Основные методы организации исследований развития человека: Основные методы организации исследований развития человека

Содержание

Основные методы организации исследований развития человека

Тип
метода

Характеристика

Метод
продольных срезов
(лонгитюд­ный план)

Группы
испытуемых исследуются неоднократно
на протяжении установленного
отрезка времени; повторные измерения
проводятся в разных возрастах.
Преимущества:
обнаруживает
связи между поведением на раз­ных
этапах жизни. Недостатки:
возможность
неправильной интерпре­тации
наблюдаемых в определенном возрасте
изменений вследствие направ­ленного
уменьшения выборки испытуемых, их
знакомства с методиками исследования
и эффектов когорты

Метод поперечных
срезов

Группы
испытуемых разного возраста исследуются
одновременно. Преимущества:
требует
меньше времени и затрат, чем лонгитюдное
исследование. Недостатки:
группы
могут отличаться не только по возрасту;
не позволяет
изучать тенденции роста; эффекты
когорты могут сказываться на наблю­даемых
возрастных различиях

Комбинированный
(когортно-последо-,нательный) план

Две
или более группы индивидуумов,
родившихся в разное время, не­однократно
исследуются на протяжении установленного
периода времени.
Преимущества:
допускает
продольные и поперечные сравнения
характеристик
детей; позволяет измерять эффекты
когорты. Недостатки:
на
проведении данного исследования могут
сказаться недостатки, присущие
методам продольных и/или поперечных
срезов, хотя сам по себе этот
план способствует их преодолению; его
реализация требует больше средств
и времени

Лонгитюдный
метод

(метод продольных срезов) предполагает
организацию исследования, при которой
одни и те же испытуемые наблюдаются на
протяжении установленного периода.

Метод
поперечных срезов

– метод изучения развития, при котором
выборка лиц одного возраста наблюдается
и сравнивается с одной или несколькими
выборками других возрастных групп.

Комбинированный
метод

(когортно-последовательный план)
предполагает объединение метода
поперечных срезов и лонгитюдного метода
в один комбинированный план, при котором
люди, принадлежащие к нескольким
возрастным когортам, наблюдаются
периодически на протяжении длительного
периода.

Существуют различные
методы
сбора данных

в возрастной психологии.

Наблюдение
предполагает
целенаправленное и планомерное
фиксирование психологических фактов
в естественных условиях повседневной
жизни человека.

Тесты
достижений и способностей

широко распространены как форма измерения
физических и когнитивных аспектов
развития.

Методики
самоотчета

(разнообразные формы отчетов и вопросников)
используются для выявления мнений и
типичных форм поведения опрашиваемого.

Проективные
методики

используются для изучения эмоциональной,
потребностно-мотивационной сферы.

Социометрические
методы

направлены на определение статуса
личности в группе, показателей
эмоциональной экспансии.

Метод
эксперимента

состоит в организации целенаправленного
наблюдения, когда по плану исследователя
изменяется частично ситуация, в которой
находятся участники эксперимента –
испытуемые. В зависимости от условий
проведения выделяют естественный,
лабораторный эксперимент.

Методы исследования развития — Студопедия

Поскольку развитие является непрерывным динамическим процессом, изучение развития — по контрасту с другими типами исследования — часто концентрируется на изменениях, происходящих со временем. Как же исследователи получают данные о происходящих со временем изменениях? Существует три общих подхода, что иллюстрируется рис. 1.2.

Лонгитюдный метод.Данный метод предполагает изучение одних и тех же индивидуумов в разные моменты их жизни. Исследователи могут строить кривые роста или научения в таких областях, как речевое развитие, когнитивное развитие или формирование физических навыков. За детьми могут наблюдать вплоть до достижения ими взрослости, чтобы определить, какие свойства личности сохраняются, а какие исчезают.

Исследователи могут очень подробно рассмотреть некоторые процессы развития, изучая индивидов каждую неделю или даже каждый день. Например, при изучении речевого развития на 2-м году жизни наблюдение за небольшой группой детей проводится раз в неделю с целью получения детальной картины процесса. Кроме того, лонгитюд применяется для изучения изменений, происходящих за многие годы. Самый выдающийся пример его использования — классическое исследование «одаренных» детей, предпринятое Льюисом Терманом (1877-1956) в начале 20-х годов XX века, которое продолжается до сих пор. Результаты работы Термана для различных возрастных групп обсуждаются несколько раз в дальнейших главах этой книги.

Тем не менее у лонгитюдных исследований есть и отрицательные стороны. Например, при изучении интеллекта участники могут знать предлагаемые им тесты либо натренироваться в их решении и продемонстрировать прогресс, совершенно не связанный с их непосредственным развитием. Кроме того, в практическом отношении существует очевидное ограничение относительно того, сколько таких исследований ученый может провести в процессе своей жизни. Лонгитюд-ные исследования требуют значительных временных затрат как со стороны ученых, так и со стороны испытуемых.



Глава 1. Перспективы и методы исследования 41

Рис. 1.2. Сравнение основных методов исследования развития. Основные методы исследования: лонгитюдный, поперечных срезов и комбинированный (ко-гортно-последовательный). Диагональные ряды (см. нижний ряд, выделенный темно-серым цветом) символизируют лонгитюдные исследования, а вертикальные колонки (см. вертикальную колонку, выделенную средне-серым цветом) -исследования при помощи метода поперечных срезов. Весь рисунок представляет собой когортно-последовательный метод, на котором показаны четыре возрастные когорты, изучаемые в четырех различных точках жизненного пути


Другой проблемой, связанной с методом лонгитюда, является потенциальная возможность искажения. Первоначально исследователи выделяют выборку, являющуюся репрезентативной для интересующей их популяции. По мере продолжения исследования участники могут заболевать, уходить на каникулы, менять место жительства или иным способом прекращать участие в проекте, и, следовательно, оставшиеся участники больше не являются репрезентативными начальной Целевой популяции. Например, изучение личностных изменений может привести к искажению данных из-за того, что испытуемые, участвующие в лонгитюдном исследовании до его окончания, обычно обнаруживают устойчивые тенденции к сотрудничеству и эмоциональной стабильности, что приводит исследователей к мысли, что людям свойственно с возрастом становиться более склонными к сотрудничеству и стабильными. Подобным образом, участники лонгитюдных исследований могут быть здоровее, богаче и умнее, чем их сверстники.

42 Часть I. Начало

Ученые тоже могут переехать, потерять интерес к проблеме, наконец, умереть, если исследование длится достаточно долго. Например, Терман умер в 50-е годы XX века, хотя его исследование продолжается и сегодня. Некоторые исследования личности, начатые в 1920-х и 1930-х годах, также продолжались после смерти их авторов. Среди них: исследование личности университета Беркли, начатое в 1928 году с 8- и 10-летними детьми и продолжившееся до 1990-х годов, и изучение личности взрослых, предпринятое Гарвардской медицинской школой (Brooks-Gunn, Berlin, Leventhal & Fuligni, 2000). В любом долговременном лонгитюдном проекте исходные цели и методы работы могут отстать от современных потребностей и достижений науки. Часто бывает довольно трудно включить в работу новые появившиеся подходы, продолжая при этом получать данные, сравнимые с полученными ранее результатами.

Тем не менее благодаря лонгитюдным исследованиям можно получить детальную информацию об изменениях индивидуального развития, которую невозможно получить другими способами, и поэтому они остаются популярным научным методом. Как отмечали Джин Брукс-Ганн и ее коллеги (Brooks-Gunn, Berlin, Leventhal & Fuligni, 2000), после многолетнего перерыва сейчас только в США разворачиваются несколько новых крупномасштабных лонгитюдных проектов. Они охватывают такие сферы, как оценка преимуществ раннего развития, условия жизни детей в «неблагополучных» семьях, влияние динамики семейного дохода на развитие ребенка, воздействие реформ системы социального обеспечения и многие другие.

Метод поперечных срезов.При использовании метода поперечных срезоводновременно сравниваются группы испытуемых разного возраста. Несмотря на то что при помощи такого подхода невозможно оценить индивидуальное развитие, по сравнению с лонгитюдным исследованием оно является более коротким, обходится дешевле и в большей степени поддается управлению. Примером применения метода поперечных срезов может служить исследование понимания диалогов с элементами сарказма третьеклассниками, шестиклассниками и взрослыми (Capelli, Nakagawa & Madden, 1990). На основании анализа того, чему испытуемые уделяли внимание, исследователи сделали выводы, что маленькие дети имеют тенденцию не замечать признаков сарказма у собеседника, например, когда ситуация противоречит тому, что он говорит, или когда собеседник просто использует измененный тон голоса. Другими словами, понимание сарказма непосредственно зависит от уровня мышления человека и владения им языком.

Метод поперечных срезов предъявляет жесткие требования к формированию выборки испытуемых, чтобы гарантировать, что полученные результаты обусловлены именно различиями в уровне развития, а не различиями другой природы. Например, исследования интеллекта взрослых и его изменений, связанных со старением, с самого начала натолкнулись на проблемы сопоставимости выборок. Можно ли считать, например, что выборка 70-летних людей по состоянию здоровья, уровню образования, культурной и этнической принадлежности, социально-экономическому статусу практически не отличается от выборки 30-летних? Такие факторы, как здравоохранение и образование за последние несколько десятилетий претерпели значительные изменения. В этой связи взятые в различные периоды времени взрослые люди разных возрастов вряд ли составят сопоставимую выборку. Образование значительно увеличивает количество баллов, полу-

Глава 1. Перспективы и методы исследования 43

чаемых индивидом по шкале коэффициента интеллекта (IQ), а образование 70-летнего человека, который начал получать его в середине 1930-х годов, и образование 30-летнего человека, приступившего к нему в конце 1970-х, во многом сильно отличаются. Такие различия называются эффектами когорты.Мы могли бы сказать, что когорта 30-летних во многом сильно отличается от когорты 70-летних. Таким образом, эффекты когорты приводят к затруднению интерпретацииполученных результатов (неопределенности). Исследователь не может с уверенностью сказать, чем — уровнем развития или историческими факторами — обусловлены полученные им различия или тенденции. Таким образом, исследования изменений уровня интеллекта в ходе жизненного пути взрослого человека, проводимые ранее, показали сильно преувеличенный уклон в сторону поздней взрослости (см. главу 17).

Тем не менее исследование при помощи метода поперечных срезов, проведенное среди групп людей, отделенных друг от друга меньшей разницей в возрасте, лишь в незначительной степени подвержено эффектам когорты, если вообще можно говорить о наличии таких эффектов в данном случае. Образование и исторические факторы обычно изменяются все же относительно медленно, поэтому данные, полученные, например, при сравнении 4-летних, 6-летних и 8-летних детей, вряд ли будут искажены вмешательством исторических факторов. В последующих главах читатели встретятся с многочисленными примерами исследований этого типа.

Когортно-последовательный (комбинированный) метод.В силу наличия ограничений в каждом из описанных выше подходов сегодня исследователи все больше склоняются к использованию комбинации этих двух методов, которая называется когортно-последовательным методом.Так, исследователь может начать изучение группы 4-летних детей, группы 8-летних детей и группы 12-летних подростков и изучать каждую когорту раз в два года в течение 8 лет. После этого могут быть сделаны сравнения как с позиций лонгитюдного метода, так и с позиций метода поперечных срезов. Примеры использования этого подхода также можно обнаружить в последующих главах книги.

Методы исследования развития психики человека — КиберПедия

Основные исследовательские методы психологии развития — это методы сбора фактов, выяснения тенденций, динамики психического развития, которое разворачивается во времени. На начальном этапе развития психологии (во второй половине XIX — начале XX в.) это был прежде всего метод наблюдения.

Метод наблюдения предполагает планомерное и целенаправленное фиксирование психологических фактов в естественных условиях повседневной жизни. Наблюдение как научный метод исследования не должно быть сведено к простой регистрации фактов, его основная цель — научное объяснение причин того или иного явления. Необходимые условия научного наблюдения: постановка цели; разработка плана; выбор объекта и ситуации наблюдения; поддержание естественных условий жизни; невмешательство в деятельность испытуемого; объективность и систематичность наблюдений; разработанность способов фиксации результатов.

Эксперимент предполагает активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт. Исследователь намеренно создает и изменяет условия, в которых протекает деятельность человека, ставит задачи и по результатам судит о психологических особенностях испытуемого. Выделяют лабораторный и естественный эксперимент. Лабораторный эксперимент проводится в преднамеренно созданных условиях, с использованием специальной аппаратуры; действия испытуемого определяются инструкцией. В лабораторном эксперименте осуществляется особенно строгий контроль зависимых и независимых переменных. Недостатком лабораторного эксперимента является крайняя затруднительность переноса результатов на условия реальной жизни. Экспериментальное исследование может быть констатирующим и формирующим. Констатирующий эксперимент направлен на выявление наличного уровня психологического явления или качества. Метод обучающего эксперимента строится на сравнении результатов испытуемых, первоначально сходных во всех отношениях, но различающихся по объему опыта, полученному группами в процессе обучения, что позволяет выдвинуть более содержательную гипотезу о факторах, влияющих на развитие.

Сравнительные методы исследования очень значимы для психологии развития, среди них — близнецовый, сравнение нормы и патологии, кросс-культурный, биографический. Близнецовый метод, исследует роль наследственности, среды и воспитания в психическом развитии личности. Сравнение психического развития детей физически здоровых и детей, имеющих определенные отклонения в состоянии анализаторов (слепых, глухих), детей с детским церебральным параличом остро ставит проблему нормы психического развития в разных детских возрастах. Изучение особенностей психического развития в осложненных, патологических морфофизиологических условиях дает не только новое знание о самих больных детях (что немаловажно для организации квалифицированной помощи им, адекватного процесса образования и воспитания), но и позволяет пересматривать саму постановку проблем в общей и возрастной психологии.


Методы организации (построения) эмпирического исследования. Наиболее специфичен по отношению к задачам психологии развития метод срезов. Метод срезов в целом представляет собой констатацию (измерение) состояния объекта на разных этапах его развития. Срезовое исследование может быть организовано двумя способами: по принципу так называемых поперечных или продольных срезов. При поперечных срезах сравнение людей разного возраста можно провести одновременно.

Метод продольных срезов (лонгитюдинальное исследование, лонгитюд, длинник) нацелен на прослеживание изменения психологических качеств у одних и тех же людей на протяжении длительного времени.

Вариантом лонгитюда является биографический метод. Это может быть анализ биографий великих людей и реконструирование биографий обычных людей разного пола и возраста, расовой, этнической и профессиональной принадлежности на основе их интервьюирования. Этот метод предполагает изучение биографий с целью отыскания каких-то устойчивых, закономерных характеристик развития.

1. Предмет, задачи и методы возрастной психологии

Лекция
1

Основные понятия
и категории возрастной психологии

Основные
понятия:
возрастная
психология, развитие психики в онтогенезе,
возраст, теоретические и прикладные
задачи возрастной психологии,
систематическое исследование процессов
развития, научный метод, лонгитюдный
метод, метод поперечных срезов,
комбинированный план, методы сбора
данных в возрастной психологии.

Возрастная
психология

(англ.
developmental
psychology)
– раздел психологии, в ко­тором
изучаются вопросы развития психики в
он­тогенезе, закономерности перехода
от одного пе­риода психического
развития к другому.

Развитие психики
в онтогенезе

(англ.
development of mind)

– последовательные, прогрессирующие
(хотя и включающие в себя отдельные
моменты регресса) и в целом необратимые
количественные и качественные изменения
психики живых существ. Эти изменения
обусловливают переход живых су­ществ
от низших (более простых) к высшим (более
сложным) формам взаимодействия с
окружающей средой. Определяясь
биологическим, общественно-историческим
и онтогенетическим развитием жиз­ни,
изменения психики включаются в этот
процесс взаимодействия в качестве
одного из важных его факторов.

Онтогенез
человеческой психики носит стади­альный
характер. Последовательность его стадий,
периодов необратима и предсказуема.
Вместе с тем в каждом возрастном периоде
можно наблюдать значительные индивидуальные
различия в развитии психики.

Возраст
характеризуется теми специфическими
задачами освоения форм культуры, которые
решаются человеком, а также качественно
новыми типами деятельности и
соответствующими им психологическими
новооб­разованиями, которые возникают
на данной ступени развития и определяют
сознание человека, его отношение к себе
и окружающему миру в целом.

Каждый
возрастной период изучается с учетом
общих тенденций развития, особенностей
предыду­щего и последующего возрастов.
Хронологические рамки и специфика
каждого возраста не статичны – они
определяются действием общественно-истори­ческих
факторов. Человек в любом возрасте имеет
резервы развития, которые могут быть
мобилизованы в процессе специально
организованной его деятель­ности.

Задача
(от
греч. problema)

– вопрос, ответ на который представляет
теоретический или практический интерес.

Важнейшими
теоретическими задачами возрастной
психологии являются: исследование,
описание, объяснение закономерностей
и механизмов развития человека
на протяжении жизненного пути. Практические
задачи возрастной психологии связаны
с обеспечением психологического
сопровождения развития человека в
онтогенезе.

Систематическое
исследование процессов развития

– единственный источник действенного,
основанного на достоверных фактах,
точного учения о развитии человека.
Данное исследование основывается на
принципе объективности, организуется
в соответствии с алгоритмическим
подходом в виде последовательности
логических шагов, которые позволяют
исследователю продвинуться от исходных
вопросов к конечным выводам. \выделяется
семь этапов исследования: 1) формулирование
содержательных вопросов; 2)применение
научного метода; 3) выбор условий
исследования; 4) выбор экспериментального
плана для изучения изменений; 5)
использование подходящего метода сбора
данных; 6) интерпретация полученных
данных; 7) формулирование выводов и
определение области их применения.

Научный
метод

– это общепринятые приемы, которые
ученые используют для решения поставленных
исследовательских целей. Выделяется
четыре обязательных этапа научного
исследования: постановка проблемы,
формулирование гипотез в отношении
предполагаемых причин изучаемого
явления, проверка гипотезы, формулирование
выводов.

Выделяется
три основных метода организации
исследований развития человека.

Таблица
1.

ГЛАВА 2. Организационные методы в психологии — Студопедия

Лонгитюдный метод: история, виды, процедура проведения. Метод поперечных срезов. Особенности и применение.

Организационные методы включают сравнительный метод, лонгитюдный метод, метод поперечных срезов. Их применение позволяет устанавливать связи и зависимости между явлениями разного типа (например, между физиологическим, психологическим и социальным развитием личности), особенности и закономерности психического развития людей на различных этапах.

Лонгитюдным (от англ. longitude — долгота) называется исследование, в котором изучается одна и та же группа объектов (в психологии — людей) в течение времени, за которое эти объекты успевают существенным образом поменять какие-либо свои значимые признаки.

Лонгитюдные исследования представляют собой эксперимент без контрольной группы с одной экспериментальной группой, в которой выполняются многочисленные наблюдения в течение достаточно продолжительного времени.

Лонгитюдные исследования применяются, если:

· требуется проследить историю развития некоторого рода объектов;

· требуется рассмотреть, как влияет наступление какого-либо события на поведение экспериментальной группы (для этого сравниваются наблюдения, сделанные до наступления исследуемого события и после).

Первоначально лонгитюдное исследование (известное как «метод продольных срезов») складывалось в детской и возрастной психологии в качестве альтернативы методу «поперечных срезов». Лонгитюдный метод оформился в психологии в 20-е гг. ХХ в. и применялся в основном для изучения генезиса психики и научного обоснования психологического прогноза в детской и возрастной психологии. В последующие годы стали использоваться длинные (проводимые в течение 20 — 30 лет) лонгитюды, в которых на больших группах испытуемых прослеживались изменения определенных показателей (адаптации к условиям работы, интеллектуального развития, становления одаренности и пр.). Самостоятельная ценность лонгитюдного метода заключается в возможности предсказания дальнейшего хода психического развития и установления генетических связей между его фазами. Организация лонгитюдного исследования предполагает одновременное использование других методов: наблюдения, тестирования, психографии и т.д.



Основными преимуществами лонгитюдного метода являются:

1 Возможность проводить обработку данных поперечно по отдельным возрастным периодам.


2 Возможность определять индивидуальную структуру и динамику развития каждого человека.

3 Возможность анализировать взаимоотношения и взаимосвязи между отдельными компонентами развивающейся личности, решать вопрос о критических периодах в развитии.

Сложности использования лонгитюдного метода обусловлены рядом проблем:

· отбор испытуемых. Здесь возникает проблема обеспечения репрезентативности выборки. Трудности связаны также с определением размера выборки. В известных зарубежных лонгитюдах выборка распределялась в интервале 200 — 2000 испытуемых;

· определение оптимальных интервалов между измерениями. Как правило, обследования проводятся через год, хотя возможны и более длительные периоды;

· выбор длительности. Лонгитюд может длиться от пяти до пятидесяти лет. Классическим считается Калифорнийский лонгитюд, проводимый с 1928 г. по сей день.

Недостатки лонгитюдного метода связаны именно со значительной длительностью исследования. Личностные и профессиональные изменения могут стать следствием случайных или драматических событий. С годами сокращается число испытуемых, меняется состав исследователей, расширяется спектр исследуемых параметров, да и сами методики претерпевают изменения.

Главными опасностями для лонгитюдных исследований является их внутренняя валидность по следующим основным причинам:

· «Смертность» испытуемых, т.е. люди, участвующие в исследовании на начальных этапах, становятся недоступными к концу исследования (уезжают, умирают, отказываются от дальнейшего участия и т.д.). В этом случае пропадает база для сравнения наблюдений, сделанных до и после интересующего нас события. «Смертность» является одним из основных источников невалидности для лонгитюдных исследований.

· Эффект исследуемого события может оказаться замедленным. Могут пройти годы, прежде чем результаты исследуемого события будут заметны.

· Существует возможность, что некоторое оставшееся вне поля внимания событие может погасить эффект исследуемого события.

Кроме того недостатком этого метода являются значительные временные затраты на организацию и проведение исследования. Преодоление недостатков лонгитюдного метода возможно с помощью применения других методов, в частности психобиографических.

Полученные в процессе лонгитюда результаты зависят от возраста, стажа работы, профессиональной принадлежности испытуемого и социально-экономических условий, в которых проводилось исследование. Наличие стольких факторов усложняет получение достоверных результатов. И тем не менее считается, что лонгитюдные исследования обеспечивают высокую предсказательную валидность, надежность результатов, основанную на однородности изучаемой выборки. Лонгитюд позволяет проводить индивидуальный анализ полученных данных и устанавливать на его основе показатели изменений различных психических процессов и состояний во времени. Подробный индивидуальный анализ дает возможность преодолеть недостатки сравнительно-возрастного метода, оперирующего усредненными данными.

Есть много лонгитюдов, прослеживающих отдельно развитие интеллекта, сенсорных, психомоторных или профессиональных качеств. Значительно меньше исследований, посвященных развитию личности в целом. Самое крупное из них — исследование, осуществленное сотрудниками Института развития человека Калифорнийского университета в Беркли (в дальнейшем мы будем его называть — Калифорнийский лонгитюд). Оно включало в себя три выборки. Первая выборка была сделана в 1928 г. в Беркли и состояла из 248 младенцев в возрасте 21 месяца; их регулярно обследовали до 18 лет и затем однократно в 30 и в 40 лет. Вторая выборка состояла из новорожденных, которых регулярно обследовали до 18 лет, а затем в 21, 26 и 36 лет. Третья выборка, изучение которой началось в 1932 г. в Окленде, включала 212 пятиклассников (средний возраст 11 лет), информация о первых десяти годах их жизни отсутствует, зато подробно изучался переход от подросткового возраста к юности и от юности к зрелости вплоть до 45 лет. Во всех трех исследованиях использовали широкий круг методов, включая антропометрию, рентгеноскопию (для определения скелетной зрелости), всевозможные психологические тесты, оценки и наблюдения.

Данные подвергались тщательной экспертизе и математической обработке, причем степень устойчивости или изменчивости отдельных личностных свойств и самих типов развития вычислялась отдельно для подросткового возраста, для юности (14—17 лет) и для перехода от юности к взрослости (от 17 до 37 лет). Результаты Калифорнийского лонгитюда, опубликованные во множестве книг и статей, чрезвычайно ценны и уникальны. Его архивы и ныне изучаются под новыми углами зрения. Однако он наглядно показывает также недостатки и трудности этой стратегии исследования.

Прежде всего велики трудности материального и организационного порядка. 40-летнее исследование очень дорого стоит; за это время неизбежно сменяется исследовательский персонал и руководство. Если методы исследования не будут достаточно жестко стандартизированы, это сделает результаты несопоставимыми. Но исследовательская техника и критерии надежности меняются по мере развития психологии. Очень велик отсев испытуемых. Из 460 детей, составлявших две первоначальные выборки Калифорнийского лонгитюда, обследовать во взрослом состоянии удалось только 171 человека.

В аналогичном исследовании, начатом в 1949 г. учеными Лондонского университета, первоначальная выборка составляла 220 младенцев; к тому времени, как им исполнилось 15 лет, осталось только 100 человек, кто-то уехал, не оставив адреса, чьи-то родители не захотели продолжать обследование, а где-то отказались продолжать его сами испытуемые. Ведь такое многолетнее исследование более интимно, чем еженедельная исповедь; участвующий в нем человек заведомо идет на то, что психологи будут знать о нем больше, чем он сам о себе. Поэтому как раз в юношеском возрасте учащаются отказы.

С точки зрения этических соображений важнейшее требование к участникам лонгитюда — их готовность к длительному исследованию; это предполагает достаточно высокий уровень образованности, что уже делает выборку социологически нерепрезентативной (т.е. не представляющей реальной структуры населения). Кроме того, распространяя выводы лонгитюда на других людей, необходимо тщательно взвесить, какие из зафиксированных изменений действительно обусловлены возрастными процессами, а какие — спецификой изучавшейся группы.

Одной из излюбленных тем лонгитюдных исследований является изучение динамики развития интеллекта, одаренности и креативности.

Исследования одаренности имеют сравнительно недавнюю историю (с 70 годов ХХ в.), при этом подавляющее большинство исследований по этой проблеме выполнено методом поперечных срезов (crosssectional) на выборках одного (23%) или нескольких (67%) возрастов.

Лонгитюдные исследования одаренности были основаны Л. Терманом и его сотрудниками, исследовавшими выборку детей с высоким IQ (коэффициентом умственного развития) в течение 40 лет. В 1921 г. Термен и Кокс отобрали из учащихся 95 средних школ Калифорнии 1528 мальчиков и девочек в возрасте от 8 до 12 лет с IQ равным 135 баллов, что составило 1% от всей выборки. Уровень интеллекта определялся по тесту Стэнфорд-Бине. Контрольная выборка была сформирована из учащихся тех же школ. Выяснилось, что интеллектуально одаренные дети опережают своих сверстников в уровне развития в среднем на два школьных класса. Испытуемые, отобранные Терменом, отличались ранним развитием (рано начали ходить, говорить, читать, писать и др.). Все интеллектуально развитые дети успешно закончили школу, 2/3 получили университетское образование, а 200 человек стали докторами наук.

Применение лонгитюдного метода в исследованиях одаренности весьма разнообразно. Как правило, используется многократное регулярное изучение (измерение) одних и тех же испытуемых в течение более или менее длительного периода времени. Кроме того, довольно часто в начале лонгитюда оценивают предикторы (предсказатели) одаренности в раннем возрасте, разработанные на основе той или иной концепции, а затем — характеристики достижений тех же испытуемых в более старшем возрасте, а также условия появления этих достижений в определенных видах деятельности.

Одним из известных критериев отбора одаренных испытуемых для лонгитюдного исследования является общественное признание их достижений (например, награда при окончании школы или на престижном конкурсе работ по естественным наукам). Испытуемые, отобранные по этому критерию в школьном возрасте, на протяжении 8-15 лет регулярно (раз в 1-4 года) обследовались с помощью опросников и интервью. Результаты продемонстрировали прежде всего достоверные половые различия в профессиональном самоопределении испытуемых, а именно: существенно большую зависимость выбора профессии, способа получения образования и профессиональной деятельности от планирования семейной жизни у женщин, чем у мужчин. При этом у женщин обнаруживалась заниженная самооценка интеллектуальных способностей и они чаще отказывались от научной деятельности при неблагоприятных условиях.

Критерий достижений часто дополняется или заменяется психометрическими методами: тестами интеллектуальных, творческих и других способностей. Так, американскими психологами предпринято 50-летнее исследование ранних проявлений математических способностей, цель которого — определить условия появления выдающихся творческих достижений в области математики. Исследование включает около 5000 учащихся, отобранных в 13 лет по высоким показателям математической и/или вербальной шкалы теста учебных способностей. За 20 лет по единой схеме обследовано пять возрастных когорт в возрасте 13, 18 и 23 лет, что позволяет изучить влияние социально-исторических условий на развитие одаренности с 1970-х до 1990-х гг. В этом исследовании, как и в указанных выше, прежде всего выявлены половые различия. Одаренные мальчики превосходили девочек по показателям тестов математических суждений, пространственного мышления и механики, при этом уровень вербальных и невербальных (по усложненным матрицам Равена) способностей не различался. Мальчиков чаще всего интересовали вопросы теории математики, интересы девочек были более сбалансированы; они признавали значение социальных и эстетических наук. Лонгитюдные данные показали, что при равном уровне достигнутых к 23 годам успехов (степени бакалавра или доктора, различных наград) мужчины значительно чаще, чем женщины, проявляли себя в математике, физике и особенно технических науках. Женщины чаще выбирали для себя профессии, связанные с изучением органической природы и социальных наук.

Главные достоинства лонгитюдного метода заключаются в возможности определить одаренность как потенциал, идентифицировать испытуемых с таким потенциалом и проследить их развитие, а также зарегистрировать широкое разнообразие потенциально релевантных факторов (индивидуальных и средовых) в тот момент времени, когда они проявляются. Кроме того, лонгитюдный метод предоставляет возможность включить в исследование контрольные группы испытуемых того же возраста, но отличающихся от одаренных по определенным показателям («Современные лонгитюдные исследования одаренности» Е. И. Щебланова, И. С. Аверина).

Метод поперечных срезов и сравнительный метод

Суть поперечных, или срезовых, исследований психического развития состоит в том, что заключения об особенностях развития делают на основании исследований одних и тех же характеристик в сравниваемых группах людей различного возраста, разных уровней развития, с различными свойствами личности. Основным преимуществом этого метода является быстрота исследования – возможность получения в течение короткого времени результатов. Однако исследования в чисто поперечных срезах статичны и не дают возможности сделать заключение о динамике процесса развития, о его непрерывности. В настоящее время принято употреблять выражение «стратегия срезов» – это изучение развития какой-либо психической функции, процесса или способности путем сравнительного исследования групп детей (выборок), отличающихся только по показателю возраста.

На основе статистической обработки материалов определяются изменения, происшедшие в развитии за промежутки времени, которыми отличаются выборки. Эта стратегия была впервые обоснована А. Гезеллом, который считал, что в связи с постепенным замедлением темпа развития промежутки между выборками должны постепенно увеличиваться (в ранних возрастах эти промежутки должны равняться одной неделе, затем месяцу или нескольким месяцам и, наконец, году или даже нескольким годам).

При этой стратегии применяются различные методические приемы – наблюдение, эксперименты, тесты. Ее недостатком является невозможность проникнуть в закономерности динамики и переходов от одного уровня развития к другому, более высокому.

Метод сравнительный широко применяется во всех областях психологии. Чаще реализуется в форме сопоставления особенностей психики на различных этапах эволюции. В этнопсихологии воплощается в выявлении психологических особенностей различных народностей. В возрастной психологии он выступает как метод срезов, которому противопоставляется метод лонгитюдный. Оба они направлены на определение особенностей психического развития в связи с возрастом, но разными путями. Хотя метод сравнительный иногда противопоставляется лонгитюдному, это не вполне корректно: сравнение используется в обоих методах, но в одном случае сравниваются данные о разных объектах, а в другом — об одном объекте на протяжении его развития.

Практические задания:

1 Подготовить доклады по темам:

· Применение лонгитюдного метода в изучении близнецов.

· Исследование одаренности лонгитюдным методом.

· Изучение творческих способностей с помощью лонгитюдного метода.

2 В течение недели фиксировать в дневнике настроение и событийности. До и после исследования провести методику САН. Сделать выводы о влиянии событий на формирование настроения.

Таблица 7.

Пример дневника

Дата Описание настроения Фоновые события
  Начало дня Конец дня  
       

Список литературы:

1 Дружинин В.Н., Хазратова Н.В. Экспериментальное наследование формирующего влияния микросреды на креативность. М., 2005.

2 Равич-Щербо И.В., Марютина Т.М., Григоренко Е.Л. Психогенетика: уч. для вузов. М.: Аспект Пресс, 1999;

3 Развитие и диагностика способностей/под ред. В.Н. Дружинина и В.В. Шадрикова. М.: Наука, 2005.

4 Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека / под ред. И.В. Равич-Щербо. М.: Педагогика, 1988.

5 Современные лонгитюдные исследования одаренности/ составители Е. И. Щебланова, И. С. Аверина. М., 1984.

Стратегии, методы и схема организации исследования в психологии развития и возрастной психологии

Стратегии исследования
Констатирующая

в психологии развития
Формирующая (генетическая)

Методы исследования —
Наблюдение, констатирующий эксперимент,
интер-

вьюирование, анкетирование, тестирование,
проектив-

ные,
анализ продуктов деятельности,
сравнительные

(близнецовый, нормы и патологии,
кросс-культурный)

и др.


Формирующий эксперимент (обучающий,
экспе-

риментально
— генетический, генетико — моделирующий)

Схемы организации —
Лонгитюд, продольное исследование
(продольные

исследования
срезы)

§ 6. Схема организации эмпирического исследования

Существенное значение для возрастной
психологии имеет схема организации
(построения) эмпирического исследования.
Наиболее специфичен по отношению к
задачам возрастной психологии метод
срезов. Метод срезов в целом представляет
собой констатацию (измерение) состояния
объекта на разных этапах его развития.
Срезовое исследование может быть
организовано двумя способами: по принципу
так называемых поперечных или продольных
срезов. При поперечных срезах сравнение
людей разного возраста можно провести
одновременно. Подбираются группы
испытуемых различающегося возраста, и
проводится сопоставление их результатов
(например, сравнивают, как дети шести-,
восьми- и десятилетнего возраста понимают
скрытый смысл пословиц). По данным
исследования строится усредненная
кривая, которая наглядно демонстрирует
картину совершенствования изучаемого
процесса — улучшения понимания скрытого
смысла пословиц с возрастом. При этом
остается неизвестным, почему, за счет
каких механизмов это происходит.

Метод продольных срезов (лонгитюдинальное
исследование, лонгитюд, «длинник»)
нацелен на прослеживание изменения
психологических качеств у одних и тех
же людей на протяжении длительного
времени. Так, в лонгитюдном исследовании
развития взрослых «Grant study», начатом в
1938 г., приняли участие почти 300 студентов
младших курсов Гарвардского университета.
Исследователей интересовало, как и
почему одни люди добиваются успеха в
зрелые годы, а другие терпят неудачу.
Для этого подробно записали историю
семьи каждого студента, тестировали,
интервьюировали, анализировали поведение
студентов, оценивая по 25 чертам личности,
и следили за их дальнейшим развитием.
Успехи взрослых участников исследования
сопоставлялись с их юношескими личностными
профилями. Было установлено, что
дружелюбие и общительность, интеллект,
счастливое детство и материальная
обеспеченность еще не гарантируют
зрелой адаптации. Чертами юношей,
наиболее ясно предсказывавшими будущий
успех, оказались практичность,
организованность и цельность личности,
а также обретение наставников и

ролевых моделей для подражания в ранней
взрослости. В некоторых областей
возрастной психологии лонгитюдный план
исследования имеет особую ценность, в
частности для геронтопсихологии. Так,
многие психологи сомневаются в
окончательности выводов относительно
эффекта старения в интеллектуальной
сфере, которые сделаны срезовым методом,
путем сравнения результатов решения
интеллектуальных задач людьми 20, 40 и 70
лет. Испытуемые, принадлежащие к старшей
группе, помимо возраста, отличаются
массой других характеристик: показателями
здоровья, уровнем и качеством полученного
образования, мотивацией участия и т.п.
Вариантом лонгитюда является биографический
метод. Это может быть анализ биографий
великих людей (таких, как Данте, Ганди
или Фрейд) и реконструирование биографий
обычных людей разного пола и возраста,
расовой, этнической и профессиональной
принадлежности на основе их интервьюирования.
Этот метод предполагает изучение
биографий с целью отыскания каких-то
устойчивых, закономерных характеристик
развития, например показателей
предсказуемости развития или периодов
кризисов и переходов. Для изучения
жизненного пути личности используется
ряд приемов биографического метода.
Индивидуальная кривая развития,
построенная с помощью лонгитюдного
метода, точнее обозначает переломные
точки, моменты качественных сдвигов,
хотя внутренние причины, лежащие в
основе поведенческих феноменов,
по-прежнему остаются скрытыми. Важен
продуманный выбор плана и метода сбора
данных в зависимости от цели исследования.
Современные работы по психологии
развития, как правило, проводятся с
использованием целого комплекса
исследовательских методов.

ВОПРОСЫ ДЛЯ
САМОПРОВЕРКИ:

1. Перечислите достоинства и недостатки
метода наблюдения и метода эксперимента.

2. Охарактеризуйте констатирующую и
формирующую стратегии исследования в
возрастной психологии.

3. Как вам кажется, в чем разница применения
обучающего эксперимента в области
психологии развития и в педагогических
целях?

4. Приведите примеры экспериментальных
исследований срезового типа, уже знакомые
вам из курса общей психологии.

ЗАДАНИЕ

Прочитайте отрывок из книги М. Мид
«Культура и мир детства». О каких аспектах
психического развития заставляет
задуматься приведенный пример?

«Следующий шаг в овладении морскими
навыками делается тогда, когда ребенок
начинает править большими каноэ. Рано
утром вид деревни оживляется плывущими
каноэ, в которых взрослые спокойно сидят
на средних скамьях, а малыши трех лет
управляют каноэ, в три-четыре раза
большими, чем они. …Медленно, являя миру
картину скорее энергичных действий,
чем реального движения к цели, каноэ
плывет через деревню, плывет среди
других каноэ, в команде которых точно
так же состоят такие же малыши. Это часть
целой системы, поощряющей ребенка
максимально напрягать свои силы. Отец
спешит. В этот день у него много работы.

Может быть, он собрался в далекое плавание
или же хочет устроить важное празднество.
Управлять каноэ в лагуне — совсем
привычное дело для него, для него это
легче, чем ходить. Но для того чтобы
маленький ребенок почувствовал себя и
нужным, и пригодным для условий сложной
морской жизни, отец отсаживается на
среднюю скамейку, а маленький лоцман
ведет каноэ. И здесь снова вы не услышите
резких слов, когда ребенок правит лодкой
неуклюже. Отец только не обращает
никакого внимания. Зато при первом
удачном ударе шеста, направляющем лодку
на нужный курс, обязательно последует
одобрение. Этот тип обучения можно
оценить по его результатам. Дети манус
чувствуют

себя в воде, как дома. Они не боятся ее
и не смотрят на нее как на что-то сложное
и опасное. Требования, предъявляемые к
ним, сделали их глаза острыми, реакции
быстрыми, а тела умелыми, как у их
родителей. Среди них нет пятилетнего
ребенка, который не умел бы хорошо
плавать. Ребенок манус, который не умел
бы плавать, был бы таким же отклонением
от нормы, насколько патологичным был
бы американский ребенок пяти лет, не
умеющий ходить» (Мид М. Культура и мир
детства. С. 181-182).

Дополнительная
литература:

1.Гальперин П.Я. Метод «срезов» и метод
поэтапного формирования в исследовании
детского мышления // Вопросы психологии.
1966. № 4.

2.Краник А.А. Картина жизни: возможности
прогноза // Жизненный путь личности.
Киев, 1987.

3.Лидере А.Г., Фролов Ю.И. Формирование
психических процессов как метод
исследования в психологии. М., 1991.

4.Мартин Д. Психологические эксперименты.
Секреты механизмов психики. СПб., 2002.

5.Нуркова В.В. Свершенное продолжается:
психология автобиографической памяти
личности. М., 2000.

6.Орлов А.Б. Методы современной возрастной
и педагогической психологии. М., 1982.

7.Романова В. Кросс — культурные исследования
младенчества в психологии // Вопросы
психологии. 1997. № 5. С. 118-129.

8.Шванцара Й. Диагностика психического
развития. Прага, 1978.

Раздел
второй

ИСТОРИЧЕСКОЕ
СТАНОВЛЕНИЕ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Глава II организация и методы исследования в психологии развития и возрастной психологии

§ 1. Наблюдение и эксперимент как основные методы исследования в психологии развития

Основные исследовательские методы
психологии развития и возрастной
психологии — это методы сбора фактов,
выяснения тенденций, динамики психического
развития, которое разворачивается во
времени.

На начальном этапе развития детской
психологии (во второй половине XIX —
начале XX в.) это был, прежде всего, метод
наблюдения. Исследователи (среди которых
биологи и психологи Т. Тидеман, И. Тэн,
Ч. Дарвин, В. Прейер) прослеживали
индивидуальное развитие собственных
детей, стремились фиксировать реальный
ход детского развития в естественных
условиях. Так, в России в 1879 г. журнал
«Семья и школа» обратился к родителям
и воспитателям с предложением сообщать
свои личные наблюдения за жизнью детей
ранних возрастов и тем содействовать
построению психологии ребенка. В ответ
на это в журнал были представлены
материалы (наблюдения за десятью детьми
преимущественно в возрасте от первого
дня рождения до 5—6 лет), позволившие
определить некоторые особенности
детского развития, сопоставить их с
данными, полученными зарубежными
учеными.

В дальнейшем задачу сбора родительских
дневников взял на себя Н.Н. Ланге, который
представил свой календарь развития
психической жизни ребенка. «В двояком
отношении полезны были бы подобные
записи, — указывал он, — во-первых, для
самих родителей, ибо таким образом можно
приучиться точно наблюдать своего
ребенка и правильно объяснять его
психическую жизнь, а во-вторых, для
дальнейшего развития научной психологии
дитяти». Этот призыв не остался без
ответа. Некоторые результаты родительских
наблюдений были опубликованы уже в
конце XIX в. и получили развитие в
дальнейшем.

Значительное внимание вопросам
ведения дневников детского развития
уделял Педологический музей. Н.А.
Рыбников, редактор серии «Педологическая
библиотека», с сожалением отмечал
«бедность русской педагогической
литературы, посвященной душевному
развитию ребенка», «неизвестность
науке» ребенка до 5 — 6-летнего возраста.

В одном из выпусков серии публикуются,
к примеру, записки отца Н. Соколова о
развитии его сына Бори от рождения до
5 лет. Рыбников привлекает внимание
читателей к

интересным фактическим данным относительно
индивидуального хода развития, которые
свидетельствуют о неравномерности
темпа раннего развития, о сочетании
процессов прогресса и регресса, о
своеобразии детской речи и мысли и др.
Однако очевидны и недостатки «бесхитростных»
заметок родителей, не имевших специальной
подготовки, — отсутствие предварительно
составленной программы, неопределенность
задач, несистематичность наблюдений и
неполнота записей и т.д. Наблюдения
проводились с разными целями и были
плохо сопоставимы друг с другом, нередко
акцентировались субъективно значимые
факты и линии развития.

1 Ланге Н.Н. Душа ребенка в первые годы
жизни. СПб., 1892, С. 53.

2 Соколов Н. Жизнь ребенка (по дневнику
отца). М., 1917.

исследований | Человеческое развитие | Корнельский колледж экологии человека

Перейти к основному содержанию

Перейти к основному содержанию

Cornell University

Колледж экологии человека на дому

Исследуйте колледж экологии человека

Панель исследования: главная

  • Колледж экологии человека на дому
  • Отдать в колледж экологии человека

Отделения

  • Корнельский институт по связям с общественностью

  • Отделение диетологии

  • Дизайн + Анализ окружающей среды

  • Выпускники CIPA

  • Наука о волокнах и дизайн одежды

  • Выпускники Sloan

  • Развитие человека

  • Анализ политики и управление

  • Программа Sloan в управлении здравоохранением

  • По делам выпускников и развитию

Центры и институты

  • Центр трансляционных исследований Бронфенбреннера
  • Институт здорового будущего

.

Управление человеческими ресурсами (HRM)

Управление человеческими ресурсами занимает центральное место в обучении и исследованиях в области управления и в последнее десятилетие возникло как важная область, которая берет свое начало в управлении персоналом, производственных отношениях и производственной психологии.

Управление людьми и высокопроизводительные команды стали ключевыми функциями и целями для менеджеров на всех уровнях организации.

Менеджмент и управление человеческими ресурсами — одно и то же.

Их нельзя разделять.Менеджмент — это управление персоналом. Менеджмент имеет три должности, две из которых напрямую связаны с управлением персоналом в бизнесе, управлением менеджерами и управлением рабочими и работой.

Слово «менеджмент» состоит из трех слогов — Manage-Men-T. Если T воспринимается как такт, то этимологически менеджмент означает, как тактично управлять мужчиной. Мужчина тактично управляет многими мужчинами.

Определение управления человеческими ресурсами (HRM)

Существует множество определений управления человеческими ресурсами (HRM).HR-специалисты определяют HRM с разных точек зрения.

Ниже представлены несколько важных определений:

  • Мэри Паркер Фоллетт правильно определила менеджмент как процесс эффективного выполнения задач с другими людьми и через них. Это означает, что менеджмент — это не что иное, как управление людьми на работе. Кадровая функция менеджмента известна как HRM.
  • HRM занимается проектированием формальных систем в организации, чтобы гарантировать эффективное и действенное использование человеческих талантов для достижения организационных целей (Mathis and Jackson, 2005).
  • Десслер (2003) определяет HRM как процесс приобретения, обучения, оценки и компенсации сотрудников, а также внимания к их трудовым отношениям, здоровью, безопасности и справедливости.
  • Одно из известных определений было предложено Майклом Джусиусом (1984). Он определил управление человеческими ресурсами или управление персоналом «как область управления, которая включает в себя планирование, организацию, руководство и контроль функций закупки, развития, поддержания и мотивации рабочей силы».
  • Согласно Флиппо (1980), HRM — это «планирование, организация, руководство и контроль закупок, развития, вознаграждения, интеграции, обслуживания и разделения человеческих ресурсов с целью достижения индивидуальных, организационных и социальных целей».
  • Джон Стори (1995) утверждает, что УЧР — это особый подход к управлению занятостью, который направлен на достижение конкурентного преимущества за счет стратегического развертывания высококвалифицированной и способной рабочей силы с использованием интегрированного набора культурных, структурных и личных методов.
  • По словам Гэри Десслера, «Управление человеческими ресурсами — это процесс приобретения, обучения, оценки и компенсации сотрудников, а также внимания к их трудовым отношениям, вопросам здоровья, безопасности и справедливости. »
  • « Управление человеческими ресурсами — это комплекс организационных мероприятий, направленных на привлечение, развитие и поддержание эффективных кадров », — Рики В. Гриффин
  • « Управление человеческими ресурсами включает в себя приобретение, удержание и развитие человеческих ресурсов, необходимых для организации. успех ».- Роберт Крейтнер
  • «Управление человеческими ресурсами занимается набором, трудоустройством, обучением и развитием членов организации». — Джеймс А. Ф. Стоунер
  • Байрс и Рю сказали: «Управление человеческими ресурсами включает в себя те виды деятельности, которые предназначены для обеспечения и координации человеческих ресурсов организации. ”

Управление человеческими ресурсами — это организационная функция, которая занимается такими вопросами, связанными с людьми, как компенсация, найм, управление производительностью, развитие организации, безопасность, благополучие, льготы, мотивация сотрудников, коммуникация, администрирование и обучение.

Функция приобретения начинается с планирования человеческих ресурсов. Он включает в себя анализ работы, набор, отбор и социализацию сотрудников. Функция развития включает обучение сотрудников, развитие менеджмента и карьерный рост.

Поскольку рабочие места развиваются и меняются, постоянная переподготовка необходима для адаптации к технологическим изменениям.

Функция мотивации начинается с признания того, что люди уникальны, а методы мотивации (удовлетворенность работой, оценка работы сотрудников и компенсация) должны отражать потребности каждого человека.

Функция обслуживания связана с обеспечением таких условий труда, чтобы поддерживать приверженность сотрудников организации. Отношения между менеджерами и сотрудниками должны быть эффективными, если и сотрудники, и организация хотят вместе процветать.

HRM пронизывает организацию.

Каждый человек в организации участвует в принятии кадровых решений. Ответственность за управление человеческими ресурсами лежит на каждом менеджере.

Если менеджеры в организации не принимают на себя ответственность, тогда деятельность человеческих ресурсов может выполняться только частично или не выполняться вообще. Он занимается управлением людьми на работе. Он охватывает все типы персонала.

Это непрерывная функция.

HRM использует ряд смежных дисциплин, таких как индустриальная психология, социология, социальная психология, антропология и экономика.

HRM — это область управления, которая планирует, организует, контролирует функции закупок, развития, обслуживания и использования рабочей силы, чтобы цели отдельного сотрудника, организации и общества могли быть достигнуты.Управление человеческими ресурсами можно заключить как бизнес-ориентированную философию, касающуюся управления людьми с целью получения от них добавленной стоимости и достижения конкурентного преимущества.

Особенности управления человеческими ресурсами

HRM рассматривается как подсистема организации. Это новая дисциплина. УЧР как дисциплина имеет несколько важных особенностей.

Эксперты просмотрели множество статей по HRM и определили несколько основных особенностей HRM.

  1. HRM — это искусство и наука.
  2. HRM повсеместно.
  3. HRM — это процесс.
  4. HRM — это непрерывный процесс.
  5. HRM — это сервисная функция.
  6. HRM должен соответствовать требованиям регулирования.
  7. HRM является междисциплинарным и быстро меняющимся.
  8. HRM ориентирован на результат.
  9. HRM ориентирован на людей.
  10. Философия человеческих отношений.
  11. HRM — это интегрированная концепция.
  12. HRM развивает командный дух.

HRM — это искусство и наука

Искусство и наука HRM действительно очень сложны.

HRM — это одновременно искусство управления людьми с использованием творческих и новаторских подходов; это также наука, потому что требуется точность и строгое применение теории.

HRM широко применяется

HRM имеет универсальное применение. То есть его можно использовать для бизнеса, а также для других организаций, таких как школы, колледжи, больницы, религиозные организации и т. Д.

Развитие УЧР охватывает все уровни и все категории людей, а также управленческий и операционный персонал.Он широко распространен еще и потому, что требуется в каждом отделе организации. Все виды организаций, коммерческие или некоммерческие, должны следовать HRM.

HRM — это процесс

HRM — это процесс, включающий четыре важные функции, такие как приобретение, развитие, мотивация и обслуживание

HRM — непрерывный процесс

HRM — это не разовый процесс. Это непрерывный процесс. Он должен постоянно меняться и приспосабливаться к изменениям в окружающей среде, ожиданиям персонала и т. Д.HRM должен постоянно обучать и развивать персонал в связи с изменениями в технологиях.

HRM — это сервисная функция.

HRM не является центром прибыли. Обслуживает все остальные функциональные подразделения. Но основная ответственность всегда лежит на линейных менеджерах. HRM — это штатная функция — фасилитатор.

Менеджер по персоналу имеет линейные полномочия только в пределах своего собственного отдела, но имеет полномочия персонала в отношении других отделов.

HRM должен быть удобен для регулирования.

Функция HRM должна выполняться таким образом, чтобы не нарушались предписания закона.

HRM является междисциплинарным и быстро меняющимся.

Это касается благосостояния, рабочей силы, управления персоналом и поддерживает тесную связь с сотрудниками и производственными отношениями. Это междисциплинарная деятельность, в которой используются знания и вклад психологии, социологии, экономики и т. Д.

HRM ориентировано на результаты

HRM ориентировано на результат. Он сосредоточен на результатах, а не на правилах.Это побуждает людей выкладываться на все 100%. Он пытается добиться от людей лучшего, добиваясь искреннего сотрудничества.

HRM ориентировано на людей

HRM — это люди, работающие как индивидуально, так и в группе. Он пытается помочь сотрудникам полностью раскрыть свой потенциал.

Он включает в себя функции, связанные с людьми, такие как найм, обучение и развитие, аттестация, рабочая среда и т. Д. HRM несет ответственность за создание человеческого капитала.

Люди жизненно важны для достижения целей организации.Организационная эффективность зависит от качества людей и сотрудников.

Философия человеческих отношений

HRM — это философия, в которой основное предположение состоит в том, что сотрудники являются людьми, а не фактором производства, таким как земля, труд или капитал. HRM распознает индивидуальность и индивидуальные различия.

HRM — это интегрированная концепция

HRM в своем объеме включает в себя кадровый аспект, аспект благосостояния и аспект трудовых отношений. Он также интегрирован, поскольку касается не только приобретения, но и разработки, использования и обслуживания.

HRM развивает командный дух

HRM пытается развивать командный дух всей организации. Командный дух помогает сотрудникам работать вместе для достижения целей организации. Сегодня больше внимания уделяется командной работе, а не отдельным людям.

Важность управления человеческими ресурсами

Организация не может создать хорошую команду работающих профессионалов без хороших человеческих ресурсов.

Ключевые функции Управления человеческими ресурсами (HRM) включают набор людей, их обучение, аттестацию, мотивацию сотрудников, а также общение на рабочем месте, безопасность на рабочем месте и многое другое.

  1. Набор персонала.
  2. Аттестация.
  3. Поддержание рабочей атмосферы.
  4. Бюджетный контроль.
  5. Разрешение конфликтов.
  6. Обучение и развитие.
  7. Удовлетворенность сотрудников.
  8. Экономия затрат.
  9. Улучшение производительности.
  10. Устойчивый бизнес.
  11. Корпоративный имидж.

Набор персонала

Это одна из основных обязанностей отдела кадров. Менеджеры по персоналу придумывают планы и стратегии для найма нужных людей.

Они разрабатывают критерии, которые лучше всего подходят для конкретной должностной инструкции.

Оценка работы

HRM поощряет людей, работающих в организации, работать в соответствии с их потенциалом и дает им предложения, которые могут помочь им добиться улучшений в этой организации.

Команда время от времени общается с персоналом индивидуально и предоставляет всю необходимую информацию об их работе, а также определяет их соответствующие роли.Регулярная аттестация сотрудников мотивирует сотрудников.

Поддержание рабочей атмосферы

Это жизненно важный аспект УЧР, потому что производительность отдельного сотрудника в организации во многом определяется рабочей атмосферой или рабочей культурой, преобладающей на рабочем месте.

Хорошие условия труда — одно из преимуществ, которые сотрудники могут ожидать от эффективной команды управления персоналом. Безопасная, чистая и здоровая окружающая среда может раскрыть лучшее в сотруднике.Дружелюбная атмосфера доставляет сотрудникам удовольствие от работы.

Бюджетный контроль

Человеческие ресурсы сокращают чрезмерные расходы за счет разработки методов обучения расходов на управление персоналом, включая переговоры о более выгодных ставках на такие льготы, как страхование здоровья.

Кроме того, человеческие ресурсы обеспечивают конкурентоспособное и реалистичное установление заработной платы на основе изучения рынка труда, тенденций в области занятости и анализа заработной платы на основе должностных функций.

Поскольку у некоторых малых предприятий есть бюджетные ограничения, эта функция управления персоналом особенно полезна.

Разрешение конфликтов

Конфликт на рабочем месте неизбежен, учитывая разнообразие личностей, стилей работы, опыта и уровня опыта сотрудников.

Менеджер отдела кадров или сотрудник, специально обученный для решения вопросов взаимоотношений с сотрудниками, может выявить и разрешить конфликт между двумя сотрудниками или менеджером и сотрудником и восстановить положительные рабочие отношения.

Обучение и развитие

Управление персоналом проводит оценку потребностей в текущих кадрах организации, чтобы определить тип обучения и повышения квалификации сотрудников, необходимых для повышения навыков и квалификации.

Компании на начальной стадии или на стадии роста могут извлечь выгоду из определения потребностей в обучении для существующего персонала. Это намного дешевле, чем нанять дополнительный персонал или более квалифицированных кандидатов.

Кроме того, эта стратегия также может снизить текучесть кадров и улучшить удержание сотрудников.

Удовлетворенность сотрудников

Специалисты по персоналу обычно несут ответственность за определение уровня удовлетворенности сотрудников — часто это в лучшем случае неоднозначное измерение.

С помощью тщательно разработанных опросов сотрудников, фокус-групп и стратегии собеседований на выходе отдел кадров определяет, что лежит в основе неудовлетворенности сотрудников, и решает эти проблемы, чтобы мотивировать сотрудников.

Экономия затрат

Стоимость найма новых или замещающих сотрудников, включая обучение и время выхода на новый уровень, может быть непомерной для работодателей, особенно для малых предприятий.

Благодаря грамотно построенному процессу набора и отбора кадровая служба может минимизировать расходы, связанные с размещением объявлений о вакансиях, обучением новых сотрудников и включением новых сотрудников в планы льгот.

Повышение эффективности

Человеческие ресурсы разрабатывают системы управления эффективностью.

Без сотрудника отдела кадров, который мог бы составить план измерения производительности, сотрудники могут найти работу, не соответствующую их навыкам и опыту.

Кроме того, сотрудники, результативность которых не соответствует ожиданиям работодателя, могут продолжать получать заработную плату, тем самым создавая деньги Masted для низкоэффективных сотрудников.

Поддержание бизнеса

Посредством планирования преемственности и развития человеческих ресурсов компания выявляет сотрудников, обладающих обещаниями и необходимыми способностями, чтобы в конечном итоге перейти на руководящие должности в компании.Это важная функция, поскольку она может гарантировать стабильность и успех организации в будущем.

Корпоративный имидж

Компании хотят, чтобы их называли «предпочтительным работодателем».

Лучшими работодателями являются компании, получившие признание за свое отношение к сотрудникам; это компании, в которых люди хотят работать.

Стать предпочтительным работодателем означает сбалансировать человеческие ресурсы, нанимая наиболее квалифицированных кандидатов, отбирая наиболее подходящих кандидатов и сохраняя наиболее талантливых сотрудников.

Любая организация без должной настройки HRM неизбежно столкнется с серьезными проблемами при управлении своей обычной деятельностью. По этой причине сегодня компании должны приложить много усилий и энергии для создания сильного и эффективного HRM.

Природа HRM

Управление человеческими ресурсами объединяет организации и людей для достижения целей каждого из них. Сущность HRM включает:

  • Расширенные функции.
  • Ориентировано на людей.
  • Ориентирован на действия.
  • Ориентировано на развитие.
  • Непрерывная функция.
  • Ориентация на будущее.

Расширенные функции.

Управление человеческими ресурсами — это комплексная функция, поскольку она связана с управлением людьми в организации.

Ориентировано на людей.

HRM — это процесс, который объединяет людей и организации для достижения их целей.

Ориентированный на действия.

Управление человеческими ресурсами верит в необходимость действий для достижения индивидуальных и организационных целей.

Ориентировано на развитие.

Развитие сотрудников — важная функция управления человеческими ресурсами, позволяющая получать максимальное удовлетворение от своей работы, чтобы они делали все возможное для организации.

Непрерывная функция.

Поскольку человеческие ресурсы являются живым фактором среди всех факторов производства, они требуют постоянного совершенствования и инноваций, чтобы достичь совершенства.

Ориентация на будущее.

Управление персоналом — это очень важный вид деятельности, который поможет организации в достижении ее целей в будущем, предоставляя хорошо мотивированных и компетентных сотрудников.

Компоненты управления человеческими ресурсами

Компоненты управления человеческими ресурсами следующие:

  1. Планирование человеческих ресурсов.
  2. Работа и оформление работ.
  3. Персонал.
  4. Обучение и развитие.
  5. Оценка эффективности и проверка.
  6. Компенсация и вознаграждение.
  7. Защита и представительство сотрудников.
  8. Улучшение организации.

Компоненты проработаны следующим образом:

Планирование человеческих ресурсов

Это процесс оценки потребностей организации в человеческих ресурсах в свете целей организации и составления планов, обеспечивающих использование компетентных и стабильных кадров. .

Процесс планирования включает в себя анализ уровней квалификации сотрудников и на внешнем рынке труда текущих и ожидаемых вакансий, планов по расширению или сокращению персонала во всей организации и внешней правовой среды.

Процесс планирования, который тесно связан с кадровым процессом и зависит также от общих стратегических планов организации.

Работа и рабочий план

Он определяет задачу, которую должны выполнять отдельные лица и группы внутри организации, и устанавливает правила, графики и условия работы, в которых люди выполняют эти задачи.

Благодаря тщательному проектированию или обстоятельствам, или и тем, и другим обстоятельства сходятся, чтобы создать рабочие места, на которые назначены люди, и условия, связанные с этими работами.

Некоторые из систем, используемых для управления процессом проектирования работы, включают в себя такие методы, как изучение времени и движения и упрощение работы, которые направлены на облегчение обучения работе и повышение эффективности работников.

Другие системы планирования работы, такие как обогащение вакансий, включают методы реструктуризации рабочих мест, чтобы сделать их более интересными и сложными.Периодические дискуссии в рамках рабочего процесса о распределении задач можно рассматривать как систему планирования работы.

Персонал

Это процесс, который приводит к постоянному назначению работников на все должности в организации.

Этот широкий процесс включает в себя следующие действия; Привлечение квалифицированных людей в организацию, подбор из числа кандидатов; привлечение новых людей с борта и назначение их на работу; переназначение сотрудников посредством перевода, повышения или понижения в должности и, в конечном итоге, управление работой сотрудников посредством увольнения, увольнения или выхода на пенсию.

Обучение и развитие

Этот компонент представляет собой сложную смесь мероприятий, направленных на повышение эффективности отдельных лиц и групп внутри организации.

Некоторые организации, выполняющие сложные и специализированные операции и сталкивающиеся с быстрыми изменениями в технологиях, серьезно относятся к обучению и развитию.

Другой взгляд на процесс как на способ ускорить карьерный рост своих сотрудников на всех уровнях.

Но почти все сотрудники в любой организации нуждаются в некотором начальном обучении или ориентации при переходе на новую работу.

Оценка и обзор деятельности

Этот компонент представляет собой постоянную оценку индивидуального и группового вклада в организацию и передачу этих оценок вовлеченным лицам.

Такие оценки выполняются для различных целей:

Для предоставления обратной связи о производительности, определения потребности в обучении, принятия решений о повышении заработной платы, отбора людей для продвижения по службе, вынесения суждений о необходимости соблюдения дисциплины.

Обмен информацией об оценках (обзор) является частью этого Процесса, потому что то, как сообщается об оценке, влияет на степень, в которой она превращается в опыт обучения.

Компенсация и вознаграждение

Этот компонент представляет собой поток событий, определяющий, какая заработная плата и льготы выплачиваются, а также какие дополнительные льготы и нефинансовые вознаграждения предоставляются.

Наличие или отсутствие вознаграждений и признания важно для морального духа и производительности сотрудников.

Нефинансовые вознаграждения, такие как признание укомплектованных неоплачиваемых волонтеров.

Некоторые из систем, задействованных в управлении этим процессом, включают оценку работы, планы производительности предприятия, планы предложений и опросы заработной платы и льгот.

Защита и представительство

Большинство организаций имеют формальные или неформальные способы защиты сотрудников — по крайней мере, до некоторой степени от произвольного и импульсивного обращения, а также от физического ущерба и опасностей для здоровья.

Кроме того, отдельные лица или группы могут представлять во взаимодействии других, опять же неформально или организованно формально.Важным элементом этого процесса является размещение.

Коллективные переговоры и управление охраной труда.

Улучшения организации

Этот компонент представляет собой поток событий, определяющий стратегию, с помощью которой организации пытаются повысить свою эффективность, удовлетворенность сотрудников или иным образом улучшить организационную среду.

Целью этого компонента является повышение уровня сотрудничества, командной работы и производительности во всей организации.

В центре внимания могут быть организационные результаты, такие как качество продукции или услуг, на качество трудовой жизни в организации или на то и другое.

Проблемы управления человеческими ресурсами

Управление человеческими ресурсами работает в открытой среде.

Итак, на него влияют внутренние и внешние изменения сил окружающей среды.

Работает в динамической среде; следовательно, изменение может создавать как возможности, так и угрозы для организации.Основная проблема, стоящая за проблемами управления человеческими ресурсами, — это возникающие тенденции в организационной среде и политиках / процедурах для решения таких проблем для достижения целей организации.

Постоянно меняющаяся внешняя и внутренняя среда ставит перед управлением человеческими ресурсами множество проблем. В первую очередь это касается того, как обращаться с людьми в организации.

В связи с постоянно меняющимися социально-экономическими, технологическими и политическими условиями, менеджеры по персоналу в будущем столкнутся с еще большими проблемами в управлении персоналом.

Эти проблемы можно изучить в трех измерениях следующим образом;

  1. Экологические проблемы.
  2. Организационные вызовы.
  3. Индивидуальные соревнования.

1. Экологические проблемы

Экологические проблемы относятся к силам и учреждениям, которые находятся за пределами доступа к управлению. Эти силы являются внешними по отношению к организации и неподконтрольными руководству.

Таким образом, менеджеры сталкиваются с трудностями при решении таких экологических проблем.Экологические вызовы состоят из следующих факторов:

  • Движение глобализации
  • Изменение экономических перспектив
  • Изменение политической среды
  • Изменение социально-культурной среды
  • Изменение технологической среды

2. Организационные проблемы

Организационные проблемы являются внутренними для фирмы; часто они являются побочным продуктом экологических проблем. Руководство контролирует эти вопросы и может управляться эффективным менеджментом.

Кроме того, в рамках организационных задач мы анализируем компоненты конкретной среды компании. Он состоит из следующих аспектов:

  • Разнообразие рабочей силы
  • Организационные цели
  • Сокращение штата
  • Реорганизация бизнес-процессов
  • Децентрализация
  • Управление человеческими отношениями
  • Компьютеризированная информационная система

3. Индивидуальные задачи

Эти силы связаны с личным аспектом организации.Он включает в себя все сложности, которые возникают из-за организационного взаимодействия с людьми. Они похожи на организационные проблемы, но в первую очередь касаются человека. Вот некоторые из его компонентов:

  • Утечка мозгов
  • Индивидуальные нормы и ценности
  • Мобильность профессионального персонала между организациями
  • Стремления сотрудников

Предложения по решению задач HRM

На основе различных Следующие предложения будут очень полезны для философии УЧР с учетом его футуристического видения:

  1. В организации должна быть правильно определенная политика найма, которая должна уделять внимание профессиональному аспекту и отбору на основе заслуг .
  2. В каждом процессе принятия решений следует уделять должное внимание тому аспекту, в котором по возможности задействованы сотрудники. В конечном итоге это приведет к чувству командного духа, командной работы и межгруппового сотрудничества.
  3. Должны быть предоставлены возможности и всеобъемлющие рамки для полного выражения талантов и проявленных возможностей сотрудников.
  4. Сетевые навыки организаций должны развиваться внутри и снаружи, а также по горизонтали и вертикали.
  5. Для служебной аттестации сотрудника следует уделять внимание 360-градусной обратной связи, основанной на оценке начальством, коллегами, подчиненными, а также на самооценке.
  6. Обратная связь на 360 градусов приведет к большему вниманию к обслуживанию клиентов, созданию высоко вовлеченной рабочей силы, уменьшению иерархии, предотвращению дискриминации и предвзятости и определению порога производительности.
  7. Больше внимания следует уделять всеобщему управлению качеством. TQM будет охватывать всех сотрудников на всех уровнях; он будет соответствовать потребностям и ожиданиям клиента; он обеспечит эффективное использование ресурсов и приведет к постоянному совершенствованию всех сфер и деятельности организации.
  8. Следует сосредоточить внимание на ротации должностей, чтобы видение и знания сотрудников расширялись, а также возможности сотрудников для перспектив трудоустройства в будущем.
  9. Для надлежащего использования трудовых ресурсов в организации концепция шести сигм повышения производительности должна быть смешана со стратегией управления персоналом.
  10. Возможности сотрудников должны быть оценены посредством потенциальной оценки для выполнения новых ролей и обязанностей.Он не должен ограничиваться только организационными аспектами, но также следует принимать во внимание экологические изменения по политическим, экономическим и социальным соображениям.
  11. Карьера сотрудников должна быть спланирована таким образом, чтобы процесс индивидуализации и процесс социализации объединялись в процесс слияния, а планирование карьеры должно составлять часть планирования человеческих ресурсов.

Цели управления человеческими ресурсами

Цель — это конкретный результат, которого человек или система стремится достичь в течение определенного периода времени и с помощью имеющихся ресурсов.

В целом цели более конкретны, и их легче измерить. Цели — это основные инструменты, лежащие в основе всех планов и стратегических действий; они служат основой для разработки политики и оценки эффективности.

Все функции организации должны способствовать достижению целей организации. Это означает, что определение целей имеет первостепенное значение и является предпосылкой для решения большинства проблем управления.

Цели — это заранее определенные цели, на достижение которых направлена ​​индивидуальная или групповая деятельность в организации.

Формулировка целей организации необходима по следующим причинам:

  1. Человек целенаправлен. У людей должна быть цель выполнять какую-то работу.
  2. Цели служат эталоном, по которому измеряется производительность.
  3. Цели представляют собой руководящие принципы для организационной деятельности. Они помогают в установлении характера организации.

В центре внимания управления персоналом должно быть содействие успеху организации.Вертер и Дэвис (1998) разделили цели управления человеческими ресурсами на четыре типа:

1. Социальные.

HRM может вносить этический и социальный вклад в удовлетворение потребностей и проблем, возникающих в обществе. Если организация не использует свои ресурсы для социальных целей этичным образом, это может привести к ограничениям со стороны общества.

2. Организационная.

Основная цель HRM — достижение целей организации за счет повышения эффективности организации. УЧР — это не цель, а средство помощи организации в достижении ее целей.

3. Функциональный.

Функциональная цель HRM связана с вкладом различных отделов в их потребности и эффективность для достижения цели организации.

4. Персональный.

HRM также занимается личными целями людей, чтобы личные и организационные цели могли быть совместимы для достижения максимальной производительности и достижения конкурентного преимущества.

Эти личные цели важны для поддержания, удержания и мотивации сотрудников.

Конкретные цели управления человеческими ресурсами можно описать следующим образом:

  • Поддерживать и поддерживать производственный мир. Без мира невозможно процветание. Это верно как для нации, так и для бизнес-организации. Без промышленного мира все ресурсы используются недостаточно.
  • Для повышения продуктивного вклада людей в организацию. В конкурентной среде повышение производительности очень важно. Продуктивность — это функция способностей и мотивации.Обучение и образование могут улучшить способности. Менеджеры по персоналу должны принять меры для повышения готовности сотрудников прилагать больше усилий. Превосходные компании в США также поощряют продуктивность через людей.
  • Привлечь и закрепить подходящих людей, способных эффективно и результативно выполнять конкретные задачи организации. Это важно f

.

3 Фундаментальные исследования с использованием редактирования генома | Редактирование генома человека: наука, этика и управление

Таким образом, эти инструменты представляют собой уже хорошо зарекомендовавшие себя подходы к использованию редактирования генома для приложений в генной терапии, и многие связанные с этим вопросы безопасности и регулирования уже решены (см. Главу 4). Однако белковая инженерия, необходимая для создания локально-ориентированных версий TALEN и, тем более, ZFN, остается технически сложной, трудоемкой и дорогой.

За последние 5 лет была разработана совершенно новая система, известная как CRISPR / Cas9 (CRISPR означает кластеризованные регулярно чередующиеся короткие палиндромные повторы) (Doudna and Charpentier, 2014; Hsu et al., 2014). Короткие последовательности РНК, смоделированные в системе CRISPR, в сочетании с Cas9 (CRISPR-связанный белок 9, РНК-нацеленная нуклеаза) или, альтернативно, с другими подобными нуклеазами, можно легко запрограммировать для редактирования определенных сегментов ДНК.Система CRISPR / Cas9 проще, быстрее и дешевле по сравнению с более ранними методами и может быть очень эффективной. CRISPR / Cas9, как и TALEs, был первоначально обнаружен у бактерий, где он функционирует как часть иммунной системы для защиты бактерий от вторгающихся вирусов (Barrangou and Dudley, 2016; Doudna and Charpentier, 2014). Ключевой отличительной особенностью CRISPR / Cas9 является то, что он использует последовательности РНК вместо белковых сегментов для распознавания специфических последовательностей в ДНК посредством комплементарного спаривания оснований.

Бактериальная нуклеаза Cas9, впервые переработанная в 2012 г. (Jinek et al., 2012), связывает единственную последовательность РНК, известную как направляющая РНК , адаптированная для распознавания любой последовательности по выбору. Эта двухкомпонентная система может связываться с выбранным сайтом ДНК через направляющую РНК и расщеплять ДНК с помощью нуклеазы Cas9. Поскольку синтезировать РНК любой желаемой последовательности несложно, создание целевых нуклеаз CRISPR / Cas9 не вызывает затруднений — система легко программируется для нацеливания на любую последовательность в любом геноме.Существуют программы для выбора подходящих управляющих РНК, и, хотя не все руководства работают одинаково хорошо, тестирование ряда руководств для поиска эффективных не является трудным и дорогостоящим. Эта простота дизайна вместе с замечательной специфичностью и эффективностью CRISPR / Cas9 произвела революцию в области редактирования генома и имеет большое значение для достижений в фундаментальных исследованиях, а также в таких приложениях, как биотехнология, сельское хозяйство, борьба с насекомыми и генная терапия. .

На рис. 3-1 представлена ​​сводная информация о методах редактирования генома ZFN, TALEN и CRISPR.Как уже упоминалось, эти методы редактирования генома широко применяются в широком спектре биологических наук, от фундаментальных лабораторных исследований клеток и лабораторных животных; к приложениям в сельском хозяйстве, включая улучшение сельскохозяйственных культур и сельскохозяйственных животных; к приложениям в области здоровья человека как на уровне исследований, так и, во все большей степени, в клинических применениях. Применение в сельском хозяйстве было рассмотрено в других исследованиях Национальной академии наук, инженерии и медицины США (см. Главу 1), а также в потенциальных клинических приложениях —

.

.

Человеческое развитие, исследования, право и человеческое развитие

Перейти к основному содержанию

Перейти к основному содержанию

Cornell University

Колледж экологии человека на дому

Исследуйте колледж экологии человека

Панель исследования: главная

  • Колледж экологии человека на дому
  • Отдать в колледж экологии человека

Отделения

  • Корнельский институт по связям с общественностью

  • Отделение диетологии

  • Дизайн + Анализ окружающей среды

  • Выпускники CIPA

  • Наука о волокнах и дизайн одежды

  • Выпускники Sloan

  • Развитие человека

  • Анализ политики и управление

  • Программа Sloan в управлении здравоохранением

  • По делам выпускников и развитию

Центры и институты

  • Центр трансляционных исследований Бронфенбреннера

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *