Организм и психика кратко: Психика и организм

Психика и организм

психика и организм

Психика и организм человека неразрывно связаны и имеют влияние друг на друга. Информация, которую получает мозг, непосредственно действует на человека, в тоже время, работа психики обусловлена активными действиями. Например, когда мозг получает сигнал о предстоящей опасности, уровень адреналина в крови увеличивается, сердце начинает биться быстрее и человек готов к конкретным действиям, которые направлены на сохранение здоровья и жизни. В этом и выражается взаимосвязь психики и организма.

Другой пример: когда в организме находиться недостаточное количество витаминов группы В, что способствует появлению депрессии.

Психика и организм в психологии

Учеными было предложено много теорий, которые отражали связь между психикой и телом. Особое внимание было уделено психологическим отличиям мужчин и женщин. Например, мужчины выделяются хорошей координацией движений, а также пониманием математики. Что касается женщин, то у них ярко выражена социальная ориентация, скорость восприятия и память.

Мозг является главным механизмом, который имеет способность отражать окружающий мир. Ученые считают, что первые переживания были негативными и сигнализировали они о возможных проблемах и даже гибели организма, а также позитивные, свидетельствующие об устранении или миновании опасности. В итоге появилась первая форма, которая отражает связь психики и организма – эмоции. В течение эволюции человека возникли простейшие образы, развилось понимание и мышление.

Влияние психики на организм и здоровье человека

взаимосвязь психики и организма

Как гласит пословица: «В здоровом теле здоровый дух». Доказано, что значительные изменения характера человека могут способствовать появлению длительных хронических заболеваний. Многие врачи замечали, что первые признаки болезни можно заметить в период серьезных жизненных неудач. Связь психики и организма человека можно заметить в так называемых чудесах, которые случаются с людьми. Например, человеку поставили страшный диагноз, но он не впал в депрессию и окружил себя положительными эмоциями. Через определенное время врачи были удивлены чудесному исцелению.

Ученые длительное время проводили исследования влияния психики на внутренние органы человека. Эксперименты показали, что в состоянии гипноза можно изменить количество и состав желудочного сока, повлиять на состояние кровеносных сосудов и др.

 

Психика и организм

Ключевые термины: теория эйдосов, энтелехия, гуморальная теория, холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик, френологическая карта мозга, конституция человека, антропологические стигматы, динамические показатели ВНД, монозиготные близнецы.

Психологическое знание необходимо человеку для того, чтобы, познавая самого себя, он открывал новые способы адаптации к окружающей его реальности, изменять систему его отношений с самим собой, с другими людьми, с культурой. Психология – это не только наука, ставящая целью познание человека, но и посредством этого познания одновременно созидающая его.

Основным, выражающим исторически изменявшиеся воззрения на психическую жизнь человека и животных, понятием является «душа». Со времен древности оно относится к представлениям об особой животворящей силе, обитающей в теле человека (иногда животных и растений) и покидающей его во время сна или в момент смерти. На этой базе сформировались представления о так называемом переселении душ, об одушевленности космоса, о мировой душе и др.

Демокрит (460 – 370 гг. до н.э.) считал душу материальной субстанцией1, состоящей из атомов огня. Отсюда вытекает принципиальная возможность объяснять явления душевной жизни физическими и механическими законами и причинами.

Платон (428/427 – 348/347 гг. до н.э.) свое учение о душе связывал с теорией эйдосов2. Душа, по мысли философа, является частью мировой души, мира эйдосов, идей, не зависящих ни от материи, ни от особенностей индивидуального сознания, где и пребывает в промежутках между периодическими воплощениями в телах людей. Таким образом, душа – это само­стоятельная субстанция, существующая наряду с телом и независимо от него. Она представляет собой незримое, возвышенное и вечное начало, в то время как тело, наоборот, – зримо, низменно, тленно.

Для Аристотеля (384 – 322 гг. до н.э.) душа – активное целесообразное начало, энтелехияматерии, ее свойство.

В религиозных учениях душа человека – созданное Богом, неповторимое бессмертное духовное начало.

Рассуждения о душе ведутся и поныне. Однако при всей важности вопроса, можно заключить, что до сих пор не существует четких и однозначных ответов на вопросы: что такое душа, существует ли она на самом деле, в чем ее природа, как она взаимосвязана с материальным миром, какова ее структура и т.д.?

Наблюдая различные вариации индивидуальных реакций на воздействия среды, мыслители пытались установить какие-либо связи между психикой и процессами, протекающими в организме.

Гиппократ (ок. 460 – ок. 370 гг. до н. э.) – признавал наличие связи между сочетанием биологических жидкостей («соков») в организме и индивидуальными особенностями реакций человека (гуморальная теория), создал основы учения о темпераментах:

  • среди биологических жидкостей у холерика (от греч. chole – желчь) преобладает желчь. Он может быть охарактеризован как быстрый, порывистый человек, способный страстно отдаваться делу, но, в то же время, неуравновешенный, склонный к бурным эмоциональным реакциям, резким сменам настроения. Холерик, как правило, быстро и решительно берется за дело, но довольно быстро утомляется и охладевает;
  • сангвиник (от лат. sanguis – кровь, жизненная сила), отличается энергичностью, настойчивостью, высокой работоспособностью, сбалансированностью психических реакций. Это живой, подвижный человек, стремящийся к частой смене впечатлений, быстро реагирующий на события, легко переживающий неудачи и неприятности;
  • человек, темперамент которого может быть отнесен к флегматическому (от греч. phlegma – слизь) типу,характеризуется несколько замедленными реакциями, склонностью к стабильным эмоциональным настроениям. При этом он, как правило, предпочитает скрывать собственные эмоциональные переживания, стремясь сдерживать внешне заметные их проявления в мимике, жестикуляции, экспрессивных4 речевых выражениях и т.д.;
  • меланхолик (от греч. melain chole – черная желчь) – чувствительный, ранимый, склонный глубоким внутренним переживаниям человек, психическая активность которого преимущественно этими переживаниями и ограничивается. Эмоционально реагируя даже на незначительные по важности события, этот человек не склонен к активной внешней деятельности, поскольку его волевое усилие ослаблено. Он обнаруживает высокую степень конформности (то есть легко подчиняющийся чужой воле).

Римский врач Гален (ок. 130 – ок. 200 гг.) считал, что психические процессы продуцируются различными человеческими органами: печень «ответственна» за вожделение, серде – за страсти, мозг – за интеллектуальные функции.

Р. Декарт (1596 – 1650 гг.) разработал идею рефлекса и рефлекторной дуги, которая включает рецепторы, центростремительные (афферентные) волокна, нервный центр, центробежные (эфферентные) волокна, исполнительный орган (мышца, железа и др.).

Австрийский врач Ф.Й. Галль (1758 – 1828 гг.) разработал теорию локализации психических функций в коре больших полушарий головного мозга. Эта мысль послужила основанием для диагностики одаренности и психических проблем, с которыми может столкнуться человек, поскольку развитие отдельных участков мозга оказывает определенное влияние на особенности развития и строения черепной коробки. Он составил френологическую (от греч. phren – душа, ум) карту мозга.

Рис. 1. Френологическая карта локализации психических способностей. Приводится по современной Ф.А. Галлю статуе

XX в. Э. Кречмер, У. Шелдон связывали индивидуальные психические качества людей с качественными особенностями сложения (конституции) тела: анатомическими особенностями и соотношениями размеров различных частей тела, кожного покрова, массы и др.

Итальянский судебный психиатр Ч. Ломброзо (1835 – 1909 гг.) выдвинул положение о существовании особых типов людей, предрасположенных к преступным действиям в силу определенных биологических признаков (антропологических стигматов). Руководствуясь этими признаками, Ломброзо считал возможным не только установить тип преступного человека вообще, но даже отметить черты, присущие отдельным категориям преступников, как, например, ворам, убийцам, насильникам и др. Строение черепа, форма и размеры мозга, носа, ушей, цвет волос, татуировки, почерк, степень чувствительности кожи, психические свойства преступников подвергались наблюдению и измерению. Ученый пришел к выводу (который современной психологией не поддерживается), что в преступном человеке по наследственности сохранились психофизические черты отдаленных предков.

Революционизирующее влияние на психологию оказала эволюционная теория Ч. Дарвина (1809 – 1882 гг.). Основываясь на ней Г. Спенсер (1820 – 1903 гг.) высказал мысль, что психика появляется как результат эволюции: ощущение развилось из раздражимости, а затем из простейших ощущений появились многообразные формы психики, представляющие связанные между собой уровни сознания и поведения. В совокупности они представляют собой формы приспособления организма к среде.

Отечественные ученые И.П. Павлов, В.М. Бехтерев, И.М. Сеченов связывали индивидуальные особенности психических реакций с динамическими показателями работы нервной системы: скоростью переключения и передачи сигнала, силой сигнала, доминированием или относительным балансом торможения и возбуждения и др. И.П. Павлов описал два вида рефлексов5: безусловные (простые) и условные (сочетательные). Первые характеризуются прямой связью «стимул-реакция». Вторые образуются, когда раздражитель, вызывающий безусловную реакцию, совпадает с дополнительным сигналом. Вследствие неоднократного подкрепления этой связи безусловную реакцию начинает вызывать только этот сопутствующий (условный) раздражитель.

В психологических исследованиях XX в. был использован метод близнецов, который подтвердил вероятность генетической обусловленности развития, анатомо-физиологического строения, основных жизненных функций, человеческого интеллекта, а также некоторых психологических и поведенческих признаков. Исследования жизненного пути монозиготных (то есть сформировавшихся из одного оплодотворенного яйца) близнецов, разлученных по тем или иным обстоятельствам, показали высокую степень совпадений основных жизненных вех.

Рассмотренные вопросы:

  • Историческая динамика представлений о роли конституциональных особенностей человека в специфике его реакций на воздействия окружающей среды.
  • Философы Античности о природе души.
  • Гуморальная теория темпераментов.
  • Теории XIX в., пытавшиеся объяснять индивидуальные различия в реакциях людей на феномены окружающей среды конституциональными различиями.
  • Связи между конституциональными особенностями человека и его склонностью к криминальным формам поведения.
  • Процессы высшей нервной деятельности изучавшиеся И.П. Павловым.
  • Роль генетического аппарата в развитии индивидуальных психологических признаков человека.

1 Субстанция (от лат. substantia – сущность; то, что лежит в основе) – объективная реальность, нечто относительно устойчивое, то, что существует само по себе, не зависит ни от чего другого.

2 От греч. eidos – вид, образ.

3 Энтелехия (от греч. entelecheia – завершение, осуществленность) – понятие философии Аристотеля, означающее осуществление какой-либо возможности бытия.

4 Термин берет начало от лат. expressio  – выразительность.

5 Рефлексы (от лат. reflexus – повернутый назад, отраженный) – реакции организма на раздражения рецепторов. Возникшее возбуждение передается в центральную нервную систему, которая отвечает на него также возбуждением; последнее по двигательным, секреторным и др. нервам передается к различным органам (мышцам, железам и др.). В 1863 г. И.М. Сеченов высказал мысль, что «все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы».

Организм в психологии

Определение 1

Организм человека — это единое целое. Он обладает сложным анатомическим строением. Человеческому организму присущи отдельные психические особенности, которые представляют собой высшую стадию эволюции органического мира.

Особенности организма человека

Организм человека невозможно представить в качестве набора отдельных органов, способных выполнять свои собственные функции и не подвергающихся воздействию соседних. Он представляет собой целостную систему, составные элементы которой являются наиболее совершенным и гармоничным созданием из всех, кто только мог быть создан природой.

Все органы, как и их роль и назначение взаимосвязаны. Организм человека часто называют биологической системой. Она состоит из связанных структур, подчиненных друг другу. Их взаимоотношения и особенности строения подчинены их работе как единого целого.

Организм людей включает систему органов, взаимодействующих между собой. Каждый из них предназначен для осуществления своей функции. По этой причине от правильной работы органов в большей степени зависит человеческая психика.

Готовые работы на аналогичную тему

Организм и психическая деятельность

Особую роль в психической деятельности играют несколько основных особенностей человеческого организма:

  • Тип телосложения;
  • Пол и возраст;
  • Особенности строения нервной системы и мозга;
  • Наличие генетических аномалий;
  • Степень гормональной активности.

Работа психики будет зависеть не только от функционирования головного мозга и нервной системы индивида, но и в общем, от гормонального и физиологического функционирования всего организма, тела человека.

Для формирования и эффективного функционирования человеческой психики, имеющей сложную организацию, требуется соответствующая система биологических условий. Данные условия включают: уровень содержания кислорода в крови и клетках мозга, температуру тела, состояние обмена веществ.

Замечание 1

В условиях повседневной жизни человек достаточно часто убеждается в зависимости, вернее, во взаимозависимости психического состояния и физического самочувствия. Есть большое число наблюдений, которые свидетельствуют о прямом воздействии психики на здоровье людей.

В современной науке проведены исследования, которые показали, что человеческий организм представляет собой в высшей степени самоорганизующуюся и саморегулирующуюся систему. Человеческий мозг за весь период эволюции приобрел особенное свойство. Оно выражается в высочайшей пластичности, то есть, умении приспособиться к самым разным, порой неожиданным, условиям для существования.

Настоящие возможности психики, включая ее резервы в саморегуляции организма и состояний тела, огромны.

Главной отличительной особенностью психики человека является наличие сознания. Сознательное отражение представляет собой отражение предметной действительности. В нем выделяются ее объективные устойчивые свойства, не зависимо от отношений к ней субъектов.

На организм и психику человека оказывают воздействие процессы душевной жизни, включая волю, познание и чувства.

В состав познавательных процессов входят:

  • ощущение,
  • восприятие,
  • память,
  • мышление,
  • воображение.

С их помощью мы познаем мир и самого себя. Особенное место среди познавательных процессов здесь занимает внимание. Оно присутствует во всех процессах, позволяя сконцентрироваться на чем-либо.

Чувства и эмоции способны отражать переживание людьми собственного отношения к явлениям окружающею мира, событиям внутренней жизни. Здесь определяется то, в какой мере они важны именно для индивида, его жизни. То есть происходит установление личностной значимости того или иного события.

Произвольность и воля призвана обеспечивать сознательную регуляцию поведения, возможность действовать в соответствии с сознательно поставленной целью, принятым намерением. Все это формирует возможность ясно видеть поступающие извне и снаружи сведения о сложившейся в каждый данный момент ситуации. Эти процессы душевной жизни индивида включают в себя не только сообщения, которые идут из социума, а также информацию, поступающую от организма и из природной среды, а также из собственной психической сферы.

Человеческая психика способна ощущать, воспринимать, думать, помнить, чувствовать. Она отвечает за все привычки людей, их индивидуальность и за то, с помощью каких средств (механизмов) все это происходит. Все люди живут в определенной психической реальности. Любой индивид переживает эмоции, видит окружающие предметы, чувствует запахи. При этом мало кто из людей задумывается, что все перечисленные явления и процессы принадлежат психике.

В рамках организма психика существует для объединения и интерпретации информации о мире. Она соотносит ее с соответствующими потребностями и регулирует поведение в ходе адаптации. Психика же ответственная за приспособление к реальности.

Замечание 2

Человеческая психика — это весьма сложная система. Она включает отдельные подсистемы, при этом ее составляющие организованы по типу иерархии и подвержены постоянным изменениям.

Посредством психики появляется возможность не только с высокой точностью отражать особенности окружающего мира, но и появляется предвидение (предугадывание) того, что может произойти в последующем (в будущем). В наибольшей мере подобная опережающая функция психической деятельности присуща только для организма человека.

Благодаря перечисленным свойствам психики в составе организма человека человек может представить то, что произойдет через определенный промежуток времени. С помощью нее индивид строит планы, ставит цели, мечтает.

Психическая деятельность дает возможность людям заранее подготовиться к какому-то сложному событию.

Для психики характерен индивидуальный характер, при этом психические особенности формируют индивидуальность, а любое воздействие преломляется через индивидуальные особенности.

Организм и психика — Студопедия

Как уже говорилось выше, выживание организма, его суще­ствование связано с соблюдением определенных внутренних условий, заданных эволюцией данного вида. Это и определенная температура тела, и кислотно-ще­лочной баланс, и осмотическое давление, и концентрация соли и сахара в плаз­ме крови, и многие другие физиологические функции и параметры. Несоблю­дение каждого из этих условий может оказаться для организма губительным. Например, одним из важнейших параметров внутренней среды является кис­лотно-щелочное равновесие, которое оценивается по концентрации водородных ионов в крови (рН крови) и колеблется в очень узких пределах от 7,32 до 7,45. Сдвиг рН на 0,3 может быть опасным для жизни, поскольку от этого показателя зависит активность ряда ферментов, проницаемость мембран, синтез белка и т.д.

В процессе эволюции живых организмов у них выработалась способность со­хранять относительное динамическое постоянство внутренней среды, которое составляет одно из основных свойств всего живого. Это свойство получило на­звание гомеостаза (от греческих homoios — равный и stasis — состояние). Это равновесие не является статичным, оно представляет собой результат активно­го взаимодействия организма со средой: поглощаемые с пищей, водой и при га­зообмене вещества, уподобляясь химическому составу организма, входят в его морфологические структуры и, разрушаясь, отдают скрытую в них энергию, после чего продукты распада удаляются из организма, при этом разрушенные молекулы заменяются новыми, что в то же время не приводит к нарушению це­лостности структурных элементов организма.



Для поддержания гомеостаза у позвоночных животных сформировалось не­сколько регуляторных систем: иммунная, эндокринная, нервная и психическая. Все системы поддержания гомеостаза работают в тесном взаимодействии друг с другом. Из перечисленных для нас наибольший интерес представляют три последние системы, поскольку они принимают участие в возникновении психи­ческих феноменов.

Эндокринную систему образуют несколько желез внутренней секреции, функционально связанных друг с другом. Вещества, выделяемые этими железа­ми, называются гормонами. Гормоны оказывают влияние на различные обмен­ные процессы, обеспечивающие гомеостаз. Они интенсифицируют или ослабля­ют деятельность органов и систем организма в зависимости от характера нару­шений гомеостаза. Активность железы варьируется по принципу отрицательной обратной связи: если уровень гормона в крови ниже, чем это требуется организ­му в данных условиях, она усиливается и наоборот. Для нас важно то, что актив­ность желез эндокринной системы определяется как внутренними, так и внеш­ними факторами. В частности, при изменении условий среды — температуры, освещенности, физической нагрузки — их активность также может изменяться в соответствии с потребностями организма. На этом примере видно, что для реги­страции этих изменений необходимы особые, чувствительные к ним аппараты.


Эндокринная система имеет несколько уровней регуляции, отличающихся друг от друга по степени интегрированности ее ответных реакций. Высшим цен­тром регуляции эндокринных функций является гипоталамус — особое образо­вание в основании мозга, в котором происходит слияние нервных и эндокрин­ных элементов в единую нейроэндокринную систему. Это образование служит своеобразным посредником между нервной и эндокринной системами регуля­ции гомеостаза. Нервная и эндокринная системы, выполняя сходные функции по управлению состоянием внутренней среды организма, отличаются друг от друга не только механизмами (в эндокринной системе это гуморальная регуля­ция, т.е. регуляция с помощью веществ, растворенных в крови, в нервной — это регуляция с помощью передачи нервного импульса по нервному волокну), но и скоростью и длительностью регулирующего воздействия. Эффект воздействия при нервной регуляции имеет локальный характер, т.е. проявляется в том мес­те, куда направляется соответствующий сигнал, при эндокринной регуляции эффект действия длительный и не имеет локального характера, поскольку гор­моны разносятся кровью по всему организму. Например, гормоны щитовидной железы усиливают окислительные процессы во всех тканях.

Как часть нервной системы гипоталамус контролирует состояние внутрен­ней среды организма по типу нервной регуляции: здесь находятся центры голо­да, жажды, поддержания температуры тела, водно-солевого обмена и половой активности. В то же время в нем имеются особые нервные клетки, обладающие функциями железы и продуцирующие нейрогормоны. Именно с помощью этих нейрогормонов осуществляется связь между нервной и эндокринной система­ми. Отдельные группы клеток в гипоталамусе продуцируют гормоны, которые непосредственно влияют на определенные органы, например гормон, который способствует задержке воды в организме при ее недостатке.

Однако важно отметить то, что, например, при длительном дефиците воды этого механизма оказывается недостаточно, и с изменением осмотического дав­ления и концентрации воды в клетках включаются нервно-психические меха­низмы регуляции: через химические рецепторы в центральную нервную систе­му наступают импульсы о начинающемся нарушении водно-солевого гомеостаза; на основании этого в ней возникает так называемое мотивационное возбуж­дение, которое человек субъективно переживает как жажду; действия начинают направляться на ее устранение, формируется поведенческая реакция на удов­летворение потребности в воде; при этом активизируется деятельность слухо­вых, обонятельных и зрительных органов в комплексе с центрами, направляю­щими движения.

Особенно высокую активность гипоталамус проявляет при реакциях орга­низма на стресс, когда происходит мобилизация всех сил для бегства, отраже­ния нападения или другого выхода из опасной или трудно преодолимой ситуа­ции. Здесь мы вплотную подошли к интересующей нас теме — участию психики в регуляции поведения, связанного с поддержанием гомеостаза.

Из изложенного видно, что живой организм представляет собой открытую систему. Поддержание внутренних условий его существования возможно толь­ко за счет непрерывного обмена веществом с окружающей средой. В процессе эволюции одним из механизмов приспособления к окружающей среде, очень важным по последствиям, стала способность к перемещению в пространстве (П.К. Анохин). При изменении условий существования в данном месте в небла­гоприятную сторону организм, обладающий этой способностью, может переме­ститься в более благоприятные условия. Кроме того, он может сам активно за­хватывать пищу и избегать опасных объектов.

С обретением способности к активному перемещению в пространстве воз­никла необходимость в особых органах, информирующих организм о происхо­дящих при этом изменениях в окружающей среде. Перемещаясь в пространстве, организм сам создает постоянно изменяющиеся условия, в которых он находит­ся. При этом важным условием выживания становится знание об этих измене­ниях, оно обязательно должно предшествовать наступлению биологически зна­чимых событий. Для организма поздно реагировать на огонь после того, как он в него попал, гораздо эффективней располагать органом, предупреждающим о возможном наступлении биологически значимого события, например реагирую­щим на тепловое излучение до столкновения с его источником.

Поэтому в процессе эволюции сформировалась система, которая взяла на себя функцию упреждающей регистрации биологически значимых событий — психика. Психика возникает тогда, когда возникает система специализирован­ных клеток, обладающих чувствительностью к биологически нейтральным воз­действиям в отличие от раздражимости — свойственной любой живой клетке способности реагировать на биологически значимые воздействия (А.Н. Леонтьев). Психика возникает тогда, когда появляется способность строить образ окру­жающей среды, в котором находят отражение ее свойства. Психический образ окружающей среды строится на основе активных преобразований нервной си­стемой информации, которую доставляет к чувствительным клеткам, рецепто­рам, энергия биологически нейтральных средовых воздействий — энергия электромагнитных излучений определенного спектра, энергия звуковых волн, хими­ческая энергия веществ. При этом количества энергии достаточно для того, чтобы доставить информацию, но далеко не достаточно, чтобы причинить вред организму.

Средства доставки организму информации о происходящих вокруг событиях должны быть надежными, т.е. они всегда должны быть в наличии. Этими сред­ствами являются те наиболее устойчивые физические и химические свойства среды, которые присутствуют постоянно или значительную часть времени. Это — световое излучение, воздушная среда, растворенные и летучие химиче­ские вещества, сила гравитации, само по себе тело животного, которое для нерв­ной системы при построении ею образов выступает чем-то внешним, под­контрольным. Средовые факторы, служащие средством доставки информации нервной системе, обладают одним очень важным свойством — они способны к изменениям, в которых в

определенной форме воплощается и таким образом «переносится» структура свойств объектов: частота отраженных колебаний, их амплитуда, последовательность и длительность. Структура этих изменений, в свою очередь, переносится на структуру ответных изменений, наступающих в нервной системе при ее взаимодействии со средой, порождая ее психический образ.
Таким образом, психика животных развивается одновременно со все усложняющимися перемещениями в пространстве, а качества психических образов определяются
Душа же есть суть бытия и форма (logos)… такого естественного тела, которое в себе самом имеет начало движения и покоя… Если бы глаз был живым существом, то душой его было бы зрение.
Аристотель

средой обитания этих животных. Процесс построения психических образов неразрывно связан с процессом приспособления к данной среде при активном перемещении в ней.

Для успешного перемещения организма в пространстве нервная система должна также хорошо «знать» взаимное расположение частей тела. Психическим образом, который при этом возникает, является так называемая «схема тела», представляющая со­бой устойчивую психическую структуру, в которой отражена конструкция тела, его пропорции, масса, скоростные характеристики, которые принимаются в рас­чет при построении движений и согласовании их с особенностями наличной фи­зической среды. У каждого человека — свой собственный образ своего собствен­ного тела. В его формировании, как и в формировании любых других образов у человека принимают участие социальные факторы.

Итак, потребность в объектах и средовых условиях определяется особеннос­тями строения и физиологии организма данного вида, а также его индивиду­альными особенностями. Сохранение гомеостаза обеспечивается потреблением характерных для вида веществ и пребыванием в определенных средовых усло­виях. У животных поведение, связанное с удовлетворением потребностей, при­обретает определенную форму, которая зависит от характера необходимых для этого объектов и условий и строения тела. Объекты, условия и схема тела пред­ставлены животным в виде психических образов.

Человек, в отличие от животных, имеет двойственную природу — биологическую и социальную. С биологической точки зрения его поведение определяет­ся необходимостью сохранения жизненно важных внутренних условий, однако формы удовлетворения возникающих при этом потребностей определяются со­циально. Социальная сущность человека проявляется в наличии у него личнос­ти — совокупности социально обусловленных и социально значимых психоло­гических свойств. Существование человека как личности тоже связано с сохранением своеобразного «личностного гомеостаза». Он представляет собой совокупность некоторых обязательных условий, соблюдение которых только и по­зволяет человеку существовать как личности. «Личностный гомеостаз» задает­ся некоторыми социально обусловленными «константами», существенное изме­нение которых влечет за собой тяжелые последствия для личности. К таким, условно говоря, константам можно отнести, например, самооценку (или Я-концепцию) и интериоризированные, т.е. усвоенные личностью, ставшие для нее внутренним императивом, социальные нормы и ценности. Их колебания, свя­занные с совершением определенных социально значимых поступков, болезнен­но отражаются на внутреннем состоянии личности, что проявляется в форме тревоги, гнева или чувства вины.

Таким образом, поведение человека как организма и личности определяется как биологическими, так и социальными потребностями, к числу которых П.В. Симонов относит прежде всего потребность следовать социальным нор­мам, производными от которой являются потребности в уважении, привязанно­сти и любви окружающих.

В силу особой роли, которую в организации поведения играют знания об окружающем мире и его образ, потребность познания, которая у человека зани­мает особое место, также играет самостоятельную роль в структуре потребнос­тей животных.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХИКИ, Физиологические основы психики и здоровья человека

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХИКИ

В результате изучения данной главы студент должен:

знаю

• физиологические основы психики;

• строение и основные свойства нервной системы;

может

• анализировать темперамент и его психологические особенности;

собственный

• навыки волевой регуляции поведения человека.

Физиологические основы психики и здоровья человека

Конституция означает целостность соматической жизни индивида или типа при всей их отличительности и в той мере, в какой она представляет собой нечто долгосрочное. Все соматические функции связаны друг с другом. Идея конституции заключается в бесконечной целостности этих взаимосвязей — целостности, которая определяет каждую функцию в отдельности и которая, в свою очередь, зависит от конкретной взятой функции.Видимое выражение конституции — это внешний вид человека. Идея конституции как особого вида целостности нерушима. Завершив анализ функции из числа отдельных функций, мы неизбежно снова и снова возвращаемся к этой идее.

Психическую конституцию можно кратко описать одной фразой: это целостность, переживаемая человеком как нечто неотделимое от его соматической субстанции. Телосложение человека — это всегда единство присущих ему и приобретенных элементов.Можно сказать, что по мере того, как жизнь обогащается событиями и опытом, первичная предрасположенность порождает все новые и новые предрасположенности. Типология реакции является врожденной и раз и навсегда установленной для каждого человека. Но способы его реализации меняются под воздействием окружающей среды и внешней судьбы человека. Если конституция представляет собой определенную типологию потенциальных решений, а вместе с ними и способность реализовывать определенные действия и адаптивные способности, она неизменно изменяется под влиянием поведения и действий индивида.Поэтому, несмотря на то, что мы различаем врожденную (наследственную) и приобретенную конституцию, обе они в каждый данный момент составляют единое целое. Конституция — это всегда трансформация врожденной предрасположенности, обусловленная окружающей средой и судьбой человека и в каждый данный момент времени реализуемая в виде определенного целостного состояния.

Конституционные типы во всем их разнообразии считаются относящимися к норме. Они повсюду встречаются снова и ни в коем случае не являются уникальными, одноразовыми Вариациями человеческих типов, возможными только в узких пределах.Но болезненными они считаются, когда вносят в жизнь элемент разочарования, вызывают неспособность к полноценному развитию жизни и содержат ярко выраженную предрасположенность к определенным видам заболеваний. В этом случае проблема конституции становится проблемой патологии, потому что в связи с ней выдвигается понятие аномальной разновидности «человека».

Когда говорят о здоровье человека, имеют в виду физическое, психологическое и духовное здоровье. Физическое здоровье часто связано с возрастом человека.В этом случае отмечается биологический, психологический и социальный возраст. Между этими возрастными вариантами часто обнаруживается несоответствие. Биологический возраст — это понятие, которое отражает функциональную зрелость человека, как его отдельных тканей, органов, систем, так и всего организма в целом. Чтобы принять решение о физическом или биологическом возрасте человека, а значит, о состоянии его здоровья, в детском и подростковом возрасте используется ряд показателей. «

.

«Психическое развитие женственности» Эриха Ноймана

Δε νιώθω ότι είμαι σε θέση να γράψω κριτική γι αυτό το βιβλίο. Κάτι τέτοιο θα απαιτούσε υπόβαθρο που εγώ δε διαθέτω. Αν, λοιπόν, χετε ανάγκη να διαβάσετε μια κριτική ανάλυση, αυτό το обзор δε θα σαες βοηθήσει και άρα προτεονω προτείονω. Αρακάτω θα παραθέσω την αίσθηση που μου άφησε, τις σκέψεις που μου γέννησε και πόσο εμέναμε βμοήθησησκο σκο.

Ξεκίνησα το βιβλίο αυτό με συστολή, μην μπορώντας να φανταστώ πώς θα μπορούσα να ανταπεξέλθω ως αναγνώστρια σε (ή τι θα μπορούσα να αποκομίσ

Δε νιώθω ότι είμαι σε θέση να γράψω κριτική γι αυτό το βιβλίο.Κάτι τέτοιο θα απαιτούσε υπόβαθρο που εγώ δε διαθέτω. Αν, λοιπόν, χετε ανάγκη να διαβάσετε μια κριτική ανάλυση, αυτό το обзор δε θα σαες βοηθήσει και άρα προτεονω προτείονω. Αρακάτω θα παραθέσω την αίσθηση που μου άφησε, τις σκέψεις που μου γέννησε και πόσο εμέναμε βμοήθησησκο σκο.

Ξεκίνησα το βιβλίο αυτό με συστολή, μην μπορώντας να φανταστώ πώς θα μπορούσα να ανταπεξέλθω ως αναγνώστρια σε (ή τι θα μπορούσα να αποκομίσω από) μια αρχετυπική / γιουνγκιανή ανάλυση του μύθου του Έρωτος και της Ψυχής με έμφαση στην ψυχολογική ανάπτυξη του θηλυκού.

ρο μεγάλη μου έκπληξη το ανάγνωσμα με συνεπήρε. Απόλυτα. Τα σημαίνοντα και τα σημαινόμενα έδωσαν τέτοιες ψυχαναλυτικές διαστάσεις στο μύθο του Απουλήιου (που παρεμπιπτόντως περιέχεται, αποτελώντας το πρώτο σκέλος του βιβλίου) ώστε ένιωσα ότι βιώνω έναν απόλυτο συγχρονισμό σε σχέση με τις μύχιες σκέψεις και τους προβληματισμούς της περιόδου, οδηγώντας με να αφήσω κάθε άλλη δραστηριότητα ώστε να αφεθώ απερίσπαστα στην ανάγνωση.

Ορισμένες έννοιες που μου εντυπώθηκαν:
— Το θηλυκό αναπτύσσεται όχι μόνο επειδή αναγνωρίζει τη δυναμική του, αλλά και επειδή ενσωματώνει στη φαρέτρα του στοιχεία του αρσενικού με τρόπο οικείο και χρηστικό σε αυτό.
— ο θηλυκό βιώνει και εξελίσσει την ατομικότητά του αναγνωρίζοντας και αγαπώντας το αρσενικό με νοτοντον
— ο αρσενικό υπερβαίνει εαυτόν και μετασχηματίζεται φθάνοντας στη δική του ωριμότητα με έμυπμνευσητητκλθ.
ο θηλυκό και το αρσενικό δεν είναι ο άνδρας και η γυναίκα.

Εν κατακλείδι, εάν έχετε ανάγκη από εξηγήσεις, συμβολισμούς και κατευθύνσεις αναφορικά με την αυτοεξέλιξη και το συσχετίζεσθαι, κι εάν δε φοβάστε να αναμετρηθείτε με τη στριφνή γλώσσα των αναλυτικών ψυχολόγων (και το σύμπαν του Юнг), αφεθείτε στο συγχρονισμό του σύμπαντος και, ποτε πέσει στα χέρια σας αυτό το βιβλίο, ανοίξτε το με ρεξη.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.