Опросник семейные роли: Бланк опросника “Семейные роли” Инструкция

Содержание

 4.1.1.              Семейные роли и опросник распределения ролей в семье 

 4.1.1.              Семейные роли и опросник распределения ролей в семье 

 

Задачу создания компактной методики, предназначенной для выявления распределения супружеских ролей в семье, поставили перед собой Ю. Е. Алешина, Л.Я.Гозман, Е. М.Дубовская [Алешина Ю. Е. и др., 1987].

Ими были выделены семь основных внутрисемейных ролей, наиболее полно характеризующих современную семью.

1.              Ответственный за материальное обеспечение семьи. Эта роль включает в себя прежде всего различные дела и обязанности, связанные с зарабатыванием денег, обеспечением семье адекватного для нее материального уровня благосостояния. В исследованиях различных отечественных авторов часто используется другое название этой роли — «кормилец». Многочисленные данные свидетельствуют, что эта роль воспринимается как мужская и ее реализация в большой степени лежит на плечах мужа.

2.              Распределение ролей «хозяин»—«хозяйка». Традиционно эта роль включает в себя покупку продуктов и приготовление пищи, уход за одеждой, обеспечение уюта, порядка и чистоты в доме. В большинстве культур эта роль закреплена за женой (матерью), хотя в современной семье в этом плане произошли значительные сдвиги. По опросам, до 70 % мужчин готовы признать, что эта роль должна быть поделена между женой и мужем поровну.

3.              Роль ответственного по уходу за младенцем заключается в деятельности по обеспечению ребенку физического и психического комфорта (чистоты, пищи, тепла, оберегания от опасности и т.д.). Традиционные нормы предписывают выполнение этой роли матери, хотя эгалитарные нормы, широко распространившиеся в последние десятилетия, несколько пошатнули это убеждение.

4.              Роль воспитателя заключается в реализации обязанностей, связанных с развитием ребенка в компетентную, моральную и социализированную личность. Родители учат ребенка, что хорошо, что плохо, прививают ответственность, аккуратность, умение вести себя правильно с другими людьми, помогают в учебе.

Реализация этой роли в целом определяется некоторыми специфическими факторами. Прежде всего то, насколько родители вообще включены в эту роль, зависит от их уровня образования (чем он выше, тем меньше детей в семье и тем больше внимания уделяется воспитанию ребенка). На основании многочисленных данных можно говорить о том, что степень включенности мужа и жены в воспитание определяется кроме прочего и полом ребенка. Если ребенок — мальчик, то эта функция чаще распределяется между родителями поровну; если же в семье растет девочка, ее воспитанием занимается прежде всего мать.

5.              Роль сексуального партнера. Эта роль включает в себя проявление различного рода активности в плане сексуального поведения. Традиционно считается, что инициирует и определяет характер сексуальных отношений муж. При этом результаты опросов свидетельствуют о том, что мужчины заинтересованы в активности женщин как сексуальных партнеров. Нужно отметить, что в молодых семьях жены чаще выступают инициаторами интимных отношений, чем в более пожилых.

6.              Роль организатора развлечений. Выделение подобной роли само по себе отражает серьезные изменения в жизни общества, поскольку каких-нибудь 50 лет назад о культуре семейного досуга для широких слоев населения не могло быть речи. Эта роль включает в себя выдвижение различного рода инициатив в сфере досуга, а также активность, связанную с организацией выходов семьи в гости, в кино, с планированием и проведением отпуска и т.д.

7.              Организатор семейной субкультуры. Появление этой роли, как и роли организатора досуга, отражает коренные изменения, происходящие в обществе, и прежде всего рост культурного уровня широких слоев населения, когда люди больше начинают интересоваться наукой, искусством, ходить в кино, театры, музеи. Реализация этой роли включает в себя активность, направленную на формирование у членов семьи определенных культурных ценностей, достаточно разнообразных интересов и увлечений.

8.              Роль ответственного за поддержание родственных связей включает в себя участие в семейных ритуалах и церемониях, организацию общения с родственниками, содействие материальному обеспечению, социальному становлению членов семьи. Реализация этой роли традиционно возлагается на обоих супругов, хотя несколько большую активность традиционно проявляет при этом жена. Надо отметить, что в последнее время в мире наблюдается значительное снижение значимости родственных связей, причем если молодые супруги вполне удовлетворены качеством родственных отношений, то пожилые считают, что родственных отношений сейчас далеко не достаточно.

9.              Роль «психотерапевта» является одной из наиболее интересных и важных в современной семье. Нужно отметить, что само ее появление вызвано коренным изменением функций семьи, когда одной из основных черт становится удовлетворение потребностей членов семьи в поддержке, защите, личностном комфорте. Реализация этой роли связана с активностью, направленной на решение личностных проблем партнера, — выслушать, выразить принятие, симпатию, помочь разобраться в проблеме, эмоционально поддержать. Об огромном значении, которое имеет эта роль в современной семье, свидетельствует уже тот факт, что степень ее реализации членами семьи наиболее тесно связана с удовлетворенностью супругов своим браком. Данные некоторых исследований говорят о том, что женщины лучше выполняют эту роль, чем мужчины.

Поскольку роль ответственного за младенца для большинства семей является временной, в опроснике были операционализи- рованы только семь основных семейных ролей. Каждой роли в опроснике соответствуют три вопроса (интерпретацию результатов см. ниже).

1.              Воспитание детей — вопросы 9, 13, 14.

2.              Эмоциональный климат в семье («психотерапевтическая» функция) — вопросы 2, 15, 18.

3.              Материальное обеспечение семьи — вопросы 19, 3, 16.

4.              Организация развлечений — вопросы 20, 8, 4.

5.              Роль «хозяина», «хозяйки» — вопросы 17, 5, 21.

6.              Сексуальный партнер — вопросы 10, 6, И.

7.              Организация семейной субкультуры — вопросы 1, 7, 12.

Инструкция

Просим Вас ответить на предлагаемые ниже вопросы, касающиеся некоторых моментов организации Вашей семейной жизни. Все Ваши ответы сохраняются в тайне.

Для каждого вопроса предлагается набор вариантов ответов; выберите, пожалуйста, тот ответ, который в большей мере соответствует Вашей точке зрения, и на ответном листе отметьте его крестиком против соответствующего вопроса.

Текст опросника распределения ролей в семье

1.              От кого из вас зависят интересы и увлечения семьи?

A.              В основном это зависит от мужа.

Б. Это в большей степени зависит от мужа, но и от жены тоже.

B.              Это в большей степени зависит от жены, но и от мужа тоже.

Г. В основном это зависит от жены.

2.              От кого из вас в большей степени зависит настроение в семье?

А.              В основном настроение зависит от жены.

Б. В большей степени настроение зависит от жены, но и от мужа тоже.

В. В большей степени настроение зависит от мужа, но и от жены тоже. Г. В основном настроение зависит от мужа.

3.              Если возникнет необходимость, кто из вас в первую очередь найдет, где можно занять крупную сумму денег?

A.              Это сделает жена.

Б. В первую очередь это сделает жена, но и муж тоже.

B.              В первую очередь это сделает муж, но и жена тоже.

Г. Это сделает муж.

4.              Кто в вашей семье чаще приглашает в дом гостей!

A.              Чаще приглашает муж.

Б. Обычно приглашает муж, но и жена тоже.

B.              Обычно приглашает жена, но и муж тоже.

Г. Чаще приглашает жена.

5.              Кого в семье больше заботит уют и удобство вашей квартиры’?

A.              В основном мужа.

Б. В большей степени мужа, но и жену тоже.

B.              В большей степени жену, но и мужа тоже.

Г. В основном жену.

6.              Кто из вас чаще первым целует и обнимает другого’?

A.              Обычно это делает муж.

Б. Обычно это делает муж, но и жена тоже.

B.              Обычно это делает жена, но и муж тоже.

Г. Обычно это делает жена.

7.              Кто в вашей семье решает, какие газеты и журналы выписывать?

A.              Обычно решает жена.

Б. В большей степени это зависит от жены, но и от мужа тоже.

B.              В большей степени это зависит от мужа, но и от жены тоже.

Г. Обычно решает муж.

8.              По чьей инициативе вы чаще ходите в кино, в театр?

A.              По инициативе мужа.

Б. В основном по инициативе мужа, но бывает, что и жены.

B.              В основном по инициативе жены, но бывает, что и мужа.

Г. По инициативе жены.

9.              Кто в вашей семье играет с маленькими детьми?

A.              В основном жена.

Б. Чаще жена, но и муж тоже.

B.              Чаще муж, но и жена тоже.

Г. В основном муж.

10.              От кого в вашей семье зависит взаимная удовлетворенность интимными отношениями?

A.              В основном это зависит от мужа.

Б. В большей степени это зависит от мужа, но и от жены тоже.

B.              В большей степени это зависит от жены, но и от мужа тоже.

Г. В основном это зависит от жены.

11.              Почти все супружеские пары время от времени испытывают трудности в интимных отношениях; как вы считаете, от кого это может зависеть в вашей семье(вольно или невольно) в большей степени?

A.              Чаще от мужа.

Б. Обычно от мужа, но и от жены тоже.

B.              Обычно от жены, но и от мужа тоже.

Г. Чаще от жены.

12.              Чьи жизненные принципы и правила(отношение ко лжи, обязательность выполнения обещаний, невозможность опозданий и др.) являются определяющими в вашей семье?

A.              Жизненные принципы жены.

Б. Как правило, жены, но в некоторых случаях и мужа.

B.              Как правило, мужа, но в некоторых случаях и жены.

Г. Жизненные принципы мужа.

13.              Кто в вашей семье следит за поведением маленьких детей?

A.              В основном это делает жена.

Б. Чаще это делает жена, а иногда и муж.

B.              Чаще это делает муж, а иногда и жена.

Г. В основном это делает муж.

14.              Кто в вашей семье ходит с ребенком в кино, театр, на прогулки и дрР.

A.              В основном это делает муж.

Б. Чаще это делает муж, но и жена тоже.

B.              Чаще это делает жена, но и муж тоже.

Г. В основном это делает жена.

15.              Кто в вашей семье в большей степени обращает внимание на самочувствие другого’?

A.              Муж.

Б. В большей степени муж, но и жена тоже.

B.              В большей степени жена, но и муж тоже.

Г. Жена.^

16.              Представьте себе такую ситуацию: у обоих из вас появилась возможность сменить работу на более высоко оплачиваемую, но менее интересную. Кто это сделает в первую очередь?

A.              Это сделает жена.

Б. Скорее жена, чем муж.

B.              Скорее муж, чем жена.

Г. Это сделает муж.

17.              Кто в вашей семье занимается повседневными покупками?

A.              В основном муж.

Б. В большей степени муж, но и жена тоже.

B.              В большей степени жена, но и муж тоже.

Г. В основном жена.

18.              Кто в вашей семье имеет больше оснований обижаться на равнодушие, черствость, бестактность другого?

A.              Муж.

Б. В большей степени муж, чем жена.

B.              В большей степени жена, чем муж.

Г. Жена.

19.              Если в вашей семье возникнут денежные трудности, то кто из супругов займется поисками дополнительного заработка?

А.              Это сделает муж.

Б. В первую очередь это сделает муж, но и жена примет в этом участие.

В.              В первую очередь это сделает жена, но и муж примет в этом участие.

Г. Это сделает жена.

20.              Кто в вашей семье планирует, как и где провести отпуск?

A.              В основном жена.

Б. Чаще жена, но и муж принимает участие.

B.              Чаще муж, но и жена принимает участие.

Г. В основном муж.

21.              Кто в вашей семье вызывает представителей различных ремонтных служб и ведет с ними переговоры?

A.              В основном это делает жена.

Б. Чаще это делает жена, но иногда и муж.

B.              Чаще это делает муж, но иногда и жена.

Г. Обычно это делает муж.

Интерпретация результатов методики

Обработка результатов сводится к подсчету, в какой степени та или иная роль реализуется мужем (или женой).

Ниже приводится «ключ» методики (т.е. распределение вопросов по конкретным семейным ролям).

Индексы по каждой сфере подсчитываются как среднее арифметическое трех вопросов. В вопросах 1, 4, 5, 6, 8, 10, 11, 14, 15, 17, 18, 19 первому варианту ответа (А) приписывается 1 балл, второму (Б) — 2 балла, третьему (В) — 3 балла, четвертому (Г) — 4 балла. В остальных вопросах значения приписываются в обратном порядке, т.е. в вопросах 2, 3, 7, 9, 12, 13, 16, 20, 21 А = = 4 балла, Б = 3 балла, В = 2 балла, Г = 1 балл.

Подсчет по сферам (с первой по седьмую) ведется следующим образом (в скобках — номера вопросов, на их место надо вписать количество полученных по данному вопросу баллов):

1)              (9 + 13 + 14) : 3 =

2)              (2 + 15 + 18) : 3 =

3)              (19 + 3 + 16) : 3 =

4)              (20 + 8 + 4) : 3 =

5)              (17 + 5 + 21) : 3 =

6)              (10 + 6 + 11) : 3 =

7)              (1 + 7 + 12) : 3 =

Чем выше балл, тем в большей степени данная роль в опрашиваемой семье реализуется женой, чем ниже — тем больше реализуется мужем. Если величина близка к срединному значению, то данную роль оба супруга реализуют приблизительно в равной степени.

Наиболее полная информация может быть получена, если в опросе принимают участие оба супруга, тогда представляется возможность не только выяснить мнение каждого из них о распределении ролей в семье, но и сопоставить их ответы на предлагаемые вопросы.

Рассогласование же позиций супругов при оценке распределения ролей в семье может стать показателем конфликтных моментов (явных или скрытых) в отношениях между ними.

Авторы методики предлагают и второй вариант использования данной методики — в так называемом «расщепленном» виде. В этом случае методика предъявляется два раза: один раз все вопросы формулируются относительно мужа, второй — относительно жены. Например, вопрос 1 основного варианта выглядит так:

1. От кого из вас зависят интересы и увлечения семьи?

A.              В основном это зависит от мужа.

Б. Это в большей степени зависит от мужа, но и от жены тоже.

B.              Это в большей степени зависит от жены, но и от мужа тоже.

Г. В основном это зависит от жены.

В «расщепленном» варианте вопрос задается дважды.

А. В какой степени интересы и увлечения семьи зависят от вашей жены?

1              2              3              4              5

1              1              1              1              1

В минимальной              В максимальной

Б. В какой степени интересы и увлечения семьи зависят от вашего мужа? 1^ 2345

I              1              1              1              1

В минимальной              В максимальной

В результате сопоставления результатов опроса, проведенного по двум вариантам методики на одних и тех же испытуемых, не было получено сколько-нибудь значимых различий. Это свидетельствует, что в зависимости от задач и целей исследования может быть использован тот или другой вариант методики. Преимуществом первого из них при этом является краткость, в то время как среди достоинств второго можно отметить снижение влияния социальной желательности, так как отвечая на вторую часть опросника, респондент, скорее всего, не помнит, что он отвечал на первую часть, и это затрудняет для него представление распределения ролей в своей семье как более равноправного (что выступает часто как социально одобряемый стереотип).

Предлагаемая методика позволяет за минимальное время выявить представления супругов о ролевой структуре их семьи. Она компактна, формализована и легко может быть использована как в исследовательской программе изучения психологии семьи, так и в коррекционной работе.

Приведем пример использования методики

В исследовании Н.Х. Сафиной [Сафина Н.Х., 2004] прослеживаются изменения ролевой структуры семьи в молодых семьях со стажем супружеской жизни в 3, 5 и 7 лет. При этом отдельно с помощью теста на удовлетворенность браком В. Столина выделены благополучные семьи (в которых у обоих супругов высокая удовлетворенность браком) и неблагополучные семье (здесь у обоих супругов низкая удовлетворенность браком).

Обнаружено, что с ростом брачного стажа у благополучных пар происходит нивелирование, согласование способов межличностного реагирования супругов, притом у мужчин и женщин этот процесс идет по-разному.

С ростом брачного стажа:

а)              у обоих супругов снижаются авторитарность, независимость, недоверчивость, зависимость, альтруизм;

б)              у женщин снижаются застенчивость и стремление к сотрудничеству, незначительно увеличивается агрессивность;

в)              у мужчин агрессивность снижается значительно, увеличиваются покорность и сотрудничество.

Межличностные отношения супругов в благополучных парах с ростом брачного стажа становятся более ровными, гармоничными, спокойными, согласованными. У супругов неблагополучных пар больше различий в способах взаимодействия, т.е. у них наблюдаются серьезные различия именно по тем параметрам, где для семейного сотрудничества необходимо сходство показателей. С ростом брачного стажа эти семьи не отличаются согласованностью, гармонизацией межличностных отношений.

Автор констатирует, что на психологическом уровне супружеские отношения в процессе становления претерпевают довольно серьезные изменения, наибольшая трансформация социальнопсихологического уровня супружеских отношений происходит на

4              —5-м году супружества. Становление супружеских отношений на этом уровне имеет следующие особенности. В начале супружества ролевая структура семьи еще не определена, так как многие семейные функции молодые супруги стараются выполнять вместе. Второй период супружества — время большей формализации в распределении ролей. Муж реализует функции материального обеспечения и сексуальных контактов, жена — воспитатель детей, хозяйка, эмоциональный психотерапевт семьи. Организацией развлечений и семейной субкультурой занимаются оба супруга. К 6 — 7 годам супружества в основном закрепляется традиционное распределение ролей. Муж отвечает за материальное обеспечение семьи и сексуальные отношения, жена — за воспитание детей, эмоциональный климат семьи, организацию развлечений, ведение хозяйства и, по мнению самих жен, еще за семейную субкультуру, хотя мужчины считают, что эту функцию они выполняют поровну. В благополучных парах роли согласуются более четко с большим участием мужчин в семейных делах, а в неблагополучных парах нет определенной договоренности по поводу распределения ролей, и женщины в таких семьях более загружены семейными обязанностями по сравнению с женщинами из благополучных пар, что приводит к снижению удовлетворенности браком. 

Источник: Лидере А. Г., &laquoПсихологическое обследование семьи : учеб. пособие-прак- тикум для студ. фак. психологии высш. учеб. заведений / А. Г. Лидере. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия». — 432 с.» 2007

А так же в разделе « 4.1.1.              Семейные роли и опросник распределения ролей в семье  »

Семейные роли и опросник распределения ролей в семье — Студопедия

РОЛЕВАЯ СТРУКТУРА СЕМЬИ

ДИАГНОСТИКА СУПРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Задачу создания компактной методики, предназначенной для выявления распределения супружеских ролей в семье, поставили перед собой Ю.Е.Алешина, Л.Я.Гозман, Е.М.Дубовская [Алешина Ю.Е. и др., 1987].

Ими были выделены семь основных внутрисемейных ролей, наиболее полно характеризующих современную семью.

1. Ответственный за материальное обеспечение семьи. Эта роль включает в себя прежде всего различные дела и обязанности, связанные с зарабатыванием денег, обеспечением семье адекватного для нее материального уровня благосостояния. В исследованиях различных отечественных авторов часто используется другое название этой роли — «кормилец». Многочисленные данные свидетельствуют, что эта роль воспринимается как мужская и ее реализация в большой степени лежит на плечах мужа.

2. Распределение ролей «хозяин»—«хозяйка». Традиционно эта роль включает в себя покупку продуктов и приготовление пищи, уход за одеждой, обеспечение уюта, порядка и чистоты в доме. В большинстве культур эта роль закреплена за женой (матерью), хотя в современной семье в этом плане произошли значительные сдвиги. По опросам, до 70 % мужчин готовы признать, что эта роль должна быть поделена между женой и мужем поровну.

3. Роль ответственного по уходу за младенцем заключается в деятельности по обеспечению ребенку физического и психического комфорта (чистоты, пищи, тепла, оберегания от опасности и т.д.). Традиционные нормы предписывают выполнение этой роли матери, хотя эгалитарные нормы, широко распространившиеся в последние десятилетия, несколько пошатнули это убеждение.



4. Роль воспитателя заключается в реализации обязанностей, связанных с развитием ребенка в компетентную, моральную и социализированную личность. Родители учат ребенка, что хорошо, что плохо, прививают ответственность, аккуратность, умение вести себя правильно с другими людьми, помогают в учебе.

Реализация этой роли в целом определяется некоторыми специфическими факторами. Прежде всего то, насколько родители вообще включены в эту роль, зависит от их уровня образования (чем он выше, тем меньше детей в семье и тем больше внимания уделяется воспитанию ребенка). На основании многочисленных данных можно говорить о том, что степень включенности мужа и жены в воспитание определяется кроме прочего и полом ребенка. Если ребенок — мальчик, то эта функция чаще распределяется между родителями поровну; если же в семье растет девочка, ее воспитанием занимается прежде всего мать.


5. Роль сексуального партнера. Эта роль включает в себя проявление различного рода активности в плане сексуального поведения. Традиционно считается, что инициирует и определяет характер сексуальных отношений муж. При этом результаты опросов свидетельствуют о том, что мужчины заинтересованы в активности женщин как сексуальных партнеров. Нужно отметить, что в молодых семьях жены чаще выступают инициаторами интимных отношений, чем в более пожилых.

6. Роль организатора развлечений. Выделение подобной роли само по себе отражает серьезные изменения в жизни общества, поскольку каких-нибудь 50 лет назад о культуре семейного досуга для широких слоев населения не могло быть речи. Эта роль включает в себя выдвижение различного рода инициатив в сфере досуга, а также активность, связанную с организацией выходов семьи в гости, в кино, с планированием и проведением отпуска и т.д.

7. Организатор семейной субкультуры. Появление этой роли, как и роли организатора досуга, отражает коренные изменения, происходящие в обществе, и прежде всего рост культурного уровня широких слоев населения, когда люди больше начинают интересоваться наукой, искусством, ходить в кино, театры, музеи. Реализация этой роли включает в себя активность, направленную на формирование у членов семьи определенных культурных ценностей, достаточно разнообразных интересов и увлечений.

8. Роль ответственного за поддержание родственных связей включает в себя участие в семейных ритуалах и церемониях, организацию общения с родственниками, содействие материальному обеспечению, социальному становлению членов семьи. Реализация этой роли традиционно возлагается на обоих супругов, хотя несколько большую активность традиционно проявляет при этом жена. Надо отметить, что в последнее время в мире наблюдается значительное снижение значимости родственных связей, причем если молодые супруги вполне удовлетворены качеством родственных отношений, то пожилые считают, что родственных отношений сейчас далеко не достаточно.

9. Роль «психотерапевта» является одной из наиболее интересных и важных в современной семье. Нужно отметить, что само ее появление вызвано коренным изменением функций семьи, когда одной из основных черт становится удовлетворение потребностей членов семьи в поддержке, защите, личностном комфорте. Реализация этой роли связана с активностью, направленной на решение личностных проблем партнера, — выслушать, выразить принятие, симпатию, помочь разобраться в проблеме, эмоционально поддержать. Об огромном значении, которое имеет эта роль в современной семье, свидетельствует уже тот факт, что степень ее реализации членами семьи наиболее тесно связана с удовлетворенностью супругов своим браком. Данные некоторых исследований говорят о том, что женщины лучше выполняют эту роль, чем мужчины.

Поскольку роль ответственного за младенца для большинства семей является временной, в опроснике были операционализированы только семь основных семейных ролей. Каждой роли в опроснике соответствуют три вопроса (интерпретацию результатов см. ниже):

1. Воспитание детей — вопросы 9, 13, 14.

2. Эмоциональный климат в семье («психотерапевтическая» функция) — вопросы 2, 15, 18.

3. Материальное обеспечение семьи — вопросы 19, 3, 16.

4. Организация развлечений — вопросы 20, 8, 4.

5. Роль «хозяина», «хозяйки» — вопросы 17, 5, 21.

6. Сексуальный партнер — вопросы 10, 6, 11.

7. Организация семейной субкультуры — вопросы 1, 7, 12.

Семейные роли и опросник распределения ролей в семье — Студопедия

Задачу создания компактной методики, предназначенной для выявления распределения супружеских ролей в семье, поставили перед собой Ю.Е.Алешина, Л.Я.Гозман, Е.М.Дубовская [Але­шина Ю.Е. и др., 1987].

Ими были выделены семь основных внутрисемейных ролей, наиболее полно характеризующих современную семью.

1. Ответственный за материальное обеспечение семьи. Эта роль (Включает в себя прежде всего различные дела и обязанности, свя­занные с зарабатыванием денег, обеспечением семье адекватного Йля нее материального уровня благосостояния. В исследованиях различных отечественных авторов часто используется другое на-Цвание этой роли — «кормилец». Многочисленные данные свиде­тельствуют, что эта роль воспринимается как мужская и ее реали­зация в большой степени лежит на плечах мужа.

2. Распределение ролей «хозяин»«хозяйка». Традиционно эта роль |$ключает в себя покупку продуктов и приготовление пищи, уход & одеждой, обеспечение уюта, порядка и чистоты в доме. В боль­шинстве культур эта роль закреплена за женой (матерью), хотя в Современной семье в этом плане произошли значительные сдвиги. Цо опросам, до 70 % мужчин готовы признать, что эта роль долж-Щ быть поделена между женой и мужем поровну.

3. Роль ответственного по уходу за младенцем заключается в дея­
тельности по обеспечению ребенку физического и психического
|омфорта (чистоты, пищи, тепла, оберегания от опасности и т.д.).
традиционные нормы предписывают выполнение этой роли ма-
^Ри, хотя эгалитарные нормы, широко распространившиеся в
ледние десятилетия, несколько пошатнули это убеждение.



4. ролъ воспитателя заключается в реализации обязанностей,
сЯзанных с развитием ребенка в компетентную, моральную и
^иализированную личность. Родители учат ребенка, что хоро-
Ни*’ Чтоплохо> прививают ответственность, аккуратность, уме-
И?16 вести себя правильно с другими людьми, помогают в учебе.

К»

Реализация этой роли в целом определяется некоторыми специ­фическими факторами. Прежде всего то, насколько родители во­обще включены в эту роль, зависит от их уровня образования (чем он выше, тем меньше детей в семье и тем больше внимания уделяется воспитанию ребенка). На основании многочисленных данных можно говорить о том, что степень включенности мужа и жены в воспитание определяется кроме прочего и полом ребенка. Если ребенок — мальчик, то эта функция чаще распределяется между родителями поровну; если же в семье растет девочка, ее воспитанием занимается прежде всего мать.


5. Роль сексуального партнера. Эта роль включает в себя проявле­ние различного рода активности в плане сексуального поведения. Традиционно считается, что инициирует и определяет характер сексуальных отношений муж. При этом результаты опросов сви­детельствуют о том, что мужчины заинтересованы в активности женщин как сексуальных партнеров. Нужно отметить, что в моло­дых семьях жены чаще выступают инициаторами интимных отно­шений, чем в более пожилых.

6. Роль организатора развлечений. Выделение подобной роли само по себе отражает серьезные изменения в жизни общества, по­скольку каких-нибудь 50 лет назад о культуре семейного досуга для широких слоев населения не могло быть речи. Эта роль вклю­чает в себя выдвижение различного рода инициатив в сфере досу­га, а также активность, связанную с организацией выходов семьи в гости, в кино, с планированием и проведением отпуска и т.д.

7. Организатор семейной субкультуры. Появление этой роли, как и роли организатора досуга, отражает коренные изменения, про­исходящие в обществе, и прежде всего рост культурного уровня широких слоев населения, когда люди больше начинают интере­соваться наукой, искусством, ходить в кино, театры, музеи. Реа­лизация этой роли включает в себя активность, направленную на формирование у членов семьи определенных культурных ценно­стей, достаточно разнообразных интересов и увлечений.

8. Роль ответственного за поддержание родственных связей вклю­чает в себя участие в семейных ритуалах и церемониях, организа­цию общения с родственниками, содействие материальному обес­печению, социальному становлению членов семьи. Реализация этой роли традиционно возлагается на обоих супругов, хотя несколько большую активность традиционно проявляет при этом жена. Надо отметить, что в последнее время в мире наблюдается значитель­ное снижение значимости родственных связей, причем если мо­лодые супруги вполне удовлетворены качеством родственных от­ношений, то пожилые считают, что родственных отношений сей­час далеко не достаточно.

9. Роль «психотерапевта» является одной из наиболее интерес’
ных и важных в современной семье. Нужно отметить, что само &

появление вызвано коренным изменением функций семьи, когда одной из основных черт становится удовлетворение потребностей членов семьи в поддержке, защите, личностном комфорте. Реали­зация этой роли связана с активностью, направленной на реше­ние личностных проблем партнера, — выслушать, выразить при­нятие, симпатию, помочь разобраться в проблеме, эмоционально поддержать. Об огромном значении, которое имеет эта роль в со­временной семье, свидетельствует уже тот факт, что степень ее реализации членами семьи наиболее тесно связана с удовлетво­ренностью супругов своим браком. Данные некоторых исследова­ний говорят о том, что женщины лучше выполняют эту роль, чем мужчины.

Поскольку роль ответственного за младенца для большинства семей является временной, в опроснике были операционализи-рованы только семь основных семейных ролей. Каждой роли в опроснике соответствуют три вопроса (интерпретацию результа­тов см. ниже).

1. Воспитание детей — вопросы 9, 13, 14.

2. Эмоциональный климат в семье («психотерапевтическая» (функция) — вопросы 2, 15, 18.

3. Материальное обеспечение семьи — вопросы 19, 3, 16.

4. Организация развлечений — вопросы 20, 8, 4.

5. Роль «хозяина», «хозяйки» — вопросы 17, 5, 21.

6. Сексуальный партнер — вопросы 10, 6, 11.

7. Организация семейной субкультуры — вопросы 1, 7, 12.

Инструкция

Просим Вас ответить на предлагаемые ниже вопросы, касающиеся Некоторых моментов организации Вашей семейной жизни. Все Ваши ответы сохраняются в тайне.

Для каждого вопроса предлагается набор вариантов ответов; выбери-Р*. пожалуйста, тот ответ, который в большей мере соответствует Вашей |*очке зрения, и на ответном листе отметьте его крестиком против соот­ветствующего вопроса.

Глава 4. Диагностика семейных взаимоотношений в ситуации кризиса

Это
позволяет прояснить особенности
взаимоотношений в разном семей­ном
контексте, а также определить оптимальные,
с точки зрения членов се­мьи, и реальную
системы взаимоотношений. Сравнение и
совместный анализ полученных социограмм
позволяет психологу и членам семьи
увидеть пробле­му с разных сторон,
что, в свою очередь, способствует
постановке более точно­го диагноза
и поиску эффективного способа выхода
из сложной ситуации.

Бланк
теста
«Семейная социограмма» состоит из
инструкции и круга диа­метром ПО мм.

Инструкция

Перед
Вами на листе круг. Нарисуйте в нем в
форме кружков себя самого и членов вашей
семьи и подпишите их.

4.1.3. Опросник «Семейные роли»

Опросник
«Семейные роли» предназначен для
описания ролевой структу­ры семьи.
Данная методика является модификацией
психотерапевтической техники «Ролевая
карточная игра» (1970) (авторы техники Дж.
Огден и Э. Зе-вин), выполненной А. В.
Черниковым (2001), и помогает определить
вклад каж­дого члена семьи в организацию
совместной жизни (роли-обязанности), а
также типичные варианты поведения в
конфликтных ситуациях (роли взаимодей­ствия).
Кроме того, опросник позволяет косвенно
оценить статус членов се­мьи и степень
их влияния на принятие семейных решений.

Бланк
опросника «Семейные роли» Инструкция

Впишите
имена членов Вашей семьи и отметьте
количеством звездочек, насколько
перечисленные роли характерны для
каждого из них: *** — его (ее) постоянная
роль; ** — довольно часто он (она) это
делает; * — иногда это относится к нему
(к ней).

Некоторые
из упомянутых ролей не свойственны
Вашей семье или никогда не исполняются
тем или иным ее членом; в этом случае
оставьте графу пустой. Возможно, в Вашей
семье есть свои уникальные роли,
отсутствующие в общем списке, допишите
их.

Затем
среди всего списка выделите трк роли,
которые Вы считаете наибо­лее важными
для жизни семьи.

Роли-обязанности

Имена

Организатор
домашнего хозяйства

Закупщик
продуктов

Зарабатывающий
деньги

152

Роли-обязанности

Имена

Казначей

Его
превосходительство плохой исполнитель
всех своих обязанностей

Убирающий
квартиру

Выносящий
мусор

Повар

Убирающий
со стола после обеда

Тот,
кто ухаживает за животными

Организатор
праздников и-развлечений

Мальчик
на побегушках

Человек,
принимающий решения

Починяющий
сломанное

Роли
взаимодействия

Имена

Буфер,
посредник в конфликте

Любитель
поболеть

Сторонник
строгой дисциплины

Главный
обвинитель

Одинокий
волк

Утешающий
обиженных

Уклоняющийся
от обсуждения проблемы

Создающий
другим неприятности

Держащийся
в стороне от семейных разборок

Приносящий
жертвы ради других

Семейный
вулкан

Затаивающий
обиду

Шутник

Интерпретация
результатов

В
основе
интерпретации полученных результатов
лежит представление о том, что члены
семьи, которые чаще других играют важные
роли, как правило, об­ладают большей
властью в семье.

Методику
можно проводить индивидуально или со
всей семьей. Она очень наглядна,
информативна и в групповом варианте
может служить основой для обсуждения
семейной ситуации и разницы в ее
восприятии членами семьи.

153

Практическое занятие № 3

Тема:
Семья
как система

Вопросы:

1
Динамика развития семьи.

2
Основные подходы к описанию динамики
семьи.

3
Особенности функционирования семьи на
различных этапах ее развития

4
Понятие о жизненном цикле и жизненном
пути семьи.

Вопросы для
обсуждения:

1
Каковы основные этапы жизнедеятельности
семьи?

2
Какие семейные события или события
личной жизни человека являются границами
стадий семейного цикла брачно-семейных
отношений?

3
Какие кризисы встречаются на жизненном
пути семьи и возможно ли бескризисное
развитие брака?

4
Напишите жизненный сценарий обычной
белорусской семьи.

Задания:

1 «Обсуждение задач жизненного цикла семьи

Участники остаются
в малых группах. Ведущий коротко
рассказывает о классификации стадий
жизненного цикла и концепции обращения
семьи в консультацию в переходные
периоды между ними. Подгруппы выбирают
одну – две стадии и в течение 10 – 15 минут
должны написать как можно больше проблем
и жизненных задач, свойственных этим
стадиям. Далее списки, наработанные в
подгруппах, выносятся на всеобщее
обсуждение.

2 Анкета «Семейные роли»

Анкета
является авторской модификацией
психотерапевтической техники «Ролевая
карточная игра» Р. Шерман, Н. Фредман и
помогает определить вклад каждого члена
семьи в организацию совместной жизни
(роли-обязанности), а также типичные
варианты поведения в конфликтных
ситуациях (роли взаимодействия). Кроме
того, анкета позволяет косвенно оценить
статус членов семьи и степень их влияния
на принятие семейных решений.

Инструкция:
Впишите имена членов Вашей семьи и
отметьте количеством звездочек, насколько
перечисленные роли характерны для
каждого из них.

*** –
его (ее) постоянная роль;

**
– довольно часто он (она) это делает;

* –
иногда это относится к нему.

Некоторые
из упомянутых ролей не свойственны
Вашей семье или никогда не исполняются
тем или иным ее членом; в этом случае
оставьте графу пустой. Возможно, в Вашей
семье есть свои уникальные роли,
отсутствующие в общем списке, —
допишите их.

Затем среди всего
списка выделите три роли, которые Вы
считаете наиболее важными для жизни
семьи. Список ролей предложен в таблице
1.

Таблица 1 – Список
ролей к заданию «Семейные роли»

Роли

Имена

Роли-обязанности:

Организатор
домашнего хо­зяйства

Закупщик продуктов

Зарабатывающий
деньги

Казначей

Его превосходительство
плохой исполнитель всех своих
обязанностей

Убирающий квартиру

Выносящий мусор

Повар

Убирающий со
стола после обеда

Тот, кто ухаживает

за животными

Организатор
праздников и раз­влечений

Мальчик на
побегушках

Человек, принимающий
решения

Починяющий
сломанное

Роли взаимодействия:

Буфер, посредник
в конфликте

Любитель поболеть

Сторонник строгой
дисциплины

Главный обвинитель

Одинокий волк

Утешающий
обиженных

Уклоняющийся от
обсуждения проблемы

Создающий другим
неприятности

Держащийся
в стороне от семейных разборок

Окончание
таблицы 1

Роли

Имена

Приносящий жертвы
ради других

Семейный вулкан

Затаивающий
обиду

Шутник

Самостоятельное
задание на дом: реферативный обзор
статей:

1.
Витакер К. Полночные размышления
семейного терапевта. М., 1998 С.
70-83.

Литература:

  1. Андреева, Т. В.
    Психология современной семьи / Т. В.
    Андреева. – СПб., 2005. – 436 с.

  2. Берн, Э. Игры, в
    которые играют люди: Психология
    человеческих взаи­моотношений; Люди,
    которые играют в игры: Психология
    человечес­кой судьбы. / Э. Берн. – М.,
    1997. – 382 с.

  3. Богардус, Э. Семья
    / Э. Богардус. – СПб., 1954. – 163 с.

  4. Голд, С. И.
    Стабильность семьи / С. И. Голд. – Л.,
    1984. – 136
    с.

  5. Джеймс, М. Рожденные
    выигрывать / М. Джеймс, Д. Джонгвард //
    Трансакционный анализ с гештальтупражнениями.
    – М., 1993. – 336 с.

  6. Ковалев, С. В.
    Психология семейных отношений / С. В.
    Ковалев. – М., 1987. – 159 с.

  7. Силяева, Е. Г.
    Психология семейных отношений с основами
    семейного консультирования / Е. Г.
    Силяева. – М., 2006. – 417 с.

  8. Целуйко, В. М.
    Психология современной семьи / В. М.
    Целуйко. – М.,2006. – 315 с.

  9. Шнейдер, Л. Б.
    Семейная психология / Л. Б. Шнейдер. –
    Екатеринбург, 2007. – 736 с.

  10. Эдеймиллер, Э. Г.
    Психология и психотерапия семьи / Э. Г.
    Эдеймиллер, В. В. Юстицкис. – М., 2001. –
    656 с.

Опросник Шкала семейной адаптации и сплоченности (Опросник FACES-3 / Тест Д. Х. Олсона)

Опросник “Шкала семейной адаптации и сплоченности” (FACES-3 / Тест Олсона) оценивает уровень семейной сплоченности (степень эмоциональной связи между членами семьи: при максимальной выраженности этой связи они эмоционально взаимозависимы, при минимальной — автономны и дистанцированы друг от друга; для диагностики семейной сплоченности используются следующие показатели: “эмоциональная связь”, “семейные границы”, “принятие решений”, “время”, “друзья”, “интересы и отдых”) и уровень семейной адаптации (характеристика того, насколько гибко или, наоборот, ригидно способна семейная система приспосабливаться, изменяться при воздействии на нее стрессоров; для диагностики адаптации используются следующие параметры: “лидерство”, “контроль”, “дисциплина”, “правила и роли в семье”). Методика диагностики адаптации и сплоченности семьи представляет собой один из наиболее известных стандартизированных опросников, предназначенных для оценки семейной структуры. Авторами данного опросника являются Д. X. Олсон, Дж. Портнер и И. Лави;  была адаптирована в 1986 году М. Перре. 

Опросник Шкала семейной адаптации и сплоченности сконструирован таким образом, что позволяет проанализировать, как члены семьи в данное время воспринимают свою семью и какой бы они хотели ее видеть. Расхождение между восприятием и идеалом определяет степень удовлетворенности, психологический климат существующей семейной системой. “Идеал” дает информацию о направлении и степени изменений в семейном функционировании, которые хотел бы осуществить каждый из принявших участие в исследовании. Чем больше расхождение между идеалом и восприятием, тем больше неудовлетворенность существующей семейной системой.

Опросник FACES-3 могут заполнить все члены семьи, включая подростков старше 12 лет. В идеале необходимо применять его ко всем членам семьи, способным заполнять анкету, что поможет всесторонне оценить особенности их коммуникации.

Опросник Шкала семейной адаптации и сплоченности (Опросник FACES-3 / Тест Д. Х. Олсона):

Инструкция.

Вариант А. Опишите Вашу реальную семью (супруги и дети). Прочитайте следующие высказывания и оцените их с помощью представленной шкалы.

Вариант Б. Теперь оцените эти высказывания с точки зрения идеальной семьи, то есть такой, о которой Вы мечтаете.

Стимульный материал (вопросы):

Утверждение

1

почти никогда

семейных ролей |

Когда вы думаете о своей семье или конкретном члене семьи, вы, вероятно, думаете: «____ всегда или никогда не ____». Это один из примеров семейной роли. Семейные роли определяют то, как мы взаимодействуем друг с другом в семейной системе. Иногда эти роли служат для создания и поддержания баланса в семейной системе. Семейные роли имеют как положительные, так и отрицательные стороны. Ключевым моментом является понимание того, насколько хорошо эти роли работают для семьи и как они помогают или причиняют вред членам семьи в их усилиях по установлению глубоких, значимых и безопасных отношений.

Общие семейные роли

Ниже приводится ряд ролей, которые могут существовать в семье:

  • Герой: Это «хороший» и «ответственный» ребенок. Этот человек добивается высоких результатов, гордится своей семьей и слишком старается не выглядеть и не чувствовать себя неполноценным. Он / она часто бывает хорошим лидером и организатором, целеустремлен и самодисциплинирован. Иногда герою не хватает способности играть, расслабляться, следовать за другими или позволять другим быть правыми.
  • Спасатель: Спасатель заботится о нуждах и эмоциях других и решает проблемы других членов семьи. У спасателя могут возникнуть проблемы с конфликтом. Он / она берет на себя роль спасателя во имя помощи другим, хотя часто это делается для удовлетворения его / ее собственных потребностей, таких как облегчение беспокойства. Этот человек не понимает, что иногда помощь причиняет боль. Он / она также живет с большим чувством вины, и ему сложно сосредоточиться на себе.
  • Посредник: Посредник может быть спасателем, хотя он / она работает, чтобы сохранить мир в семейной системе.Этот человек выполняет эмоциональную работу семьи, чтобы избежать конфликта. Он / она действует как буфер и делает это во имя помощи другим, хотя это может быть для его / ее нужд. Это может быть здоровая роль в зависимости от того, как человек выступает посредником.
  • Козел отпущения / Белая овца: Это человек, который, по мнению других членов семьи, больше всего нуждается в помощи. Обычно это член семьи, нуждающийся в лечении или лечении. Этот человек часто демонстрирует очевидные симптомы того, что семья не может справиться с проблемами.У человека могут быть такие сильные стороны, как чувство юмора, более высокий уровень честности и готовность быть близкими к своим чувствам. Тем не менее, может иметь место неуместное выражение чувств, и человек может испытывать социальные или эмоциональные проблемы.
  • Коммутатор: Этот человек является центральным информационным центром в семье. Он / она следит за происходящим, зная, кто, что и когда делает. Этот человек имеет силу быть центральным человеком, к которому можно обратиться и понять, как поживает семья.Однако этот человек сосредотачивается на проблемах других, а не на своих собственных.
  • Властный брокер: Этот человек работает над поддержанием иерархии в семье с собой наверху. Его / ее безопасность и защищенность в жизни зависит от чувства контроля над окружающей его / ее средой.
  • Потерянный ребенок: Потерянный ребенок — подчиненный хороший ребенок. Он послушен, пассивен и скрыт в семейной травме. Он / она скрывается, чтобы не создавать проблем.В целом этот человек покладистый и покладистый. Однако ему / ей не хватает направления, он боится принимать решения и следует без вопросов.
  • Клоун: Клоун использует юмор, чтобы уравновесить семейный конфликт и создать ощущение, что все в порядке. У этого человека есть талант облегчить момент, но он / она скрывает свои истинные чувства.
  • Чирлидер: Чирлидер поддерживает и ободряет других. Обычно существует баланс в заботе о его / ее собственных потребностях, оказывая положительное влияние на окружающих.
  • Воспитатель: Этот человек оказывает эмоциональную поддержку, создает безопасность, доступен другим и может быть посредником. Он / она фокусируется на наличии и удовлетворении эмоциональных потребностей, как правило, сбалансированным образом.
  • Мыслитель: Мыслитель обеспечивает объективный, рассуждающий фокус. Его / ее сила в том, чтобы видеть ситуации логично и объективно. Однако ему / ей может быть трудно эмоционально установить связь с другими людьми.
  • Правдивый: Этот человек отражает систему такой, какая она есть.Иногда проблема заключается в том, как эта информация передается. Другие члены семьи могут обидеться или избегать рассказчика правды из-за силы правды, которой он / она владеет. Сила возникает, когда этому человеку отводится другая положительная роль, например, воспитатель или чирлидер.

Определите роли в вашей семье

  • Запишите свою роль в семье и роли, которые, по вашему мнению, демонстрируют другие члены семьи. Какие роли не приносят пользу вашей семье и какие роли вы бы хотели видеть больше? Обсудите это с членами вашей семьи и поставьте себе цель повысить те роли, которые, по вашему мнению, принесут пользу вашей семье.

.

семей — первый ключ к успешному функционированию семьи: семейные роли | VCE Publications

Типы семейных ролей

Семейные роли — это повторяющиеся модели поведения, с помощью которых люди выполняют семейные функции и потребности (Эпштейн, Н.Б. Бишоп, Д., Райан, К., Миллер, и Кейтнер, Г. ( 1993). Отдельные члены семьи занимают определенные роли, такие как ребенок, брат, сестра, внук. Наряду с ролями возникают определенные социальные и семейные ожидания относительно того, как эти роли должны выполняться.Например, ожидается, что родители будут учить, дисциплинировать и обеспечивать своих детей. Ожидается, что дети будут сотрудничать и уважать своих родителей. По мере взросления члены семьи берут на себя дополнительные роли, например, становятся супругами, родителями или бабушками и дедушками. Роль человека всегда расширяется или меняется в зависимости от его возраста и семейного статуса.

Инструментальные и аффективные роли

Отдельные лица в семье должны выполнять как инструментальные, так и аффективные роли. Каждый выполняет важную функцию в поддержании здорового функционирования семьи.Инструментальные роли связаны с обеспечением физическими ресурсами (например, продуктами питания, одеждой и кровом), принятием решений и управлением семьей. Аффективные роли существуют для оказания эмоциональной поддержки и поощрения членам семьи. Оба набора ролей должны присутствовать для здорового функционирования семьи. Кроме того, семьи также должны учитывать вопросы распределения ролей и подотчетности.

Пять основных ролей для эффективного функционирования семьи

В семье много ролей; Тем не менее, исследователи определили следующие пять ролей как важные для здоровой семьи.

  • Предоставление ресурсов

    Предоставление ресурсов, таких как деньги, еда, одежда и жилье, для всех членов семьи — одна из самых основных, но важных ролей в семье. Это прежде всего инструментальная роль.

  • Забота и поддержка

    Воспитание и поддержка других членов семьи — это прежде всего эмоциональная роль и включает обеспечение комфорта, тепла и успокоения для членов семьи. Примеры этой роли — родитель, утешающий ребенка после того, как у него был плохой день в школе, или члены семьи, поддерживающие друг друга после смерти любимого человека.

  • Развитие жизненных навыков

    Роль развития жизненных навыков включает физическое, эмоциональное, образовательное и социальное развитие детей и взрослых. Примеры этой роли — родитель, помогающий ребенку пройти через школу, или родитель, помогающий маленькому взрослому ребенку определиться с выбором карьеры.

  • Обслуживание и управление семейной системой

    Эта четвертая роль включает в себя множество задач, включая руководство, принятие решений, управление семейными финансами и поддержание соответствующих ролей по отношению к расширенной семье, друзьям и соседям.В другие обязанности этой роли входит поддержание дисциплины и соблюдение стандартов поведения.

  • Сексуальное удовлетворение супружеских партнеров

    Удовлетворительные сексуальные отношения — один из ключей к качественным супружеским отношениям. Эта роль включает в себя удовлетворение сексуальных потребностей таким образом, чтобы удовлетворить обоих супругов.

Распределение ролей

Распределение ролей — это распределение обязанностей внутри семьи, которое позволяет семье нормально функционировать.

Семьи должны принимать множество решений, часто на ежедневной основе, о том, кто будет отвечать за выполнение определенной задачи или выполнение определенной обязанности. Например, семьи должны решить, кто вынесет мусор, кто отведет детей в школу, кто будет готовить ужин, кто будет присматривать за детьми после того, как они вернутся из школы, кто будет работать и оказывать финансовую поддержку семье и т. Д. В здоровых семьях роли распределяются таким образом, чтобы члены семьи не были перегружены.

.

Эссе для опроса неполной семьи

Опросный лист
«ВЛИЯНИЕ РАЗРУШЕННОЙ СЕМЬИ»
1. С кем вы живете?
Отец Мать Опекун
Другое: ________________
2. С каких пор у вас была разбитая семья?
____ г / п
3. Сколько у вас братьев и сестер?
[pic] Only Child [pic] 2 [pic] 3 и старше
4.Как много друзей у вас есть?
[pic] 1-3 друзей [pic] 4-7 ​​друзей [pic] 8 и старше
5. Какова была ваша первая реакция, когда вы узнали, что ваши мама и папа никогда не будут вместе?
[pic] счастливый [pic] несчастный
[рис] другие: (просьба указать) __________________________ 6. Заполните поле. Моя жизнь не будет завершена без моего _________.
[pic] Мама [pic] Папа
[pic] Другое. . . Зачем?
____________________________________________________________

__
7.Были ли случаи, когда вы решали жить самостоятельно?
[pic] Да [pic] Нет
8. Есть ли обстоятельства, при которых вы лично обращаетесь к своим родителям и спрашиваете, что случилось с их отношениями?
[pic] Да [pic] Нет
9. Как вы думаете, почему их отношения не работают?
[pic] Финансовая проблема [pic] Третья сторона [pic] Проблема с родственниками
Другое (просьба указать) ___________________________________
10. По вашему мнению, кого вы считаете причиной возникновения неполной семьи? Это из-за сварливой жены или полигамного мужа? ____________________________________________________________

_______
11.Считаете ли вы себя в будущем хорошим мужем / женой, живя на этой земле?
[pic] Да [pic] Нет
12. Вы общаетесь с мамой / папой?
[pic] Mom [pic] Dad
[pic] Нет (если нет, переходите к номеру 14)
13. Если да, поддерживают ли они вас?
[pic] В финансовых аспектах
[pic] В эмоциональных аспектах
[pic] Нет
14. Считаете ли вы, что кризис идентичности может возникнуть, если вы принадлежите к неполной семье?
[рис.] Да (почему?)
[pic] Нет (почему бы и нет?)…

Продолжить чтение

Присоединяйтесь к StudyMode, чтобы прочитать полный документ

.

Анкета для семьи — опрос детей младшего возраста

Вашему ребенку предлагается принять участие в исследовательском исследовании. Прежде чем вы дадите свое согласие на его / ее волонтерство, важно, чтобы вы прочитали следующую информацию и задали столько вопросов, сколько необходимо, чтобы быть уверенным, что вы понимаете, что его / ее попросят сделать.

Исследователи: доктор Шуламит Ритблатт, доктор философии. Департамент развития ребенка и семьи, Государственный университет Сан-Диего
Лорен Сэвидж, бакалавр гуманитарных наук. Департамент психологии, Государственный университет Сан-Диего
Анисса Йорк, Б.A. Психологический факультет Государственного университета Сан-Диего

Цель исследования: в этом исследовании рассматриваются изменения семейных тенденций, особенно в том, что касается влияния частого отсутствия одного из родителей по работе (например, из-за военной службы, командировок) на семья. Он стремится понять различия в семейной динамике коммутирующих семей и некоммутирующих семей. На работу набираются семьи, выезжающие на работу (семьи с одним членом, которые путешествуют не менее 10 раз в течение календарного года или отсутствуют в семейной системе не менее одного месяца в году для работы) и семьи, не выезжающие на работу.Приблизительно 400 субъектов из пригородных семей, включая супруга, его / ее партнеров и детей, будут набраны для завершения нашего опроса. Для завершения нашего опроса также будут задействованы еще 400 человек из семей, не пересекающих город, включая супругов и детей. Возраст испытуемых варьируется от среднего детства до позднего взросления.

Описание исследования: если вы согласны участвовать в этом исследовании, вам и вашей семье будет предложено заполнить анкету и принять участие в интервью.Вы и ваша семья можете принять участие как в анкете, так и в интервью или просто в анкете, решать вам.

• Заполнение анкеты займет примерно 30-45 минут и будет включать вопросы о характере вашей работы и работы вашего партнера, вашем мнении о восприятии гендерных ролей, уровнях стресса, частоте взаимодействия с вашим партнером и ребенком, общении пар удовлетворенность пары, разрешение конфликтов, разделение ролей и отношения между родителями и детьми (если применимо).У вас будет возможность заполнить бумажную анкету или идентичную онлайн-анкету; Вы можете заполнить анкету на досуге в частном месте.
• Если вы согласны принять участие в этой дополнительной части исследования, посвященной собеседованию, вас попросят обсудить ваш опыт как пары и как родителя (если у вас есть дети) с обученным интервьюером. Этап собеседования будет проводиться в наиболее удобном для вас месте; это может включать ваш дом или местоположение третьей стороны, как вы предпочитаете.Интервью длится примерно 30 минут и будет записано на магнитофон. Вопросы будут касаться:
— Ваша роль как супруга и родителя
— Удовлетворенность браком и общение
— Проблемы и трудности во взаимоотношениях
— Любые преимущества и советы, связанные с надежными семейными отношениями
— Разработка систем поддержки, предоставляемых вашим семья.

Вашему ребенку также будет предложено заполнить анкету и принять участие в интервью.

• На заполнение анкеты уйдет около 20 минут, и в ней будет спрашиваться его / ее мнение о различных ролях матери и отца, эмоциях, которые может испытывать ваш ребенок в отношении вашей нагрузки и требований вашей работы. Ваш ребенок может взять анкету в удобном для него месте.
• Ваш ребенок также будет приглашен на собеседование, которое займет около 30 минут и будет записано на магнитофон. Вашего ребенка спросят, как он / она думает о вашей работе.Интервью будет проводиться в месте, согласованном вами, ребенком и интервьюером, при этом будут прилагаться усилия, чтобы это место было наиболее удобным для ребенка.

Риски или дискомфорт: Вы можете испытывать эмоциональный дискомфорт, рассматривая свои эмоциональные реакции на вас

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *