Определение гуманистическая направленность это: Педагогическая направленность улителя

Содержание

Значение словосочетания ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ. Что такое ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ?

ГУМАНИСТИ́ЧЕСКИЙ, —ая, —ое. Прил. к гуманизм, к гуманист. Гуманистическая культура. Гуманистические идеи. Гуманистическое отношение к людям.

Все значения слова «гуманистический»

НАПРА́ВЛЕННОСТЬ, -и, ж. Свойство по прил. направленный (во 2 знач.).

Все значения слова «направленность»


  • Именно гуманистическая направленность, человеческое измерение общественной науки является важнейшей характеристикой отечественной социологии в этот период времени.


  • Образованию придавалось большое значение: создавались школы с гуманистической направленностью, в которых преподавались «семь свободных искусств», греческий, латынь, античная поэзия и философия.


  • Внешняя функция связана с оценкой гуманистической направленности и социальной адекватности целей, вводимых в школе инноваций, а внутренняя — с оценкой соответствия различных сторон жизнедеятельности школьной организации заявленным целям её развития.

  • (все предложения)

Гуманистическая направленность личности в структуре педагогического мастерства Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

А. А. Борисова

Гуманистическая направленность личности в структуре педагогического мастерства

Призыв «Не навреди! » должен быть главным не только в работе врача, но и в работе педагога, тем более что педагог имеет дело с нежной и хрупкой душой ребёнка, навредить которой очень легко. Не навредить ребёнку в процессе воспитания, по крайней мере, умышленно, позволяет гуманистическая направленность личности. В структуре педагогического мастерства гуманистическая направленность справедливо выделяется как отдельный элемент и ставится на первое место. Однако, на наш взгляд, гуманистическая направленность личности имеет непосредственное отношение и к другим элементам педмастерства, в частности, к такой педагогической способности, как психологическая проницательность (ПП). В наших исследованиях ПП регулярно обнаруживается разная мера ее выраженности. Данные опытов показывают, что способность к 1111 определяется самыми разными факторами [1, 2, 3, 4]. Существенным компонентом в психологическом облике проницательных людей является гуманистическая направленность личности. Ранее, при изучении смысловых установок личности на формирование ПП, нами были получены результаты, говорящие о том, что альтруистические установки способствуют ПП, а эгоистические отрицательно влияют на ее формирование. Использовалась методика диагностики смысловых установок В.Г.Норакидзе, основанная на устных и письменных методах опроса. С целью проверить, как влияет гуманистическая направленность личности на меру выраженности ПП, мы поставили эксперимент, в котором использовали методику изучения функциональных асимметрий по их индивидуальному профилю [8]. Методика интересна тем, что основана на учёте биологически обусловленных и генетически закреплённых предпосылок психологических различий. Она основана на таких фенотипических признаках, как тип переплетения пальцев, скрещивания рук, доминирование правого или левого глаза. Суть методики заключается в определении ведущего глаза и ведущей руки. Для определения ведущей руки используется два варианта: способ «переплетения

пальцев» и проба «скрещивания рук», или «поза Наполеона». Методика апробировалась в опытах с руководителями полётов. Была установлена математически достоверная связь типов профилей функциональных асимметрий (левополушарного и правополушарного) с разными тенденциями в поведении и общении людей. Испытуемые распались на полярные группы «лучших» и «худших» РП (руководителей полётов). В группе «лучших» РП наблюдаются три следующих профиля функциональных асимметрий: а) сочетание правого ведущего глаза, левого типа переплетения пальцев и правой руки в «позе Наполеона» (тип П-Л-П): б) сочетание правого ведущего глаза, правого типа переплетения пальцев и правой руки в «позе Наполеона» (тип П-П-П): в) сочетание левого ведущего глаза, левого типа переплетения пальцев левой руки в «позе Наполеона» (тип Л-Л-Л). Группе «худших» РП соответствовали профили Л-Л-П и П-П-Л. «Лучшие» имели личностные характеристики явно гуманистической направленности: доверчивость, уступчивость, терпимость, чувство «локтя» и др. «Худшие» РП имели характеристики явно эгоистической направленности: стремление к доминированию, агрессивность, недоверчивость, склонность к соперничеству и др.

Для нас неважно, что валидность данной методики была установлена в опытах с лётчиками, главное то, что она помогает определить важные для нас особенности психического склада человека, тем более, что управление формированием личности ребёнка не менее ответственно, на наш взгляд, чем управление экипажем самолёта.

Другое дело, что последствия ошибок в лётном деле слишком очевидны. По данным В.А.Понома-ренко и Н. Д. Заваловой, около 70% аварий и несчастных случаев происходит по причине ненадёжности действий человека. Занимаясь проблемами безопасности лётного труда, академик Пономарен-ко экспериментально установил, что более 3/4 времени от момента локализации аварийной ситуации оператор затрачивает на принятие решения, причём в 50 — 60 % увеличение времени принятия решения, чреватое аварией, обусловлено личностными характеристиками оператора: страхом за последствия своих действий, за возможность ошибки, слабым волевым импульсом, привычкой к опекунству, слабохарактерностью и пр. [7]. Но ещё никто не подсчитал, сколько катастроф в душах детей обусловлено личностными характеристиками педагогов.

Педагогика и психология

Что касается управления коллективом в оптимальном варианте, то это одна из насущных задач педагога. Нашими испытуемыми были студентки выпускного курса педагогического института. В опытах приняли участие 24 человека. Эксперимент под нашим руководством был поставлен Е.Вершининой. Для определения ПП мы использовали репродукции с портретов, авторами которых являются известные художники. Задача испытуемых состояла в том, чтобы дать как можно более полно психологическую характеристику людей, изображённых художниками. В качестве критерия адекватной психологической характеристики лиц мы использовали мнение специалистов-искусствоведов. В зависимости от того, в какой мере характеристика, данная испытуемым, совпадала с мнением специалиста-искусствоведа, мы классифицировали испытуемых на проницательных (1 группа), умеренно проницательных (2 группа) и непроницательных (3 группа). Для наглядности результаты опытов по обеим методикам мы свели в таблицу № 1. Результаты опытов показывают, что ПП и гуманистическая направленность личности имеют отчётливо выраженную связь. На таблице видно, что гуманистическая направленность обнаруживается тем регулярнее, чем выше уровень ПП имеет испытуемый. 6 человек из 24 испытуемых (25 %) имеют высокий уровень ПП. У них есть больше возможностей для овладения профессией педагога до уровня мастерства. Аналогичный эксперимент был поставлен под нашим руководством И.В. Приходько с учителями начальных классов. В опытах приняли участие 25 человек. Связь ПП с гуманистической направленностью личности, обнаруженная Е.Вершининой в опытах со студентами выпускного курса, была подтверждена экспериментами И.Приходько с учителями начальных классов. Данные, полученные И.Приходько, сведены в таблицу № 2. На ней видно, что так же, как у Е.Вершининой, в группе проницательных испытуемых нет «худших» профилей, а в группе непроницательных только один «лучший». Показатель, полученный нами в опытах с выпускниками, согласуется с данными, полученными В.Б.Ольшанским [5]. По данным его исследования, среди пяти-курсниц пединститутов только 23% считают профессию учителя своим признанием. 54% студенток уже на первом курсе не стремятся работать в школе и используют любую возможность, чтобы уклониться от этого.

Таблица 1

Показатели соответствия ПП с индивидуальными профилями функциональных асимметрий, обусловливающих гуманистические или эгоистические характеристики личности (Данные Е.Вершининой)

Испытуемые 1группы

1 прониц. П-Л-П лучттгий

2 прониц. П-Л-П лучттгий

3 прониц П-Л-П лучттгий

4 прониц П-П-П лучтттий

5 прониц Л-Л-Л лучтттий

6 прониц П-П-П лучтттий

Испытуемые 2гру /ппы

1 ум. прониц. Л-П-Л нейтральный

2 ум. прониц. Л-Л-Л лучтттий

3 ум. прониц. П-Л-П лучтттий

4 ум. прониц. П-П-П лучтттий

5 ум. прониц. П-П-П лучтттий

6 ум. прониц. П-П-П лучтттий

7 ум. прониц. П-Л-П лучтттий

8 ум. прониц. П-Л-П лучтттий

9 ум. прониц. Л-П-Л нейтральный

10 ум. прониц. Л-Л-П худший

Испытуемые 3 группы

1 не прониц. Л-Л-П худший

2 не прониц. Л-Л-П худтий

3 не прониц. Л-Л-П худтий

4 не прониц. П-Л-П лучтттий

5 не прониц. П-Л-П лучтттий

6 не прониц. Л-П-Л нейтральный

7 не прониц. Л-Л-П худтий

8 не прониц. П-Л-Л нейтральный

Стоит ли набирать таких абитуриентов? Нам представляется, что главным критерием профотбора в педагогические учебные заведения должна стать гуманистическая направленность личности. Особенно это важно для педагогов, чьей главной задачей является не обучение, а воспитание: классных руководителей, воспитателей, социальных педагогов и др. Их авторитет должен быть незыблемым в глазах воспитанников. Между тем, результаты исследования В. Б. Ольшанского показывают, что только 3, 3% опрошенных признают справедливость учителя в решении конфликтных ситуаций. В своём большинстве учителя не являются авторитетами для учеников, в то время как авторитет в формировании личности значит очень много. По мысли известного немецкого психолога Р. Штейнера, если, будучи учителем ребёнка в возрасте от 7 до 14-15 лет, педагог не представляет собой авторитета для него, для духовно-душевного существа ребёнка это значит то же самое, как если бы в физическом отношении учитель лишил его нескольких пальцев или руки и он не мог бы вполне проявить себя телесно. Р. Штейнер убеждён, что право педагога влиять на ребёнка посредством авторитета, превращение авторитета в действующую как нечто само собой разумеющуюся силу принадлежит к не поддающимся учёту фак-

торам воспитания [9]. Очевидно, что возможностей поступать всегда справедливо, а следовательно, обрести авторитет в глазах воспитанников, у педагога с гуманистической направленностью несравненно больше, чем у педагога с эгоистической направленностью. К сожалению, в педагогической практике гуманистическая или эгоистическая направленность не имеет никакого значения, как будто таких различий между людьми вовсе не существует. Между тем, ещё в начале века Р. Штей-нер указывал на то, что эгоизм в педагогике опасен, что его следует специально изучать, ибо он действует крайне утончённо, поэтому необходимо постоянно на это указывать [9].

Таблица 2

Показатели соответствия ПП с индивидуальными профилями функциональных асимметрий, обусловливающих гуманистические или эгоистические характеристики личности (Данные И. Приходько)

Испытуемые 1группы

1 прониц. П-Л-П лучттгий

2 прониц. П-Л-П лучттгий

3 прониц П-Л-П лучттгий

4 прониц П-П-П лучттгий

5 прониц Л-Л-Л лучттгий

6 прониц П-П-П лучттгий

Испытуемые 2гру /ппы

1 ум. прониц. Л-П-Л нейтральный

2 ум. прониц. Л-Л-Л лучттгий

3 ум. прониц. П-Л-П лучттгий

4 ум. прониц. П-П-П лучттгий

5 ум. прониц. П-П-П лучттгий

6 ум. прониц. П-П-П лучттгий

7 ум. прониц. П-Л-П лучттгий

8 ум. прониц. П-Л-П лучттгий

9 ум. прониц. Л-П-Л нейтральный

10 ум. прониц. Л-Л-П худший

Испытуемые 3 группы

1 не прониц. Л-Л-П худший

2 не прониц. Л-Л-П худтий

3 не прониц. Л-Л-П худтий

4 не прониц. П-Л-П лучттгий

5 не прониц. П-Л-П лучттгий

6 не прониц. Л-П-Л нейтральный

7 не прониц. Л-Л-П худтий

8 не прониц. П-Л-Л нейтральный

3. Борисова А. А. «Проницательность» в проявлении психологической проницательности (на примере героя романа Л.Н.Толстого «Война и мир» Николая Андреевича Болконского) // Социальная работа. 1994. 3-4 (6). С. 72-75.

4. Борисова А. А. Прогнозирование как составляющая психологической проницательности // Социальная адаптация учащихся (материалы международного симпозиума). Ярославль, 1996. С. 113-116.

5. Ольшанский В. В. Практическая психология для учителей. М.: Онега. 1994. С. 272.

6. Основы педагогического мастерства. М.: Просвещение, 1989. С. 300.

7. Пономаренко В. А., Завалова Н. Д. Практическая психология (проблемы безопасности летного труда). М.: Наука, 1994. С. 205

8. Чернаенко Т. К., Блинов Б. В. Прогнозирование особенностей психологического склада руководителей на основе выраженности функциональных асимметрий // Психологический журнал. Том 9. 4. 1988. С. 76-82.

9. Штейнер Р. Духовное обновление педагогики. М.: Парсифаль, 1995. С. 256.

ЛИТЕРАТУРА

1. Борисова А. А. О некоторых составляющих психологической проницательности // Психологические проблемы рационализации деятельности. Ярославль, 1981. С. 21-33.

2. Борисова А. А. Проницательность как проблема психологии общения // Вопросы психологии. 1990. 4. С. 117-122.

Л. Ф. Спирин, О. Л. Базарова, А. Ф. Ушанов

Формирование биоцентрического мировоззрения и истинных общенародных ценностей как условие гражданского воспитания

Миллионы людей задумываются над тем, за каким общественным строем будущее и какую ориентацию должна занять школа? Каким должно быть образование в ХХ! веке, поскольку продолжается, хотя и в других формах, противоборство сторонников социализма и капитализма.

Выдающиеся учёные и политические деятели планеты, прогнозируя будущее, не без оснований утверждают, что в том виде, в котором существует современный капитализм, и в том виде, в котором существовал и развивался социализм, ни у той и ни у другой системы нет благоприятных исторических перспектив.

К аналогичному выводу в 1992 году пришла Международная конференция ООН по окружаю-

Гуманистическая направленность образовательного процесса в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

тура человека» показывают увеличение количества студентов, сознательно относящихся к экологическим проблемам.

Дальнейшая перспектива воспитания экологической культуры связана с современной стратегией непрерывного экологического образования в течение всей жизни. Это обусловлено, прежде всего, ее ценностью для развития среды обитания и высоким уровнем технического прогресса, позволяющим сохранять природу в ее первозданном виде, не разрушая сложившуюся экосистему Земли.

Библиографический список

1. Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды Иркутской области в 1999 г. — Иркутск: Изд-во «Облмашинформ», 2000. — 383 с.

2. Ведерников, В. А., Загрязнение атмосферного воздуха и его влияние на здоровье населения / В. А. Ведерников, Е. В. Ненахова, О. А. Макаров. — Иркутск: Изд — во ИГМУ, 1999. — 56 с.

3. Дридзе, Т. М. Экоантропологическая или семеосоциопсихологическая парадигмы для интеграции социокультурного научного знания в исследовательскую социально-диагностическую и социально-проектную практику // Научно-методический журнал «Мир психологии». — 2000. — № 2 (22).

4. Дерябо, С. Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. — Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1996. — 480 с.

5. Астафьева, Л. С. Формирование экологической культуры студентов технических колледжей: Дис. .. .канд. пед. наук. — М., 2001.

УДК 34.110

С. В. Бунин

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

…Мелочи человеческой жизни преодолеваются великодушием.

М. М. Пришвин

Современная социальная ситуация в сфере образования обусловлена изменением социально-экономических ориентиров, преобразованием общественной практики, становлением гражданского общества, а также изменением самих образовательных парадигм, нашедшим своё отражение в Законе РФ «Об образовании» (1992, 1996 гг.).

Происходящие во всех сферах общественной жизни России перемены, связанные с возрастанием личностного фактора, обусловливают необходимость создания таких условий жизнедеятельности каждого ребенка, в которых он мог бы свободно расти и развиваться.

Одним из фундаментальных свойств существования человека является многообразие. Половые, расовые, национальные, возрастные, социальные, профессиональные, конфессиональные и другие различия оказывают значительное влияние на индивидов, характер взаимоотношений между ними и нередко ведут к непониманию и открытому противостоянию.

По результатам исследований (Д. Б. Эльконин, Г. А. Цукерман и др.) одной из актуальных проблем и главных задач развития является построение отношений с другими людьми, в том числе со сверстниками своего и противоположного пола. Успешное и своевременное решение задач развития делает человека счастливым и облегчает решение задач развития последующих возрастов. Неспособность подростков построить отношения с окружающими порождает наркоманию, алкоголизм, невротические расстройства и другие негативные явления.

Прежде всего, следует говорить о проблеме человека и гуманизма. Она оказывается сегодня в фокусе всех размышлений. Происходит переосмысление односторонне — рационального представления о человеке, отказ от трактовки его как всего лишь агента социальных сил и социальных отношений. В этом видится возобновление гуманистических традиций как отечественной философии, педагогики и культуры, так и классической. Современное мировой научной мысли изучение проблемы человека неизбежно ведет к постановке вопроса о гуманизации социальных отношений, о причинах и путях преодоления отчуждения и духовного оскудения. Решение этого вопроса возможно лишь на пути внутреннего преображения человеческой личности переориентация людей с мирских ценностей на ценности духовные. Необходимо выработать эффективные формы сотрудничества, которые позволили бы, несмотря на социально-политические, религиозные, этнические и различные мировоззренческие ориентации, решить проблему гуманизации социальных отношений. При этом необходимо опираться на определенные базисные ценностные ориентации.

В философии и.психолого-педагогической науке на протяжении долгого периода разрабатывались различные подходы к гуманистическому воспитанию. Идеи гуманистического воспитания подрастающего поколения раскрываются в трудах мыслителей-гуманистов эпохи Возрождения П. Верджио, Л. Бруни, М. Веджо и др., эпохи Просвещения Я. А. Коменс-кого, Ж.-Ж. Руссо, Д. Локка и др. Ими были определены основные принципы гуманизма: антропоцентризм, свобода выбора, творчество.

Различные подходы к осуществлению гуманистического воспитания

рассматриваются в трудах мыслителей-гуманистов XIX в. Взгляды гуманистов XIX в. анализируются в работах Э. Агости, И. Ф. Смолякинова, Н. А. Констстантинова и др. Идеи Л. Н. Толстого, Ж. Ж. Руссо являются основой альтернативных мировоззренческих подходов к гуманистическому воспитанию подрастающего поколения.

Исследования показали, что огромное значение в становлении гуманности ребенка принадлежит совместной деятельности. Она предполагает реальное сотрудничество ребенка сначала со взрослым, а затем со сверстником. Совместная деятельность создает общность эмоциональных переживаний, а смена позиций в общении формирует у ребёнка гуманное отношение к другим, от непосредственных проявлений эмоциональной отзывчивости (сострадание, сорадование) он переходит к опосредованным эмоциональными нормами актам соучастия в совместной деятельности.

Таким образом, воспитание гуманистических межличностных отношений молодежи представляет собой воспитание гуманистической направленности, которая проявляется в гуманистических межличностных отношениях и самореализации подростков в какой-либо деятельности.

Вместе с тем, анализ практической деятельности образовательных учреждений показал, что в рамках этих учреждений концептуальные идеи по воспитанию гуманистических межличностных отношений подростков, структура этого процесса, критерии его успешности, его содержания и технологии реализации имеют недостаточное научное обоснование. Из этого следуют противоречия между:

— растущей потребности общества в воспитании гуманистически-направленной, творчески самостоятельной личности и недостаточной возможностью ее продуктивного удовлетворения в условиях образовательного учреждения;

— разнообразием видов, форм и средств учебной деятельности и отсутствием системы процесса воспитания гуманистических межличностных отношений в условиях обычной общеобразовательной школы.

Из этого вытекает актуализация данной темы, выражаемая в решении следующего вопроса: как в современных условиях сделать деятельность общеобразовательных учреждений по воспитанию гуманистических межличностных отношений молодежи эффективной, отвечающей потребностям общества, максимально реализующей возможности и предрасположенности молодежи.

Молодежное общество характеризуется потребностью в общении со сверстниками в этот период жизни наблюдается, по утверждению Л. А. Венге-ра, соотнесение мотивов своего поведения с мотивами поведения сверстников. В силу этого, именно данный возраст является наиболее благоприятным для интенсивного вовлечения ребенка в формирование его положительных качеств.

Понятие «гуманизация», производное от понятия «гуманизм», подразумевает деятельность отдельных людей и человеческих сообществ по реализации гуманизма как системы мировоззрения.

Понятие гуманизма развивается в процессе человеческой истории вместе с самим понятием «человек», от которого оно является производным. Как отмечает В. Л. Бенин «…при определения гуманизма очевидно следует исходить из сущности человека. Также очевидно, что сущность человека можно определить, выделив ею основные черты. С другой стороны существенность тех или иных черт некоего явления зависит от того, с каких позиций это явление рассматривается.

Современная гуманистическая философия направлена на понимание человеческой субъективности, индивидуального человеческого бытия. Происходит переосмысление односторонне-рациональных представлений о человеке отказ от трактовки его как агента социальных сил и социальных отношений.

Гуманизм находит свое отражение в социологии, политологии и педагогике. Гуманистическая психология определила главные направления развития личности: устремленность к будущему, свободная реализация своих потенций (Г. Олпорт), реализация потенций творческих (А. Маслоу), укрепление веры в себя и возможность достижения идеального «Я» (К. Роджерс).

Гуманизм — исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценности человека как личнос ти, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношения между людьми.

Таким образом, проанализировав исторические изменения понятия «гуманизм» и его современную трактовку, определение основных черт понятия «гуманизм» человека как субъекта отношений; свобода выбора; творческий характер деятельности, ориентация на общечеловеческие нравственные ценности, самореализация; гармоничное развитие личности.

Одним из структурных компонентов личности является установление отношений. Устанавливая связи с окружающим миром, человек вступает в отношение с ним. Определяя категорию «отношение» как целостную систему индивидуальных, избирательных, осознанных и целенаправленных связей личности с различными сторонами объективной действительности, вытекающей из всей истории развития человека, выражающей его личный опыт и внутренне определяющий его действия и переживания.

Субъект-объектные отношения в большей степени соответствуют принципам гуманизма. Отношения устанавливаются в процессе совместной деятельности. Человек постоянно вступает в отношения с окружающим миром, другими людьми, обществом, самим собой.

Категория «психологические отношения» одна из фундаментальных в понятийном аппарате психологической науки. Межличностные отношения их частный случай. Межличностные отношения в группе и совместимость (физиологические и психологические) ее членов создают то важнейшее общественно-психологическое явление, которые теперь называют термином «психологический климат». Морально-психологический климат можно определить и как удовлетворенность членов коллектива межличностными отношениями. Морально-психологический климат определяет систему отношений членов коллектива друг к другу, к труду, к совместной деятельности, к окружающим событиям и к организации в целом на основе индивидуальных, личностно-ценностных ориентации.

Основой положительного морально-психологического климата являются общественно значимые мотивы отношения к совместной деятельности у членов коллектива, группы.

Одно из основных качеств социально — психологических отношений обусловлено тем, что они всегда являются продуктом взаимоотношения. Эти «взаимно» подразумевают групповые эффекты: сотрудничество и соперничество, дружба и вражда, любовь и ненависть, лидерство и конформизм и др. В работе В. С. Безруковой определение «взаимодействия» раскрывает сущность явления «взаимодействия» как процесса характерного не только для философского толкования, но и для точных отраслей, в том числе и социальных. В этом определении речь идет о более частных видах взаимодействия (педагогические, межличностные), которые, собственно, нас и интересуют.

«Межличностные отношения — это взаимная готовность субъектов к определенному типу взаимодействия» (Я, А. Коменский)

Готовность к взаимодействию сопровождается эмоциональным переживанием: положительным, индефферентным, отрицательным. Готовность к взаимодействию может реализоваться в повелении субъектов в условиях совместной деятельности раскрывает характер межличностных отношений.

Анализируя все вышеизложенное, отметим, что общение и отношение неразрывно связаны друг с другом. И даже переход от категории «отношение» к «межличностному отношению», равнозначен переход от категории «общения» к «межличностному общению». Воспитание межличностных отношений должно быть основано на следующих общегуманистических принципах: осознание личностью своей самоценности, самоутверждение, саморазвитие личности, способность полностью реализовать свои внутренние ресурсы — с одной стороны; взаимопомощь, сотрудничество, совместное творчество — с другой.

Ценностные ориентации молодежи определяются как особое личностное образование, являющееся результатом усвоения ею социально-значи-

мых моделей в индивидуальный опыт, глобального отношения к миру и самому себе, помогающие личности занять позицию активного взаимодействия с обществом.

Формирование ценностных ориентации у молодёжи должно быть основано на следующих общегуманистических принципах: осознание личностью своей самоценности, самоутверждение, саморазвитие личности, способность полностью реализовать внутренние ресурсы с одной стороны; взаимопомощь, сотрудничество, совместное творчество — с другой.

В воспитании гуманистических межличностных отношений сам подход воспитания должен основываться на гуманистических педагогических принципах: уважение к человеку, его индивидуальности; свобода выбора, самореализация, творчество, единство познания, переживание, действия, комплексность, интернациональность и т. д.

Основными задачами процесса воспитания гуманистических межличностных отношений молодёжи являются: признание личности как абсолютной ценности; знание концептуальных основ гуманистического воспитания; определение воспитывающей среды; обеспечение новых подходов к организации воспитательного процесса: системно-струкгурного, личност-но-ориентироваппого, комплексного и др.

Воспитание — это организация деятельности, в которой важную роль играет организация отношений. Понятие деятельности сложное понятие: всякая деятельность побуждается потребностью имеет мотив (более или менее побудительную причину) и цель Деятельность внешне может быть одинаковой, но ее потребности, мотивы, цели — разные. Потребности человека рождают мотив деятельности. Воспитание потребности и мотива реализуется через воспитывающую деятельность.

Воспитывающая деятельность — это организация взаимодействия с объектами окружающего мира с целью формирования социально-деягельност-ных отношений к ним при условии, что предметный результат подчинен воспитательному.

В воспитании гуманистических отношений сам подход к воспитанию должен быть гуманистическим.

Отношения формируются в результате совместной деятельности. Характер межличностных отношений определяется эмоциональными переживаниями, чувствами, мотивом. Положительный мотив к совместной деятельности, подкрепленный гуманистическими чувствами и положительными эмоциональными переживаниями дают возможность развитию гуманистических межличностных отношений. Организованная деятельность позволяет реализовать в себе гуманистические принципы: установление субъект-субъектных отношений, воспитания отношения к каждой личности как к высшей ценности, свободу выбора субъекта общения и вида деятельности, дает установку на творчество. Таюке организованная деятельность спо-

собствует приобретению гуманистических знаний, реализации способностей и потребностей в процессе деятельности, накопления опыта межличностных отношений.

Библиографический список

1. Василек, Ф. Е. Психология переживания. / Ф. Е. Василек — М., 1984.

2. Кон, И. С. Моральное сознание личности и регулятивные механизмы культуры / И. С. Кон // Социальная психологии личности. — М, 1979.

3. Мелибруда, Е. Я — Ты — Мы: Психологические возможности улучшения общения, / Е, Мелибруда — М., 1986

4. Сластенин, В. А. Педагогика. / В. А, Сластенин — М., 1999,

5. Субботинский, Е. В. Исследование проблем взаимопомощи и альтруизма в зарубежной психологии / Е. В. Субботинский II Вопросы психологии, 1977. — № 1.

6. Тайчипов, М. Г. Развитие национального образования в поликультурном многонациональном государстве / М. Г. ‘Гайчинов // Педагогика. — 1999. — Т. 2. — С.22-25.

7. Шадриков, В. Д. Философия образования и образовательная политика. / В. Д. Шадриков — М., 1993. — 112 с.

УДК 371.389 + 378.9

Г. Б. Чудаееа

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА

Исторически сложилось, что человек жил и действовал в ценностно-ориентированном мире. Несмотря на то, что многие ценности кажутся нам вечными, мы вольно или невольно замечаем, что со временем некоторые из них теряют свое значение или наоборот приобретают приоритет. Не случайно проблема ценностей обычно возникает в переломные моменты развития общества, требующие от личности определения отношения к целям жизнедеятельности и средствам их достижения (А. К. Абишева, А. Т. Москаленко, В, Ф. Сержантов, Г. Парсонс, Н, С. Розов и др.).

В настоящее время наше общество переживает именно такой период. XXI в. «может быть признан рекордсменом по утратам общечеловеческих ценностей и смыслов, по идиотизму сконструированных взамен, по варварству в их навязывании и бесплодности поисков новых смыслов» [2]. Бурное отвержение традиционных ценностей и нарождение новых ориентаций находят свое выражение в переоценке ценностей обществом. При этом за от-

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ — КиберПедия

 

Необходимо отметить, что педагогическая направленность личности учителя может проявляться по-разному. Он может быть ориентирован на профессиональное самоутверждение, на средства педагогического воздействия, на ученика, на ученический коллектив, на цели педагогической деятельности. И только направленность на достижение главной цели педагогической деятельности — создание условий для всестороннего, гармонического развития личности будущего взрослого — может быть признана гуманистической.

Сначала проясним и уточним понятия «гуманизм», «гуманность». В самом широком смысле гуманизм (от латинского humanus — человеческий, человечный) означает признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Тогда утверждение блага человека должно стать критерием оценки уровня развития общества. Гуманистические идеи, зародившиеся в эпоху античности, нашли свое развитие в трудах многих мыслителей. Во времена эпохи Возрождения гуманизм являлся определенным вольномыслием, которое противостояло средневековой схоластике и духовному, догматическому господству церкви. Идеи признания человека высшей ценностью, уважение к личности человека, идеи Духовности являются неотъемлемой частью культуры любого народа. Гуманность понимается как человечность, человеколюбие, уважение к достоинству человека. А гуманное отношение к человеку подразумевает нетолько восприятие и оценку его положительных качеств, но и комплексное восприятие его личности такой, какой она есть. В этом смысле гуманное отношение к людям направлено на укрепление веры человека в самого себя, его творческое развитие и самосовершенствование.

Гуманизм, как представляется, это не абсолютизированное всепрощение и скорбная покорность в отношении несовершенства человека, а активное позитивно-конструктивное отношение к нему как свободно реализовать свои творческие потенции во благо себе и окружению. Данное понимание имеет прямое отношение к деятельности педагога, задачей которого можно считать оказание влияния на поведение другого с целью его последующего изменения, то есть осуществить педагогическое воздействие гуманистического, а не авторитарного характера.

Педагогическая деятельность должна иметь гуманистическую направленность. Это означает, что все действия педагога подчинены реальным интересам личности ребенка, учащегося, взрослого человека. В отличие от психотерапевта, действующего с клиентом только в случае возникновения у такого тревожных состояний по мироощущению и по инициативе клиента, педагог должен организовать такую деятельность, которая бы не только просвещала и обучала другого человека, но и в известной мере предвосхищала бы возникновение тех самых конфликтов и несогласий с окружающим миром и внутри самого человека. В этом смысле гуманистическая направленность полностью отвечает основным задачам личностно-ориентированной педагогики — оказать содействие человеку в определении отношения к самому себе, другим людям, окружающему миру и к своей профессиональной деятельности. Но любая практическая деятельность человека есть отображение деятельности его интеллектуальной, эмоционально-волевой сфер (внутреннее поведение), вырабатывающих некую житейскую и профессиональную идеологию, сложившуюся на основе определенных принципов-программ. Следовательно, каковы принципы, таковы и взгляды, суждения, убеждения, потребности, таково и будет содержание его практической деятельности, ее средства, методы и способы (Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. Курс лекций. Ч. 1. М., 1996. С. 292—294).


Таким образом, гуманистическая направленность личности учителя является ведущим типом направленности, она предопределяет гуманистический характер профессиональной деятельности, выражающейся в осознании, разработке и реализации задач по оказанию педагогической помощи воспитанникам в их индивидуально-личностном развитии и становлении. Гуманистическая направленность личности формируется на базе общечеловеческих ценностей (специфических социальных определений объектов окружающего мира, выявляющих их положительное или отрицательное значение на человека и общество: благо, добро, зло, прекрасное, безобразное). В современной педагогической культуре, являющейся частью культуры общечеловеческой, достойное место занимают прогрессивные концепции, утверждающие необходимость уважительного отношения к личности ребенка, признание и защиту его прав на свободу и развитие, гуманистические и демократические принципы его воспитания и образования. Будущему учителю необходимо с самых первых шагов в овладении профессией активно включаться в процесс профессионального самоосознания с целью формирования гуманистической направленности собственной личности, поскольку она является одним из важнейших факторов успешности профессиональной деятельности.


Гуманистическая направленность технологии обучения, погруженного в общение

Инфоурок

Русский язык
›Другие методич. материалы›Гуманистическая направленность технологии обучения, погруженного в общение

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки

Учитель русского языка и литературы

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию:
Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВнеурочная деятельностьВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс:
Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник:
Все учебники

Выберите тему:
Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

loading

Общая информация

Номер материала:

157710

Похожие материалы

Оставьте свой комментарий

Гуманистические принципы образования

О гуманистической педагогике

Принцип гуманистической направленности является, пожалуй, самым важным и вместе с тем самым общим принципом обучения. Он обращает внимание образования на важность воспитания личности в ходе учебного процесса и утверждает, что человек — это главная ценность этого процесса. Раскрывать человека, развивать его, совершенствовать, направлять на лучший путь — это истинная цель обучения.

Определение 1

Гуманизм — такая система мировоззрений, в которой жизнь и личность человека являются высшими ценностями.

Гуманизация педагогики распространяет идеи гуманизма на форму и содержание учебного процесса, который концентрируется на гармоничном личностном развитии обучающегося. Гуманистическая педагогика старается установить гармонию не только в душе учеников, но и в самом обучении, найдя золотую середину между знанием как таковым, мировоззрением, личностью человека и его поступками.

Большое внимание в гуманистической педагогике уделяется этическому воспитанию обучаемых. Детям должны быть привиты высокоморальные ценности, и, более того, дети должны уметь сами осмыслять этические правила. Иными словами, учащиеся должны чётко осознавать разницу между моральным и аморальным и стараться придерживаться первой стороны, а также уметь брать ответственности за свои поступки.

Готовые работы на аналогичную тему

У гуманистического подхода к образованию есть несколько принципиальных требований:

  1. Содержание обучения обязательно должно отражать реалии окружающей действительности. В ходе обучения ученик должен сталкиваться с реальными жизненными проблемами и учиться взаимодействовать с другими людьми в жизнеподобной обстановке;
  2. Преподаватель должен не только быть живым примером всех ценностей, о которых он говорит, но и проявлять свои реальные человеческие качества в частности, взаимодействуя с учениками;
  3. Помимо этого преподаватель должен уметь принимать обучаемого таким, какой он есть, и проявлять понимание относительно его чувств и эмоциональных состояний. Уважительное отношение к ученику положительно сказывается на эффективности учебного процесса, особенно когда речь идёт о школьном обучении;
  4. Преподаватель должен стремиться быть для своих учеников реальным человеком, у которого есть не только знания о предмете, но и свои личные жизненные знания и опыт, к которым обучающиеся могут обратиться в случае необходимости. Возможность ведения диалога с преподавателем — одна из отличительных черт гуманистического образования.

Замечание 1

Преподаватель не должен навязывать своим ученикам знания, обучение не должно быть насильным. В идеале ученик должен чувствовать себя свободно в мире информации и по своему желанию обращаться к ней.

Гуманистическая педагогика требует “человеческого” отношения к ученику. Восприятие его как полноценной личности, заслуживающей уважения, принятия и включения в образовательный процесс вне зависимости от своих индивидуальных особенностей. В этой системе каждый человек — это ценность, а не средство достижения какой бы то ни было цели.

Эта система предполагает приближение образовательного процесса к реальности на всех уровнях. Например, она предлагает отказ от “масок” и привлечение к учёбе реальных чувств, эмоций, переживаний, опытов и действий. Установление крепких и положительных дружественных отношений между педагогом и учеников. Это не означает переход к фамильярности, это означает, что, вопреки сложившейся традиции, взрослый и ребёнок могут состоять в доверительных ученик-учитель отношениях.

Принципы гуманистической парадигмы

Рассмотрим гуманистические принципы образования в сравнении с принципами традиционного подхода. Увидеть отличия и преимущества данной системы будет проще в сопоставлении с устаревшим подходом.

Гуманистический подход к образованию основывается на принципе равенства преподавателя и ученика. Образовательный процесс — их совместная деятельность, диалог с целью образования и воспитания. В традиционной же парадигме опора идёт на принцип субординации, в котором между взрослым и ребёнком лежит непреодолимая пропасть.

Гуманистическая педагогика по-прежнему предполагает наличие некоей субординации. Только в её системе эта субординация не создаёт препятствия для коммуникации между учителем и учеником, а, скорее, является прямым следствием взаимного уважения обеих сторон друг к другу.

К слову о диалоге, в гуманистической педагогике действует принцип диалогизма. Миры взрослых и детей имеют огромное количество различий. И если в традиционной системе взаимодействие между двумя этими взглядами на жизнь осуществляется исключительно посредством насаждения взрослыми своих установок, то в гуманистической системе идёт разговор на равных, в котором и сами педагоги могут изучать мир детства.

Огромную роль в гуманистическом подходе играет принцип сосуществования, противопоставленный традиционному “принципу произвола”. Опираясь на правило взаимного уважения, в первом случае система оберегает детский суверенитет. Дети не должны страдать от действий взрослых, какими бы мотивами эти действия не были вызваны. В традиционной системе мир детства беззащитен перед навязывающими ему свои законы взрослыми.

Гуманистический подход опирается также на принцип свободы, который предполагает, что у детей есть возможность делать свой выбор и совершать свои ошибки. Единственные ограничения, которые накладываются взрослыми, — это охрана жизни и здоровья. Соответственно, в традиционной парадигме принят принцип тотального контроля за всеми сферами жизни ребёнка.

Замечание 2

У чрезмерно опекающих и контролирующих родителей вырастают несамостоятельные и неуверенные в себе дети, которым гораздо тяжелее справиться с неожиданностями жизни, чем детям из семей, где родители давали своим детям больше свободы и персональной ответственности за что-то.

Своеобразным выводом из предыдущих принципов может стать принцип единства, признанный в гуманистической парадигме. Он гласит, что между миром взрослых и миром детей не должно существовать суровых границ, эти миры должны сосуществовать друг с другом, находясь в гармонии и делясь знаниями и опытом. Традиционная же парадигма диктует принцип инициации, согласно которому граница между мирами существует и может быть пройдена ребёнком только в определённый момент взросления.

Закончить хочется принципом принятия, на котором настаивает гуманистическая педагогика. Все люди разные — и все дети тоже разные. Однако они должны приниматься обществом такими, какие они есть. В частности, без оценки взрослости личности. В традиционной педагогике действует принцип деформации: мир детей всегда подвергается влиянию взрослых, “деформируется” из-за этого влияния.

Гуманистическое направление психологии личности

Особенности гуманистического подхода к пониманию личности

Определение 1

Гуманистический подход – это система мировоззрения, основанная на утверждении о том, что человеческая личность является высшей ценностью социума и этим обуславливается необходимость выбора пути построения системы образования и воспитания.

Гуманистические направления учения основываются на приоритетном положении личности и признании ее главной ценностью, наделенной правами на свободное и полноценное развитие и раскрытие своих природных задатков. При этом человек рассматривается, как целостная личность, его интеллектуальные знания, рефлексы, способности, потребности и стремления представляют собой единую систему, элементы которой взаимодействуют друг с другом и могут эффективно развиваться только в единстве.

Гуманистический подход к пониманию личности получил развитие в результате выявления недостатков и непродуктивности иных направлений. Фундаментальную основу подхода составляет единство гуманитарных и естественных направлений научного знания, а также опора на философские учения. Гуманистический подход предполагает обращение приоритетного внимания на проблемы человеческого бытия, поиск смысла жизни, определение ценностных ориентаций, развитие творческих направлений деятельности, ответственности, развитие новых подходов к пониманию и развитию человеческой личности, развитие новых научных направлений о человеке. Приоритетное место занимает рассмотрение способностей и возможностей человека выбирать и направлять собственное развитие, управлять им и контролировать этот процесс.

Готовые работы на аналогичную тему

Замечание 1

Гуманистическое направление исследования личности пришло на смену психоанализу и было нацелено на разработку инновационной концепции личности, ориентированной на построение более эффективной жизненной теории, полезной и продуктивной.

Приоритетным направлением исследования гуманистической теории стала творческая личность, необходимость ее становления, совершенствования и развития. Такая личность должна обладать навыками саморазвития, самоактуализации, самоанализа, самосовершенствования.

Гуманистические теории понимания личности базируются на следующих принципах:

  1. Принцип приоритетности значения сознательного опыта деятельности.
  2. Принцип целостного характера человеческой природы.
  3. Принцип упора на развитие свободной воли, инстинктивности и творческой силы личности.
  4. Принцип исследования разнообразных направлений, факторов и условий жизнедеятельности человека.

Гуманистическое направление исследования определяет ценности и философские предпосылки, которые лежат в основе его подхода к человеческой личности.

Личность и ее переживания находятся во главе исследования и объясняются, исходя из собственного осознания каждой личностью своего «Я» и местоположения в обществе. Особое внимание уделяется изучению самоактуализации личности, ее творческих направлений развития и выбору собственного пути развития. Достоинство личности представляет собой высшую фундаментальную ценность.

Гуманистический подход ориентируется на исследование смыслового строения человеческой личности, ее высших ценностей, свободы, любви к прекрасному, нравственных свойств развития, межличностного общения.

Гуманистический подход к пониманию личности базируется на трех основных теориях:

  • Теория самоактуализации А. Маслоу.
  • Теория личностных черт Олпорта.
  • Теория личности Роджерса.

Теория самоактуализации А. Маслоу

Данная теория основывается на постановке проблемы мотивации личности. А. Маслоу утверждал, что основным свойством развития личности, ее природы является социальность, которая лежит в основе всех процессов и направлений развития.

Замечание 2

Согласно теоретической концепции Маслоу, общественный уклад, его негативные факторы, традиции и обычаи, условия воспитания и образования определяют поведение личности и ее развитие. Асоциальное поведение является не результатом природного развития, а обуславливается именно социальными свойствами.

Процесс мотивации личности является движущей силой прогресса ее развития. Она осуществляет преобразовательные мероприятия в личностном балансе, что в итоге приводит к ее росту, совершенствованию процессов развития, самоактуализации личности т.е. желания и стремления стать тем, кем он может стать. Именно самоактуализация личности и процессы, связанные с ней занимают центральное место в его теории. При этом, развитие этого процесса может происходить только при особых условиях, к которым относится удовлетворение основных потребностей физиологического характера, в любви, уважении, безопасности. Маслоу была составлена пирамида человеческих потребностей, определяющих самоактуализацию личности, которая представляет собой врожденную потребность личности.

Рисунок 1. Пирамида А. Маслоу. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Теория личностных черт Олпорта

Данная теория базируется на утверждении о том, что личность человека обладает разнообразными предрасположенностями, определяющими его реакции на те или иные процессы и жизненные ситуации и, при этом, каждая личность наделена исключительными свойствами, которые отличают ее от других людей.

Человеческая личность рассматривается в качестве сложной, но при этом открытой системы, подверженной воздействию сторонних факторов, которые обуславливают формирование множественных Я-личности.

Потребностно-мотивационная область личности занимает важное значение в ее развитии. Она состоит из двух уровней:

  1. Уровень мотивов нужды.
  2. Уровень мотивов развития.

Мотивы развития составляют приоритетное положение, составляя ядро личности –Я, путем их преобразования в человеческие ценности. Именно мотивы составляют фундамент для последующего формирования целей своей жизнедеятельности и развития новых возможностей.

Рисунок 2. Теория личностных черт Олпорта. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Теория личности Роджерса

Данная теория основывается на том, что индивид существует в мире, который постоянно преобразуется, занимая в нем центральное место. Его индивидуальное пространство называется феноменальным миром. Он состоит из чувств, осознание которых получило название символизации объекта. Как правило, все образы личностного мира не осознаются человеком, оставаясь невнятными и составляя базу формирования нового опыта, смысловое назначение которого понятно только самой личности.

Поведение и поступки человека в обществе понимаются с позиции субъективного личностного восприятия и познания окружающего мира. Человек обладает свободой выбора пути своего развития и своей судьбы. При этом, природными качествами личности является добродушие и стремление к непрерывному развитию и совершенствованию.

Рисунок 3. Теория личности Роджерса. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Определение, примеры, использование, поиск терапевта

Гуманистическая терапия — это подход к психическому здоровью, который подчеркивает важность того, чтобы быть самим собой, чтобы вести полноценную жизнь.

Он основан на том принципе, что у каждого свой уникальный взгляд на мир. Это представление может повлиять на ваш выбор и действия.

Гуманистическая терапия также включает в себя основную веру в то, что люди добрые сердцем и способны делать правильный выбор для себя.Если вы не уважаете себя, вам будет труднее полностью раскрыть свой потенциал.

Прочтите, чтобы узнать больше о гуманистической терапии, в том числе о том, как она работает, и советах по поиску терапевта.

Гуманистическая терапия включает в себя лучшее понимание вашего мировоззрения и развитие истинного принятия себя.

Частично это достигается за счет развития безусловного положительного отношения как со стороны других, так и со стороны себя. Когда вы считаете, что другие уважают вас только в том случае, если вы действуете определенным образом, легко попасть в ловушку постоянного ощущения, что вас недостаточно.

Это чувство никчемности, в свою очередь, может негативно повлиять на то, как вы относитесь как к себе, так и к окружающему миру. Помните, что в соответствии с основополагающими принципами гуманистической терапии то, как вы смотрите на себя и окружающий мир, оказывает большое влияние на ваши мысли и действия.

Гуманистическая терапия может помочь вам как развить самопринятие, так и преодолеть критику или неодобрение со стороны других, предлагая безопасное пространство для работы в направлении личностного роста. Есть способы сделать это, о которых мы поговорим позже.

Гуманистическая терапия отличается от более традиционных подходов, таких как психоанализ или поведенческая терапия.

Для начала, гуманистическая терапия, как правило, больше сосредоточена на вашей повседневной жизни. Это сильно отличается от других подходов, которые, как правило, сосредоточены на вашем прошлом опыте, в том числе на том, о котором вы, возможно, не знали.

Точно так же гуманистическая терапия также больше фокусируется на помощи отдельному человеку в целом, а не на лечении конкретного диагноза. Гуманистический терапевт часто делает это посредством активного слушания.Это означает, что они будут внимательно слушать ваши слова, чтобы полностью понять, что вы говорите. Они могут помешать вам задать дополнительные вопросы.

Гуманистические терапевты работают, исходя из того, что вы являетесь экспертом в своих трудностях. Они будут поддерживать направление, в котором вы идете на каждом сеансе, доверяя вам знать, о чем вам нужно говорить, чтобы проработать то, что приводит вас к терапии.

Гуманистическая терапия включает в себя несколько подходов. Три из наиболее распространенных — это гештальт-терапия, клиентоориентированная терапия и экзистенциальная терапия.

Гештальт-терапия

В гештальт-терапии ключевую роль играют ваши личные переживания, а также описание того, что вы переживаете, своими словами. Он основан на основной теории, согласно которой неразрешенные конфликты с другими, включая членов семьи или романтических партнеров, приводят к страданиям.

Гештальт-терапия обеспечивает состояние «безопасной чрезвычайной ситуации», когда вы можете исследовать в настоящий момент то, что вас беспокоит. Например, вы можете исследовать убеждение, что ваше мнение не имеет значения для вашего партнера.

Терапевты помогают создать атмосферу «здесь и сейчас», спрашивая, о чем вы в настоящее время знаете или какие эмоции вызывают у вас чувства. Для этого вы можете использовать ряд техник, в том числе:

  • ролевая
  • преувеличение поведения
  • воспроизведение сценария

Например, вас могут попросить визуализировать человека, с которым вы конфликтуете. сидя на пустом стуле напротив вас. Затем вы будете вести разговор так, как если бы человек действительно сидел там.

Терапия, ориентированная на клиента

Этот подход, также известный как человеко-ориентированная терапия и терапия Роджера, считается основным типом гуманистической терапии.

Он основан на идее о том, что поглощение критики или неодобрения со стороны других может исказить то, как вы видите себя. Это блокирует личностный рост и мешает вам жить полноценной жизнью, что, в свою очередь, приводит к психическому расстройству.

Как следует из названия, он также уделяет большое внимание развитию прочных отношений между клиентом и терапевтом.

Психотерапевт, ориентированный на клиента, безоговорочно примет вас, даже если он не согласен с некоторыми аспектами вашего поведения. Ощущение того, что вас принимают в терапии, чем бы вы ни были, может помочь вам не сдерживаться из-за страха неодобрения.

Вы будете направлять терапию, пока ваш терапевт слушает, не осуждая.

Экзистенциальная терапия

Экзистенциальная терапия больше опирается на философию, чем большинство других подходов к лечению психического здоровья.Цель этого подхода — помочь вам понять, как ваше существование — представление о вас как о целостном человеке — влияет на ваше уникальное мировоззрение.

Экзистенциальные терапевты помогают вам понять и исследовать значение, которое вы придаете вещам, которые происходят в вашей жизни. Под их руководством вы научитесь брать на себя ответственность за сделанный вами выбор и осознаете, что у вас есть свобода вносить изменения, которые придадут вашей жизни больший смысл.

Как и другие гуманистические подходы, экзистенциальная терапия в основном связана с проблемами, с которыми вы сталкиваетесь в настоящее время, а не с вещами из вашего прошлого.Но он учитывает то, как ваши мысли — сознательные или бессознательные — влияют на ваше психическое здоровье и цели.

Гуманистическая терапия стоит того, если вы ищете способы сделать свою жизнь более полноценной, независимо от того, есть ли у вас основное психическое заболевание. Также стоит подумать, если раньше у вас были проблемы с налаживанием отношений с терапевтами.

Обзор 86 исследований за 2002 год показал, что гуманистические методы лечения эффективны, помогая людям добиваться устойчивых изменений с течением времени.Согласно обзору, люди, проходящие гуманистическую терапию, показали больше изменений, чем люди, не проходившие никакой терапии.

Люди, принимавшие участие в других видах терапии, продемонстрировали аналогичные изменения, предполагая, что это больше связано с поиском того типа терапии, который вам нравится и который вы будете выполнять.

Кроме того, обзор существующих исследований за 2013 год показывает, что клиентоориентированные подходы могут быть полезны для:

Однако он был не так эффективен, как когнитивно-поведенческая терапия для лечения тревожности и панического расстройства.

Подходит ли гуманистический подход вашим потребностям, зависит от того, чего вы хотите добиться от терапии. Гуманистическая терапия обычно не ставит диагноз в приоритетном порядке и может не работать для достижения конкретных целей лечения.

Если у вас есть определенные симптомы или поведение, которое вы хотели бы устранить, или если вы ищете терапию с четкой целью диагностики и лечения, вам может оказаться более полезным другой подход. С другой стороны, он может подойти, если вы просто чувствуете себя «застрявшим» или в тупике.

Имейте в виду, что другие виды терапии часто включают аспекты гуманистической терапии, такие как безусловное принятие и активное слушание.

Не всегда легко найти подходящего терапевта. При поиске терапевта-гуманиста сначала подумайте, над чем вы хотите работать. Это может быть конкретная проблема или более абстрактное понятие.

Также подумайте о любых чертах характера, которые вам нравятся в терапевте. Вы бы предпочли работать с терапевтом вашего пола? Связь терапевта и клиента особенно важна в гуманистической терапии, поэтому вам нужно убедиться, что терапевт — тот, с кем вам будет комфортно.

При поиске терапевта вы также хотите отметить, сколько каждый потенциальный терапевт берет за сеанс. Некоторые терапевты берут страховку, а другие — нет. А некоторые могут предложить программу со скользящей шкалой, которая позволяет вам платить столько, сколько вы можете.

Узнайте больше о том, как найти доступную терапию.

Гуманистическая терапия — это вид лечения психического здоровья, основанный на вашем уникальном опыте и перспективах. Гуманистические терапевты предлагают сочувствие, искреннюю заботу о вас и вашем опыте и безоговорочно положительное отношение.

Хотя это может быть не лучшим вариантом для постановки конкретного диагноза психического здоровья, это может быть хорошим вариантом, если вы просто ищете способы вести более значимую жизнь.

.

определение гуманистического по The Free Dictionary

Однако ускоренный прогресс в науке и технологиях, наряду с другими социально-экономическими и политическими факторами, вызвали постепенный переход от классического обучения к обучению, основанному на компетенциях, с упором на развитие и приобретение профессиональных знаний в ущерб гуманистическому восприятию. «Это еще один гуманистический шаг в соответствии с социальной политикой президента Азербайджана Ильхама Алиева», — добавил министр.«Гуманистический либерал» «страстно привержен абстрактным ценностям», глубоко озабочен гражданскими свободами и принимает социальный протест как необходимую социальную силу ». Суть гуманистической медицины -« целостное исцеление », которое определяется как лечение не только физического КАРАЧИ — Спикеры на международной конференции, состоявшейся в Университете Карачи (KU) в четверг, выразили обеспокоенность ростом случаев психических расстройств в стране, подчеркнув необходимость более гуманистического подхода. подход к пациентам.ИСЛАМАБАД — Председатель форума Hurriyat Мирваиз Умар Фарук призвал Индию и Пакистан принять реалистичный и гуманистический подход к разрешению спора об оккупированном Индией Кашмире, чтобы предотвратить убийства через Линию контроля. Киркбрайд, советник для взрослых и детей, и молодых людей, занимающихся частной практикой в ​​Великобритании, предлагает руководство для консультирования молодых людей, основанное на доказательной и этической практике, согласованное с Компетенциями Британской ассоциации консультирования и психотерапии (BACP) по гуманистическому консультированию молодых людей (11-18 лет) ) основы и ее основы в гуманистическом консультировании.Литературная критика от Платона до постмодернизма: гуманистическая альтернатива, Джеймс Ситон, Университет гуманистических исследований и Тилбургский университет Преобразование исправительных учреждений: гуманистические подходы к исправлению и обращению с правонарушителями, второе издание, под редакцией Дэвида Полицци, Майкла Брасуэлла и Мэтью Дрейпера, Carolina Academic Press, Дарем, Северная Каролина, 2014, 366 стр. Литературная критика Джеймса Ситона от Платона до постмодернизма: гуманистическая альтернатива — это столь необходимая переоценка двух основных традиций западной литературной критики.,

Гуманистическая терапия: определение и методы

Автор: Уильям Дрейк

Обновлено 19 мая 2020 г.

Медицинский обзор: Уитни Уайт, MS. CMHC, NCC., LPC

Гуманизм — это школа мысли, которая признает добро в людях как личностях. Хотя в теории это звучит прекрасно, может быть трудно представить, как это повлияет на терапевтическую ситуацию.Если вам нужно решить личную проблему или проблему с психическим здоровьем, возможно, вам стоит поговорить с терапевтом-гуманистом. Понимание определения гуманистической терапии, ее компонентов и методов — хорошая отправная точка.

Хотите знать, подходит ли вам гуманистическая терапия?

Поговорите с экспертом. Назначьте встречу с лицензированным терапевтом.
Источник: unsplash.com

Что такое гуманистическая терапия?

Итак, что такое гуманистическая терапия? Что в нем подчеркивается и какие проблемы может помочь вам решить? Следующий краткий обзор определения гуманистической терапии и идей, лежащих в основе этого определения, может помочь вам понять.

Гуманистическая терапия — это психологическое лечение, основанное на теории, согласно которой люди хороши и имеют право принимать собственные решения. Он также признает, что у людей есть определенные потребности, которые необходимо удовлетворить, и что каждый может извлечь выгоду из принятия ответственности за удовлетворение этих потребностей.

Сосредоточение внимания на положительных качествах и поведении

Вместо того, чтобы делать упор на дисфункциональности человека или его «неполноценности», гуманистическая терапия фокусируется на ваших положительных качествах.Психотерапевт направляет вас в развитии здорового образа жизни, вместо того, чтобы останавливаться на негативных аспектах вашей жизни. Вас считают хорошим, сильным и творческим человеком. Когда вы научитесь смотреть на себя с этой позитивной точки зрения, вы станете более способными и успешными в решении своих проблем.

Сосредоточьтесь на личной интуиции

Гуманистическая терапия предполагает, что вы обладаете мудростью и можете получить знания, чтобы самостоятельно решать свои проблемы. Конечно, терапевт поможет вам найти ответы на ваши проблемы с психическим здоровьем.Однако вы принимаете эти решения, основываясь на своей интуиции и понимании правильного и неправильного.

Сосредоточьтесь на удовлетворении собственных потребностей

Когда вы разговариваете с терапевтом-гуманистом, он направляет вас, когда вы выясняете, какие из ваших потребностей не удовлетворены. Затем они облегчат вам поиски удовлетворения этих потребностей. Терапевт не для того, чтобы подтолкнуть вас или сказать, что делать. Они существуют только для того, чтобы выслушать вас, предоставить вам звуковую доску и помочь вам осознать, что у вас есть сила для внесения изменений, необходимых для удовлетворения этих потребностей.

Источник: unsplash.com

Сосредоточьтесь на достижении собственных целей

В то время как многие люди начинают терапию, чтобы преодолеть проблему, другие идут, потому что хотят стать более успешными или счастливыми. Абрам Маслоу, гуманистический психолог, заявил, что самоактуализация — это не просто желание, а потребность, общая для всех людей. Самореализация означает стать лучшим собой. Гуманистические терапевты признают, что самоактуализация — это то, чего вы должны достичь сами.

Проблемы, решаемые в гуманистической терапии

Вы можете быть удивлены кругом проблем, которые можно решить с помощью гуманистической терапии. Этот вид терапии не игнорирует эти проблемы. Вместо этого он распознает их как признаки того, что у вас есть потребности, которые вы должны удовлетворить, чтобы быть психически здоровым и счастливым. Следующий список не является полным, и есть другие вопросы, которым может помочь гуманистическая терапия.

  • Депрессия
  • Панические расстройства
  • Беспокойство
  • Расстройства личности
  • Шизофрения
  • Наркомания
  • Проблемы во взаимоотношениях
  • Семейные вопросы
  • Личностное развитие

Методы гуманистической терапии

Гуманистические терапевты полагаются на позитивную точку зрения, а не на множество бесполезных техник.Перечисленные ниже методы — это способы взглянуть на вас и ваши проблемы. Они помогают вам найти решение ваших проблем.

Хотите знать, подходит ли вам гуманистическая терапия?

Поговорите с экспертом. Назначьте встречу с лицензированным терапевтом.
Источник: unsplash.com

Методы слушания терапевта

Используя техники активного слушания, терапевт поддерживает ваше участие в сеансе терапии. Они показывают, что слушают простые фразы и выражения лица.Если они не понимают того, что вы сказали, они могут попросить вас поговорить об этом подробнее. Они также могут рассказать вам, что слышали, и спросить, правильно ли они вас поняли. Они поощряют вас на всем пути.

Гуманистический терапевт не только активно слушает, но и слушает непредвзято. Поскольку гуманизм признает вас хорошим человеком, гуманистические терапевты позволяют вам преодолевать неадаптивные мысли во время терапии, помогая вам найти хорошее внутри себя.

Если вы в порядке

Да, гуманистическая терапия действует в предположении, что вы хороши. Вы достаточно хороши, чтобы преодолеть любые проблемы или трудности или, по крайней мере, научиться справляться с ними здоровым образом. В гуманистической терапии вас не классифицируют в соответствии с проблемами психического здоровья, с которыми вы сталкиваетесь. Это не то, кем вы являетесь для терапевта-гуманиста. Напротив, вы хороший человек, который справляется с трудной ситуацией.

Признавая вашу способность принимать решения

Когда вы столкнулись с проблемой или кризисом психического здоровья, вы можете почувствовать себя бессильным преодолеть это.Вы можете почувствовать, что вам нужно изменить кого-то другого или обстоятельства, прежде чем вы сможете получить облегчение. Однако гуманистическая терапия признает и помогает вам реализовать свою силу в любой ситуации. Даже если вы не можете изменить человека или ситуацию, вы можете решить, как вы на это отреагируете. Эта способность решать — основа гуманистической терапии.

Отношение к вам как к единому человеку

Некоторые виды терапии имеют дело с одним аспектом вашей личности. Когнитивно-поведенческая терапия работает только с вашими мыслями и поведением.Терапия виртуальной реальностью подчеркивает вашу реакцию на предполагаемые угрозы. Однако гуманистическая терапия — это гештальт-терапия в том смысле, что она рассматривает вас как целостного человека — человека, который воспринимает, думает, ведет себя, верит и имеет определенные человеческие потребности. Вы — сочетание физических, ментальных, эмоциональных и духовных аспектов, которые составляют всю вашу сущность.

Признание вас как физического лица

Гуманистическая терапия не стремится классифицировать вас. Он признает, что нет двух абсолютно одинаковых людей.Основываясь на своей уникальности, вы можете расцвести в прекрасное выражение человеческой добродетели, которое существует только внутри вас. Вы не только уникальны, но и лучше всего подходите для решения своих проблем.

Источник: unsplash.com

Решение проблем здесь и сейчас

Некоторые методы лечения направлены на решение проблем прошлого. Это может быть важно для вас, и если да, возможно, вам придется выбрать другой тип терапии, чтобы справиться с прошлыми травмами или жестоким обращением.Гуманистическая терапия занимается проблемами здесь и сейчас, когда они возникают. Если то, что вы делаете сейчас, является выражением проблемы из прошлого, вы можете по-другому выбрать, где вы находитесь в настоящий момент.

Определение ваших потребностей

Одна из самых важных вещей, которые вам нужно делать на сеансах гуманистической терапии, — это понять то, что вам нужно в жизни. Ваш терапевт может задать вам открытые вопросы, чтобы побудить вас обсудить свои проблемы и найти неудовлетворенные потребности, стоящие за этими проблемами.Не всегда легко распознать свои потребности, но терапевт может посоветовать вам глубже взглянуть на свои проблемы с психическим здоровьем, пока вы не найдете основную потребность.

Ответственность

Согласно гуманистической традиции, каждый должен взять на себя ответственность за удовлетворение своих потребностей. Когда вы делаете это, вы освобождаетесь для поиска решений, которых раньше не существовало. Вместо того, чтобы обвинять других в своих проблемах, вы осознаете ту роль, которую вы играете, будь то создание проблемы или не решение ее позитивным и продуктивным образом.В принятии ответственности замечательно то, что когда вы это делаете, вы получаете контроль и власть над своими реакциями на проблему.

Поиск решений

Ваш терапевт не скажет вам, что делать в вашей ситуации. Это отчасти потому, что они признают, что именно вы будете жить с последствиями своего выбора. Это еще и потому, что вы знаете себя лучше, чем кто-либо другой, поэтому вы лучше всех можете решить, что вам подходит.

Консультант-гуманист обычно хорошо осведомлен о своих профессиональных границах. Это важно в гуманистической терапии, потому что терапия призвана помочь вам найти решения. Таким образом, вместо того, чтобы предлагать решения, терапевт с большей вероятностью задаст вопросы, которые помогут вам получить доступ к вашим творческим способностям решения проблем.

Связь с гуманистическим терапевтом

Если гуманистическая терапия кажется вам полезным способом справиться с проблемами психического здоровья, вы можете начать терапию с терапевтом, который практикует этот стиль терапии.Вы можете выбрать одного из сотен терапевтов BetterHelp для онлайн-терапии. Многие из терапевтов Better Help практикуют гуманистические методы. Вы можете узнать о каждом терапевте, прочитав его профиль на сайте BetterHelp. Ниже вы можете прочитать некоторые отзывы консультантов BetterHelp от людей, которым была оказана помощь.

Отзывы консультанта

«Я работаю с Марией уже пару месяцев и считаю это время полезным. Я чувствую, что она очень хорошо понимает, откуда я, и поддерживает меня с любовью и состраданием.У нее есть способ направить меня, чтобы я чувствовал себя более сильным и думал сам. Я с нетерпением жду ее сообщений и телефонных звонков, потому что она чаще всего предлагает другое понимание, над которым я могу размышлять. Я очень рекомендую ее своим друзьям, которые ищут поддержки для здорового и сострадательного «я».

«Я не уверен, что у меня есть подходящие слова, чтобы выразить, насколько мне помогла доктор Дрю. Она поддерживает меня и дала мне так много разных выходов и инструментов для совместной работы над нашей терапией.У меня были терапевты с туннельным зрением в том месте, где они хотели бы направить беседу, и было облегчением не иметь этого с доктором Дрю. Она позволяет мне органично идти туда, куда мне нужно на сеансе. Она также смогла установить связь с моей личностью и направить терапию таким образом, чтобы это способствовало моему обучению. Я не мог порекомендовать ее достаточно ».

Заключение

Когда вы начнете понимать себя в более позитивном свете, вы сможете взять на себя ответственность за свою реакцию на стресс и плохие ситуации.К тому времени, как вы пройдете терапию в течение короткого времени, вы уже начнете вносить изменения, необходимые для улучшения своих мыслей, поведения и физического здоровья. Ваши проблемы управляемы, все, что вам нужно, — это правильные инструменты. Сделайте первый шаг сегодня.

,

Гуманистическая психология — определение гуманистической психологии от The Free Dictionary

Слушание, сочувствие и безусловное позитивное отношение не только как строительные блоки гуманистической психологии, которая была выдвинута в прошлом веке, но и в соответствии с тем, что практиковал наш Пророк (са). Она была избрана президентом Американской ассоциации гуманистической психологии. занимаясь частной практикой и занимая должности преподавателей в различных колледжах, включая USC. Нейробиологическое возрождение гуманистической психологии, журнал Humanistic Psychology, 55, 323-345.Альтернативы подходу к «шизофрении» на основе модели болезни, который появился в специальном выпуске «Диагностические альтернативы» для Journal of Humanistic Psychology (Cooke and Kinderman, 2018), выпуске, который «[…] посвящен предлагаемым альтернативам существующим диагностическая парадигма ». (Каменс, Фланаган и Дин Роббинс, 2018: стр. 3). В этом сборнике эссе он опирается на традиции американского письма о природе и гуманистической психологии, чтобы размышлять об экологии, философии и духовности.Можно также сказать, что гуманистическая психология, представленная в предыдущем двойном выпуске работ Карла Роджерса и Абрахама Маслоу, не является всеобъемлющей областью психологии. Альянс консультирования и психотерапии, Ассоциация Гуманистическая психология (GB), Люди с ограниченными возможностями против сокращения, Сеть действий социальной работы, Алекс Макфадден, Salford TUC, профессора Ричард Бенталл, Питер Бересфорд, Ян Паркер, Эндрю Сэмюэлс и Эрнесто Спинелли Таким образом, позитивная психология используется как основа для содействие организации досуга для людей с ограниченными возможностями, присоединилось к гуманистической психологии в качестве теоретической основы для практики оздоровительной терапии.Позже сторонники гуманистической психологии, такие как Маслоу (1962) и Роджерс (1961), поддержали это мнение, когда они утверждали, что психология должна быть сосредоточена на том, чтобы помогать людям полностью раскрыть свой потенциал. с его предположением о том, что взрослые учащиеся являются самостоятельными и ответственными за свое собственное обучение3, также влияет на то, чтобы сосредоточиться на преимущественно гуманистическом решении2. Во время занятий, которые проводила Шарлотта Селвер, позже ставшая известной в гуманистической психологии, она просила своих учеников лягте и позвольте полу поддерживать вашу опору.’
,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *