Понятие психологической общности — Студопедия.Нет
Парыгин Б.Д.
Социальная психология: Учеб. Пособие. – СПб.: СПбГУП, 2003.
Глава 11-12 (стр. 259-332)
Раздел V СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ОБЩНОСТИ
Глава 11
Общность как социально — психологический феномен
Статус и модификации феномена общности в социальной психологии
Постановка вопроса. Наряду со ставшей за последние годы традиционной для социальной психологии категории группы правомерно рассмотрение и исследование достаточно близкого по смыслу, но не тождественного ей феномена общности.
Социальная психология общности включает в себя более широкий круг явлений, нежели психология группы. Представление о групповой психологии складывается вместе с первыми экспериментальными исследованиями отечественных и зарубежных социальных психологов в 20-е годы XX века. Оно, несомненно, альтернативно опыту второй половины XIX века.
Малая группа как альтернатива понятиям «дух времени» и «психология эпохи». Обращение пионеров отечественной и зарубежной социальной психологии конца XIX века к таким глобальным явлениям, как психология эпохи или дух времени, психология или «душа» народа уже в первой четверти нового, XX века могло расцениваться лишь как неизбежная на первых порах творческого поиска дань умозрительности и беллетристике, не имеющей под собой сколько-нибудь серьезных научных оснований.
Что можно сказать о духе времени или «душе» народа, если эти явления бесплотны, если их нельзя увидеть и сделать предметом контролируемого экспериментального исследования?
В противовес этому получило развитие исследование ощутимого и зримого поведения индивида в малой группе. Со временем экспериментальные исследования малых групп превратились в центральную ось современной социальной психологии, прежде всего зарубежной, а вслед за ней и отечественной.
260
Не ставя перед собой задачи обзора всего массива накопленных по итогам этих исследований данных и результатов, отметим лишь, что в общей картине социально-психологических явлений, соответствующих более широкому понятию социальной психологии общности, психология малой группы занимает более скромное место.
Гипертрофия феномена малой группы. Очевидная теперь гипертрофия феноменологии малой группы и ее места в структуре социально-психологических проявлений общности может быть объяснена не только удобством микроявлений и микропроцессов для экспериментального подхода в исследовании, но и рядом других обстоятельств.
В их числе — доминирование эмпирических традиций и недооценка роли теории в данной науке, повышенный интерес к микросоциальным явлениям и процессам в ущерб глобальным.
Последнему в определенной мере способствовало и представление об относительной стабильности целого, то есть системы социальных ценностей и институтов западного мира, тогда как более актуальной представлялась задача социального контроля за процессом адаптации и включения индивида в эту систему, нежели ее возможных изменений.
Природа внимания к психологии макрообщности. Будучи’ во многом традиционной для зарубежной социальной психологии, эта тенденция концентрации внимания исследователей на феномене малой группы была изначально односторонней применительно к потребностям и перспективам развития отечественной социальной психологии.
Главная причина этого — высокий уровень нестабильности социальных институтов (если не общества в целом!) применительно по крайней мерс к последнему столетию российской истории.
Вот почему в центре ставшего традиционным внимания пионеров отечественной социальной психологии оказались прежде всего не те или иные частные, хотя и универсальные социально-психологические механизмы (заражение, подражание, внушение и т. д.), а такие глобальные социально-психологические явления и процессы, как психология социальных движений, психология и «душа» народа, история и судьба России.
В дальнейшем эта традиция была по известным причинам прервана и заменена обращением к исследованию малых групп по образу и подобию опыта зарубежных социальных психологов.
Теперь же становятся все более очевидными издержки такой утраты. Ключ к решению большинства проблем сегодняшнего российского общества связан не с отдельными недочетами прежней или вновь складывающейся системы, а с глобальными социально-психологическими проблемами перехода от одной системы к другой в масштабах уже не одной страны, а целой совокупности стран, исторически связанных глубокими общими корнями.
Занятая на протяжении последних двух или даже трех десятков лет изучением микроявлений и малых групп, преимущественно трудовых коллективов, отечественная социальная психология оказалась не готовой, как и общество в целом, к ответу на масштабные проблемы, поставленные сегодня ходом радикальных перемен.
Понятие психологической общности
Определение понятия психологической общности. «Общность» — это понятие, которое характеризует связь и сопричастность людей друг другу по тому или иному признаку. В качестве последних может выступать и сходство, единство элементов, составляющих нечто целое, то есть в данном случае какое-то человеческое сообщество.
В отличие от деятельности как процесса активности субъекта общность означает свойства последнего, обусловленные чувством, сознанием и переживанием им той или иной связи с другими участниками совместного действия.
Понятие общности неразрывно связано с понятием общения. В своем предельно широком смысле, как родовое понятие, означающее принадлежность человека к роду homo sapiens и отличающее человека от животных, это понятие охватывает любую совокупность индивидов, способных к общению друг с другом. В этой связи и в этом смысле общность может рассматриваться как предпосылка общения, поскольку для
262
того, чтобы общение имело место, необходимы индивиды, испытывающие потребность в совместной деятельности и общении друг с другом.
Многозначность понятия общности. Однако, наряду с предельно широким пониманием общности, предполагающим единство лишь общечеловеческих признаков и родовую принадлежность человека, правомерно говорить и о более узком понимании общности как об объединяющем различные группы людей в какие-то постоянные или временные формы совместной социально-специфической деятельности.
Понятие общности в этом смысле очень близко понятию группы, имеющей общий предмет внимания и переживания. Таковы, несмотря на специфику признаков, самые различные формы группового контакта и деятельности людей: театральная публика и слушатели публичной лекции, многотысячная армия болельщиков на стадионе и случайная толпа на улице.
Разумеется, степень общности при этом весьма различна и относительна, а сама общность во многом случайна и неустойчива
Слушатели публичной лекции и театральная публика, которых объединяет относительная общность культурных интересов, могут оказаться более устойчивой общностью, чем армия болельщиков или тем более случайно собравшаяся уличная толпа.
Однако состав и театральной публики, и слушателей публичной лекции или концерта не остается неизменным, а постоянно обновляется.
Любая из названных выше неустойчивых общностей одновременно и весьма относительна, поскольку за пределами общего интереса к театру, лекции или спортивному состязанию находятся различные вкусы, привязанности и переживания. Театральная публика нередко расходится во мнениях при оценке спектакля. Еще существеннее расхождения между болельщиками на спортивном состязании, которое разделяет их. как правило, на два противоположно настроенных лагеря.
В более узком смысле понятие общности обозначает уже не случайную совокупность общающихся индивидов, а группы людей, объединенных устойчивыми социальными призна-
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
263
ками безотносительно того, наблюдается или не наблюдается между ними непосредственная межличностная связь.
Таковы понятия класса, профессии, нации, народа и т. д. Устойчивая социальная общность может характеризовать как большие, гак и малые группы людей. К последним относятся семья, учебный или производственный коллектив и т. д.
В задачу настоящего раздела не входит конкретное рассмотрение социально-психологических особенностей различных видов социальной общности (классовой, профессиональной, национальной, политической, идеологической, культурной и т. д.), поскольку это выходит за рамки общей социаль-но-психоло1ической теории и является или должно стать, если еще не стало, предметом специального изучения. Этому соответствуют, например, этническая и политическая психология как самостоятельные отрасли социальной психологии. Точно так же религиозная общность исследуется в рамках самостоятельной социально-психологической дисциплины — психологии религии и т. д.
Общность как духовная солидарность. Наряду с обозначением факта принадлежности к устойчивым социальным группам понятие общности употребляется и для характеристики внутренней духовной солидарности общающихся, которая может наблюдаться или не наблюдаться в достаточной степени в рамках устойчивых социальных общностей, объединенных теми или иными признаками принадлежности: профессиональной, национальной, политической, идеологической, родовой, этнической, земляческой и т. д.
В таком случае принято говорить о степени внутренней симпатии, сплоченности и взаимопонимания между общающимися членами группы или между людьми, принадлежащими к одной социальной группе. Понятию внутренней, духовной общности соответствует чувство «мы» и развитое самосознание групповой принадлежности, связанное с осознанием специфических особенностей, интересов и ценностей данной группы.
Общность как взаимопонимание. Особой формой общности, выражающейся во взаимопонимании людьми друг друга, является устойчивая духовная связь между двумя индивидами. Специфика данной общности или духовной связи состо-
264
ит в возможности наиболее полного понимания одной индивидуальности другой индивидуальностью, что достигается только при условии постоянного контакта, высокого уровня психофизической совместимости, знания друг друга и взаимного доверия. Значимость такой формы общности как абсолютного взаимопонимания бесспорно велика, поскольку она открывает большой простор для самовыражения и самоутверждения индивидуальности.
Именно в этом контексте можно понять смысл фейерба-ховской идеи о духовном, интимном контакте между «Я» и «Ты». Идея значимости духовного, интимного контакта как единственного способа сохранения и проявления индивидуальности в еще большей мере характерна для всей философии экзистенциализма.
Общность и чувство «мы». Разумеется, из трех основных значений понятия общности возможны различные сочетания этих смысловых нагрузок, которые дают еще более конкретную картину реальной общности. Так, очевидна, например, принципиальная возможность существования таких случайных и недолговременных общностей, которые сопровождаются достаточно глубоким внутренним контактом, чувством «мы» и развитым самосознанием групповой принадлежности.
Точно так же и в рамках устойчивых социальных групп (профессиональных, классовых, политических, производственных, учебных и т. д.) возможна различная степень представ-ленности группового самосознания. В таком случае принято говорить о развитом или неразвитом классовом или национальном самосознании и т. п. Из сказанного следует, что понятие общности в одном значении может не совпадать целиком с понятием общности в другом значении.
Лекция по социальной психологии «Группа как социально-психологический феномен»
Педагог-психолог
МБОУ Новоназимовская СОШ № 4
Конради И.Ю.
Лекционное занятие по социальной психологии
Тема: «Группа как социально – психологический феномен»
Основной целью лекционного занятия является: ознакомление с группой как социально-психологическим феноменом.
Задачи:
1. раскрыть понятие группа, а так же разновидности социальных групп;
2. изучить основные функции и виды социальных групп;
3. рассмотреть стадии формирования и развития группы.
Дата проведения:
Литература:
1. Андреева Г.М. Социальная психология М.,2003.
2. Битянова М.Р. Социальная психология М.,2002.
3. Основы социально-психологической теории / Под ред. А.А.Бодалева, А.Н.Сухова М.,1995.
4. Парыгин Б.Д. Социальная психология М.,1999.
5. Реан А.А., Коломенский Я.Л. Социальная педагогическая психология СПб.,1998.
План работы:
1. Понятие «группа», разновидности социальных групп.
2. Основные функции и виды социальных групп.
3. Стадии формирования и развития группы.
1. Понятие «группа», разновидности социальных групп
Одной из общих форм социального взаимодействия выступает социальная группа, в которой поведение и социальный статус каждого члена в ощутимой степени обусловлен деятельностью и существованием других членов.
Группа – совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и воспринимаются ее членами с точки зрения других людей.
Ассертивность – это умение формулировать свои требования и желания и добиваться их удовлетворения, способность «слышать» то, что хотят услышать от вас окружающие, уважение к себе.
Для ассертивного поведения характерна адекватная самооценка, умение идти на компромисс, четкость и ясность формулировок, способность менять свою точку зрения под влиянием аргументов. Ассертивный человек положительно относится к другим людям, не стесняется попросить о помощи и не отказывает в помощи другим. Если ему что – либо не удается, он не винит в своей неудаче других, не приписывает себе общий успех.
Первичные группы состоят из небольшого числа людей, между которыми имеются устойчивые эмоциональные отношения, личные взаимосвязи, основанные на их индивидуальных особенностях. Вторичные группы образуются из людей, между которыми почти отсутствуют эмоциональные отношения, их взаимодействие обусловлено стремлением к достижению определенных целей, их социальные роли, деловые отношения и способы коммуникации четко определены.
Причины образования групп:
Биологическое выживание.
Социализация и формирование психики человека.
Способ выполнения определенной работы, которую невозможно выполнить одному человеку.
Средство удовлетворения потребности человека в общении, в ласковом и доброжелательном отношении к себе, в получении социального одобрения, уважения, признания, доверия.
Средство ослабления неприятных чувств страха, тревоги.
Источник норм поведения, социальных установок и ценностных ориентаций.
Источник эталона, с помощью которого человек может оценить себя и других людей.
Средство информационного, материального и прочего обмена.
2. Основные функции и виды социальных групп
Функции группы:
Функция социализации.
Инструментальная.
Экспрессивная.
Поддерживающая
Нормативная
Сравнительная.
Условные группы объединяются по определенному признаку (пол, возраст, профессия). Реальные личности, включенные в такую группу, не имеют прямых межличностных отношений, могут не знать ничего друг о друге, даже никогда не встречаться друг с другом.
Реальные группы характеризуются тем, что ее члены связаны между собой объективными взаимоотношениями. Данные группы различаются по величине, внешней и внутренней организации, назначению и общественному значению.
Контактная группа объединяет людей, имеющих общие цели и интересы в той или иной области жизни и деятельности.
Уровни развития контактных групп:
Неорганизованные (номинальные, конгломераты).
Случайно организованные (зрители кино, случайные члены экскурсионных групп) характеризуются добровольным временным объединением людей на основе сходства или общности пространства.
Малая группа – это достаточно устойчивое объединение людей, связанных взаимными контактами. Она немногочисленна (от 3 до 15 человек), которые объединены общей социальной деятельностью, находятся в непосредственном общении, способствуют возникновению эмоциональных отношений, выработке групповых норм и развитию групповых интересов.
Отличительные признаки малой группы:
Пространственное и временное соприсутствие людей.
Соприсутствие людей дает возможность для контактов, которые включают интерактивные, информационные, перцептивные аспекты общения и взаимодействия. Перцептивные аспекты позволяют человеку воспринимать индивидуальность всех других людей в группе, и только в этом случае можно говорить о малой группе.
Взаимодействие – активность каждого, это одновременно стимул и реакция на всех остальных.
Совместная деятельность подразумевает наличие постоянной цели. Виды целей: 1) ближние перспективы, цели, которые быстро во времени реализуются и выражают потребности этой группы; 2) вторичные более длительные во времени, которые выводят группу на интересы вторичного коллектива; 3) дальние перспективы объединяют первичную группу с проблемами функционирования социального целого.
Организующие начало.
Разделение и дифференциация ролей.
Наличие эмоциональных отношений.
Выработка специфической групповой культуры
Психологические характеристики группы: групповые интересы, групповые потребности и т.д.
Закономерности группы:
Группа неизбежно будет структурироваться.
Группа развивается (прогресс или регресс).
Флуктуация – изменение места человека в группе может происходить неоднократно.
Референтные группы могут быть реальные или воображаемые, позитивные или негативные, могут совпадать или не совпадать с членством, но они выполняют:
Функцию социального сравнения, поскольку такая группа – источник положительных или негативных образцов.
Нормативную функцию, так как данная группа – источник норм, правил, к которым человек стремится приобщиться.
Ассоциация – группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями (группа друзей, приятелей).
Кооперация – группа, отличающаяся реально действующей организационной структурой, межличностные отношения носят деловой характер, подчиненный достижению требуемого результата в выполнении конкретной задачи в определенном виде деятельности.
Корпорация – это группа, объединенная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки, стремящаяся осуществить свои корпоративные цели любой ценой, в том числе и за счет других групп.
Коллектив – устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей со специфическими органами управления, объединенных целями совместной общественно – полезной деятельности и сложной динамикой формальных (деловых) и неформальных взаимоотношений между членами группы.
Взаимозависимость сторон, участников группы в процессе взаимодействия может быть равной, или одна из сторон может сильнее влиять на другую. Следовательно, выделяют одно – и двустороннюю интеракцию. Интеракция может охватывать как все сферы человеческой жизнедеятельности (тотальная интеракция), так и только какую-то одну специфическую форму или сектор деятельности.
Направление взаимоотношений может быть солидарным, антагонистичным или смешанным. При солидарной интеракции стремления и усилия сторон совпадают. Если желания и усилия сторон находятся в конфликте, то это антагонистическая форма интеракции; если они совпадают только отчасти, это смешанный тип направления взаимодействия. Интеракция организована, если отношения сторон, их действия сложились в определенную структуру прав, обязанностей, функций и опираются на некую систему ценностей.Неорганизованные интеракции – когда отношения и ценности находятся в аморфном состоянии, поэтому права, обязанности, функции, социальные позиции не определены.
Пирамидальная группа является системой закрытого типа, построена иерархически, т.е. чем выше место, тем выше права и влияние, информация идет в основном по вертикали, снизу вверх (отчеты) и сверху вниз (приказы), каждый человек знает свое жесткое место, в группе ценятся традиции, руководитель этой группы должен заботиться о подчиненных, взамен они беспрекословно подчиняются. В случае проблем усиливает порядок, дисциплину, контроль.
Случайная группа, где каждый принимает решения самостоятельно, люди относительно независимы, двигаются в разные стороны, но что-то их объединяет. Ее успех зависит от способностей, потенциала каждого из членов группы.
Открытая группа, где каждый имеет право на инициативу, все вместе открыто обсуждают вопросы. Главное для них – общее дело. Свободно происходит смена ролей, присуща эмоциональная открытость, усиливается неформальное общение людей. Ее успех зависит от умения достигать согласия, вести переговоры, и ее руководитель должен обладать высокими коммуникативными качествами, уметь слушать, понять, согласовать.
Группа синхронного типа, когда все люди находятся в разных местах, но все двигаются в одном направлении, так как все знают, что надо делать, у всех один образ, одна модель; и хотя каждый двигается сам, но все – синхронно, в одном направлении, даже без обсуждения и согласования. Ее успех зависит от таланта, авторитета «пророка», который убедил, повел за собой людей.
Роли в группе:
Координатор – пользуется уважением и умеет работать с людьми.
Генератор идей – стремиться докопаться до истины, но воплотить свои идеи на практике не в состоянии.
Энтузиаст – берется сам за новое дело и воодушевляет других.
Контролер – аналитик – способен трезво оценить выдвинутую идею. Он исполнителен, но чаще сторонится людей.
Искатель выгоды – интересуется внешней стороной дела. Исполнителен и может быть хорошим посредником между людьми, поскольку обычно он самый популярный член коллектива.
Исполнитель – умеет воплотить идею в жизнь, способен к кропотливой работе, но часто «тонет» в мелочах.
Работяга, не стремящийся занять ничье место.
Шлифовщик — он необходим, чтобы не перешли последней черты.
Динамические процессы в группах
Динамические процессы – совокупность психологических изменений, происходящих в группе за время ее существования.
Виды процессов:
Образование малых групп, их развитие.
Процессы групповой сплоченности.
Процессы лидерства и руководства.
Процессы принятия групповых решений.
Процессы группового давления.
Групповое давление обусловливает изменение поведения и установок человека под воздействием группы, способствуя конформизму и внушаемости своих членов. Чем более трудной и неопределенной является решаемая задача, чем менее компетентен человек и чем более взаимосвязаны действия людей в совместной деятельности, тем чаще люди демонстрируют конформность по отношению к группе, сознательную уступчивость влиянию группы. Под воздействием других людей в группе происходят изменения активности членов: возможны феномены фацилитации – усиление энергии, улучшение результатов деятельности человека в присутствии других людей; феномены ингибиции — затормаживание поведения и деятельности под влиянием других людей, ухудшение самочувствия и результатов деятельности человека в ситуации, когда за ним наблюдают другие люди. Изменяются мнения, оценки, нормы поведения: феномен групповой нормализации – формирование усредненного групповой нормализации – формирование усредненного группового стандарта – нормы. Феномен групповой поляризации, экстремизации – приближение общегруппового мнения, к какому – то полюсу континуума всех групповых мнений, часто «сдвиг к риску», когда групповое решение является более рискованным, чем решение, принимаемое индивидуально. Феномен группомыслия — даже группы с высоким уровнем компетентности и интеллекта, стремясь достичь согласия по обсуждаемому вопросу, могут принимать катастрофические решения, без критического реалистического осмысления альтернативных вариантов решения, подавляя творческие порывы отдельных членов, их варианты решения. Феномен подчинения авторитету в сочетании с феноменом «атрибуции ответственности», когда человек приписывает ответственность за все происходящее другим лицам, лидеру, начальству, а не себе.
3. Стадии формирования и развития группы
Стадия образования группы: происходит знакомство людей друг с другом, складываются первоначальные представления друг о друге, представления о целях совместной деятельности, но людей еще мало что связывает.
Стадия формирования межличностных отношений: проявляются симпатии и антипатии, появляются микрогруппы по 2-3 человека, происходит первоначальное распределение групповых ролей, выработка групповых правил, но эти процессы еще неустойчивые, гибко могут меняться. Распределение групповых ролей может сопровождаться конфликтами, появлением эмоционально – психологического дискомфорта, усилением антипатии. Но объективно группа вынуждена искать согласие между членами, чтобы обеспечить взаимодействие людей.
Стадия образования группового мнения, общего настроения, групповой активности. Групповая активность означает, что люди действуют вместе определенным образом, что между ними существует некое разделение труда. Группа способна уже более успешно решить совместные задачи.
Стадия формирования чувства «мы», усиления групповой сплоченности. Чем большее количество членов группы нравятся друг другу, удовлетворены своим пребыванием в группе, считают, что благодаря группе получают преимущества, выгоду, чем более четко осознаются групповые цели и выше ценностно-ориентационное единство людей, тем выше уровень сплоченности группы. Ценностно – ориентационное единство – это степень совпадения позиций и оценок членов группы по отношению к целям деятельности и ценностям, наиболее значимым для группы в целом.
Факторы групповой сплоченности:
Сходство главных ценностей ориентаций членов группы;
Ясность групповых целей, их принятие членами группы;
Демократический стиль управления;
Взаимозависимость членов группы в процессе совместной деятельности;
Отсутствие конфликтующих между собой микрогрупп;
Престиж и традиции группы.
Формирование коллектива
Коллектив – это малая социальная группа с целями, которые с точки зрения господствующей в обществе идеологии и морали оцениваются позитивно. Это особая форма взаимоотношений между группой людей, где обеспечивается принцип развития личности вместе с ее развитием.
Силу всякого коллектива составляет его сплоченность. Сплоченность может быть очень высокой, когда люди тесно связаны друг с другом и совместно отвечают за достижение целей, стоящих перед ними и перед коллективом в целом, а поэтому делают все для их успешного достижения. Она может быть и очень низкой, когда коллектив не получает даже четкого организационного оформления, отсутствует общая цель, каждый действует сам по себе, на свой страх и риск, стараясь продемонстрировать индивидуальные результаты даже в ущерб другим.
Обязательные признаки:
Стадия развития коллектива:
Стадия «притирка»: люди еще приглядываются друг к другу, решают, по пути ли им с остальными, стараются показать свое «Я». Решающую роль в сплочении группы на этой стадии играет руководитель.
Стадия «конфликтная»: открыто образуются кланы и группировки, открыто выражаются разногласия, выходят наружу сильные и слабые стороны отдельных людей, приобретают значение личные взаимоотношения. Начинается силовая борьба за лидерство и поиски компромиссов между враждующими сторонами. На этой стадии возможно возникновение противодействия между руководителем и отдельными подчиненными.
Стадия экспериментирования: потенциал коллектива возрастает, но часто работает рывками, поэтому возникает желание и интерес работать лучше, другими методами и средствами.
Стадия решения проблем: проблемы решают и реалистично, и творчески, функция лидера переходит от одного члена к другому, каждый из которых гордится своей принадлежностью к нему.
Стадия формирования прочных связей: людей принимают и оценивают по достоинству, а личные разногласия между ними быстро устраняются. Отношения складываются в основном неформально, что позволяет демонстрировать высокие результаты работы и стандарты поведения.
Формирование и обеспечение удовлетворённости трудом в коллективе
Удовлетворенность трудом часто рассматривается как результат его оплаты, престижности, комфортности. Конкретные мероприятия по формированию удовлетворенности трудом, положительный эффект от которых возможен, хотя и ограничивается коротким периодом времени, нередко бывают ограничены решением проблем по этим факторам.
Позитивная мотивация к труду часто бывает движущей силой, позволяющей работнику преодолевать имеющиеся недостатки, а также обеспечивать самосовершенствование и ощущать себя самодостаточной личностью. Но в результате возникают ситуации, когда, с одной стороны, увеличивается конфликтность персонала и руководства, а с другой – руководство не может найти логичное объяснение этой ситуации и применяет не только непопулярные, но и неадекватные меры.
Высокое качество трудовой жизни характеризуется следующим:
Работа интересна;
Работники получают справедливое вознаграждение и признание своего труда;
Рабочая среда чистая, с низким уровнем шума и хорошей освещенностью;
Контроль со стороны руководства минимален, но осуществляется всегда, когда в нем возникает необходимость;
Работники участвуют в принятии решений, касающихся их работы;
Обеспечены гарантии занятости и развития дружеских взаимоотношений между сотрудниками;
Имеются средства бытового обслуживания и оказания медицинской помощи.
Качество трудовой жизни можно повысить, изменив любые организационные параметры, влияющие на людей.
Групповые эффекты – это механизмы функционирования группы, посредством которых осуществляются групповые процессы и достигаются групповые состояния. Они являются средствами, обеспечивающими интеграцию индивидуальных действий в совместной групповой деятельности и общении.
Эффект социальной фасилитации – это факт присутствия других людей во время выполнения деятельности личности, улучшающий результат данной деятельности. Эффект был открыт Норманом Триплетом в 1897 году. Социальная фасилитация может, как усиливать, так и снижать мотивацию человека. Противоположный феномен – это феномен социальной ингибиции, т.е. тенденция выполнять деятельность хуже в присутствии других людей.
Эффект принадлежности к группе, т.е. человек, отождествляя себя с какой – либо группой, стремится оценить ее положительно, поднимая таким образом статус группы и собственную самооценку. Данный эффект состоит из следующих компонентов:
когнитивный: заключается в осознании человеком принадлежности к группе и достигается путем сравнения своей группы другими группами по ряду значимых признаков;
эмоциональный: заключается в переживании своей принадлежности к группе в форме различных чувств;
поведенческий: проявляется тогда, когда человек начинает реагировать на других людей с позиций своего группового членства, а не с позиций отдельной личности, с того момента, когда различия между своей и чужими группами становятся заметными и значимыми для него.
Эффект Рингельмана (социальная леность) – это тенденция людей прилагать меньше усилий в том случае, когда они объединяют свои усилия ради общей цели, нежели в случае индивидуальной ответственности. Эффект проявляется когда размыта ответственность и когда не измеряется личный вклад участников групповой деятельности. Эффект не проявляется, когда ставится сложная и захватывающая задача, когда каждого человека мотивируют тем, что его вклад в групповой деятельности бесценен, когда существуют условия межгруппового соревнования, когда группа сталкивается со стимулирующими препятствиями.
Эффект «синергии» — это прибавочная интеллектуальная энергия, которая возникает при объединении людей в целостную группу и вырождается в групповом результате, который превышает сумму индивидуальных результатов.
Эффект группомыслия – это способ мышления, приобретаемый людьми в ситуации, когда поиск согласия становится настолько доминирующим в сплоченной группе, что начинает пересиливать реалистическую оценку возможных альтернативных действий.
Эффект конформизма – это групповое давление, в результате которого изменяется установка отдельной личности или изменение поведения или побуждений человека в результате реального или воображаемого давления группы.
Эффект моды (подражания) – это один из основных механизмов групповой интеграции, при котором в процессе группового взаимодействия члены группы вырабатывают общие эталоны, стереотипы поведения, следование которым подчеркивает и укрепляет их членство в группе.
Эффект группового фаворитизма – это тенденция каким – либо образом благоприятствовать членам своей группы, в противовес членам другой группы.
Эффект группового эгоизма – это направленность групповых интересов, целей и норм поведения против интересов, целей и норм поведения отдельных членов группы или всего общества.
Эффект «маятника» — это циклическое чередование групповых эмоциональных состояний стенического и астенического характера.
Эффект «волны» — это распространение в группе идей, целей, норм и ценностей. Волновой эффект возможен только тогда, когда новая идея отвечает потребностям и интересам людей, а не противоречит им.
Эффект «пульсара» — это изменение групповой активности в зависимости от различных стимулов.
Эффект «бумеранга» — это эффект, при котором человек, воспринимающий информацию, не признает ее содержание или вывод истинными и продолжает придерживаться ранее существовавшей установки или вырабатывает новое оценочное суждение по отношению к освещаемому событию, но это суждение или установка, как правило, оказываются противоположными той установке, которую пытались ему внушить.
Эффект «мы и они» — это чувство принадлежности к определенной группе людей (эффект «мы») и, соответственно, чувство отстраненности от других, размеживания с другими группами (эффект «они»).
ЛЕКЦИЯ № 10. Определение и характеристика социальных групп. Социальная психология: конспект лекций
ЛЕКЦИЯ № 10. Определение и характеристика социальных групп
Социальная группа – любая совокупность людей, рассматриваемая с точки зрения их общности.
Вся жизнедеятельность индивида в обществе осуществляется через разнообразные социальные группы, значительно различающиеся между собой.
Наиболее широкое понимание социальной группы связано с понятиями общности и совокупности.
Наличие общей цели делает людей способными к согласованным действиям, хотя такая согласованность существует только в определенном аспекте их поведения.
Индивиды принадлежат группе не всей своей личностью, а только теми аспектами, которые связаны с социальными ролями, выполняемыми в данной группе.
Ни один человек не может функционировать полноценно только в одной социальной группе.
Ни одна группа не может обеспечить полностью условия для самореализации личности в различных аспектах.
Социальная группа – важная форма объединения людей в процессе деятельности и общения.
Цели, общие нормы, санкции, групповые ритуалы, отношения, совместная деятельность, вещная среда и так далее – эти феномены выступают в качестве особых компонентов социальной группы, определяющих меру ее устойчивости.
Менее устойчивые социальные группы не являются основными в жизни человека, хотя он и может находиться в них продолжительное время.
Семья, школьный класс, друзья и профессиональный коллектив – наиболее значимые для личности социальные группы.
Они в силу своей устойчивости оказывают влияние на характер социального развития и социальную адаптацию субъекта.
Основные признаки социальной группы:
1) наличие интегральных психологических характеристик, таких как общественное мнение, психологический климат, групповые нормы, групповые интересы и так далее, которые формируются с возникновением и развитием группы;
2) существование основных параметров группы как единого целого: композиция и структура, групповые процессы, групповые нормы и санкции.
Композиция представляет собой совокупность характеристик членов группы, важных с точки зрения ее анализа как целого. Структура группы рассматривается с точки зрения тех функций, которые выполняют отдельные члены группы, а также с точки зрения межличностных отношений в ней.
К групповым процессам относятся динамические, т. е. меняющиеся показатели группы как социального процесса отношений;
3) способность индивидов к согласованным действиям.
Этот признак является ключевым, поскольку именно согласие обеспечивает необходимую общность, единство действий, направленных на достижение цели;
4) действие группового давления, побуждающего человека вести себя определенным образом и в соответствии с экспектациями окружающих.
Индивидуальным результатом такого давления выступает конформность как качество человека в нормативном или ненормативном варианте.
Психологи фиксируют наличие изменений во взглядах и поведении отдельных участников, обусловленных их принадлежностью к группе.
Существование большого количества различных социальных групп обусловило разработку различных типологий групп.
Основными критериями выделения типологий могут выступать: количество человек в группе, общественный статус, уровень развития и т. д.
По общественному статусу группы делятся на формальные и неформальные, по непосредственности взаимосвязей – на реальные и номинальные, по значимости – на референтные и группы членства.
Типологии выделяются по количеству человек и по уровню развития.
По количеству членов выделяют большие группы, малые группы и микрогруппы.
Состав микрогрупп включает три или два человека (соответственно, триады и диады).
В социальной психологии они обычно рассматриваются через межличностные отношения неформальной структуры.
Основными связующими факторами данных групп являются чувства дружбы, любви, симпатии, общее дело.
Большие группы изучаются с точки зрения массовидных явлений психики и интегральных психологических феноменов, возникающих в толпе, аудитории, публике.
Малая группа – такая группа, участники которой лично знают друг друга.
Все значимые в жизни человека группы – малые группы.
Ведущими факторами, объединяющими группу, выступают совместная деятельность и общая цель.
Малую группу часто обозначают как первичную, поскольку она является ближайшей средой формирования личности, влияющей на потребности, социальную активность и психологическое состояние человека.
Значимость малой группы определяется устремлениями индивида.
Если он ориентируется на нормы, ценности и мнения членов группы, то она относит себя, как с эталоном, определяющим нормы.
Группа в данном случае является источником социальных установок и ценностных ориентаций субъекта.
Ориентируясь на референтную группу, человек оценивает себя, свои поступки, образ жизни и идеалы.
Референтная группа имеет две основные социальные функции: нормативную и сравнительную.
По уровню развития выделяют группы неорганизованные или слабо организованные, с низким индексом сплоченности (ассоциации, диффузные группы) и группы высокого уровня развития (коллективы).
В ассоциации отсутствует объединяющая совместная деятельность, требующая соответствующей организации, однако есть некоторый уровень сплоченности, определяемый совместным общением индивидов.
В диффузной группе отсутствуют и сплоченность, и организация, и совместная деятельность.
Важным показателем уровня развития группы выступает ценностно-ориентационное единство, определяемое степенью совпадения позиций и оценок ее членов по отношению к общей деятельности и важным ценностям группы.
Группы рассматривают с точки зрения отношения к социуму: позитивного – просоциальные, негативного – асоциальные.
Любой коллектив является хорошо организованной просоциальной группой, поскольку ориентирован на пользу обществу.
Хорошо организованная асоциальная группа называется корпорацией.
Корпорация характеризуется обычно замкнутостью, жесткой централизацией и авторитарным управлением, противопоставлением своих узких интересов общественным.
Проблема индивидуализма и коллективизма связана с проблемой личностной автономии человека в группе.
В процессе социализации и воспитания у субъекта развивается характерологическое качество конформности либо нонконформизма.
Конформность – это зависимость человека от группы, ее влияние на принимаемые им решения.
Такая зависимость имеет разные степени выраженности – от полного подчинения индивида группе до личностной автономии.
Конформизм может проявляться не только в рамках конкретной группы, но и в рамках общества, когда его давление достигает столь высокой степени, что люди боятся проявить свою индивидуальность и меняют свой образ мыслей в соответствии с общественными стандартами.
Слабое влияние группового давления определяется как нонконформизм.
Нонконформизм не имеет ничего общего с негативизмом (конформизмом наоборот), поскольку негативизм проявляется в стремлении человека обязательно поступить вопреки правилам, и в этом смысле он зависит от групповых норм.
Нонконформист имеет свой независимый взгляд на явления окружающего мира и доверяет своему мнению.
При этом он относится с уважением и к мнениям других людей, но поступать будет в соответствии со своими представлениями о действительности.
Сосуществование и взаимодействие независимых и свободных индивидов, нонконформистов, представляет собой сложное социальное явление, которое встречается не так уж редко, поскольку чем выше уровень культуры человека, тем в большей степени он способен быть нонконформистом.
Именно нонконформисты способны реализовать в своих социальных отношениях наиболее продуктивные стратегии взаимодействия – сотрудничество и компромисс, избегая непродуктивных стратегий приспособления и соперничества.
Относительно адекватное понимание явлений окружающего мира порождает правильные суждения и выводы, которые подтверждаются социальным опытом субъекта.
А. Маслоу связывал развитие нонконформизма с такими качествами, как честность и смелость, поскольку быть готовым к независимой от окружающих позиции – это весьма нелегкое поведение, требующее мужества.
Большинство людей в той или иной мере зависят от группового давления и влияния.
Степень этой зависимости варьируется в разных ситуациях. Можно выделить объективные факторы, определяющие уровень конформности человека в группе.
Во-первых, это характеристики самого индивида, который подвергается групповому давлению: пол, возраст, национальность, интеллект, тревожность, внушаемость и т. д.
Во-вторых, это характеристики группы, которая является источником давления: величина группы, степень единодушия, наличие членов группы, которые отклоняются от общего мнения.
Третьим фактором, определяющим уровень конформности, выступают особенности взаимосвязи индивида и группы (статус, степень приверженности к группе, уровень ее референтности).
И, наконец, содержание задачи, стоящей перед индивидом и группой, не может не сказаться на уровне его конформности.
Чем больше человек заинтересован в выполнении общей задачи, тем в большей степени он будет подвержен групповому давлению.
Феномен морально-психологического климата группы возникает не сразу.
На первой стадии развития коллектива преобладает формальная структура: работники общаются в соответствии с должностным и поведенческими стереотипами, присматриваются друг к другу, подлинные чувства чаще всего скрываются, цели и методы работы совместно не обсуждаются, коллективная работа проявляется слабо.
На второй стадии происходит переоценка личностных и деловых качеств руководителя, складывается мнение о коллегах, начинается процесс формирования группировок внутри коллектива, возможна борьба за лидерство.
Разногласия обсуждаются более открыто, предпринимаются попытки улучшить взаимоотношения в коллективе.
Наконец «притирка» заканчивается, четко просматривается неформальная структура, коллектив достигает определенной степени координации действий своих членов.
Возникающая при этом групповая сплоченность может иметь позитивную, негативную либо конформистскую направленность.
В первом случае группа воспроизводит лучшие деловые и нравственные качества своих членов, люди гордятся своей принадлежностью к данному коллективу, возникающие проблемы решаются по деловому, инициативно и творчески.
Во втором случае большая часть энергии коллектива тратится на участие в конфликтах между различными группировками, неформальными и формальными лидерами, выяснениями отношений с другими подразделениями.
Производственные проблемы как бы отходят на второй план.
Конформистская направленность характеризуется чисто внешней, показной заинтересованностью сотрудников в результатах их трудовой деятельности, безразличием к коллективным усилиям.
Сфера интересов сотрудников находится вне коллектива: семья, общественно-политическая деятельность, личные проблемы и т. д.
Социально-психологический климат рабочей группы существенным образом зависит от ее структуры.
Структура коллектива, т. е. реально существующая совокупность взаимоотношений членов группы, возникающая в процессе совместной деятельности, исследуется на двух уровнях – формальном и неформальном.
Если формальная структура связана с должностным статусом членов группы, упорядоченными служебными отношениями, то неформальная структура складывается на основе отношений, обусловленных психологическими особенностями членов коллектива.
Становление неформальной структуры определяется наличием как объективных, так и субъективных факторов.
К первым можно отнести обусловленную характером и графиком работы возможность контактов между членами группы, а также оптимальный по количеству и половозрастной структуре состав группы, позволяющий удовлетворить потребность в межличностном общении.
Субъективные факторы зависят от личности руководителя, индивидуальных особенностей сотрудников. Умение сплачивать коллектив, психологическая совместимость, удовлетворенность условиями труда, своим статусом и ролью сказываются на образующихся стихийно дружеских связях, взаимных симпатиях и антипатиях.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке
Социально-психологические феномены больших социальных общностей — Студопедия
Все микросоциальные процессы в той или иной мере определяются макросоциальными процессами.Общесоциальные нормы, ценности, потребности и установки формируются на макросоциальном уровне. Эти процессы образуют психологию больших социальных групп.
Сознательно-регуляционный компонент психологии больших социальных общностей –общественное сознание, а импульсивно-регуляционный компонент –массовидные явления.
Общественное сознание – духовная сфера жизнедеятельности общества, обобщенное отражение объективных условий его существования, исторического типа общественного бытия, система духовных ориентиров и общесоциальных ценностей. Можно выделить идеологический и социально-психологический уровни общественного сознания. Социально-психологический аспект общественного сознания состоит в осмыслении и эмоциональном переживании членами общества общественных процессов и отношений, концентрирующихся в поле их сознания. Поле внимания общественного сознания организуется как устойчивыми факторами, так и случайными обстоятельствами (захваченность общественного сознания экстремальной ситуацией, политической борьбой и т.п.).
Общественное сознание нации детерминировано ее историческим прошлым, этическими социостереотипами, длительно действовавшими в истории народа условиями его существования, культурными и экономическими традициями.
Общественное сознание – система духовно-опосредствованных, социально-ценностных отношений людей к миру и самим себе, возникающих в процессе жизнедеятельности социума. Общественное сознание отражает общественное бытие, определяется им и воздействует на него.
Общественное сознание образуется совокупностью его форм – науки, соционормативной сферы (мораль, идеология, право, политика), искусства и религии. Пройдя определенные общественно-исторические этапы регионального развития, общественное сознание в настоящее время перерастает вобщечеловеческое сознание.
Разновидность общественного сознания –массовое сознание. Оно всегда уже общественного сознания, за его пределами остаются специализированные формы духовного освоения действительности (научные, этические и эстетические концепции).
Массовое сознание характеризуется фрагментарностью, противоречивостью, повышенной динамичностью и стереотипностью. Его содержание определяется массовым интересом, общедоступными ценностями. Взаимодействуя с массовой культурой, оно формирует массовые поведенческие стереотипы. Массовому сознанию соответствуют общественное мнение и общественное настроение, выступающие в качестве непосредственных регуляторов массовых форм поведения.
Общественное мнение – состояние массового сознания, вызванное отношением различных социальных слоев общества к определенным событиям. Содержание общественного мнения обусловлено обострением интереса к актуальным, дискуссионным проблемам. По структуре общественное мнение может быть монистичным (от греч. mónos – один) и плюралистичным (множественным). Возникая на различных уровнях общественного сознания (в науке, идеологии, обыденном сознании), оно может быть адекватным и неадекватным реальности, содержать реальные и иллюзорные представления.
Адекватность общественного мнения зависит от развитости в обществе демократических свобод, его политической культуры. В демократических обществах общественное мнение – постоянно действующий фактор социального управления, обеспечения его прогрессивного развития. При этом специализированные органы регулярно выявляют общественное мнение, всемерно содействуя его свободному выражению (референдумы, выборочные опросы, пилотажные зондажи).
Общественное настроение – эмоциональная характеристика состояния общественной психологии, влияющая на импульсивное поведение масс; определенное состояние чувств и умов в больших социальных группах, предпосылка социально-политических сдвигов.
По способу освоения действительности различаются научное и обыденное общественное сознание.
Устойчивая форма нормативной регуляции, основанная на прошлом опыте этноса, –обычаи. Обычаи выступают и как нормы поведения, и как форма социального контроля, они выполняют функцию освящения (сакрализации) сложившихся общественных отношений. Обычаи предшествуют государственно-правовой регуляции. Но и до сих пор они остаются одной из основных форм социальной регуляции в бытовой сфере, гражданской обрядности.
Элементы социального и культурного опыта, передаваемые из поколения в поколение в различных социальных группах, называютсятрадициями. Традиции могут быть социально положительными и косными, реакционными.
3.2. Социально-психологические феномены больших социальных общностей
Все микросоциальные процессы в той или
иной мере определяются макросоциальными
процессами. Общесоциальные нормы,
ценности, потребности и установки
формируются на макросоциальном уровне.Эти процессы образуют психологию больших
социальных групп.
Сознательно-регуляционный компонент
психологии больших социальных общностей
– общественное сознание,а
импульсивно-регуляционный компонент
– массовидные явления.
Общественное сознание– духовная
сфера жизнедеятельности общества,
обобщенное отражение объективных
условий его существования, исторического
типа общественного бытия, система
духовных ориентиров и общесоциальных
ценностей. Можно выделить идеологический
и социально-психологический уровни
общественного сознания.
Социально-психологический аспект
общественного сознания состоит в
осмыслении и эмоциональном переживании
членами общества общественных процессов
и отношений, концентрирующихся в поле
их сознания. Поле внимания общественного
сознания организуется как устойчивыми
факторами, так и случайными обстоятельствами
(захваченность общественного сознания
экстремальной ситуацией, политической
борьбой и т.п.).
Общественное сознание нации детерминировано
ее историческим прошлым, этическими
социостереотипами, длительно действовавшими
в истории народа условиями его
существования, культурными и экономическими
традициями.
Общественное сознание – система
духовно-опосредствованных,
социально-ценностных отношений людей
к миру и самим себе, возникающих в
процессе жизнедеятельности социума.Общественное сознание отражает
общественное бытие, определяется им и
воздействует на него.
Общественное сознание образуется
совокупностью его форм – науки,
соционормативной сферы (мораль, идеология,
право, политика), искусства и религии.
Пройдя определенные общественно-исторические
этапы регионального развития, общественное
сознание в настоящее время перерастает
в общечеловеческое сознание.
Разновидность общественного сознания
– массовое сознание.Оно всегда уже
общественного сознания, за его пределами
остаются специализированные формы
духовного освоения действительности
(научные, этические и эстетические
концепции).
Массовое сознание характеризуется
фрагментарностью, противоречивостью,
повышенной динамичностью и стереотипностью.
Его содержание определяется массовым
интересом, общедоступными ценностями.
Взаимодействуя с массовой культурой,
оно формирует массовые поведенческие
стереотипы. Массовому сознанию
соответствуют общественное мнение и
общественное настроение, выступающие
в качестве непосредственных регуляторов
массовых форм поведения.
Общественное мнение – состояние
массового сознания, вызванное отношением
различных социальных слоев общества к
определенным событиям.Содержание
общественного мнения обусловлено
обострением интереса к актуальным,
дискуссионным проблемам. По структуре
общественное мнение может быть монистичным
(отгреч.mónos– один) и плюралистичным (множественным).
Возникая на различных уровнях общественного
сознания (в науке, идеологии, обыденном
сознании), оно может быть адекватным и
неадекватным реальности, содержать
реальные и иллюзорные представления.
Адекватность общественного мнения
зависит от развитости в обществе
демократических свобод, его политической
культуры. В демократических обществах
общественное мнение – постоянно
действующий фактор социального
управления, обеспечения его прогрессивного
развития. При этом специализированные
органы регулярно выявляют общественное
мнение, всемерно содействуя его свободному
выражению (референдумы, выборочные
опросы, пилотажные зондажи).
Общественное настроение–
эмоциональная характеристика состояния
общественной психологии, влияющая на
импульсивное поведение масс; определенное
состояние чувств и умов в больших
социальных группах, предпосылка
социально-политических сдвигов.
По способу освоения действительности
различаются научное и обыденное
общественное сознание.
Устойчивая форма нормативной регуляции,
основанная на прошлом опыте этноса, –
обычаи.Обычаи выступают и как нормы
поведения, и как форма социального
контроля, они выполняют функцию освящения
(сакрализации) сложившихся общественных
отношений. Обычаи предшествуют
государственно-правовой регуляции. Но
и до сих пор они остаются одной из
основных форм социальной регуляции в
бытовой сфере, гражданской обрядности.
Элементы социального и культурного
опыта, передаваемые из поколения в
поколение в различных социальных
группах, называются традициями.Традиции могут быть социально
положительными и косными, реакционными.
Группа как социально-психологический феномен. Характеристики группы
Понятие социальной группы является ключевым понятием социальной психологии. Любая совокупность людей, рассматриваемая с точки зрения их общности, может обозначаться как социальная группа. Вся жизнедеятельность индивида в обществе осуществляется через разнообразные социальные группы, значительно различающиеся между собой. Семья, компания друзей, очередь в магазин, толпа на улице, публика в театре или аудитория на лекции -все это социальные группы, которые имеют мало общего. Наиболее широкое понимание социальной группы связано с понятиями общности и совокупности. Группа может изучаться с точки зрения любой общности: социальной, производственной, экономической, бытовой, возрастной, эмоциональной, целевой и т.д. Социальная группа представляет собой важную форму объединения людей в процессе деятельности и общения. Педагогика рассматривает социальную группу как относительно устойчивую совокупность людей, связанных системой отношений, регулируемых общими ценностями и нормами.
Цели, общие нормы, санкции, групповые ритуалы, отношения, совместная деятельность, вещная среда и т.д. — все эти феномены выступают в качестве особых компонентов социальной группы, определяющих меру ее устойчивости.
Менее устойчивые социальные группы не являются основными в жизни человека, хотя он и может находиться в них относительно продолжительное время. Семья, школьный класс, друзья и профессиональный коллектив — наиболее значимые для личности социальные группы. Именно они, в силу своей устойчивости, оказывают влияние на характер социального развития и социальную адаптацию субъекта. Можно выделить несколько основных признаков социальной группы. Во-первых, наличие интегральных психологических характеристик, таких как общественное мнение, психологический климат, групповые нормы, групповые интересы и т.д., которые формируются с возникновением и развитием группы. Конкретный человек не может обладать интегральной характеристикой группы, которая обусловливается особым психологическим полем, возникающим при взаимодействии индивидов.
Социальный контроль, который существует в каждой группе, безусловно, влияет на формирование и развитие интегральных психологических характеристик.
Вторым признаком социальной группы является существование основных параметров группы как единого целого. Параметр в данном случае — это показатель, характеризующий определенное свойство. Социальная группа имеет следующие параметры: композицию и структуру, групповые процессы, групповые нормы и санкции.
Композиция представляет собой совокупность характеристик членов группы, важных с точки зрения ее анализа как целого. Структура группы рассматривается с точки зрения тех функций, которые выполняют отдельные члены группы, а также с точки зрения межличностных отношений в ней. К групповым процессам относятся динамические, т. е. меняющиеся показатели группы как социального процесса отношений. Вполне понятно, что анализ групповых процессов может дать только человек, который наблюдал группу в течение определенного периода. Особое значение здесь придается психологическим и организационным процессам сплочения (лидерство и руководство), уровню развития группы как социального единства (стадии развития коллектива), процессу группового давления (конформизм), процессам изменения отношений и т.д. Любые изменения жизнедеятельности социальной группы (деятельность, общение, отношения членов группы) могут рассматриваться как групповые процессы.
Одним из основным признаков социальной группы выступает способность индивидов к согласованным действиям. Этот признак является ключевым, поскольку именно согласие обеспечивает необходимую общность, единство действий, направленных к достижению цели. Степень согласованности действий зависит от уровня развития группы, социальной ситуации, деятельности лидера или руководителя. В то же время способность действовать независимо от группы и влиять на ее решения характеризует социальную силу личности.
Психологи фиксируют наличие изменений во взглядах и поведении отдельных участников, обусловленных их принадлежностью к группе. В связи с этим выделяют следующий признак группы — действие группового давления, побуждающего человека вести себя определенным образом и в соответствии с экспектациями окружающих. Индивидуальным результатом такого давления выступает конформность как качество человека в нормативном или ненормативном варианте.
Для педагогов наиболее важным признаком группы является установление определенных отношений между ее членами. Все социальные отношения бывают двух типов: конвенциональные (формальные) и межличностные (неформальные). Эти два типа отношений сочетаются в любой социальной группе. Таким образом, группа имеет две структуры — формальную и неформальную. Изучение этих структур (особенно неформальной) дает весьма значимую информацию об особенностях данной группы.
В целом, проблема критериев и признаков групп разрабатывается в зависимости от цели исследования. В одном случае наиболее значимыми признаками выступают одни, в другом — другие. Педагогический взгляд на проблему актуализирует такие признаки, как существование параметров группы, установление определенных отношений и способность к согласованным действиям.
Конформизм как социально-психологический феномен | Статья в журнале «Молодой ученый»
Библиографическое описание:
Тураев, С. А. Конформизм как социально-психологический феномен / С. А. Тураев, М. В. Ковальчук. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 5 (295). — С. 279-281. — URL: https://moluch.ru/archive/295/67052/ (дата обращения: 12.08.2020).
Для начала следует разобраться с понятиями. Конформизм и конформность — термины весьма схожие, но разница все же есть. Многие ученые сходятся во взглядах в том, что конформизм — это социальное явление, специфическая форма поведения субъекта, когда под давлением группы, мнимым или реальным, происходит изменение поведения или мнения индивида. Данное явление может быть ситуативным или устойчивым. [2] И если в первом случае речь идет о воздействии определенных обстоятельств на выбор индивида, то во втором случае, конформизм может трансформироваться в постоянную черту личности, включенную в комплекс других ее черт, — и в этом случае речь идет именно о конформности личности. При конформном поведении человек не идентифицирует данную черту своей личности как нечто навязанное извне и на самом деле в большинстве случаев даже не имеет о ней понятия, что выражается в отсутствии внутреннего конфликта личности с конформным поведением. Конформизм же проявляется именно под воздействием группового давления, а в такой ситуации о внутренней гармонии с самим собой вряд ли может идти речь. Конформность как психологическая особенность присуща в разной степени каждому, так как она во многом способствует социализации и адаптации индивида, однако в этой статье речь пойдет именно о конформизме [1].
Итак, конформизм также принято делить на два типа:
1) Внешний конформизм
При данном типе поведение индивида изменяется исключительно внешне. Субъект вербально выражает согласие с мнением большинства, однако внутренне изменений не происходит: собственная позиция остается верной и значимой для субъекта. Можно назвать это явление социальной мимикрией.
2) Внутренний конформизм
Второй тип изменения поведения под давлением группы в действительности сопровождается изменением собственной позиции субъекта. Эти изменения могут происходить как осознанно, так и бессознательно [2].
Не стоит также отождествлять конформизм с подчинением. В случае конформизма давление исходит от группы равных индивиду по статусу, а не в качестве непосредственного приказа от абстрактного начальства, которому необходимо подчиняться [4].
Таким образом, конформизм является собственным выбором индивида, осознанным или неосознанным. Субъект сознательно или подсознательно хочет быть в согласии с группой, хочет быть похожим на ее членов, и в результате действительно становится: его действия становятся похожи на действия остальных членов группы, он принимает решения, отвечающие интересам группы и следует ее идеологии [4].
Ч. Кули определяет конформизм как «добровольное копирование общепринятых способов деятельности, отличающееся от соперничества или иных агрессивных форм подражания своей относительной пассивностью, нацеленное на то, чтобы быть как все, а не выделяться, и придающее значение всему внешнему и формальному». Несмотря на то, что данное определение выглядит несколько эмоционально-окрашенным, оно достаточно точно отражает действительность.
Стоит отметить, что конформизм в устах обывателей и некоторых ученых чаще принимает негативную окраску. Говоря о проявлениях конформизма, часто подразумевают личную слабость и пассивность индивида, его зависимость от мнения большинства. Однако в науке невозможно выдвинуть оценочное суждение в отношении какого-либо явления, в том числе и конформизма. Нельзя однозначно сказать, хорошо это или плохо.
Человек в любом случае включен в систему социальных взаимоотношений, поэтому конформизм является неотъемлемой частью нашей действительности. Как бы общественность ни поощряла активную жизненную позицию и важность отстаивания собственного мнения, система функционирования общества не подразумевает подобную возможность для всех без исключения. Без конформизма социальная адаптация не представляется возможной, поэтому, наверное, не стоит выносить суждения, не разобравшись в вопросе. Как и во всех других сферах, необходимо стремиться к балансу между независимостью и привязанностью, ведь именно в балансе рождается здоровая цельная личность.
Если рассматривать вопрос о причинах возникновения конформизма, то стоит отметить, что здесь нет конкретного ответа. С точки зрения психоанализа можно было бы сказать, что личность удовлетворяет невротическую потребность во всеобщем одобрении посредством конформизма. С точки зрения Маслоу — можно интерпретировать такое поведение как стремление к безопасности, ведь если ты как все, то тебе ничего не угрожает. Также можно предположить, что конформизм является последствием определенной стратегии воспитания, но это все теории. Были проведены многочисленные исследования феномена группового давления (самые известные, пожалуй, эксперименты С. Аша, С. Милграма, и Мухиной) [5], однако сложно организовать такой эксперимент, направленный на выявление причин формирования конформизма, не нарушая при этом принципов этики. Часто конформизм связывают с низким уровнем критичности личности и неспособностью к рефлексии и глубинному анализу.
Также, говоря о конформизме, необходимо учитывать конкретный социокультурный контекст. Логично предположить, что конформизм будет в большей степени распространен в обществах с коллективистской культурах, нежели в обществах с культурой индивидуалистической.
Существует также явление, противоположное конформизму — нонконформизм. Может показаться, что нонконформизм — это и есть то самое проявление независимости, но на самом деле это лишь обратная сторона медали. Проявления нонконформизма также продиктованы установками группы, только индивид идейно выбирает противостоять и действовать вопреки им [3]. Подобная активность с психологической точки зрения идентична проявлению конформизма, так как зависимость от мнения группы также сохраняется, лишь меняет полярность. В своих проявлениях нонконформизм схож с реактивным сопротивлением — когда в ответ на попытку ограничения свободы выбора индивида он поступает противоположно тому, чего от него ждут. В крайних случаях нонконформизм трансформируется в негативизм.
Негативизм является нормой для детей в периоды возрастных кризисов (наиболее известен подростковый негативизм), когда дети сопротивляются любому воздействия взрослых и воспринимают его как заведомо отрицательное. Для негативизма как крайней степени нонконформизма характерно предубеждение по отношению к людям и миру в целом. Негативисты уверены, что весь мир настроен против них, что все люди — враги и стремятся их подчинить, в поведении это проявляется либо отказом в выполнении просьб или заданий (если речь идет о пассивном негативизме), либо же стремлением не только отказать, но и вести себя противоположно требуемому. Негативизм зачастую носит демонстративный характер.
Рассматривая конформизм или нонконформизм как следствие группового давления, стоит отметить, что часто на стадии вхождения в группу, индивидам свойственно придерживаться конформизма, так как это более безопасная стратегия. На стадии индивидуализации же наоборот, характерен нонконформизм как преобладание значимости собственной позиции над значимостью мнения большинства [3].
Если нонконформизм не является противоположность конформизма, то что же тогда является?
Существует понятие субъектности личности. В общем смысле оно означает осознание себя как индивида, в узком же подразумевает полинезависимость, интернальный локус контроля и ответственность за собственные решения и поступки, с которыми напрямую связано самоопределение личности. Такая личность действует активно и осознанно, отстаивая субъектную позицию в различных жизненных ситуациях. Даже учитывая неотделимость здорового конформизма от социальной жизни, четкая картина собственного Я и глубинное осознание собственных мотивов не сделают личность менее адаптивной. [3] В крайней же степени обеих полярностей конформизма, когда человек теряет собственную жизненную позицию, он очень легко поддается манипуляциям со стороны. С целью минимизации негативных последствий данного социального явления необходимо дальнейшее изучение проблемы конформизма на всех уровнях межличностных коммуникаций.
Литература:
- Агадуллина Е. Р., Горемыко М. В. Роль самокатегоризации в проявлении конформного поведения // Социальная психология и общество. 2012. Том 3. № 4. С. 30–40.
- Божович Л. И. Конформизм // Культурно-историческая психология. 2008. Том 4. № 4. С. 114–116.
- Ильин В. А., Кондратьев М. Ю. Групповое давление и групповое влияние: конформизм, нонконформизм, личностное самоопределение // Социальная психология и общество. 2012. Том 3. № 1. С. 44–58.
- Левин Дж., Жданюк Б. Конформизм и подчинение // Социальная психология / Под ред. С. Москвовичи. СПб., 2007 С. 56–68.
- Панина С. И., Ершова Р. В. Проявление конформизма у старших дошкольников // Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы.
Основные термины (генерируются автоматически): конформизм, групповое давление, нонконформизм, давление группы, личность, мнение большинства, проявление конформизма, самое дело, собственная позиция, социальное явление.
«Коммуникация как социальный психологический феномен» Брату, София — Contemporary Readings in Law and Social Justice, Vol. 5, выпуск 2, 1 июля 2013 г.
РЕЗЮМЕ.
Это исследование основано на значительном объеме научных исследований, изучающих символически обобщенные коды коммуникации, когнитивное ядро научного развития, основанное на знаниях развитие социальной системы и эпистемологический статус содержания знаний. Моя статья дополняет литературу, предоставляя доказательства связи между использованием внешних устройств обработки информации, способностью обрабатывать информацию, достижениями в научном понимании памяти и созданием общих знаний и решений.
Ключевые слова: символически обобщенные коды коммуникации, информация
1. Введение
В этой статье я особенно заинтересован в изучении когнитивных привычек и наклонностей, приобретенных в результате образования, развития и использования когнитивных улучшений, социальных преимуществ эффективного когнитивного улучшения , использование изображений мозга для представления уровня мозговой активности, связанной с когнитивными процессами, и общение как социально-психологический феномен.
2. Коммуникация и социальное поведение
Белл считает, что публичные диалоги и принятие решений по социальным вопросам ориентированы на будущее. Многие люди не могут понять или исследовать реальные возможности, существующие для их индивидуальной или коллективной жизни. Люди и группы часто пытаются выбирать и действовать, чтобы создать собственное будущее, конструируя будущее. Моральные принципы часто воплощают в себе ориентацию на будущее. В повседневных жизненных ситуациях люди могут столкнуться со сложностями, которые могут подавить их способность делать простые моральные суждения.У большинства людей нет надежных методов оценки своих убеждений в будущем. При выполнении проектов и планов необходимо помнить о возможности непредвиденных и непредвиденных последствий, которые являются нежелательными.
Стоит отметить, что предсказания или прогнозы могут быть самореализующимися или самоотрицательными (акт предсказания становится причинным фактором, влияющим на точность предсказания). Точная оценка может быть одной из самых основных человеческих ценностей. Белл подчеркивает, что эволюционные процессы изменения, отбора и сохранения постоянно работают, формируя существующие человеческие ценности.Человеческие общества повсюду разделяют общие ценности. Существующие ценности не обязательно являются правильным или наиболее полезным набором ценностей для человеческого благополучия и свободы. Эпистемическая импликация — это метод объективной проверки оценочных суждений.1
O’Gorman et al. утверждают, что функции нормативного поведения2 обычно воспринимаются как само собой разумеющееся социальное явление. Люди имеют улучшенный когнитивный доступ к нормативной информации (люди лучше запоминают нормативную информацию, чем ненормативную информацию), имея склонность вспоминать нормативную социальную информацию.Усвоенные непредвиденные обстоятельства, которым способствуют лежащие в основе развитые чувствительности, порождают когнитивную предвзятость, воспринимаемая ценность не обязательно может быть фактором незнакомых норм, и люди должны стремиться подорвать нормы, которые противоречат их интересам физической подготовки3
3. Значение символического поведения
Краусс и Фуссел заявляют, что знак и символ различаются как по процессу, с помощью которого они производятся4, так и по способу их понимания. Значение символа — продукт социальной условности.В отличие от символа, знак имеет внутреннее отношение к тому, что он означает (знак и означаемая вещь являются продуктами одного и того же процесса). Чтобы понять значение, передаваемое символом, нужно предположить, что его использование было преднамеренным (знаки не требуют предположения о намерении). В качестве действия использование символа заключается в отображении символа; в силу значения символа он также представляет собой акт иного рода. Для понимания символов и знаков используются различные виды знаний (то, что мы знаем о мире, помогает нам понимать знаки).
То есть мы понимаем символическое поведение благодаря тому, что мы знаем о системе символов, и теперь станет понятно, почему общение — это, по сути, социальный процесс. …
.
Основные понятия и подходы в социальной психологии
Основные понятия и подходы в социальной психологии
Изначально основы социальной психологии были заложены под влиянием преобладающих в начале ХХ века направлений мировой психологии: психоанализа, гештальт-психологии, бихевиоризма и интеракционизма. Далее, доминирующую роль начинают играть модификации этих направлений, а также новые социально-психологические подходы (Таблица 19.1).
Таблица 19.1
Основные направления социальной психологии
Направление | Ведущие представители | Ключевые моменты |
Психоанализ и неопсихоанализ | Х. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, Г. Салливан, Э. Фромм | В основе психической жизни человека лежат бессознательные побуждения, потребности и образы, формирующиеся в раннем детстве и определяющие социальное поведение и предпочтения |
Бихевиоризм | Дж.Уотсон, Э. Торндайк, К. Халл, Б. Скиннер | Человек — совокупность двигательных и речевых реакций на внешние воздействия (раздражители). Социальные стимулы другие люди |
Гештальт-психология | М. Вертхаймер, В. Келлер, К. Коффка, К. Левина, Ф. Хайдер | Внутренняя системная организация целого (гештальт) любого ментального образования определяет свойства и функции составляющих его частей |
Символический интеракционизм | Дж.Мид, Г. Блумер | Поведение людей по отношению друг к другу и к объектам окружающего мира определяется ценностями, которые они им придают. Эти ценности, представленные символически, люди обмениваются в процессе общения и исполнения ролей |
Когнитивизм | Д. Бродбент, Р. Аткинсон, В. Ньиссер, Дж. Пиаже, Дж. Брунер, Дж. Келли, Л. Фестингер, К. Осгуд | Знания, представления, образы, ситуации и характер протекания когнитивных процессов определяют поведение людей |
Гуманистическая психология | Ф.Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс | Человек — уникальная открытая система, ориентированная на будущее. Он стремится свободно реализовать свои творческие способности, веру в себя, личностный рост в направлении своего идеала . |
В области социальной психологии небихевиоризм получил развитие в исследованиях Дж. Олпорта, У. Ламберта, Р. Бейлза, Х. Хоманса, Э. Мэйо и других. Не-бихевиористы изменили базовую формулу поведения, введя промежуточные переменные N) в традиционную формулу «стимул-реакция» ( S → N → R). В области социальной психологии представители данного направления сосредоточили внимание на групповых процессах, установках, статусах, ролях, вопросах методологии исследования.
Пример
Итак, Роберт Бейлез тщательно разработал метод наблюдения, а Гордон Олпорт — различные методы масштабирования. Элтон Мэйо стал одним из создателей индустриальной социальной психологии. По его мнению, главным в повышении эффективности трудовой деятельности человека должна быть забота о человеческих отношениях как между рабочими, так и, в частности, между рабочими и руководителями.
Теории фрустрации, агрессии, социального обмена были разработаны в рамках неоимпериализма с введением промежуточных переменных (К. Халл) и оперантного обусловливания (Б. Скиннер). С точки зрения данного направления разработаны активные методы поведенческого тренинга, позволяющие проводить тренинг, терапию и коррекцию поведения. Основная идея этого направления — армирование. Основная проблема поведенческой ориентации — обучение. Механизмы обучения в соответствии с бихевиоризмом бывают классическими (И.П. Павлов) и оперантными (Б.Скиннера) кондиционирования.
• Неофрейдисты выдвинули ряд положений, в частности, о доминирующей роли раннего детства в развитии характера (даже национального) взрослого и семейного воспитания для отбора групп и лидеров в обществе; о сведении социально-психологических и социальных связей к глубоким, бессознательным процессам; о выводимости из отношения родителей и детей модели малых и больших групп. В отличие от раннего фрейдизма, они рассматривали психические расстройства как нарушение межличностных отношений.Представители этой области разработали различные локальные модели, описывающие поведение людей; методы обучения, позволяющие корректировать поведение и взаимодействие человека с социальной средой.
• Значительным направлением в развитии социальной психологии был когнитивизм, зародились в недрах гештальт-психологии. Исходный принцип когнитивизма — рассмотрение социального поведения с точки зрения когнитивных процессов личности.Основная проблема, разрабатываемая когнитивистами, — это взаимодействие когнитивных структур, возникновение между ними отношений соответствия (несогласованности).
Пример
Особое место в когнитивной социальной психологии занимают теорий когнитивного соответствия, согласно которым основным мотивирующим фактором поведения индивида является необходимость установления соответствия и баланса его когнитивных структур. К таким теориям относятся: теория сбалансированных структур (Ф.Хайдер), коммуникативные акты (Т. Ньюкомб), теория когнитивного диссонанса (Л. Фестингер), con
.
Понимание плюралистического невежества в социальной психологии
Рассмотрение примеров плюралистического невежества, приведенных в этой публикации PsycholoGenie, не только поможет вам понять этот социально-психологический феномен, но также поможет вам понять некоторые из них.
»Быстрый факт
Термин «плюралистическое невежество» был придуман американским социальным психологом Флойдом Х. Олпортом и его учеником Дэниелом Кацем в 1931 году.
Вы когда-либо были в метро или любом другом виде общественного транспорта, если уж на то пошло, вы, должно быть, встречали много людей, которые, кажется, предпочитают замкнуться.Большинство из них либо читают газету / книгу, либо слушают музыку, либо просто ничего не делают. Как будто они предпочли бы скучать, ничего не делая, чем разговаривать с другими пассажирами, а точнее с незнакомцами. Действительно ли разговор с «незнакомыми людьми» так сложен, как мы думаем? Не совсем, но большинство людей думают, что это так. Этот пример — классический случай плюралистического невежества, когда каждый хочет говорить, но предполагает, что другие не хотят.
Что такое плюралистическое невежество?
Хотели бы вы написать нам? Что ж, мы ищем хороших писателей, которые хотят распространять информацию.Свяжитесь с нами, и мы поговорим …
Давайте работать вместе!
Плюралистическое невежество — это явление в социальной психологии, при котором большинство людей в группе отвергают норму или убеждение в частном порядке, но предполагают, хотя и ошибочно, что большинство членов группы принимают их и, таким образом, принимают их сами. Это желание соответствовать большей группе из ложного убеждения, что вы единственный, кто думает иначе.
Например, очень немногие люди привыкли к употреблению алкоголя в университетском городке.Каждый в частном порядке желает бросить пить, но продолжает делать это из страха, что в противном случае они сочтут его скучным.
Это систематическая ошибка в оценке человеком убеждений других людей в группе, приводящая к искажению убеждений всей группы. Например, многие белые южане были против концепции рабства, но они никогда не высказывались открыто о своей вере, поскольку думали, что находятся в меньшинстве. Точно так же все сожалеют о диктатуре, но чувствуют, что они единственные, кто делает это, и поэтому предпочитают молчать, а не противостоять ей.
Пример 1
В классе, объяснив, как решить сложную задачу, учитель спрашивает, есть ли у кого-нибудь вопросы, но никто из учеников не поднимает руку. Это не обязательно означает, что каждый ученик все понял. В этом случае каждого ученика заставляют поверить, что отсутствие вопросов от других учеников означает, что каждый понял, как следует решить эту конкретную проблему.Поэтому они сами воздерживаются от вопросов из опасения, что все сочтут их неразумными.
Пример 2
Вы гуляете с компанией друзей, когда один из ваших друзей делает что-то, что вам лично не нравится. Вы собираетесь противостоять ему, когда понимаете, что всем остальным в группе кажется, что его поведение устраивает, как если бы это было принятой нормой.Вы решаете ничего не говорить, так как думаете, что все над вами будут смеяться. Дело в том, что все ваши друзья находятся на той же странице, что и вы; все вы думаете, что остальная часть группы не против, и поэтому решаете промолчать.
Каким бы распространенным оно ни было, плюралистическое невежество также очень хрупко. В басне Ганса Христиана Андерсена «Новая одежда императора» два мошенника продают императору вымышленную одежду и утверждают, что те, кто не видит эту одежду, либо непригодны для своего поста, либо необычайно глупы.Таким образом, все в городе, несмотря на то, что знают, что император не носит одежды, формируют убеждение, что все, кроме него, думают, что император носит одежду и соответствует большинству. До тех пор, пока маленький мальчик из толпы не кричит, что император ничего не носит, и тогда весь город понимает, насколько они были невежественными.
Плюралистическое невежество и эффект стороннего наблюдателя
Эффект наблюдателя — это социальное явление, которое вращается вокруг того факта, что люди не делают шаг вперед, чтобы помочь жертве, когда присутствуют другие люди.Такое поведение связано с психологической концепцией, известной как распространение ответственности, согласно которой люди предполагают, что конкретная задача, в том числе помощь жертве, является чьей-то обязанностью. При этом эффект наблюдателя также связан с плюралистическим невежеством, в большей степени потому, что люди получают сигнал о том, что делать или как действовать в определенных обстоятельствах, от других.
На индивидуальном уровне плюралистическое невежество может повлиять на моральный дух человека, поскольку он продолжает верить, что он не на одном уровне с другими людьми вокруг него.Что касается общества, то оно может быть еще более пагубным, поскольку порождает норму, которая, по сути, всем не нравится; рабство, например.
,