Новая философская энциклопедия — дуализм
(от лат. dualis—двойственный)—философское учение, исходящее из признания равноправности и несводимости друг к другу двух основных начал универсума — материального и духовного, физического и психического, тела и души. Можно выделить дуализм 1) гносеологический, подчеркивающий противоположность двух способов рассмотрения бытия; 2) онтологический, настаивающий на гетерогенности и принципиальной несводимости двух субстанций; 3) антропологический, подчеркивающий противоположность души и тела.
Термин был введен X. Вольфом (Psychol., rat. 39). Основателем дуализма как философского учения считается Р. Декарт. Он ввел в философию идею о двух качественно различных и несводимых друг к другу субстанциях—протяженной (res extensa) и мыслящей (res cogitans). Свойства материальной субстанции—телесность и протяженность. Мыслящая субстанция—это душа, дух, сознание.
В этой идее о двух качественно различных субстанциях в новоевропейской культуре прозвучала идея об онтологической раздвоенности мироздания, о коренной противоположности человека и природы. Материальная субстанция, представленная как механизм, где господствует закон неизменности количества движения, рассматривалась как противоположность мыслящей субстанции, которая свободна и автономна, способна творчески осуществлять интеллектуальную деятельность.
Дуализм в новоевропейской философии выражал активную роль мыслящей субстанции, ее способность создавать идеальные схемы и модели мироздания. Она была объективно необходимой для раскрытия возможностей рационалистического типа философствования и отвечала задачам становления науки, которая основывалась на противопоставлении субъекта и объекта. Субъект определяется способностью мыслить, выдвигать и обосновывать идеи и гипотезы. Объект имеет ему присущие свойства и качества, которые «прозрачны» для познающего субъекта.
Онтологическая раздвоенность мироздания порождает и гносеологический дуализм, противопоставление субъекта и объекта. Окказионалисты, Б. Спиноза пытались преодолеть онтологический дуализм, рассматривая дух и материю как атрибуты единой субстанции. Г. Лейбниц, перейдя от дуализма к плюрализму монад, определял материальное как способ проявления духовного и ввел принцип «предустановленной гармонии».
В философии 19 и 20 вв. дуализм имеет скорее гносеологический, чем онтологический, характер. Рассмотрение проблем соотношения эмпирии и рациональных схем, априорного и апостериорного и т. п.—все это имело в качестве своей основы гносеологический дуализм мышления и бытия. При этом если в докантовской философии господствовало представление о тождественности порядка и связи идей и вещей, то в гносеологическом учении И. Канта обращается внимание на разрыв между мышлением и вещами. Он уже осознает, что природа вещей не дана в своей непосредственности мышлению, притязаниям которого доступна лишь их феноменальная форма. Познание рассматривается как конструктивный процесс мышления, сопрягаемый с опытом. Неокантианцы (Г. Риккерт и др.) вводят дуализм «ценностей» и «действительности», А. О. Лавджой, описывая «бунт против дуализма» в истории философии, настаивает на необходимости дуализма мышления и природы вещей.
В современной философии (Р. Рорти и др.) проводится мысль о необходимости преодоления дуализма как традиции новоевропейской мысли.
А. А. Любимов
Дуализм что такое dualizm значение слова, Философский словарь
Skip navigation
Toggle navigation
- Философский словарь
- Автомобильный словарь
- Архитектурный словарь
- Астрономический словарь
- Библейская энциклопедия
- Бизнес словарь
- Биографический словарь
- Большой бухгалтерский словарь
- Джинсовый словарь
- Исторический словарь
- Кулинарный словарь
- Медицинский словарь
- Морской словарь
- Полиграфический словарь
- Политический словарь
- Психологический словарь
- Религиозный словарь
- Сексологический словарь
- Словарь воровского жаргона
- Словарь географических названий
- Словарь Даля
- Словарь Ефремовой
- Словарь имён
- Словарь иностранных слов
- Словарь компьютерного жаргона
- Словарь курортов
- Словарь лекарственных растений
- Словарь логики
- Словарь мер
- Словарь моды
- Словарь молодёжного слэнга
- Словарь наркотического сленга
- Словарь народов
- Словарь нумизмата
- Словарь Ожегова
- Словарь по искусству
- Словарь по ландшафтному дизайну
- Словарь по мифологии
- Словарь русских технических сокращений
- Словарь русских фамилий
- Словарь символов
- Словарь синонимов
- Словарь фразеологизмов
- Словарь эпитетов
- Социологический словарь
это… Понятие и принципы дуализма :: SYL.ru
Дуализм – это широкое понятие, которое используется для обозначения наличия и взаимодействия между собой двух кардинально противоположных начал в таких сферах человеческой жизни, как:
религия;
философия;
физика.
Уже исходя из названия, говорящего о двойственности чего-то, можно сделать вывод, что один элемент в понятии людей (или же согласно физическим законам) не может существовать без второго, и неважно, враждуют они между собой или гармонично сочетаются. Наглядными примерами в этом случае являются добро и зло, которые, хотя оба они самодостаточны, не в состоянии быть разделены.
История возникновения термина
Предпосылки дуализма можно найти еще в античные времена, когда известный всем Платон выделял два мира: идей (чувственных вещей) и действительности, но поскольку наука тогда только зарождалась, четкого представления о нем не сформировалось. Уже в Новое время французский ученый Рене Декарт разграничивал дух и материю. По его мнению, дух способен мыслить, а материя – только растягиваться во времени.
Понятие «дуализм» первоначально в богословии употреблялось в отношении к религиозным представлениям о борьбе между хорошим Богом и плохим Сатаной – этот термин был введен в 1700 году Томасом Хайдом. Спустя чуть больше тридцати лет в связи с бурным развитием философии немецким ученым Ф. Вольфом данный термин был использован для обозначения двух противоположных по своей сути субстанций: духовной и материальной. Значительно позже понятие начали употреблять в физической науке, например, при характеристике частиц и античастиц и многое другое.
Принцип двойственности
Как уже говорилось, основополагающим в этом учении является парность, или, по-другому, двойственность, которая прекрасно развита в теории и практике современной математики, но и не менее хорошо позиционируется в философии и других науках. Кроме добра и зла во многих сферах человеческого бытия присутствуют понятия активного и пассивного, идеального и материального (в философии), женского и мужского начала, порядка и хаоса (в разного рода религиях), инь и ян (в китайском понимании вселенной). Этот перечень можно растянуть до бесконечности.
Дуализм в религии, философии и физике
Поскольку впервые данный термин появился именно в отношении к религии, и сейчас многие верующие, даже сами того не осознавая, используют закон дуализма о двух началах. Если брать такую древнейшую религию, как зороастризм, то увидим, что одним из его основополагающих учений есть борьба добра и зла. Мудрый Господь и Злой Дух как нельзя лучше демонстрируют дуализм. Это и древнекитайское учение про инь и ян, и положения древнегреческого орфизма, и иудаизм с его верой в демонов, и некоторые христианские ереси (гностицизм, манихейство, богомильство).
В философии противопоставляются дух и материя, душевное и телесное в человеке, и в то же время предпринимается попытка решить проблему взаимодействия физической и психической субстанций. Начиная с Канта, дуализм становится не просто набором хаотичных идей и предположений, а философией разума со своей структурой.
В современной физике этот термин применяется к обозначению противоположных свойств у какого-либо объекта, в качестве описания явлений, обладающих кардинально отличающимися свойствами, и в случае наличия взаимоисключающих условий в формулировке физического закона.
Дуализм: «за» и «против»
Существует много поборников и не менее противников этой довольно-таки интересной теории. Чтобы перед читателями сложилась полная картина, считаем нужным привести некоторые положения в ее защиту, а также те, которые опровергают ее.
Что подтверждает правильность дуализма?
Первым аргументом в защиту дуализма являются религиозные представления. Каждая из основных религий предполагает веру в жизнь после смерти, вечную душу, которая переживет все на свете. Ум, согласно большинству вероисповеданий, может быть заменен на бессмертную душу. На самом деле эти два понятия почти взаимозаменяемы. Этот аргумент является, прежде всего, основой для веры множества людей в дуализм вещества.
Второй аргумент за дуализм – это несводимость. Она предполагает разнообразие психических явлений, которые не могут быть подвержены нефизическому объяснению. Ярким примером этого может быть качество и смысловое содержание человеческих мыслей и убеждений. Эти вещи не могут быть сведены к чисто физическим терминам, следовательно, их нельзя свести.
Последний аргумент – это парапсихологические феномены. Психические силы, такие, как телепатия, предвидение, телекинез, ясновидение практически невозможно объяснить в пределах физики и психологии. Эти явления отражают нефизический и сверхъестественный характер ума, который дает ему дуализм.
Опровержение теории
Первым крупным аргументом против дуализма является простота. Материалисты утверждают, что их взгляд на вещи проще (они верят только в одну, физическую сторону вопроса). Материалистическую точку зрения также легче доказать, потому как нет никаких сомнений в том, что физическая материя существует, в то время как идея дуализма о нефизической – лишь гипотеза.
Второй основной аргумент, компрометирующий дуализм, – это отсутствие объяснения. Противники теории могут доказать свои взгляды через научные исследования, в то время как дуалисты не способны объяснить ничего, потому что ни одна теория никогда не была сформулирована.
Третий аргумент – это нервная зависимость: умственные способности зависят от нервной деятельности мозга. Материалисты уверены, что ум меняется тогда, когда мозг изменяется от наркотиков или травмы, например.
Заключительный аргумент против дуализма – эволюционная история. Материалисты утверждают: человеческие особи постепенно сложились из более простых физических существ, что принципы дуализма не допускают.
Несмотря на наличие веских аргументов против дуализма, нельзя не обратить внимания, что он получил широкое распространение во многих религиозных и философских течениях, констатирован в физике и является постоянным предметом научных обсуждений.
Дуализм — Википедия. Что такое Дуализм
Дуали́зм (от лат. dualis «двойственный») — термин, имеющий несколько значений в истории человеческой мысли. В определённой области знания понятие включает в себя пересечение двух фундаментальных классов вещей или принципов, взаимовлияющих друг на друга, но не меняющих свою структуру. В теологии, к примеру, дуалист – это тот, кто считает, что Добро и Зло – или Бог и Дьявол – являют собой независимые и более или менее равные мировые силы. Дуализм противопоставляется монизму, теории, согласно которой существует только один фундаментальный вид, одна категория вещей или один принцип; а также, хоть и не так часто, плюрализму, воззрению, в соответствии с которым существует множество видов или категорий. В философии сознания дуализм – это теория, в которой в определенном смысле утверждается радикальное видовое различие ментального и физического – или сознания и тела (сознания и мозга). Поскольку здравый смысл говорит нам о существовании физических тел, и в силу интеллектуальной потребности принимать унифицированную картину мира, можно сказать, что материалистический монизм является «позицией по умолчанию». Поэтому обсуждение дуализма обычно начинается с допущения реальности физического мира, а продолжается рассмотрением аргументов, объясняющих, почему сознание не может трактоваться просто в качестве одной из частей этого мира.[1][2].
Типы дуализма
Онтологический дуализм
Онтологический дуализм берёт на себя двойные (гетерогенные) обязательства о природе существования, как она относится к духу (сознанию) и материи; может быть разделен на три различных типа[3]:
- Субстанциальный дуализм (англ. substance dualism) утверждает, что сознание и материя (тело) — принципиально различные субстанции с независимым существованием.
- Пропетивный дуализм (англ. property dualism) предполагает, что онтологическое различие заключается в различиях между свойствами сознания и материи (как в эмерджентизме).
- Предикатный дуализм (англ. predicate dualism) заявляет о несводимости ментальных предикатов к физическим предикатам.
Гносеологический дуализм
Гносеологический (эпистемологический) дуализм известен также как наивный реализм или репрезентационизм — философская позиция в эпистемологии, согласно которой наш сознательный опыт не является самим реальным миром, а внутренним представлением, миниатюрной виртуально-реальной копией мира[4].
Примерами эпистемологического дуализма являются бытие и мышление, предмет и объект, «данное в чувствах» (англ. sense datum) и вещи[что?].
Антропологический дуализм
Метафизический дуализм
Метафизический дуализм в философии рассматривает использование двух непреодолимых и разнородных (гетерогенных) начал, чтобы объяснить всю реальность или какой-то его широкий аспект[5].
Примерами метафизического дуализма являются Бог и мир, материя и дух, тело и сознание, добро и зло. Манихейство является самой известной формой метафизического дуализма.
Религиозный дуализм
См. дуализм в религии.
Этический дуализм
Этический дуализм относится к практике абсолютного зла и исключительно к определенной группе людей, игнорирующих или отрицающих свою собственную способность к совершению зла.
Другими словами, этический дуализм в основном изображает существование двух взаимно враждебных вещей, одна из которых представляет собой происхождение всего доброго, а другая — всего зла.
Дуалистические взгляды ментальной каузальности
Дуализм, проблема разума и тела
Проблема сознания и тела является постоянной проблемой в философии сознания и в метафизике, относительно природы отношений между разумом (или сознанием) и физическим миром[6].
В этом разделе в рамках философии сознания идет речь о каузальной (причинной) связи между свойствами и состояниями предмета изучения, а не о его субстанциях или предикатах. Состояние состоит из совокупности всех свойств, которые изучаются. Таким образом, каждое состояние описывает только один отрезок времени.
Исторические формы пропетивного дуализма:
Интеракционизм или интеракционистский дуализм
Дуализм порождает проблемы отношений материального и духовного, физического и психического. Одной из таких проблем является вопрос о каузальности этих сущностей: каково направление причинной связи, обуславливает ли физическое в мозге психические процессы или, наоборот, или каузальность в этом случае двунаправленна. Декарт придерживался второй позиции, называемой интеракционизмом. Физические процессы в мозге влияют на ментальные явления, и наоборот психические события являются причиной физических процессов.
Исторический обзор
Египет и Месопотамия
Античная Греция и эллинистический мир
Платон и Аристотель
От неоплатонизма до схоластики
Декарт и его ученики
Дуализм в философии
Западные дуалистические философские традиции (на примере Декарта) приравнивают разум с самосознанием и теоретизируют на основе дуализма разума и тела. Напротив, некоторые восточные философские системы провели метафизическую линию между сознанием и материей, где материя включает в себя и тело, и сознание.
В философии науки дуализм часто ссылается на дихотомию между «субъектом» (наблюдателем) и «объектом» (наблюдаемым). Дуализм в философии науки К. Поппера относится к «гипотезе» и «опровержению» (например, экспериментальное опровержение). Это понятие также относится к политической философии Поппера[7].
Дуализм в философии сознания
В философии сознания дуализм охватывает набор представлений о взаимосвязи между сознанием и материей, между субъектом и объектом, и противопоставляется другим положениям, таким как физикализм и энактивизм, проблема разума и тела[8].
Субстанциальный или картезианский дуализм
В философии сознания дуализм — это дуализм души и тела, точка зрения, согласно которой сознание (дух — нематериальный ресурс) и материя (физическое тело — материальный ресурс) представляют собой две взаимодополняющие и равные по значению субстанции. Как правило, основывается на общефилософском дуализме. Основоположниками являются Аристотель и Декарт. Это классический вид дуализма — субстанциальный или картезианский дуализм. Материальное и идеальное различаются в своих фундаментальных свойствах. Материальные предметы занимают определенное положение в пространстве, имеют форму, характеризуются массой, духовные феномены субъективны и интенциональны.
Другой формой дуализма, не признающего существование особой духовной субстанции, является дуализм свойств (качеств). Согласно дуализму свойств, не существует духовной субстанции, но мозг, как материальное образование, обладает уникальными, особыми свойствами (качествами) — которые порождают психические феномены.[9]
Эпифеноменализм
Эпифеноменализм отрицает каузальную роль психических сущностей в отношении физических процессов. Такие психические явления как намерения, мотивы, желания, восприятия не имеют никакого влияния на физические процессы и могут рассматриваться как побочные, сопутствующие процессы — эпифеномены — по отношению к происходящим в мозге каузальным событиям нейронных взаимодействий. Таким образом психические явления — это то, каким образом человек чувствует обуславливающие его поведение события нейронных взаимодействий, — и сами по себе причиной не являются.[10]
Предикатный дуализм
Предикатный дуализм утверждает, что требуется более чем один предикат (когда мы описываем предмет суждения), чтобы понять мир, и что психологический опыт, через который мы проходим, не может быть заново описан в терминах (или сводится к) физическим предикатам естественных языков.
Пропетивный дуализм
Пропетивный дуализм (также известен как символический физикализм) утверждает, что сознание составляет группа независимых свойств, которые появляются из мозга, но оно не является отдельной субстанцией. Поэтому, когда материя организована соответствующим образом (то есть так, как организованы человеческие тела), появляются психические свойства.
Дуализм в религии
Термин дуализм использовался с 1700 г. для характеристики иранского учения о двух духах и понимался как признание двух противоположных начал. Впоследствии ученые пришли к выводу о том, что дуалистические мифы широко распространены и имеют множество вариантов на всех культурных уровнях и во многих религиях[11].
В теологии дуализм обычно означает дитеизм (или битеизм), то есть убеждение, что существует два соперничающих друг с другом бога. Например, один злой, другой добрый; один покровительствует порядку, другой — хаосу.
Хотя дитеизм/битеизм подразумевает моральный дуализм, они не равнозначны, так как битеизм/дитеизм подразумевает (по крайней мере) двух богов, в то время как моральный дуализм не подразумевает никакого «теизма» вообще.
Дитеизм/битеизм в религии не обязательно предполагает, что она не может быть одновременно монистической. Например, зороастризм, являясь ярким представителем дуалистических религий, содержит в то же время монотеистические черты. Зороастризм никогда не проповедовал явный монотеизм (подобно иудаизму или исламу), являясь на деле оригинальной попыткой унификации политеистической религии под культом единого верховного Бога[12]. Такие религии как зурванизм, манихейство, и мандеизм все были представителями дуалистических философий, но также и монистическими религиями, так как в каждой есть верховный и трансцендентальный Первый Принцип, из которого две равные, но противоположные сущности произошли.
Это также верно для известных гностических сект, таких как богомилы, катары и так далее. Их верования можно сравнить с маркионизмом, который утверждал, что Старый и Новый Заветы были работой двух разных враждующих богов, ни один из которых не был выше другого (оба были Первым Принципом, но разных религий).
Дуализм в восточной мистике
Дуальность мира, представляющая собой взаимодействие двух полярностей, стоящих за сотворённой вселенной (света и тьмы, добра и зла и т. п.), отражена во многих символах. Наиболее известный из них — символ «инь-ян».
Идеями противопоставления света и тьмы изобилуют многие оккультные магические символы, но суть у них всё время одна: свет (ян) и тьма (инь) вечно возвращаются, следуя друг за другом, и порождают то, что китайцы называют «Десятью тысячами вещей», то есть мир сотворённый.
Дуализм в физике
Под дуализмом в квантовой механике подразумевают двойственную природу частицы как корпускулы и волны. (см. Корпускулярно-волновой дуализм).
См. также
Примечания
- ↑ Стэнфордская энциклопедия философии
- ↑ Дуализм (философский словарь)
- ↑ Hart, W.D. (1996) «Dualism», in A Companion to the Philosophy of Mind, ed. Samuel Guttenplan, Oxford: Blackwell, pp. 265-7.
- ↑ Lehar, Steve. Representationalism Архивировано 5 сентября 2012 года.
- ↑ Fr. John Hardon’s Modern Catholic Dictionary, Eternal Life.
- ↑ Philosophy. The Mind-Body Problem.
- ↑ Popper, Karl. 1945/1966. The Open Society and Its Enemies, Vol. 1, Fifth Edition. Princeton: Princeton University Press.
- ↑ Crane, Tim; Patterson, Sarah (2001). «Introduction». History of the Mind-Body Problem. pp. 1—2. the assumption that mind and body are distinct (essentially, dualism).
- ↑ Armstrong, D. M. (1968). A materialist theory of the mind. London: Routledge & Kegan Paul.
- ↑ Walter, Sven. (2007) «Epiphenomenalism, » The Internet Encyclopedia of Philosophy, James Fieser and Bradley Dowden (eds.). Текст в онлайне
- ↑ Элиаде М., Кулиано И. Словарь религий, обрядов и верований. М.: «Рудомино», СПб.: «Университетская книга», 1997
- ↑ Zoroastrianism// Encyclopædia Britannica
Литература
- Любимов А.А. Дуализм // Новая философская энциклопедия / Предс. научно-ред. совета В.С. Степин. — М.: Мысль, 2000—2001.
- Декарт Р. Сочинения: в 2 т.: пер. с лат. и фр. — М.: Мысль, 1989. — Т. 1. — 654 с. — ISBN 5-244-00022-5 5-244-00023-3.
- Декарт Р. Сочинения: в 2 т.: пер. с лат. и фр. — М.: Мысль, 1994. — Т. 2. — 633 с. — ISBN 5-244-00022-5 5-244-00217-1.
- Попов И.Н. Метафизика абсолютного дуализма: оратория преодоления. — Барнаул: Азбука, 2010. — 290 с. — 200 экз. — ISBN 978-5-93957-396-2.
- Энциклопедия символов / сост. В.М. Рошаль. — М.: АСТ, 2005. — 1007 с. — 5100 экз. — ISBN 985-13-5049-4.
- Riparelli E. Il volto del Cristo dualista. Da Marcione ai catari. — Bern; Berlin; Bruxelles; Frankfurt am Main; New York; Oxford; Wien: Peter Lang, 2008. — 368 с. — ISBN 978-3-03911-490-0.
- Contemporary Dualism: A Defense / Edited by Andrea Lavazza and Howard Robinson. — New York: Routledge, 2014. — viii + 292 p. — (Routledge Studies in Contemporary Philosophy). — ISBN 978-0-415-81882-7.
дуализм — Викисловарь
В Википедии есть страница «Дуализм (значения)». |
Содержание
- 1 Русский
- 1.1 Морфологические и синтаксические свойства
- 1.2 Произношение
- 1.3 Семантические свойства
- 1.3.1 Значение
- 1.3.2 Синонимы
- 1.3.3 Антонимы
- 1.3.4 Гиперонимы
- 1.3.5 Гипонимы
- 1.4 Родственные слова
- 1.5 Этимология
- 1.6 Фразеологизмы и устойчивые сочетания
- 1.7 Перевод
- 1.8 Библиография
В Викиданных есть лексема дуализм (L107769). |
Морфологические и синтаксические свойства[править]
падеж | ед. ч. | мн. ч. |
---|---|---|
Им. | дуали́зм | дуали́змы |
Р. | дуали́зма | дуали́змов |
Д. | дуали́зму | дуали́змам |
В. | дуали́зм | дуали́змы |
Тв. | дуали́змом | дуали́змами |
Пр. | дуали́зме | дуали́змах |
ду·а-ли́зм
Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).
Корень: -дуал-; суффикс: -изм [Тихонов, 1996].
Произношение[править]
- МФА: [dʊɐˈlʲizm]
Семантические свойства[править]
Значение[править]
- книжн. двойственность, раздвоенность чего-либо ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
- филос. философское учение, признающее основой бытия два независимых противоборствующих начала — дух и материю ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы[править]
- двойственность
Антонимы[править]
- монизм, плюрализм
Гиперонимы[править]
Гипонимы[править]
Родственные слова[править]
Ближайшее родство | |
|
Этимология[править]
Происходит от лат. dualis «двойственный», далее duo «два» из др.-греч. δύο «два» (восходит к праиндоевр. *duwo)
Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]
Перевод[править]
Список переводов | |
|
Библиография[править]
Для улучшения этой статьи желательно:
|
Функционализм: примеры и определение | Философские термины
I. Определение
Функционализм в философии — это теория о сущностной природе разума — метафизическая теория, которая может иметь драматические последствия для нашего общества в ближайшем будущем. Потому что одна из самых сильных мотиваций функционализма среди его сторонников — это его вывод о том, что искусственный интеллект действительно может быть сознательным. Согласно большинству версий функционализма, любая машина, которая может делать то, что может делать человеческий разум, должна рассматриваться как имеющая ментальные состояния, как и человек.
Это основная идея теста Тьюринга, о котором вы, возможно, слышали. Тест Тьюринга был предложен в 1950 году Аланом Тьюрингом, британским ученым, который создал современную теорию вычислений и построил первые компьютеры для взлома нацистских кодов во время Второй мировой войны. Тьюринг предположил, что если машина может обмануть человека, проводящего интервью, с помощью диалога (конечно, через терминал), заставив его поверить в то, что она человек, то ее следует считать разумной в том же смысле, что и человека; то есть мы должны признать, что он думает.
Неясно, согласно аргументу Тьюринга, будет ли это означать, что машина обладает тем, казалось бы, волшебным качеством, которое люди называют «сознанием», или это означает, что у людей тоже нет такого качества. Но в любом случае это означает, что «бытие психическим состоянием» не зависит от человеческого мозга или каких-либо конкретных физических качеств; любая физическая система, которая может делать то, что делает разум, достаточно хороша.
Не все функционалисты слишком озабочены А.Я.; Основная мотивация философии — объяснить природу разума, учитывая, что предыдущие объяснения — дуализм, бихевиоризм и «теория идентичности» были отвергнуты почти всеми учеными и философами, а функционализм остается наиболее популярным пониманием разума среди ученых. Cегодня. Мы расскажем эту историю в разделе истории.
Есть также много других «функционализма» — таких как изучение искусства, литературы и антропологии, например, — которые не имеют ничего общего с философским функционализмом, и мы не будем их здесь обсуждать.
II. Споры
Наибольшие разногласия в функционализме были спорами по поводу нескольких связанных попыток опровергнуть основную идею; к ним относятся «Китайская комната» Джона Сирла , «Китай-мозг» Неда Блока и мысленные эксперименты «зомби» . Все они представляют воображаемые сценарии, призванные продемонстрировать, что некоторая система , функционально эквивалентная человеческому мозгу , не будет иметь ментальных состояний.
Аргумент «Китайская комната» просит вас представить человека внутри запертой комнаты, общающегося с внешним миром только путем передачи сообщений, написанных на китайском языке, через дверь. Человек в комнате не понимает китайского. Она или он получает сообщение на китайском языке извне, а затем следует книге инструкций (написанных на английском языке), чтобы составить разумный ответ на китайском языке. Инструкции просто говорят человеку, что, когда он видит такие-то китайские иероглифы в таком-то порядке, отвечать такими-то и такими-то иероглифами, при этом человек фактически не знает, что означает любой из китайцев.Сирл считает, что с точки зрения людей, находящихся за пределами комнаты, комната «говорит по-китайски» идеально. Следовательно, согласно функционализму, комната имеет ментальные состояния. Поскольку, согласно Сёрлу, в комнате явно нет ментальных состояний, функционализм неверен.
Аргументу Сирла возражали в основном двояко. Некоторые функционалисты просто отвечают, что действительно в комнате есть ментальные состояния; они просто не наблюдаются с точки зрения человека в комнате.Другой, возможно, более изощренный ответ заключается в том, что «Китайская комната Сирла» невозможна; что для обработки языка, а также человека необходимы другие процессы, которые не требуют биологии человеческого мозга, но больше похожи на активность мозга, чем процесс, описанный Сирлом.
Мысленные эксперименты с китайским мозгом и зомби пытаются восполнить недостатки Китайской комнаты. Китай-мозг был бы разумом, созданным из деятельности миллиардов китайцев, каждый из которых выполнял бы функцию отдельного нейрона в мозгу (посылая сигналы друг другу в соответствии с определенными протоколами), — чтобы их коллективная деятельность была функционально эквивалентен человеческому разуму.Для тех из нас, кто не верит, что китайский мозг обладает сознанием, это аргумент против функционализма. И мысленный эксперимент зомби просто говорит, что если возможно создать существо, которое ведет себя так же, как человек, но без сознания, тогда функционализм должен быть неправильным.
Поскольку вопрос о том, может ли какой-либо из этих экспериментов на самом деле воспроизводить человеческие функции без сознания, еще не решен, эти споры продолжаются!
III.Известные цитаты
Цитата № 1:
«Можно представить компьютерную симуляцию действия пептидов в гипоталамусе с точностью до последнего синапса. Но в равной степени можно представить себе компьютерное моделирование окисления углеводородов в двигателе автомобиля или действия пищеварительных процессов в желудке, когда он переваривает пиццу. И симуляция в случае мозга не более реальна, чем в случае машины или желудка.За исключением чудес, вы не могли бы управлять своей машиной, выполняя компьютерную симуляцию окисления бензина, и вы не могли бы переваривать пиццу, запустив программу, имитирующую такое пищеварение. Кажется очевидным, что симуляция познания не вызовет эффекта нейробиологии познания ». — Джон Сирл, «Является ли мозг компьютерной программой?», Scientific American (январь 1990 г.).
Эта цитата наиболее ясно передает возражения Сирла против функционализма.Сирл много раз утверждал, что разум — это биологическая функция, зависящая от биологических процессов или чего-то подобного. Хотя эта цитата убедительна, Сирла можно обвинить в использовании здесь ложных аналогий. Связь между пищеварением и симуляцией пищеварения отличается от отношения между познанием и его симуляцией — потому что компьютерная «симуляция» познания, такая как выяснение ответа на математическую задачу, действительно выполняет эту функцию, тогда как симуляция пищеварения не осуществляет пищеварение!
Цитата № 2:
«Возможны ли зомби? Они не просто возможны, они актуальны.Мы все зомби. * Никто не обладает сознанием — не таким систематически таинственным образом, который поддерживает такие доктрины, как эпифеноменализм. (* Цитировать это утверждение вне контекста было бы актом отчаянной интеллектуальной нечестности!) »- Дэниел Деннетт
Дэниел Деннет, один из самых влиятельных сторонников функционализма сегодня, дает нам свою интерпретацию мысленного эксперимента с зомби. — сценарий, в котором создаются искусственные существа, которые ведут себя точно так же, как люди, и не имеют сознания.Функционалист должен верить, что такие зомби и люди в равной мере обладают или не обладают сознанием. В то время как многие функционалисты, особенно программисты, любят верить, что такие машины будут обладать сознанием, позиция Деннета — что у людей на самом деле тоже нет сознания — также является защитой функционализма. Позиция Деннета неоднократно подвергалась громкой критике; Деннет отвечает, что никто из нас не понимает, что он говорит!
IV. Типы
Функционализм машинных состояний
Версия функционализма Хилари Патнэм 1950 года, в которой разум, как считается, состоит из состояний и правил, управляющих переходами между этими состояниями, что также является абстрактным определением машины Тьюринга — любого цифрового вычислительное устройство.
Психофункционализм
Эта теория, связанная с Джерри Фодором, похожа на структурализм, рассматривая элементы разума как психологические единицы, однако не обязательно только те, которые мы осознаем, но включая элементы бессознательного познания.
Аналитический функционализм
Это теория о том, как мы должны определять ментальные состояния — например, происходит ли в нейронах такое-то «убеждение» или его лучше определить с помощью функционального анализа — i.е. «Верить» означает «мысленно представлять положение вещей, и что это правда».
V. История
Функционализм не получил своего названия до -го века, года, но самой ранней теорией, которую можно было считать разновидностью функционализма, была теория души Аристотеля. В отличие от большинства своих современников, Аристотель не верил, что душа существует независимо от тела или что она идентична материалу тела или мозга.Он, казалось, считал душу идентичной тому, что мы называем «сознанием», и состояла из ее функциональных способностей, таких как способность думать. Точка зрения Аристотеля может противоречить некоторым версиям функционализма, поскольку он считал, что функциональность органа определяется его физической формой. Это согласуется с некоторыми современными версиями функционализма.
Томас Гоббс, в -м веке годов, высказал точку зрения, весьма похожую на современный вычислительный функционализм .Он утверждал, что умственная деятельность состоит из вычислений и является полностью механическим процессом, хотя он никогда не слышал о компьютере.
Поэтично, что Гоббс опубликовал эту теорию в 1650 году, в том же году, когда умерла Рене Декарт. Потому что точки зрения, подобные точке зрения Гоббса, были мотивированы широко распространенным недовольством теорией Декарта дуализма разума и тела . Дуализм — это идея о том, что разум и материя — это принципиально разные «субстанции» (что бы это ни значило), и во многом она обязана религиозной мысли.Дуализм благоприятствует идее бесплотной души. Но дуалисты никогда не могли сказать, что такое «мыслящая субстанция» ума ; и не в состоянии объяснить, как могли бы взаимодействовать разум и тело, если бы они были сделаны из совершенно разных материалов. Функционализм, кажется, решает эти проблемы.
VI. Функционализм против структурализма
Как и в случае с функционализмом, существует несколько других «структурализмов», например, в теориях об обществе, которые не имеют ничего общего с философией разума.В отношении функционализма структурализм был психологической теорией, популярной в начале двадцатого века, согласно которой разум следует понимать как структуру взаимосвязанных психологических элементов, таких как убеждения и желания. Возможно, это была первая теория психологии, которая не сводила разум к чему-то другому, например к физике, поведению или душе, и таким образом структурализм подготовил почву для функционализма.
Функционализм — это не структурализм, потому что он определяет разум в терминах того, что он делает , например, формирует образы и делает выводы.Структурализм предполагает, что разум состоит из психологических переживаний. Это тонкое, но важное различие.
VII. Функционализм в поп-культуре
Пример № 1 : Игра в имитацию
В этом ролике Бенедикт Камбербэтч, играя Алана Тьюринга, отца вычислительной техники, представляет точку зрения функционализма, когда говорит, что цифровые компьютеры следует принимать как истинно мыслящие машины.Он функционалистичен, потому что Тьюринг предполагает, что такие машины будут основаны на схемах, с которыми мы знакомы сегодня, которые мало чем напоминают человеческий мозг. Самые последние истории об искусственном интеллекте, такие как Westworld , не обязательно являются функционалистскими, потому что они мало говорят нам о «мозгах» машин; если «мозг» машин состоит из нейронных сетей, достаточно похожих на человеческий мозг, то это не обязательно с точки зрения функционализма; сознание машин может зависеть от имитации функции человеческого мозга.
Пример № 2 : Tron
Вам нужно вернуться на несколько лет назад, чтобы найти научную фантастику, в которой компьютеры, которые мы используем сегодня (или в 1980-е годы), считаются способными размещать сознательное программное обеспечение. Tron , в этом клипе из оригинальной версии 1982 года, идет лучше. Он не только полон сознательных «программ», но еще и молодой Джефф Бриджес полностью перенесен в компьютер (очень непонятный!). Этот сценарий зависит от функционалистского предположения о том, что ментальные состояния не обязательно требуют материалов или активности, подобных мозгу.
.
Рационализм: примеры и определение | Философские термины
I. Определение
Рационализм — это философия, согласно которой знание исходит из логики и определенного вида интуиции, когда мы сразу узнаем, что что-то истинно, без дедукции, например «Я в сознании». Рационалисты считают, что лучший способ получить определенное знание — использовать рациональные способности разума. Противоположностью рационализму является эмпиризм , или точка зрения, согласно которой знание приходит из наблюдения за внешним миром.Однако на практике почти все философы и ученые используют сочетание эмпиризма и рационализма.
Рационализм — это идея о происхождении знания, и поэтому он является частью философской подполи эпистемологии .
II. Рационализм против эмпиризма против конструктивизма
Математика является хорошей иллюстрацией рационализма: рационалисту не нужно наблюдать мир или иметь опыт, чтобы знать, что 1 + 1 = 2.Вам просто нужно понять понятия «один» и «дополнение», и тогда вы поймете, что это правда. С другой стороны, эмпирики утверждают, что это не так; они указывают, что мы можем полагаться только на математические уравнения, основанные на некотором опыте в мире, например, имея один файл cookie, получая другой, а затем имея два.
И рационализм, и эмпиризм играют роль в науке, хотя и соответствуют разным отраслям науки. Рационализм соответствует математическому анализу, а эмпиризм — экспериментам и наблюдениям.
Конечно, лучший путь к познанию сочетает в себе рациональное созерцание и эмпирическое наблюдение. В этом соглашаются рационалисты и эмпирики; они просто не согласны с тем, какой из них более важен или «первичен».
Конструктивизм — это попытка объединить эмпиризм и рационализм. По мнению конструктивистов, мы можем наблюдать за миром вокруг нас и таким образом получать много знаний (это эмпирическая часть), но для того, чтобы понять или объяснить то, что мы знаем, мы должны вписать это в существующую структуру.То есть мы должны построить рациональный набор идей, которые могут осмыслить эмпирические данные (это рационалистическая часть). Конструктивизм — популярная идея среди учителей, которые считают его полезным при структурировании уроков: конструктивистское обучение включает в себя представление новой информации таким образом, чтобы она соответствовала тому, что ученик уже знает, чтобы они могли постепенно выстраивать понимание мира для себя. ,
III. Цитаты о рационализме
Цитата 1
«Многие люди думают, что прогресс человечества основан на опыте эмпирического, критического характера, но я говорю, что истинное знание можно получить только через философию дедукции. ,, , Интуиция заставляет нас смотреть на несвязанные факты, а затем думать о них, пока все они не будут сведены в один закон ». (Альберт Эйнштейн)
Многие люди думают о науке как о по своей сути эмпирической дисциплине — в конце концов, она основана в основном на наблюдениях и экспериментах, верно? Но есть также рационалистическая сторона науки , как видно из этой цитаты Эйнштейна. Эйнштейн не был большим любителем экспериментов или вглядывания в телескопы. Вместо этого он взял данные, которые собирали другие люди, и попытался понять их рационально (т.е. математически). Его блестящие теории специальной и общей теории относительности были не результатом новых экспериментов, а, скорее, результатом применения острого рационального глаза — и интуиции — к существующим данным.
Цитата 2
«Музыка всегда была неотделима от религиозного выражения, поскольку, как и религия в лучшем виде, музыка обозначает« пределы разума ». Поскольку территория определяется своими границами, отсюда следует, что музыка должна быть «окончательно» рациональным ». (Карен Армстронг)
Многие философы-рационалисты очарованы музыкой именно по тем причинам, которые Карен Армстронг указывает в этой цитате.Музыка в некотором смысле чрезвычайно рациональна (вы можете анализировать ее структуру и частоты и находить там всевозможные математические закономерности), но она также чрезвычайно эмоциональна и, кажется, сокращает наш рациональный мозг. Таким образом, музыка существует прямо на границе рационального и антирационального. Армстронг также делает более противоречивое, но не менее интересное утверждение, что религия работает аналогичным образом, действуя на границе между рациональным мышлением и нерациональными эмоциями.
IV. История и важность рационализма
Рационализм имеет глубокие исторические корни; можно даже сказать, что его открытие определяет рождение философии в различных культурах. Древние греки, вероятно, являются самым известным примером: древние философы, такие как Платон и Пифагор, утверждали, что реальность характеризуется некоторыми базовыми абстрактными логическими принципами, и что, если мы знаем эти принципы, мы можем получить дополнительные истины о реальности. (Это тот же Пифагор, который изобрел знаменитую теорему Пифагора — еще одно свидетельство связи между рационализмом и математикой.)
Однако другие греки не согласились. Аристотель, например, большую часть своей философии основывал на наблюдениях. Он был очарован миром природы и проводил большую часть своего времени, собирая образцы растений и животных; в некотором роде он был первым современным биологом. Этот метод, конечно же, основан на наблюдении и поэтому является разновидностью эмпиризма.
Рационализм действительно стал популярным в средневековом исламском мире, где мусульманские философы черпали вдохновение у Платона. Рационализм Платона оказался чрезвычайно важным для средневекового ислама, который был сильно рационалистической религией, основанной на логических выводах.Его первым принципом было таухид , или Единство Бога, и все остальные истины считались логическими следствиями этого единственного откровения.
И рационализм, и эмпиризм сыграли важную роль в научной революции. Эмпирики проводили эксперименты и наблюдения, например, глядя в телескопы. Но многие из наиболее важных открытий были сделаны с помощью рационального анализа, а не эмпирических наблюдений. И, конечно же, эксперименты частично были вдохновлены разумом и интуицией.
Пример
Исаак Ньютон разработал свою теорию гравитации, разработав математическую связь между падающими объектами и планетами, вращающимися вокруг нее. (Иногда люди говорят, что Ньютон «открыл гравитацию», но на самом деле точнее будет сказать, что он объяснил гравитацию.)
Споры между рационалистами и эмпириками были до некоторой степени разрешены Иммануилом Кантом, одним из самых влиятельных философов, когда-либо живших. , Теория Канта заключалась в том, что и эмпиризм, и рационализм по-своему верны: он согласился с эмпириками, когда сказал, что все человеческое знание происходит из наблюдения.По его словам, именно так люди познают мир. Но наши наблюдения также основаны на определенных врожденных способах рассуждения; наш мозг запрограммирован на то, чтобы делать определенные выводы из наблюдений и рассуждать определенным образом. Итак, он также согласился с рационалистами в том, что знание определяется рациональностью. Как и следовало ожидать, многие конструктивисты могут проследить свою родословную до Канта.
VI. Философия в народной культуре
Пример 1
В Civilization V одним из вариантов социальной политики является «Рационализм.«Эта социальная политика улучшает научные достижения вашей цивилизации и позволяет вам производить больше великих ученых. Это имеет смысл, поскольку рационализм был так важен в раннюю научную революцию. Однако игра иллюстрирует «рационализм» с изображением ученого, смотрящего через призму, предположительно как часть эксперимента. Так что картина больше подходит под заголовок эмпиризма , чем рационализма!
Пример 2
«Вулканцы не спекулируют.Я говорю из чистой логики ». (Спок, Звездный путь)
Спок — идеальный рационалист. Его мощный мозг может вычислять логические вероятности быстрее, чем любой человек, и его не отвлекают надоедливые эмоции или личные предубеждения (по крайней мере, большую часть времени; в конце концов, он наполовину человек). Он способен на невероятные логические подвиги, например, играть в трехмерные шахматы.
.
Деонтология: примеры и определение | Философские термины
I. Определение
Деонтология — это школа моральной философии, в которой этическое поведение равносильно следованию правилам. Деонтологи считают, что целью моральной философии должно быть выяснение «правил» нравственной жизни, и что как только люди узнают эти правила, они должны им следовать. «Золотое правило» (поступайте с другими так, как вы хотите, чтобы они поступали с вами) — это пример деонтологии; это моральное правило, которое должно соблюдаться в любой ситуации, чтобы каждый жил нравственной жизнью.
В целом, цель деонтологии — создать рациональных правил, но это не всегда так. Некоторые люди основывают свою деонтологию на вере, а не на рациональности.
II. Типы деонтологии
Люди часто считают деонтологию жесткой или абсолютистской школой мысли, но на самом деле это не всегда так. На самом деле деонтология может быть как универсальной, так и относительной:
a. Деонтологический универсализм
Правила распространяются на всех и при любых обстоятельствах.
Пример
Если вы индус, вы можете подумать, что есть говядину неправильно; это правило будет частью вашей деонтологии. Если бы вы думали, что кому-то, , неправильно есть говядину, вы были бы деонтологическим универсалистом.
г. Деонтологический релятивизм
Правила применяются к людям при определенных обстоятельствах или в рамках определенных традиций.
Пример
Вы можете почувствовать, что для вас, как индуиста, было неправильно есть говядину, но для неиндусов нормально есть ее; тогда вы были бы деонтологическим релятивистом.
Преимущество релятивизма — его гибкость; это облегчает жизнь в разнообразном мире, где у других людей есть убеждения и обычаи, отличные от ваших. С другой стороны, некоторым кажется, что это слишком гибко. Они хотят более твердой моральной философии, которая позволяет всем судить о добре и зле.
Деонтология также может быть религиозной или светской:
религиозной | светской | |
Универсалистской | Бог (и) установил / установил набор правил для человечества.Эти правила применимы ко всем и всегда. | Нравственность основана на наборе правил, но эти правила не исходят от какого-либо Бога. Вместо этого они исходят от разума, сострадания или природы. |
Релятивист | Бог (-и) установил / установил набор правил, которым должны следовать верующие, но одни и те же правила не обязательно применимы ко всем во всех ситуациях. | Есть правила поведения, но они зависят от наших обстоятельств и культуры. Эти правила исходят от общества, а не от Бога, но, тем не менее, они остаются важными моральными правилами. |
III. Деонтология против консеквенциализма против этики добродетели
Деонтология обычно противопоставляется консеквенциализму и этике добродетели , двум другим основным ветвям западной моральной философии. Эти отрасли не совсем конкурируют; думайте о них больше как о разных линзах, фокусирующихся на разных аспектах морали. Некоторые люди подчеркивают одно или другое, но это не значит, что они отрицают важность других.
Деонтология | Консеквенциализм | Этика добродетели |
Нравственность — это поиск хороших правил. Мы должны разработать систему правил, которые будут руководить нашим поведением, и придерживаться их. | Мораль — это результат. Мы должны оценивать наиболее вероятные результаты наших действий и выбирать действия с наилучшими результатами. | Нравственность — это хорошие люди. Мы должны работать над тем, чтобы стать более честными, сострадательными, добрыми, смелыми и т. Д. По мере того, как мы становимся более добродетельными, мы будем делать более этичный выбор и не будем нуждаться в правилах. |
IV. Известные цитаты о деонтологии
Цитата 1
«Делайте то, что правильно, хотя мир может погибнуть». (Латинская пословица)
Эта пословица любима деонтологами.Это сильное яблоко несогласия с консеквенциалистами, которые скажут, что позволить миру погибнуть — это против делать то, что правильно! Но для деонтологов мораль не определяется последствиями, поэтому хорошее действие может иметь катастрофические результаты; но это не меняет того факта, что поступили правильно. Консеквенциалисты говорят, что это опасная философия, потому что она позволяет людям оправдывать ужасные вещи, но деонтологи отвечают, что это маловероятно, если правила верны и справедливы.
Цитата 2
«Ненасилие ведет к высшей этике, которая является целью всей эволюции. Пока мы не перестанем причинять вред всем остальным живым существам, мы останемся дикарями ». (Томас А. Эдисон)
Томас Эдисон был изобретателем лампочки и множества других устройств (некоторые из которых могли быть украдены у менее известных изобретателей!). Он жил в Америке в то время, когда был большой интерес к восточным религиям. такие как индуизм и буддизм. Собственные этические убеждения Эдисона находились под сильным влиянием индуистско-буддийской концепции ахимсы , или ненасилия; он считал, что обязательство не причинять вреда другим живым существам может привести к полностью этическому кодексу поведения.
V. История и важность деонтологии
Деонтологию редко отделяли от этики добродетели. Большинство моральных и религиозных традиций сочетают эти два подхода.
Пример
Иудаизм, христианство и ислам верят в свои собственные версии Десяти заповедей, данных Моисею Богом в Ветхом Завете; это, очевидно, деонтологическая система — набор правил. Однако все эти религии также подчеркивают важность добродетели, побуждая верующих развивать свою честность, щедрость и сострадание.
Деонтология стала заметной в эпоху Просвещения, когда такие мыслители, как Иммануил Кант, пытались разработать моральные системы, независимые от религии. Эти мыслители были свидетелями столетий религиозного насилия и нетерпимости в Европе, и многие считали, что пришло время разработать новый подход к морали. Они не обязательно были антихристианами (хотя некоторые были), но все они согласились с тем, что христианство необходимо дополнить этическими правилами, основанными на разуме, а не на вере и традициях.
Эта сторона Просвещения была популярна во Франции и Германии, но менее популярна в Великобритании и Америке. В Британии и Америке доминировал консеквенциализм — в частности, ветвь консеквенциализма под названием утилитаризм , которая фокусируется на продвижении максимального счастья для всех. Но все изменилось, когда Джон Ролз выдвинул знаменитый аргумент в «Теория справедливости », который убедил многих людей отказаться от утилитаризма. Ролз был кантианцем, который выступал за американизированную версию немецкой деонтологии.В результате работы Ролза светская деонтология стала очень влиятельной на факультетах американской философии, хотя утилитаризм по-прежнему имеет много последователей.
VI. Деонтология в массовой культуре
Пример 1
В Mass Effect Легион — это имя, данное ходячему коллективному разуму, составленному из более чем тысячи компьютерных программ «гетов». Хотя геты обычно злы, у этого особого улья есть моральный компас, основанный на системе правил.Все различные программы согласовали «свод законов» для своего поведения, и Legion ссылается на этот кодекс при принятии моральных решений.
Пример 2
Кодекс джедаев — это свод правил, которыми руководствуются все джедаи во вселенной «Звездных войн». Когда они отклоняются от этого Кодекса, джедаев может соблазнить темная сторона Силы. Он включает такие правила, как контроль над своими эмоциями и недопущение причинения вреда другим живым существам. Джедаи, кажется, руководят своим поведением в максимально возможной степени в соответствии с этими правилами, делая их деонтологами.
VII. Споры
Категорический императив
В области деонтологии наиболее известной теорией является категориальный императив Иммануила Канта. Это сложная и противоречивая идея; он утверждает, что мы всегда должны действовать в соответствии с теми же правилами, которым, , рационально, хотим, чтобы все остальные следовали.
Пример
Мы не должны нарушать обещания, потому что мы не можем рационально желать, чтобы это делали все; если бы все постоянно нарушали свои обещания, тогда вся идея обещания больше не имела бы смысла; поэтому мир невыполненных обещаний — это не только нежелательных , но и иррациональных .
Категорический императив на протяжении веков привлекал как последователей, так и критиков. Основная критика заключается в том, что он не дает реальных ответов на многие этические вопросы. Например, что, если кто-то говорит, что хочет жить в мире жестокой, жестокой конкуренции, в которой сильнейшие оказываются на вершине, а слабые уничтожаются? Это мир, который стремились создать нацисты. Большинство людей говорят, что такой мир — это нежелательный , но нелегко доказать, что это иррациональный .Что бы вы сказали тому, кто скажет вам, что на самом деле они хотят этого мира? Как бы мы выступили против нацистов, использующих категорический императив? Критики говорят, что если моральная идея не показывает, насколько ошибочен нацизм, значит, с этой идеей что-то не так.
.
Телеология: примеры и определение | Философские термины
I. Определение и ключевые идеи
Телеология , от греческого слова telos , означающее «цель» или «конец», — это изучение целей, целей и судьбы — если они существуют, но немногие философы верят, что они существуют. У людей и других организмов есть цели и задачи, которые определяют их поведение.
Пример
Артефакты, такие как ножи и телевизоры, похоже, имеют цели, встроенные в них — людьми.Цели и задачи кажутся на первый взгляд психологическими. Итак, многие философы полагают, что только сознательные существа и их творения могут обладать телеологией.
Природа и телеология
Естественно, в эпоху человечества, когда почти все верили в богов, не было проблемой дать природе цели, поскольку природа считалась чем-то созданным сознательным существом — богом. И даже философы, не придерживавшиеся традиционных религиозных убеждений, чувствовали себя вынужденными из-за очевидного разума «замысла» природы предположить, что природа в некотором смысле телеологична.Возможно, невозможно рассматривать продукты эволюции, такие как крыло птицы, не видя цели. Но теперь, когда теория естественного отбора показала, как организмы могут развиваться без цели, большинство философов и ученых согласны с тем, что природа не имеет телеологии и что приписывать телеологию природе — это форма невежества, связанная с такими мифологиями, как креационизм.
Некоторые люди интерпретируют эволюцию как способ, которым природа обретает настоящую телеологию без намерения или намерения.Другими словами, возможно, естественный закон не имеет внутренних целей, но также, возможно, эволюция вкладывает в природу реальную цель. Практически все в биологии таково, потому что его функция — глаза предназначены для видения, — но такие разговоры подразумевают, что эволюция глаза была вызвана его целью, а не процессом случайной мутации и естественного отбора.
Случайное развитие сознательных существ и все обстоятельства, необходимые для поддержания жизни — звезды правильного типа, планеты правильного типа, природные элементы правильного типа и т. Д.- кажется слишком «особенным», чтобы возникать случайно. Физиков беспокоил тот факт, что природа, кажется, точно настроена на создание сознательных существ! Это называется антропным принципом — идея о том, что Вселенная такая, какая она есть, потому что в ней живут сознательные существа. Но большинство мыслителей теперь согласны с тем, что эта целеустремленность является иллюзией — артефактом нашей случайной точки зрения; если бы существовал миллион других вселенных без жизни, мы бы не знали. Вместо того, чтобы вселенная была точно настроена для нас, мы просто случайно (неизбежно) оказались во вселенной, которая поддерживает жизнь.
II. История телеологии
Телеология, хотя и названа Кристианом фон Вольфом в 1728 году, зародилась в западном мире вместе с Платоном и Аристотелем. Похоже, что ни одна из древневосточных философий не много говорила о телеологии. Платон и Аристотель в целом соглашались, как практически все люди до Нового времени, в том, что целеустремленность природы очевидна. Настолько, что они описали идеи, игнорирующие целенаправленность природы, как «абсурдные»; они выступали против более ранних идей Демокрита и Лукреция, которые продвигали то, что мы сейчас называем случайностью — это современная стандартная научная точка зрения, согласно которой непосредственные физические причины событий являются единственными причинами.
Платон считал, что естественные цели вещей заключаются в реализации их потенциала добра, унаследованного от его «платонических форм», абстрактных, но реальных идеалов, из которых, как он полагал, материальные вещи обретали свои формы и качества. Аристотель не верил в формы Платона; он чувствовал, что естественные вещи имеют врожденные естественные цели в каком-то другом смысле, никогда четко не определенном.
Аристотель различал четыре вида причин, причем «конечная причина» была целью или концом чего-либо, и утверждал, что думать только о непосредственных причинах — это серьезная форма глупости; Аристотель сказал бы, например, что описывать эволюцию глазных яблок, не признавая, что их конечная причина — польза зрения — является их первопричиной, глупо.Мы подробно остановимся на этом обсуждении в следующем разделе.
После Аристотеля Иммануил Кант, как известно, проанализировал телеологию 18 -го века в соответствии с Аристотелем и оказал влияние на философию Гегеля и марксизма, где история и человечество имеют своего рода естественную судьбу. Хотя философия естественной телеологии Канта несовместима с современной наукой, его тщательный анализ является основой современных дискуссий.
С момента принятия теории естественного отбора Чарльза Дарвина и других современных теорий естественного происхождения, таких как Большой взрыв, в большинстве случаев считается само собой разумеющимся, что природа не может иметь телеологии, будучи непреднамеренной и непреднамеренной.Тем не менее, не ясно, нужно ли быть креационистом, чтобы учитывать, что естественные цели могут играть некую причинную роль в природе.
III. Споры
Телеологична ли природа? Это такой спор, когда люди с каждой стороны считают, что ответ слишком очевиден, чтобы даже спорить. Большинство людей, преданных разуму и науке, категорически отрицают, что у природы есть цели, в то время как большинство без этой приверженности считают целесообразность природы самоочевидной.Это может быть сложная и тонкая дискуссия, но суть конфликта ясна:
- Нет смысла описывать какую-либо часть какого-либо организма без ссылки на функцию, которую она выполняет; глазные яблоки видят, ноги ходят, печень очищает от токсинов и т. д. вот , почему они эволюционировали ; иначе они бы не существовали.
- Нет смысла описывать неодушевленную природу как имеющую намерения, планы, планы или цели. Это есть только у организмов, и они не планируют собственной эволюции! Теория естественного отбора точно показывает, как целенаправленные биологические формы развиваются случайно.
Следовательно, неизбежен конфликт между бесцельностью естественного закона и целеустремленностью живых форм. В этом споре можно занять различные позиции, не противореча ни одному из приведенных выше утверждений:
- Хотя природа бессмысленна, не вредно говорить о организмах в телеологических терминах; это просто удобный способ говорить.
- Тот факт, что эволюция, казалось бы, вкладывает в природу цель, очень глубок, и его нельзя извлечь, не потеряв чего-то; несмотря на истинность естественного отбора, необходимо , чтобы говорить об организмах телеологическими терминами.
- Вся суть естественного отбора состоит в том, чтобы объяснить эволюцию без телеологии, поэтому очень важно , а не говорить об организмах телеологическими терминами.
Это все солидные научные должности. Но ни один компетентный ученый не станет рассматривать идею о том, что организмы намеренно созданы сверхъестественным разумом, потому что для этого нет никаких доказательств и нет необходимости в таком объяснении.
Однако есть и другие способы, которыми телеология может вернуться в природу.Квантовая теория доказала, что наблюдение играет роль в формировании переживаемой «реальности». Это такое новое понимание, что никто еще не совсем уверен, что с ним делать, но если это означает, что люди каким-то образом выбирают реальность, это может быть телеологический вопрос. Квантовая теория также подразумевает, что вся материя и энергия взаимосвязаны таким образом, который выходит за пределы пространства и времени. Это может показаться мистическим, но экспериментально подтверждено довольно много раз. И некоторые уважаемые физики теперь считают, что будущие события постоянно влияют на определение прошлых событий.Если это правда, то природные явления буквально могут быть вызваны их концом. Немногие философы еще осознают эти последствия квантовой теории, поэтому, возможно, мы будем готовы к еще одной революции в представлениях о телеологии в будущем.
IV. Известные цитаты о телеологии
Цитата № 1
«Согласно телеологии, каждый организм подобен винтовочной пуле, выпущенной прямо в цель; согласно Дарвину, организмы подобны картечью, из которой один попадает во что-то, а остальные падают.
Для телеолога организм существует потому, что он создан для условий, в которых он находится; для дарвинистов организм существует потому, что из многих его видов он единственный, который смог выжить в условиях, в которых он находится.
Телеология подразумевает, что органы каждого организма совершенны и не могут быть улучшены; теория Дарвина просто утверждает, что они работают достаточно хорошо, чтобы позволить организму выстоять против таких конкурентов, с которыми он столкнулся, но допускает возможность неопределенного улучшения.- Томас Генри Хаксли, Критика «Происхождения видов»
Анализ Хаксли хорошо описывает, как теория естественного отбора Дарвина противоречит естественной телеологии; это иллюзия, созданная тем фактом, что мы видим только конечные результаты эволюции, а не всех существ, умерших молодыми из-за того, что они не были хорошо адаптированы. В объяснении Хаксли подчеркивается различие причинно-следственной связи между телеологической теорией и теорией Дарвина, а также идея о том, что сегодняшние формы организмов — это не «конец», а просто формы, которые достаточно хорошо работали, чтобы виды могли выжить так долго.
Цитата № 2
«Великий когнитивный сдвиг — это расширение сознания от перспективной формы, содержащейся в жизнях конкретных существ, к объективной, всеобъемлющей форме, которая существует как индивидуально, так и интерсубъективно. Изначально это был биологический эволюционный процесс, а у нашего вида он также стал коллективным культурным процессом. Каждая наша жизнь является частью длительного процесса постепенного пробуждения Вселенной и ее осознания.”- Томас Нагель
Томас Нагель, уважаемый философ, представляет популярную теорию естественной телеологии; что развитие сознания до человеческого уровня и выше — естественная цель Вселенной; это сама вселенная становится сознательной. В каком-то смысле нельзя отрицать, что человеческое сознание составляет вселенную, осознающую себя. Идея о том, что это естественная цель, а не случайный процесс естественного отбора, все еще несовместима с наукой.Тем не менее, многие философы и ученые отказываются от суждений о том, может ли Нагель быть в каком-то смысле правым, тем более что пока нет убедительной теории сознания.
V. Типы телеологии
- Естественная телеология : гипотетически , — неотъемлемая цель или цель физического лица; В классическом примере Аристотеля дуб — естественное предназначение желудя.
- Кибернетика: изучение механических систем со встроенными целями, e.грамм. термостат, саморегулирующийся клапан или метаболизм человека; обратите внимание, что роботы и искусственный интеллект будут включать в себя кибернетику, когда они в конечном итоге заработают.
- Consequentialism: любая философия, утверждающая, что «цели оправдывают средства», например утилитаризм. Другими словами, телеологическая этика.
VI. Телеология против деонтологии
Поскольку телеология может правильно применяться к сознательным существам, она играет центральную роль во многих дискуссиях об этике.Деонтология — главный конкурент телеологии как основы для этических решений. Телеологическая этика гласит, что этические решения должны основываться на конечных целях и целях; деонтология утверждает, что этика должна основываться на приверженности моральным принципам, не обращая внимания на цели. Телеолог сказал бы, что следует убить невинного человека, если это спасет жизни двух других невиновных; деонтолог сказал бы, что если убийство — это плохо, оно остается неправильным, даже если оно может спасти жизни.
VII. Телеология в популярной культуре
Пример № 1: Люди Икс
Фильмы о Людях Икс, основанные на комиксах, рассказывают о приключениях «мутантов» — современных людей с поразительными способностями, дарованными им генетическая мутация. В этом трейлере Патрик Стюарт описывает их мутации как эволюционный скачок вперед, пропуская более 1000 лет естественного отбора. К сожалению (потому что это забавные фильмы), эта телеологическая модель эволюции полностью противоречит теории Дарвина.Он телеологичен, потому что предполагает, что генетическая мутация по своей сути направлена на полезные мутации, подобные мутациям героев фильма. На самом деле, большинство мутаций совершенно бесполезны, а для развития полезных адаптаций абсолютно необходимы тысячи или миллионы лет за счет накопления крошечных случайно полезных мутаций.
Пример № 2 : Спок из «Звездного пути» и «потребности многих»:
Повторяющийся в франшизе фильма « Звездный путь », впервые озвученный логичным мистером Мистером.Спок утверждает, что «потребности многих перевешивают потребности немногих», оправдывая множество героических жертв и рисков. Эта идея воплощает телеологическую этику или консеквенциализм , как обсуждается в пятом разделе. Конечный результат действия — спасение многих жизней — оправдывает жертву одной жизнью в настоящем (сначала Спока, а затем Кирка).
.