Общение это социальная коммуникация: Социальные коммуникации (стр. 1 из 5)

Содержание

Социальная коммуникация и общение — Мегаобучалка

Анализ социально-гуманитарной литературы дает основание выделить противоположные позиции относительно взаимосвязи понятий «социальная коммуникация» и «общение».

Первый подход состоит в полном отождествлении данных понятий. Его придерживаются многие отечественные исследователи – Л.С. Выготский, В.Н. Курбатов, А.А. Леонтьев. В «Психологическом словаре» под редакцией В.П. Зинченко и Б.Г. Мещерякова[11] дана отсылка Коммуникация[12] см. Общение; общение же определяется как «взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективного характера», т.е. обмене знаниями или эмоциями.

В англоязычной лингвистической литературе термин «коммуникация» понимается как обмен мыслями и информацией в форме речевых или письменных сигналов, что само по себе является синонимом термина «общение». В свою очередь «общение» обозначает процесс обмена мыслями, информацией и эмоциональными переживаниями между людьми. В таком случае действительно нет разницы между общением и коммуникацией. Именно так рассуждают лингвисты, для которых общение – это актуализация коммуникативной функции языка в различных речевых ситуациях[13].

Известный украинский автор, специалист в области теории общения Ю.Д. Прилюк также на основании историко-лингвистических исследований исконных и современных значений этих терминов приходит к выводу, что этимологически и семантически термины «общение» и «коммуникация» – тождественны. Поэтому и как претенденты на номинацию исходного понятия, обозначающего «информационный обмен в обществе», они равноправны[14].

Как уже указывалось выше, в западной социальной психологии термин «общение» часто отождествляется с категорией «коммуникация». Так, Т. Парсон рассматривает коммуникацию как общение, взаимодействие между людьми, К. Черри определяет коммуникацию как «социальное явление», «социальное общение» с использованием многочисленных систем связи, выработанных людьми, среди которых главными является человеческая речь и язык. Возможно, что в англоязычных текстах это отождествление происходит само собой, где, кроме communication, нет другого слова для перевода русского слова «общение».

А.К. Болотова, Ю.М. Жуков и Л.А. Петровская определяют социальную коммуникацию как многообразие социальных контактов, которые сопровождают человека в течение его жизни. К ним они относят прежде всего общение (включая интимно-личностное), межличностные отношения и взаимодействия – как внутригрупповые (в том числе профессионально-производственные), так и межгрупповые (включая межнациональные и межкультурные связи и отношения между людьми).

Далее они пишут: «Именно межличностные отношения и общение индивидов, выполняющих совместную деятельность, составляют социальные коммуникации»[15]. Иначе говоря, благодаря данной фразе, понятие «социальные коммуникации» отождествляется с понятием «общение» в его традиционном понимании (как сложного многопланового процесса установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности) и носит межличностный характер.

Так, если взять за основу позицию авторов первого подхода, которая сводится к практически полному отождествлению понятий «общение» и «социальная коммуникация», то и предмет изучения становится общим («общение» или «социальная коммуникация» – кому какой термин больше нравится).

Второй подходсвязан с разделением понятий «социальная коммуникация» и «общение».

И снова возвращаемся к позиции М.С. Кагана, которая заключается в том, что коммуникация является субъект-объектной, а общение – субъект-субъектной связью. Если мы рассматриваем коммуникацию, которая осуществляется в диаде «человек – человек», то разница данных процессов сводится лишь к тому – пассивен или активен реципиент и в зависимости от этого мы будем иметь дело либо с процессом коммуникации, либо с процессом общения. Но что значит пассивный реципиент (объект)? В широком смысле слова под субъектом общения следует понимать того или тех индивидов, которые активно участвуют в ситуации общения. Реципиент же имеет возможность сам решать принимать или не принимать информацию от коммуникатора, стоит ли ее усваивать, а также стоит ли в соответствии с этой информацией поступать – и уже благодаря этой возможности выбора он является активным партнером. Также субъектность реципиента заключается в том, что не только коммуникатор передает некую информацию реципиенту, но и реципиент в каждый конкретный момент также передает информацию. Эта информация не обязательно должна быть вербальной, реципиент может ничего не говорить, но невербальные сигналы коммуникатор от него получает непрерывно (безразличие, скука, интерес, удивление, радость, страх и др.). Если же исходить из того, что на активность-пассивность реципиента оказывает влияние характер отношения коммуникатора к реципиенту (уважительное как субъекту или неуважительное, манипулятивное как к объекту)[16], то с этой позиции общение и коммуникация могут перетекать друг в друга. Допустим, что в процессе общения коммуникатор сменил свое уважительное отношение к реципиенту на неуважительное. Правомерно ли говорить о том, что диалог начался как общение, а закончился как коммуникация? Все вышесказанное позволяет утверждать, что каждый участник процесса коммуникации не может рассматривать как некий пассивный объект.

Третий подход основан на соотношении объемов содержания данных понятий. Рассмотрим точки зрения авторов, считающих, что социальные коммуникации являются более широким понятием, нежели общение.

Позиция А.В. Соколова состоит в том, что общение – это одна из форм коммуникационной деятельности[17]. В основе выделения этих форм лежат целевые установки партнеров по коммуникации. Соколов определяет три варианта отношений участников процесса:

1) субъект-субъектное отношение в виде диалога равноправных партнеров. Такая форма коммуникации и есть общение;

2) субъект-объектное отношение, свойственное коммуникационной деятельности в форме управления, когда коммуникатор рассматривает реципиента как объект коммуникативного воздействия, средство для достижения своих целей;

3) объект-субъектное отношение, свойственное коммуникационной деятельности в форме подражания, когда реципиент целенаправленно выбирает коммуникатора в качестве образца для подражания, а последний при этом может даже не осознавать своего участия в коммуникативном акте.

Нетрудно заметить, что в данном смысле коммуникация рассматривается как понятие более широкое, чем общение.

Коммуникацию рассматривают как более широкое понятие и те, кто считает, что общение не исчерпывает все информационные процессы в обществе (теория информационного обмена). Эти процессы охватывают весь общественный организм, пронизывая все социальные подсистемы, присутствуют в любом, даже самом малом фрагменте общественной жизни, причем далеко не всегда облекаются в форму слова, языка или текста. Наоборот, сообщения в вербальном виде составляют лишь небольшую часть информационного обмена в обществе, в остальных случаях обмен информацией осуществляется в неязыковых формах, а ее носителями служат не только невербальные сигналы, но и вещи, предметы, материальные носители культуры. Последние позволяют передавать информацию и в пространстве, и во времени. Именно поэтому «общение» обозначает только те процессы обмена информацией, которые представляют собой специфически человеческую деятельность, направленную на установление и поддержание взаимосвязи и взаимодействия между людьми и осуществляются прежде всего вербально, с помощью языка (речи или текста). Все информационные процессы в обществе можно назвать термином «социальная коммуникация». Таким образом, самым общим понятием становится «коммуникация» (информационный обмен), менее широким – «социальная коммуникация» (информационный обмен в обществе) и, наконец, наиболее узким, обозначающую особую разновидность «социальной коммуникации», осуществляющуюся на вербальном уровне обмена информацией в обществе, – «общение»[18]. Иначе говоря, с позиции теории информационного обмена понятие «социальная коммуникация» является более широким, нежели понятие «общение».

Нами полностью разделяется первое утверждение авторов теории информационного обмена о том, что информационные процессы, происходящие в обществе (от межличностных до массовых) могут определяться понятием «социальная коммуникация». Но утверждение о том, что общение – это социальная коммуникация, осуществляющаяся на вербальном уровне обмена информацией в обществе, считаем достаточно спорным, поскольку в социально-психологической литературе является общепризнанным тот факт, что общение происходит как с помощью вербальных, так и с помощью невербальных средств. Речь, действительно, является присущим только человеку средством общения, но, вместе с тем, мы передаем информацию, используя не только слова. Отделить вербальную и невербальную информацию в процессе общения представляется достаточно сложно, если не сказать, что невозможно. Невербальные сообщения, посылаемые осознанно и неосознанно человеком, могут дополнять, опровергать, замещать вербальные сообщения, а также выполнять функцию регулирования разговора.

Т.Г. Грушевицкая отмечает, что в психологической и социологической литературе общение и коммуникация рассматриваются как пересекающиеся, но несинонимические понятия. Здесь термин «коммуникация» используется для обозначения средств связи любых объектов материального и духовного мира, процесса передачи информации от человека к человеку (обмен представлениями, идеями, установками, настроениями, чувствами и т.п. в человеческом общении), а также передачи и обмена информацией в обществе с целью воздействия на социальные процессы. Общение же рассматривается как межличностное взаимодействие людей при обмене информацией познавательного или аффективно-оценочного характера. В числе основных функций общения также выделяются контактная (призванная удовлетворить потребность в контакте с другими людьми) и воздейственная (проявляющаяся в постоянном стремлении человека определенным образом воздействовать на своего партнера). Поэтому общение означает воздействие, обмен мнениями, взглядами, влияниями, а также согласование или потенциальный либо реальный конфликт. Будем считать, пишет далее Т.Г. Грушевицкая, что за общением в основном закрепляются характеристики межличностного взаимодействия, а за коммуникацией закрепляется дополнительное значение – информационный обмен в обществе. На этом основании она делает вывод, что общение представляет собой социально обусловленный процесс обмена мыслями и чувствами между людьми в различных сферах их познавательно-трудовой и творческой деятельности, реализуемый главным образом при помощи вербальных средств коммуникации. В отличие от него коммуникация – это социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации как в межличностном, так и в массовом общении по разным каналам при помощи различных вербальных и невербальных коммуникативных средств[19].

Таким образом, нами были рассмотрены основные позиции авторов, рассматривающих социальные коммуникации как базовое понятие по отношению к общению. Однако стоит отметить, что в их позициях имеются существенные различия:

ü А.В. Соколов среди выделяемых им форм коммуникационной деятельности (диалог, управление и подражание) считает, что только диалог представляет собой общение;

ü авторы теории информационного обмена придерживаются мнения, что социальная коммуникация – это информационный обмен в обществе, а общение – информационный обмен в обществе, осуществляемый на вербальном уровне.

ü Т.Г. Грушевицкая сводит общение к межличностному взаимодействию, а социальные коммуникации – как к межличностному, так и к массовому взаимодействию.

Как мы наблюдаем, основания для выделения социальных коммуникаций в базовую категорию у данных авторов сильно различаются.

Но существует и противоположная трактовка соотношения понятий «общение» и «коммуникация», в которой основной категорией считается общение, а в структуре последнего выделяется, в том числе и коммуникация. Этой точки зрения придерживаются именитые психологи Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, Б.Ф. Ломов, Б.Д. Парыгин, В.Н. Панферов и др. Они рассматривают общение как более широкое понятие, нежели коммуникацию.

Г.М. Андреева полагает, что общение – категория более широкая, нежели коммуникация, и предлагает выделять в структуре общения три взаимосвязанные стороны: коммуникативную, или собственно коммуникацию, которая состоит в обмене информацией между общающимися индивидами; интерактивную, заключающуюся в организации взаимодействия между общающимися индивидами; и перцептивную, представляющую собой процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания[20] (рисунок 1.2.). Аналогичных представлений о структуре общения как о взаимодействии коммуникативной, социально-перцептивной, интерактивной сторон общения придерживается и А.А. Бодалев.

 

Рис. 1.2. Структура общения (по Г.М. Андреевой)

 

Б.Д. Парыгин выделяет внешнюю и внутреннюю структуру общения, формальную и содержательную[21]. Интегральная модель социально-психологического общения, предложенная им, включает в себя такую характеристику общения, которая предусматривает дифференциацию последнего по одному основанию на содержание и форму. В этом случае с содержательной, внутренней стороны общение могло бы рассматриваться как коммуникативный процесс взаимного выражения психического состояния и обмена информацией, между тем как со стороны формы можно было бы говорить о поведенческом аспекте общения, реализуемом в процессе интеракции, то есть взаимодействия людей, их поведения по отношению друг к другу. Но в свою очередь, как коммуникация, так и интеракция могут одновременно рассматриваться каждая в отдельности, как со стороны формы, так и стороны содержания (рисунок 1.2.). Таким образом, коммуникация является содержательной стороной общения в отличие от интеракции, которая определена как форма общения.

Рис. 1.3. Интегральная модель социально-психологического общения

 

Б.Ф. Ломов и В.Н. Панферов при рассмотрении общения используют функциональный подход.

Ломов выделяет три функции общения: информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная[22].

Информационно-коммуникативная функция общения в широком смысле заключается в обмене информацией или приеме-передаче информации между взаимодействующими индивидами. Описание общения как процесса передачи-приема сообщений является правомерным, но позволяет рассмотреть только одну из характеристик общения (коммуникацию).

Регуляторнокоммуникативная (интерактивная) функция общения в отличие от информационной заключается в регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия. Здесь следует сказать несколько слов о традиции использования понятий взаимодействия и общения в социальной психологии. Понятие взаимодействия используется двояко: во-первых, для характеристики действительных реальных контактов людей (действий, контрдействий, содействий) в процессе совместной деятельности; во-вторых, для описания взаимных влияний (воздействий) друг на друга в ходе совместной деятельности или шире – в процессе социальной активности.

Аффективно-коммуникативная функция общения связана с регуляцией эмоциональной сферы человека. Общение – важнейшая детерминанта эмоциональных состояний человека. Весь спектр специфически человеческих эмоций возникает и развивается в условиях общения людей: происходит либо сближение эмоциональных состояний, либо их поляризация, взаимное усиление или ослабление.

В.Н. Панферов[23] предлагает несколько иную классификацию функций человека как субъекта общения. Он исходит из того, что данная классификация функций должна иметь два основания. В виде оснований классификации функций человека как субъекта общения должны рассматриваться психические, социально-психологические и социальные свойства личности с дифференциацией их по шести основным функциям человека как субъекта совместной деятельности. В качестве еще одного основания классификации функций человека как субъекта общения В.Н. Панферов считает необходимо использовать внутреннюю логику проблем, неизбежно решаемых человеком в процессе общения (таблица 1.1.).

Несмотря на различающиеся подходы авторов к раскрытию структуры и функций общения, их объединяет то, что общение рассматривается ими как понятие более широкое, чем коммуникация. То есть отечественная социально-психологическая наука решительно отказывается сводить общение к коммуникации, подчеркивая многозначность, сложность такого конструкта, как общение, и подразумевая под коммуникацией лишь частные проявления, одну из сторон общения.

Далее нами приводятся определения социальной коммуникации, имеющиеся в социологической литературе.

Социальная коммуникация есть движение смыслов в социальном времени и пространстве[24].

Таблица 1.1

Классификация функций человека как субъекта общения (В.Н. Панферов)

Основные функции Коммуни-кативные Информа-ционные Когни-тивные Эмотив-ные Конатив-ные Креатив-ные
Психи-ческие Передача Представ-ление
Мышление
Воображение
Фантазия
Эмоции
Чувства
Настроение
Установка
Внимание
Воля
Потребности
Интересы
Мотивы
 
Подра-жание
Заражение
Внушение
Убеждение
 
Речь
Жест
Действие
Технич.
средства
Сообщение
Экспрессия
Продукты деятельности
Прием
Органы чувств Ощущение
Восприятие
Память
Социально-психологи-ческие Взаимосвязь
 
Взаимо-выражение Взаимо-познание Взаимо-отношение Взаимо-проявление Взаимо-влияние
Социальные Образование общности Наследование опыта Формиро-вание самосознания Проявле-ние отно-шений Организа-ция и управление Воспитание и обучение
Гносеоло-гическая
формула
общения
Канал – знак Знак –
значение
Значение – смысл Смысл – отношение Отношение – поведение Поведение – личность

 

Социальная коммуникация – специфическая форма взаимодействия людей по передаче информации от человека к человеку, осуществляющаяся при помощи языка и других знаковых систем[25].

И в этих определениях социальная коммуникация является составной частью общения, то есть понятием менее широким, чем общение, и по своему существу является его коммуникативной стороной или коммуникацией в узком смысле этого слова.

Статья по теме: Общение как форма социальной коммуникации (сентябрь)

           Все мы постоянно находимся в ситуациях общения — дома, на работе, на улице, в транспорте; с близкими людьми и совсем незнакомыми. И, конечно же, огромное количество контактов, в которые ежедневно вступает человек, требует от него выполнения целого ряда условий и правил, позволяющих ему общаться, сохраняя личное достоинство и дистанцию по отношению к другим людям.

       В целом взаимодействие с обществом сегодня должно строиться на глубоком анализе и понимании всех факторов, способных повлиять на людей и на их отношение к компании, к ее товару или услугам.

        Сейчас уже не приходится доказывать, что межличностное общение — совершенно необходимое условие бытия людей, без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом.

         Поскольку  общение — это взаимодействие людей и в нем всегда развертывается  взаимопонимание ими друг друга, устанавливаются те или иные взаимоотношения, имеет место определенное взаимообращение (в смысле поведения, выбираемого участвующими в общении людей по отношению друг  к  другу), то межличностное общение оказывается таким процессом, которое при условии, если мы хотим постичь его суть, должен рассматриваться как система человек – человек  во всей многоаспектной динамике ее функционирования.

         Психологи относят потребность в общении к числу важнейших условий формирования личности. В связи с этим потребность в общении рассматривается как следствие взаимодействия личности и социокультурной среды, причем последняя служит одновременно и источником формирования данной потребности.

       Поскольку человек существо социальное, он постоянно испытывает потребность в общении с другими людьми, что определяет потенциальную непрерывность общения как необходимого условия жизнедеятельности.

          Эмпирические данные свидетельствуют о том, что уже с первых месяцев жизни у ребенка возникает потребность в других людях, которая постепенно развивается и преобразуется — от потребности в эмоциональном контакте к потребности в глубоко личностном общении и сотрудничестве со взрослыми. В то же время и способы удовлетворения этой базовой потребности у каждого человека носят индивидуальный характер и определяются как личностными особенностями субъектов общения, условиями и обстоятельствами их развития, так и социальными факторами.

          Само общение, его внутренняя динамика и закономерности развития выступают специальным предметом многих исследований.

           В отечественной психологии общение трактуется иначе, чем термин «коммуникация» и включает не только передачу и прием информации, но и восприятие партнера по общению, оказание воздействия на него и т.д. По сути дела, общение есть реализация всей системы отношений человека – и общественных и межличностных.

          Концептуальные основы разработки проблемы общения связаны с трудами В.М. Бехтерева, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.И. Леонтьева, Б.Г. Ананьева, М.М. Бахтина, В.Н. Мясищева, Б.Ф. Ломова,  Б.Д.Парыгина  и других отечественных психологов, которые рассматривали общение как важное условие психического развития человека, его социализации и индивидуализации, формирования личности.

           Проблема общения в трудах  Б. Г. Ананьева

Рассматривая проблему исследования общения в нашей стране мы, естественно, не можем не коснуться работ Б. Г. Ананьева, который, анализируя воспитательные возможности и характер влияния оценки педагога на особенности нравственного и умственного развития учащихся в работе «Психология педагогической оценки», показал принципиальную важность категории общения. В более поздних работах он обращается к категории общения в связи с проблемами формирования человека как личности, как субъекта деятельности, воспитания индивидуальности.

В своих трудах, выполненных на стыке философии и психологии, он последовательно проводит мысль о том, что в своем повседневном бытие человек связан бесконечным числом отношений не только с предметным миром, но и с людьми. Эти отношения устанавливаются и развиваются в деятельности – познании, общении, труде, игре, учении и других ее видах.

Особой и главной характеристикой общения как специфического вида деятельности, по мнению Ананьева, является то, что через него человек строит свои отношения с другими людьми. Кроме того, деятельность общения определяет характер социальной детерминации индивидуального развития личности и в известном смысле участвует в формировании всей психической организации человека. При анализе общеметодологических вопросов изучения общения, Ананьев одним из первых указал на многоуровневую иерархическую и многомерную организацию этого явления, требуя в соответствии с этим выделить в общении макро-, мезо- и микроуровни: общество, в котором общающиеся люди живут, различные типы коллективов, членами которых они выступают, то ближайшее окружение, с которым они чаще всего вступают в контакт, а также формирующиеся и реализующиеся в общении индивидуальные характеристики взаимодействующих людей как субъектов этой деятельности.

Характеризуя основные составляющие общения, Ананьев помимо речевых и неречевых, невербальных средств общения, выделяет в нем внутреннюю сторону – познание участниками общения друг друга.

 Имея в виду самые разные ситуации общения, он пишет: «На любом уровне и при любой сложности поведения личности существует взаимосвязь между:

 а) информацией о людях и межличностных отношениях;

 б) коммуникацией и саморегуляцией поступков человека в процессе общения;

 в) преобразованием внутреннего мира самой личности.

          Экспрессивную (внешнюю) сторону общения составляют те средства и приемы, а также передаваемое (принимаемое) содержание, которые позволяют реализовать потребности и цели общения в конкретной ситуации. Внешняя сторона выражается в коммуникативных действиях.

         По утверждению Б.Г Ананьева, коммуникативные мотивы – это то, ради чего предпринимается общение.

          Феномен понимания в межличностном общении

         Важную роль в межличностном общении играет фактор понимания человека человеком. Это необходимо в первую очередь для того, чтобы правильно сформировать представления о собеседнике. Зачем? Умение «видеть человека насквозь», понимать его истинные, а не декларируемые цели всегда высоко ценилось в бизнесе. Этот навык помогает предотвратить многие неприятности, помогает грамотно простроить отношения с подчиненными и партнерами по бизнесу.

       Цель общения – конкретный результат, на достижение которого в конкретной ситуации направлены разнообразные действия, совершаемые человеком в процессе общения. В цели общения включаются: передача и получение знаний, согласование действий людей в их совместной деятельности, установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений, убеждение и мотивирование собеседника и многое другое.

        Действия общения – это единицы коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку (группе людей). Существуют два основных вида коммуникативных действий – инициативные и ответные.

        Содержание общения – информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного человека к другому.

       Содержанием общения могут быть различные сведения, в том числе о внутреннем мотивационном или эмоциональном состоянии человека, один человек может передавать другому информацию о наличных потребностях. Содержанием общения могут выступать наши оценки, которые мы даем собеседнику, команды, просьбы и распоряжения в процессе взаимодействия и т.п.

       Средства общения можно определить как способы кодирования и передачи информации, передаваемой в процессе общения одним человеком другому. Кодирование информации связано со способом ее передачи. Например, информация может передаваться как при помощи устной или письменной речи (вербальные средства), так и с помощью, например, прямых телесных контактов: касанием тела, руками и т. п. (невербальные средства). Информация может людьми передаваться и восприниматься на расстоянии, через органы чувств (например, наблюдение одного человека со стороны за движениями, эмоциями другого) и через технические средства.

         При анализе условий общения, от которых зависит поведение человека в общении, Ананьев много внимания уделяет конкретным составляющим и детерминантам этого процесса: это прежде всего уровень социальной зрелости групп и коллективов, в которых реализуется общение, особенности стиля руководства, а также индивидуальные характеристики людей, вступающих в общение, и их так называемая идейная совместимость. Кроме того, Ананьев убедительно доказал, что степень включенности человека в общественные отношения, интенсивность и характер реализующихся в общении его социальных связей являются ведущими факторами, определяющими творческий диапазон и в первую очередь творческое долголетие личности.

     В конце 1930-х гг. в книге «Психология педагогической оценки» Б. Г. Ананьев впервые в развернутой форме показал важность учета категории общения среди др. детерминант, которые  определяют проявление и развитие психики человека. Во всех более поздних работах, он неизменно возвращался к категории общения.

       В трудах по общей психологии Ананьев последовательно излагает мысль о том, что в своем повседневном бытии человек связан бесконечным числом отношений не только с предметным миром (природным и созданным человечеством), но и с людьми. Механизмом, посредством которого эти отношения у человека с «миром предметов»  и «миром людей» устанавливаются и развиваются, является деятельность — труд, общение, учение, игра и др. ее  виды. При выделении общения из этого ряда Ананьев подчеркивал, что особой и главной характеристикой общения как деятельности является то, что через него человек строит свои отношения с др. людьми. Выражая эту мысль в своем последнем труде «Человек как предмет познания», он писал: «Поведение человека выступает не только как сложный комплекс видов его социальных деятельностей, с помощью которых опредмечивается окружающая его природа, но и как общение, практическое взаимодействие с людьми в различных социальных структурах». Это взаимодействие людей, являясь обязательным компонентом труда, учения, игры и всех др. видов деятельности, предполагающих взаимодействие, оказывается условием, без которого невозможно познание действительности, формирование эмоционального отклика на эту действительность и основанного на этом познании и эмоциональном отношении поведения. Б. Г. Ананьев указывает, что межличностное взаимодействие, каковым является общение, определяется всегда системой обществ. отношений, в которую оно включено, но, поскольку оно также постоянно выступает как  межиндивидуальная связь и индивидуальная форма деятельности, в структуре и динамике общения невозможно отделить личное от общественного, провести резкую грань между ними. Анализируя все основные составляющие общения как  психологического процесса, Б. Г. Ананьев, помимо речевых и неречевых средств  общения, выделяет в нем внутреннюю сторону — познание участниками общения  друг друга, межличностные отношения, саморегуляцию поступков человека с учетом полученного знания, преобразование внутреннего  мира участвующих в общении  людей — и указывает на существование постоянных связей между этими частными по отношению ко всему общения  процессами.

      Прослеживается влияние различных ситуаций общения, в которых участвует человек, на его ум, чувства, волю и на последующее развитие как их, так и в целом личности человека. Исследуются характеристики людей, вступающих в общение, избирательность общения. по идейной совместимости, уровню социальных общностей, особенностям стиля руководства этими общностями. Оценивались не только сиюминутные эффекты этих воздействий, но и их отдаленные результаты, приводящие к появлению нового качества личности. Но, по мнению Ананьева, поскольку в общении всегда есть момент познания человека человеком и одновременно познания каждым самого себя и переживания, общение  всегда оказывается сильнейшим средством формирования у человека отношения к др. людям и самому себе: «Постоянное развитие практического знания человека о человеке является важнейшим источником для развития характера и отношения к самому себе». Специальным направлением в прослеживании значения общения в формировании общего психического склада личности, в оформлении ее ядра, каковым является складывающийся у человека характер, выступает в работах Ананьева обсуждение проблемы количественного и качественного оптимума общения, который необходим для нормальном  развития личности, а также последствий дефицита в общении  для этого развития. В связи с этим он ставит задачу поиска такого соотношения воздействий на человека всех развивающихся средств массовой информации (телевидения, радио и др.) и непосредственного повседневного общения, которое было бы в наибольшей степени воспитательно-благоприятным для формирования личности. Были выявлены и прослежены основные направления влияния общения  на формирование психического  мира человека и поставлена проблема освещения зависимостей, связывающих отдельные внешние  и внутренние  характеристики взаимодействия людей с содержательными и динамическими проявлениями психических  процессов, состояний и свойств участвующих в общении  людей. Б. Г. Ананьев показал значение разработки категории общения  для общей, возрастной и педагогической психологии, для психологии индивидуальных различий.

     Им была осуществлена перспективная попытка трактовать общение  как один из главных видов деятельности человека, как своеобразный сплав общественного и индивидуального в социальном бытии людей.

      Таким образом, теоретические научные подходы не исчерпывают актуальность исследования проблемы общения в социальной психологии.

         Вместе с тем они показывают, что общение должно изучаться как многомерное явление, а это предполагает изучение явления с помощью методов системного анализа.

Библиографический список

2.      Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б.Г. Ананьев. – СПб: Питер, 2001. –288 с.  

3.      Гамезо, М.В. Атлас по психологии: Информ.-метод, пособие курсу «Психология человека» [Текст] / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. — М.: Педагогическое общество России, 2004. — 276 с.

4.      Добрович, А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения [Текст]/ А.Б. Добрович. — М.: Просвещение, 1993. — 250с.

3. Сущность, специфика и функции коммуникации

Итак,
рассматривая структуру К., мы подошли
к очень важному моменту в понимании ее
специфики, в фиксации двух
альтернативных научных подходов
(парадигм) к ее объяснению и понимании
сущности, а именно:

  1. к
    механистическому (
    техницистскому)
    пониманию,
    когда
    коммуникацию фактически сводят к
    передачи-получению информации от одного
    участника К. к другому и

    к

  2. к
    деятельностному,

    когда коммуникация рассматривается
    как взаимодействие, творческая
    деятельность коммуниканта-отправителя,
    и реципиента-получателя,
    который внимает, слушает, осмысливает
    (декодирует) сообщение и реагирует на
    него
    .

Еще
раз отметим наше понимание коммуникации
в данном учебном курсе: К. –
это смысловой и идеально-содержательный
аспект социального взаимодействия.

Действия, сознательно ориентированные
на их смысловое восприятие,  называют
коммуникативными.
Другими словами, К. – это всегда
информационно-смысловое взаимодействие,
процесс
совместной деятельности участников К.

Акцентируем
наиболее важные черты и характеристики
человеческой К.:

  • В
    человеческом об-ве К.
    осуществляется междуиндивидами,
    группами, организациями, гос-вами,
    культурами посредством созданных
    людьми знаковых систем (языков).

  • К.
    между людьми происходит в форме общения
    как обменцелостными
    знаковыми образованиями (сообщениями),
    в к-рых отображены знания, мысли, идеи,
    ценностные отношения, эмоциональные
    состояния, программы деятельности
    общающихся сторон.

  • Содержание,
    суть передаваемых в процессе К. сообщений
    можно назвать смыслами и тогда можно
    сказать, что К. – это обмен смыслами.

  • Социальная К.
    всегда включает обратную связь между
    ее участниками, имеет те или иные
    результаты (эффекты).

  • К.
    носит осознанный и целенаправленный
    характер.

  • С.
    является движение идеальных объектов
    – смыслов, образов, чувств.

  • Она всегда
    происходит в определенном в социальном
    пространстве и социальном времени.

  • К.
    обусловлена уровнем развития общества
    и его социокультурными особенностями.

  • Содержаниеи
    формы К. отражают обществ. отношения и
    историч. опыт людей.

Функции
коммуникации

В
учебной литературе существуют различные
трактовки и формулировки функций К. Мы
предпочитаем следующую версию.

  • коммуникативная:
    общение, обмен информацией, установление
    контакта;

  • информативная
    (познавательная): передача и получение
    знаний, сведений;

  • интерактивная:
    обмен действиями, побуждение к действию,
    мотивирование;

  • перцептивная:
    взаимное восприятие, познание друг
    друга, взаимовлияние;

  • экспрессивная:
    передача чувств, эмоций, настроений.

4. Коммуникация и общение

Существуют три
позиции специалистов по проблеме
соотношения понятий «коммуникация» и
«общение».

1. Отождествлении
смысла/значения данных понятий ( =
коммуникацию можно рассматривать как
общение, взаимодействие между людьми).

2. Разграничение
понятий «коммуникация» и «общение».

1) общение имеет
и практически (материальный), и духовный,
информационный, и практически-духовный
характер, тогда как коммуникация является
чисто информационным процессом —
передачей тех или иных сообщений;

2) Коммуникация
есть субъект-объектная связь, где субъект
передает некую информацию, а объект ее
пассивно получает. К. является процессом
однонаправленным. Общение представляет
собой субъект-субъектную связь, при
которой нет отправителя и получателя
сообщений, а есть собеседники, соучастники
общего дела. К. носит двунаправленный
характер. Коммуникация — монологична,
общение — диалогично .

По А.В. Соколову,
общение — это одна из форм коммуникационной
деятельности.

Г.М.
Андреева рассматривает общение как
более широкую категорию, чем чем
коммуникация и выделяeт
в структуре общения три взаимосвязанные
стороны:

1) коммуникативную,
или собственно коммуникацию, которая
состоит в обмене информацией между
общающимися индивидами;

2) интерактивную,
заключающуюся в организации взаимодействия
между общающимися индивидами, т.е. в
обмене не только знаниями, идеями, но и
действиями;

3) перцептивную,
представляющую собой процесс восприятия
и познания друг друга партнерами по
общению и установления на этой основе
взаимопонимания.

Соотношение
понятий коммуникация и общение
рассматривается в зависимости от того
содержания, которое в них вкладывается.
Поэтому в одних случаях коммуникация
выступает лишь как информационная
сторона, аспект общения;

в других, наоборот, общение
выступает стороной, или формой,
коммуникации.

Итак,
что мы имеем?

Инвариантом
большинства определений коммуникации
выступает понятие информации или
информационного обмена. Общение — это
процесс, имеющий ярко выраженный
информационный характер. Именно поэтому
в зависимости от трактовки информации
мы можем получить различные представления
о коммуникации и общении и их соотношении.

Если рассматривать
информацию лишь как сведения, которыми
обмениваются люди, то необходимо признать
более широкий характер понятия «общение»,
включающего наряду с информационной
стороной взаимодействия людей его
интерактивную и перцептивную стороны.
Однако, если рассматривать информацию
как атрибутивное свойство материи, меру
ее организации, отражение разнообразия
в явлениях живой и неживой природы, то
тогда всякое взаимодействие в материальном
мире можно описывать в терминах
коммуникации. В таком случае понятие
коммуникации становится более широким,
чем понятие общение.

3. Третий подход
к проблеме соотношения указанных понятий
состоит в том, что коммуникации – это
любой информационный обмен, социальная
коммуникация – информационный обмен
в обществе, а общение — вербальный вид
социальной коммуникации.

«Общение» обозначает только те процессы
обмена информацией, которые представляют
собой специфически человеческую
деятельность, направленную на установление
и поддержание взаимосвязи и взаимодействия
между людьми и осуществляются прежде
всего вербально, с помощью языка (речи
или текста). Все информационные процессы
в обществе можно обозначить термином
«социальная коммуникация». Таким
образом, самым общим понятием становится
«коммуникация» (информационный обмен),
менее широким — «социальная коммуникация»
(информационный обмен в обществе) и,
наконец, наиболее узким, обозначающим
особую разновидность «социальной
коммуникации», осуществляющуюся на
вербальном уровне обмена информацией
в обществе, — «общение».

1.3 Функции социальных коммуникаций

Движение
смыслов в социальном времени и пространстве
происходит не самопроизвольно, а в силу
коммуникационных потребностей,
действующих на разных уровнях (личном,
групповом, общественном). Эти потребности
влияют на функции и задачи социальных
коммуникаций.

В
научной литературе не существует
однозначного решения вопроса о функциях
коммуникации. Однако большинство
зарубежных и отечественных ученых
сходятся во мнении и выделяют следующие
функции социальных коммуникаций:

  1. Информационная
    функция. В современной науке понятие
    «информация» трактуется как обмен
    между людьми различного рода знаниями
    и сведениями. Здесь коммуникация играет
    роль посредника. Она представляет собой
    обмен сообщениями, мнениями, замыслами,
    решениями, который совершается между
    коммуникантами. Информационный обмен
    может совершаться как ради достижения
    какой-то практической цели, решения
    какой-либо проблемы, так и ради самого
    процесса коммуникации, поддержания
    отношений между людьми.

  2. Социальная
    функция. Она заключается в формировании
    и развитии культурных навыков
    взаимоотношения людей. Эта функция
    формирует наши мнения, мировоззрение,
    реакции на те или иные события. Ведь
    культура не может существовать вне
    общения, так как только в этих процессах
    человек, будучи общественным существом,
    может согласовать свои действия с
    действиями других людей, добиться
    выполнения социально значимых целей.
    Благодаря этой функции всем членам
    общества обеспечивается приобретение
    некоторого уровня культурной компетенции,
    с помощью которой становится возможным
    их нормальное существование в данном
    обществе.

  3. Экспрессивная
    функция. Она означает стремление
    партнеров по коммуникации выразить и
    понять эмоциональные переживания друг
    друга. Так, межличностная коммуникация
    всегда начинается с установления
    контакта между партнерами. При этом
    важно не только сообщить необходимую
    для общения информацию (представиться),
    выбрав для этого стереотипные вербальные
    высказывания, но и дополнить их
    невербальными средствами (улыбка,
    рукопожатие), которые должны показать
    нашу расположенность (не расположенность)
    к контакту. Плохое первое впечатление
    может разрушить далеко идущие планы
    партнеров. Выражение эмоций очень важно
    и в дальнейшем общении, когда укрепляются
    намеченные связи между людьми,
    осуществляется какой-то совместный
    проект. Экспрессивная функция проявляется
    в выражении чувств, эмоций в процессе
    коммуникации через вербальные и
    невербальные средства. Они связаны с
    выбранным стилем речевого общения,
    используемыми невербальными средствами
    коммуникации. В зависимости от того,
    какой способ передачи чувств и эмоций
    выбран, экспрессивная функция может
    значительно усилить или ослабить
    информационную функцию коммуникации.
    Особое значение экспрессивная функция
    имеет для творческих людей, создающих
    произведения, которые должны быть
    оценены другими и в которых отражается
    их собственное образное восприятие
    мира и эмоциональное отношение к нему.
    В ходе осуществления этой функции в
    партнере возбуждаются нужные эмоциональные
    переживания, которые в свою очередь
    способны изменить собственное
    эмоциональное состояние.

  4. Прагматическая
    функция. Эта функция позволяет
    регламентировать поведение и деятельность
    участников коммуникации, координировать
    их совместные действия. Она может быть
    направлена как на себя, так и на партнера,
    в ходе осуществления этой функции
    возникает необходимость прибегать как
    к побуждению партнера к выполнению
    какого-то действия, так и к запрещению
    каких-то поступков. Ведь человек общается
    ради достижения каких-то целей, для
    чего осуществляет определенную
    деятельность, которая в свою очередь
    нуждается в постоянном контроле и
    взаимосвязи. Именно это и выполняет
    прагматическая функция коммуникации.

  5. Интерпретативная
    функция. Она служит, прежде всего, для
    понимания своего партнера по коммуникации,
    его намерений, установок, переживаний,
    состояний. Дело в том, что различные
    средства коммуникации не только отражают
    события окружающей действительности,
    но и интерпретируют их в соответствии
    с определенной системой ценностей и
    политических ориентиров. Некоторые
    зарубежные исследователи называют это
    свойство коммуникации interpretationfunction,
    подчеркивая таким образом значение
    именно интерпретации информации, отбора
    и освещения фактов с определенных
    позиций. В то же время эта функция
    зачастую используется для передачи
    конкретных способов деятельности,
    оценок, мнений, суждений [6].

При
изучении функционального аспекта
коммуникации необходимо учитывать, что
все указанные функции тесно связаны
между собой и присутствуют в том или
ином сочетании фактически в любом виде
коммуникации. На практике все эти функции
в соответствующей степени проявляются
на разных уровнях межличностной
коммуникации: социально-ролевом, деловом
и интимно-личностном. Социально-ролевой
уровень коммуникации связан с выполнением
ожидаемой от человека роли, невозможен
без знания норм окружающей человека
среды. Общение при этом носит, как
правило, анонимный характер и не зависит
от того, происходит ли оно между близкими,
знакомыми или незнакомыми людьми. На
уровне делового общения идет совместное
сотрудничество, поэтому целью общения
на этом уровне является повышение
эффективности совместной деятельности.
Партнеры оцениваются с точки зрения
того, насколько хорошо они выполняют
свои функциональные обязанности и
решают поставленные перед ними задачи.
На интимно-личностном уровне общения
человек удовлетворяет свою потребность
в понимании, сочувствии, сопереживании.
Обычно для этого уровня характерны
психологическая близость, доверительность.

Культура
всякого сообщества людей представляет
собой, во-первых, культурное наследие,
культурные ценности, как в виде вещей,
так и в виде идей; во-вторых, деятельность
по созданию, хранению, распространению
и освоению культурных ценностей,
называемую культурной деятельностью.
Соответственно культура состоит из
культурного наследия и культурной
деятельности. Культурная деятельность,
в свою очередь, является суммой творчества
(создание культурных ценностей) и
социальной коммуникации (хранение и
распространение созданных ценностей)
и плюс практическое использование этих
ценностей. Таким образом, мы видим
насколько социальная коммуникация
является необходимым аспектом,
неотъемлемой частью культуры и эволюцией
человеческой культуры.

В
процессе эволюции формировались особые
функции средств коммуникации, отличающие
человека от других представителей
животного мира. Возникновение человеческой
речи приблизительно 40 тыс. лет назад
называют «первая коммуникативная
революция». За этой революцией последовали
еще три, также связанные с совершенствованием
средств передачи сообщений: возникновение
письменности, изобретение печатного
станка; развитие электронных СМИ.

Развивался
человек и человечество, следовательно,
развивалась и социальная коммуникация.
С течением временем появляются
социально-коммуникационные службы,
системы, институты и соответственно
появилась и такая организация как
библиотека.

Социальные сети и межличностное общение

Май / июнь 2013 Выпуск

Социальные сети и межличностное общение
Маура Келлер
Социальная работа сегодня
Vol. 13 № 3 стр. 10

Оглянитесь вокруг ресторана, и вам будет трудно найти людей, которые не склонны опускать голову, используя свои мобильные телефоны для отправки текстовых сообщений, твитов или обновления своего статуса в Facebook — и все это, одновременно делясь едой с другими за своим столом.

Влияние социальных сетей на нашу способность взаимодействовать и общаться заметно во всех сферах общества, так что это значит для межличностного общения? По словам Пола Бута, доктора философии, доцента кафедры медиа и кино в Колледже коммуникации Университета ДеПола в Чикаго, социальные сети, безусловно, влияют на то, как мы взаимодействуем друг с другом в любом месте и в любом возрасте. «Произошел сдвиг в способах общения; мы предпочитаем опосредованное общение, а не личное общение, — говорит он.«Мы скорее будем писать по электронной почте, чем встречаться; мы предпочитаем писать по телефону, чем разговаривать «.

По словам Бута, исследования показали, что люди на самом деле становятся более общительными и более интерактивными с другими, но стиль этого общения изменился, так что мы не встречаемся лицом к лицу так часто, как раньше.

Тем не менее, наше взаимодействие в социальных сетях, как правило, носит слабый характер, то есть мы не чувствуем такой личной связи с людьми на другом конце нашего общения, как при личной встрече.«Поэтому, хотя мы больше общаемся, мы не обязательно строим отношения так сильно», — говорит Бут.

По словам Бут, возникают три ключевых вопроса, касающихся роли социальных сетей в стилях общения людей. Во-первых, когда мы общаемся через социальные сети, мы склонны доверять людям на другом конце коммуникации, поэтому наши сообщения, как правило, более открыты. Во-вторых, наши социальные связи не так укрепляются через социальные сети, как при личном общении, поэтому мы не стремимся углублять наши отношения — они, как правило, существуют в статус-кво.Наконец, мы склонны следить за людьми, которые согласны с нашими точками зрения, и взаимодействовать с ними, поэтому мы не получаем того же разнообразия точек зрения, которое было в прошлом.

«Безусловно, с каждой новой коммуникационной технологией меняются стиль и тип межличностного общения», — говорит Бут. «Очевидно, что чем больше влияние технологии, тем больше изменений мы видим в стилях общения».

Далеко идущие эффекты
Николас Дэвид Боуман, доктор философии, доцент кафедры коммуникативных исследований в Эберли-колледже искусств и наук Университета Западной Вирджинии, говорит, что действия, которые вызывают плохие онлайн-отношения, скорее всего, совпадают с теми, которые вызывают плохие отношения в реальной жизни — изменилась только модальность.«Например, киберзапугивание имеет в основном те же предшественники и поведенческие, эмоциональные и аффективные последствия, что и травля [не киберпространство]», — говорит Боуман. «И все же разница в том, что« больше », то есть социальные сети позволяют больше контактов, больше общения и в более публичной манере».

В случае запугивания часто человек, над которым издеваются, может удалить себя из окружающей среды, по крайней мере, временно. Например, ребенок, над которым издеваются в школе, может сбежать с детской площадки, когда он или она идет домой каждую ночь.«Однако киберзапугивание отличается своей устойчивостью», — говорит Боуман. «Запугивающие сообщения не остаются в определенном месте, например на игровой площадке, но могут следовать за ребенком домой. Если учесть, что воздействие издевательств на человека может нарастать со временем, то возникает реальная обеспокоенность тем, что усиление контактов между хулиганами и их жертвами в постоянных и цифровых взаимодействиях может усугубить проблему ».

Информационная перегрузка
Одной из серьезных проблем, связанных с воздействием социальных сетей, является перегрузка коммуникаций — изучение того, как обрабатывать эту «дополнительную» информацию и понимать ее смысл.

Как объясняет Боуман, мы получаем больше информации о людях, чем когда-либо прежде, и мы чувствуем необходимость обработать и, возможно, даже отреагировать на все это. «На самом деле, были очень ранние недавние данные, свидетельствующие о том, что подростки, возможно, уходят от Facebook, потому что это слишком сложно для них, — говорит он.

Другая проблема связана с технологической зависимостью, когда люди проводят больше времени со своим смартфоном, чем взаимодействуют с людьми вокруг них, в ущерб этим личным отношениям.«Это может быть родитель, проверяющий свою электронную почту во время семейного обеда, или молодой студент колледжа, обновляющий Twitter во время первого свидания», — говорит Боуман. «Эти люди, вероятно, испытывают в сети такое сильное чувство идентичности, что им трудно отделить свои виртуальные действия от реальных».

С выпуском пятого издания DSM интернет-зависимость теперь будет указана как психическое заболевание, характеризующееся эмоциональным отключением, недостатком концентрации и симптомами отмены, поэтому мы можем быть ближе к диагностике и пониманию социально вредного отношения между людьми и технологиями.

«Однако многие из нас предупреждают, что интернет-зависимость может быть неточным изображением», — говорит Боуман. «В конце концов, если социальные сети предназначены для связи людей с людьми, то действительно ли это отношения между людьми и технологиями, или это отношения между людьми, опосредованные технологиями?»

Защита конфиденциальности
Одним из потенциально негативных последствий социальных сетей является отсутствие конфиденциальности. «Из-за того, что межличностное общение меняется, мы становимся более склонными делиться в социальных сетях той информацией, которой мы, возможно, раньше делились лично, лицом к лицу», — говорит Бут.«Мы всегда должны помнить, что наши социальные сети доступны для поиска — даже когда настройки конфиденциальности установлены на очень высокий уровень, всегда можно найти личную информацию».

Конечно, негативу, окружающему социальные сети, противодействуют положительные факторы, в том числе возможность общаться с большим количеством людей на больших расстояниях и с большей скоростью. «Ваше послание может быть распространено дальше и быстрее, чем когда-либо в истории человечества», — говорит Бут.«Мы можем сделать много хорошего, распространяя таким образом позитивные сообщения».

Будущее социальных сетей
Эксперты согласны с тем, что клиницисты должны осознавать, что люди меняют способ общения. «Мы можем полагаться на слабые связи, которые мы устанавливаем в социальных сетях, больше, чем на сильные связи, которые могут быть у нас, когда мы встречаемся лицом к лицу», — говорит Бут.

Что ждет социальные сети в будущем и их потенциальное постоянное влияние на межличностное общение в обществе? Боуман считает, что социальные сети, вероятно, будут и дальше все больше интегрироваться в нормальный человеческий опыт, как и большинство коммуникационных технологий, предшествовавших этому.«Они будут продолжать увеличивать объем процесса человеческого общения, и мы продолжим учиться использовать их во благо и во зло», — говорит он.

«Мы должны помнить, что социальным сетям действительно всего десять лет. Это очень молодой период в истории коммуникационных технологий, — добавляет Бут. «Это оказало влияние, но еще не вошло в рутину. По мере того, как социальные сети становятся более нормализованными, мы перестанем воспринимать их как изменяющие вещи и начнем видеть их такими, какие они есть.Как общество, у нас все будет хорошо — мы всегда приспосабливаемся к новым технологиям. Так что будь то носимые средства коммуникации, такие как очки Google, или другие облачные вычисления, мы будем меняться и адаптироваться ».

— Маура Келлер — писатель и редактор из Миннеаполиса.

.

Коммуникации и социальные сети | Pew Research Center

Введение

Подростки живут в очень социальном мире, который изобилует возможностями общения; тем не менее, подростки обычно предпочитают более традиционные средства массовой информации — телефоны (стационарные или сотовые) и личное общение. Однако модели общения у трех групп подростков различаются: создатели контента, участники социальных сетей и «многоканальные подростки», использующие Интернет, обмен мгновенными сообщениями, мобильные телефоны для обмена текстовыми сообщениями, социальные сети и .

Несмотря на приток цифровых медиа в свою жизнь, подростки продолжают полагаться на телефоны, чтобы поддерживать связь со своими друзьями.

В то время как текстовые цифровые коммуникационные технологии становятся все более распространенными, телефон продолжает доминировать как инструмент выбора, когда подростки хотят общаться со своими друзьями. Однако у тех, у кого есть сотовые телефоны, и у тех, кто является заядлыми пользователями интернета, разные коммуникационные профили от всего подросткового населения.

Rank Order of Teen Daily Social Communications Choices

Если посмотреть на то, как средний подросток общается с друзьями за пределами школы, телефонные и личные встречи встречаются чаще, чем онлайн.Почти четыре из десяти подростков (39%) общаются со своими друзьями по стационарному телефону каждый день, 35% разговаривают с друзьями по мобильному телефону, а 31% видят своих друзей лично за пределами школы.

Также важно отметить, что текстовое, личное и телефонное общение с друзьями не исключают друг друга. 74% подростков участвуют в двух или более из этих коммуникационных мероприятий на регулярной основе (здесь определяется как более одного раза в неделю).

Daily Social Communications Choices: The percent of teens who communicate with their friends every day via these methods

После рассмотрения различных подгрупп подростков коммуникативные предпочтения меняются.Молодежь, у которой есть сотовые телефоны, значительно чаще использует свои мобильные телефоны, чтобы разговаривать с друзьями ежедневно, чем они выбирают любой другой вариант: 55% этой группы заявили, что они используют свои мобильные телефоны каждый день, чтобы поговорить с друзьями.

«Многоканальные подростки», у которых есть много возможностей для общения, — это особая порода.

Молодые люди в возрасте от 12 до 17 лет, которые заявляют, что они активны во всех исследуемых нами сферах коммуникации, имеют совершенно иной профиль от других подростков. Многоканальные подростки — те, у кого есть мобильные телефоны и доступ в Интернет, отправляют текстовые сообщения и мгновенные сообщения, а также используют сайты социальных сетей — имеют множество способов связаться со своими друзьями.Эта группа составляет чуть более четверти (28%) всех подростков в нашей выборке. Они старше полной выборки и, скорее всего, будут девушками. Социально-экономический статус, расовые или этнические различия не являются статистически значимыми для этой группы.

Multi-Channel Teens Are the Most Communicative

Эти подростки с высокой проводной связью и подключением отличаются интенсивностью, с которой они используют соединительные технологии, накладывая новые технологии друг на друга над старыми, сохраняя при этом общую более высокую вероятность повседневного использования всех технологий.Многоканальные подростки, скорее всего, будут использовать свои сотовые телефоны, чтобы связаться с друзьями, а затем обратиться к интернет-инструментам — инструментам обмена мгновенными сообщениями и социальным сетям. Они даже чаще используют электронную почту, чем подростки в целом, хотя для них, как и для остальной части онлайн-подростков, электронная почта является наименее популярным средством коммуникации.

Личный контакт по-прежнему имеет значение.

Все эти технологические методы общения по-прежнему не заменяют для многих подростков личное общение.В целом среди подростков 31% подростков в этом опросе сообщили, что они проводили время с друзьями лично, занимаясь общественной деятельностью вне школы каждый день, 34% подростков сообщили, что они делали это несколько раз в неделю, а 24% подростки сообщили, что они проводили время с друзьями после школы не реже одного раза в неделю. Подростки старшего возраста — те самые люди, которые чаще используют другие формы общения, такие как сотовые телефоны или обмен мгновенными сообщениями, — с большей вероятностью сообщают, что проводят время с друзьями лично, занимаясь общественной деятельностью вне школы каждый день или несколько раз в неделю, чем молодые подростки.

Во всем спектре коммуникационная активность, которая меньше всего меняется, — это частота личных встреч; 31% всех подростков общаются с друзьями каждый день вне школы; Так поступают 34% владельцев сотовых телефонов; Такие встречи бывают у 35% многоканальных подростков; 38% пользователей сайтов социальных сетей каждый день встречаются с друзьями лично.

Электронная почта продолжает терять популярность среди подростков.

Несмотря на то, что электронная почта является основным средством личного и профессионального общения среди взрослых, она не является особенно важной частью коммуникационного арсенала современных подростков, когда они общаются со своими друзьями.Согласно выводам фокус-групп, электронная почта попадает в немилость, потому что у подростков есть так много других возможностей, позволяющих немедленно связаться, когда они находятся вдали от компьютеров, и потому, что, когда они находятся за компьютерами, их делают особые особенности обмена мгновенными сообщениями и сайтов социальных сетей. более привлекательные способы общения. Одна девочка старшего школьного возраста сказала: «Электронная почта устаревает. MySpace намного быстрее. Это похоже на текстовые сообщения на вашем телефоне. Вы можете присылать фотографии ».

Только 14% всех подростков сообщают, что отправляют электронные письма друзьям каждый день, что делает это наименее популярной формой ежедневного социального общения.Более молодые онлайн-девушки — исключение; 22% девочек в возрасте 12–14 лет переписываются по электронной почте с друзьями ежедневно по сравнению с 11% мальчиков младшего возраста и 13% подростков старшего возраста. По сравнению с количеством подростков, которые сообщают, что общаются со своими друзьями каждый день с помощью мгновенных сообщений (28%) и по мобильному телефону (35%), объем ежедневного использования электронной почты невелик.

Девочки и подростки старшего возраста общаются чаще.

Девочки участвуют в более широком спектре коммуникативных действий, чем мальчики, и делают это с большей частотой.95% девочек-подростков несколько раз в неделю участвуют по крайней мере в одном коммуникативном мероприятии по сравнению с 84% мальчиков. Точно так же подростки старшего возраста (в возрасте 15-17 лет) с большей вероятностью будут участвовать в большом количестве коммуникационных действий, чем молодые подростки (в возрасте 12-14 лет).

В частности, подростки старшего возраста чаще, чем подростки младшего возраста, общаются со своими друзьями по мобильному телефону; 81% подростков в возрасте 15-17 лет отправляют текстовые сообщения или разговаривают со своими друзьями по мобильному телефону, по сравнению с 56% подростков в возрасте 12-14 лет.Это несоответствие в основном связано с более высоким уровнем владения мобильными телефонами среди подростков старшего возраста; 77% подростков в возрасте 15-17 лет имеют сотовый телефон по сравнению с 49% подростков в возрасте 12-14 лет.

Teens Participate in an Abundance of Communications Activities

Создатели контента более активные коммуникаторы, чем не создатели.

В целом, подростки, которые создают контент, чаще других подростков используют текстовые средства коммуникации. Отправка сообщений через сайты социальных сетей — их самый популярный способ общения с друзьями; 94% создателей контента, которые используют сайты социальных сетей, отправили сообщение другу через сайт социальной сети, по сравнению с 86% не создателей контента.Несмотря на то, что электронная почта в целом сокращается среди подростков, электронная почта неожиданно стала вторым по популярности способом общения с друзьями: 79% создателей контента заявили, что отправляли электронные письма друзьям, по сравнению с чуть более чем половиной (56 %) не создателей контента. Обмен мгновенными сообщениями почти так же популярен, как и электронная почта: 77% создателей контента заявили, что они отправляли и получали мгновенные сообщения, по сравнению с 53% не создателей. Обмен текстовыми сообщениями — еще один часто упоминаемый инструмент общения: 61% создателей контента отправляют текстовые сообщения в друзья, по сравнению с 40% тех, кто не является создателем.Инструменты голосовой связи — стационарные телефоны и звонки по мобильному телефону — это варианты коммуникации, которые делают в равной степени создатели контента и те, кто не создает контент.

Создатели контента чаще, чем другие подростки, сообщают, что ежедневно общаются со своими друзьями, используя все различные средства, перечисленные в этом опросе. Создатели контента с большей вероятностью будут проводить время со своими друзьями каждый день, разговаривать со своими друзьями по стационарному или мобильному телефону каждый день, отправлять текстовые сообщения своим друзьям каждый день, обмениваться мгновенными сообщениями со своими друзьями каждый день, чтобы отправлять электронные письма и отправлять сообщения из социальных сетей своим друзьям, а не создателям контента.

Создатели контента выделяются среди тех, кто не занимается созданием контента, тем, что ежедневно интенсивно используют сайты для обмена мгновенными сообщениями и социальные сети для общения с друзьями. 36% создателей контента говорят, что они отправляют сообщения своим друзьям каждый день, по сравнению с 20% тех, кто не занимается созданием контента, а 30% создателей контента говорят, что ежедневно отправляют сообщения друзьям через сайты социальных сетей, по сравнению с только 10% тех, кто не занимается созданием контента контент-создатели. Существует значительное совпадение в группах создателей контента и многоканальных подростков — 36% создателей контента также являются многоканальными подростками, по сравнению с 13% не создателей.

Content Creators Have Plenty to Say (

Пользователи социальных сетей тоже умеют хорошо общаться.

В целом, пользователи социальных сетей также являются «супер-коммуникаторами», использующими все типы и методы общения, чтобы оставаться на связи со своими друзьями с частотой, не имеющей себе равных среди других подростков. Почти две трети (63%) пользователей социальных сетей, владеющих мобильными телефонами, ежедневно звонят своим друзьям по мобильным телефонам, в то время как 41% владельцев мобильных телефонов, которые не используют социальные сети, сообщают, что ежедневно звонят друзьям по мобильному телефону. .

Пользователи социальных сетей также чаще, чем пользователи, не использующие социальные сети, ежедневно разговаривают с друзьями по стационарному телефону: 44% подростков из социальных сетей сообщают о таком поведении по сравнению с 34% тех, у кого нет профилей в социальных сетях.

Две трети (67%) пользователей социальных сетей отправляли или получали текстовые сообщения, по сравнению с 38% тех, кто не находится в социальных сетях. Пользователи социальных сетей чаще, чем пользователи, не использующие социальные сети, отправляют сообщения друзьям каждый день (36% vs.17%), а также иметь мобильный телефон (75% против 54%).

Подобно текстовым сообщениям, пользователи социальных сетей с большей вероятностью будут отправлять и получать мгновенные сообщения и с большей вероятностью будут отправлять и получать их чаще. В то время как 85% пользователей социальных сетей когда-либо отправляли мгновенные сообщения, половина (50%) подростков, не использующих социальные сети, сообщают об использовании мгновенных сообщений. А пользователи социальных сетей почти в три раза чаще отправляют мгновенные сообщения каждый день: 42% подростков из социальных сетей сообщают о ежедневном обмене мгновенными сообщениями, по сравнению с 16% пользователей, не связанных с социальными сетями.

Личное общение вне школы — еще одна возможность для пользователей социальных сетей выделиться; 38% пользователей социальных сетей сообщают, что общаются с друзьями лично каждый день, и только 25% подростков, не использующих социальные сети, сообщают то же самое.

Несмотря на то, что электронная почта как способ общения по-прежнему не пользуется популярностью среди молодежи, пользователи социальных сетей по-прежнему используют электронную почту чаще, чем подростки, не использующие социальные сети. Действительно, почти каждый третий (29%) онлайн-подростков говорит, что никогда не отправляет и не получает электронную почту от сверстников.В целом 80% пользователей социальных сетей говорят, что они все еще используют электронную почту для общения с друзьями, в то время как 59% пользователей, не связанных с социальными сетями, сообщают, что отправляют электронную почту своим сверстникам. Из тех подростков, которые используют электронную почту для общения с друзьями, 21% подростков в социальных сетях используют электронную почту каждый день, в то время как только 7% пользователей, не связанных с социальными сетями, делают то же самое.

Social Network Users Are Also Major Communicators

Как и в случае с создателями контента, подростки, использующие социальные сети, и подростки, пользующиеся многоканальным доступом, во многом пересекаются. Более половины (52%) подростков в социальных сетях также используют многоканальные коммуникаторы.А для подростков в социальных сетях каналов еще больше; В категории отправки сообщений через социальные сети пользователи социальных сетей получают в свое распоряжение дополнительный набор средств коммуникации. Использование этих инструментов пользователями социальных сетей подробно описано в таблице ниже.

How Teens Communicate with Friends Using Social Networking.Определение

социальной коммуникации и синонимы социальной коммуникации (английский)

Термин социальная коммуникация относится к использованию так называемых социальных сетей . Однако пока не существует стандартизированного определения. Обычно коммуникация требует социальной связи по крайней мере двух субъектов в социальных отношениях, будь то техническая среда или нет. В недавних публикациях используется термин для обсуждения неформального общения в открытых обществах. [1]

Другое определение — социальная коммуникация. — это область исследования, которая в первую очередь исследует способы восприятия, передачи и понимания информации, а также влияние этих способов на общество.Таким образом, изучение социальной коммуникации более политически и социально вовлечено, чем изучение коммуникации.

Типы

Социальная коммуникация бывает двух типов: формальная и неформальная.

Формальная социальная коммуникация — это когда организация или фирма организовываются для передачи своих планов или идей в непринужденной манере. Здесь предметом является то, что один и несколько человек говорят на одну и ту же тему.

В неформальном социальном общении люди объединяются в группу, в которой начинают свой разговор, и высказывают свои взгляды на любой предмет, который им может понравиться или быть интересным, чтобы поделиться своими взглядами.Здесь люди в основном получают удовольствие от своего участия и не вынуждены общаться с другими. Социальное общение в основном происходит с помощью социальных сетей, но, помимо этого, групповая встреча лицом к лицу или сбор данных лучше и эффективнее, чем в социальных сетях.

Преимущества

Социальное общение дает много преимуществ, например, удовольствие от разговора, обмен информацией и мнениями, а также изучение новых вещей и получение свежей информации.

На практике

Лучший способ общаться в социальной беседе — это одновременно говорить и позволять другим разговаривать, уделяя им внимание. Делясь своими взглядами, нужно помнить об использовании слова, тоне и эмоциях.

Даже люди с хорошими коммуникативными навыками могут плохо общаться в социальной среде. Потенциальные проблемы в их социальном общении могут включать:

  • Непонятное общение.
  • Предоставляется слишком мало или слишком много информации. Клаус Фидлер (редактор), Социальная коммуникация, Лондон 2007, ISBN 978-1-84169-428-3
  • .

    NY PR Agency 5W Public Relations Blog — 5WPR — Как социальные сети изменили коммуникации

    Коммуникации в социальных сетях изменили мир.

    Социальные сети не только изменили скорость, с которой люди могут общаться, они также изменили то, что люди говорят друг другу, поскольку они встраивают это в как можно меньше персонажей.

    С большей скоростью и меньшим количеством слов можно предположить, что социальные сети высвобождают время.В некотором смысле это работает, но на всех ложится бремя изучения новых языков, а также их эффективное использование.

    Одно место, где важно эффективное использование, — это реклама. Люди могут перейти с коммуникационных платформ социальных сетей на веб-сайты, чтобы подписаться на информационные бюллетени от своих любимых брендов.

    Потребительское впечатление

    Покупатели получают впечатления об этих брендах из того, что они публикуют в социальных сетях. Поэтому важно, чтобы они поддерживали последовательное сообщение бренда.При совершении покупок решения клиентов о покупке и даже их поисковые запросы могут использоваться для индивидуализации типов рекламы, которую они видят.

    Он может быть адаптирован к ним, обеспечивая при этом то же сообщение бренда, созданное с использованием языка социальных сетей. Преимущество обучения этим вещам — узнаваемость бренда, автоматические покупки и удержание клиентов.

    Еще одна вещь, которая изменилась, — это то, что компании могут общаться друг с другом и даже с клиентами без каких-либо поездок.Офис даже не обязателен. У них могут быть деловые встречи по Skype или другому сервису видеоконференцсвязи. Это экономит деньги на билетах на самолет или бензин и позволяет сотрудничать, что раньше было невозможно.

    Компании могут разговаривать с клиентами, используя тот же метод, вместо того, чтобы заставлять их звонить по телефонной линии или приходить в другое место.

    Это упрощает общение для всех и позволяет быстрее решать проблемы. Такое удобство заставляет клиентов возвращаться, говоря им, что они могут доверять компании, с которой они работали.

    Каналы социальных сетей

    Различные типы социальных сетей могут быть эффективными инструментами для компаний, стремящихся развивать или поддерживать свой бизнес.

    Для перехода на новую платформу требуется некоторое обучение, но ни один из них не является слишком сложным. Кроме того, прибыль стоит времени, потраченного на ее изучение и использование.

    Несколько часов в социальных сетях, генерирующих лайки, подписчиков, заставляя людей делиться контентом и заставляя людей подписываться на информационные бюллетени, могут принести огромную прибыль.Их можно отследить по тому, сколько раз это было сделано или, конечно, сколько новых продаж было произведено. Важно, чтобы сообщение бренда было последовательным. Если сообщение всегда однозначно, оно легче запоминается покупателю.

    Будущее коммуникации в социальных сетях

    Несколько часов на видеоконференции, совместной работы с сотрудниками и / или консультантами, могут сэкономить много денег, времени на отправку электронных писем туда и обратно и разочарование. То же самое с клиентами может обещать сохранение того, что получили социальные сети.Это может даже увеличить количество рекомендаций.

    Во многих отношениях социальные сети сделали рекламу из уст в уста более эффективной и далеко идущей. Компании должны использовать этот инструмент в своих интересах, убедившись, что сообщение их бренда передается. После того, как сообщение размещено и продублировано на нескольких платформах, клиенты делятся им между бесчисленным множеством потенциальных клиентов.

    .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.