Понятие о личности. Соотношение понятий «индивид», «индивидуальность», «личность»
В психологической науке категория личности относится к числу базовых категорий. Она не является сугубо психологической и изучается, по существу, всеми общественными науками. Личность – сложное, многогранное явление общественной жизни, звено в системе общественных отношений. Она – продукт общественно-исторического развития, с одной стороны, и деятель общественного развития – с другой.
Понятие личности начало складываться в древности. Слово личность («personality») в английском языке происходит от латинского «persona». Первоначально это слово обозначало маски, которые надевали актеры во время театрального представления в древнегреческой драме. Раб не рассматривался как персона, для этого надо быть свободным человеком. Впоследствии термин «личность» стал обозначать реальную роль человека в общественной жизни. Психология под личностью понимает конкретного человека, являющегося представителем определенного общества, национальности, класса, коллектива, занимающегося каким-либо видом деятельности, осознающего свое отношение к окружающему и наделенного индивидуальными психическими особенностями. В определении личности следует выделить, прежде всего, ее общественную сущность.
Термин «личность» употребляется только по отношению к человеку, и притом, начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим «личность животного», «личность новорожденного». Мы всерьез не говорим о личности двухлетнего ребенка, хотя он проявляет не только свои наследственные особенности, но и великое множество особенностей, приобретенных под воздействием социального окружения. Личность есть относительно поздний продукт онтогенетического развития (С.Л. Рубинштейн).
До настоящего времени точного определения понятия «личность» не существует. Лаконично об этом не скажешь, объяснение «потянет» на несколько страниц и все равно не будет корректным и исчерпывающим. Врачи, психологи, педагоги используют этот термин, имея в виду неповторимое сочетание свойств каждого и то впечатление, которое человек производит при общении. При этом подразумевается, что облик человека и его индивидуальные черты как заданы природой, так и являются результатом влияния среды, социальных отношений, воспитания. Кто-то считает, что личностями можно назвать только людей, достигших выдающихся результатов в определенной области – искусстве, литературе, науке, политике. Леонардо да Винчи, Ф.М. Достоевский, Колумб, Наполеон, Петр Первый, Эйнштейн… Этот список можно продолжать до бесконечности. Однако неповторимой личностью с определенным набором душевных качеств, со свойственными только этому субъекту талантами, направленностью интересов является любой человек, независимо от его социального статуса.
Личность – это конкретный человек, обладающий сознанием и самосознанием.
Наряду с понятием «личность» в науке нередко употребляются термины «человек», «индивид», «индивидуальность». Рассмотрим их отличия. Человек как вид – это представитель вполне определенного биологического вида (вида живых существ), отличающийся от других животных конкретными специфическими особенностями и уровнем физиологического и психологического развития, наделенный сознанием, способный мыслить, говорить и принимать решение, контролировать свои действия, поступки, эмоции и чувства.
Индивид – человек как целостный неповторимый представитель рода с его психофизиологическими свойствами, выступающими в качестве предпосылки развития личности и индивидуальности.
В понятии человека как индивида выражаются два основных признака:
1) человек – это своеобразный представитель других живых существ, продукт фило- и онтогенетического развития, носитель видовых черт;
2) отдельный представитель человеческой общности, выходящее за рамки природной (биологической) ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами.
Человек рождается человеком, но личностью он становится в процессе общественной и трудовой деятельности. Каждый индивид обладает индивидуальностью.
Индивидуальность – своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость. Проявляется в чертах темперамента и характера, эмоциональной и волевой сферах, интересах, потребностях и особенностях человека. Личность также обладает индивидуальностью. Личность – это конкретный человек, являющийся представителем определенного общества, определенной социальной группы, занимающийся определенным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему и наделенный индивидуально-психологическими особенностями.
Человек как личность с точки зрения психологии характеризуется:
— развивающимся самосознанием, являющимся основой формирования умственной активности, самостоятельности личности в ее суждениях и действиях и ориентированным, прежде всего, на познание себя, усовершенствование себя и поиск смысла жизни;
— активностью – стремлением выйти за пределы реализованных возможностей, за рамки ролевых предписаний, расширить сферу деятельности;
— наличием Я-образа – системы представлений человека о себе реальном, себе ожидаемом, себе идеальном, которые обеспечивают единство и тождественность его личности и обнаруживаются в самооценках, чувстве самоуважения, уровне притязаний и т.д.;
— направленностью – устойчивой системой мотивов: потребностей, интересов, идеалов, убеждений и т.д.;
— способностями, свойствами и качествами, обеспечивающими успешность выполнения определенной деятельности;
— характером, представляющим собой совокупность устойчивых индивидуальных свойств человека, обусловливающих типичные для него способы поведения и эмоционального реагирования.
Можно сказать, что личность – это системное качество индивида, которое формируется во взаимодействии социальным окружением. Это взаимодействие осуществляется в трёх основных формах: общении, деятельности, познании.
3.2 Структура личности. Биологическое и социальное в
личности
Попытки определить структуру личности, ее составные части предпринимались давно. Так как данный предмет изучения, являясь одним из проявлений психики, нематериален и его нельзя потрогать руками, то у разных авторов, в разных психологических направлениях понятие структуры личности разное. Это зависит от того, что понимать под личностью. Психология прошла ряд этапов, начиная с понимания личности как души, заканчивая пониманием личности как человека. В трудах отечественных психологов вопрос о личности и ее структуре теоретически обоснован, создана стройная научная система.
В динамической концепции развития К.К. Платонова предложена следующая структура личности:
1-я подструктура называется направленностью личности. Сюда входят: влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, мировоззрения, убеждения. Элементы (черты) личности, входящие в эту подструктуру, не имеют врожденных задатков, а полностью социально обусловлены и формируются путем воспитания. Наиболее активной и устойчивой формой направленности являются убеждения. Совокупность их составляет мировоззрение человека, которое может быть пассивным — просто имеется в наличии. Но в подструктуру направленности входит и воля — она-то и может придавать убеждениям активный характер, способствуя их воплощению в жизнь.
2-я подструктура называется опытом. Она объединяет знания, навыки, умения и привычки, приобретенные в обществе путем обучения, но уже с заметным влиянием биологически и даже генетически обусловленных свойств человека. Не все входящие сюда свойства можно рассматривать как свойства личности. Только начинающийся формироваться навык или однократное действие еще не свойство личности. Но типичные для данного индивида проявления, так же как и закрепленные знания, навык и тем более умение и привычка — уже, бесспорно, свойство личности. Опыт также может быть пассивным «мертвым грузом». Но благодаря отдельным волевым навыкам он может стать активным, когда знания и умения не просто «знаемые», но и используемые.
3-я подструктура объединяет индивидуальные особенности отдельных психических процессов (функций): памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли. Ведь у всех нас разная память, эмоции, восприятие и т.д. Эти индивидуальные особенности, закрепляясь, становятся чертами личности. У кого-то — «тонкое восприятие искусства», у другого — «дырявая» память, у третьего — «шквал эмоций из-за пустяка». Все составляющие этой подструктуры формируются путем упражнения, то есть частоты и способа использования данной функции. Так как эмоции и ощущения свойственны и животным, то можно говорить, что в личностных чертах 3-й подструктуры биологический компонент начинает преобладать над социальным.
4-я подструктура объединяет свойства темперамента, или типологические свойства личности (как принадлежащей к какому-то типу). Они почти полностью зависят от физиологических свойств мозга: скорость протекания нервных процессов, баланс процессов возбуждения и торможения и. т.п. Сюда же относятся половые и возрастные свойства, а также особенности личности, вызванные какой-то патологией (болезнью). Эти биологически обусловленные черты с трудом поддаются изменениям, но иногда возможно формирование нужной черты путем тренировки. Активность подструктуры темперамента определяется силой нервных процессов; если у вас слабость нервных процессов, то у вас будет «слабый» тип нервной системы и тип темперамента с более пассивным поведением.
Таким образом, социальное и биологическое в человеке рассматривается в диалектическом единстве. Биологический фактор определенным образом влияет на формирование личности. Так, генетически передаются особенности нервных процессов возбуждения и торможения, что определяет своеобразие типа высшей нервной деятельности человека, такие анатомо-физические особенности, как рост, отчасти телосложение, вес и другие. Однако эти биологические особенности не являются определяющими в личности, а в этом единстве в качестве основных и определяющих выступают социальные факторы.
В заключение стоит отметить, что ни отдельные черты личности, ни личность в целом не остаются неизменными в течение жизни человека. Но изменения личности могут быть связаны не только с ее развитием в результате взросления, но и с социальным распадом, со старческой деградацией и с патологическим развитием. Изменяться человек может как в лучшую, так и в худшую сторону. Кроме того, изменчивость черт личности зависит от компенсации одних, недостаточно развитых черт личности, другими, и от изменения способов и степени этой компенсации. Таким образом, структура личности является динамической — изменяющейся, а не статической (неизменной).
34. Понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность»
Человек
— особое
существо, явление природы, обладающее,
с одной стороны, биологическим
началом(приближающим его к высшим
млекопитающим), с другой стороны,
духовным- способностью к глубокому
абстрактному мышлению, членораздельной
речи(что отличает его от животных),
высокой обучаемости, усвоению достижений
культуры, высокому уровню социальной
организации.
Проблема
личности — одна из центральных
во всей системе гуманитарного знания.
И каждая из теоретических дисциплин,
изучающих личность, по-своему очерчивает
ее образ, выражая его в специфических
понятиях, под собственным углом зрения.
По-своему
анализирует проблему личности философия.
Не случайно в структуре философского
знания, в системе философской антропологии,
обозначилась такая ветвь, как «персонализм»
– философская концепция личности и ее
универсального статуса, свободного
развития.
С
позиций философского персонализма
личность не есть объект среди других
объектов, вещь среди других вещей. Ее
нельзя познать извне. Личность есть та
единственная цельность, которую мы и
познаем, и создаем изнутри.
В
философской гуманистике принято всех
живущих полагать личностями, независимо
от любых различий (возрастных, этнических,
наличия или отсутствия таланта и т.д.).
Даже ушедшие от нас «в мир иной» тоже
личности.
Наряду
с понятием «личность» употребляются
термины «человек»,
«индивид», «индивидуальность».
Содержательно эти понятия переплетены
между собой.
Человек
— это родовое понятие, указывающее на
отнесенность существа к высшей степени
развития живой природы — к человеческому
роду. В понятии «человек» утверждается
генетическая предопределенность
развития собственно человеческих
признаков и качеств.
Индивид
— это единичный
представитель вида «homo sapiens» . Как
индивиды люди отличаются друг от друга
не только морфологическими особенностями
(такими, как рост, телесная конституция
и цвет глаз), но и психологическими
свойствами (способностями, темпераментом,
эмоциональностью).
Индивидуальность
— это единство неповторимых личностных
свойств конкретного человека. Это
своеобразие его психофизиологической
структуры (тип темперамента, физич. и
психические особенности, интеллект,
мировоззрение, жизненный опыт).
Соотношение
индивидуальности и личности определяется
тем, что это два способа бытия человека,
два его различных определения.
Несовпадение же этих понятий проявляется,
в частности, в том, что существуют два
отличающихся процесса становления
личности и индивидуальности.
Становление
личности есть процесс социализации
человека,
который состоит в освоении им родовой,
общественной сущности. Это освоение
всегда осуществляется в конкретно-исторических
обстоятельствах жизни человека.
Становление личности связано с принятием
индивидом выработанных в обществе
социальных функций и ролей, социальных
норм и правил поведения, с формированием
умений строить отношения с другими
людьми. Сформированная личность есть
субъект свободного, самостоятельного
и ответственного поведения в социуме.
Становление
индивидуальности есть процесс
индивидуализации объекта.
Индивидуализация — это процесс
самоопределения и обособления личности,
ее выделенность из сообщества, оформление
ее отдельности, уникальности и
неповторимости. Ставшая индивидуальностью
личность — это самобытный, активно и
творчески проявивший себя в жизни
человек.
В
понятиях «личность» и «индивидуальность»
зафиксированы различные стороны, разные
измерения духовной сущности человека.
Суть этого различия хорошо выражена в
языке. Со словом «личность» обычно
употребляются такие эпитеты, как
«сильная», «энергичная»,
«независимая», подчеркивая тем
самым ее деятельностную представленность
в глазах других. Об индивидуальности
говорят «яркая», «неповторимая»,
«творческая», имея в виду качества
самостоятельной сущности.
2. Понятия «человек», «индивид», «личность».
Следует различать понятия «человек»,
«индивид», «личность».
«Человек» – это общее, родовое
понятие, оно указывает на наличие в мире
такой исторически развивающейся
общности, как человеческий род (homosapiens), которая отличается
присущим только ей способом
жизнедеятельности.
Понятие «индивид» указывает на
отдельного, конкретного представителя
человеческого рода, с его уникальными
биологическими, психическими и социальными
характеристиками.
Понятие «личность» подчеркивает
социальную сущность индивида, характеризует
индивида как продукт общественного
развития, результат включенности в
систему социальных отношений посредством
общения и активной деятельности. Эти
факторы проявляются в процессе
социализации.Социализация– это
процесс усвоения индивидом принятых в
обществе образцов поведения, социальных
норм и ценностей, процесс формирования
социальных качеств, знаний и умений,
необходимых для успешной реализации
себя в данном обществе. Социализация –
это процесс, играющий огромную роль в
жизни как отдельной личности, так и
общества. От успеха социализации зависит,
насколько личность сумеет реализовать
себя, свои способности в обществе. Для
общества от успеха процесса социализации
зависит, сумеет ли новое поколение
перенять опыт, умения, ценности, достижения
культуры старших поколений, сохранится
ли преемственность в развитии общества.
Личность социальна по своей сущности,
но индивидуальна по способу своего
выражения. Неповторимый способ
существования в обществе конкретной
личности (способность быть самим собой
в рамках социальной системы) выражается
в понятии «индивидуальность».
Диалектическая взаимосвязь этих понятий
раскрывается через категории общее–единичное–особенное.
Индивидуальность формируется в процессе
диалектического взаимодействия:
1) общечеловеческих признаков(как природных, так и социальных),
2) особенных(в качестве
представителя определенного
конкретно-исторического этапа развития
общества с его специфическими национальными
чертами, социально-политическими
особенностями, культурными традициями),
3) единичных(уникальных, присущих
только данной личности особенностей
телесной организации, психического
склада (характер, воля), социальных
качеств. Эти особенности обусловлены
наследственными чертами, неповторимыми
условиями микросреды, в которой личность
формируется – семья, друзья, учебный
или трудовой коллектив и т.п.–, а также
неповторимым индивидуальным опытом).
3. Человек как единство биологического, психического и социального. Проблема сущности человека.
Человек представляет собой единство
трех элементов: биологического,
психического и социального. Биологическоевыражается в морфофизиологических,
генетических явлениях, а также в
нервно-мозговых, биохимических и др.
процессах, происходящих в организме.
Биологический уровень в структуре
человеческой личности подчеркивает ее
связь с природным миром. Подпсихическимпонимается внутренний мир человека:
его сознание и бессознательные процессы,
характер, темперамент, переживания,
эмоции и т.д.Социальный факторпроявляется в том, что человеческие
качества формируются и проявляются
только в обществе, как результат
социальных отношений. На социальном
уровне человек включен в историю
человечества, в человеческую культуру.
Ни один из этих
аспектов в отдельности не раскрывает
сущности человека. Человек выделяется
из природного мира как существо,
обладающее разумом. Человеческое
мышление представляет собой сложно
организованный биопсихосоциальный
феномен. На биологическом уровне сознание
является функцией специального органа
– головного мозга. Т.е. психическая
деятельность имеет своей основой
физиологические процессы, протекающие
в коре больших полушарий головного
мозга. В то же время сознание является
продуктом общественного развития и вне
общества развиваться не может.
Понимание сущности человека как
биопсихосоциального единства является
основным в философии. В то же время
существуют концепции, абсолютизирующие
роль биологического, психического либо
социального начала в человеке.
Биологизаторские концепции(социалдарвинизм) трактуют
человека как преимущественно
природно-биологическое существо.
Социальные качества здесь рассматриваются
как простое усложнение групповых
инстинктов животных как способа выживания
(«в поведении человека нет ничего такого,
что не встречалось уже у животных»).
Подобной точки зрения придерживался
русский мыслительПетр Алексеевич
Кропоткин. Например, он считал, что
в животном мире существует «закон
взаимопомощи», который в процессе
эволюции трансформируется в такие
этические принципы, как чувство долга,
справедливости, сострадания, уважения.
Широкое распространение назападе
получиласоциобиология(наиболее
яркий представитель – американский
ученый Эд. Уилсон), которая пытается
объяснить социальную деятельность
человека эволюционно-биологическими
и генетическими характеристиками. С
точки зрения социобиологии, большинство
форм человеческого поведения сложились
в результате природной эволюции и
свойственны не только человеку, но и
животным (защита места обитания, альтруизм
и агрессивность, следование определенным
нормам сексуального поведения,
семейственность и т.д.). Представители
социобиологии пытаются с натуралистических
позиций решать такие сложные социальные
вопросы, как свобода и ответственность
личности, равноправие мужчин и женщин,
преодоление экологического кризиса и
ставят задачу сохранения человека как
вида с присущим ему генофондом. В то же
время в рамках социобиологии сложился
ряд антигуманистических концепций,
отстаивающих идею деления рас на «высшие»
и «низшие», право бороться с проблемой
перенаселения путем «естественного
отбора».
Как разновидность
биологизаторского подхода можно
рассматривать психоанализ З Фрейда
(фрейдизм), абсолютизирующий
психическое начало.
З.Фрейд считал, что мотивы любых
человеческих действий, стимулы творческой
деятельности находятся в сфере
бессознательного. Роль социальных
факторов он сводил лишь к системе
культурных запретов, которые ограничивают
проявление бессознательного.
Социологизаторские концепции
абсолютизируют роль социального начала
в человеке, утверждают приоритет
общественного над индивидуальным.
Наиболее ярко такой подход выражен вструктурализме (Т.Парсонс) иролевой теории личности(Дж.
Мид). Согласно структурализму,
человек является первичным элементом
различных сфер и подсистем общества.
Сущность общества проявляется как
совокупность связей и отношений между
этими подсистемами, а человек «растворяется»
в обществе. В ролевой теории сущность
человека сводится к совокупности
выполняемых им социальных ролей.
Социальные нормы и ценности – это
своеобразный «сценарий», направляющий
действия индивидов. Этот подход фиксирует
внимание на поведении человека и не
позволяет раскрыть его внутренний мир.
Такие трактовки человека не учитывают
диалектического единства природного,
психического и социального в человеке.
индивид, личность, индивидуальность. — Студопедия
Человек — это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей степени развития живой природы — к человеческому роду. В понятии «человек» утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств.
Индивид — это единичный представитель вида «homo sapiens» . Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).
Индивидуальность — это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).
Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности. Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме.
Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации объекта. Индивидуализация — это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность — это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек.
В понятиях «личность» и «индивидуальность» зафиксированы различные стороны, разные измерения духовной сущности человека. Суть этого различия хорошо выражена в языке. Со словом «личность» обычно употребляются такие эпитеты, как «сильная», «энергичная», «независимая», подчеркивая тем самым ее деятельностную представленность в глазах других. Об индивидуальности говорят «яркая», «неповторимая», «творческая», имея в виду качества самостоятельной сущности.
Личность — это конкретный человек, который является носителем сознания, способный к познанию, переживаниям, преобразованию окружающего мира и строящий определенные отношения с этим миром и с миром других личностей. Личность рассматривается как воплощение в конкретном человеке социальных качеств, которые приобретаются в процессе деятельности и общения с другими индивидами. Личностью не рождаются, личностью становятся.
Сложнее определить понятие «индивидуальность», потому что, помимо личностных особенностей, которые выступают основными составляющими индивидуальности, в неё входят биологические, физиологические и другие особенности человека. Можно дать следующее определение индивидуальности.
Индивидуальность — это конкретный человек, который отличается от других людей уникальным сочетанием психических, физиологических и социальных особенностей, проявляющихся в поведении, деятельности и общении.
С помощью понятия «индивидуальность» чаще всего подчеркивается неповторимость и уникальность каждого человека. С другой стороны, в индивидуальности мы встречает те качества личности и индивидные свойства, которые есть у всех, но имеют разную степень выраженности и образуют сочетания. Все индивидуальные качества проявляются в различных способах поведения, деятельности, общения.
26. Понятие и структура личности. Личность, индивид, индивидуальность.
Личность —
это конкретный человек с индивидуально
проявленными своеобразными умственными,
эмоциональными, волевыми и физическими
свойствами. Личность возникла и развилась
в процессе общественно-исторического
развития человечества, в процессе
труда.Принадлежность личности к обществу,
включение в систему общественных
отношений определяет ее психологическую
и социальную сущность.
Личность —
социальное существо, субъект познания,
активный деятель общественного развития.
Характерными признаками личности
являются ее сознание, исполняемые ею
общественные роли, общественно полезная
деятельность.
Одной из сторон
личности является ее индивидуальность
— своеобразное, неповторимое соединение
психологических особенностей характера,
темперамента, движения психических
процессов (восприятие, память, мышление,
речь, чувства, воля), ее мотивационной
сферы. Личность всегда является продуктом
своих действий и тех общественно-экономических
отношений, в которых участвует. Изучение
личности по своей сути — это историческое
исследование процесса ее становления
при определенных социальных условиях,
определенном общественном строе. Понятие
«личность» (наряду с культурой) является,
пожалуй, самым емким, многомерным,
трудноуловимым (в то же время «затертым»).
Для более качественного усвоения понятия
«личность» сравним такие понятия как
индивид, индивидуальность и личность.
Индивид –
единичный человек как биосоциальное
существо.
Индивидуальность –
характеристики уникальности,
неповторимости, присущей данной личности.
Личность –
единичный человек как система устойчивых
качеств, свойств, реализуемых в социальной
жизни.
Таким образом, индивид –
понятие скорее биологическое, чем
социальное. В это понятие не входят
специфические особенности человеческого
общества, в котором индивиду предстоит
жить. В то же время понятие индивид
включает задатки психических качеств
или психические свойства личности,
которые, развиваясь, и создают личность
человека.
Личность –
понятие скорее социальное, чем
биологическое. Личность – это индивид,
включенный в систему общественных
отношений. Личность как объект социальных
отношений, формируясь, впитывает эти
отношения, учится играть определенные
роли, усваивает ценности и нормы общества,
образцы поведения. Личность как субъект
социальных связей имеет определенную
независимость, автономность от общества,
дающую возможность не только
чувствовать себя частью единого
социального целого, но и противопоставить
себя обществу. Автономность личности
связана с умением управлять собой;
предполагает наличие самосознания, т.
е не просто сознания мышления и воли, а
способности к самоанализу, самооценке,
самоконтролю.
Личность –
это любой человек (а не только яркий,
исключительный), рассмотренный в его
социальности как ответственный и
сознательный субъект (деятель) социальной
жизни. Индивидуальность может быть
присуща
каждой личности, а не только наиболее
талантливым людям.
27.Особенности
темперамента как проявления свойств
нервной системы. Типы темпераментов.
Темперамент — динамическая
характеристика психических процессов
и поведения человека, проявляющаяся в
их скорости, изменчивости, интенсивности
и других характеристиках.
Темперамент –
биологический фундамент, на котором
формируется личность как социальное
существо. Он отражает в основном
динамические аспекты поведения,
преимущественно врожденного характера.
Особенности темперамента человека –
важное условие, с которым следует
считаться при индивидуальном подходе
к воспитанию, обучению и всестороннему
развитию его способностей.
Слово «темперамент»
произошло от латинского слова
«temperamentum»,
означающего надлежащее соотношение
частей, то есть пропорцию.
Прежде чем перейти
к рассмотрению различных видов и
особенностей темперамента, сразу
оговоримся, что нет лучших или худших
темпераментов — каждый из них имеет свои
положительные стороны, поэтому главные
усилия должны быть направлены не на его
исправление (что невозможно вследствие
врожденности темперамента), а на разумное
использование в конкретной деятельности
его достоинств и нивелирование
отрицательных граней.
Человек издавна
делал попытки выделить и осознать
типичные особенности психического
склада различных людей, пытаясь свести
все их многообразие к малому числу
обобщенных портретов. Действительно,
всматриваясь в окружающих нас людей,
мы иногда замечаем сходство в стиле их
поведения, в способах выражения чувств,
в гибкости и подвижности мышления.
В этом взгляде
правильной была идея зависимости
некоторых типичных особенностей личности
от биологических особенностей
человеческого организма. Но, конечно,
дело не в «соках» человеческого
организма, а в физиологических особенностях
центральной нервной системы.
Типы темперамента
Описание
особенностей различных темпераментов
может помочь разобраться в чертах
темперамента человека, если они четко
выражены, но люди с резко выраженными
чертами определенного темперамента не
так уж часто встречаются, чаще всего у
людей бывает смешанный темперамент в
различных сочетаниях. Но преобладание
черт какого-либо типа темперамента дает
возможность отнести темперамент человека
к тому или иному типу.
Меланхолик-человек
легко ранимый, склонный к постоянному
переживанию различных событий, он мало
реагирует на внешние факторы. Свои
астенические переживания он не может
сдерживать усилием воли, он повышенно
впечатлителен, легко эмоционально
раним. Эти черты эмоциональной
слабости.
Флегматик-медлителен,
невозмутим, имеет устойчивые стремления
и настроение, внешне скуп на проявление
эмоций и чувств. Он проявляет упорство
и настойчивость в работе, оставаясь
спокойным и уравновешенным. В работе
он производителен, компенсируя свою
медлительность прилежанием.
Сангвиник-живой,
горячий, подвижный человек, с частой
сменой настроения, впечатлений, с быстрой
реакцией на все события, происходящие
вокруг него, довольно легко примиряющийся
со своими неудачами и неприятностями.
Он очень продуктивен в работе, когда
ему интересно, приходя в сильное
возбуждение от этого, если работа не
интересна, он относится к ней безразлично,
ему становится скучно.
Холерик-быстрый,
страстный, порывистый, однако совершенно
неуравновешенный, с резко меняющимся
настроением с эмоциональными вспышками,
быстро истощаемый. У него нет равновесия
нервных процессов, это его резко отличает
от сангвиника. Холерик, увлекаясь,
безалаберно растрачивает свои силы
и быстро истощается.
Понятие личности. Индивид, субъект, индивидуальность, личность. Развитие личности
Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми и определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.
Человек – это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей ступени развития живой природы – к человеческому роду. В понятии «человек» утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств. Специфические человеческие способности и свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и прочие) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются прижизненно, в процессе усвоения культуры, созданной предшествующими поколениями.
Индивид – это единый представитель биологического вида «гомо сапиенс» («человек разумный»). Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (рост, телесная конституция, цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).
Индивидуальность – это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт). При всей многогранности понятия «индивидуальность» оно в первую очередь обозначает духовные качества человека.
Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им своей родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека.
Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми.
Индивидуализация – это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность – это самобытный, активно и творчески проявляющий себя в жизни человек.
17. Мотивационная сфера личности. Направленность личности. Я-концепция личности.
Мотивацияопределяется как процесс, увязывающий воедино личностные и ситуационные параметры на пути регуляции деятельности, направленной на преобразование предметной ситуации для реализации соответствующего мотива, для осуществления определенного предметного отношения личности к окружающей ситуации. Можно говорить не только о мотивации какой-либо деятельности, но и об общей мотивации, характерной для данного человека, имея в виду совокупность стойких мотивов.
Совокупность устойчивых мотивов, определяющих избирательность отношений и активности человека и относительно независимых от наличных ситуаций, называется направленностью личности. Направленность как подструктура личности включает в себя различные побуждения: ее мотивы, потребности, диспозиции, интересы, стремления, намерения, идеалы, нормы, самооценки, оценки других людей, уровень притязаний, установки и т. п. Одни из ее компонентов являются доминирующими, другие выполняют второстепенную роль.
В качестве побудителей человеческого поведения, представляющих собой мотивационную сферу личности, выступают влечения, установки, желания, интересы, склонности, идеалы и мировоззрение.
«Я-концепция»— это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит осознание человеком своих качеств (физических, эмоциональных и интеллектуальных), самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов.
Существительное | 1. | индивидуум — человек; «было слишком много для одного человека» организм, существо — живое существо, которое имеет (или может развить) способность действовать или функционировать независимо; личность — совокупность всех атрибутов — поведенческих, темпераментных, эмоциональных и ментальных — которые характеризуют уникальную личность; «их разные реакции отражали их очень разные личности»; «его природа — помогать другим» шасси, тело, человеческое тело, материальное тело, физическое тело, телосложение, телосложение, анатомия, фигура, плоть, телосложение, форма, сома, форма — альтернативные названия тела человека; «Леонардо изучал человеческое тело»; «у него крепкое телосложение»; люди «дух желает, но плоть немощна» — (множественное число) любая группа людей (мужчины, женщины или дети) вместе; «старые люди»; «в зале было не менее 200 человек» я — человек, считающийся уникальной личностью; «сам» взрослый, взрослый — полностью развитый человек от зрелости и далее заявитель, заявитель — человек, который просит или ищет что-то вроде помощи, работы или приема; капиталист — человек, вкладывающий капитал в бизнес (особенно крупный), меняющий, модификатор — человек, который что-то меняет; участник конкурса «заядлый сменщик меню» — человек, участвующий в конкурсе, — человек, проявляющий страх или робость, создатель — человек, выращивающий, создающий или изобретающий вещи, экспериментатор — человек, которому нравится тестировать новаторские идеи; «она была экспериментатором в новых формах поэзии» эксперт — человек со специальными знаниями или способностями, который умело исполняет лицо — часть человека, которая используется для обозначения человека; «он смотрел на комнату, полную лиц»; «когда он вернулся к работе, он встретил много новых лиц» индивидуалист — человек, который преследует независимую мысль или действие, абориген, коренной, коренной, коренной, абориген — коренной человек, который родился в определенном месте; «искусство туземцев северо-западного побережья»; «канадское правительство отказалось от планов обложить налогом гранты для аборигенов студентов колледжей» уроженец — человек, родившийся в определенном месте или стране; «он родом из Бразилии» любовник — человек, который любит кого-то или которого любит кто-то любимый человек — человек, которого вы любите, обычно член вашей семьи, руководитель — человек, который управляет, направляет или вдохновляет других мужчина, мужчина — человек принадлежащий к полу, который не может иметь детей, национальный, субъект — человек, который должен быть верен этой нации; «Монарх обязан своим подданным» |
.
Существительное | 1. | индивидуум — человек; «было слишком много для одного человека» организм, существо — живое существо, которое имеет (или может развить) способность действовать или функционировать независимо; личность — совокупность всех атрибутов — поведенческих, темпераментных, эмоциональных и ментальных — которые характеризуют уникальную личность; «их разные реакции отражали их очень разные личности»; «его природа — помогать другим» шасси, тело, человеческое тело, материальное тело, физическое тело, телосложение, телосложение, анатомия, фигура, плоть, телосложение, форма, сома, форма — альтернативные названия тела человека; «Леонардо изучал человеческое тело»; «у него крепкое телосложение»; люди «дух желает, но плоть немощна» — (множественное число) любая группа людей (мужчины, женщины или дети) вместе; «старые люди»; «в зале было не менее 200 человек» я — человек, считающийся уникальной личностью; «сам» взрослый, взрослый — полностью развитый человек от зрелости и далее заявитель, заявитель — человек, который просит или ищет что-то вроде помощи, работы или приема; капиталист — человек, вкладывающий капитал в бизнес (особенно крупный), меняющий, модификатор — человек, который что-то меняет; участник конкурса «заядлый сменщик меню» — человек, участвующий в конкурсе, — человек, проявляющий страх или робость, создатель — человек, выращивающий, создающий или изобретающий вещи, экспериментатор — человек, которому нравится тестировать новаторские идеи; «она была экспериментатором в новых формах поэзии» эксперт — человек со специальными знаниями или способностями, который умело исполняет лицо — часть человека, которая используется для обозначения человека; «он смотрел на комнату, полную лиц»; «когда он вернулся к работе, он встретил много новых лиц» индивидуалист — человек, который преследует независимую мысль или действие, абориген, коренной, коренной, коренной, абориген — коренной человек, который родился в определенном месте; «искусство туземцев северо-западного побережья»; «канадское правительство отказалось от планов обложить налогом гранты для аборигенов студентов колледжей» уроженец — человек, родившийся в определенном месте или стране; «он родом из Бразилии» любовник — человек, который любит кого-то или которого любит кто-то любимый человек — человек, которого вы любите, обычно член вашей семьи, руководитель — человек, который управляет, направляет или вдохновляет других мужчина, мужчина — человек принадлежащий к полу, который не может иметь детей, национальный, субъект — человек, который должен быть верен этой нации; «Монарх обязан своим подданным» |
.
определение человека по The Free Dictionary
Таким образом, «человек» предсказуем для отдельного человека и никогда не присутствует в субъекте.
Наконец, существует класс вещей, которые не присутствуют в субъекте и не могут быть предсказаны субъектом, например, отдельный человек или отдельная лошадь.
Если бы люди рассматривались в этой сделке как составляющие одну нацию, воля большинства всего народа Соединенных Штатов связала бы меньшинство, точно так же, как большинство в каждом штате должно связывать меньшинство; и воля большинства должна определяться либо путем сравнения отдельных голосов, либо путем рассмотрения воли большинства штатов как свидетельства воли большинства народа Соединенных Штатов.
Окончательные выборы, опять же, будут проводиться той ветвью законодательного органа, которая состоит из национальных представителей; но в этом конкретном акте они должны быть представлены в форме отдельных делегаций из стольких различных и равноправных политических органов.
(хотя это то, что Сократ рассматривает как доказательство того, что город полностью один), поскольку слово «Все» используется в двух смыслах; если это означает каждого человека, то, что предлагает Сократ, почти осуществится; ибо каждый скажет, что это его собственный сын, и его собственная жена, и его собственная собственность, и все остальное, что может ему принадлежать, принадлежит ему.Однако влияние предков важно для продвижения вперед любого человека или расы, если на него не возлагается слишком много внимания. Современная история отвергла верования древних, не заменяя их новой концепцией и логикой ситуации. обязал историков после того, как они явно отвергли божественную власть царей и «судьбу» древних, прийти к такому же выводу другим путем, то есть признать (1) нации, руководимые отдельными людьми, и ( 2) наличие известной цели, к которой стремятся эти нации и человечество в целом.Аргумент Республики — это поиски Справедливости, на природу которой сначала намекает Цефал, справедливый и безупречный старик, затем он обсуждается на основе пресловутой морали Сократом и Полемархом, затем карикатурен Трасимахом и частично объясненный Сократом — сведенный к абстракции Главконом и Адеймантом и став невидимым в человеке, вновь появляется в конечном итоге в идеальном Государстве, построенном Сократом. И переживания того же рода необходимы для того, чтобы индивид осознал себя ; но здесь есть разница в том, что, хотя каждый в равной степени осознает свое тело как отдельный и целостный организм, не все в равной степени осознают себя как законченную и отдельную личность.Когда я встречаю чистую интеллектуальную силу или щедрость привязанности, я верю, что это человек; и в настоящее время меня огорчает открытие, что этот человек не более доступен для своих собственных или общих целей, чем его товарищи; потому что сила, которая вызывала у меня уважение, не поддерживается полной симфонией его талантов. Нет никаких сомнений в том, что раса может видоизменяться случайными скрещиваниями, если этому способствует тщательный отбор тех отдельных дворняг, которые представляют любой желаемый характер; но я не могу поверить в то, что раса может быть почти промежуточной между двумя совершенно разными расами или видами.Если вся история находится в одном человеке, все это можно объяснить на личном опыте.
,
определение индивидуализма от The Free Dictionary
С другой стороны, сам социализм будет иметь ценность просто потому, что приведет к индивидуализму.
Нужен индивидуализм. Если социализм авторитарный; если есть правительства, вооруженные экономической властью, как сейчас с политической властью; Одним словом, если у нас будут промышленные тирании, то последнее состояние человека будет хуже первого.
Конечно, можно сказать, что индивидуализм, порожденный в условиях частной собственности, не всегда или даже как правило, хорошего или прекрасного типа, и что бедные, если у них нет культуры и обаяния, все же много добродетелей.
Но можно спросить, как индивидуализм, который сейчас более или менее зависит от существования частной собственности для своего развития, выиграет от отмены такой частной собственности.
В новых условиях индивидуализм будет намного свободнее, тоньше и интенсивнее, чем сейчас.
Это была эпоха сильного индивидуализма, когда вы должны были поступать правильно, потому что это подходило вам, скажем, как джентльмену, и вы должны были внимательно следить за влиянием на ваш характер, если не на вашу репутацию; ты должен был поступить плохо не потому, что это неправильно, а потому, что это было плохо.И они действительно думали, что это был «индивидуализм», когда десятки тысяч из них собирались вместе и подчинялись приказам стального магната и производили для него сотни миллионов долларов богатства, а затем позволяли ему давать им библиотеки; в то время как для них взять отрасль, управлять ею и строить собственные библиотеки — это было бы «патернализмом»! Как я уже сказал, я индивидуалист, а индивидуализм — наследственный и вечный враг социализма. «Великий человек, который спасет нас от неминуемого кораблекрушения, несомненно, воспользуется индивидуализмом, когда он снова сделает из нас нацию; но до тех пор, пока не наступит это возрождение, мы выжидаем в эпоху материализма и утилитарности.Он выступает как крайний, но значительный представитель жестокого романтического индивидуализма в период, когда романтические устремления были в значительной степени разочарованы и разочарованы, но с негодованием собирали свои силы для новых усилий. «Будущее так же очевидно, как и прошлое — рабство, феодализм, индивидуализм, Коллективизм. Верите ли, они настаивают на полном отсутствии индивидуализма, и им это нравится!
,