ОБЩЕНИЕ — это… Что такое ОБЩЕНИЕ?
процесс взаимосвязи и взаимодействия обществ. субъектов (классов, групп, личностей), в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности; одно из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности.
Реальными посредниками всех форм О. являются не только результаты духовной деятельности — идеи, ценности, идеалы, чувства и настроения, но и материальные вещи — орудия и средства человеч. труда, объекты, воплощающие социальные ценности и чело-веч, опыт. В процессе О. передаётся и усваивается социальный опыт, происходит изменение структуры и сущности взаимодействующих субъектов, формируются исторически конкретные типы личностей и всё разнообразие человеч. индивидуальностей, происходит социализация личности.
Обществ. отношения и О.— взаимосвязанные, но не тождеств. понятия. К.Маркс и Ф. Энгельс в ранних работах употребляли понятие «О.» как для обозначения обществ. отношений (материальных и идеологических), так и для характеристики непосредств. межличностных отношений. В их более поздних работах термин «О.» употребляется преим. для характеристики межличностных отношений, сущность которых Маркс и Энгельс видели в «обработке людей людьми».
Обществ. отношения представляют собой прежде всего конкретно-историч. связи, способ соединения обществ. субъектов деятельности (классов, групп и индивидов, поскольку они входят в эти группы) друг с другом в процессе деятельности и в соответствии с её характером, обществ. функциями, условиями их выполнения. Они представляют собой системообразующий фактор, обеспечивающий целостность данной обществ., системы, её функционирование и развитие. О. есть непосредственно переживаемая реальность и конкретизация обществ. отношений, их персонификация, личностная форма. Общество не существует как самостоят. «лицо» наряду и вне составляющих его личностей, и обществ. отношения не существуют вне реальной жизнедеятельности и О. людей. «…Именно личное, индивидуальное отношение индивидов друг к другу, их взаимное отношение в качестве индивидов создало — и повседневно воссоздает — существующие отношения» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 3, с. 440).
О. выражает не только обществ., но и личную необходимость индивидов друг для друга в процессе обществ. воспроизводства самого человека во всём богатстве его личных способностей, потребностей, ценностей и др. характеристик. В О. осуществляется процесс формирования личности, её сознания и самосознания. К. Маркс писал: «…Человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека…» (там же, т. 23, с. 62, прим.). Другой человек, партнёр в О., вместе с тем и важнейший стимулятор собств. развития, цель и объект деятельности. Поэтому О. является условием формирования человека как социального существа, способного к совместной жизни с себе подобными. В О. индивид получает не только рациональную информацию, формирует способы мыслит. деятельности, но и посредством подражания и заимствования, сопереживания и идентификации усваивает человеч. эмоции, чувства, формы поведения.
Социально-практич. аспект О. как специфич. субъект-субъектного отношения и взаимодействия, в кром объектом деятельности для каждого человека является другой человек, проявляется не только в формировании индивидуального, но и группового, коллективного, классового субъекта деятельности. В процессе О. достигается необходимая организация и единство действий индивидов, входящих в группу, осуществляется рациональное, эмоциональное и волевое взаимодействие индивидов, формируется общность чувств. настроений, мыслей, взглядов, достигается взаимопонимание и согласованность действий, сплочённость и солидарность, характеризующие групповую и коллективную деятельность.
Принято различать прямое О. (непосредств. контакт) и косвенное О. (когда между партнёрами существует пространственно-временная дистанция). Личный контакт обладает большей силой эмоционального воздействия, внушения, в нём непосредственно действует социальнопсихологич. «механизм» заражения и подражания. Особую роль играет устная речь и т. н. паралингвистич. система информации (язык мимики и жестов), в которой закреплены определ. социальные значения. В косвенном О. осуществляется нреим. усвоение обществ. сознания посредством литры, восприятия произведений искусства, средств массовой коммуникации и т. п. Здесь О. носит преим. односторонний характер, но оно имеет большое значение для обогащения всей системы отношений личности с миром, разрывает рамки непосредств. окружения, делает индивида причастным ко всем событиям мира, к разным поколениям, странам, эпохам. Если личные контакты являются средством сплочения и консолидации сравнительно малых, «контактных», групп, то косвенное О. способствует организации и консолидации больших социальных общностей, в которых непосредств. контакты каждого с каждым практически невозможны.
О.— многогранный процесс, изучаемый философией, социологией, общей и социальной психологией, лингвистикой, педагогикой и др. науками.
Парыгин Б. Д., Основы социально-психологич. теории, М., 1971: Соковнин В. М., О природе человеч. О., Фрунзе, 19742; Методологич. проблемы социальной психологии, М., 1975; Буева Л. П., Человек: деятельность и О., М., 1978; Проблема О. в психологии, М., 1981.
Л. П. Буева.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия.
Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов.
1983.
общение — это… Что такое общение?
ОБЩЕНИЕ (с. 411)
О психологии общения, как и обо всей психологии, можно сказать словами Германа Эббингауза: она имеет давнее прошлое, но короткую историю. О социальной природе «двуногого существа без перьев» говорили еще античные мыслители — в ту давнюю пору, когда только складывались начала психологической мысли в русле философского знания. В последующие столетия многие великие умы в своих рассуждениях о природе человека не обошли вниманием и его место в кругу себе подобных. Тонкие наблюдения и меткие суждения о человеческих взаимоотношениях составляют ценную часть философского наследия прошлых веков. Афоризмы Теофраста и Сенеки, Монтеня и Ларошфуко, Шамфора и Честерфилда не только поражали современников глубиной мысли, но и предвосхитили многие направления исследований человеческого общения, развиваемые психологами в наши дни. Да и многие феномены общения, «открытые» психологами XX в., зачастую служат лишь развернутыми иллюстрациями к афористичным суждениям ученых и писателей прошлых лет.
К примеру: «Пользоваться чьими-либо благодеяниями — более верный способ привязать его к себе, чем делая ему одолжение в свою очередь. Часто вид благодетеля тяготит, вид же человека, которому оказано благодеяние, всегда приятен — в нем видят свое деяние». В 50-70-е гг. XX в. понадобились десятки социально-психологических экспериментов, чтобы выявить и обосновать эту закономерность. А французский писатель Жозеф Жубер еще более двух столетий назад вывел ее из собственных наблюдений (о том же самом говорили Бенджамин Франклин, Лев Толстой и другие). В самом деле, дабы изменить к лучшему свое мнение о ком-то, достаточно бывает сделать ему какое-то, пускай небольшое, доброе дело. Впоследствии срабатывает естественный механизм: не стали бы мы оказывать благодеяние человеку абсолютно никчемному — соответственно его привлекательность в наших глазах возрастает. Так, для преодоления предубеждения американских студентов против бездомных (а ведь признаемся себе — трудно испытывать симпатию к этим неопрятным праздношатающимся существам) некоторые из них были привлечены к эпизодическому участию в программах социальной помощи этим самым бездомным. В результате многие признались в возникновении если не симпатии, то сочувствия к тем, кто раньше вызывал у них лишь презрение.
История же психологии общения как отрасли научного знания, пожалуй, еще короче, чем история научной психологии. Ассоциативную психологию XIX в. интересовало индивидуальное сознание — фактически в его отрыве от социального взаимодействия. Интроспекционизм Вундта и Титченера преследовал ту же цель — выявление элементов сознания. Хотя основоположник экспериментальной психологии В.Вундт был не чужд и социальной проблематики. Его десятитомная «Психология народов» многими расценивается как первый шаг на пути становления социальной психологии. Правда, если вести речь непосредственно об общении, то проследить вклад Вундта, а также У.Макдугалла, автора первого собственно социально-психологического научного труда, в развитие этой проблемы было бы некоторым преувеличением. Обе работы, а также очень популярные на рубеже XIX-XX вв. труды Г.Лебона и Г.Тарда были посвящены крупным социальным общностям и проблемы межличностного взаимодействия практически не затрагивали.
Однако все последующее развитие психологической науки оказалось так или иначе «завязано» на общении. По сути дела, словосочетание «социальная психология» можно даже расценить как некую тавтологию, ибо психология не бывает асоциальна. Любые попытки рассмотреть повадки «общественного животного» в отрыве от его социальной сущности неизбежно приводили к тому, что в предмете изучения не оставалось ничего, кроме животного. Кстати, именно за это нередко — и небезосновательно! — упрекают ортодоксальных бихевиористов и фрейдистов, для которых социум выступал преимущественно как совокупность внешних стимулов либо как источник душевных травм. Новации в рамках этих направлений и были направлены главным образом на то, чтобы так или иначе учесть роль социального взаимодействия в функционировании психики. В результате, например, трансактный анализ, реально выросший из фрейдистского психоанализа (как бы его создатель Эрик Берн ни открещивался от своих корней), сосредоточился преимущественно на трансакции, то есть взаимодействии и взаимообмене — иными словами, на общении.
В качестве непосредственного предмета научного изучения общение выступило для социальной психологии, которая, по некоторым авторитетным оценкам, оформилась в самостоятельную отрасль научного знания примерно в 20-х гг. XX в. В то же время в рамках общей и особенно возрастной психологии началось изучение общения как основного механизма и инструмента социализации. Действительно, любые рассуждения о становлении личности теряют смысл без учета ее общественных связей и влияния на нее других людей. В последней четверти XX в. было даже заявлено оформление на пересечении этих отраслей новой научной дисциплины — социальной возрастной психологии.
В Европе и Америке первые попытки создания социально-психологических теорий в конце XIX — начале XX вв. связаны с именами представителей психологической школы в социологии — уже упоминавшихся Лебона, Тарда, а также С.Сигеле и Э.Дюркгейма. По установившемуся мнению, первой публикацией этого научного направления на Западе принято считать «Введение в социальную психологию» Макдугалла. Год ее выхода — 1908-й — иногда рассматривается как своеобразная точка отсчета в истории социальной психологии. Однако все упомянутые работы были преимущественно посвящены попыткам психологического толкования общественных явлений без непосредственного анализа проблемы общения.
На становление психологии общения в русле социально-психологического знания большое влияние оказали работы Г.Зиммеля и Ч.Кули. Они первые стали рассматривать личность не абстрактно, а связывая ее черты и особенности с процессами взаимодействия людей с группами и внутри групп, представляя личностные черты как своеобразную проекцию взаимоотношения человека с социальными общностями.
Личность нельзя изучать вне социального контекста, вне ее общественной среды — таков был их справедливый вывод. Кули ввел в социальную психологию термин «первичная группа», положив начало широкому спектру исследований внутригрупповых и межгрупповых отношений.
Начиная с 20-х гг. социальная психология, в частности — психология общения, становится одним из ведущих направлений в развитии психологической науки в США, Англии, Германии, Франции и Японии. Широкий размах прикладных исследований в этой области поддерживался крупнейшими промышленными корпорациями и военными ведомствами, заинтересованными в практическом использовании социально-психологических закономерностей.
В.Мёде и Ф.Оллпорт (брат более известного у нас Г.Оллпорта) положили начало исследованиям по выявлению влияния (положительного или отрицательного), которое оказывают первичные группы на своих членов в процессе выполнения какой-то деятельности. При этом интерес привлекали случаи позитивного или негативного отношения индивида к группе. Выяснилось, что общий эффект деятельности групп находится в прямой зависимости от того, «рядом» или «вместе» действовали люди, выполняя определенные задания. Было обнаружено, что Даже присутствие наблюдателей из числа авторитетных для группы лиц создавало групповую атмосферу, которая приводила к повышению производительности всей группы и отдельных ее членов (эффект фасилитации). В.Мёде приводит примеры, когда под влиянием первичной группы и авторитетных лиц пороги чувствительности к току снижались у отдельных индивидов на величину от 21 до 57%.
Значительный интерес во всем мире вызвали работы, в которых было исследовано, в какой мере межличностные взаимоотношения влияют на повышение производительности труда, сказываются на отношении к труду, отражаются на трудовой дисциплине. В ходе так называемых Хоторнских экспериментов (по названию городка Хоторн, где опыты проводились) Э.Мэйо сделал выводы, которые и легли в основу последующих работ по исследованию роли психологических факторов в современном производстве. Было выявлено, что производительность труда каждого рабочего зависит от его самочувствия в группах и соответствует чаще всего не столько возможностям рабочего, сколько системе ценностных ориентации, норм, установок, в них сложившихся, зависит не только от оплаты и условий труда, но и от характера возникших и упрочившихся неформальных отношений. Неформальная структура способна тормозить или, наоборот, обеспечивать процессы управления на уровне малых групп (подробнее см. Хоторнский эксперимент — Хоторнский эксперимент).
Вторая мировая война активизировала исследования межличностного взаимодействия. Сплоченность и боеспособность групп, устойчивость их структуры при действии сил, направленных на разрыв внутри-групповых связей, эффективность деятельности групп в зависимости от типа или стиля руководства — все это выступило в качестве предмета экспериментального изучения, активно поощрявшегося заинтересованными официальными структурами. Группы (формальные и неформальные, первичные и вторичные, референтные и пр.) стали объектом пристального внимания. Для их характеристики все чаще стал использоваться термин «малая группа». Впоследствии изучение малых групп стало ведущим направлением в социальной психологии.
Соответствующий раздел социальной психологии получил название групповой динамики. Один из крупнейших социальных психологов США Л.Фестингер отмечал, что групповая динамика возникла как ответ на вопрос, почему одни группы имеют влияние на своих членов, а другие нет. Чтобы объяснить это различие, которое может иметь широкое практическое значение, нужно было найти такие закономерности группового развития, которые не только объяснили бы этот феномен, но и позволили предсказывать способность группы влиять на своих членов в области их установок и поведения.
Одним из основателей этого направления выступил К.Левин, которого в Европе по традиции считают гештальтистски ориентированным исследователем личности и познавательных процессов, а в США — чуть ли не основателем американской социальной психологии и групповой психотерапии (и та и другая оценки, надо признать, справедливы — применительно к европейскому, потом к американскому периоду научной деятельности Левина). Развивая идеи Зиммеля, Кули, Ф.Оллпорта и др., представители групповой динамики выдвинули ряд новых идей и собрали богатый эмпирический материал.
На общее развитие групповой динамики как особой области социальной психологии США оказали влияние не только теория поля К.Левина, но и ряд других концепций, связанных с именами Я.Морено, Л.Фестингера и др.
Однако интеракция (взаимодействие) — лишь один из аспектов общения, традиционно разрабатываемых в социальной психологии. С начала 60-х не менее пристальное внимание уделяется и другому аспекту — так называемой социальной перцепции, или межличностному восприятию. Основные представители этого направления исследований — М.Аргайл, А.Меграбян, Э.Холл, Р.Бёрдуистл, чьи работы, на удивление, почти не представлены в переводе на русский язык. Впрочем, отечественному читателю их открытия известны по пересказам — прежде всего в книге А.А.Бодалева «Восприятие и понимание человека человеком», а также во множестве популярных книг, посвященных проблемам возникновения взаимной симпатии и привязанности, толкования невербальных компонентов коммуникации и т.п. А собственно коммуникация, т.е. обмен информацией (как речевой, так и внеречевой, невербальной), составляет предмет еще одного направления исследований общения.
Таким образом, в разных исследованиях акцентируется тот или иной аспект человеческого общения — перцептивный, коммуникативный или интерактивный. Нельзя не признать, что каждый по-своему важен. Однако еще четверть века назад Г.М.Андреевой было высказано справедливое замечание, что расчленение общения на эти три сферы, а тем более акцентирование лишь какой-то одной из них вряд ли оправданно, поскольку общение практически выступает как совокупность этих компонентов. В настоящее время многие психологи, изучающие общение, придерживаются именно такого подхода.
Совсем иное направление исследований общения рассматривает этот феномен как важнейший фактор психического и социального развития человека. Общепризнано, что только в контакте со взрослыми людьми возможны усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества и реализация ими прирожденной возможности стать представителями человеческого рода.
Одним из первых начал разработку проблем генезиса общения известный английский психолог Дж.Боулби. Сразу же после Второй мировой войны вышли его труды, привлекшие пристальное внимание общественности (по прошествии почти полувека и российские читатели получили наконец возможность ознакомиться с одной из его работ). Боулби, как и близкие к нему по своим позициям Рене Спитц и Анна Фрейд, подчеркивали первостепенное значение отношений с матерью для правильного психического развития маленького ребенка. Недостаток общения с нею, писали эти ученые, ставит под угрозу саму жизнь ребенка, препятствует его физическому и психическому развитию. Дефицит общения в раннем возрасте накладывает роковую печать на последующую судьбу личности, определяя формирование у нее агрессивности, антиобщественных наклонностей и душевной опустошенности.
Несколько позднее интерес к исследованию генезиса общения проявили психологи США. В рамках теории социального научения ими начиная с 50-х гг. выполнено множество работ, направленных на анализ контактов ребенка со взрослыми и с другими детьми на разных этапах детства. В целом большинство таких исследований в Америке выполнено в бихевиоральной парадигме: общение ребенка с матерью или со сверстниками получает в них истолкование как разновидность явлений, подчиняющихся закону «стимул — реакция».
В нашей стране долгие годы господствовало представление о человеке как «совокупности общественных отношений».. Кстати, трактовка эта хоть и несколько односторонняя, но вовсе не вздорная, хотя и принадлежит вышедшим из моды классикам. С нею вполне согласовывалась основная линия исследований общения, выполнявшихся в отечественной психологии в советский период ее развития.
Так, согласно взглядам Л.С.Выготского, все высшие психические функции человека первоначально формируются как внешние, то есть такие, в реализации которых участвуют не один, а минимум два субъекта. И лишь постепенно посредством интериоризации они становятся внутренними. Разработка взглядов Выготского его последователями (А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин и др.) привела к созданию концепции детского развития как присвоения ребенком общественно-исторического опыта в процессе взаимодействия с его носителями — взрослыми.
В начале 60-х гг. в СССР развернулось широкое исследование генезиса общения. Советские психологи при этом опирались на традиции изучения взаимодействия детей с окружающими взрослыми, заложенными еще в первой половине XX в. выдающимися русскими педиатрами, физиологами и педагогами. Среди них прежде всего необходимо упомянуть видного ученого и организатора общественного воспитания Н.М.Щелованова и его коллег и учеников Н.М.Аксарину, М.Ю.Кистяковскую, Р.В.Тонкову-Ямпольскую. Созданная Щеловановым школа изучения нормальной физиологии раннего детства существует по сей день. Но в дополнение к ней по инициативе А.В.Запорожца было предпринято уже собственно психологическое исследование генезиса общения у детей первых лет жизни. В этой работе принял участие научный коллектив, возглавлявшийся М.И.Лисиной. Исследования поведения детей младенческого и раннего возраста позволили Лисиной выделить специфические формы общения ребенка со взрослыми и на этом основании разработать детальную периодизацию возрастного развития. Лисина установила, что каждая из форм общения характерна для определенной «микрофазы» психического развития и обусловливает возникновение конкретных психических новообразований. Лисина одной из первых в нашей стране провела систематическое исследование мотивов и средств общения детей. По ее мнению, вступление в общение определяется потребностью в самопознании, которая удовлетворяется через познание других людей и с их помощью. При этом ребенок не просто воспринимает воздействия, исходящие от окружающих, но и преломляет их через призму своих способностей и возможностей. На этом основании Лисина сформулировала практические рекомендации по воспитанию ребенка в семье и в детских учреждениях, основанные на раскрытии способов повышения эффективности общения со взрослыми и сверстниками как решающего фактора психического развития. Данная работа, опубликованная почти 20 лет назад, по сей день остается непревзойденным образцом научного исследования общения в детском возрасте.
Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо.
С.С. Степанов.
2005.
ОБЩЕНИЕ — это… Что такое ОБЩЕНИЕ?
общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное О.) и группами (межгрупповое О.), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию… … Большая психологическая энциклопедия
ОБЩЕНИЕ — процесс взаимосвязи и взаимодействия обществ. субъектов (классов, групп, личностей), в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности; одно из необходимых … Философская энциклопедия
общение — См … Словарь синонимов
Общение — с Богом, с братьями и сестрами по вере самое главное в жизни христианина. Человек был создан для жизни в общении с Богом. Однако их отношения были нарушены непослушанием человека. Иисус пришел восстановить их, Своей смертью искупив грех,… … Подробный словарь библейских имен
Общение — взаимодействие индивидов или социальных групп: состоящее в непосредственном обмене деятельностью, навыками, умениями, опытом, информацией; и удовлетворяющее потребности человека в контактах с другими людьми. По английски: Intercourse См. также:… … Финансовый словарь
Общение — взаимодействие двух или более субъектов, состоящее в обмене между ними сообщениями, имеющими предметный и эмоциональный аспекты. Общение основано на реализации особой потребности в контакте с другими субъектами, об удовлетворении которой… … Психологический словарь
ОБЩЕНИЕ — ОБЩЕНИЕ, общения, мн. нет, ср. (книжн.). Взаимные сношения, связь. Тесное общение. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ОБЩЕНИЕ — понятие, описывающее взаимодействие между людьми (субъект субъектное отношение) и характеризующее базовую потребность человека быть включенным в социум и культуру. Иногда термин «О.» используется и для характеристики взаимодействий между… … Новейший философский словарь
ОБЩЕНИЕ — Без многого может обходиться человек, но только не без человека. Людвиг Берне Единственная известная мне роскошь это роскошь человеческого общения. Антуан де Сент Экзюпери Достаточно оказаться с кем нибудь в лифте, чтобы убедиться, как мало люди… … Сводная энциклопедия афоризмов
ОБЩЕНИЕ — англ. intercourse; нем. Verkehr. Взаимодействие индивидов или соц. групп, состоящее в непосредственном обмене деятельностью, навыками, умениями, опытом, информацией, удовлетворяющее потребности человека в контактах с другими людьми. см.… … Энциклопедия социологии
Значение слова «общение» в 13 словарях
♦ взаимные сношения
А. Общение среди людей Божиих:
Быт 2:18
1. Основа для такого общения
♦ общение с Богом:
1Ин 1:3,7
♦ присутствие Христа:
Мф 18:20
♦ Слово Божие:
Деян 2:42
2. Выражение такого общения
♦ молитва Христа за него:
Ин 17:20-23
♦ воспето псалмопевцами:
Пс 132:1-3
♦ взаимное служение:
Деян 2:44,45; Деян 4:32-35
♦ единодушная молитва:
Деян 1:14; Деян 4:24–31; Рим 15:30-32
♦ символизировано в Тайной Вечере:
Деян 2:46,47; 1Кор 10:16,17
♦ среди лидеров церкви:
Гал 2:9
3. Заповеди об общении
♦ быть преданными друг другу:
Рим 12:10
♦ жить в согласии друг с другом:
Рим 12:16; 1Пет 3:8
♦ принимать друг друга:
Рим 15:7
♦ наставлять друг друга:
Рим 15:14
♦ использовать свои дары друг для друга:
1Кор 12:7; 1Пет 4:10
♦ делиться друг с другом:
2Кор 8:7,13-15
♦ приветствовать друг друга:
2Кор 13:12
♦ служить друг другу любовью:
Гал 5:13
♦ носить бремена друг друга:
Гал 6:2
♦ быть добрыми друг к другу:
Еф 4:32; 1Фес 5:15
♦ прощать друг друга:
Еф 4:32
♦ заботиться друг о друге:
Флп 2:3,4
♦ снисходить друг ко другу:
Кол 3:13
♦ любить друг друга:
Кол 3:14; 1Ин 4:11,12
♦ вразумлять друг друга:
Кол 3:16
♦ увещевать друг друга:
1Фес 5:11; Евр 10:25
♦ жить в мире друг с другом:
1Фес 5:13
♦ поощрять друг друга к добрым делам:
Евр 10:24
♦ исповедовать грехи друг другу:
Иак 5:16
♦ молиться друг за друга:
Иак 5:16
♦ быть гостеприимными друг ко другу:
1Пет 4:9
4. Мы не должны общаться с грешниками:
1Кор 5:1,2; 2Кор 6:14–16; Еф 5:5–7,11
Б. Общение с Богом
1. Общение с триединым Богом
♦ с Богом Отцом:
1Ин 1:3
♦ с Богом Сыном:
Ин 15:3,4; 1Кор 1:9
♦ с Богом Святым Духом:
2Кор 13:13; Флп 2:1
2. Углублять это общение
♦ желать его:
Пс 41:2; Пс 62:2
♦ верить в Иисуса, Сына Божия:
1Ин 1:2,3
♦ размышлять над Божиим Словом:
Пс 1:2; Пс 118:10-15
♦ молиться Богу:
Мк 1:35; Лк 5:16
♦ помышлять о достойном:
Флп 4:8,9
♦ жить святой жизнью:
Пс 14:1–5; 2Кор 6:14-18
♦ принимать участие в таинстве хлебопреломления:
1Кор 10:16; 1Кор 11:23-26
3. Примеры такого общения
♦ Енох:
Быт 5:22-24
♦ Ной:
Быт 6:9
♦ Авраам:
Быт 18:17-19
♦ Иаков:
Быт 48:15
♦ Моисей:
Исх 33:1
♦ Давид:
Пс 22
♦ Иисус:
Мф 26:39-42
♦ Павел:
Деян 22:17–21; 2Кор 12:1-4
Определение общения (стр. 1 из 2)
Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом.
В общении можно выделить ряд аспектов : содержание, цель и средства. Рассмотрим их подробнее.
Содержание общения – информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являются люди.
Цель общения – отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?». Здесь имеет место тот же принцип, что уже упоминался в пункте о содержании общения. У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными я являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.
Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации – это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.
Процесс общения (коммуникации)
Во-первых, он состоит непосредственно из самого акта общения, коммуникации , в котором участвуют сами коммуниканты, общающиеся . Причем в нормальном случае их должно быть не менее двух. Во-вторых, коммуниканты должны совершать само действие, которое мы и называем общением , т.е. делать нечто (говорить, жестикулировать, позволять «считывать» со своих лиц определенное выражение, свидетельствующее, например, об эмоциях, переживаемых в связи с тем, что сообщается). В-третьих, необходимо, далее определить в каждом конкретном коммуникативном акте канал связи. При разговоре по телефону таким каналом являются органы речи и слуха; в таком случае говорят об аудио-вербальном (слухо-словесном) канале, проще — о слуховом канале. Форма и содержание письма воспринимаются по зрительному (визуально-вербальному) каналу. Рукопожатие — способ передачи дружеского приветствия по кинестико -тактильному (двигательно — осязательному) каналу. Если же мы по костюму узнаем, что наш собеседник, допустим, узбек, то сообщение о его национальной принадлежности пришло к нам по визуальному каналу (зрительному) , но не по визуально-вербальному, поскольку словесно (вербально) никто ничего не сообщал.
Структура общения
К структуре общения можно подойти по-разному, в данном случае будет охарактеризована структура путем выделения в общении трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.
Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями). Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.
Употребление этих терминов условно, иногда в более-менее аналогичном смысле употребляют и другие: в общении выделяют три функции – информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная.
Рассмотрим эти три стороны общения поподробнее.
3 – а) Коммуникативная сторона общения.
Во время акта общения имеет место не просто движение информации, а взаимная передача закодированных сведений между двумя индивидами – субъектами общения. Следовательно, схематично коммуникация может быть изображена так: S S. Следовательно, имеет место обмен информацией. Но люди при этом не просто обмениваются значениями, они стремятся при этом выработать общий смысл. А это возможно лишь в том случае, если информация не только принята, но и осмыслена.
Коммуникативное взаимодействие возможно только в том случае, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор) и человек, принимающий ее (реципиент) обладают сходной системой кодификации и декодификации информации. Т.е. «все должны говорить на одном языке».
В условиях человеческой коммуникации могут возникать коммуникативные барьеры. Они носят социальный или психологический характер.
Сама по себе исходящая от коммуникатора информация может быть побудительной (приказ, совет, просьба – рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-либо действие) и констатирующей (сообщение – имеет место в различных образовательных системах).
3 – б) Средства коммуникации.
Для передача любая информация должна быть соответствующим образом закодирована, т.е. она возможна лишь посредством использования знаковых систем. Самое простое деление коммуникации – на вербальную и невербальную, использующие разные знаковые системы. Вербальная использует в качестве таковой человеческую речь. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации посредством речи менее всего теряется смысл сообщения. Можно обозначить психологические компоненты вербальной коммуникации – «говорение» и «слушание» «Говорящий» сначала имеет определенный замысел относительно сообщения, потом он воплощает его в систему знаков. Для «слушающего» смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием.
Модель коммуникативного процесса Лассуэлла включает пять элементов:
КТО? (передает сообщение) – Коммуникатор
ЧТО? (передается) – Сообщение (текст)
КАК? (осуществляется передача) – Канал
КОМУ? (направлено сообщение) – Аудитория
С КАКИМ ЭФФЕКТОМ? – Эффективность.
Можно выделить три позиции коммуникатора во время коммуникативного процесса: открытая (открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения) , отстраненная (держится подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения) и закрытая (умалчивает о своей точке зрения, скрывает ее).
Невербальная коммуникация. Выделяют четыре группы невербальных средств общения:
1) Экстра- и паралингвистические (различные околоречевые добавки, придающие общению определенную смысловую окраску – тип речи, интонирование, паузы, смех, покашливание и т.д.)
2) Оптико – кинетические (это то, что человек «прочитывает» на расстоянии – жесты, мимика, пантомимика)
Жест – это движение рук или кистей рук, они классифицируются на основе функций, которые выполняют: — коммуникативные (заменяющие речь) — описательные (их смысл понятен только при словах) — жесты, выражающие отношение к людям, состояние человека.
Мимика – это движение мышц лица.
Пантомимика – совокупность жестов, мимики и положения тела в пространстве.
3) Проксемика (организация пространства и времени коммуникативного процесса)
В психологии выделяют четыре дистанции общения: — интимная (от 0 до 0,5 метра). На ней общаются люди, связанные, как правило, близкими доверительными отношениями. Информация передается тихим и спокойным голосом. Многое передается с помощью жестов, взглядов, мимики. — Межличностная (от 0,5 до 1,2 метра). На ней осуществляется общение между друзьями). — Официально-деловая или социальная (от 1,2 до 3,7 метра). Используется для делового общения, причем чем больше расстояние между партнерами, тем более официальны их отношения. — Публичная (более 3,7 метров). Характеризуется выступлением перед аудиторией. При таком общении человек должен следить за речью, за правильностью построения фраз.
4) Визуальный контакт. Визуалика, или контакт глаз. Установлено, что обычно общающиеся смотрят в глаза друг другу не более 10 секунд.
3 – в) Интерактивная сторона общения. Это характеристика тех компонентов общения, которые связаны со взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Есть два типа взаимодействий – кооперация и конкуренция. Кооперативное взаимодействие означает Координацию сил участников. Кооперация является необходимым элементом совместной деятельности, пораждается самой ее природой.
Конкуренция – одной из наиболее ярких ее форм является конфликт.
3 — г) Перцептивная сторона общения – это процесс восприятия и понимания людьми друг друга.
Все три стороны общения тесно переплетаются между собой, органически дополняют друг друга и составляют процесс общения в целом.
Виды общения
В зависимости от содержания, целей и средств общение можно поделить на несколько видов.
1. По содержанию оно может быть:
1.1 Материальное (обмен предметами и продуктами деятельности)
1.2 Когнитивное (обмен знаниями)
1.3 Кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями)
1.4 Мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями)
1.5 Деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками)
2. По целям общение делиться на:
2.1 Биологическое (необходимое для поддержания, сохранения и развития организма)
2.2 Социальное (преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида)
3. По средствам общение может быть:
3.1 Непосредственное (Осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу – руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.)
3.2 Опосредованное (связанное с использованием специальных средств и орудий)
Общение — что это такое в психологии, его функции, виды, формы и уровни
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Сложно представить день человека без хотя бы какого-то вида общения.
Ведь это не только нужно для решения вопросов, достижения целей, но и для удовлетворения потребности человека как разумного существа.
Но что такое общение: простой обмен слов, или более сложный аспект в нашей жизни? Умение поддержать беседу – это талант, который имеют некоторые люди, или его можно развивать? Насколько важно говорить с людьми, или можно без этого обойтись? Давайте разбираться.
Общение — это…
Общение – это связь между людьми, во время которой появляется психологический контакт. Он проявляется во взаимовлиянии, -понимании, -переживании, и в обмене информацией, мыслями, идеями, эмоциями.
В современном мире значительно увеличились масштабы данных, которые нужно срочно передать кому-то. Поэтому возрастает интенсивность и важность общения, а вместе с этим – и способы для воплощения (мессенджеры, видеозвонки и т.д.).
Общение в психологии – это 3 важных аспекта, которые переплетаются между собой:
- Цель – это причина, из-за которой возникает контакт и передача информации. Животные, которые тоже общаются, могут передавать сигнал тревоги, чтобы предупредить, что где-то рядом есть опасность. Или для примитивного привлечения полового партнёра.Таким образом, удовлетворяют свои биологические потребности. Что касается человека, то коммуникации могут быть культурными, социальными, эстетическими, творческими, познавательными — для роста и развития личности.
- Содержание – это данные, которые передаются во время коммуникации. В животном мире это, например, информация о том, что рядом есть еда.
У людей же объект разговора может быть самым разным. Может включать в себя навык или опыт, чувства, которые передают друг другу.
- Средства – это способ передачи информации. Поскольку общение – это не только слова и использование языка (что это такое?), письменности.Сигналы можно передавать и с помощью запахов, визуального компонента, или прикасаясь к другому человеку.
Функции общения
Хотя мы и понимаем важность взаимосвязи с другими людьми, но не всегда удаётся уловить все функции общения. Учёный-психолог В.Н.Панферов выделял 6 основных пунктов:
- коммуникативная – взаимодействие людей на разных уровнях – от индивидуального до общественного;
- когнитивная – понимание переданной информации;
- информационная – обмен данными между друг другом;
- креативная – формирование новых связей между людьми, их развитие;
- конативная – руководство и исполнение ролей по отношению друг к другу;
- эмотивная – эмоциональный контакт между людьми.
В других источниках можно увидеть классификацию на 4 функции:
- синдикативная – объединение людей;
- инструментальная – передача информации, способ управления обществом;
- трансляционная – передача сужденный, оценок, способов деятельности;
- самовыражение – возможность показать и представить себя другим, для взаимопонимания.
Или более краткое и обобщённое разделение:
- социализация – образование навыков взаимодействия в социуме (что это такое?); усвоение правил и норм;
- контроль общества – организация поведения и работы людей;
- экспрессивная функция – понимание эмоций, чувств, переживаний других.
Формы общения
Характеризуя общение, формы выступают его важной чертой и описанием. Они зависят от цели и содержания коммуникации. Можно выделить большое количество форм, которые дополняют друг друга, и свиваются между собой.
Но есть более типичные и встречаемые варианты:
- Функционально-ролевое – это общение, во время которого люди занимают конкретные социальные роли (что это такое?). Например: водитель – пассажир, преподаватель – студент, руководитель – подчинённый.
- Неформальное общение – это коммуникация между людьми в неофициальной атмосфере. Самый простой пример – общение родственников, друзей, влюблённой пары или супругов, соседей. Также может быть и между коллегами по работе, когда они вышли вместе на обед и свободно разговаривают на различные темы.
- Анонимное – обмен информацией между людьми, которые вступают в случайное общение. При этом не идентифицирую себя, или предоставляют небольшое количество данных (имя, свою профессию). Эти незнакомые могли пересечься и разговориться в общественном транспорте, на выставке картин, в лифте, в кинотеатре, в антикафе.Они вступают в диалог, который образовался случайным образом — безликие друг перед другом. А потом короткая взаимосвязь разрывается.
На сегодняшний день функциональное и анонимное общение встречается более часто. Причиной служит постоянный переезд людей в новые города; масштабное развитие сфер обслуживания; проведение различных лекций, вебинаров (что это такое?), фестивалей.
Виды и уровни общения
Если более точно характеризовать формы, то получим такое понятие, как «виды общения». Такая классификация описывает взаимосвязь, придавая ей яркие и специфические черты:
- Примитивное – когда люди смотрят на собеседника как на объект, на которого вешают ярлык «можно использовать / не нужен». И в соответствии с этим пробуют наладить отношения, или же уходят от диалога, избегают его.
- Формально-ролевое – когда установлен способ общения, его суть и содержание. Важную роль играет социальная функция человека в том или ином коллективе.
- «Контакт масок» — используется привычное лицемерие (что это?), неискренность или просто вежливость без желания понять собеседника. Связь образуется исключительно на поверхностном и формальном уровне.
- Деловое – во время беседы акцентируют внимание на деле, вопросе. Но при этом могут и обращать на некоторые черты партнёра, учитывать характер. Всё для того, чтобы достичь поставленной цели.
- Манипуляторное – используются разные методы, как получить от собеседника выгоду (показное безразличие, ложная спешка, заявление об авторитетности).
- Светское – люди высказывают не свою настоящую точку зрения, а просто говорят ни о чём. Как правило, цель такой болтовни – в знакомстве с выгодными людьми, показать себя другим.
- Духовное – когда собеседники хорошо знают личности друг друга. При общении учитывают интересы, предпочтения, могут предположить реакции на слова.
Виды дают более разнообразную характеристику общения. Уровни же описывают отношение людей в рамках коммуникации. Исследователь В.Н.Сагатовский выделяет:
- Уровень манипуляции – отношение и обращение с людьми, как с объектом для достижения поставленной цели.
- Уровень «рефлексивной игры» — человек в диалоге понимает, что оба имею планы друг на друга. Но пытаются показать, что у них просто обычное общение без подводных камней.
- Уровень правового общения – поведение собеседников согласовывается, учитывая конкретные правила и нормы.
- Уровень нравственного общения – взаимосвязь возникает на основе единения внутренних качеств.
Искусство коммуникации
Многим кажется, что грамотно вести беседу – это сложная задача, которая подвластна только некоторым. Кто-то может стесняться других людей, или не знать, как продолжить разговор.
Но если хотите наладить общение, психология поможет улучшить навыки (что это?).
Чуткость
Умение чувствовать эмоциональное состояние собеседника – очень важно при разговоре. В этом может помочь не только развитая эмпатия (что это такое?), а и постоянное наблюдение, изучения людей.
Наблюдательность
Отдельно стоит выделить восприятие человека с его манерой поведения, мимикой, позицией в жизни. Это даст нам понятие, в каком стиле разговаривать, чтобы общение было приятным обеим сторонам.
Память
Если будем помнить большинство из того, что нам рассказал человек, то можем на это ссылаться, упоминать при следующей беседе. Таким образом покажем, что интересуемся им – это значительно сближает.
Широкий кругозор
Когда собеседник рассказывает о теме, от которой вы совсем далеки, то можно послушать и узнать что-то новое. Вместо того чтобы его останавливать и показывать своё отсутствие интереса.
В дополнение стоит изучать разные области, чтобы иметь возможность поддержать разговор с людьми из разного общества.
Постоянная тренировка
Общение – это не только врождённый навык. Люди, которые постоянно формируют взаимосвязь с большим количеством малознакомых людей, улучшают своё умение.
Им будет значительно легче поддерживать случайную беседу, чем тем, кто связан только с родственниками. Поэтому нужно тренироваться и заводить разговор с кем-то на улице, в кафе, на курсах.
Автор статьи: Марина Домасенко
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Использую для заработка
Рубрика: ЧАстые ВОпросы
Понятие и виды общения в психологии
Понятие общения обозначает сложный и многосторонний процесс коммуникационного взаимодействия индивидов, который имеет зависимость от множества обстоятельств. Результативность общения бывает эффективной, малоэффективной или абсолютно неэффективной. Общение бывает разных видов, форм и имеет специфические способы и методы. Любой вид коммуникаций тесно взаимосвязан между собой и характеризуется неотделимостью от других.
Для эффективности коммуникаций нужно соблюдать три обязательных критерия. Первый критерий коммуникативного взаимодействия предполагает то, что как минимум двое индивидов должны принимать участие в общении. Другими словами любые коммуникационные взаимодействия предполагают наличие субъекта, передающего информацию, и адресата. Вторым непреложным условием является наличие общего предмета или темы разговора. Третье условие заключается в необходимости общности (одинаковости) языковой системы, которой владеют два субъекта коммуникаций.
Понятие и виды общения
Понятие общения в психологии обозначает форму деятельности, реализуемой между индивидами, которые являются равноправными партнерами по коммуникациям, приводящей к появлению психического взаимодействия.
Понятие общения предполагает обмен сообщениями, восприятии и понимании товарищами по разговору друг друга. Субъектами коммуникаций являются люди. Хотя общение и характерно для всех живых существ, однако только лишь на уровне индивида коммуникационный процесс является осознанным, т.е. связанным речевыми и невербальными актами. Субъект, транслирующий информацию, имеет название коммуникатор, а получающий ее называется реципиентом.
В коммуникативных взаимодействиях можно выделить целый ряд аспектов: суть, задача, средства. Суть коммуникаций лежит в сведениях, которые при межличностных контактах передаются от одной живой сущности другой. Такие сведения могут транслировать информацию об эмоциональном настрое, об условиях внешней среды.
Задача общения должна отвечать на вопрос – с какой целью существо вступает в процесс общения. Такие цели могут быть довольно разнообразными и представлять собой инструменты удовлетворения социокультурных, созидательных, когнитивных, эстетических, нравственных и других потребностей.
Инструментами общения являются способы шифрования, трансляции, преобразования и декодирования сообщений, которые передаются в ходе коммуникационных взаимодействий от одного создания другому. Шифровка сообщений – это так называемый прием передачи данных. Информация между индивидами передается при помощи речи, органов чувств и других систем знаков, письменности, технических механизмов записи и сохранения данных.
К коммуникационным взаимодействиям относят такие виды общения, как терапевтическое, межличностное, прямое и опосредованное, групповое и межгрупповое, массовое, интимное и криминогенное, доверительное и конфликтное, деловое и личное, ненасильственное.
Понятие педагогического общения
Под педагогическим общением подразумевают специфическое межличностное отношение педагога и ученика, которое опосредует усвоение знаний и развитие личности при помощи учебно-воспитательной деятельности.
Понятие общения в психологии изображается в качестве обоюдно направленных поступков субъектов педагогической деятельности, реализуемое знаковыми инструментами, имеющее направленность на существенные трансформации качеств, состояний, поступков и личностно-содержательных формирований партнеров. Коммуникативное взаимодействие является неразделимым элементом педагогической деятельности, поскольку невозможно достижение установленных целей учебы и воспитательного процесса вне общения.
Стержневая цель педагогической коммуникации лежит в трансляции социальной компетенции и профессиональных сведений, умений, навыков, опыта от преподавателя обучающимся субъектам. Вместе с этим она заключается и в обмене личностными смысловыми нагрузками, имеющими связь с изучаемыми явлениями, объектами, предметами и в целом жизненной средой.
Кроме информационной функции педагогических коммуникаций, выделяют и другие, например, контактную, побудительную и эмотивную.
Контактная функция предполагает установление взаимосвязи в качестве состояния двусторонней готовности к получению и трансляции учебной информации, поддержания взаимосвязанности в форме постоянного обоюдно направленного ориентирования.
Побудительная функция лежит в стимуляции активности обучающегося индивида, которая направляет его на исполнении необходимых учебных действий.
Эмотивная функция отображается в побуждении в ученике требуемых эмоциональных переживаний – так называемый обмен эмоциями, а также в изменении посредством него личных переживаний и настроений.
Высшей ценностью педагогических коммуникаций считается индивидуальность педагога, учителя и обучающихся индивидов.
Понятие этика общения
Для того чтобы понять, что подразумевает под собой термин «этика общения», нужно рассмотреть отдельно основные понятия «общение» и «этика».
Коммуникативное взаимодействие в узком смысле – это взаимодействие индивидов посредством вербальных и невербальных инструментов коммуникаций. А этика представляет собой дисциплину, изучающую нравственность и мораль. Поэтому этика общения являет собой нравственный, морально-этический анализ ценностей общения, его особенностей (добродетелей и пороков), и техник. Такой анализ пронизывает все многообразие феноменов общения. Одновременно с этим этика общения рассматривает и оценивает процессуальную сторону коммуникаций, т.е. она рассматривает искусство общения, основываясь на морально-этическом опыте и ценностно-нравственных ориентирах.
Этика общения в узком смысле представляет собой совокупность определенных практических приемов, правил и норм (в основном, морально-нравственных) общения. Она охватывает изучение проблем коммуникаций, как с точки зрения существующего, так и с позиции должного.
Этика коммуникативного взаимодействия призвана не только исследовать процессы общения с позиций концепций, но и обучать общению, влиять на истинные процессы коммуникаций через создание новых нормативных элементов. Она призвана выполнять разнообразные функции. Среди таких функций выделяют синтезирующую и императивно-формирующую. Первая функция заключается в синтезе морального опыта в сфере коммуникаций, вторая – аргументирует выбор гуманистических ценностно-моральных ориентиров и обосновывает необходимость следования им.
Этика общения обучает тому, как нужно правильно взаимодействовать в сфере коммуникативных взаимоотношений, и как не следует общаться. Целью этики являются не знания в общем смысле, а поступки, поведение. И этику человеку следует изучать для того чтобы сделаться добродетельным.
Понятие общения и коммуникации с точки зрения этики – это привитие индивиду культуры речи и морально-нравственных норм поведения, добродетели и ценностных ориентиров, которые приняты в конкретном социуме или обусловлены национальностью, местом жительства. Понятие речевого общения в этике сводится к процессу установления и дальнейшему следованию культурному целенаправленному, прямому или опосредованному контакту между индивидами при помощи языковых систем.
Понятие и функции общения
Понятие речевого общения сегодня рассматривается в качестве некого определенного аспекта жизнедеятельности. Общение играет роль одного из стержневых условий, при котором происходит проявление и раскрытие наилучших черт личности, образование и развитие ее сознания, формирование самосознания. Рефлексируя, поддавая анализу отношение окружающего социума к собственной особе, общаясь с окружающими, индивид выявляет потребность в самосовершенствовании, которую осуществляет в ходе самовоспитания.
Выделяют стержневые функции коммуникаций: эмотивную, функцию понимания, координационную, побудительную, функцию установления взаимоотношений и оказания влияния.
Эмотивная функция прослеживается в возбуждении в собеседнике необходимых эмоциональных настроений, а также трансформации собственных переживаний с его помощью.
Информационная – охватывает обмен данными, мировоззрениями, позициями, планами, решениями и др.
Контактная – проявляется в становлении контактов в качестве обоюдной готовности к приобретению и трансляции сведений, поддержании взаимодействия в виде устойчивого обоюдного ориентирования.
Функция понимания охватывает адекватное восприятие, осознание сути сообщения и обоюдное понимание замыслов, целей, намерений, переживаний, установок.
Координационная функция демонстрируется в обоюдно направленном ориентировании, координированности и гармоничности действий, поступков в процессе совместного взаимодействия.
Побудительная – выражается в стимуляции активности собеседника с целью придания ему направления на исполнение определенных действий.
Функция установления отношений выражается в постижении и фиксации собственной персональной позиции в системах ролевых, деловых, статусных и прочих взаимосвязей социальных групп, в которых взаимодействует субъект.
Функция оказания влияния проявляется в трансформации настроя, поведения, состояний, личностных и смысловых образований собеседника.
Культура общения — понятие
Для того чтобы понять, что подразумевает под собой термин «культура общения» нужно рассмотреть отдельно основные понятия «общение» и «культура».
Коммуникативный процесс, объединяющий людей между собой, носит название общение. Культура в общем смысле термина означает воспитание, формирование личности. Это людское взаимодействие в самых различных его проявлениях, которое охватывает личностное самовыражение и самопознание, накопление человеком отдельно и социумом в целом опыта.
Культурой общения именуют своеобразный свод правил, норм, которые надлежит соблюдать каждому уважающему себя человеку. Показателем уровня образованности и культурности является именно соблюдение этих правил и норм поведения. Ведь без культуры невозможно полноценно взаимодействовать с социумом в развитом и цивилизованном государстве, нельзя вести преуспевающий бизнес и успешно налаживать деловые контакты.
С развитием речи появилась возможность разнообразия сути транслируемого и получаемого в ходе коммуникаций сообщения. Также появилась возможность обогащения средств и инструментальных аспектов коммуникаций.
Последующее развитие коммуникативного взаимодействия можно представить в качестве постепенного накопления человеком культуры общения. Такое накопление происходит, в первую очередь, на основе рефлексии, саморегуляции и обратной связи.
Высокоразвитая личность с позиции психологии отличается от менее развитой личности не только своей проявленной потребностью в коммуникациях с разными людьми, но также и богатым содержанием, многочисленностью целей и большим выбором инструментов для коммуникаций. Также несомненна и связь культуры общения с деятельностью, так как коммуникационное взаимодействие и деятельность формирует неразрывную цельность. Ведь одно невозможно без другого.
Понятие и структура общения
Человечество просто не в состоянии осуществлять полноценную и эффективную взаимную деятельность без установления контакта между отдельными индивидами, в нее включенными, и обществом в целом. Также деятельность невозможна и без установления должного уровня взаимопонимания между субъектами.
Понятие общения и коммуникации сегодня представляет собой достаточно сложный и многосторонний процесс формирования и развития взаимных контактов между индивидами, который происходит вследствие «рождения» потребностей совместной деятельности и содержит в себе обмен данными, выработку целостной стратегии деятельности, прием и постижение другой личности.
Коммуникативное взаимодействие бывает словесным, т.е. вербальным, и бессловесным, т.е. неречевым. Словесное представлено языковыми системами, а неречевое – мимикой, разнообразными жестами, пантомимикой, положением тела при взаимодействии и др.
Коммуникации содержат в себе три уровня: внутри- и межличностное, общественное. Внутриличностные коммуникации выражаются в мысленном общении индивида с собственным «Я». Такой уровень встречается, когда субъект строит планы, намечает задачи и цели, вырабатывает стратегии, готовится к взаимодействию с социумом. Межличностные коммуникации соответственно означают общение как минимум между двумя особами. Общественные – подразумевают коммуникации субъекта с большой социальной группой.
Выделяют три важнейших аспекта коммуникаций между субъектами – это соответственно коммуникативный, интерактивный и перцептивный.
Коммуникативный аспект проявляется в выявлении специфики процесса обмена сообщениями между индивидами.
Интерактивный демонстрируется во взаимодействиях партнеров при создании и выполнении обоюдно направленной деятельности.
Перцептивный заключается в формировании образа другого субъекта, благодаря соотношению физических особенностей с психологическими характеристиками поведения.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!
Цифровая коммуникация — определение цифровой коммуникации The Free Dictionary
Помимо периодических улучшений, чтобы соответствовать ожиданиям налогоплательщиков, а также других стратегий, использование цифровых коммуникаций стало ключом к тому, чтобы сделать iTax ближе к сердцам налогоплательщиков ». Мун обсудил с Дорси изменения, которые социальные сети принесли обществу, и будущее цифровой связи «, — сказал представитель Cheong Wa Dae. В сообществах с более низким уровнем доступа к цифровой связи почтовые услуги остаются жизненно важными для распространения информации и товаров.Таким образом, автор предполагает, что, когда и западная, и африканская культуры сливаются вместе с помощью новых форм цифровой коммуникации, маргинализированные группы населения в Африке могут принять коммуникацию, что может помочь в социально-культурном и политическом развитии континента. , недалеко от Понтипридда, Deeplake является лидером рынка цифровых коммуникаций для социальных домовладельцев и местных властей в Великобритании, Ирландии и Австралии. В рамках правительственной инициативы «Цифровой остров» остальные изолированные районы страны соединяются с помощью цифровых коммуникации, чтобы сделать их частью национального развития с помощью коммуникационных технологий, обмена информацией и мобилизации сообществ.Бакман, который ранее работал в RNB в качестве менеджера по развитию бизнеса в области электронной коммерции, цифровых коммуникаций и CRM, теперь также принимает на себя роль заместителя ИТ-менеджера. Резюме: GWAVA объявила о своем участии в GITEX Technology Week 2015, где она стремится представили свое унифицированное решение для архивирования электронной почты, социальных сетей и мобильных цифровых коммуникаций. Блог «Ценные мнения» Института оценки и его видео о том, как данные влияют на оценку, получили награды AVA Digital Awards за выдающиеся достижения в области цифровых коммуникаций.«Средства цифровой связи продолжают развиваться и развиваться вокруг нас, но не полностью затмевают традиционные способы коммуникации», — сказал Жан Висковски, вице-президент по стратегиям продаж, Prudential Group Insurance. Обращаясь к пресс-конференции во время презентации отчета о конфиденциальности Управление ООН по правам человека, по словам Пиллэй, «инвазивное наблюдение, а также сбор и хранение личных данных, возникающих в результате цифровой связи — будь то целевое наблюдение или массовое наблюдение — могут нарушить не только право на неприкосновенность частной жизни, но и ряд других жизненно важных прав человека..
Корпоративная связь | Определение, объяснение и примеры
Для реализации успешной коммуникационной стратегии в корпоративной коммуникации используются различные средства. Если эти инструменты скоординированы и последовательно представлены, связь может быть максимально эффективной. В частности, важную роль играет корпоративный дизайн, который обычно является основой фирменного стиля и корпоративного языка.
В ходе корпоративного дизайна каждая форма коммуникации компании имеет общих графических элементов .Например, они согласовывают обязательный шрифт, который будет использоваться во всех документах. Также логотип компании должен быть размещен в любой ситуации письменного общения: в письмах и электронных письмах, например, на фирменном бланке и / или в подписи электронной почты. Корпоративный дизайн продолжается и в презентациях. Например, цветовая гамма обычно фиксированная.
Корпоративный язык можно еще больше отнести к сфере корпоративного общения — особый тон голоса, форма выражения , которая отличает компанию внешне и внутренне.Язык, используемый компанией, должен соответствовать общим правилам, с одной стороны, и иметь индивидуальный (и единообразный) характер, с другой. Первое означает не только правильную грамматику и правописание, но и понятное самовыражение. Поначалу это звучит естественно, но сотрудникам технических специальностей иногда бывает трудно сформулировать факты так, чтобы они были понятны даже для обычных людей.
Индивидуальные характеристики корпоративного языка заключаются в нахождении баланса между выдающимися особенностями и повседневными условностями, вплоть до .Как правило, вам следует придерживаться языка, подходящего для вашей целевой группы: хотя может не быть проблемой, например, говорить на языке сотрудников и клиентов B2C, инвесторы могут чувствовать себя некомфортно при таком случайном подходе. Но самое главное, что корпоративная культура отражена и в корпоративном языке. То, как что-то сформулировано, позволяет вывести ценности и нормы вещателя.
Для того, чтобы все сотрудники могли усвоить этот язык, должно быть составлено руководство .Это можно использовать для хранения конкретных примеров или списков выражений, которые не следует использовать или которые следует использовать по мере возможности. Готовые текстовые модули, которые снова и снова встречаются в повседневном общении, также облегчают сотрудникам работу со стратегией коммуникации.
.