Основы философии Фрейда — Студопедия
Мысль Фрейда, его основные интуиции и философские положения достаточно известны. Имя его у всех на слуху, и этот мыслитель, может быть, как никакой другой, повлиял на формирование менталитета современного человека.
Зигмунд Фрейд (6 мая 1856 г. — 23 сентября 1939 г.) был профессором Венского университета и большую часть своей жизни прожил в Австрии. Еще когда он учился в университете на врача и почитывал разные философские книжки, он увлекся позитивизмом. С 1882 г. начал медицинскую практику. Он был талантливым врачом. В 1889 г. Фрейд выдвигает идею местной анестезии. В дальнейшем Фрейд отходит от лечения соматических болезней, его все больше и больше привлекает лечение болезней психических, ибо он видит связь между неврозами и соматическими клиническими заболеваниями.
Чтобы лечить психическое заболевание, нужно знать его причину, а это гораздо сложнее, чем узнать причину соматического заболевания. Поэтому Фрейд вначале увлекается гипнозом: ему кажется, что с помощью гипноза возможно открыть те глубины человеческой психики, в которых берут начало сложные психические заболевания. Исследуя своих пациентов при помощи гипноза, Фрейд делает поразительное для того времени открытие: оказывается, душевная жизнь человека не ограничивается его сознанием. В философии, начиная с XVII в. (Декарт, Спиноза, Локк и т. п.), преобладала концепция полной открытости нашего сознания. Считалось, что все наше сознание можно исследовать при помощи разума. Фрейд же при помощи гипноза установил, что сознание, которое доступно человеку в обычном его состоянии, это лишь очень небольшая часть всей психической деятельности человека. Кроме сознательной, в психике есть еще и подсознательная, и бессознательная сфера. И именно бессознательная сфера определяет сознание. Сознание, можно сказать, есть некоторая рябь, возникающая на поверхности глубинных процессов, которые нам не доступны. Подсознание обладает мощнейшей силой воздействия не только на психику, но и на тело человека.
В области философии это открытие вряд ли можно назвать действительно открытием. Мы помним, что еще Плотин утверждал, что сознание человека есть уровень души, а единое и ум составляют гораздо большую часть человека. Даже не удаляясь в философию, православный христианин понимает, что человек целиком не сводится к сознательной сфере. Но Фрейд и его последователи были материалистами, и это «открытие» их страшно обрадовало.
При всем своем увлечении гипнозом, Фрейд скоро понял, что гипноз не может быть единственным методом исследования бессознательного уровня человека. Фрейд понял, что, во-первых, гипноз — это слишком серьезное вмешательство в жизнь души: гипноз может излечивать одни неврозы и порождать другие, а с другой стороны, не все люди поддаются гипнозу. Поэтому Фрейд стал разрабатывать другие методы для исследования причин неврозов и их лечения. От Фрейда идут три знаменитых принципа психоанализа (да и вообще психиатрии).
Это, во-первых, метод сновидений; Фрейд говорил, что сновидения — это королевские врата в психоанализ. Дело в том, что когда человек засыпает, его сознание отключается и бессознательный уровень как бы выступает на первый план. Человек видит сны, и в этих снах человек мыслит при помощи тех самых образов, которые он привнес в сны из обычной жизни. Но эти образы действуют уже в другом мире — в мире бессознательного. Поэтому значение этих образов совсем другое, чем в нашем мире.
Второй принцип психоанализа — это ошибки в письменной и устной речи, так называемые оговорки и описки. Увлеченный своей беседой, человек может оговориться и таким образом неожиданно проговориться: так прорывается его бессознательное (этот же процесс может иметь место и в письменной речи).
Третий метод, взятый на вооружение не только психоаналитиками, но и вообще всеми психологами, это метод свободных ассоциаций. Он состоит в том, что врач-психоаналитик предлагает своему пациенту дать быстрый ответ на некоторые вопросы.
Этими тремя методами врач-психоаналитик пытается познать человеческую природу.
В одной из ранних работ Фрейд приводит случай из своей врачебной практики. К нему на прием пришла женщина с глубочайшим неврозом, и в конце концов выяснилось, что много лет назад, еще молодой девушкой, она жила вместе со смертельно больным отцом. Врачи не стали открывать отцу диагноз и просили его дочь, чтобы она ни в коем случае не говорила ему, что он болен смертельно. И эта девушка заходила в комнату отца с веселым и радостным видом, подбадривая и утешая его, но на самом деле зная, что он скоро умрет. Такое сознательное раздвоение личности не могло не сказаться на ее собственном здоровье: она старалась выдвинуть в область бессознательного ее знание о смертельном исходе болезни отца, а на уровень сознания выставляла свои радостные эмоции. Таким образом произошло нарушение естественного порядка построения души. Это нарушение не могло пройти бесследно, и, будучи вытеснено в область бессознательного, оно стало давить на ее сознательный уровень. В конце концов механизмы этого давления проявились в неврозах.
Лечение невроза, по Фрейду, состоит в том, чтобы открыть человеку этот бессознательный уровень, и тогда оно выходит, освобождается, и все в душе становится на свои места. Лечение души в психоанализе состоит в анализе души, расчленении ее на составляющие, затем следует с помощью пациента привести все в порядок, и невроз исчезает. Невроз, с одной стороны, есть некоторое самовыражение личности, а с другой — нарушение ее идентичности. Поэтому и лечение неврозов происходит в особом плане. Пациент не рассматривается как обычный больной, имеющий ряд симптомов. Ни для кого не секрет, что обычные заболевания мы часто лечим или по телефону, или вообще пользуясь рекламой ТВ, когда болезнь любого человека сводится к симптомам (при насморке прими то, при температуре — это). Невроз — это совсем другая область, в отличие от соматических болезней здесь лечится именно личность. Пациент предстает перед врачом как личность, и врач должен увидеть в нем личность. Заболевание всегда связано с воспоминаниями, поэтому для психоаналитика важно проникнуть в прошлое пациента, а поскольку формирование личности человека происходит в детские годы, то чаще всего невроз настолько глубоко спрятан, что вскрыть его очень трудно.
И здесь для Фрейда ключевыми являются следующие моменты. Фрейд ищет основые движущие механизмы жизни человека. Такими механизмами представляются ему инстинкт самосохранения и инстинкт продолжения рода, или половой инстинкт. Между этими двумя инстинктами есть разница. Мы понимаем, что инстинкт продолжения рода — это гораздо более глубинный инстинкт, чем инстинкт самосохранения. Но инстинкт самосохранения проявляется не всегда. У какого-то человека, живущего с пеленок в неге и роскоши, этот инстинкт может вообще не проявиться. Но даже если инстинкт самосохранения может действовать в человеке редко, то половой инстинкт в любом существе присутствует всегда, и поэтому именно он является определяющим. Поэтому именно в половой сфере Фрейд пытается найти движущие моменты, которые определяют всю психику человека, весь его сознательный, подсознательный и бессознательный уровень. Половой инстинкт Фрейд называет термином libido (желание). Таким образом, по Фрейду, в основе всей человеческой жизни лежит половая жизнь, его влечения.
У Фрейда есть ранняя работа «Тотем и табу», написанная в начале XX в. В ней он ставит вопрос, как происходит развитие этого libido, и приходит к открытию так называемого Эдипова комплекса. Исследуя первобытные племена, существующие в наше время, Фрейд говорит, что даже у самых примитивных племен, живущих под неким тотемом, существует боязнь инцеста, запрет инцеста, т. е. половой связи с женщинами данного племени. У племени есть табу на инцест. Для объяснения этого странного явления, которое не объясняется никакими прагматическими причинами, Фрейд излагает миф. Миф не как противоположность науки, а миф, который лежит в основании науки.
Фрейд описывает, что давным давно, когда человек только еще сделал первый шаг от обезьяны к своему дальнейшему развитию, в некотором племени был вожак. У него было множество сыновей. Сыновья безмерно любили и безмерно боялись своего отца, который обладал силой, мощью и властью в этом племени. Власть его простиралась настолько широко, что он мог распоряжаться жизнью своих детей, вступать в половые отношения со всеми женщинами данного племени и т. п. И вот дети, желая достигнуть той же степени могущества, поступают, как самые что ни на есть первобытные люди: они убивают отца и съедают его, желая тем самым приобщиться к его силе. Но съев отца, они поняли, что ничего не приобрели, женщины смотрели на них так же косо, как и до того. И тогда они поняли, что поступили неправильно, и, стремясь загладить свою вину, ввели два запрета, два табу: табу на убийства и табу на вступление в половые отношения с женщинами своего племени. Эти табу, из которых и вытекают самые древние заповеди, существующие во всех религиях, — «не убий» и «не прелюбодействуй», эти табу в конце концов и превратились в наши моральные заповеди. А то, что эти заповеди существуют в форме запретов, показывает как раз наличие в человеке стремления убивать и прелюбодействовать. Если человеку говорят: не убий, значит, он хочет убивать. Таким образом, человек по природе своей есть существо, стремящееся к прелюбодеянию и убийству.
В дальнейшем Фрейд, кроме libido, вводит еще понятие thanatos, чтобы обозначить в человеке, кроме сексуальной страсти, страсть к убийству. Страсть к убийству может проявляться также в виде страсти к самоубийству. Понятие thanatos Фрейд ввел, исследуя неврозы, связанные с участием людей в первой мировой войне.
В другой, более поздней работе «Человек Моисей и монотеистическая религия» Фрейд исследует особенности иудаизма и христианства и пишет по этому поводу, что справедливость мифа, изложенного им в работе «Тотем и табу», доказывает само христианство. Если, как утверждают христиане, Бог послал своего Сына, Который искупил грехи людей смертью, значит грех, который Он искупал, также был связан со смертью, значит, было убийство. Недаром в иудаизме существовали заповеди: око за око, зуб за зуб, смерть за смерть. Если Бог искупает грехи людей смертью, значит, грех, который Он искупал, также был связан со смертью. А то, что христиане ввели причащение «во оставление грехов», показывает, в чем состояло это убийство и каковы были последствия этого убийства. Вот такую странную мифологию создал человек, который считал себя последовательным ученым.
Фрейд исходит опять же из ламарковского (и лысенковского) биологического принципа, от которого все давно уже отказались, — принципа наследования приобретенных признаков. Если дети убитого отца раскаялись, ввели запрет на убийство и запрет на инцест, то и последующие люди, уже не участвовавшие в этом убийстве, тем не менее имеют в своем сознании это чувство в качестве некоего табу. И это чувство проявляется в виде эдипова комплекса. Вы помните трагедию Софокла «Царь Эдип», в которой герой поступает так, как ему когда-то нагадали: сам того не ведая, стремясь уйти от страшного пророчества, он все же убивает родного отца и женится на своей матери. Неосознанную ненависть к своему отцу и неосознанную любовь к своей матери Фрейд называет эдиповым комплексом и показывает, что вся психика человека движется именно им.
В дальнейшем Фрейд разрабатывает свою знаменитую терминологию: оно, ego и супер-ego. Оно — это уровень бессознательного, то, что человек не осознает, это все его природные инстинкты. Ego, или я, — это область сознания. Супер-ego, или сверх-я, это то, что воздействует на человека со стороны других людей, со стороны общества. И вот эти три составляющие человеческой психики вступают в некоторые отношения. Скажем, у человека есть некое желание, например, желание сексуальное. Общество ему говорит: нельзя. Человек начинает перестраивать свою собственную психику, вырабатывая свое отношение к этому запрету. Нетрудно догадаться, что в результате с ним происходит то же самое, что произошло с молодой девушкой, боявшейся открыть правду своему смертельно больному отцу и получившей невроз.
Надо признать, что в лечении неврозов Фрейд не предлагал рецептов, которые впоследствии изобрели его последователи, например Маркузе. Маркузе говорил, что если у человека есть половой инстинкт, а общество его запрещает, то, чтобы быть здоровым, человек должен наплевать на общество, на супер-ego, и дать волю своему оно — тогда все встанет на свои места. Известен лозунг Маркузе: истинная революция невозможна без революции сексуальной.
Фрейд смотрит на вещи все же несколько иначе. Он говорит, что воздействие общества на человека, воздействие супер-ego на человеческое я приводит к сублимации. Допустим, человек хочет реализовать свою половую энергию, а общество ему не разрешает, но так как энергия у него остается, происходит ее сублимация (возвышение). Человек начинает заниматься чем угодно: наукой, искусством, философией, религией и т. п. От этого сублимирования и происходит создание культуры. Культура, по выражению Фрейда, есть коллективный невроз («Будущность одной иллюзии»).
В отношении к религии Фрейд был строг. Он говорил, что религия — это вообще иллюзия, и его всегда настораживало, что любая религия построена так, как человеку хочется, но в объективном мире так не бывает. Поэтому религия, по Фрейду, это иллюзия. Иллюзия не как заблуждение, а как нечто объективное, вытекающее из человеческих желаний. Поэтому иллюзия есть опять же некоторое проявление человеческого невроза. Так же как и невроз, иллюзию (и в частности, религию), нельзя ни опровергнуть, ни доказать. Доказать что-то можно лишь научно, поэтому все открытия во внешнем мире могут быть только научными.
Атеизм Фрейда всегда ставили ему в укор, говоря, что он отрицает Бога и потому призывает к безнравственности. Но Фрейд говорит, что к безнравственности он не призывает, просто как ученый он констатирует некоторый факт. Религия, по его мнению, не всегда призывала к нравственности. Человек такое существо, которое в религии всегда находит опору тому, чего он хочет. По мнению Фрейда, выраженному все в той же работе «Будущность одной иллюзии», русская мысль додумалась до того, что грех необходим, чтобы испытать всю благость Божьего прощения, таким образом человек нашел в религии обоснование своей собственной греховности. Поэтому религия отнюдь не идеальна. И вообще, что дороже для человека: его заблуждения или коренная проверка его собственной нравственности? Если для человека важнее заблуждения и вера в религию, тогда он еще дитя и недостоин современной культуры. Отказавшись от Бога, учит Фрейд, мы не потеряем, а выиграем, ибо тогда очистится место для науки, а в научное доказательство верят все люди без исключения. В отличие от религиозных убеждений наука общезначима.
Шпаргалка философия фрейдизма и нефрейдизма
Фрейдизм как философское и психологическое учение возник на основе психоанализа – метода лечения нервных болезней, разработанного австрийским психиатром Зигмундом Фрейдом (1896 – 1939).
В центре внимания Фрейда – проблема бессознательного.
Занимаясь клинической практикой, фрейд пришел к выводу о том, что причина нервных расстройств находится в бессознательной сфере человеческой психики. Неприемлемые для сознания переживания (преимущественно сексуальные) подавляются и, вытесняясь в бессознательное, проявляются в сновидениях, гипнотических состояниях, непроизвольных действиях, обмолвках. Конфликт между сознанием и бессознательным является причиной неврозов. Задача психоанализа в том, чтобы с помощью свободных ассоциаций, толкования сновидений и др. методов установить причину болезни, помочь пациенту осознать ее и т. обр. освободиться от комплекса переживаний.
В психике человека Фрейд выделил 3 уровня:
1)«Оно» – бессознательное, сфера инстинктов;
2)«Я» – область сознания, контролирующая все психические процессы;
3)«Сверх-Я» – сврхсознание, область социальных норм и культурных запретов.
Содержание бессознательного Фрейд сводит к двум видам влечений – сексуальные инстинкты (либидо) и влечение к жизни, направленное на самосохранение (оба влечения он выводит из комплекса Эдипа и комплекса электры).
Важную роль в учении Фрейда играет понятие «сублимация», означающее переключение энергии с социально неприемлемых целей на социально одобряемые: творчество в области науки, искусства, социальную деятельность. В своей книге «Тотем и табу» он пишет, что религия, искусство, мораль, общественная деятельность есть не что иное, как перенесение либидо на несексуальную деятельность. Сублимация – источник развития культуры. В творческой деятельности – выход из конфликта между природным, инстинктивным и социальным.
Заслуга Фрейда – во внимании к проблеме человеческой психики, недостаток – в недооценке роли сознательного в деятельности человека и социальных условий в формировании сознания.
Идеи Фрейда получили свое развитие в учении Карла Густава Юнга (швейцарский психолог и социолог).
Юнг разработал концепцию коллективного бессознательного. коллективное бессознательное – это глубинный слой психики, несущий в себе «свойства всего человечества как некоего общего целого». Содержанием коллективного бессознательного являются врожденные образы, символы – архетипы. Они проявляются в сказках, мифах, а также в снах, галлюцинациях. Таковы образы Матери-Родины, Героя, Дракона – врага Героя и др.
Влиянием коллективного бессознательного Юнг объясняет не только особенности психики человека, но и ряд социальных представлений. Так, идею национал-социализма в Германии он рассматривал как пробуждение в коллективном бессознательном мифологического древнегерманского бога грозы и неистовства.
Эрих Фромм (1900 – 1980) – представитель неофрейдизма. В своей концепции личности он использует положения работ Маркса и Фрейда. Рассматривает человека как синтез биологического и социального. Он вводит понятие социального бессознательного, которое представляет собой совокупность черт характера, общая для большинства членов данной социальной группы и возникающая в результате общего образа жизни и общих переживаний. Фромм выделяет 4 типа социального характера: пассивный, типичный для феодального общества; накопительский и эксплуататорский, характерный для капитализма, и рыночный, господствующий в современном западном обществе, когда и сам человек становится товаром. Капиталистические, потребительские отношения не соответствуют природе человека, они формируют больное общество. Задача психоанализа – лечить не индивида, а общество, переориентировать его на принципы гуманизма.
Философия Зигмунда Фрейда
Зигмунд Фрейд (1856-1939) родился и прожил практически всю свою жизнь в Австрии, только после захвата Австрии фашистами в 1938 г. он эмигрировал в Великобританию. Большая часть жизни З. Фрейда была связана с Веной, где он учился в гимназии, окончил медицинский факультет Венского университета, работал, где вышла в свет его первая фундаментальная работа по психоанализу «Толкование сновидений» (1899 г.), которую до сих пор считают своей «библией» все психоаналитики.
Творчество Фрейда как философа можно разделить на два этапа: первый период касается создания теории бессознательного (конец XIX в. — 1920 г.), когда на основе своих экспериментальных данных, исследований неврозов он делает вывод о существовании в психике каждого человека достаточно четко выраженных структурных образований: сознание, предсознание и бессознательное. В противовес рационалистической философской традиции 3. Фрейд уделяет особое внимание именно бессознательному, определяя его как ту часть психики, в которую вытеснены неосознанные желания человека, имеющие иррациональный и вневременной характер.
Реализации этих желаний и идей мешает та часть психики, которую Фрейд назвал предсознанием. По его мнению, это — разумное «Я», олицетворяющее память и мышление человека. Главная задача предсознания заключается в том, чтобы осуществлять цензуру желаний, характеризующих бессознательные стремления человека. Именно здесь находится источник конфликта человека с самим собой, поскольку бессознательное подчинено принципу удовольствия, а предсознание считается, в первую очередь, с реальностью. Его задача — обуздать желания бессознательного, не дать им проникнуть в сознание и реализовываться в какой-то деятельности, ибо именно они могут стать источником невротического поведения.
По Фрейду получалось, что социальные качества отнюдь не органичны человеку, они только сдерживают, подавляют первоначальные биологические инстинкты и влечения. Невроз является как раз наглядной демонстрацией конфликта социального, морального и биологического, инстинктивного. Следовательно, утверждает Фрейд, человек как изначально биологическое существо воспринимает (неосознанно) формирование в нем социальных качеств как насилие над своей биологической сущностью.
Биологическая суть человека, по Фрейду, выражается в его либидо — вид энергетики человека, связанный с сексуальным желанием или половым инстинктом. Позже Фрейд связал с либидо не только эротичную любовь, но и все другие виды любви — хебялюбие, любовь к детям, родителям.
Исследуя либидо, 3. Фрейд делает вывод, что этот импульс может быть, во-первых, разряжен в каком-то действии, во-вторых, подавлен и вытеснен назад в бессознательное, в-третьих, сублимирован, т. е. переключен на другие, более высокие сферы деятельности людей: искусство, мораль, политику. Отсюда главный вывод философии психоанализа: вся человеческая культура создана на основе биологически детерминированного процесса превращения сексуального инстинкта человека в другие сублимированные виды деятельности. Это позволило ему охарактеризовать европейскую культуру как культуру, созданную невротиками, людьми, чьи нормальные сексуальные влечения были в свое время подавлены и затем трансформировались в замещенные виды деятельности.
На втором этапе творчества (1920 — 1939 гг.) 3. Фрейд уточняет концепцию бессознательного, включая в сферу инстинктивных импульсов космические позывы — Эроса и Танатоса (жизни и смерти). В древнегреческой мифологии бога любви называют Эросом, а богиню смерти — Танатосом. Фрейд, используя эти имена, утверждает, что содержанием жизни каждого человека является непрекращающаяся постоянная борьба Эроса и Танатоса.
У человека эти два инстинкта есть его первоначальные движущие силы. Инстинкт смерти, разрушения, т. е. Танатос, проявляется в заложенной от природы в каждом человеке агрессивности, страсти к разрушению, убийству. Оба эти инстинкта не выступают по отдельности, но сплавлены в различные изменчивые и спутанные сочетания, а потому не узнаваемы для нашего взгляда. Особенно сильный сплав любовного и деструктивного влечений обнаруживается в садизме и мазохизме. Взаимообусловленность этих двух инстинктов определяет, по Фрейду, жизнь не только отдельного человека, но и человечества в целом. Движение человеческой истории — это всего лишь разновидность борьбы за выживание, которая характерна для всего живого мира. Специфика человеческого общества лишь в том, что реализуется эта борьба в форме развития культуры. Подлинный смысл культурного развития состоит в том, что все результаты научного, технического, художественного творчества стали возможны благодаря существованию и развитию биологической энергии, прежде всего сексуальной, которая культурой используется для своих целей.
Наиболее существенная разработка этого периода — динамическая концепция психики человека. Структура человеческой психики, по Фрейду, состоит из трех компонентов.
«Я» («Эго») — та часть человеческой психики, с которой мы себя отождествляли, которая нами осознана.
«Оно» («Ид») — бессознательный слой психики, ее основа, совокупность инстинктов, импульсов.
«Сверх-Я» («Супер-Эго») — совокупность соци- 432 альных норм (моральных, правовых), которые усво
ены человеком. Они заставляют человека соотносить свое поведение с нормами культуры конкретного общества.
Взаимоотношения этих трех частей человеческой психики антогонистичны, между ними нет гармонии не только у невротиков, но и у нормальных людей. Картина взаимодействия этих компонентов выглядит следующим образом: Ядро психики — бессознательное «Оно», движимое принципом наслаждения — это бурлящий котел впечатлений, инстинктов, побуждений. На первом месте в «Оно» находятся сексуальные инстинкты. Фрейд приходит к мысли, что проявление сексуальных влечений человека наблюдается в актах агрессивности по отношению к другим.
«Я» — это, по сути, орган контакта человека с внешним миром, это инструмент психики. Сознание имеет служебную функцию удовлетворения влечений бессознательного. Бессознательное подчинено принципу удовольствия, а сознание — принципу реальности. Если бы человек попытался сразу удовлетворить свои влечения и жить по принципу удовольствия, то он потерпел бы крушение, а его психика сломалась, разрушилась. Поэтому сознание и возникает как способ приспособления человека, по сути биологического существа, к социально-культурным условиям.
Возникновение «Сверх-Я» Фрейд объясняет двояким образом. Во-первых, онтогенетически. В раннем детстве ребенок живет по принципу удовольствия, ибо у него еще не сформировано «Сверх-Я», хотя сознание постепенно вырабатывается, но поведение ребенка регулируется другими членами семьи и, прежде все
го, по Фрейду, отцом. Этические нормы и запреты идут от родителя своего пола. В результате возникает «эдипов комплекс» у мальчиков или «комплекс Электры» у девочек. Большинство справляется с «эдиповым комплексом» и находит выход посредством идентификации — отождествления. Мальчики отожествляют себя с отцом, а девочки — с матерью. Идентификация приводит к тому, что нормы и запреты, исходящие от отца, воспринимаются как свои собственные, тобой принятые, и, следовательно, возникает внутренний цензор в человеческой психике, который внутри тебя судит, как поступать. Этот принятый вовнутрь себя родительский авторитет и есть совесть.
Во-вторых, Фрейд объясняет возникновение «Сверх- Я» в становлении человеческого рода, т. е. в филогенезе. В работе «Тотем и табу» Фрейд говорит о том, что вначале люди жили ордами, а орда предполагает существование одного могучего вожака, который возглавлял стадо и обладал монополией на всех самок. Молодых же самцов он изгоняет. Уже на этой стадии люди обладают сознанием анимистического типа, когда все представляется одушевленным. Однажды происходит событие, без которого орда не превращается в общество, а именно: сыновья взбунтовались против отца-патриарха, убили его и съели. Но, когда это свершилось, в их воображении стал появляться дух убитого отца, и они стали воспринимать какие-либо неприятные события как гнев убитого отца, и они осознали, что виновны и раскаялись, а как следствие, приняли нормы, запреты, которые установил отец, как свои собственные правила, т. е. женщины этой орды не могли быть их женами. Следовательно, возникает экзогамия — запрет половых отношений внутри данной общины, а брак заключается в другом роде, а не внутри данной родственной группы. Таким образом, у истоков человеческого общества возникает экзогамия, но тем самым человеческое общество конституируется, объединения людей добровольно подчиняют себя нормам, избирают себе одну модель поведения. А с этими нормами возникает мораль. В итоге появляется культура как совокупность способов деятельности и регулирующих их норм и принципов, которые стоят над индивидами и представляют собой принудительную, репрессивную силу. Следовательно, «Сверх-Я» — это культура, ставшая внутренним содержанием человеческой психики. Человек, у которого есть «Сверх-Я», представляет собой существо социальное, культурное. Теперь жизнь людей подчинена не только принципу удовольствия, но и определенным нормам культуры, которые подавляют человеческие влечения. Человеку хотелось одного, а он вынужден делать другое, то, что установило общество. Поэтому культура с самого начала носит репрессивный характер. Возможна ли нерепрессивная культура? Такой вопрос Фрейд даже не ставит.
Особое внимание на роль религии в развитии общества Фрейд обращает в своей работе «Будущее одной иллюзии». Религию он выводит изначально из культа предков, авторитета, а позднее образ предка, отца перерастает в Бога. Человек любой религии идентифицирует себя с Богом или предком и принимает божественные нормы как свои собственные. Таким образом, религия предполагает идентификацию и смягчает репрессивность культуры.
Философия психоанализа — Студопедия
Философия психоанализа — одно из наиболее известных направлений в европейской философии XX века, оказавшее самое существенное воздействие не только на многие философские школы, но и на всю духовную культуру — искусство и литературу, театр и музыку, политические и социальные доктрины. Популярность психоанализа породила и популярность разнообразных психологических служб в западном мире.
Отличительная особенность психоанализа состоит в том, что он обращен к человеку, ориентирован на постижение человеческой психики во всем ее многообразии.
Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд — врач-психиатр, продолжатели его философских традиций Карл Густав Юнг, Карен Хорни и Эрих Фромм также были практикующими врачами-психоаналитиками, однако философия психоанализа шире утилитарной цели врачебной помощи. Кроме динамической концепции психики и создания эффективных методов лечения неврозов психоанализ сформировал немало концепций и оригинальных гипотез, связанных с проблемами философской антропологии, философии культуры, философии жизни, сделал далеко выходящие за рамки врачебной деятельности выводы, которые вызывали множество споров, не прекратившихся и до настоящего времени.
Зигмунд Фрейд (1856-1939) родился и прожил практически всю свою жизнь в Австрии, только после захвата в 1938 году Австрии фашистами он эмигрировал в Великобританию. Большая часть жизни Фрейда была связана с Веной, где он окончил медицинский факультет университета, работал, здесь вышли в свет его первая фундаментальная работа по психоанализу «Толкование сновидений» (1899), которую до сих пор считают своей библией все психоаналитики, и вообще подавляющее большинство его работ, как медицинского, так и философского характера, которые ввиду их чрезвычайной популярности сразу же переводились на разные языки, в том числе и на русский. Здесь же проходила его деятельность, направленная на создание международных организаций врачей-психоаналитиков, которые и сейчас работают практически во всем мире.
Творчество Фрейда, если говорить о его философском аспекте, можно разделить на два этапа. Первый касается создания концепции бессознательного (конец XIX века — до 1920 года), когда на основе экспериментальных данных он делает вывод о существовании в психике каждого человека достаточно четко выраженных структурных образований, которые характеризуются как сознание, предсознание и бессознательное. В противовес рационалистической европейской философской традиции Фрейд уделяет особое внимание именно бессознательному, определяя его как ту часть психики, в которую вытеснены неосознанные желания человека, имеющие иррациональный и вневременной характер.
Реализации этих желаний и идей мешает та часть психики, которую Фрейд назвал предсознанием. Оно осуществляет цензуру желаний, характеризующих бессознательные стремления человека, здесь же находится источник конфликта человека с самим собой, поскольку бессознательное подчинено принципу удовольствия, а предсознание считается в первую очередь с реальностью. Его задача — обуздать желания бессознательного, не дать им проникнуть в сознание и реализовываться в какой-то деятельности, поскольку именно они могут стать источником невротического поведения.
Анализируя бессознательное, Фрейд вводит в широкий философский обиход понятие либидо как сексуального желания или полового инстинкта. Фрейдистская философия усматривает в нем такой вид энергетики человека, который оставляет неизгладимый след на всей его жизни. Позже Фрейд связал с либидо не только эротическую любовь, но и все другие виды любви — себялюбие, любовь к детям, родителям, вообще к человечеству. Исследуя либидо, Фрейд делает вывод, что этот импульс может быть, во-первых, разряжен в каком-то действии, во-вторых, подавлен и вытеснен назад в бессознательное, в-третьих, сублимирован, то есть переключен на другие, более высокие сферы деятельности людей: искусство, мораль, политику.
Отсюда главный вывод философии психоанализа: вся человеческая культура создана на основе биологически обусловленного процесса превращения сексуального инстинкта человека в другие, сублимированные виды деятельности. Это позволило ему охарактеризовать европейскую культуру как культуру, созданную невротиками, людьми, чьи нормальные сексуальные влечения были в свое время подавлены и затем трансформировались в замещающие виды деятельности.
На втором этапе творчества (1920-1939) Фрейд уточняет концепцию бессознательного, включая в сферу инстинктивных импульсов первичные космические позывы — Эроса и Танатоса (жизни и смерти). Наиболее существенная разработка этого периода — динамическая концепция психики человека, включающей такие структуры, как Оно, Я и сверх-Я. Оно, по мнению Фрейда, — кипящий котел инстинктов, рождающий все последующие противоречия и трудности человека. Структура Я призвана реализовать (запрещать) импульсы Оно, согласуя их с требованиями той социальной реальности, в которой живет человек, а сверх-Я выступает как судья, общественный надзиратель над всей психикой человека, соотнося его мысли и поступки с существующими в обществе нормами и образцами поведения.
Каждый из «этажей» психики человека живет своей жизнью, но реализация плодов их деятельности чаще всего искажена, ибо жизнь человека в обществе подчинена не его биоэнергетике, а тому культурному окружению, в которое он включен. Вся европейская культура, по мнению Фрейда, является культурой запрета, и все главные табу касаются именно бессознательных импульсов, поэтому развитие культуры предполагает развитие неврозов и несчастий людей, ведет к увеличению чувства вины каждого человека, отказу от собственных желаний.
Сам Фрейд признавался, что на него оказала значительное влияние философия жизни Ф. Ницше. При этом, исследуя глубинные стороны сознания автора книги «Так говорил Заратустра», Фрейд рассматривал ее не только с позиций философского анализа, но и как врач-психоаналитик.
Карл Густав Юнг (1875-1961) — швейцарский врач, психолог и философ, в течение ряда лет работал вместе с Фрейдом как практикующий врач и одновременно как один из приверженцев философии психоанализа. В дальнейшем Юнг разошелся с Фрейдом во взглядах на природу бессознательного, на понимание либидо, на первичные формы адаптации человека к окружающему его миру социума. Внесенные им в философию психоанализа новые положения во многом укрепили позиции психоаналитической философии и вместе с тем позволили создать новое, продуктивное направление в философии культуры, а также развить его собственную концепцию — аналитическую психологию.
Анализируя бессознательное, Юнг считает неправомерным все психические импульсы Оно сводить к сексуальности, трактовать либидо лишь как энергию влечений, а тем более выводить всю европейскую культуру из сублимаций индивида. В своей работе «Метаморфозы и символы либидо» (1912) Юнг характеризует как либидо все проявления жизненной энергии, воспринимаемые человеком в качестве бессознательного стремления или желания. Он показывает, что либидо человека на протяжении жизни претерпевает ряд сложных превращений, зачастую весьма далеких от сексуальности; более того, оно может трансформироваться и возвращаться вспять из-за каких-то жизненных обстоятельств, что приводит к воспроизводству в сознании человека целого ряда архаических образов и переживаний, связанных с первичными формами жизнедеятельности людей еще в дописьменную эпоху.
На этой основе Юнг создает культурологическую концепцию, основанную на понимании бессознательного в первую очередь как коллективного и безличного, а уж затем как субъективного и индивидуализированного. Коллективное бессознательное проявляется в виде архетипов культуры, которые нельзя описать, осмыслить и адекватно отразить в языковых формах. В этом смысле Юнг претендует на создание нового типа рациональности, не поддающегося традиционному европейскому логицизму.
Исследуя соотношение индивидуального и социального бытия человека, Юнг приходит к выводу, что в истории человечества эта проблематика выражается по-разному, в зависимости от специфики восточных и западных культур. Восток, с его мистическим колесом жизни, реинкарнацией и переселением душ, формирует человека при абсолютизации коллективного бессознательного, принижая всякое личностное начало в человеке. Западная культура, как это сложилось к XIX веку, характеризуется преобладанием рациональности, практицизма и научности во всех сферах бытия, а господствующая во многих европейских странах протестантская мораль, основанная на индивидуализме и возвышающая субъекта, отмечена пренебрежением к коллективно-бессознательным основам культуры. Обращенность европейской культуры к достижению, успеху, к личностной победе приводит к серьезной ломке психики человека.
Вслед за многими другими философами на рубеже XIX — XX веков Юнг повторяет, что европейская культура больна и ее надо лечить. Он предлагает свой путь решения: необходима интеграция сознательного и бессознательного начала в психике человека; только в таком случае формируется подлинная индивидуальность, то есть такой человек, который хорошо представляет особенности архетипических основ своей культуры и имеет четкое представление о специфике своих личностных психических особенностей.
Из концепции архетипов культуры несколько позже вырастает теория менталитета, успешно разрабатываемая в современной гуманитарной науке. Слово «менталитет» (от лат. mens — образ мыслей) обозначает совокупность установок и предрасположенностей человека, социальной группы, этноса чувствовать, мыслить и поступать определенным образом. Менталитет предполагает не только наличие определенных традиций и норм культуры, он включает и коллективное бессознательное, которое определенным образом влияет на поступки людей и на их понимание действительности.
Таким образом, в том числе и благодаря Юнгу бессознательное и неосознанное в индивидуальной и социальной психике стало равноправным объектом научного исследования и сознание стало пониматься как природное и культурное, как чувственное и рациональное, как личностное и коллективное. Такой подход оказался значительно более плодотворным, нежели господствовавшая до того концепция классического рационализма.
Юнг отмечал, что «Фрейд — великий разрушитель, разбивающий оковы прошлого», что он «подобно ветхозаветным пророкам безжалостно низвергает кумиры, безжалостно предает гласности порчу, поразившую души его современников». Главная же проблема фрейдизма, по мнению Юнга, заключается в том, что его создатель не был способен предложить действительную позитивную программу, потому что психоанализ разрушает только ложные ценности XIX века, но Фрейду остался недоступным тот глубоко лежащий пласт психики, который присущ всем людям.
Концепция Юнга рассматривает бессознательное как определенную совокупность некоторых фундаментальных образов — символов, важных для любой цивилизации (как, например, символ Древа Жизни). Этот и подобные ему символы уже не могут быть описаны лишь в сфере инстинктов. Юнг полагал, что особенностью его подхода к изучению коллективного бессознательного является сочетание строгой научности и метода свободных ассоциаций, позволяющих выходить на более высокий уровень научного обобщения. В последние годы жизни он, в противовес классической причинной связи, традиционно исследуемой европейской наукой, обращается к изучению акаузальных синхронных связей.
С его точки зрения, множество событий, особенно в духовной сфере жизни народов, происходит синхронно, но они не связаны причинно. Этот подход заинтересовал не только гуманитариев — историков и литераторов, но также физиков, работающих над фундаментальными проблемами деления атомов, таких, как В. Паули и Э. Шрёдингер.
ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ З. ФРЕЙД, Г. ЮНГ — Студопедия
Эмпирической базой психоаналитической философии является психоанализ. Он возник в рамках психиатрии как своеобразный подход к лечению неврозов методом катарсиса или самоочищения. Постепенно из медицинской методики он вырос до уровня философского течения, стремящегося объяснить личностные, культурные и социальные явления.
Основоположник психоанализа австрийский врач – З. Фрейд (1856 — 1939 гг.). Классическая психология до Фрейда изучала явления сознания, как они проявлялись у здорового человека. Фрейд, как психопатолог, исследуя характер и причины неврозов, натолкнулся на ту область человеческой психики, которая раньше никак не изучалась, но которая имела большое значение для жизнедеятельности человека – это бессознательное.
Открытие бессознательного, исследование его структуры, влияния на индивидуальную и общественную жизнь было главной заслугой Фрейда. Бессознательны по Фрейду многие наши желания и побуждения. Довольно часто прорывается бессознательное наружу в гипнотических состояниях, сновидениях, в каких-либо фактах нашего поведения. Согласно Фрейду, психика человека представляет собой взаимодействие трех уровней: бессознательного, предсознательного и сознательного. Бессознательное он считал центральным компонентом, соответствующим сути человеческой психики, а сознательное – лишь особой интуицией, надстраивающейся над бессознательным. Созданная Фрейдом модель личности предстает как комбинация трех элементов. “Оно” – глубинный слой бессознательного влечения – психическая самость, основа деятельности индивидов, “Я” – сфера сознательного, посредник м/у “Оно” и “внешним миром”. “Сверх — Я” внутриличностная совесть, которая возникает как посредник м/у “Оно” и “Я” в силу постоянно возникающего конфликта м/у ними. “Сверх — Я” является как бы высшим существом в человеке. Глубинный слой человеческой психики, по мысли Фрейда, функционирует на основе природных инстинктов, первичных влечений с целью получения наибольшего удовольствия. В качестве основы первичных Фрейд сначала рассматривал чисто сексуальные влечения. Позднее он заменяет их более общим понятием “либедо”, которое охватывает всю сферу человеческой любви ( к родине, родителям и т.д.). В конечном счете он выдвигает гипотезу, что деятельность человека обусловлена наличием как биологических, так и социальных влечений, где доминирующую роль играют так называемые “инстинкт жизни” – эрос и инстинкт смерти – танатос. Поскольку в удовлетворении своих страстей индивид сталкивается с внешней реальностью, которая противостоит в виде “Оно”, в нем выделяется “Я”, стремящееся обуздать бессознательные влечения и направить их в русло социально одобренного поведения при помощи “сверх — Я”. Фрейд считал что психоанализ м.б. использован и для объяснения и для регулирования общественных процессов. В психической жизни человека всегда присутствует “Другой”, с которым он вступает в контакт. Механизмы психического взаимодействия м/у различными инстанциями в личности находят свой аналог в культурных процессах общества. Люди, подчеркивал он, постоянно находятся в состоянии страха и беспокойства от достижений цивилизации, поскольку таковые могут быть использованы против человека. Чувство страха и беспокойство усиливается от того, что социальные инструменты, регулирующие отношения м/у людьми в семье, обществе и государстве, противостоят им как чуждые и непонятные силы. Развитие культуры – это выработанная человечеством форма обуздания человеческой агрессии. Противоречие м/у культурой и внутренними устремлениями человека ведут к нервозам.
Идеи Фрейда развивал Г. Юнг (1875 — 1961 гг). Юнг считал, что Фрейд неоправданно свел всю человеческую деятельность к биологически унаследованным инстинктам, тогда как имеют чисто символическую природу. В связи с этим он ввел понятие “архетипы” – формальные образцы поведения или символические образы, на основе которых оформляются конкретные, наполненные содержанием, образы, соответствующие в реальной жизни стереотипам сознательной деятельности человека. Понятие “архетипы” Юнг разъясняет на основе учения о коллективном бессознательном. Юнг проводит четкое разделение м/у индивидуальным и коллективным бессознательным. Индивидуальное бессознательное отражает личностный опыт отдельного человека и состоит из переживаний , которые когда то были сознательными, но утратили свой сознательный характер в силу забвения или подавления. Коллективное бессознательное – это общечеловеческий опыт, характерный для всех рас и народов. Оно представляет собой скрытые следы памяти человеческого прошлого, а также дочеловеческое животное состояние, оно выходит у современных людей на поверхность через сновидения.
Если Фрейд в объяснении мотивов поведения личности сосредотачивал свое внимание на выявлении причины действия человека, то А. Адлер считал, что для этого необходимо знать конечную цель его устремлений, “бессознательный жизненный план”, при помощи которого он старается преодолеть напряжение жизни и свою неуверенность. Согласно учению Адлера, индивид чувствуя свое физическое не совершенство пытается самоутвердится среди других, за счет концентрации своего творческого потенциала. В результате он получает сверхкомпенсацию (например Наполеон).
Философия психоанализа(З.Фрейд, Э.Фромм,К.Юнг), его философское и медицинское занчение
Фрейдизм как философское и психологическое учение возник на основе психоанализа – метода лечения нервных болезней, разработанного австрийским психиатром зигмундом фрейдом (1896 – 1939).
В центре внимания фрейда – проблема бессознательного.
Занимаясь клинической практикой, фрейд пришел к выводу о том, что причина нервных расстройств находится в бессознательной сфере человеческой психики. Неприемлемые для сознания переживания (преимущественно сексуальные) подавляются и, вытесняясь в бессознательное, проявляются в сновидениях, гипнотических состояниях, непроизвольных действиях, обмолвках. Конфликт между сознанием и бессознательным является причиной неврозов. Задача психоанализа в том, чтобы с помощью свободных ассоциаций, толкования сновидений и др. Методов установить причину болезни, помочь пациенту осознать ее и т. Обр. Освободиться от комплекса переживаний.
В психике человека фрейд выделил 3 уровня:
1) «оно» – бессознательное, сфера инстинктов;
2) «я» – область сознания, контролирующая все психические процессы;
3) «сверх-я» – сврхсознание, область социальных норм и культурных запретов.
Содержание бессознательного фрейд сводит к двум видам влечений – сексуальные инстинкты (либидо) и влечение к жизни, направленное на самосохранение (оба влечения он выводит из комплекса эдипа и комплекса электры).
Важную роль в учении фрейда играет понятие «сублимация», означающее переключение энергии с социально неприемлемых целей на социально одобряемые: творчество в области науки, искусства, социальную деятельность. В своей книге «тотем и табу» он пишет, что религия, искусство, мораль, общественная деятельность есть не что иное, как перенесение либидо на несексуальную деятельность. Сублимация – источник развития культуры. В творческой деятельности – выход из конфликта между природным, инстинктивным и социальным.
Заслуга фрейда – во внимании к проблеме человеческой психики, недостаток – в недооценке роли сознательного в деятельности человека и социальных условий в формировании сознания.
Идеи фрейда получили свое развитие в учении карла густава юнга (швейцарский психолог и социолог).
Юнг разработал концепцию коллективного бессознательного.Коллективное бессознательное – это глубинный слой психики, несущий в себе «свойства всего человечества как некоего общего целого». Содержанием коллективного бессознательного являются врожденные образы, символы – архетипы. Они проявляются в сказках, мифах, а также в снах, галлюцинациях. Таковы образы матери-родины, героя, дракона – врага героя и др.
Влиянием коллективного бессознательного юнг объясняет не только особенности психики человека, но и ряд социальных представлений. Так, идею национал-социализма в германии он рассматривал как пробуждение в коллективном бессознательном мифологического древнегерманского бога грозы и неистовства.
Эрих фромм (1900 – 1980) – представитель неофрейдизма. В своей концепции личности он использует положения работ маркса и фрейда. Рассматривает человека как синтез биологического и социального. Он вводит понятие социального бессознательного, которое представляет собой совокупность черт характера, общая для большинства членов данной социальной группы и возникающая в результате общего образа жизни и общих переживаний. Фромм выделяет 4 типа социального характера: пассивный, типичный для феодального общества; накопительский и эксплуататорский, характерный для капитализма, и рыночный, господствующий в современном западном обществе, когда и сам человек становится товаром. Капиталистические, потребительские отношения не соответствуют природе человека, они формируют больное общество. Задача психоанализа – лечить не индивида, а общество, переориентировать его на принципы гуманизма.
Что во фрейдизме означает понятие «оно»?
Имя Зигмунда Фрейда (1856–1939) неразрывно связано не только с психиатрией, но и с общей культурой ХХ века, так как его исследования бессознательного привело к революционным преобразованиям в исследовании психологии человека. Он создал направление, названное Фрейдизмом, которое является первым и одним из наиболее важных направлений в психоанализе и где Фрейдизм анализирует поступки с помощью глубокой психологии.
Зигмунд Фрейд родился в скромной еврейской семье в Чехии. Он учился в Вене и, после окончания медицинского факультета стал профессором в области невропатологии. В течение нескольких лет он работал с одним из известных психиатров того времени, Йозефом Бройером, который использовал гипнотические техники для лечения пациентов.
Создание психоанализа и фрейдизма как его основного направления
Результаты, полученные с помощью этих техник, натолкнули Фрейда на мысль изучать альтернативный терапевтический метод гипноза, основанный на активном и сознательном участии пациента.
Изучение этого метода и легли в основу создания психоанализа. Мышление Фрейда основывается на идее о существовании психических энергий, примером которых являются эго, суперэго и оно. Он посвятил себя работе, чтобы попытаться понять (особенно за счет свободных ассоциаций и анализа сновидений), как бессознательное (оно) влияет на лечение психических заболеваний. Психоанализ развивался по двум направлениям: теория бессознательного и психотерапия.
Психоанализ появился в начале прошлого века. Чуть позже появился фрейдизм как направление в психоанализе и фрейдизм в философии. В психологии фрейдизм вызвал шок, который, оттолкнул от Фрейда даже ближайших его учеников. Но, однако, сегодня фрейдизм считается одним фундаментов психоанализа. Фрейдизм связан прямо или косвенно с инновационными направлениями в европейской литературе начала ХХ века, в котором внимание обращается на кризис идентичности и дискомфорт современного человека, относительной и непознаваемой реальности, жизни психической во всех ее аспектах и на восстановление прошлого в памяти во всем объеме.
Фрейдизм нужно понимать как комплекс различных факторов и понятий, в том числе сексуального характера.
Философия фрейдизма
К философии фрейдизма также относится толкование сновидений он же «сонник Фрейда». Сонник — это монографический труд, который получил свою порцию критики и восторженных отзывов. В нем сны рассматриваются как бессознательное влечение к сексуальным отношениям. Новые способы, позволили Фрейду получить доступ к бессознательному и обнаружить мотивацию невротического поведения, которое строится из интерпретации снов.
Великая революция Фрейда заключается в том, чтобы дать определение либидо: это некое количество энергии, которая толкает к определенному направлению. Эта энергия также известная как «Оно», подталкивает к реализации удовольствий, особенно физических.
Это множество сексуальных импульсов, но они необязательно направлены на половой акт: они могут также начать процесс, называемый сублимацией, то есть процесс, который позволяет удовлетворение либидо вне половой сферы.
Не мог пройти фрейдизма и мимо гомосексуализма. Фрейдизм определяет гомосексуализм как синдром детских комплексов и конфликтов детства.
По мнению Фрейда, большинство психических расстройств у взрослых определяется детской травмой.
В человеческом сознании, однако, действует психологический защитный механизм, называемый удаление, который побуждает людей забыть, на протяжении многих лет, наиболее драматичные и болезненные эпизоды своего существования. Вытесненные воспоминания исчезают из сознания, но они продолжают оказывать свое негативное влияние на бессознательное, вызывая дискомфорт, то есть чувство вины, инертность и невротическое поведение.
Для того чтобы вывести удаленный материал, психоаналитик уделяет внимание не только мечтам, воспоминаниям, фантазиям и умственным ассоциациям, и на первый взгляд, незначительным, повседневным действиям: самым обыденным актам.
Понятие «оно» во фрейдизме
Приблизительно в 1920 Фрейд разработал теорию объясняющую, как формируется человеческая личность и определил три основных компонента, которые определены как;
- Я (эго),
- Оно (бессознательное),
- Супер Я (суперэго).
«Оно» является самой темной и инстинктивной частью человека, где желания, импульсы и инстинкты проявляются в их абсолютной и безудержной свободе. Чтобы обуздать гордыню этих бессознательных сил, которые стремятся навязать себя сознательной жизни, вмешивается суперэго своего рода контроллер или моральная совесть. Она накладывает четкие правила, чтобы предотвратить доминирование бессознательного.
Не думайте, однако, что эго и суперэго области, постоянно очерченные, и четко определены. Границы, разделяющие их, по сути, размыты и постоянно меняются. У детей суперэго не существует вовсе, а все поведение определяет бессознательное («оно») и «принцип удовольствия», который предусматривает немедленное удовлетворение любого желания.
Когда Фрейд говорит о бессознательном, то это относится к черному ящику, который находится ниже уровня сознания. Этот ящик содержит все эти импульсы, образы и мысли о том, что из сознания субъекта было удалено.
Это удаление происходит за счет работы «оно», которое удаляет из сознания все, что считается социально неприемлемым. На самом деле то, что «оно» удаляет из сознания не полностью устранено, а все те мысли, импульсы, образы продолжают действовать и оказывать свое влияние на сознательное.
Чем больше количество мыслей, образов и импульсов удаляются, тем больше возможность развития неврозов, которые должны быть обработаны с помощью психоанализа и с устранением сознательной части психики.
Некоторые теории Фрейда.
- Психический процесс в соответствии с Фрейдом лежит на нервной системе, через которую циркулирует энергии, пропорциональные количеству стимулов, получаемые субъектом.
- Психика по Фрейду делится на три части: сознательное, предсознательное и бессознательное.
- Сознательное: это часть психики, связанная с восприятием внешней реальности к предмету. Сознательное действует по принципу реальности (то есть, с учетом затрат и выгод от немедленного удовлетворения).
- Предсознательное: часть психики, является преддверием сознания, то есть психологического содержания, которое может стать сознательным.
- Бессознательное: часть психики, отвергающая травматический опыт, который может быть болезненным и опасным для человека.
- Удаление части памяти во сне: является защитным механизмом.
- Невроз: индуцированное заболевание с психологическими причинами, укорененными неразрешенными конфликтами сексуального развития личности. Он делится на фактический невроз (травмы взрослой жизни) и психоз (нарушение отношений между эго и внешней реальностью). Формами неврозов являются истерия, фобии, соматизации и невроз навязчивости (повторение жестов).
- Свободная ассоциация: пациент во время терапии, сообщает психоаналитику свои мысли постепенно, по мере выхода из его сознания. На этом этапе мы будем иметь неполные мысли, пробелы памяти, необъяснимые акты, отказы, являющиеся результатом жалоб. Это позволит обнаружить их патологическое отношение к вытесненным переживаниям.
- Свободная ассоциация имеет решающее значение при анализе сновидений.
- Сон: служит выражением желаний и неосознанных потребностей в основном сексуального характера, но в замаскированной форме, совместимой с требованиями совести и эго.
- Скрытое содержание находится в бессознательном состоянии, состоящее из вытесненных желаний.
Фрейдистские принципы и жизнь
По Фрейду человек, по сути, внутри себя, это ряд образов и мыслей, которые являются проявлением сознания, но при этом кажутся абсурдными, если допускается существование бессознательного.
Согласно Фрейду, мы должны иметь смысл такого поведения: просто надо найти причину этого, казалось бы, абсурдного поведение, и тогда мы можем исцелить наши неврозы.
Невроз характеризуется тем, что человек не понимает причины своего поведения, которое не принимается обществом. Только путем доведения до сознания того, что находится в бессознательном состоянии, может излечить от этого невроза. Мы должны осознать бессознательное, возродить в памяти то, что прожито и послужило причиной невроза.
Генезис невроза
Вся психическая деятельность регулируется в соответствии с Фрейдом двумя принципами:
- Принцип удовольствия: Этот принцип предназначен для удовлетворения желаний, к достижению удовольствия, избегая разочарования.
- Принцип реальности: этот принцип предполагает понимание со стороны индивида к сложности реальности, с которой индивид имеет дело, и отказ от претензий к немедленному исполнению желаний.
Сексуальные чувства не соглашаются руководствоваться принципом реальности. Когда человек живет в обществе то неприемлемые сексуальные импульсы, удаляются через процесс удаления, но, остаточная память приводит к неврозам.
Эпилог
Психоанализ внес свой вклад в развитие психологии, психотерапии и привлечение внимания широкой общественности. Однако он не превратился в строго эмпирическую науку. В последнее время, понятие бессознательного серьезно поставлено под сомнение отчасти потому, что нет серьезных доказательств его существования.
Влияние Фрейда на христианское восприятие гомосексуализма и его последствий
Зигмунд Фрейд — фигура противоречивая. Помимо его теорий бессознательного и комплекса Эдипа, многие люди не знают, что он сыграл большую роль в том, как христианин воспринимал гомосексуализм в 1980-х и 1990-х годах.
Недавно Обама объявил о своей поддержке национального запрета на «терапевтические методы лечения геев», но не многие христиане возражали. Почему об этом стоит упомянуть? Потому что в 1980-х и 1990-х годах многие христиане выступали за терапию для обращения людей в их прямую сексуальную ориентацию.Зачем? Потому что благодаря Фрейду они считали гомосексуализм скорее болезнью, чем грехом. В начале 1900-х годов Фрейд утверждал, что каждый родился бисексуалом. Таким образом, по его словам, детство определяет его сексуальность. Однако с течением времени эмпирически доказано, что его теория неверна, основываясь на количестве методов лечения, направленных на изменение сексуальной ориентации. С одной стороны, это объясняет, почему многие христиане ничего не сказали, когда Обама объявил о запрете этих методов лечения.С другой стороны, это также говорит о надежности Фрейда в других аспектах его теорий.
Из того, что я узнал на уроках психологии, все теории Фрейда основаны на его собственных данных и интерпретациях. Те, кто верил в его теории и практиковал их, навлекали болезнь на других. Например, в 1990-х годах Холли Рамона, пациентка, которая лечилась от булимии путем консультирования, была убеждена своим терапевтом, что ее нынешнее состояние произошло из-за сексуального насилия в детстве.В частности, она вспомнила, что под руководством терапевтов и амиталом натрия, известным как «сыворотка правды», ее отец изнасиловал ее в возрасте от 5 до 8 лет. Гэри Рамона, ее отец, был уничтожен из-за этих обвинений, но он отрицал что он оскорбил свою дочь. После серии апелляций было установлено, что работа психиатра ненадежна и ненадежна из-за искаженной памяти Холли, поэтому Гэри был присужден компенсация в размере 475 000 долларов. Психиатр был признан виновным в злоупотреблении служебным положением. Таким образом, это лишь один из немногих примеров, показывающих, как теории Фрейда принесли больше вреда, чем пользы из-за своей ненаучности.По мере того, как появляется все больше злоупотреблений, мы можем понять, почему ученые ценят теории Фрейда как основу бессознательного больше, чем что-либо еще. Таким образом, в наши дни не следует слишком серьезно относиться к теориям Фрейда, и христианское сообщество поступило именно так в ответ на запрет «терапии гомосексуальной конверсии».
.
Очень краткое введение Энтони Сторра
Литературный ученый
Я раздумывал над идеей правильного чтения Фрейда из первых рук. Я читаю это в первую очередь для того, чтобы узнать, следует ли мне читать Фрейда глубоко и, так сказать, проверить воду. Это убедило меня, что я должен. Таким образом, полная оценка этой VSI, которая является VSI, составляет 4 звезды.
Опять же, будучи хорошим VSI, он хорош только в качестве введения, но чрезвычайно плох, если кто-то ищет кратчайший путь к пониманию теорий Фрейда.
Сторр подходит к этому как к интеллектуальной истории. После ta
The Literary Scientist
Я играл с идеей правильного чтения Фрейда из первых рук. Я читаю это в первую очередь для того, чтобы узнать, следует ли мне читать Фрейда глубоко и, так сказать, проверить воду. Это убедило меня, что я должен. Таким образом, полная оценка этой VSI, которая является VSI, составляет 4 звезды.
Опять же, будучи хорошим VSI, он хорош только в качестве введения, но чрезвычайно плох, если кто-то ищет кратчайший путь к пониманию теорий Фрейда.
Сторр подходит к этому как к интеллектуальной истории. Проведя нас через то, что известно о личной жизни Фрейда, Сторр переключает внимание на основные работы и проводит читателя через быстрый обзор публикаций и тематических исследований. Это самый интересный и самый большой раздел книги.
Тем не менее, Сторр уделяет основное внимание практическим аспектам теоретического построения и развития Фрейда. Поэтому в заключение он предпочитает взглянуть на реальную практику современного психоанализа — потому что методы Фрейда оказались более важными, чем его теории, которые не выдержали критического анализа.С другой стороны, метод Фрейда, заключающийся в приеме пациентов и продолжении лечения, хотя и недооценивается самим Фрейдом, теперь является его самым важным наследием в выбранной им области. (Перенос — основа современной практики)
Даже если это хорошо известно, одной из выдающихся черт было то, как Сторр демонстрирует важность Фрейда в области литературы и искусства. Фрейд был литературным гением, который баловался наукой, и его уважают скорее за его литературное наследие, чем за его научное наследие.
Фрейд действительно является одним из самых влиятельных мыслителей 20 века, наряду с Дарвином и Марксом, и заслуживает изучения. Кроме того, Фрейд был также блестящим писателем, чьи сочинения сохраняют свое очарование и блеск даже сегодня, даже в переводе.
Storr удается передать это. Он также устанавливает прекрасный баланс между осторожностью и восхищением, необходимый для подхода к Фрейду. Как я уже сказал, полная оценка.
.
желаемых статей | Интернет-энциклопедия философии
Ниже приведены два списка: один из 10 лучших, а другой из 100 лучших статей, которые мы хотели бы опубликовать. См. Дополнительные списки из уже зарезервированных статей и из статей по каждой области философии , которые желательны для редакторов, отвечающих за эти области. Члены факультета философии из любой страны могут предложить написать статью на тему, не входящую ни в один из этих списков.Избегайте узких тем и продвижения собственной оригинальной идеи. Все ожидаемые сроки завершения статьи должны составлять 12 месяцев или меньше.
- Брэдли, Ф. Х.
- Детерминизм
- Этика: современность
- Эллинистическая философия
- Природа человека
- Идеализм
- Платон: формы
- Сартр: Обзор
- Наука: Философия
- Вещество
Для перечисленных выше 10 статей требуется около 12 000–20 000 слов.Авторам нужна докторская степень. в философии плюс свидетельства опыта в этой области.
- аль-Газали
- Антропные принципы
- Задержание
- Батай
- Бодрийяр
- Байесианство
- Бергсон
- Бланшо
- Bonaventure
- Буддийская философия в Китае
- Деловая этика
- Китайская философия, право в
- Китайская философия, логика в
- Китайская философия, Природа в
- Хомский
- Критическое мышление
- Деизм
- Дидро
- Донг Чжуншу (Тун Чун-шу)
- Обязанности и деонтологическая этика
- Эгоизм, этичность
- Эмпиризм, британский
- Энциклопедисты
- Просвещение
- Эразмус
- Этический натурализм
- Этика: древние
- Этика: восточные теории
- Этика: история
- Эвтаназия
- Эволюция, философские вопросы теории
- Foot, Филиппы
- Древняя греческая философия
- Grünbaum
- Герменевтика
- Хоркхаймер
- Гуманизм
- Юм: этика
- Идеализм
- Неформальная логика
- Информационные технологии и этика
- Крипке
- Le Doeuff
- Лингвистический поворот
- Эпистемология Локка
- Логика в китайской философии
- Логика, философия
- Логический эмпиризм или логический позитивизм
- Логическая форма
- Марксизм
- Мереология
- Моральный скептицизм
- Натурализм в китайской философии
- Натуралистическая ошибка
- Ньютон
- Ницше: этическая теория
- Палей, Уильям
- Parfit, Дерек
- Перипатетикс
- Философия
- Платон: этическая теория
- Плюрализм
- Поппер: Обзор
- Предопределение
- Недвижимость и качество
- Putnam
- Пиррон
- Куайн: Язык
- Рациональность
- Религия и этика
- Право частной собственности
- Райл
- Saussure
- Схоластическая философия
- Семантика, формальная
- Теория множеств
- Сиджвик, Генри
- Телеологическое объяснение
- Утилитаризм: история
- Веданта
- Волюнтаризм
- Зомби, Философские
См. Дополнительные списки желаемых статей в конкретных областях философии по адресу:
https: // www.iep.utm.edu/submit/desired/.
.
историй для размышлений | Philosophy Talk
Философы известны тем, что выражают свои мысли сухо и, скажем прямо, скучно. Руководящие идеалы для большинства философских сочинений — это точность, ясность, логическая строгость и своего рода концептуальный анализ, который не оставляет без внимания волосы. И даже те философы, которые являются прекрасными литературными стилистами, редко уходят очень далеко от аналитического прямолинейного подхода.
Я ничего не имею против ясности, точности и тому подобного, но это не единственный способ заниматься философией.За пределами академических журналов глубокие философские идеи часто выражаются в литературе, кино и песнях. Ничто так не привлекает внимание, как хорошая история, и есть несколько великих философских историй, которые восхищают и увлекают, а не усыпляют читателя.
Те из нас, кто преподает философию, все чаще используют эти ресурсы для привлечения наших студентов. Одна из замечательных особенностей этого состоит в том, что, в отличие от формальной философии, которая пытается быть предельно ясной, истории не оставляют своих значений на рукаве — они требуют интерпретации и часто выражают противоречивые идеи, с которыми читатель может бороться.Создание основы для отличных дискуссий в классе.
Рассмотрим то, что философы называют метафизикой расы — область философии, которая исследует вопрос о том, реальна ли раса и реальна ли она, что делает расу реальной. Вы можете занять три основных позиции по этим вопросам. Вы можете думать о расе как о биологическом свойстве индивидов и полагать, что раса человека записана в его генах (позиция, известная как «биологический реализм»).Или вы можете думать о расе как о социально реальной, рассматривая расы как социальные конструкции, такие как дни недели или валюты («социальный конструктивизм»). Наконец, вы можете подумать, что гонки нереальны — что они больше похожи на лепреконов, чем на четверги или доллары («антиреализм»). Я выбрал три художественных произведения, которые исследуют каждую из этих трех позиций (а также другие аспекты расы и расизма) через вопрос о том, может ли человек изменить свою расу.
Прекрасным примером истории с социальным конструктивистским подходом к расе является роман Джорджа Шайлера 1931 года Black No More .В этой книге черный ученый по имени Джуниус Крукман изобретает процедуру, которая делает черных людей визуально неотличимыми от белых. Тысячи афроамериканцев стекаются в клиники Crookman’s Black No More и платят ему свои кровно заработанные деньги за прохождение процедуры. Этот демографический переворот в Джиме Кроу в Америке порождает социальный и политический хаос, поскольку белые расисты больше не могут отличить людей, которые «действительно» Белые, от тех, кто просто кажется Белыми. В последнем восхитительно ироничном эпизоде Крукман обнаруживает, что новоиспеченные белые на самом деле имеют более белый оттенок бледности, чем те, кто родился таким, что является началом тенденции загорать, чтобы затемнить свою кожу — затемнить ее, чтобы выглядеть более белыми.
Почти за сорок лет до Black No More немецкий писатель Оскар Паницца написал рассказ под названием «Управляемый еврей», который был назван «одним из самых отвратительных и проницательных рассказов о немецком антисемитизме».Он основан на аналогичной теме, чтобы представить незабываемую картину биологического расового реализма.
Сюжет повествования касается человека по имени Ициг Файтел Стерн, который олицетворяет все антисемитские стереотипы того времени. Файтел (так он называется в тексте) — гротескная фигура, безнадежно пытающаяся подделать речь и манеры доминирующей расы: «Я с удивлением наблюдал, как это чудовище прилагало ужасные усилия, чтобы приспособиться к нашим обстоятельствам, нашему образу ходьбы, мышления. , наши жесты, выражения нашей интеллектуальной традиции, наша манера речи….Следовательно, он был встречен с насмешками и удивлением ».
В отчаянной попытке ассимилироваться, Файтель подвергается серии радикальных медицинских вмешательств, чтобы изменить конфигурацию своего еврейского тела, а также серии психологических вмешательств, направленных на то, чтобы привести его поведение в соответствие с арийскими нормами. Его кости сломаны и восстановлены, а на его плоских еврейских ступнях образовались арки. Файтель носит болезненный пояс с шипами на талии, чтобы изменить свою смятую еврейскую позу на прямую немецкую. Его цвет лица стал химически осветленным, его темные вьющиеся волосы выпрямлены и сделаны светлыми; он меняет свой странный идиш на грубоватый верхненемецкий диалект и даже соглашается на переливание христианской крови.После смены имени на Зигфрида Фройденштерна, Файтель обручился с белокурой голубоглазой немкой. Но он напивается на свадебном пиршестве, и его расовый фасад катастрофически распадается, обнажая его неискоренимое животное еврейство.
Теперь на него сразу же было обращено внимание всех присутствующих. Даже официанты, несшие большие груды блюд, остановились и уставились на середину рядов столов, где кровожадное, опухшее, багровое лицо извергало слюну из дряблых, обвисших губ и уставившихся на них глаз….В этот момент Фаитель вскочил со стула, начал цокать языком, булькать и шататься взад и вперед, делая отвратительные, похотливые и звериные движения задом…. Он прыгнул по комнате. «Я не купил для себя Chreesten blud… Я хочу, чтобы вы знали, что я столкнулся с таким Chreesten человеком, как вы все. Не из капли еврейского блада!
В конце концов Файтел падает на пол дрожащим обломком, его прямые светлые волосы темнеют до их первоначального состояния и снова завиваются.
Еврейский философ Саломо Фридлендер, писавший под псевдонимом Минона, дает нам антиреалистический ответ Паницце. Его рассказ «Управляемый гой», опубликованный в 1922 году, вращается вокруг приключений сверхгерманского графа Крейцвендедиха Рехсока («кошерный», если писать наоборот), который успешно превратился в еврея. В начале истории антисемитское заявление Резока bona fides безупречно. Одетый в нарукавную повязку со свастикой, он «расхаживал по улицам в обычной белой студенческой фуражке на своих светлых волосах с пробором, с моноклем на глазу, за ним шел слуга в ливрее…».Как только что-нибудь показывалось на иврите, слуга издавал пронзительный звук серебряным свистом. Конечно, было бы излишним замечать, что немецкий дог графа был тщательно обучен кусать любого еврея, который подходил слишком близко ».
Ребека Голд-Исаак, еврейская женщина, клянется свергнуть нацистского графа. Надев светлый парик и приняв аристократическое немецкое имя, она договаривается о встрече с ним на одной из его прогулок, и он безумно влюбляется в нее. Затем Ребека решает, что ее лучшая месть — выйти за него замуж.Ее первая уловка — организовать для него консультации с Зигмундом Фрейдом, который разбирает его самообман и заставляет его признать тот факт, что он бессознательно влечет к евреям, и признать тот факт, что женщина, которую он желает, является еврейкой. Достигнув этого, она управляет coup de gras , говоря ему, что не выйдет за него замуж, если он не станет евреем, «полностью евреем, евреем до крайности … Ты не любишь меня всем» ваше сердце, если вы не станете евреем в глубине своих арийских костей, евреем и никем, кроме еврея.
Теперь, излечившись от расизма, Резок подвергается ряду болезненных медицинских процедур, проводимых врачом по имени доктор Фридлендер, чтобы изменить свою расу. Он обрезан, его кожа потемнела, ноги сплющены, ему сделали косметическую операцию, чтобы сделать нос еврейского вида, его светлые волосы были удалены, а кости сломаны и восстановлены так, что его вертикальная аристократическая поза трансформировалась в Еврейская сутулость. Наконец, он уезжает в Румынию, чтобы изучать Тору и научиться говорить на идеальном идиш и иврите со всеми правильными интонациями и жестами.
Его трансмутация завершена, Крейцвендедич Рехсок меняет свое имя на Мойше Могендовидвендедич («могендовид» — звезда Давида, заменяющая «крейц» — христианский крест). Мойше и Ребека женятся, поселяются в Палестине и имеют пятерых детей. «С тех пор, — заключает Фридлендер, — антисемитизм заметно ослаб».
Некоторых ортопедов боятся и сопротивляются люди, которые все еще гордятся чистотой своей расы. Тем не менее, профессор Фридлендер пользуется огромным увеличением клиентуры.У него есть институт, который сдает в аренду маски, но не только костюмы. Скорее он производит кожу и волосы, кости и мышцы как маскировку…. Никто больше не основывает все догматически на расовых различиях. Расовая кровь перестала считаться особым видом жизненного сока. Тем временем профессор Фридлендер собирает его в бутылки и продолжает неустрашимо переносить из одного сосуда в другой.
Подобные богатые с точки зрения философии истории не заменяют тщательного анализа, проводимого философами расы, но они воплощают в жизнь эти более технические работы, смешивая их строгость с юмором, ужасом, страстью и воображением.Это истории для размышлений.
.