Обучающий эксперимент рубинштейн: . . // . . . ., 1986. . 77-87.

Содержание

Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. 1999 г.

Главная » Книги » Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. 1999 г.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ ПАТОПСИХОЛОГИИ И ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ИХ В КЛИНИКЕ (практическое руководство)

Книга включает две самые известные работы выдающегося отечественного ученого, признанного авторитета в области патопсихологии Сусанны Яковлевны Рубинштейн. «Экспериментальные методики патопсихологии» — методическое руководство по применению экспериментальных методик исследования психики человека (сенсомоторной сферы, внимания, памяти, мышления, эмоционально — волевой сферы). Приведено подробное и исчерпывающее описание 34 практических методик, изложены принципы построения экспериментальных методик патопсихологии и роль экспериментального метода в изучении психики здоровой и отклоняющейся личности. В работе «Психология умственно отсталого школьника» рассматриваются своеобразие психического развития такого ребенка, особенности познавательных процессов в формировании личности.

ПСИХОЛОГИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛОГО ШКОЛЬНИКА

В первой части книги рассматриваются общие вопросы психологии умственно отсталого ребенка. В этой связи, в частности, дается психологическая характеристика учащихся вспомогательной школы и освещаются особенности их высшей нервной деятельности. Во второй части автор останавливается на особенностях познавательных процессов (ощущения, восприятия, речь, мышление, память) умственно отсталых учащихся. В третьей части раскрываются особенности формирования личности учащихся вспомогательных школ. Рассматриваются вопросы формирования характера, самооценки. Существенное внимание автор уделяет описанию методов исследования психики (психических процессов и личности).

  • Введение
  • ЧАСТЬ I — ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ УМСТВЕННО ОТСТАЛОГО РЕБЕНКА
    • 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ»
    • 2. ОШИБКИ В ТОЛКОВАНИИ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ
    • 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТАВА УЧАЩИХСЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ
      • Первая группа
      • Вторая группа
      • Степени умственной отсталости
    • 4. ОСОБЕННОСТИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 5. РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ
    • 6. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХИКИ
      • «Доски Сегена»
      • «Сюжетные вкладки»
      • «Обучающий эксперимент»
      • Методика Кооса
      • Проба на совмещение признаков
      • «Клипец»
  • ЧАСТЬ II — ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ
    • 7. ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОСПРИЯТИЙ
    • 8. РАЗВИТИЕ РЕЧИ
      • МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ
    • 9. РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ
      • МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЫШЛЕНИЯ
    • 10. ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ
      • МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПАМЯТИ
    • 11. ВНИМАНИЕ
    • 12. ОСОБЕННОСТИ ОВЛАДЕНИЯ УЧЕБНЫМИ И ТРУДОВЫМИ НАВЫКАМИ
  • ЧАСТЬ III — ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ
    • 13. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ
    • 14. ОСОБЕННОСТИ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ
    • 15. ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ
    • 16. ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ
    • 17. ФОРМИРОВАНИЕ ХАРАКТЕРА
  • ПРИЛОЖЕНИЕ. БЛАНКИ И ФОРМЫ ПРОТОКОЛОВ

Экспериментальные методики патопсихологии — Рубинштейн С.Я.

Скачать бесплатно книгу: Экспериментальные методики патопсихологии, Рубинштейн С.Я.Год выпуска: 1999

Автор: Рубинштейн С.Я.

Жанр: Психология, психиатрия

Формат: DjVu

Качество: Отсканированные страницы

Описание: Назначение методического руководства «Экспериментальные методики патопсихологии» — помочь начинающим сотрудникам кабинетов экспериментальной патопсихологии и врачам-психиатрам овладеть приемами экспериментально-психологических исследований психически больных.
В развертывающейся сейчас сети кабинетов экспериментальной патопсихологии наряду с получающими специальное университетское образование патопсихологами начинают работать также врачи-психиатры, а в детских психоневрологических учреждениях — дефектологи. В опубликованных за последние десятилетия книгах, статьях и методических письмах по экспериментальной патопсихологии излагается содержание некоторых методик и указываются принципы их построения, но нет конкретного описания того, как следует проводить эксперименты. В связи с этим возникает необходимость в издании такого методического пособия, в котором было бы не только указано, для какой цели может служить та или иная экспериментальная методика, но и то, как подготовиться к опыту и как его провести, а также как интерпретировать полученные данные.
Разумеется, что и в этой области, как и во всех остальных разделах лабораторной работы, одно лишь книжное обучение недостаточно; навыками проведения экспериментально-психологических исследований больных следует овладевать под непосредственным руководством опытных специалистов на рабочих местах, в лабораториях экспериментальной патопсихологии.
Даже самый опытный психиатр едва ли решится приступить к экспериментально-психологическим исследованиям больных, не изучив предварительно основы общей психологии и не овладев практически навыками экспериментальной работы. Тем не менее систематическое описание наиболее употребительных и апробированных методик нужно и для процесса обучения, и для справок в начале самостоятельной экспериментальной работы.
При описании методик и особенно способов анализа экспериментальных данных использованы опыт работы и результаты научных исследований коллектива сотрудников лаборатории экспериментальной патопсихологии Института психиатрии Министерства здравоохранения РСФСР (проф. Б. В. Зейгарник, Ю. Ф. Поляков, В. В. Николаева, Т. И. Тепеницына, С. В. Лонгинова), а также опыт работы сотрудников кабинетов экспериментальной патопсихологии психоневрологических больниц и диспансеров.
В книгу «Экспериментальные методики патопсихологии» вошло описание только тех методик, в применении которых автор имел достаточный личный опыт. Многие очень ценные экспериментальные методики, например используемые в области нейропсихологии (А. Р. Лурия, Е. Д. Хомская, Л. С. Цветкова), а также в области экспертизы трудоспособности психически больных (Э. А. Коробкова, В. М. Коган), не включены в данное описание отчасти потому, что уже описаны, а отчасти из-за недостаточного личного опыта автора этой книги. По той же причине возникает неравномерность в разделах, которые содержат интерпретацию экспериментальных данных; по некоторым методикам может быть дана детальная квалификация способов решений и ошибок больных, может быть указано диагностическое значение разных ошибок, а по другим — столь обширного опыта не накопилось и интерпретация дается более схематично или иллюстративно. Включение таких, в меньшей степени апробированных, методик в книгу диктуется следующими соображениями: разнообразие клинических задач вынуждает пользоваться разными методиками, необходимость в них очень велика, а недостаточная степень апробированности может стать стимулом к тому, чтобы молодые специалисты продолжали и углубляли эту апробацию.


Содержание книги

«Экспериментальные методики патопсихологии»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО МЕТОДА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ
ОБЛАСТИ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКОЙ КЛИНИКИ, В КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
О НАПРАВЛЕННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ МЕТОДИК
ВВОДНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАМЕЧАНИЯ
ИССЛЕДОВАНИЕ СЕНСОМОТОРНОЙ СФЕРЫ И ВНИМАНИЯ

  1. Зрительно-моторная координация
  2. Слуховые восприятия
  3. Корректурная проба
  4. Отыскивание чисел
  5. Счет по Крепелину
  6. Отсчитывание
  7. Исследование навыков
  8. Доски Сегена
  9. Методика Кооса
  10. Куб Линка

ИССЛЕДОВАНИЕ МЫШЛЕНИЯ

  1. Классификация предметов
  2. Исключение предметов
  3. Методика Выготского—Сахарова
  4. Существенные признаки
  5. Простые аналогии
  6. Сложные аналогии
  7. Сравнение понятий
  8. Соотношение пословиц, метафор и фраз
  9. Заполнение пропущенных в тексте слов
  10. Объяснение сюжетных картин
  11. Установление последовательности событий
  12. Исследование ассоциаций
  13. Название 60 слов
  14. Ответные ассоциации
  15. Противоположности
  16. Обучающий эксперимент
  17. Классификация фигур
  18. «Клипец»

ИССЛЕДОВАНИЕ ПАМЯТИ

  1. Заучивание десяти слов
  2. Опосредованное запоминание (по Леонтьеву)
  3. Пиктограмма
  4. Воспроизведение рассказов

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ

  1. Вариант ТАТ
  2. Выбор ценностей
  3. Уровень притязаний
  4. Исследование самооценки

О ВЫБОРЕ МЕТОДИК ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
СОСТАВЛЕНИЕ ЗАКЛЮЧЕНИЙ ПО ДАННЫМ ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДИК ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПАТОПСИХОЛОГИИ
ПСИХОЛОГИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛОГО ШКОЛЬНИКА
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ УМСТВЕННО ОТСТАЛОГО РЕБЕНКА
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ»
ОШИБКИ В ТОЛКОВАНИИ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТАВА УЧАЩИХСЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ

  1. Первая группа
  2. Вторая группа
  3. Степени умственной отсталости

ОСОБЕННОСТИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ
МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХИКИ

  1. «Доски Сегена»
  2. «Сюжетные вкладки»
  3. «Обучающий эксперимент»
  4. Методика Кооса
  5. Проба на совмещение признаков
  6. «Клипец»

ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ
ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОСПРИЯТИЙ
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ
РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЫШЛЕНИЯ
ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПАМЯТИ
ВНИМАНИЕ
ОСОБЕННОСТИ ОВЛАДЕНИЯ УЧЕБНЫМИ И ТРУДОВЫМИ НАВЫКАМИ
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ
ОСОБЕННОСТИ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ
ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ
ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ
ФОРМИРОВАНИЕ ХАРАКТЕРА

скачать книгу: «Экспериментальные методики патопсихологии»

Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике — Рубинштейн С.Я.

Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике - Рубинштейн С.Я.Год выпуска: 2010

Автор: Рубинштейн С.Я.

Жанр: Психиатрия

Формат: PDF

Качество: Отсканированные страницы

Описание: Предлагаемая вниманию широкого круга специалистов книга представляет собой методическое руководство по применению экспериментальных методик исследований психики больных.
Автор данного руководства включил в него только давно апробированные в отечественных лабораториях методики.
Методическое пособие «Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике» имеет практическое назначение. Оно может быть полезным для обучения начинающих специалистов-патопсихологов и психиатров использованию экспериментальных методик патопсихологии.
Конкретному описанию методик предшествуют главы теоретического и общеметодического характера: о принципах построения патопсихологического эксперимента, о правомерности применения различных экспериментальных приемов для анализа психопатологических явлений, о практическом использовании этих экспериментов в психиатрии, а также методические указания по организации и технике проведения экспериментальных исследований психически больных.
Дается описание 34 экспериментальных методик, направленных на исследование сенсомоторной сферы, внимания, памяти, мышления, самооценки.
Описание каждой методики содержит указание о ее назначении, о способе проведения и протоколирования эксперимента, а также о путях анализа экспериментальных данных. Приводятся типичные образцы и примеры экспериментальных данных, полученных при исследовании больных разными заболеваниями. В последних главах книги содержатся указания относительно принципов выбора конкретных методик при исследовании больных с различной целью и примеры, разъясняющие способы составления заключений.
В виде иллюстраций даются образцы наглядных пособий, необходимых для проведения экспериментального исследования.
В заключение следует отметить, что описание экспериментальных методик, а также анализ получаемых с их помощью экспериментальных данных даются автором на основании обобщения опыта многолетних экспериментальных исследований больных в психиатрической клинике. Это позволяет полагать, что книга будет представлять не только методический интерес.


Содержание книги

«Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике»

Часть I

  • Использование экспериментального метода для изучения психопатологических явлений
  • Области психоневрологической клиники, в которых используется патопсихологический эксперимент
  • Основные принципы построения патопсихо-логического эксперимента
  • О направленности отдельных методик
Часть II
  • Вводные методические замечания
  • Исследование сенсомоторной сферы и внимания
    • Зрительно-моторная координация
    • Слуховые восприятия
    • Корректурная проба
    • Отыскивание чисел
    • Счет по Крепелину
    • Отсчитывание
    • Исследование навыков
    • Доски Сегена
    • Методика Кооса
    • Куб Линка
  • Исследование мышления
    • Классификация предметов
    • Исключение предметов
    • Методика Выготского — Сахарова
    • Существенные признаки
    • Простые аналогии
    • Сложные аналогии
    • Сравнение понятий
    • Соотношение пословиц, метафор и фраз
    • Заполнение пропущенных в тексте слов
    • Объяснение сюжетных картин
    • Установление последовательности событий
  • Исследование ассоциаций
    • Название 60 слов
    • Ответные ассоциации
    • Противоположности
  • Обучающий эксперимент
    • Классификация фигур
    • «Клипец»
  • Исследование памяти
    • Заучивание десяти слов
    • Опосредованное запоминание (по Леонтьеву)
    • Пиктограмма
    • Воспроизведение рассказов
  • Исследование эмоционально-волевой сферы
    • Вариант TAT
    • Выбор ценностей
    • Уровень притязаний
    • Исследование самооценки
Часть III
  • О выборе методик для исследования
  • Составление заключений поданным патопсихологического экспериментального исследования
  • Организационные вопросы использования методик экспериментальной патопсихологии
  • Оборудование кабинетов экспериментальной патопсихологии

скачать книгу: «Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике»

Обучающий эксперимент

Этот эксперимент
не может рассматриваться как отдельная
методика; это скорее особый принцип
построения эксперимента, который может
быть приме­нен при видоизменении
любой из методик.

Этот принцип,
предложенный Л. С. Выготским, разрабатывался
в различных направлениях разными
авторами, как в Советском Союзе, так и
за рубежом. В патопсихологии детского
возраста он разрабатывался Н. И.
Непомнящей, для диагностики умственной
отсталости — А. Я. Ивановой. На основе
этого прин­ципа экспериментальная
методика перестраивается следующим
образом: изби­раются заведомо трудные
для больного (чаще всего ребенка)
задания, а затем экспериментатор
помогает ребенку сделать эту задачу,
обучает его решению. Помощь экспериментатора
строго регламентирована в виде
фиксированных ин­струкцией кратких
«уроков». В отличие от обычных методик,
в которых показа­телями для анализа
являются типы ошибок и способы решений
заданий,— при обучающем эксперименте,
показателями, характеризующими
обучаемость ре­бенка, являются
количество и качество помощи, необходимой
ему для правиль­ного выполнения
заданий.

Одним из примеров
методики, построенной по принципу
обучающего экс­перимента, является
классификация фигур.

Классификация фигур

1. Методика была
в 1954 г. предложена Ю. Ф. Поляковым для
исследо­вания процесса обобщения в
наглядном и словесном плане. В последние
годы методика была переработана А. Я.
Ивановой по принципу обучающего
экспе­римента.

Для исследования
нужны два набора по 24 карточки в каждом,
с изоб­ражением геометрических фигур,
отличающихся тремя признаками: цве­том,
формой и величиной. К первому, основному,
набору прилагается свод­ная таблица
с изображением всех фигур данного
набора (рис. 16). Необходим также секундомер.

Инструкция и
порядок проведения эксперимента.

Основное
задание.
Исследуемому мельком показывают
карточки и говорят: «Их надо разложить
на 3 группы — подходящие с подходящими.
Сначала по­смотри на эту доску — тут
они все нарисованы — и подумай, как
будешь де­лать».

Ориентировочный
этап. Ребенку показывают таблицу 30
секунд.

1 задача. Ребенку дают в руки карточки
(можно еще раз поморить инструкцию:
«Разложи их на три или четыре группы»).
После этого действия ребенка регистрируются
в протоколе в течение 30 секунд. Если в
это время ребенок сидит совершенно
неподвижно или, наоборот, действует
чрезмерно поспешно и хаотично, то
экспериментатор может оказать
организующую помощь в виде «организующего
урока»: «Выложи несколько карточек на
стол» иди: «Не спеши, выкладывай
аккуратнее, по одной». В протоколе
следует отметить это.

Экспериментатор выжидает 30 секунд
и, если правильная раскладка не начата,
дает 1-й урок. Каждый следующий урок —
2-й, 3-й, 4-й, и т. д.— дается только и том
случае, если ребенок за 30 секунд не
начнет самостоятельно правильно
действовать.

Точно такие же фигуры на отдельных
карточках даются больному для сортировки.

1-й урок. Экспериментатор отбирает из
карточек, лежащих па столе, две
отличающиеся только одним признаком
(например, большой зеленый треугольник
и большой красный треугольник), и
говорит: «Чем отличаются эти карточки,
чем они не похожи?.. Они отли­чаются
цветом» (если ребенок сам не доканчивает
мысль). Это и есть содержание 1-го урока
— указание на один различительный
признак. После этого в протоколе
фиксируются высказывания и дальнейшие
действия ребенка — 30 секунд. Если
правильная раскладка не начата, дается
2-й урок.

2-й урок. Из других лежащих на столе
карточек выбирается такая, которая
сходна с одной из двух первых по цвету
(например, большой красный ромб).
Экспериментатор предъявляет ее ребенку
со словами: «Куда мы положим эту карточку
— сюда или сюда?»— и, если ребенок не
может уловить мысль, продолжает: «Мы
положим ее сюда, к красному, потому что
она тоже красная». Это и есть содержание
второго урока — указание на сход­ство
двух карточек по цвету. После этого
протоколируются дальнейшие высказывания
и действия ребенка — 30 секунд.

3-й урок. Экспериментатор добавляет
к уже отложенным еще карточку — желтого
цвета и, начав, таким образом, все три
группы, говорит «Сюда будем класть все
красные, сюда — зеленые, а сюда —
желтые». Это содержание 3-го урока —
прямой, наглядный показ того, как надо
действовать. После этого протоколируются
дальнейшие высказывания и действия
ребенка — 30 секунд.

4-й, 5-й, 6-й и т. д. уроки — это укладка
каждой последующей карточки, сделанная
самим экспериментатором (с соответствующими
словесными пояснениями), В протоколе
фикси­руется номер урока и дальнейшие
действия ребенка.

По окончании
раскладки отмечается общее время,
затраченное на это. Необ­ходимо, чтобы
ребенок дал словесный отчет о проделанной
работе, в виде завер­шающей «словесной
формулировки». Если он этого сделать
не может, то экспе­риментатор
обязательно дает ее сам: «Значит, мы
разложили карточки на зеле­ные,
красные и желтые — по цвету». Но в
протоколе фиксируются слова ребен­ка.

II задача. Карточки
отбираются, перемешиваются и предъявляются
вновь с инструкци­ей: «А теперь разложи
их по-другому, тоже подходящие с
подходящими, но уже на четыре группы».
Затем в течение 30 секунд протоколируют
самостоятельные поиски ребенка, и
оказывается организующая помощь в виде
«организующего урока»; «Выложи несколько
карточек на стол» или: «Не спеши,
выкладывай по одной». Отмечается в
протоколе.

Если за это время ребенок делает
попытки прибегнуть к предыдущему
признаку, то это фиксируется в протоколе
как проявление «инертности».

1-й урок. Из карточек, лежащих на столе,
отбирают две, отличающиеся одним
призна­ком (например, большой зеленый
круг и большой зеленый квадрат)— формой.
Их предъяв­ляют ребенку со словам:
«Чем они отличаются?», и после паузы
поясняют: «Одна — квадрат (кубик), а
другая — кружок». После этого протоколируют
действия ребенка — 30 секунд.

2-й урок. Экспериментатор выбирает
третью карточку, сходную с одной из
первых двух по форме (например, большой
желтый квадрат), и предъявляет ребенку
со словами: «Эту карточку, куда надо
доложить — сюда или сюда?» и после паузы
говорит: «Положим ее к этому квадрату,
потому что она тоже квадрат (кубик)».
Посла этого фиксируются высказы­вания
и действия ребенка — 30 секунд.

3-й урок. Экспериментатор добавляет
еще две карточки других форм и говорит:
«Будем собирать по форме — все круги
вместе, все квадраты, треугольники,
ромбы («конфетки»)». В протоколе
фиксируются действия ребенка — 30
секунд.

4-й, 5-й, 6-й уроки обозначаются как
укладка каждой последующей карточки
(с соответ­ствующими словесными
пояснениями), сделанная при необходимости
самим эксперимента­тором.

Протоколируется
номер урока и дальнейшие действия
ребенка. По оконча­нии раскладки
отмечается общее время, затраченное
на это. Словесный отчет ребенка о
проделанной работе фиксируется в
протоколе в виде завершающей «словесной
формулировки». Если ребенок этого
сделать не сможет, то экспери­ментатор
должен сказать сам: «Мы разложили
карточки на четыре группы по форме —
круги, квадраты, ромбы, треугольники».
Но в протокол заносятся сло­ва ребенка.

Ш задача. Карточки отбираются,
перемешиваются и предъявляются вновь
с инструкци­ей: «Снова разложи их,
что к чему подходит, но уже по-другому
— на две группы». Затем 30 секунд
протоколируются самостоятельные поиски
ребенка. Если он делает попытки
ис­пользовать предыдущие признаки,
то это фиксируется в протоколе, как
«проявление инерт­ности» с указанием,
какой именно признак используется. При
необходимости в это время можно дать
организующую помощь («организующий
урок»): «Выложи несколько карточек на
стол», или: «Не спеши, выкладывай по
одной».

1-й урок. Экспериментатор из карточек,
лежащих на столе, отбирает две,
отличающиеся одним признаком — величиной
(например, большой красный круг и малый
красный круг), и предъявляет их ребенку
со словами; «Чем они отличаются?» и
после паузы: «Они отлича­ются размером
— один большой, а другой — маленький».
После этого протоколируются действия
ребенка.

2-й урок. Экспериментатор выбирает
третью карточку, сходную с одной из
первых двух по этому же признаку —
величине (например, маленький зеленый
квадрат), и предъявляет ребенку со
словами; «Куда эту карточку положим?»
и после паузы: «Положим ее к малень­кому
кружочку, потому что она тоже маленькая».

3-й урок. Экспериментатор берет
четвертую карточку, сходную с третьей
по величине, и укладывает ее на место
со словами: «Все большие будем класть
вместе, все маленькие — тоже вместе».
После этого он протоколирует действия
ребенка.

4-й. 5-й, 6-й уроки обозначаются как
укладка каждой последующей карточки,
сделан­ная при необходимости самим
экспериментатором.

В протоколе
фиксируются номер урока и дальнейшие
действия ребенка. По окончании раскладки
отмечается время, затраченное на эту
задачу, и наличие у ребенка завершающей
«словесной формулировки».

Если ребенок не
может сформулировать словами способ
работы, то экспериментатор делает это
сам. Но в протоколе фиксируются
высказы­вания ребенка. Все карточки
убираются.

Аналогичное
задание
.
Ребенку предъявляется второй набор со
словами: «Ты уже научился складывать
карточки. Это — такие же, их тоже можно
расклады­вать на группы по разным
признакам. Сделай это или расскажи, как
будешь делать».

Не следует ни
называть признака, ни оговаривать
количество групп. Участие экспериментатора
может проявиться лишь в том случае,
если ребенок, указав один признак или
разложив карточки, проявляет некоторую
пассивность. Тогда экспериментатор,
перемешав карточки, может задать вопрос:
«А еще как мож­но сделать?», — стимулируя
тем самым продолжение работы.

В протоколе
фиксируется общее время выполнения
этого задания и его ко­нечный результат
в одном из следующих вариантов:

Обучающий эксперимент

Этот эксперимент
не может рассматриваться как отдельная
методика; это скорее особый принцип
построения эксперимента, который может
быть приме­нен при видоизменении
любой из методик.

Этот принцип,
предложенный Л. С. Выготским, разрабатывался
в различных направлениях разными
авторами, как в Советском Союзе, так и
за рубежом. В патопсихологии детского
возраста он разрабатывался Н. И.
Непомнящей, для диагностики умственной
отсталости — А. Я. Ивановой. На основе
этого прин­ципа экспериментальная
методика перестраивается следующим
образом: изби­раются заведомо трудные
для больного (чаще всего ребенка)
задания, а затем экспериментатор
помогает ребенку сделать эту задачу,
обучает его решению. Помощь экспериментатора
строго регламентирована в виде
фиксированных ин­струкцией кратких
«уроков». В отличие от обычных методик,
в которых показа­телями для анализа
являются типы ошибок и способы решений
заданий,— при обучающем эксперименте,
показателями, характеризующими
обучаемость ре­бенка, являются
количество и качество помощи, необходимой
ему для правиль­ного выполнения
заданий.

Одним из примеров
методики, построенной по принципу
обучающего экс­перимента, является
классификация фигур.

Классификация фигур

1. Методика была
в 1954 г. предложена Ю. Ф. Поляковым для
исследо­вания процесса обобщения в
наглядном и словесном плане. В последние
годы методика была переработана А. Я.
Ивановой по принципу обучающего
экспе­римента.

Для исследования
нужны два набора по 24 карточки в каждом,
с изоб­ражением геометрических фигур,
отличающихся тремя признаками: цве­том,
формой и величиной. К первому, основному,
набору прилагается свод­ная таблица
с изображением всех фигур данного
набора (рис. 16). Необходим также секундомер.

Инструкция и
порядок проведения эксперимента.

Основное
задание.
Исследуемому мельком показывают
карточки и говорят: «Их надо разложить
на 3 группы — подходящие с подходящими.
Сначала по­смотри на эту доску — тут
они все нарисованы — и подумай, как
будешь де­лать».

Ориентировочный
этап. Ребенку показывают таблицу 30
секунд.

1 задача. Ребенку дают в руки карточки
(можно еще раз поморить инструкцию:
«Разложи их на три или четыре группы»).
После этого действия ребенка регистрируются
в протоколе в течение 30 секунд. Если в
это время ребенок сидит совершенно
неподвижно или, наоборот, действует
чрезмерно поспешно и хаотично, то
экспериментатор может оказать
организующую помощь в виде «организующего
урока»: «Выложи несколько карточек на
стол» иди: «Не спеши, выкладывай
аккуратнее, по одной». В протоколе
следует отметить это.

Экспериментатор выжидает 30 секунд
и, если правильная раскладка не начата,
дает 1-й урок. Каждый следующий урок —
2-й, 3-й, 4-й, и т. д.— дается только и том
случае, если ребенок за 30 секунд не
начнет самостоятельно правильно
действовать.

Точно такие же фигуры на отдельных
карточках даются больному для сортировки.

1-й урок. Экспериментатор отбирает из
карточек, лежащих па столе, две
отличающиеся только одним признаком
(например, большой зеленый треугольник
и большой красный треугольник), и
говорит: «Чем отличаются эти карточки,
чем они не похожи?.. Они отли­чаются
цветом» (если ребенок сам не доканчивает
мысль). Это и есть содержание 1-го урока
— указание на один различительный
признак. После этого в протоколе
фиксируются высказывания и дальнейшие
действия ребенка — 30 секунд. Если
правильная раскладка не начата, дается
2-й урок.

2-й урок. Из других лежащих на столе
карточек выбирается такая, которая
сходна с одной из двух первых по цвету
(например, большой красный ромб).
Экспериментатор предъявляет ее ребенку
со словами: «Куда мы положим эту карточку
— сюда или сюда?»— и, если ребенок не
может уловить мысль, продолжает: «Мы
положим ее сюда, к красному, потому что
она тоже красная». Это и есть содержание
второго урока — указание на сход­ство
двух карточек по цвету. После этого
протоколируются дальнейшие высказывания
и действия ребенка — 30 секунд.

3-й урок. Экспериментатор добавляет
к уже отложенным еще карточку — желтого
цвета и, начав, таким образом, все три
группы, говорит «Сюда будем класть все
красные, сюда — зеленые, а сюда —
желтые». Это содержание 3-го урока —
прямой, наглядный показ того, как надо
действовать. После этого протоколируются
дальнейшие высказывания и действия
ребенка — 30 секунд.

4-й, 5-й, 6-й и т. д. уроки — это укладка
каждой последующей карточки, сделанная
самим экспериментатором (с соответствующими
словесными пояснениями), В протоколе
фикси­руется номер урока и дальнейшие
действия ребенка.

По окончании
раскладки отмечается общее время,
затраченное на это. Необ­ходимо, чтобы
ребенок дал словесный отчет о проделанной
работе, в виде завер­шающей «словесной
формулировки». Если он этого сделать
не может, то экспе­риментатор
обязательно дает ее сам: «Значит, мы
разложили карточки на зеле­ные,
красные и желтые — по цвету». Но в
протоколе фиксируются слова ребен­ка.

II задача. Карточки
отбираются, перемешиваются и предъявляются
вновь с инструкци­ей: «А теперь разложи
их по-другому, тоже подходящие с
подходящими, но уже на четыре группы».
Затем в течение 30 секунд протоколируют
самостоятельные поиски ребенка, и
оказывается организующая помощь в виде
«организующего урока»; «Выложи несколько
карточек на стол» или: «Не спеши,
выкладывай по одной». Отмечается в
протоколе.

Если за это время ребенок делает
попытки прибегнуть к предыдущему
признаку, то это фиксируется в протоколе
как проявление «инертности».

1-й урок. Из карточек, лежащих на столе,
отбирают две, отличающиеся одним
призна­ком (например, большой зеленый
круг и большой зеленый квадрат)— формой.
Их предъяв­ляют ребенку со словам:
«Чем они отличаются?», и после паузы
поясняют: «Одна — квадрат (кубик), а
другая — кружок». После этого протоколируют
действия ребенка — 30 секунд.

2-й урок. Экспериментатор выбирает
третью карточку, сходную с одной из
первых двух по форме (например, большой
желтый квадрат), и предъявляет ребенку
со словами: «Эту карточку, куда надо
доложить — сюда или сюда?» и после паузы
говорит: «Положим ее к этому квадрату,
потому что она тоже квадрат (кубик)».
Посла этого фиксируются высказы­вания
и действия ребенка — 30 секунд.

3-й урок. Экспериментатор добавляет
еще две карточки других форм и говорит:
«Будем собирать по форме — все круги
вместе, все квадраты, треугольники,
ромбы («конфетки»)». В протоколе
фиксируются действия ребенка — 30
секунд.

4-й, 5-й, 6-й уроки обозначаются как
укладка каждой последующей карточки
(с соответ­ствующими словесными
пояснениями), сделанная при необходимости
самим эксперимента­тором.

Протоколируется
номер урока и дальнейшие действия
ребенка. По оконча­нии раскладки
отмечается общее время, затраченное
на это. Словесный отчет ребенка о
проделанной работе фиксируется в
протоколе в виде завершающей «словесной
формулировки». Если ребенок этого
сделать не сможет, то экспери­ментатор
должен сказать сам: «Мы разложили
карточки на четыре группы по форме —
круги, квадраты, ромбы, треугольники».
Но в протокол заносятся сло­ва ребенка.

Ш задача. Карточки отбираются,
перемешиваются и предъявляются вновь
с инструкци­ей: «Снова разложи их,
что к чему подходит, но уже по-другому
— на две группы». Затем 30 секунд
протоколируются самостоятельные поиски
ребенка. Если он делает попытки
ис­пользовать предыдущие признаки,
то это фиксируется в протоколе, как
«проявление инерт­ности» с указанием,
какой именно признак используется. При
необходимости в это время можно дать
организующую помощь («организующий
урок»): «Выложи несколько карточек на
стол», или: «Не спеши, выкладывай по
одной».

1-й урок. Экспериментатор из карточек,
лежащих на столе, отбирает две,
отличающиеся одним признаком — величиной
(например, большой красный круг и малый
красный круг), и предъявляет их ребенку
со словами; «Чем они отличаются?» и
после паузы: «Они отлича­ются размером
— один большой, а другой — маленький».
После этого протоколируются действия
ребенка.

2-й урок. Экспериментатор выбирает
третью карточку, сходную с одной из
первых двух по этому же признаку —
величине (например, маленький зеленый
квадрат), и предъявляет ребенку со
словами; «Куда эту карточку положим?»
и после паузы: «Положим ее к малень­кому
кружочку, потому что она тоже маленькая».

3-й урок. Экспериментатор берет
четвертую карточку, сходную с третьей
по величине, и укладывает ее на место
со словами: «Все большие будем класть
вместе, все маленькие — тоже вместе».
После этого он протоколирует действия
ребенка.

4-й. 5-й, 6-й уроки обозначаются как
укладка каждой последующей карточки,
сделан­ная при необходимости самим
экспериментатором.

В протоколе
фиксируются номер урока и дальнейшие
действия ребенка. По окончании раскладки
отмечается время, затраченное на эту
задачу, и наличие у ребенка завершающей
«словесной формулировки».

Если ребенок не
может сформулировать словами способ
работы, то экспериментатор делает это
сам. Но в протоколе фиксируются
высказы­вания ребенка. Все карточки
убираются.

Аналогичное
задание
.
Ребенку предъявляется второй набор со
словами: «Ты уже научился складывать
карточки. Это — такие же, их тоже можно
расклады­вать на группы по разным
признакам. Сделай это или расскажи, как
будешь делать».

Не следует ни
называть признака, ни оговаривать
количество групп. Участие экспериментатора
может проявиться лишь в том случае,
если ребенок, указав один признак или
разложив карточки, проявляет некоторую
пассивность. Тогда экспериментатор,
перемешав карточки, может задать вопрос:
«А еще как мож­но сделать?», — стимулируя
тем самым продолжение работы.

В протоколе
фиксируется общее время выполнения
этого задания и его ко­нечный результат
в одном из следующих вариантов:

Рубинштейн с. Я.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ
МЕТОДИКИ ПАТОПСИХОЛОГИИ

И ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ

ИХ В КЛИНИКЕ

(ПРАКТИЧЕСКОЕ
РУКОВОДСТВО)

Книга представляет
собой методическое руководство по
применению эксперимен­тальных методик
исследования психики человека
(сенсомоторной сферы, внимания, па­мяти,
мышления, эмоционально-волевой сферы)
с целью выявления и квалификации
нарушений. Описание 34 экспериментальных
методик дается по следующей схеме:
на­значение методики, способ подготовки
к экспериментам и порядок их проведения,
ис­толкование экспериментальных
данных. В конце книги дается раздел о
выборе и интер­претации экспериментальных
методик. В виде иллюстраций и примеров
приводятся результаты исследования,
характерные для различных психических
заболеваний.

Книга предназначена
для студентов психологических факультетов,
психологов, психотерапевтов, психиатров.

Содержание

Предисловие

От автора

I

Использование
экспериментального метода для изучения
психопатологических явлений

Области
психоневрологической клиники, в которых
используется патопсихологический
эксперимент

Основные принципы
построения патопсихологического
эксперимента

О направленности
отдельных методик

II

Вводные методические
замечания

А. Исследование
сенсомоторной сферы и внимания

Зрительно-моторная
координация

Слуховые восприятия

Корректурная проба

Отыскивание чисел

Счет по Крепелину

Отсчитывание

Исследование
навыков

Доски Сегена

Методика Кооса

Куб Линка

Б. Исследование
мышления

Классификация
предметов

Исключение предметов

Методика Выготского

Сахарова

Существенные
признаки

Простые аналогии

Сложные аналогии

Сравнение понятий

Соотношение
пословиц, метафор и фраз

Заполнение
пропущенных в тексте слов

Объяснение сюжетных
картин

Установление
последовательности событий

Исследование
ассоциаций

Название 60 слов

Ответные ассоциации

Противоположности

Обучающий эксперимент

Классификация
фигур

«Клипец»

В. Исследование
памяти

Заучивание десяти
слов

Опосредованное
запоминание (по Леонтьеву)

Пиктограмма

Воспроизведение
рассказов

Г. Исследование
эмоционально-волевой сферы

Вариант ТАТ

Выбор ценностей

Уровень притязаний

Исследование
самооценки.

III

О выборе методик
для исследования

Составление
заключений по данным патопсихологического
экспериментального
исследования

Организационные
вопросы использования методик
эксперимен­тальной патопсихологии.

Приложение
(Пиктограмма)

Предисловие

Предлагаемая
вниманию широкого круга психологов,
психотерапев­тов и врачей книга
представляет собой методическое
руководство по при­менению
экспериментальных методик исследований
психики больных. Такие методы больше
всего используются в психиатрии. В
последние годы необходимость таких
исследований возникает и в области
профпатологии, профотбора, гигиены
труда, фармакологии, нейропсихологии
и т.д. Между тем методических пособий
для обучения специалистов по
психо­диагностике в патопсихологии
явно недостаточно. Несмотря на то, что
предлагаемая читателю книга вышла в
свет в 1969 году очень небольшим тиражом
(6000 экз.) и сразу стала библиографической
редкостью, она яв­ляется чрезвычайно
актуальной и в настоящее время. Написанная
про­стым, доступным языком, она содержит
практические сведения о 34 мето­диках,
широко применяемых в патопсихологии и
в настоящее время. Эта книга отличается
от всех, выходивших после нее, руководств
своей практичес­кой направленностью.
В ней содержатся конкретные методические
указания по применению и анализу той
или иной методики, приводится множество
клини­ческих примеров. Даже в наш
«компьютерный век» работа патопсихолога
с пациентом по-прежнему будет основой
для диагностики нарушений его психи­ческих
функций. Поэтому книга С.Я. Рубинштейн
еще очень долго останется настольным
руководством, как для студентов, так и
для специалистов.

Доктор мед. наук
Алехин А.Н.

психолог Никифорова
Н.В.

Обучающий эксперимент

Этот эксперимент
не может рассматриваться как отдельная
методика; это скорее особый принцип
построения эксперимента, который может
быть приме­нен при видоизменении
любой из методик.

Этот принцип,
предложенный Л. С. Выготским, разрабатывался
в различных направлениях разными
авторами, как в Советском Союзе, так и
за рубежом. В патопсихологии детского
возраста он разрабатывался Н. И.
Непомнящей, для диагностики умственной
отсталости — А. Я. Ивановой. На основе
этого прин­ципа экспериментальная
методика перестраивается следующим
образом: изби­раются заведомо трудные
для больного (чаще всего ребенка)
задания, а затем экспериментатор
помогает ребенку сделать эту задачу,
обучает его решению. Помощь экспериментатора
строго регламентирована в виде
фиксированных ин­струкцией кратких
«уроков». В отличие от обычных методик,
в которых показа­телями для анализа
являются типы ошибок и способы решений
заданий,— при обучающем эксперименте,
показателями, характеризующими
обучаемость ре­бенка, являются
количество и качество помощи, необходимой
ему для правиль­ного выполнения
заданий.

Одним из примеров
методики, построенной по принципу
обучающего экс­перимента, является
классификация фигур.

Классификация фигур

1. Методика была
в 1954 г. предложена Ю. Ф. Поляковым для
исследо­вания процесса обобщения в
наглядном и словесном плане. В последние
годы методика была переработана А. Я.
Ивановой по принципу обучающего
экспе­римента.

Для исследования
нужны два набора по 24 карточки в каждом,
с изоб­ражением геометрических фигур,
отличающихся тремя признаками: цве­том,
формой и величиной. К первому, основному,
набору прилагается свод­ная таблица
с изображением всех фигур данного
набора (рис. 16). Необходим также секундомер.

Инструкция и
порядок проведения эксперимента.

Основное
задание.
Исследуемому мельком показывают
карточки и говорят: «Их надо разложить
на 3 группы — подходящие с подходящими.
Сначала по­смотри на эту доску — тут
они все нарисованы — и подумай, как
будешь де­лать».

Ориентировочный
этап. Ребенку показывают таблицу 30
секунд.

1 задача. Ребенку дают в руки карточки
(можно еще раз поморить инструкцию:
«Разложи их на три или четыре группы»).
После этого действия ребенка регистрируются
в протоколе в течение 30 секунд. Если в
это время ребенок сидит совершенно
неподвижно или, наоборот, действует
чрезмерно поспешно и хаотично, то
экспериментатор может оказать
организующую помощь в виде «организующего
урока»: «Выложи несколько карточек на
стол» иди: «Не спеши, выкладывай
аккуратнее, по одной». В протоколе
следует отметить это.

Экспериментатор выжидает 30 секунд
и, если правильная раскладка не начата,
дает 1-й урок. Каждый следующий урок —
2-й, 3-й, 4-й, и т. д.— дается только и том
случае, если ребенок за 30 секунд не
начнет самостоятельно правильно
действовать.

Точно такие же фигуры на отдельных
карточках даются больному для сортировки.

1-й урок. Экспериментатор отбирает из
карточек, лежащих па столе, две
отличающиеся только одним признаком
(например, большой зеленый треугольник
и большой красный треугольник), и
говорит: «Чем отличаются эти карточки,
чем они не похожи?.. Они отли­чаются
цветом» (если ребенок сам не доканчивает
мысль). Это и есть содержание 1-го урока
— указание на один различительный
признак. После этого в протоколе
фиксируются высказывания и дальнейшие
действия ребенка — 30 секунд. Если
правильная раскладка не начата, дается
2-й урок.

2-й урок. Из других лежащих на столе
карточек выбирается такая, которая
сходна с одной из двух первых по цвету
(например, большой красный ромб).
Экспериментатор предъявляет ее ребенку
со словами: «Куда мы положим эту карточку
— сюда или сюда?»— и, если ребенок не
может уловить мысль, продолжает: «Мы
положим ее сюда, к красному, потому что
она тоже красная». Это и есть содержание
второго урока — указание на сход­ство
двух карточек по цвету. После этого
протоколируются дальнейшие высказывания
и действия ребенка — 30 секунд.

3-й урок. Экспериментатор добавляет
к уже отложенным еще карточку — желтого
цвета и, начав, таким образом, все три
группы, говорит «Сюда будем класть все
красные, сюда — зеленые, а сюда —
желтые». Это содержание 3-го урока —
прямой, наглядный показ того, как надо
действовать. После этого протоколируются
дальнейшие высказывания и действия
ребенка — 30 секунд.

4-й, 5-й, 6-й и т. д. уроки — это укладка
каждой последующей карточки, сделанная
самим экспериментатором (с соответствующими
словесными пояснениями), В протоколе
фикси­руется номер урока и дальнейшие
действия ребенка.

По окончании
раскладки отмечается общее время,
затраченное на это. Необ­ходимо, чтобы
ребенок дал словесный отчет о проделанной
работе, в виде завер­шающей «словесной
формулировки». Если он этого сделать
не может, то экспе­риментатор
обязательно дает ее сам: «Значит, мы
разложили карточки на зеле­ные,
красные и желтые — по цвету». Но в
протоколе фиксируются слова ребен­ка.

II задача. Карточки
отбираются, перемешиваются и предъявляются
вновь с инструкци­ей: «А теперь разложи
их по-другому, тоже подходящие с
подходящими, но уже на четыре группы».
Затем в течение 30 секунд протоколируют
самостоятельные поиски ребенка, и
оказывается организующая помощь в виде
«организующего урока»; «Выложи несколько
карточек на стол» или: «Не спеши,
выкладывай по одной». Отмечается в
протоколе.

Если за это время ребенок делает
попытки прибегнуть к предыдущему
признаку, то это фиксируется в протоколе
как проявление «инертности».

1-й урок. Из карточек, лежащих на столе,
отбирают две, отличающиеся одним
призна­ком (например, большой зеленый
круг и большой зеленый квадрат)— формой.
Их предъяв­ляют ребенку со словам:
«Чем они отличаются?», и после паузы
поясняют: «Одна — квадрат (кубик), а
другая — кружок». После этого протоколируют
действия ребенка — 30 секунд.

2-й урок. Экспериментатор выбирает
третью карточку, сходную с одной из
первых двух по форме (например, большой
желтый квадрат), и предъявляет ребенку
со словами: «Эту карточку, куда надо
доложить — сюда или сюда?» и после паузы
говорит: «Положим ее к этому квадрату,
потому что она тоже квадрат (кубик)».
Посла этого фиксируются высказы­вания
и действия ребенка — 30 секунд.

3-й урок. Экспериментатор добавляет
еще две карточки других форм и говорит:
«Будем собирать по форме — все круги
вместе, все квадраты, треугольники,
ромбы («конфетки»)». В протоколе
фиксируются действия ребенка — 30
секунд.

4-й, 5-й, 6-й уроки обозначаются как
укладка каждой последующей карточки
(с соответ­ствующими словесными
пояснениями), сделанная при необходимости
самим эксперимента­тором.

Протоколируется
номер урока и дальнейшие действия
ребенка. По оконча­нии раскладки
отмечается общее время, затраченное
на это. Словесный отчет ребенка о
проделанной работе фиксируется в
протоколе в виде завершающей «словесной
формулировки». Если ребенок этого
сделать не сможет, то экспери­ментатор
должен сказать сам: «Мы разложили
карточки на четыре группы по форме —
круги, квадраты, ромбы, треугольники».
Но в протокол заносятся сло­ва ребенка.

Ш задача. Карточки отбираются,
перемешиваются и предъявляются вновь
с инструкци­ей: «Снова разложи их,
что к чему подходит, но уже по-другому
— на две группы». Затем 30 секунд
протоколируются самостоятельные поиски
ребенка. Если он делает попытки
ис­пользовать предыдущие признаки,
то это фиксируется в протоколе, как
«проявление инерт­ности» с указанием,
какой именно признак используется. При
необходимости в это время можно дать
организующую помощь («организующий
урок»): «Выложи несколько карточек на
стол», или: «Не спеши, выкладывай по
одной».

1-й урок. Экспериментатор из карточек,
лежащих на столе, отбирает две,
отличающиеся одним признаком — величиной
(например, большой красный круг и малый
красный круг), и предъявляет их ребенку
со словами; «Чем они отличаются?» и
после паузы: «Они отлича­ются размером
— один большой, а другой — маленький».
После этого протоколируются действия
ребенка.

2-й урок. Экспериментатор выбирает
третью карточку, сходную с одной из
первых двух по этому же признаку —
величине (например, маленький зеленый
квадрат), и предъявляет ребенку со
словами; «Куда эту карточку положим?»
и после паузы: «Положим ее к малень­кому
кружочку, потому что она тоже маленькая».

3-й урок. Экспериментатор берет
четвертую карточку, сходную с третьей
по величине, и укладывает ее на место
со словами: «Все большие будем класть
вместе, все маленькие — тоже вместе».
После этого он протоколирует действия
ребенка.

4-й. 5-й, 6-й уроки обозначаются как
укладка каждой последующей карточки,
сделан­ная при необходимости самим
экспериментатором.

В протоколе
фиксируются номер урока и дальнейшие
действия ребенка. По окончании раскладки
отмечается время, затраченное на эту
задачу, и наличие у ребенка завершающей
«словесной формулировки».

Если ребенок не
может сформулировать словами способ
работы, то экспериментатор делает это
сам. Но в протоколе фиксируются
высказы­вания ребенка. Все карточки
убираются.

Аналогичное
задание
.
Ребенку предъявляется второй набор со
словами: «Ты уже научился складывать
карточки. Это — такие же, их тоже можно
расклады­вать на группы по разным
признакам. Сделай это или расскажи, как
будешь делать».

Не следует ни
называть признака, ни оговаривать
количество групп. Участие экспериментатора
может проявиться лишь в том случае,
если ребенок, указав один признак или
разложив карточки, проявляет некоторую
пассивность. Тогда экспериментатор,
перемешав карточки, может задать вопрос:
«А еще как мож­но сделать?», — стимулируя
тем самым продолжение работы.

В протоколе
фиксируется общее время выполнения
этого задания и его ко­нечный результат
в одном из следующих вариантов:

Тонкая техника Акибы Рубинштейна на TheChessWorld.com

Learning from Chess Legends: Akiba Rubinstein’s Fine Technique

Акиба Рубинштейн — наверное, знакомое имя каждому шахматисту, оставившему после себя драгоценное наследие игр, которые новые поколения шахматистов все еще изучают и учатся. Рубинштейн родился в 1880 году и является одним из игроков, которым так и не удалось стать чемпионом мира из-за того простого факта, что он ни разу не сыграл матчей за титул, но его сила неоспорима. Между 1907 и 1912 годами он выиграл ряд сильных соревнований, которые сделали его одним из лучших игроков в мире, но в те времена чемпион мира обычно выбирал своего будущего соперника.

Из-за этого только в 1914 году матч против Ласкера был окончательно назначен на октябрь того же года. Однако в нее ему так и не довелось сыграть, потому что, когда началась Первая мировая война, шахматная сцена начала исчезать. Война оказала на него большое влияние, и, хотя он по-прежнему оставался лучшим игроком после ее окончания, его результаты уже не были столь убедительными. Позже, в 1932 году, он ушел с шахматной сцены из-за тяжелого психического заболевания, которое помешало ему когда-либо вернуться к турнирной игре.

Несмотря на то, что Рубинштейн не оставил после себя никакого письменного наследия, его вклад в шахматы неоспорим на всех трех этапах игры. В дебюте есть несколько вариаций, носящих его имя, но есть и многие другие, в которые он внес значительные улучшения в то время. Однако в этой статье мы сосредоточимся на его игре в миттельшпиль и его фантастической технике. Первое, что вы не можете не заметить, проходя его игры, — это то, как он всегда находил время, чтобы улучшить свою позицию, прежде чем предпринимать дальнейшие действия.Можно сказать, что одним из его руководящих принципов было «, не торопись! ».

При этом давайте взглянем на следующую известную позицию и, если вы еще не знаете ее, попытаемся найти подходящий план для черных:

Chess evaluation Rubinstein technique

Яновский — Рубинштейн, Карлсбад 1907

Черный для игры

Похоже, черные наслаждаются удобной позицией, оказывая некоторое давление на слегка ослабленный королевский фланг белых. Однако похоже, что белые хорошо защищались, и непонятно, как черные могли улучшить свою позицию.

Рубинштейн продолжил ход … Qd8! планирует не перенаправлять своего ферзя на королевский фланг, как думали белые… а на ферзевый фланг! Ферзь идет на c5 через b8-a7. Поистине гениальный план! Ознакомьтесь с полной игрой ниже:

Во втором примере у Рубинштейна с белыми фигурами большое преимущество — пара слонов, но мы снова увидим, что он никуда не торопится; он медленно улучшает свою позицию, оставляя своего противника в пассивном состоянии:

Rubinstein improves chess positions

Рубинштейн — Фон Барделебен, Вена 1908

Белые играют

Белые продолжили здесь ходом Qh5, провоцируя черных на дополнительные пешки на королевском фланге и ослабляя их позицию.Он продолжит оказывать давление на королевский фланг и линию d, и вскоре черные были вынуждены пассивно защищаться.

Если приведенные выше примеры наводили на мысль, что Рубинштейн был только позиционным игроком, то вы ошибались! Как любой сильный игрок, он не упускал возможности атаковать, когда ему давали шанс:

Alekhine attacks against Rubinstein

.Подигра

Идеальное равновесие в переговорной игре Рубинштейна с неприязнью к проигрышам

Торговая игра Рубинштейна расширена за счет включения неприятия проигрышей, где начальные ориентиры не равны нулю. Исходя из предположения, что наиболее отклоненное предложение соперника в последних периодах рассматривается как соответствующая контрольная точка, мы исследуем влияние неприятия проигрышей и начальных контрольных точек на идеальное равновесие в подиграх. Во-первых, строится совершенное равновесие в подигре.И проявляется его уникальность. Кроме того, мы анализируем это равновесие по отношению к начальным контрольным точкам, коэффициентам неприятия убытков и коэффициенту дисконтирования. Показано, что один получает выгоду от коэффициента неприятия потерь своего оппонента и его собственной исходной точки отсчета, и страдает от коэффициента неприятия потерь для себя и начальной точки отсчета оппонента. Более того, обнаружено, что для игрока, который имеет более высокий уровень неприятия потерь, чем другой, хотя этот игрок имеет более высокую начальную точку отсчета, чем противник, этот игрок может (не) получить большую долю пирога, если уровень неприятие проигрышей этого игрока достаточно низкий (высокий).Наконец, устанавливается связь с асимметричным торгом по Нэшу, где переговорная сила игрока отрицательно связана с его собственным неприятием проигрыша и исходной точкой отсчета другого и положительно связана с неприятием проигрыша оппонентом и его собственной исходной точкой отсчета.

1. Введение

Большое количество экспериментальных литературных статей о переговорах исследует природу соглашений и разногласий, а также динамику переговоров. Можно сделать два важных вывода: во-первых, в реальной проблеме переговоров торг — это постепенный процесс, и соглашения могут быть достигнуты после многих периодов.Во-вторых, существует строго положительная вероятность разногласий. Рубинштейн [1] предположил, что при решении классической задачи торга о разделе пирога, размер которого составляет одну единицу, между двумя участниками сделки, предпочтения участников сделки зависят от времени. Однако во многих переговорных ситуациях предположение может быть нарушено, и доля, полученная участником сделки, может зависеть от истории чередующихся предложений, сделанных до сих пор. В частности, на феномен неприятия потерь при переговорах указывают Driesen et al.[2] следующим образом: доля в% оценивается меньше, если доля в% с

.

Управление экспериментами в области глубокого обучения | by Anant Gupta

Anant Gupta

Работа с глубоким обучением включает в себя проведение бесчисленных экспериментов для проверки различных гипотез, которые могут возникнуть, для решения конкретной проблемы или для получения лучших результатов путем тестирования нескольких гиперпараметров. Поскольку количество этих экспериментов со временем растет, может быть немного сложно управлять ими или даже попытаться отразить то, что было сделано несколько недель назад. В этом посте я планирую поделиться некоторыми советами или приемами, которые я использую (будучи аспирантом, работающим полный рабочий день в области глубокого обучения), чтобы поддерживать порядок и не позволять себе заблудиться в кучу лениво определенных файлов журнала, таких как exp0, exp1. , newexp.

Я (и я предполагаю, что многие другие тоже) провожу эксперименты на сервере Linux на базе графического процессора, а затем копирую результаты обратно на хост-машину для их анализа. Этот тип данных может состоять из файлов csv / txt, журналов тензорной платы или изображений.

Я нашел rsync как идеальный инструмент для этого (раньше я использовал scp ), с главным преимуществом, что он синхронизирует только разницу между источником и местом назначения. Это полезно, когда обучение находится в процессе (а оно должно занимать много времени), и мы хотим отслеживать его прогресс.Обычно я работаю над генеративными моделями, поэтому мне нужно время от времени проверять, не выходит ли мой GAN из строя или что-то в этом роде, просматривая то, что он генерировал за эпохи.

Самый простой способ сделать это:

 rsync -av  @ remote-host: . 

Здесь -a будет передавать все рекурсивно, а -v означает многословность. И это довольно быстро. Кроме того, если ваш сервер работает через шлюз, вам необходимо заранее войти в систему.

Есть много вещей, которые можно сделать с помощью rsync, например, развернуть модели в производственной среде или настроить cronjob для получения журналов через фиксированные интервалы. Обратитесь к этому сообщению, чтобы узнать, как последнее достигается.

Многие не знают, что потрясающий инструмент визуализации Tensorflow Tensorboard можно использовать как отдельную утилиту для построения этих красивых и интерактивных кривых буквально чего угодно. Я обычно просто строю скаляры, чтобы все было быстрее и легче (время передачи и загрузки).API Tensorboard-Pytorch действительно хорош для этого. Я не уверен, почему они называют это «-Pytorch», поскольку это довольно общий характер. Установите его через pip install tesorboardX .

 из tenorboardX import SummaryWriter 
writer = SummaryWriter (log_dir = )
for i in range (num_epochs):
loss = forward_pass ()
writer.add_scalar ('loss', loss)

И мы закончили . Затем запустите tenorboard и просмотрите графики: tensorboard --logdir .Для сравнения потерь (или любой другой метрики) от нескольких экспериментов, может быть tb_log / , где tb_log — это каталог, содержащий подкаталоги для каждого эксперимента. Последовательно, значение флага logdir при запуске tenorboard станет tb_log .

Если на удаленном сервере, я бы порекомендовал вытащить файл журнала обратно на локальный, а затем запустить оттуда тензорборд. Команду rsync из предыдущего раздела можно использовать для регулярного обновления файлов в tb_log , сохраняя работу тензорной платы в фоновом режиме.

В качестве альтернативы, тензорную панель можно запустить на удаленном сервере, а по панели мониторинга можно перемещаться по общедоступному IP: порту (по умолчанию - 6006) . SSH-туннелирование может быть выполнено, если удаленный сервер не имеет общедоступного IP-адреса. Например, если я запускаю тензорборд на сервере с некоторым IP 10.11.12.13 на порте по умолчанию 6006, я могу туннелировать его на свой локальный компьютер через:

 ssh -N -f -L localhost: 6006: 10.11.12.13: 6006 [email protected] 

, где localhost: 6006: 10.11.12.13: 6006 — это <адрес_назначения>: <порт_назначения>: <адрес_источника>: <порт_источника> .

Чтобы легко качественно оценить прогресс вашей модели, можно легко создавать гифки сгенерированных образцов с течением времени.

 из torchvision import make_grid 
import imageio
grid = []
for i in range (num_epochs):
samples = forward_pass ()
# следующие функции находятся в контексте pytorch
grid.append (make_grid (samples).permute (1, 2, 0) .numpy ())
imageio.mimsave ('generations.gif', grid)

Нам нужно преобразовать сгенерированные образцы формы (batch_size, каналы, высота, ширина) в (высота, ширина , канал) и, следовательно, сначала соедините изображения, чтобы создать сетку, затем транспонируйте размеры и преобразуйте их в массив numpy.

Это избавляет от необходимости прищуриваться и сравнивать изображения, созданные и сохраненные отдельно для каждой эпохи.

Источник: https://docs.floydhub.com/examples/dcgan/

Не все эксперименты, которые мы проводим, подходят для этой таблицы Excel, и даже в этом случае сложно собрать всю информацию в компактной двумерной таблице. , я.е., все настройки и изменения, связанные с каждым экспериментом. Чтобы убедиться, что все, что я запускал в прошлом, где-то записано без каких-либо дополнительных усилий (потому что я не хотел бы регистрировать эксперимент в 3 часа ночи), запустите все эксперименты из файла bash (и продолжайте комментировать ранее запущенные эксперименты).

Это также дает вам возможность вводить любые примечания или комментарии, относящиеся к этим экспериментам. Вы можете перебирать разные значения определенных гиперпараметров для одновременного проведения нескольких экспериментов.Если ваша организация использует диспетчер рабочей нагрузки, такой как Slurm (например, мой), то также имеет смысл следовать этой методике.

Ведение журнала экспериментов

Я понимаю, что существует куча потрясающих инструментов, специально созданных для управления этим, например Sacred, но я просто предпочитаю придерживаться старого стиля ведения журнала.

.

Введение: обучение с подкреплением в OpenAI Gym | Автор: ASHISH RANA

Опрос, проведенный в 2016 году Nature , показал, что более 70 процентов исследователей пытались и не смогли воспроизвести эксперименты другого ученого, а более половины не смогли воспроизвести свои собственные эксперименты.

OpenAI создан для устранения этой проблемы отсутствия стандартизации в документах, а также с целью создания лучших тестов, предоставляя универсальное количество сред с большой простотой настройки.Цель этого инструмента — повысить воспроизводимость в области ИИ и предоставить инструменты, с помощью которых каждый может узнать об основах ИИ.

Откройте терминал и приготовьтесь к работе с CTRL + C и CTRL + V !!

Что такое тренажерный зал OpenAI? Эта библиотека python предоставляет нам огромное количество тестовых сред для работы с алгоритмами нашего RL-агента с общими интерфейсами для написания общих алгоритмов и их тестирования. Давайте начнем, просто наберите pip install gym на терминале для легкой установки, и вы получите классическую среду, чтобы начать работу с агентом.Скопируйте приведенный ниже код и запустите его, ваша среда будет загружена только классический элемент управления по умолчанию. Здесь вы можете проверить другие среды, такие как Algorithmic, Atari, Box2D и Robotics.

 # 1. Он отображает экземпляр для 500 временных шагов, выполняет случайные действия. 
import gym
env = gym.make ('Acrobot-v1')
env.reset ()
for _ in range (500):
env.render ()
env.step (env.action_space.sample ())
# 2. Чтобы проверить все доступные env, также показаны неустановленные
из импорта спортзала envs
print (envs.Registry.all ())

Когда объект взаимодействует со средой с помощью действия, тогда функция step (…) возвращает наблюдение , которое представляет состояние среды, вознаграждение плавающее вознаграждение в предыдущем действии, выполнено , когда пришло время сбросить окружение или достигнутая цель и info a dict для отладки, его можно использовать для обучения, если он содержит необработанные вероятности последнего состояния среды. Увидеть как это работает. Также обратите внимание на то, как наблюдение типа Space отличается для разных сред.

 import gym 
env = gym.make ('MountainCarContinuous-v0') # попробуйте для разных сред
Наблюдение = env.reset ()
для t в диапазоне (100):
env.render ()
напечатать наблюдение
действие = env.action_space.sample ()
наблюдение, награда, выполнено, информация = env.step (действие)
печать наблюдения, награда, выполнено, информация
, если выполнено:
print ("Завершено после {} временных шагов" .format (t +1))
break [Выход для Env Mountain Car:]
[-0,56252328 0,00184034]
[-0.56081509 0,00170819] -0,00796802138459 False {} [Выход для CartPole Env:]
[0,1895078 0,55386028 -0,19064739 -1,03988221]
[0,20058501 0,36171167 -0,21144503 -0,81259279] 1,0 9000 9000 за 9000 шагов, завершенных 9000_пространство в секунду над кодом? пространство действия и пространство наблюдения описывает допустимый формат для этой конкретной среды, с которой можно работать. Просто взгляните на возвращаемые значения.

 импортный тренажерный зал 
env = тренажерный зал.make ('CartPole-v0')
print (env.action_space) # [Вывод:] Дискретный (2)
print (env.observation_space) # [Вывод:] Box (4,)
env = gym.make ('MountainCarContinuous -v0 ')
print (env.action_space) # [Вывод:] Поле (1,)
print (env.observation_space) # [Вывод:] Поле (2,)

Дискретное - это неотрицательные возможные значения, больше 0 или 1 эквивалентно перемещению влево и вправо для балансировки CartPole. Коробка представляет собой n-мерный массив. Это может помочь в написании общих кодов для различных сред.Поскольку мы можем просто проверить границы env.observation_space.high / [low] и закодировать их в наш общий алгоритм.

Я рекомендую, зная основы тренажерного зала OpenAI, вы можете установить все зависимости тренажерного зала, а затем полностью установить тренажерный зал с помощью следующих команд. Здесь мы используем python2.x, вы также можете использовать python3.x, просто измените для него команды ниже.

 apt-get install -y python-numpy python-dev cmake zlib1g-dev libjpeg-dev xvfb libav-tools xorg-dev python-opengl libboost-all-dev libsdl2-dev swigsudo pip install 'gym [all]' 

Приступим к построению нашего алгоритма Q-таблицы, который попытается решить среду FrozenLake.В этой среде цель - достичь цели на замерзшем озере, в котором могут быть дыры. Вот как изображает поверхность этот алгоритм.

 SFFF (S: начальная точка, сейф) 
FHFH (F: замороженная поверхность, сейф)
FFFH (H: дыра, падение на свою гибель)
HFFG (G: цель, где находится фрисби)

Q table содержит отображение пар состояние-действие для вознаграждения. Итак, мы построим массив, который отображает различные состояния и действия для вознаграждения значений во время выполнения алгоритма.Его размер будет ясно | заявляет | x | действия |. Напишем это в коде для алгоритма Q-обучения.

 import gym 
import numpy as np # 1. Загрузить среду и структуру Q-таблицы
env = gym.make ('FrozenLake8x8-v0')
Q = np.zeros ([env.observation_space.n, env.action_space. n])
# env.obeservation.n, env.action_space.n дает количество состояний и действий в загруженном env # 2. Параметры Q-Leanring
eta = .628
gma = .9
Epis = 5000
rev_list = [] # награды за эпизод вычислить # 3.Алгоритм Q-обучения для i в диапазоне (эпизод):
# Сброс среды
s = env.reset ()
rAll = 0
d = False
j = 0
# Алгоритм обучения Q-Table
while j <99:
env.render ()
j + = 1
# Выберите действие из таблицы Q
a = np.argmax (Q [s ,:] + np.random.randn (1, env.action_space.n) * (1 ./ ( i + 1)))
# Получить новое состояние и награду из окружения
s1, r, d, _ = env.step (a)
# Обновить Q-Table с новыми знаниями
Q [s, a] = Q [s , a] + eta * (r + gma * np.max (Q [s1 ,:]) - Q [s, a])
rAll + = r
s = s1
if d == True:
break
rev_list .append (rAll)
env.render () print «Сумма вознаграждения за все эпизоды» + str (sum (rev_list) / epis)
print «Q-Table окончательных значений»
print Q

Если вас интересует симуляция агента чтобы найти решение в среде, напишите этот фрагмент вместо алгоритма Q-обучения.

Код «Визуализация и под водой замороженного озера» предназначен для его моделирования.

 # Сбросить среду 
s = env.reset ()
d = False
# Алгоритм обучения Q-Table
while d! = True:
env.render ()
# Выберите действие из таблицы Q
a = np.argmax (Q [s ,:] + np.random.randn (1, env.action_space.n) * (1./(i+1)))
# Получить новое состояние и награду из окружения
s1, r, d, _ = env.step (a)
# Обновить Q-Table с новыми знаниями
Q [s, a] = Q [s, a] + eta * (r + gma * np.max (Q [s1 ,:]) - Q [s, a])
s = s1
# Код остановится на d == True и отобразит одно состояние перед ним

Но помните даже с общим интерфейсом сложность кода будет разной для разных сред.В приведенной выше среде у нас была только простая среда с 64 состояниями, с несколькими действиями, которые нужно было обрабатывать. Нам удалось очень легко сохранить их в двумерном массиве для отображения награды. Теперь давайте рассмотрим более сложный случай среды, такой как Atari envs , и посмотрим, какой подход нужен.

 env = gym.make ("Breakout-v0") 
env.action_space.n
Out [...]: 4
env.env.get_action_meanings ()
Out [...]: ['NOOP', 'FIRE', 'RIGHT', 'LEFT']
env.observation_space
Out [...]: Поле (210, 160, 3)

пространство наблюдения необходимо для представления тензором 210x160x3, что делает нашу Q-таблицу еще более сложной. Кроме того, каждое действие повторно выполняется в течение k кадров, из которых k равномерно выбираются из {2,3,4}. Имея 33 600 пикселей в каналах RGB со значениями в диапазоне от 0 до 255, среда явно стала чрезмерно сложной, простой подход Q-обучения здесь не может быть использован. Глубокое обучение с его архитектурой CNN - это решение этой проблемы и тема для продолжения этой вводной статьи.

Теперь, с указанным выше руководством, у вас есть базовые знания о тренажерном зале и все, что вам нужно для начала работы. Gym также совместим с TensorFlow, но я не использовал его для упрощения обучения. После тренировки в тренажерном зале вы должны начать с базовых показателей для хороших реализаций алгоритмов RL, чтобы сравнить свои реализации. Чтобы увидеть все инструменты OpenAI, посетите их страницу на github. RL - это все расширяющиеся области с приложениями в огромном количестве областей, и он будет играть важную роль в будущих прорывах в области ИИ.Спасибо за прочтение!!

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *