскрывает внутренний источник движения и развития, принцип самодвижения.
Субъективизм трактовки противоречивости:
теория софистики;
теория эклектики.
Основные принципы диалектики. Основными принципами диалектики являются: — Студопедия
Основными принципами диалектики являются:
— всеобщая связь;
— развитие;
— системность;
— причинность;
— историзм.
Связь — это зависимость одного явления от другого в каком-либо отношении. В мире любой предмет — звено в бесконечной цепи. В неограниченной природе существуют механические, физические, химические связи, предполагающие взаимодействие либо через различные поля, либо путем непосредственного контакта. Живая природа имеет более сложные связи — биологические, которые выражаются в различных отношениях особей, а также в их отношениях с внешней средой. В общественной жизни связи еще более сложные: образуются производственные, семейные, родственные, национальные, международные связи и др. Связи существуют не только между предметами в рамках данной формы движения материи, но и между всеми ее формами. В нашем сознании не может возникнуть мысли, которая не выражала бы реальных связей и в свою очередь не была бы связью представлений, понятий.
К основным формам связи относятся: пространственные, временные, генетические, причинно-следственные, существенные и несущественные, необходимые и случайные, закономерные, непосредственные и опосредованные, внутренние и внешние, динамические и статические, прямые и обратные и др.
Задача познания — исследование различных форм связей и взаимодействия. Связь, взаимодействие выясняются, прежде всего, когда мы рассматриваем тот или иной объект. Игнорирование принципа всеобщей связи и взаимодействия может привести к пагубным последствиям как в теории, так и в практических делах.
Развитие — это определенно направленное, необратимое изменение от старого к новому, от простого к сложному, от низшего уровня ко все более высокому. Развитие необратимо: через одно и то же состояние все проходит лишь однажды. Например, юность, зрелость, старость — вот основное направление организма, возврата нет. Хотя между новым и старым есть и сходство, общее, и различие, и сосуществование, и борьба, и взаимоотрицание, и взаимопереход. Новое возникает на базе старого. Старое рано или поздно должно умереть, чтобы молодое могло жить. Развитие идет как по линии прогресса, так и по линии деградации. Когда деградирует система в целом, это не значит, что все ее элементы подвергаются распаду. Регресс — противоречивый процесс: целое разлагается, а отдельные элементы могут прогрессировать.
Принцип развития имеет огромное методологическое значение. Чтобы понять сущность предмета, нужно разведать его происхождение. Правильное изучение истории становления явления помогает пониманию сути явления.
Система — это целостная совокупность элементов, в которой все элементы настолько тесно связаны друг с другом, что выступают по отношению к окружающим условиям и другим системам как единое целое. Системы могут быть простыми и сложными. Сложная система — это такая, элементы которой сами рассматриваются как системы.
Любая система есть нечто целое, представляющее собой единство частей. Целым считается объект, в составе которого имеется полный набор частей. Вместе с тем части влияют на целое, так же как целое действует на части.
В процессе познания принцип системности предполагает, что изучаемый объект изучался как нечто целое. Исследуя целое, мы путем анализа выделяем в нем соответствующие части, выясняем характер связи между ними. Многие сложные системы можно понять как целое лишь в результате исследования их частей. Недостаточно изучить части без их связи с целым: знание только части еще не является знанием целого. Любой единичный предмет может быть правильно понят только тогда, когда он анализируется не в отрыве от целого, а в связи с ним.
Причинность есть связь, объясняющая возникновение чего-то нового, превращающая возможность в действительность, являющаяся необходимым источником развития. Цепь причинно-следственных связей объективно необходима и универсальна. Эта цепь бесконечна, не имеет ни начала, ни конца, не прерывается ни в пространстве, ни во времени.
В научном познании принцип причинности имеет большое значение. Предпосылкой всякого научного познания является предположение, что во всех объектах материального и духовного мира имеет место закономерная связь, которую называют законом причинности. Познание причинных связей имеет огромное значение для жизни человека, общества, развития науки: вся наша уверенность покоится на признании причинности и закономерности.
Историзм — это принцип, раскрывающий возникновение и развитие чего-то. Принцип историзма признан в теории для познания истины. Историзм подразумевает два аспекта окружающего мира: во-первых, вечность, неуничтожимость истории, мира; во-вторых, его существование и развитие во времени, которое длится всегда.
Основы философии — Ракитов
В этом посте мы увидим книгу Анатолия Ракитова The Principles of Philosophy .
О книге:
Структура этой книги позволяет студенту читать и усваивать материал в разном порядке в соответствии с целями и задачами, которые он или она преследует. Введение «Что такое философия?» дает основную информацию о философии, ее предмете и методах, основных моментах, отличающих ее от других дисциплин, и ее месте в системе марксизма-ленинизма.Эта глава также содержит информацию о происхождении и различных этапах развития философии и выделяет основные вопросы, которые будут обсуждаться впоследствии. Эти проблемы будут рассмотрены более подробно в следующих главах, причем материал будет расположен в порядке возрастания сложности. Каждая из последующих глав зависит от предыдущих. Для лучшего восприятия читателем доказательств и аргументов, демонстрирующих превосходство материализма над идеализмом, диалектики над метафизикой и марксистско-ленинской философии над другими философскими школами и течениями, в текст включены диалоги и беседы между воображаемыми людьми, выражающими разные точки зрения.Эти диалоги следует читать и изучать так же внимательно, как и основной текст.
Книга была переведена с русского Х. Кэмпбеллом Крейтоном и впервые была опубликована на английском языке издательством Progress Publishers в 1989 году. Эта книга является частью серии Student’s Library , в которой было опубликовано много книг, особенно относящихся к философии и социологии. рамки диалектического материализма.
Оригинальный скан, сделанный пользователем IA Томасом Мреттом. Очистили, распечатали, добавили скан в закладки.
Ссылка на Интернет-архив.
Содержание
Как пользоваться этой книгой 7
Введение 9
Что такое философия 9
Кому нужна философия? И почему? 9
001 Человек в современном мире 9
002 «Интеллектуальная квинтэссенция своего времени» 10
003 Философия и мировоззрение 12
004 Философия и общая методология деятельности и познания 13
005 Философия и идеология 16
006 Основная задача марксистско-ленинской философии 20
Основной вопрос.Предмет и метод философии 22
007 Основной вопрос философии 22
008 «Первый аспект основного вопроса философии». Идеализм и материализм 24.
009 Диалог материалиста и идеалиста 26
010 Второй аспект основного вопроса философии 30
011 Диалог о познаваемости мира 31
012 Метод философии; Предварительная концепция диалектики и метафизики 34.
013 Предмет марксистско-ленинской философии 36
014 Принцип партийности в философии 37
Происхождение и развитие философии 39
015 Философия древности 39
016 Философия Востока 41
017 Философия Средневековья 42
018 Философия и культура Возрождения 43
019 Философия буржуазного общества 44
020 Философия, социальная и социальная сфера. Научные предпосылки марксистской философии 46
021 Возникновение диалектического материализма: радикальный поворот в развитии философии 49
022 Новый этап в развитии марксистской философии 51
Глава I
Материя и сознание
Материя и картина мира 56
101 Понятие и категория 56
102 Что такое значение? 57
103 Как развивались взгляды на материю 59
104 Современная научная картина мира 62
105 Материальное единство мира 65
106 Система, структура, элемент 65
107 Необходимость и случайность 68
108 Законы объективного мира 70 .
Движение, время и пространство 74
109 Материя и движение 74
110 Диалог о движении и покое 76
111 Форма и содержание 77
112 Формы движения материи 79
113 Время и пространство 81
114 Непримиримость идеалистических и материалистических концепций времени и пространства 82
115 Современные научные представления о времени и пространстве 84
116 Причина и следствие 85
Отражение как общее свойство материи 88
117 Основной вопрос философии в «компьютерную эпоху» 88
118 Что такое отражение? 89
119 Отражение в неорганическом мире 90
120 Осложнение отражения при переходе к живой природе 92
121 Эволюция жизни и происхождение нервной системы 93
122 Активное и пассивное отражение реальности 95
123 Психическое и психическое Физическое, идеальное и материальное 97
Человеческое сознание 101
124 Мозг как материальный орган умственной деятельности 10l
125 Работа как основа сознания 102
126 Язык и мысль 104
127 Об относительном характере противоположности материи и сознания 106
128 Могут ли компьютеры думать? 108
129 Некоторые выводы.Синтезирующая функция философии 111
Раздел II
Социальное бытие и социальное сознание 114
Материалистическая концепция общества и его история 114
201 Разговор об идеалистических и материалистических концепциях общества 114
202 Человек и деятельность. Предпосылки для материалистической концепции истории 116
203 Развитие общества и естественный исторический процесс 118
204 Способ производства как основа развития и функционирования общества 120
205 Основа и надстройка 125
206 Классы и классовая борьба 127
207 Государство в системе надстройки 130
208 Политические партии в системе надстройки 134
209 Общественные организации в системе надстройки 137
210 Социальное бытие и социальное сознание 139
211 Основной принцип исторического материализма 142
Теория социально-экономического образования 144
212 Индивидуальное, частное и универсальное 144
213 Что такое социально-экономическая формация? 146
214 Социальная революция 148
215 Структура социальной революции 149
216 Формирование человеческого общества 151
217 Первобытно-общинная формация 152
218 Рабовладельческая формация 154
219 Феодальная формация 156
220 Капиталистическая формация 158
221 Коммунистическая формация 161
222 Категория «социально-экономическая формация» и историческая реальность 164
Функции и формы общественного сознания 166
223 Социальное сознание и развитие общества 166
224 Идеология в системе социального сознания 168
225 Социальная психология и повседневное сознание 170
226 Политическое сознание и политика 172
227 Правовое сознание и право 174
228 Нравственность как форма социального Сознание 176
229 Экономическое сознание 179
230 Религия как форма социального сознания 181
231 Художественное сознание и искусство 183
232 Индивидуальное и социальное сознание 187
233 Об относительной независимости социального сознания 189
234 Рост роли субъективного Фактор при социализме 192
Глава III
Природа и общество 196
О взаимоотношениях природы и общества 196
301 Природа и общество 196
302 Диалог о природе и обществе 198
303 Домарксистские взгляды на природу и общество 201
304 Диалектический материализм о взаимоотношениях природы и общества 203.
Окружающая среда. Биологическое и социальное в социальном развитии 205
305 Структура окружающей среды 205
306 Человечество и природная среда 206
307 Биологическое и социальное в человеке 209
308 Расы и нации 211
309 Роль населения в развитии общества 216
310 Искусственная среда обитания 220
Природа и общество в эпоху научно-технического прогресса 222
311 Что такое научно-технический прогресс или научно-техническая революция? 222
312 Научно-технический прогресс и его последствия в условиях капитализма и социализма 226
313 Экологическое сознание и идеологическая борьба 230
Глава IV
Основные законы диалектики 234
Источники развития 234
401 Идея развития 234
402 Что является источником развития? 237
403 Категории «оппозиция» и «противоречие» 239
404 Единство и взаимное преобразование противоположностей 241
405 Борьба противоположностей и разрешение противоречий: источник развития 244
406 Формы противоречий 247
407 Резолюция Противоречий в социалистическом обществе 252
408 Закон единства и борьбы противоположностей: сущность и суть диалектики 255
Формы развития 257
409 О форме развития 257
410 Диалог о непрерывном и прерывистом, постепенном и внезапном в процессе развития 257
411 Количество, качество, мера и скачок 260
412 Эволюция и революция 263
413 Диалектическая связь между количественными и качественными изменениями 266
414 Закон перехода количественных изменений в качественные и наоборот 270
415 Количественные и качественные изменения в структуре социалистической революции 271
416 Диалектика количества и качества на современном этапе Развитие социализма 274
Направление развития 417
Диалог о направлении развития 277
418 Спиральный характер развития 278
419 Диалектическое отрицание и непрерывность 279
420 Возможность и актуальность 283
421 Диалектика возможного и реального в революционной ситуации 285
422 Что есть Социальный прогресс? 286
423 Диалектический закон отрицания отрицания 289
Раздел V
Теория познания 291
Диалектика познания 291
501 Что значит знать? 291.502 Познание как отражение 293. 503 Рассказ об источниках знания · 294. 504 Роль ощущения в познании 298. 505 Роль абстракции в познании. Метод восхождения от абстрактного к конкретному 300. 506 Эпистемологические корни идеализма 304. 507 Что такое истина? 305. 508 Роль практики в познании 309. 509 Внешний вид и сущность. Диалектика познания 311.
Формы и методы научного познания.
510 Теория и гипотеза 314
511 Эксперимент и наблюдение в научном познании 318
512 Некоторые общенаучные методы познания 320
513 Модели и моделирование в научном познании 326
514 Применение математики и современной науки 327
515 Наука и общество 329.
Раздел VI
Человек и общество
601 Беседа о сущности человека и смысле жизни 333
602 Свобода и необходимость 338
603 Роль личности и масс в развитии и жизни общества 342
604 Человек и массы в социалистическом обществе 346
605 Социалистическая демократия и коммунистическое образование 348
606 Ускорение социально-экономического прогресса. Реорганизация (Перестройка) и человеческий фактор 351
607 Дорога к новой цивилизации 353
608 Борьба за мир и судьба человечества 356
609 Предсказание будущего 359
Последний разговор с читателем 363
Нравится:
Нравится Загрузка…
Связанные
.
Принцип (философия) — определение Принципа (философии) The Free Dictionary
принцип
(прĭнісь-пəл) н.
1. Основная истина, закон или предположение: принципы демократии.
2.
а. Правило или стандарт, особенно хорошего поведения: принципиальный человек.
б. Совокупность моральных или этических стандартов или суждений: решение, основанное на принципе, а не на целесообразности.
3. Фиксированная или заранее определенная политика или режим действия.
4. Базовое или существенное качество или элемент, определяющий внутреннюю природу или характерное поведение: принцип самосохранения.
5. Правило или закон, касающиеся функционирования природных явлений или механических процессов: принцип реактивного движения.
6. Химия Один из элементов, из которых состоит вещество, особенно тот, который дает какое-то особое качество или эффект.
7. Основной источник. См. Примечание по использованию в принципе. Идиомы: в принципе
Что касается основ: идея, которая в принципе приемлема.
по принципу
По принципу или по принципу.
[Среднеанглийский, изменение старофранцузского principe, от латинского prīncipium, от prīnceps, prīncip-, лидер, император ; см. per в индоевропейских корнях.]
принцип
(ˈprɪnsɪpəl) n
1. стандарт или правило личного поведения: принципиальный человек.
2. ( часто множественное число ) набор таких моральных правил: он ни перед чем не уступит; у него нет принципов.
3. соблюдение такого морального кодекса; мораль: дело не в деньгах, а в принципе; разрывается между принципом и целесообразностью.
4. фундаментальная или общая истина или закон: основные принципы.
5. суть-то: мужское начало.
6. источник или основная причина; происхождение: принцип жизни.
7. (Общая физика) правило или закон, касающиеся природного явления или поведения системы: принцип сохранения массы.
8. лежащая в основе или руководящая теория или убеждение: наследственный принцип; социалистические принципы.
9. (Химия) chem компонент вещества, который придает веществу его характеристики и поведение: горький принцип.
10. в принципе в теории или по существу
11. в принципе из-за или в демонстрации принципа
[C14: от латинского Principium начало, основной принцип]
Использование : Принцип и Принципал часто путают: Принципал (не Принцип ) причина его ухода; план был одобрен в принципе (а не в основном )
Принцип
(ˈprɪnsɪpəl) n (Теология) Христианская наука Другое слово для Бога
prin • ci • ple
(ˈprɪn sə pəl)
п.
1. принятое или провозглашаемое правило действий или поведения.
2. фундаментальный закон, аксиома или доктрина: принципы физики.
3. принципы, личные или определенные основы поведения или управления: придерживаться своих принципов.
4. руководящее чувство требований и обязательств правильного поведения: принципиальный человек.
5. правило или закон, воплощенный в природных явлениях, работе машины и т.п.: принцип капиллярного притяжения.
6. способ образования, действия или процедуры, представленные в данном случае: семья, организованная по патриархальным принципам.
7. определяющая характеристика чего-либо; основное качество.
8. порождающее или приводящее в действие агентство или сила: рост — это принцип жизни.
9. Chem. компонент вещества, особенно один, придающий ему какое-то отличительное качество или эффект.
Идиомы:
1. в принципе, по существу; в корне.
2. принципиально,
а. в соответствии с правилами правового и нравственного поведения.
б. в соответствии с привычкой или добровольными постановлениями.
[1350–1400; Среднеанглийский, alter. среднефранцузского principe или Latin prīncipium ]
использование: См. принцип .
.