Психогенезис | Оперативная память в психологии
В наш век компьютеризации практически каждый слышал об оперативной памяти компьютера, которая предназначена для временного хранения данных обрабатываемых в текущее время. Многие и не подозревают о наличии такого же термина в психологии.
Оперативная память в психологии это такая форма памяти, которая отведена на хранение информации, необходимой для совершения какого-то конкретного действия.
Проще всего понять на примере. Для того чтобы прочитать данной предложение и понять его смысл, вам необходимо откладывать в памяти ранее прочитанные слова. Так работает оперативная память. Без неё мы не смогли мы совершать сколько нибудь разумную деятельность.
Оперативную память, как и любую другую, можно апгрейдить — развивать и улучшать специальными упражнениями.
Для чего нужно развивать свою оперативную память?
Ваш успех в обществе напрямую зависит от скорости запоминания и обработки информации.
Чем более сложную и быструю работу вам нужно выполнить, тем больше и быстрее должна обрабатываться информация в вашей оперативной памяти. Прямая аналогия с компьютером, поставьте самое передовое оборудование, и снабдите его малым объемом оперативной памяти — всё будет абсолютно напрасно.
Так и человек обладающий великолепной долговременной памятью, изучивший все знания мира и при этом имеющий неразвитую оперативную память будет выглядеть абсолютно беспомощным при выполнении мало-мальски необычного задания. Более того накопленный багаж знаний будет ему только мешать создавая кашу в голове.
На мой взгляд, развитая оперативная память это практически синоним гениальности. В мире достаточно людей, которые очень много знают. Но эти знания будут лежать мертвым грузом, если вы не способны объять разом изученное и синтезировать из этого что-то новое.
Мне не нужны модели, рисунки, эксперименты. Когда у меня рождаются идеи, я в воображении начинаю строить прибор, меняю конструкцию, совершенствую ее, и включаю. И мне совершенно безразлично проводятся испытания прибора у меня в мыслях или в мастерской — результаты будут одинаковыми. За 20 лет у меня не было ни одного исключения. (Никола Тесла)
Величайший учёный Никола Тесла обладал невероятной оперативной памятью и воображением.
Советы психологов для развития оперативной памяти
Самое главное это полная концентрация на выбранной деятельности. В отличии от оперативной памяти компьютера, оперативная память человека работает лучше под максимальной загрузкой. Но, очень важно, нагрузить память исключительно той информацией, которая связана с вашей конкретной работой. В противно случае, размышляя одновременно о нескольких вещах вы значительно ухудшаете продуктивность оперативной памяти. Мысли начинают путаться, скорость обработки и запоминания информации значительно снижается.
Полезно структурировать полученную информацию, разбивая её на части. К примеру, ряд цифр 649259447. Желательно разбить его на части по три цифры (649 259 447) для быстрого запоминания. По результатам исследования, большинство людей показывают наилучшие результаты в запоминании разбивая информацию на блоки по три значения.
Ещё один приём мнемоники (искусства запоминать) — связать информацию с образом. Это может быть всё что угодно: картинка, звук, цвет, вкус, запах, эмоции. Обязательно лишь то, чтобы выбранный «якорь» нравился вам, в противном случае произойдет отторжение образа вместе с полученной информацией. Студенты часто интуитивно используют такой приём готовясь к экзаменам. Родители и преподаватели в шоке — мученик сидит с книжкой, а в наушниках в это время играет музыка. Как же тут можно запомнить?! На самом деле, музыка выполняет как минимум три полезные функции:
— связывает информацию со звуком, что позволит впоследствии легче восстановить информацию из памяти;
— периодически отвлекает внимание на себя, тем самым расслабляет психику и даёт отдохнуть активному вниманию;
— снимает стресс.
Тренируйте память! Если вы не утруждаете себя запоминанием, то она атрофируется подобно мышцам. Вспомните, как легко и просто вы считали в уме учась в школе. А что теперь со всеми этими калькуляторами? Устный счёт великолепный тренажер оперативной (краткосрочной) памяти.
Бросайте курить, способность к запоминанию после выкуренной сигареты снижается в разы.
Ещё небольшая хитрость — доказано, что информация находящаяся в начале и конце сообщения запоминается лучше. Вы можете так распланировать свою публичную речь, чтобы подать основную часть в начале и/или конце, а не в середине как это обычно принято.
ОПЕРАТИВНАЯ ПАМЯТЬ (англ. working memory) — вид памяти, включающий процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации, перерабатываемой в ходе выполнения действия и необходимой только для достижения цели данного действия. Син. рабочая память. В П. о. поступает материал как из долговременной, так и из кратковременной памяти. Характеристики П. о.: объем, точность, скорость запоминания, длительность хранения, лабильность и помехоустойчивость — являются функциями от содержания, особенностей задач и способов деятельности. См. Оперативная единица восприятия, Памяти помехоустойчивость. (Т. П. Зинченко.)
Добавление ред.: Вопрос о самостоятельном статусе П. о. является дискуссионным; П. о. может рассматриваться и как форма, аналог, вид (и даже синоним) кратковременной памяти.
ОПЕРАТИВНАЯ ПАМЯТЬ — вид памяти, рассчитанный на хранение информации в течение определенного времени, нужного для выполнения некоего действия или операции. От памяти краткосрочной отличается тем, что непосредственно включена в регулирование деятельности для удержания ее промежуточных результатов. Предполагает восприятие объектов в момент совершения действий, краткосрочного удержания в памяти образа и всей ситуации, а также их изменений. При этом данные памяти, идущие от восприятия, соответственно решаемой задаче дополняются данными, хранимыми в памяти долговременной.
Оперативная память (working memory)
Фактически все виды психич. деятельности требуют координации нескольких порций информ., нескольких идей, или нескольких сенсорных входов. Людям часто приходится начинать работать над идеями или входными сигналами по одному и лишь затем интегрировать их в целый пакет. Рассмотрим процесс чтения к.-н. длинного предложения: сначала необходимо расшифровать более ранние слова предложения, затем удерживать эти слова в памяти во время работы над следующими словами. Далее, как только распознаны несколько слов, необходимо объединить эти слова для того, чтобы понять целую фразу. Аналогичным образом можно рассмотреть простой план: необходимо сначала определить свою цель, а затем удерживать этот выбор, чтобы сосредоточиться на предшествующих шагах, необходимых для достижения этой цели. Тогда, если эти предшествующие шаги предприняты, нужно обдумать цель снова, чтобы выбрать следующие шаги.
Эти примеры наводят на мысль о взаимодействии мышления и памяти: чтобы уделить внимание одному аспекту проблемы, необходимо отставить в сторону др. аспекты, однако последние должны оставаться доступными, чтобы можно было объединить их в полный пакет. Память, делающая это возможным, называется рабочей, или О. п. Когда информ. используется в текущий момент или может вскоре понадобиться, она сохраняется в О. п. В сущности, О. п. функционирует как внутренний электронный блокнот, хотя эта метафора отводит О. п. слишком пассивную роль. Информ. в О. п. должна быстро поступать в распоряжение пользователя, чтобы облегчить легкий доступ к необходимой информ. Но для того чтобы сделать легкий доступ возможным, объем О. п. должен быть ограниченным (чтобы поиск в этой памяти не составлял труда).
Вторичная память может удерживать огромное количество информ. (а именно все приобретенные чел. знания). Однако, как следствие этого, необходимы значительное время и усилие, чтобы определить местонахождение информ. в этом огромном складе. Предположительно, вторичная память удерживает материал очень долгое время и поэтому в некоторых работах ее называют долговременной памятью (ДП). О. п. необходима для сохранения материала лишь на протяжении времени работы с ним и поэтому в более ранних работах, она описывается как кратковременная память (КП).
Во мн. ранних исслед. О. п. особо подчеркивается ее роль в усвоении нового материала. Несколько принципов яв-ся решающими для понимания этого. Мы склонны обдумывать материал, к-рый только что заметили, и таким образом вновь поступающий материал, несомненно, получает доступ в О. п. Информ. в О. п. легко отыскивается и поэтому, вероятно, сообщается в любом виде тестов памяти. Кроме того, процесс запоминания (т. е. помещения материала во вторичную память) обычно облегчается, если мы понимаем и активно обдумываем подлежащий запоминанию материал (ПЗМ). Эта работа с ПЗМ скорее всего потребует времени и усилий и потому также потребует поддержки О. п. Следовательно, материал, к-рый просто быстро проходит через О. п., вряд ли запомнится, тогда как материал, к-рый находится в О. п. в течение более длительного времени, скорее всего сохранится в памяти, если это время будет потрачено соответствующим образом (т. е. на активную обработку ПЗМ).
Только что услышанный или увиденный материал обычно запоминается достаточно хорошо — явление, названное эффектом новизны. Он отражает тот факт, что этот свежий материал может быть легко извлечен из О. п. Однако если между предъявлением ПЗМ и проверкой запоминания вводится др. задание, эффект новизны разрушается, потому что это промежуточное задание потребует места в О. п., вытесняя ранее поступившие в нее новые элементы. Кроме того, время, в течение к-рого элемент находился в О. п., служит удовлетворительным предиктором вероятности его последующего воспроизведения из вторичной памяти, что согласуется с утверждениями, что помещение материала во вторичную память требует умственной работы и что сама эта работа использует О. п.
Более современные исслед. посвящены выяснению роли О. п. в др. задачах. Мн. из этих исслед. разрабатывали тот известный факт, что объем О. п. несколько варьирует от индивида к индивиду. Поэтому можно получить информ. о функции О. п., задавая вопросы о том, какие задачи или какие процессы облегчаются несколько большим объемом О.п. и какие задачи обходятся меньшим объемом О. п. Напр., исслед. чтения установили решающую роль О. п., о чем свидетельствуют сильные положительные корреляции, наблюдаемые между объемом О. п. (т. е. ее совокупным ресурсом) и различными мерами понимания прочитанного и скорости чтения. Т. о., индивидуум с большим объемом О.п., вероятно, также проявит себя как более эффективный читатель. Сходные результаты были получены при оценке навыков рассуждения.
Эти исслед. привлекают внимание к важности измерения объема О. п. Считается, что, в общем, О. п. удерживает (в среднем) 7 ± 2 единиц информ. О. п., похоже, действительно имеет около 7 ячеек, в к-рых можно разместить информ., но существует гибкость в том, как информ. упакована в этих ячейках. Объем О. п. часто измеряют с помощью задач на объем памяти, в которых испытуемым зачитывают ряд букв или цифр, и они должны сразу же его повторить. Когда ряд состоит из 6 или 7 элементов, задача обычно выполняется безошибочно. При использовании более длинных рядов встречаются ошибки, свидетельствуя о том, что был превышен объем О. п. Тем не менее испытуемые могут избежать этого явного ограничения своей памяти, применяя следующую стратегию. Рассмотрим задачу, в к-рой испытуемому зачитывают ряд букв: «X, О, П, У, Р, А, И, Л…». Вместо того чтобы воспринимать ряд как последовательность букв, испытуемый может представить себе этот ряд как последовательность слогов или, в данном случае, даже осмысленных слов («хоп», «ура», «ил»…). При таком подходе испытуемые будут без особого труда запоминать 21 букву или около того. Организуя ПЗМ в виде более крупных блоков, испытуемые могут весьма эффективно использовать 7 ячеек О. п.
В действительности, объем О. п. отражает объединенный вклад различных компонентов О. п., ибо накопленные данные указывают на то, что О. п. не яв-ся единой и неделимой вещью. Наоборот, О. п. может быть разделена на несколько частей: центральную исполняющую систему, способную выполнять широкий спектр сложных функций, а также многочисленные подчиненные компоненты системы, обеспечивающие кратковременное, довольно механическое хранение информ. Используя подчиненные компоненты как простые хранилища, более мощная исполняющая система освобождается для др., более ответственных аспектов задачи.
Наиболее хорошо понятой из подчиненных компонентов, или подсистем О. п., является фонологическая петля. При использовании этой петли центральная исполняющая система инициирует внутреннее проговаривание ПЗМ. Эта активность посредством внутреннего голоса вызывает запись данной фонетической транскрипции, к-рая загружается в фонологический буфер (внутреннее ухо). Эта запись постепенно затухает, и тогда этот цикл должен быть запущен заново, причем от исполняющей системы опять требуется инициировать действия во внутреннем голосе. Однако внутри каждого цикла функции внутреннего голоса и внутреннего уха выполняются более-менее автоматически, освобождая исполняющую систему для работы с другими функциями.
С этим представлением хорошо сочетается широкий круг данных. Напр., эффективность КП снижается, если ПЗМ фонологически схожи друг с другом. Это отражает смешиваемость этих элементов внутри фонологического буфера, и этот эффект фонологического сходства на самом деле устраняется, если испытуемым не разрешено использовать петлю повторения. (Использование этой петли может быть блокировано, напр., если испытуемых заставляют произносить вслух «та, та, та…» при выполнении основного задания. Такое использование речи занимает контрольные механизмы, необходимые для внутреннего голоса, делая этот ресурс недоступным при использовании в повторении.) Подобным же образом измеренный объем несколько больше для коротких слов, чем для длинных. Это происходит оттого, что внутренний голос способен быстрее произносить короткие слова, позволяя тем самым более эффективно использовать этот ресурс.
Опять же, этот эффект устраняется при запрете использования петли повторения.
Несмотря на впечатляющий прогресс в понимании петель повторения О. п., меньше известно о центральной исполняющей системе О. п. Обычно предполагается, что эта система тесно связан с системами, осуществляющими мониторинг и контроль внимания, а также играет решающую роль в инициировании и координировании действий. Эти функции ясно показывают, что центральная исполняющая система не является памятью в обычном смысле (т. е. это не просто средство хранения информ.). Вместо того чтобы быть хранилищем, центральная исполняющая система осуществляет более активную обработку информ., акцентируя работу, выполненную в О. п.
См. также Устойчивость внимания, Коннекционизм, Память, Процессы поиска и извлечения информации из памяти, Объем памяти, Мнемоника
Д. Райзберг
Похожие материалы: Следующие материалы: Предыдущие материалы: |
что представляет собой? Как ее прокачать? Варианты тренировок и упражнений
По длительности хранения информации в структурах головного мозга индивида выделяют кратковременную (КП), долговременную (ДП) и оперативную память (ОП). Человек, получивший задание запомнить новые сведения, для успешного выполнения задачи обращается не только к ранее приобретённым знаниям (ДП), но и к конкретным указаниям и инструкциям, которые помогают воплотить намеченную цель (ОП).
Что это такое?
В середине ХХ в. учёные выявили происходящие оперативные преобразования в кратковременной памяти при осуществлении индивидом познавательных процессов. Во время выполнения сложных математических вычислений, при решении задач промежуточные результаты удерживаются в голове до тех пор, пока человек ими оперирует. Впоследствии часть действий забывается. Лишние для дальнейшей работы сведения вытесняются из памяти. Период их хранения определяется задачей, поставленной индивидом. Данные могут сохраняться от считаных секунд до нескольких минут. Вытеснение ненужных фактов освобождает место для усвоения новой информации.
Исследователи дали определение этому процессу. Оперативная память представляет собой удержание в мозговых структурах человека исходных данных, необходимых для выполнения отдельного акта действия. Основной характеристикой ОП является запоминание и воспроизведение сведений, нужных для осуществления конкретной операции в текущей деятельности.
Таким образом, оперативная память в психологии составляет промежуточное звено между кратковременным и долговременным запоминанием. Она работает при проведении индивидом актуальных операций в течение небольшого промежутка времени с целью сохранения следа образа, необходимого для выполнения текущей задачи.
Основные свойства
Функционирование ОП сопряжено с сильным нервно-психическим напряжением вследствие взаимодействия ряда противоборствующих центров возбуждения. ОП способна удерживать не более двух переменных факторов в момент оперирования с объектами, состояние которых меняется.
Человек прекрасно понимает сложные длинные фразы благодаря хорошей ОП. Осмысление текста происходит за счёт краткосрочного запоминания некоторых его элементов. Математическая задача поддаётся решению, потому что какое-то время в памяти удерживаются нужные цифры.
Оперативной памяти свойственны избирательность, поверхностность и непродолжительность. Например, при подготовке презентации школьник запоминает свой доклад до мельчайших подробностей, вплоть до выбора интонации в момент произнесения речи. После выступления суть изложенной информации остаётся в долгосрочном хранилище памяти, а мелкие детали и какие-то тонкости воспроизведения самой презентации стираются.
Как развивать?
Любой современный человек знает, что прокачать оперативную память компьютера означает тестирование её пропускной способности и латентности, а также добавление дополнительного объёма. Возможно ли человеку натренировать эту функцию головного мозга с целью увеличения ёмкости данного вида памяти? Улучшить продуктивность ОП можно посредством максимальной нагрузки, отсутствие которой ускоряет процесс ослабления и старения мыслительной функции.
Механическое зазубривание учебного материала не позволяет знаниям пробиться из оперативного хранилища в долговременный архив. Машинальное заучивание стихов и прозаического текста не способствует развитию ОП. Пользу приносит осмысленное запоминание рифмованных строк и прозы, пополнение словарного запаса, изучение иностранных языков, решение задач, разгадывание кроссвордов и ребусов.
Перспективы укрепления ОП есть при условии выполнения ежедневных тренировочных упражнений. Примеры поставленных перед человеком задач:
- ежедневное ведение дневника с фиксацией интересных сведений, полученных в течение дня;
- проговаривание вслух любой воспринимаемой новой информации;
- пересказ родственникам, друзьям, знакомым сюжетов просмотренных фильмов, содержания прочитанных книг;
- письменное описание архитектурных особенностей увиденного здания;
- составление фоторобота любого прохожего, случайно встреченного человека;
- проявление интереса к освоению функций новых смартфонов и другой электронной техники;
- ежевечернее восстановление в памяти пережитых эмоций, событий прошедшего дня с мысленным воссозданием мельчайших подробностей в обратной последовательности.
Память можно натренировать исключительно действиями. Решение простых задач, устные подсчёты без применения калькулятора являются великолепной тренировкой оперативной памяти.
Разделение на группы
Вся полученная информация должна подлежать структуризации. Разделение на блоки эффективно сказывается на конечном результате. Чтение по слогам, группам слов способствует организации целостности запоминаемого текста.
Для быстрого заучивания числа, состоящего из 9 знаков, советуют его разбить на части по 3 цифры. Допустим, нужно запомнить номер документа 314365404. Первую группу цифровых знаков можно связать с числом «пи». Вторую треть номера запоминают по количеству дней в году. Последняя цифровая группа ассоциируется с возникновением ошибки при поиске нужной информации в интернете, когда на пустом экране высвечивается надпись «Error 404 Not Found».
При объединении усвоенных отдельных цифровых групп воспроизведение всего номера происходит легко и быстро.
Мнемотехника
Информация любой сложности хорошо запоминается с помощью применения мнемоники, нацеленной на образное восприятие материала. Техника предполагает создание ассоциативных связей, усиление концентрации внимания. Поступающие сведения мысленно кодируют путём порождения образов. В ход идёт привлечение запахов, вкусовых ощущений, звуков, музыки, картинок и самых разнообразных эмоций.
Для запоминания важной информации не надо сразу же фиксировать её в блокноте. Сначала нужно в своём воображении создать образ, яркую ассоциацию. Чем абсурднее получаются ассоциативные ряды, тем легче запоминается необходимый материал. Воспроизвести в памяти список нужных покупок несложно с помощью способа привязки к предметам, встречающимся по пути от квартиры до супермаркета. Например, человек должен купить помидоры, сахар, консервированную кукурузу, тапочки, зубную пасту, детскую куртку, свежий номер любимого журнала.
При запоминании надо намеренно преувеличивать образы, оживлять предметы, видоизменять их, делать акцент на конкретной детали объекта. Не будет упущена ни одна покупка, если человек представит свой путь к месту приобретения товаров. При выходе из квартиры он в своём воображении натыкается на огромную гору свежих ярко-красных помидоров. Проходя мимо почтовых ящиков, потенциальный покупатель видит, как из их щелей быстро сыплется белоснежный сахарный песок.
Выход на улицу преграждает огромная банка кукурузы, размер которой может превышать человеческий рост. Из урны, стоящей возле скамейки у подъезда, торчат тапочки яркой расцветки. На лавочке небрежно раскиданы тюбики зубной пасты. Куст сирени накрыт детской курткой, сверкающей за счёт неоновой подсветки. Тропа завалена красочными журналами.
Привлечение музыкальных произведений к процессу заучивания помогает связать конкретные сведения с определёнными звуками. Впоследствии звуковые ряды позволяют без лишних усилий извлечь из мозговых структур нужную информацию.
Плюсом применения музыки для запоминания фактов является возможность расслабления психики и передышки в использовании активного внимания. Попутно снимается стресс.
Правильное питание, достаточное пополнение организма витаминами, здоровый образ жизни, полноценный сон, ежедневные прогулки, физические упражнения способствуют улучшению работы оперативной памяти. Желательно избегать отрицательных эмоций и стрессовых ситуаций. У курильщиков и любителей спиртных напитков происходит значительное снижение запоминания любых сведений, поэтому есть прямой смысл избавляться от вредных привычек.
память оперативная — это… Что такое память оперативная?
- память оперативная
— вид памяти, рассчитанный на хранение информации в течение определенного времени, нужного для выполнения некоего действия или операции. От памяти краткосрочной отличается тем, что непосредственно включена в регулирование деятельности для удержания ее промежуточных результатов. Предполагает восприятие объектов в момент совершения действий, краткосрочного удержания в памяти образа и всей ситуации, а также их изменений.
При этом данные памяти, идущие от восприятия, соответственно решаемой задаче дополняются данными, хранимыми в памяти долговременной.
Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест.
С. Ю. Головин.
1998.
- ПАМЯТЬ ОПЕРАТИВНАЯ
- (англ. working memory) — вид памяти, включающий процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации, перерабатываемой в ходе выполнения действия и необходимой только для достижения цели данного действия. Син. рабочая память. В П. о. поступает материал как из долговременной, так и из кратковременной памяти. Характеристики П. о.: объем, точность, скорость запоминания, длительность хранения, лабильность и помехоустойчивость — являются функциями от содержания, особенностей задач и способов деятельности. См. Оперативная единица восприятия, Памяти помехоустойчивость. (Т. П. Зинченко.)
Добавление ред.: Вопрос о самостоятельном статусе П. о. является дискуссионным; П. о. может рассматриваться и как форма, аналог, вид (и даже синоним) кратковременной памяти.
Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК.
Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко.
2003.
- память образная
- память сенсорная
Смотреть что такое «память оперативная» в других словарях:
ПАМЯТЬ ОПЕРАТИВНАЯ — ПАМЯТЬ ОПЕРАТИВНАЯ. См. операивная память … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Память оперативная — – память на информацию, которая поступает из внешних впечатлений и одновременно с тем извлекается из хранилищ памяти в процессе решения какой то актуальной задачи. Вариант кратковременной памяти. Синоним: Рабочая память … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
память оперативная — см. Память кратковременная … Большой медицинский словарь
оперативная единица восприятия — (оперативная единица восприятия) единицам, восприятия оперативным соответствует некое выделение в поле перцептивном единичных предметов. В ходе развития деятельности содержание этих единиц меняется. Так, при изучении телеграфного кода… … Большая психологическая энциклопедия
память кратковременная — подсистема памяти, обеспечивающая оперативное удержание и преобразование данных, поступающих от органов чувств и из памяти долговременной. Необходимым условием перевода материала из памяти сенсорной в П. к. считается обращение на него внимания.… … Большая психологическая энциклопедия
память — процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. П. связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией … Большая психологическая энциклопедия
Память кратковременная (КВП) — – память со сроком хранения информации в пределах 20 секунд (по другим данным, от 20 секунд до 1 минуты), то есть времени, достаточного для интерпретации и оценки информации, поступившей из сенсорной памяти. Объём такой памяти у взрослого… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Оперативная память — Запрос «ОЗУ» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Модули ОЗУ для ПК … Википедия
Память с произвольной выборкой — Варианты конструкции модулей RAM, используемые в качестве ОЗУ компьютеров. Сверху вниз: DIP, SIPP, SIMM 30 pin, SIMM 72 pin, DIMM, DDR DIMM Запоминающее устройство с произвольным доступом ЗУПД (или Запоминающее устройство произвольной выборки… … Википедия
Память с произвольным доступом — Варианты конструкции модулей RAM, используемые в качестве ОЗУ компьютеров. Сверху вниз: DIP, SIPP, SIMM 30 pin, SIMM 72 pin, DIMM, DDR DIMM Запоминающее устройство с произвольным доступом ЗУПД (или Запоминающее устройство произвольной выборки… … Википедия
Книги
- Муниципальное управление (CDpc), Парахина Валентина Николаевна, Галеев Евгений Валерьевич, Ганшина Людмила Николаевна. Учебным объектом электронного учебного курса является издание: Парахина В. Н. Муниципальное управление: учебное пособие/В. Н. Парахина, Е. В. Галеев, Л. Н. Ганшина. — М.: КНОРУС, 2007.… Подробнее Купить за 1070 руб
- Модернизация и ремонт ПК для чайников, Ратбон Энди. Превратите компьютер в мощную мультимедийную машину, безотказную и всегда готовую к работе! Хотите добиться максимума от своего ПК? Тогда прочтите эту книгу, которая поможет вам вдохнуть… Подробнее Купить за 864 руб
- Модернизация и ремонт ПК для чайников, Энди Ратбон. Превратите компьютер в мощную мультимедийную машину, безотказную и всегда готовую к работе!Хотите добиться максимума от своего ПК? Тогда прочтите эту книгу, которая поможет вам вдохнуть новые… Подробнее Купить за 506 грн (только Украина)
Другие книги по запросу «память оперативная» >>
Свойства памяти мозга человека — от объема до качества запоминания
С древних времен людей интересовали свойства памяти. Один греческий миф рассказывает о реке Лета, которая лежит на пути в царство мертвых. Ее воды, дарующие забвение, символизируют окончание, завершение. Умершие – значит, потерявшие память. В противовес, другой миф рассказывает о богине Мнемозине, матери муз. Она символизирует начало. К ней обращаются творческие люди в поисках вдохновения. Жить, развиваться, создавать – значит помнить. Этих два мифа наглядно демонстрируют важность феномена, о котором пойдет речь.
Что такое память?
Память — сохранение, накопление и дальнейшее воспроизведение полученной информации в форме знаний или навыков.
С физиологической точки зрения память – одна из функций головного мозга. Каждое событие «записывается» определенными зонами. В качестве материальных носителей выступают нейроны. Блоку информации соответствуют нейронные связи, которые обновляются или изменяются при необходимости. Количество «носителей» в распоряжении мозга (а значит, объем информации) впечатляет: 20 миллиардов клеток которые создают несколько миллиардов соединений.
С точки зрения психологии свойства памяти глубоко индивидуальны и зависят от врожденных талантов, воспитания, характера, возраста. Но каждый может и должен развиваться. Память — это основа способности к познанию. Познавательный процесс не ограничивается отражением окружающего мира и предполагает реорганизацию имеющегося опыта, а значит, предвидение и создание нового.
Ключевые характеристики
Память характеризуется следующими параметрами:
- объем;
- точность;
- скорость;
- длительность;
- прочность.
Объем показывает сколько может быть усвоено информации. В среднем, человек задействует не более пяти процентов доступного ресурса и этот показатель легко увеличивается.
Под точностью понимается количество запоминаемых незначительных деталей. Например, даты, элементы одежды, интерьера, точные формулировки. Скорость запоминания, усвоения информации во многом врожденный показатель. Если целенаправленно развивать его, возрастут остальные характеристики. То же касается скорости воспроизведения. Чем быстрее мозг воспроизводит необходимую информацию, тем более эффективно используется накопленный опыт.
Следующий параметр — длительность хранения, зависящий от ситуации и целей. Одни моменты вспоминаются годами, другие забываются сразу. То, сколько хранится информация, зависит от эмоционального фона усвоения. Это же правило действует в отношении других характеристик. Приведем такой пример. Каждый день проезжая на автобусе один и тот же маршрут, вряд ли запомните, как выглядят деревья и здания за окном. Представьте теперь, что дверь случайно защемила вас, и транспорт поехал, не заметив этого. Образы, которые попадут в мозг в такой обстановке, запомнятся надолго, вплоть до мельчайших подробностей.
Виды памяти
По срокам активности память разделяют на кратковременную, оперативную и долговременную. Различие между ними в устойчивости связей, которые формируются в мозгу.
- Первая предназначена для ориентации в пространстве, время функционирования не более 30 секунд.
- Оперативная память служит для актуализации информации, необходимой при выполнении определенной задачи. Она функционирует столько, сколько этого требует данный вид деятельности.
Проверить объем оперативной памяти легко. Попросите продиктовать цифры в случайном порядке. Потом повторите услышанное. Задачу нетрудно усложнить: сначала ответить на несколько любых вопросов, затем воспроизведение последовательность. Начните с пяти цифр. Следующий набор будет состоять из шести и так далее. В среднем человек в состоянии запомнить от семи до девяти цифр. Если вы дошли до двенадцати, это показатель очень высокой продуктивности оперативной памяти.
- Долговременная память – запоминание на длительный срок. Как правило, мозг лучше усваивает информацию, в которой человек заинтересован.
По типу психической активности выделяют двигательную, словесно-логическую, образную и эмоциональную память. Первая — основа изучения любых действий и хорошо развита у танцоров, спортсменов. Словесно-логическая направлена на фиксирование абстрактного материала, связана с центром мозга, который отвечает за обработку логической информации. Характеризуется высокой точностью воспроизведения. Образную память, или способность воспроизводить образный материал, разделяют на зрительную, слуховую, осязательную. Лучше всего она развита у детей и отступает на второе место с возрастом. Память на чувства это способность воспроизводить то или иное эмоциональное состояние.
Как улучшить память?
Хорошая память – обязательное условие обучения. Любая деятельность зависит от качества памяти. Повысить качество и объем запоминаемого материала помогут специальные методики, которые основываются на особенностях этой функции мозга.
Переход информации из кратковременной сферы в долговременную связан с биохимическими процессами, для протекания которых необходимо минимум 30 минут. Качество усвоения напрямую связано с количеством повторений, однако, одного зазубривания мало. Логический анализ материала, его структурирование, визуализация, сравнение с чем-то знакомым делает процесс эффективнее, позволяя освоить больший объем. Разбейте информацию на блоки, каждый из которых расположите в определенном месте воображаемого, или нарисованного «футбольного поля» (или придумайте свой вариант). Помогает ассоциация ключевых тезисов с какими-нибудь зрительными или звуковыми образами. Визуализация применима при запоминании цифр – достаточно расположить их в виде картинки, которая будет ассоциироваться с нужным событием. Обобщив, скажем, что фундамент этих методов лежит в наполнении новой и пока чуждой информации содержанием, основанным на прошлом опыте.
Тренировать память нужно регулярно. Когда прекращается освоение новых знаний, эта функция слабеет. Для тренировок, как и для улучшения, необходимо каждый день что-то изучать – пару иностранных слов, стих. Развитая память помогает в занятиях творчеством, делает жизнь насыщенной и осмысленной, а мышление острым.
Автор статьи: Лаухина Екатерина
42. КРАТКОВРЕМЕННАЯ, ДОЛГОВРЕМЕННАЯ И ОПЕРАТИВНАЯ ПАМЯТЬ
Существует также деление памяти на кратковременную и долговременную. Кратковременная память – это вид памяти, характеризующийся очень кратким сохранением воспринимаемой информации. В чем-то кратковременная память похожа на непроизвольную. Так же как и в случае с непроизвольной памятью, при кратковременной памяти не используются специальные мне-мические приемы. Но, в отличие от непроизвольной, при кратковременной памяти для запоминания человек предпринимает определенные волевые усилия.
Проявлением кратковременной памяти является тот случай, когда испытуемого просят прочитать слова или предоставляют для их запоминания очень мало времени (около одной минуты), а потом просят сразу воспроизвести то, что он запомнил. Естественно, что люди отличаются по количеству запоминаемых слов. Это происходит потому, что они обладают различным объемом кратковременной памяти.
Объем кратковременной памяти индивидуален. Он характеризует природную память человека и сохраняется, как правило, в течение всей жизни. Объем кратковременной памяти прежде всего характеризует способность механически, т. е. без использования специальных приемов, запоминать воспринимаемую информацию.
Кратковременная память играет очень большую роль в жизни человека. Благодаря ей перерабатывается значительный объем информации, сразу же отсеивается ненужная и остается потенциально полезная. Вследствие этого не происходит перегрузка долговременной памяти.
В целом же кратковременная память имеет огромное значение для организации мышления, и в этом она очень похожа на оперативную память.
Понятием «оперативная память» обозначают мнемические процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции. Когда человек выполняет какое-либо сложное действие, например арифметическое, то осуществляет его по частям. При этом он удерживает в уме некоторые промежуточные результаты до тех пор, пока имеет с ними дело. По мере продвижения к конечному результату конкретный отработанный материал может забываться. Аналогичное явление можно наблюдать при выполнении любого более или менее сложного действия. Части материала, которыми оперирует человек, могут быть различными (например, ребенок начинает читать со складывания букв). Объем этих частей, так называемых оперативных единиц памяти, существенно влияет на успешность выполнения той или иной деятельности. Поэтому для запоминания материала имеет большое значение формирование оптимальных оперативных единиц памяти.
Без хорошей кратковременной памяти невозможно нормальное функционирование долговременной памяти. В последнюю может проникнуть и надолго отложиться лишь то, что когда-то было в кратковременной памяти, поэтому кратковременная память выступает в виде своеобразного буфера, который пропускает лишь нужную, уже отобранную информацию в долговременную память. При этом переход информации из кратковременной в долговременную память связан с рядом особенностей. Так, в кратковременную память в основном попадают последние пять-шесть единиц информации, полученной через органы чувств. Перевод из кратковременной памяти в долговременную осуществляется благодаря волевому усилию. Причем в долговременную память можно перевести информации гораздо больше, чем позволяет индивидуальный объем кратковременной памяти. Это достигается путем повторения материала, который надо запомнить. В результате происходит наращивание общего объема запоминаемого материала.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
Особенности механической (логической) памяти: ее примеры и тренировка
Память – одна из самых значимых способностей человека, ведь без неё невозможно полноценное существование. Что такое механическая память, как её развивать, и какую роль она играет в жизни людей?
Память
Механическая память в психологии
Способность запомнить и рассказать информацию, смысла которой человек не понимает, называется механической памятью. Студенты прозвали такой метод «зубрёжкой», поскольку впечатывание материала в голову происходит путём многократного повторения, тогда как смысл заученного уходит на второй план. Этот вид памяти основан на ассоциации по смежности, то есть запоминается последовательность информации, порядок элементов относительно друг друга. Если вдруг один из них выпадет, то будет очень сложно довести цепочку до конца.
Обладатель развитой механической памяти может иметь средний интеллектуальный уровень. Слова запоминаются точно в такой форме, в какой человек их видит или слышит. Если в заучиваемый текст закралась ошибка, то и при воспроизведении она останется.
Особенности механической памяти
У дошкольников и детей в младшей школе механическая память может преобладать, но при переходе в старшие классы ребенок обязательно должен освоить осмысленное запоминание.
Механическая память:
- Имеет ограниченный объём. Старшекласснику нужно усвоить огромное количество информации по разным предметам. Заучивание механически приведёт к тому, что придётся тратить много времени на уроки, к хронической усталости;
- Непластична. Каким образом сведения заучены, так и воспроизводятся, исправлять ошибки достаточно тяжело;
- Кратковременная. После того, как материал рассказан, он быстро забывается. Тогда как словесно логическая память часто сохраняет это выученное на всю жизнь;
- С её помощью запоминаются не только слова, но и движения, звуки, запахи. Такая память есть и у животных;
- Может быть врождённой (дети с хорошей механической памятью способны в 2 года рассказывать наизусть длинные стихотворения) или приобретённой;
- Требует волевых усилий, закрепляется с помощью многократных повторений.
Зубрёжка
Логическая память
Нельзя говорить о механической памяти и не упомянуть о другом виде и её противоположности – логической памяти. В этом случае информация анализируется, раскладывается на важную и второстепенную, выявляется смысл, который легко заучивается после предварительной работы. Такой метод запоминания и воспроизведения информации требует меньшее количество повторений. В процессе определения логических связей появляются чертежи, списки и схемы, которых не было в первоначальном варианте.
Важно! Информация, заученная логически, может быть сформулирована каждый раз по-новому. Неизменным остаётся только смысл.
Сравнение механической и логической памяти
Механическая – опирается на 1 сигнальную систему, в основе лежит повторение, запоминается только внешняя форма, формулировка не может изменяться. Если материал не повторять, то быстро забывается.
Логическая память характеризуется работой в рамках 2 сигнальной системы, с опорой на первую. Запоминание происходит с помощью выстраивания логических связей, цель его – сохранить и воспроизвести смысл. Для этого используются анализ информации, поиск главного и второстепенного. Сохраняется она в памяти надолго, бывает, что на всю жизнь.
Тренировка и развитие
С двух до пяти лет у ребёнка благодатный период для совершенствования механической памяти. В этот промежуток времени необходимо читать ему хорошие детские стихотворения, учить их вместе.
Важно! Улучшить механическую память можно, осваивая иностранные языки, заучивая наизусть стихотворные тексты. Нужно запоминать формулы и научные термины, исторические даты и статистические данные, списки продуктов, телефоны и адреса, географические названия, числа, имена и отчества.
Учёные доказали, что человек забывает больше всего информации в первые 2 часа после зубрёжки. Если учить перед сном, гораздо меньше материала будет стираться из памяти, так как во время ночного отдыха он переходит из кратковременной в долговременную память и потом легче воспроизводится.
Механическая память, по мнению специалистов, – это основа успешной учёбы.
Интерес к учёбе
Упражнения для детей
- Каскад. Взрослый читает список слов. Если ребёнок легко повторяет, перечень увеличивается ещё на одно.
- Родитель медленно озвучивает 10 слов. Дети рисуют их пальцем на столе, потом вспоминают.
- Ребёнок внимательно рассматривает окружающую обстановку, затем отворачивается и перечисляет предметы.
- Взрослый на листе бумаги рисует несложную композицию из фигур или узор. Дети одну минуту смотрят, потом по памяти воспроизводят в тетрадях.
- На поверхность стола выставляется несколько разных предметов или картинок. Ребёнок внимательно смотрит, затем отворачивается. Взрослый меняет что-то в положении или совсем перепутывает. Задача детей – расставить всё по местам.
- Воспитатель читает слова, предлагая детям иллюстрировать их с помощью поз, звуков или жестов, далее ребята пытаются вспомнить список.
Повторить текст
Взрослому человеку увеличить объём механической памяти поможет работа с запоминанием текста. Для начала можно выбрать небольшой отрывок и попытаться пересказать его. Со временем необходимо повторить отрывок целиком, потом взять 2 текста, увеличивая количество знаков.
Запоминание имён
Объём кратковременной памяти человека сильно связан с возможностями механической. Имя только что представленного человека забывается, поскольку в процессе общения старая информация в кратковременной памяти замещается новой. Чтобы запомнить имя знакомого, нужно громко и отчётливо его произнести, подумать, чем оно похоже на своего обладателя.
Развивать механическую память можно более эффективно, если следовать нехитрым правилам:
- Не брать слишком большой объём информации сразу, учить по частям;
- Повторять материал через одинаковые промежутки времени;
- Использовать мнемотехнику;
- После часа работы отдыхать 15 минут;
- Разнообразить материал.
Примеры использования механической памяти
Учёные говорят об огромном значении словесно логической памяти – это способность точно воспроизвести смысл прочитанного своими словами. Она настолько значима, поскольку, выбирая главное, не загружает мозг незначительными деталями, позволяет обучаться быстрее и обеспечивает долгосрочное хранение. Однако без механической памяти невозможно обойтись в ряде случаев.
Механическая память помогает изучать языки
- При изучении иностранных языков необходимо знать, как пишется новое слово, и как оно звучит. Успешно справляться с этим помогает механическая память, пока не возникнет взаимосвязь между слуховым и зрительным восприятием.
- С её помощью можно запоминать несложные физические упражнения.
- Она позволяет осваивать научные термины, географические названия.
- Участвует в запоминании стихотворений. Если в стихах оставить только смысл, они потеряют рифму и форму. Запомнить порядок слов позволяет именно механическая память.
- Помогает запоминать цифры (выучить таблицу умножения школьнику) или материал, который индивид не хочет или не может при всём желании понять, например, правило по русскому языку, словарные слова или сложную формулу.
Значение механической памяти для человека
Способствует освоению языка
Когда ребёнок рождается, научиться понимать речь родителей ему помогает механическая память. С двух месяцев можно обучать малыша, показывая ему предметы и чётко обозначая название. Уже через несколько недель некоторые дети способны отыскивать названное глазами. Благодаря механической памяти человек пользуется родным языком и осваивает новые, учится общаться. Огромную роль она играет в процессе обучения и преподавания.
Важно! Когда механическая заменяет словесно логическую память, она препятствует совершенствованию интеллекта, но, если они развиваются параллельно, это только улучшит эффективность обучения.
Нарушения приводят к снижению качества жизни
Это примитивная форма памяти, поскольку опирается на 1 сигнальную систему, и база, без которой сложно осваивать определённый тип информации. Существует такое явление, как гипомнезия – нарушение механической памяти, когда человек не может запомнить элементарных вещей. Жизнь индивида становится сложной, хотя логическая память при этом у него хорошо работает.
Участвует в формировании навыков
Любая деятельность человека требует освоения новых умений и навыков, в формировании которых важную роль играет механическая память. Тот, кто вяжет на спицах, делает это автоматически, поскольку этот навык огромное количество раз повторялся; разволновавшегося музыканта-инструменталиста на сцене нередко спасают пальцы, которые за время репетиций выучили последовательность нажатия клавиш. Были случаи, когда человек, полностью потерявший память, увидев компьютер, мог на нём выполнять свою работу.
Нарушения памяти
Профилактика болезни Альцгеймера
Это заболевание называют чумой XXI века. Человек постепенно теряет память, в итоге перестаёт узнавать близких и забывает, как ухаживать за собой. Лечение от него неэффективно, но в качестве профилактики врачи советуют развивать вербальную и механическую память. Вербальная память при этом в психологии понимается как способность запомнить информацию, полученную в словесной форме (текст или речь).
Механическая память – основа для развития мышления и интеллекта, фундамент для формирования навыков. Без неё немыслимы обучение и полноценная жизнь личности.
Видео
Рабочая память — серьезная наука
Рабочая память — это система, которая обеспечивает интерфейс между окружающей средой и различными аспектами сознания. Это тип памяти, который позволяет нам удерживать информацию, пока мы над ней работаем. Рабочая память также позволяет объединять информацию из восприятия, долговременной памяти и кратковременной памяти.
История термина
Термин «рабочая память» впервые был введен как термин в книге Джорджа А. Миллера, Юджина Галантера и Карла Х.Pribram, но они не стали его детализировать. Затем его использовали Ричард Аткинсон и Ричард-Шиффрин в их очень влиятельной модели кратковременной памяти. Но на самом деле они не подчеркивали функциональную часть этого. Мы с Грэмом Хитчем поступили так в нашей редакции их модели. Наша модель отличается от их, во-первых, тем, что предполагает, что кратковременную память можно разделить на подкомпоненты, и, во-вторых, подчеркивает тот факт, что это система, которая допускает сложное познание и предлагает исследования на этой основе.Аткинсон и Шиффрин предположили, что он сыграл эту роль, но они очень мало сделали для его исследования. Когда мы начали это делать, мы обнаружили, что их модель слишком проста, и нам пришлось ее разработать.
Модель рабочей памяти
Исходная модель состояла из трех компонентов. Первым компонентом была система контроля внимания, которую мы назвали центральным исполнителем, и этому помогали две системы временного хранения: одна, вербальная и акустическая система, которую мы в конечном итоге назвали фонологической петлей, а другая — ее зрительно-пространственным эквивалентом. , зрительно-пространственный блокнот.Впоследствии нам пришлось добавить четвертый компонент, который объединяет три компонента и связывает их с восприятием и долговременной памятью, а также действует как основа сознательного осознания.
Центральная исполнительная власть, безусловно, является наиболее важным и самым сложным компонентом из трех исходных. Это система внимания, имеющая ограниченные возможности обработки. Он также используется в других областях и является центральным для нашего понимания интеллекта как концепции и комплексного познания в целом.Исполнительная власть питается от двух систем временного хранения. Система, которую мы с Грэмом Хитчем изучили наиболее подробно, — это фонологическая петля. Он может хранить информацию в речевой или звуковой форме и может поддерживать ее путем субвокальной репетиции, говоря это самому себе. Доказательства этого поступают из ряда источников. Один из них — эффект фонологического сходства. Если вы пытаетесь запомнить цепочку элементов, и они похожи по звучанию, то они, как правило, путаются, и производительность низка.Например, если мы попросим человека запомнить строку таких слов, как «яма, день, корова, жарко, солнце», он или она запомнит их довольно легко, но если слова похожи по звучанию, как «человек, кот, cab, hat, can ‘, производительность сильно падает.
Эта система не интересуется значением, потому что если вы дадите ей пять слов, которые означают более или менее одинаковые, например «большой, огромный, широкий, длинный, высокий», люди могут запомнить эти почти так же хорошо, как и разные слова. Итак, эта система заинтересована в звуке, подобном речи.С другой стороны, долговременная память интересуется значением. И если мы удвоим длину последовательности из пяти-десяти слов и дадим людям несколько попыток выучить ее, тогда значение слов станет важным, а звук станет неважным.
У нас есть небольшая инкапсулированная система, в которой мы можем поддерживать информацию, сообщая ее себе. Сказав это самому себе, можно продемонстрировать, что люди запоминают пять длинных слов, таких как «холодильник, университет, дифтерия, носорог, возможность». Таким образом, с пятью длинными словами люди могут понять это правильно только в 50% случаев, в отличие от до 90% односложными.Итак, у нас есть небольшая инкапсулированная система, которая не так важна для понимания речи, если вы свободно слушаете или говорите. Это важно для приобретения словарного запаса и на самых ранних этапах обучения чтению. Так что это полезная система, когда вам нужно расположить последовательности звуков в правильном порядке.
Визуально-пространственный эквивалент называется блокнотом. Он содержит как визуальную, так и пространственную информацию, которая, как было показано, относится к разным типам информации.Визуальная информация касается таких вещей, как форма и цвет, тогда как пространственная информация содержит информацию о местоположении. Таким образом, использование карты включает пространственную информацию при изучении символа китайского слова, это гораздо более наглядная задача. Помните, что цвет более нагляден, а проектирование здания более пространственно. Теперь мы думаем, что и визуальная, и вербальная системы временной памяти подпитываются другими потоками информации. Итак, в случае фонологической петли люди показали, что язык жестов у глухих использует эту систему, а не зрительно-пространственную систему, так что задачи, мешающие вербальной фонологической памяти, также мешают языку жестов и чтению по губам.В случае зрительно-пространственной системы у вас есть разные визуальные и пространственные потоки, а также, вероятно, тактильные, в то время как тактильные ощущения включают отдельные рецепторы для ощущений тепла, прикосновения и боли.
Следовательно, каждый случай включает в себя серию перцептивных потоков, которые связываются вместе и затем передаются в четвертую систему, которая является эпизодическим буфером. Здесь можно объединить потоки информации. Для этого предполагается, что буфер имеет несколько измерений. Он визуальный и пространственный, семантический и перцептивный, объединяет все эти вещи воедино и делает их доступными для сознательного осознания.Как таковая, она лежит в основе сознания. Когда я впервые предложил идею эпизодического буфера, я подумал, что это, вероятно, будет очень активная система, которая будет манипулировать информацией. Эксперименты, которые мы провели в последние годы, показывают, что это не так. Что он делает, так это действовать как пассивный экран, на который можно проецировать результат связывания и манипуляции, которые выполняются за кадром, сознанием. Мы не думаем, что это зависит от одной конкретной области мозга, а скорее, что это результат совместной работы нескольких систем мозга.Однако для этого требуется определенный уровень базового сознания, поэтому, если вас ударили по голове или вы спите, ваш эпизодический буфер вряд ли будет работать полностью. Таким образом, эпизодический буфер чем-то похож на сцену, на которой все происходит, или экран, на который проецируются события.
Модель рабочей памяти Баддели / Wikimedia Commons
Рабочая память и мозг
Рабочая память расположена во многих частях мозга. В случае фонологической петли, главным образом, на участке между височной и теменной долями левого полушария, в то время как процесс их репетиции включает более лобную область, иногда известную как область Брока; повреждение этой области также может привести к нарушению беглости речи.Визуально-пространственная система в основном включает правое полушарие, но также распространяется на области в затылочных долях по направлению к задней части мозга. Эта область участвует в визуальных образах, тогда как медиальные теменные области отвечают за пространственную обработку. Однако тот факт, что они активированы, не обязательно означает, что именно здесь хранится информация. Одна из проблем при попытке использовать функциональную визуализацию для понимания рабочей памяти заключается в том, что она в значительной степени корреляционная, она просто говорит, что «эта область активна», но не говорит, действительно ли она необходима для изучаемых когнитивных задач.Например, есть интересный контраст между людьми, которые говорят, что у них очень яркие визуальные образы, и людьми, которые говорят, что у них их нет. Оба они не хуже друг друга в отношении зрительной памяти, но сообщают о совершенно разных переживаниях и, вероятно, имеют разные области мозга, которые активируются. Таким образом, вы получаете доступ к информации из центрального компьютерного магазина и можете получать информацию либо на экране, либо с помощью голосовой версии. Важно то, что хранится, интересно, как это отображается, но не следует путать с тем, где это хранится.
Доли мозга / wikipedia.org
Рабочая память и другие типы памяти
Систему раньше называли кратковременной памятью, что подчеркивало ее временной аспект, предполагая, что решающий вопрос заключался в том, как долго она длится до того, как сохраненная информация передается в долговременную память. Это вообще не работает. Кратковременная память сохраняется надолго, если вы ни о чем не думаете. Кроме того, долговременная память может начинаться так же быстро, как и кратковременная, когда они работают параллельно, а не долговременная, работающая только на более позднем этапе обработки.
Долговременная память также включает ряд разделяемых систем, которые отличаются друг от друга, хотя все они участвуют в хранении информации в течение более длительных периодов, чем рабочая память. В рамках долговременной памяти существует большое различие между явной или декларативной памятью и неявной или недекларативной памятью. Декларативная память — это то, что мы обычно думаем, как воспоминание, воспоминание о том, что вы видели кого-то вчера, или воспоминание о том, что столица Франции — Париж. Напротив, недекларативная память предполагает использование хранимой информации для неявного выполнения задач, а не путем активного запоминания.Обычно на это указывает изменение способа выполнения вами какого-либо действия или действия. Мы часто описываем это как обучение, а не как память, например, при обучении навыкам езды на велосипеде. Другие эффекты неявной памяти могут действовать в течение гораздо более короткого периода времени. Например, если я зачитываю серию слов, а затем прошу вас идентифицировать их, когда вы говорите в шумной обстановке, вы лучше справитесь со словами, которые вы только что услышали, не понимая почему. Действительно, этот эффект проявляется у пациентов с сильной амнезией, которые совершенно не могут вспомнить, что они только что слышали эти или какие-либо подобные слова.
Если вы скажете таким больным амнезией слово, а потом скажете: «Вы видели это слово?», Они скажут «нет». Однако, если вы дадите им несколько первых букв и попросите их угадать подходящее слово, они будут угадывать правильно в той же степени, что и здоровые люди, показывающие, что что-то было изучено, хотя это нельзя явно запомнить. Пациенты также продемонстрируют форму гедонистического или эмоционального обучения. Если вы представите кому-то незнакомую музыку, например корейскую музыку, люди сначала сочтут это неприятным, но когда они послушают ее несколько раз, она им понравится больше.Пациенты с амнезией также демонстрируют этот эффект, хотя отрицают, что когда-либо слышали его раньше. Существует множество таких обучающих систем, которые действуют неявно и не нарушаются у пациентов с амнезией. Они также во многом отличаются от явной памяти о событиях или фактах у здоровых людей. Такие системы различаются по своей природе, но их объединяет то, что их работа не зависит от сознательного контроля.
Явную или декларативную систему можно разделить на две большие категории. Один из них называется эпизодической памятью и представляет собой способность напрямую вспоминать или распознавать определенные эпизоды или события, которые произошли в прошлом.Итак, вспоминая, где вы были в отпуске в прошлом году, например, я вспоминал отпуск в России или действительно вспомнил, что я ел на завтрак сегодня утром, — все это позволяет вам вспомнить конкретное событие или воспоминание, и для этого , вам необходимо, чтобы это было каталогизировано таким образом, чтобы вы могли получить доступ к этой конкретной памяти, например, о том, что вы ели сегодня утром, а не только о том, что вы обычно едите. Итак, вам нужна файловая система и способ найти эту конкретную память в файле.Теперь способ, которым работает эпизодическая память, состоит в том, чтобы связать память с контекстом, в котором она возникла, эффективно «приклеивая» ее к окружающей среде, времени и месту, где она была пережита … Если вы предоставите часть, например, где Я испытал это, и это может вызвать воспоминания о том, что там произошло. Точно так же, если вы запомните чье-то имя, это вернет этого человека. Поскольку этот тип памяти зависит от способности склеивать переживания, он хрупок, к сожалению, ухудшается, когда вы становитесь старше, и сильно нарушается у пациентов с амнезией.
Объем оперативной памяти
В широко цитируемой статье Джордж Миллер предложил емкость в семь блоков информации, которую он назвал своим «магическим числом». Часто это означает, что мы можем запомнить семь элементов, например семизначный телефонный номер. Однако наиболее важным аспектом его статьи является не то, что емкость равна семи, а концепция блока, посредством которого несколько элементов могут быть объединены в один блок, например, слово, а не набор букв. Это также работает на уровне слов, позволяя увеличить диапазон с примерно 5 несвязанных слов до примерно 15 слов, если они образуют осмысленное предложение, позволяющее значимым фразам действовать как отдельные слова.С годами предполагаемая емкость рабочей памяти уменьшилась, а текущая оценка составляет около трех или четырех на основе обширного исследования Нельсона Коуэна.
Фонологическая петля может быть нарушена у людей с повреждением левого полушария в областях, ответственных за язык. Иногда, однако, пациенты, чей язык хорошо сохранился, могут иметь серьезные нарушения кратковременной вербальной памяти, когда их способность повторять незнакомый телефонный номер ограничена двумя цифрами.Они не репетируют, потому что это приведет к попаданию информации в неисправный краткосрочный магазин. У других пациентов могут быть нарушения работы зрительно-пространственного блокнота. Однако в других случаях центральная исполнительная власть нарушена, как правило, в результате повреждения лобных долей. Это может привести к серьезным проблемам в организации их жизни, планированию и автобиографической памяти с ненадежным припоминанием, а также к проблемам с проверкой полученной памяти. приводя к конфабуляции. Один пациент, когда он был дома из реабилитационного центра, повернулся к своей жене и сказал: «Почему вы все время говорите людям, что мы женаты?» — она ответила: «Но мы женаты, у нас трое детей!». очень необычно иметь троих детей и жить вместе, если вы не были женаты.Когда он отрицал это, она достала свадебные фотографии, на которые он сказал: «Ну, этот парень действительно похож на меня, но это не я, потому что я не женат». Час спустя он больше не утверждал об этом. Он не просто шутил, потому что в его поведении также можно было увидеть конфабуляцию. Однажды его видели, как он вез другого пациента на инвалидной коляске по дороге за пределы реабилитационного центра. Остановившись, он сказал, что ведет своего друга посмотреть канализационные сооружения, на которых он работал инженером. Он построил такую систему много лет назад, но очень далеко, и он не мог там ходить.
Итак, лобные доли важны для создания и проверки воспоминаний. Проблема поиска может быть показана через простую задачу — попытаться вспомнить имена как можно большего количества животных за 90 секунд, большинство людей придумают дюжину или больше. Наш пациент сказал: «Собака… их должно быть тысячи… Я сказал« собака »?» Он не потерял знаний, и когда я спросил его, как зовут прыгающее австралийское животное, он сразу ответил «кенгуру». Его проблема заключалась в том, чтобы контролировать поиск в памяти.Лобные доли важны для многих других задач, связанных с исполнительным контролем, включая выполнение тестов интеллекта. А серьезное повреждение обеих лобных долей может привести к инвалидности.
Тренировка рабочей памяти
Несомненно, есть утверждения, что рабочую память можно тренировать, и некоторые программы обучения действительно повышают уровень производительности при выполнении обучаемых задач. и по разным задачам, которые в целом относятся к одной категории. Люди не продемонстрировали, что это улучшение будет распространено на такие образовательные мероприятия, как изучение математики, улучшающее чтение или выполнение тестов на интеллект.По-прежнему возможно, что дополнительное обучение, нацеленное на обобщение, могло бы позволить дальнейшее применение релевантных для обучения приложений, но пока мало доказательств этому.
Текущие исследования рабочей памяти
Существуют сотни открытых вопросов, связанных с рабочей памятью. Самая активная текущая область — это кратковременная зрительная и рабочая память, где все большее число людей перешли к изучению зрительной рабочей памяти от изучения зрительного восприятия и визуального внимания.До сих пор они, как правило, интересовались более ранними стадиями кратковременной зрительной памяти, в то время как мы сами уделяли больше внимания роли контроля внимания, часто используя методы, разработанные для изучения вербальной рабочей памяти.
Также было проделано много работы с использованием нейровизуализации, хотя я не думаю, что до сих пор она была очень успешной в улучшении нашего понимания рабочей памяти. Хотя несомненно, что в конечном итоге это будет продуктивно, я думаю, что отсутствие прогресса отражает сложность системы рабочей памяти и тот факт, что проводить хорошо контролируемые эксперименты по нейровизуализации того типа, который использовался для разработки базовой концепции, дорого и сложно ,Психолог-экспериментатор, использующий здоровых людей, может провести четыре или пять экспериментов, чтобы ответить на вопрос, позволяя общему исследованию контролировать все переменные. Обычно это не относится к нейровизуализационным исследованиям. Кроме того, многие области мозга участвуют в рабочей памяти, методы нейровизуализации часто приводят к наблюдению многих областей активации мозга, что затрудняет получение четких и воспроизводимых выводов. В настоящее время нейровизуализация, вероятно, более успешна в решении таких областей, как восприятие и двигательное поведение, при котором происходит меньше сложных взаимодействий между областями мозга.
Если бы я начал снова, я бы, вероятно, решил работать над влиянием эмоций и мотивации на рабочую память. В когнитивной психологии в настоящее время отсутствует надлежащее понятие психической энергии. Когнитивная психология в основном занимается контролем над действием. Однако нам также нужно думать о том, что находится под контролем, почему мы вообще действуем. На индивидуальном уровне энергия, несомненно, очень важна для достижений, но психологи в значительной степени ею пренебрегают. Я рассматриваю это как потенциально интересную и малоизученную область.
Под редакцией Лианы Хапаевой
Профессор психологии Йоркского университета
.
BBC — Наука и природа — Человеческое тело и разум
Психология памяти
Почему у нас разные способы запоминания? Мэтью Сакстон предлагает взгляд психолога на память.
Память лежит в основе каждой нашей мысли и всего, что мы узнали, от того, как мы ходим и говорим, до того, как узнавать наших любимых кинозвезд в журналах.
Память лежит в основе когнитивной психологии; раздел психологии, изучающий психические процессы и их влияние на поведение человека.Большинство из нас воспринимают память как должное до тех пор, пока она не выйдет из строя и мы что-то забудем.
Психологи говорят о разных видах памяти: сенсорная память, рабочая память и долговременная память.
Идет, идет, уходит
Сенсорная память — это прямой путь к разуму. Такое впечатление, что новая информация создается в уме и длится всего долю секунды, прежде чем исчезнуть навсегда. Представьте, если бы вы вспомнили абсолютно все, что видели или слышали?
Каждую секунду миллионы стимулов бомбардируют ваши чувства.Вы скоро будете завалены слишком большим объемом информации. К счастью, мы запоминаем только то, что привлекает наше внимание и обрабатывается в рабочей памяти.
Motormouths
Даже в этом случае мы сильно ограничены с точки зрения объема информации, с которой мы можем работать и хранить в памяти за один раз. Когда нам нужно запомнить новый номер телефона без помощи ручки и бумаги, мы используем нашу рабочую память.
Когда дело доходит до слов, мы можем сохранить в свежем виде только то количество слов, которое мы можем сказать примерно за две секунды.Люди, которые говорят очень быстро, обычно имеют большую рабочую память, потому что они могут вместить в эти две секунды больше слов, чем медленно говорящие.
Мгновенное извлечение
Даже информация в рабочей памяти исчезнет, если она не будет передана в постоянное хранилище, известное как долговременная память. Но как только он есть, мы не всегда можем его достать. У всех нас были проблемы с вспоминанием чьего-либо имени или ответа на простой вопрос викторины.
Психологи обнаружили, что новые воспоминания могут мешать старым, заставляя нас поверить в то, что что-то произошло, хотя на самом деле этого никогда не происходило.Этот вывод имеет большое значение при уголовном преследовании, когда свидетели пытаются вспомнить важные события.
Это также имеет значение для случаев восстановления воспоминаний, когда взрослые, которые раньше думали, что у них было нормальное детство, начинают вспоминать травмирующие события, такие как сексуальное насилие.
Доктор Мэтью Сакстон — преподаватель психологии в Вестминстерском университете в Лондоне.
.