Опросник Сан (интерпретация результатов)
Опросник сан был разработан коллективом авторов в 1973 году с целью оценки самочувствия, активности человека и его настроения. Поскольку данные 3 составляющие способны непосредственно влиять на работоспособность человека, подскажут момент необходимого отдыха для зарядки энергией и бодростью на ближайшее время, необходимо оценить степень каждой из них.
Методика сан представлена в виде опросника, где необходимо определить с помощью оценки степень своего психологического и физического состояния. Предлагается 30 пар слов, которые характеризуют настрой человека на протяжении дня и имеют противоположные значения.
Отдавая предпочтение тому или иному описанию в паре, проставляются необходимые оценки, по которым выводятся результаты состояния человека.
Подробно о тесте сан
Название теста пошло от первых букв основных составляющих состояния человека, на которых был сосредоточен данный опросник: самочувствие, активность, настроение.
Для каждой составляющей теста выделено 10 пунктов. Разрабатывая эту методику, автор утверждает, что именно эти критерии в полном объеме могут эффективно исследовать состояние каждой личности.
В таблице ниже приведен полный перечень опросника, достаточно в пустых ячейках отметить одной оценкой пару показателей. Оцениваете состояние настоящего времени в момент прохождения теста. Таким образом выбираете из предложенной пары тот показатель, который оптимально описывает состояние. Ставите ему оценку, насколько хорошее или плохое проявление данного показателя. Для получения более правдивых результатов важно проходить тест без преувеличения характеристик своего состояния.
Таблица теста
№ | Показатель | Оценка | Показатель | ||||||
3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | |||
1. | Соображать легко | Соображать трудно | |||||||
2. | Внимательный | Рассеянный | |||||||
3. | Полный надежд | Разочарованный | |||||||
4. | Довольный | Недовольный | |||||||
5. | Счастливый | Несчастный | |||||||
6. | Жизнерадостный | Мрачный | |||||||
7. | Работоспособный | Разбитый | |||||||
8. | Полный сил | Обессиленный | |||||||
9. | Возбужденный | Сонливый | |||||||
10. | Желание работать | Желание отдохнуть | |||||||
11. | Веселый | Грустный | |||||||
12. | Хорошее настроение | Плохое настроение | |||||||
13. | Расслабленный | Напряженный | |||||||
14. | Здоровый | Больной | |||||||
15. | Увлеченный | Безучастный | |||||||
16. | Взволнованный | Равнодушный | |||||||
17. | Восторженный | Унылый | |||||||
18. | Радостный | Печальный | |||||||
19. | Отдохнувший | Усталый | |||||||
20. | Свежий | Изнуренный | |||||||
21. | Быстрый | Медлительный | |||||||
22. | Деятельный | Бездеятельный | |||||||
23. | Спокойный | Озабоченный | |||||||
24. | Оптимистичный | Пессимистичный | |||||||
25. | Выносливый | Утомляемый | |||||||
26. | Бодрый | Вялый | |||||||
27. | Самочувствие хорошее | Самочувствие плохое | |||||||
28. | Чувствую себя сильным | Чувствую себя слабым | |||||||
29. | Активный | Пассивный | |||||||
30. | Подвижный | Малоподвижный |
Подводим итоги опросника
Проставив оценки, необходимо их перевести по бальной шкале и подсчитать результаты. Слева направо все значения в данной таблице соответствуют такому количеству баллов: 3 = 7; 2 = 6; и так далее, чтобы последняя 3 была равна 1. Проставив необходимые баллы, необходимо сложить по 10 показателей самочувствия, активности и настроения и разделить на 10. В результате получим средний показатель по перечисленным критериям.
Показатели самочувствия находятся в таблице под номерами 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26, 27, 28. Анализ активности проводится по показателям 1, 2, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 29, 30. Настроение характеризует последний блок вопросов под номерами: 3, 4, 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24.
Средний бал для каждой составляющей опросника сан должен находиться в пределах 5-5,5 балла. Это считается нормальный уровень, который позволяет продуктивно работать и заниматься необходимыми делами в радость. Если полученные значения ниже 4, то в таком случае стоит задуматься, как его повысить, возможно, нужно отвлечься и отдохнуть.
Проходить данный тест можно несколько раз в неделю, это позволит выявить те моменты в самочувствии, когда важно заняться собой и отвлечься от злободневной суеты, что в итоге принесет намного больше сил для эффективного выполнения разных задач на работе и дома.
Пример исследования по методике сан. Анализ полученных данных по методики сан. Методика
« Наши отношения»
Психоэмоциональное состояние играет очень важную роль в жизни человека, оказывая влияние на все сферы деятельности. А если речь идёт о ребёнке, то эти показатели считаются основными для полноценного интеллектуального и физического развития. Вот почему так важно вовремя диагностировать и устранить в случае необходимости любые нарушения, связанные с областью эмоций и чувств. Одним из эффективных способов определения самочувствия, настроения и общей активности является методика САН.
Описание методики «Самочувствие, активность, настроение»
Методика САН была предложена в 1973 году группой учёных 1 Московского медицинского института имени Сеченова.
В состав разработчиков входили В. А. Доскин, Н.А. Лаврентьева, В.Б. Шарай и М.П. Мирошников. Тест представляет собой 30 пар слов, описывающих общие состояния, степень эмоциональной и физической активности и настроения человека. В качестве целей исследования учёные выделили:
- оценку психического состояния испытуемого;
- выявление психоэмоциональной реакции на умственную нагрузку;
- определение биологических ритмов, свойственных физиологическим и психическим функциям.
- старт обучения в школе;
- переход в среднее звено;
- начало пубертатного периода;
- поступление в старшие классы и окончание школы.
Таким образом, методика САН может использоваться для диагностики детей любого возраста.
Процедура тестирования САН
Возможен как групповой способ проведения диагностики, так и индивидуальный. Использование один на один с испытуемым рекомендуется в том случае, если ребёнок неуверенно читает и испытывает трудности с пониманием значения всех слов-состояний, на анализе которых и построен тест. Временных ограничений для детей нет, но стоит указать на то, что ответ должен быть дан быстро — первое пришедшее в голову.
Только так можно рассчитывать на объективность результатов теста.
В работе с дошкольниками и младшими школьниками важно разбирать каждую пару слов, чтобы у испытуемого не возникло непонимания сути вопроса.
Инструкция по организации диагностики:
Файл: Стимульный материал
Обработка и интерпретация результатов (обсчёт)
Индекс 3, обозначающий неудовлетворительное состояние, оценивается в 1 балл, индекс 2 — 2 очка, 3 — 3 балла. За отметку 0 засчитываем ребёнку 4 очка. Индекс 1, обозначающий слабую выраженность положительного состояния, оценивается в 5 баллов, 2 — в 6, 3 — в 7. Таким образом, за негативное испытуемый получает низкие баллы, а за позитивное — высокие. После обсчёта нужно вывести общую сумму оценок, ориентируясь на таблицу (ключ):
По общей сумме — от 10 до 70 баллов — можно определить состояние испытуемого на текущий момент времени:
- меньше 30 — плохой показатель;
- от 30 до 50 — средний;
- больше 50 — высокий.
Ряд источников предлагает несколько иную систему подсчёта: полученные результаты по каждой шкале нужно поделить на 10.
В результате получится средний балл:
- больше 4 — благоприятное состояние;
- 5–5,5 — нормальные показатели;
- меньше 4 — плохое значение.
Первые испытания методики состоялись на группе студентов 1 Московского медицинского института имени Сеченова. Средние показатели у испытуемых были в диапазоне от 5 до 5,5 баллов. В начале 2000-х эксперимент был повторён. У той же возрастной группы учащихся значения снизились до 3–3,5 баллов.
Обратите внимание, что для составления объективной картины психоэмоционального состояния ребёнка важно также учитывать соотношение показателей.
Так, если малыш отдохнул, находится в хорошем расположении духа, то его оценки активности, настроения и самочувствия будут примерно одинаковы. А вот если усталость или напряжение нарастает, то значения самочувствия и активности будут существенно ниже, чем настроения.
Методика САН — удобный инструмент диагностики для определения психоэмоционального состояния школьника в разном возрасте. С помощью теста можно оценить не только психическое состояние испытуемого, но и выявить биологические ритмы, связанные с процессами в организме ребёнка.
Для того, чтобы оперативно оценить самочувствие и активность, а также настроение, можно пройти опросник сан. Это тест, где вы, отвечая на вопросы, соотносите показатели своего состояния с некоторыми признаками по шкале, в которой довольно много вопросов. В этой шкале присутствуют индексы от тройки до единицы и наоборот. Методика включает в себя тридцать пар слов, которые имеют противоположное значение. Эти слова отражают действие, ритм, силу и здоровье, а также ваше самочувствие. Помните что может привести к печальным последствиям.
Описание методики сан
Эта разновидность опросников состояния и настроения была разработана еще в 1973 году. Разрабатывая эту методику, авторы исходили из того факта, что тремя основными составляющими функционального и психоэмоционального состояния являются самочувствие, и настроение. И именно они могут быть охарактеризованы оценками, между которыми есть континуальная последовательность промежуточных значений.
Целью данной методики является экспресс-оценка состояния человека в момент прохождения теста.
В опроснике тридцать пар противоположных характеристик. По этим вопросам нужно оценить, как вы себя чувствуете в момент прохождения теста. Каждая пара – это шкала, где нужно отметить степень выраженности определенной характеристики своего состояния.
Выбирайте в каждой паре ту характеристику, которая оптимально точно описывает ваше состояние и отмечайте соответствующую цифру.
Человек, проходящий тест, должен поставить тот балл, который максимально точно выразит его состояние на момент прохождения теста.
Тест с вопросами
1. | Самочувствие хорошее | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Самочувствие плохое |
2. | Чувствую себя сильным | Чувствую себя слабым | |||||||
3. | Пассивный | Активный | |||||||
4. | Малоподвижный | Подвижный | |||||||
5. | Веселый | Грустный | |||||||
6. | Хорошее настроение | Плохое настроение | |||||||
7. | Работоспособный | Разбитый | |||||||
8. | Полный сил | Обессиленный | |||||||
9. | Медлительный | Быстрый | |||||||
10. | Бездеятельный | Деятельный | |||||||
11. | Счастливый | Несчастный | |||||||
12. | Жизнерадостный | Мрачный | |||||||
13. | Напряженный | Расслабленный | |||||||
14. | Здоровый | Больной | |||||||
15. | Безучастный | Увлеченный | |||||||
16. | Равнодушный | Взволнованный | |||||||
17. | Восторженный | Унылый | |||||||
18. | Радостный | Печальный | |||||||
19. | Отдохнувший | Усталый | |||||||
20. | Свежий | Изнуренный | |||||||
21. | Сонливый | Возбужденный | |||||||
22. | Желание отдохнуть | Желание работать | |||||||
23. | Спокойный | Озабоченный | |||||||
24. | Оптимистичный | Пессимистичный | |||||||
25. | Выносливый |
Методика «Самочувствие Активность Настроение» (САН) — Мегаобучалка
Методика САН является разновидностью опросников состояний и настроений. Разработан В. А. Доскиным, Н.А.Лаврентьевой, В. Б. Шарай, М. П. Мирошниковым в 1973 г. При разработке методики авторы исходили из того, что три основные составляющие функционального психоэмоционального состояния — самочувствие, активность и настроение могут быть охарактеризованы полярными оценками, между которыми существует континуальная последовательность промежуточных значений.
Самочувствие — это комплекс субъективных ощущений, отражающих степень физиологической и психологической комфортности состояния человека, направление мыслей чувств и т.п. Самочувствие может быть представлено в виде некоторой обобщающей характеристики (плохое/хорошее самочувствие, бодрость, недомогание и т.п.), а также может быть локализовано по отношению к определенным формам ощущения (ощущение дискомфорта в различных частях тела).
Активность — 1) всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика как источник преобразования или поддержания жизненно значимых связей с окружающей средой, имеющее свою иерархию: химическая, физическая нервная психическая активность, активность сознания, личности, группы, общества. Активность строится в соответствии с вероятностным прогнозированием развития событий в среде и положением в ней организма; 2) одна из сфер проявления темперамента которая определяется интенсивностью и объемом взаимодействия человека с физической и социальной средой. По этому параметру человек может быть инертным, пассивным, спокойным, инициативным, активным или стремительным.
Настроение — сравнительно продолжительные, устойчивые состояния человека которое может быть представлено как: 1) эмоциональный фон (приподнятое, подавленное) т.е. являться эмоциональной реакцией не на непосредственные последствия конкретных событий, а на их значение для субъекта в контексте общих жизненных планов, интересов и ожиданий; 2) четкое идентифицируемое состояние (скука, печаль, тоска, страх, увлеченность, радость, восторг и пр.). Настроение в отличие от чувств всегда направлено на тот или иной объект. Настроение будучи вызванным определенной причиной, конкретным поводом, проявляется в особенностях эмоционального отклика человека на воздействия любого характера.
Обработка результатов.
При обработке результатов исследования оценки пересчитываются в «сырые» баллы от 1 до 7 (крайняя степень выраженности негативного полюса пары оценивается в 1 балл, а крайняя степень выраженности позитивного полюса пары — в 7). При этом нужно учитывать, что полюса шкал постоянно меняются.
Вариант 1. Полученные баллы группируются в соответствии с ключам в три категории и подсчитывается количество баллов по каждой из них.
— Самочувствие: 1, 2, 7, 8, 13, 14,19, 20, 25, 26.
— Активность: 3, 4, 9, 10, 15,16, 21, 22, 27, 28.
— Настроение: 5, 6,11, 12, 17, 18, 23, 24,29, 30.
Полученные результаты по каждой категории делятся на 10.
Интерпретация.Средний балл шкалы равен 4. Оценки, превышающие 4 балла, говорят о благоприятном состоянии испытуемого.Оценки ниже 4 баллов свидетельствуют о не благоприятном состоянии испытуемого.Оценки состояния лежащие в диапазоне 5,0—5,5 баллов свидетельствуют о нормальном состоянии испытуемого.Следует учитывать, что при анализе функционального состояния испытуемого важны не только значения отдельных показателей САН, но и их соотношение.
Вариант 2. Сумма баллов, набранная испытуемым по всем 30 шкалам, делится на 30.
Интерпретация.
1—3 балла — человек, у которого преобладает плохое настроение
3,5—4,5 балла — человек, у которого доминирует изменчивое настроение или такой человек, который сам не в состоянии оценить свое настроение как хорошее или плохое.
5—7 баллов — человек, у которого чаще всего доминирует хорошее настроение
Типовая карта методики САН
Инструкция: «Вам предлагается описать свое состояние в настоящий момент, с помощью таблицы, состоящей из 30 полярных признаков. Вы должны в каждой паре выбрать ту характеристику, которая наиболее точно описывает Ваше состояние и отметить цифру, которая соответствует степени (силе) выраженности данной характеристики».
Самочувствие хорошее | 3 2 1 0 1 2 3 | Самочувствие плохое | |
Чувствую себя сильным | 3 2 1 0 1 2 3 | Чувствую себя слабым | |
Пассивный | 3 2 1 0 1 2 3 | Активный | |
Малоподвижный | 3 2 1 0 1 2 3 | Подвижный | |
Веселый | 3 2 1 0 1 2 3 | Грустный | |
Хорошее настроение | 3 2 1 0 1 2 3 | Плохое настроение | |
Работоспособный | 3 2 1 0 1 2 3 | Разбитый | |
Полный сил | 3 2 1 0 1 2 3 | Обессиленный | |
Медлительный | 3 2 1 0 1 2 3 | Быстрый | |
Бездеятельный | 3 2 1 0 1 2 3 | Деятельный | |
Счастливый | 3 2 1 0 1 2 3 | Несчастный | |
Жизнерадостный | 3 2 1 0 1 2 3 | Мрачный | |
Напряженный | 3 2 1 0 1 2 3 | Расслабленный | |
Здоровый | 3 2 1 0 1 2 3 | Больной | |
Безучастный | 3 2 1 0 1 2 3 | Увлеченный | |
Равнодушный | 3 2 1 0 1 2 3 | Взволнованный | |
Восторженный | 3 2 1 0 1 2 3 | Унылый | |
Радостный | 3 2 1 0 1 2 3 | Печальный | |
Отдохнувший | 3 2 1 0 1 2 3 | Усталый | |
Свежий | 3 2 1 0 1 2 3 | Изнуренный | |
Сонливый | 3 2 1 0 1 2 3 | Возбужденный | |
Желание отдохнуть | 3 2 1 0 1 2 3 | Желание работать | |
Спокойный | 3 2 1 0 1 2 3 | Озабоченный | |
Оптимистичный | 3 2 1 0 1 2 3 | Пессимистичный | |
Выносливый | 3 2 1 0 1 2 3 | Утомляемый | |
Бодрый | 3 2 1 0 1 2 3 | Вялый | |
Соображать трудно | 3 2 1 0 1 2 3 | Соображать легко | |
Рассеянный | 3 2 1 0 1 2 3 | Внимательный | |
Полный надежд | 3 2 1 0 1 2 3 | Разочарованный | |
Довольный | 3 2 1 0 1 2 3 | Недовольный |
Глава 4. Мониторинг сформированности универсальных учебных действий в начальной школе (по ФГОС)
Опросник САН: интерпретация :: SYL.ru
Опросник САН (активность, самочувствие, настроение) разработан для определения состояния взрослого человека на момент опроса. Информация об интерпретации показателей больше нужна специалистам, но и обычные люди также могут узнать побольше об опроснике.
Методика САН: что это?
Тест проверяет, насколько функционален человек на данный момент, может ли он адекватно принимать решения, быстро реагировать, физически работать? Или же ему крайне необходим отдых.
В опроснике три десятка полярных вопросов. Каждое состояние: самочувствие, активность, и «боевое» либо угнетенное настроение определяется по 10 критериям.
Испытуемый сам определяет свое состояние на данный момент и отвечает — бодр и активен он или же пассивен, работоспособен или устал, считает ли себя счастливым или несчастным и т. д. Психолог записывает все ответы, а затем дает развернутую интерпретацию.
Для кого разработан опросник САН
Разработан названный тест ведущими сотрудниками Московского университета им. Сеченова еще в 1973 году. Принимали участие в его создании Доскин В. А., Лавреньева Н.А., Шарай В. Б. и другие исследователи.
Опросник САН, точнее обработанная информация, собранная опросником, помогает специалистам определить некоторые личностные особенности человека:
- психоэмоциональную реакцию индивидуума на нагрузку;
- личные биоритмы;
- особенности эмоционального состояния здорового психически человека без влияния стресса.
Кроме того, применяется опросник для определения состояния психически больных людей в конкретный период времени. То есть опросник применяется повсюду, где точно нужно установить состояние психоэмоционального здоровья конкретной личности в период нагрузки.
Часто он применяется для исследований подросткового периода. Для этого опрашивают около 100 человек подростков и подсчитывают общие результаты.
Интерпретация результатов: ключи
А как квалифицированный психолог считает баллы? Оценка дается по каждому критерию усредненная. Для подсчета результатов необходимо опираться на таблицу. Каждый вопрос имеет 7 вариантов ответа — цифры от -3 до 3. За ответ 3 начисляется 7 баллов, за 2 зачисляется 6 баллов и так далее, по нисходящей до 0. Ключ для каждого вопроса свой.
Подсчет, как видим, несложный. Есть 30 ответов-подсказок, которые характеризуют 3 показателя. Каждый ответ — это критерий, оценивающий состояние в баллах от 1 до 7. Средний балл — 4, но нормальным показателем считается оценка 5.0 или 5.5. Специалист во время обработки результатов смотрит не только на баллы, важным показателем является и соотношение активности, настроения и самочувствия.
Недостатки методики
В описанной методике есть один существенный недостаток. В опросник САН включены довольно общие признаки для многих состояний. Это затрудняет диагностику. К тому же ответы часто крайне субъективны.
Можно найти множество экспресс-тестов САН, которые дают компьютерную обработку результатов, но лучше, когда характеристику пишет подготовленный специалист, который за баллами видит реальные особенности личности.
Условия опроса: применение
В развернутой характеристике по результатам опроса, психолог должен описать, при каких условиях проводилось исследование: после стресса, физического напряжения или в спокойной обстановке. Тот кто тестирует, должен учитывать насколько давно отдыхал человек.
Если опросник САН дается человеку в конце рабочего дня, то, само собой, тест покажет низкие баллы по активности и самочувствию (ниже 4). При этом настроение может быть хорошим, но может также быть угнетенным. Однако все снова зависит от особенностей личности. У многих активность сохраняется хорошей и в конце дня, когда применяется опросник САН.
Интерпретация результатов тестирования, чтобы быть объективной, должна проводиться только специалистом. Это следует учитывать. Кроме того, методика не предназначена диагностировать никаких отклонений, а проводится только для профилактики стрессов и изучения личности.
Методика САН (Самочувствие, активность, настроение)
Дата: 18 апреля 2017 Автор: Евгений Лешкович Рубрика: Школа
Важнейшая задача школьного психолога — контроль за психологическим самочувствием подростков. Помочь в этом может методика САН («Самочувствие, активность, настроение») — наиболее эффективный способ выявления текущего состояния учащихся.
Методика «Самочувствие, активность, настроение»: авторы и назначение
Эта методика разработана в 1973 году группой советских учёных, которую возглавлял физиолог и гигиенист Валерий Доскин.
Доскин Валерий Анатольевич (род. 23.09.1941, Сталинград) – физиолог, гигиенист, доктор медицинских наук (1986), профессор (1991), заслуженный деятель науки РФ (2001). РМА НПО МинЗдрава РФ.
Предназначение — быстрая оценка текущего психологического состояния индивида. Она используется в работе со школьниками и студентами. При этом важно помнить, что этот способ оценки рассчитан на учащихся не моложе 14 лет.
Описание процедуры диагностики
Для проведения диагностики по методике САН попросите учащегося (либо группу учащихся) заполнить специальный бланк. На бланке указаны 30 альтернативных состояний, например, «я счастлив — я несчастен», «мне весело — мне грустно». Между этими определениями находится шкала: 3–2-1–0-1–2-3. Если учащийся чувствует себя счастливым, он подчёркивает цифру «3», размещённую рядом с утверждением «я счастлив». Если несчастен, выбирает противоположную «тройку». Если учащийся не чувствует себя ни счастливым, ни несчастным, отмечает «0». Если чувствует, что «почти счастлив», выделяет «двойку», если «скорее счастлив, чем несчастлив» — «единицу».
Образец бланка для диагностики по методике САН
Очень важно, чтобы подросток чётко понимал: ответ должен отражать текущее состояние, а не то, как он в целом оценивает удовлетворённость жизнью. Критически важно, чтобы ученик давал честные ответы. Об этом нужно предупредить до начала процедуры диагностики.
Проведение исследования занимает 10–15 минут.
Обработка данных, подсчёт результатов и их интерпретация
Для подведения итогов используйте модернизированную шкалу, в которой самый негативный ответ («я несчастлив») оценивается в 1 балл, а самый позитивный («я счастлив») в 7 баллов. Ответ «+2», соответственно, будет стоить 6 баллов, ответ «+1» — 5, «0» — 4 и т. д. При этом помните, что в некоторых вопросах самый негативный вариант расположен не справа, а слева, поэтому готовьте ключ внимательно.
Для того чтобы оценить самочувствие учащегося, просуммируйте его баллы, полученные за ответы на вопросы 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26. Оценка активности производится по вопросам 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28. Оставшиеся десять вопросов помогают оценить текущее настроение подростка.
Сумму, полученную в каждой категории, разделите на 10. Таким образом, максимальный показатель в каждой категории составляет 7, минимальный — 1. Валерий Доскин писал, что балл выше четырёх свидетельствует о благоприятном самочувствии испытуемого. Если балл ниже четырёх, то на это следует обратить внимание. Если балл ниже 2,5, имеет смысл провести с учеником отдельную беседу. Возможно, ребёнок нуждается в срочной психологической помощи. Однако важно помнить, что категории нельзя оценивать в отрыве друг от друга. Пусть низкие показатели в категории «самочувствие» не вызывают у вас особой тревоги, если в категории «настроение» у подростка выше четырёх. Такая ситуация означает лишь то, что испытуемый чувствует физическую усталость, но его психологическое состояние находится на вполне приемлемом уровне.
Эта методика — надёжный и проверенный способ быстро и эффективно оценить психологическое состояние учащихся.
Меня зовут Евгений Лешкович. Мне 26 лет, я закончил истфак БГУ по специальности «историк-политолог». Оцените статью: Поделитесь с друзьями!
Метки:
Опросник САН
Для того, чтобы оперативно оценить самочувствие и активность, а также настроение, можно пройти опросник сан. Это тест, где вы, отвечая на вопросы, соотносите показатели своего состояния с некоторыми признаками по шкале, в которой довольно много вопросов. В этой шкале присутствуют индексы от тройки до единицы и наоборот. Методика включает в себя тридцать пар слов, которые имеют противоположное значение. Эти слова отражают действие, ритм, силу и здоровье, а также ваше самочувствие. Помните что высшая степень утомления может привести к печальным последствиям.
Описание методики сан
Эта разновидность опросников состояния и настроения была разработана еще в 1973 году. Разрабатывая эту методику, авторы исходили из того факта, что тремя основными составляющими функционального и психоэмоционального состояния являются самочувствие, активность личности и настроение. И именно они могут быть охарактеризованы оценками, между которыми есть континуальная последовательность промежуточных значений.
Целью данной методики является экспресс-оценка состояния человека в момент прохождения теста.
В опроснике тридцать пар противоположных характеристик. По этим вопросам нужно оценить, как вы себя чувствуете в момент прохождения теста. Каждая пара – это шкала, где нужно отметить степень выраженности определенной характеристики своего состояния.
Выбирайте в каждой паре ту характеристику, которая оптимально точно описывает ваше состояние и отмечайте соответствующую цифру.
Человек, проходящий тест, должен поставить тот балл, который максимально точно выразит его состояние на момент прохождения теста.
Тест с вопросами
1. | Самочувствие хорошее | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Самочувствие плохое |
2. | Чувствую себя сильным | Чувствую себя слабым | |||||||
3. | Пассивный | Активный | |||||||
4. | Малоподвижный | Подвижный | |||||||
5. | Веселый | Грустный | |||||||
6. | Хорошее настроение | Плохое настроение | |||||||
7. | Работоспособный | Разбитый | |||||||
8. | Полный сил | Обессиленный | |||||||
9. | Медлительный | Быстрый | |||||||
10. | Бездеятельный | Деятельный | |||||||
11. | Счастливый | Несчастный | |||||||
12. | Жизнерадостный | Мрачный | |||||||
13. | Напряженный | Расслабленный | |||||||
14. | Здоровый | Больной | |||||||
15. | Безучастный | Увлеченный | |||||||
16. | Равнодушный | Взволнованный | |||||||
17. | Восторженный | Унылый | |||||||
18. | Радостный | Печальный | |||||||
19. | Отдохнувший | Усталый | |||||||
20. | Свежий | Изнуренный | |||||||
21. | Сонливый | Возбужденный | |||||||
22. | Желание отдохнуть | Желание работать | |||||||
23. | Спокойный | Озабоченный | |||||||
24. | Оптимистичный | Пессимистичный | |||||||
25. | Выносливый | Утомляемый | |||||||
26. | Бодрый | Вялый | |||||||
27. | Соображать трудно | Соображать легко | |||||||
28. | Рассеянный | Внимательный | |||||||
29. | Полный надежд | Разочарованный | |||||||
30. | Довольный | Недовольный |
Вопросы на самочувствие находятся под номерами 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26; на активность – под номерами 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28. Что касается вопросов на настроение, то они находятся под номерами 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30..
Опросник сан – интерпретация
Во время обработки, каждая оценка принимает определенное значение и соответствует тому или иному количеству баллов:
- тройка соответствует плохому самочувствию и низкой активности, а также отвратительному настроению – этот индекс принимается за 1 балл;
- двойка – за два балла;
- единица – за 3 балла.
Так мы двигаемся тройки с противоположной стороны шкалы, она соответствует 7 баллов.
Положительное состояние – это более высокие баллы, а отрицательное — более низкие. По полученным баллам рассчитывается среднее арифметическое в целом. Кроме того, опросник сан рассчитывает самочувствие, активность, настроение по отдельности.
Анализируя функциональное состояние, очень важными являются значения не только отдельных показателей, но и результат их соотношения. Если человек не переутомленный, он отдохнул, то оценки активности, а также настроения и самочувствия в этом случае чаще всего совпадают. Нарастание усталости меняет соотношение между этими показателями из-за того, что при этом самочувствие и активность падают по сравнению с настроением.
В интернете каждый может пройти опросник сан онлайн. Все, что необходимо для этого – отвечать на поставленные вопросы.
Получив результаты по каждой категории, их делят на десять. Средний балл шкалы равняется четырем. Оценки, которые превышают данный показатель, говорят о том, что человек хорошо себя чувствует, находится в благоприятном состоянии. Если же показатели ниже четверки, то это свидетельствует о неблагоприятном состоянии человека, который прошел тест. Нормальные оценки состояния находятся в пределах пяти – пяти с половиной баллов.
Методическая разработка по психологии (10 класс): ОПРОСНИК «САН»
ОПРОСНИК «САН»
Тест предназначен для оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (по первым буквам этих функциональных состояний и назван опросник).
Испытуемых просят соотнести свое состояние с рядом признаков по многоступенчатой шкале. Шкала состоит из индексов (3 2 1 0 1 2 3) и расположена между тридцатью парами слов противоположного значения, отражающих подвижность, скорость и темп протекания функций (активность), силу, здоровье, утомление (самочувствие), а также характеристики эмоционального состояния (настроение). Испытуемый должен выбрать и отметить цифру, наиболее точно отражающую его состояние в момент обследования.
Методика САН была предложена в 1973 году группой учёных 1 Московского медицинского института имени Сеченова. В состав разработчиков входили В. А. Доскин, Н.А. Лаврентьева, В.Б. Шарай и М.П. Мирошников. Тест представляет собой 30 пар слов, описывающих общие состояния, степень эмоциональной и физической активности и настроения человека. В качестве целей исследования учёные выделили:
- оценку психического состояния испытуемого;
- выявление психоэмоциональной реакции на умственную нагрузку;
- определение биологических ритмов, свойственных физиологическим и психическим функциям.
Методику рекомендуется применять в переходные периоды жизни ребёнка или подростка, такие как:
- старт обучения в школе;
- переход в среднее звено;
- начало пубертатного периода;
- поступление в старшие классы и окончание школы.
Инструкция. Выберите и отметьте цифру, наиболее точно отражающую ваше состояние в данный момент.
| 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 |
| |
1 | Самочувствие хорошее |
|
|
|
|
|
|
| Самочувствие плохое |
2 | Чувствую себя сильным |
|
|
|
|
|
|
| Чувствую себя слабым |
3 | Пассивный |
|
|
|
|
|
|
| Активный |
4 | Малоподвижный |
|
|
|
|
|
|
| Подвижный |
5 | Веселый |
|
|
|
|
|
|
| Грустный |
6 | Хорошее настроение |
|
|
|
|
|
|
| Плохое настроение |
7 | Работоспособный |
|
|
|
|
|
|
| Разбитый |
8 | Полный сил |
|
|
|
|
|
|
| Обессиленный |
9 | Медлительный |
|
|
|
|
|
|
| Быстрый |
10 | Бездеятельный |
|
|
|
|
|
|
| Деятельный |
11 | Счастливый |
|
|
|
|
|
|
| Несчастный |
12 | Жизнерадостный |
|
|
|
|
|
|
| Мрачный |
13 | Напряженный |
|
|
|
|
|
|
| Расслабленный |
14 | Здоровый |
|
|
|
|
|
|
| Больной |
15 | Безучастный |
|
|
|
|
|
|
| Увлеченный |
16 | Равнодушный |
|
|
|
|
|
|
| Взволнованный |
17 | Восторженный |
|
|
|
|
|
|
| Унылый |
18 | Радостный |
|
|
|
|
|
|
| Печальный |
19 | Отдохнувший |
|
|
|
|
|
|
| Усталый |
20 | Свежий |
|
|
|
|
|
|
| Изнуренный |
21 | Сонливый |
|
|
|
|
|
|
| Возбужденный |
22 | Желание отдохнуть |
|
|
|
|
|
|
| Желание работать |
23 | Спокойный |
|
|
|
|
|
|
| Озабоченный |
24 | Оптимистичный |
|
|
|
|
|
|
| Пессимистичный |
25 | Выносливый |
|
|
|
|
|
|
| Утомляемый |
26 | Бодрый |
|
|
|
|
|
|
| Вялый |
27 | Соображать трудно |
|
|
|
|
|
|
| Соображать легко |
28 | Рассеянный |
|
|
|
|
|
|
| Внимательный |
29 | Полный надежд |
|
|
|
|
|
|
| Разочарованный |
30 | Довольный |
|
|
|
|
|
|
| Недовольный |
Обработка результатов и интерпретация
Вопросы на самочувствие – 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26.
Вопросы на активность – 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28.
Вопросы на настроение – 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.
При обработке оценки респондентов перекодируются следующим образом: индекс 3, соответствующий неудовлетворительному самочувствию, низкой активности и плохому настроению, принимается за 1 балл; следующий за ним индекс 2 – за 2; индекс 1 – за 3 балла и так до индекса 3 с противоположной стороны шкалы, который соответственно принимается за 7 баллов (внимание: полюса шкалы постоянно меняются).
студентов Москвы равны:
самочувствие – 5,4;
активность – 5,0;
настроение – 5,1.
При анализе функционального состояния важны не только значения отдельных его показателей, но и их соотношение. У отдохнувшего человека оценки активности, настроения и самочувствия обычно примерно равны. По мере нарастания усталости соотношение между ними изменяется за счет относительного снижения самочувствия и активности по сравнению с настроением.
Анкета
SUN: интерпретация результатов
Для оценки состояния здоровья, активности и настроения разработана специальная анкета. Его создали сотрудники Первого Московского медицинского института. И. М. Сеченов. В частности, в 1973 г. анкету SAN разработали В.А. Доскин, Н.А. Лаврентьева, В.Б. Шарай и М.П. Мирошников. Особенности этого тестирования описаны в статье.
Как используется анкета
Тест востребован для оценки психического состояния.При этом он отражает состояние здоровья не только пациентов медицинских учреждений, но и здоровых людей. Исследование направлено на определение биологических ритмов. Они представлены периодически повторяющимися изменениями свойств, сил явлений и процессов биологической природы. Это касается и индивидуальных особенностей, отражающих психофизиологические функции.
Прохождение тестирования заключается в соотнесении состояний с психологическими признаками. Анкета SAN очень проста в использовании.Он представлен в виде шкалы с индексами (3 2 1 0 1 2 3). К теме предлагается 30 пар слов, для которых характерно противоположное значение. Задача состоит в том, чтобы выделить и обвести однозначный кружок на каждой шкале. Выбранное значение должно наиболее точно отражать состояние человека на момент проверки.
Компоненты анкеты
С помощью формы вы можете проанализировать свое состояние здоровья в настоящее время. Суть в том, что внутреннее состояние всегда складывается из нескольких характеристик.
Анкета SUN выявляет такие особенности:
- Чувство, состоящее из силы, усталости и здоровья.
- Активность — от подвижности, от скорости потока функций.
- Настроение формируется особенностями эмоционального состояния.
Именно эти характеристики показывают, каковы чувства, опрошенные в данный момент времени. Благодаря тестированию выясняется общее состояние здоровья, подвижность и эмоциональный фон.
Структура теста
Опросник SUN состоит из 30 пар противоположных качеств, характеризующих благополучие.Ответы на них помогают понять себя, отражая меру проявления каждой характеристики в данный момент времени. При сдаче теста нужно максимально точно описать свое состояние. Для этого в каждой из вышеперечисленных пар вам нужно выбрать функцию, с помощью которой вы можете отображать состояние в данный момент. Для этого необходимо выбрать фигуру, которая лучше всего соответствует ощущениям в данный момент.
Каждая шкала имеет средний балл, равный 4.Вот как устроена анкета SAN. Самочувствие, активность, настроение считаются благоприятными, когда оценка превышает 4 балла. Но если значение меньше, то нельзя судить о хорошем отношении к происходящему в данный момент времени. Для нормальных оценок состояния диапазон составляет 5,0-5,5 балла.
Состояние здоровья
Одна из характеристик, подлежащих анализу, — это то, как себя чувствует человек. Это сочетание субъективных ощущений. Таким образом, раскрывается физиологический и психологический комфорт.Направление чувств и мыслей также определяется, если вы попробуете анкету SUN в действии.
Интерпретация результатов свидетельствует о том, что благополучие представлено некоторой обобщающей характеристикой. Это может быть бодрствование, недомогание и другие. Такие эмоции могут вызывать дискомфорт в разных частях тела.
Активность
Активность — обычная характеристика живых существ. В то же время его собственная динамика заключается в преобразовании или поддержании жизненно важных отношений с внешними стимулами.Это сопровождается определенным разделением. Он представлен видами деятельности:
- Химическая.
- Активность сознания.
- Физическая, нервная, умственная деятельность.
- Группы
- Личность.
- Общества.
Активность напрямую связана с способом прогнозирования событий. Это касается самой среды, а также положения в ней живого организма.
Кроме того, это сфера темперамента. Это определяется широтой взаимодействия человека с окружающей средой (социальной и физической).Этот параметр определяет состояние здоровья, соответствующее характеристикам:
- Инертность
- Пассивность.
- Инициатива.
- Спокойствие
- Стремительность.
- Деятельность.
Настроение
Показано долгосрочное качество, характеризующееся стойкостью. Так устроена анкета САН. Интерпретация включает оценку эмоционального фона, который характеризует подавленное или приподнятое настроение. Эмоциональный фон — это реакция на последствия определенных событий.Это также относится к их ценностям в отношении общих ожиданий, жизненных планов и интересов.
В этом случае важна четкая идентификация состояния. Это может быть скука или восторг, радость. В отличие от s
.Анкета
SUN: интерпретация результатов
Для оценки состояния здоровья, активности и настроения разработана специальная анкета. Его создали сотрудники Первого Московского медицинского института. И. М. Сеченов. В частности, в 1973 г. анкету SAN разработали В.А. Доскин, Н.А. Лаврентьева, В.Б. Шарай и М.П. Мирошников. Особенности этого тестирования описаны в статье.
Как используется анкета
Тест востребован для оценки психического состояния.При этом он отражает состояние здоровья не только пациентов медицинских учреждений, но и здоровых людей. Исследование направлено на определение биологических ритмов. Они представлены периодически повторяющимися изменениями свойств, сил явлений и процессов биологической природы. Это касается и индивидуальных особенностей, отражающих психофизиологические функции.
Прохождение тестирования заключается в соотнесении состояний с психологическими признаками. Анкета SAN очень проста в использовании.Он представлен в виде шкалы с индексами (3 2 1 0 1 2 3). К теме предлагается 30 пар слов, для которых характерно противоположное значение. Задача состоит в том, чтобы выделить и обвести однозначный кружок на каждой шкале. Выбранное значение должно наиболее точно отражать состояние человека на момент проверки.
Компоненты анкеты
С помощью формы вы можете проанализировать свое состояние здоровья в настоящее время. Суть в том, что внутреннее состояние всегда складывается из нескольких характеристик.
Анкета SUN выявляет такие особенности:
- Чувство, состоящее из силы, усталости и здоровья.
- Активность — от подвижности, от скорости потока функций.
- Настроение формируется особенностями эмоционального состояния.
Именно эти характеристики показывают, каковы чувства, опрошенные в данный момент времени. Благодаря тестированию выясняется общее состояние здоровья, подвижность и эмоциональный фон.
Структура теста
Опросник SUN состоит из 30 пар противоположных качеств, характеризующих благополучие.Ответы на них помогают понять себя, отражая меру проявления каждой характеристики в данный момент времени. При сдаче теста нужно максимально точно описать свое состояние. Для этого в каждой из вышеперечисленных пар вам нужно выбрать функцию, с помощью которой вы можете отображать состояние в данный момент. Для этого необходимо выбрать фигуру, которая лучше всего соответствует ощущениям в данный момент.
Каждая шкала имеет средний балл, равный 4.Вот как устроена анкета SAN. Самочувствие, активность, настроение считаются благоприятными, когда оценка превышает 4 балла. Но если значение меньше, то нельзя судить о хорошем отношении к происходящему в данный момент времени. Для нормальных оценок состояния диапазон составляет 5,0-5,5 балла.
Состояние здоровья
Одна из характеристик, подлежащих анализу, — это то, как себя чувствует человек. Это сочетание субъективных ощущений. Таким образом, раскрывается физиологический и психологический комфорт.Направление чувств и мыслей также определяется, если вы опробуете анкету SAN в действии.
Интерпретация результатов свидетельствует, что благополучие представлено некоторой обобщающей характеристикой. Это может быть бодрость, недомогание и другие. Такие эмоции могут вызывать дискомфорт в разных частях тела.
Активность
Активность — это общая характеристика живых существ. В то же время его собственная динамика заключается в преобразовании или поддержании жизненно важных отношений с внешними стимулами.Это сопровождается определенным разделением. Он представлен видами деятельности:
- Химическая.
- Активность сознания.
- Физическая, нервная, психическая деятельность.
- Группы.
- Личность.
- Общества.
Активность напрямую связана с тем, как прогнозируется развитие событий. Это касается как самой среды, так и положения в ней живого организма.
Кроме того, это сфера проявления темперамента.Это определяется широтой взаимодействия человека и окружающей среды (социальной и физической). Этот параметр определяет состояние здоровья, соответствующее характеристике:
- Инертность.
- Пассивность.
- Инициатива.
- Успокойся.
- Стремительность.
- Деятельность.
Настроение
Указанное качество представлено длинными состояниями, для которых характерна стабильность. Так работает анкета SAN.Интерпретация включает оценку эмоционального фона, характеризующего депрессивное или приподнятое настроение. Эмоциональный фон — это реакция на последствия определенных событий. Это также относится к их влиянию на общие ожидания, жизненные планы и интересы.
В этом случае важна четкая идентификация состояния. Это может быть скука или восторг, радость. В отличие от ощущений, настроение направлено на тот или иной объект. Это вызывает какую-то причину, причину. В то же время важно эмоционально реагировать на любое воздействие.
Как обрабатываются данные
Результаты анкеты SUN легко вычислить. Индекс 3 следует выбирать при неудовлетворительном самочувствии, минимальной активности и очень плохом настроении. Это соответствует 1 баллу.
За ним следует индекс 2, что соответствует тому же количеству баллов. За 3 балла берется 1 и так далее. Полюса шкалы постоянно меняются. Индекс 3 с противоположной стороны становится равным 7 баллам. Для положительных состояний характерны высокие значения, а для отрицательных состояний — самые низкие значения.По приведенным пунктам необходимо вычислить среднее арифметическое. Делать это нужно как в целом, так и по отдельности, в зависимости от активности, настроения и самочувствия.
Этот тест очень эффективен и прост. Особенно удобно брать его онлайн, каждый раз заполняя чистое поле. Хотя вы можете использовать распечатку и ручку, чтобы раскрыть особенности вашего благополучия. Он может быть проведен профессионалом или с целью удовлетворения личных интересов.
p>
,Анкета
SUN: интерпретация результатов
Для оценки состояния здоровья, активности и настроения разработана специальная анкета. Его создали сотрудники Первого Московского медицинского института. И. М. Сеченов. В частности, в 1973 г. анкету SAN разработали В.А. Доскин, Н.А. Лаврентьева, В.Б. Шарай и М.П. Мирошников. Особенности этого тестирования описаны в статье.
Как используется анкета
Тест востребован для оценки психического состояния.При этом он отражает состояние здоровья не только пациентов медицинских учреждений, но и здоровых людей. Исследование направлено на определение биологических ритмов. Они представлены периодически повторяющимися изменениями свойств, сил явлений и процессов биологической природы. Это касается и индивидуальных особенностей, отражающих психофизиологические функции.
Прохождение тестирования заключается в соотнесении состояний с психологическими признаками. Анкета SAN очень проста в использовании.Он представлен в виде шкалы с индексами (3 2 1 0 1 2 3). К теме предлагается 30 пар слов, для которых характерно противоположное значение. Задача состоит в том, чтобы выделить и обвести однозначный кружок на каждой шкале. Выбранное значение должно наиболее точно отражать состояние человека на момент проверки.
Компоненты анкеты
С помощью формы вы можете проанализировать свое состояние здоровья в настоящее время. Суть в том, что внутреннее состояние всегда складывается из нескольких характеристик.
Анкета SUN выявляет такие особенности:
- Чувство, состоящее из силы, усталости и здоровья.
- Активность — от подвижности, от скорости потока функций.
- Настроение формируется особенностями эмоционального состояния.
Именно эти характеристики показывают, каковы чувства, опрошенные в данный момент времени. Благодаря тестированию выясняется общее состояние здоровья, подвижность и эмоциональный фон.
Структура теста
Опросник SUN состоит из 30 пар противоположных качеств, характеризующих благополучие.Ответы на них помогают понять себя, отражая меру проявления каждой характеристики в данный момент времени. При сдаче теста нужно максимально точно описать свое состояние. Для этого в каждой из вышеперечисленных пар вам нужно выбрать функцию, с помощью которой вы можете отображать состояние в данный момент. Для этого необходимо выбрать фигуру, которая лучше всего соответствует ощущениям в данный момент.
Каждая шкала имеет средний балл, равный 4.Вот как устроена анкета SAN. Самочувствие, активность, настроение считаются благоприятными, когда оценка превышает 4 балла. Но если значение меньше, то нельзя судить о хорошем отношении к происходящему в данный момент времени. Для нормальных оценок состояния диапазон составляет 5,0-5,5 балла.
Состояние здоровья
Одна из характеристик, подлежащих анализу, — это то, как себя чувствует человек. Это сочетание субъективных ощущений. Таким образом, раскрывается физиологический и психологический комфорт.Направление чувств и мыслей также определяется, если вы попробуете анкету SUN в действии.
Интерпретация результатов свидетельствует, что благополучие представлено некоторой обобщающей характеристикой. Это может быть бодрость, недомогание и другие. Такие эмоции могут вызывать дискомфорт в разных частях тела.
Активность
Активность — это общая характеристика живых существ. В то же время его собственная динамика заключается в преобразовании или поддержании жизненно важных отношений с внешними стимулами.Это сопровождается определенным разделением. Он представлен видами деятельности:
- Химическая.
- Активность сознания.
- Физическая, нервная, психическая деятельность.
- Группы.
- Личность.
- Общества.
Активность напрямую связана с тем, как прогнозируется развитие событий. Это касается как самой среды, так и положения в ней живого организма.
Кроме того, это сфера проявления темперамента.Это определяется широтой взаимодействия человека и окружающей среды (социальной и физической). Этот параметр определяет состояние здоровья, соответствующее характеристике:
- Инертность.
- Пассивность.
- Инициатива.
- Успокойся.
- Стремительность.
- Деятельность.
Настроение
Указанное качество представлено длинными состояниями, для которых характерна стабильность. Так работает анкета SAN.Интерпретация включает оценку эмоционального фона, характеризующего депрессивное или приподнятое настроение. Эмоциональный фон — это реакция на последствия определенных событий. Это также относится к их влиянию на общие ожидания, жизненные планы и интересы.
В этом случае важна четкая идентификация состояния. Это может быть скука или восторг, радость. В отличие от ощущений, настроение направлено на тот или иной объект. Это вызывает какую-то причину, причину. В то же время важно эмоционально реагировать на любое воздействие.
Как обрабатываются данные
Результаты анкеты SUN легко вычислить. Индекс 3 следует выбирать при неудовлетворительном самочувствии, минимальной активности и очень плохом настроении. Это соответствует 1 баллу.
За ним следует индекс 2, что соответствует тому же количеству баллов. За 3 балла берется 1 и так далее. Полюса шкалы постоянно меняются. Индекс 3 с противоположной стороны становится равным 7 баллам. Для положительных состояний характерны высокие значения, а для отрицательных состояний — самые низкие значения.По приведенным пунктам необходимо вычислить среднее арифметическое. Это нужно делать как в целом, так и отдельно,
.
Интерпретация результатов — Скачать PDF бесплатно
Транскрипция
1 Глава 8 Интерпретация результатов По своей сути модель DiSC проста для понимания и запоминания. Респондент должен иметь возможность оставить опыт DiSC с четкими и простыми принципами, которые можно понять и применить в реальном мире.По этой причине карта DiSC разделена на четыре основных квадранта, несмотря на то, что в любом отдельном квадранте представлено разнообразие поведения. Например, верхняя часть квадранта D отражает смелое, предприимчивое поведение, а нижняя часть квадранта D отражает прямое, вызывающее поведение. Использование квадрантов — это организующий принцип, который призван сделать абстрактные психологические конструкции более запоминающимися и применимыми для широкой аудитории. Аналогичным образом, оценка Everything DiSC описывает респондентов как обладающих определенным стилем, а не помещает участника в континуум, что более привычно для психологического измерения.Использование стилей для представления информации (а не континуумов) — это попытка упрощения, которое (как и все упрощения) приводит к потере некоторой информации. Подобным же образом представление человека в одномерном континууме (что является обычным для академической и клинической оценки) является упрощением, которое по своей сути предполагает, что индивидуальный образец поведения, эмоций и мыслей существует в одном и только в одном месте на карте. континуум. Более точной альтернативой может быть представление индивидуальных тенденций в виде диапазона, а не среднего.Тем не менее, единственная точка в континууме является наиболее распространенным методом представления человека, стоящего на определенном признаке, потому что такое упрощение делает результаты оценки более интерпретируемыми и применимыми даже для аудитории, которая может иметь серьезный опыт в теории измерений. В модели Everything DiSC использование стилей дает результаты, которые более запоминаются респондентам, и простой язык, который помогает людям вести содержательный разговор о межличностных различиях. Однако, как обсуждалось в главе 4, достоверность этих назначений стилей имеет решающее значение для успешной реализации любого такого инструмента, как этот.Также обратите внимание, что фасилитаторам рекомендуется рассматривать двумерный круг DiSC как непрерывное пространство (очень похожее на одномерный континуум), где один стиль постепенно переходит в соседние стили. 175
2 176 Everything DiSC Manual Интерпретаций, которые описывают стили как фиксированные или жесткие, следует избегать. Затенение на карте Everything DiSC каждого респондента призвано подчеркнуть непрерывность модели и природы человека.Интерпретация стиля Размещение точек передает две части информации: (1) стиль DiSC и (2) наклон стиля. Для начала, угол точки внутри круга определяет назначение стиля. Как видно на рисунке 8.1, карту Everything DiSC можно разбить на 12 равноотстоящих сегментов, каждый из которых соответствует набору углов. Например, стиль id представлен на карте DiSC под углом от 0 до 30 градусов. Человеку, точка которого расположена под углом 45 градусов, будет присвоен стиль i.Человеку, точка которого расположена под углом 338 градусов, будет назначен стиль Ди. Каждый человек, который проходит оценку Everything DiSC, отмечен точкой на карте Everything DiSC. В примере на рис. 8.2 показан человек (обозначенный точкой), который стремится к области D, но также отчасти к области i. Это представляет собой стиль Ди. Следовательно, этот человек, вероятно, особенно активен, смел, откровенен и убедителен, поскольку эти качества обычно характеризуют людей, которые разделяют стили D и i.Рис. 8.1. Карта Everything DiSC по углу
3 Интерпретация результатов 177 Рис. 8.2 Карта DiSC «Все» с нанесенными точками. Интерпретация наклона. Расстояние между точкой от центра круга также имеет значение. Говорят, что люди, чьи точки падают к краю круга, гораздо более склонны к своему стилю DiSC. В среднем характеристики (т.е.g., активный, смелый, откровенный, убедительный), связанный с их стилем (например, Ди), будет для них гораздо более выраженным, чем для тех, чья точка находится ближе к центру круга. Для сравнения представьте себе континуум, который варьируется от экстраверта (слева) до интроверта (справа). У нас могут быть два интроверта, которые находятся на правой стороне континуума, но один (более интровертный) будет расположен дальше справа, чем другой человек (менее интровертный).Ожидается, что один человек будет демонстрировать более выраженные интровертные черты, чем другой. В контексте DiSC, то, используя наш пример Di, человек, точка которого находится близко к краю круга, имеет более выраженный стиль Di, чем тот, чья точка находится близко к центру круга. Человек, точка которого находится близко к центру круга, с большей вероятностью продемонстрирует характеристики (например, осторожность, откладывание) стиля, который находится на противоположной стороне круга от его или ее точки (SC в этом примере) , хотя ожидается, что эти противоположные характеристики не будут выражены ни у одного человека.
4 178 Everything DiSC Ручная интерпретация затенения Каждая карта Everything DiSC включает затенение, окружающее точку респондента. Это затенение дает приблизительное представление о поведении и отношениях в зоне комфорта человека, которые будут естественны для человека и потребуют небольших сознательных усилий. На рис. 8.3 изображен человек со стилем компакт-диска. Как и во всех картах, затенение включает три приоритета, наиболее близкие к его точке: точность, сложность и результат.Эти три приоритета быстро объясняют некоторые основные модели поведения, связанные со стилем компакт-дисков (например, высказывание о проблемах, даже если они чувствительны, настаивание на эффективности, даже если это нарушит статус-кво). Затенение также показывает, какие области карты могут потребовать дополнительных усилий от человека. Например, затенение этого человека не очень близко к приоритету поддержки, предполагая, что эмпатическое слушание может не быть для него естественной силой или может вызвать у него дискомфорт.Точно так же затенение не очень близко к приоритету энтузиазма, предполагая, что внешние проявления радости или волнения, вероятно, нечасты. Конечно, не все люди со стилем компакт-дисков одинаковы. По этой причине оценка Everything DiSC измеряет каждый приоритет и будет включать дополнительное затенение для человека, если его оценка по приоритету превышает заранее установленный порог. Этот порог был спроектирован таким образом, чтобы примерно одна треть. Рис. 8.3 Пример затенения на карте Everything DiSC
.
5 Интерпретация результатов 179 респондентов получили бы дополнительный приоритет в своем отчете.Пример дополнительного затенения приведен на рис. 8.4 в следующем разделе. Кроме того, затенение действительно отражает склонность респондента. Респонденты с точками ближе к центру обнаружат, что их штриховка больше и более продолговатая, чем штриховка, показанная на рисунке 8.3. В таком случае точка индивидуума ближе к приоритетам на противоположной стороне карты, и, следовательно, человеку, вероятно, будет удобнее принять такое поведение, когда оно необходимо. Однако, как упоминалось ранее, затенение Everything DiSC предназначено только для приблизительного приближения уровня комфорта человека к различным областям карты.Тематические исследования Гипотетические тематические исследования, представленные в этом разделе, предназначены для (1) иллюстрации взаимосвязи между результатами профиля и реальным поведением и (2) моделирования соответствующей интерпретации результатов профиля. Обратите внимание, что эти случаи включают определенные характеристики, которые не обязательно должны быть обобщены для каждого человека, придерживающегося определенного стиля. В одном из случаев, например, Андреа, у которой есть стиль D, защищается и высокомерно относится к обратной связи. Это не означает, что каждый человек со стилем D занимает оборонительную позицию и высокомерно реагирует на обратную связь.Это просто одно из возможных проявлений стиля DiSC. Представленные здесь тематические исследования включают индивидуальную карту Everything DiSC, а также зонтичный график. Зонтичный график показывает оценки человека по восьми шкалам DiSC и может дать практикующему специалисту дополнительную информацию о стиле DiSC респондента. На этом графике баллы по шкале нанесены таким образом, чтобы более высокие баллы по шкале располагались ближе к краю круга. Средние значения шкалы нанесены на полпути на каждом радиусе.Эти зонтичные диаграммы не включены в профиль Everything DiSC респондента, но доступны в приложении Everything DiSC для фасилитаторов. Андреа: D Style Андреа, 31 год, продавец медицинского оборудования. На протяжении последних восьми кварталов она неизменно входила в пятерку лучших продавцов в своем подразделении. Она, кажется, бесстрашна, когда дело доходит до установления контакта с потенциальными клиентами и продвижения их бизнеса, даже несмотря на неоднократные отказы. Ей особенно нравится та часть своей работы, которая связана с очарованием и убеждением других.Однако некоторые клиенты сообщили, что ее подход кажется манипулятивным и неискренним, и попросили переключиться на других представителей ее компании. Руководство ее организации выразило обеспокоенность тем, что ее агрессивная тактика может нанести ущерб бренду компании в ее сплоченной отрасли. Ее ответ на эту обратную связь был воспринят как защитный и в некоторой степени дерзкий.
6 180 Все, DiSC Manual Однако, в конечном счете, ее история результатов позволила ей избежать наказания за одно поведение, которое могло быть недопустимым для других.Оценка предполагает, что Андреа имеет стиль D с дополнительным приоритетом в Энтузиазме и сильную склонность к своему стилю (см. Рис. 8.4). Кроме того, зонтичный график показывает, что ее структура оценок по шкалам DiSC соответствует ожиданиям для человека с ее расположением точек и затенением (см. Рис. 8.5). То есть она набрала высокие баллы по шкалам D, CD, Di и i и низкие по шкалам S, CS и C. Этот профиль ассоциируется с смелыми, решительными и предприимчивыми людьми. Уровень ее драйва типичен для людей с этим стилем, и, учитывая нынешний уровень ее незрелости, большая часть ее самооценки может заключаться в ее способности добиваться результатов.На нынешнем этапе своего развития она преувеличивает свои права, особенно по отношению к правам других. Точно так же она часто проявляет интерес к эмоциональным переживаниям других людей лишь в той степени, в которой они помогают ей достичь своих целей. Предпринимательские и харизматичные аспекты ее поведения и личности отражены в дополнительном приоритете Энтузиазма. Стиль D обычно ассоциируется с более сильной тактикой убеждения, в то время как нетипичные результаты Андреа предполагают, что она также привыкла к гладкой речи и очаровывать других.Однако ее подход по-прежнему жесток, и, следовательно, она может показаться манипулятивной в своих отношениях. Важно отметить, что Андреа представляет собой незрелый образец стиля D. Ее высокомерие и бесчувственность характерны для людей со стилем D, которые также имеют низкий уровень интеграции эго и самореализации. Однако оценка Everything DiSC не измеряет психологическую зрелость или эмоциональный интеллект. Другими словами, просто взглянув на расположение и затенение ее точек, мы не узнаем, насколько здоровым или адаптивным является уникальное проявление Андреа стиля D.Мы, однако, ожидаем, что Рисунок 8.4 Диаграмма DiSC Андреа Рисунок 8.5 Зонтик Андреа
7 Интерпретация результатов 181, чтобы увидеть предсказуемый образец приоритетов, тенденций и предпочтений (например, решительность, прямоту). Рафаэль: CS Style Рафаэль 54-летний специалист по урегулированию убытков. Он работал в одной компании последние 9 лет и на той же должности последние 6 лет.Он постоянно получает положительные отзывы о своей работе, и клиенты и коллеги считают его профессиональным и компетентным. Его коллеги видят в нем человека, к которому можно обратиться за ответами, когда они застрянут, а его менеджеру нравится, что ей приходится тратить очень мало времени на его наблюдение. Однако, несмотря на его явный опыт и опыт, Рафаэль трижды не продвигался по службе; дважды эти повышения достались коллегам с меньшим стажем и навыками, чем он.Кроме того, некоторые коллеги считают, что он может быть нереально жестким в отношении процедур. Хотя он не навязывает эти взгляды другим, они могут замедлить прогресс его команды. Оценка показывает, что Рафаэль придерживается стиля CS с сильной склонностью (см. Рис. 8.6). Кроме того, его зонтичный график показывает, что его модель оценок по шкале DiSC согласуется с сильным стилем CS (см. Рис. 8.7). То есть он получил очень высокие баллы по шкалам C, CS и S, средние баллы по шкалам is и CD и очень низкие баллы по шкалам D, Di и i.Этот профиль ассоциируется с кем-то скромным, сдержанным и систематичным. Как и другие работники этого стиля, Рафаэль уделяет особое внимание стабильности и точности. Он принимает меры для создания предсказуемой среды для себя и может быть чрезмерно привязан к системам и распорядкам, которые обеспечивают ему комфорт. У него есть Рис. 8.6. Диаграмма DiSC Рафаэля. Рис. 8.7. Зонтичный график Рафаэля.
.
8 182 Все, DiSC Руководство четко ориентируется на задачу, но не вызывает возражений и споров со своими коллегами, когда с ними не согласен.Это в значительной степени отражается в его среднем положении в горизонтальном измерении карты Everything DiSC (скептически относится к принятию), но также в его более низком положении в измерении вертикального темпа (от умеренного до быстрого). Относительно пассивный характер также согласуется с его более низким положением в измерении темпа. Он не слишком напорист и не чувствует себя комфортно в саморекламе. Точно так же он производит впечатление тихого человека и избегает всеобщего внимания. В результате его вклад можно не заметить, и он может не прийти в голову, когда руководство организации пытается определить своих сотрудников с высоким потенциалом.Амира: i Style Амира, практикующая медсестра, 28 лет. Она только начала свою первую работу после учебы в большой столичной больнице и уже установила прочные связи с большинством сотрудников своего отделения. Коллеги находят ее жизнерадостной, доброй и внимательной. Ее любимые части работы — знакомство с новыми людьми, оказание им поддержки и предоставление медицинской информации, которая может помочь уменьшить их беспокойство. Ее наименее любимая часть работы связана с небольшой группой ее коллег, которые циничны, снисходительны, а иногда и небрежны в своей работе с пациентами.Их поведение глубоко тревожит ее, но она изо всех сил старается не обращать внимания на свои возражения и сохранять позитивный настрой. Результаты Амиры предполагают, что у нее стиль i с дополнительным приоритетом точности (см. Рис. 8.8). В большинстве случаев дополнительные приоритеты примыкают к сплошной штриховке на карте Everything DiSC. Таким образом, профиль Амиры необычен, и конфликтующие приоритеты концептуально труднее согласовать по сравнению с более традиционным профилем. Одной из распространенных тем среди людей с таким типом результатов является желание создать безупречный внешний вид.Это проявляется как на уровне задач, так и на межличностном уровне. Что касается своей работы, Амира внимательно следит за сроками и гарантирует, что ее результат безупречен. Что касается отношений, она хочет выглядеть уравновешенной и приветливой. Амира умеренно склонна к своему стилю. Хотя она явно предпочитает стиль i, более выраженные характеристики, часто ассоциируемые со стилем i (например, завязывание разговоров с незнакомыми людьми, принадлежность к вечеринке), вряд ли будут верны для нее.Например, хотя Амира общительна и быстро установила отношения со многими в своем отделе, она не обязательно выходила из своего отдела, чтобы подружиться с людьми, с которыми она реже общается. Зонтичный график показывает умеренно высокий балл по шкале C (см. Рис. 8.9), но поскольку она получила дополнительный приоритет в оценке точности, разумно предположить, что она получила высокий балл по шкале приоритета точности в оценке рабочего места. Зонтичный график также показывает относительно низкие баллы по шкалам D и CD DiSC, что может объяснить, почему она предпочитает
.
9 Интерпретация результатов 183 Рисунок 8.8 Карта DiSC Амиры Рис. 8.9 График Амиры Umbrella позволяет избежать потенциально конфликтной конфронтации с коллегами, несмотря на то, что их поведение глубоко беспокоит. Джеймс: S Style Джеймс — 41-летний менеджер отдела обслуживания клиентов. В течение последних 3 лет он руководил командой из восьми сотрудников, до этого он был представителем службы поддержки клиентов в течение 12 лет. Его непосредственные подчиненные высоко ценят его поддержку и гибкость. Кроме того, они уважают его обширные знания о продуктах и процессах организации.Однако некоторые из его непосредственных подчиненных выразили разочарование по поводу его нежелания противостоять членам команды, которые не берут на себя ответственность. В частности, два сотрудника перестали отвечать на звонки, когда они заняты, и это увеличивает нагрузку на всех остальных. Однако основную тяжесть дополнительной работы взял на себя сам Джеймс. Директор департамента доволен последовательностью команды Джеймса, но отмечает, что он мало что сделал для внедрения инноваций или повышения производительности группы, даже когда компании было дано поручение сделать это.Оценка показывает, что у Джеймса довольно типичный S-образный стиль с сильной склонностью (см. Рис. 8.10). Зонтичный график показывает умеренные баллы по шкалам C и CD и низкие баллы по шкалам D, Di и i (см. Рис. 8.11). Дискомфорт Джеймса из-за межличностного напряжения отражается в его низких оценках CD и D, а его дискомфорт от напористости отражается в его низких оценках D и Di. Готовность Джеймса отложить в сторону собственные потребности ради других или ради сохранения гармонии типична для стиля S.Предпочитает спокойную, умиротворенную обстановку
10 184 Everything DiSC Manual Рис. 8.10 Карта Джеймса DiSC Рис. 8.11 Зонтичный график Джеймса, где все ладят. В соответствии с этим предпочтением у него мало желания инициировать крупномасштабные изменения в своем отделе или рисковать непроверенными процессами. Точно так же он очень неохотно заставляет своих подчиненных работать усерднее или выходить за пределы их зоны комфорта.В результате культура в его команде приятная и сдержанная, но не особо ориентированная на результат.
,