Одаренность это в обществознании: ЕГЭ. Человек. Тема 5.Способности |

Содержание

одаренность общая — это… Что такое одаренность общая?



одаренность общая

— интегральная оценка уровня развития способностей специальных, связанная с развитием конкретных способностей, но вместе достаточно независимая от каждой из них отдельно. Понятие было впервые сформулировано в середине XIX в. английским психологом Ф. Гальтоном.

Ныне считается, что существует как одаренность общая, так и частные виды одаренности — способности, относительно слабо связанные взаимно.

При исследованиях одаренности общей посредством анализа факторного из нее были выделены одаренность художественная и практическая.

Словарь практического психолога.


— М.: АСТ, Харвест.
С. Ю. Головин.
1998.

ОДАРЕННОСТЬ ОБЩАЯ

(англ. general aptitude, gift) — уровень развития общих способностей, определяющий диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов. О. о. является основой развития специальных способностей, но сама представляет собой независимый от них фактор. Впервые предположение о существовании О. о. выдвинул в середине XIX в. англ. ученый Ф. Гальтон. Ч. Спирмен предложил двухфакторную теорию интеллекта (1929), которая объясняла высокие корреляции разнородных тестов общим фактором умственной энергии. Множество специальных факторов определяют успешность выполнения конкретного теста. В течение длительного времени шла дискуссия сторонников множественности первичных интеллектуальных способностей (Э. Торндайк, Л. Терстоун) и сторонников «общего фактора» (Г. Айзенк, С. Берт и др.). Сегодня признается наличие как О. о., так и ее внутренней структуры. Благодаря исследованиям Д. Гилфорда, Е. Торренса, Д. Б. Богоявленской и др. в психологии закрепилось представление о 2 видах О. о.: интеллектуальной и творческой одаренности (креативности). В факторно-аналитических исследованиях выявлены независимые типы «художественной» одаренности и «практической» одаренности. Люди, обладающие научной одаренностью, как бы совмещают в себе черты предыдущих типов. (В. Н. Дружинин)

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК.
Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко.
2003.

  • одаренность
  • одаренность ранняя

Смотреть что такое «одаренность общая» в других словарях:

  • Одаренность общая — уровень развития общих способностей, определяющий диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов. О.о. является основой развития специальных способностей, но сама представляет собой независимый от них фактор.… …   Словарь по психогенетике

  • общая одаренность — Автор. Ф. Гальтон (середина XIX в.). Категория. Интегральный уровень развития специальных способностей. Специфика. Связана с развитием частных способностей, но достаточно от них независима. В настоящее время считается, что существует как общая… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ОДАРЕННОСТЬ — ОДАРЕННОСТЬ, термин, широко распространившийся за последние десятилетия в психологии несмотря на значительную неясность его содержания. Чаще всего этот термин применяется при определении умственных способностей человека, но можно говорить и об… …   Большая медицинская энциклопедия

  • Общая Одаренность — интегральный уровень развития специальных способностей, который связан с их развитием, но достаточно от них независим. Данное понятие было впервые сформулировано в середине XIX в. английским психологом Ф. Гальтоном . В настоящее время считается,… …   Психологический словарь

  • одаренность — 1) качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности. Совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за… …   Большая психологическая энциклопедия

  • одаренность ранняя — одаренность специальная или общая, обнаруживаемая у детей. Время проявления одаренностей в разных сферах различно. Особенно рано проявляется одаренность в музыкальной деятельности, затем в рисовании. В понятийных областях раньше других… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Одаренность умственная — общая способность человека сознательно направить свое мышление на новое, приспособить его к решению новых задач, к новым условиям жизни. Направленность на новое отличает умственную одаренность от памяти; признак приспособления – от гениальности,… …   Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

  • Одаренность умственная — общая способность человека сознательно направить свое мышление на новые требования, приспособить его к решению новых задач и к новым условиям жизни. Направленность на новое отличает О. у. от памяти; признак приспособления от гениальности… …   Педагогический словарь

  • ОДАРЕННОСТЬ — 1. Качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности. Совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за… …   Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

  • Одаренность — Одарённость или общая одарённость  уровень развития каких либо способностей человека, связанный с их развитием, но, тем не менее, от них независимый. Понятие как таковое впервые было сформулировано в середине XIX века английским психологом… …   Википедия

Статья по обществознанию (11 класс) по теме: Работа с одаренными детьми

*Модернизация российской системы образовании, требования к уровню подготовки выпускников школы в условиях компетентного подхода, введения новых образовательных стандартов, научно-технический прогресс обусловили необходимость формирования и развития интеллектуального и духовного потенциала нации. На сегодняшний день образование рассматрива-ется в стратегической перспективе как важнейший фактор и ресурс развития общества и государства. В связи с этим  поиск и поддержка талантливых и одарённых детей –  становится  одним  из приоритетных  направлений националь-ного проекта «Образование» и президентской инициативы «Наша новая школа». В человеке заключено много задатков и наша задача – развивать природные способности и раскрывать свойства человека из самих зародышей, делая так, чтобы человек достигал своего назначения» Имануил Кант

Цель    работы с одаренными детьми -создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения для удовлетворения социального заказа родителей и государства.

Траектория подготовки к олимпиадам : Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа быстро затухает.

Подготовка  к  олимпиаде  должна  быть  систематической  

1 этап.

1.Создание банка одаренных детей. Отбор учащихся , выявляющих общие и определенные способности по предмету ( в ходе наблюдения на уроках, организации исследовательской деятельности, проведения внеклассных мероприятий.

2. Создание банка заданий.( Подбор специальной литературы для подготовки к олимпиадам, архив олимпиадных заданий прошлых лет, интернет- ресурсы)

2 этап: Отбор заинтересованных учащихся

 Я веду отбор и привлекаю к участию в олимпиадах учащихся с 5-6 классов . И уже к 9-му классу имею резерв из 2-3  учащихся, способных защищать честь школы  на муниципальном этапе олимпиады.

1)На основе положительных результатов усвоения школьной программы по предмету отбираются заинтересованные в истории и обществознании  учащиеся и приглашаются на школьную олимпиаду по предмету.

2)По результатам школьной олимпиады создается «рабочая» группа учащихся,  с которой проводится дальнейшая целенаправленная работа

Идеальным контингентом для подготовки  к  олимпиадам  являются высокомотивированные  к освоению   материала   учащиеся, высокий уровень их как общих, так и специфических способностей, высокая работоспособность в выполнении заданий (умение работать с различными источниками знаний, умение осуществлять многовариантные решения поставленных проблем). 

3 этап: Развитие познавательной активности «рабочей» группы учащихся

1. Обеспечение  специальной литературой.  Знакомство  с интернет- ресурсами  и сайтами для подготовки к олимпиадам

2. Использование творческих заданий повышенного уровня на уроках. Как правило, участники олимпиад всегда на уроках получают индивидуальные задания олимпиадного уровня сложности, это касается и домашних заданий.

3 Подготовка к олимпиаде через внеурочные занятия: кружки, элективы, консультации. Проводятся групповые тренинги и индивидуальные занятия.

. При подготовке учащихся к олимпиаде я придерживаюсь нескольких принципов:

1.Деятельностный подход  и  максимальная  самостоятельность – процесс подготовки к олимпиаде должен быть ориентирован не столько на передачу знаний учителем, сколько на самостоятельный поиск, отбор и  анализ учащимися информации, на создание условий для выражения ими своих взглядов, идей, суждениЙ. Самые прочные знания это те, которые добываются  собственными усилиями, в процессе работы с литературой  при решении различных заданий. Данный принцип, предоставляя возможность самостоятельности учащегося, предполагает тактичный контроль со стороны учителя, коллективный разбор и анализ нерешенных заданий, подведение итогов при решении задач.

2.Принцип активность знаний.

Олимпиадные задания составляются так, что весь запас знаний находится в активном применении. Они составляются с учетом всех предыдущих знаний, в соответствии с требованиями стандарта образования и знаниями, полученными в настоящий момент. При подготовке к олимпиадам постоянно происходит углубление, уточнение и расширение запаса знаний. Исходя из этого, следует, что разбор олимпиадных заданий прошлых лет является эффективной формой подготовки учащихся для успешного участия в олимпиадах.

3. Принцип опережающего уровня сложности.

Для успешного участия в олимпиаде необходимо вести подготовку по заданиям высокого уровня сложности. В этом заключается суть принципа опережающего уровня сложности, эффективность которого подтверждается результатами выступлений на олимпиаде. В психологическом плане реализация этого принципа придает уверенность учащемуся,  раскрепощает его и дает возможность успешно реализоваться

4. Анализ результатов прошедших олимпиад.

При анализе прошедших олимпиад вскрываются упущения, недостатки, находки, не учтенные в предыдущей деятельности, как учителя, так  и ученика. Этот принцип обязателен для учителя, так как он положительно повлияет на качество подготовки к олимпиаде. Но он так же необходим для учащихся, так как способствует повышению прочности знаний и умений, развивает умение анализировать не только успехи, но и недостатки. 

5. Индивидуальный подход.

Индивидуальная   программа     подготовки  к  олимпиаде  для  каждого  учащегося,  отражающая  его  специфическую  траекторию  движения  от  незнания   к  знанию,  от  неумения  решать  сложные  задачи  к  творческим  навыкам   выбора  способа их решения

6. Психологический принцип

Считаю необходимым воспитать в олимпиадниках чувство здоровой амбициозности, стремления к победе Победитель всегда обладает бойцовскими качествами. Это важно для взрослой жизни!  Нужно увидеть задатки в ребёнке и вырастить эти качества. Научить верить в свои силы, внушить, что он способен побеждать. Однако важно подчеркнуть, что победителями все не бывают. Не надо волноваться, в олимпиаде принимают участие такие же ребята, как и вы. И все находятся в равных условиях, результат зависит только от тебя. Все победить не могут. Не нужно расстраиваться, а нужно работать, работать и работать! 

Подготовка олимпиадников возможна (успешна) лишь в случае постоянного тандема учитель-ученик-родитель.

Реализация этих принципов и правил —  это успешное выступление  учеников нашей школы на муниципальных и региональных олимпиадах, где  они показывают высокие результаты.

Работа с одаренными учениками, по сути, является для педагога своеобразным экзаменом в профессиональном, личном и даже в духовно-нравственном отношениях. В случае успеха она принесет ни с чем несравнимые положительные переживания, в случае неудачи — соответственно отрицательные. Но в обоих случаях это дает возможность пережить «точку роста», продвижения на пути профессионального и личностного становления.

•Будем  помнить, что мы, взрослые, должны быть для ребенка и плодородной почвой, и живительной влагой, и теплым солнышком, согревающим цветок детской души.  Именно тогда раскроются уникальные способности, данные каждому  ребенку от рождения.

«В каждом человеке солнце.
Только дайте ему светить».
                                    Сократ

 

 

 

 

 

 

 

Понятия по теме одаренные дети

Понятийный аппарат

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Понятийный аппарат

Описание слайда:

Понятийный аппарат

2 слайд

Давайте вместе разберемся в психологических понятиях: задатки способностей, с

Описание слайда:

Давайте вместе разберемся в психологических понятиях: задатки способностей, способности, талант и одаренность. Внимательно прочитайте определение и подберите нужное понятие: ___________________ — индивидуально-психологические особенности, отличающие одного ребенка (подростка) от другого, от которых зависит возможность успеха в деятельности. ____________________ — анатомо-физиологические особенности организма (особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы и т.д.), являющиеся условием более легкого овладения эффективными способами деятельности.

3 слайд

___________________- состояние и степень выраженности способностей детей и по

Описание слайда:

___________________- состояние и степень выраженности способностей детей и подростков. ___________________- сочетание способностей, обеспечивающих высокие достижения в определенном виде деятельности, отличающейся принципиальной новизной и оригинальностью подхода.

4 слайд

Правильные ответы: Способности Задатки способностей Одаренность Талант

Описание слайда:

Правильные ответы: Способности Задатки способностей Одаренность Талант

5 слайд

Рассмотрим такую логическую цепочку: Индивидуальность – способность – одаренн

Описание слайда:

Рассмотрим такую логическую цепочку: Индивидуальность – способность – одаренность – талант – гениальность

6 слайд

Понятие «индивидуальность» обозначает неповторимость определенных признаков,

Описание слайда:

Понятие «индивидуальность» обозначает неповторимость определенных признаков, своеобразие психики, неповторимость и уникальность присущих конкретному человеку и отличающих данного человека от всех иных, принадлежащих к тому же виду.

7 слайд

Как правило, словом «индивидуальность» определяют главную особенность личност

Описание слайда:

Как правило, словом «индивидуальность» определяют главную особенность личности, делающую ее непохожей на окружающих. Индивидуален каждый ребенок, но индивидуальность одних проявляется очень ярко, броско, красиво, других — маловыразительно, малозаметно. Условием формирования индивидуальности является среда, в которой ребенок растет, ассоциации, накопленные в детстве, особенности воспитания. Быть индивидуальностью — значит уметь думать по-своему, вносить что-то новое.

8 слайд

Индивидуальность ребенка формируется под влиянием трех основных факторов: 1.Э

Описание слайда:

Индивидуальность ребенка формируется под влиянием трех основных факторов: 1.Это наследственность и физиологические особенности. Наследственность сохраняет и передает внешние черты человека. Физиология человека говорит о том, что в людях очень много общего, определяющего их поведение. 2. Факторы окружающей среды, формирующие индивидуальность. Сильное влияние на индивидуальность человека оказывает культура и социальное окружение. Индивидуальность определяется семьей, в которой человек воспитывается. На индивидуальность оказывает сильное влияние детский сад, школа, общественные организации. 3. Индивидуальность оказывает влияние на свое собственное формирование и развитие. Связано это с тем, что человек с детства играет активную роль в собственном развитии и не является только исключительно продуктом наследственности и окружения.

9 слайд

Способность можно рассматривать как индивидуально-психологические особенности

Описание слайда:

Способность можно рассматривать как индивидуально-психологические особенности, являющиеся условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Способности можно разделить на две группы: общие способности, которые проявляются в большинстве основных видов человеческой деятельности, такие как внимание, память, сообразительность, и специальные способности, которые проявляются только в отдельных видах деятельности, например, игре на музыкальных инструментах, рисовании, пении.

10 слайд

Если наблюдается сочетание ряда способностей, которые обеспечивают успешное в

Описание слайда:

Если наблюдается сочетание ряда способностей, которые обеспечивают успешное выполнение определенной деятельности, то можно говорить об одаренности.

11 слайд

Слово одаренность происходит от слова дар. Одаренным, умным человеком всегда

Описание слайда:

Слово одаренность происходит от слова дар. Одаренным, умным человеком всегда называли того, кто был способен к выдающимся достижениям, мог найти интересный, неожиданный выход из сложных ситуаций, создать что-то принципиально новое, легко приобретал новые знания, делал то, что другим не доступно.

12 слайд

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики,

Описание слайда:

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

13 слайд

Одаренный ребёнок это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда

Описание слайда:

Одаренный ребёнок это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

14 слайд

Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой

Описание слайда:

Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере. Если учащийся занимается какой-либо деятельностью с любовью, постоянно совершенствует, реализуя все новые замыслы, рожденные в процессе самой работы и в результате получает новое значительно превышающее первоначальный замысел, то можно говорить о том, что это талант или творческая одаренность.

15 слайд

Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качес

Описание слайда:

Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.

16 слайд

Перспективные дети: дети со средним уровнем способностей и высоким уровнем мо

Описание слайда:

Перспективные дети: дети со средним уровнем способностей и высоким уровнем мотивации; дети с высоким уровнем способностей и средним уровнем мотивации; дети со средним уровнем способностей и мотивации.

17 слайд

Признаки одаренности

Описание слайда:

Признаки одаренности

18 слайд

Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных дете

Описание слайда:

Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности

19 слайд

Специалисты по работе с одаренными детьми давно заметили, что чаще всего они

Описание слайда:

Специалисты по работе с одаренными детьми давно заметили, что чаще всего они вырастают в интеллигентных семьях. И дело тут вовсе не в особых генах гениальности — их природа распределила между всеми детьми поровну. Дело в семейной атмосфере, в системе семейных ценностей.

20 слайд

Существуют две крайние точки зрения: «одаренные дети встречаются крайне редко

Описание слайда:

Существуют две крайние точки зрения: «одаренные дети встречаются крайне редко» «все дети являются одаренными»

21 слайд

Указанная альтернатива снимается в рамках следующей позиции: потенциальная о

Описание слайда:

Указанная альтернатива снимается в рамках следующей позиции: потенциальная одаренность по отношению к разным видам деятельности присуща многим детям, тогда как актуальную одаренность демонстрирует незначительная часть детей

22 слайд

Интеллек-туальная Эмоцио-нальная Волевая Социальная Мотива-ционная Особенност

Описание слайда:

Интеллек-туальная Эмоцио-нальная Волевая Социальная Мотива-ционная Особенности личности Познавательная активность, способность воспринимать связи между предметами и явлениями, делая собственные выводы, отличная память, раннее языковое развитие, большой словарный запас, богатая фантазия, воображение, чувство юмора Любознательность, самостоятельный поиск ответа на интересующий вопрос, активное исследование окружающего, готовность по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности Острая реакция на происходящее в окружающем мире, обостренное чувство справедливости высокие требования к себе и окружающим Одновременное слежение за несколькими процессами, концентрация внимания на интересующем предмете, склонность ставить сверхтрудные цели, настойчивость Переживание чувства удовольствия от собственной деятельности Признаки одаренности

23 слайд

Инструментальный (характеризует способы его деятельности) Мотивационный (хара

Описание слайда:

Инструментальный (характеризует способы его деятельности) Мотивационный (характеризует отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности)

24 слайд

Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка может быть охарактеризо

Описание слайда:

Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка может быть охарактеризован следующими признаками: Наличие специфических стратегий деятельности. Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности “все делать по-своему” и связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции.

25 слайд

Высокая структурированность знаний, умение видеть изучаемый предмет в системе

Описание слайда:

Высокая структурированность знаний, умение видеть изучаемый предмет в системе, свернутость способов действий в соответствующей предметной области. Иными словами, своеобразие способов деятельности одаренного ребенка проявляется в его способности видеть в сложном простое, а в простом — сложное.

26 слайд

Особый тип обучаемости. Он может проявляться как в высокой скорости и легкос

Описание слайда:

Особый тип обучаемости. Он может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений.

27 слайд

Классификация одаренности

Описание слайда:

Классификация одаренности

28 слайд

Критерии, положенные в основу классификации видов одаренности «вид деятельнос

Описание слайда:

Критерии, положенные в основу классификации видов одаренности «вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики» «степень сформирован-ности одаренности» «форма проявления» «широта проявлений в различных видах деятельности» «особенности возрастного развития» «уровень достижений»

29 слайд

Виды одарённости по критерию «Виды деятельности и обеспечивающие её сферы» Пр

Описание слайда:

Виды одарённости по критерию «Виды деятельности и обеспечивающие её сферы» Практическая деятельность Познаватель-ная деятельность Художествен-но-эстетическая деятельность Коммуникативная деятельность Духовно-ценностная деятельность одаренность в ремеслах, спортивная организацион-ная интеллек-туальная одаренность хореографическая сценическая литературно-поэтическая изобразитель-ная музыкальная лидерская аттрактивная одаренность в создании новых духовных ценностей и смыслов одаренность в служении людям.

30 слайд

Актуальная одаренность – психологическая характеристика ребенка с такими нали

Описание слайда:

Актуальная одаренность – психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормой. Потенциальная одаренность – это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. Виды одарённости по критерию «степень сформированности одарённости»

31 слайд

проявляется в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы “сама

Описание слайда:

проявляется в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы “сама по себе”), в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения. проявляется в деятельности ребенка в менее выраженной, замаскированной форме. Явная одаренность Скрытая одаренность Виды одарённости по критерию «форма проявления»

32 слайд

Виды одаренности по критерию «широта проявлений в различных видах деятельност

Описание слайда:

Виды одаренности по критерию «широта проявлений в различных видах деятельности» Общая (или интеллектуальная) одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает в качестве основы их продуктивности. Психологическим ядром общей одаренности являются интеллектуальные способности (или общие познавательные способности), вокруг которых выстраиваются эмоциональные, мотивационные и волевые качества личности. Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и может быть определена лишь в отношении отдельных областей деятельности (музыка, живопись, спорт и т. д.)

33 слайд

Виды одаренности по критерию «особенности возрастного развития» Ранняя одарен

Описание слайда:

Виды одаренности по критерию «особенности возрастного развития» Ранняя одаренность Примером ранней одаренности являются дети, которые получили название «вундеркинды». Вундеркинд (буквально «чудесный ребенок») — это ребенок, как правило, дошкольного или младшего школьного возраста с чрезвычайными, блестящими успехами в каком-либо определенном виде деятельности — математике, поэзии, музыке, рисовании, танце, пении и т.д. Поздняя одаренность Достижение значимых результатов в виде выдающихся открытий в науке, создания новых областей и методов исследования и т.п. происходит обычно позднее, чем в искусстве. Это связано, в частности, с необходимостью приобретения глубоких и обширных знаний, без которых невозможны научные открытия.

34 слайд

1.Способности, превышающие средний уровень способностей их сверстников, в нез

Описание слайда:

1.Способности, превышающие средний уровень способностей их сверстников, в незначительной мере. Однако дети с такой одаренностью имеют, тем не менее, основные отличительные признаки одаренности и должны соответственно оцениваться учителями и школьными психологами. Виды одарённости по критерию «уровень достижений ребёнка»

35 слайд

2. Весьма яркие интеллектуальные, художественные, коммуникативные или какие-т

Описание слайда:

2. Весьма яркие интеллектуальные, художественные, коммуникативные или какие-то другие способности и склонности. Их одаренность, как правило, является очевидной для окружающих, за исключением случаев так называемой скрытой одаренности.

36 слайд

3. Способности, настолько превосходящие среднюю возрастную норму, что это поз

Описание слайда:

3. Способности, настолько превосходящие среднюю возрастную норму, что это позволяет говорить о таких детях, как о детях с исключительной, особой одаренностью. Успешность выполняемой ими деятельности может быть необычно высокой.

37 слайд

Различия одарённости у мальчиков и девочек

Описание слайда:

Различия одарённости у мальчиков и девочек

Понятие одаренности в педагогике

Понятие одаренности

Определение 1

Одаренность – это системное и развивающееся на протяжении всей жизни качество психики, определяющее возможности человека достигать высоких и незаурядных результатов по одному или одновременно нескольким видам деятельности (в сравнении с другими людьми).

Определение 2

Одаренный ребенок – это ребенок, который отличается от других детей неординарными, яркими и выдающимися достижениями в определенном виде деятельности.

В настоящее время учеными в области психологии и педагогики доказано, что одаренность является качественным своеобразием и результатом сложного взаимодействия социокультурной среды и наследственных качеств личности, опосредованных деятельностью ребенка. Необходимо также отметить, что для развития одаренности большое значение имеет собственная активность ребенка, психологические механизмы его саморазвития, которые заложены в основу формирования и последующей реализации индивидуальной одаренности.

Определение 3

Детский возраст – это возрастной период, во время которого осуществляется становление и развитие способностей и личностных качеств ребенка.

Готовые работы на аналогичную тему

Детский возраст характеризуется глубокими интегративными процессами в психике ребенка.

Одним из самых актуальных и часто обсуждаемых вопросов в сфере одаренности, является вопрос, касающийся частоты проявления детской одаренности. Отвечая на данный вопрос, выдвигаются две точки зрения, которые по своей сути являются противоположными:

«Каждый ребенок является одаренным от рождения»

«Дети, действительно имеющие одаренности встречаются крайне редко»

Сторонники первой точки зрения считают, что любого ребенка, имеющего нормальное развитие, можно развить до уровня одаренности, при условии создания необходимых благоприятных условий воспитания и обучения.

Сторонники второй точки зрения, напротив, считают, что одаренность является уникальным явлениям. Детей, имеющих одаренности необходимо искать, с целью их дальнейшего развития, осуществляемого в специально организованных условиях.

Признаки одаренности

Первые признаки одаренности проявляются у ребенка в период дошкольного детства. Их выявление осуществляется посредством наблюдения за характером деятельности ребенка. Основными аспектами ведущих признаков одаренного поведения являются мотивационный и инструментальный:

  • Инструментальный – определяет характер способов деятельности.
  • Мотивационный – определяет характер отношений ребенка к окружающей действительности и собственной деятельности.

Основные признаки инструментального аспекта поведения одаренного ребенка:

  1. Быстрое освоение способов и приемов выполнения того или иного вида деятельность, её успешное выполнение.
  2. Изобретение и применение новых более эффективных способов и приёмов деятельности, для разрешения необходимых жизненных ситуаций.
  3. Глубокое овладение предметов, на основании чего выдвижение новых целей деятельности, направленных на новое видение ситуации и ее последующее успешное разрешение.

Для ребенка, действительно имеющего одаренности, характерным является именно третий признак поведения.

Определение 4

Новаторство – это, своего рода, выход за рамки требований осуществляемой деятельности, позволяющий ребенку открывать новые закономерности и приемы.

Основные признаки мотивационного аспекта одаренного поведения:

  1. Высокая чувственная избирательность к некоторым сторонам предметной действительности (звуки, запахи, цвет, растения и т.д.), и некоторым формам своей деятельности (физическая, познавательная, художественная и т.д.).
  2. Высокие познавательные потребности, проявляющиеся в повышенной любознательность, а также стремлении выходить за рамки исходных требований учебно-познавательной деятельности.
  3. Высокий интерес к определенным видам или сферам деятельность, увлеченность конкретным предметом, погруженность в выполнение какого-либо дела. Данный интерес проявляется в усидчивости, упорстве, трудолюбии, предпочтении противоречивой, парадоксальной и нестандартной научной информации, непринятие и отвержение шаблонов и стандартов.
  4. Повышенная требовательность к результатам своего труда, стремление ставить сверхсложные цели и настойчивость в их достижение, склонность к самосовершенствованию, самообразованию и саморазвитию.

Виды одаренности

Педагог, в процессе своей профессиональной деятельности должен уметь распознавать одаренности. В педагогике принято выделять следующие виды одаренности.

Интеллектуальная одаренность – проявляется в том, что одаренные дети умеют точно и глубоко анализировать содержания обучения, стремятся осмыслить его философски. Также для них характерно наличие высокого уровня интеллекта, в связи с чем, они очень быстро и легко усваивают учебные предметы.

Академическая одаренность – данная одаренность проявляется в том, что дети обладают высоким интеллектом, но на первый план выходят отличительные способности к обучению. Подразделяется на два подвида: учащиеся, которые имеют широкие способности к обучению и учащиеся, которые имеют способности к обучению в определенной области или близких друг к другу областях.

Довольно часто педагогу сложно различить интеллектуальную и академическую одаренность. Это связано с тем, что учащиеся, имеющие определенный вид одаренности учатся в обоих случаях успешно, показывая блестящие результаты. Разница заключается в том, что дети с интеллектуальной одаренностью имеют повышенное критическое мышление, а также обладают способностью самостоятельно философски осмысливать сложные интеллектуальные проблемы. Учащиеся с академической одаренностью всегда успешны именно в обучении.

Творческая одаренность – характеризуется высоким творческим потенциалом. Особенность творчески одаренных детей заключается в том, что они имеют ярко выраженную познавательную потребность, которая является составляющей основой познавательной мотивации одаренного ребенка.

Методический материал «Социальная одаренность»

Социальная одаренность

В современной социально-педагогической литературе существует огромное количество определений понятия одаренность.

В толковом словаре русского языка Д.Н. Ушакова одаренность — талантливость, даровитость, та или иная степень ее.

Одаренный — человек с богатой природой, обладающий какими-нибудь свойствами, качествами, способностями. Человек с богатым воображением. Очень талантливый, даровитый человек. Он очень одарен.

Б.М. Теплов определяет одаренность как своеобразное сочетание способностей, от которых зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в той или иной деятельности:

— под способностями понимаются индивидуальные психологические особенности, отличающие одного от другого;

— способностями называются не всякие индивидуальные особенности, а лишь те, которые имеют отношения к успешности выполнения какой-либо деятельности;

— понятие способность не сводится к тем знаниям, умениям, навыкам, которые выработаны у данного человека.

Д.Б. Богоявленская рассматривает одаренность как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми .

По определению А.И. Доровского одаренность — это совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразие природных предпосылок способностей.

В.С. Юркевич рассматривает одаренность как индивидуальное сочетание способностей, которое позволяет человеку в совершенстве за сравнительно короткое время овладеть навыками и умениями, необходимыми для успешного выполнения деятельности.

Произнося словосочетание «одаренные дети», мы подчеркиваем тем самым, что существует особая группа детей, качественно отличающаяся от сверстников. Совсем иной аспект проблемы высвечивается при другом словосочетании — «детская одаренность», здесь проявляется принципиально иная психолого-педагогическая проблема, где одаренность предстает уже не как исключительность, а как потенциал, дар природы.

Ученые выделяют различные формы проявления одаренности, к ним относятся:

1.Социальная одаренность, ее называют лидерской, она не вызывает беспокойства ни в школе, ни в семье.

2.Художественная (музыкальная, изобразительная, сценическая) одаренность изучена больше всего.

3.Психомоторная одаренность представляет собой исключительно спортивные способности.

4.Академическая одаренность проявляется в необычных способностях учиться, что сопутствует отличной специализации в будущем.

5.Интеллектуальная одаренность — это способность анализировать, сопоставлять факты, мыслить. В семье это умник или умница, в школе это отличник. Иногда такой ребенок учится на отлично только по одному — двум предметам, и не успевает по остальным.

6.Творческая одаренность проявляется в нестандартном видении мира и в нешаблонном мышлении. Но до достижения поставленной цели, как правило, не дотягивают и слывут «неудачниками». Они всех раздражают уже в детстве, в семье и в школе. Необходимо вовремя заметить и помочь такому ребенку.

Но, как показывает Ю.В. Василькова, существует и скрытая одаренность, к этой категории относятся:

1.Фанатики — дети, увлеченные каким-то одним делом. В последнее время появилось много компьютерных фанатиков, для которых школа является помехой.

2.Лентяи — впитывают любую информацию, но не хотят применять ее на деле.

3.Скромники — дети с заниженной самооценкой, стремятся не демонстрировать себя.

4.Невротики или психопаты, которые постоянно конфликтуют в семье и с окружающими их людьми.

5.Чудаки или странные — это спокойные мягкие дети, которым чужды любые конфликты.

Важно, чтобы об этой скрытой одаренности знали в семье, так как этим детям нужна помощь взрослых, родителей, социальных педагогов, воспитателей.

Многими исследователями используются термины «лидерская одаренность», «социальный интеллект», «организаторские способности». Определение социальной одаренности гласит, что это исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Выделяют такие структурные элементы социальной одаренности как социальная перцепция, просоциальное поведение, нравственные суждения, организаторские умения и т.д. 
Социальная одаренность выступает как предпосылка высокой успешности в нескольких областях. Она предполагает способности понимать, любить, сопереживать, ладить с другими, что позволяет быть хорошим педагогом, психологом, социальным работником. Таим образом, понятие социальной одаренности охватывает широкую область проявлений, связанных с легкостью установлений и высоким качеством межличностных отношений. Эти особенности позволяют быть лидером, то есть проявлять лидерскую одаренность, которую можно рассматривать как одно из проявлений социальной одаренности. Лидерская одаренность, по мнению многих исследователей, предполагает достаточно высокий уровень интеллекта, однако наряду с этим необходима и хорошо развитая интуиция, понимание чувств и потребностей других людей, способность к сопереживанию, во многих случаях у людей с этим типом одаренности наблюдается и яркое чувство юмора, помогающее им нравиться другим людям.

Как показывают современные исследования, успеха в жизни часто добиваются не те, у кого высоко развиты интеллектуальные способности, а люди, как правило, обладающие свойством легко вступать в общение, устанавливать благоприятные межличностные отношения. Основа успешности в социальной среде во многом зависит от социальной одарённости. Сегодня, когда технологические разработки заменили большую часть человеческого труда, именно социально одарённая личность, способная управлять другими людьми, является конкурентоспособной на рынке трудовых отношений.

Исследования, которые проведены Е.А. Панько и Я.Л. Коломинским, убеждают, что социальная одарённость и коммуникативные способности начинают проявляться и развиваться ещё в раннем детстве, в дошкольном периоде. Социально одарённые дети всегда обращают на себя внимание. Их трудно не заметить среди сверстников: они выделяются активностью, ярко выраженным интересом к людям, потребностью в общении с детьми и взрослыми. Такие дошкольники легко адаптируются в среде сверстников и сами становятся инициаторами взаимодействия. По характеру они искренни, открыты, склонны к проявлению эмпатии, нередко являются лидерами в группе, так как обладают хорошими организаторскими способностями.

О достаточно сформированной социально одарённой личности можно говорить и в период ранней молодости, когда общение и социальное взаимодействие уже не являются ведущей деятельностью, и на их место приходит профессиональное становление и самоопределение молодого человека. В этом возрасте молодые люди начинают активно проявлять себя в той или иной деятельности. Многие пробуют себя в деятельности социономического типа и становятся достаточно успешными, не имея при этом профессионального опыта как такового. Вероятней всего, эффективность деятельности на данном этапе возрастного развития связана со способностями личности.

Описывая человеческие способности, Б.М. Теплов выделил три их главных признака:

1.  Под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.

2.  Способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь те, что имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности (многих деятельностей).

3.  Само понятие «способность» не сводится только к тем знаниям, умениям, навыкам, которые уже наработаны у данного человека.

К признакам, предложенным Б.М. Тепловым, В.С. Мерлин считает необходимым добавить ещё два.

1.  Продуктивные индивидуально-своеобразные приёмы и способы работы.

2. В качестве способностей могут выступать как свойства индивидуума, так и свойства личности. При этом последние определяют наиболее обобщённые отношения личности.

Все эти признаки необходимо учитывать при анализе социальной одарённости личности.

Как полагает Е.И. Власова, социально одарённый субъект несёт в себе способности двоякого рода. С одной стороны, это — те психологические особенности, которые отличают одарённых людей в целом независимо от типа одарённости (креативность, трудолюбие и увлечённость, широкие познавательные интересы и эрудированность, целеустремлённость и настойчивость, экономичность и простота решений, высокая скорость протекания психических процессов и развитый интеллект). С другой стороны, это — способности, которые проявились у социально одарённого субъекта вследствие его специфического опыта активности в различных видах деятельности социономического характера. Прежде всего, необходимо назвать способности к социальной перцепции и экспрессии, просоциальному поведению, высокий уровень развития социального интеллекта и контроля. В личностной структуре социально одарённого индивида особое место занимает способность сопереживать другому человеку (эмпатия), гибко реагировать на изменения его эмоционального состояния.

Согласно Д.В. Ушакову, социальная одарённость проявляется в сфере лидерства и социальных взаимодействий. Она представляет собой сложный сплав когнитивных компонентов (общий академический интеллект, практический интеллект, социальный интеллект) и не когнитивных факторов (темперамент, личностные особенности — способность к сопереживанию, оптимизм, высокая активность, экстраверсия, справедливость, способность к принятию решений в условиях неопределённости, независимость и вместе с тем ориентация на групповые ценности, воля как твердость в реализации намерений).

Можно заметить, что состав социальной одарённости достаточно неоднороден и многозначен, поэтому он требует оптимального решения и эмпирического обоснования. На сегодняшний день эмпирические исследования социальной одарённости в качестве самостоятельного феномена проводились в рамках педагогической деятельности в работах Н.А. Аминова и Т.М. Хрусталёвой на примере исследования педагогической одарённости школьников и учителя. Авторы построили свою модель (структуру) социальной одарённости на основе модели, разработанной американским специалистом в области обучения одарённых детей Дж. Рензулли. В мировой психологии её часто называют теорией трёх колец, поскольку концепция описывает одарённость как взаимодействие трёх групп человеческих качеств: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень; высокой увлечённости (мотивация) выполняемой задачей и высокого уровня креативности. Эту триаду Дж. Рензулли представляет в виде трёх взаимно пересекающихся окружностей.

Исследователи Н.А. Аминов и Т.М. Хрусталёва предполагают, что социальная одарённость включает в себя пять основных компонентов: социальный интеллект, креативность, социальная мотивация, коммуникативно-организаторские способности и управленческие свойства личности.

Под социальным интеллектом авторы понимают интегральную интеллектуальную способность, определяющую успешность общения и социально-психологической адаптации, способность прогнозировать как своё собственное, так и поведение других людей в различных областях человеческой жизнедеятельности, распознавать намерения, чувства и эмоциональные состояния человека по невербальной и вербальной экспрессии.

Многие психологи (Богоявленская Д.Б., Матюшкин А.М., Пономарёв Я.А.) в своих исследованиях одарённости подчёркивают особую роль творчества. Отсюда главный вывод, что креативность является одним из компонентов социальной одарённости и выступает как оригинальность мышления, способность принимать решения в нестандартных ситуациях взаимодействия.

Старший школьный возраст является благоприятным временем для подобной работы. Это связано со многими психологическими особенностями данного возраста. Старший школьник отличается естественной гибкостью восприятия, мышления, поведения, стремлением освободиться от стереотипов стремлением к оригинальности, стремлением быть взрослым, быть лидером. У старшеклассников велика тяга ко всему новому, необычному, нестандартному, правда, это стремление чаще всего носит неосознанный характер. Кроме того, в этом возрасте формируется “внутренняя позиция” личности, обуславливающая определенную структуру ее отношения к действительности, к окружающим и к самому себе. Личность старшеклассника еще окончательно не сформирована и открыта к изменениям. Причем важное место в развитии личности в этом возрасте занимает фактор самовоспитания. Старший школьник осознанно может ставить перед собой задачи, выполнять их, то есть целенаправленно воздействовать на формирование собственных личностных качеств. Все это является хорошей базой для развития лидерских особенностей личности.

как определить и в чем отличие от умных и обычных :: Инфониак

Одаренные дети в нашем обществе: как определить и в чем отличие от умных и обычныхНевероятные факты


Содержание:


Узнайте свое чадо!


Для начала отметим один важный момент: истинный интеллект, как известно, трудно измерить. В детстве Томас Эдисон передал своей матери записку от своего учителя, в которой говорилось, что ее ребенок был «помешанным, глупым». 


Эдисон был кем угодно, но точно не глупым. Более того, он был действительно одаренным ребенком.


Читайте также: Индиго, кристальные и радужные дети: а кто ВЫ?


Один из учителей Альберта Эйнштейна отзывался о нем как об «умственно отсталом, необщительном и вечно витающим в облаках». Возможно, мальчик мечтал о физике, или просто развивал то, что стало величайшим умом, который когда-либо знала история.


Национальная Ассоциация Одаренных Детей США определяет одаренность как «способности, которые значительно превышают норму у ребенка в определенном возрасте».

Одаренные дети


1.jpg


Дети могут быть одаренными в одной или нескольких областей:


— Художественная



— Творческая



— Интеллектуальная



— Лидерская



— Академическая (научная)


«С первого дня занятий в детском саду, одаренные дети уже знают почти 60% всего учебного материала», — национальная Ассоциация Одаренных Детей США.


Восемь интеллектуальных сфер


2.jpg 


Теория множественного интеллекта профессора Гарварда доктора Говарда Гартнера предлагает восемь способностей, которые можно считать элементами человеческого интеллекта:


1. Телесно-кинестетические: физические способности, ловкость тела, зрительно-моторная координация.


2. Внутриличностные: самосознание или самоанализ убеждений, эмоций, целей и мотивации.


Читайте также: Неожиданные продукты, которые нельзя давать маленьким детям


3. Межличностные: взаимодействие с другими людьми и понимание их (вербальное и невербальное общение).


4. Логико-математические: понимание абстрактных и сложных идей, дедукция, обнаружение закономерностей, работа с числами. 


3.jpg


5. Музыкально-ритмичный: различение высоты звука, ритма и тона, движения, создание, распознавание и воспроизведение музыки.


6. Натуралистические: отношение к физическому окружению, выращивание продуктов питания, знания о природе (животных, растениях и т.д.).


7. Вербально-лингвистические: понимание языков, устные и письменные навыки, использование ритма, звука и тона в словах.


8. Визуально-пространственные: познание через изображения и картинки, пространственное рассуждение, визуализация объектов.


Различия между умными и одаренными

Особенности одаренных детей


Кристофер Таибби, эксперт в области «одаренного» образования, объясняет четыре критических различия между одаренными и умными детьми. Это первый шаг в понимании того, как помочь им добиться успеха.


1. Умные дети усердно работают над достижением своих целей. Одаренным детям этот процесс может наскучить. 


4.jpg


Умный ребенок — мечта учителя. Он ведет себя хорошо и усердно работает. В результате он преуспевает в классе. На самом деле, умные ученики преуспеют в традиционной академической обстановке, поскольку они мотивированы в основном оценками и признанием.


В этом заключается большая проблема для одаренных детей: их не радуют ни оценки, ни признание. Одаренные дети часто уже знают ответы без особых усилий, что может вызвать проблемы в учебном классе. В поисках вдохновения и мотивации они часто уходят в свои внутренние миры.


2. Умный ребенок всегда знает ответ, одаренный — всегда задаст вопрос.


5.jpg


Умные дети отлично умеют обрабатывать и хранить информацию. Этот факт в сочетании с их трудовой этикой приводит к выдающимся академическим достижениям. Одаренным ученикам часто не нужно много времени, чтобы ознакомиться с материалом. 


В результате, одаренные дети вынуждены просиживать в течение нескольких часов, когда они могут просто «пройти тест» и браться за следующее задание или предмет.


Читайте также: 6 Преимуществ детей, растущих с домашними животными


Так как ненасытное любопытство одаренного ребенка не угасает, он углубляется в тему и хочет узнать все в подробностях. Он будет задавать себе вопросы и с помощью интернета и книг находить на них ответы. А на следующем уроке, одаренный ребенок зачастую знает намного больше подготовленного учителем материала.


3. Умные дети любят классные занятия, одаренные – обычно нет. 


6.jpg


Как уже упоминалось, обстановка в классе – идеальная атмосфера для успешного ребенка. Зачастую это не относится к одаренным детям, они часто чувствуют себя некомфортно.


Из-за противоположных крайностей — чрезвычайного любопытства и крайней скуки — одаренные дети обычно становятся самостоятельными учениками. Они принимают на себя ответственность за свое образование, или просят об этом родителей. Самообучение позволяет одаренному ребенку следовать за своим любознательным характером. Для них эффективно учиться — это необходимость.


4. Умные дети находчивы, одаренные — оригинальны


7.jpg


Подумайте о великих новаторах на протяжении всей истории — да Винчи, Тесла, Грэм Белл, Эдисон, Гейтс, Джобс. Изначально, в детстве, эти люди были теми, кого мы позже признаем «одаренными». Наиболее примечательно, что большинство из этих ребят не были лучшими в классе. И да, все они оригинальны.


Многие одаренные люди живут тем, что воплощают свои идеи в жизнь, с самого детства. Склонность к оригинальному мышлению и инновациям является еще одной причиной, по которой альтернативная образовательная среда часто является оптимальной для одаренных детей.

Развитие одаренных детей 


8.jpg


Вам интересно как определить одаренного ребенка? Вот они 15 признаков, которые помогут Вам в этом:


1. Маленькие преподаватели


Одаренные дети зачастую усваивают знания заметно быстрее среднего. Часто языковые навыки кажутся более естественными для них. Обширный словарный запас и желание объяснять — два способа, с помощью которых ребенок может проявить эти навыки. 


9.jpg


2. Они идентифицируют шаблоны


Идентификация шаблонов таких как, головоломки, знаки или даже время, когда мама возвращается домой, не является чем-то распространенным среди маленьких детей. 


Читайте также: Карма семи поколений: как дети расплачиваются за грехи своих родителей


Но если Ваш малыш обладает интеллектом одаренного уровня, тогда это другое дело. 


10.jpg


3. Ненасытные читатели


У одаренных детей, как упоминалось ранее, есть ненасытное любопытство. Чтобы удовлетворить это любопытство, они прочтут каждую книгу, которую смогут удержать в руках. Это особенно ярко выражено, когда что-то вызывает у них интерес. 


11.jpg

Выявление одаренных детей 


4. Они необыкновенно талантливы


«Одаренный» — это просто еще одно слово, обозначающее «исключительно талантливый». Некоторые дети проявляют свой природный талант в спорте, науке, искусстве, что наверняка является признаком одаренного интеллекта. 


12.jpg


5. Им интересны взрослые компании и дети постарше


Одаренные дети из-за своего продвинутого интеллекта испытывают трудности в общении со сверстниками. Они могут быть неправильно поняты, или им может быть просто скучно. Таким образом, они чаще заметны среди детей старшего возраста, родителей, учителей, тренеров и других взрослых.


13.jpg


6. Они всегда внимательны


Итак, здесь есть одна оговорка. Большинство одаренных детей обладают исключительной способностью сосредоточиться на вещах, которые их интересуют. 


Читайте также: Если болеют дети, надо лечить родителей


Однако одаренный ребенок, застрявший на скучном уроке, быстро потеряет эту способность. Невнимательными их считать ошибочно. 


14.jpg


7. Взрослые дети


У одаренного ребенка также может быть глубокий эмоциональный интеллект. Он будет качать головой на выходки своих сверстников. Одаренные дети будут более спокойными и уравновешенными, что иногда вызывает беспокойство у родителей.


15.jpg


8. Они оригинальны


Быть одаренным и решать проблемы – это часто взаимосвязанные вещи. Эти дети по-разному и необычно подходят к повседневным проблемам. Они также могут предложить различные варианты решения и улучшения чего-либо.


16.jpg

Одаренный ребенок в классе


9. Лидерские качества


Из-за своей зрелости и сверхъестественной способности решать проблемы и мыслить нестандартно, часто одаренные дети проявляют склонность к лидерству. Конечно, эти навыки проявляются еще сильнее, когда ребенок находится в определенной, желаемой обстановке.


17.jpg


10. Они не нуждаются в указаниях


В то время как большинство детей ждут, когда родитель или учитель подскажут, как лучше что-то сделать, одаренные дети нетерпеливо берутся за дело, а вопросы задают позже. 


Читайте также: АБОРТ: Как души нерожденных детей влияют на судьбу своих рожденных братьев и сестёр, матери и отца


Часто они крайне самостоятельны.


18.jpg


11. У них очень много энергии


Так как их мозг всегда активен, одаренные дети находятся в постоянном движении. Обратите внимание, что действительно умные и одаренные дети разговаривают слишком быстро. Причиной является то, что они отчаянно заставляют свои слова догонять свои мысли.


19.jpg


12. Им нужно время для себя


Как и большинство детей, одаренные дети любят проводить время с друзьями, одноклассниками. Но одиночество позволяет им оставаться наедине со своими мыслями, часто таким образом проявляя свое творчество. Одаренным детям нравится уединяться, чтобы читать, писать, рисовать и петь.


20.jpg

Какие дети одаренные


13. Они очень любят природу


Некоторые одаренные дети, особенно с высоким художественным интеллектом, любят виды природы и ее звуки. 


Читайте также: 9 невероятных способностей мозга малыша


В эти моменты проявляются их любознательность и эмоциональность, приходит вдохновение.


21.jpg


14. Нереализованный потенциал 


Да, Вы прочитали правильно. Это может быть другой стороной монеты. В то время как одаренные дети, как правило, посвящают большую часть умственной энергии своим интересам, им становится очень сложно преуспевать еще в чем-то. 


Они не смогут реализовать абсолютно все свои возможности из-за вполне обоснованной невнимательности, небрежности, и, конечно же, скуки.


22.jpg


15. Они счастливы учиться


Одаренные дети так любят учиться, что в последствии это занятие превращается в хобби. Из-за своего продвинутого интеллекта и любви к обучению, ребенок может не разделять все интересы со своими сверстниками.


23.jpg


В заключении: зачем определять одаренного ребенка?


«Точная характеристика, четкое объяснение и постоянное понимание того, что именно значит быть одаренным, помогут этим детям адаптироваться», – профессор и доктор Гаил Пост.


Несмотря на все проблемы, связанные с выявлением интеллекта, это жизненно важно для развития ребенка. Выяснение направления его развития, может означать разницу между успехом и провалом. Это касается и одаренного ребенка.


24.jpg


Одаренные дети, которые остаются неопознанными, часто становятся мишенями для ярлыков и порой насмешек. Наша задача — не позволить этому случиться. Фактически, у одаренного ребенка есть потенциал стать лидером в этом сложном глобальном обществе. Прежде всего, дети с уникальными способностями должны попадать в правильные обстоятельства и окружение, и всегда иметь возможность добиться успеха — на своих условиях.

Педагогический словарь — одаренность

Одаренность

одаренность

1) качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешное выполнение деятельности; 2) общие способности или общие моменты способностей, обусловливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности; 3) умственный потенциал, или интеллект, целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к учению; 4) совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей; 5) талантливость; наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности. Многозначность термина О. указывает на мно-гоаспектность проблемы целостного подхода к сфере способностей человека. О. как наиболее общая характеристика сферы способностей требует комплексного изучения: психофизиологического, дифференциально-психологического и соц.-психол.-пед.

См. в других словарях

1.

  1) качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности. Совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других; 2) общие способности, или общие моменты способностей, обусловливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности, 3) умственный потенциал, или интеллект, целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к учению; 4) совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей; 5) талантливость; наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности. Многозначность термина «О.» указывает на многоаспектность проблемы целостного подхода к сфере способностей. О. как наиболее общая характеристика сферы способностей требует комплексного изучения: психофизиологического, диффернциально-психологического и социально-психологического. …

Словарь по педагогической психологии

2.

  уровень развития способностей, определяющих диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов. …

Словарь терминов по общей и социальной педагогике

3.

  единство общих интеллект. и спец. возможностей, опреде-ляющих высокие возможности человека в той или иной деятельности. …

Словарь социального педагога

4.

  единство общих интеллектуальных и специальных способностей, определяющих высокие возможности человека в той или иной деятельности. Одаренность проявляется в высоком уровне умственного развития и склонности к инициативной творческой деятельности, она характеризует широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности, наличие внутренних условий для выдающихся достижений. Одаренные дети являются объектом особого внимания государства, школы, вуза. На них возлагается надежда как на генный фонд народа, на людей, способных улучшить, облегчить, обогатить жизнь в обществе. Работа с ними ведется по особой программе. Одаренный ребенок в школе виден по огромной жажде знаний, обилию вопросов к учителю, друзьям, склонности к глубоким рассуждениям, способности быстро впитывать новые знания. Он всегда испытывает информационный голод, целеустремлен. Он часто бывает одинок, ему бывает трудно ладить со своими сверстниками. …

Основы духовной культуры

5.

  Одаренность совокупность тех задатков, которые составляют природную предпосылку развития способностей к определенной деятельности, сочетаемая со склонностью к занятиям этой деятельностью. Одаренность, как правило, проявляется уже в раннем детстве, приводя к высокому уровню освоения деятельности без каких-либо специальных занятий. Одаренные дети сливки генофонда нации общенациональное достояние. По статистике они составляют около 2% от всех родившихся. В юношеском возрасте одаренность проявляется в том, что человек по-своему перерабатывает преподанное, много читает дополнительной литературы по направлению, к которому имеет склонности и способности, стремится разобраться в «непрограммных» деталях, высказывает оригинальные хотя и далеко не всегда аргументированные суждения. …

Определения основных терминов дидактики высшей военной школы

6.

  – 1) единство общих интеллектуальных и специальных способностей, обеспечивающих высокий уровень и своеобразие интеллектуальных возможностей человека, определяющих своеобразие его деятельности; 2) системное, развивающееся в течение жизни качество психики; определяет возможности достижения человеком исключительно высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми [80, c. 361]. …

Современный образовательный процесс

7.

  – 1. Качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности; 2. Общие способности или общие моменты способностей, обусловливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности; 3. Умственный потенциал, или интеллект; целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к учению; 4. Совокупность природных задатков; 5. Талантливость; …

Педагогический словарь по темам

8.

  качественно своеобразное сочетание способностей, определяющих творческие возможности человека или группы людей в отличие от черт характера. Одаренность различают, с одной стороны, по степени развития сообразительности, ума, душевных качеств и воли, а с другой — по направленности этих способностей на освоение различных областей знаний. В результате исследования одаренности создана основа для ее определения и разработки методов совершенствования способностей путем предоставления свободного выбора. Тесты на определение способностей и их направленности играют роль при выборе профессии. См. также Психология профессий. …

Профессиональное образование

9.

  качественно своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает успешное выполнение деятельности. …

Педагогический глоссарий

Вопрос-ответ:

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:

Ссылка для форума (bb-код):

Предлагаемое направление развития на основе психологической науки — Ассоциация психологических наук — APS

Прочитать полный текст

В то время как многообещающие будущие спортсмены и музыканты, как правило, выявляются и активно поддерживаются с раннего возраста в Соединенных Штатах, то же самое Не всегда интенсивная поддержка оказывается детям, которые демонстрируют большие успехи в учебе, что подрывает способность наших наиболее талантливых людей конкурировать в мировой экономике. В этом важном новом отчете исследуются причины этого разрыва и психологическая наука привлекает внимание к вопросу о том, как лучше воспитать молодые таланты во всех сферах деятельности.

Giftedness_Image_cropped

Giftedness_Image_cropped Академическая одаренность часто исключается из основных дискуссий об образовательной политике из-за неправильного представления о том, что такое академическая одаренность и как она возникает. Люди могут предполагать, что одаренные ученики добьются успеха самостоятельно, но исследования показывают, что талантливые дети во всех областях — академических, спортивных или музыкальных — должны иметь возможности, которые открывают им передовые знания, навыки и ценности в своей жизни. сфера интересов. Исследования оптимальной успеваемости также показывают, что разные области талантов имеют разные траектории развития и что некоторые области намного лучше других определяют, где учащиеся находятся на этих траекториях развития, и предоставляют им дорожную карту для достижения успеха.Наука об оптимальной успеваемости, применяемая к традиционным академическим дисциплинам, а также к спорту, музыке и другим областям, может помочь преподавателям удовлетворить особые потребности одаренных студентов во всех областях.

Общая цель образования для одаренных людей, по мнению авторов, должна заключаться в увеличении числа людей, которые делают революционные открытия и творческий вклад благодаря своим продуктам, инновациям и достижениям. Их отчет демонстрирует необходимость в новой, основанной на исследованиях структуре для выявления и поддержки одаренности во всех областях в Соединенных Штатах.

Об авторах

Особая благодарность Фонду Джеймса С. Макдоннелла за его щедрую поддержку при разработке и распространении этого отчета.

Автор Норман Р. Огастин

Прочитать полный текст

.

Существует ли неправильное представление о одаренности?

Эмили Мофилд
Меган Паркер Питерс

Шум о мышлении, о том, во что мы верим в отношении своего интеллекта, в последние годы пленил родителей и педагогов. Его послание очень мощное: если вы верите, что ваш интеллект может расти, вы примете вызовы и добьетесь большего. Тем не менее, даже как отметила сама Кэрол Двек , это мощное понятие мышления может быть неверно истолковано. В дискуссиях о одаренности и образе мышления также могут возникать заблуждения.

Исследование о похвале говорит нам, что, когда мы хвалим учеников за их интеллект, у них, вероятно, разовьется установка на данность — убеждение в том, что ваши способности не меняются, — и поэтому они с большей вероятностью будут избегать проблем, чтобы поддерживать умная личность. Используя эту предпосылку, утверждал, что одаренный ярлык сам по себе является формой интеллектуальной похвалы, которая может влиять на уклонение от вызова. Само название дает контекст того, что их сильные способности были «одарены» им как врожденные неизменные качества.

Эти обсуждения и популярность работ Двека повлияли на педагогов, блоггеров, и авторов книг , которые утверждали, что одаренные ученики особенно уязвимы для развития фиксированного мышления и не достигают цели в реализации своего потенциала. Другие также утверждали, что учащиеся, не отвечающие критериям определения «одаренных», также могут быть уязвимы для развития веры в то, что человек рождается с фиксированным уровнем интеллекта, и это не меняется.Эти утверждения привели некоторых к радикальным выводам, чтобы отказаться от программ для одаренных и исключить отдельные классы для одаренных, формальную идентификацию и группировку способностей, хотя эти практики считаются очень полезными для одаренных студентов.

Уязвимы ли одаренные учащиеся к формированию фиксированных убеждений?

В недавнем исследовании мы стремились узнать больше о том, что одаренные ученики думают о своих способностях .Мы сравнили три группы учеников средней школы (выявили одаренных учеников, продвинутых учеников и типичных учеников) и не обнаружили различий между группами в отношении их убеждений в отношении фиксированного мышления относительно интеллекта. Фактически, у одаренных учеников была немного выше установка на рост. Это согласуется с другим исследованием , которое показывает, что одаренные ученики верят, что интеллект может расти , им нравятся академические задачи , и они ценят упорный труд. Во всяком случае, эти результаты подтверждают, что одаренным ученикам необходимо соответствующим образом бросать вызов, чтобы они испытывали продуктивную борьбу в процессе обучения.Одаренные программы на самом деле могут предоставить сложную работу как возможность развить убеждения в установке на рост — позитивное отношение к усилиям и совершению ошибок. Фактически, когда их потребности не удовлетворяются и им не бросают вызов, это может подготовить почву для развития убеждений на данность; студенты не привыкли к тяжелой работе, и они могут избежать настойчивых через трудные задачи и интеллектуальный рискованный, когда они, наконец, сталкивается с такими проблемами.

Тем не менее, мы хотим подчеркнуть, что одаренные ученики не попадают в один шаблон и что их образ мышления относится к разным областям (например,g., у вас может быть установка на данность в отношении математики, но установка на рост в отношении творческих способностей). Мы должны помнить, что некоторые одаренные ученики действительно принимают убеждения в отношении своих способностей с установкой на данность, особенно те, у кого неадаптивные, перфекционистские тенденции или те, кто любит оставаться в своей зоне комфорта. И хотя зона комфорта одного ребенка может быть выше уровня класса и казаться «сложной», исходя из того, на что ученик на самом деле способен, она может быть недостаточно «сложной» для этого человека, чтобы добиться постоянного прогресса.

В нашем исследовании также сравнивались группы по перфекционизму и установкам достижений. Одаренные и продвинутые ученики получили более высокие баллы по положительным аспектам перфекционизма и академического самовосприятия. Была отмечена небольшая связь с одаренными учениками, которые больше беспокоились об ошибках по сравнению с обычными сверстниками, но в целом одаренные ученики показали положительное отношение к трудностям и тяжелой работе. В будущих сравнительных исследованиях следует изучить убеждения в отношении мировоззрения через различные области способностей и включить более разнообразные образцы.

Заблуждение может скрыть одаренность

Вывод заключается в следующем: когда вы слышите аргументы против одаренного программирования, потому что, будучи названным «одаренным», одаренные ученики избегают сложных задач и считают, что их врожденный интеллект высечен в камне, знайте, что наши результаты показывают, что одаренные ученики не так хороши. хрупкие или уязвимые для этой веры, как мы могли бы подумать. Такие аргументы об уязвимости их фиксированного мышления, вероятно, основаны на предположениях и предубеждениях и ошибочно используются для формирования политики.Наши выводы, наряду с другими, могут подготовить вас к отстаиванию соответствующих услуг для всех учащихся — каждый ребенок имеет право учиться, сталкиваться с проблемами и постоянно прогрессировать. Когда одаренным ученикам предоставляется соответствующая задача, требующая постоянных усилий, у них появляется реальная возможность развить установку на рост и двигаться к раскрытию своего потенциала.

Из-за шумихи о мировоззрении педагоги могут бояться сказать одаренному ребенку, что он или она умен, но нам не нужно уклоняться от объяснения, что на самом деле означает одаренность.Когда мы объясняем одаренность как податливое качество, но при этом хвалим тяжелый труд, мы можем помочь предотвратить установление на данность. Мы можем научить ученика воспринимать проблемы как возможности для дальнейшего роста и развития своих способностей. По-прежнему важно распознавать талант, а также понимать, как талант приводит к и . Образ мышления, безусловно, имеет значение для достижения успехов, но когда его чрезмерное упрощение используется для отрицания уникальности одаренности, его неправильное представление, к сожалению, может замаскировать этот дар.

Эмили Мофилд, Ассистент-профессор программы доктора педагогических наук в Университете Липскомб, имеет 15-летний опыт обучения одаренных студентов и руководит программами для одаренных. Меган Паркер Петерс, адъюнкт-профессор и директор по оценке учителей в университете Липскомб, лицензированный психолог, специализирующийся на потребностях одаренных и дважды выдающихся учеников. Доктора Мофилд и Паркер Петерс недавно стали соавторами Teaching Tenacity, Resiliance, and a Drive for Excellence: Lessons for Social-Emotional Learning и были отмечены премией NAGC Hollingworth за выдающиеся достижения в исследованиях в области образования для одаренных детей.

ПРИМЕЧАНИЕ РЕДАКТОРА. Этот пост основан на исследовании, впервые опубликованном в Интернете на сайте Gifted Child Quarterly , март 2018 г.

Взгляды, выраженные в данном документе, отражают мнение авторов, не обязательно Национальной ассоциации одаренных детей.

.

Успешное развитие одаренности уже в младшем школьном возрасте

Ассоциации, такие как Национальная ассоциация одаренных детей (NAGC) и Европейский совет по развитию способностей (ECHA), утверждали, что особые потребности одаренных детей часто игнорируются, что приводит к снижению их способностей и потенциала. Следовательно, они призывают к реализации программ, специально направленных на поддержку одаренных детей.

Совместное исследование недавно изучило, как можно развивать одаренность еще в начальной школе.В ходе нескольких исследований они обнаружили, что оценки учащихся по математике и немецкому языку еще больше улучшились после участия в дополнительной программе. Кроме того, после посещения определенного класса у детей развилось удивительно зрелое понимание науки. Кроме того, участие в речевом тренинге помогло детям развить прекрасную способность представлять научный контент. Результаты исследования опубликованы в журналах Learning and Instruction , Contemporary Educational Psychology и Journal of Research on Educational Effectiveness .

Германия предлагает различные варианты продвижения одаренных и одаренных детей и подростков. Они могут рано пойти в школу, пропустить классы или учиться с дополнительными факультативными материалами по программам повышения квалификации. На сегодняшний день лишь некоторые из этих программ прошли оценку на предмет их эффективности. Таким образом, исследователи Тюбингена отслеживали и анализировали программу повышения квалификации одаренных детей начальной школы. Им было интересно узнать, оказали ли курсы положительное влияние на участвующих детей, и если да, то при каких условиях.

Они проводили обучение в детских академиях Гектора, которые предлагают дополнительные курсы для одаренных и одаренных учеников начальной школы в 65 местах в земле Баден-Вюртемберг. Курсы сосредоточены на предметах STEM: естественных науках, технологиях, инженерии и математике, но также включают предметы из искусств и языка. Поскольку программа использует целостный подход, исследователи также изучили, влияет ли программа на познавательные навыки детей, академические достижения, эпистемическое любопытство, творчество, самоконтроль или социальные компетенции.

Примерно 2700 студентов приняли участие в тесте на IQ и заполнили анкеты до и после посещения курсов программы. Также сравнивались оценки по немецкому языку и математике. Здесь исследователи обнаружили наиболее выраженный эффект: учащиеся смогли дополнительно улучшить свои (и без того хорошие) оценки по обоим предметам. «Этот эффект может быть приписан интеллектуальным и мотивационным стимулам, полученным детьми на курсах. Или это может быть связано с тем, что родители тратят больше времени и денег на темы, связанные со школой, когда они узнают, что их ребенок был назначен для участия в программе одаренные дети », — объясняет Джессика Голле, первый автор исследования.«Более того, также возможно, что восприятие учителей изменится, когда они узнают, что ребенок одарен».

Поскольку в исследовании Голле и его коллег проводится анализ всей программы, но не отдельных компонентов, в двух дополнительных экспериментальных исследованиях с выборками 117 и 65 детей изучались эффекты конкретных курсов, разработанных самими исследователями.Например, курс был разработан для того, чтобы научить детей понимать науку. Студенты становятся исследователями и с помощью небольших экспериментов узнают, как работают ученые, например, как формулировать и проверять гипотезы или интерпретировать и подвергать сомнению результаты.

Исследование показало, что этот курс значительно помог детям понять естественные науки. «Кроме того, они больше жаждали знаний и демонстрировали большую склонность к мышлению», — говорит Джулия Шифер, разработавшая курс и проводившая исследование.Следовательно, она рекомендует продвигать понимание науки уже в начальной школе, особенно для интеллектуально одаренных детей.

Еще один курс, направленный на развитие информативных навыков публичных выступлений у детей третьего и четвертого классов. Навыки презентации становятся все более важными на протяжении всей жизни, и для одаренных детей особенно важно найти правильный тон, когда они делятся информацией по темам, в которых они очень хорошо осведомлены.Речевой тренинг учит их, как справляться со страхом перед сценой, как невербальное общение влияет на аудиторию и как писать всеобъемлющую, адекватную речь.

Они выбрали тему из области науки, которая их особенно интересовала. Дети, участвовавшие в тренинге, улучшили свою осанку, мимику, жесты и зрительный контакт, а также их способность бегло говорить и структурировать их речь. Эвелин Хербейн, первый автор исследования, призывает к внедрению речевого обучения уже в начальной школе.«Основываясь на материалах нашего курса, можно подумать о том, как обучение можно включить в школьные уроки», — говорит она.

Ульрих Траутвайн, директор Исследовательского института педагогических наук и психологии им. Гектора, резюмирует результаты трех исследований: «Результаты вызывают оптимизм. Поощрение одаренности у младших школьников может сработать, но нам нужны четко определенные программы, подготовленные преподаватели курсов и непрерывный, систематический мониторинг эффектов ».


Программы для одаренных детей получают плохие оценки от исследователей педагогической психологии


Дополнительная информация:
Джессика Голле и др.Эффективность общегосударственной программы повышения квалификации для одаренных детей начальной школы, Журнал исследований эффективности образования (2017). DOI: 10.1080 / 19345747.2017.1402396

Эвелин Хербейн и др. Содействие развитию навыков публичных выступлений у детей начальной школы: рандомизированное контролируемое испытание, Learning and Instruction (2017). DOI: 10.1016 / j.learninstruc.2017.10.008

Юлия Шифер и др. Понимание науки детьми начальной школы: реализация внеклассного научного вмешательства, Contemporary Educational Psychology (2017).DOI: 10.1016 / j.cedpsych.2017.09.011

Предоставлено
Universitaet Tübingen

Ссылка :
Успешное продвижение одаренности уже в младшем школьном возрасте (22 января 2018 г.)
получено 1 сентября 2020
с https: // физ.org / news / 2018-01-success-odtedness-Early-elementary-school.html

Этот документ защищен авторским правом. За исключением честных сделок с целью частного изучения или исследования, нет
часть может быть воспроизведена без письменного разрешения. Контент предоставляется только в информационных целях.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *