Основные идеи психоанализа Зигмунда Фрейда.
Психоана́лиз (нем. Psychoanalyse) — психологическая теория, разработанная в конце XIX — начале XX века австрийским неврологом Зигмундом Фрейдом, а также чрезвычайно влиятельный метод лечения психических расстройств, основанный на этой теории. Психоанализ расширялся, критиковался и развивался в различных направлениях, преимущественно бывшими коллегами Фрейда, такими как Альфред Адлер и К. Г. Юнг.
Термин «психоанализ» был введен 3. Фрейдом в 1896 году в статье об этиологии неврозов. До этого он говорил об анализе, об анализе психики, психологическом анализе и гипнотическом анализе. Сам 3. Фрейд дает много определений психоанализа, среди которых наиболее часто цитируется то, которое содержится в энциклопедической статье 1922 года. В ней автор пишет, что психоанализом называется: во-первых, способ исследования психических процессов, иначе недоступных; во-вторых, метод лечения невротических расстройств, основанный на этом исследовании; в третьих, ряд возникших в результате этого психологических концепций, постепенно развившихся и складывающихся в новую научную дисциплину.
Основные положения психоанализа заключаются в следующем:
*человеческое поведение, опыт и познание во многом определены внутренними и иррациональными влечениями;
*эти влечения преимущественно бессознательны;
*попытки осознания этих влечений приводят к психологическому сопротивлению в форме защитных механизмов;
* индивидуальное развитие определяется событиями раннего детства;
*конфликты между осознанным восприятием реальности и бессознательным (вытесненным) материалом могут приводить к ментальным нарушениям, таким как невроз, невротические черты характера, страх, депрессия, и т. д.;
*освобождение от влияния бессознательного материала может быть достигнуто через его осознание (например, при соответствующей профессиональной поддержке).
Классический психоанализ Фрейдаобозначает специфический тип терапии, при котором «анализант» (аналитический пациент) вербализует мысли, включая свободные ассоциации, фантазии и сны, на основании чего аналитик пытается сделать заключение о бессознательных конфликтах, являющихся причинами симптомов и проблем характера пациента, и интерпретирует их для пациента, для нахождения пути разрешения проблем.
Теория критиковалась и критикуется с различных точек зрения, вплоть до утверждения, что психоанализ является псевдонаукой, однако он практикуется многочисленными клиническими психологами и врачами в настоящее время. Психоанализ также получил распространение в философии, гуманитарных науках, литературной и художественной критике как дискурс, метод интерпретации и философская концепция. Он оказал существенное влияние и на формирование идей сексуальной революции.
Огромный прорыв Фрейд совершил в лечении нервных расстройств. Ранее истериилечились массажами и считалось, что они свойственны только женщинам, имеющим блуждающую матку. Фрейд же заметил, что зачастую физические заболевания, вызванные истерией, не имеют никаких органических причин, следовательно, эти заболевания появляются на подсознательном уровне, более того, гипотеза о том, что психосоматические заболевания характерны только для женщин также были оспорены Фрейдом.
До появления работ Фрейда в мировой психологии считалось, что все психические процессы, происходящие в личности, человек может осознать сам и полностью проанализировать. Основное же внимание в изучении человека уделялось его физиологии.
Фрейд же, изучая психику человека, опроверг утверждение о том, что никто не может понять психический процесс лучше человека, который испытывает его на себе. Он утверждал, что многие психические явления человек не осознает — они происходят глубоко в психике. Не изучив эту скрытую область психики невозможно понять человека. о чтобы выявить нарушения в психике человека, необходимо полностью проанализировать и осознать все ее самые глубокие слои. Основываясь на своей практике. Фрейд называл сексуальные и психические травмы, полученные в детстве — основными причинами появления психосоматических заболеваний.
Выдвинув гипотезу о том, что личность всегда находится в конфликте с обществом и что поведение людей зависит от психики, а не от развития социума, Фрейд делает вывод, что причиной возникновения психических расстройств является то, что пациент старается подавить свои тайные желания, боясь осуждения общества. Из-за подавления желаний возникают психофизиологические проблемы. То есть, для того чтобы полностью излечиться, человек должен осознать и заново пережить подавленное влечение. Для выявления этих влечений Фрейд предлагал использовать гипноз. Наиболее вытесняемыми влечениями Фрейд называл эротические желания. Он говорил о том, что подавленные желания могут проявляться не только в психических заболеваниях, но и во всех продуктах человеческой деятельности — в искусстве, например.
Позже Фрейд перестает применять гипноз, так как этот метод не приносит желаемых результатов. Вместо этого Фрейд предлагает метод свободных ассоциаций и толкование сновидений. Собственно, эти методы и заложили основу психоанализа. Этот термин он впервые употребил в 1896 году.
Метод свободных ассоциаций состоял в том, что пациент, удобно устроившись на кушетке, говорил все, что приходило ему в голову, не стесняясь самых неприличных, бессмысленных и грубых высказываний, таким образом освобождались те забытые желания и ощущения, которые отсекались сознанием при применении самоанализа, принятым во время критического мышления. В последствии Фрейд скажет, что этот способ работает не всегда.
Вторым методом психоанализа являлось толкование сновидений. Фрейд называл сновидения искаженным образом бессознательных желаний. То есть сон — это некоторая зашифрованная информация, проанализировав которую, можно выявить замещенные аффекты. Эту теорию он подробно описал в свой первой работе «толкование сновидений» в 1900 году.
В дальнейшем теория психоанализа видоизменялась. К понятию «либидо» добавились также терминыЭрос — стремление к жизни иТанатос— стремление к смерти. Танатос является ведущей страстью и проявляется в агрессии человека. Также появились понятия «Ид«, «Эго» и «Супер-Эго«, которые входили в состав личности человека.
III.
Техники (и этапы анализа)
1.Накопление материала:
* метод свободных ассоциаций (или «основное правило психоанализа»)
* «Толкование сновидений»
2.Интерпретация — толкование первоисточников конфликтов
3.Анализ «сопротивления» и «переноса»
4.Проработка — заключительный этап (и механизм перестройки психики при нём)
Основные идеи Зигмунда Фрейда | GonzoKZ
В 1896 году Зигмунда Фрейда исключили из Венского медицинского общества — за утверждения о том, что в основе психических расстройств лежат проблемы, связанные с сексуальностью…
3игмунд Фрейд о себе (из писем к невесте): «… Неужели правда, что внешне я выгляжу симпатичным? Откровенно говоря, мне кажется, что во мне есть нечто необычное, может быть, даже странное. Это, наверное, потому, что в молодости я был слишком серьёзен, а в зрелые годы неспокоен. Было время, когда во мне говорили только любознательность и честолюбие. Я часто обижался на то, что природа, видимо, была не очень благосклонна ко мне, наградив обликом гения. С тех пор, давно, знаю, что я — не гений, и сам не понимаю, почему так хочется стать им. Быть может, я даже не очень одарён. Однако некоторые особенности моей личности, черты характера предопределили способность к работе. Так что мои успехи объясняются отнюдь не выдающимся интеллектом. Но я уверен, что такое сочетание свойств и качеств весьма плодотворно для медленного восхождения к истине».
Постепенно идеи Зигмунда Фрейда захватили умы интеллектуалов, начал формироваться круг учеников, которые в 1902 году образовали Венский психоаналитический кружок, через 6 лет трансформировавшийся в Венское психоаналитическое общество.
«Фрейд объяснял искусство, науку и вообще культуру как вытеснение инстинктивной жизни и последующее более или менее успешное превращение половой энергии в творческие работы. Объективная оценка и критика искусства уступают место патографическим анализам, подобным тому, который он провёл в отношении Леонардо. Фрейд занимался умозрительными построениями вплоть до самой смерти. В 1939 году, в возрасте 83 лет, он опубликовал свою последнюю книгу «Моисей и единобожие». В этой книге Фрейд утверждал, что Моисей был египтянином, а не евреем и что он был прообразом отца, убитого племенами Израиля. В связи с угрызениями совести из-за этого деяния он позже был обожествлён и стал единым богом иудаизма.
По словам Фрейда, таково происхождение единобожия. Фрейд, которому было 40 лет, когда он «открыл» психоанализ, потратил ещё 43 года сначала на разработку психоанализа, а затем на развитие своей метапсихологии и на применение её к «человеческому роду». В течение этих лет он привлёк на свою сторону многих последователей, хотя в то же самое время немало учёных изменило ему. Главными отступниками были Альфред Адлер и Карл Юнг, которые откололись от него и создали свои собственные версии этой теории. Но в последние годы жизни Фрейда движение психоанализа фактически охватило весь мир, и Фрейд управлял им с догматической ревностью.
Фрейд жил в венском гетто — Леопольдштадте — с четырёх лет, сначала в бедности, а потом с относительным буржуазным комфортом. В последние годы жизни он принимал мало пациентов, посвятив своё время литературной работе и обучению психоаналитиков. В течение последних пятнадцати лет жизни он страдал от рака полости рта; заражения гортани удалось не допустить только в результате ряда операций.
В 1938 году, незадолго до смерти Фрейда, в Австрию вторглись нацисты. Они конфисковали всё его имущество, его издательство и библиотеку. Самым серьёзным было то, что у него отняли паспорт. Он стал узником Гитлера в гетто. Международное психоаналитическое общество стало хлопотать об его освобождении. За него потребовали выкуп; одна из его пациенток и последовательниц, принцесса Мария Бонапарт, заплатила 100 тысяч шиллингов за его освобождение. Семья Фрейда переехала в Англию, где он провёл последний год своей жизни. Его четыре сестры, оставшиеся в Вене, были умерщвлены в нацистских газовых печах. 23 сентября 1939 года Фрейд умер».
Строго говоря, Зигмунд Фрейд и не претендовал на приоритет в открытии бессознательного. На юбилейном заседании, посвященном его 70-летию, в ответ на восторженные речи своих почитателей он заметил: «Поэты и философы раньше меня открыли бессознательное. Я открыл лишь научный метод, с помощью которого бессознательное может быть изучено».
Работа Зигмунда Фрейда: «Леонардо да Винчи», вышедшая в 1910 году, была первой психоаналитической биографией творческой личности.
Три главных достижения Зигмунда Фрейда:
«Первое. После его работ стало ясно, что неосознаваемые структуры образуют особый онтологический пласт психики и пласт, доступный научному анализу. Именно здесь — объективная в указанном выше смысле психологическая реальность.
Второе. Дав своё описание этих структур, З. Фрейд впервые построил единую, внутренне взаимосвязанную картину психики, как Ньютон построил картину физического мира.
Третье. Фрейдовская картина психики была совершенно новой и необычной. Искусство и литература описывали «внутреннего человека», «человека в человеке» — описывали на своём человечьем языке. Наука описывала «машину в человеке» (рефлекторную машину, ассоциативную машину и т.д.) — описывала на строгом, логически-непротиворечивом машинном языке. Фрейд взорвал стены между первым и вторым. Он постарался строго, на научном языке описать «внутреннего человека», описать не мёртвую, а «горячую» психологическую реальность. Для этого он создал новый, особый язык — язык психоанализа». Радзиховский Л.А., Теория Фрейда: смена установки, журнал «Вопросы психологии», 1988 г., N 6, с. 103-104.
«С 1897 г. Фрейд пять раз проходил самоанализ (по мнению первого биографа Эрнста Джонса, этот самоанализ длился жизнь). С 1902 г. формируется первый отряд его непосредственных учеников, психоаналитиков первого поколения, которые проходили учебный анализ у самого Фрейда (с тех пор было принято условие, что психоаналитик только тогда может перейти к пpaктике, когда сам пройдёт дидактический психоанализ). Это условие неукоснительно выполняется до наших дней». Руднев В.П., Фрейд и эволюция психоанализа, в Сб.: Классика и классики в социальном и гуманитарном знании.
«В 1938 году греческая принцесса Мари Бонапарт, близкая знакомая и бывшая пациентка Фрейда, спасла его от верной гибели, заплатив нацистскому правительству выкуп в размере двадцати тысяч фунтов стерлингов. Последние годы он прожил в Лондоне».
Источник
Философия Фрейда: в чем суть?
Фрейдизм или философия Зигмунда Фрейда
Человечество испытало три значительных удара по своему коллективному эго. Первый такой удар был нанесен польским астрономом Николаем Коперником (1473-1543), который доказал, что Земля не является центром Вселенной. Вторым откровением стало в XIX веке учение Чарльза Дарвина, показавшего, что человек не является уникальным, отличным от всего живого видом и потому не может претендовать на какое-то особое место в мире. Третий удар нанес сам Зигмунд Фрейд, провозгласив, что мы не в состоянии полностью контролировать собственную жизнь при помощи разума. » Но… так ли это это плохо?
Один из самых скандальных и противоречивых ученых 21 века, Зигмунд Фрейд, как известно, является основоположником современных доктрин психологии. Именно он разработал концепцию психоанализа, дал истоки течения фрейдизма (философия Фрейда) и выдвинул идею о власти секса над всеми аспектами человеческой психики. Я попыталась выделить все основные теории и идеи, предложенные Фрейдом, с которыми,на мой взгляд, должен быть знаком эрудированный человек.
ОБЩЕЕ ВИДЕНИЕ УСТРОЙСТВА ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА
Фрейд полагал, что личность состоит из 3 компонентов: «оно», «я» и «сверх-я». «Оно» — бессознательные инстинкты, некий базис, который мы унаследовали еще от предков. Основное выражение его — импульс продолжения рода, желание. Однако естественное «оно» подавляется рациональным «я». «Я» — ваше сознание, понимание реальности. Также строгим судьей ваших поступков является «сверх-я», то есть часть психики, которая формируется под давлением общества, его норм.
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
Фрейд был одним из первых, кто выдвинул теории, затрагивающие эту тему. Проще говоря, бессознательное – это любые процессы в мозгу, которые происходят без нашего участия. Однако Фрейд был уверен, что существует нечто большее. Бессознательное непосредственно влияет на наше поведение, а самим бессознательным руководят подавленные в юности эмоции. Он твёрдо верил, что действия человека являются результатом бессознательных процессов. Поэтому «свободный» выбор не так уж свободен, как нам кажется.
КУРЕНИЕ
По мнению Фрейда, жизнь человека можно поделить на психосексуальные стадии. И первейшая стадия в жизни человека — оральная. Это связано с тем, что младенцы получают питание путем сосания груди, и в этот период область рта наиболее тесно связана и с удовлетворением биологических потребностей, и с приятными ощущениями. Более того, он считал, что желание женщины курить — проявление желания орального секса, то есть желания воссоздания удовольствия раннего детства альтернавнивы методами. Сам же Фрейд был заядлым курильщиком и выкуривал по 20 сигар в день! Когда его студенты указали ему на это, он ответил: «Иногда сигара – просто сигара».
ВЗГЛЯД НА КУЛЬТУРУ
Фрейд утверждал, что культура, которая проявляется в нравственных идеалах, идеалах литературы, религии и искусстве, основывается на подавлении инстинктов, поэтому вызывает муки и страдание. Однако культура была в его понимание неизбежной частью цивилизации.
ЭДИПОВ КОМПЛЕКС
Одна из важнейших теорий психолога — теория Эдипового комплекса. Если говорить кратко, то ее суть в том, что любой ребенок имеет неравные чувства к обоим родителям, подсознательно желая «устранить» родителя своего пола и «обладать» родителем противоположного пола.
КОКАИН
Ввремя своих занятий Зигмунд Фрейд начал экспериментировать с употреблением кокаина. Он принимал его сам, давал его всем друзьям. Именно он ввёл применение кокаина в медицинскую практику. Фрейд был полон воодушевления по поводу этого препарата, который, как он утверждал, снимал у него депрессию и помогал бороться с хроническими нарушениями пищеварения. В тот период Фрейд был убеждён, что именно в кокаине он нашёл некое чудесное средство, при помощи которого можно излечить любую болезнь. Позже он признал свою ошибку, но сам употреблял его,как известно, еще в течение 10 лет.
Мы исследуем бесконечные просторы окружающего нас мира, изучаем другие планеты и опускаемся на дно океанов, однако самой большой загадкой для нас все же остаемся мы сами, наш разум, психика, сознание. Многие теории сложно принять по причине сложившейся этики поведения, из-за границ норм приличного. Но я считаю, что, не смотря на эксцентричность и прямоту идей, и ,конечно, некоторые ошибки и неточности, философия Фрейда дает ключ к пониманию сути нас, людей.
Фильм про Зигмунда Фрейда:
Философия психоанализа Зигмунда Фрейда кратко
Основными работам Зигмунда Фрейда являются
- «Толкование сновидений»
- «Тотем и табу»
- «По ту сторону принципа удовольствия»
- «Я и Оно», «Будущее одной иллюзии»
Человек, в понимании Зигмунда Фрейда, это, прежде всего, природное существо. Он полностью разделял теорию Дарвина о происхождении человека из природного мира и полагал, что специфика человеческого бытия полностью исчерпывается биологическими аспектами его жизни. Инстинкты действуют как на телесном, так и на психическом уровнях. Психическое выражение инстинктивных влечений Фрейд назвал «бессознательное», или «Оно».
В представлении Фрейда, структура личности состоит из трех составляющих – Оно (бессознательное), Я (сознание), Сверх-Я (неосознаваемые моральные требования).
Оно характеризуется следующими особенностями. Во-первых, является хранилищем психической энергии инстинктов, во-вторых, имеет собственный принцип деятельности, который Фрейд назвал «принцип удовольствия».
Оно Фрейд считал архаическим, то есть древним, бессознательным базисом психики, доставшимся нам от животных предков. В этой сфере бессознательного есть очень мощный первичный импульс – импульс продолжения рода, с помощью которого природа обеспечивала воспроизведение новых поколений живых существ. Со временем безграничную власть первичных импульсов начинает жестко ограничивать внешний мир. Под влиянием этого мира в психике человека формируется новый элемент – Я.
Я олицетворяет собой сознание, рациональность. Эта инстанция развивается из Оно, по мере того, как ребенок начинает осознавать свою личность. Я выполняет три основных функции: 1) руководит контактом с реальностью. Именно Я воспринимает внешний мир: видит, слышит и т. д.; 2) планирует деятельность человека, руководствуясь «принципом реальности»; 3) вытесняет желания и влечения Оно, которые никак не согласуются с реальностью. Вытесненный материал уходит из Я, но не исчезает из психики, а становится бессознательной ее частью. С точки зрения Фрейда, вытесненное желание в дальнейшем будет проявлять себя в сновидениях, оговорках, в каком-то непонятном поступке или в болезненной форме в виде невроза или психоза.
В структуре личности есть еще один важный элемент – Сверх-Я. Формируется он под воздействием нравственных требований общества. Сверх-Я выступает судьей, который четко следит и дает оценки всем желаниям и поступкам человека. Наряду с совестью и самонаблюдением, Сверх-Я наделено такой функцией, как носитель идеала-Я. Этот элемент представляет традиции народа, включает ценности поколений.
В психоаналитической философии отношения между этими тремя элементами предстают как весьма сложные и многообразные. Раскрывая взаимодействие Я и Оно, Фрейд использует в качестве аналогии образ всадника и коня. В своей работе «Я и Оно» он пишет: «В своем отношении к «Оно» «Я» похоже на всадника, который должен обуздать превосходящего его по силе коня; разница в том, что всадник пытается это собственными силами, а «Я» – заимствованными. Если всадник не хочет расстаться с конем, то ему не остается ничего другого, как вести коня туда, куда конь хочет; так и «Я» превращает волю «Оно» в действие, как будто бы это была его собственная воля».
Взаимоотношения между Я и Сверх-Я оказываются не менее сложными. Сверх-Я по отношению к Я является своего рода моральным цензором, гарантом неподчинения слабого Я силам бессознательных влечений Оно.
По Фрейду, представления человека о свободе воли иллюзорны, поскольку за волевыми решениями и вообще сознательными актами скрываются совсем иные – подлинные и неосознаваемые – мотивы поступков. Истолкования же собственных действий чаще всего оказываются рационализациями, т.е. такими объяснениями, которые человек «придумывает» и которые вполне удовлетворяют его сознание.
Значительный мировоззренческий потенциал психоаналитической философии связан, прежде всего, с осмыслением взаимоотношений между человеком и культурой. Фрейд утверждает, что культура основывается на принуждении и на подавлении инстинктивных импульсов, потому неизбежно вызывает страдание. Культура имеет мощные средства принуждения, к ним относятся религия, нравственные идеалы, произведения искусства и литературы. Однако Фрейд считает, что уничтожить, отказаться от них человек не имеет возможности, поскольку они необходимы для организации совместной жизни людей.
В работе «Неудовлетворенность культурой» Фрейд отмечал, что человек находится в сложном, противоречивом положении. С одной стороны, культура – источник его страданий, с другой – она необходимое условие жизни в обществе. Самым лучшим выходом из этого положения Фрейд считает увеличение культурной значимости научного знания. «Мы верим в то, что научная работа имеет возможность узнать кое-что о реальности мира, благодаря чему мы в состоянии увеличивать нашу мощь, уменьшать наши страдания и в соответствии с чем устраивать нашу жизнь». Именно наука, по мнению Фрейда, поможет человеку примириться с требованиями культуры. С помощью психоанализа человек научится управлять бессознательными импульсами и, значит, уменьшится «репрессивная» функция культуры. В связи с этим основную цель психоанализа Фрейд формулировал так: «Там, где было Оно, должно стать Я». На пути к этой цели произойдет также освобождение культуры от религиозных представлений, так как они «иллюзия» и не соответствуют реальности. Религию, утверждает Фрейд, нужно считать общечеловеческим неврозом, который будет преодолен в ходе развития человечества.
Психоанализ вызвал и продолжает вызывать споры относительно вопроса о его научной ценности. Сам Фрейд и сторонники классического психоанализа считали его такой же наукой, как, например, физика или химия. Однако существуют серьезные возражения против такой позиции. Так, один из крупнейших методологов науки в ХХ столетии К.Поппер считал, что психоанализ не отвечает требованиям науки. Те эмпирические данные, с которыми имеет дело психоаналитик, представляют собой не экспериментальные наблюдения, но словесные ассоциации, воспоминания, эмоционально окрашенные истолкования событий. Психоаналитик вообще лишен возможности объективированного наблюдения – он не может проверить истинность утверждений пациента.
Для некоторых философов (П.Рикёр, Ю.Хабермас) психоанализ – это, прежде всего, герменевтика – искусство истолкования сновидений, текстов художественных произведений, явлений культуры. С критикой различных сторон психоаналитической концепции выступили К.Ясперс, М. Шелер, Ж.-П. Сартр, Э. Мунье и другие. Независимо от приведенных оценок антропологические и социально-философские взгляды Фрейда оказали значительное влияние на искусство, философию, психологию первой половины ХХ в.
Необходимо отметить, что во многом философская позиция Фрейда не однозначна. С одной стороны Фрейд верил в конечное торжество разума и науки, с другой стороны, рассуждал о безграничном могуществе бессознательного и инстинктов, трактовал их как первоисточник всех явлений культуры. Психоанализ Фрейда справедливо критикуют за преувеличение значения репрессивной (подавляющей) функции культуры, хотя оценка взаимоотношений культуры и личности как противоречивых не лишена оснований. В целом созданное Фрейдом учение показало, насколько сложным предметом философского исследования является человек.
В дальнейшем многие идеи Фрейда подверглись переосмыслению. Ряд сторонников Фрейда, первоначально разделявших его теоретические взгляды, не только высказали критические замечания по их поводу, но и стали создателями своих собственных теорий. В них психоанализ Фрейда трансформируется. Уменьшается роль биологического аспекта бытия человека, пересматривается содержание и функции бессознательного, рассматриваются такие важные явления человеческой жизни, как свобода воли, ответственность, смысл жизни, духовность. Наиболее значительный вклад в дальнейшее развитие психоаналитической философии внесли Карл Густав Юнг (1875–1961) и Эрих Фромм (1900–1980).
Теории и научные труды Зигмунда Фрейда: психология
Взгляды вольнодумного и амбициозного бунтаря и атеиста Зигмунда Фрейда являются результатом его еврейского воспитания, любви к повествованиям Шекспира и уединенной жизни. Хотя существует бесчисленное количество критиков, которые отрицают теории австрийского ученого за их крайне сексистский и нереалистичный характер, было и множество положительных замечаний по поводу его открытий. Некоторые даже сравнивают работы Фрейда с работами Аквинского и Платона.
Над чем работал Фрейд?
Зигмунд Фрейд считается одним из самых важных мыслителей прошлого столетия и отцом психоанализа, который произвел революцию в изучении снов своим великим опусом «Толкование сновидений». Его теории о разуме и тайнах, запертых в нем, изменили мир психологии и то, как люди смотрят на «комплексную энергетическую систему», известную как «мозг». Он уточнил понятия бессознательного состояния, юношеской сексуальности и подчинения, а также предложил трехстороннюю теорию, касающуюся структуры сознания.
Его основные теории
Одной из наиболее известных теорий Фрейда была теория о психосексуальном развитии. По сути, он постулировал, что, будучи детьми, мы проходим через ряд этапов, сосредоточенных на эрогенных зонах. Успешное завершение этих этапов, как утверждал Зигмунд, приводит к развитию здоровой личности, но ошибка на любой стадии способствует развитию нездоровой, зацикленной личности. Хотя элементы этой теории все еще используются в современной психоаналитической терапии, со временем она была заменена более современной теорией.
Устная стадия (от рождения до восемнадцати месяцев): ребенок становится сосредоточенным на оральных удовольствиях, таких как сосание. Трудности на этом этапе могут привести к тому, что во взрослой жизни личность будет сосредоточена на курении, употреблении алкоголя, грызении ногтей. Они также могут быть пессимистичными, доверчивыми и чрезмерно зависеть от других.
Анальная стадия (от восемнадцати месяцев до трех лет): здесь основное внимание уделяется устранению и удерживанию фекалий и обучению контролировать эти процессы благодаря социальным нормам. Проблемы на этой стадии могут привести к перфекционизму, необходимости контролировать или, наоборот, к неопрятности и неорганизованности.
Фаллическая стадия (от трех до шести лет): во время фаллической стадии удовольствие ребенка переходит к гениталиям, и Фрейд утверждал, что на этом этапе мальчики испытывают бессознательное сексуальное желание к своим матерям и боятся, что из-за этого их отцы накажут их кастрацией. Эта теория стала известна как Эдипов комплекс. Проблема на данной стадии может привести к путанице по поводу сексуальной идентичности или к сексуальным отклонениям.
Стадия латентности (от шести лет до полового созревания): сексуальные побуждения остаются в значительной степени подавленными на этом этапе.
Стадия гениталий (половое созревание): эта последняя стадия приводит к тому, что индивид переключает свой интерес на представителей противоположного пола.
Какой вклад внес Фрейд в развитие современного психоанализа
Несмотря на многочисленные аспекты психоанализа в том виде, в каком он существует сегодня, он непосредственно связан с ранними работами Фрейда почти во всех основных аспектах. Его работы, затрагивающие изучение человеческих действий и сновидений, считаются первостепенными в мире науки и являются чрезвычайно плодотворными для области психологии.
Похожие личности
К личностям, похожим на Зигмунда Фрейда, можно отнести:
- Карла Густава Юнга.
- Жака Лакана.
- Альфреда Адлера.
- Эриха Фромма.
- Карла Рэнсома Роджерса.
Теории Фрейда радикально изменили подход к пониманию функционирования сознания и подсознания еще в тысяча девятисотых годах. Несмотря на то, что мы в некотором отношении отвергли некоторые из теорий австрийского ученого в свете новых доказательств, именно его идеи послужили платформой для других психологов, философов, терапевтов и врачей, которые продолжали его исследование.
[Всего: 2 Средний: 4/5]
7 великих открытий Зигмунда Фрейда, перевернувших мир
Нет такого человека, который бы не знал Зигмунда Фрейда. Благодаря ему мы понимаем многие вещи, которые с нами происходят, и можем на них влиять. Мы знаем, что такое бессознательное и как на него воздействовать. Мы можем объяснить свои поступки и поступки других людей. Мы приоткрыли для себя мир детства и осознали его силу. Фрейд дал нам надежду на обретение счастья и здоровья психики. В статье мы расскажем о семи главных открытиях этого выдающегося психолога.
- Бессознательное
До Зигмунда Фрейда психологи считали, что нужно и можно изучать только сознание, то есть то, что мы осознаем в данный момент времени. Фрейд первым заговорил о бессознательном как об основной части психики. По мнению Фрейда, именно из бессознательного в нашей психике все и формируется. Оно состоит из двух групп элементов. Во-первых, это примитивные инстинкты, которые никогда не были сознательными и осознанию вообще не доступны. Во-вторых, это эмоции, воспоминания, которые когда-то были осознаваемы, но потом как бы «забыты» и удалены («вытеснены») из сознания. Например, детские психотравмы, скрытые враждебные чувства и подавленные сексуальные желания.
- Метод свободных ассоциаций
Фрейд предложил метод, с помощью которого можно вытащить из человека вытесненные из сознания эмоции и воспоминания. Это метод свободных ассоциаций. Клиент лежит на кушетке, психоаналитик сидит у изголовья, вне поля зрения клиента. Клиент старается говорить свободно, без ограничений все, что ему приходит в голову и виде свободных ассоциаций для того, чтобы психолог мог проследить мысли клиента вплоть до самых истоков и помочь ему осознать и разрешить конфликты, которые влияют на его жизнь на подсознательном уровне.
- Либидо как ведущий инстинкт, ведущая энергия человека
Фрейд утверждал, что сексуальность – это ведущий инстинкт, ведущая энергия, которая влияет на поведение человека. Сексуальную энергию он называл либидо. Либидо циркулирует по телу человека, и в зависимости от возраста находится в определенной части тела. Отсюда и выделение Фрейдом несколько стадий психосексуального развития личности, о которых мы расскажем в следующем пункте. А здесь хочется несколько слов сказать о таком механизме как сублимация. Его тоже открыл Фрейд.
Сублимация – это перемещение неизрасходованной сексуальной энергии на приемлемые для личности и общества цели – творческую, религиозную, политическую или иную культурно и социально значимую деятельность. Сублимацию иногда называют механизмом «успешной личностной защиты», так как она подобно отводным каналам нейтрализует излишки сексуальной энергии.
- Психосексуальные стадии развития личности
По мнению Фрейда, личность в своем развитии в первые годы проходит ряд стадий. 0-18 мес. – оральная стадия (либидо находится в области рта), 1,5–3 года – анальная (энергия либидо смещается в область кишечника), 3-6 лет — фаллическая (либидо циркулирует в области половых органов). Далее следует стабилизация – латентный (скрытый) период (от 6 до 12 лет), а с 12 до 18 лет – генитальная стадия (либидо опять возвращается в область половых органов).
Каждая из этих стадий имеет очень важное значение для развития психики человека. Ребенок проживает определенные кризисы и формирует долговременные установки, ценности и черты характера.
- Три структуры личности
По Фрейду личность человека состоит из трех структур: Я (сознание или Эго), Оно (бессознательное) и Супер-Я (или Супе-Эго — надстройка над Я (Эго), которая отвечает за совесть, мораль, нравственные принципы). Супер-Я контролирует сознание, не давая человеку выйти за рамки дозволенного.
Фрейд писал, что внутри нас все время происходит борьба между этими тремя структурами. Но главная битва происходит в возрасте от 3 до 5 лет, когда между этими структурами устанавливается иерархия (кто главнее?). Эта иерархия сохраняется на всю жизнь и определяет ее. Если побеждает Я (Эго), человека можно признать условно здоровым. Если Супер-Я – то вырастет невротик, если Оно – то это уже тяжелый случай, тут может развиться даже психоз. Иерархия устанавливается в процессе выстраивания отношений с родителями или, как считал Фрейд, в процессе проживания Эдипова комплекса (для мужчин) и комплекса Электры (для женщин).
- Эдипов комплекс/комплекс Электры
В возрасте от 3 до 5-6 лет либидо находится в области половых органов. Фрейд назвал эту стадию развития человека фаллической. Именно на фаллической стадии мальчик проживает Эдипов комплекс, а девочка – комплекс Электры. Суть этого комплекса в том, что ребенок испытывает сильные импульсы любви к родителю противоположного пола. Мальчик хочет жениться на маме, а девочка выйти замуж за папу. Соответственно мальчик испытывает агрессию к отцу (как к сопернику), а девочка к матери. И это нормально.
Если период пройден благополучно, то ребенок вырастает относительно здоровой личностью. Но благополучно – это как? Фрейд дает такое объяснение: должна произойти идентификация с родителем своего пола: мальчик должен решить стать таким же умным, мужественным и т.д. как папа. Тогда он может рассчитывать, что когда вырастет, то встретит женщину, похожую на маму. То есть он отказывается от своих притязаний на мать и решает идентифицироваться с отцом, а девочка соответственно с матерью. У ребенка появляется модель, на которую он может ориентироваться. Он осознает свою половую принадлежность, которая, по мнению Фрейда, с этого момента неизменна. Если есть нарушения, то они происходят именно в этот период.
Если нет идентификации с родителем своего пола, происходит фиксация на фаллической стадии развития. Ребенок не выходит из Эдипова комплекса (или комплекса Электры), из-за чего в будущем возникают проблемы в создании отношений. Поясним, что значит «не выходит из комплекса». Это значит, что он не оставляет притязаний на мать или отца (например, в неполных семьях, где у мальчика нет модели для идентификации). Такие мужчины всю жизнь живут с мамой, долго не женятся, ищут женщину, похожую на мать.
Девочка, не прошедшая эту стадию благополучно, будет искать мужчину-отца, сильно старше себя, заботливого и похожего на папу.
- Защитные механизмы Эго
Фрейд впервые ввел это понятие в 1894 году в своей работе «Защитные механизмы». Он полагал, что сознание должно предпринимать какие-то действия для снижения разрушительного влияния тревоги и напряжения. В тех случаях, когда Эго не может справиться с тревогой и страхом, оно прибегает к механизмам своеобразного подсознательного отрицания или искажения действительности, то есть к самообману. Эго (сознание) защищает человека от угрозы, искажая эту самую угрозу. Фрейд выделял такие механизмы защиты как вытеснение (подавление), отрицание реальности (игнорирование), рационализацию, проекцию, компенсацию и другие. Фрейд также ввел новый научный термин – трансфер (перенос запрещенных чувств, желаний на более безопасный объект). Этим термином он объяснил «влюбленность» пациенток в своего психотерапевта, который выступает для них в роли отца.
В Библиотеке КнигиКратко есть отличная подборка книг по психологии. Подробнее о них читайте в статье: «17 лучших книг великих психологов, которые изменили нашу реальность».
почему он был неправ? Как создавалась самая известная лженаука
Возможно, наиболее известным психоаналитиком в истории человечества является Зигмунд Фрейд, создатель психоанализа как науки. Но прав ли он был, утверждая власть сексуальных фантазий над поведением? На чем были основаны изыскания молодого медика, и каковы были мотивы создания особой лженауки – психоанализа? Ричард Вебстер, британский писатель, в своем труде «Почему Фрейд был неправ?» представляет убедительные и обоснованные ответы на эти вопросы. Ниже вы найдете основные тезисы книги о Зигмунде Фрейде, в которой рассмотрена концепция психоанализа и ее несостоятельность.
Краткая биография Ричарда Вебстера
Будущий британский писатель родился в 1950 в семье методистов. В 1973 окончил Университет Восточной Англии и стал бакалавром лингвистики. Через год принимает решение продолжить образование на факультете клинической психологии. Из-за болезни отца вынужден бросить учебу и приступить к управлению семейным почтовым офисом в Кембридже [1].
- В 1977 женится, спустя 7 лет вместе с женой открывает книжный магазин The Orwell Bookshop в Сауфволде. Успешный бизнес был продан из-за развода Ричарда с женой Бод [2].
- 1990 год – выпуск работы «Краткая история богохульства», где рассматривает влияние романа С. Рушди «Сатанинские стихи». Публикация книги вызвала широкий резонанс. По утверждению самого автора:
«Сатанинские стихи нанесли вред мусульманской культуре, человечество не должно в произвольном порядке защищать свободу слова и свободу публикации книг, которые причиняют страдания меньшинствам или усилить расовую напряженность» [3].
- 1995 – выпуск труда «Почему Фрейд был неправ?», который считается лучшим и наиболее известным среди работ Вебстера. В книге Фрейд рассматривается как личность с комплексом Мессии, также автор приводит аргументы в подтверждение тезиса о психоанализе как лженауке и завуалированном продолжении Иудейско-Христианской традиции.
«Помимо перевода старой доктрины первородного греха на язык современных биологических терминов внутри своей системы, Фрейд также нашел место для одного из наиболее мощных религиозных институтов – института исповеди» [4].
В дальнейшем Ричарда Вебстера глубоко волновал вопрос ложных утверждений (ложное обвинение, лжесвидетельствование и проч.). В книге «Тайна Брин Эстин» сравниваются обвинения в жестоком обращении с детьми и охота на ведьм в Средние века. Автор предполагает, что изучаемые им обвинения были сфабрикованы и стали явлением массовой истерии.
Ричард Вебстер умер в 2011 году по естественным причинам. Последний год жизни он посвятил работе над скандалом в Casa Pia, учебном заведении в Португалии. Сотрудники учреждения были обвинены в сексуальном насилии над детьми. Вебстер сотрудничал с португальскими властями для выявления «истерии и преувеличения масштабов инцидента» [5].
Причины написания книги
«Один из основных парадоксов мифа о Фрейде, который сложился в двадцатом веке вокруг его имени, заключается в том, что в большинстве случаев источником самых невероятных домыслов о себе становится сам Фрейд» [6].
По словам Ричарда Вебстера, за прошедший век более 1 млн. пациентов получили диагноз «Восстановленные воспоминания». В основе этого «заболевания» лежит тезис о том, что любое психическое нарушение спровоцировано сексуальными домогательствами и/или насилием над детьми со стороны их родителей. Чаще всего в этом контексте рассматривалась связка отец-дочь. Концепция была разработана Фрейдом и получила название «Теория соблазнения».
Основной критической точкой, которая доказывает несостоятельность теории, является факт, что пациентам с подобным диагнозом воспоминания о сексуальных контактах с родителем во многих случаях были навязаны. Уверенность в том, что подавленные воспоминания о притеснениях в детском возрасте становились причиной большинства неврозов, в особенности, у женщин, снискала огромную популярность среди психиатров в США. Вскоре пациенты, которые не имели до сеансов никаких воспоминаний об инцесте, стали выходить из кабинета с яркими и детальными «воспоминаниями» об их сексуальном притеснении в детстве.
Методология выявления «подавленных воспоминаний» есть ничто иное, как повторение попыток Фрейда обосновать эмпирически теорию, которая носила исключительно умозрительный характер.
«В некоторых случаях Фрейд занимается ничем иным, как фактически составлением признания от имени пациента, и затем давит на него, чтобы тот его подписал. Данная тенденция, которую не стоит рассматривать как стремление Фрейда ко лжи, является следствием огромного желания подкрепить свои теории фактами и добиться исцеления» [7].
В результате усиления Движения восстановления воспоминаний (группы психоаналитиков (практикующих в основном в Штатах), поддерживающих теорию) пациенты, которые действительно пострадали от сексуальных притеснений, не получают психиатрической помощи. Часто свидетельства этих лиц принимаются как ложные. Психоаналитик, который слепо следует теории Фрейда, представляя события в искаженном виде, может нанести непоправимый эмоциональный урон пациенту и его семье.
Фрейд: краткая биографическая справка
Австрийский психиатр и невролог, основоположник психоанализа, Зигмунд Фрейд (1856 – 1939), происходил из еврейской семьи. С раннего возраста отличался способностью к наукам, перед поступлением в гимназию мальчику выделили отдельный «кабинет», где он мог развивать свои знания.
Будущий психоаналитик в 17 лет поступает в Венский университет на медицинский факультет. К медицине Фрейд не обладал большой тягой и стал уделять большую часть времени зоологии, впоследствии анатомии. «Из-за особенностей действовавшей в то время системы медицинского образования Фрейд получил диплом медика, не обладая практическими навыками, необходимыми для врача» [8].
Для накопления практических знаний выпускник поступает на службу в Венскую городскую больницу.
- 1884 год – находясь под впечатлением от наблюдений за своим товарищем, которого перевел с морфиновой зависимости на кокаиновую, публикует статью «О коке». В ней описывается воздействие кокаина на организм в качестве анальгетика. Кокаинозависимый Фрейд был подвергнут критике, позиция Фрейда была признана несостоятельной.
- 1885 год – стажировка у французского психиатра Жана Шарко, чья концепция истерии во многом определила вектор развития психоанализа в дальнейшем.
- 1899 год – выпуск труда «Толкование сновидений», где изложена концепция подсознания (Я – Оно – Сверх-Я) и трактовка снов как способа проявления скрытых желаний человека.
- 1908 год – первое международное событие в истории психоанализа – Зальцбургский психоаналитический конгресс.
- 1923 год – обнаружение у Фрейда рака неба, который впоследствии станет причиной смерти.
В августе 1939 года психоаналитик закрыл практику. 23 числа Фрейду (по предварительной договоренности) была вколота смертельная доза морфина, чтобы облегчить смерть старика. В этот же день Зигмунд Фрейд скончался.
Фрейдизм: краткое описание и роль в науке
Термин получил свое название в честь Фрейда и является теоретической основой психоанализа, объединяя психические бессознательные процессы. Под фрейдизмом понимается обобщенное обозначение всех научных школ и течений, которые используют учения знаменитого психоаналитика.
Фрейдизм отличается двойственностью трактовки доктрины Фрейда, например, даже ближайшие последователи (с которыми из-за этого отступления от основного постулата Фрейд в дальнейшем разорвет связь) признавали главным движущим фактором психики различные механизмы.
Последователи доктора Фрейда опираются на трехгранную модель бессознательного, выведенную Фрейдом:
- Супер-Я, связанное с моральными качествами человека.
- Эго, которое отвечает за существование и осознанное принятие реальности.
- Оно – носитель скрытых желаний и инстинктов.
Работа психики человека основывается на сознательном и бессознательном. Конфликт между ними становится причиной психических отклонений.
Фрейдизм является одним из основных течений в психологии, так как позволяет определить причину неврозов и депрессий для дальнейшего лечения. Но психоанализ Фрейда, как было уже сказано ранее, рассматривает только сексуальную составляющую заболевания, поэтому многим пациентам Фрейда, который стремился свести все психологические болезни к сексуальным отклонениям, в большинстве случаев был поставлен неверный диагноз.
В измененном виде теории Фрейда применяли его ученики, например, Адлер, который определил причиной заболеваний стремление к самоутверждению. Юнг и Ранк также развивали доктрины Фрейда, изменяя и развивая базовые понятия теорий психоанализа. Фрейдизм стал основой другого течения психологии, которое опирается на постулаты Фрейда, неофрейдизма. Направление основывается на тезисе, что ведущую роль в психоанализе и возникновении заболеваний играет влияние общества и культуры на конкретного человека [9, 10].
Эпоха создания псевдонауки
Ричард Вебстер в описании детства будущего основателя психоанализа обращает внимание на ожидания родителей Фрейда.
«Гонимые чувством собственной неуспешности родители подсознательно «подгоняют» своих детей к успеху» [11].
Юный Зигмунд был загнан в отношения с родителями, в которых все проявления любви со стороны старших принимаются как условные «займы», которые ребенок вернет, когда добьется успеха. Родители Фрейда, оба в равной степени, убеждали ребенка, что он буквально «обречен на успех». Это заставляло мальчика двигаться вперед, чтобы достигнуть невольно установленной родителями планки успеха.
Жажда Фрейда к быстрой славе вместо традиционного тернистого пути исследования обусловила слишком поспешные действия (и публикации) психоаналитика. Примером может служить «Кокаиновый эпизод». Фрейд, который обнаружил небольшую статью о влиянии кокаина на человека, увидел в веществе свой путь к известности. В своей работе молодой врач предлагает кокаин как средство снятия морфиновой зависимости. При этом Фрейд проигнорировал симптомы зависимости от препарата у наблюдаемого. Статья «О коке» фактически была написана под воздействием кокаина, что объясняет крайне быстрый темп ее написания.
Вебстер отмечает высокую интеллектуальную зависимость Фрейда от своих учителей (духовных и научных наставников и коллег, но не преподавателей его альма-матер), в дальнейшем ближайших последователей. На процесс создания и развития психоанализа более остальных повлияли три деятеля: Жан Шарко, Йозеф Брейер и Вильгельм Флисс. Их роль описывается ниже.
Жан Шарко
Французский психиатр, известный своими исследованиями истерии, стал одним из учителей Фрейда. К моменту появления Фрейда в Париже для прохождения врачебной практики в больнице Сальпетриер Шарко руководил отделом психически больных людей, где особым объектом изучения становилась истерия. Авторитет французского врача в тот период был практически безграничен.
Шарко читал лекции о природе истерии, на одну из которых попал молодой Фрейд. Идея гипнотизирования пациентов и манипулирования их поведением в состоянии транса захватила австрийца.
Шарко утверждал, что приступам истерии всегда предшествует своеобразная аура, ощущение или предчувствие приступа. Им был введен диагноз травматической истерии, согласно которой изменения в поведении, травмы возникали как следствие истерического припадка из-за стрессовой ситуации.
При установлении диагноза Шарко часто игнорировал симптомы органических нарушений, которые провоцировали приступы, и относил последние к проявлениям истерии. Выявить органические поражения мозга вследствие закрытых черепно-мозговых травм в 19 веке было невозможно даже после вскрытия.
«Огромный личный авторитет Шарко и его настойчивость в утверждении, что такие судороги являются истерическими, лишили неврологов того времени возможности распознать эпилепсию височной доли, которая была выявлена только в 1940-е годы после появления электроэнцефалографа».
Шарко часто искажал факты получения травм и симптоматики для создания практического подтверждения своих теорий об истерии.
Согласно Вебстеру, истерии в классическом понимании, которое вывел Шарко, не существует и не существовало. Все описанные приступы являлись проявлением эпилепсии височной доли и опухолей головного мозга, которые невозможно было диагностировать на данном этапе развития медицины.
Фрейд принял концепцию Шарко как единственно верную, а самого врача почитал «важнейшим из неврологов». Фрейд испытывал потребность преклоняться перед учителем как воплощением научного божества, можно смело утверждать, что фактически Фрейд идентифицировал себя с Шарко [12].
Интеллектуальная зависимость Фрейда от идей Шарко после возвращения из Парижа стала во многом первым примером такой духовной подчиненности.
«Величайшая трагедия Фрейда заключается в том, что во всех случаях зависимости он заимствовал идеи, которые были ошибочны. Не понимая этого, Фрейд использовал чужие научные ошибки как основание, на котором возвел теоретическую основу психоанализа».
Йозеф Брейер
Фредерик Брейер стал еще одним вдохновителем основополагающих идей психоанализа. До интереса к изучению истерии и влияния сексуальных проблем на человека Брейер завоевал хорошую репутацию как анатом, который открыл роль блуждающего нерва в дыхании, рефлекс был назван в его честь. Также установил зависимость чувства равновесия от полукружных ушных каналов. В начале 1880-х решил оставить научную карьеру и открыл частную практику.
«Более всего Брейера занимали проблемы истерии, и это стало основным его предметом сотрудничества с Фрейдом» [13].
Первой пациенткой Фрейда стала Анна О., пациентка Брейера, которого пригласили ее осмотреть из-за сильного туберкулезного кашля.
Кроме кашля, у нее наблюдались иные симптомы:
- «Выпадения», то есть кратковременные потери сознания.
- Галлюцинации как следствие первого пункта.
- Нарушение речи, со временем – неспособность говорить на родном языке (Анна изъяснялась на английском в таких случаях).
Брейер диагностировал истерию. За время лечения, которое длилось около двух лет, врач и пациентка стали эмоционально зависимы друг от друга. Поэтому теории Брейера о лечении Анны не могут быть использованы, так как носили субъективный характер [14].
В лечении Брейер использовал разговор с пациенткой по вечерам, которую принимал за психологическую разрядку для Анны, сама же она считала метод возможностью ощутить «исповедальное умиротворение».
Такой метод проговаривания всех потаенных мыслей (катарсис) стал первым прототипом психоаналитической терапии.
Каждый катарсический сеанс был нацелен на нахождение первопричины недуга, то есть во время разговора Анна должна была «вспомнить», что ее могло напугать, удивить и проч., и стать причиной возникновения конкретного симптома.
На Фрейда случай с Анной О. произвел огромное впечатление. По возвращении из Парижа он стал использовать метод Брейера на своих пациентах. В 1893 году была выпущена совместная работа «Исследование истерии». Большинство идей в книге не были новы, лишь переформулированы на научный язык. Из-за того, что Фрейд и Брейер считали себя лечащими врачами, они рассматривали не психологические, но физиологические симптомы болезни Анны О. Пациентка страдала от множества расстройств, согласно записям Брейера, все они были вылечены благодаря методике катарсиса. Фрейд также полагал на основе некоторых случаев припадков пациентки, что причина ее болезни носит сексуальный характер.
Спустя более ста лет Анри Элленберегер нашел историю болезни Анны О., из которой становится ясно, что Анна была морфиновой наркоманкой, вещество ей выписывал Брейер для облегчения невралгии. Также в отчете указано, что далеко не все симптомы были устранены (пациентка по-прежнему страдала от «выпадений» и галлюцинаций). Современный анализ симптомов пациентки позволяет предположить, что Анна страдала от органического поражения теменной доли мозга, менингита или эпилепсии.
Примечателен факт, что Фрейд знал о ложных сообщениях об исцелении Анны О., но позволил поместить их в совместную работу. Это объясняется верой в действия Брейера, так как Фрейд полагал, что часть симптомов была вылечена, а ложь о полном исцелении оправдана для сохранения теории. Подобная уловка используется уже дважды для оправдания своей научной лжи.
«Если бы был принят факт, что Анна О. не только не исцелилась, но и не страдала истерией, психоанализ тотчас бы лишился двух своих основополагающих «чудес», а также хитрой попытки Фрейда задним числом классифицировать этот случай как «чудо, которое могло случиться».
Вильгельм Флисс
Вильгельм Флисс, отоларинголог по специальности, практиковал в Берлине. По рекомендации Брейера посещал часть лекций Фрейда по неврологии. Фрейд сразу почувствовал расположение к берлинскому медику, между ними завязалась переписка.
Связь между Фрейдом и Флиссом не стала сразу близкой, так как потребность Фрейда в наставнике удовлетворялась за счет общения с Брейером. На фоне отдаления Фрейда от своего, между ним и Флиссом возникла личная привязанность. Примечательно, что Фрейд пытался уничтожить свою переписку с Флиссом (жена последнего продала письма в надежде, что Фрейд никогда их не получит).
Отношение Фрейда к Флиссу во многом обусловлено идеями, которым был привержен берлинский медик. Ортодоксальный отоларинголог стал жертвой элементарной медицинской ошибки. Флисс полагал, что обнаружил новую форму нервного заболевания – невроз назального рефлекса.
Далее он постулировал, что на внутренней поверхности носа расположены «генитальные точки», которые связаны не только с неврозом, но и менструальным циклом женщины. Флисс полагал, что мастурбация является одной из ключевых причин появления невроза. Эту концепцию Фрейд разовьет в своих дальнейших работах [15].
Основываясь на умозаключениях Флисса, Фрейд сформулирует теорию о детской сексуальности, которая станет основой концепции восстановления подавленных воспоминаний. Также на основе предположений Флисса Фрейдом была сформулирована теория сексуальных перверсий, что повлекло неизбежность подкрепления теорий биологическим обоснованием. Для этого Фрейд прибегнул к искаженной трактовке дарвинизма. Он провозгласил, что переход от оральной сексуальности к анальной, а затем и генитальной есть естественный морфологический процесс. Поэтому оказывается, что объяснение детства с физиологической и психологической точки зрения основано в лучшем случае на искусной адаптации законов биологии [16].
«Ему [Фрейду], похоже, было все равно, вытекало ли подавление перверсии из психологии ящеров, первых людей или стало последствием табу, которые были сформированы ранними примитивными культурами… Ввиду шаткости оснований, на которых построена теория психоанализа, совсем не удивительно, что психоаналитическое движение стремилось завуалировать их, а иногда и отрицать их существование».
Наука психоанализа стала главенствующим движением психологии и психиатрии 20 века. Теории ее основоположника, Зигмунда Фрейда, фактически были приняты «на веру». Его педагогами стали ученые, которые создавали ложные концепции лечения. Фрейд создает теорию, согласно которой каждое физическое заболевание – лишь проявление внутреннего психологического конфликта человека.
Любое физическое заболевание есть последствие заболевания души. Истерия и ее симптомы возможно излечить через восстановление воспоминаний о сексуальном притеснении в детстве.
Список использованных источников:
- Radford, Tim (28 June 1990). «Publish and be damned». The Guardian.
- Radford, Tim (28 June 1990). «Publish and be damned». The Guardian.
- Radford, Tim (28 June 1990). «Publish and be damned». The Guardian.
- Ричард Вебстер «Почему Фрейд был неправ?» ISBN 978-5-17-077735-8 2013, стр. 464
- Woffinden, Bob (31 July 2011). «Richard Webster obituary». The Guardian. London.
- Ричард Вебстер «Почему Фрейд был неправ?» ISBN 978-5-17-077735-8 2013, стр. 9
- Ричард Вебстер «Почему Фрейд был неправ?» ISBN 978-5-17-077735-8 2013, стр. 261
- Ричард Вебстер «Почему Фрейд был неправ?» ISBN 978-5-17-077735-8 2013, стр. 22
- Ричард Вебстер «Почему Фрейд был неправ?» ISBN 978-5-17-077735-8 2013 стр.48
- Elizabeth M. Thornton, «The Freudian Fallacy» ISBN 978-05860853322 1983, стр. 123
- Ричард Вебстер «Почему Фрейд был неправ?» ISBN 978-5-17-077735-8 2013, стр. 16
- Ричард Вебстер «Почему Фрейд был неправ?» ISBN 978-5-17-077735-8 2013, стр. 106
- Ричард Вебстер «Почему Фрейд был неправ?» ISBN 978-5-17-077735-8 2013, стр. 117
- Ричард Вебстер «Почему Фрейд был неправ?» ISBN 978-5-17-077735-8 2013, стр. 119
- Ричард Вебстер «Почему Фрейд был неправ?» ISBN 978-5-17-077735-8 2013, стр. 306
- Ричард Вебстер «Почему Фрейд был неправ?» ISBN 978-5-17-077735-8 2013, стр. 313
Автор: Пантелеев Василий Андреевич, магистр экономики СПБПУ им. Петра Великого
Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна
Купить в Литрес Купить в OZON Купить в Лабиринте
Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter | Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше! |
9 идей Зигмунда Фрейда, изменивших мир: тогда и сейчас
Куда бы я ни пошел, я нахожу, что до меня был поэт.
— Зигмунд Фрейд
Фрейд и испытание временем
Зигмунд Фрейд, если кто и увеличил наше осознание ума. Он является синонимом исследования психики и, несомненно, был одной из самых влиятельных фигур конца девятнадцатого и двадцатого века. Он значительно продвинул концепцию лечения психологических состояний с помощью разговорной терапии, которую он назвал психоанализом.У Фрейда было много сторонников и последователей, но также было много недоброжелателей. Так в чем же его истинное наследие? Насколько оригинальны были его идеи, как они изначально были восприняты и актуальны ли они сегодня?
Бессознательное
Одним из величайших достижений Фрейда является его концепция бессознательного. Что он имел в виду под этим термином?
Быть сознательным означает, что вы знаете, что у вас в голове. Например, читая это, вы осознаете слова на странице и свои мысли.Подсознание относится к психическим процессам, о которых вы не подозреваете. Например, некоторые виды нашего поведения, такие как езда на велосипеде, выполняются на автопилоте. Мы не сосредотачиваемся на педалировании велосипеда сознательно — мы делаем это автоматически, без внимания. Теория Фрейда предполагала, что у нас есть болезненные воспоминания и другие «нежелательные» мысли, хранящиеся в бессознательном. Мы не осознаем их, но они могут влиять на наше поведение, особенно если это эмоционально заряженные воспоминания о трудных, даже травмирующих событиях.Разум усердно работает, чтобы не допустить этих сложных воспоминаний. Фактически, чем ближе становятся эти секреты, тем более тревожным становится пациент, не понимая почему. Фрейд использовал термин « репрессия, », чтобы описать этот процесс удержания нежелательных мыслей и воспоминаний от осознания. Для Фрейда бессознательное — это свалка для сложных проблем, с которыми мы не хотим сталкиваться. Но не сталкиваться с проблемами не решает их, и они могут возникать за пределами нашего понимания, вызывая хаос в нашей жизни.
Фрейд начал свою профессиональную жизнь как невролог, но в 1886 году, после знакомства с концепцией гипноза, Фрейд решил открыть свою собственную практику лечения нервных расстройств. Он считал, что если бессознательные воспоминания могут быть привлечены к осознанию, с ними можно будет бороться и бороться с ними. Впоследствии Фрейд применил несколько иную форму гипноза и обнаружил, что побуждение людей говорить о своих проблемах, а также анализ их снов помогает раскрыть бессознательное.Через несколько лет Фрейд переименовал свою технику «, психоанализ ».
Теперь осознавать травмирующие воспоминания довольно страшно (если воспоминание не пугает, меньше необходимости подавлять его). Фактически, по мере того, как эти болезненные секреты выходили на поверхность сознания, пациент обычно становился все более и более тревожным, поскольку сознательный разум пытался подавить эти часто трудные идеи. Однако, как только эти воспоминания достигли осознания, пациент мог «обработать» их. Часто осознание трудного опыта, хотя и болезненного, также может быть освобождающим, поскольку оно приносит понимание и повышенное осознание саморазрушающего поведения.Для изменения необходима осознанность.
Фрейд не изобрел идею бессознательного, но он разработал концепцию и разработал и усовершенствовал методы доступа к подавленным воспоминаниям, а затем работы с ними, когда они достигают сознания. Теперь было лучшее объяснение — и лечение. Более того, акцент и объяснение Фрейда означало, что не только клиенты имеют неуправляемое бессознательное, но и все. Конечно, чем более травматичны эти переживания и воспоминания, тем больше будет неврозов, но никто не застрахован от процесса вытеснения.
Фрейд был плодовитым писателем и оратором, и вскоре его идеи распространились среди коллег, особенно в Европе. Другие разработали теории, отражающие их собственный подход к психоанализу, но теория бессознательной динамики Фрейда получила широкое признание.
Сегодня концепция бессознательного встроена почти в каждую модель человеческого поведения и во все профессии, от психиатрии до маркетинга, от коучинга до преподавания. Это блестящая и универсальная концепция, описывающая фундаментальные процессы в человеческой психике.
Теперь, в Вене конца девятнадцатого века концепция психотерапии была новой, поэтому люди, приходившие в офис Фрейда, не имели семейных проблем или трудностей в общении со своими боссами, они были людьми, которые вели себя довольно странно. Фактически, многие из них имели дело с последствиями очень травмирующих детских переживаний. И многие из этих переживаний связаны с сексуальным насилием в детстве.
.
Ключевые идеи: Введение в новаторскую работу Фрейда по психоанализу, сексу, сновидениям и бессознательному, Рут Сноуден
Время, потраченное на чтение — погружение и выход в течение 1 месяца
Вставка от Goodreads
Узнайте о человеке по имени » Отец психоанализа »
Из воспитания и ранних работ Фрейда через его гениальное и революционное создание психоанализа вы узнаете об интерпретации сновидений, бессознательном, психологии общества и его противоречивых теориях, включая Эдипов комплекс и зависть к пенису.
Идеально подходит для студентов, учителей или тех, кому интересно узнать об этом замечательном человеке, «Научитесь самому себе. Freu
Время, потраченное на чтение — погружение в нее в течение 1 месяца
Вставка от Goodreads
Узнайте о человеке по имени» Отец психоанализ »
Из воспитания и ранних работ Фрейда через его гениальное и революционное создание психоанализа вы узнаете об интерпретации сновидений, бессознательном, психологии общества и его спорных теориях, включая Эдипов комплекс и зависть к пенису.
Идеально подходит для студентов, учителей или всех, кому интересно узнать об этом замечательном человеке. «Самоучите себя Фрейд» упрощает понимание его идей с помощью обзоров, резюме и иллюстраций.
Мой обзор
Я ненавижу читать научно-популярные книги, тем более, когда мне приходится сохранять информацию. Кажется, что чем больше вы должны принять, тем больше ваш разум отключается и пропускает его. Эта книга была действительно хорошо сделана, и она разбита так, чтобы кому-то вроде меня, кто борется, было легче окунуться и выйти и обработать ее.
В главах есть много разрывов страниц, так что вы можете прочитать параграф или два, а затем записать его или просмотреть по главам, поскольку они не слишком длинные. В конце каждой главы у вас есть небольшое резюме вещей, которые следует запомнить, которые были выделены из того, что вы только что прочитали, некоторым людям может быть проще сохранить информацию таким образом.
Написано без больших запутанных слов или жаргона, что вы найдете много таких книг, поэтому я решил включить это в свой список желаний и забрать копию для хранителя позже, чтобы я мог вернуться к нему (это книга взаймы из библиотеки).Я чему-то научился? Да. Я все понял? Нет. Но мне это понравилось, и я лучше понимаю психоанализ и некоторые известные случаи, связанные с Фрейдом.
Автор также поместил фантастический список для дальнейшего чтения (включая антифрейдовские книги), а также список интернет-сайтов. В целом, отличный ресурс, и я впервые могу сказать, что мне понравилось читать эту книгу, 4/5 для меня.
.
Реальна ли зависть к пенису? | Зигмунд Фрейд
Известный как отец психоанализа, Зигмунд Фрейд, которому 6 мая исполнилось бы 160 лет, основал ветвь психологической терапии, которая фокусируется на сознательном и бессознательном мышлении и на их взаимодействии. Среди его многочисленных теорий и идей, привлекающих внимание, — концепция зависти к пенису.
В лекции 1933 года под простым названием «Женственность» Фрейд сказал, что женщины начинают завидовать пенисам в молодом возрасте, когда они понимают, что мальчики получают больше сексуального удовольствия от своих пенисов, чем девочки от собственных половых органов.Фрейд сказал, что эта зависть к пенису со временем нарастает и проявляется в любви дочери к отцу и в желании родить сына, потому что это настолько близко, насколько женщина может получить к собственному пенису.
Строгая интерпретация теории зависти к пенису Фрейда была опровергнута. «В некотором смысле это действительно устарело», — сказала Сара Уэллс, клинический социальный работник, занимающаяся частной практикой в районе Денвера, в интервью Live Science. «В настоящее время он не используется ни в какой лексике, с которой я знаком в области психического здоровья.»Она зашла так далеко, что сказала, что если кто-то позвонит в ее практику и скажет, что им нужна помощь с их завистью к пенису, у нее возникнет соблазн повесить трубку, предположив, что звонок был розыгрышем. [Hot Stuff? 10 необычных сексуальных фиксаций]
Менее классические определения зависти к половому члену, однако, более верны. «В этом есть символический аспект, и я думаю, что это абсолютно реально», — сказала Ванесса Х. Лопес, психоаналитик, практикующий в частной практике из Нью-Йорка. Фрейд представил свою идею зависти к пенису, многие люди обсуждали небуквальные интерпретации этой концепции.Суть этого в том, что женщины могут завидовать тем чертам, которые делают мужчину мужчиной, потому что они связывают их с властью и статусом.
Однако маловероятно, что женщина, борющаяся с этой властной динамикой, доведет все до зависти к пенису, сказал Уэллс. Вместо того, чтобы проявлять эти чувства, когда женщина решает, что она хочет пенис, Уэллс сказал, что зависть к пенису имеет смысл только как метафора.
Некоторые девушки действительно переживают стадию желания иметь пенис, сказал Уэллс.Но это опять же, вероятно, не так буквально, как кажется. Уэллс сравнил это с тем, как ребенок может завидовать росту другого ребенка, эстетическому желанию, которое коренится в психологическом. Например, девушка может почувствовать, что у ее брата больше преимуществ в жизни, и, поскольку его пенис — одна из вещей, которая отличает его от нее, она, возможно, выражает некоторую зависть к пенису, сказал Лопес.
В то время как пенисы являются обычным признаком того, что они мужчины, зависть к пенису не обязательно является выражением несоответствующей гендерной идентичности, сказал Лопес.Однако, по ее словам, зависть к пенису настолько распространена, что она осторожно определяет, что это может означать, пока не узнает индивидуальную ситуацию, в которой используется этот термин. «Я думаю, что если бы ко мне обратился пациент, и это была его проблема, я бы просто хотел узнать больше об этом, чтобы попытаться понять это», — сказал Лопес. [8 диких фактов о пенисе]
Уэллс сказала, что у нее есть более серьезная проблема с концепцией зависти к пенису: это еще одно материальное решение сложной, вероятно, умственной проблемы.Она предупредила, что такая фиксация людей на частях тела и изображении может привести к серьезным проблемам с психическим здоровьем.
«Наука показала нам, что нет ничего лучше в высоком человеке или в низком человеке… или [что] нет реальной разницы между женщинами с большой или маленькой грудью, или мужчинами с большими или меньшими органами», — сказал Уэллс. «Но, к сожалению, люди зацикливаются на этих идеях и могут стать психически больными».
Будь то зацикленность на фотографиях подтянутых знаменитостей или поиск в Интернете решений по увеличению полового члена, люди слишком быстро изменяют свое тело или тратят большие суммы денег, чтобы справиться с эмоциональным расстройством, сказал Уэллс.По ее словам, эти эмоциональные проблемы включают в себя чувство уязвимости и неполноценности.
Следите за маленькими загадками жизни Live Science @LLMysteries , Facebook и Google+ .
,
«Цивилизация и ее недовольство» Зигмунд Фрейд
Дискретные радости культурного пессимизма
Этот том состоит из двух эссе Фрейда «Цивилизация и ее недовольство» (1930) и гораздо более короткого «Цивилизованная» сексуальная мораль и современные нервные заболевания (1908).
Последнее эссе является простым, оно указывает на то, что общепринятая (на рубеже веков, Вена) сексуальная мораль является причиной психических расстройств, и даже когда это не так, акцент на браке как единственном социально приемлемом форуме для выражения сексуальной любви на практике вызывает фригидность
дискретные радости культурного пессимизма
Этот том состоит из двух эссе Фрейда Цивилизация и ее недовольство (1930) и гораздо более короткого «Цивилизованная» сексуальная мораль и современная нервозность. болезнь (1908).
Последнее эссе является простым, оно указывает на то, что общепринятая (на рубеже веков, Вена) сексуальная мораль является причиной психических расстройств, и даже когда это не так, акцент на браке как единственном социально приемлемом форуме ибо выражение сексуальной любви на практике вызывает фригидность у женщин, в то время как у мужчин оно производит эффект, заключающийся в том, что (цитируя Карла Крауса) «соитие является неадекватным суррогатом онанизма» (с.147) и, следовательно, разочарование и неудовлетворенность в браке, которые призван быть центральной социальной единицей и уникальным источником межличностных удовольствий.
В более широком смысле мы можем видеть, что психическое заболевание может иметь социальный компонент, и что в таких случаях именно общество делает нас больными, если бегство в какое-то другое общество может предложить лекарство, Фрейд не заходит так далеко. как предположить, хотя некоторые пробовали это с переменным успехом.
Мне кажется, отсюда я понял, насколько скандальным был Фрейд в свое время, равно как и насколько далеко он видел венское общество — подавленные, сексуальные двойные стандарты, скандал людей, преследующих свои собственные желания: полковник Редл, Эгон Шиле Альма Малер — это наше доминирующее видение того общества, насколько это справедливо, справедливо и разумно, я не знаю.Введение указывает на США, где очевидно, что воздержание только в образовании по вопросам сексуальности и сексуальной активности, по-видимому, становится все более распространенным, что, по мнению автора, будет гарантировать неизменную актуальность Фрейда, поскольку будущие поколения будут переносить те же страдания, что и его современники.
Во всяком случае, это был младший Фрейд в 1908 году, который пытался, чтобы его голос был услышан.
Цивилизация и ее недовольство — это совсем другое дело, оно неторопливое и самоуверенное, нет ощущения срочности спасения мира от путаницы, это голос человека, уверенного в том, что у него есть последователи и что есть некоторое уважение и принятие его видения, оно, прежде всего, глубоко пессимистично по отношению к обществу и культуре, но неожиданным поворотом не касается истории человечества.
Фрейд — общительный автор, о котором я забыл, но здесь, как и в Die Traumdeutung, есть ссылка на друга и его опыт в этом случае о том, как практика йоги друга дала им ощущение океана, которое, по мнению Фрейда, является эмоциональным переживанием. это рационализируется в человеческой религии. Но я чувствую в этом не Фрейда, как культурного критика, стоящего в одиночестве, а дружелюбного Фрейда, человека из дружеского круга своих собратьев.
Когда я впервые читал это эссе, мне показалось важным, что Фрейд и Маркс были евреями, именно из более позднего периода иудаизма Храмовника возникает концепция истории как целенаправленная, что исторически довольно необычно, это идея, что история имеет значение — в частности, созданная Богом.У истории есть начало и конец, и в конце Бог постановил, что наступят Мир, Справедливость и Хорошие времена. Фрейд и Маркс создают светские версии этого, для Маркса эти цели будут достигнуты посредством социальных и экономических достижений для Фрейда. через взаимодействие основных человеческих побуждений, он утверждает, что из двух основных сил — одной деструктивной и антисоциальной, другой — социальной связи через любовь, любовь победит, и люди сформируют мировое сообщество, в котором все связаны друг с другом. взаимно укрепляющие узы дружбы.Фрейд, кажется, не совсем верит себе, так как он также видит возможность самоуничтожения человечества в оргии взаимной бойни. В стороне Фрейд смотрит на коммунизм, проект, по его мнению, ошибочный, потому что для него напряженность в человеческом обществе возникает не из-за неравного раздела собственности, а из психологического состояния человека. Есть деструктивный драйв, который конкурирует с конструктивным (см. Спойлер) [очень похоже на вид подпольного человека Dotovesky, желающего бросить камень в хрустальный дворец (спрятать спойлер)].
Взгляд Фрейда на человека в обществе напомнил мне первую сцену фильма Холодная рука Луки — пьяный Пол Ньюман отрубает головы парковочным счетчикам (см. Спойлер) [и действительно, я не вижу так много парковочных счетчиков вокруг в наши дни (скрыть спойлер)], то есть фрейдистская свобода, свобода весьма негативна в своих проявлениях с точки зрения Фрейда, это свобода угождать себе, причиняя вред другим. Цивилизация — это подавление, и, по мнению Фрейда, это довольно хорошая вещь. Болезнь — это цена, которую мы платим за социальную жизнь.Для Фрейда — как мы говорим о старении — это может быть нехорошо, но предпочтительнее альтернативы. Это означает, что, как следствие, мы все в некоторой степени подавлены и разочарованы, и отсюда следует, что именно поэтому люди всегда использовали фрейдистские разговорные терапии — не может быть никакого лечения, только адаптация, и маркер зрелого, хорошо приспособленного человека — это определенный меланхолия, если не постоянная депрессия низкого уровня. Фрейда явно не впечатлило его собственное эссе, и нас не удивляет его постоянное курение сигар.Учитывая его взгляды, потребности в утешении и успокоении было достаточно, чтобы он выкурил себя до смерти.
Опять же, потому что это последнее эссе, и, возможно, одна из причин, по которой Фрейд считает его неоригинальным, заключается в том, что оно похоже на смесь своих величайших хитов: человек создает Бога по своему собственному образу, в частности, из сердитого Отца, братья свергают отец, но усвоить его как совесть. Этот Фрейд описывает как историю
года, и мне интересно (по крайней мере, для меня) увидеть, что если он начнет с разрушения мифов общества, в котором он жил, он быстро придет к созданию нового набора мифов или «Таких историй» для Объясните, почему мы такие сумасшедшие смешанные создания.
Тем не менее неизбежный ужас, за который мы все несем ответственность, затяжные болезненные последствия экономического роста и развития, наша кафкианская вина — это работает для меня, а может быть, и нет. У меня было ощущение, что, если бы Фрейда не существовало, было бы необходимо изобрести его как культурного и социального критика, выискивающего под поверхностью наших принятых реальностей, пример здесь. Это версия мышления эпохи Просвещения, которая имеет ограниченную веру в доброту человеческой натуры в дарвинистском мире — все зависит от силы аргументированного анализа и наблюдения, но то, что люди говорят и верят о себе, не следует принимать за чистую монету — просто посмотрите на саморазрушение, которое мы видим в фигурах общественной и частной жизни.Наконец, Фрейд надеется на возможность того, что мы сможем проанализировать целые эпохи и исторические общества «однажды кто-нибудь решится на такое патологическое исследование культурных сообществ» (с.117)
Попутно Фрейд, кажется, использует человека иметь в виду человека, а не людей, так что это открыто и уверенно односторонняя точка зрения. Также есть несколько замечательных примечаний (см. Спойлер) [о желании Гейне видеть, как его враги висят на деревьях перед его окнами, и об обонянии в сексуальной жизни (спрятать спойлер)].
Это новый перевод, у переводчика есть возможность избежать некоторых знакомых технических приемов в пользу большей ясности, ваш пробег может отличаться.
.