Психология период младенчества: Младенчество в психологии: особенности развития детей

Психология развития. Младенческий возраст (стр. 1 из 3)

ВВЕДЕНИЕ.

Детская психология, наряду с другими науками (педагогикой, физиологией, педиатрией и т.д.), изучает ребенка, но имеет свой особый предмет, в качестве которого выступает развитие психики на протяжении детства, т.е. первых семи лет жизни.

Детская психология показывает механизмы перехода от одной возрастной стадии к другой, отличительные признаки каждого периода и их психологическое содержание.

Психическое развитие нельзя рассматривать как уменьшение или увеличение каких-либо показателей, как простое повторение того, что было раньше. Психическое развитие предполагает появление новых качеств и функций и в тоже время изменение уже существующих форм психики. То есть психическое развитие выступает как процесс не только количественных, но прежде всего качественных изменений, взаимосвязано происходящих в сфере деятельности, личности и познания.

Психологическое развитие предполагает не только рост, но и преобразования, при которых количественные усложнения переходят в качественные. А новое качество создает основу для дальнейших количественных изменений.

Психическое развитие ребенка протекает по образцам, существующим в обществе, определяясь теми формами деятельности, которые характерны для данного уровня развития общества. Формы и уровни психического развития заданны не биологически, а социально. Но биологический фактор играет определенную роль в психическом развитии, он включает наследственные и врожденные особенности. Социальная среда выступает не как обстановка, не как условие развития, а как его источник, поскольку в ней заранее есть все, чем должен овладеть ребенок, как положительное, так и отрицательное.

Условиями усвоения социального опыта выступают активная деятельность ребенка и его общение со взрослым.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1. Основные особенности младенческого возраста.

Младенческий возраст начинается с периода новорожденности, с 2 месяцев и заканчивается в 12 месяцев (Л.С. Выгодский). У новорожденного наблюдаются лишь врожденные, инстинктивные формы поведения – безусловные рефлексы, которые важны для его выживания. По мере роста и развития младенца инстинктивные формы поведения теряются, что дает возможность для практически безграничного формирования новых, социальных форм поведения, которые вырабатываются в течение всей жизни.

Условные рефлексы формируются на основе зрительного и слухового сосредоточения на лице и голосе взрослого, которое возникает во время кормления и ухода за ребенком. Такое сосредоточение способствует тому, что бодрствование приобретает активный характер, а двигательная активность ребенка перестраивается. Фиксирование глазами предмета, поворот головы в сторону звука, торможение хаотических движений связывают ребенка с внешним миром, выступают первыми двигательными актами, имеющими характер поведения. Взрослый стимулирует становление у ребенка новых эмоций, социальных потребностей в познании и общении. В ответ на доброжелательное внимание, любовь и заботу взрослого у малыша возникают положительные социальные переживания. Первой социальной эмоцией, первым социальным жестом выступает улыбка ребенка в ответ на разговор с ним взрослого. Она говорит о том, что малыш выделил первый объект, на который направил свою активность. Таким объектом является взрослый. Улыбка свидетельствует о том, что заканчивается период новорожденности и начинается новая стадия развития – период младенчества. Особенностью психического развития младенца является тот факт, что развитие органов чувств опережает развитие телесных движений и создает предпосылки для их формирования.

1.2. Характеристика младенческого возраста в разных психологических школах.

Бихевиоризм. В центре теории социального научения находится социальная среда, воздействия которой формируют человека и являются источником его психического развития. Предметом исследования является не внутренний мир человека (не его эмоции, переживания и умственные действия), а внешне наблюдаемое поведение. Дж. Уотсон считал, что воспитание должно основываться на научных исследованиях детей, а психологический уход за ребенком важнее, чем физический, поскольку первый формирует характер. Изучая поведение младенцев, Уотсон рассматривал психическое развитие как приобретение новых форм поведения, образование новых связей между стимулами и реакциями, приобретение любых знаний, умений, навыков. Плюсы теории: в психологию были внесены четкость, объективность, измеряемость. Метод измерения поведенческих реакций стал одним из главных в психологии.

Минусы: не учитывается сознание человека, его воля и собственная активность.

Психоанализ. Ребенок появляется на свет с врожденными инстинктивными влечениями (Фрейд называл их «либидо» или «оно»). Данная теория содержит идею развития, т.е. качественно своеобразных и закономерных этапов становления психики. Главным мотивом поведения ребенка является удовлетворение инстинктивных желаний (в концепции Фрейда – «принцип удовольствия»). В младенчестве самые важные потребности связаны с сосанием и питанием, главным источником удовольствия для ребенка становится область рта (оральная стадия развития). Эриксон рассматривает не только процедуру грудного кормления, которая приносит ребенку непосредственно оральное удовольствие, но и общий контекст отношения ребенка с матерью. Нежность, чуткость и заботливость матери рождают в младенце чувство доверия к миру, которое становится основой дальнейшего развития. Отсутствие необходимых для младенца отношений порождает чувство недоверия, которое накладывает отпечаток на следующие этапы развития.

Гештальтпсихология. Изучая психические процессы младенцев, ученые утверждали, что основные свойства психических процессов формируются постепенно, с вызреванием гештальтов. Так появляются константность и правильность того или иного психического процесса, а также его осмысленность. Так, при рождении у детей есть смутный образ человека, в гештальт которого входит и его голос, и лицо, и волосы, и характерные движения. Поэтому младенец может не узнать даже близкого взрослого, если он резко сменит прическу или сменит привычную одежду. К концу первого полугодия этот смутный образ дробится, превращаясь в ряд четких образов: образ лица, в котором выделяются отдельные гештальты (глаза, рот, волосы), появляются образы голоса, тела и т.п. Осознав влияние бессознательного на поведение, психологи пришли к выводу о необходимости провести границу между человеком и другими живыми существами, понять не только причины его агрессивности, жестокости, удовлетворения потребностей (психоанализ), но и основы его нравственности, доброты, культуры. Исследования детского развития позволили понять многие закономерности развития восприятия, мышления и личности детей, хотя для современной детской психологии гораздо более интересны эксперименты и открытые факты, чем многие объяснения полученных результатов.¹

Психогенетика. Ж. Пиаже полагал, что основу психического развития составляет развитие интеллекта. Умственное развитие – это процесс адаптации к окружающему миру. При этом не учитывается развитие личности, мотивы, потребности, чувства и переживания. Для выяснения относительной роли среды и наследственности используется близнецовый метод, основанный на сравнении развития детей, начиная с младенческого возраста, с идентичной и различной наследственностью, живущих в одинаковых и разных условиях.

Культурно-историческая теория. Л.С. Выготский рассматривал младенца как максимально социальное существо, поскольку с момента рождения все его отношения с миром опосредованы близкими взрослыми. На первом году жизни вся психическая жизнь ребенка осуществляется во взаимодействии со взрослыми. Младенец не пассивное существо, реагирующее на внешние сигналы. Он не только принимает воздействия взрослого, но и сам активно влияет на его поведение. Д.Б. Эльконин предложил понимание психического развития, исходя из которого ребенок изначально включен в общество. Система «ребенок и общество» заменяется системой «ребенок в обществе». При изменении союза между ребенком и обществом радикально меняется характер связи систем «ребенок – предмет» и «ребенок – взрослый». Из двух самостоятельных и изолированных они превращаются в единую систему, вследствие чего качественно меняется содержание каждой из них. ²

1.3. Характеристика социальной ситуации развития и особенностей общения со взрослыми в младенческом возрасте.

Взрослый организует жизнь ребенка, вызывает и поддерживает его активность, наполняет бодрствование малыша новыми впечатлениями. Неразрывная связь ребенка и взрослого сохраняется на протяжении всего первого года жизни, поэтому социальную ситуацию психического развития в младенчестве Л.С. Выгодский назвал «Пра-мы». Она характеризуется изначальной психической общностью матери и ребенка, когда осознанию своего отдельного «Я» предшествует переживание слитности себя и другого. Во-первых, младенец не осознает своего существования, своей деятельности, своей личности, не выделяет своего тела из окружающего предметного мира. Так, он рассматривает свои ручки и ножки как посторонние предметы, а не части собственного тела. Во-вторых, для младенца социальная и предметная ситуации, отношения к человеку и предмету еще не расчленены. Предмет по мере отдаления от ребенка теряет для него свою привлекательную силу, но эта сила вновь появляется, как только рядом с предметом в одном оптическом поле оказывается взрослый. В данном случае ребенок еще не понимает, что он может обратиться к взрослому за помощью в овладении предметом. Эти факты свидетельствуют о том, что с момента рождения ребенок живет во внутренней общности с другими людьми и именно через них воспринимает и познает окружающий мир, а взрослый является центром всякой ситуации взаимодействия с ребенком.

ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА В ПЕРИОД МЛАДЕНЧЕСТВА

Паршукова Инга Алексеевна.

г. Москва, Сибирский государственный университет путей сообщения, студент, [email protected]

 

Младенчество представляет собой период, в котором развитие ребенка в физическом, психическом и социальном плане происходит чрезвычайно быстро, преодолевая за небольшой промежуток времени огромный путь от беспомощного новорожденного с малым набором врожденных реакций до активного младенца, который способен смотреть, слушать, действовать, взывать о помощи, радоваться [1, с. 24].

Известно, что период младенчества состоит из двух фаз (первая –длительностью до 5-6 месяцев, вторая – до 12 месяцев) и завершается кризисом одного года.

Психическое развитие ребёнка в период младенчества определяется тем, что он беспомощен биологически и социально и обладает минимальными возможностями общения и взаимодействия с окружающими. Поэтому главное направление развития ребенка на этом этапе – освоение основных способов взаимодействия с миром.

Для первой фазы младенчества характерно активное развитие сенсорных систем, т.е. элементарных форм будущих ориентировочных реакций, таких как сосредоточение, слежение, круговые движения. В 4 месяца появляется реакция на новизну, она состоит в частности в длительности удержания взгляда на новом предмете. Также происходит развитие слухового восприятия (реакция на голос матери) и тактильной чувствительности, имеющей большое значение для формирования акта хватания и обследования предмета.

Развитие голосовых реакций ребенка проявляется в виде попыток привлечь взрослого посредством голоса, что говорит о процессе перестройки голосовых реакций в поведенческие акты. В это время у ребенка наблюдаются различные типы реакций голоса, к которым относится гуканье, гуление, лепет.

С началом второй фазы младенческого возраста (приблизительно в 5 месяцев) происходит «перелом» в развитии ребенка. Его начало характеризуется появлением первого направленного действия – акта хватания. Для психического развития ребенка этот акт является чрезвычайно важным, так как в связи с ним возникает предметное восприятие.

Благодаря акту хватания происходит углубление восприятия пространства  (пространство вытянутой руки). Хотя расстояние его невелико, вместе с тем, предмет вырывается из прежней схемы (восприятие пространственных характеристик до этого происходило через рот). 

На основе активного развития руки, которое заключается в противопоставлении большого пальца, у ребенка расширяются возможности манипуляций с предметом. Поэтому, в возрасте от 4 до 7 месяцев у ребенка появляются результативные действия, что проявляется в простом перемещении предмета, извлечении из него звуков.

К 7–10 месяцам осуществляется формирование соотносимых действий, т.е. ребенок научается взаимодействовать с двумя объектами одновременно, отдаляя от себя или соотнося их между собой.

К моменту окончания младенческого периода (от 10-11 до 14 месяцев) происходит возникновение функциональных действий. Эти действия характеризуются более совершенными движениями: открыванием, вкладыванием, нанизыванием. При этом если ранее ребенок осуществлял действие одним способом, который был ему показан взрослым и производил это действие на одних и тех же предметах, то теперь он осуществляет попытки воспроизвести действие на всевозможных объектах [4].

 Акт хватания стимулирует у ребенка возникновение сидения. Перед ним открывается множество других предметов, при этом появляются и предметы, до которых он не может дотянуться. Здесь вступает в силу закон опережающего знакомства ребенка с миром. Благодаря тому, что ребенок тянется к предмету, но достать его может только с помощью взрослого общение приобретает другой характер, оно становится общением по поводу предметов. 

Со второго полугодия жизни важна помощь взрослых (организация действий, одобрение). Это приводит к тому, что необходимы новые средства и способы воздействия на взрослого. Так возникает указательный жест, который уже предметно отнесен и имеет в себе зачатки слова.

Л.С. Выготский, определил, что изначально указательный жест является неудачным актом хватательного движения: ребенок хочет взять предмет, который слишком далеко от него находится и его руки, протянутые к предмету, остаются висеть в воздухе, а пальцы делают указательные движения. Осмысление движения ребенка, как указательного жеста, происходит, когда мать приходит на ему на помощь. После этого ситуация значительно меняется и данный жест уже становится жестом для других. То есть, неудачное хватательное действие ребенка вызывает реакцию не со стороны предмета, а со стороны других людей. И только впоследствии, ребенок начинает сам относиться к этому движению как к указанию. К осознанию своего жеста ребенок приходит последним [2, с. 101–104].

Данный процесс иллюстрирует то, что совместное действие ребенка и взрослого лежит у истоков возникновения слова.

Первое понимание слов возникает у ребенка к концу младенческого возраста, а у взрослого появляется возможность управлять ориентировкой ребенка на основе понимания им речи.

Между младенческим возрастом и ранним детством существует переходный период –  «кризис одного года». Начало кризиса приходится к 9 месяцам, в это время ребенок начинает ходить. По мнению Д.Б. Эльконина, главным в акте ходьбы является не только расширение пространства ребенка, но и его отделение от взрослого. Теперь происходит разделение «мы» и впервые не мама ведет ребенка, а он ведет маму куда хочет. Ходьба является первым основным новообразованием младенческого возраста, которое знаменует собой разрыв старой ситуации развития [5, с. 159].

Появление первого слова представляет собой второе основное новообразование, характерное для этого возраста. Первые слова отличаются тем, что они являются продолжением указательных жестов. Начало ходьбы и постепенное обогащение предметных действий вызывают необходимость в речи, которая могла бы удовлетворять общение по поводу предметов. На этом этапе речь представляет собой специфическую структуру, которая состоит из обрывков слов, является эмоционально окрашенной и понятной только близкому окружению. Тем не менее, она служит критерием возникновения новой ситуации развития: там, где наблюдалось единство, появилось двое – взрослый и ребенок. Между ними возникло новое содержание деятельности – мир человеческих предметов.

Третьим, основным новообразованием в период младенчества является появление манипулятивных действий с предметами. Ребенку еще предстоит научиться взаимодействовать, освоить способы действия с человеческими предметами, которые его повсюду окружают. Пока ребенку приходится ориентироваться на физические свойства этих предметов. Выход из старой ситуации развития сопровождается проявлением негативных эмоций ребенка, которые возникают в виде ответной реакции на определенное ограничение его физической самостоятельности. Л.С. Выготский подобному поведению дал название «гипобулических реакций», то есть реакции протеста, в которых еще не произошла дифференцировка воли и аффекта.

 Описывая кризис первого года жизни, Л.С. Выготский объясняет его появлением автономной детской речи. Она приводит к изменению отношения ребенка к среде, тем самым вызывая к жизни новую ситуацию развития. «Речь в отношении социального пространства ребенка играет такую же роль, как и ходьба в отношении физического» [3, с.150].

Данный период характеризуется стремлением ребенка к самостоятельности и в то же время полной зависимостью от взрослого, что составляет главное противоречие кризиса первого года.

Таким образом, данная стадия развития ребенка характеризуется тем, что с самого начала существуют две взаимосвязанные линии психического развития: формирование ориентации в смыслах человеческой деятельности и формирование ориентации в способах человеческой деятельности. Освоение одной лини открывает возможность для развития другой.

Таким образом, основной задачей воспитания ребенка в период младенчества является максимальное расширение и развитие широкой ориентации ребенка в окружающей действительности.

В виду того, что эмоциональное общение является основным типом деятельности ребенка в период младенчества, крайне важно  удовлетворение первой потребности, формирующейся у ребенка – потребности в другом человеке.

Для формирования у ребенка чувства доверия к миру, взрослым необходимо общаться с ним, так как, при правильном и достаточном общении ребенка с взрослым фонематический состав лепета формирует фонематический состав родной речи. При этом общение должно носить эмоционально-положительный характер.

Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что период младенчества является важным периодом, в течение которого происходит бурное формирование всех психических процессов за кратчайшие сроки.

 

Библиографический список:

  1. Валлон А. Психологическое развитие ребенка. — М.: Просвещение, 1997. – 195 с.
  2. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. — СПб.: Союз, 2006. – 224 с.
  3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. — М.: Просвещение, 2008. — 300 с.
  4. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для вузов. – М.: Высшее образование; МГППУ, 2009. – 460 с.
  5. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. — М.: Наука, 2009. – 168 с.

Тема 2.9. Психическое развитие ребёнка в период младенчества. — Студопедия

План:

1.Новорождённость. Кризис новорождённости. Рефлексы новорождённого.

2.Младенческий возраст. Физическое развитие младенца. Познавательное развитие младенца. Развитие моторики. Эмоциональное развитие младенца. Речевое развитие. Кризис 1 года.

 

1. Человек по своей сущности может рассматриваться через три ипостаси: 1) как биосистема; 2) как социальное существо; 3) как личность. В онтогенезе каждый возрастной период характеризует­ся особенным сочетанием названных существенных составляющих.

В нормальных условиях появление нового человека является ре­зультатом психологической готовности матери к его рождению. Новорожденный изначально беспомощен. Едва появившись на свет, он должен приспособиться к условиям существования, кото­рые резко отличаются от существования в чреве матери. Жизнь новорожденного зависит от того, как его организм может адапти­роваться к изменившимся условиям среды. Для организма многих новорожденных сам процесс рождения — тяжкое физическое испы­тание, которое истощает его организм и создает ситуацию стресса. Родившись и оправившись от потрясений, связанных с рождением, ребенок начинает жить в заданных условиях и развиваться в соот­ветствии с врожденным потенциалом и с создаваемыми условиями.

Младенчество — период, когда от малоподвижного образа жиз­ни и снотворного состояния ребенок быстро развивается в под­вижное веселое дитя. Очень быстро он научается устанавливать зрительный контакт со взрослым, открывает зрительно свои руки. научается хватать предмет, а затем и манипулировать им. Он ис­следует, рассматривает окружающий мир в ближайшем простран­стве; ощупывает предмет руками, тянет его в рот и знакомится с предметом таким младенческим способом; он прислушивается и ищет источник звука; он беспрестанно манипулирует всем, что попадет под руку. Он вступает в эмоциональные отношения с ма­терью и другими близкими взрослыми. Он начинает испытывать тревогу при виде незнакомого человека. Фактически от существа асоциального младенец быстро становится ребенком, способным реагировать на окружающих людей улыбкой, плачем, радостью, испугом — человеческими способами. При этом он начинает разли­чать отдельные, часто повторяющиеся ситуации и проявлять себя определенным образом, он начинает различать слова, обозначаю­щие предметы, и значимых людей.



Младенчество — период, когда ребенок развивается в физиче­ском, психическом и социальном плане чрезвычайно быстро, про­ходя за короткое время колоссальный путь от беспомощного но­ворожденного с малым набором врожденных реакций до активно­го младенца, способного смотреть, слушать, действовать, решать некоторые наглядно воспринимаемые ситуации, взывать о помо­щи, привлекать внимание, радоваться появлению близких.[1]


Рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания. Приспособиться к этим новым, чуждым для него условиям, ребенку помогают наследственно закрепленные механизмы — безусловные рефлексы. Какие же безусловные рефлексы имеет новорожденный?

Это, прежде всего, система пищевых рефлексов. При прикосновении к углам губ или языку появляются сосательные движения, а все остальные движения тормозятся. Поскольку ребенок полностью сосредоточен на сосании, эта реакция была названа «пищевым сосредоточением». Ряд других безусловных рефлексов приведен в табл. 1.1.

 

БЕЗУСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ НОВОРОЖДЕННОГО

Раздражители Рефлексы
Действие яркого света Глаза закрываются
Шлепок по переносице Глаза закрываются
Хлопок руками возле головы ребенка Глаза закрываются
Поворот головы ребенка направо Подбородок поднимается, правая рука вытягивается, левая сгибается
Разведение локтей в стороны Руки быстро сгибаются
Нажатие пальцем на ладонь ребенка Пальцы ребенка сжимаются и разжимаются
Нажатие пальцем на подошву ребенка Пальцы ног сжимаются
Царапающим движением проводим пальцем по подошве от пальцев к пятке Большой палец ноги поднимается, остальные — вытягиваются
Укол булавкой подошвы Колено и стопа сгибаются
Поднимаем лежащего ребенка живо том вниз Ребенок пытается поднять голову, вытягивает ноги

 

К концу первого месяца жизни появляются и первые условные рефлексы. В частности, ребенок начинает реагировать на позу кормления: как только он оказывается в определенном положении на коленях матери, у него возникают сосательные движения. Но в частности, ребенок начинает реагировать на позу.

Условные рефлексы появляются при сочетании первоначально незначимого условного раздражителя с раздражителем безусловным (вызывающим безусловный рефлекс). Например, ребенок, видя в окне проходящий мимо автобус, вдруг слышит удар грома, пугается и начинает плакать. В следующий раз, когда он видит автобус, он снова испытывает чувство страха. В целом образование условных рефлексов характерно для более позднего времени.

 

2. Младенец интенсивно растет. Рост здорового ребенка за первый год его жизни увеличивается примерно в 1,5 раза, а вес — почти в 2 раза. Но для нас больший интерес представляет другой аспект физического развития. Ребенок начинает все более интенсивно и успешно двигаться и, значит, приобретает большие возможности познания окружающего мира. Основные вехи в физическом развитии младенца и примерные (среднестатистические) сроки их появления отражены в табл. 2.2. Что касается познавательного развития ребенка, то здесь нужно рассмотреть в первую очередь развитие восприятия и тонких ручных движений.

Восприятие. Зрительное сосредоточение, появившееся еще на этапе новорожденности, совершенствуется. После второго месяца сосредоточение становится достаточно длительным, к 3 месяцам его продолжительность достигает 7-8 минут. Становится возможным прослеживание движущихся предметов. В 4 месяца ребенок не просто видит, но уже смотрит: активно реагирует на увиденное, двигается и повизгивает.

Ребенок в младенческом возрасте воспринимает форму предметов, выделяет контур и другие их элементы. Когда младенцу показывают картинку с изображением широкой черной полосы на белом фоне, ею взгляд не блуждает по всему полю картинки, а быстро останавливается на границе белого и черного пространства. Если ему показать одновременно две картинки — однотонную и с вертикальными черными линиями, он дольше будет смотреть на второе изображение. Младенец проявляет больше внимания к изогнутым элементам, чем к прямолинейным; к фигурам концентрической формы, к изломам — переходам прямой линии в изогнутую.

Можно сказать, что в младенческом возрасте дети уже способны ориентироваться во многих параметрах объектов. Их привлекают контрасты, движение наблюдаемых предметов и другие их свойства.

Таблица 1. 2

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДЕНЦА

Время появления движений Развитие моторики
1 месяц Поднимает подбородок
2 месяца Поднимает грудь
3 месяца Тянется за предметом, но, как правило, промахивается
4 месяца Сидит с поддержкой
5-6 месяцев Хватает рукой предметы
7 месяцев Сидит без поддержки
8 месяцев Садится без посторонней помощи
9 месяцев Стоит с поддержкой; ползает на животе
10 месяцев Ползает, опираясь на руки и колени; ходит, держась двумя руками
11 месяцев Стоит без поддержки
12 месяцев Ходит, держась одной рукой

 

Ребенок различает зрительно воспринимаемые объекты по форме, сложности и цвету. На цвет он может реагировать уже в 3-4 месяца: если его кормить только из красной бутылочки, он безошибочно выберет ее среди бутылочек других цветов. Эта реакция вырабатывается по типу условнорефлекторных связей. Активный же интерес к цвету появляется позже, с 6 месяцев.

Развивается также пространственное восприятие, в частности, восприятие глубины.

Считается, что младенец имеет целостную картину мира, а не мозаичный набор цветовых пятен, линий и разрозненных элементов. Воспринимая не отдельные свойства объектов, а объекты в целом, он создает обобщенные, образы предметов.

Познавательному развитию ребенка способствует разнообразие впечатлений, которые он получает. Взрослые, ухаживающие за ребенком, должны удовлетворять его потребность в новых впечатлениях, стараясь, чтобы окружающая его обстановка не была однообразной, неинтересной. Познавательное развитие (в первую очередь, развитие восприятия) младенцев, живущих в однообразной среде, оказывается несколько замедленным по сравнению с развитием тех, кто живет в разнообразной обстановке и получает больше новых впечатлений.

Сейчас, поскольку речь идет о познавательном развитии, для нас наиболее важным будет развитие движений руки. Движения рук младенца, направленные к предмету, ощупывание предмета появляются примерно на четвертом месяце жизни. В 5-6 месяцев ребенок уже может схватить Предмет, что требует сложных зрительно-двигательных координаций. Значение этого момента для дальнейшего развития велико: хватание — первое целенаправленное действие ребенка, оно является обязательным условием, основой освоения манипуляций с предметами.

Во втором полугодии движения рук и соответствующие действия интенсивно развиваются. Ребенок размахивает схваченными им предметами, стучит, бросает и снова подбирает их, кусает, перекладывает из руки в руку и т.д. Развертываются цепи одинаковых, повторяющихся действий, которые Жан Пиаже назвал круговыми реакциями. После 7 месяцев встречаются «соотносящие»
действия: ребенок вкладывает маленькие предметы в большие, открывает и закрывает крышки коробочек. После 10 месяцев появляются первые функциональные действия, позволяющие относительно верно использовать предметы, подражая действиям взрослых. Ребенок катает машинку, бьет по барабану, подносит ко рту чашку с соком.

Восприятие и действие — та основа, которая позволяет судить о первоначальных формах наглядно-действенного мышления в младенческом возрасте. В течение года усложняются
познавательные задачи, которые способен решить ребенок, сначала только в плане восприятия, затем используя двигательную активность (табл. 11.3). Добиваясь успеха, ребенок действует методом проб и ошибок. Скажем, отыскивая спрятанную под подушкой игрушку, он сначала переворачивает все подушки, попадающиеся ему на глаза.

Память. Познавательное развитие младенца предполагает включение механизмов памяти, естественно, простейших ее видов. Первым появляется узнавание. Уже в раннем младенчестве
дети способны соотносить новые впечатления с имеющимися у них образами. Если ребенок, получив новую куклу, какое-то время рассматривает ее, на следующий день он может ее узнать. В 3-4 месяца он узнает ту игрушку, которую показывал ему взрослый, предпочитая ее остальным, находящимся в поле его зрения, 4-месячный ребенок отличает знакомое лицо от незнакомого.

Если яркую игрушку спрятать под одним из двух одинаковых платков, лишь немногие 8-месячные дети в состоянии вспомнить через 1 секунду, где она лежит. К 1 году все дети находят игрушку через 1-3 секунды после того, как ее спрятали. Большинство из них вспоминает, под каким платком она находится, даже через 7 секунд. Таким образом, после 8 месяцев появляется воспроизведение — восстановление в памяти образа, когда перед ребенком нет сходного объекта.

На протяжении младенческого возраста наблюдается, наряду с познавательным, и эмоциональное развитие. Эта линия развития тоже непосредственно зависит от общения с близкими взрослыми. В первые 3—4 месяца у детей проявляются разнообразные эмоциональные состояния: удивление в ответ на неожиданность (торможение движений, снижение сердечного ритма), тревожность при физическом дискомфорте (усиление движений, повышение сердечного ритма, зажмуривание глаз, плач), расслабление при удовлетворении потребности.

После того как ребенок научился узнавать и бурно радоваться маме (с этого, собственно, и начинается младенчество как возрастной период), он доброжелательно реагирует на любого чело-
века. После 3—4 месяцев он улыбается знакомым, но несколько теряется при виде незнакомого взрослого человека. Однако, если тот демонстрирует свое доброе отношение, разговаривает с ребенком и улыбается ему, настороженное внимание сменяется радостью. В 7-8 месяцев беспокойство при появлении незнакомых резко усиливается. Особенно боятся дети остаться наедине с незнакомым человеком. В таких ситуациях одни отползают подальше, отворачиваются, стараются не обращать внимания на нового человека, другие — громко плачут.

Общаясь с мамой или другим близким человеком, младенец к концу 1 года стремится не только к чисто эмоциональным контактам, но и к совместным действиям. Он пытается с маминой помощью получить какой-нибудь привлекающий его предмет, дотянуться до шкафа или полки, достать вазочку или кастрюлю, рассмотреть картину и т.д. Облегчают общение жесты, которыми активно пользуется ребенок, показывая, что он хочет получить, куда ему необходимо забраться и т.п.

Начинается в младенческом возрасте и речевое развитие. В первом полугодии формируется речевой слух, а сам ребенок при радостном оживлении издает звуки, называемые обычно гулением. Во втором полугодии возникает лепет, в котором можно различить некоторые повторяющиеся звуковые сочетания, связанные чаще всего с действиями ребенка. Лепет обычно сочетается с выразительной жестикуляцией. К концу 1 года ребенок понимает 10-20 слов, произносимых взрослыми, и сам произносит одно или несколько своих первых слов, сходных по звучанию со словами взрослой речи. С появлением первых слов начинается новый этап в психическом развитии ребенка.

КРИЗИС 1 ГОДА

Переходный период между младенчеством и ранним детством обычно называют кризисом 1 года. Как всякий кризис, он связан со всплеском самостоятельности, появлением аффективных реакций. Аффективные вспышки у ребенка обычно возникают, когда взрослые не понимают его желаний, его слов, его жестов и мимики, или понимают, но не выполняют то, что он хочет. Поскольку ребенок уже ходит или активно ползает по дому, в это время резко увеличивается круг досягаемых для него предметов. Взрослые вынуждены убирать острые вещи, закрывать электрические розетки, ставить повыше электроприборы, посуду и книги. Не все желания ребенка выполнимы потому, что его действия могут причинить вред ему самому или окружающим. Разумеется, ребенок и раньше был знаком со словом «нельзя», но в кризисный период
оно приобретает особую актуальность[1].

Аффективные реакции при очередном «нельзя» или «нет» могут достигать значительной силы; некоторые дети пронзительно кричат, падают на пол, бьют по нему руками и ногами. Чаще всего появление сильных аффектов у ребенка связано с определенным стилем воспитания в семье. Это или излишнее давление, не допускающее даже небольших проявлений самостоятельности, или
непоследовательность в требованиях взрослых, когда сегодня можно, а завтра нельзя, или можно при бабушке, а при папе — ни в коем случае. Установление новых отношений с ребенком, предоставление ему некоторой самостоятельности, т.е. большей свободы действий в допустимых пределах, наконец, терпение и выдержка близких взрослых смягчают кризис, помогают ребенку избавиться от острых эмоциональных реакций.

Главное приобретение переходного периода — своеобразная детская речь, называемая Л.С. Выготским автономной[2] . Она значительно отличается от взрослой речи и по звуковой форме (фонетическому строению), и по смыслу (семантической стороне). Детские слова по своему звучанию иногда напоминают «взрослые», иногда резко отличны от них. Встречаются слова, не
похожие на соответствующие слова взрослых (например, «ика» — шкаф, «гилигилича» — карандаш), слова — обрывки слов взрослых («как» — каша, «па» — упала), слова — искажения слов взрослых, сохраняющие, тем не менее, их фонетический и ритмический рисунок («тити» — часы, «ниняня» — не надо), звукоподражательные слова («ав-ав» — собака, «му-му» — корова).

Еще более интересны семантические различия. Маленький ребенок вкладывает в слово совсем другой смысл, чем взрослый человек, поскольку у него еще не сложились наши «взрослые» понятия. Для нас слово чаще всего связано с определенной группой предметов, идентичных по какому-то существенному, обычно функциональному признаку. Так, «часы» — вещь, с помощью которой мы определяем время. Это предметное значение имеют все часы, обозначаемые нами одним словом, — и большие, и маленькие, и круглые, и квадратные, и ручные, и стенные с маятником. Ребенок не может так обобщать предметы. У него своя логика, и его слова становятся многозначными и ситуативными.

Итак, годовалый ребенок, вступая в новый период — раннее детство, — уже многое может: он ходит или хотя бы пытается ходить; выполняет различные действия с предметами; его действия и восприятие можно организовать с помощью речи, так как он понимает обращенные к нему слова взрослых. Он начинает говорить и, хотя его речь ситуативна и многозначна, непонятна большинству окружающих, его возможности общения с близкими людьми значительно расширяются. Познавательное и эмоциональное развитие ребенка основывается в первую очередь на потребности в общении со взрослым — центральном новообразовании данного возрастного периода. [2]

 

Литература

1. Мухина В. С., М92 Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. — 4-е изд., стереотип. — М.:

Издательский центр «Академия», 1999. — 456 с.

2. УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ, И.Ю. Кулагина, Развитие ребенка от рождения до 17 лет.

 

[1] Забегая вперед, отметим, что страх расставания обостряется на втором году жизни, между 15 и 18 месяцами, а затем постепенно ослабевает.

 

[2] Термин В. Элиасберга «автономная речь» в последнее время мало используется в отечественной психологии, поскольку он имеет оттенок спонтанности, независимости от общения и усвоения взрослой речи (что, конечно, неверно). Чаще детская речь, характерная для 1 года, называется ситуативной. Нам представляется удобным говорить об автономной речи, так как ситуативность — одна из ее характеристик.

17. Психологические особенности младенческого возраста.

1. Кризис новорожденности

Процесс рождения – тяжелый, переломный
момент в жизни ребенка. Психологи
называют этот период – кризис
новорожденности.

Причины кризиса новорожденности:

— Физиологические (рождаясь, ребенок
физически отделяется от матери. Он
попадает в совершенно иные условия:
холод, яркая освещенность, воздушная
среда, требующая другого типа дыхания,
необходимость смены типа питания).

— Психологические (психика новорожденного
ребенка представляет собой набор
врожденных безусловных рефлексов,
которые помогают ребенку в первые часы
его жизни).

Какие же безусловные рефлексы имеет
новорожденный? Это, прежде всего
дыхательный и сосательный рефлексы,
защитные и ориентировочные рефлексы.
Некоторые рефлексы являются атавистическими
(«цеплятельный») – они получены от
предков-животных, бесполезны для ребенка
и вскоре исчезают. Основную часть времени
ребенок спит.

2. Психологическая характеристика периода новорожденности

Ребенок обладает чувствительностью:
различает соленый, горький, сладкий
вкус; реагирует на звуковые раздражители.

Важные события в психической жизни
ребенка — возникновение слухового и
зрительного сосредоточения.

Слуховое сосредоточение появляется на
2-3 неделе. Резкий звук, например, хлопнувшей
двери, вызывает прекращение движений,
ребенок замирает и замолкает. Позже, на
3-4 неделе, такая же реакция возникает
на голос человека. В это время ребенок
не только сосредоточивается на звуке,
но и поворачивает голову в сторону его
источника. Зрительное сосредоточение,
появляющееся на 3-5 неделе, внешне
проявляется так же: ребенок замирает и
задерживает взгляд (разумеется, недолго)
на ярком предмете.

Новорожденный, приобретя способность
реагировать на голос ухаживающей за
ним матери, видеть ее лицо, устанавливает
с ней эмоциональные связи. Примерно в
1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает
взгляд на ее лице, вскидывает руки,
быстро двигает ногами, издает громкие
звуки и начинает улыбаться. Эта бурная
эмоциональная реакция была названа
«комплексом оживления».

Комплекс оживления, включающий истинно
человеческую особенность — улыбку, —
знаменует собой появление первой
социальной потребности — потребности
в общении. А становление у ребенка
потребности в общении означает, что он
в своем психическом развитии переходит
от новорожденности в собственно
младенчество.

3. Эмоциональное общение со взрослым как ведущая деятельность младенца

Ведущая деятельность младенческого
возраста — эмоциональное общение со
взрослым. Ребенок в этом возрасте
является слабым и совершенно беспомощным.
Хотя, родившись, он отделился от матери
физически, но биологически еще связан
с ней. Ни одной своей потребности он не
может удовлетворить самостоятельно:
его кормят, купают, одевают в сухое и
чистое, перемещают в пространстве,
следят за его здоровьем. И, наконец, с
ним общаются. Такая беспомощность,
полная зависимость от взрослого человека
составляют специфику социальной ситуации
развития младенца.

Развитие психики ребенка в младенческом
возрасте (0 — 1 год)

Потребность в общении у ребенка появляется
рано, примерно в 1 месяц, после кризиса
новорожденности (по некоторым данным,
в 2 месяца). Комплекс оживления при
появлении мамы (или другого близкого
человека, ухаживающего за ребенком)
показывает возникновение потребности
в общении, которая должна как можно
более полно удовлетворяться.
Непосредственно-эмоциональное общение
со взрослым создает у ребенка радостное
настроение и повышает его активность,
что становится необходимой основой для
развития его движений, восприятия,
мышления, речи.

Что же происходит, если потребность в
общении не удовлетворяется или
удовлетворяется недостаточно?

Дети, оказавшиеся в больнице или детском
доме, отстают в психическом развитии.
До 9-10 месяцев они сохраняют бессмысленный,
безразличный взгляд, устремленный
вверх, мало двигаются, ощупывают свое
тело или одежду и не стремятся схватить
попавшиеся на глаза игрушки. Они вялы,
апатичны, не испытывают интереса к
окружающему. Речь появится у них очень
поздно. Более того, даже при хорошем
гигиеническом уходе дети отстают в
своем физическом развитии. Эти тяжелые
последствия недостатка общения в
младенчестве получили название
госпитализма.

Особенности психического развития в младенческом возрасте

В этом периоде (1-й год жизни) ребенок впервые сталкивается с социумом. Его контакты очень ограничены, но уже сейчас имеют большое значение для формирования положительного отношения к миру. Этому способствует заботливое отношение к ребенку со стороны родителей.

К первому году жизни ребенок становится более самостоятельным. В этом возрасте дети уже самостоятельно встают, учатся ходить. Возможность передвигаться без помощи взрослого дает ребенку чувство свободы и независимости.

В этот период дети очень активны, они осваивают то, что прежде не было для них доступно. Желание быть независимым от взрослого может проявляться и в отрицательном поведении ребенка. Почувствовав свободу, дети не желают расставаться с этим ощущением и подчиняться взрослым.

Теперь ребенок сам выбирает вид деятельности. На отказ взрослого ребенок может проявлять негативизм: кричать, плакать и т.д. Подобные проявления носят название кризиса 1-го года жизни, который изучала С. Ю. Мещерякова.

На основе результатов анкетирования родителей С. Ю. Мещерякова сделала выводы, что все эти процессы временные и преходящие. Она разделила их на 5 подгрупп:

1)трудных, проявляет упорство и желание постоянного родительского внимания;

2)у ребенка появляется множество форм общения, ранее ему несвойственных. Они могут быть позитивными и негативными. Ребенок нарушает режимные моменты, у него формируются новые умения;

Ученые выделяют стадии сенсорного развития детей до 1-го года. Так, например,

Младенческий возраст характеризуется высокой интенсивностью процессов развития сенсорных и двигательных функций, созданием предпосылок для речи и социального развития в условиях непосредственного взаимодействия ребенка со взрослым.

Большое значение имеет среда, участие взрослых не только в физическом, но и в психическом развитии ребенка. Психическое развитие в младенческом возрасте отличается максимально выраженной интенсивностью не только по темпам, но и в смысле новых образований.

Сначала ребенок имеет лишь органические потребности. Они удовлетворяются с помощью механизмов безусловных рефлексов, на основе которых происходит первоначальное приспособление ребенка к среде. В процессе взаимодействия с окружающим миром у ребенка постепенно возникают новые потребности: в общении, движениях, манипулировании предметами, удовлетворения интереса к окружающему. Врожденные безусловные рефлексы на данном этапе развития не могут удовлетворить указанные потребности.

Возникает противоречие, которое разрешается путем образования условных рефлексов — гибких нервных связей — как механизма приобретения и закрепления в окружающем мире ведет к развитию ощущений (в первую очередь зрительных, которые начинают играть ведущую роль в развитии ребенка) и становится основным средством по знания. Сначала дети могут следить глазами за кем-то лишь в горизонтальной плоскости, позже — по вертикали.

С 2 месяцев дети могут сосредоточивать взгляд на предмете. С этого времени малыши больше всего занимаются рассматриванием различных предметов, которые находятся в поле их зрения. Дети с 2 месяцев способны различать простые цвета, а с 4 — форму предмета.

Со 2-го месяца ребенок начинает реагировать на взрослых. В 2—3 месяца отвечает улыбкой на улыбку матери. На 2-ом месяце малыш может сосредоточиваться, появляются гуление и замирание — это проявление первых элементов в комплексе оживления. Уже через месяц элементы преобразуются в систему. Примерно к середине 1 -го года жизни заметно развиваются руки.

Ощупывающие, хватающие движения рук и манипулирование предметами расширяют возможности познания ребенком окружающего мира. По мере развития ребенка расширяются и обогащаются формы его общения со взрослыми.

От форм эмоциональной реакции на взрослого ребенок постепенно переходит к реагированию на слова определенного значения, начинает понимать их. В конце 1-го года жизни ребенок сам произносит первые слова.

Что такое психология развития младенцев?

Узнайте о развитии ребенка и карьере в этой области

infant developmental psychology

Психология развития младенцев рассматривает критическую стадию развития человека от зачатия до примерно двухлетнего возраста, период времени, когда рост происходит так быстро, а последствия пренебрежения настолько разрушительны, что многие считают, что это самый важный этап в жизни человека.

При рождении длина ребенка примерно равна расстоянию от локтя взрослого до кончиков пальцев, и к 2 годам этот ребенок вырастает до половины своего взрослого роста.Самое замечательное, что к 2 годам вес мозга ребенка составляет 75 процентов от веса мозга взрослого. Скорость изменений, происходящих в головном мозге, происходит в основном во внешнем слое мозга — коре, — где нейроны соединяются и изменяются с молниеносной скоростью.

Эти изменения, происходящие в младенчестве, влияют на более поздние стадии развития человека, создавая своего рода «строительный блок» для достижения ключевых навыков и качеств. Те, кто работает в области психологии развития и специализируется на младенцах, исследуют следующие ключевые компоненты человеческого роста и развития: когнитивный рост, языковые навыки, социальные и эмоциональные способности, а также развитие моторики.Исследователи также пытаются отсортировать влияние окружающей среды на младенцев в дополнение к генетическим влияниям, которые могут повлиять на рост ребенка в каждой из этих ключевых областей.

При изучении младенцев нельзя переоценить термин «активный ученик». С того момента, как ребенок делает первый вдох, он пытается усвоить все образы и звуки, соответствующие его чувствам. Жан Пиаже (1896-1980) был пионером великой «когнитивной теории», на которую психологи продолжают ссылаться и сегодня, чтобы понять, как дети активно используют сенсорные сигналы, чтобы научиться думать.

Раскачивание рук и другие автоматические рефлексы младенца запускают в мозгу ребенка процесс, который инициирует обучение, утверждал Пиаже. Этот известный швейцарский исследователь показал, что развитие моторики и когнитивное развитие неразрывно связаны. А обучение, как он утверждал, на ранних этапах отношений с семьей и опекунами помогает людям формировать рамки, на которые они ссылаются при общении с людьми на всех других этапах своей жизни — другими словами, рост и обучение в младенчестве влияет на эмоциональные способности и будущие социальные взаимодействия.

Специалисты по психологии развития младенцев сегодня используют компьютеры и передовые технологии для изучения младенцев способами, которые раньше были невозможны. Например, неинвазивные методы визуализации позволяют исследователям наблюдать активность мозга во время определенных действий. Младенцам могут быть показаны картинки или изображения на видеоэкране, а затем исследователи наблюдают, как мозг младенцев реагирует на стимулы. Кроме того, теперь исследователи по всей стране могут совместно использовать большие базы данных, что поддерживает большее количество лонгитюдных исследований, которые исследуют людей при рождении и отслеживают этих людей на протяжении многих лет и этапов жизни.

Понимание того, как и почему дети учатся и растут, способствует созданию здоровой дневной и домашней среды, рациональной образовательной практики, а также игрушек и игр для младенцев с учетом их возраста. Кроме того, распознавая и документируя этапы и нормы развития, работники здравоохранения могут лучше оценивать нарушения обучаемости и вмешательства для тех, кто не соответствует научно установленным критериям.

Если вас восхищают младенцы и то, как они растут и изменяются, и вы хотите изучать психологию развития, рассмотрите возможность получения степени по психологии развития.Имеются вакансии в детских садах и дошкольных учреждениях, а также во многих социальных службах и больницах. Программы дневного ухода за детьми и дошкольные учреждения нанимают выпускников со степенью бакалавра, в то время как степень магистра требуется для многих должностей в больницах и социальных службах. Академические должности на уровне университета также требуют наличия степени магистра или доктора психологии.

Кроме того, узнайте больше о процессах лицензирования карьеры в области психологии и о требованиях для получения лицензии: Лицензирование карьеры в области психологии.

.

PPT — Психология младенчества Определение развития, пренатального развития, развития мозга Презентация PowerPoint

  • Психология младенчества Определение развития, пренатальное развитие , развитие мозга Д. Мессинджер, доктор философии

  • Вопросы (формат отдельного эссе) • Определите развитие. Обсудите, почему вы считаете, что у развития есть или нет конечная точка. • Опишите генетические факторы и факторы, связанные с переживанием, в развитии мозга, ссылаясь на факторы ожидания и зависимости от опыта.• Приведите примеры того, как пренатальный сенсорный опыт влияет на сенсорное развитие. • Все ли закончилось после 3 лет? • Приведите примеры из Нельсона. • Каковы основные закономерности развития синапсов и мозга в младенчестве? • Как на них влияет опыт? • Что может пойти не так в этой схеме?

  • Разработка определяется

  • Разработка определяется • Индивидуальные изменения, которые являются нормативными, необратимыми, относительно стабильными и последовательными.• Нормативный процесс • Это делают все • Необратимый • Реорганизация всего человека • Относительно стабильна • Вы не можете вернуться, • Последовательное изменение • Ползание перед тем, как идти • Примеры

  • Является разработкой • Повышение функциональности в все вещи? • Потеря остроты восприятия на неродных языках в возрасте от 6 до 12 месяцев • Пожилой возраст

  • Направлено ли развитие • Направлено ли к цели? • Развитие имеет нормативные результаты, • но время идет вперед • предшествующие события вызывают последующие события • не наоборот • Что делает Томпсон (2001, стр.21) mean? • «Стремление к развитию является врожденным, оно движет человеческого младенца к обучению и совершенствованию».

  • Три модели Назначение в классе: как будет выглядеть перекрестная таблица транзакционной модели?

  • Как выглядит индивидуальное развитие? Группа лиц

  • Пренатальное развитие мозга

  • Обзор • Повышение дифференциации областей коры • Младенец рождается на пике развития мозга • Третичные борозды развиваются за 1 месяц до 12 месяцев после рождения

  • Четыре уровня развития мозга Из Нельсона, 1999 г.

  • Создание трубки

  • Пролиферация и миграция нейронов • Генетически определенная общая закономерность развития мозга • К 20 неделям большинство нейронов присутствует • 3–16-я дородовая неделя наиболее важна • На 8 неделе голова составляет половину плода • Но конкретные связи зависят от общих процессов роста и сенсомоторной стимуляции • Триллионы связей все еще формируются • Обрезка этих связей является задачей развития

  • Синапсы — это связи между нейронами

  • Миграция нейронов • Многие элементы начальной миграции нейронов определены генетически • К 20 неделе беременности 100 миллиардов нейронов! • 50 000 — 500 000 нейронов в минуту • Нейроны следуют по пути глиальных клеток наружу от желудочков • Формируют 6 слоев коры

  • Развитие нервной системы: Synaptogensis • Попав на место, синапсы продуцируются несколько случайно • 1 год — 150 на% больше синапсов, чем у взрослых • Они обрезаются (уменьшаются) в процессе развития • Повторение сенсомоторных паттернов создает более специфический набор зависимых от опыта синаптических связей

  • Промежуточные последовательности радиальной миграции (также известные как глиальное руководство) и отросток нейритов сомальной транслокацииyoutube.com/watch?v=n_9YTeEHp1E&NR=1 Типичный и нетипичный http://www.youtube.com/watch?v=GBIa8G3gBH0&feature=related

  • Увеличение сложности нейронных связей Как растущий лес 06

  • Как образуются правильные синапсы? • 15 000 синапсов на каждый нейрон коры • 1,8 миллиона в секунду в первые 2 года! • Толщина коры головного мозга утроилась на 1-м году жизни • Сенсорные и двигательные нейроны должны расширяться, чтобы исправить мозговые оболочки и сформировать правильные синапсы • Это количество информации невозможно генетически управлять на микроуровне

  • Ожидаемый опыт Зависимый от опыта Два типа опыта в развитии мозга

  • Ожидаемый опыт • «Как обычный ранний опыт является важным катализатором для нормального развития мозга» • Ранняя визуальная стимуляция, слух, взаимодействие с языком, координация зрения и движений, • «Развивающийся мозг« ожидает » и требует этих типичных человеческих переживаний и полагается на них как на компонент своего роста.»

  • Зависит от опыта •« Как индивидуальный опыт способствует росту нового мозга и совершенствует существующие структуры мозга »•« Может быть уникальным для человека »• Чтение • Пение, музыка

  • Нейронный дарвинизм (Эдельман) • Используйте или потеряйте • То, что не используется, обрезается • То, что используется, развивает более сильные связи • Организм и окружающая среда — это система, формирующая мозг • Развитие мозга определяется окружающей средой • Мозг обеспечивает поведение, которое формирует мозг • Синаптическое развитие не телеологический

  • Плод как конструирует свое собственное развитие • Поведение плода влияет на физическое развитие • У цыплят, лишенных возможности двигаться, хрящ превращается в кости • Сенсорные ощущения плода влияют на сенсорное развитие • У мышей, которым был проведен наркоз, была деформированная волчья пасть

  • Пренатальный сенсорный опыт влияет на сенсорное развитие • Слух обычно развивается до появления зрения • Крысы, утята и цыплята перепелов подвергались зрительной стимуляции пренатально • до того, как они обычно • теряют слух при рождении

  • Нормальное сенсорное развитие зависит от внеплодной среды • Различия в сроках пренатальной аугментации Стимуляция привела к различным паттернам последующей слуховой и зрительной реакции после вылупления.• Не было обнаружено влияния на нормальную зрительную реакцию на типичные для вида материнские сигналы, когда воздействие тактильной и вестибулярной стимуляции совпало с появлением зрительной функции (дни 14-19) • Когда воздействие имело место после начала зрительного функционирования (дни 17- 22), цыплята проявляли повышенную реакцию на одни и те же визуальные сигналы матери. • Когда усиленная тактильная и вестибулярная стимуляция совпадала с началом слуховой функции (дни 9–14), эмбрионы впоследствии не могли усвоить типичный для вида материнский зов до вылупления.• Ханикатт, Х. и Р. Ликлитер (2003). Психобиология развития 43: 71-81. Влияние пренатальной тактильной и вестибулярной стимуляции и зрительной реакции у боб-белого перепела: вопрос времени

  • Пренатальное поведенческое развитие • 9 недель — движение • 16 недель — хмуриться, гримасничать • 25 недель — переходит в барабанную дробь • 26 недель — запоминает звуки • 32 недели — функционируют все области мозга • 34 недели — может привыкнуть

  • Обзор роста мозга • Первыми развиваются подкорковые области, отвечающие за рефлексы • E.грамм. спинной мозг • За ним следуют области коры в определенной прогрессии • Что у большинства людей развивается последним • Большинство, но не все нейроны присутствуют при рождении • Синапсы развиваются • Миелин развивается

  • Одновременно — Миелинизация • Развиваются жировые оболочки и изолировать нейроны • Резкое ускорение нервной проводимости • Обеспечение нервного контроля над телом • Общее улучшение в первые 3 года, вероятно, связано с более быстрым двигательным и когнитивным функционированием • Разрешение таких действий, как стояние и ходьба • Под угрозой пренатального воздействия свинца

  • «Содействие раннее развитие мозга »? • Повторное открытие важности раннего опыта • «Как мозговые связи растут и изменяются в результате стимулов из окружающей среды.• Как ранний стресс может нанести вред развивающемуся мозгу. • Принцип «используй или потеряй» • Семь способов поддержки развития мозга: • http://www.pitc.org/

  • «Значительное непонимание раннего развития мозга происходит, когда нейроны и синапсы рассматриваются независимо развития мышления, чувств и отношений с другими ». Томпсон, 2001, стр. 29

  • Все закончилось после 3? • Устанавливается ли курс развития в младенчестве? • Ранний опыт важен • Но, за некоторыми исключениями, люди остаются открытыми для положительных эффектов дополнительного опыта • То же верно и в отношении влияния опыта на развитие мозга • Насколько важно «стимулировать мозг вашего ребенка»?

  • Что говорит Нельсон • Акробатические крысы (стр.423)… • Взрослый нейрогенез…

  • Значение для практики • Важно обеспечить младенцам безопасную, теплую, поддерживающую и стимулирующую среду • Но никогда не поздно улучшить результаты развития человека • В любой момент , текущие условия так же важны, как и прошлые. • Нет карточек

  • Избыточный рост мозга в первый год жизни при аутизме • Клиническому началу аутизма, по-видимому, предшествуют 2 фазы аномалии роста мозга: уменьшенный размер головы при рождении и внезапное и чрезмерное увеличение размера головы в период от 1 до 2 месяцев и от 6 до 14 месяцев.Аномально ускоренный рост может служить ранним предупреждающим сигналом о риске аутизма • Courchesne, Carper, Akshoomoff, (2003) • Почему чрезмерный рост?

  • Nelson • Позднее развивающиеся процессы более подвержены влиянию опыта • Двигательное развитие более пластично, чем языковое развитие • Чувствительные периоды • Генетика и опыт: неразрывно

  • Процесс рождения Акушерство — первая профессия

  • Человеческое рождение — цефало-тазовая пропорциональность Развиваются ли люди? Как рост скорости родов при кесаревом сечении может быть связан с эволюцией?

  • Человеческое рождение — социальный процесс «У нечеловеческих приматов плод обычно появляется лицом к лицу своей матери.Затем она может дотянуться до нее и потянуть ее к себе в соответствии с нормальным сгибанием ее тела. «У людей, однако … близкое соответствие размеров головно-тазового дна привело к тому, что … младенец родился лицом от матери. В этом положении использование ее собственных рук для оказания помощи при родах до появления плеч могло привести к тому, что ребенок прижался к нему. нормальное сгибание его тела, опять же с риском травмы, особенно нервов шеи «. Венда Р. Треватан, Человеческое рождение, (Нью-Йорк: Алдин де Грюйтер, 1987), стр.89-92

  • Идеи окончательного проекта • Пренатальный стресс матери • Пренатальное поведение • Влияние на исход (после рождения)

  • Человеческое рождение — графическое содержание • Больше медицинских, готовых видео • http: / /video.google.com/videoplay?docid=-7170052415220169972&q=birth+videos • Только видео о рождении • evtv.com • Сегмент NPR о процессе родов

  • .

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *