Операции мышления: Операции и процессы мышления

Содержание

ОПЕРАЦИИ МЫШЛЕНИЯ — Студопедия

Мышление можно рассматривать как психическую деятельность, включающую ряд операций. К основным мыслительным операциям относят сравнение, анализ, синтез, абстракцию, конкретизацию и обобщение.

Сравнение —мыслительная операция, в процессе которой происходит установление сходства и различия между явлениями. Для успешности осуществления сравнения субъекту первоначально необходимо выделить существенные стороны, характеристики явления, после чего и происходит их сопоставление. Благодаря сравнению человек глубже постигает своеобразие различных групп объектов.

Анализ –мыслительная операция, характеризующаяся мысленным разложением, расчленением какого-либо сложного явления на составляющие части (элементы). В результате анализа мы имеем возможность глубже изучить характеристики всех составляющих элементов, увидеть характер взаимосвязи между различными элементами (изучить структуру) и тем самым постичь суть всего явления. Мы можем анализировать как само явление, непосредственно воздействующее на нас в данный момент времени, так и явление, актуализируемое в психике благодаря памяти и представлению.

Синтез— мыслительная операция, характеризующаяся мысленным воссоединением различных элементов явления. Таким образом, условно синтез можно считать операцией, обратной анализу. Благодаря синтезу у нас формируется целостное представление о явлении с учетом закономерных связей между составляющими его элементами. Нельзя утверждать, что синтез обязательно следует после анализа. В процессе познания мы часто наблюдаем другую ситуацию: человек вначале соединяет различные элементы в целое, формируя целостный образ, а после этого обращается к более детальному анализу элементов.



Абстракция— мыслительная операция, при которой происходит отвлечение от каких-либо свойств или частей предмета(явления) для выделения его наиболее существенных признаков. Следовательно, к абстракции мы обращаемся тогда, когда нам необходимо особо сконцентрироваться на наиболее важных свойствах (частях) изучаемого явления и отвлечься от других. В результате абстракции формируются абстрактные понятия, указывающие на существенные признаки и свойства предмета.

Конкретизация– мыслительная операция, при которой происходит представление единичного предмета или явления во всем многообразии его различных признаков и свойств, т.е. конкретизация – операция, обратная абстракции. Условно можно сказать, что конкретизация – это конкретная иллюстрация явления.


Обобщение— мыслительная операция, заключающаяся в объединении предметов или явлений по их существенным признакам и свойствам. С обобщением непосредственно связаны систематизация и классификация, которые также иногда относятся к мыслительным операциям. При классификации на основе общих признаков мы выделяем различные группы явлений, а при систематизации между этими группами устанавливаются связи, позволяющие рассматривать их как систему.

Мыслительные операции выделяются для того, чтобы рассмотреть различные способы решения умственных задач. Но в реальной жизни при решении различных задач мыслительные операции используются в совокупности, а не в отдельности. При этом сочетание мыслительных задач определяется, с одной стороны, характером стоящей проблемы, а с другой – особенностями познавательной сферы человека.

27. Операции мыслительной деятельности

Под операциями мыслительной деятельности понимают умственные действия по преобразованию объектов (психических состояний, идей, мыслей и др.), представленных в виде понятий, а также образов различного происхождения. Они как бы составляют технологическую структуру мышления. Это операции анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, конкретизации, систематизации и классификации.

Рисунок 6.2 – Операции мышления

Дадим характеристику перечисленным операциям.

Анализ – мысленное расчленение познаваемого объекта на отдельные составляющие (свойства, части, признаки, фрагменты процесса и др.) или выделение его элементарных свойств.

Например, анализируя познавательную деятельность человека, мы выделяем составляющие ее процесса ощущения, восприятия, внимания, памяти, мышления, представления, воображения и речи, хотя эти процессы образуют единую систему познания окружающего мира человеком.

Синтез – мысленное соединение отдельных составляющих объекта в единое целое. Эта операция функционально противоположна анализу. Вместе с тем анализ и синтез столь взаимосвязаны, что их независимость друг от друга весьма условна. Например, изучая индивида, психолог выявляет его отдельные черты и одновременно создает психологический портрет в целом. Единство этих операций столь велико, что С.Рубинштейн в

качестве важнейшего механизма мыслительной деятельности назвал познавательную операцию «анализ через синтез». Ее суть состоит в последовательном чередовании этих операций при изучении объекта. Познавая объект, индивид включает его во все новые связи с другими объектами. В этих обновляющихся связях объект проявляет новые качества и свойства, которые вновь анализируются и т.д.

Сравнение – установление сходства и различия между объектами познания. При сравнении становятся видимыми такие свойства сравниваемых объектов, которые трудно было заметить в отдельности.

Абстрагирование – игнорирование в познаваемом объекте всего того, что в данной ситуации может быть отнесено к не существенному, и выделение только важного, значимого. Например, при изучении социальнопсихологического климата в группе на первых порах можно не учитывать ее половозрастной состав.

Обобщение (генерализация) – выделение общего значимого в изучаемом объекте. Например, исследуя уровни развития восприятия у отдельных детей, мы с определенным риском переносим выявленные феномены на всех детей, устанавливая тем самым некоторые закономерности.

Конкретизация – перенос общего утверждения о свойствах, характеристиках и параметрах объектов на какой-либо отдельно взятый объект. Эта операция противоположная обобщению. Зная, например, что холерикам свойственна вспыльчивость, мы вполне обоснованно можем ожидать такого поведения от человека с холерическим темпераментом.

Систематизация – представление объекта в виде, несводимом к сумме его отдельных составляющих или частей, когда целое по содержанию оказывается больше суммы его составляющих. Согласуя, например, отдельные качества кандидатов в спортивную команду при ее создании, мы формируем целостный игровой «организм» (или систему), превосходящий по своим возможностям сумму возможностей отдельных индивидов.

Классификация – группировка объектов или их частей по каким-либо признакам. Например, по набору определенных признаков осуществляется классификация характеров, темперамента, нарушений психических процессов.

28.Формы мышления.

Формы мышления характеризуют структурное строение высказываемых мыслей. К основным формам мышления относят понятия, суждения и умозаключения.

Понятие — это форма мышления, отражающая класс однородных объектов на самом высоком уровне обобщения посредством фиксации их общих признаков. В качестве признаков выступают свойства и отношения между объектами. Другими словами, понятие – это мысль о целом классе объектов (предметов или явлений), выделяющая их главные, взаимосвязанные между собой общие свойства и характеристики. Это внутренне мысленное представление об общих свойствах объектов. Например, произнося понятие «дерево», человек выделяет из огромного растительного мира класс растений, которые имеют ствол солидных размеров и мощную крону, образованную системой ветвей.

Трудно представить жизнь человека, лишенную возможности оперировать понятиями. В таком случае ему, чтобы безошибочно ориентироваться в мире, пришлось бы давать каждому предмету, относящемуся к одному и тому же классу, свое, только ему принадлежащее название (имя). Например, каждую из рядом стоящих в лесу сосен называть своим именем.

Понятия могут быть общими и единичными, конкретными и абстрактными.

Общие понятия относятся к некоторой группе объектов, объединенных, как правило, одним и тем же названием и обладающих одинаковыми признаками. Так, понятие «темперамент» является общим т.к. относится ко всем людям.

Единичные понятия характеризуют свойства, относящиеся к одному объекту. Указывая, например, на сангвинический тип темперамента данного человека (говоря «сангвиник Миша»), мы отражаем единичное свойство.

Конкретные понятия относятся ко вполне определенному, легко представляемому объекту (например, понятие «кора головного мозга»).

Абстрактные понятия отражают свойства и явления объектов, которые трудно представить и классифицировать (например, понятие «психическое развитие»).

Оперирование понятиями относится к высшему уровню мышления, характерному для словесно-логического вида. Этот вид мышления свойственен человеку, начиная с определенного возраста, он продолжает совершенствоваться практически всю его жизнь. Понятие рассматривается

как форма абстрактного мышления, результат обобщения свойств единичных конкретных предметов, явлений и выделения в них существенных признаков.

Выделяют две стратегии усвоения понятий: стратегия экземпляра и стратегия проверки гипотезы.

Стратегия экземпляра базируется на сравнении одного объекта (экземпляра) с другим, образ и название которого уже хранятся в памяти, и последующим соотношением обоих объектов к одному и тому же классу (понятию). Например, сравнивая впервые увиденного на улице огромного дога с маленьким пуделем, который живет у них дома, ребенок без колебаний относит дога к понятию «собака», хотя внешний вид этих животных существенно различается.

Стратегия проверки гипотезы основана на абстракции: индивид выявляет общие признаки у понятий и выдвигает гипотезу о том, что эти признаки относятся к данному понятию.

Мышление через понятия тесно связано с процессами осознания, понимания и суждения.

Осознание характеризует факт постижения смысла употребляемого понятия. Осознанное понятие – это понятие, усвоенное во всей его полноте. Без осознания нельзя использовать понятие безошибочно.

Понимание чаще трактуют как составляющую психического процесса формирования понятия (процесса постижения чего-либо), реже – как способность постичь смысл чего-то. Понимание характеризуется:

–глубиной, отражающей осознание всего многообразия взаимосвязей между изучаемыми объектами;

–отчетливостью осознания этих взаимосвязей, отражающей их четкое однозначное соотношение;

–полнотой осознаний, отражающей объем осознаваемых взаимосвязей;

-обоснованностью осознания, характеризующей правильность взаимосвязей по некоторой системе критериев.

Различают понимание непосредственное и опосредованное. Непосредственное понимание происходит тогда, когда понятие после немногочисленных мыслительных операций формируется по принципу «здесь и сейчас».

Опосредованное (дискурсивное) понимание формируется в процессе многих мыслительных операций.

Суждение – процесс (или результат) формирования мнения или заключения, основанного на ранее осознанной информации. Суждение проявляется в утверждении, предположении, критике, заявлении и т.п. Это

результат способности индивида понимать и в этом качестве суждение включает в себя осознание всевозможных связей между предметами, явлениями и процессами. Например, «общительный человек – добрый человек» — не бесспорное, но частное возможное суждение какого-то индивида, сформированное на основе его личного опыта взаимодействия с другими людьми.

Различают два типа суждений: формальное и эмпирическое. Формальное суждение характеризует сам факт взаимосвязи между

объектами без акцента на их истинность или ложность. Например, Суждение «голубое небо», истинность его определяется предшествующими суждениями, относящимися к разговору о небе.

Эмпирическое суждение характеризует факт взаимосвязей между объектами как результата наблюдения за ними и, следовательно, предоставляющие возможность проверки их истинности. Например, суждение «посмотри, какое небо голубое!».

Умозаключение – высшая форма мышления, приводящая к новому суждению в результате оперирования другими понятиями и суждениями. Умозаключения формируются часто на основе суждений, предшествующих заключению, и служат доказательством, добытым логическим путем.

Например, умозаключение «Флегматик – человек спокойного нрава. Иванов – спокойный человек, значит он флегматик». Здесь два суждения («флегматик – человек спокойный» и «Иванов – спокойный человек») приводят к названному умозаключению. На практике чаще всего используются четыре типа умозаключений: индукция, дедукция, аналогия и предположение.

Индукция – это такое умозаключение, когда на основе частных суждений и понятий формируются более общие.

Например, «золото блестит», «серебро блестит», следовательно, «все металлы блестят».

Дедукция – такое умозаключение, когда в результате логических операций из общего знания об объектах формируются более частные сведения, следствия.

Например, «все летчики – люди смелые»; «Петров – летчик, следовательно, он человек смелый».

Аналогия – это умозаключение, базирующееся на схожести наиболее значимых признаков объектов.

Например, «золото – металл и блестит», «серебро блестит, следовательно, оно тоже металл».

Предположение – это такое умозаключение, которое формируется на базе вероятностных понятий и неполной информации об изучаемом объекте».

Рисунок 6.3 – Формы мышления

29. Связь мышления с логикой, практической деятельностью и личностью.

Мышление как высший психический процесс тесно связано с другими познавательными процессами, а также участвует в процессах, обеспечивающих жизнедеятельность человека. Особую значимость приобретает связь мышления с логикой, практикой и личностью.

Логика и психология изучают процессы мышления, но подходят к нему с разных сторон. Логику интересуют взаимосвязи между отдельными результатами мышления (понятиями, суждениями, умозаключениями), но она не исследует те психологические процессы, которые приводят к этим результатам. Психология же занята изучением тех внутренних психических процессов, которые приводят к результатам. Иными словами, для логики важен результат, а для психологии сам процесс движения к этому результату, его психическое содержание и структура.

Например, решил или не решил данную задачу человек – это результат (внешне выступающий факт). Как и почему этот результат появился, какие причины привели к нему – это психический процесс (т.е. внутренний мыслительный процесс).

Связь мышления с практикой и личностью не столь скрыта и очевидна. Когда то Р.Декарт говорил, что мало иметь хороший ум, главное хорошо его применять.

Действительно, практика является источником и критерием познания, критерием истинности мыслительной деятельности. Мышление появляется на основе практической деятельности человека, направленной на преобразование окружающего мира.

С позиций деятельности человека мышление выступает в личностном аспекте, так как его субъектом является личность. И с этой стороны оно (мышление) увязывается с компонентами деятельности (потребностями, мотивами, целями, рефлексией и др.). Это позволило Л.Рубинштейну утверждать, что личностный аспект мышления и есть деятельностный его аспект, а мышление как деятельность и есть личностный его план. Здесь имеют место не два разных уровня мышления (личностный и деятельностный), а один – личностный, хотя личность не сводится к деятельности.

Вместе тем мышление есть психический процесс (анализа, синтеза, обобщения и др.), направленный на решений проблемных ситуаций, возникающих в практической деятельности. Конечно, процессуальный аспект мышления неразрывен с личностным. Ведь на любой стадии

психического развития человек осуществляет мыслительный процесс, исходя из уже сложившихся на данный момент потребностей, мотивов и психических возможностей. И эта тенденция продолжается на протяжении всей жизни человека.

Следовательно, мышление человека определяется его личностными особенностями, оно всегда является мышлением личности.

Характеристиками индивидуально-личностных особенностей мышления являются:

–самостоятельность, т.е. внутренняя свобода выбора задач и способов их решения;

–гибкость, т.е. умение целесообразно изменять намеченный путь решения задачи;

–быстрота, т.е. скорость решения поставленных задач;

–широта, т.е. способность охватить весь спектр решаемых задач;

–глубина, т.е. способность выбрать для решения наиболее значимые задачи и обеспечивать высокий уровень доказательности решения;

–методичность, т.е. склонность решать задачи на основе системы приемов и методов;

–критичность, т.е. склонность к постоянной переоценке полученных решений, отсутствие слепой веры в их правильность.

Рисунок 6.4 – Характеристики индивидуально-личностных особенностей мышления

Операции мышления. Индивидуальные особенности мышления — Студопедия

Мыслительные задачи решаются с помощью мыслительных операций.

Анализ– мыслительная операция, посредством которой производится разделение целого на составляющие его части.

Синтез– мысленное объединение отдельных частей в единый целостный образ.

Сравнение– мыслительная операция, благодаря которой происходит сопоставление предметов и явлений для обнаружения сходства и различия между ними. Абстракция – мыслительная операция, в процессе которой выделяются значимые, существенные свойства предметов и явлений, при этом отвлекаются от несущественных свойств. Обобщение – мыслительная операция, объединяющая явления и предметы по существенным, наиболее общим признакам. Конкретизация – мысленный переход от общих понятий, суждений к единичным, соответствующим общим. Наличие у человека выделенных мыслительных операций свидетельствует о хорошем уровне развития мышления.

Каждый человек отличается от другого разнообразными качествами мышления.

Подробнее остановимся на их рассмотрении.

Широта ума– это способность человека видеть задачу в целом, масштабно, но при этом не забывать о важности деталей. О человеке, обладающем широтой ума, говорят, что у него широкий кругозор.

Глубина ума– умение человека разбираться в самой сущности вопроса.

Противоположным отрицательным качеством является поверхностность мышления, когда человек, обращая внимание на мелочи, не замечает главного, важного, существенного.



Самостоятельность мышления– способность человека выдвигать и решать новые задачи без помощи других людей.

Гибкость мышления– умение человека отказаться от выработанных ранее способов решения задач и нахождение более рациональных способов и приемов.

Противоположным отрицательным качеством является косность (стереотипность, ригидность) мышления, когда человек следует ранее найденным способам решения, несмотря на их непродуктивность.

Быстрота ума– способность человека в короткий срок разобраться в поставленной задаче, найти эффективные пути решения, сделать правильные выводы. Часто наличие этого качества определяется особенностями функционирования нервной системы.

Про таких людей говорят – сообразительные, находчивые, смышленые.

Однако следует отличать быстроту мышления от торопливости, когда человек бросается решать задачу, до конца не обдумав ее, а выхватив лишь одну какую-то сторону.

Критичность ума– способность человека давать объективную оценку себе и окружающим, всесторонне проверяя все существующие решения.

Примером критичности можно считать высказывание Сократа, который говорил: «Я знаю только то, что ничего не знаю».

Таким образом, каждый человек обладает своими индивидуальными особенностями, характеризующими его мыслительную деятельность.

Логические операции мышления — Студопедия

Логические операции мышления – Это умственные действия с понятиями, в результате которых из обобщенных знаний, представленных в соответствующих понятиях, получают новые знания, причем – истинные.

Основные логические операции мышления:

1.сравнение

2.анализ

3.синтез

4.абстрагирование

5.обобщение

6.конкретизация

1. Сравнение –это логическая операция, в результате которой два или несколько

разных объектов сравниваются между собой с целью установить, что общее и

различное имеется в них.

Итогом сравненияявляется выделение общего и различного.

Например:

Ребенку поставлена задача на нахождение общего и различного во внешнем виде трех фруктов.

Решать эту задачу ребенок будет

— в наглядно-образном плане,

— применяя логическую операцию сравнения.

2. Анализ –это логическая операция разделения некоторого сложного или составного объекта на отдельные части, элементы, из которых он состоит.

Иногда выясняются связи, существующие между частями или элементами,

для того чтобы определить, каким образом внутренне устроен соответствующий сложный объект.

Например:

— Химический анализ с целью определить, из атомов каких простых веществ

состоит молекула воды.

В данном случае – водород и кислород.

Анализ может осуществляться и в уме путем сравнения различных понятий по их объему и содержанию.

Например:

— Учащийся решает задачу сравнения между собой понятий «квадрат» и «треугольник».

Для этого ему понадобится разложить геометрические фигуры на элементы,



из которых они состоят: отрезки прямых линий и углы.

3. Синтез –это логическая операция объединения частей или элементов в

некоторое сложное целое.

Как и в случае с анализом, это иногда делается для того, чтобы далее определить, как устроено сложное целое, какими особенными свойствами оно отличается от элементов, из которых состоит.

Например:

— При проведении химического опыта по соединению водорода и кислорода с целью получения воды.

В мышлении человека редко случается так, чтобы оно включало в себя только одну логическую операцию.

Чаще всего логические операции присутствуют комплексно и могут сопровождать друг друга.

Например:

— Если специалист-химик изучает химический состав воды и ставит перед собой задачу определить свойства, то он обращается к использованию всех 3-х логических операций мышления: анализа, синтеза и сравнения.


4. Абстрагирование –это логическая операция, в результате которой

выделяется и рассматривается какое-либо частное свойство одного или

нескольких разных объектов, причем такое свойство которое в

действительности как отдельное и независимое от существующих объектов

не существует.

Например:

— Мы можем выделять и отдельно изучать свойства многих физических объектов:

Как форма, величина или цвет.

Понятно, что форма, величина или цвет в природе не существует вне объектов.

Тем не менее в математике и в физике они выделяются путем операции абстрагирования, изучаются и рассматриваются самостоятельно, вне тех объектов, которым они реально присущи.

5. Обобщение –это логическая операция, в результате которой некоторое

частное утверждение, справедливое в отношении одного или нескольких

объектов, переносится на другие объекты или приобретает не частный

конкретный, а обобщенный характер.

Например:

— Математик, изучивший общие свойства нескольких треугольников, может

утверждать, что такие же свойства присущи и всем другим треугольникам.

Это и будет логическая операция обобщения.

— или выйдя на улицу, мы ощущаем тепло или холод, то справедливо

предполагаем, что на расстоянии несколько сот метров тоже будет холодно

или тепло.

В этом случае мы также пользуемся для своих выводов логической операцией мышления.

6. Конкретизация –это логическая операция, противоположная обобщению.

Она заключается в том, что некоторое общее утверждение переносится на какой-либо конкретный объект, то есть ему приписываются свойства, присущие многим другим предметам.

Например:

Мы знаем, что растения впитывают воду, и обнаружив новое растение, можем предполагать, что и оно впитывает воду.

Участвуя в целостном процессе мышления, логические операции

взаимно дополняют друг другаи преобразуют информацию,

17. Основные мыслительные операции, их характеристика. Виды мышления, их характеристика.

Основные мыслительные
операции:

К разрешению задачи
мышление идет с помощью мно­гообразных
операций, таких как сравнение, анализ,
син­тез, абстракция и обобщение.

Сравнение —
мышление сопоставляет вещи, явления

и их свойства, выявляя
сходства и различия, что приводит к
классификации;

Анализ —
мысленное расчленение предмета, явления
или ситуации для выделения составляющих
элементов. Таким образом, мы отделяем
несущественные связи, кото­рые даны
в восприятии.

Синтез — обратный
анализу процесс, который восстанавливает
целое, находя существенные связи и
отноше­ния.                              

Анализ и синтез в
мышлении взаимосвязаны. Анализ без
синтеза приводит к механическому
сведению целого к сумме частей, также
невозможен синтез без анализа, так как
он должен восстановить целое из выделенных
анали­зом частей. В складе мышления
некоторых людей наблюда­ется склонность 
— у одних к анализу, у других к синтезу.

Бывают умы
аналитические, главная сила которых—
в широте синтеза.

Абстракция —
выделение одной какой-либо стороны.
свойства и отвлечение от остальных.
Так, рассматривая предмет можно выделить
его цвет, не замечая формы, либо наоборот,
выделить только форму. Начиная с выделения
отдельных чувственных свойств, абстракция
затем переходит к выделению нечувственных
свойств, выраженных в абстрактных
понятиях.
     

Обобщение (или
генерализация) — отбрасывание единичных
признаков при сохранении общих, с
раскрытием существенных связей. Обобщение
может совершиться пу­тем сравнения,
при котором выделяются’ общие качества.
Так, совершается обобщение в элементарных
формах мышления. В более высших формах
обобщение совершается че­рез раскрытие
отношений, связей и закономерностей.

Абстракция и обобщение
являются двумя взаимосвя­занными
сторонами единого мыслительного
процесса, при помощи которого мысль
идет к познанию. Познание совер­шается
в понятиях, суждениях и умозаключениях.

Суждение является
основной формой результата мыс­лительного
процесса. Надо сказать, что суждение
ре­ального субъекта редко представляет
собой интеллектуаль­ный акт в чистом
виде. Чаще оно насыщено эмоциональ­ностью.
Суждение является также и волевым актом,
так как в нем объект нечто утверждает
или опровергает, РАС­СУЖДЕНИЕ — это
работа мысли над суждением.

Рассуждение является
обоснованием,
 если
исходя из суждения оно вскрывает посылки,
которые обусловливают его истинность.

Рассуждение
является умозаключением, если
исходя из посылок оно раскрывает систему
суждений, следующую из них.

Таким образом, к
операциям мышления относят срав­нение,
анализ, синтез, абстракцию и обобщение.
Мышле­ние осуществляется к понятиях
и представлениях, и главной формой
протекания мышления является рассуждение,
как работа над суждением. Дедуктивное
рассуждение называется обоснованием,
дедуктивное — умозаключение.

Виды
мышления:

Наглядно-действенное
мышление
 заключается
в том, что решение задач осуществляется
путем реального преобразования ситуации
и выполнения двигательного акта. Так,
в раннем возрасте дети проявляют
способность к анализу и синтезу, когда
воспринимают предметы в определенный
момент и имеют возможность оперировать
ими.

Наглядно-образное
мышление
 основывается
на образах представлений, преобразовании
ситуации в план образов. Свойственно
поэтам, художникам, архитекторам,
парфюмерам, модельерам. Значение этого
мышления заключается в том, что с его
помощью полнее воспроизводится
разнообразие характеристик объекта,
происходит установка необычных сочетаний
предметов и их свойств. В простой форме
это мышление возникает в дошкольном
возрасте, когда дети мыслят образами.
Побуждая к созданию образов на основе
прочитанного, восприятия объектов, к
схематическому и символическому
изображению объектов познания, учитель
развивает образное мышление у учащихся.

Особенностью абстрактного
(словесно-логического) мышления
 является
то, что оно происходит с опорой на
понятие, суждение, не используя
эмпирических данных. Р. Декарт высказал
такую мысль: «Я мыслю, значит, я
существую». Этими словами ученый
подчеркивает ведущую роль в психической
деятельности мышления, и именно
словесно-логического.

Наглядно-действенное,
наглядно-образное и словесно-логическое
мышление рассматриваются как этапы
развития мышления в филогенезе и
онтогенезе.

Теоретическое
мышление
 состоит
в познании законов, правил. Оно отражает
существенное в явлениях, объектах,
связях между ними на уровне закономерностей
и тенденций. Продуктами теоретического
мышления является, например, открытие
Периодической системы Менделеева,
математических (философских) законов.
Б. М. Теплов писал о людях теоретического
вида мышления, которое они осуществляют
прекрасную «интеллектуальную экономию»
путем «сводки фактов к законам, а
законов до теориям».

Теоретическое
мышление иногда сравнивают с эмпирическим.
Отличаются они по характеру обобщений.
Так, в теоретическом мышлении имеет
место обобщение абстрактных понятий,
а в эмпирическом — чувственно данных
признаков, выделенных путем сравнения.

Основная
задача практического
мышления
 является
физическое преобразование действительности.
Оно иногда может быть сложнее, чем
теоретическое, ведь часто разворачивается
при экстремальных обстоятельствах и
при отсутствии условий для проверки
гипотезы.

Некоторые
ученые на основании трех признаков —
времени протекания процесса, структурности
(четкое деление на этапы) и уровня течения
(осведомленности или неосведомленности)
— выделяют интуитивное и аналитическое
мышление.

Аналитическое
мышление
 —
это вид мышления, развернутого во
времени, имеет четко выраженные этапы,
в достаточной мере осознанные субъектом.

Интуитивное
мышление
,
наоборот, — свернуто во времени, в нем
отсутствует разделение на этапы, оно
было представлено в сознании.

В
психологии различают еще реалистичное
мышление
,
направленное на внешний мир и регулируемое
логическими законами, а также аутистическое
мышление
,
связанное с реализацией собственных
желаний, намерений. Детям дошкольного
возраста свойственно эгоцентричное
мышление
,
характерный его признак — неспособность
поставить себя на позицию других.

3.
И. Калмыкова выделяет продуктивное
(творческое) и репродуктивное мышление
 по
степени новизны продукта, который
получает субъект познания. Исследовательница
считает, что мышление как процесс
обобщенного и опосредованного познания
действительности всегда продуктивное,
т.е. направлено на получение новых
знаний. Однако в нем в диалектическом
единстве переплетены продуктивные и
репродуктивные компоненты.

Репродуктивное
мышление — это вид мышления, которое
обеспечивает решение задачи, опираясь
на воспроизведение уже известных
человеку способов. Новое задание
соотносится с уже известной схемой
решения. Несмотря на это репродуктивное
мышление всегда требует выявления
определенного уровня самостоятельности.

В
продуктивном мышлении полно проявляются
интеллектуальные способности человека,
его творческий потенциал. Творческие
возможности получают выражение в быстром
темпе усвоения знаний, в широте их
переноса в новые условия, в самостоятельном
оперировании ими.

Отечественные
и зарубежные психологи (Г. С. Костюк, Дж.
Гилфорд) пришли к выводу, что творческое
мышление
является
совокупностью тех особенностей психики,
которые обеспечивают продуктивные
преобразования в деятельности личности.

В
творческом мышлении доминируют четыре
особенности, в частности оригинальность
решения проблемы, семантическая гибкость,
что позволяет видеть объект под новым
углом зрения, образная адаптивная
гибкость, которая делает возможным
изменение объекта с развитием потребности
в его познании, семантически спонтанная
гибкость продуцирования различных идей
относительно неопределенных ситуаций.

Каждый
человек независимо от этнической
принадлежности имеет творческое начало.
Так, анализируя истоки национального
характера украинцев, М. И. Пирен отмечает,
что украинская эмоциональность,
чувствительность, лиризм, которые
проявляются в песнях, народных обрядах,
юморе, обычаях, является основой
творчества. Позитивные аспекты украинской
эмоциональности воплотились в духовной
творчества лучших представителей нации:
Г. Сковороды, Н. Гоголя, П. Юркевича, П.
Кулиша, Т. Шевченко.

Мышление. Общая характеристика. Основные мыслительные операции. Нарушения мышления.

Мышление – высшая форма познавательной деятельности. Это наиболее обобщенная и опосредованная форма психологического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.

Физиологическая основа мышления — деятельность коры больших полушарий, осуществляемая во взаимодействии сигнальных систем

МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ

Анализ – разделение целого на части и выделение отдельных признаков предметов и явлений

Синтез – соединение составных частей в единое целое.

Обычно анализ и синтез выступают в единстве

Сравнение— установление сходства и различия между объектами

Абстрагирование — выделение одних признаков при отвлечении от других.

Обобщение

Классификация— разделение и последующее объединение предметов по каким-либо признакам

Систематизация— разделение и последующее объединение групп и классов, объектов и явлений.

Виды мышления

Предметно-действенное

Это вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними. Преобладает у ребенка в возрасте до 1 года

Наглядно-образное

Это вид мышления, опирающийся на представления и образы

Словесно-логическое

Осуществляется при помощи логических операций с понятиями

Формы мышления

Понятие

Отражает существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений (общее, конкретное, единичное, абстрактное)

Суждение

Отражает связи между предметами и явлениями, утверждает или отрицает что-либо (истинное, ложное)



Умозаключение

Создается как вывод на основе нескольких суждений (индукция, дедукция)

Индукция– логический вывод в процессе мышления от частного к общему

Дедукция — логический вывод в процессе мышления общего к частному

Типы мышления

Дивергентное – мышление, направленное на поиск как можно большего числа вариантов решения проблем (характерно для творческих людей)

Конвергентное – мышление, сосредоточенное на поиске единственно правильного решения проблемы

Творческое мышление

• Это мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствование уже существующего решения той или иной задачи

ИНСАЙТ

• Внезапное озарение, интуитивная догадка решения проблемы; одно из ключевых понятий гештальт психологии.

Вольфганг Келер 1887-1967 гг. – один из основателей гештальт психологии; исследовал мышление человекообразных обезьян

Любое творческое решение складывается из трех фаз:

1. Действие на основе старого гештальта.

2. Разрушение старого гештальта.

3. Возникновение нового творческого решения. Озарение.

Виды мышления. Логические операции процесса мышления — Студопедия

Наглядно-действенное мышление – вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами.

Наглядно-образное мышление – вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. Очень важная особенность образного мышления – становление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств. В отличие от наглядно-действенного мышления при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа.

Словесно-логическое мышление – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.

Различают теоретическое и практическое, интуитивное и аналитическое, реалистическое и аутистическое, продуктивное и репродуктивное мышление.

Теоретическое и практическое мышление различают по типу решаемых задач и вытекающих отсюда структурных и динамических особенностей. Теоретическоемышление – это познание законов, правил. Например, открытие периодического закона элементов Д. Менделеевым. Основная задача практическогомышления – подготовка физического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы. Одна из важных особенностей практического мышления заключается в том, что оно развертывается в условиях жесткого дефицита времени. В практическом мышлении очень ограниченные возможности для проверки гипотез, все это делает практическое мышление подчас более сложным, чем теоретическое. Теоретическое мышление иногда сравнивают с мышлением эмпирическим. Здесь используется следующий критерий: характер обобщений, с которыми имеет дело мышление; в одном случае это научные понятия, а в другом – житейские, ситуационные обобщения.



Проводится также различие между интуитивным и аналитическим (логическим) мышлением. Обычно используются три признака: временной (время протекания процесса), структурный (членение на этапы), уровень протекания (осознанность или неосознанность). Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.


Реалистическоемышление направлено в основном на внешний мир, регулируется логическими законами, а аутистическое – направлено внутрь, связано с реализацией желаний человека. Иногда используется термин эгоцентрическоемышление.

Важным является различение продуктивногои репродуктивногомышления, основанного на степени новизны получаемого в процессе мыслительной деятельности продукта по отношению к занятиям субъекта.

Необходимо также различать непроизвольныемыслительные процессы от произвольных: непроизвольные трансформации образов сновидения и целенаправленное решение мыслительных задач.

Всякий мыслительный процесс совершается в обобщениях (понятиях), но, как правило, он, кроме понятий, включает в себя также образы. Существование художественного мышления, сравнений и метафор доказывает, что человек может мыслить образами. Включаясь в мыслительный процесс, образ преобразуется: на передний план выступают существенные в данном случае черты, остальные затеняются.

К разрешению задачи мышление идет с помощью многообразных операций, таких как сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение.

Сравнение – мышление сопоставляет вещи, явления и их свойства, выявляя сходства и различия, что приводит к классификации.

Анализ– мысленное расчленение предмета, явления или ситуации для выделения составляющих элементов. Таким образом мы отделяем несущественные связи, которые даны в восприятии.

Синтез– обратный анализу процесс, который восстанавливает целое, находя существенные связи и отношения.

Анализ и синтез в мышлении взаимосвязаны. Анализ без синтеза приводит к механическому сведению целого к сумме частей, также невозможен синтез без анализа, т. к. он должен восстановить целое из выделенных анализом частей. В складе мышления некоторых людей наблюдается склонность – у одних к анализу, у других к синтезу.

Абстракция– это выделение одной какой-либо стороны, свойства и отвлечение от остальных. Так, рассматривая предмет, можно выделить его цвет, не замечая формы, либо наоборот, выделить только форму. Начиная с выделения отдельных чувственных свойств, абстракция затем переходит к выделению нечувственных свойств, выраженных в абстрактных понятиях.

Обобщение(или генерализация) – это отбрасывание единичных признаков, при сохранении общих, с раскрытием существенных связей. Обобщение может совершиться путем сравнения, при котором выделяются общие качества. Так совершается обобщение в элементарных формах мышления. В более высших формах обобщение совершается через раскрытие отношений, связей и закономерностей.

Абстракция и обобщение являются двумя взаимосвязанными сторонами единого мыслительного процесса, при помощи которого мысль идет к познанию.

Основные формы логического мышления – это понятия, суждения, умозаключения.

Понятие– форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. Понятия могут быть общими и единичными, конкретными и абстрактными.

Суждение– это форма мышления, отражающая связи между предметами или явлениями, это утверждение или отрицание чего-либо. Суждения могут быть ложными и истинными.

Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Различают умозаключения индуктивные, дедуктивные, по аналогии.

Индукция– логический вывод в процессе мышления от частного к общему, установление общих законов и правил на основании изучения отдельных фактов и явлений.

Дедукция – логический вывод в процессе мышления от общего к частному, познание отдельных фактов и явлений на основании знания общих законов и правил.

Аналогия– логический вывод в процессе мышления от частного к частному (на основе некоторых элементов сходства).

ThinkOR — Исследование операций Think

Специалистам по обработке данных требуется большой набор навыков, в том числе бизнес-ноу-хау, моделирование и математика, а также программирование. Их так же сложно найти, как единорогов или супергероев. Я не понаслышке знаю об этой нехватке талантов. Есть ли решение создать больше единорогов или мы можем придумать лучшие решения?

В моей последней роли в качестве управляющего консультанта в группе исследования операций и аналитики крупной глобальной консалтинговой компании я также занимался подбором персонала. Поговорив со 150-200 таких кандидатов или встретившись с ними лично, и моя команда по подбору персонала увидела, что это число многократно увеличилось, я могу сказать вам, что не многие из этих кандидатов попали в список.Это потому, что у них не было всех навыков, которые мы искали. И мы искали только первые 2,5 из 5 основных наборов навыков специалиста по данным ниже . « Удачи, » — вот что люди предлагают для решения этой задачи поиска талантов, но я думаю, что мы можем обойти единорогов.

5 основных навыков специалиста по данным

Расширяя диаграмму Венна для анализа данных, я думаю, что следующие 5 навыков заслуживают отдельного внимания *.

  • Бизнес-консалтинг (от определения проблемы до управления заинтересованными сторонами и командой) :: какую проблему решать
  • Анализ и моделирование (математика, статистика, физика, операционные процессы, инженерия и т. Д. / Примечание, сюда входит кодирование) :: как решить
  • Коммуникация и визуализация (художественно-функциональная, изучите инструменты визуализации) :: как рассказать историю
  • Инжиниринг данных (принимать данные, хранить их, отправлять данные: информатика) :: как получить данные для решения
  • Программирование (для корпоративного использования на производственном уровне, разработка программного обеспечения, интеграция в системы бизнес-аналитики, автоматизированное принятие решений, встроенное в операционные системы) :: как сделать решение полезным для более широкой аудитории

Кроме того, у каждого из перечисленных выше есть подполя и особенности, поскольку они сложны сами по себе.Невозможно быть очень успешным во многих вещах, во всяком случае, не в масштабе или в лучшем случае быть выше посредственности. Например, сколько спортсменов / женщин преуспевают в более чем одном виде спорта?

Требовать много от одного человека. Так зачем спрашивать только одного человека?

Дело в том, что все эти люди существуют, были и будут существовать. Они просто отдельные личности. У них есть такие ярлыки, как консультанты по бизнес-аналитике, статистики и разработчики моделей (включая исследователей операций), экспертов по визуализации данных, администраторов баз данных и инженеров программного обеспечения .Да, они тоже нуждаются в талантах, но они не единороги. Если нам нужны специалисты по данным в запасе, нам нужна команда, а не просто несколько гениев.

Будущее, которое я вижу, похоже на вековой совет по отношениям:

Не пытайтесь их изменить. Вместо этого давайте изменим то, как мы работаем с на .

Людям следует немного диверсифицироваться, например, моделист должен уметь кодировать, но в конечном итоге им нужно специализироваться на том, в чем они хороши. Специалист по моделированию должен иметь возможность самостоятельно создавать прототипы, что требует навыков программирования, но не следует ожидать, что он / она будет создавать готовый к производству код для крупномасштабных приложений.Точно так же просить хорошего моделиста заняться администрированием базы данных и задачами ETL — пустая трата таланта, независимо от Hadoop или нет.

Специализация — причина разрастания человечества. Поэтому я бы сказал, что нам нужно менять не людей, а систему, которую нам нужно настроить, чтобы такая специализированная рабочая сила могла объединяться вместе. Аналитике лень вставать на ноги и просто вызывать одного человека, который предоставит все это.

Как начинающий, я думаю, что будущее нашей области может быть смоделировано по традиционному составу группы ИТ-проектов:

  • Технические « пуристов »: разработчик аналитических моделей, инженер данных, визуализатор, программист
  • « мост »: больше похоже на традиционного бизнес-аналитика
  • «Клей »: руководитель проекта с навыками бизнес-консультирования

Возникнут сложности, которые нужно решить.Чтобы назвать несколько … темы для другого поста:

  • Кто должен создать вашу команду по анализу данных?
  • Какой баланс нагрузки? (сколько каждого навыка иметь)
  • Как согласовать разделение труда?
  • Где они должны сидеть в организации?
  • Как расставить приоритеты для проблем, чтобы они работали?
  • Как управлять этой командой?
  • Какой карьерный путь?

Как вы думаете, куда движется область аналитики?

Заявление об ограничении ответственности:
Мои взгляды определенно основаны на моем опыте: я менеджер по консультированию в области бизнес-аналитики, прошел обучение в области исследования операций и информатики.

* Мое расширение трех навыков диаграммы Венна в области науки о данных основано на различных статьях, таких как руководство О’Рейли, «Введение в навыки DS» и требования к работе на многочисленных текущих должностях в области науки о данных.

,

Когнитивная оценка Лёвенштейна по трудотерапии для оценки людей с зависимостью

  • Журналы
  • Публикуйте с нами
  • Партнерские отношения с издательством
  • О нас
  • Блог

Международная конференция по трудотерапииОбзор редакторов журналаForForntsOfforsForNews / 2017 / СтатьяСтатья Разделы

На этой странице

АннотацияВведениеОбзор литературы ,

Подробный обзор когнитивной оценки Loewenstein по трудотерапии (LOTCA)

Описание задач:
Исходный LOTCA содержит 20 подтестов в 4 областях. LOTCA-II включает 26 субтестов в 6 областях:

    • Ориентация (2 подтеста): оценивает ориентацию человека в месте и времени.
    • Визуальное восприятие (4 подтеста): оценивает способность человека идентифицировать изображения повседневных предметов, предметы, сфотографированные с необычных углов, различать перекрывающиеся фигуры и распознавать пространственные отношения между объектами.
    • Пространственное восприятие (3 подтеста): оценивает способность человека различать правое и левое, чтобы определять пространственные отношения между объектами и собой.
    • Motor Praxis (3 подтеста): оценивает способность человека имитировать двигательные действия, использовать предметы и выполнять символические действия.
    • Visuomotor Organization (7 подтестов): оценивает способность человека копировать геометрические фигуры, воспроизводить двухмерную модель, копировать дизайн цветных блоков и дизайн простых блоков, воспроизводить головоломку и выполнять задание на доске, а также рисовать часы.
    • Thinking Operations (7 подтестов): оценивает способность человека выполнять задачи, включая сортировку, категоризацию, а также графические и геометрические последовательности (Annes et al., 1996).

Оценка и интерпретация оценок:
Большинство субтестов LOTCA оцениваются от 1 до 4, где:

  • 1 = Пациент не выполняет задачу
  • 2 = Пациент может выполнить часть задачи
  • 3 = Пациент может выполнить большую часть задачи
  • 4 = Пациент демонстрирует хорошее выполнение задачи

Однако три подтеста мыслительных операций (категоризация, классификация объектов риска — ROC — неструктурированные, структурированные подтесты ROC) оцениваются по шкале от 1 до 5 (Josman, Abdallah & Engel-Yegar, 2010; Zwecker et al., 2002).

Большинство субтестов LOTCA-II также оцениваются от 1 до 4 по указанной выше шкале. Тем не менее, подтесты Ориентации оцениваются по шкале от 1 до 8, а три подтеста «Операции мышления» (Категоризация, ROC Unstructured, ROC Structured) оцениваются по шкале от 1 до 5. Соответственно, общий балл LOTCA-II варьируется от 26 до 115. точки. Выполнение задачи методом проб и ошибок наказывается тремя субтестами. Также записываются элементы производительности, такие как количество подсказок, предоставленных человеку, чтобы помочь ему / ей в выполнении задания, внимание / концентрация человека и время, затраченное на выполнение оценки.

Результаты представлены в виде профиля для каждого субтеста, где более высокие баллы указывают на меньшее когнитивное нарушение (Su et al., 2000). Хотя суммирование баллов по субтестам допускается, авторы предупреждают, что анализ общего балла влияет на способность определять индивидуальные способности в каждой когнитивной области (Katz, Itzkovich & Averbuch, 2002).

баллов LOTCA были нормированы для израильской популяции взрослых в возрасте от 20 до 70 лет (Annes et al., 1996), и с тех пор считались подходящими для использования с населением США (Annes et al., 1996; Чермак, Кац, Макгуайр, Гринбаум, Перальта и Мазер-Фланаган, 1995; Кац и др., 1997). Возрастное изменение баллов не учитывается, поскольку нормы баллов предусмотрены для одной группы всех лиц в возрасте от 20 до 70 лет.

Время:
Для введения LOTCA и LOTCA-II требуется примерно 45 минут, с диапазоном от 30 до 90 минут (Annes et al., 1996; Zwecker et al., 2002).

Оборудование:
Набор LOTCA содержит материалы для тестирования (колоды карточек, цветные блоки, набор перфорированных карт и другие материалы) и руководство, которое включает определения оцениваемых когнитивных областей, инструкции по администрированию и конкретные рекомендации по выставлению оценок.

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.